Высшее учебное заведение | это… Что такое Высшее учебное заведение?
Запрос «Вуз» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Нагрудный знак,
ВС СССР,
за окончание военно-учебного заведения — высших военных училищ и военных институтов.
Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами[1]) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.
Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации).
Содержание
|
Виды высших учебных заведений
В России
В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие виды высших учебных заведений[2]:
- Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования[3]. По состоянию на 2010 год в России планируется существование до 10 ФУ[4].
- Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
- Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета[5]:
- Московский государственный университет,
- Санкт-Петербургский государственный университет.
- Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Первым двум вузам статус национального исследовательского университета был присвоен в 2008 году[6]. Далее Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены конкурсы: по итогам конкурса в 2009 году статус НИУ был присвоен 12 вузам
- Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета[5]:
- Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).
- Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.
Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.
Республика Беларусь
В Белоруссии учреждения высшего образования могут быть следующих видов:
- Академия — профильный университет:
- Классический университет:
- Институт:
- Высший колледж:
По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.
В Республике Беларусь два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[9], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[10], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[11]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).
Структура высших учебных заведений
В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.
Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.
Основные подразделения высших учебных заведений
- Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным
В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.
- Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.
- Аспирантура и докторантура.
- Подготовительное отделение для абитуриентов.
В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.
При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.
Разновидности вузов
- Бизнес-школа
- Втуз
- Школа права
- Военные высшие учебные заведения России
Списки
- Список университетов
- Вузы Белоруссии
- Вузы Бразилии
- Вузы Израиля
- Вузы Казахстана
- Вузы Нидерландов
- Вузы России
- Вузы Франции
- Вузы Чехии
- Вузы Швейцарии
- Вузы Эстонии
- Вузы Японии
Примечания
- ↑ «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года, § 111.
ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Справка | Справочное бюро - ↑ Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 9
- ↑ Указом президента Российской Федерации создана сеть федеральных университетов // 07.05.2008 GZT.ru
- ↑ Андрей Фурсенко: Базой для развития высшей школы станут федеральные и национальные исследовательские университеты (http://mon.gov.ru/press/reliz/6718/).
- ↑ Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»
- ↑ Указ Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов»
- ↑ Список победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»
- ↑ Список победителей второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»
- ↑ Устав Белорусского государственного университета
- ↑ Устав Академии управления при Президенте Республики Беларусь
- ↑ Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли»
Литература
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 31 декабря 2005 года)
Ссылки
- Раздел «Высшие учебные заведения» на федеральном портале «Российское образование»
- EduScan — все вузы России на одной странице
- Все вузы России
- Сайты высших учебных заведений мира
Высшее учебное заведение | это.

Запрос «Вуз» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Нагрудный знак,
ВС СССР,
за окончание военно-учебного заведения — высших военных училищ и военных институтов.
Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами
Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.
Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное), вечернее (очно-заочное), заочное обучение. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.
Содержание
|
Виды высших учебных заведений
В России
В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие виды высших учебных заведений[2]:
- Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования[3]. По состоянию на 2010 год в России планируется существование до 10 ФУ[4].
- Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
- Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета
- Московский государственный университет,
- Санкт-Петербургский государственный университет.
- Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Первым двум вузам статус национального исследовательского университета был присвоен в 2008 году[6]. Далее Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены конкурсы: по итогам конкурса в 2009 году статус НИУ был присвоен 12 вузам[7], в 2010 году — 15 вузам[8].
- Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета
- Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).
- Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.
Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.
Республика Беларусь
В Белоруссии учреждения высшего образования могут быть следующих видов:
- Академия — профильный университет:
- Классический университет:
- Институт:
- Высший колледж:
По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.
В Республике Беларусь два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[9], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[10], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[11]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).
Структура высших учебных заведений
В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.
Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.
Основные подразделения высших учебных заведений
- Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.
- Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.
- Аспирантура и докторантура.
- Подготовительное отделение для абитуриентов.
В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.
При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.
Разновидности вузов
- Бизнес-школа
- Втуз
- Школа права
- Военные высшие учебные заведения России
Списки
- Список университетов
- Вузы Белоруссии
- Вузы Бразилии
- Вузы Израиля
- Вузы Казахстана
- Вузы Нидерландов
- Вузы России
- Вузы Франции
- Вузы Чехии
- Вузы Швейцарии
- Вузы Эстонии
- Вузы Японии
Примечания
- ↑ «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года, § 111.
ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Справка | Справочное бюро - ↑ Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 9
- ↑ Указом президента Российской Федерации создана сеть федеральных университетов // 07.05.2008 GZT.ru
- ↑ Андрей Фурсенко: Базой для развития высшей школы станут федеральные и национальные исследовательские университеты (http://mon.gov.ru/press/reliz/6718/).
- ↑ Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»
- ↑ Указ Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов»
- ↑ Список победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»
- ↑ Список победителей второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»
- ↑ Устав Белорусского государственного университета
- ↑ Устав Академии управления при Президенте Республики Беларусь
- ↑ Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли»
Литература
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 31 декабря 2005 года)
Ссылки
- Раздел «Высшие учебные заведения» на федеральном портале «Российское образование»
- EduScan — все вузы России на одной странице
- Все вузы России
- Сайты высших учебных заведений мира
Роль высших учебных заведений в обучении на протяжении всей жизни
Высшие учебные заведения (ВУЗы) играют важную роль в содействии обучению на протяжении всей жизни (LLL). Они обладают уникальной способностью развивать навыки и распространять знания, а также потенциалом для мобилизации образовательных ресурсов и предоставления возможностей обучения для различных слоев населения. Это подразумевает фундаментальный сдвиг от обучения молодых студентов, поступающих из средних школ, к поощрению учащихся из разных слоев общества к поступлению в высшие учебные заведения в разном возрасте и на разных этапах их личной и профессиональной жизни.
Несмотря на то, что сектор высшего образования обладает огромным потенциалом для содействия обучению на протяжении всей жизни, его реальный вклад далек от реализации.
Многие университеты по-прежнему отдают приоритет академическому совершенству и исследованиям, при этом меньше внимания уделяется расширению доступа и участия в возможностях обучения. Достижение видения, выраженного в Целях ООН в области устойчивого развития (ЦУР) и четко сформулированного в ЦУР 4, требует существенного преобразования вузов в учебные заведения на протяжении всей жизни. Для дальнейшего изучения этих вопросов и предоставления рекомендаций политикам и вузам Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни (UIL) и Шанхайский открытый университет (SOU) проводят комплексный исследовательский проект о вкладе университетов и других вузов в обучение на протяжении всей жизни.
Кроме того, недавний опрос, проведенный совместно с Международной ассоциацией университетов (IAU) среди почти 400 вузов, показал следующие важные результаты:
66%
высших учебных заведений сообщают, что
к Целям устойчивого развития.
61%
высших учебных заведений полностью согласны
с тем, что гендерное равенство является одной из основных целей их предложений по обучению на протяжении всей жизни.
74%
высших учебных заведений считают участие сообщества
и социальную ответственность основными движущими силами своего участия в обучении на протяжении всей жизни.
Работа с уязвимыми группами, предоставление гибких путей обучения, поощрение открытого научного подхода и предоставление возможностей обучения для людей всех возрастов составляют некоторые из основных принципов, которыми должны руководствоваться высшие учебные заведения в обучающемся обществе.
Национальные правительства должны определить обучение на протяжении всей жизни как основную миссию высших учебных заведений.
ЮНЕСКО
Высшие учебные заведения должны разработать общеучрежденческие подходы к обучению на протяжении всей жизни, соответствующие всем трем задачам высшего образования . 1
ЮНЕСКО
Специализированные подразделения обучения на протяжении всей жизни являются полезной структурой для институционализации обучения на протяжении всей жизни в высших учебных заведениях .
ЮНЕСКО
Схемы финансирования высшего образования, как институционального, так и для учащихся, должны распространяться на возможности обучения на протяжении всей жизни .
ЮНЕСКО
Процедуры обеспечения качества являются ключом к повышению эффективности и уровня профессионализма обучения на протяжении всей жизни в высших учебных заведениях .
ЮНЕСКО
Для расширения доступа к обучению на протяжении всей жизни и расширения участия в нем высшие учебные заведения должны сделать образовательные возможности и содержание актуальными для нетрадиционных студентов .
ЮНЕСКО
Высшие учебные заведения должны удовлетворять разнообразные потребности в обучении учащихся на протяжении всей жизни, включая различные способы обучения, форматы присуждения степени и без нее, а также альтернативные формы аккредитации .
ЮНЕСКО
Гибкие схемы обучения (FLP), включая признание, подтверждение и аккредитацию предшествующего обучения (RVA), должны быть введены и расширены в высших учебных заведениях .
ЮНЕСКО
Обучение с использованием технологий повышает уровень обучения на протяжении всей жизни в высших учебных заведениях инклюзивным образом .
ЮНЕСКО
Высшие учебные заведения должны взаимодействовать с местными сообществами посредством обучения на протяжении всей жизни .
ЮНЕСКО
Загрузка
Миниатюра
канал
Ресурс
Имя и фамилия
Отчет о глобальном обзоре: Вклад высших учебных заведений в обучение на протяжении всей жизни
Миниатюра
Лента
Ресурс
Наименование
Аналитическая записка: Вклад высших учебных заведений в обучение на протяжении всей жизни
Связанные элементы
- Будущее образования
- Данные
- Обмен знаниями
Гарвардские институты программ высшего образования
Профессиональное образование Гарвардский институт высшего образования (HIHE) предлагает комплексные программы развития лидерских качеств, предназначенные для администраторов высших учебных заведений — от директоров, руководителей отделов и деканов до вице-президентов, ректоров и президентов. Поскольку проблемы лидерства, с которыми вы сталкиваетесь, зависят от вашей должности, мы объединяем вас с коллегами, имеющими схожий опыт и взгляды.
Участники представляют различные точки зрения из широкого круга учреждений, включая крупные исследовательские университеты, обширные региональные учреждения, небольшие гуманитарные колледжи и общественные колледжи, создавая богатую, многоуровневую и динамичную учебную среду, в которой ваши мысли и подходы будут вызов, и вы получите представление о исследованиях и преподавании наших выдающихся преподавателей и ваших сверстников. Благодаря всемирно известному профессорско-преподавательскому составу, почти 50-летней истории продвижения практики администраторов высшего образования и активной сети из тысяч выпускников, которые поддерживают долгосрочные отношения и возвращаются в HIHE по мере продвижения своей карьеры, наши программы будут иметь преобразующее влияние на вашу практику.
Запросить дополнительную информацию
Расширить макет:
Программа | Портфолио | Кто должен посещать | Кафедра(и) факультета |
---|---|---|---|
Онлайн-класс: стратегии преподавания и обучения в высших учебных заведениях 22. | Высшее образование | Программа предназначена для специалистов высшего образования, в том числе: Педагоги, администраторы и институциональные лидеры в сфере высшего образования Факультет высшего образования, профессора, инструкторы, разработчики учебных программ, академические кафедры, академические администраторы, руководители программ Регистрация будет проходить в индивидуальном порядке, приветствуются команды. | |
Кризисное лидерство в высшем образовании 27.02.23 – 3.03.23 | Высшее образование | Администраторы, отвечающие за антикризисное управление и реагирование на кризисные ситуации | Джудит Блок Маклафлин, Герман Леонард |
Обеспечение справедливого успеха студентов в высшем образовании 23. | Высшее образование | Индивидуальные преподаватели и лидерские группы в сфере высшего образования. | Джеймс П. Хонан |
Программа развития менеджмента (MDP) 04.06.23 – 09.06.23 | Высшее образование | Администраторы колледжей и университетов в начале своей карьеры отвечают за стратегическое руководство, административное управление и местное руководство своими соответствующими департаментами и подразделениями. | Франческа Перселл, Эдуардо Контрерас |
Институт менеджмента и лидерства в образовании (MLE) 20. | Высшее образование | Опытные администраторы высших учебных заведений, которые являются как лидерами, так и последователями, работающими вместе с другими лидерами и последователями с основным надзором и ответственностью за свою школу, отдел или подразделение. | Мэтью Л. Миллер, Ханна Родригес-Фаррар, доктор философии, редактор. |
Гарвардский семинар для новых президентов 7/7/23 – 7/12/23 | Высшее образование | Вновь назначенные впервые президенты и канцлеры | Джудит Блок Маклафлин |
Институт управления образованием (IEM) 13. |