Зубные техники: Кто такой зубной техник | Что он выполняет

Зубной техник как бизнес-единица. Часть 1.

В. В. Бойко

д. п. н., профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СпбИНСТОМ, академик международной БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств

В литературе последних трех-пяти лет явно оживилось внимание к работе зубных техников коммерческих стоматологических организаций. Интерес не случаен: зуботехническая лаборатория — важнейшее звено процесса производства самой дорогой продукции на стоматологическом рынке — зубопротезных конструкций. Главным его субъектом является зубной техник, и этим все сказано. От его мастерства, умонастроений зависит и качество продукции, и скорость выполнения заказов, и производительность ортопедов, и удовлетворенность заказчика. В конце этой цепочки факторов — владелец бизнеса. Удовлетворенный и с прибылью или раздосадованный и недосчитавшийся энной суммы в своем кошельке.

Посвящение владельцам бизнеса

Когда вы открывали у себя зуботехническую лабораторию, вы в первую очередь думали о расширении сферы оказания стоматологических услуг и дополнительной прибыли. Конечно, вы взвешивали затраты, принимали во внимание организационные сложности и трудности подбора кадров. Пожалуй, меньше всего вам хотелось думать о сложностях, которые возникают с управлением коллективом зубных техников, однако действительность преследует нас неумолимо. Когда в штате два-три, пять и более мастеров зубопротезного дела, начинают одолевать такие мысли:

Как обеспечить профессиональный рост сотрудников?

Как уберечь хорошие кадры?

Как нормализовать социально-психологическую обстановку в коллективе?

Как нейтрализовать негативное влияние мастера золотые руки на завистливых или вечно недовольных коллег, готовых по любому поводу сколачиваться в группировки и муссировать недостатки в работе?

Можно, конечно, пустить все на самотек, поменьше думать о ситуации, лишь бы прибыльным было дело! А можно изучать ситуацию, находить решения, вводить новое в управление коллективом: выбор за вами. Но давайте подсмотрим некоторые стороны жизни зуботехнической лаборатории, на нескольких примерах поучимся анализировать деловую и психологическую обстановку в важнейшем производственном подразделении. Чем больше в нем рабочих рук, тем актуальнее участие психолога.

Посвящение зубным техникам

А каково быть зубным техником? Попробуем набросать его собирательный портрет. Пол: примерно равное число мужчин и женщин в виртуальной зуботехнической лаборатории среднего уровня и количественного состава. Кажется, в последнее время пошел наплыв молодых и привлекательных девушек, угрожающих составить серьезную конкуренцию сильной половине, укоренившейся в профессии. Образование — разное, среднее или среднетехническое; обычно ремеслу своему учатся прямо на рабочем месте: либо у доброжелательного наставника, либо «через плечо» недоверчивого мастера, тщательно оберегающего свои секреты, на овладение которыми потрачены годы. Все хотят зарабатывать, иметь постоянный поток заказов.

Плохо, когда работы мало, и ворчат, когда ее много. Разные характеры и привычки. Но всех объединяет одно — готовность заниматься сидячей, кропотливой работой в условиях обычно не идеальных: маленькое, плохо проветриваемое помещение, столик, заваленный работами на разных стадиях готовности.

Большинство, включая асов в своем деле, как правило, испытывают внутренний когнитивный диссонанс. Если проще и по-русски, раздрай в самосознании: с одной стороны, каждый понимает свою

исключительную роль в ортопедическом производстве, а с другой — нередко видит дефицит внимания к себе со стороны руководства и высокомерие, неуважение со стороны ортопедов.

И чего они, эти ортопеды, так заносчивы и непочтительны? Откуда у них привычка самоутверждаться за счет делового партнера? Наверное, следствие сниженной общей культуры или проявления неуверенности в себе. Если, не приведи господь, однажды зубные техники сговорятся и оптом уйдут из клиники, мало не покажется. По всем карманам брякнет и долго будет эхом катиться. Так воздадим же должное нашим коллегам и сослуживцам, то есть зубным техникам!

Итак, зубной техник как бизнес-единица.

Не будет преувеличением сказать, что всякое коммерческое предприятие заинтересовано в сотруднике, которого отличает

зрелое самосознание бизнес-единицы.

Бизнес-единица — это сотрудник коммерческой организации, работа которого приносит прибыль вследствие прямого или косвенного участия в ее формировании.

Зрелое самосознание бизнес-единицы включает представления о современных категориях и условиях коммерции, конкуренции, то есть о рыночных отношениях. Работник понимает свою причастность к коммерческим целям и успехам предприятия, критически оценивает результаты своей работы, настроен наращивать конкурентные преимущества в борьбе за превосходство на рынке услуг — личное и коллективное. Он характеризуется ярко выраженными ориентациями на все, что связано с коммерцией и конъюнктурой рынка, — на ближайших конкурентов, высокое качество работы, постоянное повышение профессионального уровня, работу в команде.

Наличие таких ориентаций стимулирует потребность в самообразовании и является дополнительным стимулом для повышения качества работы и, в конечном счете, способствует хорошим заработкам. Такая соподчиненность ценностных ориентаций, на наш взгляд, должна быть нормой для зубного техника, работающего в коммерческой структуре.

Однако ценности могут выстраиваться в сознании работника иначе: ведущее значение имеют ориентации на заработок, хорошие отношения с коллегами и начальниками, положение в клинике, а все, что касается конкуренции и рынка, остается на втором плане. Такую систему ориентаций нельзя отрицать, но она в некотором смысле архаичная и потому сдерживает проявление зубного техника в роли бизнес-единицы.

Незрелость самосознания бизнес-единицы проявляется в позиции непричастности к продажам и взаимодействию с пациентом, в отстраненности от маркетинговых задач клиники, в незнании тенденций рынка и конкурентообразующих факторов, слабых и сильных своих сторон.

Нет желания знать, как оценивают работу коллеги. Не хочется делиться накопленным опытом и тем самым якобы усиливать внутреннюю конкуренцию в лаборатории. Доминирует приземленная философия кустаря-одиночки: «своя рубашка ближе к телу», «мое дело маленькое». Интересы ограничены личным заработком, отношениями с непосредственным руководителем. О конкурентах важно знать одно: где и сколько зарабатывают другие техники?

Мы далеки от мысли ставить что-либо в вину зубным техникам. Формирование самосознания бизнес-единицы — задача прогрессивного менеджмента и составная часть политики владельца бизнеса. Но, согласимся, работник с низким уровнем самосознания медленно совершенствуется, не способен полноценно выполнять роль бизнес-единицы в слаженном механизме предпринимательства. Он не адаптирован к условиям рыночной конкуренции.

Возможности сотрудника выступать в роли бизнес-единицы определяются прежде всего позицией в системе продаж, причастностью к созданию товара, услуги. Стоматологи и зубные техники — непосредственные производители конечного продукта, поэтому они исходно являются бизнес-единицами (в отличие, например, от офис-менеджеров или администраторов, которым нужно достичь уровня бизнес-единицы посредством стиля своей работы).

Однако позиционное положение бизнес-единицы может реализовываться более или менее успешно. Качество и количество работы зубного техника, скорость выполнения заказов, отношение к делу, а в конечном итоге экономическая эффективность зависят от многих объективных факторов. В их числе психологические: климат в коллективе; наличие ценностно-ориентационного единства сотрудников; цели и характер группировок в лаборатории; взаимные симпатии; личностные особенности лидеров мнений; стремление сотрудников остаться в лаборатории или покинуть ее; взаимоотношения с ортопедами; статусные и материальные мотивы; принятие личности руководителя; удовлетворенность условиями работы и профессионального роста и т. д.

В коллективах зуботехнических лабораторий могут фиксироваться открытые и скрытые тенденции, тормозящие их развитие — профессиональное, маркетинговое, психологическое.

Высокий уровень технического оснащения лаборатории в той или иной степени может не соответствовать ее социально-психологическому потенциалу, что будет затруднять реализацию зубных техников в роли бизнес-единиц.

Ситуация в лаборатории может сложиться так, что большинство сотрудников проявляет очень низкий уровень осознания себя в роли бизнес-единиц. В то же время формально коллектив производит продукцию, каждый трудится в меру своих сил, некоторые зубные техники —

асы в своем деле. Но это работники, погрузившиеся в рутину повседневных обязанностей: с утра до вечера склоненные над столом головы, каждый вытачивает что-то свое, в уме прикидывает будущий заработок. И так ежедневно, от заказа к другому. Один руководитель лаборатории нашел яркий образ, отражающий такую атмосферу: здесь как в подводной лодке — каждый выполняет свою узкую задачу и не ведает, что происходит на поверхности воды.

В проведенном нами исследовании была поставлена, в частности, цель выявить, в какой мере ориентации зубных техников соответствуют самосознанию бизнес-единицы. В опросе участвовали 23 респондента из лабораторий разного класса —

работающих при элит-клиниках (12 человек) и клиниках стандартных (11 человек). Первую группу составили зубные техники, имеющие больший стаж работы в условиях коммерции и более высокий профессиональный уровень, чем во второй группе.

Участникам опроса предлагалось выразить мнение относительно ряда ориентаций, характеризующих, по нашему мнению, зубного техника как бизнес-единицу (табл. № 1.). Сначала нужно было по шкале от 1 до 10 баллов указать, насколько каждая ориентация в принципе значима для опрашиваемого (величина G). Затем требовалось указать по шкале от 1 до 5 баллов, в какой мере, по мнению респондента, большинство коллег в лаборатории действительно руководствуется каждой указанной ориентацией (величина W).

Таблица № 1. Ориентации зубных техников как бизнес-единиц

Ориентации

(G)

Значимость

(от 1 до 10 баллов)

(W)

Оценка ориентации большинства з/т

(от 1 до 5 баллов)

(K)

Степень соответс-

твия

(% к мах)

Ранги показателя степени соответс-твия

  • на отношения с коллегами

9

4,3

86

1

  • на пожелания клиента

8,3

4,1

82

2-3

  • на обучение в фирме

9,4

4,1

82

  • на обучение в различных центрах

9,1

4

80

4-7

  • на отношения с ортопедом

8,2

4

80

  • на отношения с непосредственным руководителем

8,1

4

80

  • на хороший заработок

9,6

4

80

  • на повышение качества работ

9,2

3,9

78

8

  • на исполнение требований ортопеда

8,6

3,6

72

9-10

  • на самообразование

8,4

3,6

72

  • на работу в команде

9,1

3,4

68

11

  • на конкурентов

8,1

3,2

64

12

Cтепень соответствия в среднем

77

Как показало исследование, принципиальная значимость ориентаций бизнес-единицы (величины G), достаточно высокая — от 9,4 балла (ориентация на обучение в фирме) до 8,1 балла (ориентация на конкурентов). Тем не менее обращает на себя внимание несколько «архаичный» характер предпочтений: важнее всего для зубных техников хороший заработок, различные виды обучения за счет фирмы. А вот ориентации на конкурентов, пожелания пациентов и самообразование оказались второстепенными, и прежде всего для зубных техников «элитной» лаборатории. Однако, как отмечалось, именно с этими ориентациями связаны понимание сути рыночных отношений и клиентоориентированный сервис. Напрашивается предварительный вывод: с увеличением стажа работы в стоматологии и приобретением профессионального опыта происходит некоторая регрессия самосознания бизнес-единицы, отстраненность от конкурентообразующих показателей.

Это случайное проявление ориентаций или закономерность? В любом случае следует подумать о причинах данного явления.

Теперь посмотрим, как обстоит дело с реальной ориентацией большинства зубных техников, как они сами ее себе представляют. Имеющиеся данные (средние величины W) свидетельствуют о том, что менее всего работники фактически ориентированы на конкурентов, работу в команде, на самообразование и на исполнение требований ортопедов. Более высоко оценены такие ориентации, как отношения с коллегами (4,3 балла из 5 возможных), заработок (4 балла), пожелания клиентов, обучение, отношения с ортопедами и начальством (4–4,1 балла). Таким образом, тенденции, отмеченные в оценках принципиально значимых ориентаций, повторяются в оценках реальных ориентаций зубных техников — заметен тот же «архаичный» тип самосознания работников.

Интерес представляют не только величины G и W, подсчитанные для каждой ориентации, но также степень соответствия реальной ориентации (W) ее значимости (G) — величина К. Такое соотношение свидетельствует о степени расхождения принципиально значимых ориентаций от их фактического проявления. Оно определяется в процентах по формуле:

К=

(G х W) х 100

, где

J

К — процентное соответствие реальной ориентации ее значимости в принципе; G — оценка значимости ориентации; W — оценка реальной ориентации; J — максимально возможное значение ориентации, равное G х 5 баллов.

Чем ниже процент соответствия (K), тем отчетливее выражен разрыв между показателем принципиальной значимости ориентации и ее фактической ролью в представлениях зубных техников. На рис. 1 показано соответствие «значимых» ориентаций и «реальных» ориентаций зубных техников. В центре нулевая отметка, а каждый радиус принят за 100 %. Если бы все соответствия составили максимальное значение (100 %), мы получили бы идеальный вариант ориентаций зубных техников как бизнес-единиц. Фактически видим, что соотношение «значимых» и «реальных» ориентаций варьируется в значительном диапазоне — от 64 до 86 %, соответственно, это ориентация на конкурентов и на отношения с коллегами.

Ранги показателей степени соответствия «значимых» и «реальных» ориентаций (табл. № 1) указывают на более и менее благополучные ориентации. На первых местах ориентации на отношения с коллегами, пожелания клиентов и обучение в фирме. Здесь диссонанс «значимого» и «реального» выражен менее всего. В наибольшей степени диссонанс проявляется в ориентациях на конкурентов и на работу в команде. Получается, что иметь в виду эти ориентации, по мнению зубных техников, следовало бы, но фактически эти ориентации ослаблены.

В среднем степень соответствия всех показателей реальных ориентаций и всех показателей принципиальной их значимости составляет 77 %. Это свидетельствует о наличии значительного резерва для повышения уровня сознания зубных техников как бизнес-единиц.

Продолжение статьи — в следующем выпуске.

Подробнее см.: Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. — Том. 1. Клиника под ключ. Том. 2. Персонал и персонал технологии— или на сайте vboy.ru.

 

Зубные техники

  • Главная
  • Зуботехническая лаборатория

Зубное протезирование — одна из самых востребованных услуг в стоматологических центрах «Эстетикс». Это неудивительно, ведь в наших клиниках в Москве работают высококлассные специалисты, а современное оборудование позволяет применять в диагностике, лечении и изготовлении зубных протезов новейшие технологии.  

Ортопедическая стоматология «Эстетикс» — это качественное восстановление   формы, структуры и функциональности зубов. Используемые нами методы и способы протезирования позволяют помочь пациентам  не только при частичной утрате, но и при полном отсутствии зубов.

Виды протезирования

В наших клиниках можно поставить два вида протезов:

  1. Несъемные. Их установка целесообразна при незначительных дефектах зубного ряда. Жестко зафиксированные в полости рта при помощи особых материалов, несъемные протезы носятся постоянно.
  2. Съемные. Эти ортопедические изделия обычно применяются, если нужно восполнить утрату большого количества зубов. К данной группе относятся полные,  частично и условно съемные протезы. 

Новые методы протезирования в клиниках «Эстетикс»

Наряду с традиционными способами мы применяем современные методы, которые позволяют обойтись без обтачивания зубов.   Все процедуры безболезненны и полностью безопасны, а материалы последнего поколения отличаются хорошей биологической совместимостью с тканями человеческого организма. Среди услуг стоматологических центров «Эстетикс» есть и срочное протезирование, когда надежная ортопедическая конструкция устанавливается всего за один день.

Приблизительные цены на лечение можно увидеть в прейскуранте, однако нужно иметь в виду, что окончательная стоимость зависит от того, насколько сложным является конкретный случай, поэтому рассчитывается в индивидуальном порядке.

МЫ ИМЕЕМ СОБСТВЕННУЮ   ЛИЦЕНЗИРОВАННУЮ   ЗУБОПРОТЕЗНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ, ГДЕ  ДОБРОСОВЕСТНО  ДЛЯ ВАС ТРУДЯТСЯ БОЛЕЕ 10 ЗУБНЫХ ТЕХНИКОВ !!!

Починка сьемных протезов (сколов, трещин) замена мостовидных, бюгельных  и других конструкций. Срочный ремонт и изготовление  любых зубных протезов за один день!

✔️ металлокерамические коронки,

✔️ стеклокерамические коронки,

✔️ коронки на основе оксида циркония

✔️ коронки на основе оксида алюминия,

✔️ коронки на имплантах,

✔️ виниры,

✔️ керамические и композитные вкладки, 

✔️ сьемные протезы,

✔️ бюгельные протезы и т. д. 

Наша зуботехническая лаборатория работает со многими клиниками Москвы и регионов и занимает лидирующие позиции по фрезерованию:

✔️ циркониевых коронок, 

✔️ стеклокерамических коронок, 

✔️ коронок на имплантах, 

✔️ керамических вкладок, 

✔️ виниров 

и многих других конструкций по технологии CAD-CAM.

9081.00 – Техники зуботехнических лабораторий

  • Места

    Изготовление и ремонт полных или частичных зубных протезов или зубных приспособлений.

    Образец зарегистрированных названий должностей: Керамист, Зубной лабораторный техник коронок и мостовидных протезов (Crown and Bridge Dental Lab Tech), Зубной керамист, Зубной лабораторный техник (Dental Lab Tech), Зубной техник (Dental Tech), Зубной техник (Denture Tech), Металлообработчик, Ортодонтический лабораторный техник ( Ortho Lab Tech), Фарфоровый техник (Porcelain Tech), Waxer

    Вы покинете O*NET OnLine, чтобы посетить наш дочерний сайт My Next Move. Вы можете вернуться, нажав кнопку Назад в браузере или выбрав «O*NET OnLine» в меню O*NET Sites внизу любой страницы в My Next Move.

    Вы покинете O*NET OnLine, чтобы посетить наш дочерний сайт My Next Move for Veterans. Вы можете вернуться, нажав кнопку Назад в браузере или выбрав «O*NET OnLine» в меню O*NET Sites внизу любой страницы в My Next Move for Veterans.

    Saldrá de O*NET OnLine для посещения нашего филиала Mi Próximo Paso. Puede regresar usando el botón Atrás en su navegador, или eligiendo “O*NET OnLine” en el menu Sitios O*NET en la parte inferior de cualquier página en Mi Próximo Paso.

    Трудовая деятельность

    • Креативное мышление — Разработка, проектирование или создание новых приложений, идей, отношений, систем или продуктов, включая творческий вклад.

    • Получение информации — Наблюдение, получение и иное получение информации из всех соответствующих источников.

    • Принятие решений и решение проблем — Анализ информации и оценка результатов для выбора наилучшего решения и решения проблем.

    • Обработка информации — Компиляция, кодирование, категоризация, расчет, табулирование, аудит или проверка информации или данных.

    • Обновление и использование соответствующих знаний — Постоянное обновление технических знаний и применение новых знаний в своей работе.

    • Организация, планирование и расстановка приоритетов в работе — Разработка конкретных целей и планов для расстановки приоритетов, организации и выполнения вашей работы.

    • Оценка качеств объектов, услуг или людей — Оценка ценности, важности или качества вещей или людей.

    • Мониторинг процессов, материалов или окружения — Мониторинг и анализ информации о материалах, событиях или окружающей среде для обнаружения или оценки проблем.

    • Идентификация объектов, действий и событий — Идентификация информации путем классификации, оценки, распознавания различий или сходств и обнаружения изменений в обстоятельствах или событиях.

    • Общение с руководителями, коллегами или подчиненными — Предоставление информации руководителям, коллегам и подчиненным по телефону, в письменной форме, по электронной почте или лично.

    • Управление машинами и процессами — Использование либо механизмов управления, либо прямой физической активности для управления машинами или процессами (кроме компьютеров или транспортных средств).

    • Оценка информации для определения соответствия стандартам — Использование соответствующей информации и индивидуальных суждений для определения того, соответствуют ли события или процессы законам, правилам или стандартам.

    • Обучение и обучение других — Выявление образовательных потребностей других, разработка формальных образовательных или обучающих программ или классов, а также обучение или инструктирование других.

    • Установление и поддержание межличностных отношений — Развитие конструктивных и совместных рабочих отношений с другими и поддержание их с течением времени.

    • Проверка оборудования, конструкций или материалов — Проверка оборудования, конструкций или материалов для выявления причин ошибок или других проблем или дефектов.

    • Анализ данных или информации — Выявление основных принципов, причин или фактов информации путем разбиения информации или данных на отдельные части.

    • Документирование/запись информации — Ввод, расшифровка, запись, хранение или ведение информации в письменной или электронной/магнитной форме.

    • Разработка целей и стратегий — Установление долгосрочных целей и определение стратегий и действий для их достижения.

    • Планирование работы и мероприятий — Планирование мероприятий, программ и мероприятий, а также работы других.

    • Обращение с предметами и их перемещение — Использование рук и рук при обработке, установке, размещении и перемещении материалов, а также манипулировании вещами.

    • Интерпретация значения информации для других — Перевод или объяснение того, что означает информация и как ее можно использовать.

    • Координация работы и деятельности других — Привлечение членов группы к совместной работе для выполнения задач.

    • Оценка количественных характеристик продуктов, событий или информации — Оценка размеров, расстояний и количеств; или определение времени, затрат, ресурсов или материалов, необходимых для выполнения рабочей деятельности.

    • Коучинг и развитие других — Выявление потребностей других в развитии и обучение, наставничество или иная помощь другим в улучшении их знаний или навыков.

    • Общение с людьми вне организации — Общение с людьми вне организации, представление организации перед клиентами, общественностью, правительством и другими внешними источниками. Данной информацией можно обмениваться лично, в письменной форме, по телефону или электронной почте.

    • Развитие и создание команд — Поощрение и укрепление взаимного доверия, уважения и сотрудничества между членами команды.

    • Мониторинг и контроль ресурсов — Мониторинг и контроль ресурсов и надзор за расходованием денег.

    • Предоставление консультаций и советов другим — Предоставление рекомендаций и экспертных советов руководству или другим группам по техническим, системным или связанным с процессами темам.

    • Ремонт и техническое обслуживание электронного оборудования — Обслуживание, ремонт, калибровка, регулировка, точная настройка или испытание машин, устройств и оборудования, которые работают в основном на основе электрических или электронных (не механических) принципов.

    • Разрешение конфликтов и ведение переговоров с другими — Рассмотрение жалоб, урегулирование споров, разрешение жалоб и конфликтов или иное ведение переговоров с другими.

    вернуться к началу

    Детальная рабочая деятельность

    • Ознакомьтесь с рабочими заданиями или другими инструкциями, чтобы определить спецификации продукта или требования к материалам.

    • Осмотр медицинских или стоматологических вспомогательных устройств.

    • Изготовление специализированных вспомогательных медицинских или стоматологических устройств.

    • Ремонт медицинских или стоматологических вспомогательных устройств.

    • Подготовка материалов к обработке.

    • Измерьте клиентов, чтобы обеспечить надлежащее соответствие продукта.

    • Нанесите разделительные средства или другие растворы на пресс-формы.

    • Полированные материалы, заготовки или готовые изделия.

    • Обрезать лишний материал с заготовок.

    • Загрузка предметов в печи или топки.

    • Литые формы анатомических структур пациента для создания медицинских или стоматологических устройств.

    • Поместите материалы в формы.

    • Прямая операционная или производственная деятельность.

    • Инструктировать рабочих по использованию оборудования или выполнению технических процедур.

    • Расплавьте металл, пластик или другие материалы для подготовки к производству.

    • Смешивайте ингредиенты для создания особых эффектов.

    • Подготовка медицинских принадлежностей или оборудования к использованию.

    • Придайте форму металлическим заготовкам молотком или другим небольшим ручным инструментом.

    • Детали или заготовки для пайки.

    • Заполнение трещин, дефектов или отверстий в изделиях или заготовках.

    Поиск профессий, связанных с несколькими подробными видами деятельности