Как проверить ВУЗ на аккредитацию и лицензию?
Частые вопросы по аккредитации вузов
- Что такое аккредитация вуза?
- Обязательна ли аккредитация вуза для его законного функционирования?
- Какие преимущества дает аккредитация вуза для студентов?
Отвечаем на вопросы и разъясняем основные понятия аккредитации
Как проходит процедура аккредитации
Чтобы получить соответствующую аттестацию, университет проходит проверку Национального аккредитационного агентства. Хороший уровень знаний должны подтвердить и учащиеся, и преподаватели.
К тому же, университет должен вести преподавание по ряду специальностей, вести научную деятельность.
Что даёт аккредитация университету?
Сертификат о государственной аккредитации подтверждает статус образования, получаемого в данном учебном заведении.
Только аккредитованный ВУЗ имеет право выдавать дипломы государственного образца.
Все другие могут выдавать лишь дипломы «установленного» образца, которые не всегда принимаются работодателями.
В целом аккредитованный ВУЗ считается более престижным, надёжным. Такой университет получает государственную поддержку, его студентам гарантируются все льготы, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании», занимать должности, к которым установлены определенные квалификационные и образовательные требования, могут любые специалисты, имеющие дипломы о высшем профессиональном образовании вне зависимости от того, государственного или негосударственного они образца.
Примечание:
Если студент после прохождения обучения получил диплом “установленного” образца, то согласно федеральному законодательству это не является ограничениями при приеме на работу в государственные структуры (в этом вопросе часто возникают разночтения)
Однако, на практике диплом установленного образца не котируется высоко, поскольку процесс обучения в таком вузе не гарантирует качество полученного выпускником образования и не служит подтверждением, что вами получен тот минимум специальных знаний, которые установлены российскими образовательными ГОСТами.
При прочих равных условиях, работодатель всегда предпочтет специалиста, уровень образования которого подтверждается дипломом государственного образца.
Подробнее о дипломах “государственного” и “установленного” образца.
Почему лучше учиться в аккредитованном учебном заведении
Помимо того, что учащиеся аккредитованного ВУЗа получают диплом государственного образца, они также, имеют право продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, имеют ещё ряд преимуществ и льгот перед частными не аккредитованными учебными заведениями.
Также, только университет с государственной аккредитацией имеет право выдавать отсрочку от армии, и только по перечисленным в Приложении к свидетельству специальностям.
Если ваш университет аккредитован, но конкретная специальность там не указана, то с отсрочкой могут возникнуть проблемы.
Важным аспектом в аккредитованных вузах является возможность учиться на бюджете и получать другие льготы, предназначенные для студентов.
Не аккредитованные ВУЗы не имеют права предоставлять своим студентам какие-либо льготы, гарантированные государством, а лишь те, которые организует сам университет.
Ну и наконец, поступая в аккредитованное государством учебное заведение, вы будете хоть в какой-то мере застрахованы от внезапного закрытия университета, его расформирования.
Итоги. Основные преимущества аккредитации ВУЗа
- Соответствие программы федеральному государственному образовательному стандарту
- Диплом государственного образца, установленного Минобрнауки России
- Возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре по аккредитованной программе.
Отсрочка от служ6ы в Вооруженных силах Российской Федерации по призыву - Возможность использовать средства материнского капитала на оплату обучения
Материнский (семейный) капитал
— форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка.
Дополнительно по теме:
obrmos.ru
Аккредитация – это… Что такое Аккредитация?
Аккредитация
Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту. Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.
Аккредитуются
- услуги, для оценки качества которых потребитель не обладает достаточной компетенцией
- СМИ для освещения какого-либо события
К аккредитуемым услугам относят: услуги по образованию, услуги по проведению испытаний (испытательные лаборатории), услуги по клинической диагностике (медицинские лаборатории), услуги по калибровке (калибровочные лаборатории), услуги по сертификации (органы по сертификации) и т. п. Как правило, аккредитацию проводят органы по аккредитации, которые осуществляют свою деятельность по определённым правилам и процедурам.
Аккредитация лабораторий
При аккредитации лабораторий в качестве стандарта, устанавливающего требования, используется международный стандарт ИСО/МЭК 17025, который доступен на русском языке как ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Деятельность органов по аккредитации лабораторий регламентируется международным стандартом ИСО/МЭК 17011, который доступен на русском языке как ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009. Процедура аккредитации должна проводиться в соответствии со следующими принципами: добровольность (аккредитуют только те лаборатории, которые изъявляют желание подвергнуться процедуре), независимость (органы по аккредитации не должны быть связаны с аккредитуемыми лабораториями общими интересами), компетентность (органы по аккредитации должны быть охвачены системой внешней проверки их компетентности, как правило со стороны других органов по аккредитации), доступность (аккредитация должна проводиться по правилам, которые являются общедоступными), равноправность (ко всем лабораториям предъявляются одинаковые требования). При положительном исходе процедуры лаборатория получает документ (аттестат аккредитации), который удостоверяет, что лаборатория соответствует требованиям ИСО/МЭК 17025. Функции национального органа по аккредитации в Российской Федерации возложены на Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация). В то же время аккредитацию проводит ряд негосударственных органов по аккредитации.
Государственная аккредитация высшего учебного заведения
В большинстве стран высшие учебные заведения должны получать разрешение государства на образовательную деятельность. Это установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу (высшее учебное заведение) и по виду (институт, академия, университет), уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 5 лет.
Свидетельство о государственной аккредитации
Если при прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение подтвердило качество предоставляемых образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации.
Наличие свидетельства об аккредитации дает вузу право предоставлять при поступлении абитуриентам льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения предоставлять отсрочку от призыва на срочную военную службу. Важно помнить, что только аккредитованный вуз имеет право выдавать выпускнику диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, который дает право в дальнейшем на поступление в магистратуру, а также признается работодателями как государственных, так и негосударственных учреждений.
Выданное учебному заведению свидетельство о государственной аккредитации действительно только при наличии приложения к нему. Именно в приложении указан перечень всех аккредитованных профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право предоставлять выше указанные льготы учащимся и выдавать по окончании диплом государственного образца.
Например, в Австралии высшее учебное заведение должно иметь лицензию федерального правительства или правительства штата. Также в зависимости от типа института возможно получить разрешение на образовательную деятельность по постановлению парламента или на основании экспертного заключения негосударственной организации, которой государство делегировало свои полномочия по вопросу аккредитации. В республике Таджикистан с целью претворения в жизнь основных положений государственной программы реформирования образования и улучшения государственного надзора в области качества образования была формирована постановлением правительства республики Таджикистан от 03.03.2007, № 105 Государственная служба по надзору в сфере образования. На основе данного постановления были организованны при управлении областных, городских и районных отделов образования специальные отделы Государственной службы по надзору в сфере образования.
Негосударственная аккредитация
В противоположность этому в США услуги учебных заведений и больниц не аккредитуются непосредственно федеральным правительством. В США и Канаде аккредитация традиционно осуществляется различными частными некоммерческими объединениями (национальными или региональными).
В области бизнес-образования для программ MBA наиболее известны аккредитации EQUIS, AMBA, AACSB, служащие своеобразным «знаком качества» учебных заведений.
Общественная аккредитация учебного заведения
Общественная аккредитация учебного заведения представляет собой признание уровня учебного заведения или его заслуг любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную аккредитацию и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства.
Проблемы систем аккредитации
Различия в критериях аккредитации приводят к затруднениям при сравнении качества обучения в различных учебных заведениях.
См. также
Ссылки
dal.academic.ru
как понять, что вуз не закроется. Российский новый университет
Выбирать вуз нужно внимательно. Особенно если вы хотите там чему-то научиться и совсем не хотите, чтобы ваш вуз закрыли. Есть два документа, которые помогут вам выбрать качественный вуз: лицензия на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.
Оба документа выдаются (независимо друг от друга) после тщательных проверок Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, больше известной как Рособрнадзор.
Зачем нужна лицензия? |
Лицензия даёт право вести образовательную деятельность. Если вуз лишился лицензии, он больше не может предоставлять образовательные услуги. Такой вуз, скорее всего, в ближайшее время закроется.
Если лицензия есть, вуз может вести образовательную деятельность, но с каждой конкретной образовательной программой, которую он предлагает, нужно разбираться отдельно. Тут ключевую роль играет государственная аккредитация.
Что означает аккредитация? |
Свидетельство о государственной аккредитации — документ, который подтверждает соответствие образовательных программ вуза требованиям государства.
Хотя аккредитация выдаётся вузу, аккредитуется не вуз в целом, а каждая образовательная программа отдельно. Это значит, что одни программы вуза могут иметь аккредитацию, а другие — нет.
Государственная аккредитация выдаётся только государственным вузам, правильно? |
Неправильно. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» государственные и негосударственные вузы имеют равные права, а ограничение или устранение конкуренции в сфере образования недопустимо. Поэтому Рособрнадзор проверяет негосударственные вузы так же строго, как и государственные, и аккредитует их на тех же основаниях (у РосНОУ все программы, на которые ведётся приём в 2018 году, аккредитованы).
Лицензия и свидетельство об аккредитации РосНОУ >>>
Что даёт студентам наличие государственной аккредитации? |
Во-первых, если вы прошли обучение на аккредитованной образовательной программе, вы получите диплом образца, установленного Министерством образования и науки РФ (в общем понимании, государственный диплом).
Во-вторых, только на аккредитованных образовательных программах можно учиться на бюджете. А при поступлении на платное можно получать налоговый вычет, который составляет 13 % от стоимости обучения.
В-третьих, студенты, обучающиеся по таким программам, получают весь набор студенческих льгот: отсрочку от армии, различные виды стипендий и материальной поддержки, льготный проезд на общественном транспорте, льготы при посещении музеев и театров, скидки в магазинах и кафе и так далее.
В-четвёртых, если у вуза что-то пойдёт не так (произойдёт ликвидация, реорганизация и так далее), студенты, обучавшиеся на аккредитованных программах, гарантированно переводятся в другой вуз с сохранением условий своего обучения (бюджетных мест, стоимости обучения, срока обучения и так далее).
На что стоит обращать внимание |
Во-первых, на дату выдачи и срок действия. Свидетельство о государственной аккредитации выдаётся на 6 лет. Когда срок действия свидетельства истекает, Рособрнадзор проводит плановую аккредитацию и, если ведомство всё устраивает, выдаёт новое свидетельство.
Если на сайте вуза висит просроченная аккредитация, туда лучше не идти.
Лицензии вузам выдаются бессрочные. Но Рособрнадзор может приостановить действие лицензии или вовсе её отозвать. Об этом неприятном событии вуз должен сообщить на своём сайте.
Во-вторых, внимательно изучите приложения к лицензии и свидетельству об аккредитации.
В приложениях к лицензии должны быть указаны все филиалы вуза, если таковые имеются. По закону, «по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения филиала».
В приложениях к свидетельству о государственной аккредитации приводятся все аккредитованные программы вуза. Внимательно изучите этот список, прежде чем выбирать программу, по которой вы хотите обучаться.
Как узнать, есть ли у вуза лицензия |
Каждый вуз обязан публиковать лицензию и свидетельство о государственной аккредитации, включая приложения к этим документам, на своём официальном сайте.
Выше упоминалось, что вуз должен публиковать и решения Рособрнадзора о приостановке или отзыве лицензии. Это касается и аккредитации, но некоторые вузы относятся к требованиям формально: информация на сайте есть, но найти её почти невозможно.
Поэтому надёжней всего проверять наличие у вуза лицензии и аккредитации на сайте Рособрнадзора в соответствующих реестрах (ищите документы с текущим статусом «действующие»).
Реестр лицензий >>>
Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам >>>
Дарья Рожкова
Партнёр: Российский новый университет
moeobrazovanie.ru
Чем лицензия отличается от аккредитации?
Среди инструментов, с помощью которых возможно совершение определенных действий, или проверить соответствие какого-либо объекта определенным стандартам, нередко называют лицензию или аккредитацию.
Что такое лицензия
Лицензия означает право занятия какой-либо деятельностью. Оно подтверждается документом, который также называется лицензией. Заниматься таким делом можно, только имея на руках лицензию, выданную компетентным государственным органом. Государство обычно законодательно определяет перечень видов такой деятельности. Закон также определяет принципиальные ее положения и уполномочивает определенные государственные органы выдавать действующие бессрочно лицензии согласно их компетенции. Процедуры, связанные с обращениями в такие органы и выдачей лицензий устанавливаются документами правительства.
Пример лицензии
Лицензиями также именуются выдаваемые государственными органами разрешения на:
- Вылов рыбы.
- Строительство.
- Продажу табачных изделий.
- Управление транспортным средством.
- Охоту на диких птиц и зверей.
- Работу в конкретном радиочастотном диапазоне .
- Производство оружия и пр.
Определенные особенности имеются в лицензировании высших учебных заведений. Это непростая процедура, которая определяет, насколько образовательный процесс в них отвечает утвержденному правительством положению о лицензировании деятельности в сфере образования. Местные органы власти и уполномоченный государственный орган обеспечивают соблюдение лицензионных процедур. Они касаются проверки материально-технической, социальной и кадровой обеспеченности, организации учебы. Если получены положительные результаты, выдается соответствующий документ, дающий право на ведение образовательной деятельности.
Широко распространено лицензирование в сфере патентного и авторского права. Оно осуществляется на основании лицензионных договоров. В первом случае обладатель патента или лицензиар таким договором предоставляет другому лицу (лицензиату) разрешение на использование принадлежащего ему объекта патентования, охраняемого государством. Лицензиат за это обязуется оплачивать обусловленную таким договором сумму за пользование патентом. Согласно исключительной лицензии право использования также передается в согласованных договором пределах. Однако у лицензиара остаются все права на патент, в том числе и право заключать и другие такие же договоры.
В области авторского права его обладатель дает лицензиату право копирования. распространение тиража произведения, его переработку, передачу по каналам связи и пр., которое может осуществляться в пределах и способами, предусмотренными лицензионным договором. Определенные особенности имеют лицензионные договоры в области программного обеспечения. Созданные правомерно согласно договору произведения называются лицензионными, а с нарушением исключительных прав автора — контрафактными.
Государством устанавливается уголовная ответственность за ведение лицензируемой деятельности без наличия лицензии, если при этом ему, юридическим лицам и гражданам причинен значительный ущерб или в крупном размере извлечен доход.
Зачем нужна аккредитация
Под аккредитацией понимается подтверждение уполномоченными государственными органами соответствия стандартам определенного объекта аккредитации. Обычно такой механизм используется для оценки уровня профессиональных услуг различными организациями. Чаще всего осуществляется аккредитация услуг в области:
- Высшего образования.
- Проведения в лабораториях испытаний товаров, приборов и пр.
- Клинической диагностики.
- Калибрования различных приборов и инструментов.
- Сертификации товаров и услуг.
Обычно эта работа выполняется специальными госорганами, осуществляющие свою работу согласно правил, утвержденных правительством.
Пример аккредитации
При аккредитации образовательных организаций присваивается или подтверждается их статус. Фиксируется их тип (среднее, высшее, профессиональное и пр.) и вид его функционирования (институт, академия, университет и пр.). Процедура аккредитации предусматривает в первую очередь оценку уровня реализуемых программ образования. В ее ходе определяется, насколько подготовка специалистов отвечает госстандартам в этой сфере. При положительном результате выдается соответствующее свидетельство. Этот документ о госаккредитации с приложением к нему дает вузу право предоставлять предоставленные законодательством льготы и выдавать выпускникам диплом, установленного государством образца.
Помимо государственной аккредитации существует практика аккредитации организациями общественности, профсоюзами. Такие мероприятия поднимают рейтинг вуза. В США и Канаде государство не занимается аккредитацией услуг в сфере медицины и образования. Эти функции принимают на себя авторитетные негосударственные объединения разного уровня.
Услуги лабораторий обычно аккредитуются на предмет соответствия международным стандартам. При этом процедура предполагает:
- Намерение лаборатории пройти аккредитацию.
- Отсутствие какой-либо связи с органом аккредитации.
- Периодическую проверку органа аккредитации на компетентность.
- Общедоступность правил, по которым проводится аккредитация.
Полученный аттестат аккредитации означает соответствие лаборатории международным стандартам. Аккредитация может проводиться специальным госорганом или уполномоченными негосударственными организациями.
Существуют специальные процедуры аккредитации средств массовой информации при государственных органах, общественных организациях, профессиональных объединениях и пр. Они требуют предоставления документов, подтверждающих компетентность конкретных СМИ и их работников. Такая аккредитация может быть постоянной или на определенный срок и подтверждается аккредитационной карточкой.
В чем разница
Принципиально лицензия от аккредитации отличается тем, что первая дает разрешение на осуществлении конкретных видов деятельности, регламентированных государством. Права по пользованию объектом патентования или авторского права могут передавать также правообладатели -физические лица.
Аккредитация означает специальную процедуру подтверждения уровня профессиональной квалификации организаций, оказывающих определенные услуги. Такие услуги могут не быть в перечне лицензируемых.
vchemraznica.ru
Аккредитация ВУЗов, Вузы и Университеты – “Навигатор Образования”
Каждый ВУЗ проходит аккредитацию (один раз в пять лет), которая помогает определить статус каждого конкретного высшего учебного заведения. В соответствии с ее результатами ВУЗ может получить статус института, университета или академии. Аккредитация существует для того, чтобы подтвердить качество образования конкретного учебного заведения и предоставить ВУЗу право выдавать дипломы государственного образца.
Каждый ВУЗ проходит аккредитацию (один раз в пять лет), которая помогает определить статус каждого конкретного высшего учебного заведения. В соответствии с ее результатами ВУЗ может получить статус института, университета или академии. Аккредитация существует для того, чтобы подтвердить качество образования конкретного учебного заведения и предоставить ВУЗу право выдавать дипломы государственного образца. Примечательно, что современные образовательные стандарты ориентированы не столько на процесс обучения, сколько на его результат.
Именно поэтому в аккредитации ВУЗа принимают участие профильные специалисты, которые проверяют качество образования. Например, если высшее учебное заведение специализируется на юриспруденции, то в комиссии участвуют действующие и успешные юристы. Также в аккредитации могут принимать участие студенты: они сдают тестирование, которое подтверждает или опровергает качество обучения. Этот метод особенно хорош тем, что может выявить действительное положение дел.
Виды аккредитации
Необходимо понимать, что аккредитация учебной программы ВУЗа отличается от аккредитации учебного заведения. Поэтому иногда случаются такие ситуации, когда сам ВУЗ имеет аккредитацию, а вот учебные программы у него не аккредитованы. При прохождении такой программы, ВУЗ не имеет права выдать государственный диплом. В случае, если ВУЗ не проходит аккредитацию, то Рособнадзор имеет право предоставить ему время для устранения ненадлежащей ситуации в заведении.
На сегодняшний день существует несколько видов аккредитации:
- Аккредитация ВУЗа – учебное заведение признается способным осуществлять образовательную деятельность, направленную на получение высшего образования и квалификации, по специальностям и направлениям соответствующих образовательно-квалификационных уровней, при этом не менее 2/3 из них должны быть аккредитованными.
- Аккредитация направления – позволяет высшему учебному заведению определенного типа осуществлять образовательную деятельность, направленную на получение высшего образования и квалификации по конкретному направлению.
- Аккредитация специальности – позволяет высшему учебному заведению определенного типа осуществлять образовательную деятельность, направленную на получение высшего образования и квалификации по конкретной специальности согласно образовательно-квалификационного уровня.
Ознакомиться со всеми документами ВУЗа, в том числе и с уровнем аккредитации, можно перед поступлением в учебное заведение. Если есть такая необходимость или просто желание, то в специальном отделе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки можно получить дополнительную информацию о любом государственном ВУЗе.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.fulledu.ru
Общественная аккредитация вузов – миф или реальность
Николай БУЛАЕВ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ: Уже есть итоги, которые можно обсуждать
Одним из инициаторов «круглого стола» стала общественная Международная академия наук высшей школы, создавшая ряд независимых аккредитационных агентств по аккредитации различных специальностей высшего профессионального образования, которые объединены Координационным советом по независимой общественно-профессиональной аккредитации.
Сегодня создается национальный центр по обучению и сертификации экспертов для проведения аккредитации вузов. У этого общественного объединения есть первые итоги аккредитационной деятельности, которые можно обсуждать. Существуют и другие общественные объединения, занимающиеся аккредитационной деятельностью в вузах. Например, Международная академия наук, информации и информационных процессов и технологий, региональная общественная организация «Общественный совет содействия повышению качества высшего образования» и другие.
Николай ХОХЛОВ, ректор Московского государственного индустриального университета, президент Фонда содействия независимой общественно-профессиональной аккредитации: Какие задачи стоят перед системой?
Государственная аккредитация и аттестация специалистов оценивают соответствие качества их подготовки требованиям государственных стандартов. А вот реальную оценку могут дать только квалифицированные эксперты, состоящие как из работников высшего образования, так и из работодателей, представителей научных сообществ и различных профессиональных организаций. Поэтому необходимо иметь систему независимой профессиональной аккредитации специалистов.
Какие задачи стоят перед ней и что она должна собой представлять? Речь прежде всего идет о создании согласованной с государственными органами управления образованием системы государственно-общественной аккредитации, общенациональной профессионально-общественной системы независимой аккредитации по направлениям и специальностям вузов с опорой на сеть аккредитационных независимых центров, интеграции национальной системы государственно-общественной аккредитации в международную систему аккредитации. Здесь особое внимание следует уделять повышению квалификации и переподготовке. Государственная система аттестации, аккредитации не может эти программы аттестовать, поскольку они постоянно меняющиеся, динамичные. Главное – определить, какие задачи заявлены вузом, организацией или учреждением, каково их реальное осуществление.
Я полагаю, что нет сомнения в важности начатой работы, определение уровня подготовки отдельного специалиста путем независимой профессиональной оценки группой независимых авторитетных ученых неизбежно стимулирует профессиональный рост и приведет к повышению качества российского образования, улучшит взаимодействие вузов с работодателями и социально защитит выпускников вузов.
Николай КАЛАШНИКОВ, первый вице-президент Координационного совета по независимой общественно-профессиональной аккредитации, доктор физико-математических наук: Нужен Координационный совет
Основные стороны, заинтересованные в общественно-профессиональной аккредитации, – это, во-первых, абитуриенты и их родители, выбирающие специальность и вуз для получения качественного образования и последующего трудоустройства в соответствии с уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Известный факт, что структуры общественно-профессиональной аккредитации в Соединенных Штатах публикуют регистр аккредитованных специальностей в «Нью-Йорк таймс», и в день публикации этого регистра тираж издания возрастает в три раза. Вторая категория – это работодатели и инвесторы, которые заинтересованы в высококлассных выпускниках, а также те инвесторы, которые заинтересованы в объективной информации о тех структурах, тех научных школах, в которые можно без достаточных рисков делать вложения.
Если говорить о существующих системах общественно-профессиональной аккредитации и аккредитации вообще, то различают три термина. Это институциональная аккредитация, которая касается аккредитации высшего учебного заведения в целом; это специализированная или программная аккредитация, которая проводит анализ и оценку учебных программ, деятельности вузов по подготовке специалистов в данной профессии и осуществляется в основном профессиональными общественными ассоциациями; наконец, это международная аккредитация, когда экспертиза образовательных программ проводится каким-либо международным или национальным агентством, решения которого признаются на международном уровне.
В связи с этим хотелось бы отметить, что в ноябре 2003 года в рамках Европейского союза был учрежден Европейский консорциум по аккредитации в сфере высшего образования, так называемый ЕК. На сегодняшний день членами ЕК стали 15 аккредитационных агентств из девяти промышленно развитых стран Европы, цель этого консорциума – достижение взаимного признания результатов аккредитации странами-участниками до конца 2007 года. В настоящий момент Россия (в данном случае Координационный совет по независимой общественно-профессиональной аккредитации) рассматривается в качестве ассоциированного члена этого консорциума. ЕК предполагает провести анализ нашей деятельности для того, чтобы мы стали его полноправным членом, и положительные решения об общественно-профессиональной аккредитации признавались во всех странах – участниках этого консорциума.
Для координации деятельности различных аккредитационных независимых центров, их взаимосвязи с Министерством образования и науки РФ (в данном случае имею в виду УМО), для обеспечения более эффективных международных контактов, в том числе посредством заключения договоров о взаимном признании национальной системы общественно-профессиональной аккредитации, в 2005 году был создан Координационный совет по общественно-профессиональной аккредитации. В качестве учредителей выступили ассоциации, представляющие интересы работодателей, и различные ассоциации представителей высшей школы: международная Академия наук высшей школы, международная Академия менеджмента, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация технических вузов, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз научных инженерных обществ и организаций, Ассоциация технических университетов России.
Создание такого координационного совета подразумевало, что на ассоциативных началах существующие в стране аккредитационные независимые центры (АНЦ) будут координировать свою работу, координировать и унифицировать критерии оценки, согласовывать их с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Кроме того, предполагалось создание новых АНЦ по различным направлениям в сфере медицинского, педагогического, экономического и иного образования. Первым шагом стало создание АНЦ экономических специальностей. В настоящее время проведены предварительные переговоры о создании АНЦ педагогических и сельскохозяйственных специальностей, достигнуты конструктивные договоренности о создании АНЦ медицинских специальностей. Следующий шаг – создание региональных отделений как самого координационного совета, так и региональных отделений АНЦ по различным специальностям. В ходе формирования национальной системы независимой общественно-профессиональной аккредитации было создано Красноярское региональное отделение Координационного совета по независимой общественной профессиональной аккредитации под эгидой Сибирского регионального учебно-методического центра высшего профессионального образования. Красноярское отделение будет создавать региональные отделения аккредитационного независимого центра по инженерным, экономическим и другим специальностям. Сейчас аккредитационный совет планирует создание Дальневосточного и Южно-российского региональных отделений.
По результатам проведения общественно-профессиональной аккредитации после выполнения определенной процедуры, связанной с самооценкой, самоанализом, выездной экспертизой в те вузы, которые работают по данной специальности, вуз и данная программа получают сертификат о независимой общественной профессиональной аккредитации. Этот сертификат удостоверяет, что по аккредитованной специальности вуз готовит специалистов не только в полном соответствии с отечественными стандартами, но занимает передовые позиции среди аналогичных российских и зарубежных вузов, а выпускники вуза пользуются большим спросом на рынке труда, что дает гарантию высокого качества образования.
Владимир ШАДРИКОВ, председатель Высшего экспертного совета Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры: Должна быть мотивация
Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры ставит своей задачей не столько аттестацию и аккредитацию (и даже вообще, может быть, не аттестацию и аккредитацию), сколько задачи образовательного аудита, то есть мы считаем, что каждое образовательное учреждение имеет свою планку роста. Кто-то доволен местом, которое занимает, кто-то хочет двигаться вперед, а кто-то интенсивно идет вперед. Однако значительная часть высших учебных заведений (мы проводили предварительные, довольно широкие опросы) заинтересована в том, чтобы им помогли, показали, где они находятся, куда им надо двигаться. Наше агентство ставит перед собой задачу провести образовательный аудит для высших учебных заведений, выстроить траекторию дальнейшего развития и тем самым способствовать развитию качества образования. Законодательная норма такова, что аттестация и аккредитация ориентированы на стандарты, а стандарты предполагают минимум содержания образования, лицензирование же предполагает ориентацию на средние региональные нормы. Эти нормы прописаны в законе, они не стимулируют к росту, они просто указаны для того, чтобы установить, кто есть кто: высшее учебное заведение или не высшее, к какому типу относится (институт, академия или университет). Я думаю, что одна из задач общественных организаций – способствовать проведению образовательного аудита и выработке программ, траекторий (как угодно можно назвать) развития высших учебных заведений.
При этом нам необходимо определиться с тем, как побуждать вузы к обращению в организации независимой оценки качества образования. Вуз должен проявлять инициативу, но чтобы ее проявить, у него должна быть мотивация. Поэтому нужно обсудить, что будет побуждать вуз обращаться к независимым экспертам. Это чрезвычайно важно. Естественно возникает вопрос: кто и как будет осуществлять эту оценку, кто изъявит желание воспользоваться итогами аттестации и аккредитации, что получит вуз от этой аттестации или от аудита, кто оценит качество самой оценки. Предполагается, что все-таки в определенной мере и потребитель, и государственные органы должны оценить вуз. По европейским критериям любое агентство, которое претендует на признание, должно прежде всего быть признано национальным, правительственным органом. Это не значит, что правительство будет руководить этим независимым агентством, но это значит, что есть контакт между агентством и каким-то правительственным органом (будь то министерство или федеральная служба).
Юрий РУБИН, ректор Московской финансово-промышленной академии, президент региональной общественной организации – Общественного совета содействия повышению качества высшего образования: Что понимается под конкурентоспособностью вуза?
Агентство по контролю качества образования не ставит перед собой задачу стать независимым, потому что независимости в этой жизни не бывает. Первые месяцы работы агентства показали огромный интерес высших учебных заведений к деятельности агентства. Более ста организаций из разных регионов России обратились с предложением по взаимодействию в сфере образовательного аудита, более 20 договоров подписаны. Цель агентства заключается, во-первых, в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность высших учебных заведений. (Оно не планирует подменять Рособрнадзор, у Рособрнадзора свои задачи, свой комплекс вопросов, связанных с государственно-образовательным стандартом, с условиями лицензирования.) Под конкурентоспособностью вуза понимается не только экономическая устойчивость и экономическое благополучие, но прежде всего качество образования, поскольку от того, какими будут выпускники этого вуза, с чем они выйдут на рынок труда, зависит положение вуза в обществе. Во-вторых – в информировании общественности, в том числе и всех заинтересованных сторон, правительственного органа о том, какое именно качество образования в данном высшем учебном заведении.
Любовь ДУХАНИНА, член Общественной палаты Российской Федерации: Общественная экспертиза – механизм сближения интересов
Идея общественной аккредитации, безусловно, сегодня необходима для нашего общества. Нельзя говорить, что аккредитация образовательных учреждений не носит государственно-общественного характера. Она действительно имеет государственно-общественный характер, и все организации на уровне процедур, которые осуществляются, на уровне комиссий, которые окончательно принимают решение по тому или другому образовательному учреждению, в своем составе имеют представителей общественных организаций, общественных структур. Вероятно, создание независимой общественной экспертизы сможет стать одним из механизмов сближения на уровне понимания желания работодателей и тех критериев, которыми руководствуется образовательное учреждение при подготовке своих выпускников.
Для среднестатистического гражданина государственная аккредитация означает, что данное высшее учебное заведение имеет право преподавать по данной образовательной программе и выпускает специалиста, уровень подготовки которого соответствует государственному стандарту.
Вопрос, который задают себе родители, звучит так: экономистов готовят несколько вузов, но куда лучше отдать свое родное дитя? Вероятно, в принятии решения помогут и рейтинги, и результаты различных независимых экспертиз, которые, конечно, должны быть доступны. Тогда мы сможем, наверное, избежать негативной оценки результатов в условиях, когда результаты на самом деле не так плохи.
Сегодня часто звучит утверждение, что многие работают не по специальности, но мы живем в таких условиях. Наука свидетельствует о том, что сегодня человек меняет профессию за свою жизнь три-четыре раза, а прогноз говорит о том, что он будет менять 6-8 раз, об этом мы тоже должны помнить. Возможно, именно общественная аккредитация, различные рейтинги, где активную позицию будут занимать потребители образовательных услуг – работодатели, смогут нам дать систему, которая в свою очередь предоставит возможность для внедрения более быстрых изменений в образовании.
Олег БОЕВ, председатель методической комиссии аккредитационного центра Ассоциации инженерного образования России Томского государственного политехнического университета: Разница очевидна
Некоторые не видят разницы между общественной аккредитацией и государственной, дескать, они во многом решают одну и ту же задачу. Но общественно-профессиональная аккредитация – это, как правило, аккредитация образовательных программ, в этом и есть разница. Все-таки государственная аккредитация делает прежде всего оценку вуза в целом. Таким образом, вуз может быть аккредитован, а программа нет. Вряд ли кто-то со мной согласится, если я буду говорить, что качество подготовки, пусть даже в самом лучшем вузе, на разных факультетах одинаково. Поэтому есть необходимость в оценке качества подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества. И наконец, самое важное отличие: государственная аккредитация для вузов обязательна, а общественная – нет.
Мы должны активно вести международную деятельность по развитию общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии. В 2002 году Ассоциация инженерного образования России решила возродить умершую к тому времени аккредитацию образовательных программ инженерного образования, создала аккредитационный центр. Были разработаны критерии, процедуры, которые строились изначально так, чтобы результаты общественно-профессиональной аккредитации получили международное признание. Задачей ассоциации было тогда создать аналог Вашингтонского соглашения, которое работает по принципу установления соответствия между требованиями, предъявляемыми национальными аккредитационными агентствами, а в последующем и признания результатов национальной аккредитации всеми входящими в это сообщество организациями. В настоящее время и в Европе создан аналог Вашингтонского соглашения в области инженерного образования.
Сегодня свыше сорока образовательных программ в российских вузах прошли общественно-профессиональную аккредитацию. В каждом аккредитационном цикле два-три представителя международных или зарубежных аккредитационных агентств принимали участие в аккредитации в качестве наблюдателей. В результате система, созданная Ассоциацией инженерного образования, стала известной, получила признание, и в 2004 году мы стали соисполнителями европейского проекта создания в рамках Болонского процесса европейской системы аккредитации программ инженерного образования. В 2005 году проект был завершен, и была создана общеевропейская платформа для оценки качества программ в области техники и технологий, а в начале 2006 года – европейская сеть аккредитации инженерного образования.
Какие организации вошли в эту сеть? Из 14 членов четыре: ФЕАНИ – европейская Федерация инженерных организаций, СЕФИ – европейское общество инженерного образования, ТРИ – тематическая сеть, занятая исследованиями и обучением в области подготовки инженеров, «Еврокадры» – объединение, представляющее работодателей; остальные – агентства, которые осуществляют профессиональную аккредитацию программ в разных странах.
В результате выполнения проекта, как я сказал, была создана общеевропейская платформа для аккредитации программ инженерного образования. В 2006 году 6 из 14 входящих организаций получили право присвоения общеевропейского знака «Юраэйс», который стал знаком качества в инженерном образовании. Ассоциация инженерного образования – одна из шести организаций, получивших такое право. Это было сделано на основе сопоставления национальных критериев аккредитации с общеевропейской платформой, которая была разработана в соответствии со стандартами «ЕНКО» и на основе Дублинских требований к выпускникам образовательных программ первого, второго и третьего циклов, задающих необходимые знания, компетенции и навыки, которыми должен обладать выпускник.
Наконец, еще одно отличие общественно-профессиональной аккредитации от государственной. Государственная дает вузу право выдавать диплом государственного образца, устанавливает соответствие учебного процесса и содержания подготовки требованиям образовательного стандарта, а основная задача общественно-профессиональной аккредитации – проверить, насколько готовы выпускники к осуществлению профессиональной деятельности. Это заложено в инженерном образовании как главное требование к качеству подготовки. В следующем году Ассоциация инженерного образования России будет подавать официальную заявку на вступление в Вашингтонское соглашение.
Мы начали работу по отработке системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров в России. В этом году создан комитет, который разрабатывает статус и положение о регистрации профессиональных инженеров. Какой бы хороший вуз ни был, отдельная программа или отдельный факультет может работать хуже остальных. И наконец, какая бы идеальная программа ни была, выпускник этой программы может оказаться троечником. Поэтому, собственно говоря, качество подготовки каждого специалиста, а не скопом массы выпускаемых студентов из вуза, должно оценивать профессиональное сообщество, принимая или не принимая его в свои ряды. Необходимое условие, конечно, – это освоение программы, которая была профессиональным же сообществом аккредитована.
Анатолий ДЕМЬЯНЧЕНКО, президент Межгосударственной ассоциации последипломного образования: Как привлечь профессиональные объединения?
Общественно-профессиональная аккредитация в высшем образовании – это все-таки некое дополнение (нужное, полезное!) к государственному. В дополнительном профессиональном образовании общественно-профессиональная аккредитация должна стать в будущем основной формой аккредитации, потому что уже сейчас государство аккредитует только те учебные заведения, которые проводят переподготовку, а те, кто по программам занимаются исключительно повышением квалификации, государственной аккредитации не подлежат. Между тем Правительство РФ уже подготовило новый проект закона, по которому будет аккредитовываться только программа для государственных служащих. Не буду останавливаться на том, нужно ли ограничиваться только государственными служащими, важно, что уже и сейчас, и в будущем не подлежат и не будут подлежать государственной аккредитации программы дополнительного профессионального образования. На мой взгляд, это правильно, поскольку динамика программ настолько высока, что фактически каждый новый курс проводится по новой программе, которая зависит и от требований заказчика, и от веления сегодняшнего дня.
Наша ассоциация провела четыре конференции «Дополнительное профессиональное образование от спроса до признания». На всех конференциях сначала речь шла о том, что надо сделать, чтобы можно было ставить вопрос о государственной аккредитации учебных заведений дополнительного профессионального образования. Мы поняли, что это обойти никак нельзя, и уже на последней конференции обсуждался проект закона, о котором я упоминал, по которому правительство предполагает вообще отменить государственную аккредитацию всех программ доппрофобразования, кроме госслужащих. Подавляющее большинство участников конференции высказало мнение, что в дополнительном профессиональном образовании все-таки прежде всего нужно говорить об общественно-профессиональной аккредитации учебного заведения по направлению. Это будет означать, что если какое-то сообщество признало все программы по этому направлению учебного заведения, то они заслуживают доверия. Причем именно все программы, независимо от того, какой они продолжительности, поэтому, конечно, сюда должны попадать и программы курса объемом менее 72 часов. Абсурдно, что любая программа меньше 72 часов сегодня не считается даже повышением квалификации, хотя такие программы давно стали целыми курсами в высшем образовании. За рубежом на эти программы дают кредиты.
Я предлагаю говорить о государственном признании аккредитационных агентств, во всяком случае, в дополнительном профессиональном образовании. Это, кстати, сделает создание таких аккредитационных агентств более привлекательным и для профессиональных объединений, и для учебных заведений, вызовет их желание проходить такую аккредитацию. Пока же наши обращения в несколько профессиональных объединений показали, что они не изъявляют желания заниматься этой проблемой. Например, РАО ЕЭС у себя аккредитует учебное заведение, которое учит их сотрудников, но, когда им говорят: давайте это делать в национальном масштабе, в ответ слышат: нет, а зачем нам этим заниматься.
www.ug.ru
ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА
В подавляющем большинстве стран мира высшие учебные заведения получают право на оказание образовательных услуг путём признания соответствия уровня получаемого в них образования принятым стандартам. Соответствие ВУЗа необходимым требованиям определяет уполномоченный орган контроля за образованием.
