Зачем России болонская система образования? » Военное обозрение
Реформа образования в России всегда была непростым вопросом. Последствием последнего нововведения в России стал переход на Болонскую систему. Когда-то в её пользу раздавались самые разные доводы. Одни голоса были от противников наследия СССР. Другие – от сторонников глобализации, мол «в свободной Европе есть такая Болонская система, и для того чтобы срочно интегрироваться в свободный демократический мир нам необходимо сделать такую же систему образования как у них!». Но стало ли наше образование таким же, как в Европе, есть ли реальные плюсы от Болонской системы образования, и что в итоге получила Россия от смены образовательного процесса? На эти вопросы ответил эксперт, председатель ООД «Реформы – Новый Курс» Сергей Журавский.
– Сергей Владимирович, на фоне напряжённых событий на Украине, как-то забылись проблемы внутренние. А ведь сейчас выпускники школ будут поступать в Вузы и с сентября начнут получать высшее образование. Удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе или нет?
Теперь к вопросу интеграции. Да, изначально доводы в пользу Болонской системы образования были следующие: поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. То есть в теории студент из российского вуза мог перейти в любой европейский вуз. Но это только в теории. На практике все не так просто. А зачастую просто невыполнимо. Для справки: в ЕС юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. То есть если ваш российский вуз является участником Болонского процесса, то ваш диплом не будет признан на территории ЕС. И наоборот. Получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией.
– Выходит, Болонская система не подходит для России?
– Важно понимать, что эта система создавалась для Европы, и её целью было создание единого европейского пространства высшего образования. То есть Болонская система – это инструмент усиления евроинтеграции. Для России, если она не собирается вступать в ЕС, эта система не имеет смысла.
– Для России в ней плюсов нет?
– Плюсы есть, но они рассчитаны именно на европейские страны. Самый большой плюс этой системы – попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако это необходимо странам-участницам Евросоюза, но не России. Во-вторых, можно отметить, что с точки зрения глобализации болонская система позволяет проводить политику интернационализации, упрочнение культурных, политических и экономических связей.
– Эти плюсы не совсем подходят для Российской реальности. Минусы являются такими же «европейскими» или уже нет?
– Минусы конечно уже не европейские. Во-первых, болонское соглашение подразумевает под собой разделение образования на элитарное и неэлитарное. В России, к примеру, Московский и Санкт-петербургский государственные университеты получили особый статус и не участвуют в Болонском процессе. Также сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования это огромная потеря, которую трудно восполнить.
В-третьих, это политика унификации высшего образования, не учитывая национальные образовательные и культурные традиции. Все сводится к одному безликому европейскому формату. В будущем это только вызовет проблемы с содержанием учебного процесса, принятием новых государственных стандартов, и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Болонская система – это, прежде всего система баллов. Основная цель – набрать нужное количество баллов. В каждом вузе есть основная база, за которую студенты получают оценки или баллы. Но вот остальные оценки они должны набирать, основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку для зачёта или экзамена нужно лишь энное количество баллов, то все, разумеется, идут по пути меньшего сопротивления.
В-пятых, цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее.
– Не самая лучшая перспектива для России…
– Именно. Я думаю, лучше бы мы сохранили советский стандарт образования, который послужил бы хорошей базой для интеграции Евразийского союза, а не следовали стандартам ЕС, которые нам совершенно не подходят. Система образования действительно требует реформирования, но реформа должна быть связана с социальным обеспечением преподавателей. Повышением их зарплат и увеличением расходов на науку. Мы не должны бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской. А пока что у нас действует бомба замедленного действия в системе образования. Но с эффектом бумеранга. Ведь когда кто-то пытается сломать и занизить общеобразовательный уровень государства, в расчёте на эффект от каких-то туманных плюсов, рано или поздно это ударит по их детям или внукам, для которых уровень образования будет ещё ниже.
Как мы видим, нынешняя система образования в России вызывает много вопросов. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Копирование Западных моделей и структур в целом приводит не к модернизации, а очередным потерям и попаданию в тупиковые ситуации.
topwar.ru
Болонский процесс и Российское образование
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Необходимость модернизации системы образования Советской России остро назрела уже в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в., потому как она не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться, использовать внутренние резервы. В результате осуществленных реформ произошло освобождение от идеологического диктата и демократизация российского образования, что позволило России в сентябре 2003 года присоединиться к Болонскому процессу и вступить в Единое Европейское пространство высшего образования. Хотя педагогическая общественность страны разделилась на сторонников и противников Болонского процесса, новые преобразования в отечественном высшем образовании набирают силу.
Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью:
1 развития его как открытой государственно-общественной системы;
2 расширения доступности;
3 повышения качества и конкурентоспособности.
Основные цели Болонского процесса
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
-построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
·формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
·обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
·повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Основные пункты Болонского процесса:
1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.
5. Содействие изучению общеевропейских проблем.
До 2010 года ожидается, что Россия полностью войдет в Единое европейское пространство высшего образования. Наши студенты будут получать понятные в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов философии, полноправно участвовать в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.
«Гармонизация архитектуры высшего образования» в рамках Болонской декларации сделает полученное российским студентом образование понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, а также для иностранных менеджеров на территории России; студенты получат возможность в течение семестра или года учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; они смогут скорректировать выбор профессии или выбор вуза при переходе с уровня на уровень – из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру; студенты смогут накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и вообще для образования в течение жизни; появятся новые возможности для глубокого изучения иностранных языков как в родном вузе, так и в странах, где на этих языках говорят.
Модернизация системы высшего образования разворачивается в условиях трансформации всех сфер общественной жизни России и осложняется значительным несовпадением российской модели с болонским образцом в части продолжительности обучения, квалификационной структуры, направлений и содержания профессиональной подготовки, организации учебного процесса.
Традиционно российская система высшего профессионального образования была одноуровневой и осуществляла непрерывную подготовку дипломированных специалистов, срок обучения которых, как правило, составлял 5 лет. Структура профессиональной образовательной программы строилась с использованием дисциплинарного подхода. Единицей измерения объема работы студентов и преподавателей в России был и пока остается академический час. Основные образовательные программы высшего профессионального образования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю – 54 академических часа при средней аудиторной нагрузке – 27 академических часов.
В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре специалитета введена двухуровневая квалификационная структура (бакалавриат/магистратура). Бакалавров сегодня готовят более половины российских высших учебных заведений. Вместе с тем, еще не полностью разработаны концепции профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, существуют сложности практического признания этих образовательных степеней отечественным рынком труда.
В настоящее время в российской системе образования осуществляется внедрение систем управления качеством на основе международных стандартов ISO 9000:2000, экспериментальное введение в некоторых высших учебных заведениях системы зачетных единиц и европейских приложений к дипломам. Переход к системе зачетных единиц приведет к значительным изменениям в образовательном законодательстве, в структуре государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебных дисциплин. Еще предстоит разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие содержательное наполнение, сопоставимость зачетных единиц, оплату труда преподавателей.
Распространение Болонского процесса в России имеет целый ряд особенностей и ограничений. Они связаны, в первую очередь, с уникальностью российского рынка труда, потребности которого определяют социальный заказ к системе профессионального образования.
Специфика российского рынка труда проявляется в его региональном характере и существующей неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях значительно снижаются возможности территориальной мобильности специалистов, в то время как повышается потребность в их профессиональной мобильности, обеспечиваемой дополнительными образовательными формами. С другой стороны в условиях экономической нестабильности российского общества расширение академической мобильности таит в себе реальную угрозу превращения России в поставщика интеллектуальных ресурсов западноевропейских стран.
Болонская модель базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенную ломку устоявшихся в российской системе высшего образования субъектно-объектных отношений. Столь серьезные грядущие изменения не всегда находят понимание среди российского образовательного сообщества, о чем, в частности, свидетельствуют результаты проведенных эмпирических исследований.
Преимуществами российской системы образования традиционно считаются высокое качество, фундаментальность и системность обучения. Потерю этих характеристик российские оппоненты Болонского процесса связывают с сокращением нормативных сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц. Кроме того, высказываются опасения, что внедрение Болонской модели приведет к утрате специализаций, развалу кафедр и научных школ, сокращению занятости преподавателей.
Известно, что образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов.
Поэтому развернувшиеся в европейской системе образования интеграционные процессы должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран-участниц Болонского процесса.
mirznanii.com
Болонская система образования в России
Болонская система образования – последнее нововведение в российском учебном процессе с основной целью улучшения его качества. С помощью интегрированных моделей высшее образование в России предполагалось приблизить к европейским стандартам.
Цели реформы образования
Первопричиной внедрения Болонской системы в России явилось трудоустройство населения и резкий рост поступающих в высшие учебные заведения. В 60-е годы 20 века учащиеся в ВУЗах составляли около 15-20%, сейчас цифра поступающих выросла до 85-90%. Естественно, что такой процент выпускников проблематично трудоустроить.
Иными словами, болонская система образования – это скрытая форма борьбы с безработицей. Помимо квалифицированных специалистов государству требуются рабочие профессии, коих год от года становится меньше. Юристы, менеджеры, переводчики, экономисты перенасытили рынок труда, в то время как в остром дефиците находятся газосварщики, электромонтеры, плотники и многие другие узкие рабочие специальности.
Вторая причина – это снижение затрат на высшее образование. Происходит дробление высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Такая ступенчатость – это искусственная подмена среднего профессионального образование на высшее со специальностью бакалавр. Бакалавр – это специалист, отучившийся в высшем учебном заведении 4 года, имеющий возможность повысить свои знания, углубить или изменить свою специальность в течение двух последующих лет и получить звание магистра.
Болонская система образования – вред или польза? Этот вопрос волнует не только министерство образования, но и студентов и их родителей. Стоит ли продолжать обучение в магистратуре или остановиться на бакалавре?
Отличительные особенности новой системы образования
По мнению большинства экспертов, подобная образовательная практика рассчитана на Европу и Америку, а для России непригодна по ряду причин.
- Тестовость системы. Наглядным отрицательным примером образования является США. Правда, стоит отметить, что темпы ухудшения уровня образования были постепенными и сознательными. Политика страны основана на принципе «владеющий информацией владеет миром». Именно поэтому США делает все, чтобы основное население получало как можно меньше информации. Исключение составляет элита (около 2%). В элитных заведениях запрещена тестовая система обучения, которая не нацелена на раздумья и размышления. Она готовит «серую массу», бездумно соглашающуюся со всем, что ей предлагают.
В России студента всегда учили думать и рассуждать, доказывать свою правоту и собственную точку зрения. Тест же предлагает уже готовые варианты ответов, тем самым блокируя самостоятельные мыслительные способности.
Кстати, МГУ и СПбГУ, являясь элитарными ВУЗами, в Болонском процессе участия не принимают.
- Завышенные требования работодателей. Некоторые прогнозисты считают, что при данной системе усреднения также повысятся требования к работникам. Частный работодатель, желая видеть у себя более квалифицированных сотрудников, будет отдавать предпочтение магистрам, причем тем, которые закончили и бакалавриат и магистратуру по одной специальности очно и не дистанционно. Трудоустроиться простому бакалавру будет значительно сложнее.
Кто знает, возможно, эксперты ошибаются в своих прогнозах, и Болонская система образования еще принесет положительные результаты. Будем надеяться!
life-students.ru
Болонский процесс и экономика России
Фрагмент 4 главы монографии “Образование как фактор экономического развития России”.
Избранный в качестве целевой установки российских реформ ориентир западного образования вызывает серьезные сомнения. Образовательная система Запада весьма далека от идеала. Спорно даже само ее позиционирование в качестве лучшей из мировых образовательных систем. Минимум дважды в течение ХХ столетия западная общественность признавала отсутствие у Запада первенства в качестве образования. Первым катализатором такого рода образовательной саморефлексии послужил запуск в 1957 г. в СССР искусственного спутника Земли.
Предпринятый в США экспертный анализ американского отставания в освоении Космоса привел к заключению, что причиной тому являются качественные преимущества советской школы.
Следующей демонстрацией перед Западом несовершенств его образовательной системы явились технологические успехи Японии. «Причиной переоценки системы школьного образования, — писал о причинах реформирования образовательной системы на Западе американский педагог У. Файнберг, — послужило усиление экономической конкуренции со стороны Японии. В последние десятилетия ХХ в. влияние Японии на систему образования в США было во многом аналогичным воздействию на нее Советского Союза в середине столетия. Именно Япония стала нелицеприятным стимулом для переориентации системы образования и упорядочения учебных планов с упором на традиционные академические предметы». Широкий резонанс вызвал составленный в 1983 г. Национальной комиссией США по проблемам качества образования доклад с эпатирующим западную общественность названием «Нация в опасности». «Мы, — говорилось в обнародованном документе, — заявляем американскому народу, что долгое время можно было законно гордиться вкладом наших школ и колледжей в развитие США и благоденствие людей.
Однако в настоящее время качество образования серьезно снизилось, что несет угрозу будущему государства и народа… Мы совершили акт безумного образовательного разоружения… Мы растим поколение американцев, неграмотных в области науки и техники». Не в лучшей ситуации по качеству образовательного процесса находилась и Западная Европа. «Многие полагают, — заявлял в 1965 г. французский премьер-министр Ж. Помпиду, — что наша система образования является лучшей в мире… В действительности же она — и особенно система среднего образования — обнаружила неспособность к эволюции и базируется в значительной мере на основах, заложенных иезуитами в XVII в. и лишь несколько измененных в конце прошлого столетия». По прошествии двух десятилетий оценка, сформированная президентом Франции Ж. д’Эстеном не претерпела изменений: «Я думаю, что главная неудача Пятой республики состоит в том, что она оказалась неспособной удовлетворительно разрешить проблему образования и воспитания молодежи». Начавшиеся с середины 1980-х гг. реформы ситуацию не исправили.
Система образования на Западе характеризуется в печатных изданиях этих стран не иначе чем через понятие «кризис».
Судя по материалам социологических опросов, подавляющее большинство американцев крайне низко оценивают результаты предпринятых преобразований. Некоторые эксперты полагают, что сложившаяся на Западе образовательная система вообще не поддается реформированию. «Движение за реформу образования в 80-х и 90-х гг. — констатируют американские университетские профессора Д.Л. Кларк и Т.А. Эстното, — принесло разочаровывающие результаты».
Производственные технологии гораздо легче подвержены интернационализации, чем определяемые социокультурными традициями, а в конечном счете ментальными факторами, системы образования. Принципиальные отличия образовательных моделей обнаруживают, несмотря на европейский интеграционный процесс, ведущие его субъекты — Германия, Франция, Великобритания. «Игнорирование национального своеобразия, — предупреждает исследователь в сфере сравнительного образования Б.Л. Вульфсон, — может привести к созданию искусственных «универсальных» конструкций, в угоду которым подбирается материал и отсекается все то, что противоречит априорно созданной схеме». Речь, естественно, не идет о «педагогической автаркии». Должен быть достигнут некий оптимум сочетания национальных образовательных традиций и инноваций. Запад в образовательном отношении не представляет собой гомогенное пространство. Среди высокоразвитых стран западного мира получили распространение, по меньшей мере, две инвариантные модели организации высшего образования: «атлантическая» (Великобритания Ирландия, США) и «континентальная» (Германия, Франция, Нидерланды). Одним из типичных признаков атлантической модели является, в частности, двухуровневый комплекс — «4+2». Основу Болонского процесса составил выбор в пользу именно первой модели. Ее характеризует высокая степень автономности и децентрализации образовательных учреждений, минимизации государственного участия.
Однако исторически для России более близка континентальная система, характеризуемая высокой ролью государства в организации единого образовательного процесса. Ставя под сомнение целесообразность принятия болонской рецептуры, нельзя, конечно же, говорить о тотальном отрицании западного опыта развития вузов. Другое дело, что сам этот опыт неоднозначен и страново девирсифицирован. Тенденция мировых геополитических сдвигов в образовательной сфере указывает на все большую утрату Западом лидирующих позиций. Характерно, что в структуре расходов государственного бюджета доля образования для ряда бурно развивающихся полупериферийных стран выше, чем у государств, традиционно относимых к западному культурному ареалу. Зато у последних, в лице его крупнейших экономических субъектов, устойчиво выше структурная часть, выделяемая на цели здравоохранения (рис. 1). Запад, таким образом, в большей степени ценностно ориентирован на настоящее (индикатор — здоровье), Восток — на будущее (индикатор — образование). С сожалением признаем, что современная Россия, судя по ее структуре консолидированного бюджета, лишена обеих перспективных установок.
Рис. 1 Структура расходов государственного (консолидированного) бюджета по статьям здравоохранение и образование
Однако по сей день при прямом сравнении знаний учащихся в образовательной системе России и странах Запада обнаруживаются существенные преимущества отечественной традиции обучения. Такая демонстрация преимущества осуществляется всякий раз при проведении международных олимпиад школьников. Советский Союз в свое время безоговорочно доминировал фактически по всем входящим в перечень школьных олимпийских состязаний учебным дисциплинам. Гегемония школьников из СССР по физике, химии и математике имела тотальный характер. В настоящее время лидерство в международных школьных олимпиадах сменилось. На первое место вышла Китайская Народная Республика. Российская Федерация, будучи оттеснена на вторую позицию, продолжает пока еще конкурировать с лидером. Последующее распределение мест в олимпийской иерархии можно охарактеризовать как «наступление Азии». В группе преследователей прочно обосновались Индия, Южная Корея, Иран, представители которых устойчиво демонстрируют более высокие показатели, процент чем учащиеся западных общеобразовательных учреждений. Весьма высокие результаты традиционно демонстрируют школьники из ряда бывших республик СССР.
Однако почему-то в качестве ориентира для российских реформ была взята западная система образования, представляющие которую на олимпиадах ученики если и не выступают на них в роли аутсайдеров, то, во всяком случае, находятся на третьестепенных местах турнирной таблицы. Могут возразить, что свое отставание на общеобразовательном уровне западные страны компенсируют превосходством вузовского обучения. Единой международной системы дисциплинарного состязания студентов по аналогии с соревнованиями школьников не существует. Однако в тех случаях, когда такого рода турниры все-таки проводятся, российские студенческие команды, как правило, обыгрывают западные. В целом сохраняются страновые пропорции, зафиксированные на уровне школьных олимпиад.
Даже в соревнованиях по программированию, где, казалось бы, доминирование американцев, имея в виду масштабы компьютеризации системы образования в США, должно быть незыблемым, российские команды в последние годы неизменно обыгрывают заокеанских соперников.
Причем эти успехи не являются в данном случае следствием советских победных традиций. Американцы первоначально действительно являлись бесспорными лидерами на проводимом ежегодно мировом чемпионате студенческих команд по программированию. Перелом произошел в середине 1990-х гг. Элементарная компьютеризация вузов выразилась в выходе на первые роли представителей вузов России, Китая и Восточной Европы. При сопоставимом техническом оснащении преимущества отечественной системы образования над американской не замедлили сказаться (табл. 1).
По отношению к исторически сложившейся гетерогенной модели образования стран Запада Болонский процесс выступает, возможно, как благо. Его положительная роль обнаруживается хотя бы уже в консенсусе об общности в содержании образовательного процесса. Однако то, что хорошо для Европы, может иметь для России разрушительные последствия. Применительно к российской образовательной традиции Болонская система есть шаг назад, путь инволюции. Принятие ее будет означать существенную содержательную редукцию подготовки профессиональных кадров. В рамках существовавшего в СССР специалитета, специальное обучение соответствующей профессии велось в течение всего срока учебы (5 лет — для дневной и 6 — для заочной формы). Преподавание фундаментальных общеобразовательных дисциплин коррелировало с направлением профессиональной подготовки. Имплементируемый на основе Болонской системы бакалавриат вообще не ориентирован на овладение конкретной специальностью. Подготовка ведется по профессиональному направлению и заключается в усвоении ряда стандартизированных приемов и правил. В усвоении этих стандартов и заключается суть обучения бакалавра. В целом бакалавр, в отличие от специалиста, не представляет собой уникального с профессиональной точки зрения продукта высшей школы.
Функции бакалавра определяются задачами поддержания системы. Задачи же подготовки на уровне специалитета этим не ограничиваются.
От специалиста требуется, кроме того, осуществление инновационных проектных разработок. В российской образовательной традиции функции бакалавра возлагались на выпускников техникумов. В этом смысле бакалавризация высшего образования есть применительно к условиям России снижение его планки до уровня среднего профессионального образования. При равенстве срока обучения бакалавриат и незаконченное высшее в рамках специалитета имеют принципиальные различия. Специализация дипломированного специалиста начинается фактически с первого курса. Обучение же бакалавра — это обучение вообще без специализации. Только на уровне двухгодичной магистратуры учащийся овладевает специализированными навыками конкретной профессии.
В итоге имеющий за плечами шестигодичное обучение (четыре года бакалавриат + два года магистратура) оказывается на более низком уровне профессиональной подготовки, чем прошедший пятилетний курс специалист.
Двух лет для того, чтобы стать профессионалом явно недостаточно. Переход к двухступенчатой модели высшего образования реально угрожает России резким снижением ее квалификационных потенциалов, дефицитом профессиональных кадров для решения инновационных задач. К тому же магистратура в России будет по плану реформ только платной, что явится дополнительным барьером в осуществлении селекционной кадровой политики.
Российским реформаторам следовало бы учесть негативные экономические последствия европейской болонизации. Характерен в этом отношении опыт Германии, чья образовательная система была, как известно, взята за основу в Российской империи. Двухступенчатая структура высшего образования исторически не соотносилась с немецкой моделью специалитета. Приступив к подготовке бакалавров, германское руководство, очевидно, не ожидало их абсолютного отторжения на рынке труда. Рыночная необходимость их подготовки оказалась надуманной. Большинство бакалавров не смогли трудоустроиться и вынуждены были продолжать обучение. При анализе фиаско бакалавриата в немецкой печати доминировала оценка его в качестве еще одной ступени школьного образования. Главная причина профессиональной несостоятельности бакалавров виделась в отсутствии на уровне бакалавриата системы специализации. «Бульдозером по университетам» — сформулировала немецкая пресса заложенную в Болонском процессе нивелировку специализированного обучения учащихся вузов. Профсоюзы Германии, имея в виду негативные социальные последствия вузовского реформирования, требуют своего участия в болонском переговорном процессе.
Переход на двухступенчатую систему высшего образования в Российской Федерации, вероятно, будет иметь более масштабные последствия, чем кризис бакалавриата в Германии. Если в ФРГ требования к реализации Болонской декларации имеют статус дополняющих национальную образовательную систему (поправки в Закон о высшем образовании 1998 г.), то в России они приняты в качестве столбовой дороги модернизации. Интеграция России в Болонский процесс должна быть скорректирована. Стратегия реформ образования должна быть оценена с точки зрения рисков для национальной безопасности России. Приоритеты национальной безопасности в сфере образования должны быть отражены на законодательном уровне. При интеграции в Болонский процесс ее инициаторы руководствовались иным приоритетом — рынок образования и труда — без государственных границ (отсюда — рецептура унификации образовательных систем).
Но на современном этапе экономического развития России достижение структурного единообразия образовательного процесса со странами Запада лишь усилит отток из страны квалифицированных кадров.
Решение о присоединении России к Болонскому процессу принималось келейно. Опросы общественного мнения указывают на резкое неприятие как большинством населения, так и большинством профессорско-преподавательского состава вузов данного курса. Решение по столь принципиальному вопросу, во многом определяющему судьбу будущих поколений россиян, должно было бы носить общенациональный характер.Проблему эквивалентности российского диплома об образовании вовсе необязательно следует решать посредством реформирования системы подготовки специалистов в двухступенчатую систему: бакалавр — магистр. Достаточно применение более гибких моделей нострификации. Опыт такого рода еще с советских времен накоплен, к примеру, в Израиле.
Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
rusrand.ru
Болонская система – это… Что такое Болонская система?
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007)и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.
Основные цели Болонского процесса
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
- Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять
- Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
- Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Присоединение к Болонскому процессу
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
- с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
- до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Участники Болонского процесса
Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Негативные мнения о Болонском процессе
- Как сообщает Neue Zurcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
- По мнению Растко Мочника, профессора социологии Люблянского университета, Болонский процесс — то есть приватизация высшего образования — приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
- Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
- По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров[1]. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
- Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс – недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.
Примечания
Смотри также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
biograf.academic.ru
Болонский процесс – это… Что такое Болонский процесс?
ЛоготипБолонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1].
Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.[2]
История
Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.
В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998).[3]. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.
Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации[4], в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.
Основные цели Болонского процесса
Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран[5].
Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
- Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
- Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
- Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Присоединение к Болонскому процессу
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
- с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам[источник не указан 750 дней] бакалавра и магистра;
- до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Участники Болонского процесса
Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия.[6] Таким образом, Монако, Белоруссия и Сан-Марино — единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны — члены Европейского союза задействованы в процессе.
Участники Болонского процесса |
---|
Конференции министров
В рамках Болонской декларации, раз в два года проводятся конференции министров, министры выражают свою волю посредством коммюнике.
В Пражском коммюнике, от 2001 года[8], число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей, в условиях непрерывного образования, для повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении, как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.
Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине, в 2003 году, Берлинское коммюнике[9] увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area), а также меры по содействию получения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике, создание новых структур, поддерживающих процессы инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.
В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике[10] подчеркнуло важность партнёрских связей, в том числе заинтересованных сторон — студентов, ВУЗов, преподавателей и работодателей, а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла — докторантуры. Кроме того, это коммюнике подчеркивает важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.
В Лондонском коммюнике 2007 года[11] число участвующих стран было расширено до 46. Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, достигнутого к тому времени, поднимаются вопросы о мобильности, структуры степеней, уровне признания Болонской системы в целом, квалификационных структурах (как общих и национальных), непрерывном обучении, обеспечении качества образования, общественном контроле процесса обучения, а также поставлены множество приоритетных задач на 2009 год, основные из которых мобильность, социальный контроль, который был предложен в Пражском коммюнике и впервые определен здесь, сбор данных и учет, возможность трудоустройства. Было подчеркнуто, что существует необходимость дальнейшего сотрудничества, рассматривая его как возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса.
В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен (Louvain-la-Neuve — Новый Лёвен), основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были описаны в итоговом коммюнике[12], показывая новое направление Болонского процесса — более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Ещё одно изменение, касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС страны, по очереди в алфавитном порядке.
Следующая конференция министров состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене[13], конференция являлась юбилейной — десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея, состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.
Форумы
Совместно с конференциями министров в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы.
Первый организационный Болонский форум проходил в Лёвене в 2009 году. В нём приняли участие 46 членов Болонского процесса, а также широкий спектр третьих стран и неправительственных организаций. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках форума были: ключевая роль в развитии общества высшего образования, основанного на непрерывном образовательном процессе и возможности всех слоев общества получать образование. Рассматривалась важность государственных инвестиций в высшее образование, несмотря на экономический кризис, важность межнациональных обменов в сфере высшего образования, необходимость сбалансированного обмена преподавателями, исследователями и студентами между странами, с целью содействия справедливому и плодотворному «обмену мозгами», как альтернатива «утечке мозгов».[14]
Второй организационный Болонский форум состоялся в Вене в марте 2010 года[15], в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.
Достоинства и недостатки
Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран[5].
США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нём. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits). В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors).[16]
По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами[17]. Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует[18]. Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.
Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.
По мнению большинства российских экспертов в области высшего образования, а также ведущих российских учёных переход России на двухуровневую систему приведёт к окончательному развалу всей отечественной системы высшего образования.
См. также
Примечания
Литература
- Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — Москва: Оргсервис-2000, 2006. — ISBN 5-98115-066-1
- Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования : Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. — 260 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-98079-651-8
- Реализация Болонского процесса в странах проекта Tempus (2009/2010). — Брюссель, 2010. — Т. 2.
Ссылки
biograf.academic.ru
Зачем России болонская система образования?
– Прежде всего, хочу ответить на вопрос о том, удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе. Ответ: нет. И главная причина в том, что в мире не было и нет такой системы образования, которая была бы близка по качеству к советской. Это признают все – и в России, и за рубежом. Успехи советского образования можно измерить теми научными достижениями, которые были достигнуты в СССР, а это просто огромнейший багаж открытий. Ничего такого никакая другая система образования предоставить не смогла.Теперь к вопросу интеграции. Да, изначально доводы в пользу Болонской системы образования были следующие: поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. То есть в теории студент из российского вуза мог перейти в любой европейский вуз. Но это только в теории. На практике все не так просто. А зачастую просто невыполнимо. Для справки: в ЕС юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. То есть если ваш российский вуз является участником Болонского процесса, то ваш диплом не будет признан на территории ЕС. И наоборот. Получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией.
– Выходит, Болонская система не подходит для России?
– Важно понимать, что эта система создавалась для Европы, и её целью было создание единого европейского пространства высшего образования. То есть Болонская система – это инструмент усиления евроинтеграции. Для России, если она не собирается вступать в ЕС, эта система не имеет смысла.
– Для России в ней плюсов нет?
– Плюсы есть, но они рассчитаны именно на европейские страны. Самый большой плюс этой системы – попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако это необходимо странам-участницам Евросоюза, но не России. Во-вторых, можно отметить, что с точки зрения глобализации болонская система позволяет проводить политику интернационализации, упрочнение культурных, политических и экономических связей.
В-третьих, увеличивается возможность по смене места учёбы для студентов, и работы для преподавателей. Это то, о чем я говорил, отвечая на первый вопрос. Поступил в один вуз в одной стране, перешёл в другой в другой стране. Вот три явных плюса, к другим относится такие как: Создаётся конкурентно способный рынок специалистов с высшим образованием. Гибкая система смена профиля подготовки. Двухуровневая система образования даёт возможность повышать профессиональный уровень. Сначала бакалавриат, а затем магистратура. Также есть возможность получить степень бакалавра по одной специальности, а магистра уже по другой.
– Эти плюсы не совсем подходят для Российской реальности. Минусы являются такими же «европейскими» или уже нет?
– Минусы конечно уже не европейские. Во-первых, болонское соглашение подразумевает под собой разделение образования на элитарное и неэлитарное. В России, к примеру, Московский и Санкт-петербургский государственные университеты получили особый статус и не участвуют в Болонском процессе. Также сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования это огромная потеря, которую трудно восполнить.
В-третьих, это политика унификации высшего образования, не учитывая национальные образовательные и культурные традиции. Все сводится к одному безликому европейскому формату. В будущем это только вызовет проблемы с содержанием учебного процесса, принятием новых государственных стандартов, и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Болонская система – это, прежде всего система баллов. Основная цель – набрать нужное количество баллов. В каждом вузе есть основная база, за которую студенты получают оценки или баллы. Но вот остальные оценки они должны набирать, основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку для зачёта или экзамена нужно лишь энное количество баллов, то все, разумеется, идут по пути меньшего сопротивления.
В-пятых, цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее.
– Не самая лучшая перспектива для России…
– Именно. Я думаю, лучше бы мы сохранили советский стандарт образования, который послужил бы хорошей базой для интеграции Евразийского союза, а не следовали стандартам ЕС, которые нам совершенно не подходят. Система образования действительно требует реформирования, но реформа должна быть связана с социальным обеспечением преподавателей. Повышением их зарплат и увеличением расходов на науку. Мы не должны бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской. А пока что у нас действует бомба замедленного действия в системе образования. Но с эффектом бумеранга. Ведь когда кто-то пытается сломать и занизить общеобразовательный уровень государства, в расчёте на эффект от каких-то туманных плюсов, рано или поздно это ударит по их детям или внукам, для которых уровень образования будет ещё ниже.
Как мы видим, нынешняя система образования в России вызывает много вопросов. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Копирование Западных моделей и структур в целом приводит не к модернизации, а очередным потерям и попаданию в тупиковые ситуации.
maxpark.com