история, виды, в России, в Украине
Идея о создании единого пространства образования в Европе витала в воздухе давно (с 70-х годов двадцатого века).
Но осуществляться она стала с 1998 года, когда министрами образования 4 стран (Германии, Франции, Италии, Великобритании) подписали Сорбонскую декларацию.
А в 1999 году уже 29 министров подписали в Болонье (Италия) совместную «Болонскую декларацию».
История Болонского образования
Болонский процесс развивался поэтапно, и на каждом рубеже увеличивалось количество стран-участниц, ставились новые цели.
Страны присоединялись к соглашению добровольно, приняв на себя обязательства:
- с 2005 года выдавать к дипломам приложение единого образца;
- до 2010 года провести реформу национальной системы образования (она должна соответствовать положениям декларации).
На данный момент 47 стран участвуют в Болонском процессе и среди них много государств, ранее входивших в СССР (Россия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Прибалтики).
Цель Болонской декларации – создать единую систему образования и активизировать европейское высшее образование в мировом масштабе.
Болонская система образования
Обеспечивается свободное передвижение студентов и преподавателей (создается единая система сертификации и вводится одинаковая форма приложения к диплому).
Вводится 2 цикла обучения: предварительный (не меньше трех лет) и выпускной (на его этапе студент получает степень магистра или доктора).
Во всех вузах действует единый кредитный зачет (накопительный), который служит доказательством квалификации студента. При смене работы или месте жительства в пределах стран, подписавших декларацию, стаж сохраняется.
За стандартами европейского образования следят независимые аккредитационные агентства.
В результате развивается европейское сотрудничество и совместные программы обучения, осуществляется система, контролирующая качество образования (для этого привлекают даже работодателей).
Престиж высшего образования поднялся на более высокий уровень.
Так как родиной Болонского соглашения является Италия, то будет интересно узнать, как осуществляется образование именно в этой стране.
Узнайте, все про toefl пробный тест, по сдаче экзамена на знание английского языка.
Смотрите здесь, все про обучение английскому онлайн с нуля.
Система образования в Италии
Итальянское образование имеет сложную структуру.
Сейчас проводится реформа, которая должна ее упростить в соответствии с европейскими стандартами.
Государство держит систему образования под своим жестким контролем.
Дошкольные учреждения
Именно с них начинается обучение в Италии. Их в стране не хватает.
Для детей до 3 лет работают платные ясли.
С 3 лет детки посещают детский сад. Обучающие занятия в нем необязательны, так как при поступлении в школу не требуется умения читать и считать.
Хотя, по своему усмотрению, многие воспитатели практикуют развивающие уроки.
Итальянская школа
Обучение делится на три ступени:
- Начальная школа дает знание по общеобразовательным предметам (учатся дети 6-11 лет) и состоит из двух ступеней.
- Средняя младшая школа (11-15 лет) имеет программы со специализированным уклоном (музыкальным, языковым).
- Средняя старшая школа. Этот ступень необязательна. Она аналогична нашему профессиональному образованию. Многие ученики предпочитают заменить этот этап работой (трудовая деятельность в стране разрешается с 14 лет).
Школьники сами определяют программу образования: обычная в лицеях разных профилей (готовят к вузам) или обучение, включающее профессиональную подготовку (в колледже).
Школьное образование всех ступеней бесплатно. В Италии много частных школ, но они аттестаты не выдают, и их выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.
Высшее образование
Начинается с 18-19 лет.
В систему высшего образования входят университеты, университетские колледжи и академии.
Итальянские университеты имеют многовековую традицию.
Бесплатное обучение в Италии можно получить в гос. вузах (в стране более 60 госуниверситетов).
Но при этом надо будет заплатить обязательный налог на обучение (500-3000 евро за год)
Университет Болонья
Это старейший вуз Европы (основан в 1088 году) и с самого основания стал центром юриспруденции.
Сейчас в университете получают образование 100 000 студентов по разным специальностям.
Работают 24 факультета, вуз имеет свои региональные центры по всей стране и даже имеется филиал в Аргентине.
Программы обучения проходят на итальянском и английском.
Университетом предлагаются 128 разных курсов бакалавра (надо пройти трехлетнюю программу и достичь 180 кредитов), при вузе действуют специализированные школы разных направлений, научные центры, докторантуры.
Получить образование в стране можно и в негосударственных вузах, которые имеют такие же права, как государственные.
Поступив в Польские университеты, каждый сможет получить качественное образование европейского уровня.
Все про колледж экономики, бизнеса и права можно узнать тут.
Какие возможности открывает диплом Гарварда, для построения успешной карьеры? Читайте про это по адресу: https://inostudent.ru/strany/ssha/kak-postupit-v-garvard.html.
Учеба в Италии на степень магистра имеет несколько видов: двухлетнее обучение с квалификационной работой в конце, программа, ориентированная на узкоквалифицированных специалистов, годичная программа для получения дополнительной профессиональной квалификации.
Третья ступень образования – докторантура и аспирантура.
Большое внимание в Италии уделяется образованию в сфере искусства.
Знаменитая в этом направлении Болонская школа живописи.
Почти все вузы не имеют ограничений по набору студентов (квота существует только для граждан не членов ЕС) и обучение не имеет обязательного характера (студенты сами выбирают время сдачи экзаменов).
Болонская система образования в России
Участие России в Болонском процессе началось в 2003 году.
После этого (2004 год) были одобрены основные направления развития образования в стране и предусмотрен переход на Болонскую систему.
Законодательством закреплен переход вузов России на подготовку кадров по уровням (2007 год).
В новых стандартах предусматривается расширение свободы вузов и теперь программы можно разрабатывать с учетом региональных потребностей.
Процессы несколько тормозятся, так как часто натыкаются на непонимание должностных лиц.
Болонская система образования в Украине
Присоединение страны к этой системе датируется 2005 годом.
В связи с этим, в системе образования Украины произошло много изменений.
Было внедрено независимое тестирование в школах, упрощены системы уровней в вузах.
В реализацию положений болонской декларации вовлекли специалистов из лучших украинских университетов.
В 2006 году их силами была сформирована группа промоутеров, которая проводит регулярные учебные тренинги по европейскому образованию. Налажены контакты с европейскими рабочими группами.
Тем не менее, мнение о Болонской системе в Украине неоднозначно.
Некоторые высокопоставленные лица считают, что ее внедрение не помогло решению проблем образования в стране, а только их усугубило.
Украина и Россия ввели Болонскую систему, но дипломы этих стран за границей признавать не спешат и при трудоустройстве в других странах требуется дополнительное обучение.
И все же единое европейское образование – вещь перспективная!
Читайте также:
inostudent.ru
Болонская система образования
С началом нового тысячелетия система высшего образования в большинстве стран Европы и бывшего СССР в результате болонского процесса претерпела изменения. Официальным началом существования болонской системы обучения считается дата 19 июля 1999 г, когда представителями из 29 стран была подписана Болонская декларация. Сегодня переход на Болонскую систему одобрили 47 стран, став участниками процесса.
Болонская система образования ставит своей целью привести высшее образование к единым стандартам, создать общее образовательное пространство. Очевидно, что изолированные образовательные системы всегда становились преградой для студентов и выпускников вузов, для развития науки в европейском регионе.
Основные задачи Болонского процесса
- Введение системы сопоставимых дипломов, чтобы все выпускники стран-участниц имели равные условия при трудоустройстве.
- Создание двухуровневой системы высшего образования. Первый уровень – это 3-4 года обучения, в результате которого студент получает диплом об общем высшем образовании и степень бакалавра. Второй уровень (не обязательный) – в течение 1-2 лет студент изучает определенную специализацию, в результате получает степень магистра. Решение, что лучше, бакалавр или магистр, остается за студентом. Болонская система образования определила ступени с учетом потребностей рынка труда. У студента есть выбор – приступить к работе уже через 4 года или продолжить обучение и заняться научной и исследовательской деятельностью.
- Введение в вузах универсальных «единиц измерения» образования, общепонятной системы перевода и накопления кредитов (ECTS). Болонская система оценивания насчитывает баллы в течение всей образовательной программы. Один кредит – это в среднем 25 учебных часов, затраченных на лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов. Обычно в вузах расписание составляется таким образом, чтобы за семестр была возможность накопить 30 кредитов. Участие студентов в олимпиадах, конференциях исчисляется дополнительными кредитами. В результате студент может получить степень бакалавра, имея 180-240 часов кредитов, а диплом магистра, заработав еще 60-120 кредитов.
- Система кредитов дает в первую очередь студентам свободу перемещения. Поскольку Болонская система оценивания полученных знаний понятна в каждом вузе стран-участниц процесса, то перевод из одного вуза в другой не будет проблематичным. Кстати, кредитная система касается не только студентов, но и преподавателей. К примеру, переезд в другую страну, относящуюся к болонской системе, не скажется на стаже, все годы работы в регионе будут учтены и аккредитованы.
Плюсы и минусы болонской системы
Вопрос плюсов и минусов болонской системы образования поднимается во всем мире. Америка, несмотря на свою заинтересованность общим образовательным пространством, пока что не стала участницей процесса из-за недовольства системой кредитов. В США оценивание исходит из гораздо большего количества факторов, и упрощение системы не устраивает американцев. Определенные недостатки болонской системы просматриваются и на постсоветском пространстве. Болонская система образования в России была принята в 2003 году, на два года позже стала актуальной болонская система образования в Украине. Во-первых, в этих странах диплом бакалавра еще не воспринимается как полноценный, работодатели не спешат сотрудничать с «недоученными» специалистами. Во-вторых, такой плюс как мобильность студентов, возможность путешествовать и учиться заграницей для большинства учащихся относителен, поскольку это предполагает большие финансовые затраты.
womanadvice.ru
Основные особенности болонской системы
О болонской системе образования, в последнее время, ведется очень много споров и разговоров: кто-то поощряет новшества, связанные с ее внедрением и видит приличное число плюсов от ее влияния на студентов, а кто-то, напротив, настроен очень скептически.
Но есть и те и, надо сказать, таких немало, кто и вовсе не знает, что это такое, зачем оно надо и стоит ли вообще думать об этом странном процессе. Конечно, в первую очередь эти вопросы затрагивают будущих студентов – отправляясь в ВУЗы за новыми профессиональными знаниями, они зачастую и вовсе не знают, что и по какой схеме там работает. Давайте разбираться.
С приходом нового тысячелетия в мир образования ворвалось новое, на тот момент еще толком никому неизвестное, понятие – болонская система, которая должна была сильно модернизировать и, в некоторых местах, в корне изменить систему высшего образования в Европе, а также в некоторый странах постсоветского пространства.
Официальной датой начала всех реформаций считается 1999 год, когда 29 стран-участниц подписали Болонскую декларацию. С тех пор к процессу присоединилось еще 19 стран, включая Россию, Украину и Белоруссию, которая подписала соглашение последней – в 2015 году.
С тех пор высшее образование в странах участницах стало приводиться к единым стандартам, что позволило трансформировать его в общее европейское пространство.
Зачем это было нужно?
Сразу напрашивается вопрос, что побудило всю европейскую общественность так активно модернизировать и унифицировать уже существующую систему высшего образования? Ведь, как считалось долгое время, российская и европейская системы считались одними из самых сильных в этом плане, что изменилось? А причины таковы:
- Весь мир подвержен прогрессу, развитию, глобализации и расширению культурных и экономических связей, было бы странно, если высшее образование оставалось неизменным. В результате, оно также было включено в процессы глобализации.
- Со временем европейская система стала сильно уступать американской и, чтобы не утратить свои позиции и потенциальных студентов (что чревато утечкой ценных кадров), было принято решение о ее преобразовании.
Что же оно такое?
Каковы особенности болонской системы образования, что же она собой представляет и как отражается на учебном процессе? В общих чертах это выглядит примерно так: согласно ей, весь учебный процесс разделен на два основных цикла образования.
Первый цикл – предварительный, который может длиться 3-4 года и заканчивается получением степени и диплома бакалавра. Эта ступень уже считается законченным высшим образованием и человек, получивший документы, подтверждающие наличие степени бакалавра, уже вполне имеет право устраиваться на работу как полноправный специалист.
Второй цикл – это еще год или два обучения, которые заканчиваются получением степени магистра, которая, в большей мере, предполагает продолжение обучения, а также развитие собственной научной деятельности. Как видно, сроки обучения в разных странах и даже ВУЗах одной страны могут существенно варьироваться, что объясняется не полной унификацией европейской системы образования.
Также некоторые престижные ВУЗы сохранили за собой определенного рода традиции, которые предполагают определенные различия в системах обучения.
Следующий момент болонской системы – это особая система оценивания, именуемая системой кредитов или ECTS. Здесь под кредитом поднимается особая единица измерения, которая характеризует объем академической работы, выполненной студентом в различных формах: самостоятельное обучение, практики, лекции и так далее.
За семестр студент должен получить определенное число кредитов, что характеризует количество им пройденного материала. Если кредиты – это количественная оценка, то есть и качественная, которая помогает определить уровень знаний студента. Она разделена по принципу 7-бальной шкалы.
Все эти общепризнанные системы оценивания позволяют студенту, обучающемуся в ВУЗе, участвующем в болонском процессе, начинать свое образование в одном университете, а продолжить в другом.
Плюсы и минусы
Вопросы болонской системы образования имеют множество сторон, ее преимущества и недостатки активно обсуждаются населением различным стран, в том числе, в России, мнения которых резко разнятся. Давайте попробуем разобраться.
Итак, плюсы
- С глобальной точки зрения болонский процесс способствует укреплению экономических, культурных и политических связей европейских стран.
- Два цикла образования позволяют студенту делать выбор: раньше пойти работать или же продолжить свою профессиональную подготовку в стенах ВУЗа. Кроме того, система кредитов – это реальный шанс начать образование в одной стране, а продолжить – за рубежом, где, например, можно существенно улучшить профессиональные навыки выбранной специальности. Кроме того, это открывает перспективы для поиска работы в разных странах.
- Формирование конкурентоспособного рынка подготовленных специалистов.
Недостатки системы
- Система, в большей мере, ориентирована на развитые страны Европы, а отличия в развитии экономики разных стран процесса просто не учитываются. Мобильность студентов, которые учатся по данной системе, очень привлекательна для лучших кадров: естественно, что учащиеся с высшими оценками стремятся переехать в наиболее развитые страны с высшей оплатой труда, а менее благополучные районы так и остаются без «светлых умов».
- Считается, что дипломы, полученные в ВУЗах, работающих по болонской системе, уравниваются: можно получить диплом, к примеру, в Украине, а отправиться работать в Европу. Но на практике, почему-то, дела обстоят иначе. К примеру, дипломы полученные на территории РФ, чаще всего, не котируются в Европе, ровно, как и наоборот, что создает немалые трудности для молодых специалистов.
- Сокращение срока обучения до 4-х лет сильно сказывается на качестве подготовки выпускников.
Источник: brjunetka.ru
Запись Основные особенности болонской системы впервые появилась Женский сайт.
womensite.mediasole.ru
Болонский процесс
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1].
Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.[2]
Основные цели Болонского процесса
С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса. В процессе множественных встреч министров образования были разработаны основные положения единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области европейского высшего образования.[5]
Для участников, которые присоединились к Болонскому процессу ранее 2010 года, были поставлены цели, достижение которых ожидается к 2010 году:
построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности европейской высшей школы в мире;
обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Создание Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей Болонского процесса. Таким образом, мы можем теперь сказать, что Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу, а именно консолидации и совершенствования, особенно в свете очень разной реакции на реализацию Болонского процесса.
Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Присоединение к Болонскому процессу
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам[источник не указан 547 дней] бакалавра и магистра;
до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Участники Болонского процесса
Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия.[6] Таким образом, Монако и Сан-Марино — единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны — члены Европейского союза задействованы в процессе.
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений – в академических обменах с университетами европейских стран [16].
США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нем. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits). В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors).[17]
По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами[18]. Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует[19]. Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.
Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.
studfiles.net
Болонская система: кто будет учиться?
В июне 1999 года в итальянском городе Болонья министры образования 29 стран Европы подписали декларацию, согласно которой к 2010 году вся Европа должна перейти на единую систему высшей школы. Ее цель – достижение единых стандартов высшего образования, основанного на двух уровнях – бакалавр и магистр. Как в связи с этим изменится система образования в России? Давайте рассуждать вместе.
По инициативе российского комитета по образованию и науке в июне прошлого года нижняя палата парламента направила обращение к главе правительства о необходимости подписания Россией болонской декларации. Сама же идея подключения к европейскому соглашению принадлежит ректорскому сообществу Санкт-Петербурга, активно сотрудничающему с западными университетами.
Зачем нам Болонская система?
Болонская система внесет изменения в системе образования России:
Двенадцатилетнее школьное образование. Три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура (3 года). Однако Болонский процесс строится на добровольных началах, поэтому не следует ожидать перехода всех без исключений специальностей на такую систему.
Академическая мобильность – возможность для студентов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом и получения знаний, которые могут быть недоступны в «своем» вузе. Рекомендуется каждому студенту проводить один семестр в другом вузе, предпочтительно за рубежом.
Способ оценки знаний по Европейской системе взаимозачета кредитов – ECTS. За каждый прослушанный курс студент будет получать зачетные единицы – кредиты (баллы), выражающие количество прослушанных часов. Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе. Необходимую сумму единиц студент может набрать в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту зачесть. Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование с разрывом во времени, «порциями». Например, меняя вузы. Но тому, кто не наберет положенное число кредитов, попросту не выдадут диплом.
Европейское приложение к диплому. Приложение состоит из восьми разделов, содержащих сведения обо всем учебном процессе студента. Оценки же проставляются не по пятибалльной шкале, а латинскими буквами: A, B, C, D, E, FX, F, где A – отлично, F – неудовлетворительно.
Система подразумевает непрерывную учебу во время семестра, что, скорее всего, не даст расслабиться в течение учебного года. Жить «весело от сессии до сессии» студентам больше не придется.
Конечной целью является взаимное признание дипломов вузов. Для этого необходимо выработать общие критерии оценки качества преподавания в вузах стран-участниц и ввести образовательные кредиты.
Запад против Востока
Одной из оставшихся за бортом стран в 1999 году оказалась Россия. По мнению европейских чиновников, качество образования у нас очень разнится. Огромная пропасть лежит между столичными вузами и провинциальными. На Западе известны лишь крупнейшие, такие, как МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, некоторые университеты Санкт-Петербурга. Про учебные заведения других городов им не известно ничего. В 2003 году мы взяли на себя обязательство, что к 2010 году Россия завершит мероприятия, которые позволили бы ей присоединиться к Болонскому процессу. В частности, присоединившаяся страна обязана выполнить следующие условия: ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магистратуру), обеспечить организацию и аккредитацию учебных заведений, а также ввести систему зачетных единиц и учета часов изучаемых дисциплин, принятую в Европе.
Ректоры крупных российских вузов негативно отнеслись к идее вступления России в Болонский процесс, точнее, к тому, чтобы вводить Болонскую систему в чистом виде. По их мнению, большим вузам это не нужно – их выпускники, если захотят, и так найдут хорошую работу на Западе. А ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что российская система образования превосходит зарубежную. Хотя принять некоторые положения Болонской системы наши именитые вузы вполне готовы. Но есть отдельные пункты, которые в корне противоречат российским принципам образования. Например, реализация на российской почве схемы «бакалавриат – магистратура». На бакалавра учатся 3–4 года. А в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов. Также российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы «дома», то у нас учитываются только академические часы, отбытые в аудитории.
Не прячьте ваши денежки
Еще одна проблема нашей страны – большой разрыв между школой и вузом. Например, в Италии есть еще одна промежуточная ступень – колледж, не окончив который невозможно поступить в институт. Как считает председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович, «нечто подобное придется вводить и в России. Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей». Кроме того, эксперты считают, что бесплатных магистратур в России не будет: чтобы перейти на вторую ступень европейской системы, понадобятся не только знания, но и деньги.
Процесс перехода к новой системе высшего образования непрост. До сих пор не ясно, каким образом будет массово вводиться Болонская система. По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, если чиновники планируют форсированными темпами провести реформу, им придется выбирать – либо оказывать давление на вузы, как это сейчас происходит с ЕГЭ, либо проводить реформу выборочно. «По сути, применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию, – считает Сергей Комков. – Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько – вопрос пока не решенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тыс. евро в год».
Плюсы реформы
1.Участие в болонском процессе позволит увеличить мобильность студентов и преподавателей, давая возможность во время обучения менять страну и университет.
Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, нам необходимо участвовать в построении общеевропейской системы.
2. Предполагается, что из бакалавров будет формироваться основная масса работников, а из магистров – интеллектуальная элита. Обучение бакалавров нацелено на широкую область профессиональной деятельности, магистров – на овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий. Бакалавриат в нашей стране удовлетворит возросший в последнее время спрос на получение высшего образования.
3. Кроме того, Болонская система даст возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Бесспорным плюсом будет появление математиков-экономистов, химиков-биологов, юристов-экономистов. Отпадет неудобная и расточительная по деньгам и времени практикующаяся в настоящее время система получения платного второго высшего образования. Двухступенчатая система образования как нельзя лучше подходит в наше время, когда знания имеют свойство быстро устаревать. Новая система образования предусматривает «пожизненное» образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников.
Минусы реформы
1. Существует возможность утраты самобытности российского высшего образования. Сломается сама система: наши студенты учатся в среднем 5 лет, после чего могут поступить в аспирантуру. Приняв болонскую схему, студенты смогут получить диплом о высшем образовании уже после трех лет обучения (став бакалаврами). А проучившиеся еще один год окажутся магистрами. Таким образом, учеба в вузе будет занимать не 5 лет, а 4 года. Кроме того, в Европе нет докторских диссертаций. У нас же есть давно сложившаяся научная традиция. И вообще, даже на сегодняшний день российское высшее образование – одно из самых глубоких и фундаментальных в мире. Именно эту фундаментальность оно и рискует потерять.
2. Есть мнение, что вузы, не вошедшие в Болонский процесс, будут в дальнейшем лишены государственной аккредитации и финансирования из госбюджета. В бакалавриате не предусмотрено научное руководство и взаимодействие с кафедрой. Все это будет только доступно магистрантам. Скептики опасаются, что очень маленький процент выпускников-бакалавров смогут поступить бесплатно в магистратуру. Естественно, это сильно ударит по уровню образованности российских выпускников и приведет к сокращению преподавательского состава. И, как следствие, приведет к развалу многих научных школ и направлений. Существуют опасения бездумного разделения вузами нынешних программ-специалистов на два этапа, что только усилит кризис системы образования.
3. Не вызывает доверия и новая система оценивания знаний. Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно. Да и сами преподаватели пока не могут к ней привыкнуть и понять ее.
4. Формально бакалавриат является полноценным высшим образованием, но работодатели зачастую не считают его таковым и отдают предпочтение специалистам и магистрам.
А что же сами студенты?
Национальный союз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов студентов из 37 европейских стран, в 2001 г. взял на себя роль студенческого актива в поддержку Болонского процесса и два года спустя издал бюллетень, который полностью базируется на данных опросов студентов. Оказалось, что студентов в Болонской системе привлекает перспектива мобильности, так как это значит, во-первых, возможность путешествовать (благодаря кредитной системе), а во-вторых, работать в стране, где лучшие условия труда (благодаря стандартизации дипломов). Кроме того, среди положительных факторов были названы: возможность сотрудничества вузов, участие студентов в принятии решений, шанс познакомиться с другими культурами, социальная ориентация процесса, т. е. общедоступность высшего образования.
Но некоторые из вышеназванных пунктов вошли и в список отрицательных, по мнению студентов, факторов. Так, например, многие студенты жаловались на низкие возможности мобильности. Оказывается, при переезде в другую страну студент часто должен предоставить доказательства, что в его распоряжении находится определенная – довольно большая – сумма денег (для Норвегии это, например, 9,500 евро в год), если же таких доказательств нет – въезд в страну запрещен. Жалобы поступали и на слишком сильную ориентацию образования на нужды рынка. К отрицательным эффектам системы отнесли и недоступность магистратуры (из-за высокой оплаты), социальную неравноправность (опять же из-за финансовых возможностей), пассивность студентов (из-за отсутствия широкой информации о самом процессе и из-за того, что все решения уже приняты «наверху»). Указывали также на произвольный характер трактовки новых правил, результатом которой становится путаница и снижение качества образования.
Через 2 года, в мае 2005 г., ESIB представил новую работу, названную авторами «Черной Книгой Болонского процесса». Она создана на основе материалов, предоставленных студентами из 31 страны-участницы процесса. Как понятно уже по названию, книга перечисляет многочисленные провалы реформы. Здесь речь идет о неэффективности кредитной системы, о проблемах со структурой бакалавриата-магистратуры, о недостижимости мобильности. Становится очевидным, что все новое и привлекательное в Болонской системе, во-первых, на практике оказалось абсолютно недееспособным, во-вторых, успело «заразить» этой недееспособностью традиционно сильные стороны высшего образования. Представьте себе, каким ощутимым должно быть падение качества образования, если на него жалуются не только преподаватели, а и студенты, «стаж работы» в преподавательском деле у которых не слишком велик. Резко изменилась ситуация с доступностью образования, и совсем не в лучшую сторону, как это было обещано. Естественно, студенты возмущены – ведь увеличение платы за учебу происходит вместе с ухудшением ее качества! Кроме того, участие студентов в принятии решений не только не поощряется, а, наоборот, грубо подавляется. Не хочется пока европейским студентам быть в делах образования тупыми потребителями того, что «предлагают» сверху. Поэтому и жалуются, что реформа отучает мыслить критически, а значит, и мыслить вообще. За последний год местные студенческие движения против тех или иных проявлений Болонской реформы начали возникать в большинстве стран Европы.
2010 – год рождения новой системы образования. Ясно одно – Россия бесповоротно встала на путь Болонского процесса. Хочется надеяться, что нашим реформаторам удастся сохранить все плюсы нынешней отечественной системы образования и взять от «Болоньи» только лучшее и прогрессивное.
Текст: Елена Демидова
Май, 2008
sobranie.vl.ru
Переход российской системы высшего образования к Болонской системе: потери и достижения
В последнее время много споров вызывает переход российской системы высшего образования к Болонской системе, принятой во многих странах Европы.
По признанию преподавателей вузов, Болонская система образования при всех ее плюсах и минусах задает важный вектор развития высшего образования: вектор на сотрудничество и развитие.
Нет никаких сомнений в том, что советская система имела ряд преимуществ по сравнению с западными образцами. Это признают практически все — от профессоров вузов до обычных граждан. В числе несомненных плюсов было то, что обучение в советской школе было призвано не только научить детей базовым навыкам, чтению и письму, основам наук, но и сформировать их личность, воспитать.
Образование стирает границы — девиз Болонской системы обучения, введенной в России для сотрудничества с европейскими вузами. Фото: РИА Новости / Алекс Аминев
Не зря же новый министр образования Ольга Васильева анонсировала возврат к лучшим практикам советского образования. «Сначала — воспитание, а потом — образование», — отметила она на II Всероссийском съезде учителей сельских школ. Она добавила, что намерена добиться ликвидации «допущенного в последние годы крена».
В том числе благодаря такому подходу у детей появлялись высокая мотивированность к образованию, уважение общества к этому процессу и собственно к личности учителя. В Советском Союзе тщательно поддерживался престиж образования, в том числе благодаря достаточно высоким стипендиям, что давало возможность молодым людям учиться, учебники были полностью доступны и бесплатны. При этом каждый выпускник вуза был гарантированно трудоустроен.
И все же главным достижением советской школы была массовость: впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность. Как результат — система образования удовлетворяла спрос государства на квалифицированные кадры и научные достижения. Так, в СССР существовало качественное техническое образование: физика, математика, прикладные технические дисциплины достигли высочайшего мирового уровня и сохраняют такие позиции до сих пор.
К числу плюсов относят и систему контроля знаний: если с тестом можно поиграть в «угадайку», то советский контроль знаний как на уроках, так и во время экзаменов был понятным и прозрачным. Советское образование было фундаментальным и давало возможность поступить в вуз без репетитора.
Достижения неоспоримые. Однако за прошедшие десятилетия стало очевидно, что и минусов у советского образования было достаточно. В первую очередь это политизированность, существование цензуры и ряда ограничений, зажимавших учащихся в рамках советской идеологии. Это влекло за собой негативное влияние на отдельные научные дисциплины, в частности существовали ограничения на ознакомление с иностранной научной литературой, международное общение между учеными. Да и в целом обучение иностранным языкам хоть и велось, но было крайне оторванным от реальности, откровенно слабым.
Таким образом, само время требовало от советской системы образования изменения и развития с учетом предыдущих достижений.
ЕВРОПЕЙСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
С распадом Советского Союза становилось все более очевидно, что при всех очевидных плюсах отечественного образования этой системе требуются изменения — особенно с учетом сближения современной России с западными странами на всех уровнях. Стоит признать также, что это во многом было обусловлено своеобразной модой — отказом от старого и демократизацией всех сторон жизни граждан.
С открытием «пути на Запад» властями было принято решение о реформировании старой школы с учетом необходимости интегрирования в мировую систему образования, в первую очередь высшего. В качестве ориентира была выбрана Болонская система образования, введенная в Европе.
Болонским называется единое учебное пространство для европейских стран. Основана данная система в 1998году, а инициаторами ее стали немецкий, итальянский, французский и британский министры образования. В 1999 году в эту систему вошло 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией. Позже к процессу стали присоединяться другие страны. Сегодня Болонский процесс объединил уже студентов из 45 стран, и присоединение к нему продолжается.
Абсолютно логично, что в условиях запроса нашего общества на открытие границ для общения, прежде недоступного, миграции и просто осознания свободы была выбрана именно европейская система, ориентированная на непрерывное развитие мобильности населения с реальной возможностью трудоустройства по окончании вуза в различных странах ЕС. Для России встраивание в данный образовательный процесс стало возможностью глобализации и перехода на мировые стандарты обучения.
В России переход на новую систему начался в 2003 году.
Сама система состоит из трех уровней: бакалавриат, магистратура и докторантура. При этом первый уровень, бакалавриат, не дает обучающемуся широкого круга компетенций. Он предоставляет определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо функцию. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности.
Важным новшеством, которое стало возможным благодаря применению Болонской образовательной системы в России, стало введение стандарта учебного процесса.
Введение Болонской системы было обусловлено стремлением к унификации стандартов образования, напоминает председатель общественного совета при департаменте образования Москвы Татьяна Минеева. И с этой точки зрения такой процесс можно только приветствовать. Россия так или иначе становится участницей глобальных процессов. И вот в образовательной интеграции мы как раз отстали. «Лично я минусов никаких в этом процессе не вижу, — говорит она. — Точнее сказать, в идее процесса. Мы же хотим, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны на мировом рынке труда? Качество образования, на мой взгляд, зависит от высоких образовательных стандартов, оснащения вузов и уровня профессорско-преподавательского состава. Другой вопрос, что сам процесс внедрения этой системы может идти не идеально, хотя это вопрос времени и менеджмента чиновников от образования».
СЕРЬЕЗНЫЕ ШАГИ
Самым спорным вопросом на сегодняшний день остается внедрение Болонской системы на собственно российскую почву. Мнений огромное количество: от необходимости развивать ее дальше до полного отказа. В последнее время стало модным критиковать Болонскую систему в российском высшем образовании. Но, по мнению доктора социологических наук, профессора кафедры социологии Волгоградского государственного университета, Университета Эссекса Михаила Анипкина, в реальности в России никакого перехода на эту систему не произошло. Все сходство с настоящей Болонской системой заканчивается на создании трехуровневого образования. Не сделано самое главное — фигуру преподавателя, доцента, профессора не поставили в центр аргумента.
Профессорско-преподавательский состав вместо науки и подготовки и переработки лекций и семинаров пишет никому не нужные учебно-методические комплексы, готовит горы бесполезных отчетов. Вся деятельность вузовского преподавателя сегодня сводится к производству тонн макулатуры, не имеющей никакого отношения ни к науке, ни к преподавательской деятельности. Это не Болонская система, а абсолютно непонятный мутант, не похожий ни на старую советскую, ни на западные системы. И вот этот перекос требуется исправить.
Во введении в России Болонской системы образования есть как плюсы, так и минусы, рассказывает советник проректора РАНХиГС, руководитель проектных работ образовательных программ кандидат исторических наук Наталья Булычева. Болонская система по своей сути основывается на внедрении компетентностного подхода, при котором непосредственное оценивание студентов происходит по определенным баллам. Учащийся получает компетенции, которые на текущий момент ему важны, но по окончании обучения может статься, что для работы требуются совсем другие навыки и надо учиться заново. То есть необходимо опять вкладывать средства и учиться.
Самый большой плюс этой системы— попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако Россия всегда идет своим путем и, сломав одну систему образования, не способна оперативно заменить ее новой, полагает эксперт. А это влечет за собой проблемы с содержанием учебного процесса, принятием новых государственных стандартов и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.
«Я думаю, — говорит Наталья Булычева, — что сейчас важнее развивать сред-нетехническое и профессиональное образование, повышать статус и престиж рабочих профессий… Мы должны не бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской».
О плюсах и минусах присоединения России к Болонскому процессу спорят уже не один год, но однозначного ответа все еще нет, говорит аспирант философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Анна Алешина. И пока давать какую-то оценку сложно — слишком мало выпускников, учившихся по новой системе, вышли на рынок и слишком мало времени они там провели. Много говорят и пишут о кардинальной смене учебных планов, о том, что двухступенчатая система высшего образования дает больше возможностей и на выходе получаются более качественные специалисты.
Но сейчас происходят постоянные попытки преподавателей сжать учебные планы, рассчитанные на пять лет, в рамках четырех лет.
«Введение Болонской системы в России я, несомненно, оцениваю как прогресс отечественного образования,— возражает ректор РГСУ Наталья Починок. — Ее цель — это создание единого учебного пространства, что позволяет нашей стране включиться в общеевропейский образовательный процесс, повысить студенческую мобильность и обмен опытом между ведущими учеными. Это делает наш рынок образования более привлекательным для обучающихся из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня мы можем говорить, что студенческие обмены со странами Европы выросли в разы с начала 2000-х годов. По сути, это значит, что тысячи, если не десятки тысяч, российских студентов получили возможность повысить свой уровень овладения профессиональными компетенциями и уровень владения иностранными языками в Европе и тысячи молодых европейцев побывали в России, прониклись нашей историей, культурой, подружились с российскими сверстниками. Мне кажется, это большой успех».
По признанию Натальи Починок, в последние годы для российского образования многое изменилось в лучшую сторону. «Именно с включением России в Болонский процесс связано увеличение финансирования университетов, введение программ поддержки высшего образования и научных исследований. Некачественные образовательные организации лишились государственной аккредитации», — рассказывает ректор.
Сама по себе Болонская система не несет в себе существенных рисков и не влечет потерь, добавляет она. Некоторые специалисты, конечно, говорят, что разделение высшего образования на двухуровневую систему погубит достижения советской школы, но это не так. Болонская система отлично вписывается в российские реалии и ни в коем случае не создает конфликта между классической системой образования, так называемой советской и новыми стандартами.
Высшее образование, уверена Наталья Починок, будет стараться «перестроиться» в современном мире, где университет больше не является основным источником знания для человека. Это уже происходит на Западе и начинает происходить в России. Вероятно, будут меняться образовательные программы в сторону большего применения дистанционных образовательных технологий. Болонская система при всех ее обсуждаемых плюсах и минусах задает важный вектор развития высшего образования — вектор на сотрудничество вузов.
Так или иначе, но министр образования и науки России Ольга Васильева уже заявила, что российские вузы в последнее время сделали серьезные шаги к лидирующим позициям в мировых рейтингах. «Отечественная высшая школа демонстрирует высокий уровень предметной подготовки, что отчетливо показывают результаты последнего рейтинга QS, где российские вузы сделали серьезные шаги к лидирующим позициям, заняв свыше 140 позиций в 38 предметах и отраслях. Традиционно наши вузы оказались сильны в физике и астрономии, что подтверждают результаты МФТИ и НГУ», — отметила министр.
www.sib-science.info
Болонская система, как обезличивание, или школы больше не будет. – Сергей Алданов
С одной стороны, Болонская система – “за все хорошее”согласно декларации 19 июня 1999 г., болонская система предусматривает:
– одинаковую для всех стран систему ученых степеней, которая состоит из двух уровней – бакалавра (3 года) и магистра (2 года). Первый уровень ориентирован на удовлетворение рынка труда, второй – на научные исследования;
– зачетную систему, согласно которой для успешного окончания курса необходимо накопить определенное количество учебных часов (т.н. кредитов). Кредиты можно получать порциями в разных вузах стран-участниц;
– учебу на протяжении всей жизни, т.е. повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу на рынке труда;
– автономность вузов, т.е их независимость от государства как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений.
То есть хорошо – единство образовательного простаранства, мобильность, вероятно – перенос опыта
А с другой – это система такой стандартизации образования, что побеждает то, что ниже среднего.
В мае Национальный союз студентов Европы (ESIB) представил исследование, названное авторами «Черной Книгой Болонского процесса» (The black book of the Bologna Process). Книга создана на основании материалов, предоставленных студентами из 31 страны-участницы процесса, включая Италию, Францию, Великобританию. Книга перечисляет многочисленные провалы реформы. Здесь речь идет о неэффективности кредитной системы, о проблемах со структурой бакалаврата-магистратуры, о недостижимости мобильности. Почти все новое и привлекательное в Болонской системе, во-первых, на практике оказалось абсолютно недееспособным, во-вторых, успело «заразить» этой недееспособностью традиционно сильные стороны высшего образования.
Норвежская студенческая группа Norsk Studentunion (NSU), называет главными чертами Болонского процесса:
коммерциализацию высшего образования, его ориентацию сугубо на потребности рынка, глобального капитала, сознательное снижение уровня массового образования (магистратура рассчитана на очень небольшой процент учащихся, большинство же ограничивается 3 годами учебы), фрагментацию знаний, дающую в результате отсутствие критического мышления и безусловное навязывание мировоззрения, основанного на рыночной экономике.
Я бы добавил, что и школа, готорая создает “заготовки” для такого образования – тоже деградирует.
Причем, как водится, в России такая деградация может оказаться круче крутой.
Приведу несколько высказываний:
Анатолий Вассерман:
“Единственное, что немного утешает, так это то, что на пагубном пути мы не одиноки. Система образования разрушается не только у нас, но и в большей части стран, когда-то считавшихся цивилизованными. Причина очевидна. Я уже не раз говорил: сложившаяся на Западе социально-экономическая система не умеет зарабатывать на умных, а политика не умеет умными руководить. Потому и рынок, и политика всею своею мощью работают на оглупление народа. Жаль, что мы пошли тем же путём…
К Болонской системе я отношусь как к преступлению против человечества. Как известно, нет ничего практичнее хорошей теории. Исходя из этой очевидной истины, в высших учебных заведениях с незапамятных времён начинали с преподавания теоретических основ, а потом, опершись на них, сообщали некоторые конкретные сведения, важные для освоения избранной специальности.
Болонская система переворачивает образование с ног на голову. Для получения титула бакалавра приходится четыре года заучивать практические профессиональные рецепты, не зная стоящей за ними теории. Магистром можно стать после двух лет углублённого изучения теории, когда немалая доля практических рецептов уже полузабыта из-за неупотребления. Таким образом, за шесть лет усваивается меньше, чем при классической системе за пять.
Болонизация нашей страны вдвойне преступна. Она ведётся под лозунгом признания на Западе наших дипломов. Но может ли нынешняя Россия тратить силы и средства на то, чтобы её лучшие умы сразу после обучения покидали страну, не сделав для неё ничего полезного? Я уж и не говорю о том, что наши специалисты востребованы на Западе именно потому, что там уже вкусили многие– хотя пока далеко не все– горькие плоды болонизации. Как только мы ухудшим своё образование до европейского уровня, окажемся там никому не нужны.
Александр Привалов “Школы в России больше нет”
Разумеется, по инерции остались ещё отдельно стоящие хорошие школы — покуда их даже и немало, — ну так какие-то островки жизни уцелели бы и после ядерной зимы. Школы как института формирования нации — нет, и осколки его рассыпаются на глазах прямо сейчас. Совсем скоро явное большинство школ в стране будет конторами по дневной передержке детей: чтобы по подвалам клей не нюхали; типовой выпускник будет неучем, не умеющим учиться, — то есть неучем пожизненным. Глупо говорить, что время для решения проблем школы упущено (хотя оно, конечно же, упущено): никто не проиграл, пока никто не выиграл. Наша страна не может существовать без сильной системы образования; на глобусе мы есть; стало быть, захотим жить — волей-неволей создадим школу заново. Но процесс этот не сможет и начаться, пока не признана открыто трагичность положения, не названы вслух причины случившейся со школой и с нацией беды.
…
Исток главной беды в том, что школу лишили самостоятельного значения. Она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека; весь смысл её свёлся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз. Внешне это выразилось в воцарении ЕГЭ; недаром реформаторы образования видят своё главное свершение именно в едином экзамене — он и впрямь оказался фатальным. Имеющая собственный смысл школа оценивала своего выпускника на собственных выпускных экзаменах — выпускника «школы — ступеньки в вуз» проверяют на ЕГЭ, экзаменах одновременно выпускных и вступительных. Как эта новация сказалась на вузах, вопрос отдельный, но школу она просто убила.
…
Принято говорить о егэизации школы — о том, как гиперзначимость ЕГЭ (от его результатов и только от них зависит и судьба ученика — и доход и репутация учителя) неостановимо уплощает обучение, превращая его в натаскивание. Это чистая правда, но не в том «таилась погибель» школы. И не в том, что логика такого натаскивания львиную долю усилий многих учителей и большинства мотивированных учеников неизбежно уводит из школы в репетиторство. Со всеми этими радостями школа могла бы уцелеть — стать хуже, но уцелеть. Погибель таилась в полной отмене выпускных экзаменов. То есть поначалу-то могло показаться, что они отменены частично: как же! ведь ЕГЭ по русскому языку и математике обязательны, и ещё что-то надо выбрать — и это тоже обязательно. Но очень скоро стало понятно, что это отговорки — во всяком случае, для всех предметов, кроме двух. Их все: что физику, что английский, что историю — если не хочешь, можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. То есть ничего — если ты лодырь; если же ты собрался поступать, скажем, на экономический, то тебя за то, что ты забил на физику1 да химию, будут даже хвалить: ах, какой целеустремлённый. Тройку и в том и в другом случае как-нибудь натянут. Тут и учителя смекнули, что они, со своей стороны, могут не учить этим дисциплинам. Во всяком случае, не учить большинство учеников — всех, кто сам не выбрал этот предмет. И им тоже ничего за это не будет: ведь их зарплату определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, его сдавать не пойдут и на средний балл не повлияют. Исключения, конечно, возможны — и наблюдаются; но как правило, где можно невозбранно не учить1 и не учиться — там и учить, и учиться постепенно перестают. И не надо себя утешать тем, что хоть по двум-то стержневым предметам итоговое испытание осталось обязательным. Увы, с русским языком и с математикой происходит практически то же, что с какой-нибудь химией, — только выяснилось это чуть позже.
….
Почему отчаянность ситуации до сих пор так мало осознана в обществе? Да потому, что кто хочет учиться, тот — во всяком случае, в крупных городах — учиться пока может. Ключевое слово тут, к сожалению, «пока». Если оставить в стороне репетиторство всех родов, к обсуждаемой теме почти не имеющее отношения, то число школ, пригодных для получения настоящего образования, с неизбежностью будет сокращаться. Потому, например, что проводимая в последние годы политика прямо враждебна к сколько-нибудь выдающимся школам. Подушевое финансирование и так бы их погубило, но на помощь ему поспело и бредовое убеждение многих начальников, будто само существование элитных школ противоречит священному (и неисполнимому) принципу равнодоступности качественного образования. Пришибить хорошую школу не проблема, а создать новую труднее с каждым годом — прежде всего потому, что беда с учителями. В любой сколько-нибудь серьёзной дискуссии о проблемах школы можно услышать, что учителя (не все, конечно, — многие) плохо знают предмет, плохо и невнятно говорят, не владеют базовыми методическими навыками и так далее. Система педагогического образования в стране практически разрушена. Многие десятки педвузов чуть не во всех регионах страны за последние годы просто закрыты, выжившие либо ждут своей очереди, либо странным образом переформатируются. Теперь они будут готовить не специалистов, как прежде, а бакалавров; иными словами, из педвузов превращаются в педтехникумы — прекрасная основа для школы XXI века, что и толковать.
http://expert.ru/expert/2015/17/o-tom-chto-stalos-so-shkoloj/?44
aldanov.livejournal.com