Процесс подтверждения качества образования государственному стандарту, проводимый уполномоченными органами называется государственной аккредитацией ВУЗа. В ходе государственной аккредитации признаётся как тип образовательной организации (присваивается статус высшего учебного заведения), так и её вид (академия, институт или университет) в ходе оценки уровня получаемого образования и эффективности применяемых для обучения студентов образовательных программ.
Даётся и оценка уровня знаний выпускников учебного заведения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Аккредитация ВУЗа выдаётся на 5 лет, в последующем учебное заведение подлежит переаккредитации.
Вследствие того, что, помимо аккредитационной проверки самих образовательных программ, в обязательном порядке оценивается и уровень получаемого с их помощью образования, государственная аккредитация вновь организованных учебных заведений производится после осуществления первого выпуска студентов.
В случае успешной аккредитации, ВУЗу выдаётся свидетельство о государственной аккредитации с приложением, в котором указываются все специальности, аккредитованные в данном учебном заведении. Помимо перечня специальностей, непосредственно в свидетельстве закреплены тип и вид аккредитованного учреждения. Если учебное заведение на момент прохождения государственной аккредитации имеет филиалы в других городах, в каждом из них должна находиться копия аккредитационного свидетельства с приложениями к нему.
Государственная аккредитация отдельных филиалов учебных заведений не проводится.
КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕДУРА АККРЕДИТАЦИИ
Аккредитацию образовательных учреждений проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – Рособрнадзор. Для помощи в прохождении аккредитации ВУЗов организовано также Национальное аккредитационное агенство, занимающееся непосредственно организационными вопросами и подготовкой материалов для проведения аккредитации.
Проверка соответствия ВУЗа требованиям государственного образовательного стандарта проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный:
• Проведение самообследования – самостоятельная проверка знаний выпускников и профессорского состава;
• Подготовка пакета документов, необходимых к подаче в Рособрнадзор для проведения официальной процедуры;
• Обращение в Рособрнадзор, подача необходимого пакета документов;
• Формирование аккредитационной комиссии;
2. Экспертно-аналитический:
• Проведение сформированной комиссией аккредитационной экспертизы образовательного учреждения;
• Выдача заключения об аккредитации.
3. Заключительный
• Принятие решения об аккредитации
• Выдача аккредитационного свидетельства.
При условии успешного прохождения аккредитационной экспертизы и выдачи свидетельства о государственной аккредитации, ВУЗ получает определённый статус – институт, академия, университет.
Университет имеет право на реализацию учебных программ как высшего, так и послевузовского профессионального образования, даёт возможность проходить как подготовку, так переподготовку и повышение квалификации по многим специальностям, вести научные исследования в области фундаментальной науки, имеет право на научную и методическую деятельность в своей области.
Академия отличается от университета более узкой направленностью и отсутствием права вести научные разработки в области фундаментальной науки. Институт занимается узкопрофильным профессиональным образованием в области конкретной науки, где может вести методические разработки и фундаментальные исследования.
ЧТО ДАЁТ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТУ?
Государственная аккредитация не просто определяет вид и статус учебного заведения. ВУЗ, имеющий государственную аккредитацию, это гарантия получения настоящего, качественного высшего образования, это диплом государственного образца, свидетельствующий, что его обладатель действительно владеет необходимыми работодателю знаниями и навыками, это гарантия успешного трудоустройства, это все предусмотренные государством льготы, стипендии и гранты, это учёба и творческий поиск, дающие знания и перспективы.
Неаккредитованные образовательные учреждения не всегда могут дать все необходимые знания, и полученный в таком заведении диплом «установленного образца» представляет собой весьма сомнительный документ, на который потенциальный работодатель всегда будет смотреть косо.
ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ В АККРЕДИТОВАННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Кроме всего прочего, ВУЗ с государственной аккредитацией гарантирует не только официальный диплом, котирующийся порой и за рубежом, но и возможность последующего обучения – магистратура и аспирантура всегда к услугам выпускника аккредитованного ВУЗа.
Неаккредитованные коммерческие заведения, увы, зачастую предлагают высшее образование на уровне бакалавриата, не всегда соответствующее даже этому уровню.
Следующее преимущество касается мужской половины всех поступающих, а именно право на отсрочку от армии даёт учёба только в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию. Причём на отсрочку можно рассчитывать только при получении специальностей, строго оговорённых в Приложении к свидетельству о государственной аккредитации ВУЗа.
Возможность получать высшее образование за счёт государства, то есть на бюджетной основе, имеется только в ВУЗах с государственной аккредитацией. То же относится и к разнообразным студенческим льготам и выплатам.
Все гарантии государства по ним выполняются только в государственных аккредитованных ВУЗах. В частных учебных заведениях на такую возможность рассчитывать не приходится. Всё обучение производится за счет студента.
В любой коммерческой деятельности имеется риск прогореть, не получить прибыли. К сожалению, в сфере оказания образовательных услуг действует та же жёсткая конкуренция и те же законы рынка, не прощающие ошибок и нерентабельности.
А потому, увы, ни один частный ВУЗ не может гарантировать своим студентам, что он вдруг не закроется в связи с убыточностью предприятия. Судьба учащихся при таком исходе дела весьма плачевна. Никто не вернёт им ни зря заплаченных денег, ни впустую потраченного времени.
Поступая в высшее учебное заведение с государственной аккредитацией, абитуриент страхует себя от многих неприятностей, но гарантировать получение полноценного высшего образования не может ни один университет, если учащийся сам не приложит достаточно усилий к тому, чтобы получить в конце обучения действительно весомый и ценный диплом о получении настоящего, высшего образования.
abituranet.ru