В чем заключается работа тьютора – кто это такие и чем они занимаются

кто это такие и чем они занимаются

Рассказываем о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.

Кто такой тьютор

Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.

Тьютор в обычной школе

В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.

О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:

«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».

В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.

Тьюторство в онлайн-школе

Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.

О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в «Домашней школе» InternetUrok Анну-Марию Панасий:

«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.

В остальном существенных отличий нет.

Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.

Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.

Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.

Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.

Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.

А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».

Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.

Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».

Тьютор в инклюзивной школе

Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития. О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:

В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.

Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.

Что он делает?

Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.

Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.

Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.

И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.

И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.

Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.

И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».

Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.

home-school.interneturok.ru

Кто такие тьюторы и почему они нужны

Современный мир меняется очень быстро: появляются новые сферы деятельности и новые профессии. Как выбрать то, что нужно и безошибочно сформировать свою образовательную траекторию? Здесь на помощь могут прийти тьюторы.  

От Англии до России

Пять лет назад Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий». По мнению разработчиков, до 2030 года в различных сферах деятельности должен появиться целый ряд новых специальностей. Сфера образования не исключение. До 2020 года должны появиться (то есть происходит это прямо здесь и сейчас) такие профессии, как игромастер, ментор стартапов, тренер по майнд-фитнесу, тьютор и несколько других. В рамках атласа тьютору дается следующее определение: «педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития». Специалист должен обладать следующими надпрофессиональными навыками и умениями: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, межотраслевая коммуникация, системное мышление.

Тьюторство обязано своим появлением на свет чопорной Великобритании. В XIV веке студенты Оксфорда и Кембриджа получили индивидуального наставника, проводника, тьютора. Эти люди были призваны выполнять роль некой третьей стороны, быть между профессорами и студентами. Именно тьюторы помогали в разработке индивидуальной программы обучения слушателям европейских университетов для получения максимально полезной для них информации и возможности сдать все необходимые экзамены в дальнейшем.

В нашей стране должность тьютора появилась значительно позже. Официально она утверждена приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н. Должностные обязанности и навыки, предъявляемые к тьюторам, за исключением специалистов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, прописаны в Приказе от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».

Требования, которые к ним предъявляются:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
  • стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Тьютор должен:

  • организовать процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; 
  • организовать  персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; 
  • скоординировать поиск информации обучающимися для самообразования; 
  • сопровождать процесс формирования их личности (помогать разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Точка зрения

Мы обратились к профессиональному тьютору с большим опытом работы Наталье Петропавловской, чтобы узнать как можно больше об этой профессии будущего.

Расскажите, какую работу выполняет тьютор? 

Тьютор – это педагог, который сопровождает разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ. Его деятельность заключается в том, чтобы обсудить с человеком его образовательный запрос (это может быть некоторый дефицит, например: «хочу подготовиться к ЕГЭ по физике» или проблемная ситуация: «не могу определиться, куда идти после 9-го класса») и помочь подобрать необходимые ресурсы (курсы, интенсивные школы, информационные источники и т. д.). Таким образом, у человека появляется свой набор практик, которые решают его личный образовательный запрос. Это мы и называем индивидуальной образовательной программой. Составляя, затем реализуя свою программу (а не предложенную, например, учителем для всего класса), человек приобретает опыт самообразования, учится подбирать ресурсы, выбирать из них наиболее оптимальные. 

Какими качествами должен обладать человек, решивший идти по этой стезе? 

Если человек решил стать тьютором, то обязательным является опыт своего самообразования, стремление развиваться, ориентироваться в том, что происходит сейчас в образовании. Второе, это, конечно же, умение взаимодействовать с людьми, коммуникабельность, толерантность. Также важными являются организаторские способности, активность. Тьютору часто приходится не только обсуждать образовательное движение с тьюторантом, но и организовывать различные события, привлекать других специалистов. 

Есть ли определенная специфика работы тьюторов, оказывающих помощь дошкольникам, школьникам или же студентам? 

Специфика, безусловно, есть. В первую очередь это связано с возрастными особенностями, с уровнем самостоятельности тьюторанта. Если это дошколята, то тьютор, например, может больший акцент сделать на организации пространства для ребенка, на взаимодействии с родителями как основными заказчиками на образование, с ними обсуждать индивидуальные особенности, интересы ребенка, а также подбирать разнообразные ресурсы (программы, центры, мероприятия). Для школьников тьютор организует сопровождение познавательных интересов, включает детей в проектную и исследовательскую деятельность, обсуждает с подростками образ будущего и варианты послешкольного образования. В случае со студентами это сопровождение в профессиональном образовании: каким профессионалом я хочу быть? что мне для этого нужно? какие практики мне необходимы, чтобы таким стать?

