Дефектолог олигофренопедагог – Чем отличается дефектолог от логопеда-дефектолога? – дефектолог это – запись пользователя Евгения (id913927) в сообществе Логопедия и дефектология, психология . Логокроха в категории вопрос-ответ

Содержание

Олигофренопедагог - особенности работы с детьми

Олигофренопедагог — это преподаватель-дефектолог, который работает с детьми, имеющими отставания в умственном развитии. Основной целью его работы является корректировка состояния ребенка, адаптация его к жизни в социуме, воспитание и привитие необходимых социальных навыков.

Где учатся олигофренопедагоги

Стать олигофренопедагогом можно выучившись в вузе на отделении дефектологии. Дефектологи работают с детьми, имеющими разные нарушения развития:

  • Сурдопедагоги — с глухими или с ослабленным слухом.
  • Тифлопедагоги — со слепыми или имеющими частичные нарушения зрения.
  • Олигофренопедагоги — с умственной отсталостью, задержкой развития психики, аутизмом, ДЦП и состояниями, при которых сочетаются сразу несколько дефектов.
  • Логопеды-дефектологи — работают со всем комплексом речевых проблем.

Данная специальность объединяет разделы педагогики, медицины и психологии. Педагог должен хорошо разбираться в механизмах происходящих процессов в мозге и психики пациента, уметь проводить диагностику и правильно подбирать методы работы.

Основные отличительные качества, которым должен обладать олигофренопедагог:

  • Наличие педагогического оптимизма. Это качестве как обязательную составляющую для успешной работы выделяют все специалисты по исследованию проблемы социализации и компенсации детей с отставаниями в развитии интеллекта. Педагог должен видеть в каждом ребенка личность с индивидуальными возможностями, но особыми темпами обучения.
  • Готовность к эмоциональным нагрузкам. Работа с так называемыми «особыми» детьми непростая, требующая большой отдачи.
  • Умение проводить диагностику, анализировать результаты и строить план коррекционных занятий исходя из состояния и возможностей ребенка. Постоянное изучение новых методик и внедрение их в работу.

Над чем работает логопед-олигофренопедагог

Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.

Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:

  • Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
  • Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
  • Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
  • Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.

Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.

Развитие речи у детей с отставанием интеллекта

Как правило, диагноз таким детишкам ставится в довольно раннем возрасте. Они позже средних возрастных норм начинают держать голову, садиться и ходить. Значительно отстает и развитие речи — позднее лепетание, появление подражательных звуков, слов и простых предложений.

Развитие высших функций психики также страдает. Нарушены память, произвольное внимание, моторика и эмоциональная сфера.

Несомненно, это также отражается и на формировании речи:

  • Словарный запас ограничен, охватывая в основном бытовую лексику. Ребенок запоминает лишь те слова, которые чаще всего используются в его окружении.
  • Часто речь отличается штампованностью фраз, такое состояние называется эхолалией. То есть в данном случае это всего лишь механическое повторение без осмысленности.
  • Недоразвитие артикуляционного аппарата вызывает нарушения в произношении звуков.
  • Ребенок не может построить связный рассказ по картинке или пересказать сказку, плохо запоминает стихи.

Таким образом, работа олигофренопедагога по коррекции речи должна включать стимуляцию и всех психических функций.

Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога

Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:

  1. Работу по развитию произвольного внимания.
  2. Артикуляционные упражнения.
  3. Стимулирование фонематического слуха.
  4. Формирование правильного грамматического построения высказываний.
  5. Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
  6. Упражнения для мелкой моторики.
  7. Применение мозжечковой стимуляции.
  8. Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
  9. Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
  10. Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
  11. Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
  12. Повышение уровня познавательной активности.
  13. Обучение коммуникативной речи и деятельности.

Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

Советы родителям

  1. Своевременная помощь даст возможность ребенку скорректировать некоторые отставания.
  2. Всем занятиям должна предшествовать диагностика у специалиста.
  3. Не стоит бояться обращения к педагогу-дефектологу. Это именно тот человек, который может помочь ребенку. Даже незначительные нарушения в развитии могут со временем усугубиться, если вовремя не начать работу.
  4. Важно помнить, что конечная цель всех занятия и вашего воспитания ребенка в целом — это успешная социальная интеграция его в обществе. Олигофренопедагог не только постарается скорректировать проблемы в развитии, но и покажет путь адаптации.
  5. Коррекционная работа должна проходить в совместной деятельности специалиста-дефектолога и родителей. Консультация специалиста поможет разобраться в состоянии ребенка, спланировать его воспитание и проведение занятий в домашних условиях.

karkusha.su

где учиться, зарплата, важные качества

Олигофренопедагог (от греч. olígos — малый и phren — ум.) – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушенным интеллектуальным развитием.

Особенности профессии

Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.

Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии. Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.

Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Помогая таким детям, общество не может исправить ошибку генов, врачей, судьбы. Но оно может сделать так, чтобы у детей-инвалидов была достойная жизнь.

Задача олигофренопедагога – дать ребёнку-инвалиду возможность жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям. Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.

Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают. Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде  видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.

Рабочее место

Олигофренопедагоги работают в специальных школах, садиках для детей с нарушениями интеллекта, в социальных и  реабилитационных центрах. В классах для детей с задержкой психического развития в массовых школах, в медицинских учреждениях.
Олигофренопедагог – помощник детского врача-психоневролога в случаях трудной диагностики заболевания психики ребенка. Такая работа проводится и в стенах школы, и в медицинских учреждения.

Оплата труда

Важные качества

Доброта и любовь к детям, ответственность, трудолюбие, настойчивость, умение радоваться успехам подопечных, желание постоянно учиться чему-то новому. Наука не стоит на месте, и педагогу нужно быть готовым осваивать и применять новые методики и технологии.

Знания и умения

Педагогу нужно знать специальную психологию, понимать физиологию нарушений интеллекта, владеть коррекционными методиками (в том числе экспериментальными), уметь оценивать результаты своей работы, а если нужно, разрабатывать собственные методики.

www.profguide.ru

ЛОГОПЕД И/ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГ. В ЧЕМ ЖЕ РАЗНИЦА?🤔

Доступно: Для всех

22 июля 2018, 10:53

Часто родители задаются вопросами по этому поводу. И, о Боги, сами специалисты не всегда готовы ответить на этот вопрос. Мы все учились на факультете коррекционной педагогики. И говорить о том, что я — «логопед-дефектолог», лично мне стыдно. Это все равно, что прийти в больницу и сказать: «нам нужен педиатр — врач», ведь всем и так понятно, что педиатр, гениколог, стоматолог — это врачи. Вот так и все логопеды — это ДЕФЕКТОЛОГИ! Конечно, если специалист прошёл годичную переподготовку по курсу логопедии, то скорее всего его н евелики и работа может ограничиться постановкой звуков (в таких случаях и можно услышать «приходите после 4-5 лет). ➡ На факультетах коррекционной педагогики и психологии выпускаются следующие специалисты: — СУРДОпедагоги (специалисты, которые обучают детей с нарушениями слуха), — ТИФЛОпедагоги (специалисты, которые обучают детей с нарушениями зрения), — ОЛИГОФРЕНОпедагоги (специалисты, которые обучают детей с нарушениями интеллекта) — ЛОГОПЕДЫ(специалисты, которые занимаются с детьми с нарушениями речи). ➡В широком смысле, ВСЕ выпускники дефектологических факультетов — ДЕФЕКТОЛОГИ: и логопеды, и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги. ➡ Соответственно, выбор специалиста зависит о того, какое нарушение у ребенка является ведущим. Если основными являются нарушения слуха или зрения, «специализированные» дефектологи владеют методиками развития речи своих подопечных. В таком случае ваш дефектолог – это или тифлопедагог, или сурдопедагог. ➡ Сложнее определиться с ребёнком, у которого, помимо нарушений речи, есть еще и нарушения интеллекта. Здесь очень важно на начальном этапе понять, что первично. Очень большой процент детей с нарушениями интеллекта имеют нарушения речевого развития. И это легко объяснить. Ведь речь является высшей психической функцией. Хорошо развитая речь показатель хорошо развитого мышления. Поэтому, если у ребенка есть трудности в интеллектуальной сфере, то его речи просто не на что «опереться». В таком случае ваш дефектолог – это олигофренопедагог. ➡ Логопед — дефектолог, как любят многие специалисты себя так прозвать — это чаще всего логопед, у которого есть дополнительная специализация: олигофренопедагог. ➡ А есть дети, психомоторное развитие которых проходит в пределах «относительной нормы», а речевое развитие задерживается или не начинается вовсе. В таком случае дефектолог для вашего ребёнка — логопед. ➡ Дефектолог — специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития. ❗Я не верю в супер специалистов, которые могут охватить все профили и смежные направления, оставаясь мастерами. Не хочу критиковать коллег, но хочу поделиться просто своим взглядом на все это.

➡ Дефектолог – это коррекционный педагог в области развития детской речи, изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития. Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков: логопедической коррекции. Он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения. 😙 Надеюсь стало более понятно? Кстати, я УЧИТЕЛЬ-олигофренопедагог
, не просто олигофренопедагог, а учитель. #ликбездляродителей #учительолигофренопедагог #дефектолог #домашнийлогопед #издержки_профессии P. S. Вам интересны всякие ништячки, связанные с дефектологией? Могу кое-что еще интересненькое подобрать для саморазвития.

www.baby.ru

Дефектологический словарь — Олигофренопедагог

педагог-дефектолог, обучающий умственно отсталых детей.

О. работают в качестве учителей и воспитателей вспомогательных школ, директоров, заместителей директора по воспитательной части, заведующих уч. частью вспомогательных школ, а также инспекторов и методистов в области обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Работа О. определяется положением о спец. школе, утвержденным министерствами просвещения, спец. про-программами, предусматривающими коммунистическое воспитание, обучение основам наук, трудовую подготовку уч-ся вспомогательных школ.

На основе всестороннего педагогического изучения, индивидуального подхода к уч-ся О. занимаются коррекцией психофизических дефектов умственно отсталых детей и обеспечивают развитие их моторики, речи, познавательной деятельности, осуществляют формирование характера и воспитывают навыки культурного поведения.

О. ведут работу с общественностью и семьями умственно отсталых детей, поддерживают связь с выпускниками школ, собирают катамнез, помогают выпускникам школ в трудоустройстве, обобщают и изучают лучший педагогический опыт.

В СССР О. получает подготовку на спец. очных и заочных дефектологических факультетах педагогических ин-тов (Москва, Ленинград.Свердловск, Иркутск, Киев, Шяуляй и др.).

Содержание, формы и сроки подготовки О. определяются государственными уч. планами, программами и инструктивными методическими указаниями Министерства высшего и среднего спец. образования СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик. Уч. план подготовки О. включает историко-философские, медицинские, биологические науки, общую и свец. педагогику, общую и спец. психологию, логопедию, методики первоначального обучения и преподавания предметов, изучаемых во вспомогательных школах.

Предусматривается также широкое ознакомление студентов с работой спец. учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей и длительная педагогическая практика во вспомогательной школе. Для педагогического совершенствования организуются курсы повышения квалификации, методические объединения, «Педагогические чтения» и др. мероприятия. О. предоставляются широкие возможности участвовать в экспериментальной, научно-исследовательской и методической работе по проблемам олигофренопедагогики. О. в СССР пользуются всеми правами, установленными для педагогов, работающих в системе учреждений министерств просвещения. Заработная плата учителей и воспитателей спец. учебно-воспитательных учреждений, для умственно отсталых детей выше окладов, установленных для педагогов, работающих с нормальными детьми.

www.defectology.ru

это что такое? Основы олигофренопедагогики

Дошкольная олигофренопедагогика играет важную роль в развитии детей, имеющих серьезные проблемы с психическим здоровьем.

Этапы развития

Исследования, проведенные в сфере обучения и воспитания дошкольников с серьезными нарушениями интеллекта, позволили выделить три периода:

  1. Развитие коррекционной педагогики с 1930 по 1978 гг. В это время накапливался педагогический опыт, изучались психолого-педагогические и клинические особенности состояния умственно отсталых малышей дошкольного периода, готовилась нормативно-правовая база, научно-методическая литература для создания специальных коррекционных дошкольных ОУ.
  2. Модернизация содержания коррекционно-воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях для ребят с нарушениями интеллекта с 1978 по 1992 гг.
  3. Ориентация на раннее выявление интеллектуальных нарушений у дошкольников, психолого-педагогическую коррекцию выявленных нарушений, подключение к обучающему процессу родителей (1992 год - наши дни).

Становление олигофренопедагогики в ДОУ

Проанализируем периоды ее формирования подробнее.

В первом особую роль сыграла теория Л. С. Выготского. В тридцатые годы прошлого века в России были раскрыты основные закономерности формирования детской психики. Исследования, проводимые в тот период, показали, что формирование высших психических функций человека происходит после рождения. На данный процесс оказывает влияние социальная среда, обучение и воспитание. В результате полученных данных педагоги смогли оценить взаимосвязь социального и биологического факторов в развитии дошкольника, появились основы олигофренопедагогики.

Отечественная теория развития познания дошкольников

Ученые установили факт постепенного формирования познания дошкольников путем раскрытия заложенных в нем возможностей. Теория Л. С. Выготского позволила педагогам подобрать новые методы олигофренопедагогики для дошкольного возраста.

Советские психологи Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьева показали, что обучение не просто является ведущим фактором в формировании интеллекта, развитии психических процессов, но и в развитии творческой деятельности дошкольников. Итогом продолжительной работы группы педагогов в тесной взаимосвязи с психологами стало появление во второй половине прошлого века развивающего обучения в дошкольной педагогике.

Значимость развивающего обучения для олигофренопедагогики

Подобный способ обучения умственно отсталых дошкольников появился в 1975 году. Именно в это время в Москве было открыто специальное дошкольное учреждение, предназначенное для малышей с нарушениями интеллекта. В ходе исследований удалось установить, что коррекция аномального развития возможна только при развивающем обучении, применении теории сенситивных периодов. Малыш, имеющий нарушения в развитии, нуждается в детальном и своевременном педагогическом воздействии. Результативность коррекционно-воспитательных мероприятий напрямую зависит от того, когда была начата работа. Олигофренопедагогика - это и есть воспитание и развитие таких детей. Чем раньше будут выявлены проблемы, разработана программа по их устранению, тем больше шансов на то, что коррекция будет иметь положительные результаты.

Программа по воспитанию умственно отсталых дошкольников

Опубликована она была в 1976 году. Помимо создания воспитательной и обучающей методик, были разработаны специальные рекомендации по их внедрению в дошкольные образовательные учреждения для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии. В методике отмечалось, что олигофренопедагогика - это раздел дефектологии, специализирующийся на проблемах развития и воспитания умственно отсталых малышей.

В конце 20-го века продолжились исследования в данной сфере педагогики. Была проведена переподготовка по олигофренопедагогике воспитателей, детских психологов. Результатом работы группы психологов и педагогов ДОУ стало создание теории деятельностного подхода к развитию личности дошкольника. Исследователи опубликовали несколько научных сборников, в которых отмечалось, что олигофренопедагогика - это не приговор, а повод для усиленной работы педагогов. Появилась в 80-х годах прошлого века и специальная программа, разработанная О. П. Гаврилушкиным, Н. Д. Соколовым, предназначенная для обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста.

В ней идет речь о том, что олигофренопедагогика - это важное направление педагогической деятельности, предполагающее комплексный подход к развитию и воспитанию малышей, имеющих нарушения интеллекта. Акцент был сделан на создание оптимальных условий для формирования детской деятельности. Рассчитаны обучающие программы на развитие дошкольников от 3 до 8 лет. Они предполагают выявление и коррекцию личности малыша с нарушенным интеллектом.

Внимание уделяется комплексному подходу к деятельности детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии.

Специфика детской олигофренопедагогики

Так что такое олигофренопедагогика? Определение свидетельствует о том, что в первую очередь идет речь о системе действий, направленных на преодоление психических расстройств у дошкольников, помощь таким детям в адаптации к социальной среде. Помимо традиционных ролевых игр, используемых в ДОУ, особое внимание уделено изобразительной деятельности. Дети, имеющие серьезные проблемы с интеллектом, вовлекаются воспитателями и психологами в конструирование, им предлагаются занятия по лепке, рисованию. В ходе подобной деятельности происходит развитие мелкой моторики у дошкольников, развивается их речевой аппарат, формируются навыки коммуникативного общения. Даже при серьезных отклонениях в развитии, при правильном подходе воспитателей и психологов, возможно формирование элементарных математических представлений, а также закладывание основ поведения в обществе.

Современная олигофренопедагогика

Что изучает олигофренопедагогика в настоящее время? Внимание педагогов и психологов привлекает поиск новых форм и методов работы с дошкольниками, которые сильно отстают от своих сверстников по интеллектуальному развитию. В основном в качестве формы оказания коррекционной поддержки дошкольникам с проблемами в интеллектуальном развитии выступают специальные коррекционные дошкольные учреждения. Именно здесь прекрасно развита логопедия. Олигофренопедагогика функционирует по специальным программам, утвержденным Министерством образования РФ, в тесной взаимосвязи воспитателей с медицинскими работниками, детскими психологами.

Исследования в РФ по олигофренопедагогике

Современные исследования, проводимые в сфере коррекционной педагогики, в первую очередь ориентированы на создание специальной концепции раннего выявления проблем, оказание своевременной психолого-педагогической корректировки выявленных отклонений в умственном развитии дошкольников. Для того чтобы работа специалистов была эффективной, коррекционная педагогика должна развиваться во взаимосвязи с институтом семейного воспитания.

Применение семейно-общественного подхода в ранней диагностике интеллектуальных отклонений у дошкольников подразумевает поддержку специалиста-дефектолога. После выявления проблем решается вопрос о дальнейшем обучении малыша. Создается специальная комиссия, в состав которой включаются не только медицинские работники, но и дефектолог, воспитатель, логопед, детский психолог. В случае подтверждения медиками диагноза, при выявлении серьезных умственных отклонений от нормы дошкольник направляется на последующее воспитание и обучение в специализированное дошкольное учреждение.

Задачи дошкольной олигофренопедагогики

Основным предметом дошкольной олигофренопедагогики является изучение теоретических параметров обучения и воспитания умственно отсталых детей. Именно в этом возрасте происходит максимально быстрое формирование свойств и качеств, которые превращают биологическое существо в человека. На данном этапе развития создается некий фундамент, который необходим для последующего формирования специальных навыков и умений, усвоения разных видов деятельности.

Помимо качеств и свойств психики детей, которые определяют характер поведения, происходит формирование отношения к окружающему миру, природе. Если в данный период не удается в полной мере скорректировать интеллектуальное развитие малыша, это негативно отразится на его последующем развитии.

Заключение

Олигофренопедагогика в последнее время привлекает внимание психологов и педагогов, так как детей с серьезными отклонениями в интеллектуальном развитии становится, к сожалению, с каждым годом все больше. В штате многих дошкольных учреждений есть психолог, учитель-логопед. В их задачу входит выявление на ранних этапах развития проблем с речью, памятью, концентрацией внимания и т. д. Именно от профессионализма этих сотрудников зависит, будут ли своевременно выявлены отклонения в интеллектуальном развитии дошкольников. Основная проблема заключается в том, что многие неблагоприятные факторы, касающиеся умственной отсталости, имеют затяжной характер.

ФГОС второго поколения, введенные в дошкольных образовательных учреждениях, направлены на раннюю диагностику творческих способностей малышей. При серьезном отношении воспитателей к новым федеральным образовательным стандартам, придуманным специально для дошкольных государственных учреждений, удается оперативно определить в группе детей с умственной отсталостью, оказать им посильную помощь, привлечь к работе с такими дошкольниками профессионалов: медиков, психологов, логопедов.

fb.ru

Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

О Программе

Уважаемые слушатели! Вашему вниманию представлен курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология» Олигофренопедагогика — это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации. Олигофренопедагог оказывает помощь детям, имеющим отклонения в развитии и трудности в обучении и воспитании. Воспитание и обучение детей с нарушениями в интеллектуальном развитии осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях и направлено на максимальную коррекцию недостатков их интеллектуального развития, подготовку к трудовой деятельности, социальную реабилитацию, через специальную организацию игровой, учебной и трудовой деятельности детей. Олигофренопедагог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт с воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Необходимо иметь знания по педагогике и психологии и специальным дисциплинам, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации. Представленный курс, прежде всего, личностно – ориентированный. Его основная цель – удовлетворение интересов и потребностей личности в жизненном и профессионально-трудовом самоопределении, самоактуализации, самосовершенствовании и карьерном продвижении. Изучение курса поможет Вам удовлетворить данные потребности, расширить рамки личностных способностей и повысить уровень профессиональных компетенций.

Программа профессиональной переподготовки разработанас учетом требований:
- Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог»;
- ФГОС высшего образования по направлению подготовки – Специальное(дефектологическое) образование – 440303.

Автор Курса

Блинова Ольга Ивановна, клинический психолог и педагог-психолог

Цель

Сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология», профиль профессиональной деятельности – олигофренопедагогика, присвоить квалификацию учитель-дефектолог (олигофренопедагог).

Категория Слушателей

Бакалавры психологии и педагогики; бакалавры психологии или педагогике, обучающиеся в магистратуре; студенты старших курсов высших учебных заведений, получающих образование по специальности «психология», «педагогика»; лица, имеющие высшее психологическое или педагогическое образование.

Направление

Образование и педагогика.

Форма Обучения

Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий. Информация о форме обучения в диплом не вносится.

Оценка Качества

Промежуточная аттестация в форме зачетов и практических работ; обязательная итоговая аттестация.

Стажировка

Предусмотрена.

Итоговая Аттестация

Итоговая аттестация включает в себя только итоговый экзамен. Итоговая аттестация осуществляется в дистанционном режиме. Это означает, что слушателю будет предложен билет, на который необходимо будет ответить за определенный промежуток времени.

Присваиваемая Квалификация

Учитель-дефектолог (олигофренопедагог).

Выдаваемый Документ

По окончании обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

www.metod-kopilka.ru

что это такое? Наука, специальность

В начале 21-го века появилось большое количество изданий, рассматривающих вопросы изучения, обучения, а также воспитания детей, имеющих ограниченные возможности психического здоровья. Это является объектом, который изучает олигофренопедагогика. Что это такое? Это одна из отраслей дефектологии, которая изучает проблемы подготовки к жизни умственно отсталых людей и рассматривает вопросы их дальнейшей социальной реабилитации.

История отношения общества к слабоумию

У современной науки нет никаких сведений о том, какое положение занимали аномальные люди в первобытных племенах. Однако доподлинно известен тот факт, что те члены общества, которые были не в состоянии принимать участие в добывании пищи, или гибли сами, или их умерщвляли.

Нельзя назвать гуманным отношение общества к слабоумным не только в древние времена, но и в Средние века. На таких людей смотрели как на лишенных человеческого начала и обреченных, следовательно, не достойных сострадания и помощи. Общество старалось оградить себя от тех, чье поведение в той или иной степени задевало его интересы.

Переломным моментом в отношении к слабоумию явилась Великая французская буржуазная революция (1786-1793 гг.). Это событие стало началом новой исторической вехи в развитии всего общества. Кроме того, эта революция оказала огромнейшее влияние на развитие наук в различных областях знаний. В 1793 г. вышла в свет Декларация прав человека, в которой, как и в некоторых декретах, говорилось о том, что общественную помощь несчастным людям следует считать священным долгом. При этом ее рассматривали не как милостыню или благотворительность, а как обязанность государства.

Во второй половине 19-го века проблема слабоумия приобрела особенно острый характер. Это время характеризуется бурным развитием промышленности, усилением эксплуатации работников и значительным ухудшением их бытовых условий. Все это стало причиной роста количества аномальных детей. Именно поэтому в исследовании слабоумия стали приниматься во внимание аспекты психолого-педагогического и клинического характера. Все работы велись с целью дальнейшей перспективы развития интеллекта слабоумных людей.

Продолжению работ в данном направлении способствовал бурный расцвет естественных наук. Это способствовало появлению в конце 19-го – начале 20-го века двух направлений в понимании сущности и характера слабоумия. Их представители сосредотачивали свои усилия на поисках причин и клиническом изучении патологии, а также на обучении умственно отсталых детей. Так, существенные вклады в развитие олигофренопедагогики внесли такие психиатры, как В. Вейганд, В. П. Сербских, В. И. Яковенко и другие.

Отношение к слабоумию на Руси

Заботу об убогих и юродивых на территории нашей страны в прежние времена первой стала проявлять Православная Церковь. Об этом говорят официальные документы, датированные еще 10-м веком.

В Древней Руси народ считал слабоумных людей угодными Богу и окружал их ореолом таинственности и святости. Однако юродивые, скитавшиеся по дорогам страны, причиняли много зла. Они совершали большое количество преступлений и поджогов. Именно поэтому возникла необходимость в их изоляции от общества. Первое подобное учреждение открыл в Риге доктор Фридрих Пляц. Это было лечебно-педагогическое заведение для слабоумных и страдающих припадками. Прослужило это учреждение вплоть до 1941-го года.

Мероприятия по вопросам воспитания и обучения аномальных детей осуществлялись на Руси и военными ведомствами с помощью специальных гимназий.

Олигофренопедагогика, история которой сделала новый виток в конце 19-го века, получила мощный толчок к своему развитию благодаря работам врачей-психиатров И. Г. Игнатьевой и П. И. Ковалевского. При этом они часто указывали на недостаточность помощи общественных учреждений для развития умственно отсталых детей. Тогда же Е. К. Грачева, занимающаяся исследованиями в области обучения и воспитания аномальных детей, указывала на вредность для общества игнорирование такой помощи.

Советский этап развития нашего государства отличается созданием дифференцированной сети специальных учреждений. Они были открыты для образования детей с низким интеллектом.

Олигофренопедагогика – наука, которая в советский период получила свое развитие благодаря фундаментальным работам И. Г. Еременко, И. П. Лаужикаса, И. А. Грошенкова, М. Н. Перова и многих других исследователей.

На сегодняшний день данная дисциплина исследуется в НИИ коррекционной педагогики АПН РФ. Современная олигофренопедагогика – что это такое? Это направление, изучающее закономерности и особенности в развитии умственно отсталых детей, которые проявляются в процессе обучения. Исследования и разработки в этой области проводят современные ученые-олигофренопедагоги. На основе их трудов вносятся определенные коррективы в систему не только специального, но и общего образования.

Связь с другими науками

Олигофренопедагогика не способна существовать и развиваться без ряда смежных дисциплин, которые условно подразделяются на три блока. Это медицинские науки, психологические, а также педагогические. Каково же значение данных направлений для олигофренопедагогики?

Что касается медицинских наук, то с их помощью ученые, исследующие проблему умственно отсталых детей, способны понять биологические причины патологии и сущность изменений, произошедших в организме больного. В этом блоке находятся: физиология и анатомия, невропатология и нейрофизиология, психиатрия и психопатология, педиатрия и генетика. Данные дисциплины позволяют ученым понять те особенности, которые имеет развитие умственно отсталого ребенка, что позволяет правильно разработать общеобразовательную систему.

С чем еще тесно связана олигофренопедагогика? Психология человека (общая, педагогическая и специальная) - это дисциплина, исследования которой также очень важны для олигофренопедагогики. Они позволяют выявить закономерности, которые имеются у детей с нарушенным интеллектом. Также с их помощью ученые-олигофренопедагоги получают понятие о психических процессах, проходящих у таких больных. Это позволяет научно обосновывать применяемые на практике приемы и методы.

В воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта огромную помощь оказывает педагогика. Данная дисциплина позволяет определить специфику принципов, задач и содержание процесса обучения умственно отсталых школьников. При этом из педагогики заимствуются средства, методы и приемы, позволяющие производить обучение этой категории учеников. В данный блок входят несколько наук. Среди них общая, социальная и специальная педагогика, а также дидактика проведения воспитательной работы.

Общее понятие дисциплины

Итак, современная олигофренопедагогика - что это такое? Это наука, разрабатывающая педагогическую классификацию, которая способна обеспечить возможность не только индивидуального, но и дифференцированного подхода к детям, имеющим низкий интеллект. Кроме того, данная дисциплина указывает на методы и принципы воспитания таких учащихся, содержание их трудового обучения и общего образования. Также в специальных образовательных учреждениях используются частные методы олигофренопедагогики как науки и применяются рекомендации данной дисциплины по созданию системы и структуры подобных школ.

Основные принципы

Тому, кто задается вопросом о том, олигофренопедагогика - что это такое, стоит знать о том, что данная дисциплина имеет те же источники, что и педагогика. В ней также рассматривают общую методику урока, основы организации учебного процесса и т. д. Только, в отличие от педагогики, это научное направление изучает работу с умственно отсталыми детьми с учетом их особенностей. При этом принципы олигофренопедагогики, такие как обучение и воспитание, развитие и формирование человека, имеют то же значение, что и в общей педагогике.

Основные методы

Ученые-олигофренопедагоги в своей работе проводят:

  • исследования;
  • наблюдения;
  • анкетирование;
  • изучение результатов деятельности детей;
  • эксперименты;
  • изучение документации психолого-педагогического характера.

Все это методы олигофренопедагогики как науки. Рассмотрим их подробнее.

При проведении наблюдений производится целенаправленное изучение того или иного педагогического явления. В результате исследователь получает фактический материал. Наблюдение ставит перед собой определенную цель, имеет свои задачи, а также объект. Во время его выполнения ведутся протоколы (записи).

Нередко работы ученых основываются на проведенных ими исследованиях, одним из методов которых является беседа. Она позволяет получить нужную информацию и разъяснить то, что было недостаточно понятным при применении других методов олигофренопедагогики. Проводят беседу по заранее разработанному плану.

Произвести массовый сбор информации ученым позволяет анкетирование. Во время его проведения адресаты письменно отвечают на поставленные вопросы.

Не менее ценный материал исследователи получают в процессе изучения продуктов, сделанных детьми с нарушениями интеллекта. К таким продуктам относят различные поделки, рисунки, а также тетради с контрольными работами и выполненными заданиями по отдельным дисциплинам.

Следующий метод олигофренопедагогики основывается на изучении разнообразной документации психолого-педагогического характера. Это медицинские карты и личные дела детей, их дневники, классные журналы, педагогические характеристики и т. д. При помощи данного метода получают объективные данные, указывающие на практику организации процесса обучения.

Особую роль при исследованиях играет эксперимент. Он представляет собой специально организованную проверку приема, метода или содержания работы. Цель данного метода состоит в определении педагогической эффективности учебного процесса. Эксперимент состоит из следующих этапов:

  • теоретической постановки проблемы, определения цели, предмета и объекта исследования, разработки задач и выдвижения гипотез;
  • методических разработок способов исследования, а также методик дальнейшей обработки результатов;
  • проведения самого эксперимента в виде комплекса упражнений, серии заданий и т. д.;
  • аналитического качественного и количественного анализа имеющихся данных, формулировки выводов и составления практических рекомендаций.

Работа с умственно отсталыми детьми

Существует такая специальность – "олигофренопедагогика". Ее получают люди, которые в дальнейшем обучают и воспитывают детей с нарушениями интеллектуального развития. Однако стоит иметь в виду, что данная профессия имеет ряд специфических особенностей. Так, в задачу олигофренопедагога входят не только занятия со своими учениками с целью освоения ими некоторого багажа школьных знаний. Этот специалист прививает детям навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни. Только при успешном выполнении данной задачи ребенок-инвалид получит возможность приобщиться к достижениям и ценностям окружающего мира.

Олигофренопедагогика – работа, направленная не только на детей, но и на их родителей, которые также нуждаются в советах квалифицированного специалиста. Зарплата учителя коррекционного обучения несколько выше, чем у его коллеги из обычной школы. И это при более коротком рабочем дне. Помимо этого, олигофренопедагог работает с небольшими группами детей (от 8 до 12 человек).

Ученики, как правило, ценят доброту своего педагога и любят его. Однако работать с детьми, имеющими низкий интеллект, под силу далеко не каждому. Такой учитель должен иметь оптимистический настрой. Без этого условия теряется всякий смысл занятий с теми, кто нуждается в особой помощи. Вера в ребенка и человеческая доброта – это условия, без которых не будет работать ни одна педагогическая методика.

Настоящий специалист должен видеть в каждом ученике-инвалиде уникальную личность и работать ради нее. Да, эта деятельность связана со значительными эмоциональными, а порой и физическими нагрузками. Однако видеть то, что ребенок постепенно, шаг за шагом добивается все новых успехов – это настоящая радость для педагога.

Рабочее место

Олигофренопедагоги занимаются с детьми в специальных садиках и школах для ребят, имеющих нарушения интеллекта. Рабочим местом таких специалистов являются также и различные реабилитационные, а также социальные центры. Востребована данная профессия и в некоторых общеобразовательных школах и медицинских учреждениях, в которых открыты классы для детей, имеющих задержку психического развития. Во многом олигофренопедагог помогает детскому врачу-психоневрологу. Особенно это касается случаев сложной диагностики патологий психики ребенка.

Основные качества

Олигофренопедагог не сможет работать без доброты и любви к детям. Кроме того, нужны такому специалисту трудолюбие и ответственность, настойчивость, а также умение радоваться любым, пусть даже незначительным успехам своих подопечных. Немаловажным условием для такой специфической профессии является желание получения новых знаний. Ведь наука постоянно движется вперед, и педагог должен быть готовым освоить и применить предложенные ею новые технологии и методики. Для получения новых знаний можно пройти курсы по олигофренопедагогике. Это позволит повысить имеющуюся квалификацию и узнать о новых разработках исследователей в данной области.

Получение знаний

Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми, должен понимать физиологию имеющихся у них нарушений, владеть коррекционными способами и уметь оценить итоги проделанной им работы. А для этого необходимо пройти соответствующее обучение олигофренопедагогике. Для этого можно поступить в Московский государственный педагогический университет. В этом вузе имеется дефектологический факультет, готовящий специалистов по данному направлению. Профилем обучения является олигофренопедагогика.

Желающих получить данную профессию приглашает и Московский городской педагогический университет им. Потемкина. Обучение олигофренопедагогике на факультете специальной педагогики проходят все желающие связать свою жизнь с этой нелегкой профессией. Есть еще один столичный вуз, который занимается подготовкой квалифицированных кадров в данной области. Это Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова. В данном учебном учреждении имеется дефектологический факультет, который готовит специалистов по рассматриваемому направлению.

Получить профессию олигофренопедагога можно и в некоторых других высших учебных заведениях регионов России.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *