Что такое семинар в колледже – Что такое коллоквиум, семинар, лекция? Рассказываем первокурсникам о занятиях в вузе

Что такое семинар в ВУЗе?

Одной из основных форм обучения в ВУЗах, помимо лекций, являются семинары – особые занятия, на которых студенты демонстрируют глубину полученных знаний, умение мыслить, самостоятельно искать и творчески перерабатывать информацию.

Что такое семинар, как он проводится и для чего нужен?

Что такое семинар?

Различные формы учебного процесса использовались в преподавании ещё в античные времена. Слово «семинар» заимствовано из латыни, где «seminarium» означало «рассадник, теплица». В современной высшей школе и в ряде других направлений профессиональной подготовки семинаром называют занятие, проводимое по определённому сценарию.

Тему семинара определяет преподаватель, он же поручает нескольким студентам подготовить основные доклады, которые должны раскрыть её суть с разных сторон. После заслушивания докладов студенты задают каждому выступающему вопросы либо дают аргументированную оценку представленной информации. Преподаватель подводит итоги, обобщая выступления студентов, указывая на их ошибки и дополняя слабо раскрытые стороны предмета обсуждения.

Для чего нужны семинары?

В современном ВУЗе, где огромное значение придаётся практической подготовке студента к реальной инженерной и руководительской деятельности, важность семинаров сложно переоценить. Основной целью их проведения является углублённое осмысление студентами предлагаемой темы в её теоретическом и практическом аспектах. В ходе подготовки и проведения семинара студент получает навыки:

— самостоятельного поиска нужной информации, её обработки, вычленения главных и наиболее интересных подтем;

— научной полемики, защиты собственной точки зрения путём подбора фактов, теоретических выкладок и использования логического аппарата;

— устных выступлений перед аудиторией;

— критического подхода к предлагаемой информации, поиска ошибок и неточностей в её подаче;

— анализа и синтеза, проведения «мозгового штурма» проблемы и коллективной выработки оптимального решения.

Наиболее важным и ценным в подготовке и проведении семинара является обучение студентов самостоятельной работе с источниками информации, учебной, научной и справочной литературой.

Разновидности семинаров

В современном учебном процессе могут использоваться разные формы проведения семинаров.

— Беседа – самый популярный вариант, когда всем студентам предлагается 5-6 вопросов для предварительной подготовки. В ходе семинара преподаватель, разбивая эти вопросы на серии небольших подвопросов, ведёт со студентами беседу, постепенно подводя их к обоснованным выводам по теме обсуждения.

— Дискуссия – обсуждение проблемной темы или альтернативного вопроса, по которому у современной науки нет однозначного мнения. Выступающие студенты излагают собственное мнение и отстаивают его, приводя свои аргументы.

— Конференция – семинар с двумя-тремя основными докладчиками, а также назначенными для них рецензентами и оппонентами. Остальные студенты в ходе обсуждения докладов задают вопросы и вставляют свои дополнения в раскрытие темы.

Дискуссия и конференция – форматы семинаров, которые используются, начиная с третьего курса обучения, так как они требуют от студентов некоторого уровня компетентности в обсуждаемой теме, хотя бы минимально сформированных навыков устных выступлений и аналитического мышления.

Как студенты готовятся к семинару?

Любой семинар требует от участников тщательной подготовки, которая складывается из:

— составления плана работы и примерного списка нужной литературы;

— изучения литературы, начиная с основных источников – учебников, лекционных конспектов – и заканчивая добавочными источниками для более глубокого погружения в тему;

— составления плана выступления;

— отработки пунктов плана, составления тезисов, подбора цитат и фактического материала.

Без заранее составленного текста, возможно, оформленного в виде реферата, сложно выступить на должном уровне. Подготовленный текст позволяет представить свое понимание темы логично, последовательно и доказательно.

Доклад должен состоять из вступительной части, основного текста и обобщающего заключения. На его зачитывание должно уйти не больше 20 минут, оптимальный по длительности доклад звучит 10-15 минут, после чего начинается обсуждение.

Студентам, которые не будут выступать в роли докладчиков, тем не менее, тоже нужно готовиться к семинару, изучая предложенную тему, чтобы иметь о ней представление и полноценно участвовать в обсуждении.

www.mnogo-otvetov.ru

Семинар как одна из активных форм обучения студентов — Информио

В педагогике, как и любой другой области знания, случается, что традиционные общепринятые идеи теряют свою бесспорность, а то, что считается актуальным и новаторским, представляет собой забытое старое. Новое и старое  – две стороны одной медали, два взаимосвязанных измерения мира образования.

В настоящее время практически всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации образования. В качестве главного результата в Стратегии модернизации рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, вносить вклад в развитие и благополучие общества. Одними из важных целей образования становятся:

– развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

– готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

– толерантность, терпимость к чужому мнению, умению, умение вести диалог, искать и находить содержать компромиссы.

Одной из активных форм учебных занятий являются семинары, они используются при преподавании всех учебных дисциплин.Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, создания видимости активности, путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии. Семинар позволяет активизировать познавательную и эмоциональную деятельность студентов, раскрывать их творческий потенциал.

Содержание термина семинар неоднозначно. В переводе с латинского языка – это рассадник знаний. Согласно современным словарям и энциклопедиям, семинар – это и «обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.» (Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.с.1081), и «групповые практические занятия под руководством преподавателя» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.. .М., 1999.С.710), и «групповое занятие … по какому-либо специальному предмету, теме» (Словарь русского языка. Т.4.С.75.).

Существует несколько вариантов схем проведения семинаров, но если их обобщить, то структура семинарского занятия выглядит следующим образом:

– вступительное слово преподавателя;

– последовательное заслушивание студентов, выступающих с докладами, сообщениями по заранее обозначенным вопросам;

– обсуждение выступлений, дополнения слушателей;

– определение ценности прослушанной информации для практического использования, выявление положительных и отрицательных моментов, разрешение проблем;

– подведение итогов и заключительное слово преподавателя.

План семинара должен быть известен обучаемым за 5 – 10 дней в зависимости от темы. Студентов знакомят с методикой проведения семинара, раскрывают значение каждого вопроса, рекомендуют составить тезисы ответов на вопросы семинарского занятия.

 

Этот вид занятия учит выступать с сообщениями, учит точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, укрепляет интерес студента к науке и научным исследованиям, учит связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью и приучает к самообразованию.

Семинарское занятие основано на самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, которые учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. У студентов формируются навыки, умения:

– анализировать литературные источники,

– кратко излагать их содержание,”

– обобщать учебный материал,

– делать краткие сообщения и доклады,

– выступать в ходе обсуждения,

– делать выписки, составлять план,

– пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, -доказательно рассуждать,

– выделять и формулировать проблемы,

– находить пути их решения.

Назначение семинара: углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекции или в процессе самостоятельной работы, анализ проблемных вопросов, обмен опытом, контроль знаний.

На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематика знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление углубление знаний, умений и навыков, способов их получения и применения.

Одной из основных функций семинара является развивающая (развитие критического, творческого мышления, умения убеждать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения).

Высоко значение оценочной функции, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, ценностные ориентации, что в конечном счете помогает усвоению системы гуманистических ценностей, определяющих становление личностного в человеке. С воспитательной точки зрения семинар может оказаться даже более действительным средством по сравнению с лекцией, поскольку обратная связь между преподавателем и студентом теснее.

Организационно-ориентационная функция проявляется в направляемой преподавателем непосредственно или через методические пособия и рекомендации подготовке студентов к семинарскому занятию: подбор источников информации, выбор её обработки и т.д.

Процесс обсуждения проблем дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемой науки, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара.

 

Формы семинаров.

 

Интенсивность работы зависит от форм проведения семинаров и форм контроля. Загвязинский В.И. наиболее плодотворными с этой точки зрения считает активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры, «пресс-конференции» и т.п. Каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения.

Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану,заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением. В качестве тем для сообщений и докладов можно взять отдельные вопросы плана семинара или рекомендовать проблематику, углубляющую и конкретизирующую семинарскую тему.

 

Распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладовстудентов. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и систематическую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости. На первом этапе студент обращается к различным источникам, ищет и изучает разнообразную информацию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает конкретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат. На втором этапе – планирования -разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучается отобранный материал, определяется логика раскрытия темы. На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляется работа. Успех доклада в значительной степени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.

Активной формой семинара является дискуссия. Дискуссия – это публичное обсуждение какого-либо проблемного вопроса, проблемы. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по ходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы. Дискуссия может быть намечена и спровоцирована преподавателем, но может возникнуть спонтанно.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем –диспут– это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции. Целью семинара-диспута является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Участников лучше разделить на подгруппы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргументы.

Семинар-исследование — это форма группового занятия, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации mamaс привнесением в этот процесс компонентов научного исследования. Семинар-исследование особенно полезен и эффективен при изучении современной истории, поскольку учащиеся сами являются очевидцами происходящего. Но такие занятия могут носить в значительной мере политический (экономический, социальный, экологический и т.п.) характер, ибо то, что происходит сегодня, еще не история. Потребуется какое-то время, чтобы текущие факты и события заняли подобающее им место в историческом процессе. Это обстоятельство преподаватель должен учитывать всегда. Семинары-исследования можно проводить и на других общественных дисциплинах, например, на «Основах философии» по теме «Сознание», «Познание», а также в разделе «История развития философской мысли». Семинары-исследования проводятся и по темам более ранних исторических периодов.

Семинар-исследование осуществляется в три этапа и часто выходит за рамки отведенного для урока времени. Здесь важны не только собственно семинар, но и его подготовка, и реализация теоретических и практических наработок.

Задача семинара – исследования – осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление исторических знаний, реализация воспитательной, практической и методологической функции при изучении темы семинара.

Кроме вышеназванных форм семинарских занятий можно использовать разнообразные виды работы, которые будут плодом творческой деятельности преподавателя.

 

Роль преподавателя при подготовке к семинарскому занятию.

 

Преподаватель на семинаре – и организатор, и консультант, и оратор, и критик, и воспитатель. Чтобы семинар прошел результативно, преподавателю необходимо перед собой поставить цель и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели. Если же он не определил глубинных целей – ни образовательных. Ни воспитательных, а следуя наполеоновскому принципу – главное ввязаться в бой, у него, как у педагога, а значит и у занятия, стрежневая линия отсутствует. Следовательно, от такого занятия успехов ждать не приходится. Преподаватель должен быть готов к ответу на любой вопрос. Уметь повернуть в правильное русло обсуждение вопроса. Чтобы семинар прошел на высоком уровне, с максимальным эффектом он должен быть хорошо подготовлен не только преподавателем, но и студентами.

Важным условием результативности семинара является атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доверительная обстановка, когда студенты не боятся ошибиться, высказать своё мнение, спорные идеи. Необходимо приучить студентов задавать вопросы, не боясь обнаружить пробелы в знаниях. Главная особенность семинара – постоянное присутствие в нем элементов дискуссии, диалога преподавателя и студента.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов высокого уровня самостоятельности – умения работать с несколькими источниками, сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, делать собственные обобщения и выводы.

Большую роль преподаватель играет в подготовке студентов, т.к. ему необходимо не только правильно сформулировать вопросы, но и подобрать литературу, с указанием страниц, на которых студент найдет нужную информацию. Это позволит студентам больше уделить времени изучению вопросов. «Факты священны, мнение – свободно», как выразился С.Скотт, вполне применимы к семинарским занятиям. Когда студент при подготовке, не говоря уже о самом занятии, выражает свое мнение по вопросу недопустимо навязывать ему свое мнение. Сразу нужно ориентировать студентов на то, что необходимо подобрать известные факты по этой теме, а затем продумать своё отношение по данной проблеме. Преподаватель должен сориентировать студентов не только на подготовку по устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО, что повысит эффективность семинарского занятия.

Преподаватель должен позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от успеваемости. Этому может способствовать индивидуализация обучения.

 

Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия.

• Определить цель занятия и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели;

• Тщательно изучить содержательную часть семинара;

• подобрать литературу, с указаниям страниц, на которых студент найдет нужную информацию;

• Правильно сформулировать вопросы;

• За 10-14 дней до проведения семинара ознакомить студентов с вопросами и литературой;

• Сориентировать студентов не только на подготовку к устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО;

• Позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от его успеваемости;

• На занятие создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;

• Учить студентов делать собственные обобщения и выводы, выражать свое мнение по каждому вопросу;

• Продумать различные виды работы каждого студента – рецензирование, обсуждение выступления, отгадывание кроссворда и др.

• Заранее распределить время на обсуждение каждого вопроса и сообщить об этом студентам;

• В конце занятия систематизировать материал, провести его анализ;

• Оценить работу участников семинара;

• После проведения занятия сделать его самоанализ, отметить положительные и отрицательные черты.

 

Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем.

• Начинать подготовку заранее, не менее чем за 10 дней;

• Подобрать по теме литературу;

• Изучить данные вопросы по нескольким источникам, сравнить существующие точки зрения по данной проблеме;

• По необходимости проконсультироваться у преподавателя;

• Подобрать наглядности (репродукции, иллюстрации), составить таблицы;

• По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.

• Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего, от самостоятельной работы студента;

• Позаботиться о внешнем виде, манере держаться;

• Избавиться от чувства скованности;

• Продумать своё мнение по каждому вопросу;

• Не читать, а говорить.

• Соблюдать средней темп речи;

• Не говорить громко, либо слишком тихо.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.

2. А.Т.Степанищев. История России – преподавание в школе. Уч. Пос.-М.: 20002.

3. В.М.Загвязенский. Теория обучения: Современная интерпретация. Уч.пос. для студ.ВУЗов.М.:Изд. Центр «Академия», 2001.

4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.М., 1999.С.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. – 4-е изд., испр.

6. Словарь русского языка. Т.4

www.informio.ru

Что такое коллоквиум, семинар, лекция? Рассказываем первокурсникам о занятиях в вузе

Если ты уже поступил в вуз, пора забыть слово урок, теперь его заменит пара. Про другие типы занятий в университете читай в нашем небольшом материале.

Пара — менее известная как «академический час» — учебное занятие в вузе. Длится 80 минут. Вначале будет трудно, потом втянешься. Пары делятся на лекции и практические занятия.

Лекция — преподаватель устно излагает теоретический материал, студенты конспектируют. На лекции полезно не только записывать все важные тезисы, но и держать ушки на макушке: преподаватели любят задавать вопросы. Когда студент устаёт от напряжённой работы на лекции, пара может плавно перетечь в здоровый, беспробудный сон, «залипание» в соцсетях, разговоры «о том о сём» и прочие дела.

Материал, изложенный на лекции, закрепляют на практических занятиях.

Как с толком вести конспект, читай здесь

Лабораторная работа — она же «лаба» — вид самостоятельной практической работы студентов. Цель лабораторной работы — закрепить и углубить теоретические знания студента и умение проводить эксперименты. Путь к сердцу преподавателя (и к получению экзамена) лежит через лабы, качественно выполненные и вовремя сданные на проверку.

Коллоквиум — вид занятия в вузе, на котором преподаватель беседует со студентами по заданной теме, чтобы выявить их уровень знаний. Готовься и активно работай на коллоквиуме: грамотные ответы не просто плюс в карму будущего специалиста, а реальный шанс получить экзамен автоматом.

Семинар — практическое занятие в группе под руководством преподавателя. Студенты готовят доклады, рефераты, презентации и выступают перед одногруппниками. Затем выступление обсуждается. Это замечательная возможность научиться искать, обрабатывать и представлять информацию, вести диалог с аудиторией, дискутировать, что пригодится в профессиональной деятельности. «Готовься, посещай, выступай» — заповедь для семинарских занятий.

В вузе профессиональные умения и навыки оттачивают как в игровой, так и в научной форме.

Деловая игра — это моделирование реальной ситуации на работе. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решать ежедневно в профессиональной деятельности. Такая форма занятий практикуется обычно до того, как студенты отправятся на производственную практику.

Научная конференция — собрание учёных различных учебных заведений, на котором зачитываются научные доклады по теме конференции. Такие собрания открыты и для студентов, желающих основательно заниматься научными исследованиями.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Методическая работа в колледже

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

     6 ноября 2018 года в ЯЭТК прошел семинар-практикум «Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который подготовила и провела методист Кравченко О.Н.
     На семинаре-практикуме были рассмотрены требования профессионального стандарта к педагогической деятельности в профессиональном обучении, профессиональном образовании, в частности, к уровню квалификации, содержанию трудовых функций, необходимым трудовым действия, умениям, знаниям преподавателей и мастеров производственного обучения, обсуждено значение профессиональных стандартов для образовательной деятельности в среднем профессиональном образовании.
     В практической части преподаватели и мастера познакомились с методикой самооценки соответствия профессиональному стандарту и провели самооценку по формулам расчета, определили итоговый уровень соответствия выполнения каждой трудовой функции требованиям профстандарта.
     Положительным итогом семинара-практикума стало осознание каждым педагогом необходимости дальнейшего профессионального развития для ликвидации выявленных профессиональных дефицитов.

ЗАНЯТИЕ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

     29 октября 2018 года в рамках «Школы молодого педагога» прошел семинар-практикум на тему «Метод проектов как современная педагогическая технология в системе среднего профессионального образования».
     Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; обучение педагогов проектной деятельности; внедрение в педагогический процесс технологии проекта; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
     Семинар провела методист ГБПОУ РК «ЯЭТК» Миронова В. П..В своем слове к участникам «Школы молодого педагога»Валерия Петровнаобозначила, что проектная деятельности в учебном заведении заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

ЗАНЯТИЕ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Каждый человек меня в чем-то превосходит;
и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.
Эмерсон Ральф

     18 октября 2018 года в Ялтинском экономико-технологическом колледже прошло очередное занятие школы педагогического мастерства в форме семинара-практикума на актуальную тему – Мастер-класс как эффективная форма обобщения и представления педагогического опыта и повышения профессионального мастерства.
     Целями занятия были:
     • совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов;
     • изучение особенностей такой формы представления педагогического опыта как мастер-класс,
     • совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по проведению мастер-классов.
     Методистом Кравченко О.Н. было раскрыто содержание понятий «мастер-класс» с разных точек зрения. В презентации были представлены особенности, структура педагогического мастер-класса, его функции и принципы.
     Коллективное обсуждение позволило выявить преимущества данной формы представления педагогического опыта.
     Участники школы педагогического мастерства ознакомились с наиболее популярными подходами к построению и проведению мастер-класса (технологический подход по А. В.Машукову и технологический подход по Г.А.Русских).
     Выполнение практических заданий помогло определить основные критерии оценивания мастер-классов, составить «математическую формулу», в которой мастер-класс определили как сумму обязательных слагаемых.
     Педагоги пополнили свои «методические копилки» раздаточным материалом и памятками по теме занятия.
     Итогом занятия стал вывод о том, что правильно организованный мастер-класс является эффективной формой обобщения и представления личного опыта педагога, а также эффективной формой профессионального обучения, так как позволяет включить всех участников в активную деятельность, провести обмен мнениями, раскрыть творческий потенциал, способствует росту мастерства благодаря педагогическому сотрудничеству, единству интересов педагога-мастера и слушателей в процессе овладения новой практико-ориентированной информацией.

Занятие школы молодого педагога.

     31 мая 2018 года в целях содействия профессиональному росту молодых специалистов, обмена опытом и знаниями, закрепления молодых кадров в системе образования, в ЯЭТК прошел семинар – практикум для молодых специалистов на тему: «Игровые педагогические технологии в образовательном процессе».
     В мероприятии приняли участие 5 молодых педагогов стаж работы, которых не превышает трех лет.
     Целью семинара – практикума, стало развитие профессиональных компетенций молодых преподавателей ЯЭТК, использование игровых технологий в условиях реализации ФГОС СПО и профессионального стандарта, развитие эффективного командного взаимодействия в нестандартных ситуациях, развитие профессиональной мобильности и сплоченности коллектива молодых педагогов колледжа.
     Молодые специалисты в активной деятельности изучили актуальные игровые педагогические технологии, обсудили проблемы эффективности использования данныхтехнологий.
     Участники Школы молодого педагога выразили благодарность методисту В. П. Мироновой за подготовку и проведение мероприятия, и выразили мнение, что использование игровых педагогических технологий и их элементов на учебных занятияхпозволяют реализовать ФГОС.

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Время – самый ограниченный капитал,
и если не можешь им распоряжаться,
не сможешь распоряжаться ничем другим
Питер Друкер

     29 мая 2018 года в Ялтинском экономико-технологическом коллеже прошел семинар-тренинг, посвященный технологиям организации и управления временем.
     Целями семинара-тренинга, который был подготовлен и проведен методистом колледжа Кравченко О.Н., были:
     – знакомство с приемами, помогающими повысить эффективность планирования и позволяющими эффективно организовывать время, с методами борьбы с «поглотителями времени»;
     – обучение навыкам использования инструментария тайм-менеджмента, практическим навыкам контроля рабочего и личного времени;
     – развитие умений расставлять приоритеты среди множества дел;
     – повышение личной эффективности работы при меньших затратах времени и энергии.
     Участники семинара-тренинга выполнили ряд упражнений для осознания и визуализации понятия «Мой капитал времени», обсудили основные «киты» тайм-менеджмента (целеполагание, планирование, расстановку приоритетов, оптимизация и учет времени).
     Тестирование помогло каждому выявить свой хронотип для более эффективного планирования деятельности, педагогам предложены рекомендации по каждой разновидности хронотипа.
     Участники поработали над выявлением своих пожирателей времени, ознакомились со способами уменьшения влияния «хронофагов».
     Тестирование «Определение эффективности планирования» выявило уровень эффективности планирования у каждого педагога.
     Педагоги познакомились с принципом Парето, матрицей Эйзенхауэра, попробовали применить их для своей профессиональной деятельности.
     Наиболее популярные приемы тайм-менедмжента – «Метод швейцарского сыра», «Промежуточная радость», прием «Поедания слона», «Уничтожение лягушек», метод «Помидора» теперь помогут преподавателям и мастерам производственного обучения успешно организовывать рабочее и личное время.
     В заключение участники семинара-тренинга обсудили основные популярные мифы о тайм-менеджменте и пришли к выводу, что управление временем — это организация себя в потоке времени таким образом, чтобы работать более эффективно, меньше уставать, больше успевать, сохранять хорошее настроение и здоровье.
     Итогом проведенного обучающего мероприятия стало понимание, что тайм-менеджмент в педагогической деятельности позволяет достичь тех целей, которые не были бы достигнуты просто так, без предварительного планирования, самоорганизации преподавателя. Управление временем способствует повышению результативности педагогической деятельности и подготовки студентов и результатом будет повышение уровня качества образовательного процесса.

Стратегия фасилитационного обучения

Стандарты нового поколения
невозможны
без педагога нового поколения

     23 апреля 2018 года в Ялтинском экономико-технологическом колледже прошел обучающий семинар «Стратегии фасилитационного обучения в профессиональном образовании».
     В ходе семинара методист колледжа Кравченко О.Н. ознакомила педагогов с инновационным подходом к управлению образовательным процессом – фасилитацией. Было рассмотрено понятие фасилитации как категории педагогики; раскрыты основные технологии фасилитации работы групп; обсуждены формы и методы фасилитационного обучения, навыки, необходимые педагогу-фасилитатору.
     Проведено диагностическое анкетирование для оценки эмпатических способностей педагогов, т.к. именно эмпатия очень важна для успешной реализации технологии фасилитационного обучения.
     Фасилитация становится образовательным трендом потому, что эта технология, позволяющая реализовать принятую во всем мире современную парадигму образования «Обучение в течение всей жизни», отвечает требованиям социального заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, дает педагогу возможность перейти от “культуры диктования” к “культуре вопросов”, по-настоящему помогает участникам становиться субъектами образовательного процесса, создает мощную основу для выстраивания доверительных и конструктивных взаимоотношений.
     Результатом обучающего семинара стала актуализация фасилитирующей компетенции у педагогов колледжа.

ЗАНЯТИЕ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

     27 декабря 2017 года в ЯЭТК прошел семинар – практикум для молодых специалистов «Методика целеполагания и планирования образовательного процесса».
     Из 8 молодых педагогов стаж работы которых не превышает трех лет, присутствовало 7 человек.
     Целью данного мероприятия было формирование умений с учетом требований ФГОС СПО у молодых педагогов самостоятельно определять цели и эффективные технологии целеполагания, их особенности и логику проектирования. Семинар – практикум провела методист колледжа В. П. Миронова.
     Вопросы, обсуждаемые на мероприятии, с интересом воспринимались преподавателями, потому что носили актуальный характер. Особенности процесса профессионального обучения наглядно были показаны структурно-логической схемой, где преподаватель и студент выступают как субъекты учебного процесса. Этот факт начинающие преподаватели восприняли положительно и высказывали свое мнение по поводу трудностей при проведении учебного занятия и реализации при этом его целей. Так же активно обсуждались и критерии целей. После теоретической части занятия преподаватели выполняли практическую работу по составлению оценки эффективности способов целеполагания.
     Итогом семинара стал обмен мнениями и впечатлениями, полученными в ходе посещения мероприятия, между молодыми специалистами: преподавателями и мастерами.
     Участники Школы молодого педагога выразили благодарность методисту В. П. Мироновой за подготовку и проведение мероприятия.

15 ноября 2017 года в ЯЭТК прошел семинар-практикум
«Оценивание как инструмент повышения качества образования»

     Цель семинара: формирование умений педагогов оптимизировать процедуры оценивания с учетом требований ФГОС СПО и ФГОС СОО.Обучающее мероприятие с использованием форматакоуч-сессии подготовила и провела методист колледжа Кравченко О.Н.
     В ходе коллективной работы педагоги уточнили понятия Оценочная деятельность,Оценивание, Система оценивания, обозначили проблемы существующей системы оценивания.
     На семинаре обсужден проведенный сравнительный анализ оценивания на компетентностной основе и традиционного обучения.
     Участники семинара познакомились с аутентичным, с формирующим оцениванием,приемами и способами его осуществления, выделилидостоинства и недостатка формирующего оценивания. Выполнили практически задания, которые помогли преподавателям и мастерамразобраться, как успешно перейти к новой системе оценивания.
     Участники семинара выразили благодарность за интересное мероприятие его организатору О.Н.Кравченко.
Что прочитать о формирующем оценивании

yalta-yaetk.ru

Семинар в педагогическом колледже “Медведково”: pmok

10 июня учителя структурного подразделения «Школа» (№274) посетили семинар в педагогическом колледже «Медведково». Первый московский образовательный комплекс представляли Кулакова О.А., Филиппова Н.В., Менкес М.В., Козлова Н.Ю., Байталюк Н.В., Буянова Г.А., Мирошниченко Е.В.

Целью семинара было обсуждение практики социально-педагогической и психологической работы по проблеме становления и поддержки личности обучающегося в интегрированном образовательном пространстве: детский сад – школа-колледж-университет.

В работе семинара приняли участие руководители, педагоги, педагоги-психологи и социальные работники педагогических колледжей ГБОУ ВО МГПУ и других образовательных учреждений города Москвы, представители научно-образовательного сообщества Москвы.

С учетом того, что Первый московский образовательный комплекс является флагманом подобных объединенных образовательных структур города Москва (напомню, что в составе Комплекса есть и детские сады, и школы, и организации средне-профессионального образования) участие в таких семинарах является одной из важных составляющих в обмене опытом. На семинаре была организована работа в группах, проведены мастер-классы.




pmok.livejournal.com

ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – Семинары в вузе

 

 

Что такое учебный семинар?

Готовься


к занятиям

Семинары в вузе, наряду с лекциями, являются важнейшей формой проведения занятий. Исторически семинар как форма обучения возникла и широко применялась еще в древнегреческих и римских школах. Суть этих семинарских занятий сводилась к тому, что обучаемые делали сообщения, которые обсуждались и комментировались другими учениками, а затем обобщающее заключение делал преподаватель. Слово семинар (seminarium) латинского происхождения и означает в переводе на русский язык- теплица, рассадник. Такой перевод означает, что древние греки и римляне рассматривали учебный семинар как условие для выращивания грамотных и творческих людей, а преподаватель выступал в роли сеятеля знаний в сознание своих учеников.
В современном понимании учебный семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой студенты под руководством преподавателя закрепляют и развивают полученные теоретические знания, приобретают практические навыки в процессе обсуждения вопросов, предусмотренных планом проведения семинарского занятия. Сегодня семинары в вузе при подготовке специалиста составляют 30-40 процентов аудиторных часов. Однако стандарты бакалавриата резко меняют положение дел, и согласно этим стандартам до 60 процентов учебного времени будет отводиться на семинарские занятия. Причем значительная часть из них должна будет проводиться с использованием интерактивных методов. Это указывает на то, что акцент в обучение делается на самостоятельную работу студентов и семинарские занятия. 
Длительность каждого семинарского занятия определяется учебной программой. Обычно, она составляет одну пару (80-90 мин.) или две пары (160-180 мин.).
Тема семинара определяется учебной программой или преподавателем заранее. Она часто привязана к лекционной тематике. Семинар может проводиться по одной или нескольким пройденным лекционным темам. Хотя учебный семинар может быть и не привязан к лекционой тематике, и рассчитан на самостоятельную проработку студентами материалов. Вопросы семинарского занятия содержаться в учебной программе или их дает преподаватель. На них строится подготовка к семинару.

Цель этой формы проведения занятий – закрепление пройденного материала, получение практических навыков, развитие умений ведения профессиональной дискуссии. На семинаре студенты обсуждают подготовленные ими доклады, рефераты, выступления, а также прорабатывают указанные в плане семинара вопросы. При этом приветствуется использование иллюстративного материала, слайдов, фильмов. В ходе семинара могут решаться практические задачи, рассматриваться жизненные ситуации, проводиться деловые игры и т.д.. 
Для студента семинары в вузе являют собой особый инструмент подготовки профессионала. В ходе этих занятий реализуются познавательная, воспитательная и контрольно- оценочная функции. Если на лекциях развиваются умения воспринимать информацию на слух, оперативно её анализировать, отбирать самое главное и существенное, то семинарские занятия приучают к самостоятельной работе, самосовершенствованию, работе с научной литературой, умению в устной форме доводить свои мысли до других, отстаивать свою позицию. На семинарах развиваются навыки устного выступления, логического мышления, свободного оперирования научной и профессиональной терминологией.

 

 

Подготовка к семинару

Не забывайте, что семинар – это зачастую путь к получению автомата на зачете или экзамене. А это уже сам по себе хороший стимул к тому, чтобы серьезно отнестись к подготовке к семинару.
В чем же заключается подготовка к семинару? С чего начать? Прежде всего, спланируйте в своем графике время, которое Вы собираетесь использовать для  изучения научных источников. Обычно на это требуется два-три часа. Но если Вы планируете сделать выступление на семинаре, то времени потребуется значительно больше.  Определите место, где будете осуществлять подготовку: дома, в институтской библиотеке и т.д. Для серьезной подготовки к семинарскому занятию совершенно недостаточно воспользоваться только своим или чужим конспектом лекций. Необходимо обратиться к научной литературе, которая указана в плане семинарского занятия. Разумеется, похвальным будет, если вы охватите более широкий круг источников. А вот как самостоятельно работать с научной литературой– это уже тема отдельного разговора. Поэтому сделайте подборку литературы, по возможности, можно для подготовки использовать материалы из Интернета. 
Внимательно вчитайтесь и вдумайтесь в тему семинарского занятия, уясните её. После чего вновь обратитесь к плану семинара. Вдумайтесь в логику построения семинарского занятия и суть основных вопросов плана. И только после этого приступайте к проработке вопросов семинара. Разобраться нужно не с отдельными интересными для Вас вопросами, а со всеми вопросами, указанными в плане семинарского занятия. 
При работе над каждым вопросам составьте, хотя бы мысленно, свой план ответа на него. Тогда будет самому понятнее, на чем сосредоточить основное внимание. В первую очередь обратитесь к ключевым понятием и определениям. Разобравшись с ними, будет намного легче продвигаться дальше. Особое внимание обратите на дискуссионные проблемы, т.е.проблемы, по которым в науке нет однозначного ответа. Попытайтесь дать свой ответ на такой вопрос, но при этом тщательно продумайте свою аргументацию.
Конечно же, в ходе подготовки к семинару Вы можете столкнуться и с такими вопросами, с которыми разобраться самостоятельно Вам окажется не под силу. Не отчаивайтесь, в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы Вы сами хотели получить ответы на эти вопросы. Обязательно выпишите их. По этим вопросам Вы можете проконсультироваться с преподавателем до начала семинара или задать их в ходе семинарского занятия.

Как подготовить выступление на семинаре?


Подготовка к семинару может включать в себя и Ваше желание подготовить выступление на семинаре. Если Вы планируете выступить на семинаре с докладом, рефератом или просто выступлением, то готовиться придется более основательно. Правильно поступают и те студенты, которые заранее обговаривают с преподавателем тему и содержание своего выступления, реферата или доклада на семинарском занятии. Преподаватели ценят такие выступления на семинаре, в которых рассматриваются какие-либо дискуссионные вопросы. Причем от студента требуется не просто назвать эти проблемы, а проанализировать их, высказать свою точку зрения. 
На доклад отводится 15-18 минут, а на остальные сообщения в пределах 5-10 минут. Поэтому, готовясь к сообщению, учитывайте временные параметры. Слишком длинное сообщение будет утомлять слушателей. Подбирая вопросы, которые Вы собираетесь рассмотреть в своем сообщении, представьте себе, что было бы интересно узнать по теме Вашего выступления сокурсникам. Выступление на семинаре должно быть познавательным и интересным для других, так, чтобы оно побуждало к его осмыслению и обсуждению.
Содержание выступления должно строго соответствовать теме. Оно должно быть направлено на раскрытие сущности рассматриваемого вопроса, быть логичным. Каждое доказываемое Вами положение нужно хорошо обосновать соответствующими аргументами, так, чтобы оно выглядело убедительно и для преподавателя, и для студентов.
Старайтесь насытить свое выступление на семинаре не трафаретными, давно всем известными материалами. Не пересказывайте то, что уже есть в конспекте лекций. Поищите в литературе интересные, но малоизвестные факты. Они всегда вызывают интерес. Хорошо, если Ваше выступление будет опираться на реальные жизненные примеры. Если их умело обыграть и высказать свою точку зрения, то это будет выглядеть весьма эффектно и вызывать повышенный интерес.
Сейчас стало модным использовать при выступлениях и докладах мультимедийные средства, которые повышают информативность и наглядность излагаемого материала. Поэтому, при наличии такой возможности (позволяет класс, имеются такие средства), можете активно пользоваться этими средствами, заранее тщательно продумав и подготовив необходимые иллюстрационные материалы.

 

Что делать на семинаре?


Поспать, молчаливо отсидеться, проболтать с друзьями или проявить свою активность? А может не ходить на него вообще? Думаю, ответ на эти вопросы понятен каждому. Учебный семинар – это не просто средство проверки усвоения знаний, но еще и мощное средство формирования навыков публичного выступления, умения вслух высказывать свои мысли и отстаивать свою позицию. Жизнь показывает, что тому, кто не развивает этих навыков и умений, трудно рассчитывать на карьерный успех или успех в бизнесе. Начинайте их развивать еще в вузе. Для этого:
старайтесь на каждом семинаре делать небольшие, но за раннее подготовленные выступления;
дополняйте выступления своих товарищей;
высказывайте и обосновывайте свою точку зрения по рассматриваемым проблемам;
смело обращайтесь к преподавателю по неясным вопросам
Некоторые студенты, основательно подготовившись к семинару, стесняются и боятся публичных выступлений. Как победить эту болезнь? Очень просто. Переборите себя несколько раз и выступите. Пройдет не только страх, но и появится вкус и интерес к публичным выступлениям.
Учебный семинар выступает и средством объективной оценки того, как Вы усвоили пройденный материал. Некоторые студенты обижаются на преподавателя, полагая, что их активность на семинаре недооценили. Не нужно обижаться на строгость оценки Ваших знаний преподавателем. Если Вы не удовлетворены своей оценкой на семинаре, лучше еще раз посмотрите на себя и постарайтесь сами, поставив себя на место преподавателя, оценить самого себя. Думаю, что в большинстве случаев, Вы придете к выводу о том, что оценка была объективной. А вот Вам нужно учесть замечания преподавателя для более успешного участия в семинарских занятиях.

vuzobr.ru

Ответы@Mail.Ru: что такое интерактивный семинар?

Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. С точки зрения степени взаимодействия под интерактивностью можно рассматривать следующие случаи (уровни) :
линейное взаимодействие (1:), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;
реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;
множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними.

Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.
Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.
Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.
В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин
Значения

В наше время семинар употребляется часто в следующих значениях:
учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.
бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных
семинары он-лайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме ВЕБ-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать (Skype, TrueConf, ooVoo, Сервис видеоконференций iMind). Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.

Почитай также здесь: http://charko.narod.ru/tekst/ob_prep/IGubarevich.htm

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *