Астрономия вернется в школы в 2017-2018 учебном году
Выбираете учебник по астрономии? Будьте внимательны!
Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?
Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного — астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» (подробнее).
Теперь астрономию будут преподавать в качестве самостоятельного предмета в средней школе 1 час в неделю. Теперь астрономия официально вошла в список обязательных школьных предметов, об этом написано в приказе №506 Минобрнауки от 7 июня 2017 года.
По каким учебникам преподавать астрономию в школе?
На сегодняшний день в Федеральный перечень входит единственный учебник по астрономии. Его выпускает объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА».
Речь идет об учебнике «Астрономия» (базовый уровень) для 11 класса авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К. издательства «ДРОФА» (№ ФП 2.3.2.4.1.1). Учебник соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. Полистать учебник можно здесь
«Это базовый уровень. Автор очень известный — это Воронцов-Вельяминов. Давайте посмотрим, с чего он начинается — «древнейшая наука, истоки которой относятся…», — заявила Ольга Васильева в интервью телеканалу «Россия 1».
Где купить учебник по астрономии?
Вы являетесь образовательным учреждением и заинтересованы в покупке учебника «Астрономия» (базовый уровень)? Тогда свяжитесь с начальником отдела бюджетных продаж Оноприенко Любови Юлисовне, тел. (495)795-05-50, доб.28-05, +7(906)045-97-87, e-mail: [email protected]. Объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» всегда рада предложить самые выгодные условия оплаты и доставки заказа. Специальное предложение действует до 15 мая.Где найти содержание курса?
Ознакомьтесь с содержанием курса «Астрономия», воспользовавшись рабочей программой. Она выложена на нашем сайте и доступна для бесплатного скачивания. В рабочей программе представлены планируемые результаты освоения курса, содержание курса, тематическое планирование и дополнительные материалы, которые помогут учителю грамотно спланировать урок.Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.
Скачать рабочую программу
Почему лишать школьников астрономии в школе неправильно?
Ольга Васильева в интервью телеканалу «Россия 1»: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно», — помните слова Маяковского? Дело в том, что лишать человека знаний об астрономии, я считаю, неправильно. Тем более, что разговор шел об одном часе в неделю». Читать интервьюЕлена Тихонова, директор Центра физико-математического образования объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА»: «В наши дни совершены беспрецедентные открытия, которые дали мощный импульс развитию технологий не только в космической отрасли. И чтобы следовать вектору технического прогресса, важно вернуть Вселенную, эту уникальную природную лабораторию, в сферу российских научных интересов. Следовательно, необходимо заинтересовать изучением предмета подрастающее поколение. Популяризации науки как раз и способствует классический учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова, который выдержал много изданий и последние 20 лет выпускается нашей редакцией». Читать подробнее
А также: 5 фактов о Вселенной, узнав которые вы захотите изучать астрономию
rosuchebnik.ru
С 1 сентября в школах вводится астрономия — Реальное время
Минобразования России заявило о введении с 1 сентября обязательного изучения предмета
В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее — в материале «Реального времени».
Иммунитет к лженауке
В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.
Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике.
В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.
Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике. Фото petrsu.ru
ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике
Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета. В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».
При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов — регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.
Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.
ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.
К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru
Когда Солнце вращается вокруг Земли
Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого — этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.
— Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие — не только дети, но и взрослые — на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело — кто будет преподавать? — говорит Бикмаев.
Согласно опросу ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».
В астрономы переквалифицируют физиков
Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.
— Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор — Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых — это решит Министерство образования Татарстана, — говорит Бикмаев.
Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru
В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли — все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.
— Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, — говорит Ильфан Бикмаев.
За звездами — из села Новые Чечкабы
Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.
Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.
— В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, — говорит Рустем Бикмуллин.
В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. Фото Романа Хасаева
«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»
Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», — говорит завкафедрой. С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.
— Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, — говорит Ильфан Бикмаев.
Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции. Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта — изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер. Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.
Дарья Турцева
realnoevremya.ru
Почему отменена астрономия в школах?
Многих волнует вопрос: почему отменили астрономию в школе? Науку, которая не только влияет на прикладное развитие важных на сегодня отраслей знаний: космической геодезии и космической навигации, стремительно развивающихся в XXI веке, – но и отвечает за формирование мировоззрения, давая представление о мире и о месте человека во Вселенной.
Когда это произошло?
В советские времена астрономия была самостоятельным предметом, на который отводилось 35 часов в 10-11-м классах, и представляла собой курс естественных наук. Ученики, покидающие школу после 9-го класса, к изучению дисциплины, имеющей мировоззренческое значение, даже не приступали. Один час в неделю тем не менее позволял стране быть лидером в освоении космоса, с успехом проводить астрономические олимпиады и иметь огромную армию увлечённых данной наукой.
В 1991-м предмет «астрономия» в школах перестал быть базовым, что привело к его вытеснению из программы. Ещё в начале двухтысячных выпускным классам предлагалось четыре учебника с разным уровнем изложения материала, но в 2008-м ни один из них не получил официального разрешения Министерства образования и науки на использование в учебных заведениях (приказ № 349). Это поставило преподавание астрономии вне закона.
Предыстория
И это в стране, где имеется трёхсотлетний опыт передачи знаний о космических телах и строении Вселенной. Ещё при Петре I астрономия в школах стала обязательной для учащихся. На протяжении века она была отдельной дисциплиной, что является уникальным явлением в педагогике мира. До революции высочайший уровень преподавания достигался благодаря следующим факторам:
- Дифференциации обучения.
- Разнообразию программ.
- Свободе педагогов в выборе методик.
- Великолепному оснащению.
- Возможности интеграции с курсом физики.
После революции традиции были сохранены, а в 30-е годы созданы единые программы, средства и методы обучения. В 40-е главной целью стало формирование научного мировоззрения, из этих соображений курс астрономии продолжал развиваться. В 80-90-е годы началось постепенное «размывание» предмета, не вписывающегося в структуру новых образовательных стандартов.
Что сегодня?
Официального запрета на включение астрономии в учебный план нет, но решение отдано на усмотрение руководству школы. Большинство учебных заведений предусматривает краткие сведения по предмету в рамках интегрированных курсов. Астрономия для начальной школы в качестве простейших представлений о мире включена в программу по «Окружающему миру». В старших классах – по физике (50 страниц).
В отдельных регионах, как, например, в Чувашии, этот небольшой раздел смело можно отнести к астрофизике, ибо он наполнен расчётами и сложными задачами. Это в итоге не позволяет дать правильные представления, чем звёзды отличаются от планет и что такое Млечный путь. Зато многие школы наряду с традиционными программами с 2010-го стали изучать основы религиозных культур. Современные выпускники путают астрономию с астрологией, которую ранее считали псевдонаукой.
Последствия
ВЦИОМ регулярно проводит опросы россиян, показывающие, что треть сограждан убеждены: не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот. Отечественные СМИ в сентябре поторопились сообщить о внесении изменений NASA в систему знаков зодиака, что вызвало некий ажиотаж среди жителей страны. Хотя это было сделано американцами специально для детской и юношеской аудитории, чтобы показать неточность астрологии.
Свои знания об устройстве Вселенной молодёжь черпает не через уроки астрономии в школе, а из фантастических голливудских блокбастеров и компьютерных игр. Среди мифов, которые прочно устоялись в головах сограждан, – уверенность в том, что нас окружают инопланетяне, полёты американцев на Луну – это мистификация, а лунные фазы реально влияют на урожай дачного участка. Человек, считающий себя цивилизованным, не знает, как устроена Вселенная и как она влияет на планету Земля. Агрессивная безграмотность населения особенно явно проявилась во время падения метеорита в феврале 2013 года близ Челябинска.
Почему так произошло?
Итак, формально никто не отменял изучение астрономии, школе не направлялись запретительные инструкции, но учебные заведения она покинула. Почему?
Школы обеспечивают преподавание в первую очередь базовых предметов, определённых РФ, затем – субъектом РФ, и только потом – отданных на усмотрение школе. Чтобы ввести в расписание отдельную дисциплину, необходимо выполнение трёх условий:
- Решение родителей, которое должно иметь коллегиальный характер.
- Оборудование для преподавания.
- Наличие кадров, способных передать необходимые знания.
У родителей, как правило, главный интерес – это ЕГЭ, ставшее обязательным с 2009 года, и поступление собственного чада в вуз. Именно по этой причине в школе не изучаются даже те 50 страниц из учебника по физике, отданных под информацию по астрономии. Чтобы выгадать время для натаскивания выпускников к итоговому экзамену. Оборудование не требует больших расходов, но оно необходимо, и опять-таки школы предпочитают сэкономить. Самая же большая проблема – это кадры.
Кадры решают всё
На сегодняшней день даже в Москве, где огромное количество учебных заведений со специальной подготовкой в области естественных наук, лишь в 20 (из двух тысяч) сохранена астрономия. В школах катастрофически не хватает преподавателей данной дисциплины. До 1978-го специалистов готовил только Горьковский пединститут, а в десяти вузах по состоянию на 1980-й имелась специализация согласно учебным планам (Москва, Баку, Киев, Ташкент, Телави, Челябинск, Ленинград, Ростов, Чернигов, Николаев). В год набиралось всего 600 абитуриентов.
Из-за малого количества часов в школах стали готовить учителей с общей специальностью – по физике и астрономии, что привело к перекосу преподавания в сторону физики. Методика обучения астрономии упускалась. Сегодня в педагогических вузах из-за невостребованности не сохранены кафедры астрофизики. Поэтому учителя беспомощны в преподавании материала.
Год астрономии
Символично, что астрономия в российских школах была вытеснена из учебных программ накануне года астрономии. В 2009-м, спустя 400 лет после того, как Г. Галилей провёл первое наблюдение за небесными светилами при помощи телескопа, мировая общественность отмечала прорыв в области знаний о Вселенной. Учёные, участвующие в конференции, обратились к властям с заявлением о необходимости преодоления безграмотности в естествознании, являющейся частью культуры, и всеобщем астрономическом образовании. Ибо данная наука является на сегодняшний день самой динамично развивающейся.
Инициативу поддержал ректор МГУ В. Садовничий, госкорпорация “Роскосмос”, сотрудники планетариев, начавшие сбор подписей в поддержку преподавания астрономии школьникам, однако при министре А. Фурсенко никаких изменений не произошло.
Позиция нового главы Минобрнауки
Ольга Васильева имеет другую позицию по данному вопросу. В сентябре 2016-го она заявила: астрономия в школах России появится в 2017-м. Это произойдёт за счёт второго иностранного языка, на который выделено 250 часов. Если сократить их, будет найдена возможность включения уроков в базовую программу общеобразовательной школы. В качестве учебника будет предложен вариант Страута Е. К. и Воронцова-Вельяминова Б. А.
Ввиду перегруженности учащихся планируется предусмотреть один час в неделю на новый предмет. Казалось бы, научная общественность должна возликовать, но что говорят на сей счёт учёные?
Мнения учёных
Дискуссии по данному вопросу ведутся давно. Депутаты и общественность разделяют обеспокоенность наметившимся отставанием некогда ведущей космической державы по многим направлениям. Профессор МГУ А. В. Засов акцентирует внимание на том, что астрономия в школах должна затрагивать мировоззренческие вопросы, формировать научное представление о мире, а посему сопровождать школьника на протяжении всего периода обучения.
Интерес к небесным телам, звёздам и иным галактикам возникает с 11-12 лет, но в эти годы ребята не владеют тем объёмом знаний по физике и математике, который необходим при освоении астрономических знаний. Важность же предмета нельзя недооценивать. Через астрономию:
- Иллюстрируется работа законов физики за пределами Земли.
- Происходит знакомство с освоением космического пространства и современными достижениями в этой области, требующей объединения усилий ведущих держав.
- Удовлетворяется подростковая любознательность, воспитывается интерес к познанию.
Проблемы возвращения астрономии
Педагоги понимают, что одним росчерком пера астрономия в школах сегодня не появится. Если проблемы учебников и выделения часов решаются не так сложно, то восстановление системы подготовки кадров преподавателей потребует от 5 до 15 лет. Необходимо возвращение кафедр астрофизики, заинтересованность учёных, государственный заказ.
Многие полагают, что дисциплина не выживет как самостоятельная. Потребуется включение необходимых разделов в преподавание смежных предметов: физики, географии, математики, химии, создание интегративных курсов. Для этого нужно пересмотреть концепцию их содержания в школах с различной степенью сложности образовательных программ.
Преподавателей беспокоит уровень подготовки учащихся. Ежегодно часть детей не справляется с итоговыми экзаменами (ЕГЭ). 2016-й не стал исключением: 4,7 % не преодолело базовый, 15 % – профессиональный уровень по математике. Минимальный проходной балл по физике составил всего 36 баллов (из ста). Во всех технических вузах она является профильным предметом. Необходимо добиться, чтобы естественные науки стали по-настоящему престижными в обществе.
Послесловие
Почему же астрономия в школе отменена в то время, когда страна теряет позиции в техническом прогрессе? Возможно, потому, что легче управлять людьми, чьё сознание находится во власти средневековых представлений о строении мира? Есть опасения, что с появлением в школе основ религиозных культур вместо науки о развитии Вселенной через десяток лет выпускники будут покидать школу с уверенностью в божественном происхождении всего живого и в том, что Земля покоится на трёх китах. Не хотелось бы думать, что главной наукой, по которой следует сверять жизнь, станет астрология, а местом, куда нужно обращаться при недомоганиях, – не поликлиника, а кабинет экстрасенса.
fb.ru
мнения ученых, Школы – “Навигатор Образования”
Кто будет учить астрономию в выпускном классе, если ее не нужно сдавать на экзаменах? Учебник, который держали в руках поколения 70-90-х годов, был идеальным, но возникает вопрос: с тех пор образование и наука, разве, не продвинулись вперед? Эти и другие вопросы волнуют преподавательский состав физического факультета МГУ и ученых Института астрономии РАН
Недавно Министерство образования и науки РФ официально объявило о своем намерении вернуть в школу уроки астрономии. Предполагается ввести отдельный предмет – целых 35 часов школьникам будут рассказывать об общей картине мира на протяжении двух лет (да, 35 часов рассчитаны на два года обучения). В методических рекомендациях изложено, каким образом будет внедряться новый школьный предмет, в какой форме и кем он будет преподаваться, какие ресурсы выделены для обеспечения.
Увы, но в том виде, в котором планируется возобновить преподавание астрономии в школе, она исчезла оттуда в 1991 году. В таком же объеме, и по тому же учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, написанном и 17 раз переизданном для десятиклассников СССР, астрономия оказалась “лишней” дисциплиной, в стране, запустившей первый спутник и первой отправившей человека в космос.
Кто будет учить предмет в выпускном классе, если его не нужно сдавать на экзаменах? Учебник, который держали в руках поколения 70-90-х годов, был идеальным, но возникает вопрос: с тех пор образование и наука, разве, не продвинулись вперед? Эти и другие вопросы волнуют преподавательский состав физического факультета МГУ и ученых Института астрономии РАН.
Какой должна быть астрономия в школе сегодня?
С начала эры космонавтики специалистам в сфере педагогики так и не удалось выстроить эффективную программу и методику преподавания астрономии в школе. Сейчас, как и в прошлом столетии нет хорошо подготовленных учителей. Да и учебник, откровенно говоря, отстает от новых открытий лет на тридцать.
Этим обеспокоены российские ученые, и их можно понять: кто продолжит их дело в ближайшем будущем, если кардинально не изменить отношение к предмету астрономии и не вывести его преподавание в школе на качественно новый уровень, соответствующий последним достижениям науки и потребностям общества, которое давно привыкло пользоваться спутниковой связью?
Светила науки предлагают свои варианты решения проблемы. Вот мнения некоторых из них:
Доктор физико-математических наук, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, заведующий отделом Внегалактической астрономии ГАИШ МГУ, А. В. Засов
Анатолий Владимирович Засов считает, что астрономия демонстрирует универсальность космических законов, ярко иллюстрирует, как работают законы физики в космосе и на Земле. Он подчеркнул важность изучения предмета, так как в космическую деятельность вовлечены наиболее развитые государства. Кроме того, знания о Вселенной сегодня прочно вошли во многие сферы жизнедеятельности человека: с космосом связана не только спутниковая связь, но и навигация, экономика, высокие технологии, обороноспособность государства.
Именно поэтому астрономические представления о строении мира должны формироваться в течение всего периода обучения в школе. Знакомство с астрономией должно проводиться от уровня детского восприятия до физико-математического подхода в старших классах.
А. Засов уверен, что выходом из сложившейся ситуации с преподаванием астрономии в школе может стать внедрение интегрированного курса “Астрономия и освоение космоса” с введением астрономии в программы по физике (а для специализированных школ изучение астрономии должно стать обязательным).
Ученый выразил обеспокоенность снижением престижа науки, и особо подчеркнул ее значимость для развития научно-технического потенциала страны и, в конечном счете, ее будущего в целом.
Доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Д.З. Вибе
Отсутствие базовых знаний астрономии заставляет людей верить во всякую чушь. При наличии интернета и огромного потока растиражированной в нем псевдонаучной информации современные люди не защищены от легенд с апокалиптическим финалом.Доктор Вибе считает, что возвращение, пусть даже обновленного учебника астрономии Воронцова-Вельяминова не имеет смысла, и предлагает разделить курс изучения астрономии на три части:
- Спутники, телескопы, межпланетные зонды, космические станции и прочее;
- Изучение физических законов для объяснения результатов, полученных с помощью космической техники;
- Знания о Вселенной, накопленные и обобщенные с помощью законов физики.
Дмитрий Зигфридович Вибе предлагает первые два раздела включить в другие предметы, а третий выделить в отдельную дисциплину – космографию, которую необходимо изучать в выпускном классе, чтобы ученики могли применить знание физических основ.
Существуют и другие мнения и предложения о внедрении предмета в школьную программу. Ученые размышляют и о подготовке кадров, и о создании учебников и материально-технической базы для преподавания астрономии на должном уровне. При этом все они единодушно сошлись во мнении, что изучать астрономию в школе не просто желательно, а жизненно необходимо.
Стране срочно требуются собственные лауреаты в области освоения космоса
Яркие и завораживающие фото Солнечной системы и дальнего Космоса, полученные с помощью телескопов ALMA, E-ELT, LSST, радиокомплекса SKA, не могут не вызывать интереса у школьников – поэтому искать стимул для привлечения внимания детей к изучению астрономии не придется.
Естественно, далеко не все дети свяжут свою жизнь с космосом – космонавтами и астрофизиками станут только наиболее талантливые. Однако чтобы эти таланты появились, необходимо их искать, прививать им любовь к науке и учить по методическим материалам, которые написаны с учетом последних достижений и открытий.
И, пожалуй самое главное, готовить для школы учителей астрономии нужно не в режиме “форс-мажор”, когда педагогов в добровольно-принудительной форме отправляют на курсы переподготовки. Приоткрывать тайны Вселенной и появления жизни на Земле школьникам должны хорошо подготовленные специалисты, которые и сами увлечены наукой о космических пространствах.
В конце концов, учить детей астрономии нужно, хотя бы, из чувства патриотизма, для поднятия престижа страны.
Как показывают результаты работы образовательного центра “Сириус”, созданного по инициативе президента, талантливых детей в России, увлекающихся астрофизикой и космонавтикой, много. Визит В. Путина в этот центр, и его интерес к изобретению мини-спутника юными участниками – не случайны. Важно, чтобы система образования уловила сигнал президента и осознала государственную важность подготовки смены, достойной Циолковского, Королева, Гагарина.
Источники изображений: sai.msu.ru, mosplanetarium.livejournal.com, fb.ru
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.fulledu.ru
С 1 сентября астрономия – обязательный предмет в школе: базовый и углубленный уровень
С 1 сентября 2017 года во всех школах страны вводится обязательный предмет астрономии. Что входит в программу обучения по данному предмету, что такое базовый и углубленный уровень астрономии.
Чтобы разъяснить педагогам и родителям, как, кто и по каким программам и учебникам будет преподавать астрономию, Минобрнауки открыло “Электронную приемную”. Письма в “электронную приемную” можно направлять по адресу [email protected].
В последние годы курс астрономии входил в программу физики. Но так как часов на физику отпускается не так уж и много, особенно в непрофильных школах, были ученики, которые не могли усвоить даже азов этого предмета.
Предполагается, что астрономия будет разделена на два уровня. На базовом дадут представление о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной, сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. На углубленном – расскажут о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строения и эволюции Вселенной, о действии во Вселенной законов, открытых в земных условиях и другие знания.
Астрономия: базовый и профильный уровень
Минобрнауки РФ внесло изменения федерального образовательного стандарта, где астрономия выделена в отдельный предмет. образовательные программыМогут быть изменены примерные .
В школах сегодня курс астрономии включен в программу по физике и практически размыт в ней. Азы астрономии дают школьникам в “началке” на окружающем мире. Потом она надолго исчезает из программ и появляется у продвинутых учителей в старших классах. А если учитель не успевает дать основную программу по физике, то может дать параграфы по астрономии на дом.
Из проекта стандарта
Астрономия (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области.
Астрономия (углубленный уровень) – требования к предметным результатам:
1) сформированность представлений о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строения и эволюции Вселенной;
2) сформированность представлений о действии во Вселенной законов, открытых в земных условиях;3) сформированность умения объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
4) сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников.
Подписывайтесь на каналы “Informatio.ru” в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.
informatio.ru
Астрономия в школе: новое – хорошо забытое старое?, Школьная жизнь – “Навигатор Образования”
Госкорпорация “Роскосмос” обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.
В начале 1990-х годов в российских школах перестали преподавать астрономию. И хотя в Минобрнауки отрицают факт исключения курса астрономии из обязательной школьной программы (по словам сотрудников ведомства, астрономия стала составной частью дисциплин “Физика” и “Окружающий мир”), по факту, информацию о небесных телах и связанных с ними явлениях школьникам приходилось искать и изучать самостоятельно. В результате, уровень астрономической грамотности среди населения упал ниже некуда – например, больше трети россиян не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Такая астрономическая безграмотность в 21 веке, веке космических открытий, и в стране, запустившей первые спутники, недопустима. Именно поэтому госкорпорация “Роскосмос” обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.
Почему астрономия исчезла из школьных программ?
Среди причин, нивелировавших астрономию, как школьный предмет, можно назвать апокалипсис СССР – не до образования было, когда страна разваливалась. Но это – не самый главный фактор, уничтоживший возможность получения научных представлений об окружающем мире. Были и другие причины, не менее объективные.
История преподавания предмета в России, как естественной науки насчитывает больше ста лет. Из элитной науки космография (астрономия) в начале 20-х годов прошлого века стала доступной, а в связи с реформой образования тридцатых годов прошлого века астрономия получила статус отдельного школьного предмета, и на ее изучение в выпускном классе общеобразовательной школы до 1991 года отводилось 35 часов.
Второе полугодие для выпускников – горячая пора, подготовка к экзаменам, поэтому учителя физики, они же – учителя астрономии, отменяли уроки астрономии в пользу подготовки к выпускному экзамену по физике. И уроков астрономии становилось в два раза меньше – даже меньше, чем космических тел в Солнечной системе, о которых желательно было бы дать учащимся, по крайней мере, поверхностное представление.
Изучение строения дальнего Космоса с его законами оставалось мечтой, которую подпитывали сценаристы и режиссеры фантастических фильмов о внеземных цивилизациях, полетах к созвездию Большого Пса и так далее. К киносценариям о космосе, как псевдонаучному дидактическому материалу, добавились гороскопы и астрологические прогнозы, расплодившиеся во всех печатных изданиях и на центральных телеканалах – будто нарочно кто-то стряхнул пыль веков с древних представлений человека о мироздании, и растиражировал их в стране, встречавшей из космоса своего Гагарина.
А ведь изучение астрономии, как естественной науки, помимо расширения знаний в области естественных наук, влияет на формирование мировоззрения школьников. Но с 1991 года эта ниша заполнялась лженаучными знаниями, незаметно уводя новые поколения в средневековые дебри невежества.
Доступность изучения астрономии, которая была обеспечена советской системой образования, достигла наивысшей кризисной точки и исчезла вместе с государством, которое первым запустило спутник и отправило человека в космос – “…гений – парадоксов друг”, как сказал великий русский поэт. Кому было выгодно исчезновение СССР и ликвидация предмета астрономии из обязательной школьной программы – тема для изучения на уроках истории и обществоведения.
Нужна ли астрономия в школе?
Сегодня Россия в области проведения космических исследований и освоения Космоса соперничает только с США. Пока, первый спутник, первый космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос – наше превосходство, и пока без российских ракетоносителей американцы могли бы заглядывать в космос только с помощью телескопов. В мире все взаимосвязано. От успехов в изучении и освоении космического пространства многое зависит на Земле. Абсолютно уверенно можно сказать: сильнее тот, кто умнее, а сила – в знании.
Специалисты уверены, что изучать астрономию в школе необходимо. Хотя бы только потому, что наука о Вселенной поможет школьникам расширить кругозор и удовлетворит их природное любопытство. Интересен ли будет новый предмет школьникам? Сами знания о космосе, безусловно, будут вызывать интерес у ребят, утверждают работники планетариев и астрокомплексов. А вот насколько интересен будет курс астрономии в школе, во многом зависит от педагогов.
О необходимости изучения астрономии в школе говорят и отдельные представители власти. Например, сенатор Людмила Бокова на наш вопрос ответила: “Астрономия раньше была полноценным предметом и изучалась в старших классах. Ее необходимость очевидна, есть даже олимпиадное движение в данной предметной области. Также за возврат этой дисциплины неоднократно выступали общественники и педагоги. На мой взгляд, вводить отдельный предмет в ущерб другим нецелесообразно, но можно подготовить интегрированную программу по физике, включив туда темы, посвященные астрономии. Это потребует дополнений в учебники физики”.
К слову
Представители компании BRAINLY Sp. z o.o. вместе с сайтом Znanija.com взяли на себя труд провести “совершенно бескорыстно” социологическое исследование на тему, хотят ли школьники в России изучать астрономию? Оказалось, что почти не хотят! Подробные результаты этого опроса можно найти на указанном сайте, но дело не в них.
Откуда и зачем появилась компания в нашей стране, и в связи с чем она озабочена желанием или нежеланием детей изучать астрономию? Любое исследование требует немалых материальных затрат – и их было не жаль! Дети не любят молоко и манную кашу, боятся прививок, мечтают, чтобы каникулы продолжались девять месяцев в году, а учебный год – три. Можно было бы провести соцопрос и на эту тему.
Выводы по поводу такого интереса к российской образовательной системе читатели сделают самостоятельно.
Астрономия возвращается в школу. Кто и как будет учить?
Теперь о самом важном. На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован приказ от 20.06.2017 г. “Об организации изучения учебного предмета “Астрономия” с приложением методических рекомендаций по введению этой дисциплины как обязательного курса.
В методических рекомендациях прописано, что “с целью организации эффективной (!) работы…” обязательному, на уровне среднего общего образования, предмету отводится не менее 35 часов (!) “за два года обучения”. Снова, как и в советской школе, включение астрономии в число предметов для ЕГЭ не планируется, даже на добровольных началах. Правда, на этот раз, вопросы по астрономии запланировано ввести в материалы госэкзамена по физике. Подготовка и переподготовка кадров, создание учебников, материально-технической базы – в стадии планирования и разработки.
”Сироту” вернули в храм знаний, но снова поставили в угол. Да, астрофизиками станут не все, потому что астрономия – наука очень сложная и многокомпонентная, и стране нужны ученые в этой области, а не огромный штат рядовых техников. Но, может быть, при более серьезном подходе к изучению предмета в школе, удалось бы со временем вырастить квалифицированных преподавателей астрономии, которые бы смогли привить интерес к науке, объяснить ее значимость будущим поколениям? Никто же не говорит, что не надо изучать правила дорожного движения, если не собираешься управлять автомобилем.
Да, объем знаний сегодня такой, что вызывает обоснованное беспокойство о высокой психоэмоциональной и учебной нагрузке детей, и неизвестно, куда “вставить” дополнительный час старого-нового предмета. Но астрономия может быть и частью географии или природоведения, она вполне вписывается в разделы других естественных наук. Наука развивается стремительно, и дальше учиться будет еще сложнее.
Хорошо, что астрономия вернулась в школу. Лишь бы не наступить “на старые грабли”! Прошлое должно стремиться в будущее, и над этим нужно задуматься, на этот раз – всерьез и бесповоротно.
Источники изображений: tvc.ru, sibmama.ru, newsland.com, inruza.ru
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.fulledu.ru
Введение астрономии в школьный курс в 2017 году
Астрономия
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11)
Среднее общее образование
Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия». В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева подчеркнула, «… что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного — астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» (подробнее).В интервью телеканалу «Россия-1» министр подчеркнула, что учебник по астрономии существует, и написан он очень известными авторами. Речь идет об учебнике «Астрономия» (базовый уровень) для 11 класса авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К. издательства «ДРОФА» (№ ФП 2.3.2.4.1.1).
Объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» информирует вас о том, что это единственные учебник по астрономии в Федеральном перечне, обеспечивающий данный курс.(Приказ № 253 от 31.03.2014 г.)
Учебник соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки.
Просим рассмотреть возможность поставки в ваше образовательное учреждение учебника «Астрономия» (базовый уровень) для 11 класса авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К. для использования в учебном процессе.
В случае положительного решения и предоставление заказа до 15 мая 2017г. издательство «ДРОФА» готово поставить учебники до 25 августа 2017 г. с последующей оплатой по мере выделения региону бюджетных средств, но не позднее 31 декабря 2017 г.
По всем вопросам закупки обращайтесь к начальнику отдела бюджетных продаж Оноприенко Любови Юлисовне, тел. (495)795-05-50, доб.28-05, +7(906)045-97-87, e-mail: [email protected].
rosuchebnik.ru