Уроки астрономия – Уроки. Урок 1 | Астрономия в школе

Содержание

34 подробных уроков по астрономии для старших классов

На данный момент астрономия не является обязательным курсом в школьной программе. Но в некоторых школах ее изучают, поэтому данный материал может кому-то понадобиться. Данный комплекс разработанных уроков по астрономии разработан для 10-11 классов и избавит учителя от поиска огромного материала в интернете.

Темы уроков:
Предмет астрономии.
Звездное небо.
Изменение вида звездного неба в течении суток.
Изменение вида звездного неба в течение года.
Способы определения географической широты.
Основы измерения времени.
Видимое движение планет.
Развитие представлений о Солнечной системе.
Законы движения планет – законы Кеплера.
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.
Определение расстояний до тел СС и размеров этих небесных тел.
Система Земля-Луна.
Природа Луны.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Астероиды и метеориты.
Кометы.
Общие сведения о Солнце.
Строение атмосферы Солнца.

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
Солнце и жизнь Земли.
Определение расстояния до звезды.
Пространственная скорость звезд.
Физическая природа звезд.
Связь между физическими характеристиками звезд.
Двойные звезды.
Переменные звезды.
Метагалактика.
Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Происхождение Солнечной системы.
Современные достижения и роль астрономии. Жизнь и разум во Вселенной.
Контрольная работа (Итоговый тест).


Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала 34 подробных уроков по астрономии для старших классов доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе Уроки и презентации по астрономии.



Скачать материал 2.62 Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

easyen.ru

Видеоурок «Особенности астрономии и её методов»

До конца XIX века основное содержание астрономии было направлено на решение задачи более точного определения движения небесных светил и его теоретического описания. Изучение движения небесных тел сводилось к определению их положения на небе, чем занималась практическая астрономия. Основным понятием здесь становится понятие небесной сферы с соответствующими системами координат, а все небесные тела рассматриваются как движущиеся относительно Земли.

В этом уроке мы поговорим об основных методах, используемых в астрономии. Также мы подробно рассмотрим основные линии, точки и плоскости небесной сферы. А также познакомимся с горизонтальной системой координат.

В начале урока учащимся напоминают о геоцентрической системе мироустройства Клавдия Птолемея. Согласно ей, в центре всего мироздания находится планета Земля, а все остальные небесные тела, в том числе и Солнце, вращаются вокруг неё. И лишь в середине XVI века, а точнее в 1543 году, вышел великий труд Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», в котором приводились доводы о том, что центром нашей системы является не Земля, а Солнце. Так возникло гелиоцентрическое учение, которое дало ключ к познанию Вселенной.

Далее в уроке рассказывается о трёх основных методах, используемых в астрономии.

Наблюдения — это основной источник информации в астрономии.

Астрономические наблюдения — это целенаправленная и активная регистрация информации о процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.

Второй особенностью астрономии является то, что большинство изучаемых явлений непосредственно наблюдать невозможно.

А третья особенность астрономии обусловлена необходимостью указать положение небесных тел в пространстве (их координаты) и невозможностью различить, какое из них находится ближе, а какое дальше от нас.

Далее вводится понятие небесной сферы.

Небесная сфера — это воображаемая сфера произвольного радиуса, центр которой в зависимости от решаемой задачи совмещается с той или иной точкой пространства.

Важно обратить внимание учащихся на то, что на поверхность небесной сферы проецируются видимые положения всех светил, а расстояния между звёздами на небесной сфере можно выражать только в угловой мере.

Для приближённой оценки угловых расстояний на небе можно воспользоваться известными данными о звёздах, входящих в созвездие Большой Медведицы.

После этого вводятся в рассмотрение основные точки, линии и плоскости небесной сферы: отвесная линия, зенит и надир, математический горизонт, круг высоты, полюсы мира и так далее.

Далее рассказываем учащимся о том, что положение светил на небе определяется по отношению к точкам и кругам небесной сферы. С этой целью в астрономии вводится горизонтальная система координат — высота или зенитное расстояние и азимут.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что горизонтальные координаты в результате суточного вращения небесной сферы постоянно изменяются. Вследствие этого горизонтальные координаты указывают положение светила на небе в данный момент времени.

В конце урока проводим краткое повторение изученного материала.

videouroki.net

Структура современного урока астрономии

Учитель «второго поколения»

Школы остро нуждаются в учителях, которые отвечают актуальным требованиям: могут целенаправленно обучать детей универсальным и предметным действиям, инициировать активную деятельность на уроках, использовать новейшие технологии. Курсы и учебные пособия корпорации «Российский учебник» созданы, чтобы помочь педагогам с физико-математическим образованием организовать продуктивные уроки по астрономии. Рассмотрим структуру таких уроков.

Читайте также:

Общая структура современного урока астрономии
  1. Мотивация к деятельности: постановка предметных и метапредметных целей.
  2. Актуализация полученных ранее знаний.
  3. Пробное учебное действие по новой теме.
  4. Поиск сложных мест в работе с новой информацией.
  5. Нахождение путей и способов выхода из затруднений.  
  6. Реализация решения. (Противоречивая ситуация – тоже результат)
  7. Первичное закрепление успешного результата работы.
  8. Самостоятельная деятельность ученика с проверкой результатов работы по эталону (как правило, домашнее задание).
  9. Включение новой темы в систему применения знаний, в список задач для проектных работ.
  10. Анализ и оценивание деятельности учеников на уроке.

Уроки астрономии можно разделить на несколько видов, их структуры будут отличаться. Разберем подробнее, как последовательно и эффективно обеспечить усвоение материала и диагностику знаний.


Астрономия. 11 класс. Учебник

В Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.

Купить

Цикл лекций по АСТРОНОМИИ с Дмитрием Вибе
Уроки исследования и освоения новых знаний

Деятельностная цель: сформировать умение пользоваться новыми способами действия.

Содержательная цель: расширить понятийную базу новыми элементами.

  1. Мотивирование ученика. Школьник должен захотеть познакомиться с новым материалом, знать нужные для этого ресурсы, понимать, что необходимо делать для получения знаний.
  2. Формулировка цели и темы. В идеале, это делают сами ученики.
  3. Формулирование гипотезы и плана действий.
  4. Проверка гипотезы через наблюдение, эксперимент, лабораторную работу.
  5. Первичное закрепление знаний через контекстное чтение, диалог, анализ фрагмента фильма. Для этого можно использовать модные, интересные ученикам книги и видеоролики.
Читайте также:
Уроки рефлексии

Деятельностная цель: сформировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа.

Содержательная цель: закрепить и скорректировать изученные действия.

  1. Подготовка к коррекционной работе. Здесь первоочередное не желание выполнять деятельность, а понимание ее необходимости.
  2. Формулирование темы и цели. Основано на том, что ученики усвоили на предыдущем уроке.
  3. Формулирование гипотезы и плана действий по фиксации алгоритма работы, собственных затруднений, причин ошибок.
  4. Обобщение и отработка способов действия. Можно переносить на домашнюю работу.

Астрономия. Проверочные и контрольные работы. 11 класс. Базовый уровень.

Пособие предназначено для проведения текущего и итогового контроля усвоения материала по астрономии учащимися старших классов. В пособии представлены десять проверочных работ в порядке, соответствующем структуре учебника “Астрономия. Базовый уровень. 11 класс” авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, контрольная работа по теме “Солнечная система” и итоговая контрольная работа за курс астрономии средней школы. В работы включены задания разного вида: тестовые задания с единственным и множественным выбором ответа, задания на установление соответствия и последовательности, расчетные задачи, вопросы, требующие развернутого ответа. Ко всем заданиям приведены ответы, к большинству расчетных задач – краткие решения.

Купить
Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: научить формулировать выводы, структурировать и обобщать информацию.

Содержательная цель: построить обобщающие нормы действий и определить теоретические основы содержательных и метапредметных линий урока.

  1. Мотивирование ученика. Школьнику необходимо стремиться к развитию своих способностей.
  2. Формулировка темы и цели на основе последующих задач.
  3. Закрепление информации через размышление, диалог, решение различных типов задач. В том числе – задач по астрономии из реестра заданий ЕГЭ по физике.
  4. Включение новых действий в систему знаний через обобщение.
Смотрите также:
Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: сформировать способность к осуществлению контроля.

Содержательная цель: построить механизм контроля и самоконтроля.

  1. Формулировка заданий на дом (контрольные, зачетные, лабораторные работы).   
  2. Предоставление ученикам обоснованного эталона.
  3. Сопоставление домашней работы с содержанием учебника.
  4. Обсуждение критериев контроля и оценки результатов.

Астрономия. 11 класс. Методическое пособие.

Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность. К каждому уроку даны подробные методические указания, представлены задачи и практические задания. Также в пособии приведены варианты контрольных и самостоятельных работ и темы проектов.

Купить
Общие советы педагогу
  • Для мотивации учеников и лучшего восприятия ими информации представляйте интересные факты, значимые для современного подростка.
  • Учебник используйте только как источник первоначальных сведений и опору для выполнения домашних заданий.
  • При возможности, организуйте наблюдение за небесными телами и обсуждение увиденного.
  • Составляйте задания для проектной деятельности с учетом профильного направления класса.
Изучение астрономии становится особенно важным для учеников, когда в процессе они приобретают жизненный опыт – например, в ходе мыслительной деятельности путешествуют, оказываясь в разных уголках мира.


rosuchebnik.ru

Астрономия

  • Основные понятия школьного курса астрономии 2019

    Автор: Кравченко Ксения Станиславовна

    Солнечная система – это часть Млечного пути, а он, в свою очередь, представляет собой спиралевидную галактику, вокруг центра которой вращается Солнце – самый крупный и тяжелый объект Солнечной системы, являющийся ее сердцем. Солнце, в своей системе, имеет восемь планет с их спутниками, множество астероидов, комет и невероятное количество метеорных тел.

  • Интегрированное внеклассное мероприятие для 7–9-х классов. Викторина «Интеллектуальная ромашка» 2019

    Авторы: Белякова Вероника Александровна, Крючкова Ольга Николаевна

    Игру можно рассматривать как вид свободного общения. В ней участвуют три команды, ведущие. Игра сопровождается компьютерной презентацией. Игру можно проводить для детей практически любого возраста, заменяя или добавляя области науки (можно добавить химию, географию, информатику и т.п.)

  • Универсальные учебные действия на уроках астрономии. Примеры заданий с гуманитарной составляющей 2019

    Автор: Радченко Татьяна Ивановна

    Разработка содержит примеры современных заданий по астрономии. Для практического формирования универсальных учебных действий в заданиях предусмотрена работа с художественными текстами и дальнейшее обсуждение предполагаемых ответов. В целом, акцент сделан на коммуникативные УУД. Это и работа в парах, и дискуссия, и элементы соревнования.

  • И выходным субботним днём мы в планетарий наш идём… (19 сентября 2019 г. исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию) 2019

    Автор: Епифанова Ольга Владимировна

    19 сентября 2019 года исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию. И его прекрасное здание, и его уникальное оборудование являлись подарком трудящихся ГДР к 70-летию И.В.Сталина. За эти годы Планетарий стал любимым местом проведения досуга для многих поколений взрослых и детей Сталинграда-Волгограда. В содружестве с музыкантами и артистами объединения “Волгоградконцерт”, лекторы Планетария ищут и успешно находят новые формы работы: концерты, спектакли и др. Мы поздравляем наш Планетарий!

  • Технологическая карта урока «Земля и Луна — двойная планета. Луна». 10-й класс 2019

    Автор: Кашеварова Ирина Юрьевна

    Цель урока: организовать работу по изучению различных характеристик Луны и выявлению перспектив организации жизни на Луне.

  • Конспект НОД с презентацией для детей старшей группы на тему «Космос – это интересно!» 2019

    Автор: Власова Алла Викторовна

    Цель занятия: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.

  • Космонавтика – немного истории 2019

    Автор: Попова Алевтина Петровна

    Занятие способствует созданию ситуации заинтересованности результатами космических исследований, поможет выработать качество видеть в обыкновенном и обыденном значимое, способствует развитию творческих способностей учащихся.


  • Таинственные магнитные звезды 2019

    Автор: Полищук Владимир Сергеевич

    Во Вселенной много экзотики, и магнитные звезды как раз из этой серии. Магнетары – именно так называются звезды с монструозным магнитным полем, в квадриллионы раз сильнее любого искусственного магнита. Говорят, что магнетары настолько мощны, что, если поместить один из них на полпути к Луне, он без усилий сотрет информацию с всех кредитных карт в мире. Но что же им придает такую силу?

  • Проект для старшего дошкольного возраста «Космос становится ближе» 2019

    Автор: Гуркина Лилия Анатольевна

    Цель проекта: формирование у детей представлений о космическом пространстве, солнечной системе, расширение представления об освоении космоса, развитие познавательной активности и стремление к самостоятельному познанию.

  • Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся 2019

    Автор: Путилина Ольга Владимировна

    Падение интереса к чтению привело к острому дефициту знаний, информации, что препятствует национальному развитию страны и интеграции ее в глобальную мировую экономику и политику. Современная действительность отражает кризис читательской культуры и читательской грамотности общества. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий наблюдается заметное сокращение доли регулярно читающей части современного общества.

  • Изучение созвездий с помощью школьного астрономического планетария «Bresser» и подвижной карты звездного неба 2019

    Автор: Мельник Елена Дмитриевна

    Помимо работы с подвижной картой звездного неба на уроке учитель использует школьный астрономический планетарий «Bresser». Созвездия неба проецируются на потолке. Планетарий позволяет моделировать суточное движение небесной сферы. Можно установить месяц наблюдения, день и время. Также планетарий позволяет проецировать линии созвездий, благодаря этому очертания легко запоминаются; не требует подключения к сети. Прибор позволяет проецировать 61 созвездие.

  • Урок по теме “Расширяющаяся Вселенная” 2018

    Автор: Марина Татьяна Валерьевна

    Цель урока: расширить знания о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом.

  • Научно-исследовательская, методическая и инновационная деятельность. Клуб «Гелиос» 2018

    Автор: Югай Наталья Боксеновна

    На протяжении педагогической деятельности в школе-интернате я веду работу по поиску новых эффективных форм, методов обучения и воспитания. Наряду с традиционными методами обучения использую формы обучения, направленные на формирование универсальных учебных действий и на активизацию мыслительной и самостоятельной деятельности учащихся – частично-поисковый, исследовательский, проектный и проблемный методы. Значительное внимание уделяю развитию личности обучаемых.

  • Человек и Вселенная 2018

    Автор: Багаутдинова Зиля Гарифулловна

    Вечер посвящен 57-летию подвига летчика-майора Юрия Алексеевича Гагарина. Цель мероприятия: расширить знания учащихся о Космосе; напомнить учащимся о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; возрождение чувства гордости за нашу страну; развитие познавательного интереса и творческих способностей у учащихся.


  • Муза естественных наук 2018

    Авторы: Бирюкова Людмила Юрьевна, Удодова Александра Станиславовна

    Цель урока: показать гармонию и единство мира науки и искусства, силу и многозначность слова, доказать это на конкретных примерах с помощью интеграции астрономии, химии и литературы.

  • Астрономическая викторина “Шаг во Вселенную” 2017

    Автор: Попова Алевтина Петровна

    В презентации представлена разработка обзорно-игрового занятия для учащихся 6–9-х классов с целью формирования первичных астрономических представлений и профориентации учащихся. Презентация в качестве дидактического материала может быть использована и для проверки знаний учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по астрономии.

  • Игра “Космическая одиссея”, посвященная полету в космос Ю.А.Гагарина 2016

    Автор: Константинова Ольга Викторовна

    Игра «Космическая одиссея» носит командный характер и посвящена Международному дню полёта человека в космос. Вопросы ориентированы на уровень знаний учащихся 9–11-х классов и требуют от участников актуализации знаний, полученных в рамках естественнонаучных дисциплин. Время мероприятия 2 академических часа, но можно разбить игру на несколько частей. В ходе игры происходит формирование умения работать в группах и сочетание их индивидуальных возможностей и знаний, развития и воспитания подростков.

  • Итоговый урок по теме “Зодиакальные созвездия” в рамках авторского курса по астрономии с применением ИКТ 2016

    Автор: Кубасова Елена Вильевна

    Итоговое занятие в рамках авторского курса по астрономии с применением ИКТ служит подведению итогов по теме «Зодиакальные созвездия»; отработке приёмов работы с подвижной картой, которую можно использовать при обучении начинающих астрономов любого возраста; развитию творческих способностей учащихся; воспитанию коммуникативных качеств. Разработка будет интересна педагогам средних учебных заведений, а также работающих в системе дополнительного образования.

  • Внеклассное интегрированное занятие (астрономия + литература) на тему “Ты – поэтов спутник сокровенный, ты – небес другая сторона…”. 9-й класс 2016

    Авторы: Костина Наталья Михайловна, Плотницкая Людмила Васильевна

    Мероприятие развивает интерес к астрономии, детскую наблюдательность, способность к осмыслению своих наблюдений, любознательность. Раскрывает красоту природы, её законов. Показывает, что деление творческих людей на «физиков» и «лириков» не является абсолютным. Учит видеть родство поэзии и науки – разных сторон познания единого мира.

  • Методическая разработка урока “Солнечная система” 2016

    Автор: Авакова Ламара Арутюновна

    В разработке дан развернутый план проведения урока по теме “Солнечная система”, которая изучается в курсе дисциплины «Физика». Даны этапы проведения урока и сделаны акценты деятельности учителя и обучающихся. Раздаточные материалы должны быть подготовлены преподавателем.

  • Интеллектуальная игра-викторина «Дети Земли и Звезд» 2016

    Авторы: Макурова Елена Владимировна, Спивак Антон Владимирович, Спивак Ирина Михайловна

    Представлена разработка мероприятия посвященного 55-летию со дня полета Ю.А.Гагарина в космос. Общаясь и играя, обучающиеся актуализируют и систематизируют знания о покорении Космоса человеком. Вопросы викторины ориентированы на учеников 6–9-х классов общеобразовательных учреждений, время проведения – 45 минут. Игра может быть проведена на уроке физики, естествознания, классном часе.


  • urok.1sept.ru

    Астрономия. Поурочные разработки | Астрономия в школе

    Новости

    Астрономия

    Методика

    Космонавтика

    Это интересно

    Справочный материал

    Солнечная система

    Фотогалерея

    Работы учащихся

    Разное

    Главная

    Астрономия. Поурочные разработки

    ЧТ, 11/18/2010 – 07:58 — mav

    В данном разделе приведены поурочные разработки

     к учебнику Е.П. Левитана «Астрономия – 11»
    на основании поурочно-тематического планирования

     

    Урок 1Урок 7Урок 13Урок 19Урок 25Урок 31
    Урок 2Урок 8Урок 14Урок 20Урок 26Урок 32
    Урок 3Урок 9Урок 15Урок 21Урок 27Урок 33
    Урок 4Урок 10Урок 16Урок 22Урок 28Урок 34
    Урок 5Урок 11Урок 17Урок 23Урок 29 
    Урок 6Урок 12Урок 18Урок 24Урок 30 

    Координаты с. Колыбелька:  φ=54o04’02” λ=79o08’42” 

           Поурочные разработки в основном закончены. Объем рассматриваемого в ходе урока материала варьируется в зависимости от уровня подготовленности класса и в основном превышает возможности урока. Так что учителю есть возможность выбора.
            В настоящий момент в расчете на широкое применение мультимедийных средств, используя методические разработки  А.Ю. Румянцева,  Н.Н. Гомулиной и других авторов, уроки представляю в двух видах:
    1. В классической форме, подробно (переработанные старые уроки, созданные до октября 2006 года).
    2. В форме презентации (для наглядности – изложение нового материала).
    3.  Добавлены к урокам Электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС)
    4. Добавлены к урокам Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОР) из раздела “Статистическая графика по астрономии”ФЦИОР, проигрываемые плеером ОМС        список ЭУМ по астрономии
    5. Можете скачать фильм “Сто открытий в астрономии” 100 Величайших Открытий – Астрономия (Part 1) (257,49 Мб)
      100 Величайших Открытий – Астрономия (Part 2) (257,49 Мб)
      100 Величайших Открытий – Астрономия (Part 3) (166,05 Мб)
       

       
       Состав:    CD- “Red Shift 5.1”: Экскурсии    Рассказы о Вселенной    Лекции  ;    Фильм “Астрономия”

    УрокДополнительный материал УрокДополнительный материал
    Урок 1Космические телескопы. Всеволновая астрономия. Урок 20Нейтринные телескопы
     Радиотелескопы. История. Урок 21История создания гелиоустановок
     Виды любительских телескопов.  Из  “Земное эхо солнечных бурь” и космические супер-бури
     Телескопы: из истории  Солнечная энергия – будущее Земли
     Хронология основных событий Урок 22Ближайшие к Земле звезды
     Профессия астронома  Звёздная величина
    Урок 2Международный астрономический союз. Урок 23Звезда Барнарда
     Созвездие Орион Урок 24Спектральная классификация звезд
     История названия созвездий  Звезды-рекордсмены
     Видимость созвездий Урок 25 
    Урок 3  Урок 26 
    Урок 4Зодиак Урок 27Звездные каталоги
    Урок 5  Урок 28Рассеянные звездные скопления
    Урок 6Служба точного времени  Шаровые звездные скопления
     Летоисчисления (некоторые)  Туманности
     Календари (некоторые) Урок 29Спиральные галактики
     Всемирный календарь  Список галактик
    Урок 7   Эллиптические галактики
    Урок 8   Неправильные галактики
    Урок 9   Взаимодействующие галактики
    Урок 10Гравитационные сферы планет  Каталоги галактик
    Урок 11  Урок 30Местная группа галактик
    Урок 12Эратосфен. Способ определения размера Земли  История открытия Большого взрыва
     Затмения в Новосибирске Урок 31Шкала времени Вселенной
    Урок 13   Образование галактик
    Урок 14   Космологические парадоксы Вселенной
    Урок 15  Урок 32Эволюция Земли
    Урок 16Метеориты и их кратеры  Теория О.Ю. Шмидта
    Урок 17 Метеорные потоки Урок 33Радиопослание
    Урок 18  Урок 34 
    Урок 19    

      

    Комментарии, вопросы? Пишите: [email protected]. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

    www.astro.websib.ru

    Уроки по астрономии

    Строение и эволюция Вселенной

    Задачи урока: Определить такие понятия темы, как космология, Вселенная, Метагалактика; Определить содержание  космологического принципа…

    31.05.2019 Скворцова Ирина Германовна 56 1

    18.02.2019 Родина Жанна Николаевна 108 0

    18.12.2018 Шихарева Алла Игоревна 160 0

    21.01.2019 Попова Ирина Викторовна 185 3

    08.12.2018 Таупен Фироза 222 0

    22.01.2019 Попова Ирина Викторовна 345 15

    27.12.2018 Ильина Татьяна Васильевна 269 13

    26.11.2018 Орешкина Елена Анатольевна 446 17

    27.10.2018 Ильина Татьяна Васильевна 284 4

    27.10.2018 Ильина Татьяна Васильевна 223 1

    27.10.2018 Ильина Татьяна Васильевна 273 2

    25.11.2018 Софронова Ульяна Алексеевна 918 17

    17.11.2018 Еремина Марина Александровна 1205 76

    13.11.2018 Баязитов Рафкат Ирикович 1093 72

    27.10.2018 Ильина Татьяна Васильевна 1733 79

    18.10.2018 Жакова Наталья Валентиновна 1290 94

    Дене тәрбиесі және салауатты өмір салты

    1. Дарынды, талантты балаларды анықтау және қолдау. 2. Оқушылардың логикалық, танымдық қабілетін дамыту мен өз ойын жеткізу дағдыларын қалыптастыру. 3. Өз білімін жетілдіруде және өзі…

    21.05.2018 Бөлтірік Наурызкелді Жанкелдіұлы 225 0

    21.04.2018 Стахеева Людмила Владимировна (воспитанник – Киорогло Амалия) 274 0

    08.01.2018 Акшабаева Саян Амантаевна 253 0

    22.01.2018 Мурзина Татьяна Викторовна 1022 22

    kopilkaurokov.ru

    Вводный урок. Предмет астрономии. – астрономия, презентации

    Урок 1

    Тема: Предмет астрономии

    1. Что изучает астрономия. Возникновение астрономии. Астрономия [греч. astron-звезда,светило, nomos -закон] – наука о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом. Вселенная- максимально большая область пространства, включающая в себя все доступные для изучения небесные тела и их системы.

    Аллегория Яна Гевелия (1611-1687, Польша), изображает музу Уранию, покровительницу астрономии, которая в руках держит Солнце и Луну, а на голове у нее сверкает корона в виде звезды. Урания окружена нимфами, изображающими пять ярких планет, слева Венеру и Меркурия (внутренние планеты), справа – Марс, Юпитер и Сатурн.

    Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:

    Потребность счета времени, ведение календаря.

    Ориентация на местности, находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям.

    Любознательность – разобраться в происходящих явлениях.

    Забота о своей судьбе, породившая астрологию.

    Падение болида, 2003г

    Великолепный хвост кометы МакНота, 2007г

    Систематические астрономические наблюдения проводились тысячи лет назад

    Солнечный камень древних ацтеков

    Солнечные часы в обсерватории в Джайпуре

    Солнечная обсерватория в Дели, Индия

    Древняя обсерватория Стоунхендж, Англия, построен в 19-15 веках до н.э.

    Стоунхендж (англ— «Каменная изгородь») — внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона.

    38 пар вертикальных камней, высотой не менее 7 метров и весом не менее 50 тонн каждый. Диаметр занимаемого колоссами круга составляет 100 метров.

    • О назначении гигантского сооружения до сих пор идут споры, наиболее популярными выглядят следующие гипотезы:
    • 1. Место ритуальных церемоний и погребений (жертвоприношений).
    • 2. Храм Солнца.
    • 3. Символ власти доисторических жрецов.
    • 4. Город Мертвых.
    • 5. Языческий собор или священное убежище на благословенной богом земле.
    • 6. Недостроенная АЭС (фрагмент цилиндра реакторного отделения).
    • 7. Астрономическая обсерватория древних ученых.
    • 8. Место посадки космических кораблей НЛО.
    • 9. Прообраз современного компьютера.
    • 10. Просто так, без причины.

    Главная ось комплекса, идущая по аллее через пяточный камень, указывает на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Восход дневного светила в этой точке происходит только в определенный день в году – 22 июня.

    Периоды развития астрономии :

    Древнейший

    I-й Античный мир (до Н.Э.)

    II-й Дотелескопический (Н.Э. до 1610г)

    Классический (1610 – 1900)

    III-й Телескопический (до спектроскопии, 1610-1814гг)

    IV-й Спектроскопический (до фотографии, 1814-1900гг)

    V-й Современный ( 1900-н.в)

    Разделы астрономии:

    1. Практическая астрономия

    2. Небесная механика

    3. Сравнительная планетология

    4. Астрофизика

    5. Звездная астрономия

    6. Космология

    7. Космогония

    2. Разделы астрономии. Связь с другими науками.

    Древо астрономических знаний

    Связь астрономии с другими науками

    1 – гелиобиология 2 – ксенобиология 3 – космическая биология и медицина 4 – математическая география 5 – космохимия А – сферическая астрономия Б – астрометрия В – небесная механика Г – астрофизика Д – космология Е – космогония Ж – космофизика

    География и геофизика

    История и обществознание Литература

    Философия

    Физика Химия Биология

    3. Общие представления о масштабе и структуре Вселенной Вселенная- максимально большая область пространства, включающая в себя все доступные для изучения небесные тела и их системы. Реальный мир ,вероятно ,устроен так, что могут существовать другие вселенные с иными законами природы ,а физические постоянные могут иметь другие значения. Вселенная – уникальная всеобъемлющая система, охватывающая весь существующий материальный мир, безграничный в пространстве и бесконечный по разнообразию форм.

    1 астрономическая единица = 149, 6 млн.км ~ 150 млн.км

    1пк (парсек) = 206265 а.е. = 3,26 св. лет

    1 световой год (св. год) – это расстояние, которое луч света со скоростью почти 300 000 км/с пролетает за 1 год и равен 9,46 миллионам миллионов километров!

    Космические системы

    Солнечная система – Солнце и движущиеся вокруг тела (планеты, кометы, спутники планет, астероиды). Солнце – самосветящееся тело, остальные тела, как и Земля светят отраженным светом. Возраст СС ~ 5 млрд. лет. Таких звездных систем с планетами и другими телами

    во Вселенной

    огромное количество.

    Нептун находится

    на расстоянии

    30 а.е.

    Солнце как звезда

    Вид Солнца в разных диапазонах электромагнитных волн

    Одним из самых примечательных объектов звездного неба является Млечный Путь-часть нашей Галактики. Древние греки называли его «молочный круг». Первые наблюдения в телескоп ,проведенные Галилеем, показали, что Млечный Путь – это скопление очень далеких и слабых звезд. Видимые на небе звезды- это ничтожная доля звезд, входящих в состав галактик.

    Так выглядит наша Галактика сбоку

    Так выглядит наша Галактика сверху диаметр около 30 кпк

    Галактики- системы звезд, их скоплений и межзвездной среды. Возраст галактик 10-15 млрд. лет

    4. Астрономические наблюдения и их особенности. Наблюдения основной источник знаний о небесных телах, процессах и явлениях происходящих во Вселенной

    Первым астрономическим инструментом можно считать гномон- вертикальный шест, закрепленный на горизонтальной площадке, позволявший определять высоту Солнца. Зная длину гномона и тени, можно определить не только высоту Солнца над горизонтом, но и направление меридиана, устанавливать дни наступления весеннего и осеннего равноденствий и зимнего и летнего солнцестояний.

    Другие древние астрономические инструменты: астролябия , армиллярная сфера, квадрант, параллактическая линейка

    Оптические телескопы

    Рефрактор

    (линзовый)-

    1609г.

    Галилео Галилей

    в январе 1610г открыл

    4 спутника Юпитера.

    Самый большой рефрактор в мире изготовлен Альваном Кларком (диаметр 102см), установлен в 1897г в Йерской обсерватории (США) с тех пор профессионалы не строят гигантские рефракторы.

    Рефракторы

    • Рефлектор (используется вогнутое зеркало) – изобрел Исаак Ньютон в 1667г    

    Большой Канарский телескоп Июль 2007 г – первый свет увидел телескоп Gran Telescopio Canarias на Канарских островах с диаметром зеркала 10,4 м, который является самым большим оптическим телескопом в мире по состоянию на 2009 год.

    Крупнейшими телескопами-рефлекторами являются два телескопа Кека, расположенные на Гавайях, обсерватория Мауна-Кеа (Калифорния, США). Keck-I и Keck-II введены в эксплуатацию в 1993 и 1996 соответственно и имеют эффективный диаметр зеркала 9,8 м. Телескопы расположены на одной платформе и могут использоваться совместно в качестве интерферометра, давая разрешение, соответствующее диаметру зеркала 85 м.

    • SALT – Большой южно-африканский телескоп (англ. Southern African Large Telescope ) оптический телескоп с диаметром главного зеркала 11 метров, находящийся в Южно-африканской астрономической обсерватории , ЮАР. Это крупнейший оптический

    телескоп в южном полушарии.

    Дата открытия

    2005 год

    Большой бинокулярный телескоп (англ. The Large Binocular Telescope (LBT) , 2005 г) — один из наиболее технологически передовых и обладающих наивысшим разрешением оптических телескопов в мире, расположенный на 3,3-километровой горе Грэхем в юго-восточной части штата Аризона (США). Телескоп обладает двумя зеркалами диаметром 8,4 м, разрешающая способность эквивалентна телескопу с одним зеркалом диаметром 22,8 м.

    телескоп VL Т (very large telescope) Паранальская обсерватория, Чили – телескоп, созданный по соглашению восьми стран. Четыре телескопа одного типа, диаметр главного зеркала составляет 8,2 м. Свет , собираемый телескопами эквивалентен одиночному зеркалу 16 метров в диаметре.

    • GEMINI North и GEMINI South
    • Телескопы-близнецы Gemini North и Gemini South имеют зеркала диаметром 8.1м – международный проект. Они установлены в Северном и Южном полушариях Земли ,чтобы охватить наблюдениями

    всю небесную сферу.

    Gemini N построен

    на горе Мауна Кеа

    (Гавайи) на высоте

    4100м над уровнем

    моря, а Gemini S

    сооружен в Сьеро

    Пачон (Чили), 2737м.

    Крупнейший в Евразии телескоп БТА – Большой Телескоп Азимутальный – находится на территории России, в горах Северного Кавказа и имеет диаметр главного зеркала 6 м. (монолитное зеркало 42т , 600т телескоп, можно видеть звезды 24-й величины). Он работает с 1976 и длительное время был крупнейшим телескопом в мире.

    30-метровый телескоп (Thirty Meter Telescope — TMT): диаметр главного зеркала 30 м (492 сегмента, каждый размером 1,4 м. Строительство нового объекта планируется начать в 2011 году. “Тридцатиметровый телескоп” к 2018 году возведут на вершине потухшего вулкана Мауна-Кеа (Mauna Kea) на Гавайях, в непосредственной близости от которого уже работает несколько обсерваторий (Mauna Kea Observatories).

    Обсерватории – научно-исследовательские учреждения Mauna Kea на Гавайях – одно из самых прекрасных мест для наблюдения в мире. С высоты в 4200 метров телескопы могут выполнять измерения в оптическом, инфракрасном диапазоне и иметь длину волны в пол миллиметра.

    Телескопы обсерватории Мауна Кеа, Гавайи

    Зеркально-линзовый – 1930г, Барнхард Шмидт (Эстония).   В 1941г Д.Д. Максутов (СССР) создал менисковый с короткой трубой. Применяется любителями – астрономами.

    • Радиотелескоп астрономический инструмент для приёма радиоизлучения небесных объектов (в Солнечной системе, Галактике и Метагалактике) и исследования его характеристик.
    • Состоит: антенна и чувствительный приемник с усилителем. Собирает радиоизлучение, фокусирует его на детекторе, настроенном на выбранную длину волны, преобразует этот сигнал. В качестве антенны используется большая вогнутая чаша или зеркало параболической формы.
    • преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических телескопов.

    Радиоантенна Янского . Первым космическое радиоизлучение зарегистрировал Карл Янский в 1931 году. Его радиотелескоп представлял собой вращающуюся деревянную конструкцию, установленную на автомобильных колесах для исследования помех радиотелефонной связи на длинах волн λ = 4 000 м и λ = 14,6 м.

    К 1932 году стало ясно, что радиопомехи приходят из Млечного Пути, где расположен центр Галактики.

    А в 1942 было открыто радиоизлучение Солнца

    Аресибо (остров Пуэрто –Рико, 305м-забетонированная чаша потухшего вулкана, введен в 1963г). Самая большая радиоантенна в мире

    Радиотелескоп РАТАН- 600, Россия(Сев.Кавказ) , вступил в строй в 1967г , состоит из 895 отдельных зеркал размером 2,1х7,4м и имеет замкнутое кольцо диаметром 588м

    15-метровый телескоп Европейской Южной обсерватории

    Система радиотелескопов VLA Very Large Array в Нью-Мексико (США) состоит из 27 тарелок, каждая диаметром 25 метров.

    Налаживают связь между радиотелескопами, находящимися в разных странах и даже на разных континентах. Такие системы получили название радиоинтерферометров со сверхдлинной базой (РСДБ). Дают максимально возможное угловое разрешение, в несколько тысяч раз лучшее, чем у любого оптического телескопа.

    LOFAR – первый цифровой радиотелескоп, который не нуждается ни в подвижных частях, ни в моторах . Открыт в 2010г. июнь. Много простых антенн, гигантские объемы данных и мощности компьютеров. LOFAR представляет собой гигантский массив, состоящий из 25 тысяч небольших антенн (от 50 см до 2 м в поперечнике). Диаметр LOFAR – примерно 1000 км. Антенны массива расположены на территории нескольких стран: Германии, Франции, Великобритании, Швеции.

    Космические телескопы

    • Космический телескоп «Хаббл» (Hubble Space Telescope, HST) — это целая обсерватория на околоземной орбите, общее детище NASA и Европейского космического агентства. Работает с 1990 г. Самый крупный оптический телескоп, который ведет наблюдения в инфракрасном, ультрафиолетовом диапазоне.
    • За 15 лет работы «Хаббл» получил 700 000 снимков 22 000 всевозможных небесных объектов — звезд, туманностей, галактик, планет.

    Длина – 15,1 м, вес 11,6 тонн, зеркало 2,4 м

    Рентгеновский телескоп «Чандра» (Chandra X-ray Observatory) вышел в космос 23 июля 1999 года. Его задача — наблюдать рентгеновские лучи, исходящие из областей, где есть очень высокая энергия, например, в областях звездных взрывов

    Телескоп «Спитцер» (Spitzer) — был запущен НАСА 25 августа 2003. Он наблюдает космос в инфракрасном диапазоне. В этом диапазоне находится максимум излучения слабосветящегося вещества Вселенной — тусклых остывших звезд, гигантских молекулярных облаков.

    • Телескоп «Кеплер» запустили 6 марта 2009 года. Это первый телескоп специально предназначенный для поиска экзопланет. Он будет наблюдать изменение яркости более чем 100 000 звезд в течение 3,5 лет. За это время он должен определить, сколько планет, подобных Земле, находится на пригодном для развития жизни удалении от своих звезд, составить описание этих планет и формы их орбит, изучить свойства звезд и многое другое.
    •  
    • Когда «Хаббл» «уйдет на пенсию», его место должен занять космический телескоп имени Джеймса Вебба (James Webb Space Telescope, JWST) . У него будет огромное зеркало 6,5 метров в диаметре. Его задача — найти свет первых звезд и галактик, которые появились сразу после Большого взрыва. Его запуск запланирован на 2013 год. И кто знает, что он увидит в небе и как изменится наша жизнь.
    • Астрономия – это такое поле приложения человеческих сил и интересов, которое может увлечь любого: и мечтателя, и физика, и лирика. Вот оно над вами – вечное звёздное небо, преисполненное несказанной красоты и высокой тайны. Оно открыто всем и вознаграждает верных, наполняя их жизнь светом и смыслом.
    • Планетарий — не просто культурный центр. В нем проводятся лекции для всех, кто увлекается астрономией.
    • г. Минск, ул. Фрунзе, 2 (парк им. Горького)
    • тел. (017) 294 33 64

    kopilkaurokov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *