Экономическое воспитание мероприятия в начальной школе – Экономическое воспитание младших школьников

Содержание

Экономическое воспитание младших школьников

Экономическое воспитание младших школьников

Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.


Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин
2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.
3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.
Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь – азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А – акция, аукцион
Б – банк, банкрот
В – вето, виза
Г – гарантия
Д – доход, депозит и т.д.
anstars.ru
На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.

В подготовительном – 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп – лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки.

Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:


– помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
– участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем.

Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.
2. Честность и порядочность.


3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.
4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).
Задачи игры: дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.
Класс оформлен плакатами, ребусами по теме: «Экономика», организована выставка настольных экономических игр.
Игре предшествовала подготовительная работа – ребята составляли кроссворды на экономическую тематику. В зале находятся зрители.
Звучит музыка
. Ведущий:
Спросите вы у школьника;
Что значит экономика?
Ответит он, что правит бал
Там биржа, банк и капитал.
Нам знанья эти всем нужны
И этим знаньям нет цены.
Итак, начинаем игру «Счастливый случай». (Представление команд. Ведущий представляет членов команд. Ребята рассказывают о том, чем они любят заниматься и кем они думают стать в будущем)
******************************************

anstars.ru

Экономическое воспитание – Начальные классы

– Дети, как вы считаете, у всех ли людей есть потребность в безопасности и сохранении здоровья? Все ли люди хотят быт здоровыми?

– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Поэтому существуют такие службы, которые помогаю людям в сложных ситуациях. Это пожарная помощь, милиция и скорая помощь. Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. 01 – пожарная помощь (служба спасения), 02 – милиция, 03 – скорая помощь.

– Дети, когда вы вырастите, у вас появиться потребность в образовании и тогда вы пойдете в школу.

– А сейчас каждый ребенок ходит в школу , общается дома с родителями, друзьями. Это происходит потому, что у нас есть потребность в общении. Мы не можем долгое время находиться без общения.

– Ребята, давайте с вами проведем эксперимент. Проверим, сколько времени человек может находиться без общения. Сейчас каждый «закроет ротик на замок» и постарается как можно дольше ни с кем  не разговаривать. (Проводят эксперимент.)

– Дети, мы с вами только что определили, что человек не может долгое время находиться без общения.

Беседа-уточнение.

– Дети, давайте подумает, одинаковые ли потребности у мальчиков и девочек?

– Сейчас я буду называть вам различные предметы, и если они относятся к потребностям мальчиков – мальчики будут поднимать руку вверх, а ели это потребности девочек – то девочки должны поднять руку вверх. Будьте внимательны: зубная щетка, кукла, мяч, машина, велосипед, тепло, кровать, вода, заколки.

– Мы видим с вами, что потребности у мальчиков и девочек немного отличаются. Но есть то, без чего не могут прожить ни девочки, ни мальчики. Это тепло, вода, пища и воздух.

Физкультурная минутка.

– Дети, давайте попробует изобразить кошечку, которой очень холодно (дети встают и изображают замерзшую кошку).

– Для того чтобы согреться, кошечка решила растереть своё тело лапками (дети потирают руками своё туловище, руки, ноги).

– Но и это не помогло кошечке согреться. И тогда она решила сделать зарядку (дети выполняют несколько упражнений).

– Ну вот выглянуло долгожданное солнышко, кошечка потянулась во все стороны и начала сладко мурлыкать (дети потягиваются в разные стороны со звуком «мур-мур-мур»).

Учитель знакомит детей с понятиями «товар» и «услуги».

– Дети, для того, чтобы удовлетворить все ваши и свои потребности, родители покупают разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и не съедобные. Игрушки, мороженное, торты, книги, одежда – всё это одним словом называется «товар».

– Но не все потребности можно удовлетворить купит какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся.

 2.   Игровая апробация материала.

Дидактические игры.

Одну игру за выбором воспитатель проводить во время  занятия, остальные – на протяжении недели.

Игра – обобщение «Виды товаров».

Правила игры. Учитель предлагает детям устно найти лишнее слово и определить, каким словом можно назвать все остальные слова.

Стол                                               Шапка

Стул                                               Яблоки    

Куртка          МЕБЕЛЬ                  Штаны            ОДЕЖДА

Шкаф                                              Юбка

Огурец                                             Сапоги

Морковь                                           Картофель

Капуста          ОВОЩИ                   Босоножки        ОБУВЬ

Туфли                                               Ботинки

Игра – диалог «Товары – услуги».

Правила игры. Учитель предлагает детям определить, является ли названное слово товаром, или же это учреждение, которое предоставляет услуги (услуги дети называют самостоятельно).

Игрушки – Т.

Парикмахерская – У (стрижка, покраска, маникюр, мытьё головы).

Одежда – Т.

Почта – У (пересылка писем, открыток, телеграмм,

разноска журналов, газет).

Кукла – Т.

Мастерская – У (ремонт одежды, обуви, замена каблуков, замков).

Книга – Т.

Фломастеры – Т.

multiurok.ru

30 августа классный руководитель

  • Освоение системы знаний о экономической сфере деятельности, необходимой для выполнения социальной роли человека и гражданина;

  • Ознакомление молодежи с законами рыночной экономики, пути повышения ее эффективности, совершенствования производственных отношений, системой и методами управления производством;

  • Приобщение к основам экономической науки, национальной экономики и мировой экономики для развития экономических знаний;

  • Развивать профессиональные способности, дисциплинированность, предприимчивость; вооружать методами экономического анализа;

  • Развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности : общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию;

  • Становление и развитие качеств личности на основе экономических знаний, навыков, умений, нравственных ценностей и исторического мирового опыта и опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции;

  • Формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах;

  • Формирование и закрепление у студентов определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах, выработка определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка;

  • Формирование целостного миропонимания и современного научно-экономического мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

  • Формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;

  • Формирование умений применения полученных знаний для решения задач в экономической и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;

  • Формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения;

  • Экономически обоснованное оценки товаров, которые приобретаются для личных нужд, их рациональное использование.

studfiles.net

Экономическое воспитание детей (4-й класс)

Разделы: Внеклассная работа


Происходящие сегодня качественные изменения в экономике производства и характере труда требуют совершенствования экономического образования и воспитания трудящихся. В связи с этим появилась необходимость в экономическом воспитании учащихся. И начинать надо с начальной школы.

Экономическое воспитание младших школьников предполагает формирование экономического кругозора, первоначальных экономических умений, воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Одним из средств возбуждения интереса к усвоению экономических понятий является занимательность.

С учётом возрастных особенностей младших школьников раскрывается сущность некоторых экономических понятий.

Учащиеся, конечно, много раз слышали слово « менеджер», но не все из них ответят на вопрос: « А давно ли появились менеджеры?»

Здесь можно дать такие понятия, как инструкция, техника безопасности. Объяснить, какие бывают профессии, используя различную художественную литературу для детей:

  • В. Р. Марамзин «Мы тут работаем»,
  • Г. Юрмина «Что внутри?»,
  • Б. В. Зубкова «Как машина азбуку учила» и много, много других интересных книг.

Каждый ученик должен осознать, что мастером своего дела можно стать лишь в том случае, если будешь упорно учиться, добросовестно трудиться.

Чтение книг предполагает, что учащиеся должны больше узнавать о тружениках своего города, совершать экскурсии на производство, к Доске Почёта.

1. Первым этапом можно провести беседу с детьми на тему: «Кем работают папа и мама?»

Многие дети знают только названия профессий родителей, а что они делают, какие у них обязанности не знают. Прошу ребят расспросить своих родителей и рассказать своим товарищам о профессиях. Что бы дети не забыли, прошу записать рассказ.

Получилось примерно так:

– Моя мама работает менеджером на Новом Арбате. Расставляет и заказывает товар. (Кудряшов Саша.)

– Моя мама работает научным сотрудником. Мама проверяет новые лекарства на клетках и мухах. А потом лекарства испытывают на крысах, кошках и собаках. (Горелова Лиза.)

– Мой папа работает поваром. Он готовит еду взрослым. Например: тётям, дядям. (Чайкина Маша.)

2. Вторым этапом читаем с детьми книгу «Письмо шло пять тысячелетий». (Изд. «Малыш» 1991г.)

Для закрепления прочитанного даю викторину:

Вопрос

Ответ

1. Письмо слепленное из глины и написанное 3-х гранной палочкой из тростника (клинышком)? Клинопись.
2. Что бы знаки не смазались, не потеряли форму, письмо обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Таблетка.
3. Глиняная оболочка тоже обжигается в печи вместе с письмом. Конверт.
4. Как достать письмо из конверта? Разбить аккуратно конверт.
5. На чём писали в Египте? Папирус.
6. Из чего получали папирус? Из стволов болотного тростника.
7. Как называли буквы (знаки)? Иероглифы.
8. Кем доставлялось письмо адресату? Гонцом.
9. Родина бумаги? Древний Китай.
10. Из чего сегодня делают бумагу? Лес (древесная масса, макулатура).
11. Как извещал о своём приближении индийский гонец? Звуками погремушки.
12. Почтовый курьер инков? Трубил в раковину.
13. Кипу- письмо инков состояло из …? Узелков.
14. На какой древний алфавит похож наш, современный? Греческий.
15. В чем хранились рукописные свитки? В коробочках.
16. Что сохраняло тайну послания и являлось знаком отправителя? Печать.
17. Что грозило гонцу за разглашение тайны? Казнь.
18. На чём писали в Киевской Руси? Берестяная грамота.
19. На чём перевозили почту в Англии? Дилижанс.
20. На чём перевозили почту в Америке? Конная почта.
21. На чём перевозили почту из Москвы в Сибирь? Почтовые тройки.
22. Как доставлялись микро письма? Почтовый голубь.
23. Открытка с заранее написанным поздравлением? Открытка-шпаргалка.
24. Дилижанс вытеснил экипаж с двигателем внутреннего сгорания? Автомобиль.
25. Какая почта самая скоростная? Авиапочта.
26. Где можно увидеть старинные свитки, марки, коллекцию конвертов и т.д.? В музее.

3. Третьим этапом, после того как дети зачитали свои небольшие рассказы о профессиях родителей, провожу игру «Поле чудес» под названием «Я знаю эти профессии».

Вопросы даю на основе детских рассказов.

«Поле чудес».

  1. Человек, следящий за порядком на фирме.
  2. Он заказывает товар для магазина и расставляет его по местам.
  3. Помогает маленьким детям, работает в детском саду.
  4. Руководит сотрудниками в школе.
  5. Учит детей музыки.
  6. Выпускает газеты.
  7. Он ставит опыты, что бы изобрести новые лекарства.
  8. Возит детей в школу.
  9. Воспитывает детей во второй половине дня.
  10. Оформляет бумаги, оформляет факсы, копирует документы.
  11. Старший спортсмен, который учит других, играть в хоккей.
  12. Человек, который пашет поле на машине.
  13. Он возводит дома.
  14. Он выращивает хлеб.
  15. Эти люди делают город красивым.
  16. Он «рисует» портрет с помощью фотокамеры.

4. Четвертым этапом, проследили с детьми за развитием машины, т.е. как появилась машина. Прочитали книгу А. Маркуши «Чудеса на колёсах». (Изд. Дет. Литература 1991г.)

Выяснили, что работа инженера это работа изобретателя. У человека должна быть хорошо развита фантазия. Что бы придумать, например, кухонных помощников – комбайн, миксер, плиту, ножеточку, овощерезку, печь СВЧ, блендер, холодильник и т.д.

5. Пятым этапом посетили кабинет технологии для девочек, где учитель показала нам, инструменты для работы на кухне, швейную машину. Она рассказала нам, чем будут заниматься девочки в 5-м классе. Учитель технологии рассказала нам историю швейной машинки, прялки, ткацкого станка. (см. Приложение)

6. В следующий раз посетили кабинет технологии для мальчиков, где учитель показал инструменты и объяснил их предназначение, прочитал технику безопасности работы.

По результатам этих двух экскурсий мы с ребятами выпустили 2 стенгазеты, представив себя издателями интересной книги о профессиях: столяра, краснодеревщика, повара, швеи.

А затем написали отзывы о посещении кабинетов технологии.

7. Прошу детей написать или рассказать (кому как удобно) какие действия надо сделать что бы: сшить юбку, испечь блины, посмотреть телевизор и т.д.

– Надо включить плиту, поставить сковородку и положить масло. Потом налить из кастрюли половником тесто в сковородку. А когда испечётся перевернуть лопаткой.

– Чтобы посмотреть телевизор, я беру пульт, нажимаю на кнопку включения. Чаще всего она бывает большой. Потом нажимаю кнопку с номером канала.

– Я собралась шить юбку. Для этого я взяла ткань и раскроила её. Взяла нитку с иголкой и сметала части. Потом после смётки я подошла к швейной машинке, разобрала её и стала сшивать. Юбка готова!

Делаем с детьми вывод: все эти действия можно назвать словом – инструкция.

8. Кроссворд «Наши механические помощники».

А К А Т А О Е Т О Ч К А Ж
С О К О В Ы Ж И М А Л К А
О М З С И Л О К И Н Ь Л И
Л Б Е Т В К Н С П Л И С Д
М А Р Е Т А П Е Ч Ь Т А О
К Й Е Р О С К Р У Д Х О Л
Д Н Щ О М Т Е Б К А К Ж И
Ж И О В Я С Р У Д Л У Д П
И Д Ж Н К О П Е А Ь Ш Е Т

В этом кроссворде спрятано 13 слов, найди их:

  1. Тостер.
  2. Миксер.
  3. Ростер.
  4. Овощерезка.
  5. Печь.
  6. Холодильник.
  7. Плита.
  8. Ножеточка.
  9. Комбайн.
  10. Вилка.
  11. Ложка.
  12. Нож.
  13. Мясорубка.

9. Кроссворд «Здесь живут силачи».

П О К Л Е П И Л Н И О
Л Т Н Щ Н А С Ь Ч К И
О В О И Ц У В П А И И
С Ё Ж П Ы Т Е С С А Т
К Р О Н Ц И Р К У Л Ь
О Т В О И С Л Е Л Ю Ч
Г К К Ж Н К О М О Р К
У А А Д Ф И Л И Л У О
Б Ц Н С Н К О Т О Г А
О Ы К Д Ы Ц Б У Г Л И

В этом кроссворде спрятано 16 слов – найди их и зачеркни цветными карандашами:

  1. Молоток.
  2. Круглогубцы.
  3. Клещи.
  4. Пассатижи.
  5. Щипцы.
  6. Молот.
  7. Напильник.
  8. Плоскогубцы.
  9. Кусачки.
  10. Тиски.
  11. Отвёртка.
  12. Ножовка.
  13. Кронциркуль.
  14. Надфили.
  15. Сверло.
  16. Ключ.

10. Прочитав рассказ В. Марамзина «Мы тут работаем», решили переделать его под свою школу и написали рассказ:

«Мы тут учимся».

«Утром мы все идём в школу. Кто уже проснулся, а кто на ходу досыпает, кто торопится, а кто спокойно говорит ему: «Не торопись, не займут твою парту». Детский поток потихоньку затягивает проходная школы. И вдруг звенит звонок на полную мощность! Кто ещё не проснулся – тот разом проснулся.
– Заманивают нас в школу с утра пораньше, – сказала отличница Лена, а сама довольна, даже пошла поскорее, хотя знает, что парту не займут.
И строят у нас в школе тоже, точнее не строят, а ремонтируют.
Недавно построили и отремонтировали школьный музей. Т.е. сначала отремонтировали, а потом создали краеведческий музей «Кунцево». И приехало туда телевидение, чтобы всем людям рассказать, какая интересная у нас школа.
Вот проходит полдня. Наступает обед. В каждом классе в своё время, чтобы дети не мешали друг другу. А после обеда мы гуляем! Отдыхаем. Занимаемся самоподготовкой домашнего задания. А затем мы полдничаем. Садимся все вместе, достаём сок или чай, бутерброды или печенье с баранками. Весело болтаем. Рассказываем разные истории.
По весне мы помогаем украшать пришкольный двор. Приносим покупную или выращенную бабушками рассаду, садовые сосочки и лейки, идём на клумбу под окнами нашего класса. Сажаем цветы, чтобы двор наш был красивым.
Полчаса можно идти в одну сторону полчаса в другую, и всё это, будет школа. Целых три этажа! Бегают дети по этажам, на классах висят таблички-указатели. Они говорят, какой предмет в этом классе преподают. Есть дверь, которую нельзя открывать, там – электричество. На стендах висят плакаты с правилами поведения, устав школы. Кабинет директора, завуча, гараж, радиоузел и многое другое.
И это будет школа, как она есть!»

В рассказе даются такие понятия как проходная и звонок.

После такой длительной работы дети пишут полноценные доклады о профессиях своих родителей. Им это стало интересней, чем было в начале мероприятия.

Таким образом, я достигла своей задачи:

  • Расширить знания детей о профессиях, трудовых навыках.
  • Формирование экономического кругозора, усвоение экономических понятий, воспитание трудолюбия, бережливости, деловитости.

Хорошими помощниками были книги и желание дать детям все приведённые выше знания.

21.12.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Статья «Экономическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья седьмого вида»

 Чубаева Наталья Николаевна,

воспитатель группы продлённого дня,

Челябинской области, 2016 год

Экономическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья седьмого вида

Когда следует начинать знакомство младших школьников с основами экономики? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании младших школьников?

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с младшего школьного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, младший школьник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Приобщение младших школьников к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним младшим школьникам предстоит сделать собственный путь в жизни, собственный выбор, определить, куда пойти учиться, жить в мире сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более правильно и организованно, интересно.

Собственный опыт показывает, что экономическое воспитание ребёнка не только приближает его к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, а также формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность между начальной и основной школой.

Первые знания в среде экономико-рыночных отношений дети получают, конечно же, в семье. Именно в семье они делают первые шаги в мир экономической действительности, получают о ней первые представления. Уже с раннего возраста ребёнок узнаёт о труде, профессиях родных, о финансовом положении семьи. У своих родителей учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

При поступлении ребёнка в школу процесс экономического воспитания реализуется через различные формы, методы и технологии его организации.

В условиях группы продлённого дня нашего учреждения приобщение школьника к миру экономики осуществляется через реализацию программы «Дорога в жизнь».

Цель и задачи программы.

Цель: формирование у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами ведения семейного бюджета.

Задачи:

– Формировать основы экономических знаний;

– Пояснить экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении детей – в семье, в городе, в стране;

– Показать мотивы и ограничения экономической деятельности людей, основанные на экономических принципах и законах;

– Освоить первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе.

Программа занятий по введению в мир экономических знания построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.

Содержание программы представлено в тематическом планировании по блокам:

Блок 1: «Экономика моей семьи»

Тематическое планирование занятий.

Тематика занятий

Формы проведения и краткое содержание занятий

«Бюджет семьи. Доход. Расход»

Игры – занятия: «В гостях у семьи экономистов»;

«Доходы семьи экономистов»; «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Фёдора из Простоквашино», «Какие бывают расходы?», «Путешествие в сказку».

Усваиваемые понятия: бюджет и его составляющие: зарплата, пенсия, стипендия

«Деньги и цена»

Игровые занятия и ситуации: «Маленькие покупки», «Ты – мне, я – тебе».

Усваиваемые понятия: операции с монетами разного достоинства, ценности, сравнение числа копеек с количеством монет, цена вещей

«Покупательная сила денежных знаков»

Игровые занятия и ситуации: «Интересные покупки», «Кто купит больше?»

Умения и знания: считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел, понимание функции денег как меры стоимости

«Сбережение и накопление»

Игровые занятия и ситуации: «Домик – копилка», «В гостях у трёх поросят».

Усваиваемые понятия: накопление, денежная прибыль, долг, функции денег как средства накопления.

«Денежная прибыль и долг»

Игровые занятия и ситуации: «Рынок», «В гостях у семьи предпринимателей», «Займы».

Усваиваемые понятия: прибыль, денежный займ, долг

«Что такое обмен (бартер)?»

Игровые занятия и ситуации: «Интересный обмен», «Найди в сказке экономику»,

Усваиваемые понятия: обмен, бартер, мена.

«Монетный двор»

Игровые занятия и ситуации: «Где делают деньги?», «Из чего делают деньги», «Фальшивые деньги»

Усваиваемые понятия: монетный двор, фальшивомонетчик, подделка монет.

«Валюта»

Игровые занятия и ситуации: «Путешествие денежки», «Весёлые задачки от гнома – эконома»

Усваиваемые понятия: валюта, перевод рубля в денежные знаки других стран.

Блок 2: «Экономика и труд»

Тематическое планирование занятий.

Тематика занятий

Формы проведения и краткое содержание занятий

«Товар»

Игры – занятия: «Из какой книги пришёл товар?», «Необычные путешествия», «Какие бывают товары»,

Усваиваемые понятия: товар, виды товаров

«Производство товара»

Игровые занятия и ситуации: «Заводы нашего города», «Где производят товары», «Товары и услуги», «Предприятия нашего города, где выпускают товары»

Усваиваемые понятия: производство товара, чем отличаются товары от услуг.

«Товар и цена. Изделие»

Игры – занятия: «Мы играем в магазин», «Задавай вопрос», «Как поступить?», «Народные промыслы Южного Урала», «Чей сувенир?», «Путешествие в страну товаров», «Изготавливаем изделие»

Усваиваемые понятия: изделие, сувенир, товар, цена товара, экспорт, импорт

«Обмен товаров, купля – продажа. Бережное отношение к товару»

Игровые занятия и ситуации: «Бартер», «Путешествие товаров», «Путешествие товаров в разные страны», «Желанная покупка», «Делаем сами своими руками», «Как беречь товар?»

Усваиваемые понятия: покупка, обмен товара на деньги, сувенир, что значит продать товар, какой товар можно продать?

Блок 3. «В мире экономических профессий»

Тематическое планирование занятий

Тематика занятий

Формы проведения и краткое содержание занятий

«Товар. Продавец товара»

Игры – занятия: «Играем в магазин», «Супермаркет», «Как узнать», «Где продаётся товар?»

Усваиваемые понятия: профессия продавец, продавец – кассир, продавец – кассир

«Реклама. Рекламист»

Игровые занятия и ситуации: «Как можно узнать о товаре?», «Угадай, какая это профессия», «Рекламное агентство. Кто работает в рекламном агентстве?», «Реклама – двигатель торговли», «Конкурс рекламных роликов»

Усваиваемые понятия: реклама, рекламист, рекламодателей, рекламный ролик

«Банк. Банкир»

Игровые занятия и ситуации: «Дом, в котором живут деньги», «Какие бывают банки?», «Что такое кредит?», «Виды кредитования»

Усваиваемые понятия: банкир, банк, кредитор, кредитование.

Процесс экономического воспитания в рамках программы реализуется через различные формы, методы его организации:

Формы проведения занятий:

– дидактические игры,

– игровые ситуации,

– сюжетно-ролевые игры,

– вечера досуга и развлечения

-творческое рисование

Методы:

– анкетирование,

– рассказ,

– беседа – показ,

– сказкотерапия.

Деятельность по экономическому воспитанию детей в процессе реализации программы «Дорога в жизнь» невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Накопленный мною опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности школы и семьи по экономическому воспитанию детей. К ним относятся:

– информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в семье и школе;

– участие родителей в мероприятиях по экономическому направлению;

– создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;

– организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества семьи и школы.

Таким образом, только совместная деятельность учебного заведения и семьи обеспечит хорошие результаты и будет способствовать более ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Источники:

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2001

Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 2000

Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика». Методическое пособие для учителей начальных классов. М.: «ЭКСМО», 2000

Инфоурок [Электронный ресурс]. Саяпина Г.Н. Программа дополнительного образования “Экономика в начальных классах” (2-4 классы), – 2015г., URL: https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-ekonomika-v-nachalnih-klassah-klassi-560809.html

Учебно – методический кабинет[Электронный ресурс]. Хамидулина А.И. Рабочая программа внеурочной деятельности по экономике для учащихся начальных, – 2016 г., классов URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/almira-idrisovna-hamidulina/rabochaja-programa-po-yekonomike.html

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Воспитательный час на тему “Экономические знания-в жизнь”

    Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом»

    «Экономические знания-в жизнь»

    (конспект занятия)

    Направление:социальное воспитание

    Раздел:экономическое воспитание младших

    школьников детского дома.

    Обухова Светлана Анатольевна,

    воспитатель

    Красноярский край,г.Сосновоборск,2016г.

    Тип занятия:вопитательный час.

    Форма проведения: экономическая игра.

    Цели:

    -расширять объем экономических знаний;

    –способствовать развитию деловых качеств: бережливости, практичности;

    -развивать познавательный интерес и смекалку, внимание и мышление;

    Методы и приемы:

    -Сообщение цели урока.

    -Путешествие в страну экономических знаний.

    -Проблемные вопросы.

    -Объяснения.

    -Рефлексия.

    Оборудование:

    -карточки с экономическими терминами;

    -схема кроссворда,

    -красочно оформленное название темы,

    -мультимедийный материал(м/ф «Уроки тетушки Совы»).

    Ход занятия:

    I.Ознакомительная беседа.

    «ЧТОЯДАМ»

    Телеграмма! Телеграмма!

    Я глазам не верю прямо!

    Выезжает, вылетает,

    Прибывает в гости к нам

    Знаменитый Чтоядам!

    Тут сбежалась вся квартира:

    Дядя Боря, тетя Ира,

    Мама, бабушка и дед,

    В двери выглянул сосед:

    – Это правда или нет?!

    Даже папа, слыша это,

    Прибежал из кабинета:

    – Неужели Чтоядам

    В самом деле едет к нам?

    – Да! – сказала мама. –

    Вот же телеграмма!

    Тут сосед, и дед, и дядя

    Закричали, в окна глядя:

    – Самолет!..

    Я взглянул, и в этот миг

    С самолета кто-то – прыг!

    Знаменитый Чтоядам

    Прямо с неба прыгнул к нам.

    И к нему наперегонки

    Все мальчишки, все девчонки:

    – Чтоядам! Чтоядам!

    Ты привез игрушки нам?

    – Мчался я, как на ракете,

    Я привез вам все на свете!

    В чемодане у меня

    Три машины, два коня,

    Самолет и самокат,

    Шоколад и мармелад…

    Подбегайте, подходите!

    Выбирайте, что хотите!

    Тут волшебник Чтоядам

    Раскрывает чемодан.

    Гладит каждому макушку,

    Дарит каждому игрушку.

    – Подходите, хватит всем!

    Все дарю вам насовсем!

    – Это замечательное стихотворение больше похоже на быль или на сказку?

    – Можем ли мы в реальной жизни приобрести что-либо, не заплатив за товар? (Нет)

    – Если нам необходим какой-либо предмет, как мы действуем в этом случае? (Идем в магазин, на рынок, покупаем необходимую вещь)

    Вывод: так вот мы и поговорим с вами, что же такое товар, деньги, экономика, партнеры и партнерство, бартер и сделка, собственность и какая она бывает.

    II. Основная часть занятия.

    Люди всегда обменивались товаром – мебель на одежду, одежду на фрукты и овощи, фрукты и овощи на хлеб и т. д. Но не всегдаможно было найти нужный товар на обмен. Чтобы было легче менять, люди изобрели деньги. Теперь на них очень многое можно купить. А на свете так много полезных и красивых вещей! Где же сейчас можно взять деньги? Способов много. Читали Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? Что сказал Дядя Федор? (Пойдем искать клад)

    Можно процитировать отрывок.

    Клад – это, конечно, замечательно, но весьма несерьезно. Люди зарабатывают деньги своим талантом, знаниями, умением.

    Все хотят сделать прическу у ловкого парикмахера, посмотреть на знаменитого фокусника, попасть к мудрому врачу. Тысячи людей собираются, чтобы подивиться на силачей, поднимающих тяжелые штанги, чтобы послушать певцов и музыкантов, увидеть картины великих художников.

    Чтобы денег было достаточно, надо уметь делать нужные людям вещи: красивую посуду, вышитые полотенца, теплую одежду, удобную обувь, разноцветные карандаши и др. Тогда люди охотно отдадут за такой труд свои деньги.

    1) Итак, что же такое экономика? (От греческого «oikonomike», буквально – искусство ведения домашнего хозяйства)

    – Что, значит, заниматься домашним хозяйством? (Грамотно распределять семейный бюджет)

    Сейчас слово экономика означает плановое ведение хозяйства страны. Где тоже нужно готовить продукты, шить одежду, делать игрушки, выпускать книги, строить дома для всех жителей, прокладывать дороги.

    2) Знакомство с понятием «собственность».

    – Что же это такое собственность? (Собственность – это то, что принадлежит одному человеку или группе людей)

    – Ребята назовите свои личные вещи. (Пальто, платье, обувь, книги, игрушки и т. д)

    У каждого из вас есть личные вещи – они принадлежат только вам. Это ваша личная собственность. (На столе лежат различные вещи детей)

    Ребята, разберите свои личные вещи, личную собственность.

    (Дети разбирают)

    Дом или квартира, машина, дача, гараж – это личная собственность ваших родителей, личная собственность вашей семьи.

    А театры, дороги, вокзалы, школы – это принадлежит государству и является государственной собственностью.

    – Так какая же бывает собственность? (Собственность бывает личная и государственная)

    3) Знакомство с понятием «товар».

    – Когда собственность становится товаром?

    У вашей семьи есть машина, но родители решили ее продать, и машина из собственности превращается в товар.

    Один предприниматель хочет купить в личную собственность у государства или другого лица, например, здание кинотеатра, это здание становится товаром.

    Вы занимаетесь коллекционированием марок. У вас есть одинаковые марки, и вы захотели одинаковые поменять на новые. Ваши марки становятся товаром.

    – Что же такое товар?

    Товар – продукт труда, произведенный для обмена (продажи).

    4) Деньги, партнеры, бартер, сделка.

    – Ваши родители решили продать машину. Что они хотят получить? (Деньги)

    – Что же такое деньги? (Деньги – это ценные бумаги)

    Родители находят покупателя и договариваются о цене, о времени продажи, о сроке выплаты. Они заключили сделку и стали партнерами.

    Вы решили поменять одни марки на другие, без участия денег. Обмен товара без участия денег называется бартер. А такой договор называется бартерной сделкой.

    2. Ролевые игры.

    Обыграть ситуации:

    Покупатель – продавец

    Маша вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша – продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.

    Партнеры

    Вова хочет продать музыкальный диск, Коля хочет купить музыкальный диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продает, значит, они произведут сделку.

    Бартерная сделка

    У Оли книги и у Тани есть книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются об обмене книг, то есть друг с другом меняются. Они произвели бартерную сделку.

    2) Разгадывание кроссворда.

    1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

    2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

    3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

    4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

    5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

    6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

    7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

    3) Чтение по ролям стихотворения A. Л. Барто «Копейкин».

    Автор.

    В будний день и выходной

    Раздается за стеной:

    Брат. Ты возьмешь меня на пляж?

    Копейкин. Что ты мне за это дашь?

    Сестра. Очини мне карандаш!

    Копейкин. Что ты мне за это дашь?

    Автор.

    Алексей пришел из школы,

    Это он ведет торги.

    (Знаю я Алешин голос,

    Узнаю его шаги)

    Он со всех взимает плату.

    Застегнул штанишки брату –

    Взял с него за попеченье Полпеченья.

    Дед. Подними очки, голубчик! –

    Автор.

    С просьбой дедушка к нему.

    Отвечает милый внучек.

    Копейкин. Дашь десятку – подниму.

    Автор.

    Алексей пришел из школы.

    Он теперь придумал так.

    Копейкин.

    Если выучу глаголы,

    Сам себе даю пятак.

    Если выучу приставки,

    Я потребую прибавки.

    Автор.

    В будний день и в выходной

    Раздается за стеной.

    Отец.

    Алик, дедушке поможешь

    На восьмой дойти этаж?

    Алексей, отца уважь!

    Автор. А в ответ одно и то же.

    Копейкин. Что ты мне за это дашь?

    – Что можно сказать о поступке Алексея?

    – Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение? (Экономика и жадность (скаредность) -разные понятия)

    III. Заключительная часть

    Что же такое ЭКОНОМИКА?Давайте послушаем мудрую Тетушку Сову.

    (просмотр м/ф, обсуждение)

    Итак,ребята,что же нового и полезного мы сегодня узнали?

    Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.

    Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

    Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело – наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо учиться. Успехов вам!

    infourok.ru

    Экономическое образование и воспитание младших школьников

    Библиографическое описание:

    Хаустова В. Н., Науменко Н. А., Солошенко Н. Н. Экономическое образование и воспитание младших школьников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13847/ (дата обращения: 11.01.2019).

    

    Современному человеку сложно прожить без экономических знаний. Экономика пронизывает всю жизнь человека с рождения и до самого конца. Наша работа по экономическому воспитанию детей — попытка вооружить детей экономическими знаниями, научить их меньше совершать ошибок в сложном взрослом мире и разумному подходу ко многим хозяйственным проблемам. Добиться успеха в условиях рыночной экономики сможет тот, кто научился определять цель деятельности, предвидеть варианты достижения этой цели, анализировать результаты деятельности, преодолевать возникшие трудности

    «Экономическое образование и воспитание учащихся младших классов на уроках и внеклассных занятиях» отвечает требованиям современного образования, т. к. экономическое воспитание — часть целостного воспитательного процесса. Основная его функция — содействие постижению ребенком культуры современного общества. Экономическая культура характеризуется развитием экономического мышления, свободным владением экономическими понятиями и категориями. Погружение ребенка в мир экономики основывается на двух подходах: а) репродукция известного человечеству опыта; б) открытие истин в моделируемых и приближенных к реальной жизни ситуациях.

    В младшем школьном возрасте закладываются основы экономической культуры. Об эффективности этого процесса свидетельствует уровень экономической воспитанности детей. Экономическая воспитанность включает следующие компоненты: экономические знания, экономические умения, нравственные качества личности. Усвоение младшими школьниками экономических знаний начинается с наблюдения за отдельными явлениями, с ознакомления с фактами, которые ученик видит, выделяет, сравнивает.

    Экономическое воспитание многосторонний, сложный процесс. С одной стороны широкий экономический кругозор, высокоразвитые умения, способствующие нравственному воспитанию личности, а с другой — младшие школьники накапливают знания, умения, стремятся достигать в ежедневной практической деятельности определенных результатов. Наука и практика располагают значительным потенциалом, особенно в плане разработки методического аспекта вопроса. Современное воспитание призвано обеспечивать развитие личности и что управлять следует не личностью, а процессом ее развития. В связи с этим основными чертами проекта являются:

    1. Технологическое оформление способов педагогической деятельности, направленных на реализацию личностно-деятельностного подхода в воспитании.
    2. Приоритет практического аспекта экономического образования над теоретическим.
    3. Интеграция экономических знаний, усвоенных в ходе учебного процесса.
    4. Системность в усвоении знаний и приобретении умений.

    Нами разработан структурный план «Экономическая азбука», который позволяет актуализировать, систематизировать, расширять знания детей в области экономики, усвоенные на уроках. Практика показывает, что ориентация в финансовых вопросах невозможна без знаний и опыта, приобретенных в детстве. Не только слова, но и обстоятельства должна прививать понятия о том, как зарабатывать и ценить деньги. Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должны быть тайной для ребенка. Дети принимают участие в обсуждении семейного бюджета. В первом классе проводим игру «Посчитаем, сколько дел» 2–3 раза в год, привлекая к сотрудничеству родителей. Задача этой игры заключается в том, чтобы выявить круг домашних обязанностей детей и степень их вовлеченности в работу по дому. Эта игра воспитывает у детей интерес к домашним обязанностям. Дети рассказывают, какие домашние поручения они выполняют (уборка помещений, мытье посуды, покупка продуктов, уход за домашними животными, растениями). Количество постоянных обязанностей детей увеличивается.

    Для проведения практикума «Сколько стоит» проводим подготовительную работу. Заранее просим детей уточнить у родителей цену, количество потребляемых семьей продуктов питания. Затем идем на экскурсию в школьную столовую. Дети узнают, из каких продуктов готовятся школьные завтраки и обеды. Как итог: дети вместе с родителями заполняют таблицу и вычисляют стоимость завтрака. А на следующем уроке математики решаем задачи, используя данные таблицы «Завтрак». Детям объясняется значение слов «стоимость», «товар», «цена».

    Как показывает практика, активизации интереса детей к экономическим явлениям, способствуют задания поискового характера. Так на занятии «Потребности и возможности» формируются представления о потребностях, как желаниях и нуждах человека. Весь класс делится на микрогруппы, которые получают задания, выполняют работу и делают выбор. При этом дети узнают профессии людей, которые помогают удовлетворить потребности человека.

    При проведении мероприятий по экономическому воспитанию стремимся к достижению оптимального сочетания видов деятельности. На каждом занятии дети включаются в познавательную, игровую, трудовую деятельность. При этом стоит отметить, что индивидуальные познавательные процессы, проявление и развитие способностей ребенка происходит в общении и в совместной деятельности с другими людьми.

    Необходимо знакомить учащихся с экономическими терминами, что способствует усвоению детьми понятийного аппарата, развитию экономического кругозора. Развитие экономического кругозора учащихся проявляется не только в расширении словарного запаса и усвоения новых экономических понятий, но и в качественных изменениях.

    Активизации интереса у детей к экономическим явлениям способствуют задания поискового характера, а также многообразные формы организации совместной деятельности детей и взрослых. Включение учащихся в деятельность обеспечивает их знакомство с реальной жизнью, вырабатывает умение пользоваться знаниями, как результатом собственного опыта.

    В ходе опыта выявлены условия эффективности экономического воспитания младших школьников. Это включение детей в различные виды деятельности; определение содержания, форм и методов организации деятельности детей, соответствующих их возрасту, опора на личный опыт ребенка.

    Проводя наблюдения за детьми, мы пришли к следующим выводам:

    1) у учащихся значительно повышается уровень знаний по основным предметам;

    2) повышается уровень интеллектуальной деятельности;

    3) наблюдается рост познавательных интересов;

    4) происходит эмоциональное развитие детей;

    5) значительно возрастает творческая активность;

    6) значительно улучшается качество знаний по предметам.

    Литература:
    1. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. — М., 2003.
    2. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике / Сост. Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова. -М., 2003.
    3. Кунгурова Н. И. Экономика: занимательная и полезная: Пособие для учителя. Мн., 2007.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экономическое воспитание, знание, поисковый характер, реальная жизнь, семейный бюджет, экономическая культура, экономическое образование.

    Похожие статьи

    Формирование экономической культуры учащихся…

    экономическое образование, экономическая культура школьников, формирование, знание, экономическая культура школьника, экономическая культура учащихся, учебный процесс, экономическая культура

    Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    В статье дается обоснование одному из способов экономического воспитания — игре, и состояние данного способа в современное время. Ключевые слова: экономика, культура, игра. Keywords:economy,culture, game.

    Значение экономического образования школьников для…

    Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное

    Формирование экономической культуры учащихся… Обобщенный опыт обучения экономике и воспитания экономического мышления у подростков.

    Базисные экономические представления детей как…

    Традиционное экономическое воспитание и образование как единый процесс формирования экономического мышления, развития деловых

    Чем старше дети, тем активнее они в решении многих экономических вопросов: распределении семейного бюджета, составлении меню…

    Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале…

    В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление, приобретаются определённые экономические навыки, которые пригодятся ему в жизни. Основной задачей родителей и воспитателей является…

    Формирование экономических представлений у младших…

    Экономическое образование и воспитание младших…

    экономическое образование, экономическая культура школьников, формирование, знание, экономическая культура школьника, экономическая культура учащихся, учебный процесс, экономическая культура

    Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

    Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая

    экономическое образование, экономическая культура школьников, формирование, знание

    экономическое мышление, деньга, родитель, подросток, школа, бюджет семьи, моя…

    Формирование основ экономического воспитания

    Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

    Теоретические подходы в экономическом воспитании

    экономическое воспитание, деньга, ребенок, экономика, товар, семья, реклама, личное подсобное хозяйство, категория, бюджет семьи.

    moluch.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *