краткое описание метода воспитания, цель, результат
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) в дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка.
Внедрение ЗОЖ в детском саду – основная задача всех членов образовательного процесса. Однако, мало кто знает, как правильно привить детям положительное отношение к процедурам по сохранению и укреплению здоровья. Давайте разберемся вместе.
Оздоровительная среда в ДОУ
Условия жизни в современном обществе предъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования, которые, к сожалению, не все дети могут соблюдать. Повышенная рождаемость детей с психофизическими отклонениями является еще одной причиной внедрения ЗОЖ среди масс населения.
Детский сад – это то место, где ребенок, начиная с 3-х лет, проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда. В нее входят:
- хорошо оборудованный спортивный зал;
- музыкальный зал;
- душевые для закаливания;
- физиотерапевтический кабинет;
- наличие в групповых комнатах спортивной зоны;
- приспособленный для подвижных игр садовый участок;
- пищевой блок, отвечающий всем санитарно-гигиеническим нормам.
Приемы по развитию ЗОЖ в детском саду
- Воздушные ванны. Основной режимный момент в ДОУ – это прогулка на свежем воздухе. Это самый распространенный способ укрепления здоровья детей. Прогулку можно совмещать с подвижными играми, гимнастикой и даже закаливанием.
- Рациональное питание. Пища детей должна содержать витамины и минералы, необходимые для нормального роста и развития детей. Питание также должно быть сбалансированным, т.
е. содержать в себе и белки, и жиры, и углеводы. Также немаловажную роль играет время приема пищи, которое должно быть равномерным и одинаковым каждый день.
- Личная гигиена. Детей необходимо приучать выполнять все гигиенические приемы даже без напоминаний родителей.
- Закаливание. Необходимо правильно и плавно начинать закаливать детей не только водными процедурами, но и воздушными.
- Режим дня. Этот способ хорошо дисциплинирует детей, и их жизнь приобретает определенный ритм. В правильно организованном режиме оптимально сочетаются все виды деятельности детей.
Планы-проекты по реализации ЗОЖ
Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия. Эти занятия предусмотрены календарно-тематическими и перспективными планами, которые утверждает заведующий учреждением. Все эти конспекты занятий собираются в объемные проекты по ЗОЖ в детском саду, которые могут реализовываться от недели до месяца. Названия у этих проектов могут быть самыми разнообразными. Например: “Скажем здоровью – ДА!”, “Неделька здоровья”, “Мы со спортом дружим”, “Целебная водица”, “Где прячется здоровье”, “Спортландия”, “Будь здоров!” и прочие. Несмотря на разнообразие названий все проекты по ЗОЖ в детском саду направлены на формирование у детей всех возрастов правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждение появления вредных и привитие полезных привычек, расширение знаний о здоровом образе жизни.
Формы реализации программы по ЗОЖ
Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения. Несомненно, прививать правила личной гигиены и формировать правильное представление о здоровье нужно начиная с самых ранних лет. Однако, наиболее информативны занятия по ЗОЖ в средней группе детского сада. Это именно тот возраст, когда дети еще очень много не знают, но базовые навыки сохранения здоровья у них есть. Далее эти знания необходимо актуализировать и дополнять по мере развития и взросления детей.
В детском саду занятия по ЗОЖ имеют четкую структуру и последовательность этапов. Кроме того, в процессе занятия должны реализовываться определенные цели и задачи, в данном случае по развитию ЗОЖ у детей.
Оздоровительные кружки в детском саду
Для родителей, которые считают что в процессе образовательной программы их дети получают недостаточное оздоровление в детских садах, создаются дополнительные физкультурные, гимнастические или оздоровительные кружки. Основным направлением спортивных кружков является формирование у детей положительного отношения к спорту, физическим нагрузкам. Занятия в таких кружках способствуют развитию физических способностей, настойчивости и уверенности в своих силах. Оздоровительные же кружки направлены на восстановление сил или же устранение каких-либо физических недугов, т.е. имеют своего рода коррекционную направленность.
ЗОЖ в игре
Игра – это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность. Невозможно с помощью одного занятия развить у ребенка все компоненты физического здоровья. Поэтому, зачастую, используют минимум 2-3 игры, которые должны быть направлены на формирование разных составляющих здорового образа жизни. Например:
- Игра “Опасно-безопасно”
Цель игры: научить детей различать опасные и безопасные действия и зоны.
Ход игры: игровое поле делится на две зоны – красная и желтая, что соответствует опасной и безопасной зоне. Дети свободно гуляют по игровому полю, пока воспитатель не назовет какое-либо действие, которое детям необходимо мысленно отнести к опасному или безопасному, и перейти в определенную по цвету зону на поле. Примеры действий:
- мальчик играет на проезжей части;
- девочка перебегает дорогу прямо перед машиной;
- дети играют в песочнице;
- мальчик воспользовался чужой расческой;
- девочка воспользовалась чужим носовым платком;
- дети ушли с детской площадки без спросу и т.
д.
2. Игра “Личная гигиена”
Цель игры: воспитать у детей правильные привычки, закрепить знания о личной гигиене.
Ход игры: дети становятся по кругу, в центре – водящий, который исполняет роль стрелки. Водящий крутится вокруг своей оси пока воспитатель не скажет “Стоп!”. Тот, на кого укажет “стрелка” должен ответить без слов, пантомимой на вопрос воспитателя. Примеры вопросов:
- что ты делаешь после пробуждения утром;
- как нужно умываться;
- как правильно чистить зубы;
- как нужно причесываться;
- как ты делаешь утреннюю гимнастику и т.п.
Для детей старшего возраста задачу нужно усложнить: дети не отвечают на вопрос воспитателя, а сами показывают эти режимные моменты, а остальные должны угадать какую процедуру показывает ребенок.
3. Игра “Витаминка”
Цель игры: познакомить детей с витаминами и расширить запас знаний о том, где находятся витамины.
Ход игры: дети делятся на две команды. Игрок из первой команды показывает картинку с изображением витамина, дети из другой команды в ответ показывают картинки овощей и фруктов, где содержится витамин. Далее игрок из второй команды показывает овощ или фрукт, а игроки из первой команды показывают, какие витамины содержатся в этом продукте.
Консультирование родителей по проблеме ЗОЖ
Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.
Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы. При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.
Информация для родителей
Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп. Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки. Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях.
Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке.
Советы родителям
- Родителям необходимо всегда помнить, что их дети – это их отражение. То, как родители относятся к своему здоровью и соблюдают ли они здоровый образ жизни, отражается и на детях. Нельзя требовать соблюдения правил ЗОЖ от детей, если родители не выполняют их сами.
- Проводите больше времени со своими детьми.
Активный отдых всей семьей – это лучший способ проведения досуга.
- Учитесь бороться со своим стрессом. Психическая уравновешенность – важный компонент ЗОЖ. Не нужно переносить свои проблемы на детей. Нужно, наоборот, показать им как справляться с этим.
- Не разрешайте детям долго смотреть телевизор. Гигиена зрения также относится к ЗОЖ и ее необходимо соблюдать.
- Отдайте вашего ребенка в секцию. Это поможет им выплеснуть гнев и излишнюю энергию, укрепить здоровье и развить волевую регуляцию.
| Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как: – усидчивость, – контроль и коррекция эмоций и настроения, – способность быстро переключаться с одной деятельности на другую. Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников: – Соблюдение режима дня, активности и сна. – Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. – Правильное, здоровое питание. – Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом. – Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам. Основные задачи для родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни. |
|
Инициатива по здоровому детскому саду-Snap-ED Toolkit
Содержимое страницы
- Обзор
- Охват и усыновление вмешательства
- Компоненты вмешательства
- Материалы вмешательства
- Стоимость вмешательства
- Суммирование доказательств
- Оценка.
- Оценка. Информация
Инициатива Healthy Kindergarten Initiative (KI) представляет собой прямое вмешательство в области обучения и изменения PSE, которое включает комплексный целостный подход к обучению детей и их опекунов тому, как выбирать здоровую пищу и быть физически активными. Образование связано с доступом; семьи связаны с местной здоровой пищей благодаря инновационным способам и партнерским отношениям с общественностью. Уроки, объединяющие питание и здоровые привычки, были разработаны в соответствии со стандартами образования Пенсильвании; однако их можно адаптировать для соответствия образовательным стандартам других штатов. Изучение того, как растет еда и кто ее выращивает, в сочетании с частыми дегустациями продуктов и практическим садоводством может помочь увеличить потребление фруктов и овощей среди маленьких детей.
Целевое поведение: Здоровое питание, физическая активность
Тип вмешательства: Прямое обучение, изменение PSE
Инициатива Healthy Kindergarten Initiative (KI) представляет собой прямое вмешательство в области обучения и изменения PSE, которое включает комплексный целостный подход к обучению детей и их опекунов тому, как выбирать здоровую пищу и быть физически активными. Образование связано с доступом; семьи связаны с местной здоровой пищей благодаря инновационным способам и партнерским отношениям с общественностью. Уроки, объединяющие питание и здоровые привычки, были разработаны в соответствии со стандартами образования Пенсильвании; однако их можно адаптировать для соответствия образовательным стандартам других штатов. Изучение того, как растет еда и кто ее выращивает, в сочетании с частыми дегустациями продуктов и практическим садоводством может помочь увеличить потребление фруктов и овощей среди маленьких детей.
Целевое поведение: Здоровое питание, физическая активность
Тип вмешательства: Прямое обучение, изменение PSE
Инициатива Healthy Kindergarten Initiative интегрирована в модель Whole School Whole Child Whole Community и привлекает заинтересованные стороны внутри школы, а также партнеров из сообщества для поддержки здорового поведения.
- Раздача здоровых закусок местного производства учащимся детских садов в классе еженедельно
- Включение вопросов питания, физической активности и местных продуктов питания/сельского хозяйства в стандартную базовую учебную программу , включая определение фруктов и овощей, изучение пищевых групп MyPlate, перекусы «в любое время» и «иногда» и понимание того, что продукты питания поступают с ферм
- Учебная деятельность KI включает: a) посещение учащимися сезонных экскурсий на местные фермы два раза в год для ознакомления с местной продовольственной системой, b) проведение учителями мероприятий по выращиванию продуктов питания в классе и в школьных садах, и c) участие учащихся в уроки питания и физической активности в классе
- демонстрации кулинарии, в том числе некоторые только для опекунов, а некоторые для родителей и опекунов в классе
- Учителя проводят с учащимися перерывы в движении в течение дня, а также проводят уроки о физической активности и ее пользе/важности
- Партнерство с родителями/опекунами путем предоставления/организации:
- кулинарные демонстрации и мастер-классы, в том числе некоторые только для лиц, осуществляющих уход, и некоторые для лиц, осуществляющих уход, и детей
- информационные бюллетени о том, что дети изучают и о предстоящих мероприятиях
- туры по супермаркетам и фермерским рынкам, когда это возможно
- воспитателей посетят местные фермерские поездки со своим ребенком
- расширенный доступ к здоровым продуктам питания через недорогие CSA, передвижные фермерские рынки и/или магазины мини-ферм (опекунам предлагается несколько раз в течение учебного года заказывать разнообразные местные сезонные продукты, такие как форма заказа книжного клуба и местные фермеры поставляем продукцию)
Инициатива здорового детского сада Инструментарий состоит из буклета Инициатива детского сада: здоровое начало здоровой жизни и сопутствующего компакт-диска с рекомендациями, уроками и образцами информационных бюллетеней для воспитателей. Содержание компакт-диска размещено на веб-сайте Center TRT, а также может быть запрошено в The Food Trust. Все материалы будут обновлены осенью 2017 года.
Оценочные материалы доступны бесплатно.
Программа Healthy Kindergarten Initiative изначально была разработана и оценена в полевых условиях как практическое вмешательство. При оценке программы в 2005–2006 годах шесть школ были рандомизированы, так что в трех школах было проведено вмешательство, а в трех – нет. Большинство воспитанников детских садов (241 из 360) в шести школах участвовали в сборе данных, и процент ответивших на опросы был приемлемым. Данные за 2005–2006 годы показали улучшение в а) знаниях детей о здоровом питании (рекомендуемое количество фруктов и овощей в день, размеры порций пищевых продуктов), б) осведомленности детей о том, где выращиваются продукты питания, и в) количестве продуктов питания. фруктов, потребляемых детьми в день (по отчету родителей). Пересмотренные инструменты вмешательства тестируются в 2016–2017 годах и оцениваются в ходе рандомизированного контролируемого исследования в шести школах Филадельфии для дальнейшего подтверждения доказательной базы.
Классификация: Проверено на практике
На основе схемы оценки SNAP-Ed следующие индикаторы результатов можно использовать для оценки прогресса и успеха вмешательства.
Готовность и мощность – краткосрочная (ST) | Изменения – среднесрочные (MT) | Эффективность и техническое обслуживание – долгосрочное (LT) | Результаты популяции (R) | |
---|---|---|---|---|
Индивидуальный | СТ1 | МТ1 | ЛТ1 | |
Параметры окружающей среды | СТ7 | МТ5 | ЛТ5 | |
Секторы влияния | СТ8 | МТ8 | ЛТ18 |
Оценочные материалы для KI, такие как оценка знаний учащихся, опрос родителей в конце года и логическая модель, можно загрузить с веб-сайта Center TRT. Осенью 2017 года будут доступны переработанные инструменты, включая оценку учащихся, опросы учителей, опросы лиц, осуществляющих уход, до и после опроса, а также вопросы для интервью с заинтересованными сторонами9.0003
Веб-сайт: На веб-сайте КИ (https://thefoodtrust.org/what-we-do/schools/nutrition-education) размещен набор инструментов КИ и другие ресурсы по просвещению в области питания в школах.
Контактное лицо(а):
Катарин Девинь
Менеджер программ для взрослых и детей младшего возраста
Телефон: (215) 575-0444 x4122
Электронная почта: [email protected]
Здоровье вашего ребенка | Childcare.gov
Когда мы говорим о росте ребенка, мы часто сначала думаем о росте и весе. Это две важные части физического здоровья вашего ребенка. Каждый раз, когда вы посещаете своего врача, будет измеряться рост вашего ребенка с момента вашего последнего визита. Вы можете получить доступ к таблицам роста, которые использует ваш врач, на следующем веб-сайте: http://www. cdc.gov/growthcharts/.
Здоровье вашего ребенка является основой роста и развития. Конечно, здоровье вашего ребенка включает в себя больше, чем физическое развитие. Некоторые другие важные аспекты здоровья вашего ребенка включают его когнитивное (обучение и мышление) развитие, социальный и эмоциональный рост, а также психическое здоровье. Все аспекты здоровья и развития работают вместе, чтобы сформировать общее благополучие вашего ребенка.
На этом веб-сайте размещены советы, которые вы можете использовать, чтобы убедиться, что ваш поставщик услуг по уходу за детьми поддерживает здоровье и благополучие вашего ребенка на всех этапах развития.
Вы — самый важный человек, который поддерживает и укрепляет здоровье и благополучие вашего ребенка, поэтому важно найти качественные медицинские услуги и специалистов. Ожидайте, что профессионалы ответят на ваши вопросы, выслушают ваше мнение и будут доступны. Вы лучше всех знаете своего ребенка и являетесь его или ее главным защитником.