Воспитательная роль игры – Роль игры в воспитании личности

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Во все времена технология образования опиралась на психологию. Обучение при помощи игровой технологии присутствует не только в психологии дошкольников и школьников, но и в обучении взрослых людей.

Игра начинается в очень раннем возрасте, примерно, когда малышу полтора месяца. В игре ребенок осваивает и изучает окружающий его мир, предметы в нем, отношение взрослых. Ребенок не только изучает предметы, окружающие его, но и максимально пытается применить их в действии, используя и развивая свое воображение, даже если этот предмет не предназначен для такой работы.

Игру чаще всего не воспринимают как деятельность, которую выполняют для получения какого-либо результата, а определяют ее как забаву и развлечение. Такой смысл заложен в словах: «игра ─ забава, установленная по правилам; играть ─ шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» [2, с.6-7]. «… игра ─ вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [2, с.480].

Русский педагог и писатель К. Д. Ушинский понимал под игрой серьезное занятие, в котором ребенок осваивал действительность: «Для дитя игра ─ действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя не белее, как дитя, существо. Не имеющее еще никакой самостоятельности…; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».[4]

Из этих определений следует, что ребенок в игре создает свой мир, который никак не похож на реальный. Но можно ли сказать, что действия взрослых, в игре, не пересекаются с реальностью? В играх с какими-либо предметами или же в спортивных, в ролевых играх, конструкторских дети становятся более ловкими, внимательными, более общительными, добрыми.

 По мере того как ребенок взрослеет, накапливает больше информации о предметах, которые окружают его жизнь, развивает свои чувства и физические способности, усложняются и игры. По мнению советского педагога и психолога П. Ф. Каптерева детская игра переходит в развлечения. Это действует на более широкий круг возможностей ребенка, на мышление, память, вызывают более сложные ощущения.

П. Ф. Каптерев, представляя практический интерес игры, выделил три основных группы:

Развлечения, которые в первую очередь развивают память (запоминание цифр, изучение картинок с буквами и т.д.).

Развлечения, которые вызывают мыслительную деятельность (сравнения предметов по признакам, рассматривание картинок с каким-либо сюжетом, выбор предметов по определенной форме и т.д.).

Развлечения, которые направлены на возбуждение органов чувств («попробуй и скажи», различие звуков, изучение звуков животных, узнавание предметов на ощупь или с помощью запаха)

Учитывая возможность и способность ребенка выполнять какую-либо работу, следует постепенно повышать интеллектуальные и физические нагрузки, но не забывая о саморазвитии и самодеятельности ребенка.

Примерно с полутора – двух лет главным развлечением для ребенка становится словесный рассказ от взрослого человека. Это может быть сказка, которая описывает жизнь уже знакомых для ребенка персонажей и предметов, или же просто рассказ о произошедших событиях. Важно, что начинать свой рассказ нужно с более простых и мелких по объему историй, постепенно переходя к большим и сложным сюжетным постановкам. При этом ребенок развивает свое воображение и умение представлять картинку происходящего.

 Многие исследователи выделяют – строительно-конструкторский (конструктивный) вид детской игры, основываясь на том, что дети любят строить или создавать что-либо сложное из простых вещей. Такие игры развивают моторику ребенка, способствуют развитию мыслительного аппарата, воспитывают в себе творческую направленность, и самостоятельность. Из наблюдения стало заметно различие отношений между мальчиками и девочками. Это выражается в выборе материала для конструкторской игры. Мальчики чаще всего выбирают строительство и механику. В то время как девочкам более предпочтительней готовка, конструирование одежды и т.д. Разделение в игре по половому признаку становится заметно достаточно рано. 

В педагогике особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Без сомнения, игра — это важнейшее средство воспитания ребенка. Игра – это такой вид деятельности, который позволяет формировать внутренний мир ребенка.

Игра в воспитании решает следующие задачи:

  1. Развитие познавательной деятельности ребенка;
  2.  Развитие эмоционально-волевой сферы;
  3. Обогащение представлений об окружающем мире;
  4. Формирование коммуникативных навыков;
  5. Формирование культурного поведения;
  6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. [3]

Можно сказать, что использование игр как средство воспитания необходимо, для того чтобы стимулировать ребенка к какому-либо образовательному процессу, результатом послужит развитие и быстрое усвоение новых знаний. Игра в первую очередь учит. Даже в педагогическом процессе игра выступает в качестве воспитания, процесса передачи знаний.[1, с.204]

 

Список литературы:

  1. Селиванов В. C., Основы общей педагогики: теория и методика воспитания/ В. С. Селиванов, В. А. Сластенина. –М.: Academa, 2002. – C.335
  2. Советский энциклопедический словарь. ─ М.,1980 ─ 1600C
  3. Учебное пособие для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org/60544/pedagogikaим – Дата обращения: 17.03.2017.
  4. Ушинсий К. Д. Сочинения: В 11т./ К. Д Ушинсий ─ М.; Л.,1950. ─ Т. 8. ─ 776С

sibac.info

"Роль игры в воспитательном процессе"

Роль игры в воспитательном процессе.

Особая роль и развитие детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования и обучения закономерности развития детей. Психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую).Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.

Только ребенок, умеющий общаться со взрослыми и познающий активно наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется взрослым по мере обогащения жизненного опыта детей.

В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на их всесторонние воспитание, -это зависит от взрослых.

Игра издавна используется для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в третьих - художественного. Так народ передавал и свои традиционные формы развлечения, отдыха.

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры-драматизации, музыкальные игры-забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры, игрушками.

Во многих из этих игр (играх-драматизациях, сюжетно-музыкальных, сюжетно-дидактических и сюжетно- подвижных) содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваиванию заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробушки и автомобили» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогаем им запоминать последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (повесить, положить и др.). Усвоив от старших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творческий изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Так в обучающих играх сюжетного характера детей действуют в соответствии с правилами в пределах заданного заранее игрового сюжета, усваивая конкретный материал по умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик – самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план.

Эти игры по тематике, по глубине отражения действительности у разных детей различны. Они индивидуальны и по эмоционально- выразительной характеристике и осознанию жизненного опыта. Вместе с тем в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей. Сюжетная игра – самостоятельная. Она не может не учитывать жизненный опыт детей или передаваться в готовом виде как игра обучающая.

Творческая игра имеет свои законы развития, так как в каждом возрасте у ребенка свое понимание мира, свои возможности отображения его в игре. Постоянно совершенствуясь, она проходит ряд последовательных этапов. В раннем детстве закладываются предпосылки ролевой игры. Но уже у малышей можно обнаружить элементы игрового сюжета, воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развернутые сюжетные игры. Событийная, сюжетная сторона игры даже у малышей определяется реальным жизненным опытом, хотя и не исключается влияние обучающих воздействий на нее. Способы же воспроизведения (отображения) реальной действительности в игре (игровые умения, т.е. использование игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально- выразительных средств) передаются старшими в совместных играх с детьми. Таким образом, игровой опыт обогащается как за счет усложнения способов воспроизведения этих событий в игре. Постепенное усложнение способов отображения действительности переводит игру от внешних предметно-игровых действий в план внутренний, речевой, воображаемый.

Воспитатели детских садов нередко ошибочно считают, что сюжетные игры важны лишь для получения новых знаний. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка в другом: совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребенка.

Н.К.Крупская сравнивала игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту, которой игра оказывает на детей: играя, ребенок оперирует знания об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учиться действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.

Благоприятные предпосылки для развития отвлеченного мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.

В развернутых, повторяющихся игровых действиях с игрушками, реалистический изображающими предметы повседневного обихода, совершенствуется типичное для младшего дошкольного наглядно – действенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и действий в игре зреет необходимость оперирования представлениями, образами, словом, что способствует развитию наглядно-образного мышления и речи. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни, из книг и других источников информации. Малыши начинают одушевлять не живую природу, создают даже элементы нового (придумывают необычные имена, постройки и др.). Так развиваются воображение мышление, творческие способности, речь. Развитие их в игре, переход на более высокий уровень-результат длительного поэтапного формирования.

Одна из основных задач воспитателя - своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапов игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень ее развития. Благодаря им уже в раннем и младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в умственном развитии ребенка, что позволяет ему перейти к новому этапу игровой деятельности – сюжетно – ролевой игре.

Важным в игре является умственное развитие ребенка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем. Хорошая игра – залог хорошего настроения, крепкого здоровья.

Уже на первых этапах развития Сюжетная игра воспитывает нравственно – волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Взаимоотношения между детьми формируются более успешно, если начиная, если начиная со второго года жизни их приучать играть индивидуально, рядом, не мешая друг другу, побуждают к деловым контактам (подать игрушку, подождать товарища и др.), привлекают к совместным действиям (скатиться вместе с горки, переместить вдвоем большого коня и т.д.). При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один везет на машине другого, слушает больного, ставит ему горчичники). Они учатся вместе решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, сооружают вместе из больших кубиков машину, договариваются куда поедут, кто будет шофером. С приобретенными умениями играть в воображаемом плане взаимопонимание между детьми и воспитателем и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально – положительный климат в группе.

В играх рядом, первые деловые контакты воспитывается интерес не только к действиям, но и к личности другого ребенка. В индивидуальных и первых совместных играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт, который отражает взаимоотношения и общение разных людей, сказочных персонажей. В играх малыши проявляют свое отношение к действительности, дают первые нравственно – эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой, Дед Мороз добрый и т.д.)

Содержание сюжета имеет нравственное значение. Примером нравственного содержания сюжета могут служить народные сказки и детские книги. Они пронизаны торжеством добра, разума, мужества, интересны и доступны детям и служат им нравственным эталоном.

Формирование первых эмоциональных - эстетических оценок, воспитание художественного вкуса детей во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние подлинно художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. От художественного решения датской игрушки зависит ее успешное применение в игре, возрастает ее воспитательная ценность. Образ в игрушке это сплав умственного, эстетического, нравственного, примером которому служат народные игрушки: расписной городецкий конь, веселые дымковские свистульки, загорские игрушки из папье – маше, например птицы с пищалками. Основное требование, предъявляемое к игрушкам для детей - типичность, условность образа. Это достигается путем заложенного в игрушке художественного отображения понятного детям содержания. Хорошая игрушка радует ребенка, способствует его разнообразным действиям и движениям. Здесь все имеет значение: и образ, и окраска, и величина, и фактура материала.

Влияние игры на физическое воспитание детей во многом зависит от умения воспитателя организовывать предметно – игровую среду. В групповой комнате, на участке наличие традиционных игровых центров. Организовывая относительно статичную предметно – игровую среду, важно разрешить детям играть во всех удобных местах. Ни в коем случае игровая комната не должна быть тесным « музеем» дорогих, неподвижно стоящих игрушек. Даже размещение игрушек после игры по своим местам, ценное в нравственном и эстетическом отношении, полезно и для физического развития детей.

Очень удобен для детей набор «мебель - игрушка», представляющий собой крупные, устойчивые, легкие детали. Дети могут, по разному использовать каждую деталь (куб превращают то в табурет, то в стол, то в плиту или барабан) или делают простые сооружения из нескольких деталей (диван, поезд и т .д ). Предложенные воспитателем дополнительные атрибуты побуждают детей к новым играм, движениям: флажок и звездочка прикрепленные к бревну, превращаются в пароход, поезд; роль сидящего на кубе ребенка помогает ему перевоплотиться в летчика или шофера.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ею руководить. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанных на знании особого раздела педагогической науки – педагогике игры.

Список литературы:

1) А.К.Бондаренко «игры в детском саду», Москва 1999г.

2)Е.В. Зворыгина. «Игра – ведущая деятельность дошкольника», пособие для воспитателей детского сада, Москва 1998 г.

3)Т.С. Ткаченко, играем речь развиваем (для детей 3-5 лет).- Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литер», 2016.- 48 с.

infourok.ru

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми[2]

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, и проигрывании социально-ролевых ситуаций.[3]. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.

Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Игра вид деятельности, который является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей .

Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность,взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его “самости”. Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие “мы”. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические, дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие ) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, развивают психические процессы, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Также личностные качества ребёнка формируются в активной игровой деятельности.. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая - устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируются различные впечатления жизни. На четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны новые, яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте для игровой деятельности детей важны также профессионально важные качества педагога, которые прменяются мной как молодым специалистом в педагогической деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

- умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

- обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

- обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

- уметь организовывать начало игры;

- широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания)

- создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

- уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

- уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

- регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

- предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

- учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли.

Список литературы

1. Артёмова Л.B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание, 2000.  №4.- с.13-15.

2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное воспитание. 2001.  №12.-с.11-14

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

30.04.2015

urok.1sept.ru

Значение игры в воспитании ребёнка

В настоящее время в связи с переходом обучения в начальных классах на новую, более усложненную программу, методистами и научными сотрудниками, занимающимися вопросами методики обучения в начальных классах, был разработан ряд новых эффективных методов обучения, среди которых наиболее интересным и доступным является метод игры. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании, то он заслуживает большого внимания и требует более детального изучения.

Игра в детском возрасте — незаменимая деятельность, игра для ребенка — ведущая деятельность, потребность в которой он ощущает все более постоянно и повсеместно, игра для него — выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний.

Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию [1].

В игре, в своем «маленьком царстве», где все происходит по законам детства, он хозяин своего пожелания,

Игра, если она педагогически направляется и верно задумана и сконструирована больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всем многообразии развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психологическим способностям ребенка [3].

Н. К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении. Это все настолько волнует и увлекает каждого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качестве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.

В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию.

Игра — это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество. В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы [6]. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Игра вносит в работу учителя не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращается до минимума расстояние между педагогом и детьми [4]. Именно в играющем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее.

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В лучших детских коллективах вся жизнь пропитана игрой и романтикой. Благодаря этому, они чувствуют свою позицию в жизни несколько выше, чем она есть на самом деле. Это помогает педагогам и воспитателям направить стремление ребят ко всему лучшему и возвышенному. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с детьми. Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности.

В творчестве А. С. Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как метода воспитания» А. С. Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения. Игра, с точки зрения Макаренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».

Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры [5].

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Методика игры со школьниками основана, в основном, на их естественной природной потребности играть, потому что игра находит живой отклик в душе детей. Когда в урок включены элементы игры, дети порой даже забывают, что это обыкновенный урок, на котором их учат правилам вычитания и умножения, читать и писать. Для них урок становится необоснованным с тех пор, как в права вступила игра. Даже парта, книга и... сам учитель для них стали загадочными и волшебными. Учитель — волшебник, одним взмахом руки способен изменить все вокруг; он и капитан волшебного корабля с алыми парусами, и самый лучший друг в их играх. И перестали казаться скучными суффиксы и корни, приставки и ударения — кругом живет сказка, царит дух соревнований: «Ну кто же все-таки выиграет?"

Видя то, какую заинтересованность получают дети во время игры, учитель должен разумно и со всей серьезностью подумать над тем, какую игровую ситуацию можно создать на данном уроке, чтобы, не отвлекая детей и не отрываясь игрой от поставленной цели урока, добиться наиболее эффективных результатов.

Да, это действительно очень серьезный вопрос. Ведь игру можно ввести не в любой урок, не любую тему можно преподнести через игру. Вот здесь и встречаются два различных и почти в одинаковой форме ошибочных мнение об игре, как методе обучения, одни учителя начисто отказываются от этого метода, работают «по-старинке», боясь применить новый и не опробованный в достаточном степени на практике метод в своей работе, ссылаясь на то, что неизвестно к чему может привести, игра на уроке с детьми я оправдывает ля себя время, затраченное на уроке на игру. Другие учителя, поддаваясь «модному» новому методу стараются неоправданно часто применять его без всякой на то причины, достигая тем самым только внешней эффективности, чего не должно быть. Конечно же, так ставить вопрос нельзя. Неправильно поступают и одни, и другие учителя. Те учителя, которые применяют игры на уроке постоянно, не помогают детям воспринимать материал, а даже меняют им, то есть они отвлекают детей от восприятия нового материала этими частыми играми, и дети обращают внимание на саму игру, ее процесс, а не на то, какую тему она раскрывает. Здесь игра вместо пользы дает видимый вред, что совершенно противоестественно для нашей школы.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача педагога — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.

Важным аспектом организации познавательной деятельности является приобщение детей к духовной культуре [2].

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

При организации игры перед учителем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения [7].

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, педагог должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор.

 

Литература:

 

1.                  Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

2.                  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

3.                  Воспитание детей в игре. Под ред. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.

4.                  Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.

5.                  Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М.: Педагогика, 1971.

6.                  Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

7.                  Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.

moluch.ru

Статья на тему: ИГРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

«ИГРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

                                        Содержание и функции игры

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами (общением, трудом, учением) место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Но это не означает, что до и после этого времени ребенок не играет. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть. А после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

А каково содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

Игра в воспитательном процессе

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло - космическая ракета, плюшевый мишка - отважный путешественник).

Взяв какую-то роль (продавца, артиста цирка, парикмахера) ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

В различных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в иной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюмов. В игре выразительнее речь, мимика, движения ребенка в игре, чем в повседневной жизни.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Воспитательная ценность игровых методов и приемов заключается в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы, способствуют обеспечению осознанного восприятия, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

Игра – отражение жизни. В этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Таким образом, воспитательные возможности игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры,  не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией и просто неосторожным словом.

Заключение

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

С помощью игры педагогам легче войти в контакт с воспитанниками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

Список используемой литературы

  1. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 435 с.
  2. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
  3. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с
  4. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367с.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974. -288 с.
  6. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256с.
  7. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.

nsportal.ru

Статья по теме: Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Органической частью методики обучения и воспитания детей является игра. Родившись в далекой древности, она дошла до нашего времени, сохранив свою основную функцию: через игру ребенок включается в социальные межличностные отношения и приобретает первоначальные основы социального опыта.

Все мы родом из детства, все мы в детстве играли в различные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, во что играли и с кем играли. Случайно ли это? Какова же роль игры в жизни человека?

Психологи и физиологи давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры не только детей и взрослых, но и животных, находя сходство. Они пытаются установить природу и значение игры. Одни в игре видят источник выхода «… избыточной жизненной силы. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку пред серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому выполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддерживанию чувств личности»

Еще в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Было замечено, что лучшее лекарство от всех недугов – это игра. Один из наиболее известных врачей древности – римский врач Клавдий Гален рекомендовал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.

Не опровергает этот взгляд на игру и современная медицина. Детские психиатры считают, что одной из причин нарушений здоровья, особенно психических отклонений, является то, что дети в детстве не доиграли. Поэтому ученые настоятельно советуют не изолировать таких детей, а с помощью игры улучшать и развивать у них важнейшие психические свойства, определенные качества личности.

Появились новые диагнозы врачей: игровая дистрофия детей, гиподинамия. Для лечения этих болезней часто используется игра.

В России игры всегда были популярны, их называли забавами, развлечениями, потехами. Русская народная культура издавна богата играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искрометность. Игра – неотъемлемая часть народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с природой (плелись венки и украшались березы, елки), с определенными этапами в жизни человека (день рождения, свадьба и др.)

Игра сопровождает на всех этапах его возрастного развития, начиная  с «ладушек»  и «сороки», игры в «дочки матери» и «салки» до спортивных и компьютерных игр. Она несет в себе заряд радости и веселья, а потому широко применяется на празднике и в походе, на перемене и внеклассном мероприятии, на семейном торжестве.

Игра  — явление многофункциональное. Не секрет, что с помощью игры мы приучаем ребенка к труду. В.Н. Терский отмечал, что игра – деятельность ребенка, постепенно перерастающая в трудовую деятельность. Отличие от труда обычно видят в том, что, трудясь, человек создает материальные ценности, а играя, таковых не создает. Но дети способны и в процессе игры создавать материальные ценности. И это очень хорошо, если игра перерастает в труд, и в тоже время труд не теряет прелести игры.

Воспитывая в ребенке черты честного труженика, любящего труд, мы очень широко использовали игры, так как в хороших играх скорее и лучше всего можно воспитывать любовь к труду и привычку понимать значение слов «надо» и «нельзя» и умение выполнять эти требования.

Игра вводит ребенка в общение и природой, с окружающими. «Игра, – говорил А.М. Горький, – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Народная мудрость гласит: «Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни». И это не случайно, поскольку через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей.

Вместе с тем игра может выступать и как средство диагностики поведения и деятельности детей. Что можно выявить в игре? Прежде всего, умение действовать коллективно и добиваться успеха не только для себя, но и для группы. Игра позволяет выявить детей, с которыми не хотят играть товарищи, и определить причины этого явления (эгоизм, грубость, жадность и др.)

В процессе игры быстро выявляются дети с ярко выраженными способностями и безынициативные дети. Просматривается и интерес ребенка к конкретной игре.

Русские народные игры, как и игры других народов России, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, пробуждают интерес к народному творчеству, к истории своей Родины. Родина предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, в играх, которые он принимает как эстафету предшествующих поколений. Воспитание любви к своей Отчизне является основным ведущим принципом педагогики. Игра помогает увидеть и понять многонациональный характер игр, их самобытность. Не секрет, что многие детские игры давно потеряли свою «национальность», каждый народ их считает своими. Именно использование в воспитательном процессе игр разных народов позволяет «заложить крепкий фундамент» национального согласия в будущем наших детей, нашей страны.

Игра – одно из занимательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

Что же такое игра – доступная ребенку и непостижимая для ученого?

Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Игра – это деятельность, это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека «игра – дитя труда»

Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности.

Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде как источнике игры является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, как деятельности, которая, вместо того чтобы, как жизнедеятельность животных, просто приспособляются к природе, изменяют ее. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. Впервые, проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

 

Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Из сходной особенности игры, определяющей самый смысл ее, вытекает и то, что одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.) Поскольку в игре существен не предметно-вещный, а предметно-человечный аспект действия, не абстрактные свойства предмета, как «вещи в себе», а отношение человека к предмету и соответственно предмета к человеку, изменяется роль, функция предмета в действии.

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

В игре не реально только то, что для нее существенно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, – в ней подлинно реально: реальны подлинные чувства ,желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.

Например, в состязательных, спортивных играх вопросы о том, кто сообразительнее, сильнее, – это реальные вопросы о реальных свойствах играющих, которые в игре получают свое решение, вызывая подлинные чувства соперничества, успеха, неудачи, торжества.

Воображаемы только условия, в которые он себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, – это подлинные чувства, которые он действительно испытывает.

Это, конечно, никак не значит, что играющему доступны только его собственные чувства. Как только он «войдет в роль», ему откроются не только чувства его роли, которые станут его собственными чувствами, но и чувства партнеров, объединенных с ним единством действия и воздействия.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая  на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом  отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В ранние, дошкольные годы  игра для ребенка является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают прежде всего те действия и те проявления личности, которые став доступными, еще не стали повседневными. То, что ребенку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, поскольку это для него достижение, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность, в силу которой действие переходит в игровой план: ребенок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова повертывать ручку ни потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его как выражение его достижений, его успехов, его развития; действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Бесчисленные примеры подтверждают это положение. Их очень много упоминается в литературе; на каждом шагу их доставляет жизнь. Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. Однако, не скажем, что игра – это и есть подготовка к дальнейшей жизни, как если бы, играя, ребенок не жил, а только готовился к жизни в дальнейшем. В действительности лишь в жизни можно готовиться для жизни. Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится лишь к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что играя, он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе  с тем и формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется  сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

Все же,  как будто всеми расширенный вопрос о том, что игра в детстве является ведущей формой деятельности, должен быть оставлен открытым. Игра, несомненно, имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка. Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и определяет ли она, в конечном счете, самый стержень личности ребенка как общественного существа? Вопреки общепринятой точке зрения, мы склонны не отрицая, конечно, значения игры, искать определяющих для формирования личности как общественного существа компонентов его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребенка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его деятельности; ребенок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печет для него другие настоящие, съедобные.

Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

Взрослые направляют игры ребенка так, чтобы они стали для него подготовкой к жизни, первой «школой» его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения.

Но ребенок, конечно, играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: игра становится для него подготовкой к жизни потому, что взрослые организуют ее так. Возможность так ее организовать обусловлена тем, что в игру, как  мы уже видели, естественно, закономерно входит, прежде всего, новое, нарождающееся и еще не ставшее привычным, – развивающееся.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры – в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

nsportal.ru

Воспитание детей в игре

Не многие родители уделяют большое внимание воспитанию детей путем игры. Однако, малышам проще воспринимать информацию через игровую форму. Воспитание детей в игре позволяет увидеть склонности, интересы ребенка. В процессе можно попробовать на себе профессии, которые любопытны малышу. Забавляясь, развивается не только физическая активности, но и интеллектуальные навыки.

 

Роль игры в воспитании дошкольников.

 

В дошкольном возрасте дети уделяют много времени забавляясь с игрушками. Взрослым очень важно выбирать качественные игрушки по возрасту, участвовать в сюжетно — ролевых играх, давать возможность выбора занятий. Современные родители воспитывают детей дошкольного возраста в игровой форме. В детских дошкольных учреждениях воспитатели все чаще обращаются за помощью к обучению через увлекательные задания.

Родителям необходимо организовывать уголки парикмахерской, кухни, строителей, пожарных и другое. Детям очень нравится пробовать “взрослые профессии”:

  • исполняя роль врача в больнице, малыш развивает такие чувства как сострадание, желание помочь товарищу, умение выслушивать;
  • пожарники придают мальчикам уверенность в себе, учатся работать в команде;
  • любимая всеми девочками “дочки — матери” несет в себе огромный потенциал для развития женственности. Подобные игры уже многотемные: куколку нужно покормить, погулять, отвести в сад, а маме сходить в магазин и выполнить другие важные домашние дела.

Благодаря играм, дети освобождаются от напряжения, страха, агрессии. Войдя в роль, маленький исследователь может “понарошку” делать запрещенные в реальности вещи (делать укол, тушить пожар). Роль игрушек в детских играх безусловно велика. Психологи сделали вывод, что детям интересно играть не с готовой игрушкой, а с так называемыми “заменителями”. Мальчишки во дворе часто “стреляют” из палочек, веточки поменьше используются как шприц для укола, про коня — палку вообще можно не рассказывать. Таким образом развивается фантазия, умение занять себя и привлечь товарищей. Конечно, дома у девочек есть набор посуды и больницы, а мальчики “работают” инструментами.


Детям необходимо организовать место и время для игр. Организуйте детский столик со стульчиком, за которым малыш сможет рисовать, лепить. Садовским детям допускается проводить время за развлечениями по вечерам после сада. Игра ребенка воспитывает в нем ответственность, ведь только самый чуткий врач или механик может понять, что болит у куклы или почему заглох трактор.

Выводить сына или дочь из игры не следует резко, грубо. Попробуйте подыграть и предложите малышу отвезти машины в гараж или уложить куклу в кроватку, чтобы отдохнули.Играя, дети повторяют увиденное в реальности. Не всегда содержание несет в себе положительную атмосферу, часто малыш переносит из жизни отрицательные моменты.

В дошкольном возрасте дети нуждаются в совместных играх. Взрослые направляют, подсказывают, задают наводящие вопросы. Важно не указывать как нужно себя вести в той или иной ситуации, а тактично направлять. Дошкольник так проявляет самостоятельность, заботу, творческое видение. Поиграйте с малышом в магазин, предложите ему расставить товар, поинтересуйтесь о наличии того или иного продукта.

 

Игра как средство воспитания и развития школьников.

 

Переступая порог школы, время первоклашки в основном занимает учеба. Тем не менее роль игры остается велика. Обучение развития дошкольников в игровой деятельности плавно переходит в школьное обучение. Школьникам младших классов проще усвоить материал, решить задачку в игровом изложении. Это позволяет решать психологические, умственные вопросы согласно возрасту.

С младшими школьниками лучше использовать ролевые занятия в обучении. Секрет заключается в том, что во время задания у ребенка развивается умственная активность, логическое мышление. Сюжетно — дидактические игры математического содержания позволят легко запомнить решения задачек. Выполняя определенный порядок школьники (в основном первоклашки) привыкают к:

  • дисциплине;
  • работе в команде;
  • взаимопомощи;
  • терпению;
  • умению выслушивать собеседника.

Занятия должны быть увлекательные, чтобы закрепление темы прошло быстрее и качественней.
Хочется отметить что для детей игровая форма обучение — увлекательное время провождения, но для педагогов — огромный труд. Учителю необходимо учитывать физические и умственные особенности каждого ученика. В процессе игрового обучения педагог выходит на дружеский уровень. Родителям не стоит бояться, что малыш потеряет уважение к учителю, наоборот, когда взрослый принимает участие в играх, его авторитет вырастает в глазах школьника.

Игры по возрастам.

 

Игры детям в возрасте от 3 до 4.

Игру “Гуси — гуси” любят дети разного возраста, но именно в возрасте 3-4 года малыш познает коллективную игру. Происходит физическое развитие и развитие памяти. В начале выбирается водящий и “волк”, остальные “гуси” стоят лицом к “волку”. “Волку” необходимо поймать одного и более “гусей”.

“Подбери рифму” — здесь взрослый предлагает небольшое стихотворение без последнего слова, ребятам нужно его угадать. Например:
С длинной шеей великан,
Ростом он с подъёмный кран.
У него веселый нрав,
Потому что он – (Жираф).

“Да или нет”. Правила таковы: ведущий задает вопрос и кидает мяч игроку. Участник, в свою очередь, должен немедленно ответить “Да” или “Нет”. Очень веселое времяпровождение среди сверстников. Играя в эту игру дети развивают внимательность и быстроту реакции.

Игры детям в возрасте от 4 до 5.

“Быть воспитанным” — здесь развивается внимательность к произнесенным словам, закрепляется важность вежливых слов. В процессе взрослый спросит каждого участника принести что-либо, и его просьба должна быть удовлетворена при наличии слова “пожалуйста”.

“Мыши водят хоровод”. Между ребятами выбирают “кота” и сажают его на стул (лавочку, пенек), чтоб поспал. “Мыши” подходят потихоньку к “коту” говоря: “Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот. Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот — разобьет ваш хоровод”. В этот момент “кот” начинает ловить детей. В этой игре развивается физическая активность, способность контролировать свои движения (тише, быстрее), память.

Домино, лото — отличное времяпровождения в кругу семьи, которое поможет развить внимательность и терпение.

Игры детям в возрасте от 5 до 6.

“Слова”. Подойдет детям данного возраста. Здесь не нужно подготовки и дополнительных атрибутов. В нее можно играть по дороге в магазин, домой. Правила очень просты: каждый называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Например: мама говорит “слон”, дите должен сказать слово, которое начинается с буквы “н”.

Ролевая игра “Магазин” в данном возрасте может усложняться. Вы можете приклеить ценники к товару, просить посчитать сдачу, взвесить конкретное количество продукта и прочее.

Поиграв в школу, дошкольник подготовится к новой жизни. Сначала родитель выступает в роли учителя, дает задания и проверяет их, хвалит и отпускает на перемены. Затем предложите ребенку быть учителем. Обязательно подыграйте малышу.

Можно понять, что любая игра доставляет детям радость. Позвольте развиваться малышу посредством игр, а еще лучше участвуйте в играх и направляйте подрастающую личность в правильное русло.

detiivzroslie.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о