Дошкольные программы – Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные. Комплексные

Содержание

Основные программы дошкольного образования. Краткий обзор

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа. Так как современные ДОУ представлены многообразием, и родители получают возможность сделать выбор среди детских садов различных специализаций и направленностей, основные программы дошкольного образования также достаточно разнообразны.

В законе «Об образовании» Российской Федерации значится, что коллектив ДОУ имеет право самостоятельно разрабатывать или выбирать из уже имеющихся программ такие, которые наиболее полно соответствуют условиям и принципам работы данного дошкольного учреждения. Нельзя сказать, что та или иная программа лучше или хуже – все они разработаны с учётом необходимых требований, и каждая из них имеет свои достоинства.

Вкратце рассмотрим основные программы дошкольного образования, распространённые в детских садах РФ.

Какими бывают основные программы дошкольного образования?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

deti-club.ru

Программы дошкольного образования

Программы дошкольного образования

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ: fgosreestr.ru. На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

• Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е.Г. Юдиной (Научный руководитель А.Г. Асмолов)
Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой (Руководитель авторского коллектива Н.В. Федина)
Издательство «Просвещение»: do.prosv.ru

• Образовательная программа дошкольного образования

«Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьевой (Научный руководитель Е.В. Соловьева)
Издательство «Просвещение»: do.prosv.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева
Издательский центр «Вентана-Граф»: drofa-ventana.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е.А. Хилтунен
Издательство «Национальное образование»: n-obr.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И.Е. Федосовой
Издательство «Национальное образование»: n-obr.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой (Научный руководитель Л.А. Парамонова)

Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости». Автор: Н.М. Крылова (Научный редактор Л.В. Тимошенко)
Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой
Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой
Издательство «АРКТИ»: www.arkty.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой
Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: www.detstvo-press.ru

• Образовательная программа дошкольного образования

«Мозаика». Авторы: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»
Издательство «Русское слово»: русское слово.рф

• Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой (Научный руководитель Е. А. Хамраева)
Часть 1       Часть 2
Издательство «Ювента»: uwenta.ru

• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под редакцией Р.Н. Бунеева
Сайт образовательной системы «Школа 2100»: school2100.com

• Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (Научный руководитель Л.Г. Петерсон)
Сайт ЦСДП «Школа 2000…»: www.sch3000.ru

Издательский дом «Цветной мир»: цветной мир. рф

• Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова
Сайт «Золотой ключик»thegoldenkey.ru
Информационная поддержка ООО «Левъ»: www.levb.org 

• Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой
НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ»

• Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т.Н. Дороновой (Научный руководитель А.Г. Асмолов)
Минобрнауки РФ. Федеральный институт развития образования

• Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной
Межрегиональная общественная организация «Содружество педагогов вальдорфских детских садов»

• Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» / Под руководством Т.С. Комаровой
Агенство стратегических инициатв

• Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под редакцией О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

• Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги». Авторы: Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
Психологический институт РАО. МГППУ

• Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Автор: Н.В. Нищева
Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: www.detstvo-press.ru

• Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

 


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
 

schoolguide.ru

Обзор образовательных программ для дошкольных учреждений

05.10.2015

Обзор образовательных программ для дошкольных учреждений

Совсем недавно мы рассказывали о выборе детского сада и о том, как помочь адаптироваться малышу к нему. Наш постоянный консультант ответил на самые разнообразные вопросы родителей. Но больше всего внимания привлекла информация о том, что все сады должны работать по рекомендованным государством методикам. Мы решили вернуться к более подробному разговору о них и познакомить родителей с воспитательно–образовательными программами, которые существуют на данный момент. Их знание даст вам возможность не только решить проблему подготовки ребенка к школе, но и выбрать то направление в развитии малыша, которое представляется вам наиболее актуальным, полезным для него и интересным


 

Какие бывают программы?

Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные – одно или несколько из направлений. Как правило, детский сад берет за основу одну из комплексных программ, но есть и такие сады, в которых работают сильные педагогические коллективы, которые сочетают комплексную программу с парциальными, добавляя собственные педагогические идеи.

До 1991 года комплексная программа была только одна – Типовая. Именно строго по ней работали все советские детские сады, и благодаря ей нашу систему дошкольного образования признавали лучшей в мире. Однако Типовая программа сильно ограничивала творчество педагогов, не позволяла подходить к каждому ребенку индивидуально, да и содержание ее не соответствовало стремительным изменениям в нашем обществе. Поэтому в 1991 году разрешили не только внести в нее изменения, но и создавать комплексные, «с вариациями», и авторские программы.

Кстати, Типовая программа, созданная коллективом лучших отечественных педагогов и психологов, «жива» до сих пор. Она многократно переиздана, в нее внесены коррективы, соответствующие современным требованиям дополнения. Многие детские сады работают по ней и сейчас. В частности, эта программа очень популярна в Японии.

 

 

Обзор комплексных программ

Первая программа, о которой мы расскажем, называется «Радуга»

.

Авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.

Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России.

Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике.

Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.

 

Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер.

Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.

 

Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести–семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей.

Авторы программы «Детский сад – дом радости» – к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей. Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня. Каждый день в таком саду для ребенка – маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель – воспитать в ребенке индивидуальность.

Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.

 

«Истоки» – одна из самых популярных программ в современных садах.

Авторский коллектив – научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход.

Цель – разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 

Программу «Детство» разработал авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация – очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

 

«Из детства в отрочество» – так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой.

Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.

 

Еще одна программа – «Школа 2100». Научный руководитель и автор идеи – А.А. Леонтьев. Авторы – Бунеев, Бунеева, Петерсон, Вахрушев, Кочемасова и другие.

Основная идея – реализация принципа непрерывного образования и преемственность между дошкольным образованием, начальной и средней школой.

 

 

Парциальные программы

Программу ТРИЗ придумал Г.С. Альтшуллер. ТРИЗ расшифровывается, как теория решения изобретательских задач.

Ее цель не просто развить фантазию ребенка, а научить мыслить системно, сделать так, чтобы малыш понимал процесс, вникал в него. Педагог в условиях этой программы не дает детям готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее постигать самостоятельно, будит интерес к познанию.

 

Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой.

Направлена она, как это видно из названия, на знакомство дошкольников с природой, на экологическое воспитание и развитие. Педагоги, используя эту программу, стараются воспитать в детях экологическую культуру, умение наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, научить понимать и любить окружающую природу.

 

«Я – человек» разработана профессором, д.п.н. С.А. Козловой. Программа основана на приобщении ребенка к социальному миру. С ее помощью удается развить в малыше интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».

 

Авторский коллектив под руководством Р.С. Буре, д.п.н., профессора кафедры дошкольной педагогики МПГУ, создали программу «Дружные ребята». В ее основе лежит воспитание гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста.

 

Другая программа – «Наследие», разработанная к.п.н. М. Новицкой и Е.В. Соловьевой, основана на знакомстве детей с традиционной русской культурой.

 

Главная задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – стимуляция развития у дошколят самостоятель- ности, ответственности за свое поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л. Князева, к.псих.н. Р.Б. Стёркина. Этот же авторский коллектив создал замечательную программу социально-эмоционального развития «Я, ты, мы».

Это программа позволяет раскрыться каждому ребенку, научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих.

 

Программу «Дошкольник и… экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова.

Ее цель – научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

 

В «Золотом ключике» педагогический процесс строится по семейному принципу.

Жизнь детей наполняется сменяющими друг друга событиями, что производит эмоциональное впечатление на ребенка, находит отклик в его душе. Авторы: к.псих.н. Г.Г. Кравцов, к.псих.н. Е.Е. Кравцова.

 

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель – помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.

 

Наш консультант: Анастасия КУЗНЕЦОВА, педагог-психолог. Закончила Московский государственный педагогический университет им. М.Шолохова.

Воспитательно-образовательная программа – это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок перед школой. Каждая программа содержит еще и набор методических рекомендаций. Однако, согласно Закону РФ, документом имеют право называться лишь те программы, которые соответствуют государственному образовательному стандарту и на основании этого утверждены и рекомендованы для работы в детских садах Министерством образования.

 

 

Английский для малышей

Изучение иностранного языка по-прежнему популярно среди родителей. В этот раз мы поговорим о программе Н.М.Родиной «Английский язык и дети».

Основное отличие этой программы заключается в том, что обучение иностранному языку строится на основе того, что малыш тяготеет к все новым и новым знаниям. Иностранный перестает быть для ребенка набором слов, которые нужно выучить и быстро вспомнить в ответ на вопрос «как будет по-английски…», а становится средством общения со взрослым и другими детьми.

По программе Родиной ребенок рисует, лепит, конструирует, наблюдает и все это обсуждает с преподавателями и своими сверстниками. Именно такое общение и создает основу для естественного овладения иностранным языком. Его «включение» в занятия начинаются с небольшого количества очень простых фраз и конструкций. Постепенно доля изучаемого языка увеличивается, а фразы усложняются. Например, когда дети делают вместе с педагогом разные овощи и фрукты, они слышат простые английские фразы: «Давайте сделаем маленькое яблоко, большое яблоко, сделай зеленое или желтое». Дети учатся понимать речь педагога, выделять ключевые слова во фразах, постепенно им становятся доступными и более длинные высказывания, состоящие из нескольких элементов. Сама ситуация, жесты, мимика, интонация педагога помогают ребенку понять, о чем идет речь, и если он ошибается, то исправить его ошибку учитель может, не переходя на родной язык. Так малыш начинает проходить необходимый путь усвоения иностранного языка – от понимания к повторению и самостоятельному построению фраз.

Большое внимание в программе уделяется знакомству детей с культурой страны изучаемого языка. Оно проводится в сравнении с российскими традициями.

Основной показатель успешности обучения по данной методике – это умение ребенка самостоятельно строить фразы, включать в них именно те слова, которые ему необходимы в данной ситуации. При таком подходе дети не только овладевают иностранным языком, но, самое главное, происходит их общее развитие: познавательное, эмоциональное и социальное.

 

Наш консультант: Инна Генадьевна КОСАРЕВА, методист-преподаватель английского языка

НОУ «Центра развития личности», победитель конкурса «Педагог года – 2004 года»


www.nanya.ru

Обучающая программа для детей. Программа дошкольного образования

Период обучения и воспитания дошкольника – это фундамент, с которого начинает формироваться личность ребенка, основа для построения его успешного будущего. Обучающая программа для детей дошкольного возраста должна охватывать три направления: умственное развитие, нравственное и физическое воспитание.

Умственное развитие дошкольника

Определяется степенью:

  • владения карандашом и кистью;
  • умения писать и читать;
  • умения делать короткий пересказ и запоминать небольшие стихи;
  • знания цифр (в прямом и обратном порядке), умения производить простые арифметические операции;
  • знания основных геометрических фигур;
  • умения определять время;
  • владения начальными представлениями об окружающем мире.

Нравственное воспитание

От того, как умеет вести себя ребенок в коллективе сверстников и взрослых, насколько он готов учиться, во многом зависит его будущая школьная жизнь. Поэтому программа дошкольного образования должна строиться таким образом, чтобы не упускать из виду этот аспект.

Физическая подготовка

Как сказал доктор Комаровский: «Счастливый ребенок – это прежде всего здоровый ребенок. И только потом – умеющий читать и играть на скрипке». Поэтому детские обучающие программы немыслимы без элементов физической культуры.

Обучение детей 2-3 лет

Этот возраст характеризуется интенсивным знакомством ребенка с окружающим миром, цветами и формами предметов, их размерами и текстурой. Малыш способен ярко выражать эмоции, реагировать на свои успехи и неудачи, коммуницировать с другими детьми и взрослыми. В течение этого возрастного периода не стоит усердствовать в обучении ребенка буквам и цифрам, поскольку все это для него является непонятными иероглифами, которые не вызывают никакого интереса. Также эффективность изучения иностранных языков будет гораздо выше в более позднем возрасте.

Обучающая программа для детей должна быть направлена на познание окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания. Учеными доказано, что успех в освоении навыков чтения напрямую зависит от умения чувствовать мир. Программа дошкольного образования детей 2 и 3 лет базируется на развитии мелкой моторики. Дело в том, что пальчики ребенка содержат большое количество рецепторов, отправляющих импульсы в участки мозга, которые одновременно отвечают за согласованность движений пальцев рук и за развитие речи. Для этих целей прекрасно подойдет пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов (безопасных, конечно же), игра с кубиками и мячиками различной величины, занятия с лоскутами тканей различных текстур, игры в «ладушки», «сороку-ворону», лепка из пластилина и так далее.

Стоит уделить должное внимание физическим упражнениям, сопровождаемым потешками и прибаутками. Вообще, любая деятельность малыша в таком возрасте должна проходить в игровой форме – это наиболее эффективная для него методика познания мира и обучения на данном этапе развития.

Обучение детей 4-5 лет

Этот возраст прекрасно подходит для того, чтоб аккуратно начать обучение ребенка буквам и цифрам. Теперь малыш уже способен анализировать свойства предметов, целенаправленно воздействовать на них, он более спокоен, усидчив и лучше организован. Если ребенок в течение 10-15 минут может увлеченно играть в развивающие игры – вперед! Возраст 4-5 лет идеально подходит и для того, чтобы отдать свое чадо в какой-то кружок или спортивную секцию. К этому времени физическое развитие опорно-двигательного аппарата ребенка позволяет ему успешно осваивать азы плавания, хореографии, боевых искусств и так далее.

Если вы заметили у ребенка склонность к лингвистике, изучение иностранного языка или посещение театрального кружка будут отличным решением для развития этих способностей. Творческим детишкам отлично подойдут лепка, изобразительное искусство, вокал. Однако если ребенок еще не умеет сосредотачивать внимание, осознанно выполнять развивающие задания, нетерпелив и бурно реагирует на собственные неудачи, следует немного повременить с чтением и посещением кружков.

Научиться концентрироваться ребенку поможет совместное изготовление поделок. Начинать следует с простых деталей, чтобы результат был скорым, постепенно усложняя задачу. В ходе работы важно показывать малышу, что любую неудачу можно исправить. В этот процесс легко можно вписать изучение алфавита, цифр и животных. Проявив немного фантазии, можно сразу убить нескольких зайцев. Для развития мелкой моторики целесообразно использовать такие упражнения, как прохождение ручкой по лабиринту, обводка и раскраска картинок, плетение, лепка и многое другое.

Обучение детей 6-7 лет

Современные физиологи, психологи, педагоги и логопеды сходятся во мнении, что этот период наиболее благоприятен для развития внимания, восприятия, памяти и мышления ребенка. Физиологически малыш уже готов к развивающему обучению, и у него появляется желание учиться. Именно поэтому шестилетний ребенок порой способен довести родителей до белого каления своими многочисленными «почему». Отмахиваться от своего любознательного чада или ограничиваться поверхностными ответами – это все равно что лишить дерево живительной влаги. Поэтому наберитесь терпения и найдите полную информацию, чтобы удовлетворить любопытство своего малыша. В этом возрасте самое время научить ребенка счету, письму, умению определять время по часам, объяснить ему основы географии и астрономии. Обучающая программа для детей 6 лет уже предусматривает переход к организованным формам занятий.

Правильные действия родителей

Итак, программа дошкольного образования каждого ребенка должна включать в себя игры-упражнения на развитие сенсорного восприятия (развитие органов чувств), речи, мыслительной деятельности, физических навыков, на воспитание любознательности, а также на формирование общих элементарных представлений об окружающем мире. Успешно решить данную задачу помогают всевозможные учреждения дошкольного образования. Детские сады, группы дошкольной подготовки и специализированные учебные заведения не только используют в работе эффективные программы и уникальные методики по подготовке детей к школе, но и имеют в своем арсенале дополнительные курсы, например обучающие программы по английскому языку.

Несомненно, обучение ребенка в коллективе имеет ряд преимуществ перед индивидуальными занятиями: здесь нарабатываются навыки правильного взаимодействия со сверстниками, вырабатывается дисциплина, понятие ответственности, умение разрешать сложные ситуации. Интерактивные обучающие программы, а также работа психологов, бесспорно, помогут ребенку в будущем легче адаптироваться в новых школьных условиях и быстрее перейти к позиции «я – школьник».

Конечно же, каждый малыш индивидуален, и добиться желаемых результатов без посторонней помощи также вполне возможно. Если вы твердо решили, что ваши самостоятельные занятия с ребенком будут не хуже, чем обучающая программа для детей в дошкольных учебных заведениях, просто учитывайте возрастные особенности психологии малыша и придерживайтесь определенных правил.

Рекомендации для родителей

  • Обучение проводите в игровой форме и используйте для этого любую возможность: читайте малышу, общайтесь, придумывайте совместно игры, ищите на прогулке объекты одного цвета, показывайте ему интересные природные явления, поддерживайте в ребенке любознательность, научите его оперировать временем.
  • Обязательно обеспечьте своему чаду общение со сверстниками. Это должны быть систематические совместные игры на детских площадках, в парке, устроение малышам конкурсов, викторин, эстафет. Все это будет первыми навыками поведения ребенка внутри коллектива.
  • Переходить к обучению ребенка чтению стоит лишь тогда, когда его устная речь развита в достаточной степени. Начните опять-таки с игровых форм, постепенно переходя к более сложным. Помните, что в этом деле важна не столько длительность, сколько частота и последовательность занятий. Литература для чтения должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям малыша – читайте то, о чем ему интересно знать. Если речь ребенка содержит много ошибок слоговой структуры слов или их согласования, имеет явные дефекты произношения, то первоначальной вашей задачей является обращение к логопеду.
  • Ни в коем случае нельзя резко переводить ребенка на школьный режим: лишать его тихого часа, устраивать домашние уроки с тетрадками, звонками и переменами. Все то, что предусматривают обучающие программы для школьников, в воспитании дошкольника не только излишне, но и может нанести определенный вред – будучи насильно вовлеченным во взрослую жизнь, ребенок может потерять желание и интерес к школьной жизни.

fb.ru

Основные программы дошкольного образования

Основные программы дошкольного образования (далее – основные программы) определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования.

Каждая из таких программ содержит основу – обязательную часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории ДОУ, в котором она реализуется, и дополнительную часть, которая строится с учетом особенностей вариативного характера содержания и построения данной программы.

Содержание основной образовательной программы должно отвечать требованиям комплексности, т.е. включать все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействовать формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных (парциальных) программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Важно отметить, что синтез парциальных программ является делом чрезвычайно сложным и ответственность за качество такого синтеза целиком ложится на педагогический коллектив ДОУ. Главное требование к комбинированию программ – единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в их основе, а также учет суммарной умственной и физической нагрузок на ребенка в целях охраны его здоровья.

Основные программы (комплексная, набор парциальных) определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех ее сторон и с учетом использования следующих форм детской деятельности: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время в течение дня.

Одно из главных требований к основным программам (комплексная, набор парциальных) – соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Кроме того, в них должны содержаться показатели уровней развития детей на разных возрастных этапах дошкольного детства.

С учетом изложенного к основным комплексным программам отнесятся такие, как «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Детство» (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева и др.), «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А, Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко), «Гармония развития» (Д.И. Воробьева), «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова), «Кроха» (Г.Г. Григорьева и др.), «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой), «Из детства – в отрочество» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов, Е.Г. Кравцова).

Указанные программы имеют гриф Минобразования России или Минобрнауки России. В качестве основных комплексных программ может также использоваться ряд других, в том числе те, что рекомендованы территориальными органами управления образованием.

Примером специализированных программ, которые можно успешно применять (сочетать) в рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ, могут быть: «Красота. Радость. Творчество» (А.В. Антонова, Т.С. Комарова и др.), «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова), «Природа и художник» (ТА. Копцева), «Художественный труд» (НА. Малышева), «Камертон» (Э.П. Костина), «Гармония», «Синтез» (К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко), «Малыш» (В.А. Петрова), «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова), «Ритмическая мозаика» (АН. Буренина), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина и др.), «Я – человек» (СА. Козлова), «Я. Ты. Мы» (ОЛ. Князева, Р.Б. Стеркина), «Паутинка» (ЖЛ. Васякина-Новикова), «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.), «Нравственно-трудовое воспитание ребенка» (Л.В. Куцакова), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Наш дом – природа» (НА Рыжова), «Открой себя» (Е.В. Рылеева), «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С. Ушакова), «Программа математического развития детей дошкольного возраста в система»Школа – 2100» (Л.Г. Петерсон), «Росинка. Расту здоровым» (В.Н. Зимонина).

Названные программы рекомендованы к использованию в ДОУ на федеральном уровне. Помимо них в качестве основных специализированных программ могут быть использованы и другие, рекомендованные региональными органами управления образованием.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, примерные режимы и предметно-развивающую среду ДОУ.

В отдельных случаях в соответствии с приоритетами образовательной деятельности ДОУ (его видом) наряду с основной комплексной программой могут использоваться и другие образовательные модули или отдельные блоки программ, а также педагогические технологии определенной направленности. Введение в контекст реализации основной программы таких модулей осуществляется с целью обогащения как общего направления, так и отдельных линий развития детей в соответствии со спецификой работы учреждения (вид, категория). При этом неизменным остается принцип: моделирование содержания образовательного процесса предполагает обязательную сочетаемость программ и технологий и не должно приводить к перегрузке детей или одностороннему их развитию, т.е. воспитанию каких-либо одних сторон личности за счет других. Количество и продолжительность основных занятий в условиях такого моделирования должны соответствовать требованиям, содержащимся в Санитарно-эпидемиологические правила и Нормы для ДОУ 2.4.1.2791-10 (введены с 20.12.10). Это может достигаться за счет гибких форм организации образовательного процесса, создания особой развивающей среды, а также использования интерактивных методов и приемов обучения, обладающих максимально развивающим эффектом.

Комбинирование программ в едином образовательном процессе – мера исключительная, связанная с острой нехваткой программ, ориентированных на конкретные виды ДОУ. Поэтому все более актуальной становится проблема разработки примерных и авторских вариативных программ в условиях видового многообразия ДОУ.

studfiles.net

Тема 6. Современные образовательные программы дошкольного образования

В настоящее время, согласно Федеральному закону, образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий …, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (статья 12 ФЗ).

Примерная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать:

-цели и задачи реализации Программы;

-принципы и подходы к формированию Программы;

-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Содержательный раздел Программы должен включать:

а)описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б)описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в)описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделеПрограммы должны быть представлены:

а)особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий,в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организацииработысдетьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

– сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программыдля указанных детей,использование специальных образовательных программ и методов,специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Организационный разделдолжен содержатьописание материально-технического обеспеченияПрограммы, обеспеченностиметодическими материалами и средствами обучения и воспитания,включатьраспорядок и /или режим дня, а такжеособенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенностиорганизации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программа «Истоки» – одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив – научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Цель – разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Программу «Детство» разработал авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация – очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Ведущие цели программы:

– Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

– Формирование основ базовой культуры личности,

– Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

– Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе,

– Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в до­школьном детстве.

Программа «Успех» под редакцией Н.В.Фединой. Цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

За основу взята идея самоценности дошкольного периода детства. Педагогический процесс строится на двух взаимосвязанных направлениях – забота о полноценном детстве и подготовка ребенка к будущей жизни.

Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Программы развития в дошкольных учреждениях

Мы до сих пор думаем, что все детсады работают по одной образовательной программе. На самом же деле, в России сегодня существует огромное количество различных программ развития, позволяющих родителям корректировать физическое, психологическое, эмоциональное и умственное состояние своего ребенка с самого раннего детства. Сегодня мы постараемся коротко рассказать о наиболее популярных программах развития, которые практикуются в современных российских дошкольных учреждениях.

При выборе детского сада многие родители большое внимание уделяют материально-технической базе дошкольного учреждения, профессионализму воспитателей и удобству месторасположения образовательной организации. Но мало кто из них догадывается поинтересоваться о программе развития, на основе которой и осуществляет свою деятельность детский сад.

Во многом это объясняется нашей неосведомленностью, поскольку мы до сих пор думаем, что все детсады работают по одной образовательной программе. На самом же деле, в России сегодня существует огромное количество различных программ развития, позволяющих родителям корректировать физическое, психологическое, эмоциональное и умственное состояние своего ребенка с самого раннего детства.

Сегодня мы постараемся коротко рассказать о наиболее популярных программах развития, которые практикуются в современных российских дошкольных учреждениях.

Выбор программы развития – прерогатива дошкольного учреждения

В соответствии с законом “Об образовании” (ст.14 п.5), каждая дошкольная образовательная организация России имеет право не только выбирать наиболее подходящую для условий работы учреждения образовательную программу из перечня рекомендованных Минобрнауки, но и самостоятельно разрабатывать программы развития, отвечающие направлению и форме деятельности ДОУ.

Существующие на сегодняшний день обучающие программы и педагогические технологии предусматривают различные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и делятся на два вида:

  • Парциальные (локальные, специализированные) – представляют собой программы, направленные на развитие конкретной сферы жизнедеятельности ребенка;
  • Комплексные (общеразвивающие) – включают в себя методики и педагогические технологии, направленные на развитие основных сфер жизнедеятельности ребенка в комплексе (в том числе, умственной, художественно-эстетической, социально-личностной, познавательно-речевой, физической и т.д.).

Отметим, что образовательный процесс в ДОУ может включать в себя как отдельно взятую комплексную программу развития, так и несколько тщательно подобранных парциальных программ.

Наиболее популярные парциальные программы развития

Парциальные программы развития очень редко используются как самостоятельная единица педагогического процесса. Чаще всего их используют либо в комплексе (сразу несколько парциальных программ), либо в качестве дополнительного элемента, усиливающего образовательный эффект общеобразовательных программ. Наибольшей популярностью в современных детских садах пользуются такие парциальные программы, как:

  • Развитие речи в детсаду – программа направлена на развитие речевых навыков и умений у дошкольников, а также на формирование у детей представлений о форме и структуре связного высказывания.
  • Художественный труд и конструирование – программа направлена на развитие художественно-творческих способностей и конструктивный умений, а также воображения, ассоциативного мышления, усидчивости, терпения и трудолюбия.
  • Развитие представлений об истории и культуре – программа направлена на развитие социального и правового сознания ребенка, а также нравственное, умственное и патриотическое воспитание дошкольников.
  • Гармония – программа направлена на развитие творческого и интеллектуально-художественного потенциала ребенка, а также на накопление им социального опыта познания окружающего мира и его реализации в условиях его самостоятельной деятельности.
  • Жизнь вокруг нас – программа направлена на развитие экологической культуры дошкольников и изучение взаимосвязи природы и социальных явлений.
  • Паутинка – программа направлена на формирование у детей планетарного мышления, а также на воспитание разумного отношения у них к природе и к себе, как к жителю нашей планеты.
  • Зеленый огонек здоровья – программа направлена на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и сохранении здоровья окружающих людей.

Наиболее популярные комплексные программы развития

Комплексных программ развития, которые лежат в основе деятельности практически любого детского сада России, намного меньше, чем парциальных. Тем не менее, выбрать есть из чего. В частности, сегодня в дошкольных учреждениях достаточно часто используют такие программы развития, как:

  • Типовая программа воспитания и обучения – направлена на укрепление здоровья, охрану жизни и всестороннее воспитание детей, а также их обучение и всестороннюю подготовку к школе.
  • Истоки – программа направлена на разностороннее развитие дошкольников, сохранение и укрепление их физического здоровья, обеспечение равного старта развития, а также на формирование универсальных и творческих способностей.
  • Радуга – программа направлена на формирование стимула к ведению здорового образа жизни и обеспечение полноценного и своевременного психического и физического развития детей.
  • Детство – программа направлена на нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, физическое, волевое и социально-личностное развитие дошкольников.
  • Развитие – программа, основанная на знаменитой психологической теории Л.А. Венгера, направлена на развитие умственных и художественных способностей.

Какую программу развития выбрать?

При выборе дошкольного учреждения (и, соответственно, образовательной программы) необходимо ориентироваться, в первую очередь, на потребности ребенка. Важно, чтобы детский сад не просто обеспечивал присмотр за ребенком, но и способствовал его активному взаимодействию с миром.

Чем более разносторонние направления будет охватывать программа развития (или комплекс программ), тем более подготовленным к сложностям нашего мира окажется ребенок в будущем. А если дошкольное учреждение большое внимание уделяет еще и развитию творческих способностей своих воспитанников, то ваш ребенок гарантированно вырастит полноценной и гармоничной личностью.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *