Детский сад №13 “Солнышко” | Положение о группе компенсирующей направленности
2014 – 2015 уч. г.
Положение
о группе компенсирующей направленности
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада № 13 «Солнышко» (далее ДОУ) в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.
1.2. Группа компенсирующей направленности в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, утвержденным Министерством просвещения СССР от 25.05.1970 г. и согласованным Министерством здравоохранения СССР; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288; Типовым положением «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», письмом Министерства образования РФ от 16.01.2002 г. № 03-51 ин /23 -03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», Уставом ДОУ.
1.3. Группа компенсирующей направленности может создаваться в ДОУ при наличии соответствующей материально- технической и кадровой базы.
1.4. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие группы при ДОУ осуществляется по заключению районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) на основании приказа начальника отдела образования администрации муниципального района Московской области (далее – отдел образования).
1.5. Цель организации группы компенсирующей направленности в ДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
1.6. Основные задачи группы компенсирующей направленности в ДОУ:
– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
– активизация познавательной деятельности детей;
– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
2. Организация логопедической работы
2.1. Содержание образования в группе компенсирующей направленности определяется «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическое недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также индивидуальными коррекционными программами, составленными на каждого ребенка.
2.2. В группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:
– общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) ;
– фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
2.3. Зачисление в группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения полученного по результатам обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.
2.4. В группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
2.5 Группа компенсирующей направленности функционирует 5 дней в неделю. Учебный период – с 01.09. по 30.06. текущего года.
2.5. В группу компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2 года. Предельная наполняемость логопедической группы в соответствии с СанПином – не более 10 человек.
2.6. В группу компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией. Срок коррекционно-развивающей работы один – два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
2.7. Приему в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
– недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
– деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
– грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
– нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
– заикание;
– задержку психического развития;
– фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте ДОУ;
– заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
2.8. На каждого ребенка, зачисленного в группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповая (фронтальная), подгрупповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность.
2.10. Групповая НОД проводится в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.
2.11. Подгрупповая и индивидуальная НОД проводятся с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.12. Периодичность подгрупповой и индивидуальной НОД определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:
– с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
– с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.14. Подгрупповая НОД проводятся по сетке занятий по возрастам и периодам.
2.15. Продолжительность групповой НОД:
– в старшей группе – 20-25 минут;
– в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.16. Продолжительность подгрупповой НОД составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуальной НОД – 15 минут с каждым ребенком.
2.17. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповая и индивидуальная НОД воспитателя по заданию учителя-логопеда
2.18. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется ПМПК образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
2.19. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную ПМПК.
2.20. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе компенсирующей направленности несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий дошкольным образовательным учреждением.
3. Руководство группой компенсирующей направленности
3.1. Непосредственное руководство группой осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Заведующий ДОУ:
– обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
– подбирает в группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
– обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой
3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет районный методист по коррекционной работе.
3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районном методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.
4. Участники образовательного процесса группы компенсирующей направленности
Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и специалисты ДОУ.
4.1. Родители (законные представители):
-имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
-принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,
-знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;
-принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.
4.2. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи.
4.2.1. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы:
– обследует речь детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;
– комплектует подгруппы детей для занятий;
– проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедической НОД профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
– готовит документы для обследования детей в ПМПК с целью определения в специальные группы;
– осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
– представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и районному методисту по коррекционной работе ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;
– поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и ПМПК;
– информирует педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы группы компенсирующей направленности;
– ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
– участвует в работе районного и городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения дошкольного образовательного учреждения;
– повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
4.2.2. Воспитатель группы компенсирующей направленности:
-закрепляет приобретенные навыки;
-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
-планирует и организует общеобразовательную НОД.
Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе логопеда.
4.2.3. Педагог-психолог:
-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;
-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи.
4.2.4. Музыкальный руководитель:
-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;
-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
-стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
4.2.5. Инструктор по физической культуре:
– способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;
-совершенствует координацию основных видов движения;
-развивает общую и мелкую моторику.
5. Документация учителя-логопеда.
1. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений.
2. Список детей логопедической группы с заключением ПМПК.
3. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
4. План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы логопеда.
5. Перспективный план коррекционной работы с детьми.
6. Рабочие планы подгрупповой и индивидуальной НОД.
7. Индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.
8. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
9. Отчет о результатах проведенной работы за год.
10. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, утвержденная руководителем ДОУ.
11.Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения (протоколы МПК).
12. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем ДОУ.
6. Материально-техническое обеспечение группы компенсирующей направленности
6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении ДОУ.
6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
6.4.Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
6.5.Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию МАДОУ.
crr13.ucoz.ru
Может ли ДОУ открывать группы компенсирующей и комбинированной направленности?
Имеет ли право автономное дошкольное учреждение открывать группы группы компенсирующей и комбинированной направленности?
Да, ДОУ имеет право открывать группы компенсирующей и комбинированной направленности.
Обоснование
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Из рекомендации
Формирование структуры детского сада
<…> Детский сад самостоятельно формирует свою структуру за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Это следует из статьи 27 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). <…>
Из рекомендации
Как комплектовать классы, группы для детей с ОВЗ
<…> В детских садах для детей с ОВЗ организуют группы компенсирующей и комбинированной направленности (при достаточном числе детей одной категории с заключениями ПМПК и при согласии родителей).
В группе компенсирующей направленности обучают детей с ОВЗ одной категории. Такие группы формируют с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В группах комбинированной направленности реализуют инклюзивное образование – совместное обучение детей с ОВЗ и здоровых детей (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014). <…>
Соответственно, если в образовательной организации обучаются дети с ОВЗ, то для них разрабатывается адаптированная программа, а обучение реализуется в группах комбинированной или компенсирующей направленности. Дошкольная организация самостоятельно формирует группы и определяет их направленность в соответствии с Порядком и положениями СанПиН 2.4.1.3049-13.
www.resobr.ru
Положение о группах компенсирующей направленности
Documents войти Загрузить ×- Бизнес
- Менеджмент
- Управление персоналом
Related documents

Развивающая среда групп компенсирующей направленности

Использование комплекса образовательных

Содержание коррекционной работы (группы компенсирующей направленности)

Положение о группе компенсирующей направленности для

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 14»

Положение о группах компенсирующей направленности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Об основной общеобразовательной программе дошкольного

Положение о группах компенсирующей

Готовность детей к школьному обучению и ФГОС.

«СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В

УТВЕРЖДАЮ Заведующи
studydoc.ru
Положение о работе группы компенсирующей направленности
Documents войти Загрузить ×- Общественные науки
- Психология
Related documents

ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии учителя

Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями

Положение о работе в МБДОУ группы компенсирующей

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя

Кто такой учитель

Учебная мотивация Увеличивается количество воспитанников

положение об организации работы учителя

Положение о работе в МБДОУ группы компенсирующей

Положение о логопедической группе (ОНР)

Аннотация к рабочей программе образовательной деятельности

Файл – О детском саде

Инновационная структура работы с родителями, имеющими детей с

Положение о группах компенсирующей направленности.
studydoc.ru