Чем отличается тренинг от семинара?
Чем отличается тренинг от семинара?
24.07.2013 adminСкорее всего, вам часто приходится слышать о проведении различных тренингов и семинаров. Но какая существует разница между такими формами проведения обучающих занятий? Обычно тренингом называют такой метод активного обучения, который ставит целью развить у людей определенные знания, умения и навыки, что позволяет им грамотно применять теоретические знания на практике (например, во время своей работы).
«Отцом» тренинга можно смело назвать известного педагога и психолога Дейла Карнеги. Именно он в 1912 году основал центр «Dale Carnegie Training», где до сих пор успешно организовываются тренинги, помогающие развивать навыки публичного выступления, приобретать уверенность в себе, учится коммуникации.
Среди основных признаков тренинга можно выделить следующие: небольшой объем теоретического материала, выполнение упражнений участниками (для участия в упражнениях задействованы все или почти все присутствующие), выявление и корректировка неэффективных моделей поведения участников тренинга и так далее. Поскольку тренинг предполагает практическую работу с каждым участником, количество присутствующих на нем не может быть большим. Обычно это 8-15 человек. Зато семинаром называют такую форму обучения, в которой теория тесно связана с практикой. Обычно в ходе семинара спикер сначала озвучивает теоретический блок, в котором могут быть задействованы презентации, иллюстрации и видеоматериалы. А уже потом участники обсуждают материал, задают вопросы, делятся опытом.
Основными признаками семинара являются: интерактивность, передача хорошо структурированной информации (может быть в форме объемных раздаточных материалов, программ), активное участие в семинаре может принимать лишь часть участников. Количество участников семинара может быть как минимум 30 человек. На семинарах часто ставят за цель предоставить участникам информацию для применения в будущем, зато на тренингах все происходит «здесь и сейчас». Так что лишь вам решать, каким методом обучения пользоваться.
finnotes.com
Чем отличается семинар от тренинга — seeminar
Содержание
Неурядица меж понятиями «семинар» и «тренинг» вызвана желанием реализовать семинар как тренинг. Тренинг — и моднее, и выше оплачивается. Но сделать высококачественный тренинг еще труднее, чем семинар.
(от лат. seminarium — рассадник). Это вид групповых занятий, на котором участники дискуссируют заблаговременно приготовленные сообщения, доклады.
У него есть довольно огромное сходство с лекцией, но на семинаре непременно идет обсуждение. Семинар нужен для того, чтоб получить новые познания либо привести их в порядок. Семинар позволяет разложить познания участников по полочкам.
Ведущий семинара находится вроде бы над коллективом обучаемых. Он глаголет правду в последней инстанции.
Количество участников семинара ничем не ограничено, не считая размеров помещения.
По времени семинары могут продолжаться до нескольких дней.
Эффективность семинара измеряется размером того, что запомнили его участники.
Минус: участники семинара получает некое количество познаний, но они как и раньше не могут делать то, о чем узнали. Чтоб удачно продавать либо управлять людьми, одних теоретических познаний не много. Недостаточно знать, как продавать ту либо иную услугу, как верно ставить задачку подчиненному либо как повысить его мотивацию.
Необходимо УМЕТЬ это делать.
Главное: семинар — это теория.
В переводе с британского значит «тренировка». Под тренингом понимаются периодические упражнения для приобретения либо совершенствования какого-нибудь навыка, умения. Основанная цель хоть какой тренировки — отточить на практике приобретенные познания и способности, другими словами хоть какой тренинг нацелен на отработку способностей. Лучше в процессе тренинга довести нужные способности до автоматизма.
Реальный тренинг состоит на 10% из теории и на 90% из практических занятий.
Качественный тренинг — это активный метод обучения. В него заходит самостоятельная работа, работа в группах, решение кейсов, дискуссии и т. п. На практических упражнениях отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций. Каждый участник тренится в различных играх, упражнениях, проигрывая неоднократно свое поведение в сложной ситуации.
Он получает оборотную связь: другие участники и тренер молвят, как удачно было выполнено упражнение. Анализируются все плюсы и минусы, проявленные участником. Он может подкорректировать свои деяния на базе такового «взора со стороны», и опять тренировать навык.
Очень нередко во время проведения тренинга ведется видеосъемка для приятной демонстрации участникам уровня выполнения упражнений.
Ведущий тренинга старается, чтоб работали сами участники тренинга. После добротных тренингов у людей появляется даже возмущение: почему мы платим такие средства и при всем этом пашем на тренинге сами?!
Если вы спрашиваете у тренера: «Какое количество участников группы допустимо для проведения тренинга?» А для вас отвечают: «Количество участников может быть хоть каким». Это верный символ — это не тренинг. Для проведения качественого тренинга нужна группа в составе более 6, но менее 12-ти — пятнадцати человек. Отработать навык пару раз, получить оборотную связь можно исключительно в группе, не превосходящей 15 человек.
Нижняя граница — 6 человек, разъясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах либо в группе.
Эффективность тренинга измеряется реальными переменами поведения. Возникают переработанные способности, которых не было до тренинга, и чувство «да, сейчас я умею».
Минус: тренинг не подходит для работы с неподготовленным персоналом.
Главное: тренинг — это практика.
Более чем половина обучающих программ, продающихся на данный момент на рынке и называющихся «тренингами», по сути являются тренингами-семинарами. Больше всего они напоминают лекционное занятие, совмещающееся с практикумом. Участникам говорят о разных теоретических схемах и методах решения трудности.
Потом, они предложенные схемы используют в маленьких практических упражнениях. Соотношение теории и практики на тренинге-семинаре приблизительно 90% к 10%.
Ведущий тренинга-семинара достаточно нередко старается как можно подробнее и красочнее поведать участникам о главной теме тренинга. Для этого он употребляют огромное количество способов, примеров из практики, видео зарисовок, нужных статей в раздаточном материале. Но для высококачественного обучения очень принципиально, чтоб участники ДЕЙСТВОВАЛИ.
Если за весь «тренинг» участники только и делали, что слушали, то о результатах гласить не приходится. Можно гласить только об умении тренера любопытно говорить и о приятном воспоминании, которое он производит. Но это нельзя именовать тренингом.
Это лекция.
Эта форма обучения хороша как 1-ая ступень в большой мотивированной программке либо промежуточное, подготавливающее звено для прохождения высококачественного тренинга. Сбалансированный вариант — в 1-ый денек проводится тренинг-семинар, а во 2-ой сам тренинг.
Эффективность: тренинг-семинар дает участникам информированность, чувство «да, я знаю как», озарение «теперь-то я знаю, как это происходит по сути» либо «все, оказывается, не так и трудно (так просто)!».
Минус: не стоит рассчитывать на то, что тренинг-семинар решит все задачи.
Главное: тренинг-семинар неплох только как исходная ступень. Чем больше практики, тем эффективней обучение.
Чем тренинг отличается от семинара и мастер-класса.
seeminar.ru
Чем отличается семинар от тренинга
Путаница между понятиями «семинар» и «тренинг» вызвана желанием продать семинар как тренинг. Тренинг — и моднее, и выше оплачивается. Но сделать качественный тренинг гораздо сложнее, чем семинар.
СЕМИНАР
(от лат. seminarium — рассадник). Это вид групповых занятий, на котором участники обсуждают заранее подготовленные сообщения, доклады. У него есть достаточно большое сходство с лекцией, но на семинаре обязательно идет обсуждение. Семинар нужен для того, чтобы получить новые знания или привести их в порядок. Семинар позволяет разложить знания участников по полочкам.
Ведущий семинара находится как бы над коллективом обучаемых. Он глаголет истину в последней инстанции.
Количество участников семинара ничем не ограничено, кроме размеров помещения.
По времени семинары могут длиться до нескольких дней.
Эффективность семинара измеряется размером того, что запомнили его участники.
Минус: участники семинара получает некоторое количество знаний, но они по-прежнему не умеют делать то, о чем узнали. Чтобы успешно продавать или управлять людьми, одних теоретических знаний мало. Недостаточно знать, как продавать ту или иную услугу, как правильно ставить задачу подчиненному или как повысить его мотивацию. Нужно УМЕТЬ это делать.
Главное: семинар — это теория.
ТРЕНИНГ
В переводе с английского означает «тренировка». Под тренингом понимаются систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Основанная цель любой тренировки — отточить на практике полученные знания и навыки, то есть любой тренинг нацелен на отработку навыков. Желательно в ходе тренинга довести нужные навыки до автоматизма. Настоящий тренинг состоит на 10% из теории и на 90% из практических занятий.
Высококачественный тренинг — это активный способ обучения. В него входит самостоятельная работа, работа в группах, решение кейсов, дискуссии и т. п. На практических занятиях отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций. Каждый участник тренируется в разнообразных играх, упражнениях, проигрывая многократно свое поведение в сложной ситуации. Он получает обратную связь: другие участники и тренер говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. Анализируются все плюсы и минусы, проявленные участником. Он может подкорректировать свои действия на основе такого «взгляда со стороны», и снова тренировать навык. Очень часто во время проведения тренинга ведется видеосъемка для наглядной демонстрации участникам уровня выполнения упражнений.
Ведущий тренинга старается, чтобы работали сами участники тренинга. После хороших тренингов у людей возникает даже возмущение: почему мы платим такие деньги и при этом пашем на тренинге сами?!
Количество участников
Если вы спрашиваете у тренера: «Какое количество участников группы допустимо для проведения тренинга?» А вам отвечают: «Количество участников может быть любым». Это верный знак — это не тренинг. Для проведения качественого тренинга нужна группа в составе не менее шести, но не более двенадцати — пятнадцати человек. Отработать навык несколько раз, получить обратную связь можно только в группе, не превышающей 15 человек. Нижняя граница — 6 человек, объясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах или в группе.
Эффективность тренинга измеряется реальными изменениями поведения. Появляются отработанные навыки, которых не было до тренинга, и ощущение «да, теперь я умею».
Минус: тренинг не подходит для работы с неподготовленным персоналом.
Главное: тренинг — это практика.
ТРЕНИНГ-СЕМИНАР
Более чем половина обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся «тренингами», на самом деле являются тренингами-семинарами. Больше всего они напоминают лекционное занятие, совмещающееся с практикумом. Участникам рассказывают о различных теоретических схемах и алгоритмах решения проблемы. Затем, они предложенные схемы применяют в коротких практических упражнениях. Соотношение теории и практики на тренинге-семинаре примерно 90% к 10%.
Ведущий тренинга-семинара довольно часто старается как можно подробнее и красочнее рассказать участникам о главной теме тренинга. Для этого он используют множество методов, примеров из практики, видео зарисовок, полезных статей в раздаточном материале. Но для качественного обучения крайне важно, чтобы участники ДЕЙСТВОВАЛИ. Если за весь «тренинг» участники только и делали, что слушали, то о результатах говорить не приходится. Можно говорить лишь об умении тренера интересно рассказывать и о приятном впечатлении, которое он производит. Но это нельзя назвать тренингом. Это лекция.
Эта форма обучения неплоха как первая ступень в большой целевой программе или промежуточное, подготавливающее звено для прохождения качественного тренинга. Оптимальный вариант — в первый день проводится тренинг-семинар,а во второй сам тренинг.
Эффективность: тренинг-семинар дает участникам информированность, ощущение «да, я знаю как», озарение «теперь-то я знаю, как это происходит на самом деле» или «все, оказывается, не так уж и сложно (так просто)!».
Минус: не стоит рассчитывать на то, что тренинг-семинар решит все проблемы.
Главное: тренинг-семинар хорош только как начальная ступень. Чем больше практики, тем эффективней обучение.
Алена Удовенко, тренер с 1997 года.
http://trenerskaya.ru/article/view/chem-otlichaetsya-seminar-ot-treninga
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить
на Ваш сайт.
xn--80aedcfbwibkdczgfdb1ewcc4c7d.xn--p1ai
Отличия между разными формами обучения. Что предпочесть: семинары, тренинги или курсы?
С развитием системы образования появились новые формы обучения, направленные на лучшее усвоения знаний и приобретение практических навыков. Рассмотрим особенности, достоинства и недостатки наиболее популярных форм обучения: семинаров, тренингов и курсов, разберемся, какую из них стоит предпочесть.
Семинар
Семинар — это подробная лекция на определенную тему, которая может длиться от нескольких часов до нескольких дней. В процессе семинара спикер читает доклад, а посетители слушают. Обязательно выделяется время для дискуссии и ответов на вопросы.
На хорошем семинаре слушатели узнают много новой и полезной информации. Но стоит подготовиться к тому, что полученные знания будут теоретическими, а способы их применения на практике потребуется искать самостоятельно.
Семинар — отличная возможность узнать много нового по интересующей теме
Такой тип занятий как семинар появился еще в древних греческих и римских школах. В переводе с латинского термин означает «рассадник знаний». Современные словари дают такие определения: Большой энциклопедический словарь — «обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов»; Словарь Ожегова С.И — «групповые практические занятия под руководством преподавателя».
Обобщенно структура семинара выглядит так:
- вступление от спикера;
- заслушивание докладов по обозначенным в теме семинара вопросам;
- обсуждение выступлений;
- резюмирование и заключительное слово спикера.
Сегодня, кроме традиционных учебных семинаров, востребованы бизнес-семинары для работников различных компаний и государственных учреждений, а также спортивные, творческие, психологические и научные семинары для всех желающих.
Основное достоинство такой формы обучения — получение большого объема полезной информации, а главные недостатки — пассивность слушателей и отсутствие практической части занятия.
Тренинг
Понятие «тренинг» сейчас стало слишком популярным, и, как результат, этим словом называют все, что хоть отдаленно напоминает подобное занятие. Попробуем дать более точное определение этому термину.
Тренинг — это групповое занятие, сочетающее лекционную и тренировочную части. В процессе тренинга формируются определенные навыки и отрабатывается применение полученной информации. Такие занятия могут быть кратковременными и длительными, часто используются регулярные тренинги.
Тренинг — тренировка для самосовершенствования
В отличие от семинара на тренинге участники не только слушают, они активно выполняют задания тренера, отрабатывают новые методы решения тех или иных задач. В хорошем тренинге сочетание теории и практики — один к одному.
Семинар или лекция гораздо информативнее тренинга, но действия, выполненные человеком лично, откладываются в памяти намного лучше, чем просто прослушанная теория.
К достоинствам тренингов можно отнести возможность участников обмениваться личным опытом и получать навыки практической работы, а также повышение мотивации и большой эмоциональный заряд. К недостаткам — меньшую (по сравнению с семинарами) информативность и недолгосрочный эффект.
Хороший тренинг всегда подразумевает закрепляющие занятия (посттренинг) в виде семинара, дистанционного курса, мастерской, коучинга и т. п.
Курсы
Обучающие курсы — это полноценная учебная программа, позволяющая получить новый опыт и овладеть практическими навыками его применения в доступной форме и в короткие сроки, за счет тщательно отобранного материала.
Курсы — способ повышения квалификации и получения новой профессии
Есть курсы, специально разработанные для повышения квалификации, и такие, которые созданы для овладения новой профессией. Сегодня предлагается обучение как в очной, так и дистанционной (онлайн) форме, что стало возможным благодаря распространению Интернета.
По сути, курсы сочетают в себе обе описанные выше методики: семинары и тренинги, так как предполагают наличие и теоретической, и практической части. После обучения человек получает удостоверение установленного образца и может пробовать себя в новой профессии!
Выводы
При выборе формы обучения нужно отталкиваться от постеленной цели: если важно как можно больше узнать по конкретной теме, лучше избрать семинар; отработать практический навык — тренинг; повысить свой профессиональный уровень или получить «корочку» — обучающие курсы.
24smi.org
Почему разочаровывают семинары и тренинги
Вы часто посещаете семинары и тренинги, но стали замечать, что в последнее время обучение вас все больше разочаровывает? И этому есть ряд причин. Почему разочаровывают семинары и тренинги, читайте в нашей новой статье!
Чем отличается тренинг от семинара
Все больше и больше людей хотят обучаться онлайн. И это понятно, ведь онлайн-тренинг или семинар можно посетить удаленно, несмотря на расстояния и разницу во времени. А с появлением электронной коммерции все больше компаний стали приходить в интернет, ведь здесь миллионы потенциальных клиентов! И, конечно, начиная свое дело онлайн, предприниматели нуждаются в информации опытных наставников, которые уже прошли подобный путь и готовы поделиться своими кейсами и лайфхаками.
Но со стремительным развитием инфомаркетинга стали появляться некачественные продукты, среди них семинары и тренинги.
Если Вас интересует предпринимательство, попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!
Чем отличается семинар от тренинга?
Семинар — это формат обучения, при котором обучающиеся обсуждают доклады, рефераты, выполненные под руководством преподавателя в рамках учебного процесса. Семинары направлены на то, чтобы спикер дал информацию слушателям.
Тренинг — это способ активного обучения, который направлен на применение полученных знаний, навыков, умений.
Отличаются семинары и тренинги тем, что тренинг — это более длительный процесс обучения, который может длиться до 3-х месяцев, а семинары — это одноразовые занятия. Конечно, семинары тоже могут продолжаться несколько дней или недель в рамках одного обучающегося процесса.
Как правило, участники семинара получают знания, но они не умеют делать на практике то, о чем шла речь на семинарах. А на тренинге учащиеся оттачивают свое мастерство на практике.
Эффективность семинара измеряется количеством информации, которую получили и запомнили обучающиеся. Что касается тренинга, то эффективность его измеряется тем, какие навыки освоили обучающиеся.
Плюсы семинаров и тренингов
Плюсы любого обучения очевидны — это получение новых знаний, это новые знакомства с другими обучающимися (нетворкинг), это появление новых навыков, умений, осознаний и озарений, это получение мощного заряда мотивации.
Но помимо плюсов, есть несомненные минусы любого обучения. И если вам кто-то говорит, что он разочарован в семинарах и тренингах, то этому есть причина.
Минусы семинаров и тренингов
Недостатки семинаров
- Лектор — главный. Недостатки семинаров заключаются в том, что в учебном процессе главный — лектор, он как бы стоит над обучающимися и передает им свои знания, которые в данном случае являются истиной в последней инстанции.
- Отсутствие практики. Семинары — это теория, которую обучающийся сам подкрепляет на практике без получения обратной связи от лектора. Но ведь недостаточно просто знать, как управлять людьми или как продавать товары, нужно уметь это делать. В этом состоят недостатки семинаров.
Недостатки тренингов
- Страх открыться и рассказать о своей проблеме другим людям часто присутствует у участников психологических тренингов. Поскольку тренинг представляет собой комплекс обучающих программ — это могут быть ежедневные отчеты, освоение новых навыков, выполнение домашних заданий, поэтому приходится открываться участникам тренинга и впускать в свою душу посторонних людей, чего делать не всегда хочется.
- Краткосрочный эффект. Дело в том, что тренинги, как правило, воздействуют эмоционально на людей. И этот эффект длится около трех месяцев, после чего слушатели нуждаются в получении новых эмоций и освоении новых навыков. Обучение в формате тренингов должно проводиться на регулярной основе, хотя бы раз в три-четыре месяца.
Еще одним и очень существенным недостатком современных семинаров и тренингов является то, что, к сожалению, интернет наполнен недобросовестными тренерами и предпринимателями, которые часто используют НЛП технологии и манипуляции при продвижении своих тренингов. В таких тренингах, как правило, людям вбивается в голову постоянное чувство вины, что они недостаточно стараются, делают мало действий, недостаточно трудятся на тренинге и по этой причине они не достигли желаемого результата.
Именно поэтому многие так разочарованы в тренингах и семинарах. Если вы сомневаетесь, стоит ли обучаться в каком-либо тренинг-центре или у какого-то предпринимателя, задайте себе вопрос, нравится ли вам то, что говорит этот человек, применимо ли это к вашей ситуации, резонирует ли он с вами. И если вы отвечаете положительно, то значит, вам следует пойти на обучение сюда.
А чтобы вообще не было сомнений, записывайтесь в Лабораторию Бизнес Кейсов, где вы получите обучение только у проверенных практиков, которые имеют реальные результаты.
______________________________________________________________________
Чаще всего предпринимателю, который начинает новый проект, не нужна мотивация, потому что он окрылен своей идеей.
А когда дела начинают идти в гору, со временем прежние действия становятся обыденностью и рутиной, здесь возникает вопрос, как мотивировать себя.
Существует масса способов вернуть былую мотивацию. Об этом статья «8 советов как мотивировать себя».
union-sp.ru
Мастер-класс, семинар, тренинг, тьюториал – в чём разница? — ЦЕДО
Мастер-класс
Мастер-класс – это краткий (до 2 часов) рассказ об идеях, технологиях, методах, применяемых автором для решения задач. Он рассказывает – Вы слушаете. По сути – это демонстрация возможностей автора.
На хорошем мастер-классе можно узнать что-то новое и интересное. Однако, надо быть готовым к тому, что за 2 часа Вы узнаете не так много, как на семинаре, и не обретёте навыков автора.
Мы предлагаем посещать мастер-классы, когда Вы заинтересованы пройти обучение у автора и хотите с ним предварительно познакомиться.
Семинар
Семинар – это развёрнутый и подробный рассказ по какой-нибудь теме. Может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. Спикер рассказывает – Вы слушаете. По сути – это очень большая лекция, во время которой есть место для дискуссии и обсуждения возникающих у участников вопросов.
На хорошем семианре можно узнать много нового и интересного. Однако, надо быть готовым к тому, что искать способы применения новых знаний придётся самостоятельно.
Мы предлагаем посещать семинары по таким тематикам, в которых Вам достаточно получить знания, а их применение будет ситуативным.
Тренинг
Тренинг – это групповое занятие, во время которого формируются какие-нибудь конкретные навыки, отрабатывается применение полученных знаний. Может продолжаться от 1 часа до нескольких дней, может быть регулярным, как занятия в тренажёрном зале. Тренер даёт задание – Вы работаете над его выполнением, тренируетесь. По сути – это в первую очередь практические занятия.
На хорошем тренинге можно научиться что-либо делать достаточно хорошо для того, чтобы потом это можно было применять в жизни. Однако, надо быть готовым к тому, что объём получаемых на тренинге новых знаний будет ограничен – только то, что необходимо для формирования навыка.
Мы предлагаем посещать тренинги, когда Вы точно знаете каких навыков Вам не хватает.
Тьюториал
Тьюториал – это групповое практическое занятие, дополняюще самостоятельные занятия при обучении по дистанционной технологии или технологии комбинированного обучения (blended learning). Может продолжаться от 3 до 6 часов. Тьютор выясняет возникшие при самостоятельных зянятиях проблемы и даёт задания, позволяющие попрактиковаться и освоить новые знания, обменяться опытом с коллегами. На тьюториалах применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм. По сути – это лёгкая форма тренинга, в которой под руководством тьютора другие участиники помогают Вам освоить полученные знания.
На хорошем тьюториале можно устранить пробелы в знаниях, разобраться в непонятных темах и научиться применять полученные самомтоятельно знания. Однако, надо быть готовым к тому, что сначала надо получить знания, подготовиться, чтобы стать равноправным участником дискуссий и групповой работы.
Мы проводим тьюториалы для участников курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки, которые мы реализуем с применением технологии комбинированного обучения (blended learning).
www.cedo-link.ru
Тренинги и другие формы обучения
Тренинг – не единственная форма активного обучения. Другие форматы: лекция, семинар, игра, тренировка, обучение в жизни.
Тренинг и лекция
Лекция информативнее тренинга, но тренинг эффективнее меняет человека и его поведение. На лекциях человек слушает (или не слушает), на тренинге – не отсидишься. На тренинге человек включен в активное действие, что приводит к реальным изменениям. Итого: в сравнении с лекциями тренинг является существенно более эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений личности.
Тренинг и семинар
Семинар обычно информативнее тренинга, но с тренинга люди уходят, сразу получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Смотри Тренинги и семинары
Тренинг и тренировка
Тренинг – соединение лекции и тренировки. «Нам читали тренинг» – такое услышать можно, но это значит, что в реальности это был – не тренинг. Если была тренировка без обучающей информации, это только тренировка, но не тренинг.
Тренировка в тренинге может быть и интеллектуальная, но в хорошем тренинге, в отличие от лекции и семинара, всегда есть движуха, когда люди встают со своих стульев, передвигаются по залу, объединяются в пары или малые группы, меняют формы работы.
Тренинг и игра
В тренинге нередко используются игры, но сам тренинг – это не отдельно взятая игра. Это игры, практические упражнения и теоретические блоки, объединенные общей тематикой, имеющие сюжет и динамику.
Обучение на тренинге и обучение в жизни
Тренинг отличается от обучения в жизни тем, что они моделируют жизнь, но не совсем жизнь. Это, как правило, некая условность, декорации. Переговоры, которым мы ведем на тренинге, как участники – это игра, условность, в этом смысле – ерунда. В этом есть плюсы и минусы. Плюс: это дает возможность эксперимента, проб, освоения новых возможностей, которые в жизни могут стоить слишком дорого. Минус – не вполне серьезное отношение, иногда поверхность усвоения, которая может слететь при столкновении с реальной жесткостью жизни.
Некоторые тренинги (своими частями) вовлекают (некоторых) людей настолько, что люди входят в них абсолютно полно, так же, как участвуют в жизни. Это также имеет свои и плюсы, и минусы.
www.psychologos.ru