Что такое археологическая школа – Что такое АРХЕОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ – А. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ – Энциклопедия Кольера – Словари

Что такое школы и институты археологии

15.11.2014

Вы не задумывались, что существуют ВУЗы и вообще среднее образование, связанное с археологией. Понятие «Археологический институт» имеет отношение к двум типам заведений:

  • Заведение, в котором люди исследуют местность, для нахождения разных археологических памятников. Потом свои находки они показывают с помощью средств массовой информации.
  • Заведения, в которых преподаватели дают подопечным теоретические знания, для подготовки опытных археологов и архивистов.

Описание первого «археологического института корреспонденции»

Первым таким учебным заведением считается образовавшийся в 1829 году в Берлине Институт для археологической корреспонденции. Задачей этого института был научный анализ памятников древней культуры греческого, римского, этрусского и древнеиталийского времени. Этот институт производил ежемесячную печать, в которой рассказывалось про их открытия. А каждый год выходил большой журнал с фотографиями памятников архитектуры и различных интересных раскопок давнего времени. В этом журнале описывались все исследования, которые были проведены в течение года.

Для расширения подобного вида деятельности в 1871 году в Риме происходит строительство нового здания для Института для археологической корреспонденции. Несмотря на это, здание в Берлине считается главным управлением, в котором работают 11 членов этого института, а в Риме находится 2 его секретаря. После этого подобного рода институты начали расстраиваться по всему миру. Так уже в 1874 году в Афинах появился такой же институт. Центральным управлением этого института является тоже Берлин, в Афинах и Риме были филиалы.

А вот создавшийся институт археологических исследований в Люксембурге в 1847 году имел направление другого характера. В этом институте исследовали памятники архитектуры и разного рода старинные добытые вещи, а потом печатали данные, которые узнали в ходе многочисленных исследований. Стоит отметить что их публикации пользовались огромным спросом.

А вот первая археологическая школа была образована во Франции в 1821 году. Знаменитый публицист де-Жерандо в 1806 году предлагал Наполеону I обширный проект такой школы, но Наполеон I решил, что такая школа не даст никаких положительных результатов. Свой план, но не в полном объёме, публицисту удалось осуществить, аж в 1821 году, когда Людовик 18 согласился с созданием школы, которая будет обучать архивистов.

Маленькие дети очень любят мастерить своими руками. На сайте http://канцтовар.укр/ru/vci-kanctovari/plactilin вы можете приобрести пластилин по выгодной цене. Тут есть его большой ассортимент.


Школа развития человека

Категории: Статьи

archaeology.kiev.ua

Некоторые школы археологической теории. Археология. В начале

Некоторые школы археологической теории

Можно сказать, что до некоторой степени только что обсуждавшиеся подходы к интерпретации прошлого и сегодня остаются с нами. Вместо того чтобы заменять друг друга, они продолжают существовать — в сегодняшней археологии есть мириады теоретических подходов. Культурно-историческую, процессуальную и постпроцессуальную археологию можно рассматривать как основные, всеобъемлющие парадигмы о том, как должно концептуализироваться прошлое, как оценивать археологические данные, каковыми должны быть цели археологического исследования. Рассматривать четко разграниченные школы было бы неверно, так как практически каждая из них часто берет что-то от другой (обсуждение принципиальных различий в новых пояснительных парадигмах см.: Бинтклифф — Bintcliff, 1991, 1993.)

Чтобы объяснить культуры прошлого, для концептуализации своей работы и моделирования социальных, политических и культурных систем ученые привлекают много других теорий и концепций. Многие из таких теорий относятся к философии и антропологии культуры, но в качестве источников также используются социология, политические науки, эволюционная биология и даже литературная критика. Эти меняющиеся перспективы помогают археологам концептуализировать и моделировать социальные системы прошлого. Хотя некоторые из них могут лучше подходить к процессуальным и постпроцессуальным взглядам на прошлое, но ни одна из них не может быть легко разбита на части. Например, процессуальная археология в большей степени может быть посвящена адаптации человека к среде обитания, а интерпретация идеологий, религий и мировосприятия в прошлом являются главными вопросами

когнитивно-процессуального подхода (Флэннери и Маркус — Flannery and Marcus, 1993). А вопрос полов был в центре внимания как процессуальной археологии, так и постпроцессуальной (Хейс-Гилпин и Уитли — Hays-Gilpin and Whitley, 1998). Теоретических подходов к археологии много, среди них можно выделить следующие.

Эволюционные подходы являлись неотъемлемой частью археологии начиная с XIX века. В то время как теория однолинейной эволюции человеческих сообществ была отброшена (глава 2), концепция полилинейной культурной эволюции многогранно связана с современными археологическими исследованиями. Она полезна при концептуализации изменений в сообществах прошлого (см., в частности, Эрл — Earle, 1997).

Некоторые ученые следуют идеям эволюционных процессов при рассмотрении социальной и культурной адаптации и адаптации к окружающей среде. Археологи, придерживающиеся таких убеждений, считают, что естественный отбор ограничивает мысль и действия человека. Следовательно, то, как люди вели себя, может быть понято посредством понимания тех ограничений, что были наложены на разум человека в течение его длительной эволюции. С этой точки зрения естественный отбор произвел культуру путем «дарования» репродуктивных преимуществ ее носителям. Таким образом, мысль и действие были направлены естественным отбором по разным каналам, являвшимся адаптивными для возникновения

Homo sapiens. Суть естественного отбора в том, что человек мыслит и действует определенным образом, и никак не другим. В результате проявилась тенденция к конформизму в мыслях и действиях среди разнообразных сообществ с самыми разными институциями и верованиями.

Экологические подходы особое внимание уделяют изучению древних сообществ в естественной среде обитания. Как мы видели при обсуждении экологии культуры, теория изменения культуры как процесса приспособления к среде возникла в середине XX века и сыграла важную роль при зарождении процессуальной археологии, которая изначально рассматривала культуру как экстрасоматическую адаптацию к внешней среде (Крамли — Crumley, 1994).

Марксистские взгляды, развившиеся из работ Фридриха Энгельса и Карла Маркса, давно и сильно влияют на археологические теории. Классические марксистские воззрения особо подчеркивают противоречия между экономическими отношениями (особенно между производством и обменом), классовые противоречия и неравенство как движущую силу социокультурной эволюции. Маркс и Энгельс рассматривали в качестве основной однолинейную эволюционную модель, выдвинутую Льюисом Генри Морганом (глава 2), применительно к эволюции древних сообществ. В своих собственных работах они детально разрабатывали теорию эволюции капитализма, социализма и коммунизма. Марксистские взгляды значительно повлияли на В. Гордона Чайлда, особенно те аспекты, которые затрагивали изменения в обществе при переходе к земледелию и усложнение социополитического устройства, на его понимание изменений общественного устройства (Триггер — Trigger, 1980).

Некоторые исследователи обращались к марксизму для обрамления своих дискуссий и выработки концепций. Многие теории были выдвинуты учеными-марксистами, такими как Антонио Грамши, Анри Лефевр и Клод Мелассо (МакГуайр — McGuire, 1992). Диалектический марксизм, к примеру, подчеркивает понимание взаимосвязанных отношений явлений внутри общества. Следовательно, существование, пол, класс и раса рассматриваются как неотъемлемые части всей социальной системы, а не как независимые конструкции. Марксистские теории и аналитические концепции были очень важны для археологов-историков, исследующих археологию капитализма и экспансию Европы в незападный мир (М. Джонсон — M. Johnson, 1993; Орсер — Orser, 1966). Другая часть марксистской археологии фокусируется на современных контекстах, в которых действуют археологи, и является частью критической археологии.

Критическая археология считает, что поскольку археологи являются актерами в современной культуре, то они должны активно влиять на общество (Шэнкс и Тили — Shanks and Tilley, 1987a, 1987b). Одним из экстремумов является марксистский взгляд на археологию, согласно которому все знание является классовым и поэтому археология формирует историю с классовыми целями (МакГуайр — McGuire,1992). Таким образом, реконструкции прошлого имеют социальную функцию, и, следовательно, археология не может быть нейтральной, объективной наукой. Обращаясь к критическому анализу, археология может исследовать отношения между реконструкцией прошлого и идеологией, которая помогла создать эту реконструкцию.

Критическая археология является процессом, при котором археологи становятся более критичными в отношении собственного места в развивающейся западной научной школе (Триггер — Trigger, 1984, 1989). Большая часть критической археологии сосредоточена на понимании. Другими словами, нас должны беспокоить культурные корни нашей работы.

Культурный материализм вырос из марксистских воззрений, но здесь подчеркивается роль существования и технологии существования как основного источника социокультурных явлений. В основе всех социокультурных явлений лежит инфраструктура, в которую входят средства существования и основные нужды, такие как пища, одежда и кров. Эти явления оказывают выборочное давление на остальные элементы общества, включая структуру семьи, разделение труда, классы, религию, науку, обычаи и идеологии (М. Хэррис — M. Harris, 1968, 1979, 1999). Хотя и другие культурные явления могут влиять на культурную эволюцию, факторы инфраструктуры рассматриваются здесь как намного более важные.

Культурный материализм особенно привлекателен для археологов, потому что в нем подчеркивается важность технологий и окружающей среды, как раз тех аспектов сообществ прошлого, которые хорошо сохраняются в археологическом материале и подвергаются оценке.

Теория мировых систем, разработанная социологом Эммануилом Валлерштайном (1974, 1979, 1980), утверждает, что социоэкономические различия между сообществами являются продуктом взаимозависимой всемирной экономики. Все сообщества размещаются по трем общим категориям: сердцевинные (core) сообщества — это мощные промышленные нации, доминирующие над другими регионами и нациями; полупериферические сообщества также индустриализованы, но у них нет мощи первых; периферические общества находятся вне сердцевины и никак не могут контролировать экономическую экспансию сердцевины. Взаимоотношения развитых и развивающихся стран в современном мире рассматриваются здесь в свете сердцевинно-периферических отношений.

Не удивительно, что теория мировых систем дала археологам-историкам, исследующим пересечение Европы с остальным миром, важную модель (ДеКорс — DeCorse, 2001a, 2001b). Хотя и археологи, изучающие докапиталистические общества, нашли много полезных для себя концепций, рассматривая отношения в старших и меньших «мировых системах», например социополитические усложнения в Месопотамии и Центральной Америке (Chase-Dunn and Hall, 1991).

С археологической точки зрения термин когнитивная археология охватывает широкий спектр поведенческих моделей человека, особенно религию и верования, а также развитие и выражение сознания человека. Иногда ее называют археологией разума.

Некоторые археологи исповедуют когнитивно-процессуальный подход с принципиально новой основой, чтобы сблизить старые и новые модели и методы. В этом подходе подчеркивается тщательная оценка данных, что характерно для процессуальной археологии. «Когнитивные процессуалисты» никогда не станут утверждать, что они знают, о чем думали люди прошлого, но они могут проникнуть в то, как они думали (Ренфрю — Renfrew, 1993a, 1993b; Скибо и другие — Scibo and others, 1995).

Структурные подходы рассматривают человеческие культуры как структуры символов, являющиеся кумулятивными порождениями человеческого разума. Другими словами, люди думают и упорядочивают свои миры посредством «основных, мощных и гибких символов» (Леон и другие — Leone and others, 1987). Целью структурного анализа является обнаружение этих универсальных принципов человеческого разума. Подобный подход ассоциируется, в частности, с французским антропологом Клодом Леви-Стросом. Это попытки добраться до сознательного и подсознательного мышления человека. Леви-Строс утверждал, что мышление основано на бинарных противоположностях (1966), то есть мы все делим на противоположные типы — горячее и холодное, сырое и приготовленное, природа и культура. Такие бинарные противоположности обнаруживаются в любом обществе, и их можно идентифицировать посредством анализа.

Когнитивно-нематериалистическая природа структурализма затрудняет его применение при рассмотрении материального, и, следовательно, структурализм применим ограниченно. Однако некоторые постпроцессуалисты в меньшей степени озабочены культурными универсалиями и больше внимания уделяют когнитивным структурам в отдельных обществах (Кирш и Залинс — Kirch and Sahlins, 1992). Археолог Иан Ходдер изучал нубийских земледельцев Судана и показал, что все аспекты их материальной культуры, включая похоронные обычаи, структуру поселений и стили артефактов, можно понять в контексте набора правил, которые увековечили их веру в «чистоту, ограниченность, деление на категории». Таким образом, нубийское общество является результатом структурированного символизированного поведения и обладает фундаментальной практичностью. Но еще у него есть своя логика, которая и генерировала материальную культуру, которую и изучают археологи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Школы археологии : VIKENT.RU

Школы археологии по А.А. Формозову

«... на моих глазах в Университете две школы специалистов но славяно-русской археологии.

Профессора нашей кафедры Арциховский и Рыбаков поделили между собой выпускников по чисто механическому принципу: один год специализацию ведет Артемий Владимирович, другой год - Борис Александрович. Значит, о каком-либо избирательном сродстве учителя и учеников здесь даже и речи не было.

Арциховский действительно продвинул в науку десятка два археологов, но показательно, как слабо отразилось на них общение с учителем. П.И. Засурцев, А.Ф. Медведев, Т.Н. Никольская - были малокультурны. Ничто, кроме голого расчёта, не могло привлечь их к человеку, декламирующему Флобера по-французски и смакующему его стилевые изыски. Выходцы из интеллигенции - А.Л. Монгайт, Б.А. Колчин, В.Л. Янин тоже совершенно чужды Арциховскому и по своим интересам, и по восприятию материала. Руководитель придумывал темы дипломных для студентов, а иногда и диссертаций - для аспирантов, рекомендовал им литературу, давал  кое-какие советы, но ни духовной близости, ни преемственности идей ни в одном случае не было и в помине.

Школа Рыбакова возникла по тому же шаблону, но фактически так и не оформилась. Свойственные ему хамство, самодурство, нетерпимость к критике оттолкнули от него наиболее талантливых учеников - Ю.В. Кухаренко, В.В. Кропоткина, В.П. Даркевича, а постепенно облепивший академика сонм прихлебателей буквально ни в чём не продолжил намеченное им направление исследований.

Второй тип научной школы существенно отличается от первого - группы, сплотившейся вокруг шефа, исходя из простого соображения, что так всем будет лучше. Тут расчёт во внимание не принимается. Есть человек со светлым умом, с большим запасом знаний, умеющий передавать их другим (ни Арциховский, ни Рыбаков - не умели). Ученики ходят за ним табуном и с благодарностью ловят брошенные на ходу мысли. Ему же дорого понимание, радостно, что появился толковый народ, развивающий его идеи, а порою своим свежим взглядом на вещи заставляющий и его самого оценивать их по-новому.

Такие школы создали Б.Н. Граков, готовивший в Москве специалистов по античной и скифо-сарматской археологии, М.И. Артамонов, воспитавший в Ленинграде ряд полезных работников, занимавшихся древностями бронзового и раннего железного века, К тому же типу, как будто, надо отнести и школу А.Н. Формозова на Биофаке МГУ, объединявшую зоологов, посвятивших себя экологии позвоночных.

Все три профессора не были столь влиятельными фигурами, как Рыбаков и Арциховский, мало в чем могли облегчить начало пути своим питомцам, но общаться с ними было и увлекательно, и приятно. Этот тип научной школы представляется более органичным и уж, конечно, более симпатичным, чем первый. И всё же опять приходится указать на некоторые «но».

Крупный учёный обладает, как правило, своим видением мира или, по крайней мере, некой области знания. Другой незаурядный человек в годы становления может заинтересоваться этим видением, воспользоваться какими-то его элементами, но, рано или поздно, неминуемо придёт к собственному восприятию главных для него проблем. Безоговорочно разделяют взгляды учителя люди сравнительно мелкие, неспособные сами выработать цельное мировоззрение. Отсюда большая опасность - за значительной личностью следуют эпигоны, подражатели, поглощённые доделкой третьестепенных деталей и частностей в почти завершённой системе, всячески  оберегающие её от критики.

Наука из-за этого дробится, костенеет, силы её работников тратятся на выборку уже в основном исчерпанных жил (в приведённых мною примерах ученики Гракова и Артамонова, несомненно, уступают и по таланту, и по широте кругозора своим учителям). Другое осложнение - конфликты строптивых учеников с наставником в тот момент, когда те подросли и пытаются придумать что-то своё».

Формозов А.А., Человек и наука: из записей археолога, М., «Знак», 2005 г., с. 164-166.

vikent.ru

Что такое археологическая экспедиция? | Сервер восточноевропейской археологии

16.12.2014

Археологическая экспедиция – научно-исследовательское группа людей, которая занимается ландшафтными раскопками, с целью изучить историю того, либо иного территориального региона. В состав подобной экспедиции входит руководитель, или несколько, а также, как заинтересованные люди, так и нанятая рабочая сила.

Как правило, археологическая экспедиция организовывается с целью доследить ту или иную территориальную область на счет существования древних артефактов, сооружений и памятников архитектуры. И каждый руководитель мечтает внести свою лепту в историю существования человечества. С помощью таких экспедиций было фактически доказано существование динозавров, восстановлена эволюция формирования человека, открыты древнейшие города и памятки архитектуры, которые не дожили до наших времен, а также изучена культурная жизнь множества народов – их вероисповедание и образ жизни.

Самая крупная экспедиция в Советском Союзе

Одним из известнейших археологов Советского Союза считается Сергей Павлович Толстов. За время археологических работ, он сумел найти множество древнейших артефактов и памятников архитектуры и изучить культуру множества народов. А также Толстов считается организатором самой большой экспедиционной группы в бывшем Советском Союзе – Хорезмская экспедиция.

Наиболее известные находки археологических экспедиций

6 декабря 1876 года предприниматель из Германии, а по совместительству любитель-археолог, Генрих Шлиман обнаружил остатки города Микены. Его экспедиции удалось обнаружить множество артефактов и древнейших построений, в том числе и «золотую маску». По словам самого Шлимана, именно эта маска была посмертной маской Агамемнона – предводителя греков при походе на Трою. 26 ноября 1922 года была открыта всеми известная гробница Тутанхамона экспедицией, под руководством английского археолога Говарда Картера. Данная находка считается самой сенсационной в XX столетии.

В 1799 году был найден Розеттский камень, благодаря которому была разгадана тайна иероглифов. И лишь двадцать лет спустя удалось расшифровать надпись, имеющуюся на камне, которая в дальнейшем помогла в расшифровке подобных надписей на древние греческом языке. В мире существовало и существует до сих пор множество археологических экспедиций, которые сделали неоспоримый вклад в изучение древнейших цивилизаций.

Категории: Статьи

archaeology.kiev.ua

Что такое АРХЕОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ - А. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ - Энциклопедия Кольера - Словари

АРХЕОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ - А. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АРХЕОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ - А. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ К статье АРХЕОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Период с конца 18 и вплоть до середины 20 в. был временем развития археологии по двум ключевым направлениям. Приводились в систему ее методы, устанавливались принципы соотнесения полевых изысканий, материальных остатков и процедур интерпретации. Помимо этого, разрабатывались способы классификации найденных материалов. Рассуждения в духе предшествующего периода продолжали появляться, но теперь они по большей части становились не итогом, а отправной точкой исследования. В первом десятилетии 19 в. сэр Ричард Колт Хоар (1758-1838) раскопал сотни объектов на юге Британии, и его примеру последовали многие другие. Некоторые из них, подобно Джованни Бенцони (1778-1823), были всего лишь удачливыми собирателями сокровищ. Бенцони был неутомимым собирателем египетских древностей, его усилия способствовали пополнению коллекций Британского музея, но при этом не слишком обращал внимание на детали археологического контекста. Более аккуратными были такие любители древностей, как Эдуард Кларк (1769-1832), чьим работам в Эгейском бассейне были присущи тщательность и хорошее ведение полевой документации. В конце концов такие виртуозы раскопок, как сэр Флиндерс Петри (1853-1942) и сэр Р.Э.Мортимер Уиллер (1890-1976), разработали стандарты наблюдения за полевой работой и методов фиксации ее результатов, которые применяются и сегодня. Пока специалисты по ведению раскопок совершенствовали методы сбора археологических данных и их описания, другие археологи разрабатывали способы использования этих качественных данных для получения исторических выводов. Датчанин И.-Я.Ворсо (1821-1885) разработал целый ряд основополагающих принципов стратиграфии и стратиграфического датирования; он же выявил эволюционные ряды артефактов, соответствующим образом распределяющиеся в археологических отложениях. Сэр Джон Эванс (1823-1908) в 1849 разработал метод сериации, с помощью которого можно определить место недатированных артефактов в эволюционном ряду и таким путем получить достоверные данные об их возрасте. Эти способы установления относительной хронологии артефактов и слоев требуют тщательного ведения раскопок, что необходимо для получения как исходных данных, так и возможности дальнейшей их проверки. В первой половине 19 в. одной из важнейших в археологии стала проблема датировки. Объяснялось это отчасти тем, то "короткая" хронология архиепископа Ашера и его современников лишилась поддержки в научных кругах. Геологи, в первую очередь Джеймс Хаттон (1726-1797) и Чарлз Лайель (1797-1875), собрали внушительный корпус свидетельств, доказывающих, что мир много древнее, чем считалось ранее. К примеру, в пещере Бриксхэм в Англии останки человека были обнаружены под мощным слоем известкового натека, образовавшегося в результате длительного испарения раствора с ничтожным содержанием известняка. Процесс образования такого натека был хорошо известен, и теория катастроф была не в состоянии объяснить, как - если придерживаться короткой хронологии - мог накопиться подобный слой. Хаттон разработал концепцию униформизма, согласно которой геологические процессы в прошлом были сходны с современными. Согласие с этой теорией означало одновременно и признание того, что формирование земли заняло гораздо больше времени, чем допускала "короткая хронология". Появление теории единообразия обеспечивало более простое и приемлемое объяснение накопленных данных. Наличие известняка - осадочной породы, формировавшейся на дне океана, - на вершинах гор теперь не требовало признания факта резкого поднятия суши; оно могло явиться результатом медленного смещения, занявшего миллионы лет. Бесчисленные окаменелые останки вымерших существ больше не нужно было рассматривать как принадлежащие чудовищам-выродкам; их трактовали как следы существования в далеком прошлом биологических видов, позже исчезнувших с лица земли. Находка человеческих останков вместе с костями вымерших животных в Гротт-де-Биз во Франции предстала как древнее отложение многотысячелетнего возраста. У Лайеля и его современников не было четкого представления о возрасте земли, но они предполагали, что он исчисляется примерно одним миллионом лет. Хотя это намного меньше, чем признано теперь, такое допущение колоссально расширило хронологические рамки, увеличив их более чем в 150 раз по сравнению с принятыми ранее. Это позволяло признать огромную продолжительность важного доисторического периода, о котором ничего не было известно. Одним из первых эту пространную хронологию применил к археологии датчанин К.Томсен (1788-1865). Исходя из рассуждения, что некоторые металлы добывать и обрабатывать легче, чем другие, он в 1836 разработал "систему трех веков". Он доказывал, что мир прошел через последовательные стадии развития производственных навыков - каменный век, предшествующий применению любых металлов, бронзовый век и железный век. Такой подход послужил для К.Томсена ключевым принципом при построении экспозиции Национального музея в Копенгагене, чем, однако, его значение далеко не исчерпывается. Томсен установил четкую связь между характером материальных памятников и их возрастом. Поскольку выделенные им стадии следуют друг за другом во времени и каждой из них присущ обширный набор артефактов, имеются основания для отнесения любого памятника к той или иной из этих стадий исходя из характера найденных в нем предметов. Позже такие археологи, как швед Монтелиус (1843-1921) и другие, усовершенствовали систему трех веков, разделив каменный век на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век) и даже установив еще более дробное членение. К началу 20 в. эти изыскания внесли существенные изменения в археологическую практику. При профессиональных раскопках теперь тщательно учитывались данные стратиграфии; они хорошо документировались записями, рисунками и фотографиями. Археологические материалы в сочетании с этой документацией позволяли соотнести разные слои памятника с различными периодами. Бессистемные поиски сокровищ отошли в прошлое. В этих условиях сложилась новая парадигма - единый подход, завоевавший господствующие позиции в этой области науки. Он заключается в выделении археологических культур и определении их пространственно-временных позиций. История культуры стремилась выявить характерные сочетания определенных типов артефактов и иных элементов культуры (таких, как отдельные заглубленные в землю круглые жилища с деревянными стенами), полагая, что такие сочетания отражают технические навыки и культурные традиции человеческих коллективов на протяжении определенного отрезка времени. Выявив в определенном регионе подобные сочетания культурных признаков, можно установить их последовательность во времени и таким способом воссоздать культурную историю данного региона. Возникновение истории культуры как особого направления сопровождалось формированием ряда научных теорий. К их числу принадлежит теория культурной эволюции, состоящая в том, что изменение культуры во времени подчиняется определенным закономерностям. В то время среди сторонников теории культурной эволюции преобладало мнение о ее однолинейности, согласно которому все общества, обитавшие в любом месте земного шара, в своем развитии проходили один и тот же рад последовательных этапов, обусловленных обычно способами добывания средств существования. Одна из наиболее известных эволюционистских теорий, обнародованная в 1871, была создана Льюисом Генри Морганом (1818-1881). Она предполагает существование стадий дикости (охота и собирательство), варварства (земледелие и скотоводство) и цивилизации. Каждая из этих стадий, выделенных по способам добывания пищи, характеризуется определенным комплексом других черт культуры - таких, как тип поселения, система родства, характер экономики, религия. Морган утверждал, что обычным является развитие общества от его ранних простейших форм к возникающим позднее более сложным формам. Вторым серьезным достижением этого периода было изучение диффузии - распространения элементов культуры в пространстве. Диффузия может принимать форму передачи идей или предметов от одного народа к другому или перемещения группы людей из одного места в другое. Добавим, что распространение идеи о создании чего-либо, не сопровождающееся передачей способов ее воплощения, может привести к возникновению местных различий в реализации этой идеи; такое явление называют стимулирующей диффузией. В Англии сэр Грэфтон Эллиот Смит (1871-1937) и его последователи придерживались крайней разновидности диффузионизма в археологии, прозванной ее сторонниками "гелиоцентризмом", а критиками - "сверхдиффузионизмом". Эллиот Смит доказывал, что человек - существо не слишком изобретательное и что все важнейшие открытия, скорее всего, следует возводить к единому источнику; он полагал, что местом первоначального изобретения многих новшеств, определивших характер цивилизации Запада, является Египет. Существовали и другие, не столь радикальные формы диффузионизма, прежде всего в Германии, где сложилась Kulturkreiselehre ("теория культурных кругов"), сторонники которой предложили целый ряд приемов для определения места и времени возникновения того или иного элемента культуры на основе данных о его распространении в наши дни или на протяжении исторической эпохи; археология стала важным инструментом проверки этих построений. Хотя диффузия, несомненно, являлась серьезным фактором в истории человечества, современная наука единодушно полагает, что ученые начала 20 в. переоценивали ее роль в качестве средства интерпретации археологических материалов. Значение, придававшееся в построениях европейских археологов того времени миграциям и вторжениям, отчасти связано с особенностями истории Европы. Начиная с римского времени и на протяжении Средних веков на ее территории засвидетельствованы последовательные волны массовых переселений. За нашествием ок. 370 н.э. пришедших из Азии гуннов последовали вторжения германских и славянских племен, продвигавшихся в восточном и южном направлениях. Эти миграции, хорошо освещенные письменными источниками, породили у европейцев представление о таких массовых переселениях как об обычных и предсказуемых явлениях и заставила предполагать сопоставимые (или даже более крупные) передвижения в Африке и в древнейшей истории Евразии. В наши дни большинство историков полагает, что переселения народов на территории Европы в римскую эпоху и в Средние века являются в мировой истории событиями исключительными. Свой вклад в создание миграционистских теорий внесли и лингвисты. Это было время становления исторического языкознания - науки о формировании и распространении языков. Картографирование языков привело к пониманию того, что некоторые языковые семьи распространены на огромных территориях - как, например, индоевропейская, представленная на пространстве от Индии до Исландии. Единственным известным тогда механизмом распространения языков была миграция. В некоторых случаях процесс распространения артефактов определенного типа или стиля примерно совпадал с предположительной миграцией населения, воссозданной на основе данных о размещении языков, и в этом усматривали подтверждение фактов миграции. Однако современному историческому языкознанию известно, что миграция представляет собой лишь один из возможных способов распространения языка. На исходе периода, ознаменованного преобладанием культурно-исторического направления, увидела свет важнейшая публикация Гордона Уилли и Филипа Филлипса - Метод и теория в американской археологии (Method and Theory in American Archaeology, 1958) - книга, посвященная в основном описанию системы терминов и ключевым концепциям культурной истории как научного направления. В ней в качестве базового понятия рассматривается археологическая культура как повторяющееся сочетание элементов. Такое понимание археологической культуры допускает возможность выделения в ней нескольких фаз - также достаточно устойчивых единиц более низкого уровня, характеризующихся более узкими временными или пространственными рамками. Несколько культур могут составлять более крупное единство, называемое традицией и охватывающее значительный промежуток времени и относительно обширную территорию. Срез, характеризующий несколько регионов, но на протяжении краткого периода времени, именуется горизонтом и призван продемонстрировать быстрое распространение какого-то элемента культуры или сочетания нескольких таких элементов по нескольким регионам. Горизонт, выделенный на основе единичного культурного признака, обычно позволяет выявить процесс диффузии некоего элемента культуры, тогда как учет комплекса признаков дает возможность уловить следы миграции населения. Уилли и Филлипс попробовали применить эту теорию для воссоздания культурной истории обеих частей Американского континента. Успешность этого опыта способствовала почти повсеместному признанию принятой ими системы терминов. Однако Уилли и Филлипс были не вполне удовлетворены культурно-историческим подходом. Они считали, что археология должна пойти дальше и попытаться исследовать то, что они назвали "процессуальным" аспектом, механизмами "работы" культуры. Деятельность в этом направлении, в которой приняли участие и другие археологи, привела к формированию в археологии нового важного направления.

www.slovopedia.com

Занятие 1. Что такое археология? — Археология Вологодской области

Задача занятия
Привести ребят к осознанию археологии как науки, ставящей своей целью не просто раскопать памятник и достать из земли находки, а изучить их, получить в итоге информацию о том, как жили люди в древности.

Основные понятия
Археология, культурный слой, «громовые топоры», «громовые стрелы», антиквар, антиквариат.

Проведение занятия
Обычно дети в общих чертах сами могут ответить на поставленный вопрос. Их ответы включают, как правило, варианты: «Археологи — те, кто копает землю», «Археологи ищут в земле разные древние вещи».

Рассказ учителя
Археология — наука довольно молодая. Но интерес к древним вещам был у людей всегда. Еще в древней Греции философ Фукидид писал: «На берегу реки нашли мы огромный череп, такой большой, что влили в него два ведра вина, и в нем еще оставалось место». Чей же череп нашли? В средние века крестьяне на пашнях находили каменные предметы, чья форма резко отличалась от обычных камней: это были кремневые наконечники стрел и сланцевые шлифованные топоры. Чаще всего их находили после дождей. Почему? Дети отвечают, что вода смывала слой земли, и предметы было легче обнаружить. Но крестьяне не знали этого, а появление вещей объясняли тем, что они образуются в месте удара молнии в землю или тем, что они выпадают на землю вместе с дождем. Так наконечникам и топорам было приписано «небесное происхождение». Вещи эти считались магическими, уберегающими от болезней и сглаза, их вставляли в специальные оковки и носили как обереги. Их называли «громовые топоры» и «громовые стрелы».

Своеобразное представление существовало о глиняных сосудах, которые также порой обнаруживали на пашне. Считалось, что они вызревают в земле, подобно репе, или их изготавливают маленькие гномики — подземные жители. Учитель обсуждает с детьми, каковы же истинные причины обнаружения древних вещей? При ответе, что распахивались места древних поселений, можно перейти к вопросу о том, как вещи оказываются в толще земли, т. е. к понятию культурного слоя: слоя земли, содержащего остатки жизнедеятельности человека (для маленьких учеников — содержащего находки).

Интерес к античному наследию резко возрос в эпоху Возрождения.

Далее учитель раскрывает понятия антиквар и антиквариат. Перед детьми ставится вопрос: «В чем отличие археологии от коллекционирования?» Можно здесь же остановиться на научном понятии археологии, как науки, изучающей прошлое людей по вещественным источникам.

Начало научных, методически организованных раскопок связано с работами Джузеппе Фиорелли в Помпеях. Урок украсит вдохновенный, эмоциональный рассказ о гибели городов, расположенных у подножия вулкана Везувий и о начале раскопок в Помпеях и Геркулануме в конце XVIII века. Возможен просмотр видеофильма «В тени Везувия», который одновременно познакомит детей с возможностями антропологического исследования.

Закрепление материала
Рекомендуется еще раз вернуться к основным понятиям занятия. Можно использовать рабочий лист, где ребята, опираясь на сделанные в ходе урока записи, ответят на задания.

Рабочий лист

Что такое археология?

  1. Дай определения:
Археология —

 

Культурный слой

 

2. Перед тобой два рисунка. На первом изображено древнее поселение, на втором — то, что археологи обнаружили при его раскопках. Перечисли, что удастся восстановить ученым и что останется для них загадкой?

archeologyvo.ru

Археология — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Археологи исследуют как отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения), так и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками. Особое значение имеет археология для изучения эпох, когда не существовало письменности вообще. Письменность существует около 5 тысяч лет, весь предшествующий период истории человечества известен только благодаря археологическим данным. Письменные источники за первые две тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) также были открыты археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, так как исследования вещественных источников дополняют данные письменных источников.

Методы исследования

Археология располагает особыми методами исследования. Стратиграфический метод заключается в наблюдении за чередованием культурных слоев, отложившихся в результате продолжительного обитания человека на месте раскопок, установлении хронологического соотношения культурных слоев. Добытые при археологических раскопках вещи классифицируются по назначению вещи, времени и месту ее изготовления. Для определения назначения и функций орудий труда служит метод изучения следов работы на них. Для хронологической классификации служит типологический метод. Кроме собственно археологических методов, применяют методы, заимствованные из других наук: датировку органических остатков по содержанию в них радиоактивного углерода, установление относительных и абсолютных дат по годичным кольцам древесины, найденной в археологических памятниках, установление абсолютного возраста изделий из обожженной глины путем измерений их остаточной намагниченности, геологические методы датировки по отложениям ленточных глин. Для изучения древних вещей и способов их производства применяются спектральный анализ, металлография, техническая петрография.
Для установления взаимозависимости исторического прошлого с географическими факторами необходимо изучить природное окружение человека в древности. Этим целям служит пыльцевой анализ, дающий возможность проследить эволюцию растительности, а вместе с тем и эволюцию климата в изучаемом регионе, что связывает археологию с палеоклиматологией. Целям археологического исследования служат полученные при раскопках данные о древних культурных растениях (палеоботаника), о животном мире (палеозоология). Археологи изучают останки древних людей, что позволяет палеоантропологам дать представление о жизни и типе человека минувших эпох и об его изменениях под влиянием социальных и природных условий. Значительную часть археологических материалов представляют массовые находки, их изучение невозможно без применения методов математической статистики.

Связь археологии с другими науками

Археология тесно связана с историей, этнографией, историей искусства, социологией, а также с вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой — наукой о надписях на камне, металле, глине, дереве, нумизматикой — наукой о монетах, сфрагистикой — наукой о печатях, геральдикой — наукой о гербах. Являясь единой по своим методам исследований наукой археология отличается высокой степенью специализации. Уже в 19 веке раздельно существовали отрасли археологии: классическая археология, изучающая письменный период истории Древней Греции и Древнего Рима, восточная археология, средневековая археология, первобытная археология. Археологи специализированно изучают эпохи палеолита, мезолита, неолита, бронзового века, раннего железного века, археологию отдельных стран, регионов, этносов.Впервые термин «археология» применил в 4 веке до н.э. Платон, обозначая науку о древностях в широком смысле слова. В 18 веке под археологией понимали историю древнего искусства. Лишь в 19 веке, когда предметом исторического исследования стали все материальные остатки прошедших эпох, а не только художественные произведения, постепенно стало складываться понимание археологии, как части исторической науки, изучающей в основном ископаемые остатки материальной культуры с первобытных времен и до средневековья. Такая трактовка характерна для отечественной исторической школы. В США археология рассматривается как отрасль антропологии — науки о человеке, а в Европе археология — самостоятельная наука на стыке гуманитарных и естественных дисциплин.Первые сведения об изысканиях археологического типа известны из истории Древнего Востока. Вавилонский царь Набонид в 6 веке до н.э. производил раскопки фундаментов городских построек в поисках надписей древних царей. При этом он документально фиксировал находки, отмечал и безрезультатность поисков. В Древнем Риме в 1 веке до н.э. Лукреций в результате изучения древностей разработал периодизацию развития материальной культуры, определил, что каменный век сменился бронзовым веком, а бронзовый век — железным веком.
С началом средневековья интерес к археологическим поискам угас и возродился в эпоху Возрождения, когда в 15-16 веках в Италии проводились многочисленные раскопки с целью добычи античных скульптур. В 18 веке с развитием коллекционерства появились специализированные собрания археологических находок. Тогда же были произведены первые опыты раскопок с научными целями, с конца 18 века началось развитие собственно археологической науки.Особое значение имели раскопки Помпей и Геркуланума близ Неаполя. Эти города были засыпаны вулканическим пеплом в 79 н.э., раскопки там начались в начале 18 века и приняли научный характер к концу 18 века, когда Неаполь был занят французскими войсками. Для периода Великой французской революции и Первой империи характерен интерес к античности. Этот интерес, соединенный с типичным для того времени стремлением к точному знанию, обусловил организацию систематических раскопок Помпей, в ходе которых выяснилось, что интерес для исторического знания могут представлять не только письменные источники и произведения искусства, но и бытовая утварь. Помпейские находки привлекли внимание к бытовым предметам, не только античных, но и других эпох. Египетская экспедиция Наполеона Бонапарта (1799-1801) положила начало археологическому изучению цивилизации Древнего Египта. В первой половине 19 века в результате археологических раскопок была открыта и древня цивилизация Месопотамии.В начале 19 века древности первобытной истории считались непознаваемыми, их хронологическое разделение считалось невозможным. Для создания хронологии первобытной эпохи большую роль сыграла гипотеза о каменном, бронзовом и железном веках. Этой гипотезы придерживались многие историки с 18 века, но археологическим материалом обосновал датский ученый К. Томсен в 1836 году. Эту классификацию подтвердил и развил другой датский археолог Е. Ворсо.Французский ученый Э. Ларте с 1837 года изучал пещеры на юго-западе Франции, установил хронологию их отложений, доказал, что человек, делавший древнейшие каменные орудия, был современником мамонта и других вымерших животных. Распространение дарвинизма сделало выводы Э. Ларте общепризнанными и подвело научную базу под поиски останков первобытного человека. Французский археолог Г. Мортилье в 1869-1883 годах на основе эволюционной теории разработал хронологическую классификацию первобытных древностей. Он определил эпохи древнего каменного века и дал им названия (шелль, ашель, мустье). В 1865 году британский археолог и этнограф Дж. Леббок предложил разделить каменный век на палеолит (древний каменный век) и неолит (новый каменный век). Между палеолитом и неолитом долгое время не удавалось установить связи, но в конце 19 века французский археолог Э. Пьет открыл переходную эпоху — мезолит (средний каменный век).В конце 19 и начале 20 веков шведский археолог О. Монтелиус распределил археологические находки по типам (однородные вещи по форме, позднее археологами были выделены десятки тысяч типов). Затем Монтелиус объединил типы в типологические эволюционные ряды, прослеживая постепенные изменения форм. Правильность построения рядов он проверял по находкам. Эволюция топоров, эволюция мечей, эволюция сосудов проверялась по их совместным находкам в погребениях (ранние топоры встречались с ранними мечами, поздние — с поздними). Монтелиус установил множество археологических дат преимущественно для бронзового века и раннего железного века. Его последователем был французский археолог Ж. Дешелет, выпустивший в начале 20 века сводный описательный труд по археологии Западной Европы, прежде всего, Франции. Свой труд Ж. Дешелет начал с эпохи палеолита, но особое внимание уделил раннему железному веку. Быт древних галлов был воссоздан на основе тщательного изучения многочисленных мелких находок.В первой половине 20 века сложилось понятие об археологической культуре. Картографируя элементы культуры одновременно существовавших групп человечества на различных территориях, археологи пришли к заключению, что обнаруживаемые различия связаны с этническими, социальными, экономическими общностями, что часто за археологическими культурами скрываются создавшие их древние племена и народы. Пути распространения различных явлений культуры стали изучать с помощью метода археологической картографии. Задачей археологии является создание хронологических схем и переход от данных относительной хронологии к абсолютной.
В 19 и 20 веках крупные археологические открытия были сделаны в Греции. В 1870-х годах Г. Шлиман начал раскопки Трои и Микен, которые получили широкую известность в мире и способствовали привлечению всеобщего интереса к археологии. Раскопки также велись в Афинах, Спарте, были раскрыты общеэллинские святилища в Дельфах и Олимпии. В Италии масштабные археологические раскопки были проведены в Риме и Остии. После воссоединения Италии в 1860 году большой размах получили раскопки в Помпеях, их возглавил Дж. Фиорелли. Он создал методы реконструкции несохранившихся или частично сохранившихся сооружений и предметов. Под руководством Дж. Фиорелли раскопки Помпей стали школой для археологов многих стран мира. В Малой Азии раскапывались Милет и Эфес, эллинистические города Приена и Пергам, в Сирии — Гелиополь и Пальмира. Большое научное значение имело открытие в начале 20 века британским археологом А. Эвансом культуры бронзового века на островах Греческого архипелага в Эгейском море (второе тысячелетие до н.э.), раскопки Кноса на острове Крит. А. Эванс установил связь между первобытными и античными древностями. Его раскопки на Крите открыли цивилизацию бронзового века, тесно связанную с Египтом и Азией, что позволило определить время критских древностей. Находки критских изделий в Европе послужили затем основанием для европейской археологической хронологии. Открытие гальштатской культуры и латенской культуры, а затем лужицкой культуры стало началом изучения жизни племен и народов Центральной Европы периода железного века. Огромный свод славянских древностей составил в 20 веке чешский археолог Л. Нидерле, доказавший общность древнеславянской культуры. Британский ученый Г. Чайлд разработал первую сплошную классификацию древних культур Европы и Азии.В Малой Азии Г. Винклером была открыта хеттская культура и раскопана столица хеттов в Богазкее близ Анкары. Раскопки в Сузах и Персеполе дали материал по культуре Древней Персии, раскопки в Месопотамии открыли ассирийские города Дур-Шаррукин, Ниневию, раскапывались города Вавилон и Ашшур; была открыта древнейшая в мире шумерская цивилизация, ее центры Ур и Лагаш. Археологи изучали древние культуры Китая и Индии, в Америке их внимание было сконцентрировано на изучении памятников ацтеков в Мексике, майя в Центральной Америке, инков в Перу.Интерес к археологии в России появился в петровское время. Российский историк В.Н. Татищев издал в 1739 году одну из первых в мире инструкций для археологических раскопок. Во второй половине 18 века в состав Российской империи вошло Северное Причерноморье, богатое античными памятниками, что стимулировало интерес к археологическим поискам. Первые научные раскопки скифского кургана произвел в 1763 году генерал А.П. Мельгунов, исследование остатков древнегреческих городов в Крыму начал в конце 18 века П.И. Сумароков, а в начале 19 века продолжил И.А. Стемпковский. В 1830 году при его участии был вскрыт скифский курган Куль-Оба близ Керчи с шедеврами античного ювелирного искусства.Патриотический подъем, обусловленный событиями Отечественной войны 1812 года, стимулировал интерес к истории России, поискам источников по истории Древней Руси. К.Ф. Калайдович, открывший ряд древних рукописей, издал описание клада золотых вещей, найденный в 1822 году в Старой Рязани. Он же дал первую научную характеристику русских городищ. На богатство России городищами и курганами обратил внимание З.Я. Ходаковский в 1820-х годах. Первые раскопки подмосковных славянских курганов провел в 1838 году А.Д. Чертков.В 1859 году была учреждена Археологическая комиссия — государственный орган по руководству археологическими исследованиями. Помимо нее создавались общественные организации: археологические общества и губернские архивные комиссии. Крупнейшими из них были Русское археологическое общество и Московское археологическое общество. Периодически созывались всероссийские археологические съезды. С начала 19 века создавались археологические музеи, в которые поступали коллекции древностей и которые в дальнейшем осуществляли раскопки. Одним из центров археологии в России стал Исторический музей в Москве, созданный в 1883 году. Большие коллекции археологических материалов были собраны в Эрмитаже (Петербург), Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва). И. Е. Забелин использовал собрания Оружейной палаты для создания трудов по истории быта Древней Руси. Он разработал методику раскопок больших курганов и показал, какие выводы можно сделать изучая слои насыпи курганов. В 1863 году он раскопал скифский курган Чертомлык на нижнем Днепре, в 1864 году — античный курган Большая Близница у Тамани. Сплошную хронологическую классификацию курганных древностей Южной России составил Д.Я. Самоквасов, раскопавший в 1873 году богатейший из славяно-русских курганов — Черную Могилу в Чернигове.В конце 19 века Д.Н. Анучин в трудах о луке и стрелах и о принадлежностях погребального обряда первым в Европе показал на археологических материалах единообразие культурного развития разных народов. Одним из основоположников первобытной археологии в России был В.А. Городцов — специалист по изучению бронзового века и его хронологизации. Он первым доказал существование бронзового века в Восточной Европе. В начале 20 века Б.В. Фармаковский проводил раскопки древнегреческого города Ольвии. Его оригинальная и сложная методика раскопок позволила выяснить облик и границы города на протяжении ряда эпох.Во второй половине 19 века в состав Российской империи вошла Средняя Азия. Ее самобытная культура развивалась с глубокой древности. В 1885 году Н.И. Веселовский провел археологическую разведку Туркестанского края, открыл города восточных эллинистических царств. Ему удалось решить проблему датировки «каменных баб», распространенных по Восточной Европе и Сибири, доказать их принадлежность тюркам-кочевникам. Многие годы вел археологические раскопки в Самарканде В.Л. Вяткин. Он изучал жилые слои и хронологию античных времен и средневековья, а в 1908 году близ Самарканда раскопал астрономическую обсерваторию Улугбека (15 век). В Закавказье археологические работы производил Н.Я. Марр, раскопавший в конце 19 и начале 20 веков столицу средневековой Армении город Ани.В конце 19 века исследование славяно-русских курганов приобрело широкий размах. Л.К. Ивановский произвел раскопки 5877 курганов Новгородской земли. Интенсивность раскопок ему удалось соединить с методичностью, его материалы легли в основу русской курганной хронологии. Главным исследователем курганов воинов-дружинников 10 века у деревни Гнездово под Смоленском был В.И. Сизов, вскрывший в 1885 году центральный княжеский курган со славянским инвентарем. В.И. Сизову удалось определить древнейшие славянские курганы — так называемые длинные курганы. Он показал хронологическое значение эволюции типов древних вещей на примере семилопастных височных колец из курганов вятичей, связал с археологией изучение рисунков древнерусских рукописей. Самое большое количество древностей издал и классифицировал А.А. Спицын, проследивший по курганным материалам расселение древнерусских племен. Его выводы совпали с летописными известиями и во многом их дополнили. Археологическое изучение Древней Руси показало, какие ценные результаты могут дать раскопки средневековых древностей.В послереволюционный период археологические работы были организованы в государственном масштабе и выполнялись в плановом порядке. В 1919 году была создана Академия истории материальной культуры — руководящее археологическое исследовательское учреждение. В 1937 году она была преобразована в Институт истории материальной культуры Академии наук СССР, в 1959 году переименованный в Институт археологии АН СССР. В Академиях наук союзных республик были органисованы собственные институты археологии или секторы. Археологические отделы были организованы при пятистах исторических и краеведческих музеях. Археологические раскопки, на основе постановления Совета Министров СССР от 14 октября 1948 года, могли производиться только по «Открытым листам», выдаваемым АН СССР и АН союзных республик; самовольные археологические раскопки были запрещены. Собственником всех найденных древностей было объявлено государство, передающее находки в научные учреждения и музеи.Подготовка археологов была организована на археологических отделениях или при кафедрах археологии на исторических факультетах университетов Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Ашхабада, Тбилиси, Баку, Еревана, Казани, Саратова, Перми, Свердловска, Одессы, Харькова, Самарканда, Тарту. В советский период была прослежена древняя история территории СССР, начиная с первого появления человека на ней. Эпоха палеолита представлена множеством памятников, в Армении были найдены древнейшие стоянки человека. Открытие и исследование палеолитических жилищ помогло установить факт оседлости населения уже в мустьерскую эпоху. В Каповой пещере на Урале была открыта палеолитическая живопись. Изучение древних орудий труда С.А. Семеновым позволило проследить эволюцию техники и реконструировать трудовые процессы первобытного человека. Открытия памятников палеолита и их исследование были сделаны П.И. Борисковским, С.Н. Замятниным, К.М. Поликарповичем, А.П. Окладниковым, Г.К. Ниорадзе. Обобщающий труд «Первобытное общество» издал П.П. Ефименко.Вследствие специфических условий залегания во всех странах мира мало изучены памятники мезолитической эпохи. Ведущими исследователями мезолита в отечественной науке были М.В. Воеводский и А.А. Формозов. Арехеологией неолита восточной части Европы занимались А.Я. Брюсов, М. Е. Фосс, Н. Н. Гурина. Важнейшие открытия по первобытной археологии Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии сделал А.П. Окладников. В Средней Азии исследования поселений древнейших земледельцев осуществил В.М. Массон. Древнейшая земледельческая на территории Украины трипольская культура изучалась Т.С. Пасек, которая проводила сплошные раскопки поселений. Результаты изучения бронзового века Южной Сибири изложены в трудах С.В. Киселева, а Северного Кавказа и Закавказья — в работах Б.А. Куфтина и Е.И. Крупнова. Вопросам древнейшей металлургии меди и бронзы на Кавказе были посвящены работы А.А. Иессена.Выдающимся исследователем античной археологии Причерноморья были С.А. Жебелев, В.Д. Блаватский, В.Ф. Гайдукевич. Для исследования античных памятников Причерноморья применялись и методы подводной археологии. Больших успехов в изучении древних племен добились специалисты по скифо-сарматской археологии Б.Н. Граков, П.Н. Шульц, К.Ф. Смирнов. Пазырыкские курганы на Южном Алтае были исследованы С.И. Руденко. В отличие от дореволюционных времен, большое внимание стало уделяться не только прикладному искусству античности, но и всеми видами материального производства.В отрасли восточной археологии были изучены древних и средневековые цивилизации Кавказа, Средней Азии, Поволжья. Исследования древних закавказских крепостей вел Б.Б. Пиотровский. С 1939 года он раскапывал город Тейшебаини в Армении, где получил материалы по земледелию, ремеслам, военному делу, искусству древневосточного царства Урарту. Труды по истории Урарту написаны Б.Б. Пиотровским на основе археологических данных.С 1950 года раскапывалась урартская крепость Арин-Берд. Б.Н. Аракелян вел раскопки крепости Гарни, давшие материал о развитии местной армянской культуры и ее связях с античной цивилизацией. Раскопки И.А. Джавахишвили и С.Н. Джанашиа близ Мцхета дали материалы по истории Грузии. В Азербайджане С.М. Казнев раскапывал могильники и городища близ Мингечаура. Велись раскопки средневековых закавказских городов: Двина — в Армении, Дманиси — в Грузии, Ганджи, Байлакана — в Азербайджане.В Средней Азии в низовьях Амударьи С.П. Толстов открыл цивилизацию Древнего Хорезма. В этой местности исследования велись с 1938 года, были изучены поселения от неолита до средневековья. Успеху экспедиций в Хорезме способствовали впервые широко примененные аэрофотосъемка и аэроразведка. В южной части Туркмении под руководством основателя ташкентской школы археологии М.Е. Массона изучались памятники Парфянского царства. В Узбекистане исследовались городище Варахша, велись раскопки Афрасиаба (городище древнего Самарканда), в Таджикистане — древнего Пенджикента. А.Н. Бернштам провел работы по изучению среднеазиатских кочевых обществ, А.Ю. Якубовский выяснил социальную топографию основных средневековых городов Средней Азии и установил связь между археологическим материалом Средней Азии и Поволжья, доказал, что волжские центры Золотой Орды выросли отнюдь не на монгольской, а на среднеазиатской культурной основе. Волжскую Булгарию исследовал А.П. Смирнов. Им раскопаны соперничавшие булгарские столицы Булгар и Сувар, прослежена по археологическим материалам история этого государства, охарактеризованы ремесла.Раскопки хазарской крепости Саркел осуществил М.И. Артамонов. Исследования финно-угорских поселений на Волге и на Урале и прибалтийских племен вел Х.А. Моора. Теме происхождения и ранней культуры восточных славян посвящены работы П.Н. Третьякова, И.И. Ляпушкина, В.В. Седова. Древнерусское ремесло изучалось Б.А. Рыбаковым и Б.А. Колчиным. Археологами проведены раскопки древнерусских городов: Новгорода (А.В. Арциховский, В.Л. Янин), Киева (М.К. Каргер), Владимира (Н.Н. Воронин), Смоленска (Д.А. Авдусин), Старой Рязани (А.Л. Монгайт), Любеча (Б.А. Рыбаков), Боголюбова (Н.Н. Воронин), Изяславля (М.К. Каргер), Москвы (М.Г. Рабинович, А.Ф. Дубынин). Посвюду были открыты ремесленные мастерские и доказано, что русские средневековые города, не имели специфического торгового или административного характера, а были подобно средневековым городам других стран Европы и Азии, прежде всего ремесленными центрами. Открытием берестяных грамот — нового источника истории языка и культуры Древней Руси, ознаменовались раскопки в Новгороде.Масштабы полевых археологических исследований существенно сократились в связи с распадом СССР. Лишь в 2000-х годах в Российской Федерации их объемы стали нарастать. В 1991 году произошло разделение Института археологии: его Ленинградское отделение преобразовалось в Институт истории материальной культуры. Наряду с этими ведущими академическими институтами, базовыми археологическими учреждениями в Российской Федерации являются Институт археологии и этнографии в Новосибирске, Институт истории и археологии в Екатеринбурге, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке. Археологические исследования осуществляют ведущие музеи страны (Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей), кафедры археологии и археологические лаборатории в Московского университета и Петербургского университета. Право на проведение археологических исследований на всей территории России предоставляется только государственным организациям. Документация о полевых исследованиях и полученные коллекции передаются на хранение в государственные учреждения.В начале 21 века тенденцией отечественной археологии стала интенсификация изучения памятника, привлечение комплекса естественных наук и их методик с целью получить максимум информации при минимальном разрушении памятника. В связи с этим в в археологические исследования активно внедряются геоинформационные технологии. С середины 1950-х годов в отечественной археологии помимо этнологического направления сформировалась и утвердилась точка зрения на археологию, как на отрасль исторической науки. В этом плане задачей археологии является реконструкция прошлого на базе изучения древностей, которые, как и письменные источники, несут историческую информацию. Но археология связана и с другими науками. Во взаимодействии с лингвистикой она исследует и ископаемые письменные источники (античные тексты на каменных плитах, надписи на керамических сосудах и монетах, древнерусские берестяные грамоты). На основании археологических данных реконструируются социологические модели древнего общества. При изучении археологических материалов используются такие технологические методы, как трасология, металлография, спектральный анализ, радиоуглеродное датирование, геофизика. С точки зрения экологии, благодаря интеграции естественных и гуманитарных наук, древнее общество рассматривается как целостная система, находящаяся в динамическом взаимодействии с окружающей средой.
  • Археология: Учебник / под ред. В. Л. Янина. — М.: Изд-во Московского университета, 2006.
  • Лебедев Г. С. История отечественной археологии: 1700—1917 гг. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992..
  • Брей У., Трамп Д. Археологический словарь: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  • Мартынов А. И. Археология . — М.: Высш. шк., 2005.
  • Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования: Учеб. пособие для студентов вузов .— М.: Высш. шк., 1989.
  • Авдусин Д. А. Археология СССР. — М., 1967.
  • Авдусин Д. А. Полевая археология СССР . — М., 1980.
  • Блаватский В. Д. Античная полевая археология. — М., 1967.

megabook.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о