Детский сад и зож – . , – .

Содержание

Здоровый образ жизни в детском саду и дома

Здоровый образ жизни в детском саду и дома

Авторы:

  • Барабанова Ольга Николаевна
  • Ярмаркина Ольга Анатольевна

Воспитатели МБДОУ №12 «Малыш» Кемеровская область Мысковский городской округ

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье».

Генрих Гейне

Здоровье — бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% — от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% — от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

 

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.

Формирование, сохранение и укрепление индивидуального здоровья стало сегодня приоритетным направлением в системе физического воспитания подрастающего поколения. Развитие государства, ее дальнейшее развитие напрямую зависит от здоровья населения, от увеличения количества здоровых, крепких, сильных телом и духом людей.

Особенно это актуально в современных условиях, все возрастающих нагрузках на человеческий организм, ухудшение экологии, распространения заболеваний и пагубных привычек.

По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу.

Поэтому очень важно наличие у каждого человека определенного знания о том, что такое здоровый образ жизни, мотивации и сформированных полезных привычек. Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства — наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.

В настоящее время происходят существенные изменения в теме дошкольного образования. Модернизация отечественного образования ориентирована на существенное обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса на всех ступенях непрерывного образования человека.

Одной и приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.

ФГОС ДО предусматривает такую образовательную область, как «Физическое развитие», одной из задач которой является формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала детского сада и непосредственного участия родителей.

Решение данной проблемы целесообразно начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы мировоззрения человека, его отношение окружающему миру.

На этом этапе развития жизненные установки ещё недостаточно прочны, а нервная система отличается особой пластичностью, что способствует формированию потребностей ребенка в здоровом образе жизни (ЗОЖ), к регулярной физкультурной деятельности.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Главная задача педагогов ДОО и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни — формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в ДОО.

Важность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни обусловлена негативными тенденциями состояния здоровья детей. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детского населения не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От её решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

Экспериментальные исследования показывают, что представления о здоровом образе жизни у дошкольников сформированы недостаточно, имеют фрагментарный характер, что проявляется в содержании и речевой деятельности, также в отсутствии навыков поведения, направленного на укрепление здоровья и здорового образа жизни.

Не все воспитатели имеют точные, полные представления о методике формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Родители рассматривают здоровье только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья — физического, психического и социального благополучия.

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

В формировании представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста педагог может использовать различные методики, используя их в построении образовательно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

Несколько последних десятилетий характеризуются повышением внимания со стороны общества к здоровью дошкольников в связи с его резким ухудшением, поэтому проблема здоровья детей, а также и всего населения страны приобрела общегосударственный характер. Поскольку понятие «здоровье человека» сегодня тесно связывается с понятием «здоровый образ жизни», то в решение этой проблемы могут и должны включиться педагоги. Это тем более возможно, что здоровье человека сегодня трактуется не только как прирожденный дар человека, но и как феномен культуры, что позволяет ставить вопрос о возможности обучения растущего человека здоровью.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно- образовательной работы в ДОО и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок — педагог — родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

детский сад – Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Здоровые дети в здоровой семье

Уважаемые родители! Помните!
Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя
защищенным! Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья,
родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности
ребенка, должны многому научить детей. Ребенок — это пластилин, что
из него вылепишь — то и будешь иметь! Это чистая доска, что
напишешь, — то и останется на всю жизнь! В здоровой семье —
здоровый ребенок! В больной семье — больной!

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека.  Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

 Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Педагоги работают в этом направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

 Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования  имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного  возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. 

 Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.  

В  детском саду воспитатели  приучают воспитанников  заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры – занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.  Несомненно, главными союзниками в этой работе  должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели  показывают и рассказывают всё, что ждёт их детей в детском саду, обращают особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивают их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только строго с согласия родителей.

 Главное,  в первую очередь направить  работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.   

В этих целях  широко используем  различные формы  сотрудничества: беседы, консультации, семинары,  родительские собрания, совместные праздники,  анкетирование. Проводим дни открытых дверей с  демонстрацией методов и приемов работы с детьми,  показываем разные виды физкультурных занятий с  детьми дошкольного возраста. Приглашаем родителей  к участию в жизни детского сада.

Красочные  наглядные стенды в приемных  знакомят родителей с жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей.

 В уголках для родителей  помещаем информацию практической направленности, приводим интересные факты,  даём рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой  работы, использовании различных форм и методов общения с родителями,  повышается педагогическая грамотность родителей; повышается культура  межличностного взаимодействия детей в детском саду. Таким образом, работа в тесном  взаимодействии с родителями принесёт отрадные результаты.

Условия жизни,  нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и  полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за  счастье и здоровье детей.

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка

teremoklang.ucoz.ru

МБДОУ – детский сад “Радуга”

Уважаемые родители! Помните!
Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя защищенным! Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья, родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности ребенка, должны многому научить детей. Ребенок — это пластилин, что 

из него вылепишь — то и будешь иметь! Это чистая доска, что напишешь, — то и останется на всю жизнь! В здоровой семье — здоровый ребенок! В больной семье — больной!

 

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека.  Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

 Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Педагоги работают в этом направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

 Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования  имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного  возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. 

 Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.  

В  детском саду воспитатели  приучают воспитанников  заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры – занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.  Несомненно, главными союзниками в этой работе  должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели  показывают и рассказывают всё, что ждёт их детей в детском саду, обращают особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивают их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только строго с согласия родителей.

 Главное,  в первую очередь направить  работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.   

В этих целях  широко используем  различные формы  сотрудничества: беседы, консультации, семинары,  родительские собрания, совместные праздники,  анкетирование. Проводим дни открытых дверей с  демонстрацией методов и приемов работы с детьми,  показываем разные виды физкультурных занятий с  детьми дошкольного возраста. Приглашаем родителей  к участию в жизни детского сада.

Красочные  наглядные стенды в приемных  знакомят родителей с жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей.

 В уголках для родителей  помещаем информацию практической направленности, приводим интересные факты,  даём рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой  работы, использовании различных форм и методов общения с родителями,  повышается педагогическая грамотность родителей; повышается культура  межличностного взаимодействия детей в детском саду. Таким образом, работа в тесном  взаимодействии с родителями принесёт отрадные результаты.

Условия жизни,  нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и  полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за  счастье и здоровье детей.

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка

 

Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.

 Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий (домашних, климатических, от времени года, индивидуальных особенностей ребёнка) он может меняться, но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону. 

После зарядки ребёнку необходимо принимать водные процедуры (закаляться водой). Начинать надо с самых простых процедур: умывания, обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более сложным — купанию в бассейне или открытом водоёме.

 Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой (непосредственно за воздушной ванной проводится водная процедура). В летнее время утренняя прогулка обязательно заканчивается умыванием с обтиранием, обливанием, душем или купанием.

 

Снижать температуру воды надо постепенно — с учётом возраста вашего ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив ребёнка. В качестве местных закаливающих процедур используются: умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу».

Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.

 

Для снятия возбуждения перед сном, можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2-3 капли). Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый.

Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник в изголовье детской кроватки противопоказано).

 Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты – утреннюю гимнастику под музыку.

Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока. Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.

В период риска заболевания ОРВИ давать, в виде добавки к супам, чеснок и зеленый лук.

Обеспечивать ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.

Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры, необходимо снять спортивную майку и надеть сухую, сменную.

Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду.

 

Совместный активный досуг:

 

 1. Способствует укреплению семьи;

 2. Формирует у детей важнейшие нравственные качества;

 3. Развивает у детей любознательность;

 4. Приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;

 5. Расширяет кругозор ребенка;

 6. Формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;

 7. Сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

 

Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

 

 

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

 

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей. Родители совместно с детьми могут:

 

1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.

 2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.

 3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.

 4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызывет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)

 

В заключение хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.

 

Семейный кодекс здоровья.

 

 1. Каждый день начинаем с зарядки.

 2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.

 3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.

 4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.

 5. Лень – враг наш.

 6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!

 7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)

 8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!

 9. Ничего не жевать сидя у телевизора!

 10. В отпуск и выходные – только вместе!

 

Десять советов родителям о здоровье детей

 

Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.

 

Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.

 

Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.

 

Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).

 

Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.

 

Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.

 

Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией — возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.

 

Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка — обратитесь к окулисту (офтальмологу).

 

Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.

 

Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).

 

 

 

 

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня. 

 

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться–

На зарядку становиться!

 

Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

 

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

 

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот, 

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

 

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

 

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе: 

Одеваться по погоде!

 

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

 

Вот вам добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

radugambdou.ucoz.ru

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании здорового образа жизни детей

Библиографическое описание:

Михайлова Л. А. Взаимодействие родителей и детского сада при формировании здорового образа жизни детей // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1636/ (дата обращения: 23.12.2018).



Данная статья освещает вопрос формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста при взаимодействии родителей и детского сада. Статья основана на изучении имеющейся отечественной литературы и наблюдения собственного опыта.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье

Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства. Особенно остро проблема сохранения здоровья стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.

«Здоровье» определено в Уставе Всемирной организации здравоохранения, как состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов [1; с.7].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Основные принципы здорового образа жизни:

‒ ·отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

‒ ·соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно — белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

‒ ·рациональная двигательная активность.

‒ ·соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека [3; С.102].

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

А также особым институтом в этом вопросе выступает семья, как непосредственный участник формирования будущей личности.

Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Ребенок осознанно и бессознательно копирует свое ближайшее окружение.

Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, необходимо самому идти по пути здоровья, иначе этот путь его никуда не приведет.

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это ставит перед родителями задачу выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Особым аспектом в данной проблематике выступает взаимосвязь дошкольного учреждения и родителей. Именно данное соотношение позволит сформировать положительное и должное отношение ребенка к здоровому образу жизни. Рассмотрим факторы соблюдения принципов ЗОЖ этими институтами.

Отказ от вредных привычек. Данный принцип является односторонним. Поскольку дошкольное учреждение в своей сути исключает данный факт. То к сожалению, в семье ребенок может наблюдать за употреблением родителями и другими лицами каких — либо веществ, которые оказывают отрицательное воздействие на организм человека. В связи с этим, родитель должен четко понимать, что отказываясь от своих вредных привычек, он формирует негативное отношение ребенка к данным действиям.

Рациональное питание. Очень часто мы слышим от родителей, что ребенок отказывается от еды в детском саду. На вопрос о том, чем вы кормите ребенка дома — получаем ответ: готовые завтраки, полуфабрикаты и т. д. Каждый родитель должен понимать, что в рационе детского сада не может быть таких продуктов, т. к. они не являются полезными для развивающегося организма. Блюда, включающие в себя большое количество овощей, рыбы и мяса, а также продуктов молочного сырья — сбалансированное питание, необходимое для ребенка. В связи с этим, для разрешения конфликта, родители должны пересмотреть свои вкусовые предпочтения и адаптировать питание ребенка дома к тому, что действительно ему необходимо.

Рациональная двигательная активность. Работа дошкольного учреждения простроена таким образом, что деятельность ребенка, направлена на физическое и эмоциональное развитие. Соблюдение временных интервалов, смена видов активности, регулярность физических упражнений и их разнообразие, прогулки — все это является залогом здоровья. В этом отношении, особую роль играют родители.

Именно они должны поддерживать эмоциональный и действенный настрой ребенка. Соблюдение режима дня — это не просто установленная деятельность на день, а разнообразие действий с определенными временными рамками. Именно этот принцип позволяет ребенку производить смену деятельности, соблюдать гигиенические процедуры, прогулки на свежем воздухе, а не провести большую часть дня, просматривая мультфильмы или с подобными занятиями.

Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека. Формирование у ребенка положительной оценки на поддержание здорового образа жизни и жизни как таковой в целом происходит в тесной взаимосвязи всех общественных институтов. В дошкольном возрасте это семья и образовательное учреждение.

Родители должны поддерживать работу сотрудников детского сада, принимая участие во всех массовых мероприятиях: праздники, утренники, походы, эстафеты, поделки. Тем самым показывая своему ребенку всеобщий настрой, что это действительно необходимо, что эти действия правильны, что они приносят положительные эмоции не только у сверстников, но у их близких родственников.

В данном вопросе не может быть одной стороны медали. В воспитании всесторонне развитой здоровой личности основную работу должны проводить родители, детский сад как сопровождающее звено, создает определенную среду развития, оказывает информативное сопровождение. Только в целостной взаимосвязи возможно получить желаемый результат в воспитании жизнерадостного здорового ребенка.

Литература:
  1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]. М.: «Мозаика-синтез», 2006. — 126 с.
  2. Веракса, Т. С. От рождения до школы [Текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: Мозайка-Синтез, 2012. — 336 с.
  3. Теплюк С. Особенности физического развития и воспитания детей раннего возраста [Текст] / С. Теплюк., Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. — 2012.- № 10. — С. 102–109.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного…

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Совместная деятельность с родителями по формированию…

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством…

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Проект «Здоровье детей в наших руках» | Статья в журнале…

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Преемственность между семьей и детским садом по вопросу…

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Реализация программы «Разговор о правильном питании»…

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ…

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Формирование двигательной активности воспитанников…

Проблема организации рационального питания детей

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, рациональное питание, нарушение питания, питание детей, окружающая среда. Ключевые слова. дети дошкольного возраста, режим питания, рациональное питание.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс…

moluch.ru

Консультация «Здоровый образ жизни в детском саду и в семье!»

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня  развития здравоохранения и образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране.

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в  детском саду и в семье, является одной из важных задач педагогического коллектива.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов, важнейшим условием преемственности является установление доверительного  делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Мы уверены, что ни одна, даже лучшая физкультурно – оздоровительная  программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Если в дошкольном учреждении не создано детско – взрослое сообщество «дети – родители – педагоги», для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Внедряя новые программы по физическому воспитанию, мы добились определённых результатов: в подавляющем большинстве развитие воспитанников соответствует психическим и физическим возрастным нормативам.

Уместно отметить, что некоторые мамы и папы предпочитают активным формам досуга сидение перед телевизором, с книгой, соответственно,…  детям мало приобретают игрушек – двигателей, не оборудуют дома спортивные уголки. Все эти неблагоприятные факторы семейного воспитания во многом являются причиной заболевания.

Поэтому, одно из направлений, внесенных в годовой план работы детского сада, была задача установления тесного сотрудничества с семьей по вопросам оздоровления детей и подъема уровня физической культуры среди населения.

Работа с родителями проводиться в системе, включает в себя:

• родительские собрания;

• беседы, лекции;

• круглые столы;

• консультации;

• анкетирование;

• домашние задания;

• День открытых дверей;

• Дни здоровья;

• Открытые физкультурные мероприятия;

• Совместные физкультурные праздники;

• Оформление наглядных пособий и изготовление нестандартного физкультурного оборудования.

Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи по физическому воспитанию, на необходимость и пользу совместных, спортивных занятий с детьми, чтобы работу по пропаганде физической культуры строить более дифференцированно разрабатываем для родителей специальные анкеты, позволяющие определить как они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом, создать для этого условия, выявить интересы детей.

Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что родители не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих процессов здоровья: физического, психического и социального.

В последнее время отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малой подвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх, эстафетах соревнованиях.

Понимая важность этой проблемы, и проанализировав состояние физического воспитания детей в детском саду, мы поставили перед собой задачи:

• повысить интерес детей к разным видам двигательной деятельности;

• увеличить двигательную активность;

• поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях;

• привлечь родителей к решению этих проблем.

В реализации данных задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.

Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своим союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. Дав родителям возможность сравнить два физкультурных занятия – с использованием стандартного и нестандартного оборудования, постарались доказать, насколько у детей повышается интерес к выполнению заданий и упражнений при использовании нестандартных дорожек-змеек, дорожек-брусков и т.д. детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

 

Результаты не замедлили сказаться: родители отмечали повышенный интерес детей к утренней гимнастике, их желание использовать это оборудование в самостоятельной деятельности, в подвижных играх не только дома, но и во дворе, со сверстниками. Оборудование малогабаритное, универсальное, легко трансформируется. Мы предложили активным родителям поделиться опытом изготовления и применения нестандартного оборудования в домашних условиях, что помогло убедить большинство взрослых в необходимости его использования в детском саду и дома.

 

Одним из важных действенных средств подъема физической культуры населения является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводиться с детьми.

Участвуя в Днях здоровья, спортивных досугах и праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, он  тренируется, как учится преодолевать трудности. Тогда воочию видны все плюсы и минусы семейного воспитания.

Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению с детьми.

Систематически проводятся спортивные праздники детей и взрослых под девизом: «Папа, мама, я – спортивная семья!». Целью праздника явилось привлечение внимания родительской общественности к спортивным формам семейного досуга. «Семейные старты», «Богатырские забавы», кроме того, позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете, сплачивают семью.

Повышению активности родителей, формированию у них вкуса к педагогической работе со своими детьми способствуют дни открытых дверей.

К этому дню оформляем выставки, отражающие работу детского сада по физическому воспитанию. Благодаря папкам-передвижкам, газетам стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по всем  вопросам данной темы.

Родителям предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, спортивных праздниках. Они могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий.

Вечером для родителей организуется «круглый стол» – час вопросов и ответов. С пожеланиями и отзывами о том, что они видели на дне открытых дверей, мамы и папы выступают на общем родительском собрании.

В детском саду стало традицией проводить «круглые столы» с участием родителей, дети которые имеют определенные заболевания, стоят, на диспансерном учете (заболевания дыхательных путей, мочевыводящей системы, сколиоз, плоскостопие). На таких мероприятиях родители получают возможность также обучиться практически профилактически, оздоровительными играми и упражнениям.

Большая часть родителей понимают и поддерживают наши начинания по приобщению детей к здоровому образу жизни – они наши помощники в оздоровлении, в первую очередь, своих детей и по пропаганде физического воспитания детей в детском саду и семье и привитию детям здорового образа жизни.

Другая группа родителей, особенно молодые, нуждается в более подробной дополнительной информации по профилактике различных заболеваний и проводимых в детском саду закаливающих мероприятиях. В принципе, такой процесс «ознакомления» родителей с оздоровительными и профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду проводится ежегодно, т.к. приходят новые воспитанники, и работа с родителями повторяется.

Итоги подводить еще рано. Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями рассчитана не на один год, но уже сейчас стало явным, что изменилось главное – отношение родителей к физической подготовке своих детей.

Хочу сказать, что роль детского сада в формировании педагогической культуры семьи является главной, поскольку детский сад – первое звено системы общественного воспитания, с которым вступает в контакт родители. Они вправе ожидать от педагогов всесторонней педагогической помощи. Значит, нам надо приложить все усилия, чтобы педагогическая пропаганда была убедительна, интересна, содержательна.

Инструктор по физической культуре Центра развития д/с № 351 Шумаева Лариса Петровна

sad-kalinka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *