Элективный курс в школе что это – Элективный курс по алгебре (10 класс) по теме: Что такое элективные курсы. | скачать бесплатно

Содержание

Элективные курсы в системе школьного математического образования

Важным аспектом организации профильного обучения в старшей школе является проектирование и реализация элективных курсов в образовательном процессе. Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения профильного обучения. Элективные курсы представляют собой обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Особенность элективных курсов состоит в том, что учащийся из предложенного набора курсов может выбрать те, которые ему интересны или нужны с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности. Как только курс выбран, он становится нормативным, то есть учащийся обязан его посещать и выполнить по нему соответствующую отчетную работу (сдать зачет, защитить проект и т.д.).

Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой. Элективные курсы должны быть построены на принципах: практической направленности и дифференцированного подхода, а также использования новых педагогических и информационных технологий в обучении.

Приведем существующие типы элективных курсов. По классификации В.А. Орлова среди элективных курсов можно выделить предметные, межпредметные (интегративные), а также курсы, не входящие в базисный учебный план [7].

Предметные элективные курсы по математике можно разделить на две группы. К первой группе относятся элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение математики и имеющие с ее базовым  курсом как тематическое, так и временное согласование. Выбор такого элективного курса позволит изучить математику не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы математики углубляются более или менее равномерно. Примером такого элективного курса может стать курс «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)» или «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики». Содержание таких курсов рассчитано на учащихся физико-математического или естественнонаучного профилей, а также предъявляет к учителю требования знаний основ высшей алгебры, поскольку уровень сложности предлагаемых для решения задач в курсе очень высокий. Содержание курса может служить хорошей основой для обобщения и систематизации математических знаний учащихся и подготовки к единому государственному экзамену.

            Ко второй группе относятся элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы математики, входящие в обязательную программу. Примерами таких курсов могут быть: «Алгебра и теория пределов» [4], «Красавицы функции и их графики» [15], «Многогранники» [12], «Изображение пространственных фигур» [11], «Избранные вопросы геометрии: обобщения и применения теоремы Пифагора»,  «Основы комбинаторики», «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» [3], «Элементы математической статистики», «Элементы теории вероятностей», «Элементы логики» и др.  Очевидно, что в элективных курсах данного типа выбранная тема изучается глубже, чем это происходит при выборе учеником элективного курса повышенного уровня.

Курсы, не входящие в базисный план делятся на:

ü    Элективные курсы, посвященные истории развития математики и основных ее разделов.Например: «История теории вероятностей» или «Мир, математика, математики (историческая реконструкция элементарной алгебры и математического анализа)», «Математический язык через призму естественного языка или язык математики». Содержание последнего посвящено истории написания цифр, способам изложения доказательств, а также элементам математического языка, вошедших в общую культуру человека.

ü    Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Например, «Табличные методы в логике» [2], «Графы», «Элементы теории множеств», «Элементы теории игр», «Формальная логика» [13], «Логика» [5], «Исследовательская и проектная деятельность школьников» [14], «Математическая культура школьника», «Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике» [6] и др.

Межпредметные элективные курсы подразделяются на:

ü    Прикладные элективные курсы, цель которых – познакомить учащихся с важнейшими методами применения математических знаний на практике, а также развить интерес у учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов: «Мировоззренческие аспекты математики» [9], «Геометрическое моделирование окружающего мира» [8], «Курс прикладной математики с изучением основ экономики», «Математика в архитектуре» и др.

ü    Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.Примерами таких курсов могут быть: «Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов», «Геометрическое моделирование окружающего мира», «Математические модели и методы в естествознании и технике» и др.

ü    Элективные курсы, посвященные изучению методов решения математических задач,составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

ü    Междисциплинарные элективные курсы,например «Математические основы информатики» [1], который адресован учащимся классов физико-математического профиля, интересующихся информатикой и для старшеклассников информационно-технологического профиля. Содержание курса носит интегративный характер, а его освоение предполагает формирование системы междисциплинарных связей, например, как в элективном курсе «Основы компьютерной алгебры» [10].

Далее обратимся к функциям элективных курсов. Элективные курсы служат «надстройками» профильного курса математики. Именно за их счет такой дополненный про­фильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (или класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углуб­ленным изучением математики).

Элективные курсы призваны развивать содержание базового курса математики, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по математике. Они также способствуют удовлетворению познавательных интересов в раз­личных областях деятельности ученика и поддер­живают изучение основных профильных предметов на заданном государственным образовательным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математи­ческая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики.

И, наконец, элективный курс важен для внутрипрофильной спе­циализации обучения и для построения индивидуальных образователь­ных траекторий учащихся.          Элективные курсы дол­жны помочь учащемуся в решении двух важнейших задач. Первая из них – создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.Вторая задача – помочь старшекласснику, совершившему первона­чальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Развивающая функция элективного курса состоит в том,  что содержание курса не должно дублировать содержание учебной программы, что позволяет учащемуся изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Познавательная функция осуществляется через удовлетворение познавательных интересов старшеклассников в определенной образовательной области. Ориентирующая, или ориентационная функция элективного курса состоит в том, что он создает условия, для того, чтобы учащийся связал направление своего дальнейшего обучения с определенным видом профессиональной деятельности или отказался от него. Учащийся должен оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

По отношению к школьному учителю элективный курс выполняет стимулирующую функцию. Посредством повсеместного введения элективных курсов в учебный план школы в ближайшем будущем учителя будут поставлены перед необходимостью осваивать современные образовательные технологии, потому иного пути для проектирования и проведения элективных курсов нет. 

 

Литература:

1.                  Андреева Е.В. «Математические основы информатики: элективный курс», методическое пособие, Бином,2007, 312с.

2.                  Антонова О.А. «Табличные методы в логике», издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2003, 254 с.

3.                  Гомонов С.А. «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения», Дрофа, 2007, 159 с.

4.                  Епихин В.Е. «Алгебра и теория пределов: элективный курс», методическое пособие, Бином, 2006, 352 с.

5.                  Ксенофонтов В. «Логика», изд-во РАГС, 2008, 91 с.

6.                  Монахов В.М., Беляева Э.С., Краснер Н.Я. «Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике», 1978., 176 с.

7.                  Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения// http://www.college.ru. – [Электронный ресурс].

8.                  Орлов В.В., Подходова Н.С., Ермак Е.А., Иванова И.А. «Геометрическое моделирование окружающего мира 10-11 классы», хрестоматия, 2007, 176 с.

9.                  Павлова С.Н. Программа элективного курса для учащихся гуманитарных профилей 10-11-х классов «Мировоззренческие аспекты математики» //Практика административной работы в школе.-2007.-№1.-С.31-33.

10.              Поднебесова Г.Б. «Основы компьютерной алгебры», Элективный курс, методическое пособие, изд-во Бином, 2009. – 47 с.

11.              Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Изображение пространственных фигур», элективный курс, М.Мнемозина,2007, 63 с.

12.              Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Многогранники»: элективный курс. 10-11 кл.,  М. Мнемозина, 2007.

13.              Сухова Я.Ю. Формальная логика: элективный курс//Профильная школа.-2006.-№3.-С.31-33.

14.              Тлиф В.А. Программа элективного курса для профильных классов общеобразовательной школы «Исследовательская и проектная деятельность школьников» // Исследовательская работа школьников//2006.-№3.-С.109-116.

15.              Токарчук Н. «Красавицы функции и их графики», серия «Элективный курс», изд-во «Корифей», 2006, 80 с.

 

moluch.ru

Элективные курсы

Министерство образования

Российской Федерации

(Минобразование Росси)

Департамент общего

и дошкольного

образования

№ 14-51-277/13 от 13.11.2003

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Департамент общего и дошкольного образования направляет информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Приложение: на 3 л.

Руководитель Департамента А.В. Баранников

Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале «Профильная школа».

studfiles.net

Методические особенности преподавания элективных курсов в условиях профильной школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Вводная часть.

Современные инновационные стратегии образования в основном определяются тремя уже очевидными для всего мирового сообщества процессами цивилизационных изменений:

  • переходом к постиндустриальному, информационному обществу;
  • глобализацией;
  • построением гражданского общества.

Становление информационного общества как одной из основных глобальных инноваций XXI века требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. Введение предпрофильной подготовки в 8-9-х классах общеобразовательной школы и профильного обучения в 10-11-х классах позволяет создать условия для осознания самообразования и самообучение в качестве ведущий формы образования и осознать ценность и значимость образования и выбора своего пути, соответственно поддерживает и введение портфеля индивидуальных достижений учащихся. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика – собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и другие.

Основная часть.

Прилагательное «элективный» в переводе латинского означает «избранный, отобранный». Любой курс, названный в учебном плане элективным, должен выбираться.

Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал может дать материал, который позволит педколлективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом.

Мы сегодня живем в такое время, когда доступность к информации является массовой. Следствием этого стало то, что современный учитель (это, кстати, является общемировой тенденцией) утерял позицию «неисчерпаемого источника знаний», «проводника в храм науки». Если раньше учитель должен был отвечать на все вопросы, которые ему ставили ученики, то теперь он этого сделать не может. Сегодня учитель призван создавать условия, ситуация, способствующие освоению учеником способов приобретения информации и научить ученика эффективно работать с ней. В учебном плане любой школы должно быть место для свободной творческой образовательной работы. Планируется, что это место в современно отечественной школе должны занять элективные курсы. Элективные курсы представляют собой своеобразное место учительского поиска, рефлексии, то есть – самообразования.

Профильная школа – «организм», который должен быть устроен так, чтобы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен.

Каждый педагогический коллектив, создавая проект старшей школы, должен понимать, что реализуемая им образовательная программа должна учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит вуза и самого старшеклассника.

Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), который ученику ближе, интереснее.

Включение в Базисный учебный план элективных курсов – действие для российской школы инновационное. Элективные курсы позволяют получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта. Школа получает возможность вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения. Учителя получают возможность поработать не так, как обычно. Элективные курсы могут быть пробные, ориентационные и углубляющие. Любой элективный курс – авторский. Содержание программы курса по выбору, прежде всего, зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе. Какие бы задачи ни сформировал перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий:

  • курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы;
  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;
  • курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видом деятельности;
  • курсы должны по возможности опираться на какое-либо, что позволит исключить монополию учителя на информацию.

Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • на каком содержательном материал, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки;
  • чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса;
  • какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс;
  • какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности;
  • какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса;
  • чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Ответив на все эти вопросы, учитель фактически подготовиться к составлению пояснительной записки к программе. После этого можно приступить к календарному планированию.

Учителя, работающие в современной российской школе должны получить практику работы с принципиально новыми учебными программами, пособиями. Нужно обучать учеников приемам самостоятельного поиска, формирование обобщенных интеллектуальных и практических умений. Начать решать указанные ученические и учительские задачи можно только на уроках, «свободных от стандарта», то есть – на элективных курсах.

Учитель истории, он же учитель обществознания, может предложить школьникам курс по выбору, который не только сориентирует выпускников в выборе профессии, но и будет способствовать становлению ценностных ориентаций и качеств личности, актуальных для жизни в современном мире.

Предпосылки построения гражданского общества вносят серьезные изменения во многие сферы деятельности человека, особенно существенные в образование, которые как социальные институт служит основой норм и ценностей общественной нравственности, правовой культуры и правовой компетентности и, в целом, воспитания, гражданина.

Преследуя названные цели, в 2005-2006 учебном году я открыла элективные курсы «Граждановедение». При составлении плана я ориентировалась приблизительно на такую схему:

  1. Система диагностических заданий на «входе» и «выходе» элективных курсов.
  2. Рабочие листы, раздаточные и дидактические материалы.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Список литературы.
  5. Список тем для итоговых творческих работ учащихся.
  6. Критерии оценки творческих работ, учебных достижений учащихся на элективных курсах.

После представления тематического плана, надлежащего списка литературы по граждановедению администрация школы разрешила открыть элективный курс по граждановедению. Более двадцати учащихся стали посещать данный курс. Класс свой мы назвали 9 «Эль». Кроме основной работы согласно планированию предусматривалась практическая часть: посещение судебных процессов, встречи с судьями, прокурором района, начальником РОВД, адвокатами и т. д. Курс как бы был юридической направленности.

Прослушав основной материал, ребята стали готовить и накапливать свои портфолию. Для сбора портфолио были названы темы итоговых творческих работ, например: «Нация человека. Кто и как защищает наши права», «Личность. Что это такое?», «Терроризм – угроза XXI века» и т.д.

Ребята успешно справились с заданиями и на общешкольной научно-практической конференции по элективным курсам многие из них блестяще защитились. Действительно, я убедилась в том, что обучение должно быть успешным. В школе после этого появилось много детей, желающих завести свое собственное портфолио.

Формы контроля за знаниями в период проведения курсов были самые разнообразные: викторины, сообщения, составление кластеров, игра в ассоциации, проблемные задачи, вопросно-ответные упражнения, зачеты, круглые столы.

Основные формы контроля уровня достижений учащихся:

  • безотметочная система;
  • зачет – незачет;
  • определение рейтинга;
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • тесты;
  • проектные работы, их презентация.

Элективные курсы учат учиться, требуют творчески мыслить и работать, приучают к самостоятельности и ответственности.

Примерное планирование курса «Граждановедение» с элементами авторской программы.

Раздел 1. «О человеке и гражданине».

  • Что такое личность?
  • Человек культура.
  • Российское гражданство (Понятие гражданин. Гражданство. Двойное гражданство).
    Круглый стол «Я – гражданин России».
  • Правоспособность и дееспособность гражданина.

Раздел 2. «О правах и свободах гражданина».

  • ООН и международно-правовые акты.
  • Политические права и свободы.
  • Экономические права и свободы.
  • Культурные права.
  • Международные и национальные механизмы защиты прав человека.

Раздел 3. «Гражданин и государство» (Конституция РФ)

  • Конституция – договор между гражданами.
  • Суверенитет РФ.
  • Россия – федеративное государство.
  • Проблемы федерации.
  • Демократическая государственная власть
  • Разделение властей.
  • Президент РФ и его полномочия
  • Федеральное Собрание.
  • Правительство РФ, РД.
  • Высшие судебные органы и прокуратура.

Раздел 4. «Современная семья».

  • Заключение брака (из книги «Семья и нравственность», общие и Этнопсихологические аспекты, авторы А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Балуева, Грозный, 2003).
  • Имущественные права и брачный договор.
  • Женщина в обществе и семье (стр.33-34)
  • Мужчина в обществе и семье (стр.33-48)
  • Расторжение брака. (По курсу обществознания)

Раздел 5. «Что такое гражданское право?»

  • Что такое гражданское право?
  • Право собственности.
  • Купля-продажа.
  • Права потребителей.
  • Защита прав потребителя.
  • Банковский вклад.

Раздел 6. «Преступления и наказания»

  • Уголовная ответственность.
  • Корыстные преступления.
  • Преступления против здоровья и жизни.
  • Судебное разбирательство.

Темы для портфолио:

  • «Нации и национальные отношения».
  • «Коррупция и взяточничество».
  • «Толерантность в современном обществе».
  • «Личность. Статус личности».
  • «Права человека. Кто и как защищает наши права».

Литература:

  1. Граждановедение, учебник для средней школы, Ассоциация авторов и издателей «Тандем», г. Москва,1998.
  2. Основные права, элективный курс по изучению правовых дисциплин, издательство «Панорама», автор: Хорошенного А.В., 2006.
  3. Градановедение. Наш выбор: без наркотиков., 9-11-е классы, авторы: А.Н. Мусаев, М.А. Дальсаев, Э.А. Исаев, г. Москва, Молодая гвардия, 2005.
  4. «Семья и нравственность; Общие и этнопсихологические аспекты», авторы: А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Булуева, г. Грозный, Г.У. «Книжное Издательство», 2003.
  5. Право и политика, « Просвещение», г. Москва, 2000, г. Волгоград, 2006.
  6. Обществознание, 9-й класс, поурочное планирование, по учебнику Л.Н. Боголюбова, г. Волгоград, 2006.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

МБОУ Асекеевская СОШ – Элективные курсы

Что такое элективный курс?

Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности.

 

Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Основная функция курсов по выбору – профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса – 34 часа, по 2 часа в неделю.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

  1. Реализация учеником интереса к учебному предмету.
  2. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.
  3. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

  1. Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий.
  2. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
  3. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю.

То есть ориентационные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний.

Особенностями курсов по выбору в 9 классах, являются нестандартизированность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными.В 10-11-х классах количество элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой.

Элективные курсы  в 10-11-х классах выполняют три основные функции:

  1. «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;
  2. развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
  3. способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Таким образом, можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

  1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.
  2. Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
  3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективный курс, в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов. Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

 

Программы элективных курсов на 2017-2018 учебный год

  1. Рабочая программа элективного курса “Риторика” 1-4 класс
  2. Рабочая программа элективного курса “Секреты орфографии” 5 класс
  3. Рабочая программа элективного курса  “Занимательная математика” 6 класс
  4. Рабочая программа элективного курса  “Математика без границ” 6 класс
  5. Рабочая программа элективного курса “Математика учит рассуждать” 7 класс
  6. Рабочая программа элективного курса “Практикум по математике” 8 класс
  7. Рабочая программа элективного курса “Анатомия человека” 8 класс
  8. Рабочая программа элективного курса “В мире географии” 9 класс
  9. Рабочая программа элективного курса “Вероятность и статистика, комбинаторика” 10 класс
  10. Рабочая программа элективного курса “Теоретические основы биологии” 10 класс
  11. Рабочая программа элективного курса “Решение задач повышенной сложности” 10 класс
  12. Рабочая программа элективного курса “Технология ведения дома и семьи” 10 класс
  13. Рабочая программа элективного курса “Способы решения уравнений и неравенств” 11 класс
  14. Рабочая программа элективного курса “Решение задач повышенной сложности” 11 класс
  15. Рабочая программа элективного курса “Личность в истории” 11 класс
  16. Рабочая программа элективного курса “Человек и общество” 11 класс

 

    asosh07.ucoz.ru

    §2. Элективные курсы в системе образования профильной школы. Элективные курсы

    Похожие главы из других работ:

    Апробация специального курса по обществознанию “Основы социально-гуманитарных дисциплин”

    1. Элективные курсы

    Изучение функций и их графиков на элективном курсе по алгебре в 9 классе

    Глава I. Элективные курсы в профильном обучении

    Элективные курсы (курсы по выбору) – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, позволяющий удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе…

    Организация и содержание элективного курса “Основы теории вероятностей и математической статистики” в классах оборонно-спортивного профиля

    Глава 1. Элективные курсы в профильной школе

    Организация и содержание элективного курса “Основы теории вероятностей и математической статистики” в классах оборонно-спортивного профиля

    1.3. Элективные и факультативные курсы

    Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним…

    Разработка элективного курса “Моделирование в среде Macromedia Flash” для профильного обучения в старших классах

    1.3 Элективные курсы

    Разработка элективного курса “Физические основы теории протекания” для старших классов профильной школы

    Глава 1. Элективные курсы в современной школе

    В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения…

    Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля

    1.1 Элективные курсы в современной школе

    Решение уравнений и неравенств с использованием свойств функций на элективном курсе по математике в старших классах общеобразовательной школы

    §1.Элективные курсы

    Элективные курсы по математике (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы…

    Элективные курсы в профильном обучении

    Глава 1. Элективные курсы в профильном обучении

    Элективные курсы в профильном обучении

    1.3 Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

    Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора…

    Элективный курс “Средние величины и средние значения” для учащихся 9 классов

    Глава I. Элективные курсы в системе предпрофильного обучения

    Элективный курс “Средние величины и средние значения” для учащихся 9 классов

    § 2. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

    Среднее общее образование – это завершающая ступень общего образования, которая должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению…

    Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему “Квадратные уравнения и неравенства с параметром”

    Глава I. Элективные курсы в профильном обучении

    Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему “Квадратные уравнения и неравенства с параметром”

    1.3. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

    Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора…

    Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему “Квадратные уравнения и неравенства с параметром”

    1.7. Элективные курсы в образовательной области «Математика»

    Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. В середине прошлого века в старших классах отечественной школы много внимания и как следствие учебного времени уделялось математике…

    ped.bobrodobro.ru

    Элективные курсы – 27 Октября 2013 – Дневник

    Элективные курсы

    Департамент образования Администрации Нижнеилимского района Иркутской области

    МКОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»

     

     

    Методическая разработка

     

    Элективные курсы

    в предпрофильной подготовке и профильном обучении

     

     

    Подготовила Калениченко Е.С.,

                     Заместитель директора по НМР

     МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ имени Г.И.Замаратского»

     

     

    Разработка программы элективного курса.

     

    Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности.

    Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

    Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке (9-ом классе)

    Основная функция курсов по выбору – профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса – 34 часа, по 2 часа в неделю.

    Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

    Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

    1.      Реализация учеником интереса к учебному предмету.

    2.      Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.

    3.      Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

    Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле.

    Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

    1.      Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий.

    2.      Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

    3.      Поддерживание мотивации к тому или иному профилю.

    То есть ориентационные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний. В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки может использоваться научно-популярная литература, информация СМИ, Интернет и т.п.

                Особенностями курсов по выбору в 9 классах, являются нестандартизированность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными.

    Особенности курсов по выбору в профильной школе(в 10-11-х  классах)

    В 10-11-х классах количество элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой.

    Элективные курсы  в 10-11-х классах выполняют три основные функции:

    1)      «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

    2)      развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

    3)      способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

    Таким образом, можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

    1.      Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.

    2.      Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

    3.      Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

    Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов.

    Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

     

    Технология разработки программы элективного курса

    для предпрофильной подготовки и профильной школы.

     

    1.Понятие о программе. Функции программы.

    Программа– это средство перевода научных знаний и опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (Давыдов).

    Кроме того, следует помнить, что учебная программа – это, прежде всего, нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и количество времени на их изучение.

    Функции программы:

    1.      Программа делает научные знания предметом учебнойдеятельности (отбираем, структурируем).

    2.      Программа является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения.

    3.      Программа – это средство контроля, она позволяет установить достижимость результатов.

    ielf.ucoz.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *