Занятие по финансовой грамотности в начальной школе – Урок-игра по финансовой грамотности в начальной школе

Содержание

Открытое занятие по финансовой грамотности на тему "Экономить и беречь учимся с детства" (2 класс)

Тема: Учимся экономить и беречь с детства

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 3 г. Калининграда Тулюсева Т.И.

Задачи: развитие экономического мышления школьников; воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Цели: познакомить со способами экономии денег в семье.

Результаты:

- личностные: осознание себя как члена семьи, участие в обсуждении расходов семьи

- метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, понимание цели своих действий; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение взаимодействовать в группе

- предметные: знание направлений расходов семьи

Критерии отбора материала: финансово-экономическая направленность материала,

доступность, • воспитательная ценность, • занимательность

Оборудование: ноутбук, проектор, музыка, фрагмент сказки « Каникулы в Простоквашино» Э.Успенского, раздаточный материал - пословицы, картинки об экономии денег.

Ход занятия

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

1.Организация

На нашем занятии, гости, поприветствуйте их.

Зарядимся хорошим настроением- протянем друг другу ладошки и замкнем круг покачаемся, как лодочки

на воде, и улыбнемся. И с хорошим настроением приступим к работе. И так готовы. А сейчас внимание на экран. Будьте внимательны, я буду задавать вопросы.

Приветствуют гостей

2. Психологический настрой

Включает фрагмент сказки.

Смотрят.

фрагмент сказки «Каникулы в Простоквашино» Э.Успенского

3Актуализация внимания, постановка цели.

Фрагмент, из какой сказки смотрели? Кто автор? Как зовут героев этого фрагмента? За что кот Матроскин ругает Шарика? Как поступил Шарик? Может Шарик, зря потратил деньги? Надо покупать то, что нужно. Так чему будем учиться на этом занятии? Будем учиться правильно, расходовать и экономить деньги. И тему (СЛАЙД 1) нашего занятия читаем на слайде хором

« Учимся экономить и беречь с детства».

Ответы детей.

-Потратил деньги, а валенки не купил.

4. Изучение новой темы.

А сейчас, давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши ученики

В магазин пришел Артем.

В магазин пришла Лена.

Какой вывод вы сделаете из этого «похода» в магазин. Кого из покупателей, считаете экономным и обоснуйте свой ответ. Старайтесь тратить деньги с умом.

Какой вывод можно сделать? Даша, прочитай вывод.

Слайд №2

1 вывод: ходить в магазин со списком товаров, которые нужно купить

Дети наблюдают, делают выводы.

Артем экономный, он купил то, что ему нужно, что написано в списке.

Сценка в магазине. Прилавок, много разных продуктов (красивые коробочки), игрушек, косметика (принесли

дети)

Артем покупает продукты для борща, но строго по списку. (свеклу, зелень, морковь…) спрашивает у продавца, расплачивается, и уходит.

Лене надо купить манку и молоко, но она покупает все подряд, потому, что ей это нравится, и ей это хочется. В результате у нее даже денег не хватает.

Е.И. выходит с мальчиками.

Иногда вот такими возвращаются дети с прогулки.

Выясним причину драки.

А что делать родителям?

Теперь надо их лечить.

Опять расходы?

А что надо делать вам сейчас, чтобы родители не тратили деньги на лекарство для вас? Чтобы вы меньше болели?

У вас на столах листочки, прочитайте, отметьте полезные советы для здоровья.

Заслушивает ответы детей из каждой пары.

Какой вывод сделаем из этой работы? Указкой показать на экран –

- Посмотрите на экран, прочитайте вывод все вместе.

Слайд №3

2 вывод: вести здоровый образ жизни.

Молодцы!

Заходят двое детей

Ответы детей -

«Пойти в аптеку, купить средство от синяков»

Не драться, уметь договариваться,

вести здоровый образ жизни.

Работа в парах.

Каждая пара получает лист, выбирает правила ЗОЖ, и зачитывает

Заходят: у обоих синяки под глазом.

Объясняют причину драки.

Настя, покажи, что ты приготовила для нашего занятия.

Выходит, Настя, садится в «машину».

Спасибо нашим артистам.

Ребята, что произошло в этой ситуации?

Настя получила штраф. За что Настя получила штраф? Что она сделала не так?

Придется заплатить деньги. Денежные расходы семьи увеличились.

А какие еще нарушения могут быть на дороге?

Так что надо делать?

Какой вывод сделаем, чтобы не платить штрафы?

Прочитает Сережа.

Слайд №4

3 вывод: соблюдать п.д.д.

Молодцы.

Дети смотрят сценку.

Настя – «О, какие расходы!»

Нарушала правила дорожного движения

Ответы детей. Переходить по переходу, на зеленый свет и т.д. Делают выводы.

Поездка на машине. Настя заводит машину, едет, поет песни очень громко, поводит губы, глядя в зеркало, разговаривает по телефону.

Ее останавливает полиция, за превышение скорости, за разговор за рулем по телефону, вручают штраф.

5 Физминутка.муз.пауза.

Хорошо потрудились, а сейчас отдохнем.

Дети под музыку выполняют движения

6(продолжение)

Итак, отдохнули, продолжаем работу. Ребята, живя в квартире, в доме, вы можете помогать экономить деньги. Что вы можете сделать? У вас на столе картинки. Посмотрите на них, обсудите чему учит ваша картинка, и расскажите об этом

Выходите к доске прикрепите к доске и объясните

И так 4 вывод. Читаем вместе.

4 вывод: я тоже помогу экономить

Молодцы.

Работа в парах

Ответы детей.

Работа в группе

На доске название темы закрыто. Представители групп выхолят к доске, прикрепляют картинки, объясняют их.

На столах лежат конверты,

В них по 2 пословицы, выберите ту, которая подходит к теме нашего занятия.

Посоветуйтесь, решите, кто будет отвечать. Слушаем ответы

Ответы детей

Дети читают пословицы, объясняют их смысл.

7.Итог занятия

Скажите, чему вы учились сегодня?

Появилось желание научить кого-нибудь быть бережливыми, экономными?

Учились быть экономными

Учились экономно расходовать деньги.

8.Рефлексия

Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А сейчас я хочу вручить благодарственные письма детям, которые участвовали в региональном конкурсе «Финансовая грамотность в моей семье»

Спасибо за работу

Дети получают награды.

Приложение

Кто рано встает, у того копейка растет.

Дождливое лето хуже осени.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Добрый человек добру и учит.

Был бы ум будет и рубль.

Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

Не будет ума, не будет и рубля.

В чужой огород не пустят козла полоть.

С пустым кошельком на базар не пойдешь.

В каждой шутке есть доля правды.

Кто долго спит, тот денег не скопит

Без корня и трава не растёт.

Раз в кошельке пусто, значит ума не густо.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело

Кто ленив, тот и сонлив.

Чужие деньги считать — не разбогатеть

Давно кошка умылась, а гостей нет.

Без денег везде плохо

Жизнь дана на добрые дела.

infourok.ru

Финансовая грамотность для детей. Уроки финансовой грамотности для младших школьников.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.

 

 

 

Что такое деньги, и для чего они нужны?

 

Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.

 


 

Галилео. История изобретений. Деньги - видео

 

 


 

 

Как зарабатываются деньги?

 

Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Можно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Старайтесь честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, они подробно описаны в книге “Квадрант денежного потока’’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Можно подробнее остановиться на первом способе, так как он самый распространенный.  Остальные методы можно показать в презентации для начальной школы.

 

Уважение

 

Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.

 

 

Планируйте семейный бюджет вместе

 

Поговорите с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Попробуйте вместе расписать важные пункты в статье расходов. Возможно, вам удастся найти способы сэкономить. Объясните ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учите ребенка правильно распределять свой бюджет.

 

 

 

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

 

Есть два способа.

 

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень  интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

 

 

Полезные экономические игры и занятия

 

Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.

 

 

День финансовой грамотности в школе

 

8 сентября - в День финансиста, многие учебные заведения проводят День финансовой грамотности для школьников. Кроме этого, в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Учителя и приглашенные специалисты проводят самые разные мероприятия в рамках недели финансовой грамотности в школе. Очевидно, что проводимые в таких масштабах уроки о деньгах, обязательно принесут свои плоды, и наши дети вырастут финансово грамотными гражданами Российской Федерации. 

 


 

Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - видео

 

 

www.rastut-goda.ru

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности

в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель:

Полежаева Оксана Геннадьевна,

Учитель начальных классов

Класс: 4

Тема занятия: Валюта разных стран.

Форма занятия: «Экономическая игра»

Используемые технологии:

1.технология развития критического мышления

(на этапе организации занятия и актуализации опорных знаний),

2.современная технология оценивания

(на этапе рефлексии),

3.информационно – коммуникационные технологии

(использование презентации на тему: «Валюта разных стран» на всех этапах занятия),

4.технология « Педагогики сотрудничества»

(мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны учащихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие:

  • развитие воображения,

  • мышления,

  • способность понимать текст,

  • способность к организации,

  • рефлексии,

  • самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД:

  • развитие интереса к различным видам деятельности,

  • понимание причин успеха в учебе,

  • развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий;

  • умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

  • участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач;

  • использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД:

  • добывание новых знаний из текста раздаточного материала;

  • переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы:

  • фронтальная (совместное выполнение задания),

  • групповая (помощь однокласснику)

Приемы работы:

Методы работы:

  • проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц),

  • метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах занятия.

Цель урока: формирование практического опыта финансовых знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи занятия:

Образовательная:

  • познакомить детей с названиями денежных единиц стран мира;

  • формирование познавательного интереса учащихся к развитию международной и российской денежной системы в условиях рыночной экономики;

  • Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами

Развивающая:

  • развивать у учащихся любознательность,

  • творческую активность,

  • интеллектуальные и исследовательские умения.

  • Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Воспитательная:

  • воспитывать инициативу и любознательность.

  • способствовать повышению интереса детей к экономическим знаниям.

  • воспитывать интерес к играм экономической направленности

Дидактические средства:

проектор, ноутбуки - по количеству групп (закладки по языковой стажировке в Англии, на Кипре, в Турции)

экран,

презентация,

таблицы «смайлики» для самооценки

Структура занятия

Деятельность учащихся: самостоятельная работа учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

Организационный этап.

Психологическая установка на занятие

Слайд 2.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

- Здравствуйте, гости и участники нашего занятия по финансовой грамотности!

Мы рады вас приветствовать на нашем занятии по финансовой грамотности!

Включаются в деловой ритм занятия.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на занятие

Актуализация опорных знаний

3. Повторение изученного материала

Включение учащихся в учебную деятельность.

Слайд 3.

Мотивация

к учебной деятельности

Слайд 4

Актуализация опорных знаний

Слайд 5-7

Выявление пробелов в знаниях

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 12,13,14

Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Как думаете, о чем будем говорить сегодня на нашем занятии?

Будем

выполнять математические действия с многозначными числами.

* Учиться работать дружно, помогать друг другу справляться с возникшими трудностями

* Каждый ученик будет стремиться к личному успеху.

- Ну, что ж вперед, к успеху!

- Сегодня, занятие мы назовем «Экономическая игра»

(презентация)

-

Я предлагаю сделать первый ход. Возьмите конверт. Откройте. Прочитайте. Что это?

Расскажите, как эту карту понять (прочитать)

Почему между результатом и желанием стоит знак равно?

Какой результат должны получить?

Что Вы уже знаете, глядя на карту?

Предлагаю рассказать очень кратко по картинкам, что знаем об истории денег.

Когда были изобретены деньги и кто их изобрел – никто не знает. Об истории денег написано очень много книг. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги: они просто обменивались друг с другом различными предметами.

Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались птичьи перья, зерно, соль, табак, сушеная рыба, шкурки животных. Постепенно, спустя века, эти предметы уступили место «деньгам» более удобным.

Как полагают ученые, первые привычные нам деньги, появились в Лидийском царстве в VI веке до нашей эры. Чеканились монеты из серебра и золота.

Монетное обращение в России возникло в IX – X веках.

В России первые бумажные деньги были выпущены в период царствования

Екатерины II, в 1769. они мало походили на деньги в нашем представлении. Это были скорее банковские обязательства – расписки на получение денег.

В России на смену звериным шкурам пришло серебро, а основной денежной единицей стала – Гривна. Позднее когда начали чеканить монеты разного достоинства, каждая получила свое имя: полушка, копейка, деньга, грош.

Вывод: Деньги – это особый товар, полезность которого заключается в способности обмениваться на любой товар.

Что вы видите на картинке?

Что такое:

стоимость валюты в единицах другой валюты?

Следующий шаг по карте - это выбор языковой стажировки.

Задание: выбрать наиболее выгодную страну для языковой стажировки по английскому языку.

(каждая группа получает ноутбук, где будет закладка «Языковая стажировка в соответствующей стране»)

На компьютере будет закладка:

Курс валют.

О деньгах.

О финансовой грамотности.

Карта «Экономической игры»

Прописаны шаги к результату.

Дети рассказывают.

Историю денег.

Дети рассказывают.

Разбираем

коллективно, дети аргументируют свой выбор

Слушают, вместе с учителем

Определяют правильность ответов.

Делают самостоятельно вывод

Валюта разных стран-

-это денежная единица какой-либо страны.

Курс валюты

Получают информационный лист стран.

Определяют для себя критерии выбора,

Фиксируют на листе.

Возникает вопрос:

Где взять курс валюты?

Пользуются компьютером

Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

Предметные :

Представление теоретических знаний

Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

Предметные :

использование теоретических знаний

Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

4. Закрепление изученного материала

Определение границ собственного знания или «незнания»

Самостоятельная работа.

Итог работы: Мы выбрали страну…….., потому что (перечисляют критерии)

Самостоятельная работа и

самооценка.

Предметные:

Используют знания и умения арифметических действий с многозначными числами.

Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки

определение границ собственного знания или «незнания»

5. Итог занятия. Рефлексия.

Самооценка результатов своей деятельности

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

Я очень доволен своей работой.

Мне надо разобраться в некоторых вопросах.

У меня много ошибок.

Обучающиеся ставят «+» в тот столбик, как себя оценили

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности..

Официальный язык

Валюта

Великобритания

английский

фунт стерлингов

Кипр

греческий

евро

Турция

турецкий

турецкая лира

infourok.ru

Отчет о проведении урока-игры по финансовой грамотности в начальной школе

Отчет о проведении уроков по финансовой грамотности во 2-4 классах учителя русского и английского языков СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» Ли Лилии Эрнестовны

Уроки по финансовой грамотности в СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» состоялись 23.05.18. Было проведено 3 урока во 2, 3 и 4-б классе соответственно. Общее количество детей – 24 (в нашей школе класс делится на 3 группы во время изучения английского языка. Так как я учитель английского, я проводила уроки только со своими группами детей).

Уроки проходили в форме игры, цель которой состояла в том, чтобы способствовать развитию финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи игры состояли в следующем:

  • способствовать формированию экономического образа мышления;

  • воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;

  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

В ходе подготовки к уроку использовались материалы со страницы https://groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=394800 (материалы коллег, ранее проводивших урок по финансовой грамотности), учебно-методические материалы со страницы http://вашифинансы.рф/books/

Урок состоял из 4 этапов – станций. Обучающиеся работали в командах: класс (группа) делился на 2 команды, по очереди участвовали в беседе, выполняли задания на карточках, делали выводы (см. приложение 1). За каждый правильный и развернутый устный ответ и за каждое правильно выполненное задание команда получала определённое количество денег (см. приложение 2). Победителем объявлялась команда, заработавшая наибольшее количество денег. После завершения игры ребятам было предложено выполнить исследовательский мини-проект «Шарлотка». Задача проекта: рассчитать стоимость и вес 1 порции шарлотки. Дети выполняли проекты в письменной (см. приложение 3) и электронной форме (см. презентацию «Шарлотка»).

Урок способствовал развитию у ребят:

  • начальных навыков адаптации в мире финансовых отношений;

  • самостоятельности;

  • навыков сотрудничества.

  • умения признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Ребята узнали новые экономические термины, такие как «банк», «валюта», «коммерсант», «маркетинг», «банкнота» и др.; сформировали более ясное представление о роли денег в семье и обществе, проводя элементарные финансовые расчёты.

Детям очень понравились уроки финансовой грамотности!

Приложение 1

3 класс

2 класс

4 класс

Приложение 2

Бумажные жетоны (деньги)

Приложение 3

Исследовательские мини-проекты обучающихся

Габриэл Выбирал, 3 класс

Нестор Слышинский, 2 класс

infourok.ru

Внеурочное занятие по финансовой грамотности.

Внеурочное занятие по финансовой грамотности учащихся

«Копейка – рубль бережёт»

Пояснительная записка

Целевая группа: обучающихся 2-3 классов.

Продолжительность проекта: 35 минут

Цель проекта: дать ученикам представление о семейном бюджете и рациональном его использовании, на основе игровых ситуаций, близких к реальной жизни

Задачи:

  • формировать социальную ответственность: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;

  • рассмотреть понятие семейного бюджета;

  • прививать уважение к труду родителей, потребностям каждого члена семьи;

  • развивать самостоятельность в рациональном использовании денежных средств.

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • учиться работать в группе.

регулятивные:

  • определять степень успешности своей работы и работы других;

  • проверять и оценивать друг друга.

коммуникативные:

  • развивать умения договариваться о совместной работе;

  • умение слушать других;

  • предлагать помощь, сотрудничество.

Предметные:

  • обучающая - ознакомить учащихся с понятием доход и источниками формирования доходов семьи;

  • воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость;

  • мотивационная - побудить интерес к повышению своего уровня финансовой грамотности, поиску оптимальных решений в зависимости от текущих условий и планов на будущее.

  • уметь решать задачи практического содержания, знать понятия бюджета, сбережения, дохода и расходов.

Формы работы: Групповая, индивидуальная; мозговой штурм; технология сотрудничества, развитие критического мышления.

Методы: словесные (рассказ, вопросы), наглядные (слайды), практические (подбор материала)

Технологии: информационно-коммуникативные, развивающие,

Оборудование, оформление и реквизит: ноутбук, карточки с заданиями; листы бумаги для выполнения задания, фломастеры, мультимедийная презентация.

Содержание проекта

  1. Организационный момент.

Деление на группы.

  1. Создание проблемной ситуации.

Послушайте стихотворение «Разговор мамы с маленьким сыном»

- Отправляюсь в магазин.

Что купить тебе, сынок?

Отвечает маме сын:

- Ты купи мне самолёт,

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маску, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

2. Ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, сможет ли мама купить столько игрушек? Почему?

  1. Основная часть.

  1. Ответы на вопросы:

- Что нужно сделать, чтобы хватило денег на желаемую покупку?

- Словарь Ожегова даёт такое толкование «роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок называется «бюджет». Из определения «бюджета», назовите его виды.

- Сегодня мы поговорим о семейном бюджете.

- Выясним, что такое статья доходов семьи, что такое статья расходов семьи.

- Подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Работа групп по карточкам:

- Из чего складываются доходы и расходы семьи? Соедини стрелками доходы и расходы

Приложение № 1

  1. . Ответы на вопросы:

- Как вы думаете, что такое «доходы семьи» (это поступления средств в семью из разных источников)

- Что такое «расходы семьи» (затраты средств на товары и услуги)

- Таким образом, что такое «бюджет семьи»? (это своеобразный план семьи)

  1. Работа с пословицами.

Задание дано для каждой группы на ноутбуке.

- Собери пословицы.

5. Физминутка.

Вот сынуля потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Но монетки не нашел.
Чтоб монетки нам найти,
Надо к папе нам идти.

Приложение № 2

- Какова общая тематика этих пословиц? Чему они нас учат?

- Что значит экономить?

- Чем отличается экономный человек, от жадного?

- На чём бы вы сэкономили? (на игрушках, развлечениях, сладостях)

- Закончи фразу экономного человека:

  1. Можно сэкономить на транспорте, если … (если пользоваться проездным билетом)

  2. Можно сэкономить на коммунальных услугах, если … (если экономить воду, электроэнергию, газ)

  3. Можно сэкономить на продуктах, если … (если есть дача, если покупать в меру)

  4. Можно сэкономить на одежде и обуви, если … (если беречь)

  5. Можно сэкономить на разговорах по сотовому телефону, если … (реже разговаривать)

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

- Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке - они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, родителям даже придётся занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

Практическая работа.

Определить необходимые и желаемые траты.

Приложение № 3

Игра Сходи в магазин

Каждой группе выдается определенная сумма условны денег (50руб примерно). Они должны решить на что можно потратить как можно более рационально и сделать вывод.

- А теперь подсчитайте, сколько вы можете сэкономить за 1 месяц.

