Дети понятие – Тема 1. Понятие «ребенок» («дети»), «подросток», «несовершеннолетние», «молодежь» в системе наук о человеке. Становление и развитие института защиты прав детей в России

Содержание

Понятие ребенок по российскому законодательству, дети определение

Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних

Содержание занятия:

1. Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних

2. Защита прав несовершеннолетних

3. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних

а) Международные правовые акты

б) Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

1.

Права ребенка в законодательстве РФ

Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних

Практических во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Но перед рассмотрением вопросов правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц.

В российском праве несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.

В международных актах используется термин “несовершеннолетний” (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном).

Гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: “малолетний” — в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет — и “несовершеннолетний” — в возрасте от 14 до 18 лет.

Аналогичным образом определяются данные понятия и в Уголовном кодексе РФ, часть 1 ст. 89 которого указывает, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Указанные законодательные трактовки обусловлены различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.

Семейный Кодекс уравнивает понятия “ребенок” и “несовершеннолетний”. Так, в ст. 54 СК РФ определено, что “ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)”.

Статья 1 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

определяет понятие “ребенок” “как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) .

Анализируя положения международных и российских нормативно-правовых актов следует заключить, что несовершеннолетний — это  лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

2. Защита прав несовершеннолетних

В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетни-ми и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

—  максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

—  приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

—  создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

— законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров .

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к действующим социально-экономическими условиям.

3. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних

Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию правосубъектность. Под правосубъектностью понимают способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

Таким образом, правовой статус ребенка — это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Структурно законодательство в части защиты прав и законных интере-сов несовершеннолетних можно изобразить в виде следующей схемы:

Дети

так называют людей на начальном этапе жизни с момента рождения. Но дети – это и естественное родство, ближайшие потомки человека. Родители над детьми по природе и по закону имеют власть и выполняют по отношению к ним большие обязанности. Одна из главных обязанностей – ревностно воспитывать детей. Дети подразделяются по возрастным этапам своего развития: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники (девушки и юноши). По умственным способностям различают одаренных детей, детей нормы. Положение детей в обществе во многом определяется их здоровьем (здоровые дети, больные дети и с задержкой психического развития), отношением к ним родителей («семейные» дети, «отказные» дети, дети – сироты), влиянием на них экологических и географических факторов («дети Чернобыля», «дети Севера»), поведением и соблюдением самими детьми нравственных и правовых норм («проблемные дети», «трудные дети», «дети с отклоняющимся поведением»). В зависимости от особенностей самого ребенка, во многом зависящих от среды и воспитания, государство и общество простраивает программы заботы о них, социальной защиты и помощи.

Оцените определение:

ДЕТИ

правовое положение) Правовое положение детей в Рос. Федерации регулируется нормами гражданского, семейного, а также трудового и уголовного права, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права и Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (1998). Важную роль играют международные документы, например Декларация прав ребенка. Гражданско-правовой статус детей, как и любого человека, характеризуется уровнем их гражданской правоспособности и дееспособности. В зависимости от возраста ребенка, степени его социально-бытовой зрелости, возможности понимать характер, значение, последствия своих поступков и руководить ими определяется различный объем прав и обязанностей, пределов самостоятельности в принятии юридически значимых решений и совершении юридических поступков. В правовых вопросах дети по возрасту подразделяются на две группы: до 14 лет — малолетние и от 14 до 18 лет.

Права ребёнка

В свою очередь, возможности малолетних детей до 6 лет и от 6 до 14 лет достаточно различаются по объему правомочий. В полном объеме дееспособность возникает по достижении совершеннолетия. Гражданский кодекс Рос. Федерации допускает случаи досрочного приобретения дееспособности в полном объеме. Объем прав детей в Рос. Федерации практически соответствует перечню, содержащемуся в Декларации прав ребенка. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на родительскую заботу, совместное с ними проживание (если это не противоречит его интересам), право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Дети вправе и в случае их раздельного проживания общаться с обоими родителями и с другими родственниками. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Детям предоставлено также право на защиту своих прав и законных интересов не только от посторонних лиц, но и от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, путем самостоятельного обращения за защитой в орган опеки и попечительства. Реализовать свои гражданские права самостоятельно малолетние дети, как правило, не могут. За ребенка, не достигшего 6 лет, все необходимые сделки совершают его законные представители (родители, усыновители или опекуны). По достижении 6-летнего возраста ребенок вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации и направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия к.-л. иным лицом. Все другие действия, связанные с обладанием имуществом; правами авторов, например, произведений искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; получением наследства по закону или завещанию и т.д., за ребенка в возрасте от 6 до 14 лет совершают его законные представители. Ребенок имеет право собственности на доходы от имущества, полученного им в дар или по наследству, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства. Современным законодательством усилен контроль за соблюдением имущественных прав и интересов детей: на родителей и усыновителей распространен практически тот же разрешительный порядок распоряжения имуществом детей, который раньше действовал только в отношении опекунов, попечителей (см.Родительские права и обязанности). Дополнительная защита интересов детей предусмотрена и в сфере приватизации жилья. Так, дети, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. В отличие от взрослых, ребенок не может самостоятельно определять место своего жительства. Местом жительства малолетнего признается место жительства его родителей, усыновителей или опекуна. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка устанавливается по их соглашению, а при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов ребенка с учетом его мнения. Имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, в т.ч. совершенным ими самостоятельно, а также за вред, причиненный малолетними, несут их родители (усыновители), опекуны, а в случаях, когда малолетний находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения либо лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, — эти учреждения и лицо, если не докажут, что вред произошел не по их вине. Возможна совместная ответственность детских учреждений, где находится ребенок (детского сада, школы и т.п.), и родителей (усыновителей). При этом надо иметь в виду, что обязанность родителей, усыновителей, опекунов и соответствующих учреждений и отдельных лиц по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением имущества, достаточного для возмещения ущерба. См. также Алименты, Жестокое обращение с детьми, Лишение родительских прав, Несовершеннолетние, Преступность несовершеннолетних, Родительские права и обязанности, Семейное право, Сиротство, Социальное обеспечение, ЮНИСЕФ

Оцените определение:

ДЕТИ

особая социально-демографическая группа населения, имеющая возрастные границы от рождения до 17 лет включительно. Она характеризуется специфическими потребностями, интересами и правами, однако не обладает достаточной способностью отстаивать и защищать их перед лицом общества, его нерешенных социально-экономических проблем. Д. полностью зависят от условий, которые предоставляет для их развития общество и государство, макро- и микросреда (семья, школа). Они становятся объектом социальной заботы, поэтому ответственность за их судьбу и здоровье, да и собственно жизнь возлагается не только на родителей, но и на государство и общество в целом. С точки зрения действующего закона, детьми признаются лица, не достигшие совершеннолетия (т.е. возраста 18 лет). Данная группа населения в соответствии с нормами гражданского кодекса не имеет полной дееспособности. В данной группе выделяются возрастные категории: от рождения до шестилетнего возраста – малолетние, которые не могут самостоятельно, без родителей (лиц их заменяющих) осуществлять свои права и обязанности, т.е. являются полностью недееспособными. Малолетние – в возрасте от 7 до 14 лет обладают частичной дееспособностью. Несовершеннолетние дети – в возрасте от 15 до 18 лет. Они обладают неполной дееспособностью, могут совершать, с согласия родителей (лиц их заменяющих), гражданские сделки, самостоятельно распоряжаться стипендией, заработком и др. Указанная возрастная группа может обладать деликтоспособностью; с точки зрения уголовного закона выделяются две возрастные группы 14-15 и 16-17 лет.

Оцените определение:

ДЕТИ

ДЕТИ, 1) люди, не достигшие зрелости. В демографии определяется как возрастная категория, верх. граница к-рой различается в зависимости от цели исследования. При изучении воспроизводства населения границей, отделяющей Д. от взрослых, обычно считается 15 лет. Хотя граница эта слишком низка, т. к. рождения у людей этого возраста бывают очень редко, она кратна 5, что удобно для сопоставлений и расчетов, в частности при группировке по 5-летним возрастным группам. Ввиду демографич. и социальных особенностей категории Д. (зависимости ее числ. от числа рождений в предыдущие годы и от различий в уровне смертности на первых годах жизни) ее обычно подразделяют на более мелкие группы. Особенно важна группа грудных Д. (младенцев) в возрасте 0 лет (т. е. в интервале возраста от рождения до точного возраста 1 год), к-рую при изучении младенческой смертности подразделяют по месяцам и даже неделям жизни. Данные по первой 5-летней группе Д. 0-4 лет (в интервале возраста от рождения до точного возраста 5 лет) применяются для расчета показателей детности по данным переписей и обследований нас. В демографич. анализе категория Д. важна как результат воспроиз-ва нас. и основа для оценки его перспектив.

В экономико-демографич. исследованиях верх, границей возраста Д. принимается возраст начала трудоспособности, обычно закрепляемый законодательно (в СССР — 16 лет). В социологич. исследованиях выделяются Д. 14-15 лет — подростки; для нужд планирования сов. статистика рассматривает Д. грудного, ясельного, дошкольного и школьного возрастов (см. Возрастной контингент).

2) Потомки муж. и жен. пола 1-й степени родства по прямой линии — сыновья и дочери. Одна из категорий семейного состояния. Число Д. в семье — важная характеристика этапов жизненного цикла семьи. В данных о семьях, получаемых при переписи нас., Д. часто выделяют в их составе независимо от возраста, и в этом случае категорию Д. не следует отождествлять с малолетними Д. Часто термин ´Д.´ употребляется как характеристика рождаемости, что неверно, поскольку не все рожденные Д. остаются живыми и не все они входят в состав данной семьи.

3) Синоним понятия рождение или живорождение. В этом смысле число Д. в семье понимается как число рождений в поколении женщин к концу детородного периода и употребляется при изучении рождаемости и демографич. поведения (идеальное, ожидаемое, желаемое, планируемое число Д. в семье).

Термин ´Д.´ часто применяется для обозначения существенно разл. понятий и измерителей, и его неверное применение может привести к ошибочным выводам. Наиболее распространенная ошибка — отождествление числа живых или живущих в семье на момент переписи (обследования) Д. с числом рождений у женщины. Поскольку нек-рые Д. умирают в младенч. возрасте, не доживают до совершеннолетия или живут отдельно, число Д., живущих вместе с матерями, в среднем всегда меньше числа рожденных, даже при низком уровне детской смертности.

§ 1. Понятие ребенка в праве

По той же причине распределение женщин (семей) по числу Д. отличается от распределения их по числу рождений и не может интерпретироваться как характеристика роста семьи по мере увеличения возраста матери.

А. Г. Волков.

4) Лица, не достигшие совершеннолетия (юридич.). Конституция СССР (ст. 66) возлагает на граждан обязанность заботиться о воспитании Д., готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистич. общества, а на Д. — обязанность заботиться о родителях и оказывать им помощь. Обеспечению надлежащего воспитания Д. служат разл. меры организац. и материального характера (создание широкой сети детских учреждений, система пособий на Д. малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям и др.).

В сов. гражд., семейном, пенсионном законодательстве термин ´Д.´ применяется также в отношении лиц, достигших установленного законом возраста совершеннолетия. См. также Несовершеннолетние, Совершеннолетие, Охрана материнства и детства, Отцовство, Усыновление, Родство, Родители, Опека, Попечительство, Иждивенец, Пособия многодетным матерям, Семейные пособия.

Оцените определение:

Интересные публикации

frols.ru

ДЕТИ это что такое ДЕТИ: определение — Социология.НЭС

ДЕТИ

социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

ДЕТИ

особая социально-демографическая группа населения, имеющая возрастные границы от рождения до 17 лет включительно. Она характеризуется специфическими потребностями, интересами и правами, однако не обладает достаточной способностью отстаивать и защищать их перед лицом общества, его нерешенных социально-экономических проблем. Д. полностью зависят от условий, которые предоставляет для их развития общество и государство, макро- и микросреда (семья, школа). Они становятся объектом социальной заботы, поэтому ответственность за их судьбу и здоровье, да и собственно жизнь возлагается не только на родителей, но и на государство и общество в целом. С точки зрения действующего закона, детьми признаются лица, не достигшие совершеннолетия (т.е. возраста 18 лет). Данная группа населения в соответствии с нормами гражданского кодекса не имеет полной дееспособности. В данной группе выделяются возрастные категории: от рождения до шестилетнего возраста – малолетние, которые не могут самостоятельно, без родителей (лиц их заменяющих) осуществлять свои права и обязанности, т.е. являются полностью недееспособными. Малолетние – в возрасте от 7 до 14 лет обладают частичной дееспособностью. Несовершеннолетние дети – в возрасте от 15 до 18 лет. Они обладают неполной дееспособностью, могут совершать, с согласия родителей (лиц их заменяющих), гражданские сделки, самостоятельно распоряжаться стипендией, заработком и др. Указанная возрастная группа может обладать деликтоспособностью; с точки зрения уголовного закона выделяются две возрастные группы 14-15 и 16-17 лет.

Оцените определение:

Источник: Терминологический ювенологический словарь

ДЕТИ

ДЕТИ, 1) люди, не достигшие зрелости. В демографии определяется как возрастная категория, верх. граница к-рой различается в зависимости от цели исследования. При изучении воспроизводства населения границей, отделяющей Д. от взрослых, обычно считается 15 лет. Хотя граница эта слишком низка, т. к. рождения у людей этого возраста бывают очень редко, она кратна 5, что удобно для сопоставлений и расчетов, в частности при группировке по 5-летним возрастным группам. Ввиду демографич. и социальных особенностей категории Д. (зависимости ее числ. от числа рождений в предыдущие годы и от различий в уровне смертности на первых годах жизни) ее обычно подразделяют на более мелкие группы. Особенно важна группа грудных Д. (младенцев) в возрасте 0 лет (т. е. в интервале возраста от рождения до точного возраста 1 год), к-рую при изучении младенческой смертности подразделяют по месяцам и даже неделям жизни. Данные по первой 5-летней группе Д. 0-4 лет (в интервале возраста от рождения до точного возраста 5 лет) применяются для расчета показателей детности по данным переписей и обследований нас. В демографич. анализе категория Д. важна как результат воспроиз-ва нас. и основа для оценки его перспектив.

В экономико-демографич. исследованиях верх, границей возраста Д. принимается возраст начала трудоспособности, обычно закрепляемый законодательно (в СССР – 16 лет). В социологич. исследованиях выделяются Д. 14-15 лет – подростки; для нужд планирования сов. статистика рассматривает Д. грудного, ясельного, дошкольного и школьного возрастов (см. Возрастной контингент).

2) Потомки муж. и жен. пола 1-й степени родства по прямой линии – сыновья и дочери. Одна из категорий семейного состояния. Число Д. в семье – важная характеристика этапов жизненного цикла семьи. В данных о семьях, получаемых при переписи нас., Д. часто выделяют в их составе независимо от возраста, и в этом случае категорию Д. не следует отождествлять с малолетними Д. Часто термин ´Д.´ употребляется как характеристика рождаемости, что неверно, поскольку не все рожденные Д. остаются живыми и не все они входят в состав данной семьи.

3) Синоним понятия рождение или живорождение. В этом смысле число Д. в семье понимается как число рождений в поколении женщин к концу детородного периода и употребляется при изучении рождаемости и демографич. поведения (идеальное, ожидаемое, желаемое, планируемое число Д. в семье).

Термин ´Д.´ часто применяется для обозначения существенно разл. понятий и измерителей, и его неверное применение может привести к ошибочным выводам. Наиболее распространенная ошибка – отождествление числа живых или живущих в семье на момент переписи (обследования) Д. с числом рождений у женщины. Поскольку нек-рые Д. умирают в младенч. возрасте, не доживают до совершеннолетия или живут отдельно, число Д., живущих вместе с матерями, в среднем всегда меньше числа рожденных, даже при низком уровне детской смертности. По той же причине распределение женщин (семей) по числу Д. отличается от распределения их по числу рождений и не может интерпретироваться как характеристика роста семьи по мере увеличения возраста матери.

А. Г. Волков.

4) Лица, не достигшие совершеннолетия (юридич.). Конституция СССР (ст. 66) возлагает на граждан обязанность заботиться о воспитании Д., готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистич. общества, а на Д. – обязанность заботиться о родителях и оказывать им помощь. Обеспечению надлежащего воспитания Д. служат разл. меры организац. и материального характера (создание широкой сети детских учреждений, система пособий на Д. малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям и др.).

В сов. гражд., семейном, пенсионном законодательстве термин ´Д.´ применяется также в отношении лиц, достигших установленного законом возраста совершеннолетия. См. также Несовершеннолетние, Совершеннолетие, Охрана материнства и детства, Отцовство, Усыновление, Родство, Родители, Опека, Попечительство, Иждивенец, Пособия многодетным матерям, Семейные пособия.

Оцените определение:

Источник: Демографический энциклопедический словарь

voluntary.ru

Понятие «ребенок» в российском праве

Статья опубликована в рамках: Международной заочной научно-практической конференции «Тенденции развития современной юриспруденции» (Россия, г.Новосибирск, 3 сентября 2012 г.)

Выходные данные сборника: «Тенденции развития современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (03 сентября 2012 г.)

 

Понятие «ребенок» в российском праве

Сологуб Альбина Юрьевна

ст. преподаватель ЗабГУ, г. Чита

E-mail: [email protected]

 

При исследовании правового положения ребенка в Российской Федерации интерес представляет юридическое понимание того, кого следует считать ребенком. В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в отечественном, так и международном законодательстве, обозначая категорию лиц, не достигших совершеннолетия (18 лет).

Понятие ребенка в праве чрезвычайно важно, поскольку ребенок является субъектом права, более того, он обладает особым правовым статусом [3, c. 38].Принципиальное значение имеет и то, что отношения в которых участвует ребенок, регулируются  нормами различных отраслей российского права. Выступая в качестве специального субъекта в правоотношениях ребенок нуждается в особой правовой защите со стороны государства.

В свое время подчеркивая значимость понятий в праве Н.Н. Полянский отмечал: «… дать надлежащую форму, определяющую термин, — это иногда может иметь значение не меньшее, чем иное даже серьезное техническое открытие» [19, c. 132]. Обозначенный тезис не потерял свою актуальность, так как четкие юридические определения должны даваться всем терминам, имеющим решающее значение для правового регулирования.

С принятием Конвенции о правах ребенка 1989 г. международное сообщество признало необходимость предоставлять специальную защиту детям в силу физической и умственной незрелости. Конвенция вводит принципиально важное определение понятия «ребенок», под которым понимается лицо, не достигшее 18-летия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [12].

Российский законодатель в процессе приведения в соответствие с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. внутреннего законодательства не выработал собственного понятия «ребенок» и закрепил в правовых актах России понятие, идентичное конвенциональному: «Ребенок — лицо, не достигшее возраста 18 лет» [20]. 

Наряду с термином «ребенок» отмечается многообразие наименований, применяемых в России к лицам, не достигшим совершеннолетия: «подростки», «несовершеннолетние», «малолетние» и др.

Термин «несовершеннолетний» стал легальным и применяется в отраслевом законодательстве. Тем не менее, некоторые авторы по разному подходят к определению содержания понятия «несовершеннолетний». По мнению А.П. Солдатова указанное понятие состоит из двух понятий: «малолетний» и «подросток» [21, с. 127]. При этом понятие «малолетний» употребляется в отношении детей с момента рождения до 10 лет, подростком является ребенок от 10 до 14 лет. Другого подхода придерживается               О.В. Садина, давая следующие определения понятий «малолетний» и «подросток»: малолетний — несовершеннолетний (физическое лицо, ребенок) в возрасте до 14 лет; подросток — несовершеннолетний (физическое лицо, ребенок) в возрасте от 14 до 18 лет [22, с. 13].

Определения, содержащиеся в законах, не дают полного представления о ребенке как о субъекте права, поэтому и существует терминологическая многовариантность: несовершеннолетний, малолетний, подросток и др. Каждое из определений названных категорий лиц имеет право на существование, применение и теоретическое объяснение, поскольку употребляется в законодательстве. Тем не менее, между ними нельзя ставить знак равенства, их определения следует различать. С этой целью выделяют присущие указанным категориям лиц признаки, которые служат основой для формулирования соответствующих дефиниций.

По мнению большинства исследователей, к числу содержательных признаков, обозначенных терминов относятся возрастной критерий и отраслевая принадлежность отношений, в которых участвуют указанные категории детей. Е.Н. Микитова считает, что главным признаком ребенка как специального субъекта являются возрастные границы, в рамках которых он существует в данном статусе [14, с. 20].И.А. Минникес, исследуя проблемы  индивидуального правового регулирования  выделяет возрастной критерий применительно к детям как юридически значимый в отраслях права [15, с. 35]. В.И. Абрамов, подчеркивая приоритет возрастных параметров, определяет категорию «ребенок» («дети») как универсальную, а, в свою очередь, категории «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» и др.  охватываются общим понятием «ребенок» и в то же время  могут служить основанием для формирования самостоятельных видов правового статуса детей [1, с. 119].

Е.А. Капитонова в своих исследованиях признает категории «ребенок» и «несовершеннолетний» тождественными по содержанию [10, с. 12]. Однако с подобной точкой зрения нельзя согласиться. Термин «ребенок» обладает универсальностью, поскольку он применяется при характеристике лица, как не достигшего возраста 18 лет, так и его перешагнувшего. Во-первых, содержание данного термина не только определяет возрастные границы в жизни человека, но и обозначает юридически признаваемые и значимые связи с родителями или лицами, их заменяющими, так как для них ребенок остается таковым независимо от его возраста. Во-вторых, в определенных случаях законодательство приравнивает к статусу ребенка лиц, достигших совершеннолетия, тем самым обеспечивая их повышенную защищенность. Например, положения Налогового кодекса РФ указывают на предоставление родителям стандартного и социального налоговых вычет в отношении детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в возрасте до 24 лет (подп. 4 п. 1 ст. 218, подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ) [16]. По общему правилу несовершеннолетние отбывающие наказание в воспитательных учреждениях (колониях) по достижении ими совершеннолетия направляются для дальнейшего отбывания данного вида уголовного наказания в исправительные колонии, предназначенные для взрослых осужденных. Между тем УИК РФ устанавливает, что в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, до достижения ими возраста 19 лет (ст. 139 УИК РФ) [23]. Еще одним примером служит содержание ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Для лиц из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют дополнительные гарантии по социальной защите [18].

Тем самым, в отношении определенной категории граждан, которые при тех или иных условиях приравниваются к статусу ребенка, будучи полностью дееспособными (18 лет), государством устанавливаются дополнительные гарантии, представляющие собой комплекс социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, реализации права на труд и т. п. При этом, законодатель поднимает возрастной ценз до известных пределов (19, 23, 24 года). Это способствует не только более полной реализации такими гражданами конституционных прав, но и повышает степень их защищенности.

Кроме того, оппонируя позиции Е.А. Капитоновой в качестве аргумента можно привести подход М.В. Геллера к обозначению понятий «ребенок» и «несовершеннолетний». Сопоставляя терминологическое значение данных понятий, исследователь приходит к выводу о их не идентичности. Слово «ребенок» означает не только определенную возрастную страту и определенный период жизни человека, но и первую степень родства с кем — либо, так что ребенок может быть не только несовершеннолетним, но и взрослым сыном или дочерью [6, с. 10].

Несмотря на множественность подходов в научной литературе к юридическому понятию «ребенок», в качестве основного признака ребенка, и это мы видим, в различных правовых актах, как внутригосударственных, так и международных, выступает возрастной критерий. Необходимо заметить, что еще на стадии обсуждения проекта Конвенции о правах ребенка наблюдались разногласия по поводу установления нижней и верхней границ возраста ребенка. Представители Аргентины, Гватемалы выступали за определение нижней возрастной границы с момента зачатия ребенка. С другой стороны, Франция, Великобритания, Тунис, Китай, Индонезия заняли противоположную позиции и признавали нижний возрастной ценз с момента рождения [9]. Однако большинство государств отметили, что при толковании преамбулы, статей 1 и 6 Конвенции они будут придерживаться положений национального законодательства. Поэтому, можно сделать вывод, что международное право признает ребенком личность с момента рождения, но в тоже время и не запрещает государствам считать ребенком человеческое существо с момента зачатия.

Помимо этого, не все страны были согласны со статьей 1 Конвенции, устанавливающей верхний предел возраста ребенка — 18 лет. Одни государства предлагали установить верхний предел детства 15— 16 лет, другие — закрепить возраст ниже 18 лет, так как в соответствии с их национальным законодательством совершеннолетие наступает гораздо позже. Однако эти предложения не нашли поддержки и в Конвенции о правах ребенка верхний возрастной предел определяется в 18 лет [12]. Что же касается государств, в законодательстве которых возраст достижения совершеннолетия установлен ниже 18 лет, то положения Конвенции не препятствуют сохранению этого возрастного предела.

Как видно, проблема определения возрастного ценза, в рамках которого должно содержаться рассматриваемое понятие, существует как в национальном, так и в международном законодательстве. На современном этапе развития России этой проблеме посвящены труды многих ученых-юристов. В большинстве случаев, особое внимание уделяется нижней возрастной границе понятия «ребенок». При этом одни настаивают на том, что права ребенка подлежат определенной защите до момента появления ребенка на свет [17, с. 20], поскольку эмбрион это не часть организма матери, а начало новой жизни, подлежащее соответствующему правовому регулированию [4, с. 26]. 

Другие, считают целесообразным относить понятие «ребенок» лишь к ребенку уже рожденному [24, с. 13],определяя нижнюю возрастную границу этой категории моментом рождения [13, с. 13]. На взгляд автора, именно этот подход является разумным и оправданным, поскольку не рожденный ребенок не может реализовать своих прав ни самостоятельно, ни через законных представителей и это становиться действительно возможным лишь с момента рождения живого ребенка.

Кроме того, указанная позиция не противоречит ни нормам Конституции РФ, ни Конвенции о правах ребенка по следующим соображениям. Одно из указанных в ч. 2 ст. 17 Основного Закона [11] свойств основных прав и свобод человека и гражданина, разумеется, и ребенка, определяет механизм их возникновения — момент рождения человека. Возраст совершеннолетия установлен в российском законодательстве — 18 лет, что соответствует ст. 60 Конституции РФ [11] и Конвенции о правах ребенка.

Далее, исследуя понятие «ребенок», следует обратить внимание на работы тех авторов, которые обращались к вопросу защиты прав и законных интересов  детей. При рассмотрении исследователями понятия и сущности таких категорий, как «правовая защита», «конституционно-правовая защита», не наблюдается единства терминологического обозначения лица, не достигшего совершеннолетия. В.И. Абрамов [2, с. 22], С.А. Ветошкин [5, с. 51] для обозначения специального субъекта права используют термин «ребенок», а А.В. Заряев [8, с. 6], Л.Н. Дегтярева [7, с. 16], — «несовершеннолетние». 

В первом случае, термин «ребенок» используется как универсальная категория, хотя и подходы исследователей различны: общетеоретический (В.И. Абрамов) и в рамках ювенальной юстиции (С.А. Ветошкин).

Во втором случае обозначенный термин трактуется с позиции ювенальной юстиции, где несовершеннолетие выступает в качестве основного признака ребенка и как база для ювенальной юстиции. Автор полагает, что при определении понятия «правовая защита», «конституционно — правовая защита» должен применятся единый термин, обозначающий особого субъекта права, а именно «ребенок».

Таким образом, можно прийти к следующим выводам: для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является лицо до достижения 18 лет, следует использовать универсальную категорию «ребенок». Категории «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» и другие охватываются общим понятием «ребенок», однако их правовое значение состоит в том, что они позволяют более точно учесть специфику правовых возможностей ребенка. Такой подход позволит унифицировать юридические понятия  и может сыграть существенную роль в предупреждении и устранении противоречий между федеральным и региональным законодательством, регулирующим правовое положение ребенка в Российской Федерации.

 

Список литературы:

  1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005. — 311 с.
  2. Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: Автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. — Саратов,2007. — 56 с.
  3. Автономов А.С. Ювенальная юстиция: учеб. пособие. М., 2009. — 186 c.
  4. Беседкина Н.И. Конституционно-правовая защита прав неродившегося ребенка в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М.,2005. — 203 с.
  5. Ветошкин С.А. Ювенальное право. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2009. — 229 с.
  6. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М.,2007. — 25 с.
  7. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России (на примере Центрального федерального округа): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Белгород,2010. — 24 с.
  8. Заряев А.В. Ювенальное право: учеб. пособие. М.: Юстиницформ, 2005. — 320 с.
  9. Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие // [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: Allpravo.ru://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5787.html. (дата обращения 03.09.2010)
  10. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Пенза, 2010. — 25 с.
  11. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 декабрь.
  12. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.( Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР 7 ноября 1990. № 45. Ст. 955.
  13. Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград,2006. — 26 с.
  14. Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М.,2002. — 158 с.    
  15. Минникес И.А. Правовая персонификация: практические аспекты индивидуального правового регулирования. Иркутск, 2009. — 60 с.
  16. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
  17. Никонов Катажина. Современные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребенка: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М.,2010. — 24 с.
  18. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.
  19. Полянский Н.Н. О терминологии советского закона // Проблемы социалистического права. — 1938. — № 5 — С. 132 — 136.
  20. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16; Об основных гарантия прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
  21. Солдатов А.П. Гарантии и обеспечение прав в границах местного самоуправления. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2008. — 387 с.
  22. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. — Мытщи,2009. — 20 с.
  23. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.
  24. Шийко-Окрух Малгожата. Международно-правовые вопросы защиты прав ребенка: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М, 2002. С. 13.

sibac.info

РЕБЕНОК это что такое РЕБЕНОК: определение — Право.НЭС

Ребенок

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 N 223-ФЗ, ст.54

Оцените определение:

Источник: Словарь юридических понятий

Ребенок

Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка, 1989 г.) см. также несовершеннолетний

Оцените определение:

Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов

ребенок

в соответствие со статьей 1 Конвенции о правах ребенка, это лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по правам ребенка

РЕБЕНОК

гражданин, не достигший совершеннолетия — 18 лет. Забота о потомстве, каждом Р. в далеком прошлом была уделом всего племени, клана, общины, к которым он принадлежал. По мере развития первобытного общества становится все более заметной связь Р. с матерью. Дети от неизвестных отцов постепенно создают вокруг нее сплоченную группу. В эпоху, когда Р. всецело принадлежал матери, от ее воли зависела его жизнь. Пока он не был в состоянии сам позаботиться о пропитании, его считали частью самой матери. С развитием человеческого общества начинает проявляться связь Р. с его отцом. В период господства отцовского права дети принадлежали отцу потому, что ему принадлежала их мать. С развитием патриархальной семьи ограничивалось право отца на убийство новорожденного, на жизнь Р. Оставалось только укоренившееся в веках право его наказывать. Постепенно охрана интересов Р. становится предметом заботы и государства, что совпадает с эпохой развития индустриальной семьи. На Руси в древние времена князья, духовенство заботились не о детях вообще, а лишь о детях-сиротах, оставшихся без семьи, родителей, что рассматривалось как богоугодное дело. А в семье Р. всецело был подвластен родителям. Ради поддержания родительского авторитета в период царствования Екатерины II были учреждены специальные тюрьмы для детей, куда их могли поместить по желанию родителей. В эпоху господства крепостного права забота о Р. н о с и л а я р к о выраженный сословный характер. В особо бедственном положении находились осиротевшие дети из крестьян. Забота о них возлагалась на сельские общины. Позднее защиту Р. осуществляли земские учреждения. Наступающий 20 в. называли веком Р., полагая, что человечество сосредоточится на его защите. Однако Первая мировая война, социально- экономические потрясения, наступившие после октября 1917, усугубили положение детей. Правовые нормы того времени были нацелены на спасание Р., его физическое выживание. Широкому декларированию необходимой охраны Р. сопутствовало сохранение источников его нравственной и физической гибели. В канун 21 в. назрела потребность посмотреть на Р. как на субъекта принадлежащих ему прав в обществе и семье. Термин «Р» впервые применяется в российском законодательстве — С К РФ — как аналог термина «несовершеннолетний», и этот субъект впервые фигурирует в гл. 11 С К РФ в качестве обладателя лишь ему принадлежащих прав, являясь предметом специальной регламентации. Права Р. — понятие собирательное. Это разные по существу и содержанию возможности, предоставляемые Р. государством. Главная среди них — жить и воспитываться в семье. Сюда входит также право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание (за исключением случаев, когда это противоречит интересам Р.), на воспитание своими родителями, обеспечение своих интересов, всестороннее развитие, уважение своего человеческого достоинства. Праву Р. на семейное воспитание сопутствует предоставляемая ему возможность общаться со своими родителями даже в экстремальной для него ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п.). Создавая правовые гарантии обеспечения права Р. на общение со своими родителями и родственниками, С К РФ создает предпосылки для обновления, усовершенствования других отраслей законодательства в части, касающейся личных контактов Р. с его близкими. Так государство способствует сохранению семейной связи, что служит еще одним доказательством заботы о семье, признания ее значения в жизни человека и поэтому при утрате семьи, родителей предпочтение отдается устройству Р. в семью, заменяющую родительскую. Особенность положения Р. в семье и за ее пределами проистекает из его беззащитности, обусловленной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Поэтому защита его прав, интересов возлагается на родителей либо за- меняющих их л и ц (см. Законные представители). В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию Р. ему предоставляется право самому защищаться от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих. Закрепленное в СК РФ право Р. выражать свое мнение развивает и конкретизирует конституционное положение о гарантиях свободы мысли и слова гражданина. Одновременно в нормах семейного права делается акцент на праве Р. быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. Мнение Р., достигшего 10-летнего возраста, имеет правовое значение. Каждый Р. имеет также право на имя, отчество, фамилию (см. в ст. Имя). Р. является обладателем целого комплекса имущественных прав. Наиболее важное из них — право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, установленных законом (см. Алименты). Суммы, причитающиеся Р. в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование Р. Для наилучшего обеспечения его прав и интересов предусмотрена возможность вынесения судом решения о перечислении не более 50% сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках, если с таким требованием в суд обращается родитель, обязанный уплачивать алименты. Р. имеет право собственности на доходы, полученные им, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства. При жизни родителей он не имеет права собственности на их имущество, а родители не имеют права собственности на имущество Р. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др.), исключаются из имущества при разделе общего имущества супругов и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Не учитываются при разделе общего имущества супругов и вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей и считающиеся принадлежащими этим детям. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством. Имущественные права и интересы Р. охраняет и наследственное законодательство. Р. наследодателя, в т.ч. родившийся после его смерти, относится к наследникам первой очереди. Вне зависимости от содержания завещания несовершеннолетний Р. наследодателя не может быть полностью лишен наследства, поскольку он относится к категории обязательных наследников, т.е. вне зависимости от завещания наследодателя он наследует не менее двух третей доли, которая причиталась бы ему при наследовании по закону (обязательная доля). Охраняются наследственные права еще не родившегося Р. При наличии зачатого, но еще не родившегося наследника, другие наследники вправе произвести раздел наследственного имущества только с выделом причитающейся ему наследственной доли. Для охраны интересов неродившегося наследника к участию в разделе должен быть приглашен представитель органа опеки и попечительства (о праве Р. на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом см. в ст. Правоспособность и Дееспособность). При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом Р. на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством (см. в ст. Опека). В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда РФ» 1994 жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (законных представителей) с предварительного согласия органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Если же в жилых помещениях проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, то эти жилые помещения передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. Обязательным условием для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние любого возраста, является предварительное разрешение органов опеки и попечительства. После введения в действие ГК РФ вышеуказанные нормы о приватизации жилищного фонда применяются к несовершеннолетним, достигшим 14- летнего возраста. Обязательная предпосылка защиты личных неимущественных и имущественных интересов Р. — информация о нарушении его прав. Должностные лица и граждане, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью Р., о нарушении его прав или законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения Р. Защита его прав осуществляется судом, органами опеки и попечительства. Коллизионные вопросы, касающиеся отношений между родителями и детьми, решаются в международной практике преимущественно привязкой к личному закону. Все правовые системы увязывают вопросы прав и обязанностей родителей в отношении личности Р. с правилами, установленными законом суда (1ех Гоп). Анализ правоотношений между родителями и детьми нередко предваряет вопрос о происхождении Р., поскольку отношения родителей и детей, рожденных в браке и вне брака, во многих странах существенно различаются. Отношения между родителями и детьми, рожденными в законном браке, подчинены, согласно большинству правовых систем, личному закону отца, а после его смерти — личному закону матери. В международном аспекте вопросы правоотношений между родителями и детьми урегулированы, например, Гаагской конвенцией 1956 о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей. «Р.», согласно положениям этой Конвенции, признается любой законный, внебрачный или усыновленный Р., не состоящий в браке, в возрасте до 21 года. Основным коллизионным принципом этой конвенции является принцип страны обычного места жительства Р. (домицилия). По закону домицилия суд определяет где, когда, в каких размерах и от кого Р. вправе требовать алименты, кто может предъявить иск об алиментах и каковы сроки давности для такого иска ит.п. В заключенных Российской Федерацией с другими странами договорах о правовой помощи также регулируются некоторые вопросы, возникающие в отношениях между родителями и детьми. Основной коллизионной привязкой в этих договорах определено гражданство Р. На аналогичных основаниях разрешаются и споры об алиментах, подпадающие под действие договоров о правовой помощи. Лит.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 1999; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно- практический комментарий. М., 1996; Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1996; Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998; Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. История и современность. М., 1994. А.М. Нечаева, Л.Б. Максимович, НА. Шебанова

Оцените определение:

Источник: Юридическая энциклопедия

determiner.ru

Ребёнок – это… Что такое Ребёнок?

Ребёнок на марке СССР выпущенной по случаю Международного года ребёнка (1979)

Ребёнок — основное значение — человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае, ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. Де́вочка — ребёнок женского пола; Ма́льчик — ребёнок мужского пола. Раздел медицины, посвящённый детскому здоровью, называется Педиатрия.

Этимология

Русское слово «ребёнок» происходят от древнерусского робя, робъ, вытекающего из праславянской формы orbъ — «раб», которое могло первоначально значить «сирота», потому что сироты выполняли наиболее тяжелую домашнюю работу. В результате дальнейшей ассимиляции древнерусского языка, гласная буква «о» стала «е». Исходной праиндоевропейской формой было orbę (родит. orbęte). Русскому слову «ребёнок» родственны древнеиндийское árbhas — «маленький, мальчик», греческое ὀρφανός и латинское orbus — «осиротевший», армянское оrb — «сирота», готское arbja — «наследник»[1].

Исторические сведения

Учение о ребёнке, как принято считать, берёт своё начало в IV веке до нашей эры книгой отца медицины Гиппократа «О природе ребёнка». В дальнейшем (I—II века) о воспитании детей и уходе за ними пишут Цельс, Гален и Соран. В последующие 15 веков практически повторялось то, что было изложено ранее у Галена и Сорана. Однако, высокая детская смертность, появление благотворительных организаций, а также создание в некоторых странах Европы воспитательных домов (приютов) для подкидышей и беспризорных детей, способствовали пробуждению интереса к особенностям детского организма в XV—XVII веках — опубликовано большое количество трудов, посвящённых воспитанию и выхаживанию детей[2].

В России в 1727 году Пётр I издаёт указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования». Позже М. В. Ломоносов высказывает идею создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по лечению детских болезней в своём письме «О размножении и сохранении Российского народа». Однако открыты первые воспитательные дома в России (1763 год — в Москве, 1771 год в Петербурге) только благодаря усилиям И. И. Бецкого, собственноручно составившего проекты этих домов и разработавшего наставления о воспитании и уходе за детьми[2].

Периоды детства

Ребёнок — постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями[2]. В постнатальном (послеродовом) периоде различают:

  • период новорожденности (первые четыре недели (28 дней) жизни)
  • грудной возраст (с 29-го дня жизни до одного года)
  • ясельный или преддошкольный период (до трёх лет)
  • дошкольный период (от трёх до семи лет)
  • младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)
  • старший школьный возраст (от двенадцати до семнадцати — восемнадцати лет)

Особенности физиологии

У новорожденных и детей раннего возраста растущие потребности в кислороде и отводе углекислого газа и мочевины пропорционально гораздо больше, чем у взрослых. Дыхание ребёнка очень отличается от взрослого, слизистая оболочка лёгких тонкая и ранимая, но более гибкая, часто с обильными выделениями слизи, лучшей мукоцилиарной деятельностью; более эффективен кашель и чихание, но они менее контролируемы, чем у взрослых. Частота дыхания (по отношению к весу тела) у ребёнка от 6 месяцев до 4 лет в три раза больше, чем у взрослого, а для ребёнка от от 5 до 11 лет — в два раза. Это означает, что организм ребёнка лучше снабжается кислородом, чем организм взрослого, но также более уязвим, когда вдыхает загрязнённый воздух; а именно: в то время как организм взрослого поглощает токсичные газы или аэрозольные взвеси из расчёта 1 мг на 1 кг массы тела в сутки, то ребёнок в возрасте от 6 месяцев до 4 лет поглощает в три раза больше, и при этом его детоксикационный потенциал зачастую ниже, чем у взрослых.

Юридический статус

Статус «ребёнка» равно как и «взрослого» варьируется в разных культурах и юридических системах. В настоящее время Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом национальные законодательства имеют приоритет в данном вопросе[источник не указан 1119 дней].

Возраст совершеннолетия

  • В большинстве стран совершеннолетие наступает с 18 лет.
  • Минимальный возраст совершеннолетия установлен на Фарерских островах — 14 лет.
  • На Кубе совершеннолетие наступает с 16 лет
  • В России совершеннолетие наступает в 18 лет

См. также — Совершеннолетие

Права ребёнка

В соответствии с международным и российским законодательством ребёнок от рождения имеет неотъемлемые права, которые гарантируются ему государством: ребёнок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь, на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам, иметь и выражать своё мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, право на защиту от дискриминации, право на образование, на отдых и досуг и т. д.

Традиционно полагают, что человек остаётся ребёнком до 13-16 лет, но, в зависимости от контекста, можно использовать другие определения, например, легальный возраст, когда можно покупать спиртные напитки, получить паспорт, голосовать на выборах или «возраст согласия». Другой способ определения, перестал ли человек быть ребёнком, — по достижении половой зрелости.

До наступления совершеннолетия человек не обладает всей полнотой юридических прав, ответственность за него несёт родитель, или иной законный представитель (например опекун).
В большинстве стран существуют законы по которым несовершеннолетним запрещена продажа алкогольной и табачной продукции.
Также существуют законы о защите детей от вредоносной информации (запрещена например демонстрация насилия, порнографии, пропаганда употребления наркотиков, и суицида).
В России с 1 сентября 2012 года действует федеральный закон устанавливающий правила для всех источников массовой информации.


Cм. также — Ювенальная юстиция в России

Развитие ребёнка

Участие в полезной работе по дому

Развитие ребёнка — направление науки, посвящённое изучению процессов и механизмов, которые сопровождают физическое и психологическое развитие младенца в процессе его взросления.

Психосоциальная теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон выделял восемь психосоциальных стадий развития человека. Четыре из них примерно соответствуют периода детства[источник не указан 1027 дней].

  • Младенчество
  • Раннее детство
  • Возраст игры
  • Школьный возраст

Эти возрастные рамки могут различаться в зависимости от культуры. Ниже представлен список, отображающий этапы развития ребёнка в соответствии с современными представлениями.

  • Зигота, момент оплодотворения, зачатия.
  • Эмбрион, в более поздних стадиях — зародыш
  • Новорождённый в первый месяц после родов
  • Младенец до 1 года
  • Дошкольник:
    • ребёнок, начинающий ходить — возраст от года до четырёх лет
    • ребёнок в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет)
  • Середина детства — младший школьный возраст от 5 до 10 лет
  • Подросток — возраст учащегося средней школы, приблизительно 11 — 15 лет:
    • младший подросток 11-12 лет
    • старший подросток 13-15 лет
  • Юность 16 лет — 18 лет (продолжается до 21 года у женщин и до 23 лет у мужчин).

Познание окружающего мира

Развитие психики ребёнка

Сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды).

Младенец

Поведение ребёнка-младенца

  • В первые месяцы жизни ребёнок может довольно часто кричать. Это свидетельствует об определённом дискомфорте: возможно, это чувство голода, влияние погоды или других важных факторов. Если ребёнок кричит больше, чем 3 часа в сутки, и такие длительные крики случаются чаще 3 раз в неделю, то это классифицируется как младенческая колика. Современные психологи утверждают: если ребёнок плачет или просто требует внимания к себе, его необходимо взять на руки, чтобы он успокоился, так как это влияет на дальнейшее психологическое развитие малыша.
  • В то же время есть система мягкого, естественного подхода, также известная как «естественное воспитание», основой которой являются совместный сон матери и младенца, длительное грудное вскармливание, частое ношение на руках и в слинге, естественная гигиена новорождённого, педагогический прикорм и др.
  • Говорят, что у здоровой мамы — здоровый ребёнок.
  • Ребёнок иногда не реагирует на просьбы или запреты.
Школьник

Развитие личности младшего школьника

На развитие личности младшего школьника имеет смысл посмотреть в свете формирования у него внутренней позиции, результатом действия которой является его произвольное поведение — стратегическая цель всего психического развития в целом в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Последний связан с обязанностями в семье, когда сама деятельность начинает носить выраженный произвольный характер.

  1. Для развития произвольного поведения важно умение ребёнка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать своё поведение и умственную деятельность. Необходимо помнить о мощном побудительном значении цели для преодоления трудностей. Цель тогда выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она связана с не очень большим объёмом предстоящей работы. В противном случае ребёнок отказывается от деятельности.
  2. Следующий момент связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается на пороге 4-5 классов. Причем эта потребность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребёнок хочет найти своё место, хочет быть принятым и признанным своими товарищами. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимоотношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребёнка найти для себя наиболее близкого товарища и друга.
  3. Произвольность поведения обусловливает становление и развитие у учеников 4-5 классов чувства взрослости.

Различают:

  • социально-моральную взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в участии ребёнка в заботах о семье, её благополучии, систематической помощи родителям. Обычно это бывает в семье, где переживаются трудности, где ребёнок берет на себя выполнение взрослых обязанностей;
  • интеллектуальную взрослость, выражающаяся в стремлении ребёнка что-то знать и уметь по-настоящему, что стимулирует его познавательную деятельность;
  • равнение ребёнка на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» как результат прямого подражания и выработка в себе таких взрослых качеств как сила, смелость, мужество, выносливость, верность в дружбе, забота о других и т. п.

Показателем возникновения чувства взрослости можно считать :

  • возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих,
  • стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых
  • наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.

Психологи считают, что появление чувства взрослости является важным психологическим новообразованием этого периода и по его появлению можно судить о начале нового этапа личностного развития ребёнка.

Подростковый возраст

Период, когда происходит половое созревание ребёнка и перестроение организма на более высокий уровень развития.
Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). На 2011 год в мире насчитывается более миллиарда подростков[3].

Мир детства

Психологически ребёнок отличается от взрослого большей склонностью к познанию, открытию нового. Для дошкольника игра является одним из основных видов деятельности. Что бы помочь ребёнку удовлетворить потребность в игре и познании, и направить это стремление в полезное для него русло, существуют:

Детская литература

Примеры:
Список произведений Корнея Чуковского

Детское кино

Примеры:
Гостья из будущего

Также немаловажную роль в процессе становления и формирования личности ребёнка играет самостоятельное детское творчество.

Дети в искусстве

Галерея

Литература

  • Филипп Арьес Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. // Открытие детства. — Екатеринбург, 1999.
  • Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  • Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель,, 2007. — 240 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

ДЕТИ это что такое ДЕТИ: определение — Педагогика.НЭС

Дети

так называют людей на начальном этапе жизни с момента рождения. Но дети – это и естественное родство, ближайшие потомки человека. Родители над детьми по природе и по закону имеют власть и выполняют по отношению к ним большие обязанности. Одна из главных обязанностей – ревностно воспитывать детей. Дети подразделяются по возрастным этапам своего развития: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники (девушки и юноши). По умственным способностям различают одаренных детей, детей нормы. Положение детей в обществе во многом определяется их здоровьем (здоровые дети, больные дети и с задержкой психического развития), отношением к ним родителей («семейные» дети, «отказные» дети, дети – сироты), влиянием на них экологических и географических факторов («дети Чернобыля», «дети Севера»), поведением и соблюдением самими детьми нравственных и правовых норм («проблемные дети», «трудные дети», «дети с отклоняющимся поведением»). В зависимости от особенностей самого ребенка, во многом зависящих от среды и воспитания, государство и общество простраивает программы заботы о них, социальной защиты и помощи.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДЕТИ

правовое положение) Правовое положение детей в Рос. Федерации регулируется нормами гражданского, семейного, а также трудового и уголовного права, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права и Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (1998). Важную роль играют международные документы, например Декларация прав ребенка. Гражданско-правовой статус детей, как и любого человека, характеризуется уровнем их гражданской правоспособности и дееспособности. В зависимости от возраста ребенка, степени его социально-бытовой зрелости, возможности понимать характер, значение, последствия своих поступков и руководить ими определяется различный объем прав и обязанностей, пределов самостоятельности в принятии юридически значимых решений и совершении юридических поступков. В правовых вопросах дети по возрасту подразделяются на две группы: до 14 лет – малолетние и от 14 до 18 лет. В свою очередь, возможности малолетних детей до 6 лет и от 6 до 14 лет достаточно различаются по объему правомочий. В полном объеме дееспособность возникает по достижении совершеннолетия. Гражданский кодекс Рос. Федерации допускает случаи досрочного приобретения дееспособности в полном объеме. Объем прав детей в Рос. Федерации практически соответствует перечню, содержащемуся в Декларации прав ребенка. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на родительскую заботу, совместное с ними проживание (если это не противоречит его интересам), право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Дети вправе и в случае их раздельного проживания общаться с обоими родителями и с другими родственниками. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Детям предоставлено также право на защиту своих прав и законных интересов не только от посторонних лиц, но и от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, путем самостоятельного обращения за защитой в орган опеки и попечительства. Реализовать свои гражданские права самостоятельно малолетние дети, как правило, не могут. За ребенка, не достигшего 6 лет, все необходимые сделки совершают его законные представители (родители, усыновители или опекуны). По достижении 6-летнего возраста ребенок вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации и направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия к.-л. иным лицом. Все другие действия, связанные с обладанием имуществом; правами авторов, например, произведений искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; получением наследства по закону или завещанию и т.д., за ребенка в возрасте от 6 до 14 лет совершают его законные представители. Ребенок имеет право собственности на доходы от имущества, полученного им в дар или по наследству, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства. Современным законодательством усилен контроль за соблюдением имущественных прав и интересов детей: на родителей и усыновителей распространен практически тот же разрешительный порядок распоряжения имуществом детей, который раньше действовал только в отношении опекунов, попечителей (см.Родительские права и обязанности). Дополнительная защита интересов детей предусмотрена и в сфере приватизации жилья. Так, дети, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. В отличие от взрослых, ребенок не может самостоятельно определять место своего жительства. Местом жительства малолетнего признается место жительства его родителей, усыновителей или опекуна. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка устанавливается по их соглашению, а при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов ребенка с учетом его мнения. Имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, в т.ч. совершенным ими самостоятельно, а также за вред, причиненный малолетними, несут их родители (усыновители), опекуны, а в случаях, когда малолетний находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения либо лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, – эти учреждения и лицо, если не докажут, что вред произошел не по их вине. Возможна совместная ответственность детских учреждений, где находится ребенок (детского сада, школы и т.п.), и родителей (усыновителей). При этом надо иметь в виду, что обязанность родителей, усыновителей, опекунов и соответствующих учреждений и отдельных лиц по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением имущества, достаточного для возмещения ущерба. См. также Алименты, Жестокое обращение с детьми, Лишение родительских прав, Несовершеннолетние, Преступность несовершеннолетних, Родительские права и обязанности, Семейное право, Сиротство, Социальное обеспечение, ЮНИСЕФ

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

didacts.ru

Понятие прав, интересов и правового статуса ребенка

Права ребенка неотделимы от способов бытия и общественных отношений. Они являются нормативной формой предотвращения и преодоления противоречий, конфликтов и по своему существу нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности, являющиеся оптимальными для обеспечения нормальной жизнедеятельности ребенка не только как «автономного» индивида, но и как члена социальной группы, каковой может выступать, к примеру, та же семья [1,С. 3]. Права ребенка связаны с удовлетворением его интересов в материальной и духовной сферах. «Интерес выступает движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав» [2, С.9].

Ребенок, как несовершеннолетнее лицо, обладает правоспособностью с самого момента рождения, а дееспособность наступает с момента достижения им установленного государством определенного возраста. Таким образом, признавая ребенка правоспособным, государство предопределяет закрепление за ним определенного объема естественных и неотчуждаемых прав, обязуя общество в целом гарантированной защитой прав, свобод и законных интересов ребенка.

Наряду с другими факторами, обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов ребенка выражается в совершенствовании различных отраслей права, таких как: конституционное, семейное, административное, гражданское, уголовное и т.д., регулирующих многообразие отношений в обществе.

Нарушение прав и интересов детей является отягощающими обстоятельствами. Интересы детей в праве всегда защищаются взрослыми людьми. Интересы детей осознаны и закреплены в качестве основополагающих в системе международных документов, к которым Казахстан присоединился в первую очередь и привел в соответствии с международными стандартами национальное, внутригосударственное законодательство.

Н.А.Шайкенов пишет: «Право не только материализует факт осознания законодателем коренных интересов общества и личности, но содержит в юридических нормах внутренний план, а также предлагает средства их реализации, тем самым оно распространяет знание об осознанных и научно познанных интересах в обществе, делает эти знания легко усваиваемыми и доступными» [1,С.85]. «Право следует рассматривать как своего рода социальный трансформатор, преобразующий и возвышающий социальный интерес на уровень правообеспеченного. Реализация юридических норм имеет источником своего движения потенциал выраженных в праве интересов» [1,с.871.

В своем развитии, чтобы стать правом интересы должны пройти стадию юридического мотива. Юридический мотив — это особая степень осознания правовых потребностей и интересов, когда представляется необходимость правовой регламентации общественных отношений и правовых форм и способов, их обеспечивающих.

Заключительная стадия развития — потребности, интересы детей через юридическую мотивацию должны пройти стадию государственной воли. Государственная воля определяется в общем и целом изменяющимися потребностями гражданского общества, господством того или другого класса, а в последнем счете — развитием производительных сил и отношений обмена. Следовательно, право — результат взаимодействия определенных интересов и средство их осуществления и реализации.

Определив общую конструкцию соотношения интересов, мотивов и государственной воли применим ее к интересам детей. Особенность, характеризующая интересы детей состоит в том, что до некоторого времени их интересы не могут существовать отдельно от интересов взрослых, к примеру, родителей. Дети в силу их незрелости до некоторого времени нуждаются в опеке со стороны взрослых и не могут осознать и выразить свои интересы, так, как это делают взрослые. Например, право на судебную защиту дети имеют с 14 лет, но они защищают свои права при помощи родителей или иных законных представителей. Здесь существует парадоксальная ситуация, ребенок не имеет реальных предпосылок для того, чтобы защитить свои интересы, которые нарушены родителями, так как не может обратиться в суд самостоятельно [2, с.66].

Когда идет речь об интересах детей, то это обобщенное понятие. Интересы группы всегда имеют конкретного человека с его конкретными интересами. При отражении этих интересов в нормах права они отражены как права, обязанности и ответственность конкретных физических лиц. «Человек, обладающий своими интересами и правами, является личностью, и выступает не элементарным их носителем, а первичным их субъектом» [3,  с. 16].

Юридически дети не сразу становятся носителями юридических прав и обязанностей, для этого они должны достичь определенного возраста. Но это не означает, что у них нет своих интересов. Это противоречие разрешается деятельностью взрослых субъектов права, которые защищают интересы детей — родители, опекуны, попечители, патронатные учреждения, государственные органы, государство. В соответствии со ст. 18 Конвенции о правах ребенка в целях гарантии и содействия осуществлению прав детей, закрепленных в Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Государство, наделяя всех людей одинаковыми правами, возникновение реальной способности использовать их, связывает с развитием социально- психических качеств, определяя для этого различные возрастные пороги от 6 до 18 лет, то есть дифференцирует их по дееспособности и деликтоспособности. При этом критерием такой дифференциации являются интеллектуально-волевые качества человека, даже дети старшего возраста ограничены в выражении своих интересов, как в законодательном плане, так и фактически. С 16 лет они имеют право вступать в общественные объединения, с 18 лет в политические партии. В России в Семейном кодексе есть новая глава «Права несовершеннолетних детей». А.М. Нечаева, подчеркивая значимость этого положения, пишет: «тем самым государство как бы протягивает ребенку руку помощи, помогая ему выбраться из бесправного положения, встать с колен и в полную силу заявить о своем существовании, о своих правах, которые по своему значению не уступают правам совершеннолетних членов семьи» [4, с.122].

В нашем обществе нет реальных механизмов для того, чтобы интересы детей были осознаны ими. Трудно создать такие условия или сделать возможным так, чтобы их мнение в полной амплитуде было услышано. Дети, в силу своего возраста и зависимости от взрослых не могут быть полностью защищены от нарушения их прав в семье и обществе, поэтому нужна структура, которая, не представляя интересы какого-либо ведомства, способна была бы лоббировать интересы детей на государственном и общественном уровне, взаимодействовать с законодательной и исполнительной ветвями власти, участвовать в инициировании решений всех уровней власти в интересах детей. Отсюда следует кардинальный вывод, который принят в гражданском праве о том, что юридически защищаемые интересы неотьемлемы от его носителя — никто не может «замещать» субъекта в пользовании результатами реализации его интересов, тогда как дефекты психики субъекта в самом процессе реализации интересов восполняются волей других лиц, отвечающих разумным и общепринятым требованиям [3, с.19].

А.А. Матюхин пишет, что во всех действующих системах гражданского права субъектом права является каждый носитель интереса, регулируемого и охраняемого общей волей «законом» господствующего класса, хотя бы у него отсутствовала та психологическая воля, которая является в виде общего правила предпосылкой юридической воли (власти), признаваемой законом за носителем интерес. Где эта психологическая воля отсутствует, закон заменяет его волей другого дееспособного субъекта гражданского права, не нарушая тем самым основных принципов действующей в данном обществе системы гражданского права [5,с.38].

О.Ю.Блохина считает, что приоритетность политики в интересах детей должна быть основана на следующих принципах:

– законодательное обеспечение прав ребенка;

– государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

– установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей жизни с учетом региональных различий данных показателей;

– ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

– государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей [6, с.75-76].

Классификация же правовых интересов встречается различная.
Интересы личности первого уровня — права человека. Второй — законные интересы. Третий – юридический интересы. Охраняемые законом интересы в широком и узком смысле [6, с.77].

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности — это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственно содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. Синтересами личности связан его правовой статус. Он является правовой основой статуса личности и защищает самые основные его интересы. Вся совокупность интересов, выраженных в праве, находится под правовой защитой. Таким образом, правовой статус личности является начальной исходной позицией для защиты интересов личности. Это установленная государством система защиты основных, коренных интересов личности.

Пр

articlekz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *