МКДОУ №13 г.Нижнеудинск – Педагог-психолог
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,
ПЕДАГОГИ И СОТРУДНИКИ ДЕТСКОГО САДА!
В нашем учреждении для Вас работает педагог-психолог.
Кто есть кто?
ПСИХОЛОГ – специалист, который окончил (как правило) гуманитарный ВУЗ, работает со здоровыми людьми, используя различные методы консультирования и психотерапии. Не имеет права назначать медицинские препараты.
Для чего нужен психолог?
Психолог нужен для решения тех проблем, в которых Вы, возможно, запутались. Психолог нужен для поиска Ваших ресурсов, если Вы чувствуете себя обессиленным. Единственное, что нужно и что поможет избавить Вас от проблем, это Ваше желание обратится за помощью к профессионалу. И именно он научит Вас прислушиваться к себе и к окружающим, что помогает облегчить, изменить жизнь.
Психологи – это обычные люди с обычными чувствами, присущими всем людям. Также как и все, они боятся и радуются, переживают печаль и восторг, испытывают сомнения и тревогу, мечтают о близости и хотят признания. И это не сверхчеловеки, которые смогут указать путь, подсказать, как надо правильно жить и стать счастливым.
Почему психолог способен разобраться в проблемах и трудностях лучше друзей и других близких людей?
Потому что он, во-первых, эмоционально не вовлечен в них, и, во-вторых, специально обучен, обладает инструментарием и опытом для такой работы. Часто психологию связывают со словом «помощь», но это – трудная, временами неприятная и грустная работа, за которую в ответе оба – психолог и его клиент.
“Психолог не знает, как вам жить и какой ваш выбор правильнее, но он может помочь вам услышать свой навигатор и поддержать вас в том, чтобы не изменять себе тогда, когда вы в этом нуждаетесь”
(Анна Паулсен)
Педагог-психолог МКДОУ №13:
ЧТО ДЕЛАЕТ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: Создает оптимальные условия для роста и развития ребенка; Заботится о психическом и физическом здоровье детей; Обеспечивает безопасность детей и защиту их прав; Помогает адаптироваться к жизни; Помогает преодолевать трудности развития; Делится секретами воспитания с родителями, помогает нашим педагогам повышать свой профессионализм. |
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Испытывает трудности в общении;
Часто бывает агрессивен, драчлив или излишне застенчив, тревожен;
Испытывает различные страхи, у него плохой сон, аппетит;
Не хочет идти в школу;
Стал жертвой насилия;
Перенес утрату близкого, испытал тяжелый стресс….
ПРИГЛАШАЕМ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ВОПРОСАМ:
• ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
• ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КОЛЛЕГАМИ ПО РАБОТЕ
• СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ЧАСЫ ПРИЕМА:
Понедельник 13.00 – 18.00
Вторник 8.00-13.00.
Среда 8.00-12.00
Четверг 13.00-18.00.
Пятница 8.00-12.00.
Приём ведётся по предварительной записи.
В детском саду функционирует КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ для родителей детей, не посещающих ДОУ. Режим работы – вторник, суббота. Прием также ведется по предварительной записи по телефону: 5-60-74 или 89027644412.
Если Вы хотите лучше понимать своего малыша, помочь ребенку справиться с трудностями развития, поведения и поиграть с ним дома в игры, способствующие личностному, эмоциональному, речевому и познавательному развитию – загляните в разделы
mkdou13.ucoz.net
МБДОУ «Детский сад № 124» – Что делает педагог
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
Ø Выявление причин нарушений эмоционально – личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
Ø Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
Ø Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
Ø Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
Ø Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
Ø Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
Ø Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
Ø Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно – образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
Ø Психологическая диагностика
Ø Коррекционно – развивающая работа
Ø Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
Ø Консультирование по проблемам развития
Ø Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
Ø Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
Ø Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
Ø Психологическое просвещение
Ø Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
124.doudzr.ru
Что делает
Что делает психолог в школе?
Уже более 20 лет прошло с момента, когда первые практические психологи пришли работать в школы. Но до сих пор вопрос о деятельности психологической службы волнует учеников, родителей, учителей. Некоторые до сих пор склонны видеть в профессии некоторый высший мистический смысл, а другие наоборот, представляют работу довольно примитивно. Это можно понять, т.к. в среде самих психологов до сих пор идет поиск, и не утихают разговоры о месте и роли психологической службы в образовательном учреждении. Следует отметить, что наряду с социально-педагогической службой, психолого-педагогическая – самая молодая в системе образования. Она постоянно развивается, совершенствуется, приобретая новый опыт и формируя потребность в ней у всех участников образовательного процесса.
Деятельность службы осуществляется в соответствии с основными нормативными документами 1996 г. В них, в частности, прописаны основные направления деятельности педагога-психолога: диагностическое, психопрофилактическое, коррекционно-развивающее (для соответствующих образовательных учреждений), консультативное, а также – психологическое просвещение. Как видим, ничего сверхъестественного в работе психолога нет. А сам он обычный живой человек, выполняющий свою работу. Существует кардинальное отличие психолога от психиатра или психотерапевта. Работа двух последних относится к медицине, отклонениям от нормы, патологии. Психолог же работает «с нормой».
Деление между основными направлениями деятельности педагога-психолога весьма условно; скорее они взаимно проникают и дополняют друг друга, образуя некоторую целостную систему. В работе каждого педагога-психолога все эти направления обязательно присутствуют. Однако степень выраженности той или иной работы может быть разная. Так, например, в специальных коррекционных образовательных учреждениях основной акцент сделан на коррекционно-развивающую работу, как самой необходимой. Количество детей в таких школах и детских садах значительно меньшее, нежели в общеобразовательных учреждениях, и психолог имеет возможность «напрямую» (непосредственно) работать с каждым ребенком. И зарплату он получает именно за такую работу.
Иная ситуация в общеобразовательной школе. Здесь столько учеников, что психолог не имеет возможности непосредственно работать с каждым, да и основной запрос общеобразовательной школы иной. Сосредоточиться на работе с отстающими или проблемными учениками было бы неправильно, хотя бы потому, что это неизбежно скажется на «охвате» психологическими услугами других, менее проблемных учеников, ущемлении их прав, свертыванию прочих видов работ и как следствие – нерациональному использованию средств налогоплательщиков. Замечу, что педагог-психолог общеобразовательной школы получает свою зарплату именно за охват всех учеников примерно в равной степени. Модель «прямой», непосредственной работы с учеником не подходит для общеобразовательной школы, она не эффективна. Где же выход? Как можно организовать работу, чтобы выполнить эти условия?
Существует иная «опосредованная» модель деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы, наиболее адекватная потребностям современной системы образования. Согласно этой модели деятельность психологической службы выстраивается через образовательную среду (или образовательный процесс) в целом.
В самом деле, кто ближе всего расположен к ребенку? – Родители, близкие друзья. Это первый, ближний круг, который оказывает самое сильное влияние на развитие и воспитание человека. Не менее важный, но все-таки более дальний – учителя и сверстники в школьном коллективе. При этом понятно, что учителя начальной школы, которые имеют возможность каждый день общаться с детьми, более влиятельны, нежели их коллеги в средних и старших классах. Администрация школы, а также все специалисты (педагог-психолог, в частности) объективно стоят еще дальше от ученика, их прямое влияние самое незначительное, поэтому и встает необходимость организации опосредованного (непрямого) влияния их на учеников через образовательную среду и других участников образовательного процесса: учителей, родителей, сверстников.
Образовательная среда включает в себя собственно образовательный процесс (процесс обучения и воспитания, а точнее эффективные способы обучения и воспитания), деятельность и общение учителя с учеником и родителями, а также социально-психологические процессы в классных коллективах (общение со сверстниками). Вот почему в нашей школе педагог-психолог уделяет особое внимание инновационной деятельности по 2 основным направлениям: «Освоение современных развивающих подходов в образовании» и «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений».
Стержневая проблема первого направления – повышение психолого-педагогической компетентности учителя и освоение им современных развивающих методов, подходов в образовании. Современные требования системы образования не ограничиваются передачей знаний от учителя ученику. Знания не цель, а средство развития интеллекта, личности в целом. Задача учителя – не просто «пополнить копилку» знаний ученика, а выстроить процесс обучения так, чтобы ученик самостоятельно активно усваивал новые знания, развивая свой потенциал. Именно эти требования отражаются в новых стандартах образования. За годы учебы в школе каждый ребенок должен воспитать в себе потребность в самообразовании и саморазвитии, т.к. только эти качества обеспечат ему успешность в нашем стремительно меняющемся мире. Это задача очень сложная. Далеко не каждый учитель способен поставить перед собой такую задачу и решать ее; помочь в этом учителю призван психолог. В силу своих профессиональных знаний, взгляд психолога на процесс обучения более глубокий, нежели у учителя традиционной школы. Не случайно развивающие образовательные программы нового поколения созданы ведущими психологическими школами в сотрудничестве с педагогами. Не случайно появление первых психологов в школах в конце 80-х совпало с периодом активного освоения педагогами современных развивающих подходов и программ. И далеко не всегда альтернативный психолого-педагогический смысл программ нового поколения понятен учителю. Освоение этого нового смысла учителем идет гораздо эффективнее в содружестве с психологом.
Чтобы было понятнее, приведу простой пример. На уроке учитель читает детям несколько слов и просит их запомнить, потом ученики называют запомнившиеся. По мнению учителя, таким образом развивается память учеников. Однако у психолога при этом другое мнение. Тренировка механического запоминания небольшого объема отвлеченных слов малоэффективна по следующим причинам:
– механическое запоминание лучше всего развито у детей 2-5 лет, и она не может обеспечить полноценного усвоения знаний в связи с ограниченным объемом;
– суть развития памяти состоит в овладении ребенком эффективными приемами запоминания, наоборот «уводящими» от механического способа, и позволяющими оперировать постоянно возрастающими объемами информации;
– эффективное овладение приемами осмысленного, ассоциативного запоминания осуществляется путем ежедневной, «каждоурочной» определенным образом подаваемой учебной информации. В этом как раз и состоит сложный процесс преобразования «традиционных» знаний в «развивающие».
В связи с этим вызывают также большое сомнение занятия по развитию психических познавательных процессов, которые обычно проводят начинающие психологи. Ни одно специальное, самое лучшее упражнение (занятие), проводимое в 1 раз в неделю, не сравнится по эффективности со всеми предметными уроками, выстроенными с учетом психологических закономерностей, т.е. в современном, развивающем ключе (напомним, речь идет об общеобразовательной школе). Психологическое сопровождение, оптимизирующее образовательный процесс, усиливающее его развивающий характер, – вот сложнейшая и актуальная для современной системы образования задача педагога-психолога.
Вторая по сложности и значимости задача, связанная с инновационным направлением работы «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений», – создание и регулирование благоприятной, психологически комфортной ситуации в классных коллективах. Человек становится личностью только в социальной среде. Школа – один из самых важных социальных институтов в жизни человека. Поэтому умение выстраивать свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) способствует развитию личности ученика, его социализации и социальной адаптации. Развитие коммуникативных качеств личности (доброжелательности, терпимости, активности, уважения к личности другого человека и т. д.) – один из главных показателей воспитанности ученика. Психологически комфортная социальная ситуация в классе и школе является необходимым условием успешности обучения и воспитания всех и каждого, а также результатом деятельности педагогического коллектива в целом.
Таким образом, деятельность педагога-психолога общеобразовательной школы, нашей в частности, направлена на решение задач оптимизации образовательного процесса (образовательной среды). Эта работа – не мановение «волшебной палочки», а кропотливая, подчас незаметная для окружающих деятельность. Но в современном обществе, в системе образования она необходима. Ее результаты – позитивные изменения в интеллектуальном и личностном развитии учеников, характере отношений взрослых и детей, профессионализме учителей, обоснованности управленческих решений.
Мне хочется закончить словами одного выдающегося ученого, которые запомнились еще со времен студенчества: «Присутствие психолога в коллективе иногда бывает незаметно, зато всегда бывает заметно его отсутствие…»
school78.edu.yar.ru
Что делает педагог-психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель . Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов?
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию,
из которых вытекает множество задач, которые необходимо решать педагогам и специалистам ДОУ.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
- Выявление причин нарушений эмоционально – личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
- Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно – образовательного процесса:
- Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
- Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
- Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
- Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам.
mbdou-ivushka.ru
Чем занимается педагог-психолог – Информационный раздел – Каталог статей
В наше время человек получает достаточно знаний о мире вокруг и о себе самом, чтобы разобраться, куда пойти, окажись он перед камнем на распутье. Он знает, как выбрать правильный путь к счастью в личной жизни, успехам на работе, гармонии с самим собой. И каждый из них лежит через собственный внутренний мир, страну душевных противоречий.
Взрослые люди способны решать свои проблемы достаточным количеством способов – выговариваясь «в жилетку» надежному другу, круглосуточно посвящая себя работе, обращением к прекрасному, отдыхом в окружении веселой компании и т. д. Однако ребенку, который не имеет достаточного количества механизмов саморегуляции, необходима помощь в обеспечении нормального психологического развития. Кто же занимается столь важным вопросом? Педагог психолог – существо многоликое. Он может работать в учреждениях самого разного типа, имеющих целью своей деятельности воспитание и развитие детей. Психолог в детском саду, школьный педагог психолог, ответственный за психологическое здоровье студентов – все это разновидности озвученной выше профессии.
Педагог-психолог
Педагог-психолог – это практический психолог, работающий в образовательной среде. Его работа направлена на поддержание психического, социального и телесного здоровья воспитанников учебных заведений различного уровня образования. Обобщая, можно сказать, что педагог-психолог помогает детям, педагогам и родителям в решении их насущных проблем.
– проводит педагогическую диагностику, выявляя различного рода отклонения в развитии, определяя степень социальной адаптации, выявляет физические недостатки, негативно воздействующие на психическое здоровье;
– Занимается коррекционной работой с родителями, детьми, педагогами;
– Повышает уровень психологической культуры.
Направления деятельности
Психодиагностика – мероприятия, направленные на распознание индивидуально-психологических особенностей личности. Школьный педагог психолог делает упор на данный вид деятельности.
Помощь в сложных жизненных ситуациях – выявление частных случаев проблемных обстоятельств жизни воспитанников, их родителей и педагогических работников.
Психологическая реабилитация – деятельность, которой педагог-психолог занимается с целью восстановления утраченных или поврежденных психических функций, управления психическими состояниями.
Психологическое просвещение – формирование позитивных установок по отношению к психологии не только у работников социальной сферы, образования, но и у остальных ее участников.
Работа, направленная на развитие и коррекцию определенных психических процессов, состояний, свойств и качеств.
Психологическое консультирование – вид психологической помощи, являющийся частью психотерапии.
Правовой статус
Должность педагог-психолог подразумевает наличие базового психологического образования или высшего образования, сочетающегося с пройденными курсами детской практической психологии. Детский психолог работает в каждом образовательном учреждении, осуществляющем воспитательно-обучающие мероприятия с несовершеннолетними. Школьный педагог психолог, например, подчиняется не только администрации школы, но и районному центру психологической поддержки.
Педагог-психолог имеет право:
– знакомиться с документацией учреждения, имеющими непосредственное отношение к его деятельности;
– Вносить предложения по усовершенствованию работы учреждения в сфере своей компетенции;
– давать распоряжения обучающимся и педагогическим работникам, ограничиваясь рамками своих полномочий;
– принимать решения, входящие в область его компетенции.
Педагог-психолог может ассоциироваться с учителем или воспитателем, но это далеко не так. Он всего лишь помогает проявить свою индивидуальность в согласии с рамками общества. Также педагог-психолог работает с абсолютно нормальными, психически здоровыми людьми. Его услуги помогают решить проблему на ином, более качественном уровне.
Похожие материалы:
decadenz.ru
«Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»
«Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»
Когда подходит время отправлять ребенка в детский сад, мы все чаще сталкиваемся с тем, что на базе детского сада работает педагог-психолог.
Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим ребёнком все в порядке и ему психолог не нужен.
Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несостоятельности их детей. Развеивая эти мифы, хотелось бы остановиться на вопросе, чем же занимается психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду? Этот вопрос будоражит, волнует, а иногда и пугает родителей.
Многие родители ошибочно полагают, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. Психолог в саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не назначает лечение. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить наличие какого-либо отклонения в развитии ребёнка и посоветовать консультацию у того или иного специалиста. Таким образом, педагог-психолог занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.
Основные виды деятельности педагога-психолога ДОУ.
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.
Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Психодиагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Также проводится диагностика возможных проблем в обучении и воспитании ребенка.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Важно предупреждать возможные осложнения и отклонения в психическом развитии и становлении личности детей.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Задача коррекционной работы приблизить уровень психического развития ребенка к определенному возрастному эталону психического развития. В развивающей работе психолог ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Но данные проблемные ситуации рассматриваются только по отношению к ребенку, поскольку главная задача работы педагога-психолога в детском саду – это сохранение и укрепление психического здоровья малыша.
– Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.
Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу:
С какими проблемами можно обратиться к психологу ДОУ:
- социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, конфликты в семье, появление нового члена семьи, случаи насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства патологические (вредные) привычки, вопросы по воспитанию ребенка, детско-родительские отношения, беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией и т.д.;
- трудности в эмоционально-волевом развитии: агрессия, замкнутость, капризность, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка; проблемы поведения;
- возрастные особенности развития детей: кризис 3 –х лет, кризис 7 –и лет, ведущий вид деятельности и т.д.;
- проблемы общения со сверстниками; сложности коммуникации;
- образовательные трудности: уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление), трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
- задержка психического развития, аутизм и др.
Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог призван быть на стороне ребёнка.
К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.
Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. У психолога, вы получите нужную и полезную информацию.
Психическое здоровье ребенка в первую очередь зависит от родителей!
Автор: Григорьева О.В.
grigorieva-nfdou52.edumsko.ru
Что делает педагог-психолог в школе?
Что делает педагог-психолог в школе?В работе школьного психолога можно выделить следующие направления:
1. Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
2. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
3. Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
4. Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
5. Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу?
К психологу (как школьному, так и любому психологу-консультанту) имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:
1.”Ступор” при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных при хорошем выполнении таких же заданий дома;
2. Ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их;
3. У ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем (конфликты) и т.п.
Психолог не решает Ваши проблемы за Вас, не «выписывает рецепт». Он объясняет ситуацию и совместно с Вами ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители, учителя и другие близкие ребенку взрослые!!!
Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок».
При работе с психологом Вы и Ваш ребенок занимаете не пассивную позицию «пациентов», а позицию активных, заинтересованных соучастников.
ПОМИМО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, СУЩЕСТВУЕТ ЕЩЁ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА, СОСТОЯЩИЙ ИЗ МОРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИИ.
Основной этический принцип практического психолога – «НЕ НАВРЕДИ» и КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ, а психолога, работающего в сфере образования, отличает ещё и ответственность перед детьми.
ВСЕГДА РАДЫ ПОМОЧЬ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ И ДЕТИ
urist-edu.ru