Что делает методист – Профессия методист (чем занимается, функции, как стать) | должностные обязанности методиста, требования к должности

Содержание

Обязанности методиста в детском саду и обеспечение рабочего процесса

Детский сад представляет собой место, где дети:

  • учатся,
  • развиваются,
  • узнают что-то новое,
  • общаются с другими малышами.

Именно в этом учреждении дети понимают, что есть какие-то правила, распорядок дня и так далее. В детских садиках достаточно большие рабочие коллективы, ведь сюда входят:

  • воспитатели,
  • нянечки,
  • преподаватели по музыке,
  • хореографии и т.п.

Однако далеко не все знают, что имеется еще одна ответственная должность – методист. По причине того, что методист не ведет общение ни с детьми, ни с родителями, многие не понимают, что входит в должностные обязанности методиста в детском саду.

Потому стоит более детально рассмотреть этот вопрос, тем более что от того, каков специалист занимает это место, зависит качество и результативность всего процесса обучения.

Профессия методиста на сегодняшнее мгновение является достаточно актуальной. Именно от деятельности этого человека зависит организация педагогической работы. Благодаря методисту производится равномерное распределение учителей и детей. Этот работник должен творчески мыслить и подходить к той или иной задаче, он должен быть компетентен и культурен в общении.

Должностные обязанности методиста 

Практически любое учебное заведение нуждается в сотруднике, который будет способен хорошо организовать деятельность, а еще будет в состоянии вести бумаги на специализированном уровне. Потому в подобных заведениях и действует методист. Он не контактирует с ученическим составом или родителями. Но при этом, этот человек корректирует организационные моменты, что так нужны для детского садика.

Методист:

  • организовывает деятельность педагогического коллектива,
  • обучает воспитателей некоторым урокам,
  • на примере способен показать результативность успешной деятельности.

Дабы работать методистом следует преодолеть достаточно сложный путь обучения. Как правило, на это место предпочитают «садить» педагогов, что имеют большой опыт. Изначально назначенное лицо обязано осознавать и принимать свои обязанности в роли данной должности. Но, обычно, администрация берет в учет и иные нюансы. Все зависит от того, как педагог может сориентироваться в плане и организации учебы.

отвечает Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Где еще может работать методист?

Представленные специалисты необходимы в разнообразных образовательных заведениях. Сюда входят, конечно же, детские садики и школы, а также университеты, дома культуры и так далее. То есть, это лицо сможет найти работу везде, где имеются учащиеся и педагоги.

Сразу стоит сказать, что нет специфического обучения на эту профессию. Им становится абсолютно любой гражданин, что прошел долгий путь развития и работы в образовательной сфере, понимает специфику данного вида деятельности и обязанности людей, с какими будет вести работу.

Зачастую администрация не наблюдает цельной занятости работника и пытается выгрузить на него еще и дополнительную работу. К примеру, организовать праздник, поговорить с родителями и так далее.

Необходимо понимать, что в определенном заведении методист имеет обязанности, что обсуждаются при приеме на должность. Разумнее всего при устройстве заключить контракт, дабы в дальнейшем администрация заведения не добавила еще какой-то объем работы по той же зарплате.

Специфика работы методиста в детском саду

Обычно, старший воспитатель детского заведения по истечении определённого времени стает помощником заведующей. Методист берется за организацию и руководство деятельностью. Он проводит проверку разнообразных планов, ходит на уроки, ведет контроль над учебным процессом, складывает расписание.

В должностные обязанности методиста в детском саду входит:

  • проведение консультаций для воспитателей,
  • он должен оказывать помощь им и перенаправлять в правильную сторону,
  • у него имеется литература для всех педагогов,
  • когда заведующей нет на работе, то методист берет ее обязанности в свои руки, и руководит садиком для деток.

На эту должность явно не будет принят человек с улицы. Это связано с тем фактом, что он изначально должен зарекомендовать себя. Методист должен обладать не малым опытом работы воспитателя – не менее пяти лет стажа. Зачастую он зовет воспитателей и беседует о методиках или уроках. Кроме всего прочего, именно он обязан смотреть за игрушками и компонентами. Все эти вопросы (касательно ресурсов) должны решаться на общем совете.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебный курс «Охрана труда»

За прохождение курса — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Чем должен обладать методист

Если говорить о каких-то личностных качествах, какими должен обладать этот человек, то стоит выделить следующие:

  1. Внимательность. Это довольно монотонный труд, что требует повышенного внимания.
  2. Усидчивость.
  3. Самоконтроль. На практике выходит так, что проконтролировать работу сего специалиста достаточно сложно, так как ее практически нереально продокументировать или оформить. Но обязанности методиста в детском саду обширные. Люди, которые не понимают всей специфики этой должности, по большей мере полагают, что методист ничем не занимается. По этой причине ему все хотят вручить дополнительную нагрузку. Поэтому надо иметь самоконтроль, дабы выдерживать такие нагрузки.
  4. Творчество. Этот человек должен творчески мыслить, так как именно в детских садах под руководство этого сотрудника попадают еще и кружки, мероприятия и праздники.

Даже, если методист имеет простое педагогическое образование, он все равно должен иметь неплохой кругозор и немалые знания. И это касается не только учебной деятельности:

Сферы знаний

Основные моменты

Право

Основные положения Конституции, законы в сфере образования, конвенция о правах ребенка, основы трудового кодекса, правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагогика и психология

Основы педагогики, возрастной психологии, технологии преподавания, методики обеспечения учебного предмета, система формирования образовательной работы в заведении и так далее.

Документация, видео- и аудиозаписи.

Порядок разработки учебной программной документации, учебных планов, программ и других бумаг. Систематизация материалов. Требования к аудиовизуальным и интерактивным методам обучения и так далее.

Экономика

Принципы ведения фонда пособий учеников. Особенности взаимодействия с издательствами. Умение распределять ресурсы.

Таким образом, становится понятно, что методист является достаточно ответственным лицом, от качества работы какого зависит практически весь рабочий процесс в дошкольном учреждении. Эта профессия достаточно востребована и неплохо оплачивается, но при этом нет отдельного направления на учебу.

Методист вправе работать в учебном заведении:

  • школы,
  • детские садики,
  • дома культуры,
  • институты,
  • университеты и так далее.

Должностные обязанности методиста в детском саду довольно обширные, но, чтобы не было никаких недоразумений, многие предпочитают составить договор, в котором и прописываются все моменты. Без этого сотрудника не сможет полноценно и нормально работать ни одно дошкольное заведение, ведь именно методист организовывает и налаживает учебных процесс и работу педагогов.  Именно потому к выбору данного человека подходят максимально ответственно и внимательно. 

www.resobr.ru

Методист – профессия творческая и штучная

– Галина Ивановна, с какого времени вы работаете в институте?
– С 14 октября 1968 года «здесь мой причал и здесь мои друзья, то, без чего на свете жить нельзя». Это целая жизнь.
– Вы что, с детства мечтали стать методистом?
– Боже упаси! Более того, я скептически относилась к этому слову, и в институте, и работая в школе на Сахалине, куда была направлена по распределению, и работая много лет в московских школах. Не только у меня, но редко вообще у кого из студентов педагогических вузов лекции по методике преподавания вызывали заинтересованность, относились к числу любимых и посещаемых. Я, правда, в числе немногих однокурсников их посещала, но не из любви и осознанного понимания ее значимости для повседневной педагогической практики, а больше как человек совестливый, чтобы преподавателю было не так неловко за пропуски этих лекций большей частью студентов курса. И вот парадокс, впоследствии обстоятельства сложилась так, что именно занятие методикой преподавания стало делом моей жизни. Не мною придумано, что неисповедимы пути Господни.
– В Москве было около трех тысяч учителей истории и обществознания, а в кабинете истории работали четыре – пять методистов на всю Москву. Каким образом вы попали в МГИУУ?
– Меня рекомендовала Т.Холоденко, работавшая тогда методистом кабинета истории. Она часто бывала на моих уроках в школе №73 Краснопресненского района, приводила слушателей годичных курсов, видимо, обнаружила что-то стоящее и, когда в кабинете освободилось место, предложила мою кандидатуру. В школе сложилась такая ситуация, что на пятерых историков – директора, трех учительниц, одного учителя предпенсионного возраста – приходилось всего 60 часов истории, и кто-то должен был уступить. Я приняла предложение из МГИУУ, на несколько лет оставшись в школе совместителем.
– Трудно было уходить из школы?
– Уходить из школы совсем – это было как резать по живому. Школу Ю.Цейтлина знали и в районе, и в городе, здесь сложилась такая животворческая обстановка! Столько было новаций! Только-только начиналось освоение групповых форм организации учебно-воспитательного процесса, коллективного (общественного) смотра знаний. В школе царил позитивный, оптимистический творческий настрой. Добрый десяток выходцев и нашей школы стали впоследствии кандидатами, докторами наук и академиками. Два коллектива – педагогический и ученический – были коллективами единомышленников! Какие у нас проводились фестивали искусств! Политбои! КВН! Клубы интересных встреч! Праздники Дня учителя! Я помню, в День учителя рано утром ко мне неожиданно пожаловали ученики. У подъезда стояло такси с красочным лозунгом «Народный учитель». Можно себе представить, какое изумление застывало в глазах москвичей – краснопресненцев, милиционеров и прохожих, наблюдавших это явление на всем пути продвижения к школе!
Оглядываясь в прошлое, напомню, что это были 60-е годы, с одной стороны, сильна идеологическая составляющая системы, с другой стороны, привлекало время шестидесятников. Помню, благодаря своим институтским (МГПИ имени В.И.Ленина) друзьям мне удалось пригласить на встречу со своими старшеклассниками П.Якира. Знающие люди могут себе представить, чем это могло грозить и мне, и Ю.Цейтлину, однако он не запретил встречу – не каждый директор мог быть способен на такое. В условиях дефицита информации в обществе эта встреча многое дала и взрослым, и детям для понимания тех процессов, которые происходили в обществе и будоражили общественное мнение в знаменитые шестидесятые. П.Якир, уходя от нас, сказал: «У меня в портфеле документы на реабилитацию Бухарина. Я еду в Верховный Совет СССР». Так что мои старшеклассники в какой-то степени были свидетелями начала крупных реабилитационных процессов!
Еще одна памятная встреча старшеклассников состоялась с П.Михалевым, сотрудником международной редакции газеты «Комсомольская правда». Я в свое время в составе комсомольской делегации ездила в Голландию. В поездке подружилась с женой Павла, она-то и поспособствовала организации этой встречи. Конечно, услышать о жизни за рубежом от человека, объездившего полсвета, – это было нечто совершенно иное, чем прочитать об этом в официальной прессе, это расширяло представления, будоражило воображение, развивало критическое мышление, вызывало массу вопросов. С позиции сегодняшнего дня, когда поездки за границу – будничное дело, в этой встрече не было бы ничего особенного, но в те годы…
Творческую струю в школу Цейтлина привнесла группа учителей, которая в летний период работала во Всесоюзном комсомольском лагере «Орленок». Среди них была и я. Коллективные формы работы, советы дела, романтика орлятской песни, юношеский оптимизм, радость человеческого общения. Достаточно привести примеры встреч наших учащихся с А.Пахмутовой, Н.Добронравовым, космонавтом А.Серебровым, Е.Серебровой – солисткой Государственного ансамбля народного танца И.Моисеева, А.Филиппенко (тогда еще не народным артистом РФ). Нам и нашим ученикам просто повезло вариться в творческой среде, общаться с интересными, умными, творческими, талантливыми людьми, которые ломали школьные серые будни, создавали комфортную атмосферу в школе.
Из такой школы, что называется, прямо от станка, с такими жизненно важными впечатлениями я пришла в наш институт.
– Галина Ивановна, МГИУУ, МИПКРО, МИОО – это не только вехи в развитии ведущего института столицы, но и существенные вехи вашей жизни. Скажите, какой из этих периодов вы вспоминаете особенно и почему?
– Каждый из периодов давал что-то свое для работы и для жизни. Конечно, так называемый зевинский период был очень важным, хотя и сложным. Зевина – это фамилия Анны Николаевны по мужу, который был сыном одного из 26 бакинских комиссаров. Анна Николаевна Зевина отличалась государственным подходом к развитию института. Как директор, она была жестким человеком, но организованным, умным, мыслящим и работающим на перспективу. Будучи женой человека, работающего в аппарате ЦК КПСС, она имела прочный и надежный тыл. Поскольку коммунистическая идеология была господствующей, приходилось тут же оперативно откликаться на каждый документ сверху, почти на каждое выступления руководителей партии и правительства. И если выступление состоялось сегодня, то собирался совет института, по решению которого уже завтра должны были быть разработаны и представлены рекомендации в адрес учителей по содержанию и методике их преломления в ходе преподавания своего предмета. С позиции сегодняшнего дня даже не верится, что тогда не могли даже существовать такие понятия как «деидеологизация», «деленинизация», «деполитизация» нашего предмета. Именно в эти годы пришло понимание того, что методистами не рождаются, а становятся. Профессии методиста нигде не учат, это «товар штучный».
Помню, каким был профессиональный принцип подбора кадров. Кадры института подбирались «от станка». И какие это были кадры: А.Аверьянов, Н.Уткина, Г. Привалова, Л.Айзерман, Е.Лаптева, А.Ткачук – это знаковые фигуры в истории института. Методист института, как правило, работал в школе. Не мог стать методистом института человек, который последний раз был в школе, когда получал аттестат зрелости. Более того, по решению общественных организаций все его уроки должны были быть открытыми. Я сама прошла через это, когда на мои уроки могли без предварительной договоренности и предупреждения прийти не только директор, заместитель директора, коллеги, но и родители, студенты, гости школы из районных или городских организаций. С одной стороны, это позволяло уверовать, что методист – «звучит гордо», с другой стороны, заставляло не расслабляться и все время быть в тонусе. Не подводить же свой кабинет и институт! Стыдно! Профессионализм рождался постепенно и в муках. Учебная часть института, лично Анна Николаевна посещали лекции методистов. На постоянно действующих научно-методических общеинститутских советах и семинарах методисты выступали с фрагментами своих лекций перед аудиторией коллег, демонстрируя методические находки и способы доступного преподнесения учащимся новейших достижений науки.
Научности содержания придавалось огромное значение. Перед нашей аудиторией выступали представители Министерства просвещения, Мосгороно, известные лекторы-международники, ученые ведущих институтов АН СССР, авторы трудов по философии, экономике, политике, педагогике, психологии. Мое поколение методистов получило бесценный опыт непосредственного общения с учеными – основоположниками различных педагогических концепций и методических школ, восприняло от них основы культуры общения с учителями и опыт преломления теории в повседневной педагогической деятельности.
Во всех публикациях по истории института отмечается богатство библиотечного фонда. Я застала то благословенное время, когда библиотека института была главным центром ресурсного обеспечения методистов-предметников. Бесперебойно работала методическая служба институтской библиотеки. Не успеешь прийти на работу – звонок: «Есть новые поступления по вашим предметам», «В предметных журналах появились такие-то статьи», «Вышла новая книга», и сотрудники библиотеки не успокоятся, пока информация не дойдет до адресата. В общем, прошла целая эпоха в истории нашего института.
Время МГИУУ вспоминается без ностальгии, но с большой благодарностью. Когда Анны Николаевны уже не стало, в лексиконе появились выражения: «зевинская школа», «зевинская выучка», «зевинское наследие».
– Галина Ивановна, поясните, что же это такое?
– Конечно, каждый вкладывает собственный смысл в эти понятия. Думаю, для большинства, как и для меня, это понимание, что система повышения квалификации – главное в деятельности МГИУУ, а научно-методическая служба – главная составляющая в системе повышения квалификации, что важны высокая требовательность к себе, чувство ответственности за принадлежность к нашему учреждению, за служение столичному учителю, отказ от рецептурного подхода в рекомендациях учителям-предметникам, предоставление ему условий для собственной автономии, простора для творчества, органичная связь большой науки и массовой педагогической практики. Сотрудничество учителя с наукой и методической службой – это достояние нашего института, беспроигрышный капитал столичного образования.
Будет преувеличением сказать, что Анна Николаевна была идеальным руководителем: излишний субъективизм и резкость суждений, взрывной характер, неприятие критики во многом мешали ей самой. Но не отнять – она была трудоголик. В 60 лет защитить кандидатскую диссертацию, получить ученую степень – это что-то!
Смешно сказать, но тогда приказом по Мосгороно учителям и методистам запрещалось выходить на работу в брючных костюмах! На шпильках, всегда с аккуратной укладкой, в одежде с иголочки (из «Березки») Анна Николаевна была образцом женственности и хорошего вкуса.
– Что интересного было в последующий период истории института – период МИПКРО?
– Период МИПКРО – время директорствования Фатимы Владимировны Касабиевой – вспоминается как более демократичный. Тогда мы почувствовали на деле, что значит человеческий фактор в работе. В чем это проявлялось? Сложились доверительные отношения в коллективе, появилось понимание того, что неприятности приходят к нам со стороны, а праздники мы можем организовать сами, поэтому мы не ждали чуда со стороны, «чудили» сами. Старожилы с благодарностью вспоминают коллективные экскурсионные поездки, совместные походы в театры, концерты для сотрудников, прекрасные творческие вечера, замечательные капустники, общеинститутские праздники, чествования ветеранов педагогического труда, юбиляров, поздравления авторов с выходом интересных публикаций. Какие-то теплые, уютные, человеческие отношения были между сотрудниками кабинетов.
Фатима Владимировна очень большое внимание придавала деятельности общественных организаций: парткому, месткому, объединениям сотрудников по предметным циклам, инициативам с места. Правда, подчас на общественные организации перекладывали функции, им не свойственные, а по большому счету принадлежащие учебной части и администрации. Мы организовывали соцсоревнование, проводили постоянные взаимные проверки, обмен опытом систематизации и образцового содержания материалов в кабинетах. Это утомляло, но одновременно прибавляло головной боли за качество исполнения своих обязанностей.
– Чем лично для вас стал знаменателен этот период в истории института?
– Лично мне есть за что вспоминать этот период с чувством бесконечной признательности и благодарности. Именно при Фатиме Владимировне в начале 80-х годов я получила почетное звание «Заслуженный учитель школы РФ». Возможно, в то время это было авансом, но смею предположить и надеяться, что за десятилетия служения столичному учительству в какой-то степени я оправдала доверие, во всяком случае постоянно стремилась к этому. По своей натуре я человек не тщеславный и не амбициозный, поэтому высокое звание было значимо больше не столько лично для меня, сколько для моих родных. Прежде всего для матери, вечной труженицы, которая одна, без мужа, поднимала нас с сестрой в голодное послевоенное время; для моих любимых сыновей, для которых, как выразился один из героев фильма «Весна на Заречной улице», «наша фамилия зазвучала».

Этот период лично для меня знаменателен тем, что было налажено активное сотрудничество нашего института с Главной редакцией учебных и научно-популярных программ Центрального телевидения. В течение двух лет я проводила мастер-классы, телевизионные уроки. Этому способствовало то обстоятельство, что в редакции работала одна из сотрудниц нашего института, О.Серкова, хорошо понимающая, в каких материалах, методических рекомендациях испытывают потребность учителя при изучении в четвертых классах курса «Эпизодические рассказы из истории СССР». К слову сказать, в этом курсе на изучение истории Великой Отечественной войны отводилось десять (!) часов. В настоящее время в старших классах история войны изучается четыре – пять часов, между тем как задания ЕГЭ по содержанию намного превышают объем знаний, которые можно вместить в отведенное программой учебное время. Может быть, по этой причине на вопрос одной из газет, кто такая Любка Шевцова, подростки отвечают, что это кто-то из московского правительства. В той же газете на вопрос, кто защищал Москву в 1812 году, два студента ответили: «А.В.Суворов», и только третий респондент ответил: «М.И.Кутузов. И не защищал, а оставил Москву».
Не могу не вспомнить, как в период 1981-1986 годов мы боролись за качество изданий кабинета, своих личных публикаций. Какие страсти разгорались во время их коллективных обсуждений и рецензирования в кабинете! До рукопашных схваток, конечно, дело не доходило, но с каким раздражением, подчас обидой воспринимались критические замечания! Как я, например, человек мнительный, злилась, комплексовала, переживала, выслушивая критику своих коллег! Только со временем пришло понимание, насколько это было правильно, разумно и полезно. Мы набивали руку, прививались чувство ответственности за содержание материала, методическая грамотность и культура письменной речи, интеллектуального труда, поддерживался высокий уровень ответственности кабинета и института за качество адресованных учителю публикаций. В последующее время наши материалы – статьи, пособия, учебники – принимали редакции предметных журналов и издательства, что называется, с первого предъявления. Подтвердилась истина: чем больше ошибок мы совершаем в молодости, тем меньше их останется совершить в старости. Во всяком случае теперь я уже не так болезненно отношусь к критике, воспринимаю ее больше философски или с благодарностью. Жаль, что многие авторы современных изданий не прошли подобную школу. Иногда диву даешься при чтении некоторых из них.
– Что нового появилось в вашей жизни, когда вы стали «рядовым Семеновского полка»?
– Об этом можно написать целое исследование. Если раньше несколько десятков сотрудников института знали друг друга в лицо и по имени-отчеству, в целом имелось представление о профессиональной деятельности каждого, а в большинстве случаев и о семейной жизни коллег, то сейчас это при всем желании невозможно. Мы не знаем подчас сотрудников соседних кафедр, не говоря уже о филиалах. Институт изменил свой статус. Он аккредитован как государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Изменилось все: существенно поменялась структура, значительно, во много раз, увеличилось количество штатных сотрудников, в известной степени поменялся функционал сотрудников, существенно возросли масштабы деятельности: 33 кафедры, 25 учебно-методических лабораторий, 19 центров, две общеобразовательных школы, Музей московского образования, аспирантура. Думаю, это еще не весь перечень.
– От рядового методиста лаборатории истории до доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин дистанция огромного размера. Как вы ее преодолели? Каким образом попали на кафедру социально-гуманитарных дисциплин?
– Сотрудником кафедры в должности доцента (0,5 ставки) мне предложил стать профессор Сергей Козленко (светлая ему память). Замечательный лектор, автор востребованных публикаций, в том числе пособий и учебников, настоящий Учитель, любимец учителей и учащихся, умелый организатор, интеллигент, человек большой эрудиции, обладатель неистощимого чувства юмора, именно таким он остался в памяти московского учительства и сотрудников института. С началом перестройки в деятельности института перед каждым сотрудником встал вопрос о его месте в новом коллективе, каждый думал вообще о том, найдется ли ему здесь место, впишется ли он в новую жизнь. Сергей Иванович в качестве заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин пошел по пути рационального сочетания опытных кадров как хранителей и продолжателей лучших, не потерявших своей значимости в наши дни традиций прошлого, с кадрами молодыми, творческими, целеустремленными, дерзающими, полными сил и перспектив.
В свое время методисты кабинета А.Водянский, Е.Захарова, В.Бурякова, С.Козленко, Г.Старобинская пол-Союза объехали с лекциями об опыте своей работы: Калуга, Кострома, Мурманск, Ханты-Мансийск, Тобольск, Челябинск, Свердловск, Рига – это далеко не полный перечень. ГДР, Польша, Куба, ЧССР – тоже этапы большого пути в биографии большинства сотрудников кабинета. На счету каждого из нас было по нескольку десятков публикаций: статей в предметных журналах, московских издательствах, изданиях института, научно-методических сборниках, методических пособий. Учитывая не только это, но и это, в частности, опытным сотрудникам – заслуженному учителю школы РФ В.Буряковой, Е.Захаровой, Д.Фадеевой ( руководителю методической лаборатории истории и обществознания по настоящее время) нашлось место на кафедре. В эту обойму попала я и до сих пор совмещаю работу методиста с должностью доцента кафедры.
– В условиях неутихающих обостренных споров о наличии многообразия школьных учебников по предметам социально-гуманитарного цикла какую позицию вы занимаете, как относитесь к этой проблеме?
– Проблема, конечно, есть. Если коротко, то я отношусь к ней гораздо лучше, чем к тому, что учителя должны сами составлять учебные программы и учебные планы по предмету. Здесь я полностью согласна с мнением члена-корреспондента РАО А.Абрамова, который считает, что последствия будут те же, что в Китае в эпоху «большого скачка», когда в каждом дворе выплавляли металл на сковородках. Разрабатывать содержательную составляющую школьных программ по историческим курсам не по силам каждому учителю, это не его функция. Отдельные учителя, которым это по возможностям, по квалификации, по силам – пожалуйста, составляйте АВТОРСКИЕ программы! Но повсеместно делать это – бесперспективное дело, потому что нарушает главную заповедь в работе учителя: «Не навреди!».
 В условиях вариативности преподавания исторических и обществоведческих курсов должны быть представлены варианты учебников. Разумеется не в таком количестве, как в настоящее время. Каждый учебник содержит авторскую интерпретацию исторического материала, отражает субъективные позиции автора. Ученик изучает в учебнике чужой текст, исподволь впитывает чужие взгляды и мысли, а время требует, чтобы у него вырабатывались собственные взгляды, выводы, личностные оценки, чтобы он критически оценивал чужие мнения, преодолевал субъективизм мышления других людей, чтобы впоследствии он не превратился в объект для манипулирования своим сознанием. Столкновение, сравнение разных текстов в некоторой степени создает условия для разрешения данной проблемы, развития исторического мышления школьника, формирования у него определенных компетенций. Было бы целесообразно, чтобы получаемый авторами учебника гриф «Соответствует ФГОС» отвечал бы этому требованию на деле, в действительности; чтобы содержание соответствовало возрастным возможностям учащихся, особенно в основной школе. Учебник, который ребенок держит в руках, должен быть исполнен на качественной полиграфической базе, ярко иллюстрирован. Посмотрите учебники истории и обществознания для основной школы: сплошной текст на несколько страниц к каждому уроку (мухи дохнут!), слишком мудреные, не соответствующие возрасту вопросы и задания. Ясно, что подобный подход авторов и издателей к учебной литературе не мотивирует интерес учащихся к предмету. Рискну высказать мнение, что учебники, созданные с учетом нового ФГОС, не должны с письменного стола автора сразу поступать в школу и на прилавок, как в предыдущий период. Они должны пройти экспертизу и апробацию, опытную проверку на практике, для того чтобы отбирали именно необходимое содержание, сокращали славословие, оттачивали выводы и формулировки, если уж без них нельзя обойтись.
Вы знаете, из уст одной из делегаток Второго съезда учителей истории и обществознания с большим энтузиазмом, если не сказать с надрывом, прозвучало утверждение, что «Мы с вами преподаем Науку», и что тут началось в зале… Какую науку?! Наука преследует совсем другие цели, чем преподавание, она развивается совсем по другим принципам и в другой логике. Мы популяризаторы, мы переводим на детский язык ценности и смыслы человеческой жизни, воспитываем учащихся. У науки нет такой цели. Между тем на съезд были делегированы наиболее квалифицированные, лучшие учителя. Это я к тому, что, кроме современных качественных учебников, не менее важное значение имеют профессионализм, подготовленность и личность учителя. Куда ж без этого! А методист – это как раз тот коллега, который рядом с учителем и чуть впереди.
– Что вы пожелаете новому поколению методистов и учителей с позиции своего возраста и приобретенного опыта?
– Один современный поэт писал:
Я вырос в стране,
где ломали, построив.
Меняли историю, даты,
героев,
Названия отчин,
течение рек.
Я был заурядный ее имярек.
Признаться, вначале
мне нравилось это:
Литавры и лавры, и пыль
на полсвета.
Потом подводили какие-то
сроки,
И вечно с Америкой куча
мороки,
Потом недороды, погода,
падеж
И те же портреты,
куда ни пойдешь,
И шли косяком: кукуруза,
Китай,
Ракеты, кометы и рыба
минтай.
Я сам полстраны рассовал
по карманам,
На сутки прорвавшись
к копеечным маннам,
И все улучшал, укрупнял,
догонял,
Но крупно не лгал и друзей
не менял.
Родные, да что ж нас так
сильно мотает?
Как будто нас кто-то
на крепь проверяет!
Хорошо осознаю, что принадлежу к уходящему поколению учителей и методистов. При этом хочется уйти, не сжигая за собой мосты, а с достоинством, оставляя молодым, перспективным, «современным» пожелание «не рушить все до основанья». Не повторяйте ошибок. Мы это уже проходили.
Не быть тебе творцом,
когда тебя ведет
К прошедшему одно лишь
гордое презренье.
Дух создал старое;
лишь в старом он найдет
Основу твердую для нового
творенья.
(Петр Константинович Победоносцев)

Методист – профессия редкая и творческая К творчеству нельзя применять чисто формальные требования. Занятие творчеством нельзя втиснуть в расписание. Формально меня можно заставить присутствовать на рабочем месте ежедневно восемь часов, однако это не гарантирует, что все эти восемь часов я буду заниматься творчеством. Я могу этим заниматься в выходные дни или по ночам, но бдительные проверяющие это не учитывают. Для работы с учителем полезно не только виртуальное общение, сидение на рабочем месте или в «Пространстве», а доверительное живое общение визави, глаза в глаза.

Информация к сведению

В МГПУ продолжается набор в группу «Менеджмент в образовательном учреждении». Ориентировочное начало обучения с 11 марта 2013 года.
«Менеджмент в образовательном учреждении» – профессиональная переподготовка, 504 часа. Обучение платное.
Занятия начинаются с 11 марта 2013 г. Режим занятий: 6 часов в день, 2 раза в неделю, очно.
Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели.
Набор ограничен (в группе может быть не более 30 человек).
Контактная информация – тел. 8-903-777-91-35 Карзакова Валентина Владимировна.
***
14 марта 2013 года в 15.00 Московский городской педагогический университет проведет городской обучающий семинар «Технологии формирования здорового образа жизни основных участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС: нормализация веса тела» из цикла авторских семинаров-мастерских на тему «Здоровьесбережение в образовании».
Семинар пройдет в рамках реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Он предназначен для специалистов системы образования: учителей начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, психологов, социальных педагогов, учителей физической культуры, инструкторов ЛФК.
Цель семинара: уточнение и расширение знаний, умений и навыков специалистов в области формирования здорового образа жизни.
В ходе обучающего семинара будут использованы практические методы коррекции веса тела, проведено практическое занятие в физкультурном зале.
Все участники семинара должны иметь спортивную форму (или любую удобную одежду), а также небольшие пледы, которые потребуются для освоения релаксационного сеанса.
Ведущие:
Наталья Нежкина – доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научно-исследовательского центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПУ.
Елена Ульяненкова – начальник отдела содействия укреплению здоровья студентов центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПУ.
Все участники получают сертификат МГПУ о прохождении семинара.
Продолжительность семинара – 6 академических часов. Обучение платное.
Место проведения семинара: МГПУ, ул. Ходынский бульвар, д. 21А, актовый зал.
Проезд: м. «Полежаевская», авт. №48, маршр. №18М или м. «Сокол», авт. №175, маршр. №18 до остановки «Проезд Березовой Рощи».
Для регистрации на семинар необходимо прислать заявку до 11 марта по электронной почте [email protected]. В письме обязательно укажите название семинара, а также свои данные (фамилию, имя, отчество), место работы, должность, контактный телефон, e-mail.
Также можно зарегистрироваться ОНЛАЙН до 11 марта 2013 года или связаться со специалистами по телефонам:
8 (916) 522-58-72 – Теймуразян Юлия Анатольевна,
8 (499) 699-15-56 – Кошелев Иван Викторович, Соболевская Татьяна Александровна.

www.ug.ru

Чем занимается методист в детском саду

Методист в детском саду курирует воспитательную работу. В его обязанности входит контроль над работой воспитателей и других педагогических работников (музыкального руководителя, логопеда, психолога), проверка планов воспитательной работы, составление расписания занятий, необходимых и обязательных. Подготовка проведения занятий. Также посещение этих занятий, их анализ.

В круг полномочий методиста детсада входит работа с молодыми специалистами, прибывшими в дошкольное учреждение. Методист обязан оказать помощь на начальном этапе работы молодому педагогу, помочь в организации работы с детьми.

Хотя стоит сказать, что главной функцией современного методиста детсада является отнюдь не контролирующая, а прежде всего направляющая. Это должно проявляться как в работе с опытными воспитателями, так и с молодыми педагогами. Методист обязан доводить до сведения педагогов дошкольного учреждения все нововведения в сфере образования в целом, и в частности дошкольного, разъяснять непонятные моменты, проводить индивидуальную работу с воспитателями.

Работает методист в детском саду в тесной связи с педагогом-психологом, например, они совместно проводят диагностику знаний, умений и навыков воспитанников разного возраста. В контакте со старшей медсестрой методист обеспечивает необходимую и достаточную психолого-педагогическую нагрузку на каждого ребенка в отдельности.

Вместе с заведующей методист организует педсоветы в учреждении, занимается ежегодно комплектованием групп воспитанников, проводит оснащением учебных групп необходимой мебелью и игрушками.

Методист детского сада не только посещает и анализирует проводимые воспитателями занятия с детьми, но и сам их проводит в плане передачи опыта. Часто методист детсада привлекается к работе с родителями, например, проводит с ними родительские собрания вместе с заведующей или самостоятельно.

Во время отсутствия руководителя на методиста возлагаются обязанности по руководству детским садом.

Рабочим местом методиста является методический кабинет, куда педагоги могут обратиться за соответствующей литературой и консультацией.

Таким образом, круг обязанностей методиста весьма обширен. Назначаются на эту должность в основном опытные воспитатели, хорошо себя зарекомендовавшие с профессиональной точки зрения.

www.kakprosto.ru

МЕТОДИСТ – это… Что такое МЕТОДИСТ?

  • Методист — Методист  специалист по методике какого нибудь предмета, часто преподавания. Методист  приверженец методизма, протестантской церкви, главным образом в США и Великобритании, требующей последовательного, методического соблюдения… …   Википедия

  • методист — а, м. méthodiste m. устар. Лицо, пользующее в теории или практической деятельности определенным методом. Развитие 1990 33. Методист ПЭ 1767 1 54. Он не лишен дарований, но в нем три главные недостатка: он педант, систематик и методист. 1801. И. М …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • методист — методолог Словарь русских синонимов. методист сущ., кол во синонимов: 1 • методолог (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • МЕТОДИСТ — 1. МЕТОДИСТ1, методиста, муж. Педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого нибудь предмета. 2. МЕТОДИСТ2, методиста, муж. (от греч. methodos следование чему нибудь). Последователь… …   Толковый словарь Ушакова

  • МЕТОДИСТ — 1. МЕТОДИСТ1, методиста, муж. Педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого нибудь предмета. 2. МЕТОДИСТ2, методиста, муж. (от греч. methodos следование чему нибудь). Последователь… …   Толковый словарь Ушакова

  • МЕТОДИСТ — МЕТОДИСТ, а, муж. Специалист по методике (в 1 знач.). | жен. методистка, и. | прил. методистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • методист — metodininkas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Metodikos specialistas. atitikmenys: angl. methodologist; supervisor vok. Methodiker, m rus. методист …   Sporto terminų žodynas

  • Методист — I м. Специалист в области методики преподавания какого либо предмета. II м. 1. Последователь методизма [методизм II]. 2. Представитель методизма [методизм II]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Методист — I м. Специалист в области методики преподавания какого либо предмета. II м. 1. Последователь методизма [методизм II]. 2. Представитель методизма [методизм II]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • методист — методист, методисты, методиста, методистов, методисту, методистам, методиста, методистов, методистом, методистами, методисте, методистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    Функциональная и должностная обязанность методиста. Чем занимается методист? Должностная инструкция методиста

    О том, что существует такая должность в любом образовательном учреждении, как методист, слышали многие. Но так как напрямую методисты не контактируют ни с учащимися, ни с их родителями, многим просто непонятно, что же входит в обязанности этого человека?

    Тот, кто помогает системе работать

    Методист – это специалист, в обязанности которого входит постоянный и последовательный контроль над организацией работы учреждения, в котором он трудоустроен, а также ведение всей необходимой документации, проведение разных мероприятий. Говоря простыми словами, методист – это не просто винтик большой системы любого института, это ключик, который обеспечивает бесперебойную работу всей системы.

    Без методиста сложно представить себе любой детский садик, школу или вуз, ведь в обязанности воспитателей и преподавателей не входит налаживание максимально идеального графика работы каждого из них или поиск решения, если вдруг кто-то не может выйти на работу – этим занимается методист, именно благодаря ему хрупкие организационные звенья никогда не прерываются.

    Где можно встретить методиста?

    Ошибочное мнение, что методисты работают только в образовательных учреждениях, ведь, например, в больших турфирмах также есть свои методисты, просто в их обязанности будет входить организация предоставления услуг потенциальным потребителям, а также информирование руководящего и исполнительного звена об изменениях на рынке подобных услуг. То есть функциональные обязанности методиста напрямую зависят от специфики работы учреждения, в котором он работает. Именно поэтому работодатели, которые ищут подходящую кандидатуру на должность методиста, предпочитают людей с опытом работы, ведь молодым специалистам нужно время на изучение тонкостей конкретной сферы деятельности.

    Но, с другой стороны, юному специалисту намного проще изучить специфику деятельности организации, к тому же для него работа с компьютером и информационными системами – обычное дело, а они значительно упрощают деятельность, а вот для методистов с опытом изучение программного обеспечения может стать целой проблемой.

    Образование

    Должностная инструкция методиста гласит, что на подобную вакансию может претендовать только человек с высшим образованием данного профиля. Есть, конечно, курсы, которые также обещают сделать из любого человека хорошего методиста, но, как показывает практика, только курсы – это не тот уровень образования, при котором можно рассчитывать на хорошо оплачиваемую должность.

    Намного проще занять место методиста, если, помимо специального образования, кандидат имеет еще и смежное, которое напрямую связано с деятельностью организации, куда он подает свое резюме.

    Личностные характеристики, которыми должен обладать методист

    Должностная обязанность методиста подразумевает постоянный контроль за организацией деятельности всей системы учреждения и каждого отдельного человека. То есть это достаточно сложная работа, для которой не каждый человек подойдет. Есть ряд требований, соответствие которым является признаком того, что человек будет хорошим и надежным методистом:

    • Внимательность: в обязанности методиста в основном входит монотонная работа, которая требует особенной концентрации внимания. Рассеянному человеку или невнимательному будет сложно длительное время выполнять подобные обязанности.
    • Усидчивость: методист должен отдавать немало времени регулярному контролю за системой выполнения всех норм и требований деятельности сотрудников своей организации.
    • Самоконтроль: в реальной жизни почти невозможно проконтролировать работу методиста, ведь ее сложно задокументировать или формализовать. Несмотря на то что обязанности методиста достаточно трудоемкие, люди, которые абсолютно не разбираются в специфике данной профессии, могут считать, что методист вообще мало чем занимается. Именно поэтому ему поручают еще и дополнительные задания в виде помощи другим в организации или документировании. Так что нужно иметь высокий уровень самоконтроля, чтобы и свои обязанности выполнять, и новым поручениям внимание уделять.
    • Быть творческой личностью: так как в образовательных учреждениях «под крыло» методиста отдают еще контроль над кружками и проведением разнообразных мероприятий, без хорошей фантазии не обойтись.

    Что еще должен знать методист?

    Современная должностная инструкция методиста подразумевает также, что он должен владеть компьютером на уровне опытного пользователя. Ведь это значительно упрощает контроль над расписанием «подопечных» ему сотрудников.

    Должностная обязанность методиста также уточняет, что настоящий профессионал должен не только владеть информацией о законодательной базе, которая регулирует деятельность его организации, но и оперировать ею.

    Изучение самых современных методик преподавания и учебных пособий – это прямой путь к максимальному совершенствованию своих навыков на должности методиста.

    Перспективы карьеры

    Понятно, что на одной должности никто задерживаться долго не хочет. Есть ли какой-то карьерный рост у тех людей, которые занимают место методиста? Ответ прост – есть, только он возможен не во всех институтах, в которых работают методисты. В больших учреждениях хорошие методисты очень скоро становятся заведующими отделений, на это может рассчитывать, например, методист в детском саду. А вот в турагентстве руководителями становятся люди с высшим, чаще экономическим, образованием, ведь без понимания принципов работы экономики и рынка здесь не обойтись.

    Лучшие методисты – женщины

    Хотя нет ни одного документа, в котором бы черным по белому было прописано, что стоит брать на должность методиста представительниц прекрасной половины человечества, все же статистика уверенно твердит, что среднестатистический мужчина хуже справляется с подобными обязанностями, чем женщина-методист. Чем занимается такой специалист, мы уже разобрали, и уже по обязанностям видно, что для женщины они подходят больше.

    Немного о деятельности, которая не связана с контролем и организацией

    Многих современных молодых людей привлекает подобная должность. В эпоху компьютеризации большинство этапов контроля можно автоматизировать. Тем самым сократив траты времени на рутинную организацию из-за мелких изменений. А вот возможность организовать торжества и мероприятия – это уже интересное занятие, которое подходит для творческих личностей. Должностная обязанность методиста подразумевает также то, что он должен заниматься информационной работой, то есть популяризовать учреждение, в котором он работает, что также можно считать достаточно интересным занятием. Хороший методист должен быть усидчивым фантазером – две противоположности в одном флаконе.

    Функции методиста в каждом отдельном учреждении будут объяснены уже конкретно во время собеседования. Ведь специфика деятельности может быть абсолютно разной, даже опыт работы методистом в детском саду может быть абсолютно бесполезным, если вы будете пробовать устроиться на эту же должность в университет, например.

    Так что нужно быть готовым к тому, что придется погрузиться в изучение массы новой информации, правил, законов и норм, чтобы результативность вашей деятельности была максимально высока, это предусматривает должностная обязанность методиста в любом учреждении.

    И пару слов об оплате…

    Методист – это не та профессия, на которой можно, как говорится, заработать свой первый миллион. Но это прекрасный вариант для тех людей, кого устраивает тихое, уютное место работы и уверенность в завтрашнем дне. Среднестатистическая заработная плата методиста будет составлять около 2,5–3,5 прожиточных минимумов и выше, что, в принципе, тоже неплохо.

    Так что профессию методиста можно считать достаточно перспективной. К тому же она востребована на современном рынке труда, то есть серьезных проблем с трудоустройством у настойчивого человека с соответствующим образованием возникать не будет.

    4u-pro.ru

    Методист в детском саду. Секреты успешной работы. – Ребенок в детском саду

    Методист в детском саду — как режиссер в театре. Разработка занятий, сценариев, программ — методист отвечает за все, что делает пребывание ребенка в детском саду интересным, познавательным и развивающим. Секрет успешной деятельности методистом раскрыла Наталья А. Логинова, которая имеет большой опыт работы в детском саду.

    — Наталья, почему решили стать методистом?

    Н.А.: — Так распорядилась сама жизнь. Начинала свою педагогическую деятельность с работы воспитателем, потом учителем, завучем, методистом. У меня были хорошие учителя. Алещенко Наталия Ивановна – педагог-психолог, директор школы, которая «вырастила» не одно поколение творческих педагогов. Благодаря ей я обрела уверенность и получила знания не только педагогические, но и жизненные. Василькова Татьяна Викторовна. Замечательный руководитель детского центра, которая обучает не только детей, но и педагогов, вдохновляя их на деятельность собственным примером. Я учусь и у нее. Это некий генератор идей, которые она вырабатывает и осуществляет вместе с педагогами. Вот такие люди и «куют» квалифицированные кадры.

    Методист – это только должность. А сама деятельность зависит от человека, который работает на этой должности, от окружения и желания получать удовлетворении я от своей работы.

    — Расскажите, пожалуйтса, как рождаются сценарии?

    Н.А.: — Появление сценариев занятий – это творческий процесс, основанный на опыте и интересе. Сейчас много доступной педагогической литературы, но не всегда описано то, что подходит именно тебе. Поэтому, применяя свои знания, беря что-то новое, можно создать своё. Как говорится, «все новое – хорошо забытое старое». Вот на основе полученных уроков и знаний и создаются свои сценарии.

    — Есть ли некие проверенные приемы, которые всегда проходят на «ура» среди детей?

    Н.А.: — Так как ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра, то на «ура» проходят занятия с использованием игровых приемов.

    Учить играя – вот секрет успешных и интересных занятий.

    «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», — так говорил В.А. Сухомлинский.

    Провести простое классическое занятие не составляет труда для многих педагогов. А вот сделать его интересным, используя ролевую игру, некую игровую ситуацию, хитро переплести нити обучения и игры, применить нестандартные приемы обучения, через путешествия и секреты прийти к открытию, найти «изюминку» занятия в детском саду – вот те немногие беспроигрышные методы, которые помогают проводить любые занятия в детском саду на «ура».

    — Поделитесь, пожалуйста, откуда берете информацию для работы?

    Н.А.: — В работе руководствуюсь правилом: для того, чтобы иметь право учить кого-то, надо постоянно учиться самому. Ещё Сенека высказал эту мысль: «Уча других, мы учимся сами». Педагогическая литература, семинары, тренинги, общение с педагогами – все это благодатная почва для получения информации.

    К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания». Вот эти специальные знания, которые можно получать на различных курсах, конференциях, встречах и являются источником информации. А также, сейчас много доступной литературы, компьютерных программ, образовательных сайтов, где можно найти много полезной информации.

    — Какими своими разработками Вы особенно гордитесь? 

    Н.А.: — Конечно. В 2000 году вышла моя книга- методические рекомендации по работе с графическими диктантами, которая так и называется — «Графические диктанты», а также, рабочая тетрадь «Игры в клеточках» для детей, на основе методических рекомендаций «Графические диктанты». В 2005 году – сборник «Игры и игровые ситуации на уроке и после». Книга, адресованная, прежде всего учителям информатики, работающим со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также, воспитателям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и родителям.

    Есть неизданные работы по организации здоровьесберегающего обучения. И, конечно, за многие годы работы накопилось много интересного педагогического материала: разработки интегрированных уроков информатики и английского языка, информатики и ИЗО, сценарии, написанные совместно с коллегами, разработки занятий, альбомы поделок….

    — Сценарии пишутся по определенному шаблону? 

    Н.А.: — Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал ещё Я.А. Коменский. Существует классическая схема структуры урока (занятия). Плюс к ней добавляются методы и приемы здоровьесберегающего обучения и немного мотивации. «Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». Мотивация, по мнению психологов, является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

    Это и есть шаблон. А дальше – только знания и творчество педагога…

    — Возникали ли у вас когда-либо конфликтные ситуации с педагогами или воспитателями относительно разработок и как их удавалось решить?

    Н.А.: — Нет. Конфликтов не было. Моя жизненная позиция такова:

    • первое: четко реши, чего ты хочешь от жизни;
    • второе: обдумай хорошенько, что для этого надо сделать;
    • третье: иди и делай, но помни: не поступай с людьми так, как ты не хочешь, чтобы они поступали с тобой!

    Я считаю, что любое занятие – это полет фантазии педагога, его стиль работы, его умения и знания. Это приветствуется и уважается. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». На помощь педагогам приходят масса разработок и методичек на «любой вкус». Я стараюсь создать в отношениях между педагогами атмосферу добра, взаимовыручки, помощи друг другу, они делятся друг с другом своими «находками», приемами, знаниями и умениями. Что позволяет сплотить коллектив, сделать его дружным.

    А потом, есть законы, документы, на которые можно всегда сослаться при разрешении конфликтных ситуаций.

    — Нам нередко задают вопросы про сценарии: кто их пишет, чья это обязанность? Есть же определенные программы учебные, они как-то ограничивают «полет фантазии» в сценарии?

    Н.А.: — Вообще, большинство педагогов – люди творческие, которые, имея программный материал, могут написать и разработать для занятия в детском саду свой сценарий. Нет, ни в коем случае, готовые учебные программы не ограничивают педагогов. Конечно, есть государственные программы, утвержденные Министерством образования РФ, их никто не отменял. И, если педагог пишет свой сценарий занятия в детском саду, на основе рекомендаций какой-то программы, добавляя какую-то свою «изюминку», свои знания, то это только говорит о том, что это педагог творческий, желающий расти и развиваться, педагог — профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания и обучения имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания».

    Вот эти знания и берутся из готовых методических рекомендаций и программ, помогающие педагогу подготовиться к занятию.

    Педагоги, работающие над проблемами дошкольного образования, в своих трудах отмечают, что при планировании занятия в детском саду неплохо бы было бы продумать «изюминку» занятия. «Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному». Ведь педагог и артист, и художник, и музыкант, и писатель…. А методические рекомендации — это помощь для педагогов, некий путеводитель по образовательной деятельности, помогающий правильно распланировать и провести занятие

    — И еще один вопрос, когда вы все успеваете? Многие сотрудники детских садов жалуются, что не хватает времени, что приходится дома писать конспекты, что не хватает времени на свою семью. Как у вас получается все совмещать?

    Н.А.: — Действительно, часть работы приходится делать дома. Но мне это интересно. » Надо иметь в виду, что “интерес”, по И. Герберту, это синоним мотивации. А мотивация — двигатель деятельности.

    Когда занимаешься любимым делом и знаешь, что есть отдача, что это кому-то нужно, то просто хочется «горы свернуть».

    А потом, ну, уж такова профессия педагога, что приходится жертвовать своим личным временем для достижения успеха. Семья, работа, дети, друзья, магазины — где найти для этого всего время? Получается, что правильное распределение времени – это целое искусство.

    Во-первых, на помощь приходит планирование. Надо просто помнить, что «объять необъятное» и сделать все сразу — не получится, нужно понять, как правильно распланировать свой день. Уж, кто-кто, а педагоги-то умеют составлять план действий. Но нужно составить план таким образом, чтобы определить приоритетность и очередность событий. Есть такой способ, который называется метод Юлия Цезаря. Он немного сложен, но если им научится пользоваться, то он окажется полезным. Это, так сказать, параллельный режим выполнения каких-то операций. И в общем-то, оказывается, что секрета никакого нет.

    Чем больше жизнь насыщена какими-то событиями и делами , тем больше мы ценим время и стараемся рационально его использовать, то есть правильно планируем свои жизненные интересы.

    deti-club.ru

    Тяжела ты, шапка методиста

    Подробности

    Почему она тяжела

    Слово методист обозначает, по С.И.Ожегову, специалист по методике. А методика, в свою очередь, – это совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. Очевидно, что в самом понятии уже заложена как бы приподнятость специальности методиста над другими работниками отрасли, поскольку он должен обучить или показать практическое выполнение какого-либо процесса. Специальность методиста подразумевает наличие компетентности, широту кругозора, умение общаться с людьми и т.п. Вот эта приподнятость над специальностями, оторванность методической работы от несущей конструкции (в библиотечном деле это «фонд – читатель», а в педагогике «учитель – ученик») является причиной обособленности этой специальности, ее изолированности.

    Сейчас, по данным из территорий, в системе Минобразования работает около 2500 методических учреждений и организаций различных моделей и типов. Наибольшее распространение в настоящее время получили районные и городские методические кабинеты (75,8%) и информационно-методические центры и кабинеты (14,9%). В областных, краевых, республиканских центрах и крупных городах получила распространение модель научно-методических центров (НМЦ), их в России насчитывается 49. В некоторых случаях (5,5%) методические кабинеты включены в состав районных (городских) органов управления образованием или ликвидированы. В десятках ИУУ, ИПК открыты кабинеты организационно–методической работы, курирующие муниципальные методические службы в регионе [4]. В большинстве этих методических служб имеются методисты, курирующие школьных библиотекарей. Часть из них занимается только системой повышения квалификации, другая часть – комплектованием учебных фондов, третья – и тем и другим одновременно. И все сверх перечисленного выполняют еще множество других работ.

    Традиционно методическая служба библиотечной и педагогической практики отягощается управленческими и инспекторскими функциями. Руководители центральных библиотек или методических служб нередко требуют от методистов «составить справку о состоянии работы», «провести анализ цифровых показателей» и пр. А ведь такие документы не бывают безликими, необходимо выявить передовиков и не совсем передовиков. Да и специфические формы методической работы: проверки работы на местах, курирова-
    ние (читай: инспектирование), мероприятия по повышению квалификации, создание инструктивно-нормативных материалов и т.д. – не обеспечивают этой должности симпатий со стороны библиотекарей и педагогов. После общения с методистами библиотекари часто повторяют крылатые слова Бернарда Шоу: «Кто может – делает, кто не может – учит». Умные методисты не обижаются, другие – меняют специальность.

    «Не люблю я так называемые методические рекомендации, – признавалась известная директор централизованной библиотечной системы, – кропают их методисты долго, начинаешь читать – берет сомнение, то ли составитель не понимает,
    о чем пишет, то ли у меня что-то с головой происходит. Там все не про жизнь. Читаешь, а оно скользит мимо сознания».

    «Настораживает неприятие, а может быть, и непонимание природы и характера научно-методической службы…» – отмечал в свое время известный библиотековед Б.Н.Бачалдин. Именно это непонимание специфики и обусловило сворачивание в начале перестроечного периода методических служб и в библиотечном, и в педагогическом деле. Минимальное финансирование и необходимость самостоятельного выживания заставляли администрации библиотечных систем и методических центров образования сокращать количество работников, и жертвой сокращения стали в первую очередь именно методисты. В настоящее время и в библиотечном деле, и в образовании методистов осталось ровно столько, сколько системы могут себе позволить. Значит ли это, что их столько, сколько нужно? Вопрос нормирования методической работы актуален, как и раньше.

    В образовании развитие муниципальной методической службы сдерживает ряд причин, которые выявил Э.М.Никитин, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:

    «– Отсутствует базовая профессиональная подготовка кадров методистов в вузах, в ИПК (ИУУ). В действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования не предусмотрена подготовка учителя к методической работе. Нет специальности “методист”, есть лишь должность с таким названием;

    – при отсутствии в настоящее время государственной аттестационной службы, в т.ч. на муниципальном уровне (закон РФ “Об образовании”, ст. 38), методической службе на местах вменяется в обязанность аттестация образовательных учреждений, руководящих и педагогических кадров. В этом случае происходит, как говорится, “смешение жанров”. Аттестация и аккредитация в большей степени подразумевают административный контроль, в то время как методическая работа – товарищескую профессиональную помощь и поддержку;

    – в ряде территорий инспекторско-методические отделы в структуре органов управления образованием созданы в результате механического слияния штатов инспекторов и методистов и, соответственно, их функциональных обязанностей, что, к сожалению, не всегда улучшает профессиональное самочувствие учителя. Сокращение аппарата муниципальных органов управления происходит нередко за счет методических служб. В ряде районов на ставках методистов РМК (ГМК) работают специалисты органов управления образованием;

    – зарплата методистов приравнена к зарплате учителей (8–14-й разряды), что значительно меньше заработка специалистов муниципальных органов управления образованием. Условия же труда методистов, зачастую связанные с разъездами, особенно в сельской местности, в лесных, горных районах, тундре (при отсутствии транспорта в методических службах), отсутствие льгот, которыми пользуются другие педагоги, в том числе по коммунальным услугам в сельской местности, приводят к большой текучести кадров, частой смене руководителей РМК (ГМК), возникновению трудностей в привлечении высококвалифицированных специалистов, лучших педагогов-практиков, ученых;

    – материальная база в ряде случаев очень слабая. Большинство методических кабинетов из-за трудностей финансирования не имеют средств на информационную деятельность: на ведомственную подписку, приобретение необходимой для работы литературы, современной аппаратуры, видеотехники, компьютеров, множительной техники и даже элементарных канцтоваров;

    – задержки заработной платы, отсутствие денег на командировки, связанные с повышением квалификации учителей, приводят к частым срывам курсовой подготовки, районных, окружных семинаров, конференций, расторжению договоров с научными руководителями экспериментальной работы» [4, с. 6–7].

    Новая манера работать

    Вопрос номер один: какой должна быть методическая работа в новых условиях? Рекомендации научных сотрудников и ведущих методических центров немногочисленны, но весомы: от управленческого, менторско-инспекторского стиля к рекомендательному сотрудничеству, или «переход с вертикальной на горизонтальную структуру взаимодействия...» [6, с. 38].

    Интересно, что социологический опрос, проведенный среди педагогов и управленцев в 1997 году Новгородским региональным Центром развития образования, подтвердил эти рекомендации, поскольку выявил целый блок мнений, касающихся изменений методической службы органа управления образованием. 91% анкетируемых высказались за отмену методической службы в той форме, в которой она существовала в то время. Предлагалось больше помогать педагогам, меньше их контролировать и проверять, уделять внимание индивидуальной работе на основе потребностей учителей и т.д. [5].

    В работе методистов и специалистов, курирующих школьных библиотекарей, следует особо отметить понятие «сотрудничество». Именно сотрудничество в деле обеспечения учебниками учащихся, радение о социальном престиже работников библиотек, содействие совершенствованию работы школьных библиотек через организацию содержательной, насыщенной системы повышения квалификации, последовательное доброжелательное курирование слабых работников, поиски нового, прогрессивного в практике библиотекарей и многое другое отличает современную работу методистов. Отчасти сейчас такой подход все шире реализуется на практике, но стереотипы ломать нелегко.

    На обочине

    В библиотечном деле «методисты – это своеобразные “визитные карточки” методических центров любого уровня» [1, с. 32]. В педагогике методические службы все же воспринимаются, как и прежде, управленческой категорией работников. Но специализация методи-ста, курирующего школьных библиотекарей, в методических центрах образования стоит особняком.

    Методиста-куратора и школьного библиотекаря роднит и объединяет периферийность их положения в учреждениях образования (в методическом центре и в школе). И тот и другой варятся в своем котле без видимой помощи от родных педагогических коллективов – сильна специфика производства. Библиотечное дело, по сложившимся социальным стереотипам, не кажется сложным и тяжелым.

    Объединяет эти специальности и высокая степень самостоятельности в действиях. Из-за специфики работы ими сложно руководить, а контролировать их деятельность незнающему человеку практически невозможно. От методистов по библиотечным фондам и школьных библиотекарей в конечном счете – в упрощенном варианте – требуется своевременное обеспечение учащихся учебниками. Но учебники стоят денег, а денег всегда или нет, или они есть, но на все не хватает, соответственно и эффективность работы методиста и школьного библиотекаря в этом направлении измерима только при наличии учебников сверх всех нормативов.

    Именно поэтому у администраторов разного уровня постоянно существует желание задействовать их на других, более необходимых, на их взгляд, работах. Многие методисты по учебным фондам, под стать школьным библиотекарям, ежегодно выполняют непрописанные ни в каких должностных инструкциях виды работ: от погрузки и разгрузки собственными физическими силами всевозможных журналов и бланков для ведения делопроизводства в школах, распространения книжных даров от различных организаций (зачастую совершенно ненужных школьным библиотекам) и до контроля за питанием и медицинским обслуживанием учащихся района, города, области.

    И методисты, и школьные библиотекари одинаково недооценены на своем трудовом поприще, редко бывают особо отмечены или награждены. И в той,
    и в другой специальности есть и свои радости, и «невидимые миру слезы».

    Положение усугубляется тем, что ведение профессиональной документации и методисты, и школьные библиотекари должны встраивать в схемы, принятые в педагогике, оперировать чаще педагогической, чем библиотечной терминологией, проводить мероприятия, более свойственные педагогике. И все равно из-за библиотечной специфики они «чужие среди своих».

    Одинаково плохо поставлено дело профессионального обучения и тех и других. За школьных библиотекарей кое-где берутся детские библиотеки, сами методисты изыскивают возможности для семинарских и лекционных занятий и консультирования. Централизованное планомерное повышение квалификации школьных библиотекарей осуществляется в отдельных, немногочисленных регионах.

    Методистов по учебным фондам не обучает никто и нигде. Разве что специалистов крупных регионов один раз в год в маркетинговых целях приглашают издательства «Просвещение» и «Дрофа» и ориентируют в перечне новых учебников, утвержденных Минобразования. Информационный вакуум методистов, кураторов школьных библиотекарей носит закоренелый характер. Масса усилий тратится на самостоятельную добычу профессиональной информации.

    И все же трудно переоценить роль методиста для школьных библиотекарей. Можно сказать: повезло с методистом – школьные библиотекари как у Христа за пазухой, даже если и не все так ладно с учебниками, как хотелось бы; не повезло с методистом – производственный процесс не только не обеспечен в достаточной мере учебниками, толковыми консультациями и человеческим сочувствием, но и сопряжен с психологически осложнениями.

    Методист и школьный библиотекарь составляют одну библиотечную ветвь на педагогическом древе. Они нужны друг другу.

    Идеальный методист

    Какой же он, идеальный методист, в плане профессиональной пригодности? Библиотековеды видят его таким:

    • Методисту необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.

    • Методист одновременно и генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать библиотечные и педагогические процессы, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы библиотек.

    • Методист должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности: хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать, отчетливо и доступно донести наработанное, рекомендуемое. «…Профессионализм методистов …не в сохранении образа “все знающего, все умеющего” дилетанта, а в умении оказать эффективную помощь» [6, с. 38].

    • Главное в труде методиста, его взаимоотношениях с практиками – не только умение донести до библиотекарей профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием, с тем чтобы быть информированным и определять тенденции развития и потребности практики [3].

    • Спецификой труда методиста по библиотечному фонду и школьного библиотекаря является необходимость знания не только основ библиотечного дела, но и всего многообразия учебно-методических комплектов для основного и вариативного обучения с учетом ориентации каждого издания на определенные педагогические технологии, необходимость освоения и внедрения прогрессивных методов работы (например, аренды учебников).

    • В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями, осваивать автоматизированное ведение части методической документации, внедрять распределение учебников по школам с помощью соответствующих компьютерных программ, отыскивать информацию в Интернете по интересующему его вопросу.

    Тяжела шапка методиста. Но идеальный образ не так уж недостижим.

    Для методистов, несущих свои «шапки» с удовольствием, с «очарованными лицами», и предполагает вкладка «Методический день» печатать статьи, консультации, публиковать опыт и разбираться с повседневными вопросами трудовых буден.

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «МигКредит». Посетив официальный сайт кредитной организации «МигКредит», который располагается по адресу http://migcredit.ru/, Вы сможете отправить онлайн заявку на получение денежного займа, что позволит в самые быстрые сроки, без залога и поручителей, получить в долг требуемую сумму на неотложные дела, не дожидаясь зарплаты. Все что Вам потребуется для получения микрокредита – это только Ваш паспорт, а прозрачная система оплаты, отсутствие скрытых комиссий и платежей послужат надежной гарантией Вашей защиты от переплаты.

    Литература:

    1. Авраева Ю.Б.Сага о методистах, или «О бедном методисте замолвите слово…» // Научные и технические библиотеки – 2002. – № 5.– C. 32–35.

    2. Бачалдин Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы// Научные и технические библиотеки. – 1994. – № 10 – С. 26.

    3. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе. – М., 1993. – С.29–30.

    4. Никитин Э.М. Проблемы и перспективы развития федеральной системы повышения квалификации // Методист. – 2001. – № 1. – С. 3–10.

    5. Организация методической службы в современных условиях: этапы развития, проблемы, опыт. – Великий Новгород, 1998. – С. 3.

    6. Суслова И. Методическая работа в поисках будущего // Библиотека. – 1998. – № 1. – С. 36–38.

    Ольга КОЗЛОВА

    lib.1september.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *