Зачем нужна прокуратура: Правовая база ∙ Справочная ∙ Обращения граждан

Содержание

Правовая база ∙ Справочная ∙ Обращения граждан

от 17 января 1992 года № 2202–1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 354-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 № 13-П, от 17.02.2015 № 2-П)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 01.07.2010 № 132-ФЗ, от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 01.07.2010 № 132-ФЗ, от 22.12.2014 № 427-ФЗ)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 233-ФЗ)

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ)

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 21.07.2014 № 233-ФЗ)

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

1. Воздействие в какой‑либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой‑либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

2. Прокурор не обязан давать каких‑либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 02.07.2013 № 156-ФЗ)

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

(п. 4 введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 156-ФЗ)

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 171-ФЗ)

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Участие в правотворческой деятельности

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

(введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ)

1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

2. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Статья 36. Опротестование судебных решений

1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

3. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Статья 37. Отзыв протеста

Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.

Статья 38. Приостановление исполнения судебного приговора

Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Статья 39. Представление о даче судам разъяснений

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу

2 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура – “Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору”. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: “Вот око мое, коим я буду все видеть”.

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года “О должности Генерал-прокурора”: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила “Основные начала судебных преобразований”, которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что “при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей”, а также констатировали, что “власть обвинительная отделяется от судебной”.

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране – Советом Народных Комиссаров – был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

– осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

– непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;

– поддержание обвинения на суде;

– наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия – право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

– надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;

– наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

– общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Зачем нужны прокуратуры? — Портал «Красная Москва»

Размышлизмы маленького человека

Руководствуясь полученным опытом, отвечаю на этот вопрос кратко и ёмко — А НИЗАЧЕМ.

Вот не нужны они. Совсем. Они не делают ничего из того, что обязаны делать.

Прокуратуры — это как посредники между производителем и потребителем. Вы можете купить товар у производителя — дешевле, или можете купить тот же товар у посредника — дороже. Вот точно так же и в случае с любой прокуратурой, только вместо денег вы теряете время. Потому что прокуратура не занимается тем, чем должна заниматься по закону. Она просто транслирует вам то, что ей написал какой-нибудь департамент, т.е. выполняет посреднические функции.

Может быть, вы любитель фантастики и когда-то читали закон № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации». Если не читали, то сообщаю, что там прямо в начале, в статье 1, п. 2 написано:

«В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами…»

На самом  деле прокуратуры ничем таким, вышеописанным в законе, не занимаются. Я столкнулась с этим в процессе проверки соблюдения законодательства при проектировании и строительстве Северо-Восточной хорды через район Вешняки. Если вы спросите меня: — с чего это ты влезла в проверку, ты что — прокурор, что ли? Отвечаю: —  Я не прокурор, но меня вынудило к этому бездействие прокуратур. И не только меня, но и массу других, простых жителей Москвы, которые стали разбираться в законах лучше всяких прокуроров. У нас есть активисты, которые почти каждую неделю писали в прокуратуры — Генеральную и Московскую, и несколько реже в природоохранную,  о выявленных нарушениях законов и требовали от прокуратур принять соответствующие меры. И что?

Если вы предпочитаете фантастике документалистику, то читайте далее мое повествование о прокуратурах. Ссылаюсь только на свой личный опыт.

Предположим, вы заявляете прокуратуре о каком-либо нарушении закона какой-либо организацией. Прокуратура, как правило, переправляют ваше заявление (обращение, запрос, жалобу и т.п.) в какой-нибудь департамент Правительства Москвы, который и отвечает вам, обычно лживой ахинеей. Есть еще вариант, когда прокуратура сама отвечает вам, но тем текстом, который ей выдал департамент. То есть, сама не проводит никакой независимой проверки.

Чтобы не быть голословной, сошлюсь на конкретные примеры. Вот моя переписка с природоохранной прокуратурой и, соответственно, ДУПиОС. Заметьте, что я привожу второе письмо в природоохранную прокуратуру, первое (о помеченных к вырубке деревьях в Кусково) было ею благополучно переправлено также в ДУПиОС.

Мое письмо, отправленное в природоохранную прокуратуру на почту [email protected]:

«6 мая 2016

( В связи с вашим № 1681)

Уважаемый Марат Рашидович! (Это я обращаюсь к Дураеву, прокурору)

Мною получен более чем странный ответ от ДПиООС г. Москвы на запрос о том, кто и на каком основании помечал к вырубке деревья на территории природного комплекса № 80 ВАО лесопарка Кусково, памятника садово-паркового искусства  (см. приложенный файл). Как могла Мосгосэкспертиза дать положительное заключение на прокладку дороги Северо-Восточной хорды через лесопарк, границы которого установлены ПП Москвы от 19. 01.1999 № 38, в нарушение СП 42. 13330.2011 (п. 14.6),  Лесного кодекса РФ (Ст. 105, ч.3 и 6), Земельного кодекса РФ (ст. 85, ч. 9, ст. 97 ч. 1 п. 3, ч. 2, ч.  4, ст. 99), ФЗ РФ № 7 от 10.01.2002 (ст. 61 п. 2), № 743-ПП от 10.09.2002 Приложение 1 (Введение), Закона г. Москвы № 26 от 14.07.2000 (ст. 27 п. 6)? Прошу Вас проверить факт положительного заключения Мосгосэкспертизы на коррупционную составляющую.»

Вместо того, чтобы осуществить надзор за исполнением законов исполнительным органом, провести административное расследование, чем она обязана заниматься по закону (см. выше текст закона о прокуратуре), Природоохранная прокуратура отправила и это письмо в ДУПиОС.

А ДУПиОС пишет вот эту фигню

07.06.2016_ДПиООС_05-17-913_16-436_Мельников_С.А._Обращение_граждан

Обратите внимание на последний абзац его письма на 1 листе. Я же не ДУПиОС просила проверить заключение Мосгосэкспертизы, а прокуратуру! А прокуратура «для себя ничего не просит», как указано на 2-м листе. И ничего не делает!

В результате этого бездействия прокуратуры (как впрочем и других прокуратур, куда писали другие граждане) МИСК, не имея никаких законных документов, 22 июня 2016 г. начала вырубку на территории планируемой ООПТ Кусково. Было вырублено 2 га и началось незаконное строительство СВХ.

Начало вырубки и стройка на ее месте

Чтобы не допустить дальнейшей вырубки леса, активистами был организован лагерь в Кусково.

Жители, не смирившиеся с незаконной стройкой, ведь у застройщика как не было, так и нет законных документов на строительство СВХ через Кусковский лесопарк, продолжали писать в разные ведомства и прокуратуры. Мы, наивные граждане, надеялись, что закон все-таки восторжествует. Напрасно. Сотрудники департаментов мэрии отвечали однообразным враньем, не обращая внимания на доказательства незаконности, им вторили прокурорские. Складывалось такое впечатление, что прокурорские работники вообще не умеют ни читать, ни анализировать документы.

Я не буду приводить здесь всю переписку с прокуратурами и департаментами Москвы. Это был бы целый том документации.

Чтобы не утомлять читателей, приведу одно короткое заявление в прокуратуру Москвы, где я, делая по существу работу прокуратуры, доказываю в очередной раз незаконность разрешения на строительство, выданного Мосгосстройнадзором.

Заявления в моспрок на мосгосстрой от 12-12-16-без адреса

Как вы думаете, что сделала Прокуратура Москвы? Провела административное расследование, запретила стройку? Ага, ждите. Она переслала его в мэрию.

Создается впечатление, что прокуратура Москвы вместо принятия требуемых по закону мер тянет время, чтобы дать Депстрою возможность задним числом легализовать ранее допущенные нарушения. И вот дотянули.

28 декабря проводится ночная спецоперация по вырубке следующего участка Кусково с привлечением ОМОНа и полиции в качестве охраны вырубщиков. Теперь вырубается еще 10 га. Производятся аресты жителей, которые просто находились в парке. Всем понятно, что законные действия не могут осуществляться под покровом ночи. Это очередной рейдерский захват территории, на которую у застройщика нет оформленных по закону прав.

Я тем временем пишу жалобу в Моспрок на то, что ее сотрудник не имел права в соответствии с п. 6, ст. 8 № 59-ФЗ пересылать заявление в тот орган, на который человек жалуется. И прошу принести протест в Мосгорстройнадзор на незаконно выданное разрешение на строительство от 14.04.2016.

У прокуратуры есть такая функция в соответствии с тем же законом о прокуратуре № 2202

«Статья 23. Протест прокурора

  1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.»

Вынесла Прокуратура протест? Как бы не так. Ответила обычной отпиской, при этом сообщила, что разрешение на строительство законно, очевидно использовав текст Депстроя.

Видите, что написали: Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

А мэрия в лице Депстроя отвечает вот этим, в очередной раз ссылаясь на Генплан (который в реальности нарушен), на 218-ПП (в котором вообще нет участков, где сейчас ведется строительство) и разрешение на строительство, как будто не замечая, что его незаконность доказывается документально в моем письме (и не только в нем)! Или считая, что вписав от руки в старое незаконное разрешение на строительство от 14. 04.2016, некие сведения, она сделала его законным!

Депутат Госдумы В.Ф. Рашкин подал запрос в Генеральную прокуратуру с обоснованием незаконности старого разрешения на строительство от 14.04.2016 с вписанными в него от руки данными. Посмотрим, привлечет ли Генпрок к ответственности должностных лиц, злостно нарушающих законы или, как обычно, ответит фигней. Почему-то мне кажется, что произойдет второе.

Ведь если бы прокуратуры выполняли свои функции должным образом, а не занимались бы отписками и пересылками заявлений граждан, то можно  было бы спасти Кусково.  В реальности же прокуратуры стали пособниками правонарушений. Вследствие их бездействия бандиты от власти уничтожают наше Кусково, наш район, наш город.

Наталия Судакова

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Полномочия прокуроров | В защиту

прокуратуры | В защиту

Кто на самом деле принимает решения в уголовно-правовой системе? Не судьи. Не полиция. Не политики. ПРОКУРОРЫ.

Прокуроры обладают всеобъемлющей властью контролировать каждое важное решение, принятое по уголовному делу. Они могли бы использовать эту огромную силу, чтобы изменить то, как работает наша система. Они могли положить конец массовому заключению. Но вместо этого прокуроры являются движущей силой, которая способствует чрезмерной криминализации, сопутствующим последствиям и все более широкому использованию лишения свободы по сравнению с другими менее вредными альтернативами. Избиратели имеют право привлечь их к ответственности. Но только избиратели понимают свою власть и голосуют.

визуализаций

Прокуроры — это государственные служащие, которым поручено расследование и преследование преступлений. Прокуроры обладают почти неограниченными полномочиями принимать все наиболее важные решения по уголовному делу от начала до конца.

Обвинение

Прокуроры решают, предъявлять ли обвинение и что предъявлять. Обвинение определяет приговор, который может быть вынесен лицу, и может привести к другим последствиям, таким как потеря работы, выселение или депортация.

Залог

Прокуроры часто требуют залог, зная, что человек не может себе этого позволить. Залог держит людей в тюрьме, даже если все считаются невиновными.

Доказательства

Прокуроры контролируют улики, и в большинстве штатов имеют массу усмотрения в отношении того, когда передавать показания свидетелей, отчеты полиции и другую информацию обвиняемым.

Заявление о признании вины

Все сделки о признании вины контролируются прокурором. Они решают, требовать ли тюремного заключения или предложить испытательный срок или лечение. Они также решают, на каком обвинении будет настаивать человек.

цитата

— Судья Роберт Джексон, судья Верховного суда США (1941–1954)

визуализация

Главный прокурор города или округа называется окружным прокурором или прокурором штата. У этих выборных должностных лиц может быть до сотни «помощников» прокуроров в крупных городах. Каждый помощник принимает решения по нескольким делам каждый день. Избранное должностное лицо имеет право вдохновлять своих сотрудников на: Критическое рассмотрение обвинений. Привлечь полицию к ответственности. Ищите правду, а не убеждения. Подумайте о справедливости, а не о наказании. Думайте творчески и реалистично об общественной безопасности, не прибегая к страху и риторике. Устранить расовые различия.

копия

Соединенные Штаты – единственная страна, которая избирает своих главных прокуроров. Электорат должен привлечь этих прокуроров к ответственности. Но на самом деле избиратели часто не знают, кто их местные прокуроры и что они делают в здании суда.

Имея в значительной степени неконтролируемую власть, прокуроры сыграли центральную роль в агрессивном расширении нашей уголовно-правовой системы; во взрыве тюремного населения нашей страны; в кодексе молчания о неправомерных действиях полиции; в резком росте числа американцев с судимостью; в трагедии жизней и семей и сообществ, чей потенциал сильно ограничен этими убеждениями.

цитата

— Юнг-Ми Ли, директор по правовым вопросам практики уголовной защиты Brooklyn Defender Services

imageFull

копия

Точно так же, как прокуроры имеют право проводить массовые лишения свободы, ОНИ ИМЕЮТ ПРАВО ПРЕКРАТИТЬ МАССОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Ежедневно прокуроры принимают десятки тысяч решений, незаметных для общественности.

Нам нужно понять эти моменты принятия решений, чтобы понять, чего мы хотим от наших прокуроров и как требовать от них исправления системы.

Итак, давай разберем:

копия

Уникальная сила прокуроров начинается с самого начала. Обвинять ли человека вообще и в каком преступлении обвинять. Обвинение определяет приговор, которому грозит лицо, и контролирует процесс сделки о признании вины.

Решение

Решение о том, может ли и какое обвинение отправить другого человека в тюрьму; или он может изменить систему, послать сигнал полиции и законодателям, разорвать наш вышедший из-под контроля цикл чрезмерной криминализации, чрезмерной полицейской деятельности и массовых тюремных заключений

Идеальный вариант СООБРАЖЕНИЯ:  Взимать ли с этого человека плату? Взимать ли с ребенка плату как со взрослого? Должен ли я предъявлять обвинения человеку, явно действующему из-за бедности, зависимости или психического заболевания, или вместо этого направлять его в соответствующие службы? Принимаю ли я решения о предъявлении обвинений на основании судимости человека или имеющихся у меня фактических доказательств? Должен ли я предъявлять обвинения, зная, что действия полиции, вероятно, были незаконными или что сотрудник полиции солгал мне в прошлом? Должен ли я предъявлять обвинения, зная, что белые и богатые люди обычно безнаказанно занимаются одним и тем же?

Фактические соображения:  Прокуроры часто сосредоточены на одном вопросе. Какое самое серьезное преступление я могу обвинить на основании предполагаемых фактов? Такой подход увеличивает вероятность предварительного заключения, определяет обязательные минимумы, которыми руководствуется дело, и ограничивает доступность лечения по сравнению с наказанием.

копия

После предъявления обвинений прокуратура решает, просить ли об освобождении под залог, в результате чего кто-то будет заключен в тюрьму до суда, предположительно невиновен, до завершения дела. Большинство судей следуют рекомендации прокурора при назначении залога.

Решение

Номер в долларах присваивается исключительно на основании предъявленного обвинения, а также судимостей, часто полных ошибок. Запрашивая залог, прокурор поможет обеспечить, чтобы судья добавил к полумиллиону человек, находящихся под стражей до суда по всей стране. Соглашаясь на освобождение или внесение залога, обеспечивающего свободу, прокурор может немедленно сократить срок предварительного заключения.

ИДЕАЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ: Действительно ли залог необходим для обеспечения возвращения этого лица в суд? Существуют ли другие способы обеспечить их возвращение в суд? Может ли этот человек даже позволить себе внести залог? Если нет, то какое влияние окажет на их жизнь предварительное заключение? Их работа? Их жилье? Их семья? Их собственная безопасность? Должен ли я добиваться предварительного заключения лица, которое по закону считается невиновным? Должен ли я сначала расследовать эти обвинения?

ФАКТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ:  Слишком часто прокуроры обращают внимание только на обвинения и судимость человека (если она у него есть), а затем думают про себя: «Мы действительно не знаем, виновен он или невиновен. , но на всякий случай они виноваты, давайте попросим залог. Эта презумпция виновности вызвана страхом, что подсудимый может оказаться тем редким, аномальным человеком, который совершит новое и ужасное преступление, пока находится в ожидании суда.

копия

Прокуроры обладают всей властью в сделках о признании вины, потому что строгие законы о вынесении приговоров с обязательными минимумами лишили судей почти всех полномочий по принятию решений. Неудивительно, что 95 % всех обвинительных приговоров являются результатом заявлений. Люди боятся отстаивать свое право на суд.

Решение

Прокуроры вольны предъявлять самые тяжкие обвинения с максимально возможными обязательными минимумами. Боль досудебного содержания под стражей в сочетании с ужасным риском проиграть в суде заставляет даже невиновных людей признавать себя виновными.

ИДЕАЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ:  Какой результат, скорее всего, поможет этому человеку реабилитироваться, чтобы он не совершил повторного правонарушения? Что даст лишение свободы, чего не могут сделать альтернативы, не связанные с тюрьмой? Учитывая, что большинство заключенных в конце концов будут освобождены, как я могу гарантировать, что этот человек сможет успешно восстановить свою жизнь? Является ли осуждение даже лучшим исходом для этого человека?

РЕАЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ:  Как мы можем удержать этого человека от улиц как можно дольше?

tabbedContent

Зарядка Залог Доказательство Pleas

ChargingBailEvidencePleas

Право отказываться от судебного преследования и заключать сделку о признании вины с сочувствием

Как вы будете расставлять приоритеты при принятии решений о нападении. Как вы рассмотрите суровые последствия, такие как потеря работы, жилья, возможности получить образование и право оставаться в Соединенных Штатах в качестве законного резидента, принимая решение о том, как привлечь кого-либо к ответственности? Какова ваша стратегия по сокращению чрезмерного представительства цветных людей в уголовно-правовой системе? Как вы будете вести дела людей, которые борются с зависимостью или психическим заболеванием?

Право на сокращение предварительного заключения

Что вы сделаете для того, чтобы никого не задерживали до суда только потому, что он беден? При рассмотрении вопроса о том, просить ли об освобождении под залог, будете ли вы учитывать последствия содержания под стражей для данного лица и его семьи, в том числе последствия потери опекуна или кормильца?

Сила продвигать истину

Вы гарантируете, что свидетельские показания, отчеты полиции и другие доказательства будут предоставлены защите заранее и автоматически? Будете ли вы передавать все такие доказательства, прежде чем обвиняемый должен будет принять решение о признании вины? Что вы будете делать, чтобы убедиться, что ваши сотрудники не утаивают доказательства? Что вы предпримете для пересмотра неправомерных судимостей? Как вы снизите вероятность неправомерного осуждения невиновных людей? Передадите ли вы протоколы о дисциплинарных взысканиях и любые другие сообщения о неправомерных действиях офицеров, производивших арест, защите? Проведете ли вы быстрое и тщательное расследование улик?

Сила исцеления

Считаете ли вы тюремное заключение последним средством в переговорах о признании вины? Будете ли вы создавать широкий спектр возможностей для людей, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих наркотиками или имеющих серьезные травмы в прошлом? Будете ли вы рассматривать специальные варианты для женщин, молодежи, людей с проблемами психического здоровья и других уязвимых групп населения? Как вы будете контролировать своих сотрудников, чтобы гарантировать, что они используют тюремное заключение только как крайнюю меру? В той мере, в какой вы продолжаете добиваться тюремного заключения, что вы будете делать для обеспечения того, чтобы тюрьмы и тюрьмы предоставляли образование и навыки, чтобы члены вашего сообщества могли успешно воссоединиться с обществом?

изображениеПолный

копия

ПРЕДСТАВЛЕНО

Brooklyn


Defender
Услуги

Бруклинские услуги защитника
Ливингстон-стрит, 177
Бруклин, Нью-Йорк, 11201
718. 254.0700

Прокуратура играет решающую роль в реформе уголовного правосудия

Поскольку внимание страны сосредоточено на необходимости преобразования полиции, прокуроры должны признать, что они тоже должны сыграть свою роль. Мы уже видели зачатки движения за прокурорскую реформу по всей стране. При администрации Обамы федеральные прокуроры приняли политику «умного отношения к преступности», направленную на то, чтобы отказаться от жесткого подхода к преступлению и проводить индивидуальную оценку дел вместо того, чтобы рефлекторно выдвигать самые серьезные и легко доказуемые обвинения во всех случаях. Но большая часть усилий по проведению реформ была предпринята на уровне штатов, где избиратели избрали сторонников реформ окружных прокуроров, таких как бывший адвокат по уголовным делам Ларри Краснер в Филадельфии и бывший заместитель общественного защитника Чеса Буден в Сан-Франциско.

Прокуроры определяют, по каким делам будет возбуждено уголовное дело. Если они отказываются, как и должны, принимать дела, в которых поведение полиции не соответствует конституционным стандартам, полицейские управления должны будут вести себя соответствующим образом, если они хотят, чтобы их дела преследовались в судебном порядке. У прокуратуры также есть уникальная возможность исправлять старые ошибки, устанавливая стандарты для будущего проведения расследований полицией.

В Бирмингеме, округ Джефферсон штата Алабама, Тофорест Джонсон был осужден в 1998 и приговорен к смертной казни за стрельбу в 1995 году в помощника шерифа, который не при исполнении служебных обязанностей обеспечивал охрану отеля. Единственным доказательством против него были показания женщины, которую Джонсон никогда не встречал, которая утверждала, что слышала его признание во время телефонного звонка из тюрьмы. Позже выяснилось, что за показания ей было выплачено вознаграждение в размере 5000 долларов, но на слушаниях в 2001 году она показала, что не знала об этом, когда давала показания в суде. Никакие вещественные доказательства или свидетельские показания не связывают Джонсона с убийством, и 47-летний Джонсон настаивал на своей невиновности с момента ареста.

Суд вынес решение против Джонсона, когда он обжаловал приговор. Но в 2018 году в округе Джефферсон был избран новый прокурор Дэнни Карр. Менее чем через два года после своего избрания Карр подал ходатайство в поддержку нового судебного процесса над Джонсоном, который уже почти 25 лет находится в камере смертников. Карр не высказался по поводу виновности или невиновности Джонсона, но отметил: «Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы добиться осуждения, но и в том, чтобы добиваться справедливости». В его ходатайстве изложены многочисленные опасения, которых было достаточно, чтобы сделать процесс, который привел к осуждению Джонсона и приговору, тревожным.

Важно отметить, что вмешательство прокурора не обязательно означает реабилитацию Джонсона. Но призыв к новому судебному разбирательству вместе с защитой не только создает дополнительный механизм пересмотра этого обвинительного приговора, но и задает стандарт ведения будущих судебных преследований. Готовность пересмотреть старые дела обращает внимание прокуратуры и полиции на то, что они должны иметь достаточные, допустимые доказательства вины, прежде чем браться за дело, и настаивать на справедливом судебном разбирательстве. И хотя Карра можно было бы считать смелым, если бы он предпринял этот шаг — его, несомненно, будут критиковать за его мягкость в отношении преступлений в некоторых уголках — это, несомненно, правильно пересмотреть приговор, караемый смертной казнью, когда прокурор, который изучает доказательства и ход судебного разбирательства, остается с опасениями по поводу восторжествовала ли справедливость.

Большой урок из дела Бирмингема заключается в том, что прокуроры, которые работают рука об руку с правоохранительными органами, должны быть недвусмысленно привержены использованию конституционных стандартов для оценки этой работы. Им поручено обеспечить, чтобы система функционировала таким образом, чтобы защищать права всех — жертв, сообществ и ответчиков. Прокуроры, как говорится, правильно делают свое дело, если умудряются злить и друзей, и врагов. Работа заключается не в том, чтобы выслужиться. Поскольку наша страна переживает очень сложное время, прокуратура может отклонять дела, в которых есть серьезные опасения по поводу неправомерных действий полиции или неадекватного расследования. Будут последствия, если они будут молчать.

Многие окружные прокуроры уже используют свои широкие полномочия для проведения столь необходимых реформ, направленных на создание более справедливой и подотчетной системы. В Филадельфии Краснер, который 75 раз подавал в суд на полицейское управление Филадельфии во время своей ранней карьеры адвоката по гражданским правам, использовал свои прокурорские полномочия, чтобы добиваться смягчения приговоров, обвинять поведение в менее тяжких преступлениях с более низкими приговорами, вводить запрет на хранение марихуаны. взимает и отменяет денежный залог за большинство проступков и ненасильственных уголовных преступлений. В июне он создал целевую группу для расследования более 2000 арестов полицией Филадельфии во время протестов. Точно так же в Сан-Франциско Буден ввел новую политику отказа в предъявлении обвинений или судебном преследовании по делам, основанным исключительно на показаниях полицейских, в послужном списке которых есть серьезные обвинения в неправомерных действиях. Тем временем окружной прокурор Канзас-Сити Марк Дюпри недавно запросил финансирование для расследования утверждений о злоупотреблениях со стороны полиции.

Решение окружного прокурора Бирмингема о проведении нового судебного разбирательства по старому делу было основано на исключительных фактах. Но эта готовность вершить правосудие, а не количество судебных преследований, путеводная звезда офиса должна быть нормой, а не исключением. Приговоры к смертной казни, такие как приговор Энтони Рэю Хинтону, который провел почти 30 лет в камере смертников Алабамы, прежде чем его адвокат Брайан Стивенсон добился его оправдания в 2015 году, и чье дело стало предметом фильма «Просто помиловать », были отменены даже в рамках строгих правовые стандартные суды используют.

Во многих юрисдикциях прокуратура создала независимые наблюдательные советы и отделы обеспечения справедливости обвинительных приговоров (CIUs), подразделения в офисах окружных прокуроров, которые рассматривают старые дела для выявления и исправления неправомерных приговоров. В настоящее время 60 таких подразделений действуют в 20 штатах и ​​округе Колумбия. В совокупности с 2002 года эти офисы несут ответственность за освобождение от ответственности более 400 человек.

Создание этих подразделений требует изменения культуры прокуроров. Если избиратели продолжат поддерживать прокуроров-реформаторов, эти новоизбранные окружные прокуроры и даже генеральные прокуроры штатов — если тенденция достигнет такого уровня — могут провести важные реформы, которые окажут широкое влияние на практику полиции, а также на судебное преследование.

Поймите правильно: в большинстве случаев наша судебная система делает все правильно. Но иногда случается случай, который требует второго взгляда, тщательного рассмотрения, где действительно могла иметь место несправедливость. Прокуроры должны быть смелыми и прямолинейными в признании потенциальных ошибок. И все мы заинтересованы в исправлении этих ошибок.

Прокуратура — это не фабрика по производству безделушек, и ее успех не следует оценивать по количеству возбужденных дел или вынесенных обвинительных приговоров, а также по скорости их получения. Вместо этого прокурорские решения как в федеральной системе, так и в системе штатов должны быть результатом критического анализа, который определяет, заслуживает ли дело предъявления обвинения и было ли расследование обоснованным. Тщательный, объективный анализ на каждом этапе судебного преследования, от предъявления обвинения до вынесения приговора и после вынесения обвинительного приговора, должен быть неотъемлемой частью культуры. Работа прокурора заключается в отправлении правосудия, а не в вынесении обвинительных приговоров. Если прокуратура возьмет на себя инициативу, остальная система последует за ней.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Руководство о роли прокуроров

В то время как в Уставе Организации Объединенных Наций народы мира подтверждают, среди прочего, свою решимость создать условия, при которых может поддерживаться правосудие, и провозглашают одной из своих целей достижение международное сотрудничество в поощрении и поощрении уважения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка или религии,

Принимая во внимание, что Всеобщая декларация прав человека закрепляет принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности и право на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом,

Принимая во внимание, что часто все еще существует разрыв между видением лежащих в основе этих принципов и фактической ситуации,

Принимая во внимание, что организация и отправление правосудия в каждой стране должны основываться на этих принципах и усилиях, предпринимаемых для их полного воплощения в жизнь,

Принимая во внимание, что прокуроры играют решающую роль в отправлении правосудия, и правила, касающиеся выполнения ими важных обязанностей, должны способствовать уважению и соблюдению ими вышеупомянутых принципов, тем самым способствуя справедливому и беспристрастному уголовному правосудию и эффективной защите граждан против преступности,

Принимая во внимание, что необходимо обеспечить, чтобы прокуроры обладали профессиональной квалификацией, необходимой для выполнения их функций, путем совершенствования методов набора и юридической и профессиональной подготовки, а также путем предоставления всех необходимых средств для надлежащего выполнения своих функций. их роль в борьбе с преступностью, особенно в ее новых формах и проявлениях,

Поскольку Генеральная Ассамблея своей резолюцией 34/169 от 17 декабря 1979 года приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка по рекомендации Пятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,

принимая во внимание, что в резолюции 16 Шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней был призван включить в число своих приоритетов разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей и отбора, профессиональная подготовка и статус судей и прокуроров,

Принимая во внимание, что Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Основные принципы независимости судебных органов, впоследствии одобренные Генеральной Ассамблеей в ее резолюциях 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.,

Принимая во внимание, что Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью рекомендует принять меры на международном и национальном уровнях для улучшения доступа к правосудию и справедливого обращения, реституции, компенсации и помощи жертвам преступление,

Принимая во внимание, что в резолюции 7 Седьмого Конгресса Комитету было предложено рассмотреть необходимость руководящих принципов, касающихся, в частности, отбора, профессиональной подготовки и статуса прокуроров, их ожидаемых задач и поведения, средств повышения их вклада в бесперебойное функционирование системы уголовного правосудия и их сотрудничество с полицией, объем их дискреционных полномочий и их роль в уголовном судопроизводстве, а также представить доклад об этом будущим конгрессам Организации Объединенных Наций,

Изложенные ниже Руководящие принципы, которые были сформулированы, чтобы помочь государствам-членам в выполнении их задач по обеспечению и содействию эффективности, беспристрастности и справедливости прокуроров в уголовном судопроизводстве, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национальных законодательством и практикой и должны быть доведены до сведения прокуроров, а также других лиц, таких как судьи, адвокаты, представители исполнительной и законодательной власти и общественности в целом. Настоящие Руководящие принципы были сформулированы главным образом для государственных обвинителей, но они в равной степени применимы к прокурорам, назначаемым на разовой основе.

Квалификация, отбор и обучение

1. Прокурорами должны быть добросовестные и способные лица, имеющие соответствующую подготовку и квалификацию.

2. Государства должны обеспечить, чтобы:

  1. Критерии отбора прокуроров включали в себя гарантии от назначения на основании предвзятости или предубеждения, исключая любую дискриминацию лица по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений. , национальное, социальное или этническое происхождение, имущественное положение, рождение, экономическое или иное положение, за исключением того, что требование о том, чтобы кандидат на должность прокурора был гражданином соответствующей страны, не считается дискриминацией;
  2. Прокуроры имеют надлежащее образование и подготовку и должны быть осведомлены об идеалах и этических обязанностях своей должности, о конституционной и законодательной защите прав подозреваемого и потерпевшего, а также о правах человека и основных свободах, признанных национальными и международными закон.

Статус и условия службы

3. Прокуроры, как основные представители отправления правосудия, всегда должны поддерживать честь и достоинство своей профессии.

4. Государства должны обеспечить, чтобы прокуроры могли выполнять свои профессиональные функции без запугивания, создания помех, преследования, неправомерного вмешательства или неоправданного привлечения к гражданской, уголовной или иной ответственности.

5. Прокуроры и их семьи находятся под физической защитой властей, когда их личная безопасность находится под угрозой в результате выполнения прокурорских функций.

6. Разумные условия службы прокуроров, соответствующее вознаграждение и, в соответствующих случаях, срок службы, пенсия и возраст выхода на пенсию устанавливаются законом или опубликованными правилами или положениями.

7. Продвижение по службе прокуроров, где бы ни существовала такая система, должно основываться на объективных факторах, в частности на профессиональной квалификации, способностях, честности и опыте, и решаться в соответствии со справедливыми и беспристрастными процедурами.

Свобода выражения мнений и объединений

8. Прокуроры, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнений, убеждений, объединений и собраний. В частности, они имеют право принимать участие в публичном обсуждении вопросов, касающихся закона, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, а также вступать в местные, национальные или международные организации или создавать их и посещать их собрания без ущерба для себя. профессиональный ущерб по причине их законных действий или их членства в законной организации. При осуществлении этих прав прокуроры всегда должны вести себя в соответствии с законом и общепризнанными стандартами и этическими нормами своей профессии.

9. Прокуроры могут свободно создавать и вступать в профессиональные ассоциации или другие организации для представления своих интересов, содействия их профессиональной подготовке и защиты своего статуса.

Роль в уголовном судопроизводстве

10. Прокуратура строго отделена от судебных функций.

11. Прокуроры играют активную роль в уголовном судопроизводстве, в том числе в возбуждении уголовного дела, а в случаях, предусмотренных законом или в соответствии с местной практикой, в расследовании преступлений, надзоре за законностью этих расследований, надзоре за исполнением судебных решений. решения и выполнение других функций в качестве представителей общественных интересов.

12. Прокуроры должны в соответствии с законом выполнять свои обязанности справедливо, последовательно и оперативно, уважать и защищать человеческое достоинство и защищать права человека, тем самым способствуя обеспечению надлежащего судебного разбирательства и бесперебойного функционирования системы уголовного правосудия.

13. При исполнении своих обязанностей прокуроры обязаны:

  1. выполнять свои функции беспристрастно и избегать любой политической, социальной, религиозной, расовой, культурной, половой или любой другой дискриминации;
  2. Защищать общественные интересы, действовать объективно, должным образом учитывать положение подозреваемого и потерпевшего и обращать внимание на все относящиеся к делу обстоятельства, независимо от того, благоприятствуют они подозреваемому или нет;
  3. Сохранять конфиденциальность информации, находящейся в их распоряжении, за исключением случаев, когда выполнение служебных обязанностей или нужды правосудия требуют иного;
  4. Принимать во внимание мнения и опасения потерпевших, когда затрагиваются их личные интересы, и обеспечивать, чтобы потерпевшие были проинформированы об их правах в соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью.

14. Прокуроры не должны возбуждать или продолжать судебное преследование или прилагать все усилия для приостановления судебного разбирательства, когда беспристрастное расследование показывает, что обвинение является необоснованным.

15. Прокуроры должны уделять должное внимание судебному преследованию за преступления, совершенные государственными должностными лицами, в частности за коррупцию, злоупотребление властью, серьезные нарушения прав человека и другие преступления, признанные международным правом, и, если это разрешено законом или соответствует местной практике, расследования подобных правонарушений.

16. Когда прокуроры получают доказательства против подозреваемых, которые, как они знают или полагают на разумных основаниях, были получены с применением незаконных методов, которые представляют собой грубое нарушение прав человека подозреваемого, особенно с применением пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения наказания или других нарушений прав человека, они должны отказаться от использования таких доказательств против кого-либо, кроме тех, кто применил такие методы, или сообщить об этом Суду и принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы лица, ответственные за использование таких методов, были привлечены к ответственности. к правосудию.

Дискреционные функции

17. В странах, где прокуроры наделены дискреционными функциями, закон или опубликованные правила или положения должны содержать руководящие принципы для повышения справедливости и последовательности подхода при принятии решений в процессе судебного преследования, включая возбуждение или отказ от судебного преследования.

Альтернативы уголовному преследованию

18. В соответствии с национальным законодательством прокуроры должным образом рассматривают возможность отказа от судебного преследования, условного или безусловного прекращения производства по уголовному делу или изъятия уголовных дел из официальной системы правосудия при полном соблюдении прав подозреваемого (подозреваемых). ) и жертва(ы). С этой целью государствам следует всесторонне изучить возможность принятия схем замены наказания не только для уменьшения чрезмерной судебной нагрузки, но и для того, чтобы избежать стигматизации досудебного содержания под стражей, предъявления обвинения и осуждения, а также возможных неблагоприятных последствий тюремного заключения.

19. В странах, где прокуроры наделены дискреционными функциями в отношении принятия решения о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего, особое внимание должно уделяться характеру и тяжести правонарушения, защите общества, личности и биографии несовершеннолетнего. . Принимая такое решение, прокуроры должны, в частности, учитывать имеющиеся альтернативы судебному преследованию в соответствии с соответствующими законами и процедурами в области ювенальной юстиции. Прокуроры прилагают все усилия для привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности только в той мере, в какой это абсолютно необходимо.

Отношения с другими государственными учреждениями или учреждениями

20. В целях обеспечения справедливости и эффективности судебного преследования прокуроры должны стремиться к сотрудничеству с полицией, судами, адвокатурой, общественными защитниками и другими государственными учреждениями или учреждениями.

Дисциплинарное производство

21.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *