Воспитательная деятельность функции школы социализация молодежи: найдите понятия которое являются обобщающим для всех остальных. 1)воспитательная деятельность

Содержание

Социализация учащейся молодежи. «Воспитательная функция» института образования и социальная реальность

 

Анализируется соотношение между воспитательной функцией института образования и реалиями современного отечественного социума. Обращено внимание на ситуацию социального диссонанса, когда общество задает одни требования к личности, а в ходе социализации молодежи прививается другой тип.

Ключевые слова: социализация, институт образования, социальная пригодность, рефлексивный прагматизм.

 

Идеология и жизнь

 

Среднее и старшее поколения соотечественников помнят, как старательно «деидеологизировалось» наше общество, начиная с 1989  г., в ходе того, что называлось «перестройкой», к которой народной молвой сразу же были добавлены еще два существительных — «перестрелка» и «перекличка». Увы, как помним, эти вещи очень скоро стали реальностью. Как бы то ни было, идеологию пытались изгнать отовсюду — из производств, организаций, армии, системы образования.

Дело здесь не ограничивалось и не замыкалось на коммунистических постулатах. Изгонялась идеология как таковая (включая идеологию повседневности — социальные смыслы профессиональной деятельности)[2].

Заявлялось, что нельзя ничего человеку навязывать: сам, дескать, разберется. Естественно, посылка была ложная изначально. «Неидеологичных» обществ, строго говоря, вообще не существует.

Как ни клеймили пафосно идеологию К. Маркс и Ф. Энгельс, объявляя ее выражением интереса правящего класса, которому придан обманчивый «статус всеобщности»[3], как ни вторил им Л. Альтюссер, считавший идеологию инструментом «репрессивного аппарата государства»[4], как ни убедительно живописал идеологию в качестве «символического насилия» П. Бурдье[5] и как ни дезавуировал ее «прагматичную функцию» Р. Барт[6], все?таки общество без идеологии — это как зомби, который делает что?то, выполняет какие-то функции, но совершенно не представляет себе, кто он и чтó он, откуда он пришел и куда он идет.

Более того, из виду упускалась и такая важная функция идеологии, как воспитательная. Идеология ведь не есть нечто исключительно абстрактное, существующее само по себе как некое облако над данным обществом, на которое можно указать: вот, это наша идеология! Нет, идеология всегда носит прикладной характер: это — одно из ее родовых, неотъемлемых качеств, прежде всего в социально-эпистемологическом смысле.

Сильно упрощая, можно сказать, что всякая идеология объясняет человеку три вещи: что и как в данном сообществе и в мире в целом было раньше, что есть сейчас и что должно быть в будущем.Предполагается, что эти объяснительные схемы должны носить универсальный характер, т.е. быть в равной степени приемлемыми для разных поколений данного общества. Такая объяснительная матрица должна выступать неким объединительным началом для всех социальных групп и всех поколений данного общества. Для всех абсолютно никогда не получается; разумеется, как правило, речь всегда можно вести о релевантном большинстве, т.е. таком большинстве, которое является определяющим для судеб данной страны.

Удалось ли в угаре «перестройки» изгнать идеологию вместе с ее воспитательной функцией из ведущих социальных институтов? До известной степени удалось. Однако не полностью.

Начнем с того, что из некоторых институтов изгнать ее крайне затруднительно. К таковым, прежде всего, относятся армия и институт образования.

Если под противоположностью идеологизированного состояния мы будем понимать такое состояние, при котором человеку внушено, что в принципе нет на свете ничего обязательного, ничего такого, к чему можно было бы испытывать некие чувства почтения и на этой основе требовать некоего подчинения, то мы получаем на выходе индивида, никому и ничем в принципе не обязанного. Но тогда само функционирование данных институтов становится проблематичным. Как внушать военнослужащему (равно как правоохранителю), что у него есть некий долг по отношению к стране, государству, предполагающий понятия чести и жертвенности? Как выстроить отношения между преподавателем и обучающимся, если последнему внушено, что подчинение и дисциплина — это атавизмы, а все, во что верили старшие поколения — бессмыслица?

Общество держится не только на неких образцах; оно держится в консолидированном виде и на известной доле насилия. Вообще это два столпа любой долговременной социальной солидарности: насилие и символы, они дополняют друг друга[7]. Насилие есть насилие, а символы — это те представления, которые присущи данному обществу, распространяются среди его членов, считаются полезными для его сохранения. В институте армии без насилия не обойтись, и в институте образования не обойтись, как ни коробит это либеральный слух.

Сам тот факт, что мы помещаем молодых людей в определенную сетку жизненного графика, т.е. расписываем и определяем им значительную часть их собственной жизни, уже предполагает серьезный элемент насилия, не говоря о том, что мы определяем, чему и как их учить и что в итоге должно из них получиться. Насилие, строго говоря, неустранимо из образовательно-воспитательного процесса; если же оно устраняется, получается вальдорфская педагогика со всеми вытекающими из нее последствиями, среди которых чаще всего называется человек — социальный инвалид, взращенный в «непринужденной обстановке», т. е. практически неприспособленный жить и трудиться в среде других индивидов, поскольку личностью, достойной уважения, он считает только себя.

 

Образовательный процесс как элемент социализации

 

В общем, институт образования в любом, даже самом «деидеологизированном» обществе будет оставаться производителем и распространителем смыслов, норм и ценностей, в т.ч. через определенные насильственные действия. Есть, однако, и другая сторона: исполнение функции социализации молодого поколения может носить рефлексивный, осознанный характер в данном институте, являться объектом размышлений и воздействий, т.е. носить формализованный характер.

Источником такой формализации может выступать конкретный «социальный заказ», связанный с соответствующей идеологией, или задачами определенной организации. Если такой заказ пропадает, исполнение функции социализации институтом образования не прекращается, однако приобретает черты неформального содержания образовательного процесса — того, что называется «скрытой учебной программой»[8], включающей непреднамеренные результаты учебного процесса, формально направленного на что-то другое.

И вот здесь-то и важно понять, что же усваивается молодежью через этот процесс? Можно спросить и по?другому: что передается молодежи в ходе образовательного процесса как элемента социализации?

В идеале институт образования должен готовить личность, максимально подходящую для того типа общества, в котором данный институт функционирует, или социально пригодную. В реальности, однако, все может обстоять сложнее, особенно в периоды глубоких социальных трансформаций, когда включаются механизмы социальной инерции, носителями которых могут являться «значимые другие» — учителя и преподаватели, адаптированные на самом деле к другому типу общества и, вольно или невольно, осуществляющие социализацию с ориентирами именно на него. Может возникать такая ситуация, когда общество задает одни требования к личности, а в ходе социализации молодежи прививается какой-то другой тип.

Неполная совместимость общества и того профессионально-образовательного и воспитательного продукта, который производится системой образования, может повлечь за собой определенный конфликт как противоречие между социальными институтами данного общества, когда с качествами и характеристиками «продукта» института образования могут не совпадать требования и интересы других институтов — рынка, семьи, родства, трудовых отношений, государства.

Необходимо сказать об условиях, в которых в рамках института образования осуществляется функция социализации молодежи. Напомним лишний раз, что наше общество находится в процессе нескончаемой трансформации. Начало перестройки обычно относят к 1985 г. На самом деле изменения в нашей стране начались немного раньше: на наш взгляд, в 1982 г., после смерти Л.И. Брежнева. Стабильность была утрачена именно тогда. Начались определенные нововведения, «андроповские» реформы, чередование генсеков, умиравших один за другим. Наконец, с приходом к власти М.С. Горбачева трансформации начали приобретать необратимый, а главное — разрушительный характер. Но импульс был задан именно в 1982 г.

Получается, что наше общество находится в процессе нескончаемых изменений уже на протяжении последних 30 лет.Вэтой связи мы по необходимости должны рассматривать особенности социализации и адаптации молодого поколения, учитывая и адаптационные стратегии агентов социализации — «образованных взрослых», которые нуждаются в приспособлении к современному изменяющемуся обществу, по крайней мере не в меньшей степени, чем молодежь.

На наш взгляд, особенности и механизмы социальной адаптации также обусловлены той специфичной ситуацией нескончаемой трансформации, в которой пребывает сегодня российское общество и которую лучше всего можно передать термином «стресс». Именно постоянная стрессовая ситуация, вызванная нескончаемым реформированием всех сфер жизни общества, создает у людей особое, специфичное переживание реальности, характеризующееся усталостью, «задерганностью», а главное — непониманием сути, смысла и направленности переживаемых изменений.

 

Социокультурный разрыв между поколениями

 

Есть три основные реакции на хронический стресс:

¨    пафос как инверсированный престиж группы вкупе с ориентацией на сверхценность профессиональной деятельности;

¨    «оцепенение» как формирование новой внутренней позиции, характеризующейся минимизацией жизненных реакций и редукцией общих процессов обмена в социальной системе личности;

¨    психотические реакции — состояние депрессии и / или повышенной возбудимости, связанной с ощущением утраты самоидентификации и самоуважения, потерей цели и веры, чувством одиночества и ненужности.

Все три возможные реакции присущи, по нашим наблюдениям, работникам образования, как высшего, так и среднего. Однако для того, чтобы эти реакции стали возможны, более того, чтобы стресс воспринимался как таковой, необходимо, чтобы человек имел представление о «нормальном» состоянии общества, т.е. о его стабильности, предсказуемости, внятности и вменяемости. Учителя и преподаватели ОУ сегодня еще являются поколениями, имеющими представление о таком состоянии общества. Именно поэтому, на наш взгляд, они и вынуждены (пожалуй, даже обречены) прибегать к одной из этих трех форм реакций.

Иное дело — молодое поколение. Первокурсникам российских вузов сегодня 17—18 лет, четверокурсникам — 20—21 год. Это поколения, родившиеся в 1991—1995 гг., дети финала «перестройки» и развала СССР. Они никогда не жили в период стабильности, они родились, живут и социализируются в эпоху перемен, причем перемен нескончаемых.

То состояние общества, которое они застали и в котором взрослеют, является для них фактически нормой в силу того, что никакая антитеза их сознанию, социальной памяти, переживаниям недоступна. Соответственно хаотичность и малая предсказуемость становятся обыденной повседневностью именно для молодых поколений. Будучи рутинизированными, хаотичность и малая предсказуемость уже не воспринимаются как что-то ненормальное и необычное. Окна и балконы — в решетках, входные двери — из толстого металла. Так и «должно быть», потому что так «было всегда» (на их памяти). Война на Кавказе и теракты тоже «были всегда», также как олигархи и организованные преступные группировки, также как чудовищная коррупция и невероятное число социальных сирот. В ходе повседневного взаимодействия мы продолжаем воспроизводить все эти вещи, все более упрочивая их, так сказать, «естественный» статус.

Таким образом, мы можем говорить о феномене институционализации хаоса, который имеет, на наш взгляд, и четкую «демографическую специализацию»: хаос институционализирован только для молодых поколений, для которых он — естественная среда обитания.

В этой связи симптоматично, что, по данным проведенного нами исследования, в адаптации к университетской жизни наибольшую роль для студентов играют однокурсники (ровесники), в приобретении необходимых для жизненного успеха качеств — друзья (ровесники), оттеснив на третье мест по значимости университет[9].

Ровесники являются доминирующей (самой влиятельной) группой, в которой проходит социализация не только по причине близкого возраста и физиологического развития. Всякое новое поколение можно трактовать также и как оборонительное единство перед лицом чуждого и непонятного мира.Иными словами, здесь первоначально «не понимают» этот мир точно так же, как и ты. Каждое поколение есть в самом начале сообщество своего рода «когнитивных изгоев», переживающих общее состояние отчуждения и когнитивной травмы и создающих свой собственный «жаргон» для истолкования этого мира[10].

Но это, так сказать, в классическом, «идеальном» варианте. Условия же современного российского общества диктуют радикальные коррективы в четкой временной последовательности когнитивных поколенческих волн или «картин мира». Представляется маловероятным, что поколения старше 27—30 лет смогут когда-нибудь воспринимать череду бесконечных трансформаций во всех сферах общества в качестве нормы. На наш взгляд, по большому счету, приспосабливаться, адаптироваться к современному российскому обществу в большей степени вынуждены сегодня именно среднее и старшее поколения в отличие от молодежи, которая достаточно хорошо к нему адаптирована.

Учитывая подавляюще молодежный (если не подростковый) характер современной российской эстрады, принимая во внимание, что молодежь есть приоритетная целевая аудитория рекламных кампаний, будь это реклама пива, сигарет, отдыха или высоких технологий, отмечая преимущественно молодежный сленг СМИ, все более расширяющееся присутствие молодежи во властных структурах, мы должны сделать вывод: основным «держателем символического капитала» (Бурдье) в сегодняшнем российском обществе является именно молодежь.

Старшее же и среднее поколения находятся как раз в состоянии «символических инвалидов» и «когнитивных изгоев», которые не понимают это общество и не могут правильно «прочитать» его когнитивную карту. С учетом также степени овладения новейшими информационными технологиями средним и старшим поколениями в сравнении с молодежью становится еще более очевидным значительный социокультурный разрыв между генерациями российского общества.

На наш взгляд, социокультурные поколенческие разрывы в сегодняшнем российском обществе носят, так сказать, «обратный» характер. Не молодое поколение, застав себя в незнакомом мире, «когнитивно ужасается» и стремится к переопределению этого мира, а поколения среднее и старшее, которые, «ужаснувшись» незнакомому миру (не тому миру, к которому они были подготовлены), вынуждены заново к нему приспосабливаться, обучаясь при этом в значительной степени у поколения младшего.

Обучение это принимает подчас характер мимикрии худшего вида: с заигрываниями и натужным молодечеством, которые подчас так или иначе присутствуют у «образованных взрослых». Если они, конечно, не ушли в «глухую когнитивную оборону», отказываясь признавать факт разрушения того мира, к которому они в ходе собственной социализации были подготовлены.

 

Какой наставник нужен ученику

 

Итак, молодое поколение учится сегодня главным образом у своих сверстников; «образованные» же взрослые вынуждены учиться в т.ч. и у молодого поколения. Таков темп современной жизни и такова глубина трансформаций, происходящих в сегодняшнем российском обществе.

Отсюда — невысокое значение, приписываемое молодыми людьми университету с точки зрения его «полезности» для жизни и успеха в ней. Оно может быть объяснено и с позиции этих обратных поколенчесих разрывов.

Учителя школ и преподаватели вузов зачастую, видимо, просто не обладают тем набором и той глубиной знаний и умений, рассматриваемых молодым поколением как необходимые для жизни, будь то специфичные качества «достиженческого» характера либо знания конкретной практической направленности. В этом смысле угроза институциональной несовместимости, которой мы коснулись в начале статьи, действительно может стать реальностью, если уже не стала.

Как бы мы ни относились к этому факту, но «модель человека», принятая в сегодняшнем российском обществе, совершенно определенна и конкретна. Она включает черты, описанные нашими молодыми респондентами, исключившими как ненужные и альтруизм, и высокую мораль, и криминал.

Насколько учебная программа, как «скрытая», так и формальная, российского института образования адекватна этой приоритетной модели? Вопрос остается все еще открытым, однако ясно то, что отечественный институт образования должен, по крайней мере, приложить определенные усилия в достижении такой адекватности, признав, наконец, что мир вокруг него изменился радикально и бесповоротно.

Самый главный вывод, который можно сделать из вышесказанного, заключается в том, что для того, чтобы воспитать значимую и социально ответственную личность, необходим значимый и социально ответственный наставник. Как этого достичь — отдельный и болезненный вопрос. Конечно, не обойтись без соответствующей государственной политики, ориентированной на повышение статуса работников системы образования — и материального, и символического.

Государственная политика в сфере образования не должна ведь ограничиваться вопросами оплаты труда, к которым часто все сводят. Символический статус — это обладание социальным престижем. Не пафосом, который создает сама группа, а именно престижем как общесоциальным признанием важности данной группы для общества, выраженным как в общественном восприятии, так и в государственном стимулировании деятельности данной группы. Короче говоря, государственная политика должна отвечать тем же требованиям, что и сами группы — быть значимой и социально ответственной. Это возможно только в том случае, если государству (или, если угодно, политическому классу) есть дело до своей страны и своего общества, частью которого, пусть и возвышающейся, он является, хотя зачастую об этом и забывает.

Наконец, нельзя полагаться исключительно на добрую волю наших правителей. Многое образовательные учреждения могут сделать и сами. Это относится прежде всего к стимулированию той, в общем, здоровой формы реакции на стресс, которую мы обозначили как «групповой пафос». Это, пожалуй, самая конструктивная реакция из перечисленных.

Убедить человека в том, что он делает по?настоящему нужное и важное дело, или поддержать его в этой убежденности — дорогого стоит. По сути, именно так сохраняются сегодня профессионалы. Необходимо подкреплять эту пафосную составляющую и реальным качественным ростом, прежде всего повышением квалификации работников образования. В общем, надо не просто выживать и адаптироваться, а встраивать эти действия в формат рефлексивного развития как в отношении учебного заведения в целом, так и в отношении каждого отдельного работника. Только так мы сможем получить максимально адаптированного педагога, который будет в состоянии с успехом готовить столь же адаптированного выпускника и члена нашего непростого общества.

 

Каким быть процессу социализации

 

Вместе с тем по?прежнему остается невыясненным, что же должно представлять собой содержание социализационного процесса — как явного, так и «скрытого» — в институте образования. Иными словами, учитывая, что мы все-таки не имеем права пустить воспитательный процесс на совершенный самотек, какие именно элементы социализационного характера должны приветствоваться во взаимодействии двух социальных систем — наставника и ученика?

Здесь необходимо, на наш взгляд, избегать разного рода категорий, являющихся, с одной стороны, важными, но с другой — давно превратившимися в своего рода воспитательные штампы вроде «высокоморальной» или даже «духовной» личности, «патриотичности», «гражданственности» и др. Для того чтобы определить, какого рода «модель человека» должна воспроизводиться сегодня в ходе социализации, необходимо учитывать:

¨      реалии сегодняшнего российского общества;

¨      представление об «успешном человеке»;

¨      способы реакций на окружающий мир, избираемые молодым поколением.

Нельзя идеализировать ни человека, ни мир, в котором он живет. Если и есть что-то полезное в крушении СССР, так это то, что мы перестали жить в очарованном мире, увидели мир во всей его беспощадной жесткости и неприкрытом отчуждении от человека. В пределе, в самой своей последней сути мир несправедлив, а ты никому не нужен, ни власти, ни потустороннему, кроме самого себя.

Это кредо иного отношения к жизни и самому себе — то, что может помочь человеку выжить в мире всеобщей хаотизации и брутализации. Нет ни сознательного и абсолютного Добра, нет ни сознательного и абсолютного Зла — все обусловлено ситуацией и нашим персональным выбором.

Мы можем причинять вред или страдания другому человеку невольно, иногда даже не подозревая об этом (выдержав вступительные испытания в вуз, в отличие от других абитуриентов; победив в конкурсе на некую должность остальных претендентов; став избранником человека, которого страстно любит другой человек; и просто оказавшись в нужное время в нужном месте, в отличие от тех, кому «не повезло»). Но это не должно служить поводом к нашему самобичеванию и, так сказать, покаянному дискурсу: такова жизнь, и мы сами становимся в ней чьими-то невольными жертвами. Значит, необходимо четко понимать, что твои цели — самое главное, и если ты спасешься в онтологическом, бытийном, а не умозрительно схоластическом смысле, то возле тебя действительно спасутся многие.

Спасешься — значит, станешь успешным во всех, а не только узкоматериальном значении этого сложного понятия. Число спасенных определяется уровнем рефлексии и ответственности. Если ты отвечаешь только за себя, никто, кроме тебя, не спасется. Если ты отвечаешь за собственную семью, ты спасешь, по крайней мере, ее вместе с собой.

Уровни рефлексии и ответственности могут простираться до коллектива, организации, предприятия, административной территории, государства. Важно, чтобы уровни рефлексии и ответственности совпадали, т.е. чтобы не случилось так, что за организацию отвечает человек, рефлексия которого дальше своей семьи не простирается, за государство отвечает человек, не мыслящий дальше рамок своей промышленно-финансовой группы. В таких случаях человек спасать будет то, на что хватает его рефлексии, а не то, за что он в действительности отвечает.

 

Заключение

 

Рефлексивный прагматизм — вот что должно, на наш взгляд, стать основой педагогической стратегии и социализации. Данная категория подразумевает четкое осознание индивидом приоритетности своих персональных целей и определенный уровень их отождествления с задачами микро- и макросоциальных образований, элементом которых он является (семьи, коллектива, класса, нации, государства).

Рефлексивность такого подхода предполагает, во?первых, что индивидуализация носит не жесткий, раз и навсегда определенный характер, а всегда должна определяться конкретными условиями, подвергаемыми критической рефлексии. В случае, например, явной макросоциальной необходимости приоритет следует отдавать задачам именно такого уровня.

Во-вторых, она не исключает внимание к средовым условиям, в которых действует данный индивид, а именно к потребностям и целям окружающих людей. Короче, действуй в своих интересах, но в случае, если твое благо начинает зависеть от блага некоего социального целого, необходимо действовать именно в его интересах. Помогай родне и друзьям просто потому, что они родня и друзья, и помогай посторонним людям, если считаешь это полезным (последнее может включать и чувство элементарного удовольствия).

Главное — соответствуй в своей рефлексии уровню своей ответственности: тогда твои персональные цели и интересы не будут входить в противоречие с задачами структуры, составной частью которой ты являешься и за которую ты отвечаешь. Формирование у молодых поколений такого рода установки является, разумеется, задачей педагогов. Они, однако, должны сформировать ее прежде всего в себе.



[1] По материалам исследовательского проекта «Ресурсы консолидации российского общества: институциональный анализ», выполняемого по Государственному контракту № 16.740.11.0421 от 26.11.2010 в рамках Федеральной целевой программы Минобрнауки «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2010—2012 гг. )».

[2] Подробнее см.: Кармадонов О.А. Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте // Социологические исследования. — 2010. — № 6. — С. 3—13.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. — Избранные произведения в 3?х т. — Т. 1. — М.: Политиздат, 1985. С. 25.

[4] Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // Неприкосновенный запас. — 2011. — № 3 (77). — [URL]: http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/al3.html

[5] Bourdieu P. Language and Symbolic Power. — Cambridge: Harvard University Press, 1991. — P. 153.

[6]БартР. S/Z. — М.: Ad Marginem, 1994. — 303 с.

[7] См.: Кармадонов О.А., Зверев М.К. Консолидация российского общества: потоки и преграды. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. — 223 с.

[8] Термин «скрытая учебная программа» пущен в оборот американским социологом М. Эйпплом в критических работах по социологии образования. См.: Ideology, curriculum, and the new sociology of education: revisiting the work of Michael Apple / Ed. by L Weis, C. McCarthy, G. Dimitriadis. — New York: Routledge, 2006. — 269 р.

[9] См.: Кармадонов О.А. Социальная память и социализация // Социология. — 2007. — № 2. — С. 223—247.

[10] Не случайно имеет место известная близость «старого» и «малого». Можно сказать, что первые (старшее поколение) «уже» отчуждены от когнитивной карты мира, принятой в данном сообществе, а точнее, от возможности ее формирования, процесса символизирования; вторые же «еще» отчуждены от того же самого. С точки зрения «центрального» поколения — основного держателя «символического капитала» данного общества, оба этих поколения являются сообществами своего рода «символических инвалидов», истолковывающих когнитивную карту мира «неправильно» или вообще «неспособных» ее использовать.

 

Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи

%PDF-1. 5 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /Creator (PScript5.dll Version 5.2) /Author /Keywords /Producer (Acrobat Distiller 6.0 \(Windows\)) >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи
  • Жоголева Оксана Рудольфовна
  • endstream endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj > endobj 21 0 obj > endobj 22 0 obj > endobj 23 0 obj > endobj 24 0 obj > endobj 25 0 obj > endobj 26 0 obj > endobj 27 0 obj > endobj 28 0 obj > endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj > endobj 31 0 obj > endobj 32 0 obj > endobj 33 0 obj > endobj 34 0 obj > endobj 35 0 obj > endobj 36 0 obj > endobj 37 0 obj > endobj 38 0 obj > stream HWK8W.
    ox0lNZZY`i4y”km-ݪ?”=V” Eu}F7Zz9!&P-$\[ޑEÍ

    Занятия по развитию социальных навыков для детей и подростков, основанные на фактических данных (с советами по обучению) и лучше понять, что другие люди чувствуют и думают.

    Как мы можем помочь детям развить социальную компетентность — способность читать эмоции, сотрудничать, заводить друзей и разрешать конфликты? Дети учатся, когда мы действуем как хороший образец для подражания, и они получают пользу от того, что мы создаем среду, которая вознаграждает самоконтроль. Но нет ничего лучше практика. Чтобы развиваться и расти, детям нужен непосредственный опыт с чередованием, саморегуляцией, командной работой и видением перспективы.

    Вот 17 основанных на исследованиях занятий по развитию социальных навыков для детей, организованных по возрастным группам. Я начинаю с игр, подходящих для самых маленьких детей, и заканчиваю занятиями по развитию социальных навыков, подходящими для детей старшего возраста и подростков.

    1. Игры с чередованием 

    Маленькие дети, в том числе некоторые младенцы, способны на спонтанные проявления доброты, но могут стесняться новых людей. Так как же мы можем научить их тому, что новый человек — это друг?

    Один из действенных методов — вовлечь ребенка в игровые акты взаимности с незнакомцем. Например, ребенок по очереди нажимает кнопку на игрушке или катает мяч вперед-назад. Ребенок и незнакомец могут передать друг другу интересные предметы.

    Когда психологи Родольфо Кортес Барраган и Кэрол Двек (2014) опробовали эту простую тактику на 1- и 2-летних детях, казалось, что дети щелкнули выключателем.

    Младенцы начали относиться к своим новым товарищам по играм как к людям, которым можно помочь и поделиться. Напротив, такого эффекта не было бы, если бы дети просто играли в рядом с незнакомцем — без взаимности.

    2. «Игра в имена» для малышей

    Как заметила специалист по раннему развитию Кэтлин Кокран, многим детям нужна помощь в освоении основ привлечения чужого внимания. Они еще не понимают, что важно произносить имя человека .

     «Это такая простая вещь, — говорит Кокран, — но это только начало способности понимать точку зрения другого человека». Итак, как мы учим этому понятию? Кокран и ее коллеги рекомендуют эту простую социальную игру (педагогический колледж Колумбийского университета 19).99) :

    1. Посадите детей в круг и дайте одному из них мяч.
    2. Попросите этого ребенка выбрать другого человека в кругу и назвать его или ее имя. Затем ребенок катит мяч названному индивидууму.
    3. Как только мяч получен, следующий ребенок выполняет ту же процедуру — называет предполагаемого получателя и передает мяч.

    3. Музыкальные и ритмические игры для детей младшего возраста

    Маленькие дети часто склонны помогать другим людям. Как мы можем поощрять этот импульс? Исследования показывают, что совместное пение и создание музыки являются эффективными социальными навыками для развития кооперативного и поддерживающего поведения.

    Например, рассмотрим эту игру.

    «Пробуждение лягушек»

    Сначала вы берете группу незнакомых друг с другом дошкольников и обращаете их внимание на «водоем» — расстеленное на полу голубое одеяло с несколькими «кувшинками». ” в теме. Игрушечные лягушки сидят на кувшинках.

    Затем вы говорите детям, что лягушки спят. Уже утро, и лягушкам нужна наша помощь, чтобы проснуться! Итак, вы даете детям простые музыкальные инструменты (например, маракасы) и просите их спеть небольшую будильную песенку, пока они ходят вокруг пруда в такт музыке.

    Когда исследователи играли в эту игру с 4-летними детьми, они впоследствии проверили спонтанную готовность детей помогать другим детям. По сравнению с детьми, которые «разбудили лягушек» с помощью немузыкальной версии игры, создатели музыки с большей вероятностью помогали борющимся за труды сверстникам (Kirschner and Tomasello, 2010).

    4. Игры для дошкольников, поощряющие внимание и самоконтроль

    Чтобы хорошо ладить с другими, дети должны развивать внимание, навыки внимания и способность сдерживать свои импульсы. Дошкольные годы — важное время для обучения такому самоконтролю, и мы можем помочь им в этом.

    Традиционные игры, такие как «Саймон говорит» и «Красный свет, зеленый свет», помогают детям практиковаться в следовании указаниям и регулировании собственного поведения. Для получения дополнительной информации см. проверенные исследованиями игры, описанные в моей статье об обучении самоконтролю. Дополнительные советы по социализации маленьких детей см. в этой статье Parenting Science о социальных навыках дошкольного возраста.

    5. Групповые драматические игры, ролевые игры

    Чтобы ладить с другими, дети должны уметь успокаиваться, когда происходит что-то неприятное. Им нужно научиться сохранять хладнокровие. И один из многообещающих способов для детей отточить эти навыки — участвовать в драматических притворствах с другими.

    Чтобы попробовать этот подход, вовлеките маленьких детей в совместные игры воображения, например 

    • , притворяясь семьей нечеловеческих животных,
    • , переодеваясь шеф-поварами и притворяясь, что вместе испечь торт, или
    • . по очереди притворяются статуями (и заставляют сверстников ставить статуи по-разному).

    В ходе рандомизированного эксперимента с дошкольниками из экономически неблагополучных семей Талия Гольдштейн и Мэтью Лернер обнаружили доказательства того, что эти социальные навыки помогают детям лучше развивать эмоциональную саморегуляцию (Гольдштейн и Лернер, 2018). После 8 недель игр под руководством учителя дети, которым было поручено играть в групповые драматические игры, воображаемые игры, улучшились больше, чем дети, которым было поручено заниматься альтернативными социальными навыками, такими как совместная игра с кубиками.

    6. «Эмоциональные шарады» для детей младшего возраста

    В этой игре один игрок изображает определенную эмоцию, а другие игроки должны угадать, какое чувство изображается. По сути, это простая версия шарад для самых маленьких.

    Это полезно? По крайней мере, это способ мотивировать маленьких детей думать и обсуждать эмоции. И эта игра была включена (наряду с несколькими другими социальными навыками) в дошкольную программу, разработанную исследователями из Университета Висконсин-Мэдисон.

    В небольшом экспериментальном исследовании программа под названием «Учебная программа доброты» была связана с успешными результатами: по сравнению с детьми в контрольной группе выпускники «Учебной программы доброты» испытали более значительные улучшения в оцениваемой учителем социальной компетентности (Flook и др. 2015).

    7. Упражнения, помогающие детям читать выражение лица

    Люди, умеющие интерпретировать выражение лица, могут лучше предвидеть действия других. Они также более «просоциальны» или помогают другим.

    Эксперименты показывают, что дети могут улучшить свои навыки чтения по лицу с практикой. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этими заданиями по развитию социальных навыков Parenting Science, которые помогут детям узнать о лицах.

    8. Стопка шашек: игра для поддержания двусторонней беседы

    Некоторым детям, в том числе с расстройствами аутистического спектра, трудно поддерживать разговор со сверстниками. Доктор Сьюзан Уильямс Уайт разработала ряд упражнений для развития социальных навыков, чтобы помочь им, в том числе Checker Stack, игра, в которой дети должны по очереди следить за темой.

    Чтобы играть в эту игру для двух игроков, вам нужен только набор жетонов, которые можно складывать друг в друга, например, шашки или фишки для покера, и группа взрослых или сверстников, которые помогут оценить значимость вклада каждого игрока.

    Игра начинается, когда Первый Игрок кладет жетон и говорит что-то, чтобы начать разговор. Затем второй игрок отвечает соответствующей фразой и кладет еще одну шашку поверх первой.

    Игроки по очереди продолжают разговор. Как долго они смогут его выдержать? Насколько высоким может стать их стек? Когда игрок говорит что-то не относящееся к делу или не по теме, ход разговора прерывается, и игра окончена (White 2011).

    9. Передача мяча: игра для оттачивания навыков группового общения

    Вот еще одно занятие, рекомендованное доктором Сьюзен Уильямс Уайт — игра, в которой игроки образуют круг и по очереди участвуют в групповом разговоре.

    Игра начинается с игрока, который начинает чат, а затем бросает мяч кому-то другому в кругу. Затем получатель отвечает соответствующим, уместным вкладом от себя и бросает мяч другому ребенку. И так далее.

    Чтобы играть успешно, дети должны внимательно следить за тем, кто говорит, и смотреть в глаза во время обмена мячом.

    Уайт советует вам участвовать в игре самостоятельно, и, если вы заметите, что один из детей не получает возможности внести свой вклад, вы можете попросить, чтобы вы получили мяч следующим. Затем вы можете завершить свой ход, бросив мяч ребенку, который остался в стороне (White 2011).

    Вы можете найти эту игру, Checker Stack, и другие занятия по социальным навыкам в книге Уайта «Обучение социальным навыкам для детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом» (см. раздел ссылок ниже)

    10. Совместные игры

    Существует множество видов кооперативных игр. Некоторые из них ведут сидячий образ жизни, например, многие кооперативные настольные игры, продаваемые сегодня. Другие являются активными или физическими, как, например, игры «Острова» и «Шар времени», изобретенные Уильямом Хаскеллом и опробованные на старшеклассниках начальной школы (Street et al 2004).

    В ходе одного исследования исследователи обнаружили, что игра в эти игры в течение 12 недель приводила к небольшим, но заметным улучшениям в «просоциальном» поведении — доброте и помощи другим (Street et al 2004).

    «Острова»

    Для игры в «Острова» вам понадобится группа маленьких детей и несколько хулахупов — примерно один обруч на троих детей в классе. Затем вы раскладываете обручи на земле и позволяете детям крутиться вокруг них. Когда вы свистите, каждый ребенок должен войти в обруч, и в каждом обруче должно быть не менее трех детей. Детям придется сотрудничать и держаться друг за друга, чтобы попасть в кольцо.

    «Шар времени»

    В этой игре дети рассредоточиваются на открытом пространстве, каждый стоит, поставив ноги вместе. Одному ребенку дается мяч. Затем этот ребенок передает мяч кому-то другому и тут же садится. Второй ребенок повторяет упражнение, пока все дети не сядут.

    Подвох? Цель игры состоит в том, чтобы как можно быстрее усадить всех, а мяч никогда не должен касаться земли, поэтому детям нужно подбрасывать мяч с осторожностью. Более того, решая, куда передать мяч дальше, они должны учитывать, насколько сложно это будет другим детям при последующих ходах: бросить мяч, не уронив его — проиграет вся команда. Поэтому дети, скорее всего, захотят обсудить тактику.

    Каковы эффекты этих и других игр?

    Наиболее очевидным преимуществом является то, что они побуждают детей действовать, ну… лучше. В одном исследовании исследователи обнаружили, что игра в такие игры, как «Острова» и «Шар времени», в течение 12 недель привела к небольшим, но заметным улучшениям просоциального поведения детей. Они, как правило, проявляли больше доброты, готовности помочь и сочувствия (Street et al, 2004).

    Но другие исследования предполагают, что это может быть верхушка айсберга. Например, исследования показывают, что успешный опыт сотрудничества побуждает детей продолжать тенденцию: если вы будете сотрудничать со мной сегодня, я с большей вероятностью буду сотрудничать с вами завтра (Blake et al, 2015; Keil et al, 2017). Поэтому представляется вероятным, что кооперативные игры могут служить своего рода инструментом «создания союзников» между игроками.

    Также оказывается, что некоторые типы совместных игр могут помочь детям развить их способность убеждать и убеждать других с помощью хорошо аргументированных аргументов.

    «Соедини животных с нужной средой обитания»

    В экспериментальном исследовании 5- и 7-летних детей должны были работать парами над задачей сортировки. Они должны были сопоставить различные виды животных с соответствующей привычкой и объяснить свои решения.

    Половину детей случайным образом распределили в кооперативную версию этой игры, в которой оба игрока работали вместе как одна команда. Остальные дети играли в игру на конкурсной основе. И что случилось? Дети, которые играли в кооперативную игру, предлагали больше обоснований своим идеям. Они также с большей вероятностью приводили аргументы, в которых учитывались обе стороны вопроса (Домберг и др. , 2018).

    Подробнее об исследовании и преимуществах совместных игр можно прочитать в этой статье «Наука о воспитании».

    11. Совместное строительство 

    Еще одна форма игры, способствующая сотрудничеству, — командное строительство. Когда дети создают что-то вместе с кубиками, они должны общаться, договариваться и координировать. Имеют ли значение такие социальные навыки?

    Интуитивно понятно, и есть научные доказательства того, что специализированная программа кооперативной строительной терапии — под названием «LEGO 9Терапия на основе 0169 ® » может помочь детям, нуждающимся в дополнительной поддержке, для развития навыков социального общения (Owens et al 2008).

    В недавнем обзоре опубликованных исследований исследователи пришли к выводу, что «терапия на основе LEGO ® » является «многообещающим методом лечения» для улучшения социального взаимодействия с детьми с РАС (Narzisi et al 2020). Если у вас родился ребенок с особыми потребностями, стоит спросить своего педиатра об этой форме терапии.

    Я не нашел никаких серьезных экспериментов на эту тему, но вполне логично, что совместное садоводство может помочь детям отточить социальные навыки, и наблюдательные исследования подтверждают эту идею.

    Дети, как правило, улучшают свою социальную компетентность, когда занимаются садоводством в общине или школе (Ozer et al 2007; Block et al 2012; Gibbs et al 2013; Pollin and Retzlaff-Fürst 2021).

    Чем дети могут заниматься в саду? Возьмите реплику из недавнего исследования совместного садоводства среди шестиклассников. Детей распределили по группам, и каждой группе было поручено ухаживать за определенной грядкой. Кроме того, детей просили идентифицировать различные растения, документировать их рост, проводить анализы почвы и наблюдать за улитками (Pollin and Retzlaff-Fürst, 2021).

    13. Обсуждения эмоций на основе рассказов

    Вот упражнение на социальные навыки, которое вы можете попробовать где угодно: прочитайте эмоциональный рассказ, а затем предложите детям рассказать об этом.

    Почему главный герой разозлился? Какие вещи заставляют вас злиться? Что вы делаете, чтобы остыть? Когда дети участвуют в групповых беседах об эмоциях, они размышляют о собственном опыте и узнают об индивидуальных различиях в том, как люди реагируют на мир. И это понимание может помочь детям развить свои способности «чтения мыслей».

    В ходе одного исследования 7-летние школьники встречались два раза в неделю, чтобы обсудить эмоцию, описанную в коротком рассказе. Иногда их учителя поощряли их говорить о распознавании признаков данной эмоции. На других занятиях дети обсуждали, что вызывает эмоции, или делились идеями о том, как справляться с негативными эмоциями («Когда мне грустно, я играю в видеоигры» или «Мне становится лучше, когда мама меня обнимает»).

    Через два месяца участники превзошли своих сверстников в контрольной группе, продемонстрировав значительное улучшение понимания эмоций. Они также набрали более высокие баллы в тестах на эмпатию и «теорию разума» — способность рассуждать о мыслях и убеждениях других людей (Ornaghi et al 2014).

    14. Классические шарады для детей старшего возраста и подростков

    Мы уже упоминали «Шарады эмоций» для детей младшего возраста. Традиционная или классическая версия игры также является отличным занятием для оттачивания социальных навыков у детей старшего возраста.

    Подумайте, почему. В традиционной игре игрок достает листок бумаги из контейнера и молча читает то, что там написано — фразу, описывающую ситуацию (например, «прогулка с собакой»), или название известной книги, фильма, песни или телепередачи. Показать. Затем с помощью пантомимы игрок пытается передать эту фразу своим незнающим товарищам по команде.

    Какие жесты наиболее вероятны для передачи важной информации? Чтобы показать эффективную пантомиму, вам нужно уметь видеть перспективу или представлять, что зрители должны увидеть, чтобы угадать ответ. Вы также должны сосредоточиться на правилах и воздерживаться от разговоров.

    А если вы один из игроков, кто должен угадать ответ? Еще раз, чтение мыслей важно. На самом деле есть доказательства того, что просмотр шарад переключает наш мозг в «режим чтения мыслей».

    Во время исследования с использованием фМРТ у игроков, наблюдавших за жестами, наблюдалась повышенная активность в височно-теменном соединении — части мозга, связанной с отражением психических состояний других людей (Schippers et al 2009).

    Таким образом, кажется, что шарады побуждают детей думать о других точках зрения и совершенствовать свои навыки невербального общения.

    15. Командная легкая атлетика, которая включает в себя тренировку хорошего спортивного мастерства

    Исследования показывают, что командная легкая атлетика может функционировать как эффективная деятельность по развитию социальных навыков —  , если взрослые моделируют правильное поведение и активно учат детей спортивным состязаниям.

    В одном исследовании учащиеся начальных классов, получившие подробные инструкции по спортивному воспитанию, продемонстрировали лучшие лидерские качества и навыки разрешения конфликтов, чем их сверстники из контрольной группы (Sharpe et al, 1995).

    В другом исследовании исследователи обнаружили, что подростки проявляли лучшие социальные навыки, если их спортивные тренеры придерживались демократического подхода к лидерству и предлагали большую социальную поддержку и положительные отзывы. Когда дети воспринимали тренера как авторитарного, они с меньшей вероятностью сообщали о росте социальной компетентности (de Albuquerque et al 2021).

    И — во многих исследованиях — исследователи обнаружили, что игроки с большей вероятностью останутся мотивированными и позитивными, если их тренеры избегают авторитарных тактик, таких как запугивание, угрозы и манипулятивное использование вознаграждений (например, Sevil-Serrano et al 2021 ).

    Итак, как сделать так, чтобы дети извлекли правильные уроки из командных видов спорта?

    Похоже, взрослые должны позволять детям участвовать в принятии решений о целях команды. Им также необходимо поддерживать приятные, эмоционально поддерживающие отношения со спортсменами и мотивировать детей положительными отзывами об их успехах. И имеет смысл активно обучать детей принципам спортивного поведения, в том числе

    • Быть хорошим победителем (не хвастаться; проявлять уважение к проигравшей команде)
    • Быть хорошим проигравшим (поздравлять победителя; не обвинять других в проигрыше)
    • Проявлять уважение к другим игрокам и судье
    • Демонстрировать поощрение и предложение помощи менее умелым игрокам
    • Разрешение конфликтов, не бегая к учителю

    Во время игры мы должны дать детям возможность применить эти принципы на практике, прежде чем мы налетим. А когда игра закончится, мы должны Дайте детям обратную связь об их хорошем спортивном мастерстве.

    Они становятся все более важными по мере того, как дети становятся старше, и требуют большего, чем сочувствие и хорошие манеры. Они тоже требуют большего, чем родные «смарты».

    Исследования показывают, что большинство людей — независимо от IQ — становятся жертвами «предвзятости на мою сторону» — тенденции оценивать нейтральные доказательства в пользу своих личных интересов (Stanovich et al, 2013).

    Но это не значит, что мы не можем бороться с этой тенденцией. Люди становятся менее склонными к предвзятости в зависимости от количества лет, проведенных в высшем образовании, даже после учета возраста и когнитивных способностей (Топлак и Станович, 2003). Поэтому кажется вероятным, что дети выиграют, если мы познакомим их с различными точками зрения, дебатами и инструментами критического мышления.

    Один из классических подходов состоит в том, чтобы дать учащимся по очереди отстаивать обе стороны данного спора. Дети будут не только практиковать перспективное мышление, но и оттачивать навыки критического мышления. Для получения дополнительной информации см. мою статью о том, как научить детей участвовать в формальных, дисциплинированных дебатах.

    Исследователи Джефф Кауфман и Анна Фланаган видят проблему, связанную со многими «развивающими сознание» социальными навыками: они слишком проповеднические, а это, как правило, отталкивает людей.

    Итак, Кауфман и Фланаган рекомендуют более тонкий подход, заключающийся в том, что социальное сообщение встраивается в веселую, беззаботную игру. На сегодняшний день Фланаган создал две такие игры.

    Первой является карточная игра под названием Resonym Awkward Moment Card Game , игра для вечеринок, в которой игроки должны выбирать решения острых социальных проблем.

    Он был протестирован на детях в возрасте 11 лет, и было обнаружено, что он улучшает навыки игроков в перспективе. По сравнению со студентами из контрольной группы дети, которые играли в эту игру, показали последующие улучшения в своей способности представлять точку зрения другого человека (Кауфман и Фланаган, 2015).

    Они также с большей вероятностью отвергали социальные предубеждения и представляли, что женщины делают карьеру в науке. Кроме того, они проявляли больший интерес к противостоянию пагубным социальным стереотипам (Кауфман и Фланаган, 2015).

    Вторая игра под названием Buffalo The Name Droping Game, предназначена для детей от 14 лет и старше.

    Buffalo предлагает игрокам подумать о реальных или вымышленных примерах людей, которые соответствуют случайной комбинации дескрипторов (например, татуированный дедушка или бабушка, непонятый вампир или комик азиатского происхождения).

    Поиграв в эту игру, старшеклассники продемонстрировали повышенную мотивацию распознавать и проверять свои социальные предубеждения, более решительно соглашаясь с такими утверждениями, как «Я стараюсь вести себя не предвзято по отношению к людям из других социальных групп, потому что это важно для меня лично». (Кауфман и Фланаган, 2015).

    И карточная игра Resonym «Неловкий момент», и Buffalo The Name Droping Game доступны на Amazon. Если вы купите их по этим ссылкам, небольшая часть выручки пойдет на пользу этому веб-сайту.


    Для получения дополнительной информации о повышении социальной компетентности см. мои научно обоснованные советы по развитию дружбы, обучению сочувствию и поощрению доброты. Кроме того, ознакомьтесь с моей статьей о развитии социальных навыков дошкольников, а также с моей статьей о потенциальных преимуществах просоциальных видеоигр.


    Бейкман Р., Адамсон Л.Б., Коннер М.Дж. и Барр Р.Г. 1990. !Kung младенчество: Социальный контекст исследования объекта. Развитие ребенка 61: 794-809.

    Блейк П.Р., Рэнд Д.Г., Тингли Д., Варнекен Ф. 2015. Тень будущего способствует сотрудничеству в повторяющейся дилемме заключенного для детей. Научный отчет 5:14559.

    Блок К., Гиббс Л., Стайгер П.К., Голд Л., Джонсон Б., Макфарлейн С., Лонг С., Таунсенд М. 2012 г. Растущее сообщество: влияние Программы огорода Стефани Александр на социальную и учебную среду в начальных школах. Здоровье Educ Behav. 39(4):419-32.

    Кортес Барраган Р. и Двек С.С. 2014. Переосмысление естественного альтруизма: простые взаимные взаимодействия вызывают у детей доброжелательность. Proc Natl Acad Sci U S A.111(48):17071-4.

    де Альбукерке Л.Р., Шеерен Э.М., Вагетти Г.К., де Оливейра В. 2021. Влияние метода тренера и профиля лидерства на положительное развитие молодых игроков в командных видах спорта. J Sports Sci Med. 20(1):9-16.

    Домберг А., Коймен Б., Томаселло М. 2018. Рассуждение детей со сверстниками в условиях сотрудничества и конкуренции. Бр Дж Дев Психол. 36(1):64-77.

    Флук Л., Голдберг С.Б., Пингер Л. и Дэвидсон Р.Дж. 2015. Содействие просоциальному поведению и навыкам саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью учебной программы доброты, основанной на осознанности. Дев Психология. 51(1):44-51.

    Гиббс Л., Стайгер П.К., Таунсенд М., Макфарлейн С., Голд Л., Блок К., Джонсон Б., Кулас Дж., Уотерс Э. 2013. Методология оценки программы Stephanie Alexander Kitchen Garden. Health Promot J Austr. 24(1):32-43.

    Гольдштейн Т.Р. и Лернер М.Д. 2018. Драматические притворные игры уникальным образом улучшают эмоциональный контроль у маленьких детей. Dev Sci. 21(4):e12603.

    Кауфман Г. и Фланаган М. 2015. Психологически «встроенный» подход к разработке игр для просоциальных целей. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 9 (3), статья 1.

    Keil J, Michel A, Sticca F, Leipold K, Klein AM, Sierau S, von Klitzing K, White LO. 2017. The Pizzagame: виртуальная игра общественного блага для оценки кооперативного поведения детей и подростков. Методы поведения Res. 49(4):1432-1443.

    Киршнер С. и Томаселло М. 2010. Совместное музицирование способствует просоциальному поведению у 4-летних детей. Эволюция и поведение человека 31(5): 354-364.

    Лэнси Д. 2012. Этнографические взгляды на культурную передачу/приобретение. Документ, подготовленный для Школы перспективных исследований, Санта-Фе, «Множественные взгляды на эволюцию детства». 4-8 ноября 2012 г.

    Лэнси Д. 2008. Антропология детства: херувимы, движимое имущество и подменыши. Издательство Кембриджского университета.

    Легофф Д.Б. и Шерман М. 2006. Долгосрочные результаты вмешательства в социальные навыки на основе интерактивной игры LEGO. Аутизм. 10(4):317-29.

    Озер Э.Дж. 2007. Воздействие школьных садов на учащихся и школы: концептуализация и соображения по максимальному здоровому развитию. Здоровье Educ Behav. 34(6):846-63.

    Пеллегрини А.Д., Дюпюи Д. и Смит П.К. 2007. Игра в эволюцию и развитие. Обзор развития 27: 261-276.

    Пеллегрини А. Д. и Смит П.К. 2005. Природа игры: человекообразные обезьяны и люди. Нью-Йорк: Гилфорд.

    Поллин С., Ретцлафф-Фюрст К. 2021. Школьный сад: социальное и эмоциональное место. Фронт Псих. 12:567720.

    Севиль-Серрано Х., Абос А., Дилой-Пенья С., Эгеа П.Л., Гарсия-Гонсалес Л. 2021. Влияние поддержки автономии тренера и контролирующего поведения на мотивацию и спортивную приверженность юных футболистов. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 18(16):8699.

    де Альбукерке Л.Р., Шеерен Э.М., Вагетти Г.К., де Оливейра В. 2021. Влияние метода тренера и профиля лидерства на положительное развитие молодых игроков в командных видах спорта. J Sports Sci Med. 20(1):9-16.

    Шарп Т., Браун М. и Крайдер К. 1995. Влияние программы спортивного мастерства на общее позитивное социальное поведение городских учащихся начальных классов. Журнал прикладного анализа поведения 28(4): 401-416.

    Спинка М., Ньюберри Р.С. и Бекофф М. 2001. Игра с млекопитающими: обучение неожиданностям. Ежеквартальный обзор биологии 76: 141-16.

    Станович К.Е., Запад РФ, Топлак М.Е. 2013. Предвзятость Myside, рациональное мышление и интеллект. Текущие направления в психологической науке 2 (4): 259-264.

    Street H, Hoppe D и Ma T. 2004. Фабрика игр: использование совместных игр для поощрения просоциального поведения среди детей. Австралийский журнал психологии образования и развития. 4:997-109.

    Педагогический колледж Колумбийского университета. 1999. Разрешение конфликтов для дошкольников. Сайт ТС Медиа Центр. Доступ 28 сентября 2015 г. по адресу http://www.tc.columbia.edu/news.htm?articleID=4023.

    Вайс М.Дж. и Харрис С.Л. 2001. Обучение социальным навыкам людей с аутизмом. Модификация поведения. 25(5):785-802.

    Белый SW. 2011. Тренинг социальных навыков для детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

    Части этой статьи адаптированы из более ранней работы того же автора о социальных навыках.

    Изображение предоставлено для «Занятия по развитию социальных навыков»:

    изображение детских лиц в кругу от Wavebreakmedia / istock

    Изображение дошкольников с музыкальными инструментами от Liderina / Shutterstock

    Содержание раздела «Развитие социальных навыков» последнее изменение 9/2021

    9 способов обучения социальным навыкам в классе

    Исследования и опыт показывают, что наличие социальных навыков необходимо для успеха в жизни. Инклюзивные учителя всегда учили, обеспечивали и укрепляли использование хороших социальных навыков, чтобы включить и приспособить широкий круг учащихся в классе.

    По сути, инклюзивные классы представляют собой представление реального мира, в котором сосуществуют люди любого происхождения и способностей. На самом деле, есть школьные округа с учебными программами, специально предназначенными для социального и эмоционального развития.

    Вот несколько способов, с помощью которых вы можете создать более инклюзивный класс и поддержать развитие социальных навыков у ваших учеников: 

    1. Модель манер на примере. Доброжелательное и позитивное отношение учителя задает тон поведения между учениками. Они учатся взаимодействовать друг с другом и ценить людей. Например, учителя, которые ожидают, что ученики будут использовать «внутренние голоса», не должны кричать на класс, чтобы привлечь их внимание. Другими словами, практикуйте то, что вы проповедуете.

    2.  Назначение классных заданий

    Назначение классных заданий учащимся дает возможность продемонстрировать ответственность, командную работу и лидерство. Такие работы, как раздача работ, учет посещаемости и лидерство, могут подчеркнуть сильные стороны учащегося и, в свою очередь, укрепить уверенность в себе. Это также помогает облегчить вашу рабочую нагрузку! Учителя часто меняют работу в классе еженедельно или ежемесячно, гарантируя, что каждый ученик имеет возможность участвовать. Ознакомьтесь с этим списком классных работ для некоторых идей!

    3. Разыгрывайте социальные ситуации по ролям

    Как известно любому учителю, важно не только преподать учащимся концепцию или урок, но и дать им возможность попрактиковаться в том, чему они научились. Например, если мы учим студентов, как умножать, то мы часто предоставляем им рабочий лист или задание, чтобы показать нам свое понимание умножения. То же самое относится и к обучению социальным навыкам. Мы должны предоставить учащимся возможность учиться и практиковать свои социальные навыки. Эффективным методом практики является ролевая игра. Учителя могут предоставить структурированные сценарии, в которых учащиеся могут разыграть и немедленно дать обратную связь. Для получения дополнительной информации о том, как настроить и поддерживать эффективную ролевую игру в классе, ознакомьтесь с этим ресурсом от Learn Alberta.

    4.  Друзья по переписке

    В течение многих лет я устраивал своих учеников, чтобы они стали друзьями по переписке с детьми из другой школы. Это занятие было моим любимым на многих академических уровнях; самое главное, он научил студентов демонстрировать социальные навыки посредством письменного общения. Особенно ценно для интровертов то, что написание писем давало студентам время собраться с мыслями. Это уравняло правила игры для учащихся с особыми потребностями или неговорящих. Я также смог предоставить структурированные рамки предложений, в которых дети вели вежливую беседу со своим другом по переписке. Настройка программы друзей по переписке в классе требует некоторой подготовки перед началом написания письма. Вы хотите убедиться, что учащиеся имеют рекомендации по содержанию и личной безопасности. Эта статья «Друзья по переписке в 21 веке» от Edutopia даст вам несколько идей!

    5.

    Занятия в больших и малых группах

    В дополнение к академическим преимуществам занятия в больших и малых группах могут дать учащимся возможность развить социальные навыки, такие как работа в команде, постановка целей и ответственность. Студентам часто назначают роли, которые они должны поддерживать в группе, такие как репортер, писец или табельщик. Иногда эти группы самоопределяются, а иногда они заранее организованы. Избирательно используемая групповая работа также может помочь более спокойным учащимся наладить контакт с другими, обратиться к экстравертам и укрепить уважительное поведение. Примерами деятельности в больших группах являются групповые обсуждения, групповые проекты и игры. Занятия в небольших группах можно использовать для более подробных заданий или действий. Чтобы узнать, как использовать группировку в классе, ознакомьтесь с этой статьей Учебное группирование в классе.

    6. Большие друзья

    Мы знаем, что умение взаимодействовать со сверстниками — очень важный социальный навык. Не менее важно научиться взаимодействовать с другими людьми, которые могут быть моложе или старше. Система Big Buddy — отличный способ для учащихся научиться общаться и уважать разные возрастные группы. Часто старший класс объединяется с младшим классом для художественного проекта, чтения или игр. Опять же, этот тип деятельности должен быть заранее спланирован и тщательно разработан с учетом сильных сторон и интересов учащегося. Обычно классные руководители встречаются заранее, чтобы создать пары учеников и подготовить структурированное задание. Также учителю отводится время, чтобы определить принципы взаимодействия и идеи для тем для разговора. Целые школы также внедрили программы друзей, чтобы обогатить жизнь своих учеников. Вот статья, в которой предлагаются советы о том, как запустить программу для друзей по чтению.

    7. Классные рассказы

    Существуют десятки рассказов для детей, прямо или косвенно обучающих социальным навыкам. Найдите стратегии включения этих историй в программы вашего класса. Вы можете каждый день выделять время, чтобы прочитать вслух историю всему классу или использовать историю для проведения урока. Еще лучше, если ваш класс напишет свои собственные истории с персонажами, которые демонстрируют определенные черты характера.

    8. Классное собрание

    Классное собрание — прекрасный способ научить учащихся быть дипломатичными, проявлять лидерство, решать проблемы и брать на себя ответственность. Обычно они проводятся еженедельно и позволяют учащимся обсудить текущие события и проблемы в классе. Успешные и продуктивные встречи включают в себя обсуждения, сосредоточенные на проблемах класса, а не на личных проблемах. Кроме того, это усиливает ценность, которую каждый человек привносит в класс. Перед собранием класса учителя могут предоставить учащимся групповые рекомендации по поведению, подсказки и рамки предложений, чтобы облегчить содержательный разговор. Вот отличная статья «Встречи в классе: демократический подход к управлению классом» от Education World, в которой описываются цель и атрибуты собрания в классе.

    9. Подробные инструкции

    Наконец, учителя могут выделить время в своей учебной программе, чтобы напрямую обучать своих учеников социальным навыкам. Программы, основанные на исследованиях, такие как «Второй шаг», предоставляют учителям и школам конкретные уроки для социального развития. Эти программы могут предоставить школам и классам общий язык, набор поведенческих ожиданий и цели на будущее. Я с большим успехом использовал такие программы, как «Второй шаг», в своих классах!

    Николь Эредикс — педагог, специализирующийся на включении учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательные классы. Она опирается на свой многолетний опыт работы учителем полного включения, чтобы писать, выступать и консультировать различные национальные и международные организации по теме инклюзивного образования. Она специализируется на предоставлении практичных и простых в использовании решений для включения. Николь является создателем блога «Инклюзивный класс» и автором нового руководства для учителей и родителей под названием «Включение в действие: практические стратегии изменения вашей учебной программы».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *