Обязанности психолога в детском саду
Психологу в детском саду принадлежит очень важная роль.
Он является одним из основных специалистов.
Психолог наблюдает детей с первого дня их пребывания в дошкольном образовательном учреждении до самого выпуска.
При этом выполняет целый ряд должностных обязанностей.
Направления работы психолога в детском саду
Педагог-психолог обязан трудиться в нескольких направлениях:- работа с детьми;
- сотрудничество с родителями воспитанников;
- взаимодействие с персоналом дошкольного учреждения;
- ведение документации;
- повышение квалификации.
Обязанности психолога в детском саду
В должностные обязанности психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, входит широкий перечень действий.
Помощь ребенку в адаптации к детскому саду
Оказавшись в новой обстановке, многие дети могут пребывать в состоянии стресса.
Это относится не только к малышам, впервые переступившим порог дошкольного учреждения, но и к ребятам постарше, переведенным из другого садика в связи с переездом или по другим причинам.
Обязанность педагога-психолога – помочь каждому ребенку ощутить себя комфортно в условиях детского сада.
Работа ведется в детском коллективе в целом, в подгруппах, а также индивидуально.
Психологическая диагностика
Психолог проводит обследование детей. Плановая диагностика осуществляется минимум два раза за учебный год – в начале и в конце.
Ее цель – определить динамику развития каждого ребенка.
Для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, проводится промежуточное обследование в середине учебного года.
Дополнительная диагностика может быть организована по запросу педагогов или родителей.
При обследовании специалист использует различные методы:
- Наблюдение. Психолог выполняет роль зрителя. Он наблюдает за детьми в различных режимных моментах: в общении с другими ребятами, в игре, на занятиях, на прогулке. Особое место данному методу отводится в период адаптации.
- Методики исследования психических процессов: основных видов внимания и памяти, восприятия, мышления. Они предполагают применение специальных игр и упражнений.
Сравнивая результаты с установленными возрастными нормами, психолог получает общую картину развития ребенка. Специалист определяет состояние эмоционального фона, способности, наклонности, базовые навыки, знания и умения воспитанника. Кроме того, выявляет имеющиеся проблемы:
На основе материалов обследования специалист составляет психолого-педагогическое заключение. С ребятами подготовительной группы психолог проводит диагностику готовности к обучению в школе.
Участие в работе ПМПк детского сада
Основная его цель – организация сопровождения воспитанников.
Особую роль ПМПК играет в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
В ходе консилиума каждый педагог, в том числе и психолог, делает заключение и дает свои рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Плановые заседания проходят три раза в год. Если возникает необходимость, педагоги могут собраться не по графику.
Работа с детьми
Основная обязанность психолога – содействовать развитию воспитанников и проводить психолого-педагогическую коррекцию выявленных проблем.
По итогам диагностики специалист выстраивает и организует групповые и индивидуальные занятия с детьми:
- Участвует в разработке развивающих и обучающих программ.
- Определяет методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков.
- Проводит игровые психологические тесты и упражнения.
- Осуществляет индивидуальную работу по коррекции нарушений поведения и личностного развития дошкольников: застенчивости, агрессивности, плаксивости, восприимчивости и других особенностей.
- Принимает участие в создании благоприятного микроклимата в детских коллективах.
Семейное консультирование
Одна из обязанностей психолога в детском саду – просвещение родителей воспитанников, которое может иметь различные формы:
- Индивидуальные консультации. Если психолог выявил проблему в развитии или поведении дошкольника, он приглашает на беседу маму, папу или того взрослого, который является законным представителем ребенка. В рамках беседы специалист подсказывает варианты решения проблемы. Старается донести до родителей важность слаженных действий семьи и детского сада. Если один из родственников испытывает трудности в общении с ребенком или замечает особенности в его поведении, он может проявить инициативу и обратиться к психологу за помощью и поддержкой. Для родителей будущих первоклассников специалист обязательно проводит индивидуальные консультации, на которых рассказывает об уровне готовности ребенка к школе.
- Выступления на родительских собраниях, а также участие в семинарах и клубах для родителей. На подобных мероприятиях психолог освещает определенную тему, способствуя повышению педагогической грамотности родителей.
- Подготовка буклетов, памяток и материалов для информационного стенда.
Помощь педагогам
Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:
- На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
- При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
- Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
- Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.
Ведение документации
В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.
Примерный перечень:
- План работы на неделю.
- Годовой перспективный план работы.
- Журнал учета проведенной работы.
- Журнал групповых занятий.
- Журнал индивидуальных занятий.
- Журнал консультаций.
- Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
- Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
- Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.
Повышение квалификации
Педагог-психолог обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы, посещать методические объединения психологов, участвовать в семинарах, осваивать новые технологии развития и обучения детей.
Педагог-психолог должен знать:
- Законы, постановления и другие нормативные правовые документы сферы образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка.
- Психологию: общую, дифференциальную, детскую, возрастную, психологию личности, социальную, медицинскую, основы психологии труда и психологического консультирования.
- Общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии.
- Нормы охраны труда и правила техники безопасности.
- Правила оказания первой доврачебной помощи.
От того, насколько профессионально психолог выполняет свои обязанности, зависит успешное развитие дошкольников, их эмоциональное благополучие и даже психологический климат в педагогическом коллективе. Это специалист, который помогает детям, их родителям и персоналу жить дружно, развиваться и учиться вместе, чувствуя себя легко и комфортно.
momjournal.ru
Зачем нужен психолог в детском саду
Дошкольное учреждение посещают дети, имеющие разный уровень развития, здоровья и проживающие в различных семейных условиях. Распределение детей по группам производится по возрастному принципу, а также с учетом имеющихся у детей отклонений в развитии, если детский сад имеет статус компенсирующего учреждения. Психолог в детском саду может помочь правильно организовать профилактическую, коррекционную и реабилитационную работу с детьми различных категорий.
На должность психолога может быть принят специалист, имеющий диплом психолога. Если молодой специалист имеет педагогическое образование, то количество учебных часов по психологическим специальностям должно быть не менее 1200. Психолог в детском саду должен владеть знаниями по возрастной и педагогической психологии, психосоматике, патопсихологии и другим психологическим дисциплинам. Именно он может стать специалистом, который повысит уровень психологической культуры у всех участников педагогического процесса. Его консультации с педагогами и родителями могут носить просветительский характер, а также исследовательский. В отличие от воспитателей, психолог в детском саду может разрабатывать и проводить исследования с использованием психолого-педагогической диагностики, осуществлять мониторинговое исследование в группах дошкольников.
Под руководством опытного психолога в детском саду может быть организована практика студентов психологических специальностей: учебная, преддипломная. Он также может быть руководителем или соавтором психолого-педагогических программ, которые реализуются в качестве дополнительных к программе воспитания, реализуемой в данном учреждении. По результатам апробации проектов и проведения исследований психолог может выступать на конференциях городского, государственного или международного уровня, публиковать свои статьи в журналах и издавать методические пособия для педагогов.
План работы психолога в детском саду должен включать разделы работы не только с детьми, но и с их родителями, и с педагогами учреждения. Родители могут получать консультативную помощь специалиста, рекомендации по коррекции развития ребенка на ранних стадиях формирования проблемы, знакомиться с нормами развития детей. Вместе с родителями составляется план коррекционной работы, с их разрешения проводится психологическая диагностика детей.
Педагог-психолог в детском саду не только помогает разрабатывать программы, но и сам проводит занятия с детьми. С помощью сказок, стихов, сценок и игр малыши могут знакомиться с разными эмоциями, учиться их отслеживать и регулировать у себя. В разделах программы могут быть темы о дружбе детей, о семейных ценностях, о способах разрешения конфликтов детьми между собой. Использование арттерапии помогает дошкольникам избавиться от напряжения, расслабиться и создать такие картины, которые вызывают у них чувство удовольствия. Наличие песочницы в психологическом кабинете помогает детям лучше познать свой собственный внутренний мир за счет создания в песке различных сюжетных историй. Специалист комментирует действия детей, направляя их фантазию в позитивно-развивающее русло.
Психолог в детском саду должен постоянно повышать уровень своей квалификации, быть в курсе новых постановлений в области образования и прав детей. В процессе прохождения аттестации наравне с педагогами учреждения он может получить квалификационную категорию, уровень которой зависит от стажа, образования и результатов работы за прошедший период работы. Аттестация проводится на рабочем месте психолога раз в 5 лет с целью не столько оценки, сколько стимулирования специалиста поддерживать свою компетентность в соответствие с требованиями к должности.
fb.ru
Психолог в детском саду
Зачем психолог в детском саду?
Для чего нужен психолог в детском саду? Какие функции он выполняет? Как помогает воспитывать и развивать детей (ведь именно этим и занимается дошкольное образовательное учреждение, ДОУ)? В чем заключается работа психолога в детском саду?
Не так уж и далеко ушли те времена, когда такого специалиста как психолог и вовсе не было в детских учреждениях, и некоторые считают, что и сейчас можно было бы без него обойтись.
Другие же приписывают психологам несвойственные им функции из области медицины: психоневролога, психиатра, психотерапевта или специальной педагогики: дефектолога, логопеда. Психолог же, при возникновении такой необходимости, может лишь порекомендовать обратиться к этим специалистам.
Если психолог и работает с какими-либо проблемами в развитии, все они не выходят за рамки так сказать нормального, здорового (психологически) человека. Поэтому не стоит бояться, обратившись к психологу, получить «клеймо» (для себя или ребенка) какого-то «не такого». Все люди индивидуальны и особенны, и хороший специалист всегда поможет определить эти особенности, разобраться в них и использовать их (учесть) на благо формирования и развития личности, счастливой личности.
Итак, говоря простым языком, психолог ДОУ (дошкольного учреждения) – это специалист, который взаимодействует с детьми и взрослыми (педагогами, родителями, специалистами) с целью создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка.
Что мы подразумеваем, говоря благоприятные условия? Это и непосредственная коррекционно-развивающая работа с ребенком, и благоприятный эмоционально-психологический климат в семье (психолог оказывает содействие созданию необходимого психологического комфорта; возможно, способствуя изменению стиля воспитания и приемов воспитательного воздействия) и детском саду, и организация всей жизнедеятельности ребенка (соответствующий режим, методы, приемы взаимодействия и прочее) с учетом именно его индивидуальных и возрастных особенностей.
Каковы основные направления работы психолога дошкольного учреждения?
• Изучение особенностей развития (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) детей, для наилучшего содействия их развитию и воспитанию.
• Непосредственное участие в создании благоприятных эмоционально-психологических условий для всех участников учебно-воспитательного процесса и реализации коррекционно-развивающих программ.
• Повышения уровня психологической грамотности, психологической культуры и педагогов, и родителей.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.
Диагностическая работа. Некоторые почему-то считают, что это основной вид деятельности детского психолога, состоящий в постоянных тестированиях. Тогда как психодиагностика это только один из видов деятельности психолога, в котором тестирование занимает не такую уж значительную его часть. Гораздо информативнее для психолога ДОУ бывают данные, собранные путем наблюдения, бесед и прочее. Для чего нужна эта функция? Для определения индивидуальных и возрастных особенностей детей, выявления проблем психического развития и причин возможных отклонений, с целью создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка (с последующим предоставлением рекомендаций и разработкой коррекционных программ и прочее). Как правило, психодиагностика является частью общей системы диагностики детей ДОУ, в которую входит также педагогическая и медицинская ее составляющие.
Коррекционно-восстановительная и развивающая работа. Этот вид деятельности будет проходить тем успешнее, чем правильнее будут выявлены причины того или иного отклонения, той или иной проблемы, установлен потенциал развития, разработана необходимая коррекционно-развивающая программа (по каждому случаю). Эта функция психолога ДОУ, как правило, наиболее обширная и включает в себя такие формы работы, как индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия (занятия определенных коррекционных групп, подгрупповые и фронтальные развивающие занятия), тренинговые и тематические занятия со взрослыми (педагогами, специалистами, родителями). Этот вид деятельности психолога в детском саду можно также разделить на непосредственное воздействие психолога на ребенка (вышеупомянутые занятия) и косвенное (воздействие через сверстников и взрослых: педагогов, родителей). Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, вот на что: считаю, какой бы удачной и талантливо организованной не была коррекционно-восстановительная работа (прямое воздействие психолога), если она не будет поддержана организацией необходимой среды (психологическая атмосфера в семье ребенка и группе детского сада, выполнение рекомендаций психолога и прочее), преобладанием косвенного воздействия над более эпизодическим непосредственным воздействием психолога, то она не даст того возможного и полноценного желаемого результата. Ведь занятия с психологом это все же более кратковременный процесс по сравнению с остальной частью жизнедеятельности ребенка.
Остальные виды деятельности психолога в детском саду постараюсь обозначить более кратко.
Психологическое консультирование. Данный вид деятельности психолога ДОУ направлен на оказание психологической помощи рекомендательного характера (родителям, педагогам, администрации) в процессе коммуникативного взаимодействия преимущественно по поводу проблем ребенка и особенностей его развития.
Психологическое просвещение и профилактика. Задачами данного вида деятельности психолога детского сада являются просвещение педагогов и родителей, повышение их психологической культуры с целью обеспечения их информированности о возрастных и индивидуальных особенностях детей, условиях, необходимых для их наиболее благополучного психического развития. Это направление деятельности психолога носит профилактический (предупреждающий) характер.
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ. Это и непосредственное участие психолога детского сада в подготовке и проведении различных образовательных и методических мероприятий, помощь в организации наиболее конструктивной и продуктивной системы взаимодействия членов педагогического коллектива и прочее.
В данной статье я постаралась, не вдаваясь в детали и профессиональные тонкости, обозначить всю разносторонность и необходимость деятельности такого специалиста, как психолог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) – психолог в детском саду.
Итак, подведем итог вышесказанному. Основная задача психолога в детском саду, работа психолога в детском саду, заключается в создании наиболее благоприятных условий для охраны психического и физического здоровья детей, эмоционально-психологического комфорта для эффективного воспитания и развития каждого ребенка, его способностей (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей), при соблюдении очень важного принципа «не навреди».
rastivmeste.ru
“Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?”
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №189»
Психопросвещение на тему:
«Зачем нужен психолог
в детском саду?»
Автор:
педагог-психолог Багмет М.А.
г. Оренбург
Труд педагога-психолога, как правило,
не очевиден родителю, но ребенку он,
поверьте, необходим.
Психолог в детском саду — это, прежде всего, знающий
и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основные функции психолога в детском дошкольном
учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Хотелось бы развеять распространенный «миф» о психологах
в дошкольном учреждении. Большинство родителей полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Уверяю вас это не так.
Педагог – психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Существует еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог – это все одно и то же.
То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее
дефектами. На основании этого родители требуют от психолога
невозможного.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В
первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту.
Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.
Цель работы педагога – психолога – сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде
всего, с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных
особенностей ее развития.
Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:
Первое направление – это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей».
Первые – психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей.
Консультации «по запросу» – любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, вы можете и должны обращаться к психологу, когда вам кажется, что с ребенком что-то не так.
С какими проблемами можно обратиться к психологу ДОУ:
социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.;
трудности в эмоциональном развитии: агрессия, замкнутость, капризность, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка;
Возрастные особенности развития детей: кризис 3 –х лет, кризис 7 –и лет, ведущий вид деятельности и т.д.;
Проблемы общения со сверстниками;
уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка.
Второе направление – это диагностика.
В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад.
Если результаты показывают, что малыш «не
справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне
выявляются проблемы, то психолог совместно с воспитателем и родителями старается их решить.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации, также в течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те,
с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования.
Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с помощью специальных тестов и методик выявляется причина.
И проводится коррекционная работа. Позже в подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики – это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Следующее направление – коррекционная работа.
Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа. Предварительно получив ваше согласие.
Развивающая работа.
В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в течение года будет делать основной акцент. Например, тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.
И конечно, так же проводиться индивидуальная работа.
Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психолого-педагогическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.
Не нужно пугаться, если педагог – психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.
Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:
– адаптация ребенка к детскому саду
– уровень развития психических процессов
– эмоциональное состояние малыша
– его самооценка
– положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот)
– отношение ребенка к воспитателям
– уровень его тревожности или агрессии…
Если у вас появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог – психолог постарается помочь выявить причины ее возникновения.
Однако, родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.
Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Здесь стоит объяснить родителям, что ребёнок не всегда может, повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психолог может помочь подобрать литературу о
развитии детей, об играх и пособиях для дошкольников.
К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.
Психическое здоровье вашего ребенка в первую очередь зависит только от ВАС!
multiurok.ru
зачем и для чего? – Мамочки BY
Когда мои дети делятся со мной своими переживаниями и проблемами, которые связаны с детским садом и со школой, я радуюсь, что именно во мне они находят поддержку. И если я сама не в силах справиться с ситуацией, я знаю, что за помощью можно обратиться к квалифицированным специалистам – психологам в том же саду или в школе. Психолог в детском саду: кто это, каковы его функции и зачем в детском дошкольном учреждении психологическая служба? На все эти вопросы мы попробуем найти ответ.
Как это было: история возникновения психологической службы в детских садах
Фото с сайта iskracenter.ru
Когда-то давно в детских садах понятия не имели о детских психологах. Будто бы тогда никому и дела не было до того, как адаптируется ребенок в дошкольном учреждении, что его беспокоит. Воспитатель, как правило, в группе был и за педагога, и за психолога. Но каждый должен заниматься своим делом.
Ситуация в корне начала меняться в те самые лихие девяностые, когда начались реформы в образовании. И педагогические вузы нашей страны начали подготовку детских психологов для работы в садах и школах.
Это не было каким-то веянием новой эпохи. Это была закономерная необходимость. Детский психолог в дошкольных учреждениях должен быть и призван оказывать всякую психологическую поддержку не только самим малышам, но и родителям, которые, порой, очень нуждаются в квалифицированных советах.
Чем занимается психолог в детском саду?
Фото с сайта www.7ya.ru
Человек, выбравший профессию детского психолога и решивший связать свою деятельность с детским садом, должен четко понимать, что он берет на себя огромнейшую ответственность.
Что делает психолог в дошкольном учреждении? Безусловно, оказывает психологическую помощь и поддержку малышам на всех стадиях воспитательного и образовательного процесса.
Рекомендации воспитателям и родителям, проведение различных диагностических исследований, тестирование… Это далеко не весь перечень того, что делает психолог в детском саду. Для чего? Для того чтобы исключить любой негатив и стрессовые ситуации в процессе пребывания каждого отдельного ребенка в стенах садика.
Психолог работает в нескольких направлениях. Во-первых, с каждым отдельным ребенком проводятся разные исследования. Но! Ни один специалист не имеет права на какие-либо тестирования без письменного согласия законных представителей воспитанника. Во-вторых, работа с родителями заключается, прежде всего, в выдаче определенных рекомендаций, если вдруг возникают вопросы. Эти рекомендации могут быть как общими для всех родителей, так и носить исключительно частный и, естественно, конфиденциальный характер. В-третьих, идет работа и в направлении «воспитатель – воспитанник», «воспитатель – родители». К сожалению, практика показывает, что отношения между детьми и педагогом или педагогом и родителями складываются по-разному. Чтобы свести к минимуму возможные конфликтные ситуации или другие недоразумения, психологическая служба в детском саду должна прилагать титанические усилия.
О проблемах из первых уст: откровения детского психолога
Фото с сайта www.ya-roditel.ru
Детский психолог Мария, которая уже почти десять лет работает в одном из дошкольных учреждений нашей столицы, рассказала о своей работе, о проблемах, о мечтах и планах.
– Мария, что для вас самое сложное в вашей работе?
– Сложностей много. С детьми работать, в принципе, нелегко. Каждый ребенок – это целый мир. И раскрыть его – наша задача. Кто-то быстро идет на контакт, кому-то сложнее.
Я всегда стараюсь вникнуть максимально в каждую детскую проблему: будь это сложности в адаптации, какие-то конфликтные или стрессовые для ребенка ситуации. До сих пор не могу быстро отпускать от себя все, с чем приходится сталкиваться.
– Расскажите, что еще мешает полноценно работать психологу в детском саду?
– Вы думаете, что я начну рассказывать о том, какая у нас маленькая зарплата? Да нет. Человек, который любит свое дело, вряд ли станет обсуждать это. А вот что действительно мешает чаще всего – это огромное количество различных бумаг, иногда ненужных отчетов, справок и прочего. Бывает, что отчетов нужно написать в два раза больше, чем провести каких-либо исследований в группе. И становится обидно за детей – за всем этим именно они, порой, обделены нашим вниманием.
– Мария, а к вам часто обращаются родители за психологической помощью в частном порядке?
– Обращаются, но не так часто, как хотелось бы. Я сама мама. И иногда приходится слышать рассуждения в родительской среде о том, что если обратиться к психологу с проблемой, то потом об этом будет знать половина садика. Хочется возразить – квалифицированные психологи работают на принципах конфиденциальности в первую очередь. А еще почему-то некоторые мамы и папы стесняются рассказать детскому психологу о проблемах в воспитании ребенка.
– Может они таким образом бояться признать свою родительскую несостоятельность?
– Возможно, но ведь нет идеальных людей. И родителей, которые все знают, тоже нет. И лучше обратиться за помощью к специалисту, чем упустить ситуацию. Потом ведь может быть только хуже. Поэтому я всегда призываю всех родителей не бояться и не стесняться поделиться с психологом тем, что их беспокоит.
– Мария, а какие бы рекомендации вы дали родителям, чьи детки начали ходить в детский сад?
– Рекомендаций может быть много. И для каждого отдельного ребенка они тоже могут быть разными. Но самое главное, к чему я всегда призываю мам и пап, – это любить своего малыша. Родительская любовь должна быть безусловной. Еще мы, взрослые, должны быть терпеливы и максимально справедливы с детьми.
– Да, чаще ставьте себя на место ребенка. Легко ли взрослому человеку менять место работы, приспосабливаться к новым условиям? Точно так и маленькому ребенку. Только в разы сложнее.
Будьте рядом с вашими детьми в сложные для них периоды и крепко держите их за руку, чтобы они всегда знали, что вы есть!
© mamochki.by
Администрация сайта разрешает воспроизведение опубликованных на портале www.mamochki.by статей, правообладателем которых является. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «mamochki.by» или иной аналогичной надписью.
mamochki.by
Педагог-психолог в детском саду | Социальная сеть работников образования
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.
Основная цель работы педагога-психолога, – сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:
Первое – это консультации
Консультации «по запросу» – любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Второе направление – это диагностика
Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, – это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание
Третье направление – это коррекционно-развивающая работа
Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает следующие формы работы:
-индивидуальные коррекционные занятия;
– групповые коррекционно-развивающие занятия .
Четвёртое направление – это психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?
Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.
Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.
Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.
Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психолог в детском саду
Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Хочется сразу разъяснить ситуацию:
психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр – врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.
Психолог (детский) – педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом работы психолога является – наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.
Беседа, наблюдение, анкетирование – методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.
nsportal.ru
Зачем нужен психолог в детском саду?
Все родители, знают, что в любом детском саду есть штатный психолог, который проводит определенную работу с детьми. Однако не каждый знает, что именно входит в обязанности психолога, и какую же работу он должен проводить с детьми.
Одни родители ошибочно полагают, что если с ребенком начал заниматься психолог, то это значит, что у малыша были обнаружены какие-то дефекты в развитии. На практике же все выглядит совсем иначе, да и подобные заблуждения в последнее время стают все менее популярными.
Занятия психолога в детском саду: направления работы
Распространённым заблуждением является то, что психолог в детском саду работает только с детьми. На самом же деле психолог может и должен давать консультации родителям, в частности консультации должны касаться воспитательного процесса.
Также кроме родителей и детей у психолога должны консультироваться и воспитатели детского сада. Это необходимо для корректировки воспитательного процесса.
Весь план консультаций психолога должен быть утвержден еще в начале года. В план консультаций должны входить актуальные для определенной возрастной группы темы. Также специфика работы детского психолога очень зависит от вышестоящих инстанций, которые имеют непосредственное влияние на утверждение плана работы психолога.
Вариантов проведения консультаций с психологом существует масса. В первую очередь рассматриваются групповые и персональные консультации. Как правило, в плановом порядке проводятся именно групповые консультации с психологом. На них приглашаются все родители. Сообщает о подобных мероприятиях воспитатель группы. И посещать эти занятия – это святая обязанность каждого родителя.
Наиболее важным моментом в жизни ребенка без сомнения можно назвать начало посещения детского сада. В этот период своей жизни ребенок попадает в совершенно незнакомые условия и начинает адаптироваться к ним. Именно в этот период родители должны сотрудничать с психологом особенно тесно, ведь очень важно, чтобы родители правильно понимали и могли влиять на процесс развития ребенка.
Также очень важно посещать психолога, когда ребенок находится в подготовительной группе и вот-вот пойдет в школу. Дело в том, что этот период в жизни ребенка тоже будет связан со сменой обстановки и адаптацией к новым условиям, поэтому родители должны быть максимально готовы к этому моменту.
Можно ли обращаться к психологу в детском саду индивидуально?
У психолога в детском саду существует часы посещения, в которые его можно застать на работе и спокойно пообщаться с ним в индивидуальном порядке. Посещения психолога могут быть обусловлены возникновением какой-либо проблемы в процессе воспитания ребенка. И, безусловно, если у вас есть такая возможность, то услугами психолога необходимо пользоваться. Однако все же стоит понимать, что психолог работает с большим количеством детей и у него много работы. Поэтому не стоит все его свободное время занимать только своей проблемой. Если же она настолько серьезная, то лучше вообще обратиться к частному психологу или в специализированное учреждение, где вам предоставят квалифицированную помощь в нужном объеме.
Кроме работы с педагогическим составом и родителя психологи также приводят самую важную часть своей работы – диагностику детей на предмет отклонений или других проблем.
В силу своей занятости или других причин не каждый родитель может в достаточном объеме уделять внимание ребенку, поэтому некоторые проблемы бывают замечены не сразу или и вовсе не обнаруживаются родителями. Именно поэтому очень важно, чтобы психолог проводил как можно тщательнее диагностическую работу с детьми. Такой подход позволяет максимально быстро выявить психологические проблемы у ребёнка и начать работу над ее устранением. Также диагностическая работа психолога помогает оценить уровень адаптации ребенка к новым условиям и понять, насколько хорошо он усваивает обучающую программу.
Если же психолог назначает индивидуальную консультацию для ребёнка или родителей, то она предполагает углубленную диагностику психологического состояния ребенка. Настоять на проведении такой консультации могут и родители или же педагогический состав детского учреждения.
Для выявления особенностей развития ребенка и дальнейшей их диагностики применяются методы связанные с анализом детского творчества. Ка правило, ребенка просят что-то нарисовать. Для работы с взрослыми психолог чаще всего использует анкетирование или беседы.
Коррекционные занятия психолога в детском саду
Диагностика проводится для того, чтобы выявить детей, чье психологическое состояние или адаптационный период требуют вмешательства психолога и последующей корректировки. Корректировка – это одно из основных направление работы психолога в детском саду. После выявления ребёнка, который нуждается в дополнительной работе с психологом, могут быть назначены индивидуальные занятия.
Как правило, работа с детьми проводится в игровой форме. Во время игр психолог старается диагностировать и корректировать поведение детей. Такая работа может проводиться как в группе, так и в индивидуальном порядке. Работа с взрослыми проводится при необходимости, как правило, в форме бесед и тренингов.
Коррекционные занятия с психологом не должны проходить без ведома родителей. Они всегда должны знать о том, что ребенку нужны такие занятия и в случае необходимости принимать участие в работе с ребенком. Не стоит пренебрегать вниманием психолога, поскольку порою это помогает ребенку проявить свои способности и таланты.
Развивающие занятия психолога в детском саду
Далеко не всем детям нужны коррекционные занятия с психологом. И тут возникает закономерный вопрос: а нужен ли вообще психолог в детском саду. И ответ будет положительным. Ведь кроме работы с детскими проблемами, психолог также работает над развитием детей и это необходимо каждому ребенку. Психолог выявляет наиболее актуальные для данной возрастной группы направления развития и работает над тем, чтобы развивать детей. Острая необходимость в развивающей работе психолога ощущается перед началом школьной жизни.
Задачей каждого педагога является обучение детей, а вот у психолога задача несколько иная, и больше связанная с развитием ребенка. Психолог должен простимулировать, направить развитие ребенка в нужное русло. То есть, как видим, обучение ребенка и работа психолога неразрывно связаны.
Развивающие занятия с детьми могут проводиться в совершенно разной форме. Это могут быть и уроки, и специальные игры. Также можно устраивать различные прогулки и экскурсии.
Именно психолог помогает раскрыть потенциал к обучению полностью и дает возможность ребенку получать знания без труда. Именно психолог может заинтересовать ребенка обучением, привить ему интерес ко всему новому.
Если занятия психолога в детском саду не помогают
Не в каждом детском саду работает хороший специалист, который понимают всю важность и ответственность своей деятельности. Поэтому очень часто желаемого результата от работы с ребёнком получить не удается. Также возможно случаи, когда специалист намеренно уклоняется от выполнения своих обязанностей. Каждый родитель вправе сообщить о таком поведении специалиста администрации или даже в вышестоящую инстанцию.
Однако стоит прежде всего адекватно оценивать ситуации, и не идти к администрации сада по первому же случаю. Помните, несмотря на наличие знаний и навыков, психолог — в первую очередь человек и у него тоже могут быть личные проблемы и заботы.
Как видим, занятия с психологом в детском саду все же необходимы. Их необходимость в первую очередь обусловлена обеспечением гармоничного и правильного развития ребенка. Кроме того стоит помнить, что насколько бы не были внимательными и заботливыми родители, а некоторые проблемы у ребенка в состоянии заметить только квалифицированный специалист. Поэтому не стоит преждевременно отказываться от услуг профессионала.
Работа психолога больше необходима именно детям, поскольку в детском саду им приходится столкнуться со стрессовыми условиями, ведь до этого они находились совсем в другой обстановке и рядом всегда были родители. Именно поэтому очень важно обеспечить правильную адаптацию ребенка, ведь именно ему в первую очередь это необходимо. К тому же не всегда родители могут заметить проблему, которая мучает ребенка. Чего нельзя сказать о психологе, которому будет достаточно одного диагностического занятия.
Не стоит оказываться от психолога хотя бы потому, что он помогает направить развитие вашего ребёнка в нужное русло и обеспечивает его правильное протекание. А ведь именно это так важно для каждого родителя. И не стоит оказываться от посещения психолога и его тренингов. Особенно это касается молодых родителей, которые не имеют ещё достаточно опыта в воспитании ребенка и могут допускать ошибки. Именно психолог может помочь скорректировать процесс воспитания и направить ваши усилия в правильном направлении.
[youtube https://www.youtube.com/watch?v=fwmCMNiexXo&w=560&h=315]
detskiisadik.ru