Виды семинаров – Виды семинаров. Педагогика

Основные типы, виды и формы семинаров — КиберПедия

Традиционные семинары

 

Традиционно различают три типа семинарских занятий: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.

Просеминар – занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Основная задача: ознакомиться со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы с ними.

Спецсеминар- проводится, как правило, на старших курсах.

Основная задача: исследование по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Собственно семинар может быть двух видов:

– семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематиче­ски прочно связанный с ним;

– семинар, предназначенный для основательной проработки наиболее важных и типичных в ме­тодологическом отношении тем курса или даже одной темы.

 

Довольно распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладов

студентов.

Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и системати­ческую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости.

На первом этапе студент обращается к раз­личным источникам, ищет и изучает разнообразную информа­цию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает кон­кретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат.

На втором этапе — пла­нирования — разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучает­ся отобранный материал, определяется логика раскрытия темы.

На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляет­ся работа.

Практика показывает, что успех доклада в значительной сте­пени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.

Ак­тивизации работы на семинарских занятиях способствует оппонирование или рецензирование докладов слушателями. В качестве оп­понентов и рецензентов может быть определен широкий круг сту­дентов; часть из них выступят с более развернутыми оценками, другие делают более частные замечания и дополнения.

При проведении семинарских занятий методом развернутой бе­седы по отдельным вопросам можно активизировать работу сту­дентов, заслушав заранее подготовленные сообщения.

Сообщения отличаются от докладов и рефератов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом.



Преподаватель дол­жен добиваться, чтобы очередной выступающий выражал свое мнение по поводу поставленных вопросов и строил ответ в логи­ческой взаимосвязи с уже высказанными суждениями, ставил за­дачу своего выступления, т. е. указывал, какой аспект проблемы собирается изложить, аргументировал свое мнение и подводил итоги рассуждений.

На семинаре важны непосредственный контакт, доверительное общение, атмосфе­ра товарищеской близости, взаимопонимания.

На семинарском занятии целесообразно использовать принцип “круглого стола”, т.е. расположение участников лицом друг к другу. Это дает возможность высказывания всем участникам, личностного включения каждого в общение и ис­пользование невербальных средств общения: мимику, жесты, эмоциональные проявления.

Активные формы семинара

 

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности:

– уме­ния работать с несколькими источниками,

– сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами,

– делать соб­ственные обобщения и выводы.

 

Интенсивность этой работы зави­сит от форм проведения семинара и форм контроля.

Конечно, самыми плодотворными с этой точки зрения являются активные формы семинара:

– диспуты,

– дискуссии,

– «круглые столы»,

– ролевые игры,

– «пресс-конференции» и т. п.

Каждая из этих форм своеоб­разна, имеет специфические функции, свою методику подготов­ки, организации и проведения.

В современной практике используется ряд инновационных форм проведения семинаров: семи­нар – дискуссия, семинар – исследование, семинар – деловая игра.

Семинар – дискуссия – диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта, со­вместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем.

Всем здесь предоставляется возможность равноправ­ного и активного участия в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснован­ности.



При этом необходимо точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументирование воз­ражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника.

Важным элементом семинара выступает дискуссия.

Дискуссия (от лат. discussioрассмотрение, исследование) — публичное об­суждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Однако сле­дует помнить, что добровольность выступлений — это еще не дис­куссия, хотя и свидетельство активности студентов.

Дискуссия оп­равдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по подходу и толкованию, т. е. пред­полагает альтернативные ответы.

Остановимся на двух основных особенностях дискуссии.

Пер­вая особенность заключается в том, что она проходит в устной форме, которая накладывает существенный отпечаток на ее ход.

При устном обсуждении спорных вопросов большое значение имеет эмоциональный, психологический момент, который обусловлен присутствием оппонента. Непосредственный контакт в ходе поле­мики спорящих сторон и ведущего может сыграть свою положи­тельную роль, так как дает возможность тотчас же указать на не­понимание или искажение мыслей, точки зрения.

Но устная форма дискуссии имеет и свои недостатки, которые необходимо иметь в виду преподавателю, ведущему занятие.

В силу большого влияния на участников устной дискуссии психологи­ческого, эмоционального фактора обсуждение вопроса может легко превратиться во взаимные обвинения сторонами друг друга. Есте­ственно, что такие «обсуждения», когда чувства берут верх над рациональными доводами и логикой доказательства, не могут приблизить к истине, привести к правильному и приемлемому решению спорного вопроса.

Из-за большого влияния психологического фактора убежден­ность в правильности той или иной точки зрения может сложить­ся не на основе логического доказательства и опровержения вы­двинутых положений, а на основе средств эмоционального воз­действия на участников спора — эрудиции, красноречия, а также чувств, интересов или неосведомленности спорящих.

Учитывая неизбежность эмоционального момента при ведении устной по­лемики, необходимо помнить о логике выявления истины; ведя дискуссию, нельзя забывать о том, что эмоции должны способ­ствовать утверждению правильной точки зрения, а не подчинять себе логику обоснования отстаиваемых воззрений.

Вторая особенность дискуссии выражается в том, что вопро­сы, которые могут возникнуть или быть поставлены на семинаре, можно разделить на два типа:

– дискуссионные проблемы науки;

– проблемы, которые уже решены в науке, но студентам это пока не известно.

В зависимости от того, какой из этих типов проблем обсуждается на семинаре, ставятся и конкретные цели, которые должна преследовать дискуссия.

Если обсуждаемая проблема яв­ляется дискуссионной, то полемика вокруг нее должна ставить перед собой цель:

показать студентам творческий характер поиска истины,

приобщить их к исследовательскому поиску

привлечь к процедуре поиска истины.

Если же поставленная или возникшая на семинаре проблема уже разрешена, то цель ее об­суждения — подвести слушателей через столкновение различных мнений к правильному ее пониманию, постановке и решению.

Активное участие в дискуссиях раскрепо­щает студентов, формирует уверенность в себе, развивает само­стоятельность мышления.

Участие в дискуссии формирует у партнеров (студентов, преподавателей) коммуникативные навыки, культуру общения, в том числе умение терпимо относиться к мнению со­беседника, вести дискуссию, аргументирование доказывать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение оппонента.

Таким образом, дискуссия на семинаре способствует расшире­нию и углублению имеющихся у студентов знаний, т. е. она явля­ется одной из форм глубокого, личностного усвоения знаний. Она помогает развитию способности творчески мыслить, избавляя от механического воспроизведения заученного, т. е. выступает сред­ством воспитания культуры мышления, ведя к осмысленному ус­воению знаний.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения про­блем — диспут(от лат.disputo — рассуждать, спорить) — специ­ально подготовленный и организованный публичный спор на на­учную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции.

Целью семина­ров-диспутов является формирование оценочных суждений, ут­верждение мировоззренческих позиций.

Для успешного проведе­ния диспута необходима значительная подготовка, ориентирован­ная на ознакомление с проблемой, и создание адекватной атмо­сферы в самой аудитории.

Участников лучше разделить на под­группы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргу­менты.

Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе как минимум две разноречивые позиции.

Преподаватель тща­тельно продумывает:

– задачи диспута,

– его предполагаемый ход,

– воз­можные варианты оценочных суждений и позиций;

– выводы, к которым участники могут прийти в результате обсуждения.

Велика роль преподавателя на диспуте как ведущего. Он:

– предоставляет слово желающим,

– следит за соблю­дением регламента,

– регулирует очередность выступлений,

– забо­тится о том, чтобы накал обсуждения не спадал до конца.

Заверша­ется диспут подведением итогов:

– насколько глубоко и методологи­чески верно были поставлены спорящими сторонами вопросы,

– сколь истинными оказались ответы и

– каково в целом качество усвоения проблемы обеими сторонами;

– выделяются отдельные интересно поставленные вопросы и ответы;

– дается оценка активности и каче­ства подготовки отдельных подгрупп и занятия в целом.

Спор на семинаре дает толчок к собственным размышлениям (как студента, так и преподавателя), вскрывая порой трудности и неясности в тех положениях, которые до сих пор казались про­стыми, ясными, бесспорными.

Полемика, развернувшаяся на семинаре, случается, не огра­ничивается временными рамками семинара, студенты продолжа­ют обсуждение затронутых вопросов и вне стен аудитории (ведь так трудно бывает отказаться от «своей», пусть даже раскритико­ванной точки зрения).

Семинар – исследование используется прежде всего в спец­курсах.

По предложению преподавателя в начале семинара образуется несколько подгрупп по 7-9 человек, которые получа­ют список из заранее заготовленных проблемных вопросов по теме занятия.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необ­ходимо обменяться мнениями, провести дискуссию, “доисследовать проблему”, пользуясь любыми источниками ин­формации.

В подгруппах готовится выступление ее представителя с ответами на проблемные вопросы, отражающее согласованное мнение группы.

Идут доклады всех подгрупп, а на последнем этапе работы семинара вырабатывается позиция всей группы, интегрирующая точки зрения подгрупп.

В семинаре – деловой игре воссоздаются основные ситуации и элементы, присущие профессиональной деятельности, с целью овладения предметным содержанием профессиональной деятельности. Играющие познают “себя через других” и “других через себя”. Выполняя игровую роль, вступая в условно реальные отношения с другими играющими, студенты приобретаете опыт познавательной и профессиональной деятельности, а также социальных отно­шений.

Некоторые занятия можно проводить методом «мозгового штур­ма».

Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении студентов от инерции мышле­ния, в активизации творческого мышления, преодолении при­вычного хода мысли при решении поставленной задачи; он по­зволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории.

Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощ­рение всевозможных реплик и даже шуток. Успех применения ме­тода во многом зависит от преподавателя — руководителя заня­тия, который, опираясь на демократический стиль общения, поощряет фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарож­дение оригинальных идей и выдвигает свои. Но главное — это сотворчество педагога и студентов, основанное на вере в творчес­кие силы и способности студентов.

Конечно, этот метод не гарантирует тщательную проработку идеи. Он также имеет много ограничений для применения в учеб­ном процессе. Его особенно полезно применять в обучении спе­циальным предметам, где требуется решение конкретных твор­ческих проблем и задач.

Немаловажную роль в совершенствовании методики обучения играет внедрение в практику семинарских занятий нетрадицион­ных методов активного обучения.

Обычные формы учебной работы (лекции, семинары, практические работы, консультации, экзаме­ны, зачеты) имеют ограниченные возможности в изменении по­зиции студента, поскольку он всегда находится в состоянии обуча­ющегося.

Нетрадиционные же формы обучения в одном случае ста­вят его: в позицию режиссера, в другом — учителя, в третьем — консультанта, в четвертом — организатора определенной деятель­ности и т. д.

И чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемые им в деятельности позиции, тем разностороннее раз­вивается личность будущего специалиста. Его мыслительная дея­тельность приобретает системный характер, вырабатываются гиб­кость мышления и действий, умение ориентироваться в ситуации.

Наиболее эффективными в развитии технологий обучения в системе высшего образования являются такие методы активного обучения, как игровое проектирование и анализ конкретных си­туаций.

При игровом проектировании воспроизводится процесс созда­ния или совершенствования условного или моделируемого объек­та.

Учебно-познавательная и исследовательская деятельность сту­дентов направлена прежде всего на коллективное проектирова­ние изучаемого объекта.

В основе технологии проведения занятий лежат три стержневых элемента:

– механизм определения функцио­нально-ролевых интересов участников игрового проектирования;

– алгоритм разработки проекта;

– механизм «экспертной оценки» проекта или игрового «испытания проекта в действии».

Такой подход имеет огромное познавательное значение для буду­щих специалистов.

Анализ конкретных ситуаций способствует формированию у бу­дущего специалиста умения формулировать и решать задачу (про­блему) в определенной обстановке.

Ситуационные задачи суще­ственно отличаются от учебных задач-упражнений: если в последней всегда сформулировано условие (что дано) и требование (что надо найти), то в ситуационной производственной задаче, как пра­вило, таких параметров нет.

Будущему специалисту в ходе решения подобных задач необходимо прежде всего разобраться в реальной ситуации, определить, существует ли проблема и в чем она состо­ит, т. е. самостоятельно установить, что ему известно и что надо определить для принятия решения.

Более того, описание ситуации может содержать такие факторы, которые на первый взгляд кажут­ся не имеющими к ней прямого отношения.

Ситуационная задача может иметь несколько вариантов решения, которые окажутся при­емлемыми в конкретной ситуации, что требует от специалиста уме­ния выбрать из них наиболее оптимальный.

Таким образом разви­вается способность определять рациональные способы анализа про­блемной ситуации и пути ее решения.

Использование нетрадици­онных форм обучения на основе усиления интеграции образова­ния, науки и практики позволяет студентам не только увидеть имитации различных профессиональных ситуаций, но и самим не­посредственно участвовать в преобразующей деятельности.

При оценке качества семинарского занятия, дискуссии, дис­пута, деловых игр можно использовать следующие критерии:

целенаправленность — постановка проблемы, стремление свя­зать теоретический материал с практикой;

планирование — выделение главных вопросов, связанных с про­филирующими дисциплинами, знакомство с последними дости­жениями науки и техники по предмету;

организация работы — умение вызвать и поддержать дискус­сию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений студен­тов, заполненность учебного времени обсуждением проблем;

стиль проведения занятий — оживленный, с постановкой ост­рых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбужда­ющий мысли;

отношение преподавателя к студентам — уважительное, в меру требовательное или равнодушное;

отношение студентов к преподавателю — уважительное или безразличное, критичное;

управление группой — преподаватель быстро устанавливает кон­такт с участниками семинара, уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студен­тами или, напротив, делает много замечаний, допускает повы­шенный тон, не владеет ситуацией.

Роль преподавателя во время проведения таких семинаров весьма велика. Очень важно, чтобы, не подменяя студентов и не отвечая за них, он сумел стать организатором обсуждения.

Заключитель­ное слово преподавателя, содержащее оценку рефератов, докладов, сообщений, должно, кроме того, помочь студентам увидеть сильные и слабые стороны выступлений, научить их критически осмысливать сказанное товарищем. В этом отношении семинар — более сложная форма работы, чем лекция. Здесь требуется не только прекрасное владение материалом, но и умение распределять вре­мя студентов, быстрая реакция на содержание и форму подачи идей, организация и оценка работы всего коллектива и внимание к отдельному студенту.

 

В теории продуктивного обучения семинар рассматривается какформа занятия, которая обеспечивает создание учащи­мися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-группо­вой коммуникации.

Семинары отличаются от других видов занятий повышенной активностью и самостоятельностью учащихся, прояв­лением их оргдеятельностных личностных качеств.

Хуторской А.В. предлагает следующую классификацию семинаров:

· по дидактическим целям

– занятия по введе­нию в тему, планированию ее изучения,

– занятия по исследованию фундамен­тальных образовательных объектов,

– занятия по представлению и защите обра­зовательных результатов,

– занятия по углублению, обобщению и систематизации знаний,

– контрольные и зачетные семинары,

– аналитические семинары.

· по способу и характеру проведения

различают вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые семинары, индивидуальные и групповые семинары, семинары-проекты, семинары по решению задач, «круглые столы», «мозговые атаки», семинары — деловые игры и др.

· по доминирующим формам коммуникации учеников

эвристиче­ские семинары строятся на следующих видах работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, индивидуально-коллективной.

Виды семинаров:

Вводный семинаропирается на имеющиеся у учащихся знания и опыт. После объяснения учителем структуры семинара учащиеся коллективно собирают информацию по новой теме и классифицируют ее по разделам.

По каждому разделу учащиеся выбирают групповодов, кото­рые набирают свои группы.

Группы работают с собранной информа­цией по заданному алгоритму и готовят выступления перед классом, которые оцениваются и анализируются учащимися.

Обзорный семинарпредполагает самостоятельный обзор учащимися всей темы на основе учебника и других материалов.

Результаты обзора учащиеся формулируют в виде следующих суждений:

1) смысл данной темы;

2) ее главные части или направления;

3) изучаемые объекты;

4) возникшие вопросы;

5) отличия изложения темы в разных источниках.

Особую роль играют сформулированные учащимися воп­росы.

По итогам обзорного семинара составляются индивидуальные и коллективные программы занятий по теме.

Самоорганизующий семинарпредоставляет учащимся возможность самостоятельно

· определить цели занятия,

· распределить работу между коллегами по группе,

· выполнить и оценить ее,

· отчитаться перед аудиторией,

· наметить перспективу на будущее занятие.

Каждый студент выбирает одну тему, разработкой которой занимается на семинаре инди­видуально или в группе.

Поисковый семинарпредусматривает исследовательскую деятель­ность студентов в группах, а затем коллективный поиск по наиболее интересным и важным проблемам.

cyberpedia.su

Семинар: разновидности и функции

Семинар(лат. seminarium – рассадник)вид учебных занятий практического характера, направленный на углубленную проработку определенного теоретического материала.

Как вид учебной деятельности семинары появились в Древней Греции Риме еще до нашей эры, но получили широкое распространение только в ХVІІ веке в Западной Европе. Тогда же они стали широко применяться и в учебных заведениях на территории Украины, а в ХІХ веке семинарские формы работы стали активно внедряться в общеобразовательных школах.

В ходе педагогической практики выделились следующие разновидности семинарских занятий:

1) Просеминары: они играют вступительную, подготовительную роль (34 просеминара в начале курса) и представляют собой аудиторную работу студентов под руководством педагога, направленную на овладение умениями и навыками самостоятельной работы по подготовке к непосредственному участию в семинарах.

2) Семинары, которые по методике проведения представляют собой обсуждение, дискуссию в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов. Семинары могут проводиться в следующих формах:

– вопросов и ответов;

– развернутая беседа с предварительной подготовкой заданий;

– коллективное чтение и комментирование текстов;

– устные ответы студентов с последующим обсуждением;

– дискуссия по предварительно заданной теме;

– защита письменных рефератов студентов;

– семинар-конференция с докладами и ответами на вопросы;

– итоговая теоретическая конференция со студентами всего потока;

– проблемный семинар по разрешению проблемных ситуаций;

– пресс-конференция: сообщения по узловым вопросам и обсуждение;

– семинар – «мозговой штурм» с выработкой рекомендаций.

3) Спецсеминары, которые предусмотрены для студентов старших курсов и направлены на формирование у студентов умений и навыков научной работы.

Кафедры утверждают и разрабатывают их тематику, составляют программы с четким определением узловых тем, основной литературы.

За студентами закрепляются конкретные темы (можно одну тему поручать 23 студентам). Составляется календарный план подготовки материалов. Студенты выступают с докладами, знакомятся с технологическими картами, обсуждают определенные аспекты проблемы. При подготовке к таким семинарам они конспектируют необходимые материалы, читают рекомендованную литературу.

Семинарские занятия как вид учебной работы в высшей школе выполняет следующие функции:

познавательная: углубление, конкретизация, систематизация знаний, полученных на лекции и во время самостоятельной работы;

контрольная: контроль за качеством усвоения студентами материала;

деятельная: развитие навыков самостоятельной работы, мотивация к научному поиску.

Семинарские занятия способствуют:

▪ активизации познавательной деятельности студентов;

▪ формированию самостоятельности суждений;

▪ умению отстаивать собственное мнение, аргументировать его на основе научных фактов;

▪ развитию логического мышления;

▪ формированию убеждений;

▪ овладению культурой толерантности;

▪ социальному становлению личности.

Семинарские занятия выполняют следующие задачи:

1) образовательные;

2) развивающие;

3) воспитывающие.

В педагогической практике выделяются следующие виды семинаров:

1. Самой распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.

2. Семинар-диспут ориентирован на обсуждение проблемных вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой – на научное, когда существуют различные точки зрения, подходы к решению проблемы. Для организации дискуссии уместно использовать теорию спора.

3. Реферативная форма. Рефераты полезны по узким проблемам. Руководитель предлагает тему, литературу.

4. Семинарское знание может пройти в форме письменного задания. Это может быть тестирование, вопросы с развернутыми ответами, сочинение. Этот вид работы дает студентам свободу при ответе, развивает логическую и языковую культуру.

5. Игровой метод. Моделируется проблемная ситуация. На основе приобретенного опыта и развития личностных качеств формируются профессиональные навыки.

6. Коллоквиум, на котором проверяется самостоятельной работы студентов. На коллоквиуме проверяются знания – в диалоге, дискуссии, в свободном обмене мнениями.

В качестве основных форм учебной работы на семинаре могут быть следующие: анализ первоисточников, комментарии, рецензия, пресс-конференция, дискуссия, ролевые игры и кейс-методики.

10.2.Алгоритм методики проведения семинара

На семинаре преподаватель организовывает дискуссию по заранее определенным темам, по которым студенты готовят тезисы ответов или индивидуально выполненные рефераты-доклады. Такие семинары называются семинарами-дискуссиями.

Семинары-практикумы посвящены обсуждению разных вариантов решения практических ситуационных задач.

Алгоритм методики проведения семинара включает:

▪ сообщение темы за 23 недели до проведения семинара;

▪ доведение до студентов цели и задач семинарского занятия;

▪ план семинара;

▪ сообщение списка литературы с комментарием;

▪ выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов;

▪ консультация преподавателя;

▪ прослушивание реферата или доклада.

С целью успешной организации семинара необходимо нацелить студентов на следующие виды учебной работы:

– заслушивание реферата, доклада;

– вопросы участникам семинара;

– выступление студентов по теме выслушанного реферата;

– необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия;

– заключительное слово автора реферата;

– заключительное слово педагога, проводившего семинар;

– оценочные суждения преподавателей.

Одна из главных дидактических задач преподавателя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.

Процесс подготовки преподавателя к семинарскому занятию имеет ряд этапов:

– формулирование темы, дидактической цели;

– подбор методического обеспечения;

– определение конкретных вопросов, рекомендация приемов и методов работы с первоисточниками;

– выделение узловых вопросов, научная аргументация теоретических положений;

– организация выступлений студентов, рекомендации по культуре ведения дискуссий;

– оценка работы по кредитно-модульной системе

По своей структуре семинар начинается со вступительного слова преподавателя, в котором кратко излагаются место и значение обсуждаемой темы в данной дисциплине, напоминаются порядок и направления ее обсуждения, конкретизируется ранее известный обучающимся план проведения занятия. После этого начинается процесс обсуждения вопросов обучающимися. Завершается занятие заключительным словом преподавателя. Учитывая непродолжительное время, отводимое учебным планом на проведение семинаров (1 час 20 минут – 2 часа), следует определять длительность вступительного и заключительного слова преподавателя.

Проведение семинарских занятий в рамках учебной группы (до 15 человек) позволяет обеспечить активное участие в обсуждении проблемы всех присутствующих. Задача преподавателя – не обойти вниманием пассивных участников семинара, вовлекая их в ход обсуждения дополнительными вопросами, помогающими раскрыть содержание обсуждаемой темы.

По ходу обсуждения темы преподаватель может напомнить, что изучение теории должно быть связано с определением (выработкой) средств, путей применения теоретических положений в практической деятельности, например, при выполнении функций государственного служащего. В то же время важно не свести обсуждение научной проблемы только к пересказу случаев из практики работы, к критике имеющих место недостатков. Преподаватель не должен допускать выступления «общего порядка», не связанные с обсуждаемой на семинаре темой. Эти действия преподавателя имеют важное значение: учат дисциплине ума, умению выступать по существу, мыслить логически, выделяя главное, критически оценивая предыдущие выступления участников семинара.

В процессе проведения семинара преподаватель и обучающиеся могут использовать разнообразные по своей форме и характеру пособия (от доски с мелом до самых современных технических средств), демонстрируя фактический, в том числе статистический, материал, убедительно подтверждающий теоретические выводы и положения.

Как показывает практика, весьма эффективным способом овладения материалом служит использование на семинаре таких форм обучения, как решение задач, анализ статистического материала, рассмотрение разного рода ситуаций.

Заключительное слово преподавателя зависит от уровня проведения семинара, подготовленности и активности его участников. Оно может быть фрагментарным, указывающим на слабо усвоенные стороны обсуждаемой проблемы, или логически кратко воспроизводящим все важнейшие вопросы темы. Последнее следует использовать в том случае, если у преподавателя сложится впечатление, что обучающиеся не представляют отдельные разделы темы как взаимосвязанные составные части единой проблемы. Важно отметить, по результатам работы семинара, что хорош о усвоено, а над чем следует дополнительно поработать.

В целях эффективности семинарских занятий необходима обстоятельная подготовка к их проведению как со стороны кафедры и преподавателей, так и обучающихся. Кафедра в начале семестра (учебного года) должна обеспечить обучающихся методическими материалами для своевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и к семинарам. Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т. д.).

Эффективность семинарского занятия зависит также и от умения преподавателя обеспечить логическое развитие обсуждения проблемы, вовлечения всех обучающихся в процесс активного обсуждения темы. При этом многое зависит от учета преподавателем состава участников семинара, уровня их подготовки в области данной науки, их интересов. Решающим условием результативности семинара является самостоятельная работа обучающихся, полнота их подготовки к занятию, степень изучения не только лекционного материала, но и рекомендованной учебной и научной литературы.

Во время оценивания качества семинарского занятия, а также в ходе подготовки к нему необходимо использовать следующие критерии:

целенаправленность: выдвижение проблемы, попытки соединить теоретический материал с его практическим использованием в будущей профессиональной деятельности;

планирование: выделение основных вопросов, связанных с профильными дисциплинами; наличие новинок в списке литературы;

организация семинара: умение организовать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем; поведение самого преподавателя;

стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, с дискуссией или скучный, вялый, не вызывающий интереса;

отношение преподавателя к студентам: уважительное, уравновешенное, в меру требовательное или равнодушное, попустительское;

отношение студентов к преподавателю: уважительное или равнодушное, критическое;

▪ управление группой, контакт с группой, уверенность, свободное общение, целесообразность требований, обоснованность замечаний, вовлечение в работу всех студентов; эмоциональная окрашенность и тон речи;

комментарии и итоги преподавателя: квалифицированные, доказательные или, наоборот, неквалифицированные, несущественные, не содержащие теоретических обобщений;

записи студентов: делают систематически, иногда записывают, не ведут конспект.

 

Самостоятельная работа в высшей школе: формы и методы организации и контроля

 

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

Современный специалист должен уметь оперативно принимать нешаблонные решения, действовать самостоятельно, творчески. Поскольку именно самостоятельность становится профессионально необходимым качеством личности любого специалиста, то подготовка будущих специалистов в вузе должна ориентироваться на формирование у студентов самостоятельности, а не только на репродуктивную исполнительскую деятельность с овладением определенной суммы знаний и учений.

Выражением самостоятельности личности являются ее действия, поступки, высказывания, оценка личностью окружающих и самой себя. Самостоятельность соотносится с самореализацией личности, с ее активностью относительно внутренних мотивов, без внешнего принуждения, с относительной независимостью. Самостоятельность это интегративное качество личности, заключающееся в способности и потребности принимать и реализовывать решения по собственной инициативе и нести за них ответственность.

Самостоятельная работа – учебная деятельность студента, которая планируется, выполняется по заданиям, при методическом руководстве и под контролем преподавателя, но без его прямого участия.

Необходимость развития системы самостоятельной работы обусловлена следующими причинами:

социально-экономические условия развития общества;

модернизация профессионального образования;

прирост объемов научной информации;

новые требования к студентам со стороны потенциальных работодателей.

В отношении самостоятельной работы в вузе сложились две концепции самостоятельной деятельности студентов:

1. Умение самостоятельно мыслить и действовать необходимо формировать с помощью специальных курсов и дисциплин.

2. Развитие самостоятельности происходит в течение всех лет обучения в вузе, в ходе учебных занятий.

Управленческий аспект организации самостоятельной работы студентов предполагает обеспечение конкретных функций в зависимости от уровня:

1) уровень высшего учебного заведения (факультета) – функция планирования;

2) уровень отдельного курса – функция координации параллельно изучаемых предметов;

3) уровень изучаемого предмета – функция дидактической и методической деятельности преподавателя (кафедры).

В вузе выделяются следующие виды учебной работы: лекции, семинары, практические, лабораторные работы, индивидуальные задания, педагогическая практика, подготовка рефератов, курсовых, дипломных работ и т. д. Все они требуют от студента напряженного самостоятельного труда. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский на титульном листе своей книги «Большая дидактика» написал: «Альфой и омегой нашей дидактики пусть будут поиски и открытия средства, согласно которому те, кто учит, меньше бы учили, а ученики больше бы учились».

Репродуктивная самостоятельная работа не может быть достаточно эффективной во время формирования самостоятельности как профессионального качества личности. Необходимо не только умение работать без посторонней помощи, но и способность решать целостные задачи, содержащие все компоненты деятельности человека:

‒ осознание и формулирование проблем и задач;

‒ определение целей и составление плана решения;

‒ анализ, прогнозирование и приятие (выбор) решения, его практическую реализацию;

‒ контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

‒ постановка новых целей и задач, направленных на дальнейшее усовершенствование окружающего мира и самого себя.

Отсутствие любого из этих компонентов не позволяет формировать самостоятельность как личностное качество любого специалиста.

Важнейшим и доминирующим компонентом самостоятельности является принятие решения. Эта способность основывается на понимании сущностного умения сравнивать, осуществлять анализ, синтез и обобщения, классифицировать, планировать, делать умозаключения, организовывать свою деятельность. Уверенность личности в истинности знаний, правильности своей позиции ведет к готовности ее доказательно защищать, отстаивать в дискуссионных и конфликтных ситуациях.

Обучать студентов стратегии и тактике самостоятельного принятия решения на первом этапе можно с помощью проблемного обучения, учебных дискуссий и решения практических задач проблемного характера (кейс-стади).

Эффективным способом включения студентов в самостоятельную деятельность и процесс принятия решений являются дискуссии. Причем важно, чтобы каждый студент обязательно определял свою позицию, собственное отношение к проблеме, его обоснование и аргументированную защиту.

Очень полезно для будущих специалистов исполнение студентами по очереди обязанностей руководителя семинара, когда они ведут семинар, следят за регламентом, организовывают обсуждение, проводят коллективный анализ и оценку работы, причем на основе принципа сотрудничества с преподавателем.

Способствует развитию самостоятельности и установление субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом, что требует опоры на принцип ролевого участия. С помощью использования имитационно-моделирующих игр студенты получают возможность принимать решения при выборе сложности задания, методов овладения материалом, личностно и практически значимого содержания. Но главное это необходимость высказывать и защищать свои идеи, проявлять самостоятельность в действиях и поведении во время игры. Для самостоятельной работы студентов можно предложить студентам такие игры и задания, как «бой ораторов», «конкурс ситуаций», «пресс-конференция», «презентация новых технологий», «выборы директора», «конкурс менеджеров» и т. п.

На старших курсах студентов целесообразно включать в научно-исследовательскую работу, которая предусматривает принятие самостоятельных решений во время проведения диагностического эксперимента, написания и защиты научных статей, проектов. Студенты могут объединиться в исследовательскую группу и принимать участие в «мозговом штурме», «ролевой игре», «дискуссии без лидера» и других формах работы, способствующих самостоятельному принятию решений.

Среди направлений организации самостоятельной работы выделяются следующие:

w формирование и развитие у студентов умений и навыков самостоятельной работы;

w планирование и организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения;

w организация систематического контроля;

w консультирование студентов;

w организация учета, анализа, поощрения и активизации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа как педагогическое явление в высшей школе имеет следующие характерные черты:

самостоятельная работа определяется большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия;

самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т. е. для выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения;

самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации:

‒ умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные;

‒ умело избирать способы наиболее быстрого, экономного решения поставленных задач;

‒ осуществлять оперативный контроль за выполнением задания;

‒ своевременно вносить коррективы в самостоятельную работу;

‒ анализировать общие итоги работы;

‒ сравнивать результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

▪ входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

▪ текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

▪ промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

▪ самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

▪ итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

▪ контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

К методам стимулирования самостоятельной работы относятся следующие:

– создание заинтересованности изучаемой дисциплиной у студента;

– соревновательный дух;

– связь изучаемой теории с практикой;

– «пряник»: оценка, баллы;

– «кнут»: угроза незачета, выговор.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля – коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь. следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т. д.




infopedia.su

определение, виды, задачи, методика разработки

Семинарское занятие является одной из основных форм аудиторного обучения. Наряду с лекцией, консультацией, самостоятельной и прочими видами работ, этот урок разрабатывается по определенной методике и преследует конкретные цели. В статье узнаем о том, что представляет собой семинарское занятие в вузе, по какой схеме оно выстраивается и как правильно к нему подготовиться.

Что такое семинар

Под данным термином следует понимать разновидность аудиторских занятий. Семинары относятся к категории практических работ. Они предназначены для систематизации, углубления и закрепления полученных знаний по пройденным темам. При активном участии в ходе семинарского занятия студент приобретает навыки практического применения имеющейся информации, развивает личностные качества и повышает свой интеллектуальный уровень. Кроме того, практические занятия являются неотъемлемой частью обучения будущих специалистов, поскольку позволяют получить базовый теоретический опыт, незаменимый для осуществления профессиональной деятельности в дальнейшем.

Количество семинаров и продолжительность каждого занятия устанавливается учебным планом каждой дисциплины. Здесь же отмечается и содержательная часть работы. Семинары – это обязательный элемент гуманитарных и социально-экономических дисциплин, по которым закрепление знаний требует ознакомления с дополнительными литературными источниками. Данный вид аудиторного занятия проводится исключительно под руководством преподавателя, в обязанности которого входит подготовка всей необходимой учебно-методической документации для проведения урока, промежуточного или итогового контроля.

Как правило, семинарское занятие в вузе проводится по наиболее сложным темам и пройденным разделам. Задача преподавателя заключается в формировании и развитии у студентов навыков научно-исследовательского мышления, самостоятельности, активного участия в тематической дискуссии. На семинарах учащиеся делятся своими умозаключениями и выводами, оттачивают умение аргументировано излагать личную точку зрения и защищать ее.

Функции данного вида аудиторной работы

В первую очередь стоит отметить контрольную функцию семинаров. Будучи элементом систематичной самостоятельной работы, результаты проведения занятий позволяют преподавателю сделать вывод о содержательности и глубине полученных студентом знаний. На семинарах педагог имеет возможность раскрыть сильные и слабые стороны отдельной группы, целого потока или индивидуально каждого обучающегося. Своевременно выявленные пробелы в знаниях студентов укажут преподавателю на учебно-методические ошибки, допущенные им в процессе изложения темы.

В зависимости от формы семинарской работы, функция учета и контроля отражается в разной степени. Например, при развернутой беседе и викторине функция контроля играет более значимую роль, а при индивидуальных докладах, выступлениях с рефератами – менее значимую. В то же время нельзя не упомянуть о познавательной и воспитательной функциях, соотношение которых изменяется в зависимости от типа семинарского занятия.

Целевое назначение

Задачи семинарского занятия состоят в развитии познавательных навыков, стремлении к самостоятельному мышлению и творческой самодостаточности студентов. Если лекция, как вид аудиторной работы, необходима для ознакомления с учебным материалом, то семинар предназначен для углубления, расширения, детализации и обобщения усвоенной информации.

В некоторых случаях преподаватель сохраняет за собой право сообщать дополнительные знания по изучаемой теме во время практических и семинарских работ. В процессе обучения студенты отрабатывают практические приемы и используют эффективные методы анализа теоретической концепции дисциплины, в результате чего приобретают умения и навыки использования современных научных подходов.

Образовательные технологии при проведении семинаров

Чтобы достигнуть поставленных целей и решить требуемые задачи, практические работы в большинстве современных высших учебных заведений России проводятся с применением новых образовательных технологий. Не отказываются преподаватели и от использования традиционных методов семинарских занятий, которые позволяют найти последовательные ответы на интересующие вопросы и выполнить тренировочные упражнения с целью закрепления ранее изложенного теоретического курса.

В технологиях инновационного типа преобладает игровой принцип, используется схема моделирования с целью оттачивания навыков межличностного общения. Достаточно интересными и популярными методиками семинарского занятия, по мнению педагогов, являются те, в которых реализуются принципы партнерства.

Применение актуальных образовательных технологий предполагает организацию различных учебно-проверочных мероприятий:

  • деловых и ролевых игр;
  • викторин;
  • марафонов, подразумевающих выражение собственных идей, мировоззренческих позиций, размышлений;
  • дидактических игр;
  • обыгрывание конкретных ситуаций.

Во время семинарских занятий учащиеся имеют возможность выступить с докладом, рефератом, поучаствовать в их обсуждении. Помимо того, используются и другие образовательные технологии – интеллектуальные и коммуникативные тренинги; состязания на внимательность и смышленость. Семинары предназначены для того, чтобы помочь студентам плавно перейти от теоретического обучения к самостоятельной практической деятельности.

Содержание занятия

Для реализации задач, которые стоят перед дисциплиной, преподаватель обязан:

  • заблаговременно подготовить методическое сопровождение урока;
  • спланировать и организовать самостоятельную работу учащихся;
  • стимулировать развитие творческих способностей и инициативность студентов за счет индивидуализации учебной программы.

Любой из видов семинарского занятия должен соответствовать требованиям рабочей программы, утвержденной на заседании предметно-методической комиссии кафедры. Практическое задание учащихся является основным содержанием семинара. Оно формируется таким образом, чтобы в нем отсутствовали прямые повторы вопросов, озвученных на лекции. Кроме того, практическое задание должно способствовать поиску дополнительных источников литературы, развитию логического мышления и умению искать альтернативные варианты решения.

По отдельным темам дисциплины допускается подготовка сразу двух докладов по наиболее актуальным вопросам. Докладчики назначаются заранее. За каждым выступающим закрепляется конкретная тема. Принципы выстраивания практических занятий и семинаров:

  • актуальность;
  • аргументированность;
  • взаимосвязь с другими дисциплинами.

Материал, который студент выносит на семинар, должен включать в себя упоминание современных достижений науки или техники в изучаемой области. Содержание доклада должно быть максимально приближенным к фактической профессиональной деятельности по специальности и основываться на знаниях и умениях, сформированных в процессе обучения на предшествующих занятиях.

Разновидности семинаров

Преподаватели отечественных вузов отмечают три вида семинарских занятий:

  • те, что проводятся с целью углубления изученного тематического раздела;
  • те, что помогают проработать отдельные, наиболее важные и типичные в методологическом отношении темы курса;
  • специализированные научно-исследовательские.

Выбор типа семинара зависит от теоретической части и особенностей рекомендуемых по ней источников и пособий. Немаловажное значение имеет и уровень подготовленности группы, организованность и работоспособность студенческого коллектива, его специализация и профессиональная ориентированность. При выборе вида семинарского занятия преподаватель также должен отталкиваться от опыта предшествующих занятий.

Различаются практические занятия и по форме проведения. Их существует несколько, причем каждая из них призвана обеспечить реализацию всех функций семинара. В вузах России семинарские занятия проводятся в виде:

  • развернутой беседы;
  • диспута;
  • обсуждения докладов и рефератов;
  • комментированного чтения;
  • упражнений на самостоятельность мышления;
  • письменных контрольных работ;
  • коллоквиума.

Развернутая беседа

Данная форма лекционно-семинарского занятия является одной из наиболее распространенных. Она подразумевает подготовку всех студентов группы по плановым вопросам с единым перечнем рекомендуемых литературных источников. Развернутая беседа на семинаре может содержать не только выступления учащихся, но и вступительное и заключительное слово преподавателя. Ответы студентов заслушиваются по личной инициативе или вызову руководителя.

Эта форма семинарского занятия позволяет вовлечь в процесс обсуждения проблемных вопросов максимальное число студентов при грамотной, заранее продуманной постановке и использовании мотивационных, побуждающих к ответу средств в виде четко сформулированных дополнительных вопросов к докладчику и остальным студентам. Задача преподавателя заключается в поддержании высокой степени концентрации внимания путем акцентирования внимания на сильных и слабых сторонах выступлений одногруппников, новых, ранее не оговариваемых моментах, открывшихся в процессе.

Доклады и рефераты

Семинарские занятия по философии или истории обычно выстраиваются по системе подготовленных заранее докладов, что позволяет привить студентам умение мыслить самостоятельно, стремление к поиску новых фактов, аргументов, примеров, идей. В творческой и научной деятельности данные навыки играют первостепенную роль.

На обсуждение семинара целесообразно выносить 2-3 доклада, продолжительность каждого из которых не должна превышать 15 минут. В некоторых случаях помимо докладчиков могут быть назначены оппоненты и содокладчики, которым разрешено предварительно ознакомиться с содержанием докладов во избежание дублирования. Темы семинарских занятий, проводимых в реферативной форме, могут быть самыми разными. Они могут совпадать с формулировкой пункта в плане работы или частично с одной из его сторон, связанной с практической актуальностью проблемы. Помимо коллективной, не исключается также возможность проведения индивидуальной работы с докладчиками, что невозможно при семинаре, проводимом в форме развернутой беседы.

Интересно, что обсуждение рефератов студентами на семинарских занятиях допускает отклонение от основной темы в сторону родственных дисциплин, утвержденных в учебном плане предметно-цикловой комиссией. Реферат – это письменная работа, посвященная конкретной исторической или теоретической проблеме, обзору художественного произведения, научной монографии под руководством преподавателя. В отличие от доклада обычного типа, содержание работы предполагает значительное углубление в тему исследования, наличие собственных тезисов, выводов.

Реферат зачитывается во время семинара самим автором. Чтобы качественно подготовиться к данному виду работы, студентам требуется не менее двух недель. В педагогике семинарские занятия, проводимые с реферативными докладами, считаются целесообразными на завершающем этапе изучения конкретного раздела, когда его основные положения уже обсуждались.

Подготовка реферата – весьма эффективный способ приобщить студента с первых курсов к научно-исследовательской деятельности. Тематику докладов преподаватель рекомендует обучающимся сам. При этом участники семинара могут предложить свои темы при условии, что они связаны непосредственно со спецификой изучаемой дисциплины. Прежде чем одобрить тему, выбранную студентом, преподаватель должен ознакомится с подготовленным им планом и порекомендовать дополнительную литературу.

Семинар-диспут

В отличие от других форм проведения аудиторского занятия, эта считается наиболее удобной для выработки у студентов навыков приводить в качестве аргументов только подтвержденные официальные данные. Диспут может быть использован в качестве как самостоятельной семинарской формы, так и элемента других видов практических занятий.

Максимально интересны семинары-диспуты при объединении нескольких учебных групп. Учащиеся одной из них готовят доклады, а второй – готовятся выступить в роли оппонентов. О распределении ролей договариваются заранее. Важно, чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, всегда имели значимость с теоретической и практической точки зрения. Диспут может быть организован преподавателем спонтанно или же запланирован предварительно. Полемика обычно разгорается быстро, стихийно. В ходе дискуссий студенты отрабатывают оперативность своих мыслительных реакций и учатся отстаивать в споре личное мировоззрение.

Конференция

Это еще одна модель организации семинарских занятий, которая имеет много общего с практической работой, выстроенной по докладной системе. По всем имеющимся пунктам плана занятия преподаватель поручает студентам подготовить краткие сообщения. В начале семинара руководитель берет вступительное слово, после чего передает эстафету первому докладчику. По завершении выступления каждый слушатель в аудитории должен задать как минимум один вопрос по рассмотренной теме. Соответственно, вопросы и ответы являются основной частью семинара.

Суть семинарской конференции заключается в необходимости углубленной подготовки студентов. Известно, что постановка вопроса требует детальной проработки той или иной темы. Чем основательнее была проведена подготовка, тем более сложный вопрос сможет задать учащийся. Если докладчик не знает ответа, на вопрос может ответить любой участник конференции, изъявивший желание высказать свою точку зрения.

Другие формы семинара

Чтение источников с комментариями – это вид организации работы на семинаре, который преследует цель осмысленного ознакомления учащихся с рекомендуемой литературой. Комментированное чтение первоисточников редко является единственным элементом занятия. Как правило, работа во многом напоминает развернутую беседу, ее длительность составляет не более 20 минут. Комментированное чтение – это отличный способ приучить студентов ориентироваться в информационных источниках.

Решение задач на самостоятельность мышления могут быть самостоятельным элементом как развернутой беседы, так и относиться к обсуждению докладов. Самая популярная тактика ведения занятия выглядит так: руководитель семинара предлагает несколько актуальных вопросов, касающихся конкретной тематики или моделирует сложные ситуации, требующие решения и последующего анализа. Такой вид практической работы содействует улучшению у обучающихся способностей глубоко вникать в суть теоретических проблем.

С целью выяснения или углубления уровня знаний некоторые преподаватели предпочитают проводить коллоквиумы-семинары. Их нередко организовывают в дополнительное время для тех студентов, которые не проявляют особой активности на семинарских занятиях.

Как распланировать проведение семинара

Готовясь к семинарскому занятию по философии или любой другой гуманитарной дисциплине, преподавателю важно не утратить взаимосвязь между практическим заданием и лекцией. Семинар не должен ее повторять, но при этом руководитель должен сохранить связь между его содержанием и принципиальными положениями лекционного материала.

Иногда преподаватели при разработке семинарского занятия используют иную последовательность:

  • сначала студентов за 15-20 минут знакомят с лекцией, которая раскрывает общие вопросы и проблемы по теме;
  • затем дается время для самостоятельной работы;
  • остальная часть занятия отводится на проведение семинара и освещение вопросов, слабо усвоенных обучающимися.

Составить план проведения практического занятия можно и по-другому. Для этого лектор предоставляет группе план лекции и перечень рекомендованных литературных источников. Преподавать называет несколько вопросов, имеющих теоретическую значимость и практический интерес, но так как за неимением времени осветить их во время лекции не представляется возможным, подробное общение на эту тему будет запланировано на предстоящем семинарском занятии по психологии, философии, социологии, правовым и другим дисциплинам. Заинтересованность в теме пробудит студенческую любознательность, обострит желание разобраться в проблемах.

В первую очередь обучающиеся должны уяснить предложенный план задания и осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы. При раскрытии темы семинарского занятия главная роль все же принадлежит руководителю.

Подготовка к занятию студентов

Перед опросом учащимся придется провести немало времени с книгой. Подготовка к семинарскому занятию требует обращения к литературе, собственных рассуждений, уточнения и освоения новых терминов, категорий. Сталкиваясь в ходе подготовки с незнакомыми или малопонятными нюансами, студент должен сам отыскать ответы или же задать свой вопрос на самом семинаре. При появлении спорных моментов преподаватели обычно предлагают обучающимся поразмыслить над аспектами, которые вызывают интерес группы из-за неоднозначности и противоречивости, что нередко становится поводом для разделения участников семинара на две оппонирующие группы. Их появление – именно то, что нужно для активизации семинара, дискуссии, поиска истины.

Следуя методическим указаниям к семинарским занятиям для студентов, в процессе подготовки необходимо тщательно прорабатывать остро стоящие вопросы. Обучающемуся достаточно определить для себя хотя бы 1-2 подтемы, в которых он чувствует себя достаточно уверенно и смог бы подискутировать в качестве оппонента или консультанта докладчика.

На следующем этапе семинара преподаватель с группой проделывает сложную объемную работу, углубляясь в суть обсуждаемых аспектов. Благодаря активному участию в практическом занятии студенты учатся выступать публично, оценивать реакцию слушателей и грамотно излагать свои мысли, формулировать аргументы для защиты своей точки зрения. В ходе семинара каждый учащийся имеет возможность самокритично подойти к оценке собственных знаний, сравнить уровни подготовки одногруппников и сделать выводы о необходимости повторной проработки материала.

На практических занятиях студентам следует опираться на законспектированные лекции, собственные заметки и выписки из учебников, монографий, научно-исследовательских статей. Те, кто добросовестно подходит к учебному процессу, стремятся усовершенствовать свой конспект, сделать его информативнее и качественнее. Таким образом, от одного семинара к другому, оттачивая навыки работы над проблемами, студент приближается к достойному профессиональному уровню, соответствующему выбранной специальности.

Методические разработки семинарского занятия

Преподавателю, готовящемуся к проведению опроса в аудитории, в первую очередь необходимо продумать его структуру. Семинары в вузах должны обязательно иметь:

  • название, отражающее тему;
  • цели и задачи занятия;
  • последовательный план;
  • материалы для контроля уровня знаний;
  • обучающие примеры.

Наиболее ответственной частью семинарского занятия является контроль полученных знаний. Данный раздел нежелательно сокращать или вовсе исключать из плана проведения учебного часа. С целью контроля знаний проводят индивидуальное собеседование с каждым студентом, проверяют письменные задания, знакомятся с выводами, заключениями или другими материалами учащихся – все это позволяет объективно оценить степень освоения теоретической части дисциплины в рамках определенной темы.

Для заключительного собеседования преподавателю следует заранее составить контрольные вопросы и тестовые упражнения. Выбор задач зависит от цели семинара, его содержания. Подводя итоги, руководитель семинара резюмирует озвученные в ходе занятия положения, использует упрощенные формулы для запоминания, отвечает на интересующие вопросы и выставляет соответствующие оценки студентам, отмечая наиболее активных и плохо подготовленных лиц, назначает тему и дату для отработки, оглашает задание для самостоятельной работы дома.

При разработке семинарских занятий методические рекомендации служат определенным остовом, от которого следует отталкиваться. В ходе подготовки практической работы преподаватель должен детально ознакомиться с порядком его подготовки, изучив требования рабочей программы дисциплины и сформулировав цели и задачи занятия. Только после этого можно приступать к разработке плана аудиторского семинара.

Руководитель самостоятельно моделирует вступительную и заключительную части практического занятия, предварительно раздает студентам вопросы и индивидуальные задания, включая научно-исследовательские и творческие. Кроме того, преподаватель обязан проинструктировать обучающихся о том, как им следует подготовиться к семинару. Для этого педагог оглашает источники литературы, наиболее подходящие к изучаемой теме, и делится со студентами рекомендациями по организации самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию. Выстраиваться оно должно последовательно:

  1. Любой семинар начинается с вводной части, в которой озвучивается цель, задачи и излагается основной замысел практической работы.
  2. К основной части занятия относятся выступления докладчиков и содокладчиков, организация дискуссии, где каждый имеет возможность раскрыть свое видение проблемы.
  3. Завершающий этап семинара – это обобщение и оценка результатов работы студентов.

Для удобства и наглядности преподавателю рекомендуется заранее оформлять развернутый конспект семинара с распределением пунктов плана по времени. При организации практических занятий играет важную роль принцип совместной деятельности. Согласно исследованиям различных методик преподавания, при совместной учебной деятельности, направленной на поиск ответов, процесс мышления и усвоения знаний является более эффективным. Семинары эффективны тогда, когда проводятся как предварительно подготовленные коллективные обсуждения. Такая методика построения практического занятия позволяет следить за динамикой развития научного мышления у студентов.

fb.ru

Семинарское занятие как форма обучения. Виды семинарских занятий и их особенности

Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Для проверки степени готовности к семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной высшей школе встречаются, к сожалению, все реже.

Слово “семинар” происходит от латинского “seminarium” – рассадник и связано с функциями “посева” знаний, передаваемых от учителя к ученикам и “прорастающих” в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

В настоящий момент сложились следующие виды семинаров:

· Просеминар -ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.

· Собственно семинар:

а) развернутая беседа по заранее известному плану;

б) небольшие доклады студентов

Можно выделить несколько видов учебных семинаров.

Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На наго также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.



Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

Критерии оценки семинарского занятия:

· Целенаправленность;

· Планирование;

· Организация семинара;

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *