Что такое семинары и лекции – Требования к организации лекций, семинаров, индивидуальных практикумов Лекция. Предназначение и цели лекции

Содержание

Лекция, семинар, тренинг отличия и особенности POINT-V.RU

Чем отличаются друг от друга семинар, тренинг, лекция? Что из них выбрать в каждом случае и какого результата ожидать?

Периодически у людей возникают затрудения в выборе между разными формами обучения, либо разочарование в результатах вебинаров, лекций, семинаров и тренингов. Поэтому имеет смысл коротко рассказать об особенностях различных форм обучения.

Формы обучения

  Для того, чтобы выбрать тот вариант, который больше всего подойдет в каждом случае, нужно ориентироваться хотя бы в самых общих чертах в назначении и особенностях форм обучения.

Чаще всего мы сталкиваемся с выбором между лекцией, семинаром и тренингом. Это очень упрощенное и условное разделение, но пока нам его достаточно для рассмотрения особенностей форм обучения в рамках этой статьи.

Что такое лекция?

Лекция — наиболее простой для ведущего и самый старый вариант обучения. Лектор-ведущий рассказывает (а в худшем случае убаюкивающе бормочет) заранее подготовленный текст. Слушатели запоминают сказанное и конспектируют, что несколько увеличивает процент запоминания. Лекция может проводиться для большой аудитории, воспроизводиться в аудио или видеозаписи без особого ущерба для восприятия.

Особенности лекции

Коэффициент усвоения лекционного материала довольно низкий. Если спросить слушателя о лекции, которая прошла, скажем, месяц назад, то он сможет вспомнить не более 20% услышанного.
Если лектор использует наглядные материалы — слайды, плакаты, видео, то материал запоминается несколько лучше.

Особенности семинара как формы обучения

Особенности семинара

Семинар как форма обучения имеет свои особенности.

Во-первых, объем материала заведомо ниже, чем предлагаемый на лекции. Во-вторых, семинар предполагает интерактивность и общение между ведущим и аудиторией. За счет того, что объем информации меньше, а каналов ее подачи (звук, графика, видео, дискуссии и обсуждения) больше, получается, что качество усвоения материала обычно выше, чем на лекции.
Остается только добавить, что он-лайн разновидность семинара называется вебинаром и набирает все большую популярность.

Что такое тренинг

Особенности тренинга

Наконец, поговорим о тренинге. Тренинг — специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.

Дело в том, что чем больше механизмов и стимулов запоминания включено в процесс, тем выше качество обучения и полученный результат. Важно то, что тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое.

Если на лекции слушатель пассивен полностью, на семинаре участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.

Знание, умение, навык — в чем разница и где их получить

Знание — это результат процесса познания окружающего мира, набор представлений, суждений, теорий. Обыденное знание позволяет нам адекватно ориентироваться в ситуациях и сознательно реагировать на обычные события. Научное знание — более системное, обоснованное и глубокое.

Умение — это способность выполнять какие-либо действия осознанно, опираясь на знания, и опыт.

Навык — это способность к набору действий, которые являются стереотипными. Навык появляется тогда, когда человек многократно повторяет однотипные действия. Наличие навыка позволяет гораздо быстрее и без лишних затрат выполнять сложную работу.

Знание, умение, навык – отличия

С учетом качества усвоения материала лекция даст знания, которые без систематической самостоятельной работы очень быстро будут забыты, оставив отдельные фрагменты. Это происходит из-за того, что теория не подкрепляется практикой и не обновляется в памяти за счет самостоятельной работы над материалом. Остается, в основном, только иллюзия знания, которая скорее вредит. Все мы знаем диванных суперэкспертов-теоретиков, обитающих в соцсетях и на форумах, которые очень часто не в состоянии применить ничего из своих теоретических познаний.

Семинар при меньшем объеме материала позволяет разобраться в основных моментах темы и лучше их запомнить. Да, материала гораздо меньше, он изложен более просто, но он усваивается лучше. Небольшое количество знаний, которое можно применить, гораздо ценнее кубометров теории, с которой слушателя толком не научили обращаться.

С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является он-лайн разновидность семинара — вебинар. Слушателю никуда не нужно ехать, любой компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к виртуальной комнате, в процессе обычно есть возможность выполнения простейших упражнений и взаимодействия с остальными участниками. Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой но наобходимый набор знаний и отчасти умений.

Тем не менее, ни лекция, ни семинар или вебинар, ни короткий тренинг неспособны дать вам навык. Навыки вырабатываются в течении продолжительных занятий.

Например, чтобы спортсмену получить навык проведения приема или комбинации ударов, ему необходимо тщательно и правильно выполнить их несколько сотен раз в течение нескольких недель, а затем регулярно тренировать полученные навыки. Никакое короткое обучение не даст полноценного навыка, его можно выработать только самостоятельно, постоянной и систематической самостоятельной работой.

Резюме

Когда мы говорим об основных формах обучения, то обычно имеем в виду лекцию, семинар, тренинг, а также их разновидности. Для каждого случая эффективна своя форма, все они имеют как плюсы, так и минусы. Лекция позволяет получить максимум информации за короткое время, не теряет своего качества в записи, но материал плохо усваивается и быстро забывается. Семинар хорош для изучения небольшого по объему материала и получения знаний по нескольким вопросам в рамках темы, предусматривает более активное взаимодействие между докладчиком и слушателями. Тренинг является наиболее эффективной для слушателя и сложной для тренера формой обучения, которая требует активного участия и совместной работы тренера и обучаемых. Из знаний, умений и навыков все формы обучения позволяют приобрести только знания и умения, над выработкой навыков необходимо работать самостоятельно.

Успехов!

Андрей Осадчий

Смотрите также

point-v.ru

Что такое семинар: его функции и цель

 

Сначала человек получает определенные теоретические знания по какой-то определенной теме. Потом он самостоятельно готовит по изученному и уже пройденному материалу доклад или реферат и выступает с ним перед определенной аудиторией, которая тоже изучала ранее эту тему.

Участники семинара внимательно слушают докладчика, а по окончании речи, задают ему интересующие вопросы. Докладчик отвечает на них и комментирует свои высказывания. После этого выступает другой человек и освещает эту же тему, только уже с другой точки зрения, приводя какие-то новые неизвестные детали, факты и аспекты. И тем самым дискуссия продолжается.
 

В чем заключается главная цель семинара?


На любом семинаре его участники концентрируются на информации по какой-либо определенной теме, что, несомненно, способствует ее наиболее глубокому изучению, которое происходит в довольно короткое время. Основная цель семинара заключается в закреплении ранее полученной информации и знаний, а так же в выработке у участников определенных навыков ведения полемики. Семинар учит более точно выражать свои взгляды и мысли и учит вести дискуссию на языке какой-то определенной науки. 

 

Чем отличается семинар от лекции?


На лекции происходит передача информации одним человеком целой массе людей. Это теоретические знания, которые человек кратко записывает себе на какой-либо носитель и воспринимает на слух. В основном, лекция – это тот же монолог, который происходит в одностороннем порядке – один человек передает знания другим людям. Стоит подчеркнуть, что это именно теоретические знания. На семинаре же, наоборот, полученные знания уже выражает сам слушатель. Он высказывает свои мысли, свои взгляды и обсуждает это с другими участниками уже в диалогах, применяя знания на практике. Образно выразиться, чем семинар отличатся от лекции, можно так: лекция – это теоретический «скелет» конкретной темы. А семинар – это практическая его «плоть». 
 

Функции семинара


В своем процессе семинар выполняет целый ряд определенных важных функций, безусловно, главная из них – это познавательная. Человек, принимая участие в семинаре, получает определенные знания, на основе которых происходит его самопознание, а так же вырабатывается определенное отношение к окружающему миру и вещам в нем. На семинаре люди получают дополнительную  информацию к ранее полученным знаниям, обобщают полученный материал, систематизируют и углубляют его, а так же учатся вырабатывать самые ценные суждения о решениях и идеях - это оценочная функция. Другие функции семинара – это контрольная и деятельная.  Первая позволяет проверить, оценить степень усвоения материала. Вторая помогает приобретать специальные навыки ведения дискуссии и выступления на публике.

 

Какие семинары бывают?


В настоящее время существует масса самых различных семинаров  - это научно практические семинары, корпоративные, бизнес-семинары, семинары по продажам, семинары для педагогов дополнительного образования и так далее. Кстати, темы семинаров в дополнительном образовании самые различные. 

 

superiorseller.com

Требования к организации лекций, семинаров, индивидуальных практикумов Лекция. Предназначение и цели лекции

*Лекция – это творческое общение лектора с аудиторией,

сотворчество, эмоциональное взаимодействие (расстановка акцентов, рассуждение, объяснение). Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами.

*Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний за счет сконцентрированной подачи материала, построенного на основе переработки множества учебников, монографий, статей, практического опыта и других источников;

*Лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана;

*Лекция мотивирует студентов к самостоятельному познанию, расширению своих знаний по предмету;

*В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

- при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция основной источник информации;

- новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

- отдельные темы учебной дисциплины особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

- по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

- лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

*Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше;

*Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;

*Лекции нужны лишь тогда, когда мало учебников;

*Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора;

*Слабая обратная связь со студентами в виду

монологичности лекции.

studfiles.net

Что такое семинар и зачем они нужны

Семинары посещали все. Или все, кто когда-то был студентом. Современные технологии позволили расширить понятие семинара, причем как тематически, так и географически. Аудитория уже давно перешагнула за стены учебных заведений. Возраст присутствующих так же не ограничивается никакими рамками. Тематика варьируется от узкопрофильной, до таинственной и абсурдной, вызывающей недоумение и замешательство. Очевидным остается одно: встречи по обмену знаниями нужны и важны.

Что такое семинар

Семинар – форма проведения обучающих занятий. Основными принципами являются диалог, обсуждение и спор. Еще в начале прошлого века философы и логики доказали, что там, где нет споров, нет и значимых достижений в науке. Если перефразировать – то не будет и личностного роста. Искусство споров рассматривалось не в плоскости банального выяснения отношений, а выводилось  на высокий уровень и называлось дискуссией. Дискуссия проходит  при взаимном уважении сторон и умении вести диалог. «Истина рождается в спорах». Авторство  цитаты приписывают Сократу, но кто бы ее ни произнес, он был абсолютно прав.

Семинар как форма обучения был придуман еще в древнем Риме. Сегодня дискуссия и обмен мнениями востребованы в подготовке инженерных и научных кадров. Две необходимые составляющие для обмена знаниями: куратор и присутствующая аудитория. Древнее слово в переводе с латыни означает «рассадник». И такие рассадники или теплицы сегодня помогают миллионам людей обрести профессию, наладить отношения и освоить инновационные технологии. Вкус семинара невозможно узнать, не попробовав. Но для начала можно попытаться разобраться, в каком формате проходят встречи в «теплице знаний».

Виды семинаров: 7 разновидностей знаний

Вебинары

Новая форма проведения онлайн-занятий. Желание и интернет – главные составляющие участия для встречи онлайн. Аудитория расширилась до любой точки планеты, а единственной проблемой остается согласование часовых поясов. Популярностью пользуются специализированные вебинары для дистанционного обучения. Аудитория получает возможность пообщаться с профессионалом, не вставая с собственного кресла. Запись встречи часто выкладывается в сети. Веб-конференции могут сопровождаться субтитрами. Да и большое количество бесплатных вебинаров не может не радовать.

Плюсы: возможность  пообщаться с лучшими людьми и профессионалами.

Минусы: Нет ощущения присутствия куратора и других людей.

Семинары по психологии

Профессионалы предпочитают закрытые мероприятия, называя их супервизией. А вот для широкой аудитории существует масса встреч и презентаций на разнообразную тематику. Заявленные темы поражают своим разнообразием. От авторских, которые ведут профессиональные психологи с большим стажем работы до откровенно абсурдных, вроде «Муж, секс и шоколад». Главным аргументом при выборе такого семинара является имя его куратора. Ведущий должен быть не просто практикующим психологом, но и личностью. Человек, умеющий захватить аудиторию и посвятить неподготовленных людей в тонкости психологии как науки, действительно способен помочь.

Психология отношений  – особая тема семинаров по психологии для смешанной аудитории.  Главное при выборе темы – не попасться на крючок громких обещаний.  Лозунги вроде «вернете страсть в отношения за 2 дня» или «вы найдете любовь после занятия», к сожалению, не более, чем рекламный трюк. И уж конечно не стоит рассчитывать на то, что жизненные  советы вам предоставит совсем молодой тренер. Он должен не просто знать. Он должен пожить. Практикующий психолог создаст атмосферу индивидуального приема. Встреча в общей аудитории способна подтолкнуть людей и к дальнейшему погружению в тему психологии и психоанализа.

Плюсы. Возможность пообщаться с профессионалом за умеренную плату.

Минусы. Вероятность попасть на дилетанта, умеющего только пересказывать заученный текст.

Женские и мужские семинары

«Как научиться быть стервой», «Стань настоящим мужиком» – названия семинаров можно читать как книгу. Темы на злобу дня раскручиваются и выносятся на аудиторию, которая пришла в зал с одной общей проблемой. Ведущий уже знает все возможные вопросы (статистика – вещь полезная) и дает присутствующим то, чего они больше всего хотят. Хотите возродить женские чакры? Пожалуйста. Женщины на встречах обучаются древнему мастерству гейш или посвящаются в сакральные тайны жриц любви. Желаете понять женскую душу за 1 день? Да без проблем. Тематика мужских встреч полна тестостерона, что, собственно и привлекает слушателей собраться в аудитории. В итоге присутствующие не получают новой информации. Из аудитории они выходят с твердым убеждением в своей правоте, ведь им сказали именно то, что они хотели услышать.

Плюсы. Посещение мероприятий становится первым шагом в работе над собой.

Минусы. Аудитория не получает никаких новых знаний.

Авторские

Медийные личности или люди, достигшие высот в бизнесе, с охотой делятся своими мыслями с аудиторией. Имя куратора на афише написано большими буквами. Как раз к нему стоит присмотреться повнимательнее. Возможно, на встречу приедет не Кумир, а люди, работающие по его методике. Но на семинарах-встречах с известными людьми залы всегда переполнены.  Одно только присутствие Звезды или Личности вызывает чувство сопричастности к чему-то большому. Брайан Трейси, Тони Роббинс, Ирина Хакамада, Ксения Собчак – список лекторов и кураторов можно продолжать долго. Кто-то посвящает все свое время на то, чтобы общаться с аудиторией. Кто-то выкраивает в напряженном графике несколько часов, чтобы пообщаться с собравшимися людьми. Люди, вызывающие уважение и восторг, всегда знают, что сказать аудитории.

Плюсы: возможность увидеть Кумира, как говорится «вживую.

Минусы: семинары проводятся только в больших городах.

Бизнес-семинары

При входе в салон красоты или в юридическую контору первое, что попадает на глаза клиентам – стена, увешанная рамочками. А в рамочках находятся сертификаты о прохождении бизнес-семинара. Они необходимы для профессионального роста. Особой популярностью пользуются бизнес-семинары по технике продаж. Если рассказывать о таких собраниях в общих чертах: люди, проработавшие в продажах не один год, собирают возражения постоянных и потенциальных клиентов. Создается некая корпоративная энциклопедия, объясняющая новичку, как проще продать (или «впарить»)  товар или услугу покупателю, заранее предугадывая все возможные возражения. Формат бизнес-встречи  – качественная стартовая площадка для новичков в сфере продаж. То есть для всех.

Плюсы: очевидны для продавца

Минусы: иногда встречи проводят люди, не проработавшие в реальных продажах ни дня.  Так что передаваемые знания – чисто теоретические.

Презентационные

На рынке появляется масса новых продуктов, услуг и методик. Презентовать на занятии можно что угодно  – от лечебной гимнастики до новинок в ногтевом сервисе. Цель такого собрания – чисто ознакомительная. Заинтересованную аудиторию направляют в места продаж или услуг. Новички получают возможность получить базовые знания и понять, готовы ли они развиваться в этом направлении. Профессионалы, привыкшие работать с одним продуктом, неохотно переходят на другие бренды. Чтобы переубедить их в этом и существуют семинары по ознакомлению с новинками в технологии или инновационными продуктами. Как правило, финансируются самим производителем.

Плюсы: возможность освоить новый продукт, методику или услугу.

Минусы. Такая продукция стоит дороже, ведь в стоимость заложена и цена презентационных образцов и работе самих тренеров.

Обучающие

Обучение чему угодно темы от «Наука рыбной ловли» до «Подготовки детей дошкольного возраста». Удивительные, вроде «Как правильно сделать селфи» или «Эзотерические способы привлечения денег». Желание человека овладеть новыми навыками вызывает уважение и желание поделиться накопленным опытом. Спортивное питание и здоровый образ жизни, способы выживания в экстремальных ситуациях и основы робототехники – как говорится «я на семинар пойду, пусть меня научат».

Плюсы: возможность получить аккумулированные знания за небольшой промежуток времени.

Минусы: вероятность попасть на непрофессионала.

Как проводятся семинары

Обучающие семинары проходят под девизом: «У меня есть идея, у вас есть идея. Мы обменяемся, и у каждого будет по 2 идеи».  Семинар – это уже не лекция, но еще не тренинг. На лекции ведущий вещает, а аудитория внемлет (или дремлет), не задавая лишних вопросов. На тренинге присутствующие отрабатывают и получают определенные навыки. На семинаре все ограничивается вербальным взаимодействием. Обмен идет на словесном уровне между участниками и на энергетическом с ведущим.

Популярностью пользуются семинары-лекции-тренинги. Авторские встречи более похожи на лекции, где ведущий мало общается с аудиторией, но при этом находится среди людей. Тренинги-семинары объединяют теоретическую часть и практические занятия. Вебинары исключают присутствие лектора в аудитории. Люди видят картинку на экране, хотя онлайн-режим и создает эффект присутствия. Общение ведется исключительно в чатах или в специальной программе. Практические навыки онлайн получить достаточно трудно.

Для чего нужны семинары

Каждая встреча – это обмен энергией. Чем еще готовы поделиться присутствующие на мероприятии:

  • Знания. Профильные семинары просто необходимы для любой специальности. Навыков, полученных при обучении, не хватает на всю жизнь.
  • Опыт. На самом мероприятии присутствующие получают опыт взаимодействия, обмена знаниями и презентации. Важно прийти на встречу подготовленным. И не стесняться задавать вопросы.
  • Общение. Есть отдельная категория людей, посещающих все семинары, тренинги, лекции и курсы. Их цель – не получить знания. Эти люди нуждаются в простом человеческом общении.

Каждый человек заходит в аудиторию со своим опытом. С каким опытом он выйдет – зависит от ведущего и его самого. Желание познать нечто новое открывает все существующие двери и находит несуществующие. Первое, что нужно сделать – составить четкий план по реализации мечты. А посещение семинара может стать первой ступенькой на пути к ее осуществлению.

 

wikigrowth.ru

Что такое лекция? Лекция: определение и виды

Лекция (значение слова – «читаю» в переводе с латинского) как метод передачи информации от наставника ученикам возник еще в те далекие времена, когда только начала зарождаться философия. В середине первого тысячелетия в ряде развитых стран (Китай, Индия, Эллада, европейские государства) лекции использовались для одновременного обучения большого количества людей одним учителем.

Так как книги в те времена были чрезвычайно дорогими и редкими вещами, задачей лектора становилось публичное чтение или цитирование трудов ученых наизусть.

Сегодня практически каждый человек знает, что такое лекция, ведь смысл и содержание метода практически не изменились. Преподаватели средней и высшей школ повсеместно пользуются его преимуществами, постоянно совершенствуя и дополняя своими собственными приемами.

Углубляясь в значение термина, можно сказать, что лекцией следует называть такой способ изложения информации, который имеет стройную логическую структуру, выстроен с позиций системности, а также глубоко и ясно раскрывает предмет.

Основной компонент большинства учебных программ – это лекция. Предназначение ее заключается в следующем:

  • Изложение важнейшей информации по заданной теме.
  • Помощь в освоении фундаментальных проблем курса.
  • Упрощение процесса овладения методами научного познания.
  • Популяризация новейших достижений современной научной мысли.

Функции лекций

Изучив данные, предложенные выше, можно перечислить основные функции лекции: методологическая, организационная, информационная. Иногда этот способ обучения становится единственно доступным, например, если нет учебников и пособий. Это часто случается в учебных заведениях на периферии и при разработке новых образовательных программ.

В таком случае лекция – это средство раскрытия понятийного аппарата конкретной области науки или знания, а также ее проблем. Она способна дать цельное представление о том, что является сутью предмета, и показать, как он взаимосвязан с другими науками. Лекции предоставляют базовую основу для использования других форм учебных занятий, таких как семинар, лабораторное и практическое занятие, курсовой и дипломный проект, консультация, зачет, экзамен.

Преимущества метода

Без всестороннего и объективного изучения невозможно составить достоверное представление о том, что такое лекция. Как и любой другой преподавательский прием, она имеет плюсы и минусы. Рассмотрим основные преимущества:

  1. В обязанности лектора входит планирование и контроль хода занятия. Это значит, что учебный процесс имеет четкую систему, а малейшие отклонения от намеченного плана могут быть оперативно устранены.
  2. Лекция – это отличный способ в один момент времени передавать информацию большому количеству людей. Таким образом, происходит охват довольно большой аудитории.
  3. Использование подобной системы позволяет существенно снизить расходы учебного заведения на одного студента. Это происходит в результате ускорения и упрощения процесса преподавания.

Недостатки, свойственные лекционной системе подачи информации

Выбирая лекции как способ передачи фундаментальных знаний учащимся, администрация учреждения должна отдавать себе отчет в том, что он отличается некоторыми специфическими особенностями.

Чтобы процесс обучения был действительно качественным, лектор должен обладать не только необходимой информацией и опытом, но и способностью к преподаванию. Многие могут вспомнить популярные в студенческой среде анекдоты о скучных и длинных лекциях. Надо ли говорить, что данные, надиктованные монотонным голосом без интонаций, практически не усваиваются? Эту проблему эффективно решает тренировка ораторского мастерства преподавателя.

Другая особенность кроется в самом понятии того, что такое лекция: фактически это монолог. Максимум общения между лектором и студентом заключается в ответе на заданные учащимся вопросы. Однако, как правило, от слушателей инициатива поступает редко. В результате можно наблюдать низкую вовлеченность студентов, отсутствие активности и высокого уровня усвоения информации.

Виды лекций: характеристика вводной лекции

В зависимости от задач, назначения и стиля проведения различают несколько основных видов лекций:

  • Вводная.
  • Информационная.
  • Обзорная.
  • Проблемная.
  • Визуализационная.
  • Бинарная.
  • Конференция.
  • Консультация.

Вводные лекции читают, чтобы дать первое представление о том, что представляет собой учебный предмет. Благодаря этому студенты могут сориентироваться в системе будущей работы. Задачей лектора становится ознакомление студентов с назначением и главными задачами курса. Он повествует о его роли и месте в системе дисциплин.

Учащиеся получают краткое изложение будущего курса, узнают о вехах развития науки и практики, а также о том, кто из ученых добился важнейших достижений и когда это было сделано. Кроме того, вводная лекция предполагает изложение перспективных направлений в исследованиях.

Также лектор поясняет студентам, что значит лекция, семинар и другие организационные виды учебного процесса. Он уточняет, какую литературу им следует использовать, когда и в какой форме сдавать отчеты.

Обзорная, информационная и другие лекции

Лекцией-информацией называют такие мероприятия, целью которых является информирование студентов о каком-либо предмете. Преподаватель в общих чертах или более подробно излагает и объясняет учащимся научные сведения, которые должны быть осмыслены и запомнены ими. Зачастую в процессе проведения таких мероприятий каждый студент ведет конспект лекций, где кратко фиксирует важнейшие моменты выступления. Следует отметить, что информационные лекции относят к традиционному типу.

Обзорная лекция призвана систематизировать научные знания на довольно высоком уровне. При этом ее особенностью становится наличие большого количества ассоциативных связей, задействованных при осмыслении информации. Обычно обзорные лекции не предусматривают конкретизации и детализации, они предназначены для раскрытия внутрипредметных и межпредметных связей.

Мероприятия, на которых лектор использует визуальные средства передачи материала, называют лекциями-визуализациями или видеолекциями. Задачей преподавателя становится своевременное комментирование демонстрируемых роликов, фотографий или слайдов. Такой способ подачи учебного материала используется в практике многих учебных учреждений, предоставляющих гуманитарное или техническое образование.

Бинарная - интересный тип лекции, при которой вместо монолога студентам предлагают диалог двух преподавателей. Как правило, каждый из них представляет отдельную научную школу или защищает конкретный взгляд на рассматриваемый предмет.

Лекция-конференция: что это и чем отличается от остальных типов

Когда мероприятие принимает вид научно-практического занятия, то есть присутствует заранее поставленная проблема и система докладов, то его называют лекцией-конференцией. Выступления, из которых состоит такая лекция, имеют строгую логическую структуру (вступление, основная часть, вывод). Их готовят заранее на основе заданий, предоставленных преподавателем. Результатом всех выступлений становится всестороннее освещение проблемы. Роль лектора сводится к формулировке вывода и подведению итогов самостоятельно подготовленных текстов. Кроме того, он дополняет и уточняет излагаемую информацию.

Специфика лекции-консультации

Существует несколько сценариев такого типа лекций:

  1. В первом случае структура мероприятия укладывается в схему «вопрос - ответ». Преподаватель на протяжении всего периода времени, отведенного для занятия, дает ответы на вопросы студентов (касающиеся конкретного раздела или всего курса).
  2. Второй вариант можно схематически изобразить как «вопрос - ответ/дискуссия». Это своеобразное сочетание трех элементов: лектор излагает новый материал, ставит ряд вопросов и организовывает дискуссию для поиска ответов. Однако не следует путать этот тип подачи информации с другими, так как есть существенные отличия лекции от семинара и тренинга.

Структура и разделы классической лекции

Обычно выступление лектора состоит из нескольких частей: введения, основного содержания и заключения.

Введение предназначено для установки связи данной темы с тем, что уже было изучено. Здесь озвучиваются цели и задачи выступления, а также приводится его план. Иногда в этом разделе указывают список использованных при подготовке источников, но чаще его оставляют для заключения. Введение занимает не больше 5-8 минут.

Вторая часть (основное содержание) представляет собой наиболее важный и содержательный этап лекции. Здесь преподаватель отражает ключевые идеи и теорию вопроса, излагает различные точки зрения, предоставляет оценочные суждения.

Заключительная часть каждой лекции отводится для обобщения и выводов по изложенной информации. Затем может быть презентован будущий лекционный материал, и определено направление для самостоятельной работы учащихся.

fb.ru

Что такое семинар?

Привет читатель, вот чем мне нравилась учеба в университете, так это своим разносторонним подходом. Если вдуматься, то одни и те же знания вкладывались в голову и сознание студентов разными способами, например, одни лучше воспринимали лекции на парах, а другие получали массу полезной информации только на практических занятиях.

В целом, это правильный подход, ведь результат должен быть один – квалифицированный специалист с определенной базой знаний для дальнейшего поиска себя в этой жизни.

Вот я и задумалась, а сколько этих методов подачи информации?

Вспоминаются следующие: лекции, лабораторные и практические занятия, семинары, дискуссии, открытые уроки и конференции. Сразу возникает вопрос, что такое семинар, как он влияет на успеваемость и базу знаний студента? Попытаемся ответить развернуто.

Что такое семинар?

Начать стоит с предыстории, поскольку впервые понятие «семинар» появилось еще в Древнем Риме и Древней Греции, и также ассоциировалось с одним из способов получения знаний. Вот только древние семинары несколько отличались от современных, но в любом случае несли колоссальную пользу всем заинтересованным лицам.

В переводе с латыни «семинар» — это рассадник. Конечно, может значение этого термина имеет несколько иное восприятие, но не будем отступать от темы и проассоциируем его именно с «рассадником знаний».

Другого объяснения не надо, поскольку именно на семинарах древние мыслители обменивались полученными знаниями, дискутировали и приходили к компромиссу, выбирали единое направление мысли.

Соответственно, польза такой методики обучения очевидна: студент собирает информацию, откладывая ее в своем сознании, а потом совместно со своими оппонентами приходит к истине, которая также ложится «зерном» в его восприятии той или иной темы.

Задумка интересная, впрочем, и реализация тоже, не зря же семинары в учебных заведениях активно проводятся и в современной системе образования.

Советуем почитать: Что такое Болонская система?

Отдельно стоит уточнить, что сегодня семинары, как форма обучения, задействованы далеко не во всех направлениях науки, чаще всего этот способ получения новых знаний используется при подготовке инженерных и научно-педагогических кадров в вузах. Гуманитарию такой вид деятельности может быть и вовсе не знаком, что в принципе не их вина.

Для чего необходимы семинары в вузах?

Прежде чем говорить об особенностях проведения семинаров, важно уточнить, для чего необходимы эти коллективные занятия, каким образом помогают студенту «грызть гранит науки».

Ответ на первый вопрос очевиден: семинар – это уникальная возможность для заинтересованного студента получить углубленные познания в том или ином предмете, восполнить пробелы в памяти и подробно изучить те темы, которые не вошли в учебный план, но также актуальны для будущей специальности.

Я думаю, что после столь красочного описания некоторые студенты решат, что дополнительные знания им не к чему и отвергнут семинары, как способ обучения. Очень зря, ведь основным преимуществом таких занятий является демократическая форма построения.

Что это означает?

Они, как правило, выстаиваются в форме диспутов, которые предлагают разные взгляды на одну и ту же проблему, разный подход к достижению одной и той же цели, разные методики реализации единой задачи.

Вот как раз такую задачу ставит преподаватель, а студенты должны найти свое «зерно истины», причем не просто найти, а аргументированно доказать его целесообразность и приемлемость.

Еще одна задача, которую ставит перед студентами семинар — качественная и осознанная подготовка теоретической базы.

Конечно, часть знаний уже была получена на лекциях, но теперь есть возможность ее не только закрепить и отложить в своем сознании, но также отыскать новые факты, интересные данные, нужные и актуальные сведения по заданной тематике.

К тому же стоит акцентировать внимание на том, что семинар учит студентов работать со справочной литературой, находить главное, грамотно и корректно составлять план, выбирать схему действий и самые сильные аргументы в пользу темы, по его же мнению.

Такая самостоятельная работа очень важна, ведь одно дело получить знания от преподавателя, и совсем другое самостоятельно найти нужное, изучить, осознать и запомнить, а после лаконично и грамотно донести до аудитории.

И последнее: семинары развивают ораторское искусство и способствуют внутренней уверенности докладчика.

Первое занятие проходит, как правило, с дрожью в голосе и марашками по коже, но все последующие приносят полную уверенность в своем ответе и знаниях, а дискуссия и отстаивание собственной позиции – яркое тому подтверждение.

Такие дебаты и публичные выступления – еще один положительный момент, который в жизни еще не один раз пригодится.

Как проводятся семинары?

В школе семинары не проводятся, в колледже и училище – это крайне редкое явление, а вот в университетах и аспирантуре – это один из любимых преподавателями методов обучения.

Почему? Об этом я уже писала выше, теперь осталось только разобраться, как правильно организовать эти публичные занятия, чтобы они принесли студентам колоссальную пользу и задержались в памяти.

Советуем почитать: Как студенту развить память?

Творческий подход не всегда уместен, главное – четко следовать выбранной схеме, которая утверждалась не одним десятилетием. Итак, преподаватель выбирает группу студентов, которым предлагает на рассмотрение одну тему по своему предмету.

Задача учащихся – подготовить небольшой доклад, который будет описывать четкую позицию; но также важно приведение аргументов, чтобы все высказывания не оказались пустыми и голословными.

Если лень писать доклад, то это должен быть обязательно план семинара, по которому студент выступит с внятной и обоснованной речью.

Возникает вопрос, зачем нескольким студентам обсуждать одну и ту же тему? Справедливое замечание, вот только здесь есть один маленьких нюанс – каждый доклад должен отличаться от выступления своего оппонента и высказывать в корне противоположную или несколько иную мысль по той же заданной теме.

По-моему, это гениально: студент получает колоссальный багаж знаний, поскольку дома разбирается досконально в своей теме, а на семинаре узнает много чего нового от других докладчиков.

Так что все преподаватели рекомендуют студентам посещать эти полезные занятия, тем более, они позволяют улучшить успеваемость, зарекомендовать себя с лучшей стороны перед преподавателями, познать что-то новое, найти контакт со строгими педагогами и просто с пользой провести время.

Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю

К тому же такие организационные мероприятия оцениваются, и оценка может сыграть ведущую роль при выставлении итогов в зачетную книжку.

Как оценивается семинар?

За семинар студенты тоже получают оценки, правда, система оценивания несколько отличается. Ее даже можно смело назвать демократичной, поскольку учитывается сразу несколько критериев оценивания.

Это:

• качество работы и полнота раскрытия порученной темы;

• активность студента в дебатах и дискуссии;

• понимание предмета и заданной темы;

• выбранный способ подачи информации;

• креатив и нестандартное мышление только приветствуются.

Как правило, преподаватель на семинаре занимает выжидающую позицию, то есть внимательно наблюдает за своими подопечными, их ответами и поведением.

Пассивным участникам семинара будет сложно получить достойную оценку, а вот активисты, наоборот, заслуживают наивысшей похвалы за свои труды.

В этом вся прелесть выбранной методики обучения, поскольку студенты не спят на скучной лекции, а принимают непосредственное участие в поиске истин, компромиссов и умных мыслей по заданной тематике.

Такие моменты надолго откладываются в памяти, а пройденные темы запоминаются, как таблица умножения.

Какие бывают семинары?

Мы уже определились, что современные семинары стремительно прогрессировали сквозь века и на сегодняшний день несколько отличаются от древних дискуссий.

Чтобы утвердиться в этом мнении, остается только добавить, что данный вид обучения имеет свою условную классификацию, которая принята, как в научном, так и в деловом мире.

1. Бизнес-семинары. Одно уже название говорит само за себя. Это доклады, тема которых затрагивает финансовые, аналитические, технические и организационные аспекты успешного ведения бизнеса, предпринимательства.

2. Научные семинары хорошо известны в научных коллективах, а их основная задача – повышение образованности и квалификации. Ученые встречаются, делятся своими достижениями и впечатлениями, опять-таки спорят на тему, приводя свои веские аргументы, и приходят к общей истине.

3. Вебинары. Это относительно молодое понятие, которое получило свое распространение исключительно благодаря вездесущей силе всемирной паутины.

Онлайн-конференции позволяют проводить тематические беседы, пребывая на разных континентах.

Кстати, стоит отметить известную международную компанию Microsoft NetMeeting, которая одна из первых продемонстрировала культурному миру такие неограниченные возможности. Думаю, о пользе «виртуальных собраний» говорить не приходится – все очевидно.

Вывод: На этом тему семинаров, пожалуй, можно закачивать, однако все-таки хочется добавить следующее: не стоит в университете пропускать семинары и, тем более, отказываться от участия в подобных дискуссиях.

Это очень полезное и нужное мероприятие на любом курсе, ведь оно обязательно отложит в голове массу полезной информации, которая еще не раз пригодится в будущей специальности и карьере.

Может, когда-то придется блеснуть интеллектом!

Теперь ты знаешь о том, что такое семинар.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

коротко о главном, Формы обучения – “Навигатор Образования”

Что общего между тренингом и семинаром, и чем они отличаются друг от друга? Возможно ли их совмещение, и в каких случаях их лучшего всего выбирать? Об этом, а также о многом другом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Симбиоз (сочетание) учебных форм дает возможность достичь максимальной эффективности от обучения. Они дополняют друг друга и позволяют устранить недостатки образовательного процесса. Особенно, если вы выбрали такие формы обучения, как тренинг и семинар, благодаря которым становится реальным создание оптимальных условий для взаимообучения, научного исследования и самосовершенствования.

Что общего между этими формами обучения, и чем они отличаются друг от друга? Возможно ли их совмещение, и в каких случаях их лучшего всего выбирать? Об этом, а также о многом другом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Что такое семинар?

Семинар представляет собой учебно-практические занятия, участники которых обсуждают опубликованные или прочтенные ранее рефераты, сообщения или доклады, написанные по результатам научных исследований. Основная задача семинара – закрепление обсуждаемого материала и формирование навыков профессионального общения.

Данная форма обучения позволяет открыто высказывать свои взгляды, выслушивать оппонентов и аргументировано отстаивать свое мнение. Образовательный процесс семинара построен в виде облегченного варианта лекции, которая в любой момент может прерваться на дискуссии со слушателями.

Что такое тренинг?

Тренинг – форма активного обучения, направленная не столько на развитие знаний и социальных установок, сколько на приобретение практических умений и навыков. Это своего рода тренировка, в ходе которой обучающиеся получают новые знания и имеют возможность "отрепетировать" их применение под руководством преподавателя. Благодаря практической модели обучения участники тренинга намного лучше усваивают информацию. Ведь человек гораздо лучше запоминает то, что сделал сам, чем то, что он услышал.

Чем отличается семинар от тренинга?

Главное отличие заключается в том, что на семинаре основное внимание уделяется теории, а на тренинге – приобретению практических навыков. Кроме того, существует еще целый ряд различий, которые мы собрали в одной таблице:

Однако имеются у этих форм обучения и общие черты. А именно – и семинар, и тренинг преследуют одни и те же цели и задачи:

  • ознакомление с идеологией и технологией обсуждаемого предмета;
  • анализ ключевых техник;
  • усвоение знаний и формирование практических навыков;
  • формирование личностных целей и задач;
  • развитие умения работать в группе.

Сфера применения семинаров и тренингов

Семинар активно используют в контексте посттренинга. Исследования показали, что до 85% полученной на тренинге информации постепенно забывается и на практике человек использует только до 20%. И часто дело не в качестве тренинга, а в том насколько он был нужен человеку, насколько оправдал его ожидания. Чтобы избежать такой ситуации, организаторы тренингов часто проводят посттренинги (в том числе и в форме семинара).

Также тренинги часто организовываются как структурный элемент семинара. Цель – максимально эффективно соединить в одно целое педагогический потенциал обеих форм обучения. Это возможность гармонично соединить теорию с практикой в реальном времени.

Например, на финансовом семинаре будет уместно провести тренинг командообразования. Он поможет объяснить важность взаимопомощи и дружеский связей в коллективе, сформировать умение организовывать команду и успешно руководить ею, достигать высокий результатов благодаря эффективному взаимодействию. Таким образом, участник семинара-тренинга не только получит и проанализирует теорию командной работы, но и увидит, как эти знания реализовать на практике, на следующий же рабочий день.

Наиболее популярные виды семинаров-тренингов

Занятия могут проходить в разных форматах в зависимости от количества участников и формы проведения. Однако наибольшей популярностью сегодня пользуются такие виды семинаров-тренингов, как:

  • Индивидуальный семинар-тренинг. Как правило, их проводят для сотрудников одной компании, чтобы учитывать специфику ее политики. Это помогает сформулировать конкретную цель и задачи для филиала, отдела, руководителя.
  • Открытый семинар-тренинг. Такие занятия стоят дешевле, чем индивидуальные. Полученные знания и навыки дадут возможность каждому самостоятельно внедрять новые технологии и знания в профессиональной сфере.

Темы семинаров-тренингов касаются абсолютно всех сфер нашей жизни: «Вредные привычки. Их влияние на жизнь и будущее подростков», ««Организация системы активных продаж», «Анализ аудитории, умение быть услышанным и понятым», «Проблема и профилактика экстремизма. Инновационные формы работы с молодежью», «Идеология лидера – идеология успеха», «Соцсети для бизнеса», «Азбука здоровья и счастья», «Искусство прощать».

Специфика проведения семинара-тренинга

Характерная особенность занятия в таком формате это динамичность. Нет строгой регламентации времени, отведенного на каждую форму работы. Его структура зависит от цели, индивидуальных потребностей и компетенции участников. Часто занятие проводят в форме игры, что позволяет в непринужденной обстановке отработать практические навыки.

Основные этапы семинара-тренинга – это обсуждение принципов работы в группах, анализ методов решения профессиональных задач, практическое исполнение упражнений, проведение итогов. Задачи, как правило, проводят в группах, где часть аудитории работает, а часть наблюдает. Каждый должен побывать и в той, и в другой позиции. Нередко семинары-тренинги снимают на видео для последующего анализа. Главный акцент занятия – саморазвитие и активность.

Еще одна интересная особенность проведения подобных занятий это использование нестандартных форм работы. Кроме лекций, упражнений и презентаций преподаватели активно предлагают: психодраму, ролевые игры, сказкотерапию, диспуты, проблемные задания, интерактивная технология «мозговой штурм», бинарный (интегрированный) урок, тематические доклады, мастер-классы.

Семинар-тренинг отличная возможность получить новые знания и закрепить их непосредственно на занятии. Вы научитесь достигать поставленных целей и сформируете конкретные профессиональные навыки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *