В школу психолог: Зачем Нужен Школьный Психолог И Чем Он Занимается? — Обрсоюз

Содержание

Зачем Нужен Школьный Психолог И Чем Он Занимается? — Обрсоюз

В чем заключается важность педагога-психолога в школе до сих пор понимают не все. Деятельность школьного психолога часто неочевидна, но именно она является тем инструментом, который может сделать внутришкольную жизнь устойчивой и безопасной. И хотя сегодня далеко не во всех школах есть позиция педагога-психолога, все чаще руководители школ, учителя, а также родители учеников и сами ученики начинают сталкиваться с проблемами, решить которые под силу только практикующему специалисту-психологу.

Педагог-психолог в школе – это специалист, который проводит психологическую работу с обучающимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме детей в школу. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция – это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает обучающимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование – это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Особенность этой работы в том, что она может оказаться очень полезной для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактикапредполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления, поднимать острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Перечисленные выше аспекты работы еженедельно встраиваются в график школьного психолога. Многие ошибочно полагают, что педагог-психолог – это тот, кто не занят работой до тех пор, пока не возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация. Но если вы посмотрите на циклограмму специалиста, вы увидите, что рабочий день состоит из множества задач, среди которых: психологическая диагностика, групповая работа с учащимися разных классов, индивидуальное консультирование в кабинете, просветительская работа с родителями, работа с методической литературой и консультирование педагогов, работа с документацией.

В методическую работу и работу с документацией входит разработка рабочей программы. На каждый учебный год педагог-психолог составляет программу занятий, учитывая возрастные особенности детей и влияние меняющегося мира: детскую гаджетозависимость, дефицит внимательности, повышение тревожности и агрессивности и т.д. Составляя годовой план, педагог учитывает все вводные данные и расписывает программу, темы, количество и продолжительность обязательных мероприятий, а также ожидаемый результат.  

Как правило, в одной школе работает один школьный психолог. Такой специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику. Впрочем, бывает и так, что в школе работает несколько психологов, специализирующихся на работе с разными возрастными группами.

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Педагог-психолог работает с самым сложным механизмом – с детскими и подростковыми умами, поэтому психолог в школе должен быть вдвойне чутким и внимательным.

В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

И в завершении стоит отметить, что поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации.

Сегодня для школьного психолога существуют различные спциальные комплексы. В цифровом продукте для школьного психолога Эффектон Студио собраны более 100 методик для исследования и развития внимания, работы с восприятием, сенсомоторикой, памятью, мышлением и другими познавательными способностями.

Отдельные усилия разработчиков были посвящены диагностике и тренировке детей дошкольного возраста, развитию математических и лингвистических способностей.

Проверить работу методик в демоверсии и подобрать индивидуальную конфигурацию можно по ссылке.

Читайте ещё

первый год», Римма Павловна Ефимкина – ЛитРес, страница 2

Так нужен ли школе психолог?

Итак, возвращаемся к вопросу, поставленному в начале главы: нужен ли школе психолог? И готова ли школа его принять?

Первые выпускники-психологи – камикадзе. Им очень сложно. Их функция в том, чтобы задать прецедент, внести в школу психологическую атмосферу, чтобы педагоги хотя бы поняли, как работает психолог, чем его работа может дополнить учительскую, Он должен сделать так, чтобы отношение к слову «психолог» стало спокойным, даже обыденным, чтобы школа воспринимала психолога как привычную реальность. Первые выпускники пропадают из школ, уходя в центры, кооперативы, где есть условия для работы, где больше платят, где длиннее отпуск. Но даже не это главное.

Когда мы брали интервью в школах, на вопрос: «Нужен ли психолог в школе?» – получили в ответ единогласное, стопроцентное «ДА!» Все 69 опрошенных (20 родителей, 28 учителей, 14 завучей и 7 директоров) разного пола, возраста, стажа из восьми школ двух районов города Новосибирска в один голос заявили, что психолог нужен.

Но когда мы пришли работать и увидели, что с психологическими проблемами учителя идут не к нам, а по привычке пытаются в меру способностей справляться сами или привычно с ними живут; что они представления не имеют о наших возможностях, а возлагают на нас надежды, которые мы не можем оправдать; что на нас порою смотрят как на бездельников, непонятно зачем появившихся в школе, – так вот, когда мы со всем этим столкнулись, то растерялись, обнаружив, что наша новая профессия на самом деле никому в школе не нужна…

Конечно, было бы весьма заманчиво свалить всю вину за отсутствие результатов (а что такое в психологической работе результат?) на неподготовленность школы к принятию психолога. Но это только часть правды. Можно утверждать, что психолог точно так же не подготовлен к принятию школы.

