Антон Макаренко: Воспитать человека, чтобы он был счастливым, – можно!
В нынешнем году сотни российских школ вновь подписались на наш журнал. “Родина” давно стала дополнительным и незаменимым учебным пособием для учителей истории и литературы. Мы продолжаем публикации рубрики “Открытый урок”, где даем слово лучшим российским педагогам и мыслителям прошлого и настоящего.
Монолог выдающегося педагога Антона Макаренко, обращенный прежде всего к родителям, открывает главную тему этого номера.
Автор “Педагогической поэмы” дает нам прозаические и по-прежнему актуальные советы
Антон Семенович Макаренко – величайший педагог-практик, замечательный писатель и тонкий знаток подростковой психологии, получил всемирное признание за свою “систему перевоспитания” трудных детей. Спустя полвека после смерти он был назван ЮНЕСКО одним из четырех столпов (вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори), определивших способ педагогического мышления в XX веке.
Система Макаренко строилась на принципе: “Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему”. В колонии, а позднее и коммуне, которыми руководил педагог-новатор, не интересовались прошлым воспитанников, здесь жизнь начиналась с чистого листа. Питание, кров, гигиена, благожелательное отношение, доверие, право голоса в коллективном решении вопросов, посильный оплачиваемый труд – для 1920-1930-х годов условия царские. Взамен требовалось лишь соблюдать дисциплину. “Одичавшие” дети, хватившие горя на городских улицах, буквально преображались. Макаренко не повторял отвлеченных коммунистических лозунгов – за что его отчаянно травили “коллеги”, – он действительно строил свой, новый мир, воспитывая в детях веру в себя, чувство долга и чести.
Не все беспризорники и малолетние правонарушители, попавшие в руки Макаренко, были сиротами. Он признавался, что иной раз “трудно было даже разобраться – виновата семья или нет, когда как будто и семья хорошая… и ребенок не плохой, настолько не плохой, что у меня он становился хорошим на другой день после прибытия. А вот он страдает и семья – их жизнь испорчена”.
В поисках ответа на вопрос, в чем причина такого несчастья, Макаренко первым в стране вплотную занялся вопросами семейного воспитания. Его “Книга для родителей” по-прежнему удивительно современна. Секрет прост: ключевой целью семьи Антон Семенович видел воспитание счастливых людей, а средством ее достижения – родительскую любовь. Он был убежден: “Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно”.
Ко Дню семьи, любви и верности публикуем бессмертные советы великого Макаренко родителям.
Максим Горький и Антон Макаренко с воспитанниками колонии имени Горького. 1928 год.
Десять советов Антона Макаренко родителям*
1. Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.
2. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой. Все равно это окончится неудачей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода.
Иллюстрации к книге А. Макаренко “Книга для родителей”. Издательство “Питер”. 2016 год.
3. Товарищи родители! Между нами: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов нисколько не меньше, чем у вас. И наоборот, прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни черного входа в педагогическую науку. Поэтому даже самые ученые педагоги в воспитании собственных детей стараются больше полагаться на здравый смысл и житейскую мудрость.
4. Помните, по силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. Если вы эту насыщенную яркую и нежную жизнь видите и знаете, если вы размышляете над ней, если вы в ней участвуете, только тогда становится действенным и полезным ваш родительский авторитет.
Иллюстрации к книге А. Макаренко “Книга для родителей”. Издательство “Питер”. 2016 год.
5. Самые правильные, разумно продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, дорогие родители, если общий тон вашей жизни плох. Он создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
6. Между прочим, воспитание детей – это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни.
7. Если родители получают удовольствие, ходят в театры, ходят в гости, шьют себе хорошее платье, то это хорошее воспитание для их детей. Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью, а родители, которые сами ходят обтрепанные, в стоптанных башмаках, отказывают себе в том, чтобы пойти в театр, скучно, добродетельно жертвуют собой для детей, – это самые плохие воспитатели.
8. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.
9. Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди.
10. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение как один из старших, уполномоченных членов коллектива. Каждый родитель должен научиться отдавать распоряжение, должен уметь не уклоняться от него, не прятаться от него ни за спиной родительской лени, ни из побуждений семейного пацифизма. И тогда распоряжение сделается обычной, принятой и традиционной формой, и тогда вы научитесь придавать ему самые неуловимые оттенки тона, начиная от тона директивы и переходя к тонам совета, указания, иронии, сарказма, просьбы и намека.
А если вы еще научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком.
А. С. Макаренко выдающийся педагог XX-го века • Николай Стариков
Источник: zavtra.ru
Несколько слов о забытом сейчас в России трудовом воспитании.
Макаренко А.С. — выдающийся Советский педагог ХХ-го столетия
Легенда и быль
Мало, кто у нас в стране сейчас знает, что когда-то в СССР выпускались прекрасные пленочные фотоаппараты «ФЭД», аббревиатура от Феликса Эдмундовича Дзержинского, и что эти фотоаппараты освоили и начали изготавливать в трудовой колонии для малолетних преступников, которой руководил чекист Антон Семенович Макаренко, и производство которых лишь потом передали на один из специально построенных для того современных заводов города Харьков. И первые партии этого фотоаппарата назывались:
«ФЭД-НКВД УССР.
Трудовая коммуна им. Дзержинского. Город Харьков»
Поэтому я хочу рассказать об этом человеке, имя которого когда-то было не просто популярным, а сверх популярным в СССР, а сейчас совершенно неизвестно никому в стране. Неизвестно потому, что оно было вычеркнуто из истории СССР «нашими» историками либералами в девяностые годы прошлого столетия, когда все Советское ими обильно поливалось грязью.
Вот это имя:
Антон Семёнович Макаренко (1 (13) марта 1888, Белополье, ныне Сумская область,Украина — 1 апреля 1939, Голицыно, Московская область) — советский педагог и писатель, «чекист».
Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
Макаренко, помимо своей организаторско-преподавательской деятельности, был ещё и писателем, а его художественно педагогические книги, такие как «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», были невероятно популярны тогда у советской молодежи. Примерно также, как «Овод» Войнич или «Как закалялась сталь» Островского. Сейчас ни ту, ни другую, ни третью, ни четвертую книги молодежь уже не читают. Почему? Да потому, что нынешняя буржуазная власть России, считает их опасными для себя. И даже вычеркнула их из списка литературы, изучаемой в школах и ВУЗ-ах России.
И опять это самое почему? Да потому, что деятельность Макаренко шла под патронажем ОГПУ и НКВД России и Украины, а сам Макаренко с середины тридцатых годов, в годы, так называемых, массовых репрессий, числился в центральном аппарате НКВД не рядовым сотрудником, а начальником отдела «Трудовых колоний». То есть он был одним из тех, про кого говорить хорошо с девяностых годов стало в нашей стране «нельзя», потому что они все там были преступниками и палачами. И тот факт, что беспризорность в СССР ликвидировали именно чекисты, никакого значения сейчас уже не имеет. Поэтому имя Макаренко надо из истории России вычеркнуть. И они вычеркнули это имя, имя одного из самых известный в мире педагогов двадцатого века.
У меня самого большой педагогический опыт. Правда, не прямой, а несколько косвенный, по совместительству. Я много лет преподавал технические дисциплины в нашем заводском машиностроительном техникуме, размещенном прямо на территории завода и в филиале МИСИС-а, расположенном в нашем городе. Поэтому, в отличии от обычных педагогов и преподавателей, учившихся в различных педагогических ВУЗах страны, я имею довольно четкое предоставление о характере временных изменений в образе современных учащихся. Как об общеобразовательном уровне их знаний об окружающем нас мире, их интеллектуальном развитии, так и о психологическом их состоянии. Ведь они приходят в техникум или ВУЗ прямо со школьной скамьи, ещё совсем «сопливыми», хотя и стали уже студентами.
Поэтому не могу не сказать несколько своих слов… о Макаренко. Почему именно о Макаренко?
Да потому, что Макаренко, это педагогика нового типа, ибо он о был основоположником советской и мировой системы трудового воспитания и трудового обучения подростков школьного возраста. Лично я закончил одиннадцатилетнюю среднюю школу города Иркутска-2 и одновременно с аттестатом зрелости получил «корочки» слесаря ремонтника и права водителя грузовика. Моя жена закончила школу, имея «корочки» токаря универсальных работ.
Мы год ходили на работу на завод в одиннадцатом классе и работали на рабочих местах, сначала учениками, потом, через погода, после сдачи квалификационных экзаменов в заводской комиссии, настоящими рабочими. И гордились своей рабочей специальностью.
Что плохого в том, что выпускник средней общеобразовательной школы страны наряду с аттестатом зрелости получит ещё и свидетельство о приобретенной им какой-нибудь массовой рабочей специальности, такой, как станочник по металлообработке или дереву, электрик, электросварщик, слесарь сборщик или слесарь ремонтник, шофер автомобиля и так далее и тому подобное? Что плохого? Ничего плохого, только одно хорошее.
И нам с женой хуже в жизни от этих освоенных рабочих профессий не было никогда. Только лучше. Потому что мы научились работать руками и начали познавать жизнь страны и свою личную через взгляд человека, знающего, что такое труд и умеющего что-то конкретное делать. А отсюда и исходит невероятная любознательность и мощная тяга к познанию нового у советских школьников, поражающая иностранных гостей страны. Именно они родили известные слова Президента Америки, сказавшего свою знаменитую фразу о том, что ССССР победил США в соревновании за космос за школьной партой.
Лично я по образованию инженер сварщик, то есть, самый, что ни на есть, эл примитивнейший технарь. Но я могу работать, как рабочий, на всех видах сварочного и металлообрабатывающего оборудования, выпускаемого в мире. Как инженер, я могу разработать технологию механической и сварочной обработки любой детали, сделанной из любого современного материала. Кроме того, я имею квалификационные удостоверения на сварщика, на электрика, на сборщика металлоконструкция, на токаря, на шофера, на бурового мастера, на коллектора геологоразведочных работ, на геодезиста, на патентоведа. Не имею удостоверений, но могу самостоятельно работать каменщиком, плотником, столяром.
Помимо указанного выше я могу писать технические статьи и книги, могу оформить заявку на предполагаемое изобретение, могу написать любые рефераты, любые диссертации. Ну также я могу писать художественные произведения и стихи. Хорошие или плохие — это уже совсем другой разговор. И к нынешней теме не имеющий никакого отношения.
Но мне интересно жить именно потому, что я многое могу и многое умею, а это много идет у меня именно от уроков труда в советской средней школе. Поэтому мне близки и понятны взгляды Макаренко на учебу и воспитание подростка, будь он советским или же просто русским..
Однако нынешние школьники не знают ничего, не умеют ничего и не имеют никакого желания уметь что-либо делать. Они по натуре тунеядцы, потребители, они члены этого самого мирового сообщества потребителей, поэтому физический труд для них является позорным и оскорбительным. И они даже гвоздь в стену молотком не могут забить – не научены. Ни папой, ни мамой, ни школой. Знаю, что говорю – пробовал их заставить гвоздь забить за «зачет» по «техмеху» или сопромату. Умеют лишь единицы. Остальные бьют молотком по пальцам, а потом бегут жаловаться на меня родителям. А возмущенные родители бегут к директору колледжа, которым стал в проклятые девяностые годы наш машиностроительный техникум.
Правда, за компьютером они готовы сидеть сутками, потому что в виртуальном мире они ориентируются неплохо и даже сексом занимаются тоже по «компу, женятся по «компу» и даже рожать исхитряются тоже по «компу. А вот в реальности они сплошная и никчемная пустота. И большинство нынешних двадцатилетних парней от своего безделья уже сейчас являются наполовину импотентами.
Поэтому вопрос о «Макаренко-вских» методах воспитания подростков вновь поднимается в практике российской педагогики. Именно в практике, но не в теории. В теории у нас все западное и ещё раз западное.
Антон Семенович Макаренко – выдающийся педагог нового типа
К концу гражданской войны в России остро встал вопрос о беспризорных детях. Их много бродило по дорогам России, особенно в городах. Точное их количество в стране не знал никто, да и учесть их было невозможно. Государственная система новой России только создавалась. Но по разным источникам их количество достигало своего пикового значения именно в 1922 году, когда в стране было 6-8 миллионов млн беспризорников]; по данным БСЭ — это 7,5 млн на момент 1921 года.
Проблема для страны была настолько серьезная, что решением вопроса были заняты не только лично В. И. Ленин и Троцкий, но и само ОГПУ под руководством Дзержинского, взявшего по указанию ЦК РСДРП(б) судьбу беспризорных молодой России в свои руки. В руки ЧК, в руки ОГПУ, в руки НКВД. Другого пути тогда просто не было.
И именно тогда А.С. Макаренко работал в ОГПУ Украины и ему было поручено вместе с Наркомпросом Украины вместе с Полтавским Губнаробразом и при активной поддержке Киевского ОГПУ создать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы. В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, а в 1926 году Колония имени Горького приказом Наркомпроса Украины была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; Этой колонией Макаренко заведовал с октября 1927 года до июля 1935 года, затем он был назначен одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.
Даже сам великий пролетарский и советский М. Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А.Макаренко и оказывал ему всяческую поддержку.
Разработанная Макаренко система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли в колонию очередного беспризорника, Макаренко брал к себе ребёнка, но категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный «макаренковский» принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»
В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один (!) из их не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания подростков.
Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не примитивный пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию. С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников в нынешней России , которая производит «компы», антивирусные программы или компьютерные приставки! Невозможно, не правда ли?
Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.
Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.
Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом, уехавшим в Европу, он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.
Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы Японии строятся по лекалам колоний Макаренко.
В Россию, на родину, система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника», и так далее и тому подобное. Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще почитать отечественные первоисточники?
Ведь советская система трудового воспитания через ФЗО, ПТУ, через статус молодого специалиста, наделяющего их выпускника особыми правами, и уроки труда в общеобразовательных школах на рабочих местах предприятий, рассчитывала на их обязательное трудоустройство на советских заводах. На тех заводах, которых сейчас у нас, к сожалению, уже нет. А раз их нет, то и зачем тогда учить нашу молодежь рабочим специальностям? Их дорога простая — на рынках или в супермаркетах грузчиками, охранниками или в криминал учениками и подсобниками матерых преступников.
А своих детишек, мы в офисы своих фирм устроим, пусть сидят, в носу ковыряют, все равно их будущее, мы, их родители, им уже обеспечили.
Автор: Виталий Овчинников
Антон Макаренко · Великие педагогические мыслители · Педагогика перемен
Преподавание, труд, дисциплина и, прежде всего, самоуправление были основами педагогической философии русского Антона Макаренко. Он стал основоположником теории коллективного воспитания.
«Недостаточно улучшить людей. Мы должны реабилитировать их. Их нужно не превращать в безобидных членов общества, а воспитывать как активных участников нового времени».
Слова русского педагога и социального педагога Антона Макаренко после того, как он взялся за создание приюта для преступников и детей-сирот. Он сам был знамением времени – активным учителем до, во время и после русской революции. Он был последователем марксизма и лидерства Ленина и был сильно вдохновлен верой автора Горького в человечество.
Новый человек
Его целью было, как он выразился, создать «нового человека». Советский гражданин, который построит новый Советский Союз без трости. Он провел большую часть своей жизни, выясняя, как это сделать. И хотя он был противником эталона свободного воспитания и государственной власти, ему удалось перевоспитать 3000 детей и написать свой шедевр «Педагогическая поэма».
В настоящее время она переведена более чем на 60 языков и повлияла на педагогическое мышление за пределами СССР.
Третий рубеж
После русской революции остро нуждались в учителях. Лишь пятая часть взрослых советских граждан умела читать и писать, а 80% детей не посещали школу. Так что пламенная педагогическая душа Макаренко была востребована. Ему было всего 17 лет, когда его наняли учителем после всего лишь одного года изучения педагогики. Сначала частным учителем в дворянской семье, что заставило его осознать всю глубину социальной несправедливости, а затем и в различных школах.
Антон Макаренко начал свой педагогический эксперимент на раннем этапе своей карьеры. Он сделал школьные сады, школьную библиотеку, школьный музей и детские клубы. Он создал детский духовой оркестр и вечернюю школу для родителей.
Но только после того, как в 1920-х годах его вдохновили на создание приюта для нескольких из двух миллионов бездомных и преступных детей, его педагогические идеи подверглись реальной проверке. Учреждение было названо Горьковской колонией в честь великого русского писателя-социалиста-реалиста Максима Горького.
К приезду Макаренко здания были в таком же запущенном состоянии, как и живущие в них дети. Проблемы бедности правили днем, а дети были обиженными и грубыми. Они воровали и отказывались работать. На этом «сырье» и в этих условиях власти рассчитывали, что Макаренко и его педагогический коллектив создадут «нового человека» — приспособленного к социалистическому государству. Кроме того, они будут сражаться на Третьем фронте революции, искореняя неграмотность, невежество и суеверие.
Это была трудная задача. Позднее Макаренко писал, что никогда не читал столько педагогической литературы, как в первый год Горьковской колонии. Однако именно изучение ленинской идеи школы и произведений Максима Горького в конечном итоге помогло ему сохранить доверие к человечеству и проекту.
Обычные дети
Община, работа и самоуправление были ключевыми моментами в педагогике Макаренко. А его девизом было: «Никакого нытья!» Он был убежден, что личность ребенка должна развиваться во взаимодействии с другими. Когда «его» дети были асоциальны, это происходило не из-за нравственной неполноценности детской личности, а скорее из-за дисфункционального контакта между детьми и обществом, в котором они жили. Они были следствием обстоятельств, в которых родились.
«Общество и воспитание неразделимы. На самом деле это обычные дети, судьба которых поставила их в совершенно дурацкое положение», — отметил Макаренко.
Альтернативное сообщество
В качестве альтернативы Антон Макаренко построил сообщество, где они не только жили, но и работали вместе. Каждому ученику была оказана поддержка в его индивидуальном и разностороннем развитии.
Повседневная жизнь детей состояла из четырех часов учебы, четырех часов работы и затем содержательного и культурного досуга. Макаренко требовал, чтобы воспитанникам давали десять лет обучения, хотя за пределами колонии нормой было всего семь лет.
Вначале мероприятия планировали учителя, но вскоре Макаренко сделал их более ориентированными на учеников. Он был большим сторонником автономии коллектива. Подростки в колонии были разделены на отделения с переменными учащимися во главе. Руководители ведомств входили в командный совет и участвовали во всех решениях.
Цель заключалась не только в том, чтобы поощрять командную работу, готовность помочь, терпимость и понимание того, что вместе вы можете достичь большего. Это также было обучением демократии, когда дети в колонии учились руководить, организовывать и управлять, а также подчиняться.
Наследие Макаренко
Студенческая демократия Макаренко и его практика четырех часов ежедневных занятий и десяти лет учебы в школе оскорбили окружающие сообщества.
Макаренко может поблагодарить писателя Максима Горького за мировую известность. «Учитель по жизни», — называл его Макаренко. Горький впервые напечатал «Педагогическую поэму» Макренко. Шедевр, который также стал важным в датской педагогике в 1970-е годы.
В 1988 году ЮНЕСКО считало Макаренко одним из четырех педагогов, определивших мировое педагогическое мышление ХХ века. Другими были Джон Дьюи, Георг Кершенштайнер и Мария Монтессори.
«Недостаточно улучшить людей. Мы должны реабилитировать их.
Их надо не делать безобидными членами общества,
, а воспитывать активными участниками нового времени».
~ Антон Макаренко
Моника только что закончила программу «Педагогика перемен», и мы попросили ее поделиться некоторыми своими мыслями и основными выводами из ее опыта практики и изучения социальной педагогики в Дании.
В этом посте мы показываем пример того, как теория «Зоны ближайшего развития» может быть реализована в реальной жизни при работе в области социальной педагогики.
Скандинавская социальная педагогика известна своей целостной практикой, сочетающей «голову, сердце и руки» — теорию, эмпатию и практику. Главной ценностью является уважение прав человека.
Программа «Педагогика для перемен» предлагает 12 месяцев обучения и ознакомления с силой педагогики, пока вы применяете свои навыки и солидарность на практике.
Учеба и практическое обучение проходят в Дании, где вы будете работать с детьми и молодежью в специализированных учреждениях социального образования или школах с нетрадиционным подходом к преподаванию и обучению.
Кратко:
• 10 месяцев обучения и практики в Дании, работа с детьми и молодежью в специализированных социальных учебных заведениях или школах. Параллельно вы будете изучать мир педагогики со своей командой – группой единомышленников. Вы будете встречаться на учебные дни каждый месяц.
• 2 месяца изучения реальности сообществ в Скандинавии / Европе, в зависимости от того, что возможно – если позволяют условия пандемии. Вы будете путешествовать на велосипеде, автобусе или, возможно, пешком или под парусом.
• Возможность получить B-сертификат педагогики.
Через признание люди развивают уверенность в себе, самоуважение и самоуважение. Теория узнавания была разработана немецким философом и педагогом Акселем Хоннетом.
Мысли Астрид Линдгрен о детях были провокационными в 1940-х годах, и ее подход к детству как явлению прогрессивен даже сегодня.
По словам российского психолога Льва Выготского, взаимодействие со сверстниками, подражание, совместное обучение и другие виды социального взаимодействия являются ключом к развитию человеческого разума.
Во времена несправедливости и лишений призыв Майи Энджелоу к человечности, единству и стойкости учит нас многим важным жизненным урокам. Ее работы вселяют надежду через действие.
«Никакое значимое обучение не может произойти без значимых отношений». Действительно? Имеет ли доктор Джеймс Комер в виду, что ученики должны быть рядом со своим учителем, чтобы чему-то научиться?
Жан Лав — социальный антрополог и теоретик обучения, который считает, что обучение — это социальный процесс, а не когнитивный, что бросает вызов традиционной теории обучения.
Делать выбор и предпринимать действия лежат в основе экзистенциализма. Принимая на себя эти обязанности, как человеческие существа, мы обретаем смысл жизни.
Дети предпочитают работать, а не играть. Это одна из главных идей Марии Монтессори, первопроходца дошкольного образования. «Ребенок, который концентрируется, безмерно счастлив», — отметила она.
Софи Рифбьерг, выросшая в сельской местности, интуитивно знала, что свежий воздух, свободная игра и глубокое уважение к собственной свободе детей имеют первостепенное значение для их позитивного развития.
Макаренко, его жизнь и творчество — Liberated Texts
«Двенадцать лет вы трудились, и результаты этих трудов бесценны. Ваш революционный и удивительно успешный педагогический эксперимент имеет, на мой взгляд, всемирное значение».
Максим Горький А.С. Макаренко, 30 января 1933 г.
1 Ю.Н. Мединский, Макаренко, Его жизнь и работа: статьи, беседы и воспоминания , (Гонолулу: University Press of the Pacific, 2004), 31.
«Меня тянуло к Макаренко из-за населения, с которым он работал, неугодных, детей, отвергнутых обществом. Это было похоже на sem terrinha [маленьких безземельных детей]».
Марли Циммерман, образовательный лидер Движения безземельных рабочих Бразилии (MST)
2 Ребекка Тарлау, Оккупация школ, оккупация земли: как движение безземельных рабочих преобразовало бразильское образование , (Оксфорд: Oxford University Press, 2019), 55 .![]()
Вообще, когда мы думаем о революционных педагогических философиях, одно имя и одна книга затмевают все. Свидетельством убедительной критики капиталистического и колониального образования и революционного призыва к борьбе с дегуманизацией является книга Пауло Фрейре 9.0004 «Педагогика угнетенных » (1968) — одна из самых цитируемых работ в социальных науках, а сам Фрейре является духовным и интеллектуальным наставником для многих начинающих педагогов.
Помимо Фрейре, два других гиганта педагогики занимают видное место в социальных науках: советский психолог Лев Выготский и американский философ Джон Дьюи. Какими бы важными они ни были, в области педагогики они, как правило, затмевают работы столь же значимых людей и теории, которые обычно находятся вне западного канона. Советский просветитель Антон Семёнович Макаренко, чья революционная деятельность так лаконично зафиксирована в, казалось бы, забытом конспекте,
Книга, как и этот обзор, разделена на две части. Первый контекстуализирует жизнь и работу Макаренко через сборник рассказов и воспоминаний ученых, коллег и бывших студентов. Вторая содержит подборку лекций и работ самого Макаренко. Далее следует попытка уловить сущность Макаренко и его экстраординарного вмешательства в революционное образование, а также исследование его сохраняющегося значения.
Горьковская колония
Первая часть открывается четырьмя краткими биографическими очерками профессора Ю.Н. Мединский (автор Народное образование в СССР ). Среди них замечательная история «Колонии для малолетних правонарушителей». Основанная Макаренко в 1919 году и расположенная в шести километрах от Полтавы, Украина, колония представляла собой участок земли в 100 акров с ветхими и разграбленными постройками, на которых «даже выкопали и убрали фруктовые деревья». 3 Макаренко, его жизнь и творчество , 13. Первая когорта – группа юношей от 15 до 18 лет:
Эти мальчишки слонялись без дела, не спали по ночам и открыто бросали вызов учителям. По вечерам совершались грабежи… Продовольствие и деньги крали даже из колонии. Иногда вспыхивали поножовщины. 4 Макаренко, Его жизнь и творчество, 14.
Невзирая на сложную задачу, Макаренко вместо того, чтобы исключить этих ребят, сформировал костяк из активистов группы и поручил им охрану леса от незаконных рубок. Это раннее вмешательство было важным первым шагом в формировании коллектива. Как писал Макаренко, «охрана государственного леса значительно подняла нас в нашей собственной оценке, [и] доставила нам чрезвычайно занимательную работу». 5 Макаренко, его жизнь и деятельность, 14. Переименование колонии в «Горьковскую колонию» в 1920 году (в честь личного героя Макаренко Максима Горького) было символом произошедшей трансформации. Всего за год колония превратила полуразрушенное помещичье имение в полностью самодостаточную ферму. Эти вводные маневры, тщательно спланированные и осуществленные Макаренко, сыграли ключевую роль в сплочении коллектива и заложили прочную основу для дальнейшей педагогической работы.
Благодаря этим ранним успехам к Макаренко было отправлено больше молодых правонарушителей, но это принесло новые проблемы. После серии грабежей продовольственных запасов коммуны и антисемитских нападок на евреев-коммунаров пришлось выселить нескольких новых колонистов. Хотя Макаренко и его коллеги считали эти высылки недостатком его педагогических методов, незрелость колонии также была важным фактором. Однако, «борясь с сомнениями, время от времени нападавшими на него, он проявлял высочайшее самообладание и подбадривал утомленных учителей». 6 Макаренко, Его жизнь и творчество , 16. Действительно, всего через два года после основания:
… в колонии было сто двадцать четыре заключенных.
Ферма тоже выросла, имея теперь шестнадцать коров, около пятидесяти свиней, восемь лошадей, большой огород и значительную площадь (до семидесяти гектаров) под зерновыми культурами. Для ведения хозяйства был нанят агроном, который организовал правильный севооборот и полевые работы. 7 Макаренко, Жизнь и творчество, 16.
Это короткое вступление едва затрагивает провокационные виньетки Медински. От захвата горьковцами близлежащей Куряжской колонии до образования коммуны Дзержинского в 1927 году и возможного визита Горького в 1928 году возникает история революции внутри революции. Это постоянное развитие, столь характерное для более широкого мировоззрения Макаренко, было обусловлено горьковской философией человека, в которой каждый человек имел «огромный диапазон возможностей». Таким образом, Макаренко всегда осознавал возможность остановки развития. «Материальное благополучие не могло быть самоцелью, — пишет Мединский, — оно было просто одним из условий, необходимых для развития человека, стремящегося к широким, светлым пространствам». 8 Макаренко, его жизнь и творчество , 21.
Последователи Фрейре могут многое выиграть от Макаренко. В то время как два педагога расходятся во многих отношениях, Фрейре в своей работе 1985 года иллюстрирует схожие идеи относительно фундаментальных вопросов, таких как революция и человек:
Поскольку люди являются историческими существами, несовершенными и сознающими свою неполноценность, революция является таким же естественным и постоянным человеческим измерением, как и образование. Только механистическое мышление считает, что образование может прекратиться в определенный момент или что революция может быть остановлена, когда она достигнет власти. Чтобы быть подлинной, революция должна быть непрерывным событием. Иначе она перестанет быть революцией и станет склеротической бюрократией. 9 Пауло Фрейре, Политика образования: культура, власть и освобождение, (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Publishing Group, 1985), 89.
![]()
Второй раздел первой части дополняет увлекательное введение Медински серией кратких биографий бывших студентов и коллег. «Мой учитель» специалиста по сельскому хозяйству коммуны Николая Ферре предлагает забавную историю о «изобретательном воре» и ценной дыне под названием «Комиссар». В «Кто такой Алеша Зырянский» бывший студент рассказывает историю скандальной поездки в Сочи. А Клавия Борискина рассказывает трогательную историю о самодеятельном театральном коллективе Коммуны Дзержинского и своей мечте стать актрисой.
Из этих виньеток становится очевидным гибкий и постоянно меняющийся подход Макаренко к правосудию и дисциплине. Его подход никогда не основывался на универсальной политике. Вместо этого — и представитель глубоко диалогической программы — он руководил и направлялся коллективным большинством. Опять же, это зависело от его концепции человека, как резюмирует Николай Ферре:
Таким образом, в практике повседневной жизни Макаренко выработал свою систему воспитания.
Важнейшей ее чертой был учет «человеческого в ребенке», ее гибкость и отсутствие стереотипного подхода к детям. 10 Макаренко, его жизнь и творчество, 104.
В этих свидетельствах из первых рук поражает то, что Макаренко, его жизнь и работа является не только важным документом для педагогов, но и содержит уроки того, как педагогика коллективизма и труда может быть использована в альтернативных моделях преобразующей справедливости. . Действительно, изменение названия колонии отразило более глубокий трансформационный опыт. Коллективная педагогика Макаренко наиболее лаконично изложена в первом письме Горького в колонию в 1919 г.25, в которой он писал: «Это действительно система перевоспитания, и такой она всегда может и должна быть, особенно в наши дни. Прочь вчерашний день со всей его грязью и духовным убожеством». 11 Макаренко. Его жизнь и творчество , 20.
Из его собственных слов
Лекции Макаренко во второй части книги посвящены родительской дисциплине, половому воспитанию и игре в связи с всеобъемлющей педагогикой труда. Хотя все это стоит пересмотреть как родителям, так и педагогам, его философия коллектива, возможно, является его самым значительным наследием и наиболее четко задокументирована в его лекции «Мой опыт».
«Первая характеристика коллектива, — пишет Макаренко, — это то, что это не толпа, а рационально организованное и действенное тело». 12 Макаренко, Его жизнь и творчество , 246. Излагая свою теорию коллектива, Макаренко утверждает, что первым шагом в организации любого коллектива является создание «первичного коллектива», который не может быть далее разделен на более мелкие единицы. Другими словами, коммуна будет состоять из нескольких таких коллективов или «отрядов». По его опыту, первичный коллектив лучше всего работал с семью или менее людьми (чем больше, тем чаще он распадался на более мелкие группы). Учитывая, что старые коммунары уезжают, а новые присоединяются довольно регулярно, Макаренко продолжает излагать некоторые мысли о том, как сохранить коллектив с течением времени, о проблемах, с которыми они сталкиваются (например, разделяете ли вы их по возрасту? Кто лидер? и т. д.), а также как некоторые истории успеха из его собственной педагогической программы. В целом, он предполагает, что идеальный коллектив:
… такой, который чувствует себя единым, сплоченным и сильным, но в то же время понимает, что это не группа друзей, сговорившихся по какому-то поводу, а явление социального типа, общность, орган, имеющий определенные обязательства, определенную обязанность, определенную ответственность. 13 Макаренко, Его жизнь и творчество, 246-7.
Целью педагогики коллектива Макаренко было воспитание чувства общности и долга друг перед другом, смирения и взаимоуважения, взаимозависимости и общинного самоуправления. Короче говоря, это была революция против высокомерия и индивидуализма, столь характерных для капиталистической идеологии. С этой точки зрения становится яснее, почему контргегемонистские методы Макаренко остались практически незамеченными в западном мире. Его наследие, однако, сохранилось в различных формах в двух основных коммунистических движениях в Латинской Америке: Революционной Кубе и Бразильском движении безземельных рабочих (MST).
Революционная педагогика на Кубе
В годы, непосредственно последовавшие за революцией, одним из самых выдающихся достижений Кубы была программа массовой ликвидации неграмотности, которая позволила ликвидировать элементарную неграмотность всего за один год (1960-1961). 14 Helen Yaffe, Che Guevara: The Economics of Revolution , (London: Palgrave Macmillan, 2009), 77. Эта кампания была основана на принципе Хосе Марти, что «быть образованным — это единственный способ быть свободным», наряду Кубинская философия Нового Человека. Как писал Че Гевара:
Образование становится все более интегральным, и мы с самого начала не пренебрегаем включением студентов в работу. Наши стипендиаты занимаются физическим трудом во время каникул или вместе с учебой. В одних случаях работа — это награда, а в других — средство обучения; это никогда не наказание. Рождается новое поколение.
Акцент на интеграции учебы и работы в сочетании с переосмыслением Человека перекликается с центральными принципами педагогики Макаренко. Фактически, Куба, по-видимому, является одной из первых стран за пределами Советского Союза, которая интегрировала педагогику Макаренко в свое образовательное видение.
В 1962 году, после завершения кампании массовой грамотности, по всему острову была создана сеть педагогических школ, известная как Минас-Топес-Тарара. Эта «цепочка» школ предлагала своим учителям-стажерам разностороннюю образовательную программу, которая охватывала не только кубинский ландшафт, но и все еще существовавшие национальные классовые противоречия. Другими словами, это было продолжением педагогики, заложенной в кампании ликвидации неграмотности, которую так убедительно изложил Фидель Кастро в своем выступлении перед учительской бригадой об обучении campesinos в сельской местности Кубы в мае 1961 года:
ты будешь учить, но пока ты учишь, ты будешь учиться. Вы узнаете гораздо больше, чем можете научить… Потому что, пока вы учите их тому, чему научились в школе, они будут учить вас тому, чему научились за свою тяжелую жизнь. Они научат вас «почему» революции лучше любой речи, лучше любой книги.
Это была последняя школа в этой сети, расположенная в Тараре, Гавана, которая Las Maestras Makarenko (Учителя Макаренко). Управляемый членом центрального комитета Еленой Хиль Искьердо в рамках Плана улучшения положения женщин, Педагогический институт им. Макаренко был последним, наиболее сложным этапом для учителей-стажеров и был разработан, как предполагает его тезка, для интеграции учебы и работы через Макаренко. педагогика. 15 Алексис Лоренцо Руис и Ксочил Вирджиния Тейлор-Флорес, «Педагогический опыт Кубы, влияние наследственности Макаренко?» (2013).
Из-за быстро развивающегося революционного процесса в конце 1980-х годов Минас-Топеш-Тарара была заменена новой образовательной программой. Хотя институт Макаренко закрылся вместе с остальными этими школами, похоже, он добился значительных успехов. Выступая на выпускной церемонии Института Макаренко в 1966 году, Фидель Кастро пришел к выводу, что «революционное стремление, социалистическое стремление, коммунистическое стремление как образовательный идеал, сочетающий учебу с работой, были успешно достигнуты с оптимальными результатами». В то время как прямые ссылки на Макаренко ослабли на Кубе примерно с 1990, примерно в это же время его подобрали в другом месте, в одном из крупнейших рабочих движений в Латинской Америке.
Макаренко в Бразилии
Подобно тому, как Горьковская колония сосредоточила свое внимание на молодых уличных беспризорниках, первые школы Бразильского движения безземельных рабочих (МСТ) возникли из-за необходимости иметь дело с «сотнями одичавших детей», sem terrinha (маленькие безземельные дети), в первых наземных стойбищах МСТ в 1970-80-е гг. 16 Ребекка Тарлау, «Социалистическая педагогика MST: на пути к новым производственным отношениям в бразильской деревне», Архив анализа политики в области образования , 21:41 (2013), 10. В предшествовавшее десятилетие значительная национальная координация завершилась принятием единого манифеста 1997 года по образованию. Тем не менее, документ MST 1996 года «Принципы образования» демонстрирует ярчайший пример их общего видения с педагогикой Макаренко коллектива как противовеса буржуазному индивидуализму:
Большую часть времени учащиеся изучают культуру индивидуализма… образование необходимо намеренно основывать на культуре сотрудничества и творческом включении уроков по истории коллективной организации труда. 17 Рубиа Валенте и Брайан Берри (2015 г. «Противодействие неравенству: бразильское движение Sem-Terra», Geographical Review, 105:3 (2015 г.
), 12.
Эта согласованность, скорее всего, больше, чем совпадение. Еще со времен Горьковской колонии работами Макаренко интересовались рабочие движения за пределами Запада. Мединский подчеркивает такой интерес со стороны латиноамериканской делегации (Бразилия, Мексика, Аргентина и Перу), посетившей коммуну Дзержинского в 1929 году, написав в книге отзывов: «Делегация Латинской Америки поражена достижениями, которые можно обнаружить в первая пролетарская страна… где создается новый человек и где лепится новая психология детей». 18 Макаренко, Его жизнь и работа , 32.
Хотя педагогика Макаренко подразумевается в основополагающих образовательных документах МСТ, их образовательные семинары делают это более явным. Образовательный лидер Рубнеуза Леандро подчеркивает важность видения и практики Макаренко для молодых людей в Бразилии:
Для Макаренко коллектив — это живой социальный организм, а потому он обладает органами, признаками, обязанностями, соотношениями и взаимозависимостями между своими частями.
Если этого коллектива не существует, то это толпа, группа индивидуумов. 19 Тарлау. Оккупационные школы, оккупационные земли, 55.
Безусловно, более пристальный взгляд на организационную структуру более автономных школ MST, таких как Educar Institute, обнаруживает сильное влияние Макаренко. Эти школы организованы в небольшие студенческие коллективы, называемые núcleos de base или базовые ядра (NB), состоящие из пяти или шести учеников. Эти коллективы используются в сотрудничестве с педагогикой ручного труда Пистрака и классной педагогикой Фрейре, чтобы преобразовать отношения внутри школы. Вопросы дисциплины, обсуждения учебной программы и расписания занятий, а также внеклассные мероприятия сначала рассматриваются в НБ, которые, в свою очередь, представляют проблемы более широкому школьному сообществу. 20 Ребекка Тарлау, «Советы в деревне: переделка MST социалистической педагогики образования в Бразилии», в Логика социалистического образования: взаимодействие с кризисом, незащищенностью и неопределенностью (Нью-Йорк: Springer Publishing, 2012), 14. Следовательно, школы MST практикуют студенческое самоуправление и тип демократического централизма, родственный отрядам или первичным коллективам, разработанным Макаренко.
Один из активистов MST, Вандерлусия Симплисио, резюмирует важность педагогики Макаренко для коллектива, особенно в борьбе с отчуждением. Проведя все свое образование в коллективе, учась у своих мастеров, она сказала несколько показательных слов о культуре индивидуализма, столь распространенной в академических кругах: «классы — это просто битвы идей между людьми, и здесь меньше обучения, чем было бы, если бы люди коллективно обсуждали и вместе развивали эти идеи». 21 Ребекка Тарлау, «Советы в деревне: переделка MST социалистической педагогики образования в Бразилии», 17–18.
Борьба с отчуждением
Спустя более века после основания Горьковской колонии Макаренко, его жизнь и творчество остается глубоко важным. Это имя и работа, забытые, проигнорированные или подавленные не только в западной академии, но и в радикализме, знаменуют собой важную основу для всех педагогов, занимающихся продвижением освободительной педагогики.