Каков был ваш путь к тьюторству: образование, опыт работы до этого вида деятельности? 

Мой путь начался еще в студенчестве. На факультете начальных классов у нас была практика, в которой мы, студенты старших курсов, сопровождали первокурсников, помогали им сориентироваться в образовательном пространстве вуза. После окончания педагогического университета в Красноярске я пошла работать в дополнительное образование для детей, а также в краевой центр профориентации. Идеи тьюторства помогли мне начать практику работы с подростками в роли педагога и педагога-психолога. Затем я параллельно закончила магистратуру «Тьюторство в сфере образования» при МПГУ (руководитель – Ковалева Татьяна Михайловна) и в скором времени начала свою частную практику в качестве тьютора. 

Нужны ли такие специалисты России в общем и каждому учебному заведению в частности? 

Конечно. Тьютор – это позиция, которая позволяет сделать образовательное пространство открытым, вариативным, интересным. На мой взгляд, каждому человеку нужна своя индивидуальная образовательная программа: в детском саду, школе, техникуме, вузе. Мир, в котором мы живем и будем жить, не предлагает готовых решений и моделей жизни. Каждому из нас приходится так или иначе конструировать свой путь, в том числе образовательный. 

Как вы считаете, становление тьюторства в нашей стране было обусловлено принятием закона об инклюзивном образовании? 

На мой взгляд, становление тьюторства как раз таки произошло вследствие того, что мир изменился, появилось много образовательных предложений, в которых нужно уметь ориентироваться, выбирать из них то, что соответствует личным интересам, предпочтениям, особенностям. Особую роль в его становлении сыграла, на мой взгляд, Межрегиональная тьюторская ассоциация. Закон об инклюзивном образовании лишь ускорил этот процесс. 

Равно ли тьюторство коучингу в каком-то смысле? 

Тьюторство и коучинг – это помогающие человеку практики. Они схожи отдельными приемами и направлены в конечном итоге на прирост человека, его развитие. Но по своему содержанию практики разные. Тьюторство – сопровождение человека в его образовании (чему мне важно научиться? какие ресурсы для этого я буду использовать?), коучинг – достижение целей в профессиональной, личной жизни. 

Вы работаете как частнопрактикующий тьютор? Известны ли вам учебные заведения, штат которых укомплектован тьюторами (Москва, Московская область, другие города России)? Можете назвать некоторые из них? 

Да, я работаю как частнопрактикующий тьютор.  В России с каждым годом становится все больше и больше таких организаций, в которых есть штат тьюторов. Это Хорошкола, Новая школа в Москве, «Эврика-развитие» в Томске. 

Каждому по тьютору

Тьютор – это учитель, наставник, психолог. Эта профессия имеет максимально широкий охват применения – детские сады, школы, ссузы и вузы, инклюзивное образование, домашнее обучение.

Недаром говорят, педагог в работе использует ответы, а тьютор – вопросы. Тьюторство максимально отличается от подхода классической школы, где ребенок как индивидуальная единица практически не рассматривается. Подход к обучению группы и индивидуальный подход – разница колоссальная. Тьютор может построить индивидуальный маршрут освоения новых знаний, зная способности конкретного ребенка, опираясь на его интересы. Таким образом, даже школьника, на котором поставили крест, специалист сможет заинтересовать в обучении, дать ему представление о его будущей профессии.

Особое значение имеет профессия тьютора в системе сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. В некоторых случаях такого специалиста еще называют педагогом сопровождения, куратором, поддерживателем, адаптором и освобожденным классным куратором. Миссия этого человека – успешное включение особенного ребенка в школьный социум. И главная его задача – быть проводником между такими детьми с особенностями развития и учителями, родителями, школьными товарищами.

Пока тьюторство в нашей стране больше напоминает эксперимент. В то время как в Европе и США система, выстроенная столетиями, используется максимально широко. Если смотреть на различия между нашим и иностранным подходами, четко видна разница. В России тьюторы чаще работают в образовательных центрах, школах и детских садах с инклюзивным и дистанционным образованием, в то время как за рубежом эта профессия больше распространена в университетах. Увы, дипломированных специалистов в нашей стране крайне мало. Но потребность в этой профессии будущего очевидна.

activityedu.ru

Тьютор: кто это и зачем он нужен

Что такое тьюторство

В России тьюторство наиболее активно развивается последние двадцать лет. В основном, тьюторство – это способ реализовать идею индивидуальной образовательной программы. Это самодвижение в своем образовании, преодоление рамок школы (вуза) в своем движении к значимым целям, это системность которую начинает удерживать ученик, выход в систему открытого образования. Тьюторство помогает ребенку научиться формулировать свой образовательный заказ, быть автором своей образовательной истории. А еще можно сказать что тьюторство — это педагогическая область в сфере образования, специализирующаяся на реализации принципа индивидуализации, развитии аутентичности и субъектности развивающегося человека. Тьюторство — это массовое движение профессионалов, объединенных идеей выстраивания новой образовательной услуги, адекватной современной ситуации, вызовам общества и профессионального мира и органично дополняющей существующую карту профессий. Тьюторство помогает найти человеку основания для выбора, определить свою стратегию движения, собрать свою систему образовательных мест и ситуаций, двигаться в пространстве становящихся норм, удержать недоопределенные ориентиры.

Кто такой тьютор

Тьютор – это тот специалист, который помогает в переходах и изменениях, в ситуации пересборки своей траектории и образовательной ситуации. Ребенок, переходя из детского сада в школу, как правило не понимает, что меняется. Он играет в игру, правила которой не знает. И в этой игре очень трудно выиграть. Взрослые учителя автоматически ожидают грамотного учебного поведения, учебной активности, заинтересованности и самостоятельности. Многие учителя надеются на появление у ребенка внутренней мотивации к учебе, чтобы не приходилось стимулировать и мотивировать традиционным “кнутом и пряником”. Но внутренняя мотивация всегда строится на личных целях и ориентирах, на определенности ребенка “зачем я хожу в школу”. А это не появляется само по себе, процесс образовательного целеполагания важно не просто педагогически обустраивать, но и делать это постепенно.

Есть примеры, когда ребенок вынужденно меняет школу. В новом месте для того, чтобы эффективно учиться, ему нужно понять, как в здесь все устроено, что принято, какие новые возможности и неожиданные ограничения есть. Ребенку важно измениться, осуществить шаг развития, оценив специфику новой ситуации. Важно скорректировать свое поведение и свои образовательные привычки, от чего-то отказаться, а что-то принять, как новое, перестроить свою образовательную стратегию, а иногда и свои цели. Обычно в педагогическом мире нет профессионала, который в оказывает помощь в осуществлении самого перехода.
Тьютор часто работает с ситуациями, когда у ребенка есть особенности здоровья или особые потребности в процессе обучения. Тогда задачей тьютора становится пересборка образовательного пространства, т.е. мест и способов обучения. Предельная эффективность работы тьютора с больными ДЦП или аутизмом уже доказана практикой.

Чем тьютор отличается от других типов образовательных профессий

Тьюторство – это особый тип педагогической профессии. Если для простоты разделить все профессии в сфере образования на три типа – формирующие, терапевтические и сопровождающие, – то тьютор относится к последней группе. Базовая задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека. Коуч – тоже пример сопровождающей (или посреднической) профессии, но коуч помогает достигать цель, двигаться более эффективно, развивать сильные стороны. Тьютор, в свою очередь, будет обустраивать сам поиск цели, оформление смыслов и оснований движения. Коучинг – во многом, комплиментарная тьюторству профессия, удобная для выстраивая продуктивного сотрудничества. Тьютор уместен тогда, когда более четкое представление о себе важнее, чем эффективно достигнутая цель, тогда когда человек осваивает сам навык принятия образовательного решения и управления своим развитием, а также самодвижение в образовании или перестроение своего пути.

В ситуации работы с детьми это часто и есть неотъемлемая часть содержания образования. Когда на простых и краткосрочных задачах ребенок осваивает через пробы и экспериментирование способность к самодвижению, к реализации своей индивидуальной образовательной программы. А в работе со взрослыми мы чаще работаем со сменой профессиональной траектории, самоопределением и реализацией проектов, у которых нет возможности опереться на прототип, на чужой опыт.

У меня был опыт, когда я работала как тьютор со взрослым человеком, который параллельно работал и с коучем. Так вот, но любил говорить: “Поход к стоматологу не заменит похода к офтальмологу.” Специалистов в сфере образования становится много, и границы их профессиональной деятельности часто очень сближаются. Я считаю, это хорошо и правильно. “Сервисов” для развития и оснащения своего образования у человека должно быть много и разных. Это характеристика современной ситуации, и важно разобраться, в какой ситуации какие специалисты более ресурсны.

Достаточно ли профессионалов в области тьюторства

Профессионализм тьюторов за последние 5 лет резко вырос. Это связано с ростом спроса на тьюторство. С одной стороны, профессионалов достаточно — относительно тех мест, где тьюторство востребовано. С другой стороны, спрос пока сильно занижен, потому что родители не очень хорошо информированы о проблемах, вызовах и возможностях образовательной ситуации их детей. Пока проблемы не видны, нет и активности в поиске профессионалов. Мы считаем, что определенная инертность и консерватизм родителей — явление проходящее. Сопротивляться новым подходам в образовании становится все сложнее, они не просто доказывают свою эффективность, они становятся нормой. Мы наблюдаем такой парадокс: в сфере образования и в профессиональном сообществе (в том числе, среди коучей и психологов) профессия тьютора достаточно давно известна, профессионалов знают поименно, и даже в лицо, известен список “Топ-100 профессионалов-тьюторов России”. А родители пока про нас очень мало знают. Наверное, недостаточное позиционирование тьюторства среди родителей – недочет нашего сообщества. Наиболее сильный дефицит тьюторских кадров сейчас наблюдается в сфере инклюзивного образования. Семейное образование пока только начинает открывать для себя потенциал тьюторства, думаю в этой области в ближайшие годы будет резкий рост спроса на профессиональных тьюторов, способных пересобирать и удерживать целостность образовательной ситуации ребенка, находящегося на семейной форме образования. Будет расти спрос на работу с индивидуальной образовательной программой и активизацией детских образовательных инициатив.

Стоимость тьюторской услуги сейчас достаточно высока, это связано с достаточно низкой производительностью труда тьюторов-профессионалов. Горизонтальная система разделения труда в тьюторстве пока совсем не развита, и мы чаще встречаем тьюторов-универсалов, а не тьюторские команды с развитой специализацией. Но, думаю, развитие кооперации специалистов в тьюторстве, и, как следствие, оптимизация самой тьюторской услуги, сокращение ее стоимости — это наше самое ближайшее будущее.

Где учат тьюторству

Учиться тьюторству, как и любой другой профессии, нужно системно: нужно найти место, где “я умею как тьютор”, место, где “я оттачиваю профессиональные навыки как тьютор”, место, где “я практикую”, и место, где “я рефлексивно обсуждаю свою практику”. Я не говорю, что это принципиально разные места. Я указываю, что эти фокусировки обязательно должны быть. И что традиционное образование скорее всего не подходит для освоения тьюторства, так как тьютор — это профессия становящаяся, некоторые ее нормы находятся в стадии оформления, само профессиональное “знание” очень подвижно. Пока нет окончательного методического пакета, списка “учебников”, исчерпывающей образовательной программы.
С одной стороны, тьюторство – это сфера, где без академического образования прорваться очень сложно, т.к. нужно хорошо понимать идею и концепцию тьюторства. Для этого есть тьюторская магистратура, например в Московском педагогическом государственном университете. Или курсы повышения квалификации.
С другой стороны, чтобы освоить тьюторские компетенции, а не просто получить информацию о профессии, важно иметь постоянную практику. Идеальная ситуация – это дополнение теории регулярной практикой и супевизией. В таком сочетании освоение компетенций наиболее эффективно.

semeynoe.com

Что нужно знать родителям о тьюторах / Newtonew: новости сетевого образования

В последнее время всё больше родителей понимают, что никто не заинтересован в качественном образовании их детей так, как они сами. А значит, нужно самим прикладывать усилия, чтобы разбираться в том, как можно учиться, решать возникающие проблемы, обращаться за помощью к профессионалам.

Поэтому родителям важно знать, что есть такая профессия — тьютор. Она не так давно появилась в российском пространстве, а корни её уходят в историю европейских университетов XII века.

Тьютор — удивительный для образования человек: он не реализует ФГОС и не готовит к ЕГЭ, а работает с индивидуальными желаниями и возможностями ребёнка.

Его работа связана с теми вещами, которым каждый сознательный родитель хотел бы своего ребёнка научить: с умением выбирать, с умением осознавать свои желания, с умением ставить цели и добиваться их. И в образовании будущего тьютор, по прогнозам экспертов, будет играть ключевую роль.

В Средние века тьютор помогал определиться, кем ты хочешь из университета выйти и на какие лекции для этого ходить.

Источник: greenes.org

13 июля в Москве пройдёт очередная встреча Клуба экспертов образования — открытой площадки, которая предоставляет возможность родителям и всем заинтересованным людям общаться с профессионалами этой сферы и обсуждать злободневные и вечные вопросы. Тема предстоящей встречи — «Как сопровождать образование ребёнка и для чего нужен тьютор». Об этом расскажет эксперт, больше которого, пожалуй, никто в России не сможет поведать о тьюторской практике — Татьяна Ковалёва, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. Именно благодаря её последовательной и упорной работе профессия «тьютор» появилась в России официально (произошло это в 2008 году). Мы задали Татьяне Михайловне несколько весьма общих вопросов накануне встречи, ответы на которые, однако, многое сделали ясным.

Татьяна Михайловна Ковалёва

Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, зав.кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ

Татьяна Михайловна, что, по-вашему, нужно знать родителям о тьюторах?

— Родителям важно знать, что «прикладывать» к ребёнку сразу свои соображения о том, чем ему нужно заниматься — не единственно возможный подход. Лучше сначала посмотреть на него со стороны, дать ему как можно больше шансов разносторонне проявить себя, чтобы потом понять, что ему интереснее.

В наш век быстрых решений и лавины информации у родителей зачастую нет времени и знаний для того, чтобы организовать максимально свободное пространство выбора для ребёнка. И тогда на помощь приходит тьютор.

Тьютор — это человек, который сопровождает индивидуальную образовательную программу, являющуюся результатом того, что ребёнок сам выбрал.

Тьюторство — это раздел педагогического и антропопрактического знания. Антропопрактика, в свою очередь — это практика работы с развитием человека. Могут быть врачи-антропопрактики, психологи-антропопрактики. Это те, кто работает с качественным продвижением человеческой жизни.

В этом плане тьюторство — это практика помощи человеку в его развитии.

В школах сейчас все учителя говорят об индивидуальном подходе. Зачем нужен ещё и тьютор?

— Это два разных понятия, которые, к сожалению, очень часто путают — индивидуальный подход и индивидуализация.

Индивидуальный подход — это когда взрослый мир начинает рассматривать ребёнка, интерпретирует его, чтобы эффективно с ним взаимодействовать. Ты холерик, ты сангвиник. Ты «визуал», тебе надо больше картинок показывать.

Индивидуализация — это создание такой среды, таких возможностей, чтобы ребёнок мог сам проявить свою индивидуальность. Если вы в классе, например, даёте детям разные задачи — сильным посложнее, слабым попроще, — это не индивидуализация, это ваш личный индивидуальный подход. Конечно, он должен быть, но не надо путать.

Мария Монтессори говорила, что в педагогике главный метод — метод наблюдения. Создайте среду и держите паузу, наблюдайте за ребёнком: чем он интересуется, куда он движется.

Иногда нужно не просто отвести ребёнка в музыкальную школу, но дать ему попробовать играть на разных инструментах, чтобы он сам выбрал тот, что по душе.

Источник: parentingsweetspot

Как происходит работа тьютора?

— У нас есть основная схема полного тьюторского действия. Она используется вне зависимости от того, с кем ты работаешь: хоть с трёхлетним ребёнком, хоть с пожилыми людьми. В России эта схема состоит из трёх этапов.

Первый этап — это создание образовательной среды, в которой возможен тьюторский взгляд. Тьютор — средовой человек, он может работать только там, где есть свобода выбора. Для начала надо такую среду создать, и в России 90% тьюторов ещё не работают в полном смысле, а только создают среду. Ставки для новой профессии в школах открываются, а никакого выбора у детей нет.

Зарубежные коллеги удивляются, что у нас есть такой этап: у них среда уже несколько веков, как создана, эта профессия существует в культуре.

Второй этап — это «сердцевина» тьюторской работы, мы называем его образовательной навигацией. Когда создана среда, ты организуешь пробы различных возможностей и обсуждения, чтобы ребёнок мог сделать выбор: какие у разных вариантов бонусы, какие риски, что влечёт за собой то или иное решение. Это не автомобильный навигатор, который говорит тебе, куда поворачивать. Это деятельность, в процессе которой человек берёт на себя ответственность, сам делает выбор — и это очень важно.

Для меня самое точное слово, которое определяет деятельность тьютора — сопровождение. Сопровождать можно только того, кто идёт сам.

Если ребёнок ничего сам не делает, то мы можем его заставлять, провоцировать, уговаривать, но не сопровождать.

Третий этап — это масштабирование. Когда мы находим, что ребёнку интересно, мы должны «масштабировать» его достижения, то есть указать следующие шаги, которые позволят расширить зону применения полученных результатов. Это касается движения в сторону выбора профессии, в сторону выбора будущего образования. Тьютор, наблюдая за ребёнком во время разных проб, обращает внимание, какой интерес у него возникает чаще других, к чему его всё время тянет. И он может посоветовать, куда идти дальше, чтобы развивать этот интерес. Мы придаём масштаб увлечению.

Тьютор со своими подопечными.

Источник: wiki

Некоторые дети постоянно меняют свои увлечения, им очень быстро всё надоедает. Что делать с бесконечным выбором?

— Когда ты всё время выбираешь, это лучше назвать хорошим русским словом «перебор». За выбор ты несёшь ответственность.

Когда я работала в Томске директором школы, у нас был день свободного расписания. Ребёнок мог выбрать уроки на этот день. Обычно выбирали то, «куда подруга пошла», что родители посоветовали. А потом начинали канючить, что им неинтересно. Но четверть они должны были ходить на те уроки, которые выбрали. Раз в четверть мы проводили «Юрьев день», когда можно было выбрать другие уроки.

Вот вы создали образовательную среду, помогли с навигацией, а дальше должна быть ответственность за выбор. Именно это сложно отследить родителям. Если родители жёсткие, им трудно допустить выбор. Если слишком мягкие, им сложно сказать «нет», сложно показать эту ответственность.

В «Снежной королеве» разбойница высказывает отличную мысль: если вы не говорите ребёнку «нет», это лучший способ вырастить разбойника.

Тьютор с этим работает. Хоть мы и говорим, что работаем с выбором, на самом деле мы работаем с зоной отказа: каждый твой выбор — это отказ от чего-то. От чего ты готов отказаться? Что ты готов минимизировать?

Когда человек этого не понимает, он в десятом классе хочет виллу во Франции и жену-красавицу, но не представляет даже, чем надо пожертвовать для этого.

С кем сейчас, в основном, работают тьюторы?

— Каждый человек имеет право на свою предельно личностную судьбу. Это не значит, что мы растим индивидуалистов, которые идут по головам ради своих целей. Нет, человек всё равно работает в коллективе, в группе, но он при этом понимает про себя. Это культура заботы о себе: осознание, какие у тебя преимущества, что тебе трудно, хочешь ли ты какие-то дефициты свои восполнить, поучившись чему-либо.

У тьюторства в России сейчас два фокуса развития: инклюзивное образование и работа с одарёнными детьми. Получается, что, если даже мы не созрели до мысли, что все люди — разные, мы не можем этого не замечать хотя бы в этих двух сферах.

При работе с детьми с ОВЗ тьютор не выполняет роль помощника учителя. Его задача — не научить писать и считать, а создать условия для того, чтобы ребёнок, исходя из имеющихся у него возможностей, смог достичь в своём образовании максимума.

Что касается работы с одарёнными детьми, то, с точки зрения тьютора, рано замеченная одарённость играет против возможностей ребёнка.

Представьте: ребёнку три года, он ещё не понимает, чего он хочет, но у него, например, выворотность ног. Родители сразу отдают его в балетную школу, и он видит теперь только станок. А он бы, может, с удовольствием интересовался муравьями или чем-то ещё.

Выбор — это всегда отказ от одних возможностей в пользу других. Ребёнок не выбирает сам в три года стать музыкантом или балериной.

Источник: Олег Макаров, 1970

Мы сейчас разрабатываем такие технологии, которые называются «дублирующие индивидуальные программы для одарённых детей». Чтобы жизнь человека была более устойчива, у него должно быть право и возможность выбора.

Возможно ли построение индивидуального образовательного пути в условиях, когда ребёнок ходит в обычную школу, где никто ни о каком тьюторском подходе и не слышал?

— Что делать человеку, который узнал, что можно не только ездить на поезде, но и летать на самолёте? Ему надо найти лётчика и аэропорт. Точно так же и здесь: если ребёнок ходит в массовую школу, где ничего о тьюторстве не знают, то либо родители должны хоть что-то понимать про то, как строить индивидуальную образовательную программу, или нужно постараться найти школу, где есть тьюторы. Такие школы существуют, и не только в Москве. В нашей Ассоциации тьюторов представлено 40 региональных групп, из них 10 — это очень продвинутые центры. Вы можете посмотреть на сайте, где найти тьюторов в вашем регионе.

Есть тьюторы как индивидуальные предприниматели. Они заканчивают магистратуру по тьюторству и работают в свободном образовательном пространстве.

А можно тьюторскую компетенцию приобретать. Это как с профессией психолога: можно учиться на психолога, а можно учителю пройти курсы повышения квалификации по психологии и применять эти знания в педагогической практике — ты будешь глубже понимать ребёнка. Так же и тьютор. Можно отдельно учиться, а можно пройти курсы и использовать тьюторские навыки в рамках своей профессиональной деятельности.

Пройти курсы может даже родитель. Конечно, есть граница, точно так же, как с медициной: может ли приобрести какую-то медицинскую компетентность мама? Наверное, может. Может научиться уколы ставить, даже диагностировать что-то. Но есть её личное отношение к ребёнку, которое не даёт быть объективным.

Я могу быть тьютором по отношению к своему ребёнку. Но в какой-то момент, когда ребёнок хочет того, что ты подсознательно не хочешь, очень сложно отказаться от позиции мамы и работать как профессионал.

Профессиональная позиция тьютора заключается в том, что я уважаю интересы того, с кем работаю, и моя задача — создать среду, чтобы эти интересы «поймать» и сопровождать.

А вот как раньше было без тьюторов?

— Было стихийно. Кому-то повезло, кто-то прочитал интересную книжку, кто-то на лекцию попал, а потом выбрал себе любимое дело. А кому не повезло — так и шли по жизни, как складывались обстоятельства.

У нас никогда не было такой профессии, хотя прецеденты яркие были. Поэт Жуковский был тьютором Александра I. Он не истории учил, он наследникам рассказывал об общем положении вещей, помогал им сориентироваться в огромном объёме знаний. В Царскосельском Лицее были гувернёры, были учителя, а были дядьки. Это прообраз российских тьюторов.

Но никогда профессии «тьютор» в России не было. Если во многих странах общество решает, какая цель у образования (в США, например, эту цель каждый штат определяет по-своему), то у нас всегда это была государственная политика. От государства задавались цели — будь то создание горнозаводских училищ Петром I или Смольного института Екатериной II. У человека никогда не было культуры такой индивидуальной траектории. А сейчас мы её развиваем. И вот официально профессия тьютора в России появилась в 2008 году, теперь мы хотим окончательно завоевать ей место в умах и сердцах, чтобы она не зависела от политических и прочих обстоятельств.

Узнать больше о работе тьютора и получить практические советы от Татьяны Ковалёвой можно будет 13 июля на встрече Клуба экспертов образования в Москве.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Материал по теме: Тьютор | Социальная сеть работников образования

 За последние десять лет многократно увеличилось количество публикаций по тьюторству. В подобной ситуации отношение к проблеме традиционно имеет тройственный характер: «тьюторство – это полная ерунда», «в тьюторстве что-то есть» и «кто же не знает, что такое тьюторство»

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных  образовательных траекторий (в российской системе образования,  из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности  (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия  перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

 

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности  норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

 

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

Индивидуализация: работа с человеком возможным  (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.

Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

  • Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор  двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
  • Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
  • Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
  • Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Основные направления тьюторства в Российском образовании: (на слайде)

  • Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников, на индивидуальной образовательной программе в начальной школе.
  • Тьюторство в подростковой школе основывается на технологиях аналитической и проектной работы, на школе индивидуализации образования, на тьюторском сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе.
  • Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской компетенции старшеклассника,  на организации для формирования образа будущего как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старшеклассников, на тьюторском сопровождении как возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии тьюторского сопровождения – технологии, которые  помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в  инициирование конкретной деятельности, которая  возможна либо как образовательная или социальная проба ученика.  Эти задачи эффективно решаются с помощью    технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм,  портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада  и т.д.).

Но в арсенале тьютора должен быть целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».

 

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В  ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в  практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

1. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные  в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования  «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

  

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих  в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.

nsportal.ru

Материал на тему: Кто такой тьютор?

Кто такой тьютор?

    Однажды, на берегу озера голодный человек встретил мудреца и попросил его: “Я голоден, помоги мне!”. А мудрец ответил: “Я могу дать тебе рыбу, ты быстро наешься, но так же быстро проголодаешься вновь и снова попросишь помощи. Я могу дать тебе удочку, но она когда-то сломается, и ты опять позовешь меня. Я могу научить тебя делать удочки, это долго и трудно, но зато потом тебе уже не понадобится моя помощь. Выбирай свой путь…”.

   Последний подход довольно точно характеризует тьюторскую позицию. Тьютор – это педагог. Особый педагог, главная цель которого не просто деть знания, научить ребенка чему-то доброму и светлому, но помочь ему научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных целей. Тьютор это педагог, который стремиться научить своего подопечного свободе и самостоятельности, осознавать свои цели и понимать вой возможности, находить недостающие ресурсы и использовать культуру, опыт предшествующих поколений, для того чтобы не изобретать велосипед, а действовать эффективно и успешно.

   В жизни каждого человека было много педагогов, учителей. Имена некоторых из них давно и прочно забыты. Другие… Возможно, последний раз вы встречались с ним лет двадцать назад, но каждый раз, когда вам нужен он – учитель – вы вспоминаете ту Марию Николаевну или Оксану Сергеевну, которые не просто учили вас математике или истории, но были Учителем, именно так, с большой буквы. В чем отличие? Вы помните: вроде бы в очень разных и тонких вещах: когда-то вовремя взяла за руку и посмотрела в глаза, когда-то поставила “двойку”, а когда-то, наоборот, не поставила, когда-то спросила о чем-то очень важном, а однажды промолчала. Рядом с Учителем вы становились взрослее, узнавали себя и открывали мир, понимали смысл жизни и строили планы на будущее. Ну, и еще учили математику…, или историю.

 В российской школе всегда были Учителя. К сожалению, часто вопреки школьным порядкам, планам уроков, целям и задачам. Так же понятно почему – чтобы взять за руку надо время, а идет урок математики… Хороший учитель старался успеть и совмещал в себе сразу несколько лиц: учителя, который передает знания, умения и навыки; воспитателя, который старается привить своему подопечному нравственные ценности, и наставника, стремящегося понять самому и помочь понять взрослеющему человеку какой он, зачем он, зачем ему школа, что ему надо в жизни.

  В разных культурах, в разные времена таких людей называли по-разному: Учитель, Наставник, Гуру, Попечитель, Духовник.

   В средние века в Англии открылись старейшие британские учебные заведения:

Оксфордский и Кембриджский университеты. Обучение в Оксфорде и Кембридже очень сильно отличалось от занятий в так называемых “немецких университетах”, для которых были характерны система кафедр и учебных программ, закрепленных за каждой кафедрой. Английский университет не заботился о том, что бы студенты слушали именно определенные курсы. Студенту самому предстояло решить, на лекции каких профессоров он будет ходить и какие курсы изучать. Университет предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Человеком, который помогал найти свой путь, был тьютор. “Тьютор” в переводе с английского означает “наставник”.

   В современном мире все труднее хорошо учиться. Очень много знаний накопило человечество, тех знаний, которые должны освоить наши дети (по крайней мере – так думают родители и учителя). Выучить ВСЁ – просто невозможно. Надо выбирать, надо учиться не просто, как губка, впитывать все, чему тебя учат, а находить нужные именно тебе знания. Что интересно именно мне? Есть ли в культуре то, что мне интересно? И зачем мне школа? Тьютор это человек, который готов не только понять интерес ребенка, выслушать его рассказ “Я знаю об этом:…”, но и помочь понять, что в опыте человечества, в российской культуре, в нашем городе и родной школе есть очень много ЗНАНИИ о том, что ему интересно.

   Например? Пожалуйста: “все о динозаврах” – есть палеонтология (идем в библиотеки, консультируемся с учителем, с интересом листаем учебник по биологии), раскопки останков динозавров, почёму-то вымерли – никто не знает абсолютно точно, почему – “А я узнаю!!!” Мама с папой еще будут запрещать заниматься своему чаду (“спать не загонишь!”) Но что бы написать статью или доклад оказывается нужен русский язык (как-то с ошибками неудобно). А для того, чтобы понять, что написано на англоязычном сайте под картинкой с динозаврами – английский (да не адаптированный, а “нормальный”). Подготовка к презентации – навыки организатора, владения компьютером. Выступление на защите собранного материала – научиться говорить “по-русски” – прямая дорога к учителю литературы, и т. д. и т.п.

   Если все это назвать в довольно строгих научных терминах, то называется это – тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута ученика. Ребенка всегда что-то интересует, но ему (особенно подростку) свойственно отрицать опыт (знания) взрослых. А в культуре существует очень много знаний удовлетворяющих интерес ребенка. Школа – транслятор таких знаний, но обычно она делает это “привязываясь” к расписанию уроков. Тьютор “привязывается” к интересу ребенку, через интерес, показывая ему, “зачем русский”, “зачем история”. Самое трудное – показать. Не навязать, не заставить, а создать ситуацию, которая демонстрирует: “МНЕ НУЖЕН английский”.

  Тьютор – это человек, который очень аккуратно идет рядом с ребенком, обеспечивая поддержку в трудную (сложную) минуту, и отходя в сторону, когда ученик справляется сам. Это сложно, очень сложно. Тьютор в современной массовой школе это профессионал, который может (должен по определению его позиции), найти индивидуальность ребенка, понять, в чем особенность познавательных интересов не группы детей, а одного, отдельно взятого, конкретного Пети Иванова. Тьютор может (обязан) создать такую ситуацию своего взаимодействия с ребенком, чтобы “Петя” сам осознал свой интерес, и сам понял, что он хочет узнать, пока (так судьба распорядилась) он учится в школе. И как это узнать. И где. И на каких предметах. У каких учителей. И в каких учебных заведениях продолжить свое обучение потом, после школы. И как жить дальше. И как жить сейчас. Это – формирование индивидуального образовательного маршрута. Формирование образа себя как человека себя образующего, т.е. не растущего “как придется”, “как трава под забором”, а самостоятельно руководящего своим собственным развитием и становлением.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *