Астрономия в школе 2018 – Теория Большого взрыва и черные дыры – как в уральских школах теперь будут преподавать астрономию / 24 августа 2017 | Екатеринбург, Новости дня 24.08.17

Астрономия вернулась в школы

В любом случае, астрономия в наших школах – это важно хотя бы для формирования правильного мировоззрения и сохранения любопытства в детях. Потому что любопытство – это главная потеря при переходе из детства во взрослую жизнь, а что может лучше подогревать любопытство, если не необъятный, непостижимый, разнообразный и бесконечно красивый космос? Во-вторых, наличие астрономии в базовом образовательном пространстве очень важно именно для нашей страны, ведь с одной стороны, именно Россия открыла для мира космическую эру – мы вывели на орбиту первый спутник, первыми запустили человека в космос, посадили космические аппараты на Луну и на Венеру, а с другой стороны, из фундаментальных астрономических открытий за нашей страной можно упомнить, разве что открытие атмосферы на Венере Ломоносовым – и все. Сейчас же в астрономии наступает совсем новая эра – и делать науку можно вообще не имея собственных инструментов: накоплен огромный объем «сырых» наблюдательных данных, с которыми может работать любой человек и делать новые открытия, например, находить новые галактики или неизвестные доселе черные дыры. В этом направлении, кстати, мировое признание получили молодые российские ученые-астрофизики из МГУ Игорь Чилингарян и Иван Золотухин – которые уже не изучали астрономию в школе, но занимались ей в кружках дополнительного образования в 90-е годы.

Мы прожили без астрономии в школе практически четверть века. С распадом Советского Союза этот предмет перестал быть обязательным для изучения — на него могли выделять часы из курса физики. Астрономию начали заменять «более полезными» и «жизненными» предметами, как «этика и психология семейной жизни». А в 2008 году ее вообще стало нельзя преподавать: ни один из четырех учебников, по которым ее преподавали, не был одобрен Министерством образования и науки для использования в школе. Результат не замедлил сказаться: по результатам Всероссийского астрономического диктанта, который прошел осенью 2016 года по инициативе Московского планетария, только 7% из почти 4 000 участников смогли получить оценку «отлично», то есть правильно ответить на 25 и более вопросов из 35. «Хорошистами» (19-24 правильных ответа) оказались 17%. Почти половина участников — 46% — стали «троечниками», а 30% участников не смогли дать более 11 правильных ответов.

К счастью, интерес к астрономии в стране не угас – благодаря преподавателям-энтузиастам и ученым из разных городов была проведена первая Всероссийская олимпиада по астрономии, число участников /которой неизменно растет год от года. Российские школьники и студенты в последние годы демонстрируют отличные результаты на международных астрономических и астрофизических олимпиадах. В последние пару лет фонд «Траектория» начал проводить уникальную астрофизическую школу, где отобранных по всей стране юных любителей астрономии ученые готовят три года, очно собирая их в крупнейших обсерваториях страны на школьных каникулах.

«Когда астрономию убрали из списка обязательных предметов и перестали преподавать, все эти годы продолжала проводиться Всероссийская олимпиада по астрономии. Она проводится ежегодно с 1994 года, и благодаря ей предмет выжил, остались коллективы, которые ведут кружки, готовят детей., — вспоминает Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский), за последние десять лет его воспитанники завоевали более ста призовых мест на Всероссийской и Международной олимпиадах по астрономии. — Интересующиеся дети вообще есть всегда, они во многом выживают не благодаря, а вопреки. И когда есть поддержка со стороны педагогов, то будут и результаты, в том числе и на международных олимпиадах. Поскольку предмета не было, деградировала система подготовки педагогов. И естественно, что кафедры, которых было 14 по всему Советскому союзу, были сокращены в педагогических вузах. Остались единицы, причем объединенные с физикой и информатикой. Такая ситуация сохранялась до возвращения предмета в школы».

Четверть века отсутствия предмета в обязательной программе в школе привело и еще к одной, а точнее – к двум большим проблемам. Когда новый министр образования, Ольга Васильева неожиданно для всех решила ввести астрономию в учебные программы с 1 сентября 2017 года, стало ясно, что у нас нет актуального учебника по астрономии (самый известный в советское время учебник Бориса Воронцова-Вельяминова устарел, да и автор его скончался в 1994 году) и нет массы учителей, которые способны этот предмет преподавать.

А ведь за четверть века астрономия стала вообще другой наукой: в ней изменилось абсолютно все. Сверхмассивные дыры в центрах галактик, темная материя, темная энергия, экзопланеты… Обо всем этом дети, не участвовавшие в астрономических олимпиадах, знают исключительно из интернета и из голливудских фильмов (спасибо Кипу Торну за «Интерстеллар»). Только за эти 25 лет 13 человек получили 5 Нобелевских премий по физике, напрямую связанных с астрономией: ускоренное расширение Вселенной, гравитационные волны, анизотропия реликтового излучения, космические нейтрино, рентгеновская астрономия, пульсары… Не говоря уже о том, что количество планет в Солнечной системе с одной стороны уменьшилось на одну, был «разжалован» Плутон (впрочем, по теоретическим расчетам в Солнечной системе есть-таки девятая большая планета). При том человечество долетело до окраин Солнечной системы и увидело с близкого расстояния Плутон, посадило спускаемый аппарат на комету, открыло похожие на Землю планеты у ближайших звезд, на которых может быть жизнь, создает принципиально новые телескопы – всего этого нет в старых учебниках, написанных еще до запуска телескопа «Хаббл» на околоземную орбиту.

И тем не менее все эти открытия и события нашли отражение в новой версии учебника астрономии, выпущенном издательством «Просвещение». Его автор – профессор астрофизики МПГУ, Виктор Чаругин, действующий ученый и педагог, который руководит единственной пока в нашей стране аспирантурой «Методика преподавания астрономии». И в этом ему помогло и то, что долгие годы Виктор Максимович принимает участие в организации олимпиад по астрономии разного уровня, постоянный профессиональный интерес к новейшим достижениям и событиям в этой удивительной области человеческого познания.

Новая версии учебника астрономии – 2018 год

«Учебник Виктора Максимовича Чаругина сделан по современным стандартам, в нем масса иллюстративных материалов, он выполняет свою главную задачу – показывает весь предмет целиком, — говорит Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский). — У него хорошо подобранный, современный иллюстративный и информационный материал, современные фотографии, освещены все современные открытия и им там уделяется немалое место. Я с удовольствием преподаю в своей школе астрономию по этому учебнику. Если к этому учебнику выпустят еще и задачник, то это будет блестящий комплект».

www.kp.ru

Изучаем астрономию с 2018-2019 учебного года 10-11 классы

Уважаемые родители!

В соответствии с Приказом Минобрнауки России № 506 от 7 июня 2017г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» утверждены изменения, внесенные в части II «Среднее (полное) общее образование» об изучении астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования.

Школьный курс астрономии призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира, раскрывать развитие представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Основная цель курса астрономии – сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира.

Преподавание астрономии будет осуществлять учитель физики Мишарина Л.Л. Педагог прошёл соответствующую курсовую подготовку. МБОУ СОШ № 19 заказаны учебники «Астрономия» (АО «Издательство Просвещение» под редакцией Чаругина В.М.). Курс астрономии изучается в объеме 35 часов. В 2018-19 уч. году в 11-х классах планируется изучение предмета «астрономия» в первом полугодии (2 часа в неделю), в 10-х классах — во втором полугодии (2 часа в неделю).

Включение учебного предмета «Астрономия» в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ (в том числе на добровольной основе), не планируется. С 2019 года планируется проведение Всероссийских проверочных работ по астрономии, задания по астрономии будут включены в контрольно-измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике.

Методическое пособие по астрономии 10-11 классы (под ред. В.М. Чаругина)

Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»

• Next День солидарности по борьбе с терроризмом (3 сентября 2018)
  • Previous Разработчики КИМ ЕГЭ об экзаменах

chernogorsk-shkola19.ru

Как астрономия возвращается в школы — Блоги — Эхо Москвы, 16.11.2018

Россия теряет позиции в космосе. Даже японцы возвращают на Землю образцы грунта с малых планет, не говоря уже про американское и европейское космические агентства. Россия, тем временем, не может оторваться от околоземной орбиты. В конце 1950‐х США кардинально изменили систему образования, чтобы догнать СССР в космосе. Нам пора сделать то же самое.

Не исключено, что этим руководствовалась бывший министр образования и науки (и нынешний министр просвещения) Ольга Васильева, когда год назад приняла решение вернуть астрономию в школьную программу. Первый год давался на раскачку, а с 2018 года астрономия стала обязательной. Тайга.инфо разобралась с тем, что произошло за год, и с какими проблемами столкнулась астрономия в российских школах.

Проблема №1: как втиснуть астрономию в школьную программу

Хотя сама министр предложила пожертвовать вторым иностранным языком, ничего резать не пришлось. Школы имеют резерв, так называемый школьный компонент, которым они распоряжаются по своему усмотрению. Вся программа астрономии рассчитана на 35 часов, так что если вести занятия по одному часу в неделю, можно изучить эту науку за один учебный год. Впрочем, эффективнее преподавать астрономию по два часа в неделю, как это делает Аэрокосмический лицей в Новосибирске. При таком подходе ученики изучают астрономию за полугодие, и она откладывается в их головах гораздо прочнее.

Проблема №2: отсутствие современного учебника

Учебники, которыми пользовались 15–20 лет назад, катастрофически устарели. За последние годы астрономы совершили огромное количество новых открытий. Чего только стоят экзопланеты — многочисленные планеты у других звезд, на некоторых из которых могут существовать условия, близкие к земным. Классический учебник Воронцова‐Вельяминова, а затем учебник, дополненный другим автором — Страутом, издавался около 40 раз, начиная с 1947 года. И в этом году учебник вновь переиздан! В прошлом году на скорую руку был подготовлен и выпущен новый учебник, написанный профессором Московского педуниверситета Виктором Чаругиным. Учебник выглядит великолепно — большой формат, красивые иллюстрации. Но спешка не пошла на пользу. По инициативе новосибирского планетария коллектив авторов, среди которых известные российские астрономы, взялся анализировать содержание учебника и на 144 страницах насчитал около 200 неточностей и явных ошибок, многие их которых носят принципиальный характер. Например, число галактик во Вселенной раньше оценивалось в 100 млрд, а по современным данным — их порядка 2 трлн, то есть в 20 раз больше.

Впереди неожиданно оказался Иркутск. Не дожидаясь указаний из Москвы, здесь ввели астрономию за год до указа министра, в 2016 году, и к 2018‐му подготовили собственное учебное пособие, одним из соавторов которого стал известный астроном Сергей Язев. Более того, благодаря взаимодействию астрономов с городским руководством, новые школы в Иркутске вводятся в эксплуатацию в комплекте с небольшими планетариями.

Проблема №3: кто будет преподавать астрономию

Выбор преподавателей естественным образом пал на учителей физики. При этом исходят из того, что физика и астрономия — две тесно связанные дисциплины. Недаром между ними есть смежная отрасль — астрофизика. Вопрос в том, компетентен ли конкретный учитель физики в астрономии? Как показывает опыт, далеко не всегда. Во время учебы в педагогическом вузе физикам не давали «лишних» знаний. Поэтому требуется массовая переподготовка учителей.

Что в итоге

Самое главное, астрономию в нашем обществе не встретили в штыки, как это бывало с некоторыми другими инициативами, насаживаемыми сверху. Возможно, этому помогло то, что некоторые школы продолжали преподавать астрономию и в годы ее забвения. Конечно, таких школ немного, и астрономия сохранялась в них лишь силами энтузиастов вроде директора сельской школы Анатолия Максименко из Краснозерского района Новосибирской области. Благодаря ему в селе с романтическим названием Колыбелька в школе есть три телескопа и мобильный планетарий. Астрономический сайт директора школы неоднократно отмечался разными наградами. Теперь, когда процесс возвращения астрономии стал необратимым, можно надеяться, что общий уровень астрономических знаний в нашем обществе станет выше, и мы уже не будем путаться, отвечая на элементарный вопрос: Земля вращается вокруг Солнца или наоборот.

Подготовил Сергей Масликов, член Новосибирского астрономического общества.

Оригинал

echo.msk.ru

в учебном году 2017-2018-го на нее выделят 35 часов

“Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии”, – отметила Ольга Васильева
Moscow-Live.ru

Курс астрономии, которая появится в школьной программе с 1 сентября, будет рассчитан на 35 часов, заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева 2 августа в интервью газете “Известия”.

По словам министра, многие эксперты говорят об избыточности предметов в школах, обсуждаются увеличение или уменьшение нагрузки на ребенка.

“Но есть предмет, который, по моему мнению, не должен вызывать больших споров и сомнений: это астрономия. С 1 сентября 2017 года она триумфально возвращается в школьную программу курсом в 35 часов”, – пообещала Васильева. “Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии”, – отметила глава министерства.

Напомним, Васильева в сентябре 2016 года пообещала, что астрономия вернется в школьную программу. Тогда она напомнила, что ранее этот предмет занимал в школьном расписании час в неделю, и выразила уверенность, что этот час должен вернуться. В 2017-2018 учебном году старшеклассники будут учиться как раз 35 недель.

Правда, в январе 2017 года Васильева уточнила, что астрономия вернется не во все школы: в новом учебном году ее пилотно введут в части российских школ, повсеместно же этот предмет будут преподавать немного позже. Также министр допускала, что ради астрономии школам придется пожертвовать вторым иностранным языком: часть часов могут взять из его программы.

В марте 2016 года более 25 тысяч посетителей сайта Московского планетария проголосовали за возвращение в школы уроков астрономии, а в апреле того года с таким предложением выступил Роскосмос, отмечает сайт Edu.ru.

Преподавание астрономии в российских школах начало сходить на нет с середины 1990-х годов. Сейчас официального запрета на ее преподавание нет, но в федеральном базисном учебном плане астрономия не фигурирует, отмечало в своем обзоре РИА “Новости”.

www.newsru.com

Особенности преподавания астрономии в школе

” Особенности преподавания предмета «Астрономия»: подходы, приёмы, виды деятельности”

Автор:

учитель физики МБОУ СОШ №6

Сазонова Людмила Павловна

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки №506 от 7.06.2017

«О внесении изменений в ФК ГОС»

Приказ Минобрнауки №253 от 31.03.2014 (редакция от 20.06.2017 г)

«Об утверждении федерального перечня учебников»

Письмо Минобрнауки №ТС194/08 от 20.06.2017

«Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»

Вебинар (Минобрнауки, РАО, АПКППРО) от 26.06.2017

«Организационные вопросы внедрения дисциплины «Астрономия»

Приказ Минобрнауки №613 от 29.06.2017

«О внесении изменений в ФГОС СОО»

Основные положения

Астрономия – обязательный учебный предмет для старшеклассников

Начало преподавания астрономии – 2017 либо 2018 г по мере готовности школ

По усмотрению школы преподавание астрономии возможно: • в 11 классе весь год • в 11 классе одно полугодие • по пол года в 10 и 11 классах

Школы самостоятельно перераспределяют часы учебного плана для преподавания астрономии без ущерба для других предметов

Астрономическая составляющая в курсе физики остаётся в прежнем объёме

С 2019 г – задания по астрономии будут включены в КИМ ЕГЭ по физике

Учителям, которые будут преподавать астрономию, рекомендуется пройти курсы повышения квалификации

Причины введения курса необходимость в специалистах порождает образовательную структуру

Причины введения курса

Развитие науки и технологий

специалисты

госзаказ

Бурное развитие космической отрасли связано с

Причины введения курса

медициной

инженерией

Сельским хозяйством

Коммуникативными технологиями

Письмо Минобрнауки №ТС194/08 от 20.06.2017

Рабочая программа

В свободном доступе на сайте

http : //www.drofa-ventana .ru/

6. Строение и эволюция

Вселенной

7. Приложения

8. Ответы к задачам

Соответствие требований ФК ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по астрономии и содержания учебника

Требования ФК ГОС

Наша Галактика – Млечный Путь

6. Строение и эволюция Вселенной

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

6. Строение и эволюция Вселенной

Сравнение программ по физике и астрономии

Предмет астрономии

Астрономия

Роль астрономии в развитии цивилизации

Эволюция взглядов человека на Вселенную

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы

+

Особенности методов познания в астрономии

Практическое применение астрономических исследований

История развития отечественной космонавтики

Первый ИСЗ, полёт Ю.А. Гагарина

Достижения современной космонавтики

Основы практической астрономии

Астрономия

Небесная сфера, особые точки небесной сферы, небесные координаты

Звёздная карта, созвездия

Видимая звёздная величина

Суточное движение светил

Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя

Движение Земли вокруг Солнца

Видимое движение и фазы Луны

Солнечные и лунные затмения

Время и календарь

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы

+

Конфигурация и условия видимости планет

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров

Небесная механика

Малые тела Солнечной системы

Астероидная опасность

Методы астрономических исследований

Физика

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел

Наземные и космические телескопы,

принципы их работы

Космические аппараты

Спектральный анализ

Эффект Доплера

Закон смещения Вина

Закон Стефана-Больцмана

Астрономия

Звёзды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь

+

Разнообразие звёздных характеристик и их закономерности

+

Определение расстояния до звёзд, параллакс

Двойные и кратные звёзды

Внесолнечные планеты

Проблема существования жизни во Вселенной

Внутреннее строение и источники энергии звёзд

Происхождение химических элементов

Переменные и вспыхивающие звёзды

Коричневые карлики

Эволюция звёзд, её этапы и конечные стадии

Строение Солнца, солнечной атмосферы

Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы

Периодичности солнечной активности

Роль магнитных полей на Солнце

Солнечно-земные связи

Наша Галактика – Млечный Пу ть

Состав и структура Галактики

Звёздные скопления

Межзвёздный газ и пыль

Вращение Галактики

Тёмная материя

Открытие других галактик

Многообразие галактик и их основные характеристики

+

Сверхмассивные чёрные дыры и активность галактик

Представление о космологии

Красное смещение

Закон Хаббла

Эволюция Вселенной

Большой Взрыв

Реликтовое излучение

Тёмная энергия

Методическое пособие М.А.Кунаш

Структура методического пособия

• Подробные рекомендации к каждому уроку.
  • Дидактические единицы урока.
  • Цель урока
  • Основной материал
  • Методические акценты урока
  • Домашнее задание
  • Темы проектов
  • Интернет-ресурсы
  • Комментарии для учителя к решению задания
  • Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике

Методическое пособие

Проверочные и

практические работы

Контрольные работы

Адрес сайта

ФГОС: освоение программ через проектную деятельность

Астрономия обладает высоким потенциалом возможностей изучения и освоения основных вопросов курса через выполнение учебных проектов

Урок астрономии

• Мотивация изучения предмета (интересные факты, значимые для современного старшего подростка, связь с будущей профессией)
  • Отказ от пересказывания текста учебника (учебник – опора для выполнения домашних заданий, источник первоначальных сведений при выполнении проекта)
  • По возможности – наблюдение небесных тел и обсуждение увиденного, создание модели -иллюстрации к выводу, гипотезе
  • Выполнение расчётов к задачам , сформулированным учащимися, на основе формул, приведённых в учебнике
  • Получение конечного продукта в результате работы над каждым проектом

Астрономия для классов гуманитарного профиля

• Исторические аспекты появления и развития астрономии
  • История возникновения и усовершенствования календаря
  • Филологические исследования топонимики звёздных карт и космических объектов
  • Влияние становления астрономической картины мира на ход исторических процессов

Астрономия для классов гуманитарного профиля

• Влияние астрономических событий на развитие государств
  • Мир научной фантастики (соответствие литературных образов физическим законам и реалиям космоса; от фантастики – к покорению космоса)
  • Влияние развития астрономии на мировую художественную культуру

Астрономия для классов социально-экономического профиля

• Астрономия и экономические предпосылки её развития
  • Связь экономического благополучия государств с освоением новых пространств (сухопутные и морские торговые пути)
  • Невозможность географических открытий без знания основ астрономии
  • Влияние космической отрасли на экономическое развитие государств

Астрономия для классов социально-экономического профиля

• Законы Кеплера как следствие политических и экономических трудов многих лет
  • Сотрудничество в экономической сфере и научные исследования на международной космической станции
  • Исследование изменений климатологического характера с помощью спутниковых систем
  • Геологическая разведка из космоса

Астрономия для классов естественно-научного профиля

• Предмет и метод астрономии с древних времён до наших дней
  • Эволюция телескопа (оптические и радиотелескопы, космические телескопические системы)
  • Небесные координаты и звёздные карты (различные системы координат, особенности нанесения объектов, границы)
  • Земные и звёздные карты: как избежать ошибок при плоском изображении пространственных объектов

Астрономия для классов естественно-научного профиля

• Где и почему можно увидеть всё звёздное небо
  • Почему не все планеты имеют спутники
  • Система «Земля – Луна» – двойная планета?
  • Причины и следствия солнечных затмений (на основе исторического материала)
  • По какому времени живет Россия
  • Различные системы календарей
  • Развитие представлений о строении мира и современная картина мира

Астрономия для общеобразовательных классов

• Как проще всего долететь до …

выбрать самостоятельно объект, на который будет произведена посадка

• выяснить условия на поверхности объекта (наличие и состав атмосферы, температура, значение ускорения свободного падения и т.д.)
  • рассчитать возможные траекторию, скорость и время перелёта; выяснить возможность возвращения
  • возможные риски на маршруте следования (запас расходных материалов, способ возвращения или возможность организации поселения)

Астрономия для общеобразовательных классов

• Когда погаснет Солнце

– выяснить состав и строение Солнца

– выяснить источник солнечной энергии и оценить её запасы

– узнать состав атмосферы Солнца и её температуру

– ознакомиться с понятием «солнечная активность» и дать возможный прогноз её изменения при существенной потере массы Солнца

• Влияние солнечной активности на геологические, биологические и климатические процессы на Земле
  • Станет ли возможной жизнь на Венере при уменьшении размеров и массы Солнца

Типы нестандартных уроков, используемых для реализации проектной деятельности при изучении астрономии

• уроки – деловые игры
  • уроки – пресс-конференции
  • театрализованные уроки
  • компьютерные уроки
  • урок-конкурс
  • урок-эстафета
  • урок-путешествие
  • историческая реконструкция

Урок- путешествие по теме «Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты»

Фотографии звездного неба в Джилы-Су; лето 2017

Урок –конкурс по теме «Время и календарь»

Солнечные часы в г. Таганроге

Задание 24 физика ЕГЭ

Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах

Наименование звезды

Температура, К

Альдебаран

Альтаир

3500

Масса (в массах Солнца)

8000

Радиус (в радиусах Солнца)

Бетельгейзе

5

Вега

3100

Расстояние до звезды (св. год)

1,7

2

7

11

160

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера.

1) Температура поверхности и радиус Бетельгейзе говорят о том, что эта звезда относится к красным сверхгигантам.

2) Температура на поверхности Проциона в 2 раза ниже, чем на поверхности Солнца.

3) Звезды Кастор и Капелла находятся на одинаковом расстоянии от Земли и, следовательно, относятся к одному созвездию.

4) Звезда Вега относится к белым звездам спектрального класса А.

5) Так как массы звезд Вега и Капелла одинаковы, то они относятся к одному и тому же спектральному классу.

«Если маленький ребенок когда-нибудь спросит вас почему небо голубое, лучше, если вы посмотрите ему прямо в глаза…  и скажете:  «Оно голубое из-за квантовых эффектов в рэлеевском рассеянии вместе с недостатком приемников фиолетового цвета в нашей сетчатке». Филлип Кэри Плейт, the Bad Astronomer, американский астроном, скептик, писатель и популяризатор науки

Поздравляю с началом учебного года! Всем успехов!

Спасибо за внимание!

Краткий учебник космографии. Покровский К. Д. — 1924 г.

Астрономия для 9 класса. Б. А. Воронцов-Вельяминов. — 1966 г.

Сборник задач по астрономии. Б. А. Воронцов-Вельяминов. — 1980 г.

Наблюдения и практические работы по астрономии. Яхно Г. С. — 1965 г.

300 вопросов по астрономии. Орлов В. Ф. — 1967 г.

Школьная астрономическая обсерватория. — 1977 г.

Астрономы наблюдают. Зигель Ф. — 1985 г.

Друзьям и любителям астрономии. Глазенап С. П. — 1936 г.

Земля и небо. Занимательные рассказы по географии и астрономии. Волков А. — 1957 г.

Комаров В. «Новая занимательная астрономия». — 1983 г.

История астрономии. Еремеева, Цицин. — 1989 г.

Энциклопедический словарь юного астронома. – 1986 г.

multiurok.ru

Преподавание астрономии в школе

Определение 1

Астрономия – наука, которая занимается исследованием и изучением структуры, состава и развития различных небесных тел и самой Вселенной, где мы обитаем, на одной из бесчисленных планет.

Астрономия в школьном образовании в 1990-2000 годы

Как известно предмет “Астрономия” как обязательный был убран из системы школьного образования ещё в 1991 году.

В это время происходил распад Советского Союза, и проблемы образования отошли на задний план.

В наступившую новую капиталистическую эпоху образование в целом и астрономия в частности также не пользовались предпочтением. Развал экономики, промышленности и сельского хозяйства, передел собственности, военные конфликты не давали повода надеяться не то что на развитие образование и возвращение астрономии, но и на дальнейшую целостность России как единого государства.

Однако, в начале 2000-ых годов в стране начали происходить позитивные изменения в экономике, но с астрономией, как и с образованием дело обстояло по-прежнему печально.

Замечание 1

В 2008 году Министерство образования и науки России приказом за номером 349 исключило астрономию из школьной программы

Своеобразие ситуации было в том, что 2009 год было Годом астрономии. В этот год отмечалось четырехсотлетие создание первого телескопа (он был изобретен в 1609 году Галилео Галилеем, знаменитым итальянским учёным).

В это же время в Соединённых Штатах Америки пытались ввести астрономию в образовательную систему. Это стремление объяснялось как мировоззренческою важностью, но и очень большим интересом к этой научной дисциплине.

Преподавание астрономии в школе в наше время

В России астрономия как обязательный предмет вводится с 2017 – 2018 года

В 2017 году согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации в Федеральный государственный стандарт были внесены соответствующие изменения. В результате предмет «Астрономия стал обязательным и был введён в школьную программу

Стоит отметить, что обучение астрономии способствует развитию следующих важных навыков:

1. Развитие фундаментальных астрономических знаний, которые бы способствовали освоению современного научного мировоззрения, основанного на достижениях человеческой культуры и научного знания.
  2. У школьников и студентов должны сформироваться чёткие и ясные представления об особенностях эволюции Вселенной и нашей планеты. Такие знания должны излагаться в ясной и чёткой форме. Кроме того, следует опровергать популярные мифы и стереотипы об исследовании космоса.

Астрономическое образование как часть естественно – научного образования должно стать препятствием для многочисленной лженаучной и мракобесной информации, которая захлестнула отечественные СМИ, телевидение и интернет.

Образование должно стать побудительным мотивом к улучшению и развитию собственных знаний.

Современное общество должно понимать, что изучение астрономии в школах и в вузах должно способствовать естественно – научной и гуманитарной грамотности населения.

Формирование критического научного мировоззрения способствует более эффективному и правильному использованию приобретенных знаний.

Приобретенное знание развивает интеллект, что помогает в будущем планировать и решать практические задачи в своей жизни.

Астрономия в последнее время активно развивается. Появляются возможности для наблюдения за процессами, происходящими при очень больших давлениях или в вакууме, становится возможным наблюдать за телами огромного размера и плотности и т. д.

Отметим развитие таких смежных с астрономией дисциплин как астрогеология, астроэкология, космобиология и т. п. Наша цивилизация уже более полувека как смогла выйти в космос и теперь проводит там регулярные исследования. Но уровень современных технологий не позволяет пока активно заняться освоением ближайшего космоса. И потому, обучая новые поколения, каждая страна вкладывает в будущее не только своей страны, но и всей планеты Земля.

Замечание 2

Хорошим подспорьем в распространении и популяризации астрономических знаний является научно-популярная литература соответствующей тематики. Но, к сожалению, подобная литература если и выходит, то крайне малым тиражом. Так научно-популярная серия книг под редакцией В. Г. Сурдина выходит тиражом в пять тысяч экземпляров, тогда как в советское время подобные книги издавались тиражом в сто тысяч.

Для популяризации астрономических знаний полезно проводить экскурсии в обсерватории, проводить астрономические наблюдения для школьников и в вместе с ними.

Однако, действительность состоит в том, что не во всех городах по различным причинам можно устроить экскурсии в обсерватории, а небо над городом для астрономических наблюдений засвечено.

В сельских школах небо более чистое, однако, зачастую может присутствовать дефицит материальной базы и профессиональных кадров, учителей астрономии которые бы со знанием дела увлекали бы детей новыми горизонтами знания сейчас явно не хватает.

Рассмотрим основные цели в изучении астрономии, которые предлагает Государственный стандарт.

Согласно данному документу предполагаются следующие цели:

• ученики должны понять огромную роль астрономии в познании основных законов природы, а также становление и развитие современной научно картины мира, основанной на достижениях современной науки, а не на клерикальных или мракобесных воззрениях.
  • ученики должны приобрести знания о физической природе астрономических объектов, масштабов Вселенной в которой мы живём. А также о наиболее важных открытиях и исследованиях окружающего космического пространства.
  • ученики должны уметь объяснить движение и положение наблюдаемых небесных тел, должны владеть навыками определения местоположения и времени по астрономическим объектам.
  • должно происходить развитие интеллектуальных и творческих черт учеников.
  • формирование научного мировоззрения у школьников.

Таким образом, астрономия вновь возвращается в российские школы, что даёт надежду на повышении уровня знаний и понимания окружающего мира подрастающего поколения.

spravochnick.ru

Астрономия в школах – 30 Июля 2018

Астрономия в школах

Итак, с 2017/2018 учебного года астрономия возвращается в школу как самостоятельный предмет. Нет, она не исключалась из школьной программы,  но перестала быть обязательным предметом. А необходимость возрождения появилась ввиду того, что возникли новые направления и формы работы, а также новые возможности их развивать, стало выходить достаточное количество научно-популярной литературы, что и поспособствовало тому,  чтобы этот предмет занял достойную нишу в образовании.

Министр Минобразования РФ О.Ю. Васильева, подписала приказ от 07.06.2017 года № 506 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования», который позволил изучать астрономию на базовом уровне среднего (полного) общего образования, направленного для достижения соответствующих целей, основная из которых  – формирование целостного представления о строении и создании Вселенной.

Многие педагоги задумались, а с чего же начать изучение астрономии? Институт развития образования Краснодарского края подготовил методические рекомендации по преподаванию курса в помощь учителям.

Фонды библиотек общеобразовательных учреждений пополнились учебниками  автора Воронцов-Вельяминов. Астрономия 11 класс.                   В библиотеках школ в наличие также энциклопедии «Астрономия», «Занимательная астрономия», ученого Перельмана и другая научно-популярная литература. Конечно, ее не так много в фондах, но она есть и пользуется особым спросом у обучающихся.

Библиотекари общеобразовательных учреждений стараются проводить интересные беседы с выпускниками, обучающимися 11 классов, в форме диалога, с элементами диспута и беседы с элементами обсуждения.             Эта форма работы (беседа) позволяет не только осознать роль астрономии в познании фундаментальных законов природы, но и сформировать навыки использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний, приобретенных на уроках  астрономии и применение их в повседневной жизни.

Проведя анкетирование среди одиннадцатиклассников можно прийти к выводу, что обучающиеся усваивают основные требования к уровню подготовки данного предмета, осознают его роль в развитии цивилизации, меняют взгляды на Вселенную и ее законы. Обучающиеся знают и понимают основные понятия Солнечной системы, Галактики, могут описывать  и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фаз Луны, суточных движений светил. Умеют находить на небе  созвездие Большой  Медведицы, Малой медведицы, Кассиопеи, Ориона, самых ярких звезд: Полярной звезды, Артур, Сириус и многое другое. Самое главное, благодаря астрономии все приобретенные знания и умения  используют в практической деятельности и повседневной жизни.

novcro.ucoz.ru