- Как вы думаете, что можно было бы приобрести на сэкономленные деньги?

Рефлексия

В презентации выводится

  • «Сегодня я узнал...

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • Я смог…

  • Было интересно узнать, что…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…»

Формы и система оценивания результатов

Критерием оценки достижения цели является формулирование выводов о необходимости рационального использования денежных средств.

Методы оценки: рефлексия, самооценка.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций// Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fmc.hse.ru/ – Загл. с экрана.

Интернет-ресурсы:

  • http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1 Азбука денег

  • http://festival.1september.ru/ Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  • http://www.familyfinance.ru/ -Уроки Здорового отношения к деньгам, которые позволят Вам  сформировать у детей правильное   представление о том, что такое деньги.

  • http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml-На этой страничке собраны интересные статьи о том как научить детей управлять деньгами, зачем это нужно, что это даст и как это сделать.

  • http://www.detki-monetki.biz/?p=293-Книги по финансовой грамотности для детей и родителей.

  • www.azbukafinansov.ru-Универсальный портал по финансовой грамотности для школьников, студентов, взрослого населения, предпринимателей.

  • http://richkid.ru/club/about/-Статьи по финансовой грамотности, рубрика «Вопросы и ответы»

  •  http://richkid.ru/club/about/-Книга «Денежные сказки».

infourok.ru

Методическая разработка (4 класс) на тему: Урок финансовой грамотности. 4 класс. Классный час. МАОУ Гимназия №2 Г. Балаково. Енина Елизавета Валентиновна

Родительское собрание в 4 классе

Учитель: Енина Елизавета Валентиновна,

МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область

Тема:  « Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средним звеньями школьного обучения, о посильной помощи детям в адаптации к новым условиям; знакомить родителей с возрастными психологическими особенностями пятиклассников; анализировать основные трудности, возникающие при переходе учащихся в среднюю школу.

Ход собрания.

  1. Психологический настрой. Приветствие. 

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня, и благодарим за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.

Родительский практикум в виде игры «Радуга  чувств»

На доске  радуга, каждый цвет дуги выражает  самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.  После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.

Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.

Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.

Синий – тревога, озабоченность, растерянность.

Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.

Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.

  1. Выступление классного руководителя.

         Совсем скоро ваши дети станут пятиклассниками. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.

            По мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, в период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период,  с педагогической точки зрения,  характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет.

          Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.

Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.  Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Проблема 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к школьным психологам.

             Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

             В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку своей личности. Младшие школьники на вопрос: «Кто у вас самый лучший в классе?» обязательно назовут отличников. Но в пятом классе такое представление о «хорошисте» уже начинает меняться. Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.

               На этом фоне совсем по-другому смотрится еще одна проблема: оставаться ли в своей «простой» школе или идти за лучшими (так кажется) знаниями в более престижное учебное заведение. Как ни странно (поскольку такой переход становится тенденцией), большинство специалистов единодушны: переход из школы в школу и даже из класса в класс нежелателен. Он, утверждают они, приемлем только в том случае, если ребенок не имеет на старом месте нужного статуса. Например, в силу каких-то причин относится к отвергнутым детям: класс его не принял. И тогда нужно помочь ему занять соответствующий статус на новом месте, потому что в этот период для подростка особенно важно иметь взаимопонимание со сверстниками.

               И все же новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие-то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что… рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться.

              Поэтому родителям, стремящимся дать детям хорошее образование, нужно в первую очередь помнить о том, что в гимназиях и лицеях — совершенно другие требования и нагрузка. Готов ли их ребенок к ним (он не глупее, нет!)? Но позволяет ли его физическое и психическое здоровье выдержать такой темп? Насколько адекватна его самооценка? Выработаны ли у него эмоционально-волевые навыки (а у нынешних детей это самая большая проблема)? И если ребенок успешно получает знания в своей школе, не нужно мешать ему: эти знания будут совершенно достойными. К тому же нужно понимать, что нет ни одного учебного заведения, где бы абсолютно все учителя были высочайшего уровня.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость  к адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.. поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

  • возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые требования по оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

   Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

  • усталый внешний вид школьника;
  • нежелание   ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
  • жалобы на события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, наша с вами единая задача – создать условия для успешной учебы детей в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Сколько же длится адаптация к 5 классу?

 В среднем один-два месяца. Обычно к началу  осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

            В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит. Помогите ему, посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным: «Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но и других ребят нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим способам поведения. В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И «таким» мама его не видит. Поэтому так желателен в пятом классе контакт педагогов и родителей.

             К переходу в пятый класс необходимо готовиться уже в четвертом классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.

  1.  Работа в группах. Обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Родители записали пятиклассника с первых дней учебы  дополнительно в кружок рисования, спортивную секцию и на занятия с репетитором. Затем стали замечать, что ребенок стал рассеянным, вялым, потерял интерес к учебе и занятиям творчеством, и спортом. Но продолжали через силу заставлять ребенка заниматься рисованием и спортом. Правы ли родители? А как поступили бы Вы?

Мнение: В пятом классе происходит изменение режима дня ребенка в сравнение с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки. Перебарщивание с дополнительной нагрузкой может отрицательно сказаться на желании учиться, а также повлиять на его психофизиологическое самочувствие. Необходимо введение в рацион питания больше витаминов, процедур закаливания, максимальное развитие двигательной активности. В занятиях, увлечениях прислушиваться к мнению ребенка, пятиклассник хочет выбирать сам, что ему интересно, чем заниматься.

 Ситуация 2. Ученица пятого класса, будучи отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Мнение: Конечно же, маму девочки очень интересуют успехи дочери. Но, частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как часть его могут стать для ребенка  враждебными, опасными. А это, как правило, приводит с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой, является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств.

Ситуация 3.Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Мнение: В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становиться общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками.

Ситуация 4  Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей, лишают ребенка удовольствий. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Мнение: особенности развития ребенка с 11 летнего возраста проявляются в трудностях в отношениях с взрослыми и здесь недопустимы физическое и психическое давление на ребенка. Сравнивая себя с взрослыми, младший подросток приходит к заключению, что между ним и взрослыми никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что также обладает правами. Но при всей кажущейся взрослости ребенок имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими.

Ситуация 5 Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?

Мнение:  вступая в младший подростковый возраст,  дети больше начинают ориентироваться на  себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник и степенью доверия к взрослым, определяется степень откровенности ребенка.

  1. Подведение итогов.

Дорогие родители, сегодня вы получили представление о трудностях, с которыми сталкиваются дети, при переходе в 5 класс, почувствовали проблемы школьников.

Вы осознали что , переход в 5 класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность и адаптации к среднему звену, и всей последующей школьной жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям принять и понять новую систему требований, наладить отношения с педагогами, найти свое место в школьном коллективе. Поверьте, это возможно. Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.

В заключение нашего собрания предлагаю вам  один флештренинг, который называется «Мудрец». (Показывается флештренинг по притче «Мудрец»)

                 

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

Благодарю всех за внимание!

Литература:

Андрияхина, Н. Как помочь пятикласснику?/ Н. Андрияхина // Школьный психолог. - № 30. – 2003

Грубкина,Т, Родительский клуб / Т, Грубкина // Школьный психолог. - № 25 .- 2000.

Коблик, Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик.- М.: Генезис, 2003

Курбеко, И.В. Ваш ребенок – пятиклассник/ И.В. Курбеко// Пачатковая школа. - № 4 – 2011.

Материалы сети Интернет

 Приложение

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

      Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребёнку самостоятельности  в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учёбной деятельностью.
  • Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

Правила подготовки ребёнка к самостоятельной жизни

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут, – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  9. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  10. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  11. Старайся быть аккуратным.
  12. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
  13. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый  для самого себя, родителей, учителей, друзей!

         

nsportal.ru

План-конспект занятия (2 класс) на тему: Занятие по финансовой грамотности "Первые деньги"

Внеурочное занятие

по финансовой грамотности

 во 2 классе

Тема  «Первые деньги»

Разработан учителем начальных классов

МБОУ «СОШ №106»

 города Барнаула

Рудаковой Татьяной Алексеевной

Барнаул, 2016

Тема  «Первые деньги»

Цель: объяснить причины появления денег, познакомить с первыми деньгами, дать понятие ликвидности.

Результаты обучения:

  • личностные- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых ситуациях,
  • метапредметные-

познавательные:  использование различных способов поиска и представления информации,

овладение логическими действиями сравнения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям,

умение решать задачи, нахождение названий географических объектов;

регулятивные:  понимание цели своих действий, составление простых планов с помощью учителя;

           коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог;

  • предметные- понимание и правильное использование экономических терминов.

Оборудование: презентация, маршрутные листы, разрезные карточки для игр, пособие для учеников.

Этапы занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечания

Орг. момент. Мотивация к деятельности.

2’

На прошлом занятии мы обменивались разными товарами. Легко ли вам было? Почему? Как люди решили проблему обмена, почему мы сейчас не меняемся товарами?

Обмениваться трудно, некоторые товары были нам не нужны.

Люди придумали деньги.

Презентация

Актуализация необходимых знаний.

9’

Что такое деньги? Где найти ответ?

Можем ли мы увидеть самые первые деньги?

Предлагаю использовать машину времени, но она только показывает, то, что было. Объяснять придётся самим. Помогайте друг другу в группе.

В какое время отравляться понятно – в древние времена. А вот куда?

Для начала составим маршрут. Посмотрите на с. 13, 15. Что поможет вам найти названия географических объектов – пунктов нашего путешествия?

Выпишите названия на маршрутных листах.

Я предлагаю добавить Америку и Россию.

Отвечают. Учебник с. 13

Можем в музее.

Нам помогут заглавные буквы.

1

Эфиопия

2

Острова Санта-Крус

3

Индия

4

Остров Яп

5

Америка

6

Россия

Работа с пособием

Поиск информации в учебнике (в парах или группах)

Изучение нового.

20’

Маршрут написан. Начинаем путешествие.

1. Перед вами Эфиопия, а именно необычное месторождение соли. Почему мы попали именно сюда?

Почему именно соль?

Каким важным качеством должны обладать деньги?

Вы умеете уже пользоваться современными деньгами. Попробуем решить задачу с древними, первыми деньгами. С. 15 Представьте себе, что вы древние эфиопы.

Задачка из блокнота:  Посмотри на эту картинку и скажи: сколько «соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? И сколько рыб пришлось бы для этого ещё поймать? В группе с помощью карточек решите задачу.

2. Мы отправляемся на острова Санта-Крус.

(физ-пауза)

Что было деньгами на этих островах?

Перед вами древняя Индия.

Какие деньги вы видите?

Остров Яп – как стали использовать деньги в последствии? Найдите ответ в учебнике.

Вот Америка, мы видим индейцев. Кроме ракушек, ацтеки использовали в качестве денег бобы какао. Известны случаи подделки подобной денежной единицы — пустая оболочка заполнялась землей или глиной.

А вот ярмарки древней Руси.

Чем были деньги?

С. 13 Так, в Эфиопии (это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли.

Она нужна всем.

Ответы детей.

6 соляных плиток, 3 рыбы.

Деньгами служили длинные красные перья.

Деньгами были красивые ракушки.

Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца.

В качестве денег использовали шкурки ценных зверей.

«Виртуальное путешествие»

Решение задач с помощью разрезных карточек.

 

Дополнительная информация.

Организация познавательной деятельности.

4’

Прежде чем завершить путешествие, вспомним, какие деньги мы видели и откуда они. В группе поиграйте в игру «Четвёртый лишний».

Какие ещё деньги использовали? Найдите ответ в учебнике.

Выбор из разрезных карточек нужных картинок.

Где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона!

Игра «Четвёртый лишний»

   

Знакомство с новым понятием.

4’

Отправляемся домой. Машина исчезла. Чтобы попасть домой из нашего путешествия, необходимо составить слово из данных букв. ИДОЬТЛКВИНС (Может учебник вам поможет? – с. 15) Что такое ликвидность и как оно связано с деньгами?

Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги – товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, что это значит? А если, наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар?

Предлагают варианты.

ликвидность

Товары, которые хорошо обменивались, с  высокой ликвидностью.

Мы продаём его.

То покупаем его.

Рефлексия деятельности.

1’

Вот мы и вернулись. Что вам больше запомнилось в путешествии? Что показалось необычным?

На следующем занятии мы узнаем,  как появились монеты.

Отвечают.

Литература и источники:

Корлюгова, Ю. Н Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 1  /  С. Н. Федин.  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Приложение

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о