Урок по финансовой грамотности в начальных классах: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Финансовая грамотность в школах России: предмет, уроки, программа

В скором времени в школах появится обязательное обучение финансовой грамотности. Что это за предмет, как будут организованы уроки и какие темы войдут в новую программу — в материале КП

Арина Антоненко

Автор КП

Анна Мусихина

Академический директор и методист курса по финансовой грамотности Летней программы онлайн-школы Skysmart

Ирина Киселева

Учитель математики школы № 1679 города Москвы

Инвестирования в сомнительные компании, невыгодные кредиты и необоснованные траты – реалии современной жизни требуют знаний в финансовой сфере. Очевидно, что навык обращения с деньгами нужно развивать с детства. В этом плане введение в школы элементов финансовой грамотности – давно назревшее и своевременное решение государства.

Предмет финансовая грамотность

С 1 сентября 2022 года в школах вводится обязательное преподавание финансовой грамотности. При этом часовая нагрузка на учеников не увеличится, так как отдельного урока по новой дисциплине не предусмотрено. Развивать финансовую грамотность будут в рамках других, привычных для школьников предметов.

Уроки финансовой грамотности

Уроки финансовой грамотности будут проводиться для учеников с 1 по 9 классы. В начальной школе дети смогут получать знания в сфере обращения с деньгами в рамках таких предметов, как математика и окружающий мир. В 5-9 классах элементы финансовой грамотности будут органично включены в программы по обществознанию, математике и географии.

У школ есть один учебный год для того, чтобы переработать имеющиеся программы, включив в них часы для обучения новым навыкам. К слову, большинство российских школ уже факультативно включали материалы по развитию финансовой грамотности в свои учебные планы. Преподаватели посещали специальные курсы по основам финансово-экономических отношений. После повышения квалификации педагоги разрабатывали дидактические бизнес-игры, финансовые головоломки, организовывали проектную деятельность в рамках смежных предметов. Теперь на региональных методических объединениях полученный опыт перенимают и другие учителя.

    Программа занятий по финансовой грамотности

    При разработке программ занятий по финансовой грамотности были учтены возрастные особенности обучающихся. Для учеников начальной школы информация будет преподноситься в игровой форме. Планируется сделать упор на формирование навыков безопасного поведения в интернете – в первую очередь при совершении платежей и денежных переводов. Также ребят познакомят с понятиями «доходы» и «расходы», научат анализировать семейный бюджет и составлять личный финансовый план.

    Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности Летней программы онлайн-школы Skysmart считает введение финансовой грамотности в уроки начальной школы обоснованным:

    — Что такое деньги, дети начинают понимать лет в 6-7. Чтобы в будущем человек не жил от зарплаты до зарплаты, соизмерял желания с возможностями и не набирал полные карманы кредитов, его нужно учить обращаться с финансами задолго до того, как он сам начнет зарабатывать. А еще лучше – до выдачи первых денег на мороженое. Финансовое воспитание помогает понимать ценность денег и спокойно обсуждать темы, связанные с финансами. Через много лет он будет, не стесняясь, требовать прибавки к зарплате, вести семейный бюджет и откладывать деньги. Но главное – он будет считать деньги инструментом для достижения целей, а не чем-то, что определяет его личную ценность и важность

    В средней школе ученики научатся оценивать риски предпринимательской деятельности, определять недобросовестные финансовые организации, деятельность которых связана с мошенничеством. На уроках математики дети будут заниматься расчетом цен на товары, стоимости товаров услуг и налогов. Часть уроков географии будет направлена на определение качества жизни и финансового благополучия людей.

    Учителя также уделят внимание проблеме агрессивной политики банков, объяснят тонкости кредитов и инвестиций, затронут темы страхования и пенсионных выплат. Кроме того, планируется, что к 9 классу подростки сами смогут составлять заявления и доверенности, заполнять декларации.

    Российские школьники с большим воодушевлением принимают нововведение. Анна Мусихина рассказывает:

    — Опрос, проведенный онлайн-школой Skysmart, показал, что 11,2% старшеклассников хотели бы посещать внеклассные занятия, посвященные бизнесу, а среди бытовых навыков, которые интересны подросткам, финансовая грамотность лидирует, немного обгоняя даже вождение и кулинарию – около 75% детей в возрасте 10-17 лет сказали, что хотят научиться обращаться с финансами.

    Мнение эксперта

    Ирина Андреевна Киселева, учитель математики школы №1679 города Москвы

    — Не встречала еще ни одного первоклассника, который не знает, что такое деньги. Причем дети с большим удовольствием обсуждают, что и как выгоднее друг у друга можно обменять или сколько шоколадок они смогут купить на перемене в буфете. Детям очень нравятся уроки по финансовой грамотности, они с удовольствием обсуждают, как выгоднее, решают задачи. Например, в прошлом учебном году я со своим пятым классом начала изучать проценты. На этапе актуализации дети взахлеб рассказывали, где в повседневной жизни мы можем с ними столкнуться, рассказывали, что с помощью знаний о процентах можно сэкономить при покупке или преумножить деньги, инвестируя в ценные бумаги.

    Детям было особенно интересно решать задачи следующего характера: сколько денег будет на вкладе через три года? А сколько денег было бы у тебя сейчас, если бы в прошлом году ты купил не iPhone, а акции компании Apple? Вот все локти кусали. Но это, конечно, задачи уже более сложные – на сложные проценты. Систематически я даю детям задачи практического содержания, благодаря которым начинается активное обсуждение и параллельное изучение таких понятий, как доход, расход, бюджет, выгода, валюта, подушка безопасности и так далее. Также каждый год хотя бы один ученик делает проект или доклад на эту тему, а после рассказывает всему классу, как и на что лучше распределять финансы.

    В моем детстве меня не учили «беречь деньги», и жизнь преподнесла мне урок только в 22 года, когда без какой-либо подушки безопасности я слегла в больницу на два месяца – в тот раз я поняла, насколько может быть опасно жить «в кредит». Я начала изучать финансовую грамотность. Я понимаю, что в жизни может случится любая ситуация, и надо себя защитить финансово. Поэтому я считаю необходимым научить детей финансовой грамотности, на то я и учитель.

    В следующем учебном году я планирую на дополнительных занятиях играть с детьми в настольную игру «Денежный поток (для детей)», которая учит тому, что нужно не только откладывать, но и увеличивать свои активы, грамотно инвестируя.

    Опрос

    Как вы считаете, нужны ли уроки финансовой грамотности в школах?

    Обязательно! Важно с детства учиться обращаться с деньгами

    Да, но это больше актуально для старших классов

    Нет, у школьников и так слишком большая учебная нагрузка

    Нет, такие уроки в школьной программе будут бесполезны

    Ответить

    Спасибо за Ваш ответ!

    Фото на обложке: shutterstock.com

    как в школах будут учить финансовой грамотности

    С 1 сентября в России преподавание финансовой грамотности в школах станет обязательным как часть нового ФГОС – Федерального государственного образовательного стандарта. Пока и у учителей, и у родителей много вопросов об этом: на каких именно уроках ученикам будут рассказывать об умении обращаться с финансами, какими будут примерные рабочие программы.

    В Федеральном методическом центре по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования предложили подробную презентацию. Познакомимся с вопросом в общих чертах. 

    Детям будут преподавать основы финансовой грамотности уже в начальной школе

    Автор презентации – Чулпан Шавалеева, кандидат экономических наук  доцент Казанского федерального университета.

    Итак, самое главное: образовательных результатов по финансовой грамотности от школьников

    будут ждать по таким предметам, как окружающий мир и математика в начальной школе и математика, информатика, обществознание и география – в основной (средней и старшей) школе.

    При этом элементы финграмотности можно включать в средней школе также в уроки ОБЖ, литературы, физики и прочие.

    Начальная школа

    На окружающем мире дети должны получить первоначальные представления о природных и социальных объектах – и при этом сформировать основы рационального поведения и принятия решений, например, разбираться в том, что такое расходы и доходы семейного бюджета. Важны и навыки безопасного образа жизни и финансовая безопасность как одна из его составляющих. К примеру, ребенку следует понимать, что нельзя разглашать личную и финансовую информацию вне семьи или в интернете.

    На математике школьники начальных классов могут научиться решать практические задачи в том числе в сфере личных и семейных финансов. Проще говоря, понимать, что такое «цена», «дешевле», «дороже», пересчитывать копейки в рубли и так далее, рассчитывать стоимость продуктов.

    Основная школа

    В средней школе преподавание финансовой грамотности расширяется и «проникает» во многие предметы.

    Так, на алгебре и геометрии ученикам придется решать задачи о цене и стоимости товаров и услуг, расчету налогов, по темам управления своими и семейными финансами, составляя уравнения и неравенства и оценивая правдоподобность результатов.

    С шестого класса среди задач будут задания на вычисление процентов. А в 7-8 классах в качестве рекомендации предлагают вводить задания на вычисление, к примеру, доходов по депозитам, расчету налогов и вычетов, кредитных платежей.

    Отметим, что сегодня уровень грамотности населения, которое широко пользуется кредитами, в этой сфере оставляет желать лучшего.

    Разбираться в вопросах накопления, кредитования, налоговых отчислений должна каждая семья

    На информатике в старшей школе, например, в 9 классах, будет уделяться серьезное внимание понятию информационной безопасности, правилам безопасной аутентификации в сети, безопасным стратегиям поведения в интернете. Цель преподавания – предупредить вовлечение школьников в криминальные формы сетевой активности, например, фишинг.

    В преподавании обществознания ученикам изложат основы налогового законодательства, познакомят с процессами и явлениями в микро- и макроэкономике, основами бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

    В результате, к примеру, шестиклассники смогут использовать полученные на уроках знания о защите прав потребителей финансовых услуг. В седьмом классе учеников при обучении финансовой грамотности будут знакомить с правами собственности и защитой прав собственников, основами трудового права, особенностями статуса несовершеннолетних при устройстве на работу.

    В восьмом классе темами обществознания в сфере финансовой грамотности станут, например, предпринимательство, деньги и их функции, экономика предприятий, финансовый рынок, банковские услуги. Школьники смогут высказывать свое отношение к развитию собственного бизнеса и к недобросовестному поведению участников финансового рынка, оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности и получать множество других умений и навыков. Отдельной темой для 8-классников может стать изучение семейного бюджета, способов и форм сбережений, составление личного финансового плана.

    Наконец, на географии ученики будут знакомиться с разными видами хозяйственной деятельности в разных странах.

    В презентации приведены также примеры задач, которые должны уметь решать школьники и на уроках, и в жизни.

    Это, к примеру, оценка баланса на своем телефоне при использовании сервиса, анализ условий банковского вклада, сравнение тарифов разных сотовых операторов и другие важные для семейного бюджета задачи.

    Наконец, в презентации опубликована Единая рамка компетенций по финансовой грамотности, разработанная для реализации Стратегии повышения финграмотности в России до 2023 года.

    Знания о том, как распоряжаться деньгами, очень важны для любой семьи – и включение преподавания финграмотности в школьную программу имеет большое значение для общества.

    Между тем основы финграмотности в школах преподают уже и сегодня, до перехода на новые ФГОС.

    «Многие родители думают, что в школе не преподают финансовую грамотность, поскольку такого обязательного предмета нет, но на самом деле в Красноярском крае в настоящее время свыше 85% общеобразовательных организаций реализуют образовательные программы, включающие основы финансовой грамотности. Эта дисциплина преподается либо в виде факультатива, либо включается в другие предметы, такие как литература, русский язык, математика, окружающий мир, история, обществознание», – рассказал ДЕЛА руководитель Регионального центра финансовой грамотности Сергей Красноусов.

    По его словам, более 2000 педагогов края уже прошли в центре повышение квалификации для того, чтобы уметь включать элементы финансовой грамотности в свои предметы.

    «Если возникают вопросы о том, преподается ли финансовая грамотность в какой-то конкретной школе, а если преподается, то как именно, то об этом можно узнать в администрации учебного заведения», – отметил Сергей Красноусов.

    Ну а родители могут всегда повысить свои компетенции по финансовым вопросам на портале краевого министерства финансов. 

    Страница не найдено-Ingrage Delfs Solutions

    Skip to Content