Нельзя сказать, что мы не знали школу. Во-первых, многие из нас сами проработали в ней по несколько лет учителями. Во-вторых, на школу нацелен был весь курс обучения. Например, в самом начале своей учебы мы участвовали в деловой игре, посвященной отношениям «психолог – школа», на которой уже тогда пытались самоопределиться как будущие психологи. Потом нам был прочитан курс социологии, после чего мы отправились в школы и брали интервью у администрации, учителей, родителей, учеников, чтобы выяснить спрос, ожидания, требования к психологу.

Но вот школа стала для нас реальностью. Казалось бы, ничего нового ждать не приходится, обо всем уже известно заранее, все предусмотрено. Но… очень уж по-разному складываются у нас отношения со школой.

Деловая игра

Эта однодневная игра во вторую неделю обучения была нашей первой попыткой взглянуть на школу новыми глазами, глазами человека со стороны, будущего психолога, а не учителя.

Мы разделились на две группы, и каждая самостоятельно ищет ответа на вопрос: каким должен быть психолог в современной школе?

Первая группа говорит о роли психолога, пока нам не ясной. В чем эта роль? В помощи учащимся в адаптации к школьной системе? В оппозиции системе? Может, психолог должен быть духовным пастырем, который работает на Личность, проповедует общечеловеческие ценности? Или он сам должен воспитать Личность, которая бы эту систему изменила? На кого вообще работает психолог? Масштабы у первой группы глобальные, проблемы никак не меньше, чем мировые и общечеловеческие…

Параллельно работает вторая группа. Она констатирует, что современная школа в кризисе. И тот же вопрос: чем заниматься психологу в такой школе? Содействовать составлению оптимальных учебных программ? Решать проблемы дисциплины учащихся? Адаптировать «трудных»? Оздоравливать климат в педагогическом коллективе? Или заняться просветительской работой в школе и микрорайоне? Профориентацией? Психопрофилактикой?

Это о том, кем и каким должен быть психолог. А какой должна быть школа, чтобы психолог в ней пришелся ко двору?

И мы мечтаем о школе, в которой есть выбор программ, индивидуальные планы обучения, свободное посещение уроков, нет инструкций «сверху», учителя находятся в творческом поиске. То и дело слышны реплики: «школа гуманизма, радости и здоровья», «личностный рост», «школа должна работать по законам Культуры», «отношения между учителем и учеником – это отношения двух свободных личностей», «роль психолога – выявление личностных потребностей»…

…Мы подобны детям, играющим в кубики. Построим одно сооружение – оно тут же рухнет. Пытаемся выстроить другое – и оно ломается. Пока что не получается не только стройного здания, но даже более или менее устойчивого скромного домишка.

Но эти наши игры все-таки кое-чему нас научили. Они отражали действительное состояние школьной психологии в стране: состояние неразберихи. И тем самым готовили нас к реальной практике.

Социологический опрос

Три месяца спустя мы «пошли в народ»: отправились в разные школы города брать интервью на тему: «Психолог приходит в школу. Ваши ожидания?» Мы составили список вопросов, которые задавали ученикам, учителям, завучам, директорам и родителям. Было одно необходимое условие: чтобы школа была чужая, а не своя. Во-первых, для чистоты эксперимента, во-вторых, чтобы заодно отрабатывать навыки взаимодействия с незнакомыми людьми, присоединения к ним, а также сбора информации.

Нас интересовали все те же вопросы: нужен ли школе психолог? Кому он должен подчиняться? Предпочитаемые формы взаимодействия с ним. Какой категории (ученикам, учителям, родителям) должен отдавать большую часть времени? И некоторые другие. Мы не останавливаемся на результатах опроса, так как цифры приведены в соответствующих главах книги. Но кроме цифр мы получили еще нечто. Вместо одних вопросов возникли другие, для нас неожиданные. Например, а чем хотим заниматься мы? Когда нам стали известны ожидания школы, мы решили и сами отметить те виды работы, которыми мы собираемся заниматься. И таким образом выяснить, в чем наши возможности и желания совпадают с требованиями школы, а в чем расходятся.

Психолог не подготовлен к принятию школы

И вот, наконец, мы в школе. Язык не поворачивается назвать себя психологом, «всемогущий маг лишь на бумаге я», а в реальности страх, неуверенность в себе. Вот наши воспоминания, относящиеся к началу этого учебного года.

Ощущения новичка

«Я пришла в школу совершенно неподготовленная морально. Я не чувствовала себя психологом, стеснялась даже повесить на дверь табличку. А может, боялась: придут люди, что я буду с ними делать? К тому же в нашей школе в прошлом году вел занятия профессиональный психолог, так что после него называть себя психологом было стыдно.

Я не верила в свои силы, боялась ответственности. Как-то сняла головную боль одной учительнице, но сама же восприняла это как чудо, мне это показалось шарлатанством.

Слонялась по школе в поисках работы. Этику и психологию семейной жизни ведет директор, этику – завуч, а я не у дел. Я как будто не получила задания от начальства, хотя на самом деле просто не умела. Ведь все были уверены, что я сама знаю, что делать, и не вмешивались в мои дела.

Ожидания же учителей были такие, что я не могла их оправдать. Все ожидали какого-то глобального тестирования, а я хоть и понимала, что это бессмысленно, но ничего другого предложить не могла. Какой-то разумной программы у меня не было, а как ее составлять, я не знала. И ничего лучше не придумала, чем сказать, что уйду, что в таких условиях работать невозможно…»

«Был в самом начале период, когда я почти не показывалась в учительской. Почему? Я дулась на весь свет, что ко мне никто не идет: вы от меня ничего не хотите, и я тогда от вас ничего не хочу. Надо будет – сами придете, а я вас уговаривать не стану…»

«Я себя недооценивала и не любила называть словом „психолог“. особенно в разговорах с профессионалами. Скорее была „якобы психолог“. Это болезнь роста, потом прошло…»

«Чувствуя собственную ненужность, я сидела в своем кабинете и перебирала какие-то бумажки, изучала личные дела, сама не зная зачем. Создавала видимость деятельности, занятости сама для себя. Если бы кто-то заглянул – сидит психолог, работает. Но никто не заглядывал…»

«Скажу честно, что не знала, как беседовать с клиентом, боялась его. Проблема-то его вроде ясна, а вот как ему разъяснить? Навык нужен. Разумеется, на курсах мы учились консультировать, работали в парах друг с другом, выполняя роли психолога и клиента. Но когда закончилась учеба, стало страшно: что завтра делать с настоящим, реальным клиентом? Вдруг я не смогу ему помочь? Вдруг он встанет и уйдет? А потом всем в школе расскажет, что я не помогла ему? И это ведь не учебная ситуация, когда один из нас встал из кресла психолога и ушел со словами: „Ой, я не знаю, что дальше делать!“ В жизни по-другому: знаешь – не знаешь, а человек сидит и ждет твоей помощи, ему наплевать, что в данный момент я сама нуждаюсь в консультации, озабочена своей собственной профпригодностью…»

Защитное поведение психолога

Все эти ощущения идут от неуверенности в себе. Все-таки девять месяцев – это очень мало. Вчерашний учитель, закончивший девятимесячные курсы, даже самые хорошие по уровню, понимает, что он как специалист немного из себя представляет. Он встал только лишь на первую ступеньку психологии, но, тем не менее, вынужден работать на результат: ведь за него платили деньги, к нему предъявляются требования.

Самым разумным было бы оглядеться, продолжая учиться. Исследовать возможности (свои и школы), потребности (свои и школы). Поработать с заказчиками на приведение в соответствие своих возможностей с их требованиями. Но часто вместо этого, чувствуя слабость своих позиций, психолог-новичок начинает реализовывать защитное поведение. И тогда целью является не дело, не профессиональные результаты, а защита собственного достоинства, самооценки. Проявляется это в разных формах.

 

Типы защитных ролей

Миссионер

Психолог считает себя выше всех остальных, он человек, достигший совершенства в личностном и душевном развитии, с более высокой духовной организацией. Он гуру, который будет учить толпу, в чем счастье, и, обратив в свою веру, сделает всех счастливыми. Причем, делать это он может достаточно агрессивно, прикрываясь при этом гуманистическими идеями и клиент-центрированным подходом.

Сноб

Психолог противопоставляет себя, «яркую личность», «серой массе», «обыкновенным учителям, которые считают себя психологами, но разве это психология? Они даже не знают таких имен, как Фрейд, Фромм, Маслоу… А как они помогают ребенку? Они и присоединиться-то толком не умеют».

Такой психолог забывает, что учитель и психолог – это две разные сферы деятельности. У них разные задачи, пути, которые в чем-то пересекаются. И то, что учитель переквалифицировался в психолога, вовсе не означает, что он пошел дальше своих коллег, он пошел просто по другому пути. Есть и среди учителей замечательные мастера своего дела, им вовсе не нужно становиться другими, психологами, например.

Безотказный

Пытается понравиться, для всех быть хорошим. Не находит в себе сил отказать, отстоять свою позицию, делать так, как сам видит, а не как ему говорят, берется помочь всем и по любому поводу. Дело становится на второе место.

«Учительница обращается ко мне прямо на лестнице с неотложной проблемой. Я предлагаю ей пройти в кабинет и побеседовать с глазу на глаз, но она продолжает говорить. Она так расстроена, что у меня язык не поворачивается твердо настаивать на своем, и я уступаю, выслушивая ее здесь, на главах у всей школы. Что будет, если я откажусь? Я боюсь, что она обидится и уйдет…»

«Классная руководительница „трудного“ девятого (выпускного) класса попросила у меня какой-нибудь развлекательный тест для классного часа. Это учительница, пользующаяся в школе авторитетом, и я, внутренне сопротивляясь, все же иду у нее на поводу. В результате, когда я сама пришла в этот класс проводить беседу по профориентации, дети не воспринимали меня всерьез, ожидая очередного развлечения. У них уже сложилось представление о психологии как о чем-то забавном, о веселой игре. Я пожалела, что не смогла вовремя отказать твердо и мотивированно…»

Есть здесь еще один нюанс: не умея отказывать, вы тем самым дискредитируете психологию, значительно осложняя работу самому себе. Так случилось с некоторыми тестами, попавшими в руки к некомпетентным людям. Например, проективный тест «Несуществующее животное» стал чуть ли не кулуарным, благодаря кажущейся легкости толкования и воспринимается многими как игра. Я была свидетельницей того, как молодая учительница, коротая вместе с учениками время ожидания автобуса, предложила старшеклассникам взять ручки, фломастеры, карандаши (у кого что нашлось) и нарисовать животное (опять-таки, вопреки всем инструкциям, на чем придется). А потом под смех подростков выдавала каждому «результат», импровизируя на коду. Это одна из причин, почему нельзя давать некомпетентным людям ключи к тестам. Главное же – научиться отказывать, когда это нужно.

Оправдывающийся

Вместо того, чтобы искать возможности для деятельности, варианты работы, которые возможны в этой ситуации, даже если отличаются от идеальных, он старается оправдать свою бездеятельность ссылками на непонимание, на отсутствие хороших условий, на неподготовленность людей к восприятию его работы и т.

 д. Типичные слова: «Вот если бы…», «Разве здесь можно что-то сделать?»

Другие роли

Психолог может некритично принимать на себя те роли, которые ему навязываются в школе, тем самым оправдывая неадекватные ожидания (см. гл. 1).

Что делать, когда кажется, что ничего сделать нельзя?

Сколько раз в течение этого года каждый из нас приходил на очередной четверг и с отчаянием в голосе пересказывал очередную безнадежную историю! А потом все ж с надеждой спрашивал: «Что делать?»

Что делать, когда работаешь с ребенком, а потом он возвращается домой, в неблагополучную семью, и вся твоя работа летит насмарку? Что делать, когда учитель приводит «трудного» ученика, а потом оказывается, что работать нужно с самим учителем? Что делать, когда на твоих глазах катится по наклонной пятнадцатилетняя девчонка, а помогать уже поздно? Что делать?..

«…Ко мне пришла мама восьмиклассника. За полугодие ее сын получил девять двоек и решением педсовета был направлен на прием к психиатру, чтобы тот перевел его на индивидуальное обучение. Психиатр отослал мальчика к школьному психологу, то есть ко мне. Что же произошло?

В этом году в школах опробовали нововведение: начиная с восьмого класса, детей расформировывают по интересам. Так, например, в нашей школе образовалось пять восьмых классов: математический, гуманитарный, биологический, английский и… 8Д (школьники его тут же окрестили «классом дебилов»), куда попали дети «без интересов».

Что же получили в результате такой перетасовки?

– Разрушили уже сложившиеся за семь (1) лет группы детей со своими инфраструктурами, связями, традициями.

– Обрекли детей на формирование новых групп, что нелегко именно в подростковом возрасте, в фазе негативизма.

– Многие дети пошли в тот или иной класс все же не по интересам, а «вместе с подружкой».

– «Слили» в один класс так называемых «трудных»: неуспевающих, заторможенных, расторможенных, педагогически запущенных и т. д.. а также тех, кто не является математиком, гуманитарием, биологом и полиглотом. В класс попало 23 мальчика и 6 девочек.

Легко себе представить, как работается в 8Д классе предметникам. Но мне было интересно посмотреть на классного руководителя: что это за доблестная женщина? Я спросила ее, как же она справляется со своими питомцами. Безучастно она произнесла, словно повторяя чужие слова:

– Зато остальным детям никто не мешает учиться.

– А эти?

– Овчинка выделки не стоит.

Я подумала: «А если бы среди них был ваш собственный ребенок?»

Мальчик, которого ко мне привели, был из 8Д. Я знаю эту семью, так как когда-то учила его старшего брата. Знаю, что этот парень может учиться не хуже других и лучше многих. А еще я знаю одну закономерность: если отобрать класс отличников, то их потенциал увеличится. А если в одном классе собрать двоечников, то они деградируют еще больше. Чтобы такие дети могли компенсироваться, они должны быть в смешанной группе: им необходимо равняться на более благополучных. Или же в классе должно быть особое обучение с привлечением специалистов.

Понимали ли это в школах, когда производили деление? Прислушались ли к мнению психолога? Эти вещи решает директор. А пациенты – ученики 8Д – идут к психологу…»

Так что же все-таки делать, когда ничего сделать нельзя? Делать то, что можно! У нас нет цели описывать конкретные приемы, средства, с помощью которых можно разрешить ту или иную ситуацию, тем более, что сколько психологов, столько и решений, каждый поступит по-своему.

Сейчас речь пойдет не об этом, а о некой стратегии поведения в целом. Допустим, перед нами неразрешимая (как нам может показаться) ситуация. И хотя кажется, что ничего тут не сделаешь, выборы все же есть. Мы сами всегда стараемся построить несколько выборов для клиента, существуют они и для психолога. Ошибка, наша в том, что мы часто видим только один из них, действуем в привычной для нас стратегии. Кто-то привычно вступает в борьбу, рвется на баррикады. Кто-то привычно опускает руки от бессилия. Кто-то привычно уходит…

Страница психолога | Официальный сайт школы №4

Цель работы психолога школы: комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе.

  Задачи психологической работы:

– создать условия для предупреждения возникновения проблем развития ребенка: адаптация к новым условиям обучения, профилактика злоупотребления ПАВ, помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.
– помощь подростку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
– содействовать проведению эксперимента по введению новой образовательной программы в начальной школе.
– развитие психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

Зачем в школе нужен психолог?

Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультироание родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

1. Трудности в учёбе

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе

Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3.  Взаимоотношения с родителями

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми – с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

 4. Выбор жизненного пути

Девятый, десятый и одиннадцатый класс – время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и  способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог – человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

1. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Чем занимается школьный психолог? Разбивка этой совместной карьеры

 

Психология — обширная область с множеством различных специальностей. Кто-то может подумать о традиционном клиническом психологе, который работает со взрослыми один на один в офисе или больнице. Другие могут подумать о детском психологе, который специализируется на помощи маленьким клиентам с их эмоциональным и психическим здоровьем.

Со всеми этими аспектами психологии может быть трудно различить не только то, что влечет за собой каждая роль, но и какие позиции даже доступны. Возможно, вы заинтересованы в работе с детьми, но не знаете, какие у вас есть варианты.

Следует рассмотреть роль школьного психолога. Вы можете спросить себя:  Что такое школьный психолог? Какие навыки им нужны? И как стать школьным психологом? Мы собрали некоторые экспертные мнения, чтобы ответить на ваши вопросы и помочь вам ориентироваться в этой полезной и востребованной карьере.

Чем занимается школьный психолог?

Чтобы понять более конкретные аспекты этой карьеры, полезно начать с базовой должностной инструкции школьного психолога. Эти специалисты обучены выявлять, решать и преодолевать учебные и поведенческие потребности у детей школьного возраста.

Школьные психологи выполняют широкий круг обязанностей. В основном они работают в школах, уделяя особое внимание учащимся как младшего школьного возраста, так и старшего возраста колледжа. Эти специалисты предоставляют всесторонние психологические услуги с целью помочь учащимся добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциональном состоянии.

Некоторые типичные услуги, которые они предоставляют, включают помощь учащимся, над которыми издеваются, и тем, кто сталкивается с проблемами, такими как плохая успеваемость, проблемы дома или проблемы с психическим здоровьем. Школьные психологи также помогают учащимся с инвалидностью. Такой широкий спектр услуг означает, что ни один рабочий день не будет похож на другой.

Один день из жизни школьного психолога

«Как школьный психолог, вы должны ожидать неожиданностей и быть готовыми пересмотреть свой день по ходу дела», — говорит д-р Морин Далман-Шредер, доцент по совместительству. в Массачусетском глобальном университете и Калифорнийский делегат Национальной ассоциации школьных психологов (NASP).

Д-р Далман-Шредер говорит, что ее день может начинаться по установленному расписанию, только для того, чтобы администратор попросил ее провести оценку угрозы (стратегия предотвращения насилия, которая включает в себя выявление студенческих угроз совершить насильственные действия, определение серьезности угрозы, и разработка плана вмешательства, если это необходимо). Или ей может понадобиться пригласить студента для тестирования. Она помогает ученикам, нуждающимся в индивидуальном консультировании, работает с учениками, у которых выражена тревожность, и помогает родителям лучше понять поведение своего ребенка.

Школьные психологи, как можно догадаться, работают в основном с учащимися, но они также сотрудничают с учителями, родителями и школьными консультантами. Школьные психологи часто тесно сотрудничают с учителями специального образования для разработки индивидуальных планов обучения (IEP) и мониторинга успеваемости учащихся. Они также могут способствовать обсуждению между родителями и педагогами, чтобы обеспечить понимание и удовлетворение потребностей ребенка.

«Дни школьного психолога сильно различаются, — говорит доктор Далман-Шредер. Поскольку вы никогда не знаете, какой ученик или учитель придет к вам в офис, гибкость, терпение и открытость к изменениям помогут вам преуспеть в этой роли.

Чем школьные психологи отличаются от школьных консультантов?

При сравнении школьных психологов и школьных консультантов есть несколько пересекающихся обязанностей. Таким образом, названия карьеры обычно путают. Но у каждого из них своя уникальная роль и область применения.

Школьные психологи помогают отдельным учащимся решать различные проблемы, связанные с развитием и психическим здоровьем. Они сосредоточены на оценке и тестировании тех, кто может претендовать на дополнительные услуги.

Школьные консультанты также затрагивают некоторые из этих факторов, но они, как правило, работают со всеми учащимися. Их работа может также включать кризисное вмешательство и подготовку студентов к будущему образовательному и профессиональному опыту.

Д-р Далман-Шредер говорит, что некоторые из общих обязанностей школьных психологов и школьных консультантов включают консультирование, разработку планов вмешательства и сотрудничество с родителями и учителями. Она отмечает, что одно из основных отличий заключается в том, что школьные психологи больше занимаются психическим здоровьем учащихся.

«Мы помогаем информировать родителей о том, как учится их ребенок и что может мешать его обучению, объясняя связь между интеллектом и успеваемостью», — говорит доктор Далман-Шредер. Она добавляет, что именно школьные психологи определяют, нужны ли учащимся специальные образовательные услуги.

Как стать школьным психологом?

Если вас вдохновляет идея помогать учащимся преодолевать препятствия и добиваться успеха в жизни и учебе, вам может быть интересно, как стать школьным психологом. Первый шаг на этом пути — это ученая степень — без нее вы не сможете получить надлежащую лицензию на практику. Вы можете начать учебу со степенью бакалавра по соответствующему предмету, например психологии или педагогике, чтобы оценить свой интерес к этой области.

Однако в большинстве штатов для получения лицензии вам потребуется диплом об окончании высшего учебного заведения. Обычно вам нужна степень специалиста по образованию в области школьной психологии. Некоторые могут выбрать такие акценты, как аутизм, изучающие английский язык, прикладной анализ поведения или другие соответствующие области.

После получения ученой степени вы можете подать заявку на получение лицензии. Требования школьного психолога варьируются от штата к штату, потому что в каждом штате есть свой процесс, поэтому обязательно ознакомьтесь с особенностями вашего региона. В большинстве штатов школы сертифицированы Департаментом образования.

Какие навыки нужны школьным психологам?

В то время как психологи всех видов имеют много общих компетенций и черт, школьные психологи являются экспертами в вопросах, которые обычно возникают у детей школьного возраста. Мы использовали программное обеспечение для анализа вакансий в режиме реального времени, чтобы изучить более 25 000 вакансий школьных психологов, размещенных за последний год. Данные* помогли нам определить главные навыки, которые работодатели ищут в кандидатах.

Высшие базовые навыки :

  • Планирование и администрирование
  • Обучение и поддержка пациентов
  • Психические заболевания и методы лечения
  • Диагностика/лечение/уход за расстройствами
  • Работа в команде/сотрудничество
  • Коммуникативные навыки
  • Письмо
  • Решение проблем

Высшие специальные навыки :

  • Специальное образование
  • Диагностика/лечение/уход за аутизмом
  • Телездравоохранение
  • Написание отчета
  • Развитие персонала
  • Кризисное вмешательство

Какова типичная зарплата школьного психолога?

Возможно, вашей главной мотивацией стать школьным психологом не являются деньги, но это все же важный фактор, который следует учитывать. Карьеру, которая приносит личное удовлетворение и финансовое вознаграждение, может быть трудно найти, но школьные психологи могут взять лучшее из обоих миров.

Бюро статистики труда США (BLS) сообщило, что средняя зарплата школьного психолога в 2020 году составляла 79 долларов США.820, что почти вдвое превышает средний показатель для всех профессий. В то время как ожидается, что рабочие места психологов в ближайшие годы останутся стабильными, BLS прогнозирует, что занятость школьных психологов будет расти быстрее. По мере того как общество все больше осознает важность психического здоровья, возрастает потребность в этих услугах в школах.

Начните менять мир к лучшему в качестве школьного психолога

Чем именно занимаются школьные психологи? К настоящему времени у вас, вероятно, есть идея получше. Изучив описание работы школьного психолога и поняв типичные обязанности и перспективы карьерного роста, вы можете почувствовать желание продолжить карьеру в этой области.

Узнайте, как вы можете начать свой путь к полезной роли школьного психолога, ознакомившись со степенями специалиста в области образования, полученными в Глобальной школе образования Массачусетского университета .

*Burning-flass.com (Анализ 27,108. Образовательные учреждения всех уровней нуждаются в работниках, способных помочь учащимся справиться с трудностями, мешающими их успеваемости и личностному развитию. Школьные консультанты достигают этого, способствуя академическому, социальному и эмоциональному развитию учащихся посредством индивидуальных или групповых консультаций. Школьные психологи предоставляют аналогичные услуги, но их рабочие обязанности направлены на удовлетворение потребностей учащихся в консультировании по вопросам психического здоровья и поведения. Обе профессии важны, и сравнение объема работы школьных консультантов и школьных психологов помогает лучше понять их индивидуальные роли в системе образования.

Что такое школьное консультирование?

Школьные консультанты работают в различных учебных заведениях, от начальных школ до старших классов. Их цель — наблюдать за учащимися и предлагать им поддержку, необходимую им для получения оптимального опыта в школе. Школьные консультанты имеют совершенно разные обязанности в зависимости от возраста учеников, с которыми они работают. Например, консультанты, работающие в средних школах, обучают своих учеников основам высшего образования и планированию карьеры, в то время как консультанты, работающие с младшими учащимися, обычно сосредотачиваются на развитии социальных навыков и учебных привычек. Тем не менее, есть много аспектов школьного консультирования, которые применимы ко всем возрастным группам. Все школьные консультанты помогают учащимся выявлять и решать личные проблемы, интегрироваться в свое окружение и планировать успехи в учебе.

Что такое школьная психология

Школьные психологи обычно работают с учащимися, у которых более серьезные потребности в области психического здоровья. Эти специалисты проводят психологическую оценку, а также разрабатывают и внедряют стратегии вмешательства. В школьной среде психологи также работают с преподавателями, администраторами и родителями, чтобы определить, с какими проблемами сталкиваются те или иные учащиеся. Они также должны отслеживать эффективность своих стратегий с течением времени, чтобы определить, есть ли возможности для улучшения. Администраторы могут сотрудничать с более опытными школьными психологами, чтобы разработать образовательную политику, способствующую укреплению психического здоровья учащихся.

Школьный консультант против школьного психолога

Школьные консультанты и школьные психологи предоставляют услуги, которые поддерживают учащихся и способствуют их здоровому развитию. Однако они обычно используют разные подходы для достижения этих целей. Школьные консультанты предоставляют базовые услуги широкому кругу учащихся, а школьные психологи предоставляют комплексные услуги по охране психического здоровья учащимся, которые борются со своим психическим здоровьем. Разница заключается в том, что консультанты предлагают более общие услуги, а психологи более специализированные.

Чтобы получить квалификацию школьного психолога, требуется обширное образование и подготовка. Минимальным требованием, чтобы стать школьным психологом, обычно является степень магистра психологии или более специализированной дисциплины, такой как школьная психология или педагогическая психология. Также необходимы государственные лицензии. Во многих случаях работодатели отдают предпочтение кандидатам, имеющим докторскую степень или несколько лет профессионального опыта.

Хотя школьные консультанты часто имеют широкий круг должностных обязанностей, они также следуют специализированному образовательному пути. Студенты должны получить степень магистра в области консультирования или смежного предмета и сдать экзамен, чтобы получить лицензию на школьное консультирование. В некоторых советах по лицензированию штатов также требуется один или два года опыта преподавания.

Хотя в большинстве школ есть по крайней мере один консультант в штате, школьный психолог может обслуживать несколько школ или целый округ. Когда консультант определяет, что учащемуся может потребоваться более сложная оценка психического здоровья, консультант может попросить администраторов организовать визиты школьного психолога. Консультанты и психологи иногда сотрудничают в разработке планов вмешательства, основанных на индивидуальных потребностях учащегося.

Сравнение профессий

Перспективы трудоустройства специалистов обеих этих профессий положительные. Бюро трудовой статистики США прогнозирует, что количество вакансий школьных консультантов и школьных психологов вырастет на 13% и 14% соответственно с 2016 по 2026 год. Школьные консультанты и консультанты по вопросам карьеры получали в 2017 году среднюю годовую зарплату в размере 55 410 долларов США. и школьных психологов, средняя зарплата составляла $75,09.0. Медиана доходов выше у тех, кто имеет докторскую степень и большой опыт работы в своей области.

Понимание различий между школьными консультантами и школьными психологами поможет решить, какая профессия лучше всего соответствует личным интересам и профессиональным целям. Тем, кто хочет выступать в качестве первой линии защиты в поддержке развития учащихся, следует подумать о том, чтобы получить степень магистра в области консультирования.

Узнать больше

Онлайн-программа магистратуры по консультированию в Университете Уэйк Форест обучает студентов ценным навыкам, которые могут способствовать успеху в ряде возможных областей карьеры, включая школьное консультирование. 60-часовая онлайн-степень магистра школьного консультирования предлагает клиническое обучение через практику и стажировку, а также передовые терапевтические методы.

Если вы хотите стать катализатором положительных изменений в жизни студентов, узнайте больше о том, как университет Уэйк Форест может помочь вам подготовиться к достижению ваших профессиональных целей.

Рекомендуемая литература

В чем разница между консультантом и психологом?
Консультирование и психотерапия: выбор правильного пути

Источники

Бюро трудовой статистики, психологи
Бюро трудовой статистики, школьные и профессиональные консультанты
Бюро трудовой статистики, школьные консультанты

19-3034.

00 – Школьные психологи

1 и внедрить индивидуальные или общешкольные вмешательства или стратегии для решения образовательных, поведенческих или связанных с развитием проблем, которые отрицательно влияют на образовательную деятельность в школе. Может решать проблемы с обучением и поведением учащихся, а также консультировать учащихся или их семьи. Может разрабатывать и реализовывать планы производительности, а также оценивать производительность. Может консультироваться с другим школьным персоналом.

Образец заявленных должностей: Консультант по аутизму, Двуязычный школьный психолог, Консультант по проблемному поведению, Психолог-консультант, Школьный психолог раннего вмешательства, Педагог-диагност, Консультант по обучению, Психолог, Школьный психолог, Школьный психометрист

Вы покинете O*NET OnLine, чтобы посетить наш дочерний сайт My Next Move. Вы можете вернуться, нажав кнопку Назад в браузере или выбрав «O*NET OnLine» из O*NET Sites меню внизу любой страницы в My Next Move.

Вы покинете O*NET OnLine, чтобы посетить наш дочерний сайт My Next Move for Veterans. Вы можете вернуться, нажав кнопку Назад в браузере или выбрав «O*NET OnLine» в меню O*NET Sites в нижней части любой страницы My Next Move for Veterans.

Saldrá de O*NET OnLine для посещения нашего филиала Mi Próximo Paso. Puede regresar usando el botón Atrás в навигаторе, или eligiendo «O*NET OnLine» в эль-меню Sitios O*NET в нижней части страницы cualquier в Mi Proximo Paso.

Трудовая деятельность

  • Получение информации — Наблюдение, получение и иное получение информации из всех соответствующих источников.

  • Общение с руководителями, коллегами или подчиненными — Предоставление информации руководителям, коллегам и подчиненным по телефону, в письменной форме, по электронной почте или лично.

  • Установление и поддержание межличностных отношений — Развитие конструктивных и совместных рабочих отношений с другими людьми и поддержание их с течением времени.

  • Мониторинг процессов, материалов или окружения — Мониторинг и анализ информации из материалов, событий или окружающей среды для обнаружения или оценки проблем.

  • Идентификация объектов, действий и событий — Идентификация информации путем классификации, оценки, распознавания различий или сходств и обнаружения изменений в обстоятельствах или событиях.

  • Принятие решений и решение проблем — Анализ информации и оценка результатов для выбора наилучшего решения и решения проблем.

  • Интерпретация значения информации для других — Перевод или объяснение того, что означает информация и как ее можно использовать.

  • Организация, планирование и расстановка приоритетов в работе — Разработка конкретных целей и планов для расстановки приоритетов, организации и выполнения вашей работы.

  • Анализ данных или информации — Определение основных принципов, причин или фактов информации путем разбиения информации или данных на отдельные части.

  • Общение с людьми вне организации — Общение с людьми вне организации, представление организации перед клиентами, общественностью, правительством и другими внешними источниками. Данной информацией можно обмениваться лично, в письменной форме, по телефону или электронной почте.

  • Помощь другим и уход за ними — Предоставление личной помощи, медицинской помощи, эмоциональной поддержки или другой личной помощи другим людям, таким как коллеги, клиенты или пациенты.

  • Обновление и использование соответствующих знаний — Постоянное техническое обновление и применение новых знаний в своей работе.

  • Предоставление консультаций и советов другим — Предоставление рекомендаций и экспертных советов руководству или другим группам по техническим, системным или связанным с процессами темам.

  • Развитие и создание команд — Поощрение и укрепление взаимного доверия, уважения и сотрудничества между членами команды.

  • Креативное мышление — Разработка, проектирование или создание новых приложений, идей, отношений, систем или продуктов, включая творческий вклад.

  • Обучение и обучение других — Выявление образовательных потребностей других, разработка формальных образовательных или обучающих программ или классов, а также обучение или инструктирование других.

  • Разрешение конфликтов и ведение переговоров с другими — Рассмотрение жалоб, урегулирование споров, разрешение жалоб и конфликтов или иное ведение переговоров с другими.

  • Работа с компьютерами — Использование компьютеров и компьютерных систем (включая аппаратное и программное обеспечение) для программирования, написания программного обеспечения, настройки функций, ввода данных или обработки информации.

  • Коучинг и развитие других — Выявление потребностей других в развитии и обучение, наставничество или иная помощь другим в улучшении их знаний или навыков.

  • Документирование/запись информации — Ввод, расшифровка, запись, хранение или ведение информации в письменной или электронной/магнитной форме.

  • Выполнение административной деятельности — Выполнение повседневных административных задач, таких как ведение информационных файлов и обработка документов.

вернуться к началу

Подробная рабочая деятельность

  • Проводить стандартные физические или психологические тесты.

  • Собирайте информацию от людей посредством наблюдения, интервью или опросов.

  • Интерпретировать исследовательские или оперативные данные.

  • Подготовка научных или технических отчетов или презентаций.

  • Разработка психологических или образовательных лечебных процедур или программ.

  • Консультировать клиентов по вопросам психического здоровья или личных достижений.

  • Проведение научных исследований организационного поведения или процессов.

  • Консультировать других по вопросам образования.

  • Координация междисциплинарных исследовательских программ.

  • Разработка образовательных программ.

  • Посещайте конференции или семинары для поддержания профессиональных знаний.

  • Консультировать других по вопросам здравоохранения.

Поиск профессий, связанных с несколькими подробными видами деятельности