Болонская система обучения – Что такое Болонская система образования и ее применение в России

Минусы Болонской системы образования в России

Один из новейших проводников современной эпохи – это пресловутая Болонская система образования в ныне существующих ВУЗах. Про нее очень много спорят как в России, так и за ее пределами, всячески изучают, а затем анализируют плюсы, а также минусы. Однако когда мы вообще рассуждаем о Болонской системе, в первую очередь, мы должны задать самый главный вопрос: «Кому же на самом деле она выгодна? Кто в конечном результате от этого выигрывает, а также в чем вообще суть Болонской системы?» И уж точно эти вопросы нужно задавать не пресловутым чиновникам из министерства, поэтому безлимитной связью можно пока что приберечь. Для начала нужно разобраться в этом вопросе с самого начала. Теперь же давайте последовательно, шаг за шагом, разберемся во всех этих вопросах, и для начала подойдем к этому делу с практической стороны.

Болонская система образования по своей сути основывается на компетентностном подходе, когда непосредственное оценивание происходит по определенным кредитам или иначе – баллам. То есть учащемуся дали некие компетенции, которые на тот момент были важны, и если так случилось, что сейчас они уже не важны, что ж, приходится переучиваться заново. То есть опять вкладывать средства и учиться. Однако самое, к сожалению, главное, это то, что та основная масса студентов, кто останавливается лишь на степени бакалавриата, не имеет широкого образования, и, соответственно, широкого кругозора, поэтому ими легко можно манипулировать, ведь у них и свободы выбора, по сути, нет. Их просто-напросто не учат учиться, ведь их готовят лишь в качестве некой определенной функции.

Второй, однако, не менее важный, аспект данной проблемы заключается еще и в том, что Болонская система обучения очень резко делит все на уровни. Ведь в своем идеале Болонская структура в целом – это всего лишь несколько десятков самых мощных в мире университетов. Однако зачастую, на практике, все это выливается в целых несколько десятков и тысяч ВУЗов, которые лишь называются университетами, хотя на самом деле уровень знаний, преподающихся там, сравним разве что с уровнем Профессионально-технического училища, то есть попросту ПТУ. И, по сути, это очень и очень слабое образование.

Кроме того, в теории, Болонская система обучения должна позволять студентам свободно перемещаться по всему миру. Однако социологи подсчитали, что всего лишь ничтожная доля учеников и студентов на практике ездит обучаться в другие страны и университеты по всему миру.  При этом у тех, кто так, все же, делает, такие поездки практически полностью совпадают с известными туристическими маршрутами. Но, как правило, или нехватка денег, или проблемы адаптации в чужой среде, или все факторы одновременно, в конце концов, приводят к тому, что студенты так не проводят в этом месте весь свой учебный семестр. Так, к примеру, если какой-либо студент из Праги приезжает в Оренбург, то в самом лучшем случае он проведет здесь месяц и после этого вернется в свой комфортный город. И это, в результате, дело туризма – здорового туристического интереса. То есть набираются прямые номера телефонов, узнается самый лучший маршрут и путешествие начинается. И продолжается до тех пор, пока не пропадет желание. Или силы. Или средства. И для современной России, это один из дополнительных минусов данной системы.

Еще одна сторона вопроса и очередной минус – оценивание студентов. Что же представляет собой данная система оценивания? У всех учеников в ВУЗах существует основная база, то есть то, за что они непременно получают свои оценки, то есть так называемые обязательные баллы, но вот остальные оценки они уже должны набрать исключительно основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку нужно собрать всего лишь энное количество баллов, то практически любой среднестатистический учащийся пойдет, разумеется, по пути наименьшего сопротивления.

Современный студент уже даже книгу с полки поднять не изволит – ведь читать уже никак не модно. На какие же, поэтому, занятия он в результате пойдет? Правильно, на наиболее простые курсы, и уж совершенно ясно, что он вряд ли будет записываться на те направления, где у профессуры непосильно высокие требования. Так Болонская система и будет продолжать вымывать, выбивать из обоймы наиболее серьезных и требовательных профессоров, оставляя студентам лишь легкие курсы, однако тем самым лишь понижая уровень их образования.

Еще один немаловажный момент касательно кредитов данного типа образования, это то, что возможна совершенная фрагментарность в наборе баллов по совершенно разным конкретным курсам и дисциплинам в целом. Это вот с чем можно с легкостью сравнить. К примеру, набираются баллы по дисциплине древняя история, и студент идет на факультатив и слушает некоторое время курс под названием, к примеру, «монеты династии Хань». Однако в результате, кроме монет династии Хань этот студент абсолютно ничего в древней истории не знает. Но кредиты уже набраны и дисциплина древняя история в зачетке закрыта. И таких вот оторванных лоскутков, притянутых отовсюду, становится слишком много.

У студента, к сожалению, нет представления о целом. Как нет у него и той мировоззренческой основы, которая так необходима в знании собственного дела и в жизни вообще, и это лишь означает, что таким учащимся, а в последствии работником очень легко манипулировать. Ну а поскольку такой студент мало чего знает, его профессия быстро может устареть, и тогда ему нужно будет опять идти и переучиваться.

По сути, Болонское образование – это настоящая бомба замедленного действия. Вот только это еще и бумеранг, и дело в том, что когда верхушка начинает ломать образование и, соответственно, занижать общий уровень нации – к их же детям это и возвращается бумерангом.

По материалам www.corporacia.ru

Ссылки в тексте на правах рекламы.

www.eduhelp.info

Болонская система образования в Украине: перспективы и проблемы  

Загрузка…

21 век стал эрой не только технологического прорыва, но и тысячелетием реформ во всех сферах жизнедеятельности. Образовательную отрасль также не обошли стороной существенные изменения, к примеру, последнее 15 лет активно проходит трансформация системы высшего образования. За эти годы во многих странах Европы и бывшего СССР начался Болонский процесс. Официально его датой зарождения считается 1999 год, когда представители 29 государств подписали Болонскую декларацию.

Болонская система образования – что это?

Основные задачи Болонского процесса нацелены на создание единой образовательной европейской системы.  Согласно установленным правилам все высшие учебные заведение должны перейти на двухуровневое образование: бакалавриат и магистратура.

Кроме этого, одна из задач реформы – ввести систему сопоставления дипломов и равное признание их во всех странах так называемой «Зоны европейского высшего образования». Также согласно договоренности между государствами необходимо утвердить единую рейтинговую систему оценивая студентов (ECTS) .

В целом, главная суть Болонского процесса заключается в устранении препятствий для студентов и  преподавателей в пределах Европы, в налаживании сотрудничества между странами и создании общего образовательного пространства.

Болонская система образования в Украине

В украинскую систему образования Болонский процесс начал внедряться в 2005 году, с момента подписания соответствующей декларации. На сегодняшний день в Украине уже заложены основы болонской системы. Например, введено независимое тестирование для школьников, упрощено систему уровней выпускников, внедрено единую систему оценивания, а также создана Национальная группа промоутеров, которая регулирует Болонский процесс в Украине.

Безусловно, факту того, что Украина активно интегрируется в европейское образовательное пространство, остается только порадоваться. И, если заглянуть в будущее, то у болонской образовательной системы есть большие перспективы стать лучшей, но для этого необходимо уладить ряд проблем.

Система ECTS – что это?

Система ECTS  – это единый порядок перевода и накопления кредитов, который предоставляет возможность вести учет общего объема часов, посвященного дисциплине в течение всего учебного процесса, и при этом дает студентам и преподавателям свободу перевода из одного вуза в другой без потери этих кредитов. По итогу накопления 180-240 кредитов студенту присваивается степень бакалавра, а для диплома магистра требуется еще заработать 60-120 кредитов.

Но кредит – это количественная единица измерения пройденного материала. Есть еще и качественная, которая выражается в баллах. A, B, C, D, E, FX, F – первые пять отметок являются удовлетворительными для получения кредитных баллов, а две последние  – нет.

Согласно школе ECTS студенты, сдавшие экзамен или зачёт, по результатам успеваемости делятся на 5 групп (в порядке убывания): 10% лучших студентов получают отметку «А», 25%  последующих студентов по уровню академической успеваемости – «В», 30% – «С», 25% – «D» и 10% – «Е».

Исходя из вышесказанного, пока что назвать систему ECTS идеальной невозможно, но на сегодняшний день ничего лучше в европейском пространстве высшего образования не придумано.

Проблемы болонской образовательной системы в Украине

Вопрос перспектив и проблем болонской образовательной системы постоянно находится в поле обсуждения стран-участников Болонского процесса. Поскольку рейтинговая система, которая установлена как единый  стандарт, вызывает разногласия у представителей образовательной сферы и возмущение у студентов.

Согласно болонской системе образования, для того чтобы студенту получить «5-ку» по какому-либо предмету, ему необходимо изучить 90-100% материала, которым его нагружает преподаватель. Одна дисциплина включает в себя: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, а таких предметов на курсе в среднем 10-12. При этом примерно 60% учебной программы дается на самостоятельное изучение студентом и ученик вуза элементарно не успевает усваивать материал на должном уровне.

К тому же появляется жестокая конкуренция в группах за возможность ответить на паре и получить свою оценку. И чем больше студентов в академической группе, тем сложнее вырваться в ряды отличников. Получив несколько двоек или троек, изменить общую ситуацию уже вряд ли удастся. Семестры поделены на модули, которые длятся по 1,5 месяца, и после закрытия преподавателем модульной ведомости уже нельзя добрать баллы.

То есть получается, что даже если студент знает предмет, но из-за нехватки времени, пропуска пары или по другим причинам, он не сдал вовремя дисциплину, то он уже не может претендовать на отличную оценку и исправить ситуацию на последующих парах. Так как болонская система фиксирует оценки студента без права внесения поправок.

Еще один существенный минус болонской образовательной системы в том, что в Украине до сих пор не воспринимают дипломированных бакалавров, как специалистов с высшим образованием. Это связано с тем, что большинство работодателей привыкли к советской системе, когда бакалавриат считался незаконченным высшим образованием.

Внедрение двухуровневой системы в Украине многим непонятно, поэтому при поступлении в вуз абитуриенты задаются вопросом, чем отличается бакалавриат от магистратуры и в чем суть болонской системы образования.

Плюс ко всему, Украина по сей день не может создать своим студентам благоприятный климат для переезда на обучение за границу, в стране не проводится на должном уровне информационная работа по вопросам обучения украинцев за рубежом. В основном студенты, которые выбираются из Украины,  самостоятельно проходят все этапы поступления в заграничный вуз. Да и трудоустроиться украинцам за пределами страны на нормальную должность в большинстве случаев не выходит.

Болонская система образования в Украине на данный момент является условной и не соответствует своей сути. Пока студенты не ощущают себя частью европейской образовательной среды и не понимают, почему за свою отличную оценку им приходиться бороться с однокурсниками, а не просто подтверждать ее знаниями.

Плюсы и минусы болонской системы не сбалансированы, поэтому Болонскому процессу еще далеко до идеального функционирования, по крайне мере в Украине.

comments powered by HyperComments

kudapostupat.com

Основные аспекты Болонской системы образования

Хегай Валентина Дмитриевна
магистрант 2 курса
ФГАОУ ВО Дальневосточный федеральный университет
Инженерная школа
кафедра Инноватики, качества, стандартизации и сертификации

Образование в России является одним из наиболее важнейших сфер жизни общества. За долгий период времени, как среднее, так и высшее образование подвергалось различным реформам. Следствием последней из них стало внедрение Болонской системы, которое общество восприняло довольно двояко. Система имеет ряд нерешенных задач, вызывающих в свою очередь массу вопросов, как среди студентов, так и среди преподавателей.

В июне 1999 года 29-ю министрами образовании европейских государств была подписана Болонская декларация, целью которой является гармонизация системы высшего образования, прежде всего стран Европы. Таким образом, ВУЗы, которые работают в контексте данной системы, являются конкурентными, а специалисты, которые получают образование в Болонском процессе, считаются более перспективными, и имеют ряд преимуществ при трудоустройстве. В связи с этим, в сентябре 2003 года данная декларация была подписана Российской Федерацией на Берлинской конференции 33-х министров образования стран-участниц Болонского процесса, обязуясь до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы данной системы образования [1].

Создание единого европейского пространства высшей школы именуют, как Болонский процесс. Главными задачами Болонского процесса является формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, создание условий для повышения качества российского образования, а также конкурентоспособности вузов региона на мировом рынке образовательных услуг. Основные пункты Болонского процесса представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 — Основные пункты Болонского процесса

Как видно из рисунка 1, Болонский процесс основан на шести основных принципах.

Первый принцип является одним из самых существенных для России — это внедрение двухуровневой системы образования, представляющий собой введение двух циклов обучения. Первый цикл обучения включает в себя получение первой академической степени (бакалавр), а второй — получение академической степени (магистр). При этом продолжительность обучения на первом цикле (бакалавриате) должна быть от 3 до 4 лет. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (при длительности обучения 1-2 года) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).

Второй принцип Болонского процесса — это введение ECTS — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, в рамках поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. При кредитной системе размерность обучения определяется количеством кредитных баллов, которые необходимо набрать для получения диплома. Подобный подход заменяет собой форму обучения (очная, заочная, вечерняя).

Данная система оценки способствует реализации другого принципа Болонского процесса — мобильности, третьего пункта Болонского процесса. Причем речь идет не только о расширении мобильности студентов, но и профессорско-преподавательского состава. То есть обучающийся может собрать определенные кредиты в одном учебном заведении, а затем может перейти в другое и продолжить обучение.

Четвертый принцип Болонского процесса представляет собой обеспечение трудоустройства выпускников. Речь идет о признании российских дипломов за рубежом, но для этого необходимо изменение во всех странах—участницах Болонского процесса национального трудового законодательства в части трудоустройства иностранцев. Во многих странах иностранцы имеют достаточно ограниченные права в трудоустройстве.

Пятый принцип Болонского процесса — это обеспечение привлекательности европейской системы образования. Введение европейской системы приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию [2]. Этот принцип направлен на расширение высшего образования и его доступность в европейских странах.

Последний, шестой принцип Болонского процесса включает в себя контроль качества образования. Под этим понимается создание в каждом европейском государстве аккредитационных агентств, не зависимых от национальных правительств и международных организаций, которые будут оценивать качество образования, уровень вузов в зависимости не от длительности и содержания обучения, а от тех знаний, умений и навыков, которые приобрели выпускники.

В то же время практически во всех европейских странах для единого контроля качества образования применяется так называемый компетентностный подход.

Компетентностный подход — это инновационный процесс в образовании, который соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта.

Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике профессионального образования до сих пор остаются нерешенными. Одной из них является обеспечение высокого качества подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования для повышения спроса выпускников на рынке труда.

Таким образом, на данный момент модернизация системы образования России является необходимым для развития страны в целом. Создание единой европейской структуры образования сформирует не только единый рынок труда высшей квалификации в Европе, но и создаст все необходимые условия для повышения качества российского образования, а также конкурентоспособности вузов региона на мировом рынке образовательных услуг.

Список используемых источников:

  1. Вавилов Г. Н. Болонский процесс в системе Российского высшего образования [Текст] // — 2010
  2. Болотов А.А. Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России [Текст] // – 2011.

nauka21veka.ru

Болонская система образования

Начиная с 2003 года, после присоединения России к Болонскому соглашению, в России повсеместно и интенсивно вводится Болонская система образования. Стремясь подогнать высшее образование в России под европейские стандарты, министерство образования вводит в вузы двухступенчатую систему преподавания: первая ступень – бакалавриат, вторая – магистратура. Главными аргументами министерства образования было то, что российские студенты будут получать знания европейского уровня, а так же с введением общих правил образования получат возможность поступать в магистратуру и продолжать обучение в странах Евросоюза.

У этого нововведения есть свои плюсы и минусы. Болонская система образования имеет много противников как среди студентов, так и среди преподавателей и ректоров вузов. Некоторые из них высказывают мысль о том, что Россия будет готовить для Запада лаборантов. Но самым большим минусом может стать то, что магистратура в России будет платная. По прогнозам экспертов бесплатных магистратур в России не будет. В Европе, например, стоимость обучения в магистратуре доходит от трех до пяти тысяч евро в год.

Российский студенческий союз считает, что лишая студентов возможности получить бесплатное обучение в магистратуре, ВУЗы таким образом нарушают Конституцию РФ и Федеральные законы «О высшем послевузовском профессиональном образовании» и «Об образовании». В России Болонская система образования приведет к тому, что произойдет еще большая коммерциализация высшего образования, по сути, как говорят некоторые специалисты, это будет завуалированный переход от бесплатного образования к платному.

Болонская система образования появилась в 1999 году в Болонье, когда 29 европейских стран решили сблизить разные системы образования и ввели двухступенчатую систему высшего образования, которая дает студентам возможность после получения степени бакалавра закончить магистратуру не только по основной, но и по смежной специальности и лучше подготовиться к профессиональной деятельности. Были выработаны мировые критерии оценки студентов. Таким образом, сокращается количество общих, вводных предметов, а упор делается на получение профессиональных навыков. Качество образования контролируется прозрачными и строго регламентированными параметрами.

Некоторые оппоненты считают, что российские вузы не смогут за 3-4 года выпустить высококвалифицированных специалистов без потери качества образования и чтобы полностью соответствовать Западу, российскую методику образования нужно полностью менять. Например, у нас не учитывается время, потраченное на самостоятельную работу дома, а учитываются только те академические часы, которые были отбыты в аудитории.

Многие эксперты считают крайне неудовлетворительным, что по программе бакалавриата вводных предметов гораздо меньше, чем во время подготовки специалиста, что может привести к образованию пробелов во многих общеобразовательных дисциплинах. В настоящее время разрыв между школьной программой и вузовской очень велик, а c переходом на Болонскую систему он станет еще больше.

В Италии между школой и вузом существует промежуточная ступень – колледж, без которого невозможно поступить в институт. Возможно, что и Россия пойдет по такому же пути. Так же планируется параллельно с внедрением Болонской системы создавать в школах буферные классы для профессиональной начальной подготовки детей.

Современная система образования в Японии включает 5 стадий – это детский сад, начальная школа, средняя школа двух ступеней – низшей и высшей — и университет. Система высшего образования так же двухступенчатая – бакалавриат и магистратура.

Система образования в Японии имеет одну отличительную особенность, например, состав групп и классов каждый год меняется, а так же меняется и состав преподавателей. В конце года школьники сдают экзамены, поэтому учебный год для них – это лишь подготовка к ним. Этим же можно объяснить и массовое посещение многочисленных частных курсов, особенно тех, которые организуют преподаватели на дому. Но самое интересное то, что с основами профессий молодые японцы знакомятся еще в школе.

Мнения экспертов по поводу перехода на новую систему образования сильно различаются. Кто знает, как будет на самом деле…

autogear.ru

Болонская система Википедия

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1].

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства[2]. О присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования было объявлено 14 мая 2015 года в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике[3].

Реформы системы образования, проводимые в постсоветской РФ в рамках «болонского процесса», в своей концептуальной основе направлены на то, чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада.

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов[4].

Как отмечено в Болонской декларации «Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая её культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям».

История[ | ]

Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Клод Аллегр от Франции, Юрген Рюттгерс[en] от Германии, Тесса Блэкстон

ru-wiki.ru

Болонская система образования

Автор Сергей

Понедельник, Апрель 25, 2016

В эпоху глобализации важное место занимает сознание общего пространства для совместного решения существующих задач. Именно с этой целью ведущими учеными и преподавателя Европы была разработана так называемая Болонская система образования.

 

История возникновения Болонской системы образования

Официально система называется «Болонский процесс». Этот процесс стартовал в далеких 1970-х годах, когда европейские страны приняли ряд договоров о сотрудничестве в сфере образования. Уже в 1998 году министры образования Великобритании, Италии, Франции и Германии собрались в Парижском университете по случаю празднования его 800-летия и подписали Сорбонскую декларацию о перспективах создания общего образовательного пространства. Тогда главной проблемой развития науки и современных технологий в Европе видели именно разделение образования.

Через год уже 29 государств Европы подписали в Болонье новую декларацию, названую в честь одного из старейших университетов Европы «Болонской». Так были окончательно утверждены планы по созданию единого образования на территории Европы.

Дальнейшие обсуждения

В период с 2001 по 2010 год в разных уголках Европы происходили съезды министров образования и других представителей стран. Основными задачами были расширение стран-участников Болонского процесса и разработка стандартов и основных требований к образованию в этих странах. Результаты этих съездов были зафиксированы в официальных коммюнике. Самые известные из них: Пражское (2001) и Лондонское (2007). Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Украина в 2005 году. Одной из последних участниц новой европейской системы образования стала Беларусь. Это произошло в мае 2015 года. Единственными европейскими странами, не подписавшимися под документом о новой системе образования, являются Сан-Марино и Монако.

Цели и задачи

Главная цель – создание единого пространства для высшего образования. Из этой основной цели вытекает ряд второстепенных задач:

  1. Повысить мобильность преподавателей, дать возможность специалистам из одних стран преподавать в других. Это способствует взаимному проникновению научных идей между преподавателями, а также улучшает их педагогические навыки.
  2. Создание единого рынка труда за счет единых стандартов к образованию, следовательно, единых дипломов.
  3. Проведение совместных научно-исследовательских проектов учеными из разных стран с целью повышения качества образования во всей Европе.

Положения

Существует ряд положений, которые должны утвердить в своих странах все государства-участники:

  1. Внедрение единой системы квалификационных категорий и научных званий (например, «доктор философии», или правильнее PhD, что на постсоветском пространстве включает и кандидата наук, и доктора наук).
  2. Внедрение системы кредитов (то есть часов, которые студент прослушал тот или иной курс). Это увеличивает мобильность студентов.
  3. Внедрение единой системы оценивания ECTS.
  4. Также предполагается, что ряд дисциплин студент выбирает сам, а также большая часть учебного времени выделяется на самоподготовку. Преподаватель выступает не как учитель, а как руководитель и консультант при освоении дисциплины.

Критика

Критика Болонского процесса на постсоветском пространстве связана главным образом с двумя моментами:

  1. В случае замедления реформ возможны конфликты двух систем – старой «советской» и новой «болонской».
  2. Поскольку знания чиновников, проводящих реформы, о Болонском процессе очень поверхностны, это приводит к неправильным толкованиям положений Болонской декларации и различных коммюнике, что в конечном итоге вредит всей системе отечественного образования.

Материал подготовлен репетитором по математике и физике в Москве, Сергеем Валерьевичем

yourtutor.info

Болонская система – это… Что такое Болонская система?

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007)и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять
  4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

  • с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
  • до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Негативные мнения о Болонском процессе

  • Как сообщает Neue Zurcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
  • По мнению Растко Мочника, профессора социологии Люблянского университета, Болонский процесс — то есть приватизация высшего образования — приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
  • Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
  • По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров[1]. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
  • Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс – недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Примечания

Смотри также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

med.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *