Библиограф библиотекарь – СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 052700 – БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИИ: БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)

Библиотекарь-библиограф. Из личного опыта | Про профессии.ру

Год назад получила гордое звание магистра. Моя деятельность – библиотекарь-библиограф. Многие люди удивляются, когда говоришь, что на библиотекаря нужно учиться. А ведь никто и не знает, что эта профессия высокоинтеллектуальная и уникальна.

Попала я на эту специальность совершенно случайно. Поступив в университет внутренних дел и проучившись там совсем чуть-чуть, я поняла, что это не мое. Мое призвание в чем-то другом.

Спустя год я пришла в университет культуры и подала документы на две специальности. На библиотекаря ради подстраховки. Ну и к моему “несчастью” я все-таки поступила на факультет культурологии (кафедра книговедения и библиотековедения). Естественно, все время думала, что снова я где-то не там.

Вот так и прошли 5 лет учебы с таким апатическим настроением ко всему происходящему. Ведь практически у всех людей профессия библиотекарь ассоциируется с престарелой женщиной в очках с большой оправой и в зализанном хвостике. Как-то так. И я была не исключением.

Все изменилось… стоило мне попасть на работу по распределению. Меня направили в Национальную парламентскую библиотеку.

Недели работы развеяли миф.

Хотя при посещении библиотеки во время учебы он меня все же преследовал. Работа в библиотеке очень интересная.

К тому же можно постоянно менять отделы, со сменой отдела и меняется и направление работы. То есть каждый человек сможет найти себе работу о душе. Будь то работа с книгами, с экономикой, с описью, научной деятельностью, и т.д. Вобщем есть где разгуляться фантазии.

Мое направление – научно-методический отдел. Я люблю писать статьи, создавать методические пособия, координировать работу отдела. В этом мне, конечно, помогают специалисты с высоким стажем.

В библиотеке также существуют перспективы роста. Я считаю, что это очень хорошо, поскольку у молодежи будет мотивация. Это важно для нас!

Если говорить о трудностях поиска работы, то я могу сказать однозначно – их не существует! Если вы молоды, перспективны, образованны по данной специальности, тогда вам “зеленый свет”. Библиотеки всех уровней заинтересованы в молодых специалистах. Пора заменить старшее поколение новыми молодыми силами.

Для тех, кто не определился с профессией, могу дать совет – идите в библиотечные заведения, они вам принесут много добра, а главное – большей кладезь знаний! Ибо кто владеет информацией – тот владеет миром!!!

Автор: Karmeli

Возможно, Вам будет интересно: Библиотекарь. Из личного опыта

www.proprof.ru

где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда в библиотеках берутся такие удобные каталоги, позволяющие находить нужную книгу за считанные минуты, или по какому принципу формируется библиотечный фонд? А ведь все это заслуга неприметного, но очень полезного для читающего общества специалиста – библиографа (не путать с библиотекарем!), без которого не сможет полноценно работать ни одна библиотека.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда в библиотеках берутся такие удобные каталоги, позволяющие находить нужную книгу за считанные минуты, или по какому принципу формируется библиотечный фонд? А ведь все это заслуга неприметного, но очень полезного для читающего общества специалиста – библиографа (не путать с библиотекарем!), без которого не сможет полноценно работать ни одна библиотека.

Вы скажете, что профессия библиографа сегодня никому не нужна, потому что есть интернет. Но вспомните, сколько источников Вам приходится просмотреть, прежде чем Вы найдете именно ту информацию, которая Вам нужна? Сколько времени занимает поиск? Правильно, много…

А вот у библиографа такой поиск займет совсем немного времени, причем независимо от того нужны Вам печатные или электронные источники. Почему? Потому что он точно знает где, как и что искать. Кстати,

работа библиографа вообще очень интересна, в чем Вы сможете убедиться после знакомства с особенностями этой профессии.

Кто такой библиограф?

Библиограф – высококвалифицированный специалист в сфере библиотечно-информационных ресурсов, отвечающий за классификацию и систематизацию информационных материалов.

Название профессии произошло от древнегреческого βιβλίον (книга) и γράφω (пишу), и до появления книгопечатных станков подразумевало человека, который переписывал рукописи. Позднее библиографами стали называть специалистов, которые занимались описанием и систематизаций книг. И не случайно древней эмблемой библиографии был выбран золотой ключ – ключ, который открывает читателям дверь в мир знаний.

Современный библиограф – это ведущий специалист любой библиотеки, предоставляющий широкий спектр научно-информационных и справочно-библиографических услуг как посетителям библиотек, так и сотрудникам этих учреждений (библиотекарям, методистам и т.д.).

В перечень обязанностей библиографа входит: изучение и анализ читательского спроса на информационные материалы, составление каталогов и картотек, составление библиографических описаний (в том числе, и изданий в электронном виде), разработка информационных дайджестов, изучение и классификация новинок литературы, участие в тематических выставках, оформление документации, создание справочно-информационных фондов, а также их научная и техническая обработка.

Какими личностными качествами должен обладать библиограф?

На первый взгляд может показаться, что профессия библиографа не требует каких-либо специальных навыков и личностных качеств. На самом же деле, библиограф не сможет состояться на профессиональном поприще, если он не будет обладать такими личностными качествами, как:

  • внимательность;
  • аналитический склад ума;
  • хорошая память;
  • усидчивость;
  • любовь к чтению;
  • коммуникабельность;
  • грамотность;
  • целеустремленность;
  • стрессоустойчивость;
  • терпение.

Кроме того, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности библиограф должен превосходно ориентироваться в теории и истории культуры и литературы, досконально изучить основы библиотековедения, уметь пользоваться современными средствами поиска информации и копировально-множительной техникой, знать как рационально использовать и правильно хранить научно-техническую документацию.

Преимущества профессии библиографа

К сожалению, среди современной молодежи библиография не пользуется большой популярностью. И по большей части это связано с тем, что эта профессия имеет не так уж и много преимуществ. Да и те, с точки зрения молодого поколения весьма сомнительны. Тем не менее преимущества в работе библиографом есть, и для человека, стремящегося к самосовершенствованию они достаточно весомы:

  • высокий уровень эрудированности – работа библиографа напрямую связана с изучением самых разных энциклопедий, библиографических документов, справочников, периодических изданий, реферативных изданий, интернет-ресурсов и т.д.
  • доступ к последним новинкам литературы – после издателя, именно библиограф имеет возможность прочитать и оценить новейшие произведения современных авторов.
  • ощущение собственной значимости – именно от библиографа зависит нормальное функционирование библиотеки.

Недостатки профессии библиографа

Самым главным недостатком профессии библиографа является низкий уровень заработной платы. И этом при том, что условия работы библиографа очень сложно назвать благоприятными: книжная пыль, способная вызвать приступ аллергии, большая нагрузка на глаза, которая может стать причиной ухудшения зрения, практически все время приходится сидеть, что оказывает негативное воздействие на состояние общего здоровья.

Прибавьте к этому непрестижность профессии, и Вы поймете, почему так мало абитуриентов сегодня хотят получить эту специальность.

Где можно получить профессию библиографа?

Обязательным требованием к библиографу является наличие высшего профильного образования. Поэтому получить эту профессию можно только в одном из библиотечных ВУЗов или в институте культуры, осуществляющем подготовку специалистов по направлению “Библиотечно-информационная деятельность”. Таких высших учебных заведений в России очень много, и выбор какого-то определенного ВУЗа принципиального значения не имеет, так как все они дают достаточно хорошее классическое образование.

Однако если Вы планируете после окончания учебного заведения поступить на работу в библиотеку федерального значения или НИИ, то лучше всего для обучения выбрать один из ведущих ВУЗов России в данной сфере:

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Каким должен быть современный библиограф?

Недавно моя коллега рассуждала о том, каким является современный библиотекарь. Вы, надеюсь, узнали много нового о нашей профессии. Но есть у нас такое страшное-престрашное слово «библиограф». Но не пугайтесь, оно не кусается! А чтобы в этом убедиться, представляю вам небольшую расшифровку его значения.

Сама по себе профессия библиографа обязывает иметь хорошее логическое мышление, быструю реакцию, знать фонд своей библиотеки и, безусловно, любить своё дело!

Библиотека меняется, а с ней и её сотрудники. Так каким же должен быть современный библиограф?
Для начала надо бы выяснить, чем же таким библиографы занимаются в современной библиотеке. Основная их задача – выполнять различного рода справки, подбирать литературу для обзоров и так далее. Честно говоря, работёнка не из лёгких. А ну-ка, попробуйте найти книги, в которых будет упомянута фамилия няни А. С. Пушкина! Сложно? То-то же! А хороший библиограф не просто найдёт вам эту информацию, но и предоставит список источников в красивом, понятном и логически обоснованном виде. Не каждому человеку дано стать библиографом, ведь очень легко запутаться во всех этих описаниях, аннотациях. Ну вот скажите, как за пять минут подобрать десяток документов, которые подойдут читателю разобраться в определённой теме? А библиограф знает как!

Не смотря на все предрассудки (люди ведь думают, что в библиотеке работают исключительно старушенции из прошлого века, у которых совершенно отсутствует чувство стиля) библиограф должен так же прекрасно выглядеть, как и знать своё дело. Ведь в нашей профессии внешний вид тоже имеет значение. Ну какому человеку захочется спрашивать что либо у беззубой бабушки, одетой в шерстяной свитер на два размера больше, чем надо? Красивая улыбка, доброжелательный, весёлый голос – вот он, секрет нашего успеха!

Ещё одно немаловажное качество – позитив и коммуникабельность. Всегда встречаем читателя с улыбкой, даже если в душе ураган, настроения нет, всё рушится в жизни. Ведь, по сути, наше призвание – помогать людям. Да, мы не спасаем их жизни, как милиция и врачи, не кормим их, как повара, но даём что-то важнее физической пищи – пищу духовную. Мы даём людям возможность развиваться, помогаем в учёбе. Разве это не прекрасно?

Библиограф – это «ходячая энциклопедия». Он знает всё обо всём и в любой момент сможет дать ответ на все ваши вопросы. Не столько из-за того, что действительно знают всё (действительно всё знать невозможно), сколько из-за умения быстро реагировать и делать из потока ненужных слов одно предложение, которое действительно попадёт «в яблочко».

В завершении можно сделать вывод о том, что библиографом быть сложно, поскольку не каждый человек в состоянии справиться с этой профессией. Цените и любите ваших библиографов, они уникальные создания!

Похожие статьи

gorkovka.blogspot.com

Горьковский калейдоскоп: Еще немного о библиографе


18 октября на своем блоге мы разместили сообщение “Каким должен быть современный библиограф”. И такая дискуссия развернулась, не могу удержаться, чтобы не продолжить тему. Вот один анонимный товарищ, комментируя нас, очень хочет понять, какая же разница между библиотекарем и библиографом. Попробуем порассуждать. По большому счету – разницы нет никакой. Потому что квалификации библиографа учат только на библиотечных факультетах наших учебных заведений. Раньше эта квалификация так и называлась: библиотекарь-библиограф (у меня в дипломе, кстати, так и написано). Теперь, правда, нашу квалификацию разные вузы любят называть по-другому, например “организатор документальных массивов”. Но суть профессии от этого не меняется.Начнем с происхождения слова: «библиограф» = “библио” + “граф”, т.е. “описывать книги”. Таким образом, это человек, который описывает книги. А поскольку в современном мире источником информации есть не только книга, то сейчас библиограф описывает еще много всякого разного: техническую документацию, карты, рукописи, диссертации, электронные файлы и т.д.
В Библиотеке конгресса США, например, даже есть отдел, который собирает, сохраняет и описывает веб-сайты.

Можно сказать так: для нормальной работы библиотеки необходим человек, в основные обязанности которого входит создание разных каталогов, картотек (сегодня в большей степени электронных), анализ запросов читателей, систематизация информационных материалов, которые попадают в библиотеку, их научная обработка (т.е. аналитическое свертывание информации, представленной в книге, в библиографическую запись), изготовление информационных дайджестов и т.д. и т.п. Иначе говоря – то, что вы видите в списке литературы, которую вам подобрали по вашей теме, или на карточке в каталоге и в электронной базе данных библиотеки – это и есть продукт деятельности библиографа.

Любой квалифицированный библиотекарь умеет это делать, просто не каждый из них по своим обязанностям и задачам этим занимается. Есть люди, которые в библиотеке готовят для вас различные интересные мероприятия, либо просто помогают вам выбрать интересную книгу почитать, советуют что лучше, что хуже, регистрируют ваши данные на секторе учета, и так далее. Вот они – выполняют обязанности просто библиотекаря. Если же человек задействован в более аналитическом труде, связанном с систематизацией знаний – он еще и выполняет обязанности библиографа. Кстати, по всем словарям: “Библиограф – это лицо, организующее работу библиотек, справочно-библиографических и научно-информационных служб. Т.е. такой специалист может работать не только в библиотеке, а например в НИИ. И его там библиотекарем не назовут, а назовут как раз скорее библиографом.

Для справки – специалисты с данным образованием в современных условиях очень успешно работают в компаниях, которые занимаются систематизацией информации в интернет. Yahoo например, очень любит приглашать на работу для ведения каталога своего портала именно бывших работников библиотек. А сам Джерри Янг не раз говорил, что именно опыт работы в библиотеке Стэнфордского Университета, где он научился систематизировать книги, помог ему в организации одного из первых в мире веб-поисковика.

Думаю, если покопаться в штатах такого “интернет-монстра” как Google, там тоже можно найти много людей с нашей квалификацией. Может быть, называют их там не библиографами, а как-то по-другому. Но ведь не в названии дело. 🙂

А вообще, мы эту тему специально на блог и забросили – что бы многим стало интересно, что же за зверь такой “библиограф”. По-моему с задачей справились. Нашему автору, который все это начал – респект! А вам, читатели, спасибо за неравнодушие.

Похожие статьи

gorkovka.blogspot.com

Главный библиотекарь – Энциклопедия по экономике

Наше с Майком партнерство возродилось. У мамы Майка была свободная комната в подвальном этаже, которой никто не пользовался. Мы навели там порядок и начали складировать здесь сотни комиксов. Вскоре наша библиотека комиксов открылась для посетителей. Мы наняли младшую сестру Майка, которая обожала учиться, и захотела быть главным библиотекарем. Она выписывала каждому ребенку допуск за 10 центов в библиотеку, которая была открыта с 14 до 16 ежедневно, после школы. Клиенты, дети по соседству, могли читать столько комиксов, сколько могли прочесть за 2 часа. Для них это было выгодно, так как комикс стоил 10 центов, а они за 2 часа могли прочесть 5-6 штук. Сестра Майка проверяла уходивших детей, чтобы никто не вынес с собой комикса. Она же следила за состоянием книг, вела записи о количестве детей, приходивших каждый день, записывала кто они, их пожелания. В течение 3 месяцев мы с Майком зарабатывали в среднем 9,50 в неделю. Мы платили сестре доллар в неделю и позволяли ей читать комиксы бесплатно, что она делала редко.  [c.20]
Работники, принимаемые на должности главных библиотекарей или библиографов, заведующих отделом, сектором, филиалом, помимо профессиональных навыков, должны обладать организационными и административными способностями, уметь анализировать и обобщать работу.  [c.100]

Должностные обязанности. Обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, быстрое выполнение их заявок. Производит выдачу литературы на абонементе и в читальные залы. Систематически изучает интересы и запросы читателей в целях оказания помощи читателям в выборе литературы с учетом их образовательного уровня, профессиональных интересов, возрастных особенностей. Принимает участие в организации фонда библиотеки, обработке литературы и организации каталогов. Ведет работу по учету и хранению фонда. Участвует в пропаганде книг, организуемых литературных вечерах, читательских конференциях, встречах с писателями, тематических выставках по актуальным вопросам литературы, искусства, науки и техники и других массовых мероприятиях. Подготавливает предложения, направленные на улучшение пропагандистской работы и обслуживания читателей. Под руководством заведующего отделом или главного библиотекаря (библиографа) принимает участие в научно-исследовательской и научно-методической работе библиотеки.  [c.335]

Библиотечные работники (в том числе работающие в централизованных библиотечных системах) Директор (заведующий) Заместитель директора (заведующего) Заведующий филиалом (отделением) Заведующий отделом Заведующий сектором Главный библиограф Главный библиотекарь Старший библиограф Старший библиотекарь Библиограф Библиотекарь  [c.102]

Главные библиотекарь, библиограф  [c.246]

Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, предназначены для организации и нормирования труда библиотекарей, главных библиотекарей, библиографов, главных библиографов и методистов библиотек, независимо от их ведомственной подчиненности.  [c.247]

Заведующие филиалами, отделениями, отделами, главные библиотекари, главные библиографы………  [c.84]

Перечень названных должностей и видов работ расширительному толкованию работодателем не подлежит, хотя он не исчерпывает всех видов работ и должностей, обслуживающих материальные ценности. В частности, в них не входят библиотекари, лаборанты. В то же время договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, если их основная работа (должность) не входит в названный Перечень, а совмещаемая работа (должность) входит. Так, в организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации (п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. – БНА РФ, 1995, № 5).  [c.238]

Главному программисту помогает его заместитель, обладающий достаточно хорошей подготовкой и выполняющий исследование конструкторских альтернатив, планирование. Он также принимает участие в конструировании, кодировании и тестировании. Еще одним постоянным членом группы может быть библиотекарь программ  [c.43]

В типичную группу входят главный специалист, его заместитель, программисты, аналитики (постановщики задач) и библиотекарь. На разных этапах в состав группы могут привлекаться и другие специалисты, потребность в которых определяет главный специалист.  [c.212]

Главные технолог, металлург, сварщик и их заместители начальники технологических (технических) отделов или бюро, лабораторий и их заместители инженеры и техники, технологи, лаборанты, конструкторы, копировщицы, чертежницы работники отделов или бюро технической информации начальники технологических бюро, технологи, конструкторы по оснастке в цехах и на участках основного производства начальники цехов и участков механизации и автоматизации, их заместители, старшие мастера, мастера, технологи, конструкторы по оснастке заведующий научно-технической библиотекой, библиотекари  [c.46]

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 21 апр. 1948 г. № 1577 Об отпусках работникам научно-исследовательских учебных и культурно-просветительных учреждений 1 отпуск продолжительностью в 24 рабочих дня предусмотрен по библиотекам научным, научно-техническим, отраслевым, публичным библиотекам при научно-исследовательских, научно-музейных, научно-художественных учреждениях учебных заведениях всех типов, библиотекам республиканским, краевым и областным директорам, их заместителям по научной работе, заведующим филиалами, отделениями, отделами, секторами, кабинетами и читальными залами, ученым секретарям, главным и старшим библиографам, главным и старшим библиотекарям, библиотекарям-переводчикам, библиотекарям и библиографам, библиографам-редакторам, редакторам-специалистам и редакторам .  [c.115]

Признаки, лежащие в основе перечисленных нами групп, неравноценны по своему значению для работы с читателями. В разных библиотеках и при решении различных образовательных и воспитательных задач одни из них являются главными, определяющими, другие — носят второстепенный характер. Поэтому библиотекари не могут ограничиться выделением в составе читателей только широких групп, например, рабочие, интеллигенция и т. д., но должны выделять более узкие группы. С постепенным стиранием социально-классовых различий и ростом культурно-технического уровня советских людей все большее значение приобретает учет особенностей в характере труда. Так, среди читателей-рабочих можно выделить следующие группы по признаку механизации труда 1) рабочие, обслуживающие станки-автоматы и автоматические линии 2) рабочие, занятые механизированным трудом 3) рабочие, занимающиеся наладкой и ремонтом машин и автоматов 4) рабочие, постоянно занятые на машинах и механизмах и выполняющие функции обслуживания 5) рабочие, занятые ручным трудом.  [c.38]

Дифференцированно нужно подходить и к определению содержания изучения. Так, научные и методические центры могут исследовать, сколько времени в среднем затрачивает на чтение та или иная группа. Совместно с психологами библиотекари могут участвовать в исследовании, скажем, зависимости восприятия книг от специального типа высшей нервной деятельности человека. Но в повседневной работе библиотекаря главным предметом  [c.93]

Дореволюционное русское библиотековедение изучало читателей главным образом по статистическим данным. Советские библиотекари должны сочетать статистический метод с другими методами изучения читателей. Учитывая, что внешняя сторона сложных явлений чтения далеко не всегда совпадает с их сущностью, надо видеть за статистическими фактами общественные факторы, за цифрами — живых людей и особенности их чтения.  [c.99]

Библиотекари изучают – читателей главным образом непосредственно в процессе работы с ними. Помимо этого, центрального, этапа выделяют, как уже говорилось, этап предварительного изучения читателей и завершающий (обобщающий) этап. Чтобы хорошо организовать изучение читателей в библиотеке, важно установить правильное соотношение между этими тремя этапами и уточнить для каждого из них конкретное содержание и методику.  [c.116]

В разговоре о художественном произведении библиотекарь старается выяснить, воспринял ли, читатель его эстетические особенности, как он” понял авторский замысел. Замечания читателей о книгах часто бывают очень интересными и правильными. Так, молодые читатели, отдавая должное значению вопросов, поднятых в романе А. Андреева Рассудите нас, люди , положительно оценивая художественный прием, примененный автором (рассказ идет от имени двух главных героев), одновременно говорили о том, что автору не удалось избежать схематизма и шаблонности в построении сюжета, в трактовке многих образов (особенно Петра Гордиенко).  [c.194]

Тематические вечера, обсуждения книг сочетают в себе ряд форм наглядной, устной и печатной пропаганды книги. Они имеют благодаря этому большое эмоциональное и познавательное воздействие и обычно -привлекают большое число участников. По степени активного участия в них читателей можно выделить два вида 1) вечера, проводимые силами библиотекарей и специалистов,— это тематические вечера, вечера вопросов и ответов, устные журналы 2) вечера свободных дискуссий, главными участниками которых являются сами читатели,— обсуждения, диспуты.  [c.266]

Групповое обслуживание читателей наряду с положительными сторонами имеет и серьезные недостатки. Деление читателей на группы основывается на самых общих и в значительной степени формальных сведениях (возраст, образование, специальность читателей). Например, однородная как будто группа рабочей молодежи включает людей разного возраста, разной образовательной подготовки, разных специальностей, разного жизненного опыта и, главное, разной начитанности. Постоянная работа библиотекаря с определенной для него группой практически не всегда возможна (из-за отпусков библиотекарей, работы по сменам и т. д.).  [c.305]

И самое главное, открытый доступ потребовал от библиотекарей более глубокого знания всей имеющейся в библиотеке литературы. В крупных библиотеках, располагающих большим книжным фондом, библиотекарям, работающим с литературой всех отделов, знать весь книжный фонд почти невозможно.  [c.306]

При наличии двух и более библиотекарей, работающих одновременно, применимы те же формы организации обслуживания читателей, что и на абонементе — функциональное, групповое или отраслевое обслуживание. Но эти формы обслуживания редко используются в читальных залах массовых библиотек, они характерны главным образом для научных и других специализированных библиотек. Основные из них — групповое и отраслевое обслуживание.  [c.316]

И эпизодическое, и систематическое обслуживание читателя производится заочно. Читатель и библиотекарь общаются главным образом путем переписки иногда книги заказываются по телефону и телеграфу. Этим прежде всего и отличается работа с читателями по ЗА от обычной работы на абонементе. В переписке с читателями библиотекарь должен давать методические рекомендации по вопросам чтения, указывать дополнительную литературу, сообщать о новых книгах, которые могут заинтересовать читателя, посылать библиографические материалы, в частности рекомендательные указатели, отмечая в их издания, имеющиеся в библиотеке.  [c.340]

По библиотекам научным, научно-техническим, отраслевым, публичным, библиотекам при научно-исследовательских учреждениях, учебных заведениях всех типов, директорам, их заместителям по научной работе, заведующим филиалами, отделениями, отделами, секторами, кабинетами и читальными залами, ученым секретарям, главным к старшим библиографам, главным и старшим библиотекарям, библиотекарям-переводчикам, библиотекарям и библиографам, библиографам-редакторам, старшим редакторам, редакторам-специалистам и редакторам — 24 рабочих дня.  [c.258]

Задавались ли вы вопросом, почему многие библиотекари получают меньше, чем преподаватели, преподаватели меньше, чем стоматологи, а многие стоматологи меньше, чем бизнесмены Если нет, то вы не встречались с одним из самых главных законов преуспевания. Чем больше мы умеем, чем больше берем ответственности, чем больше рискуем, тем больше стоят наши качества на рынке и тем лучше мы преуспеваем Прочитайте еще раз, запишите. Не читайте, пока не запишете. Повесьте на самое видное место, читайте каждый день и не говорите, что не знали. Постойте, я вижу, что вы не записали и не повесили на стену. Остановитесь, сие лайте это, вполне возможно, это самая главная мысль данной книги. Именно из таких двух-трех истин и слагается общий успех.  [c.86]

Данная структура наиболее приемлема для решения задач, имеющих жесткие ограничения по срокам и затратам на разработку системы. Численность такой группы до 7 человек. Особенностью данной организационной структуры проектной группы является четкое распределение функций и полномочий между специалистами. Результаты работы каждого члена группы предоставляются в распоряжение всех участников процесса проектирования. Недостаток заключается в отсутствии проявления инициативы конкретных исполнителей. Примером централизованной структуры может служить группа главного специалиста. В такой роли может выступать главный конструктор проекта. В группу входят главный специалист, его заместитель, аналитики (постановщики задач), программисты и библиотекарь.  [c.444]

Известный специалист в области библиотечных ПР из Великобритании Б. Ашервуд, считающий, что “связь с общественностью — главная работа для библиотекарей”, вьщеляет следующие основные формы этой деятельности  [c.72]

В работах многих библиотековедов подчеркивалось, что все сугубо библиотечные конечные результаты, получаемые в процессе непосредственного обслуживания, в большой мере интегрируются в показателе количества кииговыдач. Результаты этой работы предлагалось также выражать и в количестве читателей, посещений. Но мы знаем, что числиться читателем и регулярно пользоваться библиотекой — далеко не одно и тоже. Посещение библиотеки тоже не всегда связано с выполнением ее основной социальной функции — обеспечением максимального использования каждой имеющейся у нас книжки . В книговыдаче отражается сама сущность библиотечной работы и число привлеченных читателей (чем их больше, тем больше книговыдача), и состав и качество фонда, справочного аппарата, и уровень работы персонала, и способность библиотекарей откликаться на современные проблемы жизни. Массовая работа не является самоцелью — она организуется для активизации пользования библиотекой и также сказывается на росте книговыдачи. Вот почему в качестве самого главного мы предлагаем и впредь для отражения традиционно библиотечной работы использовать показатель кннговыдачи.  [c.41]

Если используются библиотеки материально-технического обеспечения разработки, предусматривающие услуги, связанные с жестким контролем документации и программ, делопроизводством, и статистической обработкой данных на уровне проекта, то следует предусматривать должность для лица, выполняющего роль администратора проекта. Как показал Кук [31], роль библиотекаря кажется малопочетной, особенно если эту должность занимает мужчина. Кук предлагает облекать администратора определенными техническими полномочиями, например возлагая на него организацию обсуждений проекта, и назначать на это место специалистов со средней технической квалификацией. Это превосходная идея, особенно если сделать еще один шаг вперед пусть успешное выполнение функций администратора одного проекта будет основанием для азначения данного сотрудника помощником главного программиста в другом проекте. Наряду с выполнением требований, необходимых для дальнейшего продвижения по службе, это позволит решить проблему обеспечения кадрами некоторых традиционно непопулярных функций.  [c.59]

economy-ru.info

библиотекарь, библиограф – описание профессии

БИБЛИОТЕКАРЬ
(БИБЛИОГРАФ)

Родственные профессии: АРХИВАРИУС, ПАТЕНТОВЕД, РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР…

Тип профессии:
По системе Климова – “Человек-знак”.Тесты для ориентированных на профессии этого типа.
“Человек-человек” Тесты для ориентированных на профессии этого типа.
(Узнайте Ваш тип и класс профессий : экспресстестирование, тест акцентуации характера (“реки-метафоры”), тест Кейрси).
По системе Голланда – конвенциональный, социальный, исследовательский. (Уточните Ваш тип профессии по Голланду).

Класс профессии: Исполнительский (алгоритмический)
Содержание деятельности: В обязанности библиотекаря входит комплектование фондов (заказ и закупка книг), обработка новых поступлений, то есть каталогизация и систематизация путем составления специальных карточек, а также обслуживание населения. Работа библиографа состоит в подготовке информации о произведениях печати и предоставлении этой информации читателям в соответствии с их запросами. Библиограф постоянно анализирует печатные издания и в специальных обзорах кратко излагает их суть. Уровень общения средний по интенсивности, неравномерный по нагрузке, так как связан с обслуживанием населения.
Совершенствуйтесь профессионально, читая ПРОФАНЕКДОТЫ
Области применения: Работает в публичных и научных библиотеках, в библиотеках при вузах, в отделах научно-технической информации на производстве или в НИИ, в патентных бюро и отделах
Доминирующая профессиональная направленность: На работу со знаковыми системами (тексты, цифры, формулы и т.п.), а также на работу с людьми

Доминирующие интересы: Литература. Русский язык. Информатика…
(Тест “Книголюб”),
Сопутствующие: Обществоведение. Мировая художественная культура. История. Сфера обслуживания..

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Хорошая память и внимание. Навыки скорочтения. Аккуратность. Ответственность. Сосредоточенность. Терпение. Усидчивость. Эмоциональный самоконтроль. Любовь к монотонной, кропотливой работе
Медицинские ограничения: Нервно-психические расстройства. Аллергия на книжную пыль. Заболевания органов дыхания. Очень плохое зрение. Низкий интеллект.
Востребованность специалистов: Средний уровень спроса на рынке труда. Зарплата средняя

Среднее специальное образование:
+СПб библиотечный техникум. Лиговский пр., 70. Тел.112-23-09

Высшее образование:
+СПб университет культуры и искусства. Дворцовая наб., 2/4. Тел.312-95-21, 316-43-46
+Московский Российский государственный гуманитарный университет. Ул.Миусская, 6. Ул.Чаянова, 15. Тел.250-6118
Возможность продолжения образования, карьерный рост: Аспирантура. Курсы повышения квалификации. Административный рост до заведующего библиотекой. Получение должности главного патентоведа

rodn-i-k.narod.ru

Моя профессия – библиотекарь: Библиограф: профессия “переживает” парадигму

В середине 90-х годов прошлого столетия лингвист А. Е. Кибрик сделал попытку афористично описать будущее лингвистики [1]. Если его видение будущего лингвистики перефразировать применительно к библиографии, то нас ожидает переход от “что — библиографии” (описание ее структуры), к “как — библиографии” (описание процессов) и далее — как создание “почему — библиографии” (объяснение наблюдаемых явлений). Тем самым подчеркивается именно ценность объяснения (хотя оно видится как задача будущего), а не только описания того, что соответствует положению дел в библиографии наших дней.

На потенциальную возможность объяснения ориентируется и новое направление в отечественном библиографоведении и библиотековедении. Речь идет о когнитивной (знаниевой) парадигме библиографии. Специалисты ищут продуктивный источник объяснений в истории, культуре и практической деятельности человека. Поскольку сами когнитивные структуры нам в непосредственном опыте не даны, то предлагаются разные гипотетические механизмы, описывающие их формирование и функционирование. Например, фундаментальным является механизм, обеспечивающий систему взаимодействия человека с миром знаний без субъекта знания. Этот мир создается и интерпретируется человеком. Здесь вполне уместно сказать, что мы создаем мир с помощью нашей психики.

Из этой посылки можно сделать следующие умозаключения:

  1. отражая мир знаний, библиограф интерпретирует изучаемые явления в зависимости от своих установок и понимания;
  2. мир знаний в интерпретации библиографа не статичен, он постоянно преобразуется;
  3. выбор библиографом методов и средств объяснения всегда учитывает уровень знаний потенциального пользователя;
  4. для описания состояния или качества изучаемого явления библиограф может использовать приемы, присущие другим явлениям;
  5. описывая конкретную ситуацию, библиограф постоянно помнит о возможной оценке его действий со стороны окружения и коллег — профессионалов.

В результате учета перечисленных умозаключений возникает некое новое искомое знание. Это новое знание отражает созданный библиографом мир, и это уже отражение, которое зафиксировано библиографическим языком. Созданная таким образом система отражений и изучается библиографом когнитивной ориентации. Интерпретация библиографического знания предполагает объяснение. Библиографическое объяснение по определению должно быть проще того, что оно призвано объяснить. Чтобы оно было понятно пользователю, ему надо придать “процедурный” вид. В идеале объяснение — это перечень возможных ответов на вопросы о том, что нужно изучать, как нужно это изучать и почему ценным считается изучение именно “этого”, а не чего-либо иного.

Идеальное объяснение по своей природе не может быть реализовано до конца: потому оно и называется идеальным. Но осознание идеала как воплощения целей и ценностей на данном этапе развития библиографии исключительно важно для всех, работающих в ней. В современной библиографии знаниевая парадигма приобретает более четкие очертания по сравнению с тем, что было лет пятнадцать тому назад. И в этом заслуга не только библиографии, но и других наук когнитивного цикла — философии, социологии, психологии, филологии.

В библиографии не существует четко выраженного профессионального сообщества. Главная причина заключается в исторически сложившейся традиции. Так, профессиональное сообщество одного научного направления отличается от другого через предмет конкретной науки. Вокруг предмета идет формирование профессии. В библиографии такой подход невозможен в принципе, нельзя выделить класс библиографов только по принадлежности к предмету библиографии. В библиографии несколько разных предметов. В ней формирование профессии идет другим путем — через изучение системы коммуникации сообщества, через изучение системы образования.

Внутреннее развитие собственно библиографии неизбежно ведет к ее диалогу с классом родственных наук. Профессиональное сообщество оказывается в постоянной “размытости”, в отсутствии предметно очерченных границ. В этом причины легкости возникновения новых модных специализаций и специальностей, пытающихся обосноваться под старой библиотечно-библиографической крышей и претендующих, если не на включение профессии библиографа в новую специальность, то на ее отрицание. О развитии “системы присоединения” речи не идет. Так нарушается и постепенно разрушается столетиями формировавшийся профессиональный уклад жизни и общения.

В советское время власти действовали более осмотрительно. Советское библиотечное дело впервые попыталось внести элемент равноценности, провозгласив профессию библиотекаря — библиографа связующим звеном между профессиями библиотекаря и библиографа. В основу такого решения были положены политические и идеологические мотивы. Обе профессии — библиотекарь и библиограф — становились равно ответственными за чистоту идеологии, критерием которой выступал принцип партийности библиотечно— библиографической работы. Но если в профессии библиотекаря ничего существенно не изменилось, то профессия библиографа стала более привлекательной для тех, кто пользовался ее услугами [2].

Примечателен в этом контексте доклад “Искусство библиографа”, подготовленный К. Р. Симоном в 1951 году. Превосходное знание истории мировой библиографии и столь же глубокое знание библиографической практики давало автору редкую возможность ставить в своих исследованиях ключевые вопросы библиографического творчества. Искусство библиографа, по К. Р. Симону, проявляется, в частности, в нахождении правильного соответствия между содержанием книги и содержанием прилагаемой к ней библиографии. Последняя должна быть самостоятельным дополнением к книге. Библиограф на основе своей интуиции отбирает и систематизирует материал, а также формирует свой особый стиль его представления.

Интересно было бы выявить причины и понять, почему библиографии нередко удавалось не только развиваться, но и накапливать большой творческий потенциал, проявление которого мы наблюдали в 70-е годы. Одно из возможных объяснений этому феномену найдено не в библиографической, а в искусствоведческой среде, у профессионалов, которые плодотворно трудились в условиях духовного и материального дискомфорта. Например, когда известному пианисту Владимиру Крайневу задали вопрос: “Почему в закрытом советском государстве происходило такое невиданное накопление творческой энергии, а когда страна начала обмен с Западом, проявились черты острого кризиса музыкального искусства?”, музыкант ответил: “Раньше все варились в одном соку: Лемешев, Голованов, Нежданова, Тарасова, Гольденвейзер, Ойстрах, Пастернак были близко знакомы, художественная элита Ленинграда, Киева, Еревана, Тбилиси тесно общалась — все друг у друга бывали. Дмитрий Журавлев был большим другом и поклонником Генриха Нейгауза, Фальк дружил с Нейгаузом и Рихтером… Взаимоотношения между интеллектуалами России были питательной средой. Наши учителя любили “искусство в себе”, а, начиная с нашего поколения, любят “себя в искусстве”. У них не было резона думать о деньгах или поездках. Страна открылась, и все засуетились — для творчества стало не хватать сил и времени. Мы боролись за каждую поездку за рубеж, за право… играть! И всю жизнь — борьба” [3]. Задумываясь о том, что лучше для библиографии — “относительно тоталитарный” или “относительно либеральный” курс культурной политики, мы приходим к выводу, что ответ на эти вопросы может быть не столь уж однозначным *. Чтобы идти вперед, надо, видимо, чаще задавать себе и своим коллегам многие другие вопросы, не связанные догмами уходящей парадигмы.

В общественном сознании не только в СССР, но и в некоторых зарубежных странах профессия библиотекаря-библиографа рассматривалась преимущественно как сервисная, сугубо прикладная без права на серьезные теоретические обобщения. За читателем прочно укрепился приоритет относительно оценки ее статуса и перспектив развития. Читательская оценка качества работы библиотекарей, как правило, примитивная и простая, как “да” и “нет”, без полутонов. К сожалению, с течением времени она не меняется по своей сути.

У тех, кто ходит в библиотеку и пользуется услугами библиографов, оценка качества осуществляется по двухбальной шкале. Первая — “нормальная”, или никакая. В соответствии с этой оценкой претензий к работе библиотеки нет. В нормальных условиях жизни и коммуникации на нее вообще не обращают внимания [4]. Библиотека работает как здоровый организм до тех пор, пока в нем не возникают серьезные помехи. Вторая оценка — “неудовлетворительная”, т. е. плохая, вызванная сбоями и нарушениями внутренней библиотечной работы. В читательской среде начинается атака на библиотеку и библиотекарей как на институт, работающий неэффективно. Библиотекарей и библиографов обвиняют в консерватизме, инертности, косности, неспособности понять технологические изменения, вызванные автоматизацией. Предложения по качественному улучшению ситуации, идущие со стороны библиотекарей и библиографов, сегодня по-прежнему остаются без должного внимания, а их труды — предметом занимательного чтения для специалистов других наук. Настало время и библиотекарю, и читателю задуматься о статусе этой профессии [5]. Однако к определению этого статуса они подходят с разными задачами. Для тех, кто составляет читательскую аудиторию, превалирует потребительский подход. Им неинтересно, что происходит внутри сообщества, им “должны” по Конституции, им важен только результат. Отсюда и две оценки. Мы с читателями стоим на разных полюсах. Профессия переживает старую парадигму. Как пишет английский писатель Гилберт Адэр, скоро может возникнуть ситуация: “Читатели? А кто это? Что они знают-то?… Большинство полагает, что книжки приносит аист” [6].

Непонимание, в том числе библиографии, к большому сожалению, черта нашего времени. Даже снисходительная оценка со стороны наиболее проницательных ученых не меняет к ней отношения. Повторяется тезис: история ничему не учит. Чтобы его опровергнуть, следует использовать все, чему мы научились в прошлом. Если представления о профессии к началу ХХ в. были хотя бы приблизительными, то сведения об известных библиографах — легендарными. Библиографы XVIII—XIX вв. влияли на пробуждение интереса к книге и книжному знанию. С них фактически началось изучение огромного культурного наследия. Теперь должно научиться влиять на будущее, чтобы помочь профессии занять подобающее ей место.

Сегодня отказаться от представления о библиографе как о профессионале, который знает о книге и библиографии нечто такое, чего никто, кроме него, не знает так хорошо, значило бы, что его голос, его мнение среди других мнений не принимаются во внимание. Следуя подобной логике, это означало бы отказ от таких понятий как “библиографический метод”, “библиографоведение”, “методика и организация библиографической работы”, “библиографическое обслуживание”, позволяющих профессионалу иметь свои взгляды на информацию, коммуникацию, свертывание, специфику поиска и др.

Следует обратить внимание будущих “электронных библиографов” и пользователей электронных библиотек на опасность абсолютизации ими же создаваемых описаний библиографической действительности. Можно только вообразить, в какой соблазн естественно впасть, если такие описания воплощаются в компьютерные программы, а программа проецируется на библиографическое пространство, и, в пределе, претендует на его подмену… [7].

Наиболее интересные мысли по поводу будущего библиографии будут связаны не с тем, что могут или не должны делать компьютеры, а с тем, в какой мере мы мифологизируем характер наших библиографических знаний. Есть круг проблем, от изучения которых нам не уйти: роль еще не до конца осознаваемого личностного компонента в знании (personal knowledge), не дискретность знания и следующая из этого проблематичность передачи его вовне. Кроме того, наше внимание всегда избирательно, а процесс понимания неотъемлем как таковой от интерпретации.

Библиотечно-библиографическая работа имеет много особенностей и трудностей. Тот, кто ее выбирает как профессию, сталкивается со всеми лишениями и тяготами людей, первыми прокладывающими дорогу к знаниям. Библиограф должен иметь свою особую точку зрения по таким вопросам как актуальность и конечный результат проведенного исследования, должен уметь ее защитить и доказать, испытывая при этом чувство профессионального удовлетворения от сделанной работы. Вместе с тем надо помнить одно: в библиографии нет ничего интересного, если вы ее не любите [8].

Нет оснований думать, что библиографии пришел конец. Религии не пришел конец в конце века Просвещения, живопись не закончилась с приходом фотографии и кино. Профессия библиографа переживает старую парадигму. Даже если эпохе от Каллимаха до интернета не найдется места в новой парадигме, все равно останется нечто, что не будет выглядеть устаревшим. Люди будут читать и изучать труды не только К. Геснера или Г. Ф. Дебюра Младшего, но и А. И. Богданова, В. С. Сопикова, Е. И. Шамурина, К. Р. Симона и многих других. Какую роль будут играть эти личности в разговорах наших потомков, никто не знает. Вероятно, будет найдена новая форма “системы присоединения”.


Література. Комментарии
  1. Кибрик А. Е. О “невыполненных обещаниях” лингвистики 50—60-х годов // Моск. лингв. альм. — М., 1996. — Вып. 1. — С. 230-233.
  2. Следует отметить, что в справочных изданиях статья “библиограф” появилась раньше статьи “библиография” (указатели назывались “библиотека” и “каталог”). Так, во втором томе “Энциклопедии” Дидро и д’Аламбера статьи “Библиография” нет, а в статье “Библиограф” последний определяется как специалист по старинным рукописям, обладающий познаниями по палеографии и дипломатике (1751. Р. 226-227). В штатном расписании БАН должность библиографа введена в начале 30-х годов прошлого века.
  3. Крайнев В. Сплошная электрификация: всем все до лампочки // Новая газ. — 2000. — 14-20 февр. (№ 6 (577)). — С. 23.
  4. Французский ученый Рене Лериш дает определение “нормальных” проявлений жизни, например: “Здоровье” есть “жизнь [коммуникация] в безмолвии органов”. Цит. по: Дамиш Ю. Теория облака: Набросок истории живописи / Пер. с франц. А. Шестакова. СПб.: Наука, 2003. — С. 56.
  5. Подр. см. об этом: Фонотов Г. П. Об особенности сознания библиотекарей и их празднике // Новая б-ка. — 2004. — № 1 (37). — С. 8-14; № 2 (38). — С. 12-15.
  6. Адэр Г. Закрытая книга // Иностр. лит. — 2001. — № 6. — С. 48.
  7. Определенная часть современных библиографов имеет те же иллюзии относительно перспектив электронной библиографии, что и современники Ильфа и Петрова по поводу изобретения радио (на мой взгляд, очень удачный пример): “В фантастических романах главное — это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет”. (Ильф И., Петров Е. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 5. Ильф И. Записные книжки (1925—1937). М.: Худож. лит. — 1996. — С. 171).
  8. Как-то в разговоре о поэзии с академиком М. И. Будыко в Комарово под Ленинградом Анна Ахматова, шутя, бросила фразу: “Я вообще не люблю стихов”. На вопрос — почему? — рассказ о скрипаче. Дирижер на гастролях, дирижируя концертом Бетховена, обратил внимание на гримасу первой скрипки, известного музыканта. После концерта дирижер спросил: “Может быть, Вам не нравится Бетховен или то, как я дирижирую? Ответ: “Я вообще не люблю музыки”. (Рассказы Ахматовой // Будыко М. И. Эпизоды истории: Очерки. — СПб.: Наука. — 2000. — С. 446).

Леонов В.П.
*Тоталитарные и авторитарные общества, “смуты”, войны и революции порождают ситуации особого дискомфорта для творчества. Александр Блок это выразил короче и жестче в письме к матери от 29 октября 1907 года: “Чем хуже жить, тем лучше можно творить, а жизнь и профессия несовместимы”. Цит. по: Вейдле В. В. Умирание искусства / Сост. и авт. послесл. В. М.Толмачев. М.: Республика. — 2001. — С. 40.

Источник

librarian-bibnout.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *