Зож в детских садах: Здоровый образ жизни

краткое описание метода воспитания, цель, результат

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) в дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка.

Внедрение ЗОЖ в детском саду – основная задача всех членов образовательного процесса. Однако, мало кто знает, как правильно привить детям положительное отношение к процедурам по сохранению и укреплению здоровья. Давайте разберемся вместе.

Оздоровительная среда в ДОУ

Условия жизни в современном обществе предъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования, которые, к сожалению, не все дети могут соблюдать. Повышенная рождаемость детей с психофизическими отклонениями является еще одной причиной внедрения ЗОЖ среди масс населения.

Детский сад – это то место, где ребенок, начиная с 3-х лет, проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда. В нее входят:

  • хорошо оборудованный спортивный зал;
  • музыкальный зал;
  • душевые для закаливания;
  • физиотерапевтический кабинет;
  • наличие в групповых комнатах спортивной зоны;
  • приспособленный для подвижных игр садовый участок;
  • пищевой блок, отвечающий всем санитарно-гигиеническим нормам.

Приемы по развитию ЗОЖ в детском саду

  • Воздушные ванны. Основной режимный момент в ДОУ – это прогулка на свежем воздухе. Это самый распространенный способ укрепления здоровья детей. Прогулку можно совмещать с подвижными играми, гимнастикой и даже закаливанием.
  • Рациональное питание. Пища детей должна содержать витамины и минералы, необходимые для нормального роста и развития детей. Питание также должно быть сбалансированным, т. е. содержать в себе и белки, и жиры, и углеводы. Также немаловажную роль играет время приема пищи, которое должно быть равномерным и одинаковым каждый день.
  • Личная гигиена. Детей необходимо приучать выполнять все гигиенические приемы даже без напоминаний родителей.
  • Закаливание. Необходимо правильно и плавно начинать закаливать детей не только водными процедурами, но и воздушными.
  • Режим дня. Этот способ хорошо дисциплинирует детей, и их жизнь приобретает определенный ритм. В правильно организованном режиме оптимально сочетаются все виды деятельности детей.

Планы-проекты по реализации ЗОЖ

Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия. Эти занятия предусмотрены календарно-тематическими и перспективными планами, которые утверждает заведующий учреждением. Все эти конспекты занятий собираются в объемные проекты по ЗОЖ в детском саду, которые могут реализовываться от недели до месяца. Названия у этих проектов могут быть самыми разнообразными. Например: “Скажем здоровью – ДА!”, “Неделька здоровья”, “Мы со спортом дружим”, “Целебная водица”, “Где прячется здоровье”, “Спортландия”, “Будь здоров!” и прочие. Несмотря на разнообразие названий все проекты по ЗОЖ в детском саду направлены на формирование у детей всех возрастов правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждение появления вредных и привитие полезных привычек, расширение знаний о здоровом образе жизни.

Формы реализации программы по ЗОЖ

Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения. Несомненно, прививать правила личной гигиены и формировать правильное представление о здоровье нужно начиная с самых ранних лет. Однако, наиболее информативны занятия по ЗОЖ в средней группе детского сада. Это именно тот возраст, когда дети еще очень много не знают, но базовые навыки сохранения здоровья у них есть. Далее эти знания необходимо актуализировать и дополнять по мере развития и взросления детей.

В детском саду занятия по ЗОЖ имеют четкую структуру и последовательность этапов. Кроме того, в процессе занятия должны реализовываться определенные цели и задачи, в данном случае по развитию ЗОЖ у детей.

Оздоровительные кружки в детском саду

Для родителей, которые считают что в процессе образовательной программы их дети получают недостаточное оздоровление в детских садах, создаются дополнительные физкультурные, гимнастические или оздоровительные кружки. Основным направлением спортивных кружков является формирование у детей положительного отношения к спорту, физическим нагрузкам. Занятия в таких кружках способствуют развитию физических способностей, настойчивости и уверенности в своих силах. Оздоровительные же кружки направлены на восстановление сил или же устранение каких-либо физических недугов, т.е. имеют своего рода коррекционную направленность.

ЗОЖ в игре

Игра – это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность. Невозможно с помощью одного занятия развить у ребенка все компоненты физического здоровья. Поэтому, зачастую, используют минимум 2-3 игры, которые должны быть направлены на формирование разных составляющих здорового образа жизни. Например:

  1. Игра “Опасно-безопасно”

Цель игры: научить детей различать опасные и безопасные действия и зоны.

Ход игры: игровое поле делится на две зоны – красная и желтая, что соответствует опасной и безопасной зоне. Дети свободно гуляют по игровому полю, пока воспитатель не назовет какое-либо действие, которое детям необходимо мысленно отнести к опасному или безопасному, и перейти в определенную по цвету зону на поле. Примеры действий:

  • мальчик играет на проезжей части;
  • девочка перебегает дорогу прямо перед машиной;
  • дети играют в песочнице;
  • мальчик воспользовался чужой расческой;
  • девочка воспользовалась чужим носовым платком;
  • дети ушли с детской площадки без спросу и т. д.

2. Игра “Личная гигиена”

Цель игры: воспитать у детей правильные привычки, закрепить знания о личной гигиене.

Ход игры: дети становятся по кругу, в центре – водящий, который исполняет роль стрелки. Водящий крутится вокруг своей оси пока воспитатель не скажет “Стоп!”. Тот, на кого укажет “стрелка” должен ответить без слов, пантомимой на вопрос воспитателя. Примеры вопросов:

  • что ты делаешь после пробуждения утром;
  • как нужно умываться;
  • как правильно чистить зубы;
  • как нужно причесываться;
  • как ты делаешь утреннюю гимнастику и т.п.

Для детей старшего возраста задачу нужно усложнить: дети не отвечают на вопрос воспитателя, а сами показывают эти режимные моменты, а остальные должны угадать какую процедуру показывает ребенок.

3. Игра “Витаминка”

Цель игры: познакомить детей с витаминами и расширить запас знаний о том, где находятся витамины.

Ход игры: дети делятся на две команды. Игрок из первой команды показывает картинку с изображением витамина, дети из другой команды в ответ показывают картинки овощей и фруктов, где содержится витамин. Далее игрок из второй команды показывает овощ или фрукт, а игроки из первой команды показывают, какие витамины содержатся в этом продукте.

Консультирование родителей по проблеме ЗОЖ

Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.

Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы. При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.

Информация для родителей

Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп. Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки. Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях.

Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке.

Советы родителям

  • Родителям необходимо всегда помнить, что их дети – это их отражение. То, как родители относятся к своему здоровью и соблюдают ли они здоровый образ жизни, отражается и на детях. Нельзя требовать соблюдения правил ЗОЖ от детей, если родители не выполняют их сами.
  • Проводите больше времени со своими детьми. Активный отдых всей семьей – это лучший способ проведения досуга.
  • Учитесь бороться со своим стрессом. Психическая уравновешенность – важный компонент ЗОЖ. Не нужно переносить свои проблемы на детей. Нужно, наоборот, показать им как справляться с этим.
  • Не разрешайте детям долго смотреть телевизор. Гигиена зрения также относится к ЗОЖ и ее необходимо соблюдать.
  • Отдайте вашего ребенка в секцию. Это поможет им выплеснуть гнев и излишнюю энергию, укрепить здоровье и развить волевую регуляцию.

СПб. Детский сад № 53,ул. Ленская 9/3.а

Меню сайта
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма.  В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:

– усидчивость,

– контроль и коррекция эмоций и настроения,

– способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.

Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность,  но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.

Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:

– Соблюдение режима дня, активности и сна.

– Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

– Правильное, здоровое питание.

– Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.

– Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам. 

Основные задачи для родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней.

Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.

Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни  у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Форма входа
Календарь

«  Ноябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей
  • 2009 Ноябрь
  • 2010 Май
  • 2015 Март
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Инициатива по здоровому детскому саду-Snap-ED Toolkit

    Содержимое страницы

    • Обзор
    • Охват и усыновление вмешательства
    • Компоненты вмешательства
    • Материалы вмешательства
    • Стоимость вмешательства
    • Суммирование доказательств
    • Оценка.
    • Оценка. Информация

    Инициатива Healthy Kindergarten Initiative (KI) представляет собой прямое вмешательство в области обучения и изменения PSE, которое включает комплексный целостный подход к обучению детей и их опекунов тому, как выбирать здоровую пищу и быть физически активными. Образование связано с доступом; семьи связаны с местной здоровой пищей благодаря инновационным способам и партнерским отношениям с общественностью. Уроки, объединяющие питание и здоровые привычки, были разработаны в соответствии со стандартами образования Пенсильвании; однако их можно адаптировать для соответствия образовательным стандартам других штатов. Изучение того, как растет еда и кто ее выращивает, в сочетании с частыми дегустациями продуктов и практическим садоводством может помочь увеличить потребление фруктов и овощей среди маленьких детей.

    Целевое поведение: Здоровое питание, физическая активность

    Тип вмешательства: Прямое обучение, изменение PSE

    Инициатива Healthy Kindergarten Initiative (KI) представляет собой прямое вмешательство в области обучения и изменения PSE, которое включает комплексный целостный подход к обучению детей и их опекунов тому, как выбирать здоровую пищу и быть физически активными. Образование связано с доступом; семьи связаны с местной здоровой пищей благодаря инновационным способам и партнерским отношениям с общественностью. Уроки, объединяющие питание и здоровые привычки, были разработаны в соответствии со стандартами образования Пенсильвании; однако их можно адаптировать для соответствия образовательным стандартам других штатов. Изучение того, как растет еда и кто ее выращивает, в сочетании с частыми дегустациями продуктов и практическим садоводством может помочь увеличить потребление фруктов и овощей среди маленьких детей.

    Целевое поведение: Здоровое питание, физическая активность

    Тип вмешательства: Прямое обучение, изменение PSE

    Инициатива Healthy Kindergarten Initiative  интегрирована в модель Whole School Whole Child Whole Community и привлекает заинтересованные стороны внутри школы, а также партнеров из сообщества для поддержки здорового поведения.

    Он состоит из 4 ключевых компонентов:

    1. Раздача здоровых закусок местного производства учащимся детских садов в классе еженедельно
    2. Включение вопросов питания, физической активности и местных продуктов питания/сельского хозяйства в стандартную базовую учебную программу , включая определение фруктов и овощей, изучение пищевых групп MyPlate, перекусы «в любое время» и «иногда» и понимание того, что продукты питания поступают с ферм
      • Учебная деятельность KI включает: a) посещение учащимися сезонных экскурсий на местные фермы два раза в год для ознакомления с местной продовольственной системой, b) проведение учителями мероприятий по выращиванию продуктов питания в классе и в школьных садах, и c) участие учащихся в уроки питания и физической активности в классе
      • демонстрации кулинарии, в том числе некоторые только для опекунов, а некоторые для родителей и опекунов  в классе
      • Учителя проводят с учащимися перерывы в движении в течение дня, а также проводят уроки о физической активности и ее пользе/важности
    3. Партнерство с родителями/опекунами  путем предоставления/организации:
      • кулинарные демонстрации и мастер-классы, в том числе некоторые только для лиц, осуществляющих уход, и некоторые для лиц, осуществляющих уход, и детей
      • информационные бюллетени о том, что дети изучают и о предстоящих мероприятиях
      • туры по супермаркетам и фермерским рынкам, когда это возможно
      • воспитателей посетят местные фермерские поездки со своим ребенком
      • расширенный доступ к здоровым продуктам питания через недорогие CSA, передвижные фермерские рынки и/или магазины мини-ферм (опекунам предлагается несколько раз в течение учебного года заказывать разнообразные местные сезонные продукты, такие как форма заказа книжного клуба и местные фермеры поставляем продукцию)
    4. Сотрудничество со школьными заинтересованными сторонами и партнерами по сообществу для оказания поддержки здоровому поведению в отношении еды и физической активности.

    Инициатива здорового детского сада  Инструментарий состоит из буклета  Инициатива детского сада: здоровое начало здоровой жизни  и сопутствующего компакт-диска с рекомендациями, уроками и образцами информационных бюллетеней для воспитателей. Содержание компакт-диска размещено на веб-сайте Center TRT, а также может быть запрошено в The Food Trust. Все материалы будут обновлены осенью 2017 года.

    Оценочные материалы доступны бесплатно.

    Программа Healthy Kindergarten Initiative изначально была разработана и оценена в полевых условиях как практическое вмешательство. При оценке программы в 2005–2006 годах шесть школ были рандомизированы, так что в трех школах было проведено вмешательство, а в трех – нет. Большинство воспитанников детских садов (241 из 360) в шести школах участвовали в сборе данных, и процент ответивших на опросы был приемлемым. Данные за 2005–2006 годы показали улучшение в а) знаниях детей о здоровом питании (рекомендуемое количество фруктов и овощей в день, размеры порций пищевых продуктов), б) осведомленности детей о том, где выращиваются продукты питания, и в) количестве продуктов питания. фруктов, потребляемых детьми в день (по отчету родителей). Пересмотренные инструменты вмешательства тестируются в 2016–2017 годах и оцениваются в ходе рандомизированного контролируемого исследования в шести школах Филадельфии для дальнейшего подтверждения доказательной базы.

    Классификация: Проверено на практике

    На основе схемы оценки SNAP-Ed следующие индикаторы результатов можно использовать для оценки прогресса и успеха вмешательства.

    Готовность и мощность – краткосрочная (ST) Изменения – среднесрочные (MT) Эффективность и техническое обслуживание – долгосрочное (LT) Результаты популяции (R)
    Индивидуальный СТ1 МТ1 ЛТ1
    Параметры окружающей среды СТ7 МТ5 ЛТ5
    Секторы влияния СТ8 МТ8 ЛТ18

    Оценочные материалы для KI, такие как оценка знаний учащихся, опрос родителей в конце года и логическая модель, можно загрузить с веб-сайта Center TRT. Осенью 2017 года будут доступны переработанные инструменты, включая оценку учащихся, опросы учителей, опросы лиц, осуществляющих уход, до и после опроса, а также вопросы для интервью с заинтересованными сторонами9.0003

    Веб-сайт: На веб-сайте КИ (https://thefoodtrust.org/what-we-do/schools/nutrition-education) размещен набор инструментов КИ и другие ресурсы по просвещению в области питания в школах.

    Контактное лицо(а):
    Катарин Девинь
    Менеджер программ для взрослых и детей младшего возраста
    Телефон: (215) 575-0444 x4122
    Электронная почта: [email protected]

    Здоровье вашего ребенка | Childcare.gov

    Когда мы говорим о росте ребенка, мы часто сначала думаем о росте и весе. Это две важные части физического здоровья вашего ребенка. Каждый раз, когда вы посещаете своего врача, будет измеряться рост вашего ребенка с момента вашего последнего визита. Вы можете получить доступ к таблицам роста, которые использует ваш врач, на следующем веб-сайте: http://www. cdc.gov/growthcharts/.

    Здоровье вашего ребенка является основой роста и развития. Конечно, здоровье вашего ребенка включает в себя больше, чем физическое развитие. Некоторые другие важные аспекты здоровья вашего ребенка включают его когнитивное (обучение и мышление) развитие, социальный и эмоциональный рост, а также психическое здоровье. Все аспекты здоровья и развития работают вместе, чтобы сформировать общее благополучие вашего ребенка.

    На этом веб-сайте размещены советы, которые вы можете использовать, чтобы убедиться, что ваш поставщик услуг по уходу за детьми поддерживает здоровье и благополучие вашего ребенка на всех этапах развития.

    Вы — самый важный человек, который поддерживает и укрепляет здоровье и благополучие вашего ребенка, поэтому важно найти качественные медицинские услуги и специалистов. Ожидайте, что профессионалы ответят на ваши вопросы, выслушают ваше мнение и будут доступны. Вы лучше всех знаете своего ребенка и являетесь его или ее главным защитником.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *