Для чего нужна физкультура – Как быть в хорошей форме всегда. Профилактика старения. Активное долголетие. Образ жизни. Физкультура, движение, фитнес. Статьи

когда она появилась, что включает в себя и для чего нужна

Физическая культура дает человеку не только телесную крепость, но и духовное здоровье. Гармонично воспитать личность невозможно, если не прилагать усилий к формированию красивого и здорового тела.

Комплекс упражнений, который направлен на укрепление физических составляющих, и, как следствие, эмоционального состояния, — вот что такое физическая культура. Упражнения используются во всем мире для профилактики различных заболеваний, в качестве дополнительной методики для лечения.

Содержание статьи

Определение понятия

Комплекс определенных спортивных упражнений, направленных на развитие всех групп мышц — это понятие физкультуры.

Определение представляет собой не только спортивные аспекты, но и определенные знания, умения, ценности, которые позволяют вести здоровый образ жизни человеку. Активность благоприятно сказывается на здоровье, позволяет адаптироваться социально.

Обычно люди находят себе постоянных друзей, посещая спортивные секции, кружки, группы. Объясняется это тем, что здоровое увлечение спортом позволяет найти единомышленников, которые имеют схожие жизненные ценности.

Понятие очень связано со спортом. Цель одна — через результативность упражнений развить телесные и духовные качества. Тем не менее, если спорт преследует цель, чтоб человек стал самым лучшим и сильным, используя при этом изнуряющие тренировки, то физкультура включает другие методы. 

Это, в первую очередь, соблюдение комфорта для человека (здесь нет тяжелых упражнений, которые может сделать только хорошо подготовленный человек). Главными чертами являются массовость и лечебный эффект.

Виды

Упражнения, массаж, личная гигиена — это то, что включает в себя физкультура. Невозможно гармоничное развитие, если не учесть все факторы.

Комплексное применение всех методик здорового воспитания — основа полноценного развития организма, физиологического и психологического.

Направлений существует несколько, каждое развивает определенную область или же нацелено на определенный тип активности.

Виды физкультуры:

  • фоновая — это движения, которые человек выполняет практически неосознанно: подъем по лестнице, поездка на велосипеде, короткая пробежка за отъезжающей маршруткой. Такая активность практически не требует нагрузки, выполняется автоматически, но в тоже время, приносит неоценимую пользу здоровью;
  • массовая — это вид активности, который выполняется под контролем специалиста. К этому виду можно отнести посещение различных спортивных мероприятий, групп, секций;
  • адаптивная носит строго индивидуальный характер, комплекс упражнений подбирается с учетом состояния пациента и нацелен на реабилитацию организма, коррекцию самочувствия, часто применяется после получения травм, растяжений и при хронических заболеваниях;
  • лечебная — настоящая панацея, не требующая финансовых вложений, но показывающая эффективность. Для реабилитации в ходе прохождения курса медикаментозного лечения используют специально разработанный комплекс упражнений, помогающий восстановить физическое здоровье после болезней и травм.

Видов существует много, и все они предполагают комплексное воздействие на организм человека.

Возьмите на заметку! Двигательная активность показана людям любого возраста, здоровым или имеющим заболевания.

Значение

Ответ на вопрос, для чего надо заниматься физкультурой, каждый должен ответить сам. Физически здоровым людям спорт помогает держать тело и дух в тонусе.

Во время реабилитационного периода после операций упражнения помогут быстрей восстановить двигательную активность.

Что дает человеку постоянная физическая нагрузка:

  • укрепление здоровья;
  • закаливание;
  • всестороннее развитие физическое и психосоматическое;
  • тренировка работоспособности;
  • повышение выносливости;
  • стимулирование деятельности мозга.

Польза от занятий спортом несомненна. Во время тренировок кислорода в организм поступает больше, особенно если занятие ведется на открытом воздухе, в следствие этого сохраняется молодость.

Возьмите на заметку! Пожилым людям особенно полезно заниматься, так как это позволяет стабилизировать деятельность ЦНС.

Прикладная физкультура

Прикладная физическая культура представляет собой специализированную методику. Что это такое легко можно понять, если понаблюдать, как метод используется на практике.

С его помощью восстанавливают мышцы, активный отдых позволяет снять напряжение, полученное за долгую рабочую неделю. Обычно такая физкультура входит в обязательный план при обучении в заведениях с военным уклоном.

Моряки, пожарники, МЧС в обязательном порядке должны, кроме профессиональных занятий, иметь отличную физическую подготовку.

Существует несколько аспектов, которые характеризуют дисциплину. Самые простейшие из них — базовые. Это те, которым обучают в школе. В юном возрасте закладывается фундамент для дальнейших достижений.

После этого следует переходить к достижению более высоких результатов. В это ключе выделяют детский и юношеский спорт, а после — массовый и индивидуальный.

Существует прикладная и профессиональная культура, которая позволяет освоить определенную профессию. Для этого направления практикуется применение немного других методик, оно отличаются более тщательным исследованием достижений.

Оздоровительное ориентирование также включено и направлено на укрепление функционала организма. При этом не стоит забывать о гигиенической составляющей, которая включает гимнастику, ежедневные разминки, соблюдение режима питания и сна.

Появление термина

Впервые в современном понимании слово «физкультура» возникло лишь в 19 веке в Англии. До этого времени то, что принято сейчас называть физической культурой, относилось к спорту.

В России этот термин начали использовать в 20 веке, когда появились специальные школы для детей из богатых семей. А в общеобразовательных российских учреждениях понятие начало использоваться только после 1918 года.

Тогда были установлены определенные планы, нормативы и количество отведенных часов. С этого времени данное направление было отдалено от спорта окончательно.

Как появилась физическая активность, ставшая всеобщей культурой, сказать однозначно нельзя, также как и ответить на вопрос, кто ее придумал. По официальной версии, все началось с того, что человеку нужно было выживать в тяжелых условиях. Чтобы защитить себя и свою семью от хищников, добывать пропитание требовались огромные усилия и подготовка.

В древности людям приходилось выдерживать большие нагрузки, много двигаться. Человек понимал: чем больше он двигается, тем более возрастает его сила и выносливость. Опыт начал передаваться от одного поколения к другому, и позднее занятия уже не стали выполняться лишь для достижения определенной цели.

Даже когда не нужно было охотиться на хищников, люди занимались просто так, для общего укрепления организма, так сказать “для себя”. Именно так и появилась физическая культура.

Ученые до сих пор не знают, когда появилась физкультура. Ответить на вопрос сложно из-за того, что доподлинно неизвестно, было ли это достижением древних людей.

С тем, когда появились определенные упражнения и люди начали заниматься не ради пропитания и выживания, проще.

В Древней Греции устраивались гладиаторские бои и соревнования, которые показывали, на что способен человек. Это неудивительно, ведь именно тогда зародился культура красивого тела (это можно увидеть, если посмотреть на античные статуи), и люди начали прилагать всяческие усилия, чтоб сделать свое тело красивым.

В современном понимании определение появилось в 19 веке. Тогда впервые были разработаны определенные методики и появилось окончательное разделение понятий «физкультура» и «спорт».

Польза упражнений

Первого, кто впервые понял, что развивать организм полезно не только инстинктивно, а планомерно и постоянно, не найти.

Дело в том, что даже не ясно, когда впервые появилось понимание того, что делает спорт с организмом.

Тем не менее, отвечая на вопрос, кто придумал физическую культуру, можно назвать имя П.Ф. Лесгафта, врача, который занялся научным построением картины правильного воспитания гармоничной личности с помощью спортивных упражнений.

Физкультура по Википедии определяется как область человеческих знаний, которая призвана сохранять и укреплять здоровье, развивать психофизические связи. Также Википедия указывает, что наука формирует здоровый образ жизни, во время занятий происходит социологическая адаптация.

Спорт, в отличие от физкультуры, не призван укреплять здоровье, а направлен на достижение максимальной результативности. Что дает физическая культура человеку и для чего она нужна сегодня знает каждый.

Каков будет результат регулярных занятий:

  • подтянутое и красивое тело;
  • здоровые и гибкие мышцы;
  • улучшенный обмен веществ;
  • здоровая дыхательная и кровеносная системы;
  • уменьшение риск инфаркта и инсульта;
  • повышение иммунитет;
  • улучшение работы мозга и качества памяти.

Полезное видео

Подведем итоги

Здоровый образ жизни — это самый первый фактор, на который стоит обратить внимание современному человеку.

Даже 20-30 минут в день легких занятий, которые не обременят и не потребуют финансовых вложений, позволяет получить удовольствие и сохранить тело молодым, повысить настроение и жизненный тонус, приобрести активных и здоровых друзей. Любите физкультуру и будьте здоровы!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

znaniya.guru

Как быть в хорошей форме всегда. Профилактика старения. Активное долголетие. Образ жизни. Физкультура, движение, фитнес. Статьи

Что вы скажете о досуге, который может увеличить продолжительность вашей жизни в среднем на три года, а заодно избавить вас от депрессии и, возможно, даже от рака? Вы бы потратили на него свое время? Хорошая новость – такой досуг действительно существует и доступен каждому, это –  физическая активность. 

По данным ВОЗ, продолжительность жизни человека и состояние его здоровья на 60% зависит от его образа жизни, и в первую очередь, от адекватной физической нагрузки. Ученые из тайваньского Национального НИИ здоровья потратили восемь лет, чтобы выяснить, сколько именно лет она добавляет. Оказалось, в среднем, три года.  А вот отсутствие физической активности значительно повышает риск заболеть диабетом 2-го типа, сердечной недостаточностью, а также раком груди и кишечника. Американские и финские специалисты по профилактической медицине обнаружили весьма настораживающие данные о связи физической активности, в частности, так называемого «офисного синдрома», когда человек проводит много часов перед компьютером без движения, с продолжительностью жизни, здоровьем и самочувствием.  В ходе совместного исследования ученые решили выяснить, к каким последствиям приводит гиподинамия. Для этого они провели масштабный опрос среди добровольцев и проанализировали показатели их здоровья. Участников опроса разделили на две группы: тех, кто вел неактивный образ жизни раньше, но потом решил заняться спортом, и тех, кто полностью игнорировал физкультур. Это было нужно, чтобы понять, насколько физическая активность может загладить вред, нанесенный бездействием.  Как оказалось, отсутствие физической активности увеличивает риск заболевания ишемической болезнью сердца на 6%, раком груди – на 7%, раком кишечника – на 10%. Нездоровый образ жизни стал причиной 9% преждевременных смертей. Результаты опроса ученые опубликовали в авторитетном медицинском журнале The Lancet.

 «Мы пришли к выводу, что даже небольшое повышение уровня физической активности снижает уровень смертности на 10—25%. Таким образом, устранение гиподинамии может увеличить среднюю продолжительность жизни населения земли на 0,68 года», – прокомментировала доктор И-мин Ли, профессор профилактической медицины в клинике для женщин при Гарвардском университете. 

Еще одну связь – между сидячей работой и развитием рака обнаружили ученые из университета Западной Австралии, опубликовавшие свои выводы в American Journal of Epidemiology. Они обнаружили, что мужчины, занятые сидячей работой, болеют раком простаты на 30% чаще, чем те, чья работа связана с активной деятельностью. В ходе исследования ученые опросили 918 больных с раком кишечника, и 1021 здорового добровольца. Их интересовал их образ жизни, в частности, уровень физической активности.

Исследование показало, что после 10 лет сидячей работы у людей в два раза чаще развивается опухоль толстой кишки, также у них на 44% выше риск заболеть раком прямой кишки. 

Помимо этого, физические упражнения –  лучшее средство от депрессии. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования американских ученых.  Еще в 1980-х годах они доказали, что люди, регулярно делающие утреннюю гимнастику, гораздо реже испытывают депрессивные состояния. В 1999 году исследователи из Университета Дьюка установили, что пациенты, занимавшиеся аэробикой, значительно лучше выходили из депрессии, чем те, кто лечил её медикаментозно. Более того, у пациентов-«физкультурников» симптомы депрессии в дальнейшем не повторялись.

По мнению ученых, регулярные физические упражнения имеют во многом такой же эффект, что и антидепрессанты. Профессор Филип В. Холмс и его коллеги из университета Джорджии обнаружили, что после курса физических упражнений продолжительностью в несколько недель в мозге повышается уровень галанина – пептида, регулирующего обмен гормонов серотонина и ноадреналина – именно из-за его нарушения и возникает депрессия. «Физические упражнения – это более естественное состояние для организма человека, чем малоподвижность, – объяснил профессор Холмс. – Наш мозг, возможно, не запрограммирован на отсутствие физической активности». 

В качестве средства от депрессии преимущества физкультуры перед приемом медикаментов очевидны, подчеркивают ученые. Во-первых, нет никаких неблагоприятных последствий, тогда как лекарства вызывают такие побочные эффекты, как расстройство сна, головокружение, тошнота, снижение потенции и т.п. Во-вторых, занятие физкультурой не требует особых затрат, в то время как антидепрессанты – удовольствие недешевое: ежегодно в мире на них тратят почти 10 млдр долл. И, наконец, даже весьма умеренная физическая нагрузка сразу повышает настроение и поднимает тонус организма на длительное время. В тексте использовались материалы Braineco.ru

фото: www.ritzcarlton.com

Версия для печати

Метки статьи: активность, движение, физкультура, фитнес

zdravkom.ru

Для чего нужна физкультура в школе: важность уроков физической культуры

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.

moj-doktor.ru

Зачем нужны уроки физкультуры?, Школы – “Навигатор Образования”

Если в Вашей семье имеется школьник, то Вы не один раз сталкивались с ситуацией, когда ребенок просит разрешения не ходить на уроки физкультуры в школе. И это в лучшем случае. На практике же, школьники даже не спрашивают разрешения, а просто прогуливают этот урок (такое поведение характерно особенно для старшеклассников). Особого беспокойства этот факт у родителей, в большинстве своем, не вызывает, поскольку физкультура не относится к тем предметам, которые считаются важными.

Если в Вашей семье имеется школьник, то Вы не один раз сталкивались с ситуацией, когда ребенок просит разрешения не ходить на уроки физкультуры в школе. И это в лучшем случае. На практике же, школьники даже не спрашивают разрешения, а просто прогуливают этот урок (такое поведение характерно особенно для старшеклассников). Особого беспокойства этот факт у родителей, в большинстве своем, не вызывает, поскольку физкультура не относится к тем предметам, которые считаются важными.

И в самом деле, разве можно сравнить физкультуру с математикой или химией? Ведь ЭГЕ по этому предмету сдавать не нужно, да и в будущем от умения прыгать через “козла” ребенок не получит никакой выгоды. К большому сожалению, примерно так рассуждают родители, которые “идут на поводу” у своих детей и тем или иным способом освобождают их от занятий физкультурой и спортом. При этом они забывают, что занятия спортом – это, прежде всего, здоровье, от состояния которого зависит не только будущее школьника, но и его жизнь. Поэтому недооценивать значение спорта в жизни школьникам недальновидно и опасно.

Уроки физкультуры – первый шаг на пути к здоровью

Обследование состояния здоровья современных школьников показали, что только 50% учеников младших классов полностью здоровы. К шестому классу количество здоровых школьников сокращается вдвое, а к одиннадцатому классу отсутствием проблем со здоровьем могут похвастаться только 5% школьников. Ученые уверены, что такое катастрофическое снижение показателей здоровых детей напрямую связано с недостатком спорта в жизни детей. А для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо, как минимум, уделять особое внимание урокам физкультуры в школе.

Основная цель уроков физкультуры – развитие двигательной активности и различных физических качеств у детей, обучение школьников основам здорового образа жизни, а также приобщение учеников к самостоятельным занятиям спортом и физическими упражнениями. Это особенно актуально в современных реалиях, когда многие дети ведут малоподвижный образ жизни, отдавая предпочтение не прогулкам на свежем воздухе, а компьютерным играм.

Кроме того, многие специалисты уверены, что занятия спортом или хотя постоянное посещение уроков физкультуры положительно сказываются на формировании таких важных для современного общества ценностей, как стремление к достижению успеха, желание побеждать, умение противостоять не только своим соперниками, но и собственным слабостям.

Физкультура и спорт с неожиданной точки зрения

Тем родителям, которые уверены, что физкультура – это предмет, который не пригодится их ребенку в карьере, стоило бы задуматься вот о чем. Несомненно, технический прогресс существенно облегчил жизнь работников, профессия которых связана с тяжелой физической работой. Но это не означает, что отпала необходимость в хорошей физической подготовке. Просто изменились ее задачи.

В современном обществе все больше появляется профессий, где требуется не грубая физическая сила, а точно скоординированные и рассчитанные усилия. Другими словами, сегодня уже недостаточно просто быть сильным. Необходимо обладать быстротой, силой, гибкостью и выносливостью. Особенно это касается технических профессий, где требуется повышенный уровень физической подготовки.

Не сложно догадаться, что специалист, который не только не занимался спортом, но и прогуливал уроки физкультуры в школе, не сможет соответствовать выдвигаемым профессией требованиям. Поэтому, разрешая своему ребенку в очередной раз пропустить физкультуру, родители в какой-то мере оказывают ему “медвежью услугу”, которая в дальнейшем может помешать добиться карьерного успеха.

Спорт – это не только здоровье, но и дисциплина

Люди, занимающиеся спортом “всерьез и основательно” убеждены, что только благодаря нему они смогли поверить в свои силы, и добиться успехов в жизни. Ведь через спорт реализуется основной принцип современной жизни – “рассчитывай только на свои силы”. Это означает, что добиться успеха можно, опираясь исключительно на свои личные, индивидуальные качества: трудолюбие, честолюбие, терпение, инициативу и волевые качества. Благодаря спорту у людей развиваются такие полезные навыки, как выносливость, хорошая реакция, скорость и терпение, а также вырабатывается выносливость и устойчивость ко многим негативным факторам внешней среды.

Именно поэтому специалисты призывают родителей активно заниматься не только духовным, психологическим и интеллектуальным развитием своих детей, но и физическим. Физические упражнения для школьников важны не меньше, чем умственные нагрузки. Мало того, именно благодаря спорту дети легче справляются с умственными нагрузками, а их организм развивается без каких-либо отклонений. Конечно же, для полноценного физического развития одних занятий физкультуры в школе мало. И лучше всего, если ребенок дополнительно будет посещать какую-нибудь спортивную секцию. При этом совершенно неважно, какой вид спорта выберет Ваш ребенок, плавание, баскетбол, теннис или футбол. Главное, чтобы он двигался. Двигался навстречу своему здоровью и жизненным успехам.

.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Движение – жизнь или зачем заниматься физкультурой

Здравствуйте, друзья! Америки не открою, если скажу, что физкультура полезна для здоровья. Это знают все, точно также как все знают, что алкоголь и курение вредит здоровью. Но если оглянуться, то столько людей отравляются алкоголем и табаком, а ещё больше тех, кто ведёт пассивный образ жизни — не дружит с физкультурой, а значит и не дружит с жизнью. Это происходит в основном от бесцельности существования, когда человек на задумывается о своём предназначении, когда он не знает куда идти и на кого равняться. Такой человек легко управляем и внушаем, а информационная среда не подталкивает к движению. Девиз нынешнего потребителя — это «хлеба и зрелищ». В результате человек много ест и мало двигается, а должно быть наоборот.

Слово «физкультура» расшифровывается как «физическая культура». Если копнуть глубже, то «физика» происходит от древнегреческого φύσις и означает «природа». Слово «культура» — от латинского cul­tura — это воспитание, образование, развитие и почитание. Получается, что физкультура — это буквально природное развитие или воспитание природой, то есть самое естественное, что только может быть. Так почему же так много людей отвернулись от того, что им дано самой природой? Почему люди мало двигаются?

Физкультура и движение вообще — одна из важнейших составляющих природного здоровья. Без движения жизни нет. Там, где есть жизнь, всегда есть движение в той или иной форме. Не зря ведь «покойник» происходит от слова «покой». Мёртвые не двигаются, они тем и отличаются от живых.

Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть. Паскаль Блез

Изначально в человеческий организм заложена громадная сила и большой заряд прочности. Однако природа ничего не делает просто так. То, что вы в своей жизни не используете, рано и поздно потеряете. Не читаете книг и не познаёте нового — постепенно начнёте умственно деградировать, и к пожилому возрасту придёте к маразму. Ведёте малоподвижный образ жизни — получайте гиподинамию и все вытекающие из этого хвори и болезни. Причём одно без другого не существует. Нельзя заниматься только умственным или только физическим трудом, должна быть разумная гармония или золотая середина. Смена вида деятельности — лучший отдых.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Квинт Гораций Флакк

Природа нас создала аэробными существами. То есть кислород нам жизненно необходим. Он поступает через лёгкие, а потом с эритроцитами разносится по всему току крови и доходит до каждого участка тела и каждого органа. Однако при малоподвижности обмен веществ замедляется, и в организме появляются проблемные места, куда кислород просто не доходит. Именно там в первую очередь развиваются болезни и патологии. Мышцы и связки, которые не задействованы в жизнедеятельности со временем атрофируются, ссыхаются и заплывают жиром — человек стареет и дряхлеет, то есть увеличивает количество болезней в своём теле.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.
Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина)

Процесс дегенерации тканей идёт постепенно год за годом, поэтому кажется незаметным. Болезни тоже не снежным комом обрушиваются на человека. Обыкновенно на здоровье негативным образом воздействует множество факторов помимо малоподвижности и гиподинамии — плохая экология, неправильное питание, наличие вредных привычек, уныние и страхи. Поэтому, если хотите быть здоровым, мало просто заниматься физическими упражнениями, нужно менять весь образ жизни.

Присмотритесь к детям. Любой маленький ребёнок всегда активен. Он не сидит на месте, а постоянно исследует мир, играет в прятки и догонялки с друзьями, бегает наперегонки, прыгает и подпрыгивает на месте, лазает на деревья и в буфет за вкусностями, гоняет мяч по двору или катается на велосипеде и на роликовых коньках, летом плавает, а зимой его тоже домой не загонишь, он всегда найдёт себе занятие на свежем воздухе. Все здоровые дети непоседы. И наоборот, если ребёнок вялый и мало двигается — значит он не здоров.

Хотя некоторые гиперактивные дети доставляют родителям много беспокойства, на самом деле у них просто переизбыток энергии, и они, окружённые замкнутым пространством стен городской квартиры просто не знают куда её деть. Такого ребёнка лучше всего записать в какую-нибудь спортивную секцию, чтобы дать выход его энергии и не понадобятся тогда никакие таблетки.

Некоторые взрослые слишком часто одёргивают активных детей — не бегай, не шуми, не кричи, помолчи, не лезь туда, а иди сюда и так далее. В итоге дети вырастают и если с детства не пошёл по пути профессионального спорта и работа не связана с физическим трудом, то обыкновенно человек с каждым годом двигается всё меньше и меньше. Лифт, автомобиль, метро, маршрутка, офисное кресло и диван с телевизором — эти блага цивилизации совсем не блага, если рассматривать их с точки зрения природного здоровья.

Цивилизация, в которой мы живём, изобретена не так давно, для человеческой эволюции её время ничтожно. Ничего из того, что нормально функционировало тысячелетиями в человеческом теле она не изменила. Если у вас есть, к примеру, автомобиль и вы часто на нём ездите, он не сделает вас физически сильнее.

Анекдот

У лечебного термального источника в толпе людей раздаётся крик:

– Я снова могу ходить! Я хожу!

К мужчине устремляется корреспондент и спрашивает:

– Как это чудо произошло?

– У меня угнали машину.

Конечно я не призываю вас отказываться от культурного комфорта и становиться пещерным человеком. Просто добавьте в свою жизнь разумное движение, ведь «под лежачий камень вода не течёт». Кем бы вы ни были и чем бы не занимались в этой жизни, всегда можно найти себе физические движения, которые будут доставлять настоящую радость. Ни в коем случае не надо насиловать себя. На одной только силе воле можно многое сделать, но надо ли, если если альтернатива?

Безусловно при смене образа жизни сила воли вам понадобится, но только в самом начале. Если вы всё делаете правильно, если нашли то, чем действительно хотите заниматься, то потом пойдёт всё как по маслу. Если же будет ступор и постоянно будете себя ловить себя на том, что нужны внутренние усилия и сила воли, для преодоления себя и продолжения начатого — это сигнал о том, что вы занимаетесь не тем. Ещё раз пересмотрите свою жизнь и прислушайтесь к своему истинному я. Чего вы хотите на самом деле?

Расскажу про свой жизненный опыт, связанный с физкультурой. С детства я была очень спокойным ребёнком, но при этом активной. Маленькой меня записали на народные танцы. Это была идея моих родителей, и долго я там не продержалась. Потом в третьем классе к нам в школу пришёл тренер из спортивной школы и приметил меня исключительно за высокий рост. Пригласил в секцию лёгкой атлетики, и я согласилась, просто потому, что не умела отказывать взрослым людям и потому что мне и ещё одной девочке (выбрали только нас двоих) все в классе завидовали. Я думала, что это просто — бегать и прыгать через планку. Но на первых соревнованиях меня обогнала малявка, которая занималась уже пять лет — мне было очень стыдно. Там я продержалась всего год, за который у меня полностью пропал сколиоз (искривление позвоночника) и плоскостопие. Результат хороший, но мне просто там не нравилось.

Уже после окончания вуза я сама выбрала то, к чему лежала душа. Стала ходить в пешие горные походы по Западному Кавказу. Это были категорийные походы, к каждому из которых я готовилась за несколько месяцев физически (бегала с утяжелителями) и технически (собирала снаряжение и изучала теорию). Именно там я пристрастилась к фотографии и сумела доказать себе, что могу многое. Например, могу пройти с тяжёлым рюкзаком по краю пропасти без дрожи в ногах и почти без страха в душе. Смогу взобраться на вершину горы и посмотреть на облака сверху. Наконец, благодаря этим походам, я стала выше себя ценить. Однако, это моё увлечение тоже закончилось через несколько лет, потому что стало просто неинтересно ходить по прежним маршрутам, а чтобы ходить в более сложные походы с повышенной категорией, надо быть очень мужественной, то есть становиться мужиком, а по сути профессиональным спортсменом. Я не смогла найти компромисс и ушла из туризма, но не полностью. Потом были ещё походы, но уже простые без гонки на время, зато очень медитативные. Изменилась я, и изменились мои пристрастия.

Было ещё несколько лет занятий боевыми искусствами. Чем я только тогда не занималась. Говорят, что это не женское дело, но тогда мне это было жизненно необходимо. Я выплёскивала внутреннюю агрессию, и когда поняла, что в моей душе установился мир, когда я почувствовала внутреннюю уверенность, ушла и оттуда. Потом была ещё йога, куда я ходила года два.

Сейчас пришла к самостоятельным занятиям. Всё это время я больше всего любила плавать и на данный момент это моё самое любимое занятие, касающееся физкультуры. От него я получаю больше всего удовольствия! Конечно я не только плаваю, мне ещё нравится обыкновенная гимнастика, бег, катание на коньках, роликах и велосипеде. И ещё очень люблю просто ходить пешком и трудиться на своей земле. Но это мой выбор, а что выберете вы?

Во время физических упражнений и движения вообще в человеческом организме вырабатываются гормоны счастья и радости — эндорфины. Только происходит это при условии, что вы действительно хотите делать то, что вы делаете, и ваши действия приносят кому-то пользу. Насилием над собой счастья не получить. Иметь силу воли это хорошо, но на одной ней далеко не уедешь. Для самомотивации нужно поставить цель и идти к ней, тогда каждый подъём на новый уровень будет приносить счастье. Цель не должна быть высосана из пальца или подсмотрена у другого. Это должна быть именно ваша цель, тогда её достижение принесёт удовлетворение.

Мало хотеть быть просто здоровым. Здоровье — это не цель, а средство для её достижения. Поэтому, если вы поставите основной целью физических упражнений хорошее здоровье, далеко не уйдёте. Подумайте над тем, зачем вам нужно здоровье? Какая цель вашей жизни? В чём ваше предназначение? Никто кроме вас не сможет ответить на эти вопросы, но когда вы это сделаете, в жизни появится стержень — то на что всегда можно опереться или то, от чего можно отталкиваться, то есть фундамент вашей жизни.

Если нет цели, ни один ветер не будет попутным.

Когда маленький ребёнок учится ходить, он не ставит себе цели быть здоровым, он об этом даже не думает. Да, он много раз пробует. Падает и встаёт, потом снова падает. Вначале просто стоит, держась за что-то, потом пробует передвигать ногами. Делает это, пока у него не получится, сколько бы времени на это ни понадобилось. При этом у него есть достойная цель — быть похожим на своё окружение, на маму с папой. Если ребёнок не будет видеть примера, он никогда не захочет ходить на двух ногах. Известны случаи найденных в лесу «маугли», которые передвигались на четвереньках. У них была другая цель — выжить, и они с ней справились. Разные цели — разные результаты.

Начать заниматься физкультурой никогда не поздно. Не ждите понедельника, нового года или пока рак на горе или в теле свистнет, начинайте прямо сейчас. Следуйте путём своего сердца — выберите то, что вам больше всего по душе. Вы можете начать с простых прогулок во дворе, перестать пользоваться лифтом и регулярно делать зарядку. При сидячей работе делайте почаще перерывы — разомнитесь и пройдитесь. Чем больше вы будете двигаться, тем больше вам будет этого хотеться.

Если же вам вообще не хочется двигаться, если тело не просит движения, значит со здоровьем нелады, даже если ничего нигде не болит. Мы созданы для движения, и без движения жизнь не будет полноценной, она будет угасать и угасать. Не хочется двигаться — значит пересмотрите свой образ жизни в сторону более здорового и начните уже , наконец, двигаться. Аппетит приходит во время еды и в том, что касается физических упражнений тоже.

Двигайтесь больше — проживёте дольше.

Будьте счастливы!

Ангелина Веретенникова — www.veretalan.ru

veretalan.ru

чем полезна физкультура

   Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации. 


   Физкультура и спорт в нашей жизни – воспитание тяги к ним должно начинаться с самого детства, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение. Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть всего 15 минут в любое удобное для вас время должна стать такой же привычкой, как утреннее умывание. Максимум: старайтесь все свое время проводить в движении. В свободное время играйте с детьми или с любимым животным в подвижные игры, во время передвижения в общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе делайте активный перерыв через каждые два часа. Попробуйте активизироваться и вы сразу ощутите, что значат физкультура и спорт в нашей жизни. 
   Не секрет, что большинство из нас – обычные люди, и отнюдь не спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или иначе встречаются нам всем. У нетренированного человека, даже если он молод и здоров, мало преимуществ перед спортивным даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице. Если вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение сердцебиения, и в целом сильно утомит. А если вы привыкли ходить пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает значение физкультуры и спорта в нашей жизни.

 
   Вот другой пример: вам внезапно и срочно понадобилось сделать отчет. Тренированный человек соберется, сосредоточит внимание и выполнит работу в самый короткий срок. Человек же, привыкший проводить свое свободное время у телевизора, конечно, тоже выполнит работу. Но ему придется часто и надолго отвлекаться, чтобы прогнать сонливость и усталость. А возможно, ему даже придется воспользоваться некоторыми допингами в виде, например, кофе. 
   Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце – это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать. 
   В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как умственного, так и физического труда. Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела. 


   Физкультура и спорт в нашей жизни – как сделать их еще более полезными для нас? Главное правило: физкультура и спорт в нашей жизни должны происходить либо на улице, либо в очень хорошо проветренном помещении. Вообще, всякое движение на улице является чрезвычайно полезным. Мало того, что тренируются мышцы, еще и ткани организма и мозг насыщаются кислородом, снимается напряжение, успокаиваются возбужденные нервные центры, нормализуется дыхание. Старайтесь бывать на свежем воздухе каждый день и не менее часа, и тогда вы забудете такие слова, как «лишние килограммы», «бессонница», «депрессия», «стрессы», и даже «медицина»!

liberty-rb.ru

Реферат – Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога

Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога

Н.Р. Локалова (Россия)

Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей-предметников к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. Однако настало время переосмыслить роль этих уроков не только в физическом, но и умственном развитии учащихся.

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мы хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания.

С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств — это внешний результат физического воспитания. Однако существует еще и не менее важный внутренний — психологический результат, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случае отсутствует.

Общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна подлинная культура физического воспитания.

К ним относятся: воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, значение и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние, владение приемами и методами восстановления сил, потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Среди этих компонентов особо хотелось бы выделить культуру выполнения движений и овладения любым новым двигательным действием. С нашей точки зрения, формирование и развитие психологических механизмов этого компонента должно составлять одну из главных психолого-педагогических задач физического воспитания в школе.

Остановимся на двух психологических аспектах физического воспитания; первый отражает активизирующее влияние занятий физической культурой на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формирование психологических основ двигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое воспитание направлено на подготовку двигательной сферы учащихся к овладению любыми новыми двигательными навыками в будущей трудовой деятельности, что в некоторой реализуется на уроках. Однако с целью повышения эффективности уроков физкультуры в процессе их проведения необходимо осуществлять более целенаправленное и осознанное психомоторное развитие учащихся.

Рассмотрим подробнее первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Надо отметить, что, несмотря на свое большое самостоятельное значение, активизация психических процессов не входит в число задач, которые выдвигаются различными теориями физического воспитания. А ведь она особенно важна для уроков физкультуры в школе, где часто у учащихся наблюдается умственное переутомление. Поэтому активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей.

Следует отметить, что во всех проведенных исследованиях показатели психических процессов изучались до и после выполнения физических упражнений. Наш подход несколько иной: он состоял в сравнительном изучении особенностей протекания психических процессов после физической нагрузки и после умственной. С этой целью мы исследовали продуктивность выполнения простейшей мыслительной деятельности (по показателям выполнения корректурной пробы) у третьеклассников после уроков физкультуры и математики. Оказалось, что после обоих уроков число правильно просмотренных знаков увеличилось приблизительно в равной степени**. Вместе с тем было выделено специфическое влияние урока физкультуры на протекание мыслительных процессов. Так, при одинаковом исходном уровне до уроков после урока физкультуры мыслительная деятельность школьников протекала активнее, чем после урока математики: возросла точность выполнения задания, количество просмотренных знаков увеличилось на 21%, скорость мыслительной деятельности возросла на 6%, в то время как после урока математики она снизилась на 3%.

Таким образом, наши результаты относятся к числу полученных разными исследователями данных, свидетельствующих о том, что под влиянием физических упражнений происходит активизация психических процессов, которая положительно сказывается на осуществлении умственной деятельности в целом.

В связи с этим представляют интерес и результаты изучения особенностей протекания психических процессов у учащихся III классов, освобожденных от занятий физкультурой, а именно у тех, кто:

1) не присутствовал на занятиях в спортивном зале, а находился в классе;

2) присутствовал в спортивном зале и наблюдал за своими одноклассниками. Показатели мыслительной деятельности у второй группы оказались лишь на 2, 5% хуже соответствующих показателей у занимавшихся физкультурой школьников, а у первой группы — на 19, 4% хуже.

Таким образом, даже только присутствие на уроке физкультуры и наблюдение за занимающимися одноклассниками активизируют психическую деятельность учащихся. Аналогичное влияние на процессы внимания найдено у освобожденных от физкультуры учеников VIII-XI классов [10].

Такова общая закономерность влияния занятий физическими упражнениями на активизацию умственной деятельности учащихся. Однако имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что достижение такого положительного влияния требует дифференцированного использования физических упражнений, различающихся по виду и длительности выполнения, а также учета индивидуально-типологических особенностей и степени физической подготовленности учащихся. Так, экспериментально установлено [9], что длительность осложненного бега (со скачками) прямо связана с объемом кратковременной памяти: чем длительнее бег (в пределах 1, 5 мин), тем больше объем памяти.

При выполнении прыжков через скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение 15-45 с. оказывают сильное отрицательное влияние на процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид упражнений, выполняемых в течение разных периодов времени, может оказать разное влияние на процессы памяти.

Например, упражнения по перетягиванию каната в течение 30 с. положительно сказываются на увеличении объема кратковременной памяти, однако через 45 с. после начала этого упражнения показатели памяти ухудшаются и становятся ниже исходных. В отношении процессов внимания отмечается, что их показатели заметно снижаются в результате выполнения прыжков или простого бега перед самым началом занятий по другим предметам. Упражнение же по перетягиванию или подтягиванию, выполняемое в течение не более чем 30 с., или непродолжительные вольные упражнения (в течение 1, 5 мин) могут способствовать активизации внимания.

Конкретные результаты получены и при изучении динамики процессов внимания под воздействием уроков физкультуры различного характера и интенсивности [10]. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказали уроки физкультуры со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения), самое неблагоприятное — интенсивные (бег в полную силу на 500 и 100 м).

Промежуточное положение заняли уроки с низкой интенсивностью и эмоциональностью упражнений (выполнение строевых упражнений, разучивание.элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча, занятия на гимнастических снарядах). В течение таких уроков учащиеся некоторое время находились без действия, ожидая своей очереди. Аналогичные данные, свидетельствующие о дифференцированном воздействии физической нагрузки на умственную работоспособностью внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации, получены на студентах и спортсменах [1], [5], [8].

Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с нашей точки зрения, является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры.

Другой психологический аспект школьной физкультуры состоит в том, что она должна быть направлена на двигательное развитие учащихся.

Основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт [6] считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий.

Принципиально важное значение имеет представление П.Ф. Лесгафта о том, что для развития двигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и для умственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени и степени проявления и сравнения их. Таким образом, двигательное развитие в его психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющимся в степени развития процессов анализа и сравнения.

Не вдаваясь детально в содержательную сторону двигательного развития, остановимся на наиболее важной с психологической точки зрения его составной части, связанной с психомоторным развитием субъекта. По своему психологическому содержанию развитие психомоторики тесно связано с формированием образа двигательного действия, с совершенствованием механизмов произвольного управления двигательными действиями, с развитием познавательной сферы субъекта.

Надо отметить, что психомоторное развитие (на микроуровне) в определенной степени имеет место и на других школьных уроках, где используется двигательная деятельность, — на уроках труда, рисования и даже письма. Однако на уроках физкультуры, объектом которой становится сама двигательная деятельность, создаются наилучшие возможности для развития психомоторики.

Рассмотрим более подробно составляющие психомоторного развития. В психологии спорта известно, что высокое качество исполнения двигательного действия в значительной мере обусловлено характеристиками сформированного образа этого действия — его адекватности, полноты, дифференцированности. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что передовые учителя физической культуры это хорошо понимают и пользуются при обучении новым двигательным навыкам специальными приемами, направленными на формирование адекватных образов двигательных действий.

Важную роль в этом процессе играет всесторонняя активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физкультуры при усвоении учебного материала. С этой целью ряд учителей используют технические средства обучения, нестандартное спортивное оборудование, наглядные пособия [4], [12]. Так, например, при обучении учащихся V-VII классов лазанию по отвесному канату использование в качестве наглядного пособия плакатов с изображением нескольких основных элементов упражнения способствует формированию адекватного образа данного двигательного действия и поэтому более быстрому и точному усвоению учебного материала [2].

Кроме того, созданию у учащихся правильного представления о выполняемом действии очень помогает прием установления сходства и различия. Например, чтобы учащиеся поняли зависимость полета тела от скорости, получаемой при отталкивании, учитель предлагает определить разницу длины прыжка с места и с разбега [12]. И наконец, в процессе формирования образа двигательного действия велика роль слова, с помощью которого раскрывается сущность предлагаемого упражнения, техника изучаемых движений. От правильности и точности обозначения словом основных элементов движения зависит и точность выполнения самого движения.

Перед учителем физкультуры должна стоять задача не только формировать у учащихся адекватный и точный образ каждого усваиваемого двигательного действия, но и научить учащихся формировать образы и планировать выполнение новых двигательных действий самостоятельно. А это возможно, когда учащиеся хорошо усвоили все психологические приемы формирования образа двигательного действия.

Далее перед учащимся стоит задача выполнения данного двигательного действия на основе сформированного образа. Здесь основное внимание должно быть направлено на совершенствование механизма произвольного управления двигательным действием, которое является одним из факторов психомоторного развития. Важным моментом здесь является умение учащегося осознавать свои движения. Научить этому — одна из задач школьных уроков физкультуры. После того как субъект научился изолированно осуществлять отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими с целью приспособления к конкретным условиям их выполнения, для его дальнейшего физического развития, считал П.Ф. Лесгафт, необходимо упражнять мышцы путем увеличения числа выполняемых движений и скорости их осуществления. Основываясь на своих теоретических представлениях, он разработал систему упражнений, цель которых состояла в том, чтобы научить ребенка сознательно производить различные движения, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным.

Принципиально важным в этой — системе является постоянная умственная активность, сопровождающая выполнение движений различной сложности и направленная на сравнение как самих выполняемых движений, так и возникающих при их осуществлении мышечных ощущений.

Большое значение придавал П.Ф. Лесгафт развитию способности к точному различению пространственных отношений и распределению работы по времени. С этой целью он предложил исполнять простые и сложные упражнения в соответствии с точным обозначением как пространственных, так и временных параметров. И наконец, применяя все описанные упражнения, необходимо подготовить учащихся к самостоятельному выполнению любого вида работы на основе только словесного описания.

Психологический анализ данной системы упражнений показывает, что она нацелена на развитие и совершенствование процесса произвольного управления двигательными действиями. Именно в этом и видел П.Ф. Лесгафт основную задачу физического воспитания школьников.

В этой связи отметим, что широкое использование учителем физкультуры различных приемов, направленных на повышение умственной активности учащихся при усвоении учебного материала, одновременно может положительно повлиять и на осознание учащимися своих двигательных ощущений.

Наконец, психомоторное развитие учащихся тесно связано с развитием их познавательных процессов, в первую очередь с развитием таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование. В самом деле, качественное исполнение того или иного двигательного действия с заданными параметрами требует прежде всего четкого дифференцированного отражения его в сознании и в формировании на этой основе адекватного образа движения. Это возможно тогда, когда процессы анализа и синтеза имеют такой уровень развития, благодаря которому становится возможной необходимая степень расчлененности восприятия.

Процесс анализа усваиваемой двигательной структуры заключается во все большем мысленном ее расчленении на отдельные элементы между ними и интегрировании результатов этого анализа в виде целого, но внутренне расчлененного. При изучении какого-либо двигательного действия его структура в сознании первоначально выступает в виде малодифференцированного целого. Качественное воспроизведение такого действия в целом или отдельных его составляющих в этом случае затруднено. Лишь по мере осуществления анализа составляющих это движение, его элементы будут выступать все более отчетливо, будут устанавливаться связи между элементами целой структуры и с работой отдельных групп мышц.

В связи с этим физкультура в не меньшей степени, чем другие школьные предметы, предоставляет возможности для развития познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий. Поэтому включение в программу по физическому воспитанию специальных упражнений, способствующих осознанному, отчетливому осуществлению изолированных движений, сложно-координированных движений, т.е. движений, выполнение которых требует высокой степени дифференциации отдельных мышечных ощущений, сопровождение выполнения этих движений их вербальным описанием должно в конечном счете привести к формированию у учащихся способности к четкому, дифференцированному восприятию отдельных элементов любой двигательной структуры.

Мы полагаем, что эта способность, тесно связанная с уровнем развития аналитико-синтетической деятельности мозга, непременно проявится и при овладении учеником материалов других школьных дисциплин, что положительно скажется на общей успеваемости учащегося и умственном развитии в целом. Так, в проведенном нами эксперименте было выявлено, что первоклассники, лучше усваивающие и запоминающие последовательность из 32 движений, имеют и более высокий средний балл школьной успеваемости [7].

Итак, физическое воспитание, традиционно непосредственно направленное на развитие физических качеств субъекта, необходимо должно быть направлено и на повышение осознания субъектом выполняемых им движений. от чего зависит совершенствование механизма произвольного управления движениями. Именно в подготовке учащихся к трудовой профессиональной деятельности, связанной с овладением различными двигательными навыками, мы видим роль физкультуры в школе. Мы не акцентируем внимание на оздоровительном эффекте занятий физическими упражнениями, так как считаем, что он не требует специальной постановки такой задачи, а является закономерным следствием реализации программы двигательного развития учащихся. Безусловно, постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя.

К сожалению, в современных учебных и методических пособиях по физическому воспитанию не уделяется должного внимания двум вышеобозначенным психологическим аспектам физического воспитания в школе. Даже в новейшем учебном пособии по психологии физического воспитания [3] эти задачи не нашли отражения в числе целей физического воспитания школьников. Мы считаем, что взгляд на школьную физкультуру с психологической точки зрения, которая на первый план выдвигает развитие личности учащегося, отражает новое, зарождающееся направление на гуманизацию физкультурно-спортивной деятельности.

Обсуждение вопроса о задачах физического воспитания в школе тесно связано с проблемой определения содержания уроков физкультуры, нам представляется, что решение с современных психолого-педагогических позиций вопроса «Зачем нужна школьная физкультура?» должно определять решение вопроса «Какой быть школьной физкультуре?», который сейчас активно обсуждается на страницах прессы [11]. Конечно, рассмотренные нами задачи ни в коей мере не отменяют другие проблемы, стоящие перед учителем физической культуры, — формирование нравственности, волевых, коллективистических качеств учащихся и др. Важно чтобы учитель физкультуры ясно их осознавал, в том числе и те задачи, которые рассмотрены в данной статье. С нашей точки зрения, развитие школьной физической культуры должно идти не по линии полиспортивной подготовки, а в направлении формирования и всестороннего развития у учащихся сенсорной культуры.

www.ronl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *