Что такое довузовская подготовка – Стоит ли посещать курсы довузовской подготовки при университете? Есть ли в них смысл или это только пустая трата денег?

Содержание

Довузовская подготовка: проблемы, поиски, решения

Довузовская подготовка старшеклассников — это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитиюу них качеств необходимых специалисту — профессионалу.

Новая тенденция развития системы высшего, профессионального образования состоит в том, что нужно готовить абитуриентов не толькок поступлениюв вуз, но и к вузовским условиям обучения.

Совершенствование системы довузовского образования следует начинать с выявления особенностей обучения в школеи вузе.

Установление различий позволит определить: что, где и как следует преобразовать в системе довузовской подготовки абитуриентов, чтобы ликвидировать разрыв преемственности в непрерывном образовании, и формахи методах обучения, в процессе приобретении и контроля знаний.

Отсутствие преемственности в формахи методах работы при переходе из школыв вуз создает препятствие для взаимопонимания студентов и преподавателей, вследствие чего процесс обучения не носит характер диалога, который необходим для эффективного усвоения знаний. В психологическом плане это ведет к тому, что часть способных студентов теряет веру в свои силы.

Следует отметить, что высшая и средняя школа отличаются своими целями, задачами, формами, методами и организацией обучения. Поэтому молодые люди поступают в вуз, попадают в совершенно новую для них обстановку и с первых же шагов учебы должны уметь правильно организовать свой труд.

Главной задачей средней школы является осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям общественного и научно-технического развития, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук.

Основной задачей высших учебный заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по выбранной специальности, формирование у молодежи стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, навыков самостоятельно пополнять и применять их на практике.

Школа и вуз отличаются структурой учебных планов. Обучение в средней школе охватывает большой возрастной период в жизни человека: детство, отрочество, юность. Обучение в вузе приходится в основномна второй период в жизни человека. В средней школе основы наук, политехническое и трудовое обучение идут параллельно. В высшей школе учебные планы, как правило, имеют линейную структуру: общетеоретические предметы — общеинженерная подготовка — дисциплины специализации.

Школа и вуз отличаются и формами обучения. В школе основной формой обучения является урок. Ежедневный урок чаще всего — это и получение новых знаний, их закреплениеи проверка усвоения. Основной вид занятий в вузе —лекция — ставит своей целью зажечь студента жаждой к получению знаний, привлечь его внимание к основной системе понятий данной науки, сообщить ему последние достижения, научить в той или иной области логически мыслить для раздумий. Лектор вводит студента в круг своих научных интересов, ставит перед ним вопросы для исследования и т. д.

Но центр тяжести предмета лежит в последующей самостоятельной работе студента над учебным пособиями, в выполнении ими лабораторных и практических работ.

Для скорейшей адаптации старшеклассников к вузовским условиям обучения в Центре дополнительно образования при СевКавГТУ учебный процесс построен таким образом, чтобы переход от урочной системы обучения к лекционной переходил постепенно —от занятияк занятиям.В расписание занятий введены лекционные и практические занятия по предметам, меняется способ подачи учебного материала и способ его проверки.

В. А. Сластенин отмечает, что первый учебный год в вузе — «это особый этап социально-психологической адаптации студентов к новым условиям жизни и деятельности». Автор подчеркивает, что на характери мотивации обучения сильнейшее влияние оказывает организация учебно- познавательной деятельности студентов-первокурсников. На это обстоятельство также указывает А. Я. Журкина, «хорошо организованная учебно-познавательная работа на первом курсе создает благоприятные субъективные условия не только для формирования умения учиться в вузе, но и для развития самостоятельности при планировании и организации труда, творческого мышления и готовностик постоянному совершенствованию своих знаний и самообразования».

А. Я. Журкина делает вывод, что в школе и в структурах довузовской подготовки фактически отсутствует разработанный комплекс мероприятий по формированию продуктивного стиля в самоорганизации учебного труда. Сопоставление факторов, влияющих на успеваемость, показало, что ведущим фактором академической успеваемости является фактор сформированности умений в учебно-познавательной деятельности.

Еще одним отличием школьного и вузовского обучения является график организации занятий. В школе учебный год, как правило, делится на четверти, разделяемые каникулами. В вузе учебный год делится на два основных семестра, в конце которых проводится экзаменационная сессия. В школе учителя еженедельно и даже ежедневно проверяют знания учеников, выполнение ими домашних заданий, проводят контрольные работы и т. д. Учитель не выпускает ученика из поля зрения, и тот чувствует за собой постоянный контроль. В вузе лектор может на протяжении целого семестра не знать всех своих студентов, не иметь представления об усвоении ими читаемого курса. Правда, при наличии по данному предмету семинарских или практических занятий ассистенты помогают лектору осуществлять руководство самостоятельной работой студентов и контролировать результаты.

С целью приблизить учебный процесс вуза и школыв Центре дополнительного образования учебный год, как и в вузе, делиться на два семестра, и в конце каждого проводится аттестация по предметам. Форма проведения аттестации — компьютерное тестирование. Это позволяетне только каждому старшекласснику проанализировать свои знания за семестр, но и приблизить технический и психологический аспект выполнения вступительного испытания. Причем заключительная аттестация помогает в оценке подготовки в том числе выбора формы поступления — бюджетную либо коммерческую. Возможность компьютерной аттестации есть не толькоу старшеклассников обучающихся в г. Ставрополе, но и в 12 районах края, с которыми сотрудничает Центр дополнительного образования.

В средней школе по каждому предмету имеется стабильный учебник, который регламентирует строго определенный объем, приобретаемый за год знаний.

В вузе стабильные учебники имеются лишь по немногим предметам, издаются они редко, а значит, быстро устаревают. По тому или другому предмету приходится пользоваться несколькими пособиями или журнальными статьями. Причем не всегда учебная литература имеется в библиотекев достаточном количестве. В результате этого, систематическая работа с учебным материалом становится для студента немаловажной проблемой.

Центр дополнительного образования ставит соей задачей на этапе довузовской подготовки развить познавательную самостоятельность старшеклассников: научить конспектировать учебный материал, правильно записывать лекции, критически воспринимать и творчески разрабатывать изучаемое. Разработанные методические пособия по математике, физике, химии, истории, обществознанию, биологии помогают структурировать знания по данной дисциплине, обобщать их, выделять главное, выполнять задания в виде тестов.

Для будущих студентов необходимо научиться правильно планировать свое время. Многие первокурсники, не научившиеся планировать в школе или на этапе довузовской подготовки свое свободное время и рационально распределять его без давления со стороны родителей и преподавателей, получив в вузе полную самостоятельность, не умеют ею пользоваться. Запускают изучение учебного материала и не сдают своевременно задания по самостоятельной работе, в результате чего вынуждены оставлять вуз. Центр дополнительного образования стремится на этапе подготовки привить навыки самостоятельности, для чего на каждую дисциплину в учебном плане отводятся часы для самоподготовки. В поиске результативных форм ее реализации,в процессе длительного наблюдения нами установлено, что большая часть преподавателей, работающих в Центре дополнительного образования, должна учитывать специфику первого года обучения в СекКавГТУ. Следует отметить, что в педагогический состав Центра входят как ученые, квалифицированные специалисты вуза, так и опытные учителя (среди них несколько Соровских стипендиатов) средних школ.

Следующая особенность процесса обучения в Центре состоит в его профессиональной направленности. Направленность как «ведущую линию жизни», как стремление личности к определенному роду занятий, базирующийся на сильноми устойчивом интересе к нему — по Л. И. Божович. Данную позицию разделяет В. А. Сластенин, по мнению которого «направленность — это и иерархическая система устойчиво формирующих мотивов личности».

Профессиональная направленность представляет собой своеобразный каркас, вокруг которого компонуются свойства и качества личности будущего специалиста.

Проведенное анкетирование позволило оценить индивидуальные возможности каждого юноши и девушки, сделать общий вывод, что выбор профессии они делают в основном сознательно. Цикл специальных занятий (лекции, семинары, рейтинговая система оценки знаний), неформальные контакты с преподавателямии учеными позволяют старшеклассникам убедиться в правильности своего выбора.

Комплекс «Профориентатор» разработан кафедрой гуманитарные технологии МГУ с целью проведения профориентационных консультаций со старшеклассниками, абитуриентами вузов и взрослыми людьми и проводитсяна базе Центра дополнительного образования с целью анализа спектра интересов, личностных качеств и способностей.

«Профориентатор» состоит из 3-х блоков: первый блок — из 50 вопросов, диагностирует сферу интересов; второй блок, состоящий из 41 вопроса, ориентирован на выявление личностных качеств; а третий блок, состоящий из 72 вопросов, представляет собой задания на определение уровней развития различных способностей (факторов умственной деятельности).

Комплекс совмещает анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся в рамках диагностики профессиональных склонностей. Интерес, подкрепленный соответствующими личностными качествами и соответствующими способностями, можно трактовать как «склонность». Как известно, нередко в ходе профконсультации выясняется, что у юноши или у девушки наблюдаются противоречия между сферой интересов, сферой личностных качеств и сферой способностей, нет явно выраженных склонностей. Например, очень часто вызывает интерес сфера искусства и другие виды творческой деятельности, но при этом недостаточно выражены определенные способности. «Профориентатор» — система, дающая испытуемому шкальный профиль, список подходящих профессий, текстовый отчет-интерпретацию. Задачи консультанта — более глубокий анализ с учетом конкретных обстоятельств ситуации тестируемого, выявление артефактов и коррекция профиля, рекомендации испытуемому по развитию способностей, объяснение того, почему та или иная профессия «подходит» или «не подходит» под показанные тестируемым результаты.

«Профориентатор» позволяет нам оценить интересы и личностные качества на основе диагностики психологических свойств человека, опираясь на понятия «норма» и «отклонение от нормы».Если показатель (например, по какой-либо шкале способностей) лежит в зоне стандартного отклонения от среднего (между 4 и7 на профиле), это означает, что выраженность данного психического свойства у человека ничем не отличаетсяот нормы,от среднего. Такую способность не стоит рассматривать как важное качество, являющееся основанием рекомендации или определяющее противопоказание к профессии.А вот сильная выраженность качества, также как и провалв егоразвитии,— это повод для обсуждения. Пример: если у человека «средненькая» математическая логика, это ни о чемне говорит.Зато ребятас выраженными способностями по математике обычно ориентируются на математические, инженерно-программистские специальности или экономику. Провал по шкале зрительной логики — противопоказания к дизайнерским профессиям, а по шкале «Общение» —к профессии психолога и т. д.

На шкальном профиле результатов области нормы и отклонений то нее визуально отграничены вертикальными линиями. Для каждой шкалы указан балл по этой шкале. Отметим, что тест нормативно — ориентирован, то есть балл рассчитывается относительно возрастных норм. Текст отчета содержит более подробное объяснение содержания фактов, в соответствиис полученным данным испытуемым результатом. Сначала идут объяснения именно тех факторов, в соответствиис полученными данным испытуемым результатом. Сначала идут объяснения именно тех факторов, которые оказались значимо выраженными или проваленными (они наиболее важны, как являются теми «яркими чертами», которые наиболее выделяются и определяют психологический портрет тестируемого), затем тех, которые оказались средне выраженными.

Объединяя сказанное, можно сделать вывод, что главные отличия школьной системы обучения от вузовской состоят в том, что в школе учат, а в вузе учатся; школьник является объектом, а студент — субъектом педагогической деятельности, учебный процесс в школе направлен на обучение всех, а требованиявуза —на отбор лучших. Эти отличия порождают противоречия, главное из них: нуждаются в хорошо подготовленном контингенте будущих студентов, способных быстро адаптироваться к вузовским условиям и имеющим высокий уровень компетентности и мотивации.

www.molych.ru

Нужна ли абитуриенту довузовская подготовка?

Еще лет двадцать назад считалось, что высшее образование совсем не обязательно для успешной жизни. В наши дни наличие диплома об окончании вуза стало своеобразным гарантом покорения карьерных высот. Следовательно, у многих родителей возникает мысль – как же наилучшим образом подготовить своего школьника к сдаче экзаменов. Вариантов не так уж и много.

Среди наиболее популярных – занятия с частным репетитором или посещение курсов довузовской подготовки в университете.

Интересно, насколько эффективны такие курсы для среднестатистического учащегося старших классов? Постараемся найти ответ на данный вопрос.

Обычно занятия на довузе начинаются осенью, чаще всего в октябре, а заканчиваются в конце мая, перед сдачей экзаменов. Проходят они раз в неделю, например, по субботам. Такой график обусловлен, прежде всего, тем, чтоб абитуриентам из разных городов и поселков, расположенных далеко от университета, проблематично посещать занятия в будние дни. Хотя бывают и интенсивные курсы, например, двухнедельные. Начинаются они как раз перед экзаменами.

Группы на довузовских курсах достаточно большие, порядка 15 человек. Это связано, прежде всего, с тем, что курсы должны быть рентабельными. Маленькие ученические группы экономически не выгодны университету, который должен не только заплатить преподавателю за проделанную им работу, но еще и получить определенный доход.

Как правило, за одну субботу абитуриент посещает 2 – 3 учебных предмета продолжительностью в полтора – два часа. Хотя бывают и другие варианты подготовки. В один день, например, проходят занятия только по математике, а в следующий раз – по какому-нибудь другому предмету.

И здесь родителям необходимо снять розовые очки и понять, что чудес не бывает. Всем должно быть предельно ясно – за одно занятие в неделю практически невозможно восполнить серьезные проблемы в знаниях. В большом ученическом коллективе с разным уровнем подготовки преподаватель ориентируется на средний уровень учащихся и физически не в состоянии проконтролировать, кто что понял, а кто – нет. Тем более возможны ситуации, когда ребенок пропускает несколько занятий, например по болезни.

Так зачем же вообще нужна довузовская подготовка? Важный аргумент – относительно невысокая ее стоимость по сравнению с занятиями у частных репетиторов.

Для школьников, которые имеют достаточно высокий уровень знаний, довуз следует воспринимать скорее как хорошее средство адаптации к высшей школе. Так, одиннадцатиклассник на протяжении всего учебного года «пропитывается духом» своей будущей альма-матер, знакомится с расположением учебных корпусов и аудиторий, требованиями преподавателей. Естественно, став первокурсником, ему намного легче приспособиться к новому укладу жизни, чем студенту, который впервые переступил порог университета на этапе подачи документов в приемную комиссию.

Учащимся, которые имеют определенные пробелы в знаниях, советуем совместить довузовскую подготовку с посещением репетитора. На довузе преподаватель обобщит и систематизирует имеющиеся у школьника знания, а вот репетитор поможет в разрешении конкретных учебных проблем.

А вот тем, про которых говорят «как же все запущенно», довуз вряд ли эффективно поможет. Еще раз повторюсь, преподаватель, как правило, ориентируется на ученика со средним уровнем знаний. «Подтягивать» двоечника просто не хватит времени, да и другие, более сильные учащиеся тогда заскучают. Довузовская подготовка для откровенно слабых школьников может быть полезной лишь в том случае, когда университет обещает определенные льготы при поступления для абитуриентов-довузовцев.

Итак, мы убедились, что довузовская подготовка определенно нужна. Вот только полагаться на нее всецело не стоит. На наш взгляд, наиболее эффективно совмещать занятия на довузе с уроками у репетитора, а также самоподготовкой, используя специально разработанные учебно-методические материалы для абитуриентов.

 

ktoreshit.ru

стоит ли идти на курсы довузовской подготовки? — Учёба.ру

Аргументы «за» курсы

Возможность понять, подходит ли тебе эта специальность и этот вуз

Да, так бывает: готовишься, учишь, не спишь ночами, а когда поступаешь в «вуз мечты», понимаешь вдруг, что ошибся в выборе университета или специальности. Чтобы такого не произошло, необходимо получить полное и максимально объективное представление о том, чем предстоит заниматься в ближайшие годы, а может, и десятилетия. За время подготовительных курсов есть возможность разведать обстановку, вникнуть в профильные предметы и окончательно определиться с выбором.

Шанс познакомиться с преподавателями и будущими однокурсниками

«Когда я поступила на журфак, — вспоминает студентка четвертого курса Оля Реброва, — первое время чувствовала себя неуютно: многие однокурсники уже были знакомы, имели общие темы для разговоров, воспоминания о каких-то совместных праздниках, вступительных экзаменах. Я быстро со всеми перезнакомилась, но, думаю, если бы ходила на подготовительные курсы, не чувствовала бы себя в группе белой вороной». Нельзя отрицать: курсы — не только знания, но и общение. Это значит, что к моменту поступления есть шанс завести лучших друзей, нажить неприятелей и встретить любовь всей жизни. Отдельный плюс — знать в лицо своих преподавателей и представлять, чего ожидать от них во время первой сессии.

Тренировка навыков обучения

Без труда решать типовые примеры, структурировать сочинения, понимать, сколько цитат стоит привести в одном абзаце, чтобы продемонстрировать знание предмета, — на курсах некоторые действия доведут до автоматизма, а главное — помогут понять, чего ждать от обучения. Кроме того, здесь научат по всем правилам оформлять рефераты и самостоятельные работы, искать нужную информацию, помогут овладеть искусством презентации. Одним словом, подготовительные курсы можно рассматривать как возможность обрести уверенность в себе и отточить свои умения.

Аргументы «против» курсов

Недостаточно эффективно

Безусловно, кому надо, тот выжмет из учебы максимум. Однако тем, кто испытывает трудности с самоорганизацией и не в состоянии наладить учебный процесс своими силами, курсы могут показаться пустой тратой времени. Это не школа, и никто не будет бегать за будущим студентом с просьбой написать реферат или пересдать тестовое задание. Чем меньше инициативы вы будете проявлять на занятиях, тем меньше внимания достанется от преподавателя.

Нет индивидуального подхода

Чем больше людей в аудитории, тем сложнее воспринимать информацию, анализировать, задавать вопросы. Соседи отвлекают, шум мешает сосредоточиться, стеснение перед другими мешает переспросить или выйти к доске с правильным ответом. Для интровертов и социофобов занятия с репетитором станут более подходящим решением.

Нет возможности выбора

Предопределено все: аудитория, время занятий, форма подачи информации. Нельзя договориться о переносе важной лекции, если заболел, и никто не пойдет навстречу, если ты устал, голоден или переутомился. Приходится подстраиваться и принимать те условия, которые предлагают. Это может быть неудобно, накладно и дорого.

Что выбрать?

Как и везде, в курсах довузовской подготовки есть свои плюсы и минусы. Многое зависит от специфики вуза и от конкретного факультета: чтобы получить больше информации о месте, в котором предстоит учиться, стоит почитать обсуждения в соцсетях. Тем, у кого проблемы с усидчивостью и организованностью, курсы дадут немного пользы. То же самое касается и тех, кто хочет подготовиться к поступлению «с нуля»: обычно в группу набирают учеников примерно одного уровня с хорошей базовой подготовкой. Идти на курсы стоит тем, кто собирается освежить или углубить знания и вместе с тем готов продолжить заниматься дома самостоятельно.

www.ucheba.ru

Дополнительное образование для школьников – что предлагают российские ВУЗы?

“Продвинутые” старшеклассники, нацеленные на поступление в ведущие ВУЗы России (причем на бюджетные места), выбирают занятия на подготовительных курсах при университетах. Давайте более подробно поговорим о том, что предлагают современные ВУЗы школьникам, на примере таких ведущих российских университетов, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений и Уральский федеральный университет.

Современным школьникам достаточно часто приходится сталкиваться тем, что полученных в школе фундаментальных знаний (несмотря на их достаточно высокий уровень) для поступления в ведущие ВУЗы не хватает. Мало того, сами педагоги все чаще и чаще говорят о том, что старшеклассникам, которые планируют получать высшее образование, необходимо заранее побеспокоиться о дополнительной подготовке к вступительным экзаменам (точнее, к ЕГЭ, поскольку именно его результаты рассматриваются приемной комиссией при поступлении в российские университеты).

Подготовиться к вступительным экзаменам сегодня можно несколькими способами:

  • пройти апробированные курсы или прослушать лекции с возможностью обратной связи на соответствующих веб-ресурсах;
  • нанять репетитора, который “подтянет” по определенному предмету;
  • поступить на курсы подготовки к ЕГЭ.

Однако у всех этих способов имеется один, но существенный недостаток – они направлены скорее на расширение фундаментальных знаний, чем на подготовку к обучению в ВУЗе. Поэтому наиболее “продвинутые” старшеклассники, нацеленные на поступление в ведущие ВУЗы России (причем на бюджетные места), выбирают занятия на подготовительных курсах при университетах.

Сразу скажем, что такой вид дополнительного образования имеет еще целый ряд преимуществ. Во-первых, занятия ведут преподаватели ВУЗа, что позволяет школьникам и их родителям выяснить профессионализм преподавательского состава еще до поступления в учебное заведение. Во-вторых, посещение подготовительных курсов дает возможность познакомиться с инфраструктурой ВУЗа, благодаря чему вчерашний школьник намного быстрее осваивается в стенах альма-матер. В-третьих, прямое общение с преподавателями и студентами помогает ребятам понять, правильный выбор профессии они сделали или нет. Соответственно, на этом этапе у них еще есть возможность исправить ошибку (если она была допущена) и тем самым не “потерять” несколько лет своей жизни.

Ну а теперь давайте более подробно поговорим о том, что предлагают современные ВУЗы школьникам, на примере таких ведущих российских университетов, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений и Уральский федеральный университет.

Довузовская подготовка на базе МГУ

Факультет дополнительного образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова охватывает практически все направления и аспекты довузовской подготовки. В частности, здесь проводятся занятия для учеников младшей школы (1-4 класс) по развивающей программе “Занимательная математика”. На базе каждого факультета работают подготовительные курсы, где школьники могут “подтянуть” свои знания по определенному предмету. Различные кружки и образовательные курсы, организованные на базе МГУ, позволяют школьникам совместить учебу со своими увлечениями, а центр профориентации – определиться с будущей профессией.

Отдельного разговора заслуживает Малая академия МГУ, которая помогает школьникам не только подготовиться к вступительным экзаменам, но и “найти себя”. Основные направления работы Малой академии включают в себя:

  • образовательные и развивающие курсы – направленные на углубленное изучение школьной программы и расширение кругозора школьников;
  • проектную и научно-исследовательскую деятельность – школьники имеют возможность осуществлять научные исследования под наблюдением ведущих специалистов университета, с параллельным изучением теории предмета и посещением семинарских занятий;
  • экспериментальные площадки – организация занятий не только на территории университета, но и в школах, и организациях начального и среднего профессионального образования;
  • социальные проекты – работа с социальными приютами, детскими домами, детьми из неблагополучных семей и детьми-инвалидами, которая включает в себя мероприятия, направленные как на стимулирование интереса к учебе, так и на оказание психологической помощи.

Довузовская подготовка в МГИМО

Деятельность факультета довузовской подготовки МГИМО направлена на успешную сдачу школьниками ЕГЭ, развитие системы профориентации, создание всех необходимых условий для усовершенствования профильной подготовки, проведение предметных школьных олимпиад и т.д.

Школьникам предлагается на выбор два варианта программы обучения “Абитуриент”: рассчитанную на учеников 10-11 классов (2 года), и ускоренный вариант (1 год), предназначенный для 11-классников. Оба варианта программы “Абитуриент” включают в себя занятия направленные на:

  • подготовку школьников к ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, а также по другим профильным предметам университета;
  • подготовку старшеклассников к дополнительным вступительным экзаменам ВУЗа.

Также на базе МГИМО реализуются модульные программы изучения иностранных языков (немецкий, английский, испанский, французский), ориентированные как на подготовку к ЕГЭ, так и на усовершенствование общеразговорных знаний.

Довузовская подготовка УФУ

Факультет довузовской подготовки УФУ предлагает большое количество образовательных программ, направленных на ликвидацию разрыва между уровнем фундаментальных знаний, получаемых в школе, и требованиями, которые предъявляются университетом к студентам 1 курса. Программы ориентированы на старшеклассников и учитывают:

  • уровень знаний и характер увлечений школьников;
  • особенности школьного расписания;
  • особенности факультета, на который собирает поступать школьник;
  • место жительства и финансовые возможности слушателя.

Школьники могут проходить довузовскую подготовку либо на вечерних курсах, которые включают в себя занятия по математике, физике, русскому языку, химии, английскому языку, информатике, обществознанию и истории, либо на воскресных курсах, где школьник может “подтянуть” свои знания по математике, физике, химии, истории, русскому языку и обществознании.

Основные функции довузовской подготовки школьников

Важно понимать, что все программы довузовской подготовки школьников выполняют следующие функции:

  • развивающая – направлена на выявление творческих способностей школьника и удовлетворение его интеллектуальных потребностей;
  • воспитательная – помогает становлению личности ребенка и повышает его уровень социальной адаптации;
  • компенсирующая – обеспечивает ликвидацию пробелов в фундаментальных знаниях, полученных в школе;
  • корректирующая – ориентирована на приведение существующего уровня школьного образования в соответствие с требованиями ВУЗов;
  • адаптирующая – облегчает адаптацию школьника к учебному процессу в ВУЗе и жизни в студенческом сообществе.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод: довузовская подготовка – это эффективный инструмент социально-профессиональной адаптации школьника, который стремиться к получению высшего образования.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

почему так важна профессиональная довузовская подготовка?

Мало какой уважающий себя университет или институт не будет иметь на собственной материально-технической базе курсы довузовской подготовки. И речь идет не о том, чтобы у высшего учебного заведения появился новый источник доходов. Причина иная. Когда набираются курсы слушателей из старшеклассников, учащихся ссузов или экс-абитуриентов, проваливших вступительные экзамены прошедшей приемной кампании, администрации образовательных учреждений, прежде всего, готовят для себя будущих студентов, отсеивая профессионально непригодных на самом раннем этапе.

© Depositphotos.com/depositren 

Западная практика

Вопрос актуальности довузовской подготовки особенно остро стоит в наше время, когда система высшего образования реформировалась в двухуровневую (бакалавриат, магистратура). Сейчас с каждым годом все больше и больше ощущается разрыв между тем, что ребенок проходит в школе и тем, что требует программа вуза. Подготовительные курсы – это не отечественное ноу-хау, а всемирно признанная, благодаря своей крайней необходимости, переходная ступень между среднем общеобразовательным и высшим учебным заведением. К слову сказать, в Великобритании учатся в школах не 11 классов, как у нас, а 13.

 

Вернее, учатся тринадцать лет только те, кто собирается поступать в университет. Эта разница в два года называется пост-средняя школа или уровень A-level. Как раз-таки A-level и является нашим аналогом довузовской подготовки. Не сдав необходимые экзамены, молодой человек не сможет даже подать документы на зачисление в высшую школу. A-level предполагает углубленное изучение лишь нескольких предметов, которые нужны для поступления выше. Примерно такие же условия для абитуриентов в США. А во Франции промежуточным этапом между школой и университетом является лицей. Молодежь поступает в вузы не в 17-18 лет, как в России, а несколько позже, ведь не менее двух лет каждый европейский или американский абитуриент целенаправленно готовится, чтобы стать студентом. Кроме того, сами университеты могут разрабатывать и утверждать программу довузовской подготовки. Например, несколько триместров длится курс University Foundation Programme, хоть и имеет разные направления, а концепция общая. Пока в России довузовская подготовка носит добровольный характер, но все же она необходима, так как с каждым годом все меньше вузов принимают абитуриентов лишь по результатам ЕГЭ.

 

Улучшить школьные знания, успешно сдать ЕГЭ и открыть дорогу олимпиад…

Всем будущим абитуриентам не советуют сидеть сложа руки в старших классах школы. Параллельно с переходом в десятый класс нужно записываться на подготовительные курсы. Таким образом, обучение будет не сжатым, а полноценным и последовательным. Кроме того, такая программа поможет школьником «подтянуть» некоторые дисциплины. Особенно, если учителя в среднеобразовательном учреждении довольно слабые.

Надо сказать, что с тех пор, как в обязательном порядке был введен в школах единый государственный экзамен, многие родители посчитали, что больше нет смысла обращаться к вузам за помощью, предпочитая профессорско-преподавательскому составу обычных школьных репетиторов, которые просто натаскивают ребенка на подготовку к выпускному тестированию. Однако если школьник хочет не просто поступить в университет, но и хорошо успевать в нем, то одного школьного педагога не достаточно. Надо знать, что программа довузовской подготовки разрабатывается в соответствии со всеми образовательными потребностями слушателей. То есть и к вступительным экзаменам подготовят, и дадут углублённые знания по тем предметам, по которым нужно сдавать в виде ЕГЭ. Во время занятий преподаватели тщательнейшим образом относятся к подбору дидактического материала, продумывают систему проведения занятий и отрабатывают полученные слушателями знания посредством практики. Кроме того, обязательно проводятся тестирования, притом, тесты разрабатываются самими преподавателями на основе анализа прошлогодних работ. В результате, выпускник не только с легкостью решает пункты «А» и «В», но и раздел «С» не будет для него сложным. ЕГЭ он выполнит за минимальное время с максимальным качеством. Такого эффекта лекторы добиваются тем, что ставят сложные необычные задачи, которые развивают мышление и логику. Бывают, что на довузовскую подготовку набирают учащихся девятых классов. И тогда немаловажное внимание уделяется предстоящей сдаче ГИА.

Также стоит помнить, что вузовский преподаватель владеет дисциплиной на более высоком уровне, нежели школьные учителя. Помимо того, что учащиеся смогут на высокий балл сдать ЕГЭ, перед ними также открывается дорога олимпиад. Ведь, в подавляющем большинстве, задания для олимпиад составляют именно университетские сотрудники. А это значит, что у слушателя есть все возможности не только занять почетное место в олимпиаде, но и поступить в любой вуз вне конкурса. Иной раз можно выбрать программу по желанию. Скажем, школьник учится в профильном математическом классе. Алгебру он знает отлично, а вот физика хромает. Тогда он записывается на подготовительные курсы именно по тому предмету, знания по которому нужно углубить.

Курсы довузовской подготовки очень популярны были, есть и будут. Хотя и распространено мнение, что единый государственный экзамен несколько изменил эту ситуацию и явно не в пользу институтской системы. Отчасти это правда. Но данная тенденция относится лишь к тем учебным заведениям, которые продолжали работать по старинке. Большинство же вузов мобильно трансформировались и стали соответствовать всем запросам современных образовательных услуг.

Каждому – по потребности

Существуют разные способы отлично подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение. Многие университеты и институты разрабатывают специальные программы, согласно которым есть возможность готовить абитуриентов загодя. Время обучения зависит от нескольких факторов. Ведь обратиться за этой услугой могут и школьники девятых-десятых классов и выпускники, у которых вступительные экзамены всего через несколько месяцев. То есть и период обучения может растянуться на два-три года, а может быть сокращенным, рассчитанным на пару месяцев. Минус ускоренных курсов, как правило, в том, что глубоких знаний они не дают, но позволяют систематизировать уже имеющийся школьный багаж. Знания, расставленные таким образом «по полочкам», как раз становятся необходимым подспорьем для того, чтобы поступить в нужное учебное заведение.

 

Куда пойти?

Бывает, что выпускник еще не определился с будущей профессией. Тогда стоит поинтересоваться: какие предметы наиболее легко удаются ему в школе вне зависимости от того, как складываются отношения с тамошними преподавателями. Еще одна возможность определиться с этим серьезным вопросом – это профориентационные тесты, которые помогут узнать склонность школьника, «гуманитарий» он или «технарь». И когда выпускник и его родители хотя бы наметят специализацию, то следует подумать и о том, как лучше собраться с силами и поступить в вуз. Конечно же, основная задача довузовской подготовки – дать максимальные знания за минимальное время, но также она является и главным испытанием правильности выбора будущей специальности. Нельзя забывать и о профильной подготовке слушателей: их вводят в основы профессии, поэтому при окончании школы они твердо уверены, что выбирают правильную специальность. Ведь, немного окунувшись в профессию, будущий абитуриент поймет, насколько подходит или, наоборот, совершенно не подходит ему та или иная сфера деятельности. И лучше узнать об этом как можно раньше, чтобы было время подготовиться к поступлению в другой вуз или на другой факультет, а не тогда, когда уже потрачено немало сил, денег и, главное, времени.

Самый распространенный и, пожалуй, самый оптимальный вариант выбора курса довузовской подготовки – это прийти в то учебное заведение, в котором молодой человек собирается получать образование. Главным преимуществом подготовительных курсов является возможность доказать преподавателям, которые нередко работают в приемной комиссии, что слушатель сможет стать хорошим студентом. В процессе обучения педагоги стараются заблаговременно «натаскать» своего ученика на самые актуальные во время вступительных экзаменов вопросы. Да и к тому же именно во время довузовской подготовки будущий абитуриент приобретает так называемое студенческое чутье, которое поможет не только успешно пройти все вступительные испытания (слушатели заранее знакомятся со всеми нюансами экзаменов), но и облегчит сам процесс непосредственного обучения.

Программа занятий более чем полифункциональная. Согласно учебному плану, совмещаются одновременно теория и практика. И если лекции позволяют дать базовые знания, то на практических занятия (например, на семинарах) слушатели в действии используют уже приобретенную информацию. Чтобы проверить качество знаний обучающихся, периодически проводятся зачеты и экзамены. А после того, как весь курс довузовской подготовки пройден, слушателей ждет главное испытание – репетиция вступительных экзаменов, во время которой они отвечают на вопросы пройденной программы. Кстати, оплата за обучение курсов не является панацеей от отчисления. Например, в случае, когда слушатель не сдал контрольную проверку, то его, скорее всего, исключат. Администрации учебных заведений объясняют такую строгость тем, что если слушатель не смог сдать тот или иной зачет во время подготовительных курсов, то он явно ошибся с выбором профессии и не потянет будущее обучение. Зато иной раз успешная сдача итоговых тестов является гарантом зачисления без вступительных испытаний или приемная комиссия засчитывает некоторые предметы. Это касается не только негосударственных университетов, но и некоторых государственных. В любом случае, как будут поступать без «пяти-минут-студенты» решает только администрации того учебного заведения, где проходит довузовская подготовка. Но даже если итоги подготовки и поступление не взаимосвязаны, последний экзамен позволит понять: в чем слушатель допустил ошибку, каковы сильные и слабые стороны его познаний.

Программа обучения отличается не только по времени, но и по форме. Чаще всего слушатели выбирают вечерние курсы – что особенно удобно школьникам, занимающимся в первую смену. При этом лекции проходят не чаще трех раз в неделю. Расписание составляется таким образом, что слушатель имеет возможность совмещать дополнительные занятия со школьной программой. Один день программы включает и теоретическую лекцию, и семинар. Если лекции могут читаться сразу нескольким группам, то для семинара собирается не более двух десятков слушателей. Ведут занятия лучшие из лучших сотрудников учебного заведения – профессора, доценты и старшие преподаватели.

Немного реже, но все же довольно часто, прибегают к графику занятий выходного дня. Воскресными курсами может воспользоваться особенно занятый абитуриент, у которого совершенно не хватает времени в будние дни. Занятия могут длиться как несколько месяцев, так и несколько лет. Если курсы ускоренные, то они дают лишь общие знания по теме, поэтому помимо довузовской подготовки абитуриент должен хорошо попотеть самостоятельно накануне того, как предстанет перед приемной комиссией.

Кроме вечерней формы и формы выходного дня могут быть и заочные курсы, и дистанционные. Последний вариант был популярен ещё в советское время. Например, школьник живет где-то в сибирской глубинке, а мечтает учиться в Ленинграде. Он связывается с вузом, оплачивает необходимую сумму, и ему высылается комплект учебной программы, по которой будущий абитуриент тут же начинает готовиться. Сейчас средства связи намного совершеннее, что позволяет контролировать процесс обучения почти с той же эффективностью, как и у слушателей-очников. Кроме того, всегда можно участвовать в учебном процессе в он-лайн режиме или пересматривать записанные на видео лекции. Заочная довузовская подготовка подразумевает периодическую сдачу экзаменов и зачетов с минимальной затратой времени на реальное посещение вуза. В любом случае, и дистанционное, и заочное обучение требует высокой самодисциплины от будущего абтуриента.

 

Главное – результат

Как уже было сказано, лучше всего, если довузовскую подготовку проходят в том учебном заведении, в котором будущий абитуриент собирается провести ближайшие 4-6 лет. Особенно, если успешное обучение на оных учитывается при поступлении. Однако не всегда это возможно. Причины могут быть разными: университет находится в другом городе, а дистанционного обучения в программе не предусмотрено. Либо же слушатель по финансовым соображениям вынужден выбрать предложение другого учебного заведения. На самом деле, это не настолько страшно, как может показаться на первый взгляд. Ведь при поступлении в другой вуз, в первую очередь будут оцениваться реальные знание, а не то, где или с кем готовился выпускник школы. Но вот если вуз обещает сто процентное поступление для тех, кто только оплачивает подготовительные курсы (вне зависимости от успешности их прохождения), стоит насторожиться.

На что же нужно обратить внимание при выборе подготовительных курсов? Прежде всего, на то, сколько лет существует довузовская подготовка, осуществляется ли подготовка к ЕГЭ, есть ли возможность совмещать курсы с учебой в школе, ссузе и так далее? Задайте и другие вопросы: есть ли промежуточный контроль качества знаний слушателей, сколько людей набирают в одну группу, включена ли в стоимость обучения методическая литература или за все нужно платить в отдельности? Ну и, кроме того, стоит поговорить со своими старшими товарищами, которые успешно прошли курс довузовской подготовки: смогли ли они без проблем поступить или нет? Все эти нюансы имеют очень большое значение. И последний совет: по статистике 90 процентов абитуриентов, серьезное занимавшихся на подготовительных курсах при университетах, без проблем поступали в учебное заведение своей мечты.

Автор статьи: Дарья Лазуткина

Фото: © Depositphotos.com/depositren

ami-map.ru

Довузовская подготовка

Довузовская подготовка

    Отделение довузовской подготовки активно участвует в жизни института. Это неудивительно, ведь его выпускники становятся студентами. Примечательно, что большинство из них не забывают о времени, проведённом на подготовительных курсах и, уже учась в институте, заходят на отделение. Особенно приятно бывает, когда слушатели нового набора, приходя на подготовительные курсы, говорят: «Мы знаем, что у вас хорошая подготовка, от людей, которые здесь учились».

     Современные требования к вступительным испытаниям весьма непросты как в организационном плане, так и по уровню подготовки абитуриента. Специфика вуза – творческие вступительные испытания по ряду специальностей.

     Поэтому основными задачами отделения на сегодня являются:

  •   повышение уровня общеобразовательной подготовки слушателей;

  •   организация подготовительных курсов для лиц, имеющих основное общее образование, среднее общее образование или среднее     профессиональное образование;

  •   осуществление довузовской подготовки школьников, необходимой
      для выявления и раскрытия их способностей перед поступлением в вуз;

  •   консультационно-информационная поддержка школьников
      и их родителей в вопросах выбора направления будущего обучения
      в институте и прохождения подготовки на подготовительных курсах;

  •   консультирование и информирование абитуриентов и их родителей
      о правилах приёма в институт;

  •   оказание помощи будущим студентам в профессиональной ориентации;

  •   реализация просветительской работы в среде довузовской молодёжи;

  •   содействие вхождению абитуриентов в образовательное, научное
      и культурное пространство института.

dovuzovskaya-podgotovka.mgik.org

Довузовская подготовка в колледжах Германии или Австрии для украинцев – документы, визы, ВНЖ, жилье | Аренс и Шварц

1. Что такое колледж довузовской подготовки?

Колледж довузовской подготовки помогает иностранным ученикам и студентам, которые, в частности, не владеют немецким языком на требуемом уровне (С1/2, экзамен на знание немецкого языка для поступления в ВУЗ, тест TestDaF) подготовиться к учёбе в университете или специальном высшем учебном заведении. Право на обучение в ВУЗе для иностранных абитуриентов сравнимо с немецким аттестатом зрелости только условно. Поэтому такие абитуриенты перед началом учёбы по специальности должны сдать квалификационный экзамен.

На данный момент около 3 000 студентов из более чем 40 стран посещают такие курсы. Колледжи довузовской подготовки есть во всех федеральных землях и практически всех больших городах с высшими учебными заведениями. Во время такой подготовки абитуриент уже принят в университет и имеет статус студента. Студенты колледжей довузовской подготовки поступают напрямую в соответствующий университет. Учёба в колледже длится в течение года и заканчивается выпускным экзаменом. Сданный экзамен на определение пригодности для учёбы в ВУЗе (квалификационный экзамен) даёт право поступать в любые немецкие ВУЗы. Занятия и экзамены в немецких колледжах довузовской подготовки бесплатные. Перед поступлением в колледж необходимо сдать вступительный экзамен. После успешной сдачи вступительного экзамена можно начинать учёбу в колледже. Условия поступления в колледж довузовской подготовки: среднее общее образование (аттестат) школы с углубленным изучением немецкого языка или среднее общее образование (аттестат) с отличием с золотой или серебряной медалью за особенную успеваемость, или два семестра в украинском университете. Дополнительно знания немецкого языка должны быть на уроне В1 и выше. Кроме того, есть целый ряд исключений для лиц, не подходящих под вышеуказанные критерии. О них мы Вас охотно проинформируем в индивидуальном порядке.

2. Подача заявления

Заявление в колледж довузовской подготовки подаёт

ahrens.kiev.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *