Электронная форма обучения это – Методы электронного обучения, обзор существующих методов электронного обучения, их преимущества и недостатки.

Содержание

Что такое электронное обучение

 

 

Электронное обучение – это реализация образовательных программ с использованием информационно – образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников образовательного пространства. 

Цель электронного обучения – предоставление обучающимся возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания с использованием электронных образовательных технологий. 

Это принципиально новая технология организации учебного процесса, позволяющая каждому человеку получить нужное образование, сменить профессию или повысить квалификацию по месту жительства, практически не покидая работы,  семьи и дома.

Сердцевиной учебного процесса является самостоятельная интерактивная и контролируемая интенсивная работа студента с учебными материалами, включающими в себя видео лекции, слайды, методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий, контрольные и итоговые тесты.

Студенты имеют доступ к Информационно-образовательному порталу на сайте Финуниверситета, который является виртуальным кампусом для организации учебного процесса, организации текущего и промежуточного контроля. Портал так же используется для посещения электронных библиотечных систем и различных облачных технологий. Через виртуальные учебные аудитории и форум портала осуществляется связь с преподавателями. 

Основные преимущества электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий:

 

   Свобода доступа — обучаемый занимается практически в любом месте, без отрыва от основной работы. Способ обучения позволяет преподавателям и студентам находиться на значительном расстоянии друг от друга, в том числе в разных городах и странах.

   Гибкость обучения — продолжительность изучения дисциплины слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности, может возвращаться по нескольку раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы, затем возвращаться и т.д. Доступ к учебным материалам осуществляется в любое время суток и учебного периода.

   Экономическая эффективность – дешевле за счёт снижения транспортных расходов, расходов на проживание в другом городе, организацию самих курсов.

  Персонализация обучения

– привлечение к обучению людей с ограниченными возможностями здоровья, обучение инвалидов, равные возможности для получения образования независимо от материальной обеспеченности.

   Технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

Приглашаем на учебу:

  • лиц, не имеющих возможности получить образовательные услуги, при условии совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров;
  • лиц, специфика работы которых не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;
  • инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  •  иногородних лиц и иностранных граждан;
  • всех желающих получить образование, готовых обучаться по новым информационным образовательным технологиям.

Форма обучения: заочная

 

Направления подготовки:

 

Бакалавриат (сокращенный срок обучения)

«Экономика»

Профили:

  • Финансы и кредит
  • Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

Требования к поступающим:

Обучение лиц, имеющих диплом о среднем профессиональном образовании финансово-экономического профиля. Обучение за счет средств федерального бюджета и на коммерческой основе.

Выпускники СПО проходят тестирование по дисциплинам:

  • «Финансы и кредит»
  • «Бухгалтерский учёт»
  • «Налоги и налогообложение»

Бакалавриат (второе высшее образование)

«Экономика»

«Менеджмент»

Требования к поступающим:

Принимаются лица, имеющие высшее образование. Обучение проводится на основе договора об оказании платных образовательных услуг.

Вступительное испытание в письменной форме (тестирование) по дисциплине «Экономика»

По окончании выдается диплом

государственного образца о высшем образовании

 

old.fa.ru

Сетевая и электронная формы обучения в школе

Благодаря закону «Об образовании в Российской Федерации» сетевая и электронная формы обучения обрели законодательный статус (см. статьи 15, 16).

Основные понятия

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных,  медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе и иностранных.

Если сказать коротко: сетевое образование — это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций.

Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых  и утверждаемых образовательных программ.

Под

электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Таким образом,  электронное обучение (e-learning) — это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и  электронных обучающих ресурсов.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Сетевое образование

Сетевая форма образования довольно широко использовалась и используется общеобразовательными организациями: проекты «Школа-вуз», «Школа – межшкольный учебный комбинат», «Школа – ПТУ-коледж-вуз», «Школа-производство», «Школа-социокультурный комплекс», в сельской местности — сетевая форма при реализации профильного обучения и др.

Работа с документами

При использовании сетевой формы обратите внимание на работу с документами:

1.Сетевая форма действует на договорной основе:

  • Договор о совместной деятельности образовательных организаций при реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия;
  • Договор  образователной организации с родителями (законными представителями) обучающегося, осваивающего образовательные программы в сторонней организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • Договор образовательных и иных организаций о совместной деятельности в рамках сетевого взаимодействия.

2.Разрабатываются образовательные программы, реализуемые  в сетевой форме;

3.Вносятся соответствующие изменения в Устав, колдоговор, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции работников организации, занятой в сети;

4.Разрабатываются, принимаются и утверждаются необходимые локальные акты.

Положения (примерный перечень):

  • Сетевое взаимодействие в реализации проекта;
  • Сетевые формы реализации образовательных программ, реализуемых в сети;
  • Управление сетевым взаимодействием;
  • Порядок комплектования классов, групп при использовании сетевой формы образования;
  • Ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия;
  • Порядок финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы в рамках сетевого взаимодействия;
  • Процедура формирования индивидуальных образовательных программ и учебных планов в рамках сетевого взаимодействия;  
  • Процедура и формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся  в рамках сетевого взаимодействия;
  • Положение о сетевой комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Нет необходимости доказывать преимущества сетевой формы обучения: сетевая форма дает возможность использовать ресурсы базовых предприятий и организаций, физических и химических кабинетов, биологических лабораторий и т.д.

Электронное образование

Как показывает анализ электронного образования, наибольшее распространение эта форма получила в высшей школе. Однако, как отмечает Минобрнауки РФ, пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна.

Здесь все упирается в ряд проблем.  Одна из них состоит в том, что «для  реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, — говорится в законе об образовании, —  должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

Другая – это кадровая проблема. Мало учителя обеспечить ноутбуком, скоростным интернетом, электронным учебником, интерактивной доской, технологиями и т.д., надо еще и хорошо научить его пользоваться всем этим богатством, снабдить современными методическими разработками. Из закона следует, что теперь запрещено заниматься электронным образованием не только не имея  электронных учебников, информационно-образовательной среды, соответствующих баз данных, но, самое главное, не имея специально подготовленных преподавателей и управленцев.

Надо отметить, что в школах эти проблемы постепенно начинают решаться, хотя не так быстро, как хотелось.  Например, в Пензенской области в рамках модернизации образования все учителя были обеспечены сначала нетбуками, а потом и ноутбуками. Школы подключены к сети Интернет, имеют сайты, пополняются интерактивными досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют  электронные дневники и электронные классные журналы.  В  рамках пилотного проекта организовано  дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Учителя осваивают IT-технологии и методики их применения.

Согласно закону об образовании общее образование может быть получено в форме семейного образования и самообразования. Вот здесь,  как нельзя кстати, и пригодилось бы электронное образование.

Чтобы подготовить современного выпускника к вхождению в трудовую деятельность, общеобразовательная школа, как социальный институт, должна идти на десяток лет впереди общества.

Будем надеяться, что школы будут идти в ногу со временем. Опыт такой работы в ряде территорий уже имеется. Это территории, где реализуется, например, проект «Сетевой город», «Электронное образование в Республике Татарстан» и др.

Нормативная база электронного образования в школе

Положения:

  • об электронном образовании;
  • о введении электронного классного журнала;
  • о введении электронного дневника;
  • об уроке с использованием IT-технологий;
  • об использовании электронной формы обучения при обучении детей на дому;
  • об электронном документообороте и др.

При использовании электронной формы, дистнционного обучения необходимо внести соответствующие изменения в локальные акты школы и должностные инструкции сотрудников.

Перспективы

Сегодня в развитых странах обучения без использования электронных технологий просто не существует. По поручению зампреда Правительства РФ Ольги Голодец должен быть подготовлен план развития электронного образования в нашей стране и сформирована межведомственная рабочая группа, которая и утвердит программу действий на ближайшие три года.

Минобразование РФ определило задачу, чтобы в 2013 году любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания имел такую возможность.

Полезные информационные ресурсы к теме:

Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий.

Раздел содержит перечень ресурсов, разработанных и рекомендованных для дистанционного обучения.

Раздел содержит перечень ресурсов, касающихся управленческих и правовых аспектов организации и ведения образовательной деятельности, в т.ч. методические рекомендации по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении. В раздел также вошли ресурсы, содержащие положения, регламентирующие управление школой, рекомендации начинающим директорам, нормативные документы, приказы и распоряжения в области образования и другая информация.

PS.

1.Федеральный институт развития образования (ФИРО)  провел апробацию электронных учебников на уроках. Эксперимент выявил, что мультимедийные компоненты делают учебный процесс более наглядным и современным. Кроме того, компактное и легкое устройство позволяет ученикам освободить портфель от громоздких книг.

Среди пяти протестированных устройств – носителей: PocketBook Pro 9XX*, Plastic Logic*, Ectaco JetBook Color*, Inte® Classmate PC, enTourage eDGe* — наиболее высокие технические  и  эксплуатационные  характеристики показали мобильные компьютеры ученика Intel® Classmate PC. По результатам сравнительного анализа,  они  обладают  наиболее  развитыми функциональными  возможностями и отвечают всем  потребностям  современного образовательного процесса.

2.16 апреля 2013 года состоится Международный  форум «Электронные образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» (см.  Сайт Форума >).

eduinspector.ru

Что такое электронное обучение?

Современному человеку необходимо постоянно учиться и узнавать что-то новое, чтобы оставаться эрудированным и разносторонним, а также востребованным специалистом в своей области. В наши дни образование легко получить из разных источников, не последнюю роль в этом играет и интернет. Обучение при помощи интернета и мультимедийных устройств назвали e-Learning. Рассмотрим подробнее, что такое E-learning, как оно осуществляется и какие преимущества имеет.

Электронное образование представляет собой систему обучения с помощью различных электронных и информационных технологий. К нему можно отнести следующие моменты:

  1. Работу с любой электронной информацией с помощью компьютера, мобильного телефона, телевизора, DVD-проигрывателя и других устройств;
  2. Создание социальных сетей пользователей, в которых ведется общее виртуальное образование;
  3. Дистанционное взаимодействие с преподавателем и экспертом, получение его советов, оценок и консультаций на расстоянии;
  4. Освоение инновационных образовательных технологий, их передачу и популяризацию;
  5. Развитие учебных веб-ресурсов;
  6. Доставку учебных электронных материалов и дистанционных средств обучения;
  7. Возможность получить знания в любое время и из любой доступной точки мира;
  8. Формирование и улучшение информационных знаний у рабочих групп и руководителей предприятий, овладение ими современных информационных технологий;
  9. Доступ образования людям с особенностями и проблемами психофизического развития.

При желании вы можете найти для себя немало полезных образовательных систем и ресурсов, которые предоставляют электронное обучение. Одной из компаний в данной области является «Иторум» – http://elearning-itorum.ru/. Она занимается разработкой виртуальных тренажеров и электронных учебных курсов, а также внедрением систем дистанционного обучения. «Иторум» использует международный опыт в своей деятельности, имеет тесные связи с иностранными заказчиками и партнерами. Там работают высококвалифицированные специалисты, у которых имеется большой опыт, а также сертификаты отечественного и международного образцов. Компания подготовила уже более сорока успешных проектов в области дистанционного обучения.

Особенности электронного образования

К такому обучению относятся учебники, технологии и образовательные услуги электронного формата. Изначально обучение на компьютерах чередовали с обычными занятиями с преподавателем, хотя и сейчас уроки «вживую» также не исключены. Все начиналось с курсов на носителях CD-ROM, затем появилось обучение у живых преподавателей на расстоянии, а после этого – электронное обучение с помощью интерактивных программ и электронных учебников и массовые онлайн-курсы для обучения сотен тысяч человек.

Организация электронного обучения в компании своими силами

Заказ электронных учебных курсов – дорогое удовольствие. Если у вас ограниченный бюджет, то имеет смысл задуматься о том, как самостоятельно организовать электронное обучение сотрудников. Преимущество такого подхода в том, что вы экономите средства не только на создании курсов, но и на последующем поддержании этих курсов в актуальном состоянии.

Пожалуй, самый быстрый и простой способ организовать электронное обучение сотрудников – использовать инс

elhow.ru

Электронное обучение – это… Что такое Электронное обучение?

Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

К электронному обучению относится:

  • самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора;
  • получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
  • создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
  • своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;
  • формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений Группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;
  • освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;
  • возможность развивать учебные веб-ресурсы;
  • возможность в любое время и месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;
  • доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

Рынок

Мировая индустрия электронного обучения по самым скромным подсчётам составляет 48 млрд долларов.[1] Е-learning возникло благодаря развитию интернета и мультимедиа, ключевыми моментами являются консалтинг, контент, технологии, сервисы и поддержка.[2]

Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Элекронное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту острую проблему современности.

Высшее образование

По данным консорциума Sloan на 2011 год в США в онлайн-обучении в высших учебных заведениях было вовлечено 6 миллионов студентов[3].

Многие высшие учебные заведения, институты на коммерческой основе предлагают сейчас обучение в онлайн-классах. Однако из частных некоммерческих школ только половина может предоставить онлайн-обучение. Отчёт Sloan, основанный на опросе ведущих академических институтов, показал, что студенты по меньшей мере удовлетворены онлайн-обучением по сравнению с традиционным. Частные образовательные учреждения могут быть в большей степени вовлечены в онлайн-обучение по мере того, как стоимость таких онлайн-систем будет уменьшаться. Также потребуется квалифицированный персонал для работы со студентами в режиме онлайн. Этот персонал должен не только понимать излагаемый материал, но также и владеть компьтером и интернет-технологиями. Онлайн-образование быстро развивается и в ведущих исследовательских институтах даже разработаны докторские программы, представленные онлайн.[4]

Корпорации

В настоящее время e-learning взят на вооружение различными компаниями для информирования и обучения как сотрудников компании, так и клиентов.

Подходы

Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями.

Особенности

К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.

Современные студенты и школьники — в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, — знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.

Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений слушателя и ещё E-learning не исключает общение с преподавателем лицом к лицу:

  • Удобное время и место для обучения
  • Прочное усвоение знаний
  • Постоянный контакт с преподавателем
  • Индивидуальный график обучения
  • Экономия времени и денег

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Электронное обучение — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.

Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа».

К электронному обучению относится:

  • самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других;
  • получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
  • создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
  • своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;
  • формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;
  • освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;
  • возможность развивать учебные веб-ресурсы;
  • возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;
  • доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

Подходы и особенности

К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями. E-learning и сейчас не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.

В становлении электронного обучения можно выделить три этапа:[1]

  1. курсы на носителях CD-ROM;
  2. дистанционное обучение у живых преподавателей;
  3. собственно электронное обучение с использованием специальных интерактивных программ, нередко на специальных носителях (электронные учебники).

В 2010 году появилась ещё одна форма обучения — массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют одновременно обучать сотни тысяч студентов[2].

Концепция электронного обучения современного образца развилась вместе с технологиями интернет-соединений и включает в себя возможность практически из любого места загрузить дополнительные материалы, подкрепляющие полученную с помощью электронных пособий теорию, передать выполненное задание, посоветоваться с преподавателем. Главное, чтобы все эти функции поддерживал носитель электронных программ. Сейчас развитие электронного обучения напрямую зависит от развития носителей, но электронные учебники, полностью раскрывающие его потенциал, пока находятся в стадии разработки.

Электронное образование имеет ряд преимуществ перед традиционным:[1]

  1. Свобода доступа — учащийся может заниматься практически в любом месте. Далеко не все функции электронного образования реализуются через интернет. Взрослый учащийся может обучаться без отрыва от основной работы.
  2. Снижение затрат на обучение — учащийся несёт затраты на носитель информации, но не несет на методическую литературу. Кроме того, экономия растет за счет зарплат, которые не нужно платить педагогам, содержание учебных заведений и так далее. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.
  3. Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
  4. Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
  5. Потенциально равные возможности обучения — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
  6. Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Рынок электронного обучения

Мировая индустрия электронного обучения еще в 2000 году составляла 48 млрд долларов[3]. Электронное обучение возникло благодаря развитию интернета и мультимедиа, ключевыми моментами являются консалтинг, контент, технологии, сервисы и поддержка[4].

Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Электронное обучение как инструмент соответствует этим целям.

Электронное обучение в образовательном сегменте

По данным Babson Survey Research Group в 2012 году в США в онлайн-обучение в высших учебных заведениях было вовлечено 6,7 миллионов студентов[5]. Онлайн-образование быстро развивается и в ведущих исследовательских институтах даже разработаны докторские программы, представленные онлайн[6]. Многие высшие учебные заведения, институты на коммерческой основе предлагают сейчас обучение в онлайн-классах. Количество таких учебных заведений возрастает по мере развития и удешевления технологий электронного обучения. Также нужно учитывать, что для работы со студентами в режиме онлайн учебным заведениям требуется квалифицированный персонал, владеющий компьютером и интернет-технологиями. В России концепция электронного обучения в образовательном сегменте активно реализуется на базе московских школ. Согласно закону об образовании с 1 января 2015 школы обязаны обучать учеников только по пособиям, для которых выпускается электронная версия. А власти Москвы планируют со временем заменить все учебники в школах на электронные[7].

Электронное обучение в бизнесе

В настоящее время e-learning взят на вооружение различными компаниями для информирования и обучения как сотрудников компании, так и клиентов.

В России активно развивается применение систем дистанционного обучения (СДО). Производством СДО занимаются как IT-компании, так и непосредственно организации для своих сотрудников и вузы для заочного обучения.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2014 г. № 547-ПП «Об автоматизированной информационной системе „Система дистанционного обучения“» для гражданских государственных служащих разработана система дистанционного обучения, позволяющая повысить их квалификацию[8]. Учебный курс назначается служащему работником кадровой службы. По окончании курса служащий выполняет задания также в электронном виде и получает сертификат.

См. также

Напишите отзыв о статье “Электронное обучение”

Примечания

  1. 1 2 Сатунина А. Е. [www.science-education.ru/9-103 Электронное обучение: плюсы и минусы] // Современные проблемы науки и образования : журнал. — 2006. — № 1. — С. 89—90.
  2. Сараев В. [expert.ru/expert/2014/28/neleninskij-universitet-millionov/ Неленинский университет миллионов] // Эксперт : журнал. — М., 2014. — № 28 (907). — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1812-1896&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 1812-1896].
  3. Udaya Sri K., Vamsi Krishna T. V. E-Learning :Technological Development in Teaching for school kids // International Journal of Computer Science and Information Technologies. — 2014. — P. 6124—6126.
  4. Nagy, A. The Impact of E-Learning // E-Content: Technologies and Perspectives for the European Market / Bruck, P.A.; Buchholz, A.; Karssen, Z.; Zerfass, A. (Eds). — Berlin: Springer-Verlag, 2005. — P. 79-96.
  5. [www.onlinelearningsurvey.com/reports/changingcourse.pdf Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States] / Babson Survey Research Group. — 2013. — P. 4. — ISBN 978-0-9840288-3-2.
  6. Hebert, D. G. (2007). «[www.stthomas.edu/rimeonline/vol5/hebert.htm Five Challenges and Solutions in Online Music Teacher Education]». Research and Issues in Music Education 5 (1).
  7. [ria.ru/society/20150326/1054571717.html Минобрнауки: электронные учебники поступят в школы с 1 сентября], РИА Новости (26.03.2015). Проверено 18 июня 2015.
  8. [www.rg.ru/2014/09/23/moskva-post547-reg-dok.html Постановление правительства Москвы от 17 сентября 2014 года №547-ПП].

Отрывок, характеризующий Электронное обучение


В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы.
В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии.
В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.
Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки.
– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.
– Eh bien, qu’est ce qu’il y a? [Ну, что еще?] – холодно оглянувшись, как бы не узнав, сказал офицер. Пьер сказал про больного.
– Il pourra marcher, que diable! – сказал капитан. – Filez, filez, [Он пойдет, черт возьми! Проходите, проходите] – продолжал он приговаривать, не глядя на Пьера.
– Mais non, il est a l’agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.

wiki-org.ru

Электронное обучение Википедия

Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.

Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа».

К электронному обучению относится:

  • самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других;
  • получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
  • создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
  • своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;
  • формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;
  • освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;
  • возможность развивать учебные веб-ресурсы;
  • возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;
  • доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

Подходы и особенности

К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями. E-learning и сейчас не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.

Самые известные «системы» в e-learning – это системы дистанционного обучения, или СДО. Термин столь широко употребим, что часто употребляется как полный синоним, т.е. «внедрить e-learning» приравнивается к «приобрести и настроить СДО».[1]

В становлении электронного обучения можно выделить три этапа:[2]

  1. курсы на носителях CD-ROM;
  2. дистанционное обучение у живых преподавателей;
  3. собственно электронное обучение с использованием специальных интерактивных программ, нередко на специальных носителях (электронные учебники).

В 2010 году появилась ещё одна форма обучения — массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют одновременно обучать сотни тысяч студентов[3].

Концепция электронного обучения современного образца развилась вместе с технологиями интернет-соединений и включает в себя возможность практически из любого места загрузить дополнительные материалы, подкрепляющие полученную с помощью электронных пособий теорию, передать выполненное задание, посоветоваться с преподавателем. Главное, чтобы все эти функции поддерживал носитель электронных программ. Сейчас развитие электронного обучения напрямую зависит от развития носителей, но электронные учебники, полностью раскрывающие его потенциал, пока находятся в стадии разработки.

Электронное образование имеет ряд преимуществ перед традиционным:[2]

  1. Свобода доступа — учащийся может заниматься практически в любом месте. Далеко не все функции электронного образования реализуются через интернет. Взрослый учащийся может обучаться без отрыва от основной работы.
  2. Снижение затрат на обучение — учащийся несёт затраты на носитель информации, но не несет на методическую литературу. Кроме того, экономия растет за счет зарплат, которые не нужно платить педагогам, содержание учебных заведений и так далее. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.
  3. Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
  4. Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
  5. Потенциально равные возможности обучения — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
  6. Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Рынок электронного обучения

Мировая индустрия электронного обучения еще в 2000 году составляла 48 млрд долларов[4]. Электронное обучение возникло благодаря развитию интернета и мультимедиа, ключевыми моментами являются консалтинг, контент, технологии, сервисы и поддержка[5].

Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Электронное обучение как инструмент соответствует этим целям.

Электронное обучение в образовательном сегменте

По данным Babson Survey Research Group в 2012 году в США в онлайн-обучение в высших учебных заведениях было вовлечено 6,7 миллионов студентов[6]. Онлайн-образование быстро развивается и в ведущих исследовательских институтах даже разработаны докторские программы, представленные онлайн[7]. Многие высшие учебные заведения, институты на коммерческой основе предлагают сейчас обучение в онлайн-классах. Количество таких учебных заведений возрастает по мере развития и удешевления технологий электронного обучения. Также нужно учитывать, что для работы со студентами в режиме онлайн учебным заведениям требуется квалифицированный персонал, владеющий компьютером и интернет-технологиями. В России концепция электронного обучения в образовательном сегменте активно реализуется на базе московских школ. Согласно закону об образовании с 1 января 2015 школы обязаны обучать учеников только по пособиям, для которых выпускается электронная версия. А власти Москвы планируют со временем заменить все учебники в школах на электронные[8]. Также электронное обучение активно внедряется и в России [9]

Электронное обучение в бизнесе

В настоящее время e-learning взят на вооружение различными компаниями для информирования и обучения как сотрудников компании, так и клиентов.

В России активно развивается применение систем дистанционного обучения (СДО). Производством СДО занимаются как IT-компании, так и непосредственно организации для своих сотрудников и вузы для заочного обучения.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2014 г. № 547-ПП «Об автоматизированной информационной системе „Система дистанционного обучения“» для гражданских государственных служащих разработана система дистанционного обучения, позволяющая повысить их квалификацию[10]. Учебный курс назначается служащему работником кадровой службы. По окончании курса служащий выполняет задания также в электронном виде и получает сертификат.

См. также

Примечания

  1. ↑ Системы e-learning. www.crmm.ru. Проверено 9 июня 2018.
  2. 1 2 Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования : журнал. — 2006. — № 1. — С. 89—90.
  3. Сараев В. Неленинский университет миллионов // Эксперт : журнал. — М., 2014. — № 28 (907). — ISSN 1812-1896.
  4. Udaya Sri K., Vamsi Krishna T. V. E-Learning :Technological Development in Teaching for school kids // International Journal of Computer Science and Information Technologies. — 2014. — P. 6124—6126.
  5. Nagy, A. The Impact of E-Learning // E-Content: Technologies and Perspectives for the European Market / Bruck, P.A.; Buchholz, A.; Karssen, Z.; Zerfass, A. (Eds). — Berlin: Springer-Verlag, 2005. — P. 79-96.
  6. ↑ Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States / Babson Survey Research Group. — 2013. — P. 4. — ISBN 978-0-9840288-3-2.
  7. Hebert, D. G. (2007). «Five Challenges and Solutions in Online Music Teacher Education». Research and Issues in Music Education. 5 (1).
  8. ↑ Минобрнауки: электронные учебники поступят в школы с 1 сентября, РИА Новости (26.03.2015). Проверено 18 июня 2015.
  9. ↑ Нововведениям – да! Пресс-конференция директора НФИ КемГУ Вержицкого Д. Г.
  10. ↑ Постановление правительства Москвы от 17 сентября 2014 года №547-ПП.

wikiredia.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ» И «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

REVISING THE DEFINITION

OF “E-LEARNING”AND “DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES”

Т.Н. Фокина

T.N. Fokina

[email protected]

Уральская государственная архитектурно-художественнаяакадемия (ФГБОУ ВПО «УралГАХА»), Институт урбанистики г. Екатеринбург

Встатье представлен краткий анализ понятий «электронное обучение»

и«дистанционные образовательные технологии», их взаимосвязь.

The article represents a short analysis of such definitions as “e-learning”and “distance learning technologies” and their interrelation.

Врезультате динамичного развития информационных технологий, которые существенно изменили жизнь людей в мировом сообществе, происходят изменения и в сфере образования. Наряду с понятиями «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии» в последние годы появилось понятие «электронное обучение». В последнее время специалисты обсуждают вопрос: как относиться к электронному обучению – как к технологиям или как к парадигме?

Взаконе «Об образовании РФ» приводится следующее определение: под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а такжеинформационно-телекоммуникационныхсетей, обеспечивающих передачу по

линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Более лаконичное определение дает ГОСТ 52653-2006«Информационнокоммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», точнее

– п. 3.2.3 «Электронное обучение: обучение с помощью информационнокоммуникационных технологий» [2].

Среди исследователей этого вопроса на постсоветском пространстве и зарубежных исследователей нет единой точки зрения по поводу определения электронного обучения. Одни считают электронное обучение формой дистанционного [7, 9], другие [6, 8] определяют его как парадигму. Чтобы понять, как соотносятся термины, необходимо обратиться к истории возникновения дистанционного обучения.

Под дистанционным обучением будем понимать организацию образовательного процесса, характеризующегося тем, что обучающиеся в основном отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, и взаимодействие обучающихся и преподавателей происходит с помощью информационных технологий. Дистанционное обучение имеет довольно богатую историю развития.

Появляется электронное дистанционное обучение на III этапе развития дистанционного обучения, где «электронное» подчеркивает наличие электронного вида учебных материалов и возможность электронного обмена между преподавателем и студентом. Электронное обучение рассматривается как технологическая поддержка дистанционного обучения, обеспечивающая «доставку на дом» мультимедийных обучающих средств.

Таким образом, электронное (дистанционное) обучение появилось на базе дистанционного обучения в 90-хгодах прошлого века.

Этапы развития дистанционного обучения этапы [9] представлены в табл. 1. Обслуживая дистанционное обучение, обеспечивая его потребности, само электронное обучение получило интенсивное развитие. Развитие электронного обучения обусловлено развитием информационных технологий, которые кардинально меняют не только методы и формы образовательного процесса, но и саму систему образования и общество. Электронное правительство, электронные платежи, электронные покупки, электронное общение и электронное обучение играют важную роль в жизни людей мирового сообщества. В последние десятилетия сформировалась новая отрасль промышленности – «Индустрия электронного обучения» – с многомиллиардными экономическими показателями, имеющими в своем составе индустрию создания образовательного контента, индустрию по производству электронного оборудования для образовательных целей, индустрию провайдинга, хостинга, сети виртуальных структур и коммуникаций, обеспечивающих функционирование национальных образовательных систем и национальных систем компетенций и коммуникаций. «Эти индустрии обеспечивают развитие и функционирование систем электронного обучения, мобильного обучения, обучения встраиваемых систем в высокие технологии, в том числе в биотехнологии и в технологии оборонного

назначения» [3].

 

 

 

Таблица 1

 

Этапы развития дистанционного обучения

 

 

 

 

Этапы

Годы

Название этапа

Характеристика этапа

 

 

 

 

І этап

1840–1960

Корреспондентское

Односторонняя связь: обучение

 

 

обучение.

граничит с самообучением

 

 

Передача учебных

 

 

 

материалов в

 

 

 

бумажном виде,

 

 

 

через радио и

 

 

 

другие носители

 

 

 

информации

 

 

 

 

 

ІІ этап

1970–1980

Открытое и

Двусторонняя связь: обучение по

 

 

дистанционное

телефону, интерактивные видео-,

 

 

обучение

радио- и телетрансляции,

 

 

 

мультимедиа, компьютерные

 

 

 

программы, электронная почта

 

 

 

 

ІІІ этап

1990

Электронное

Преимущественно многосторонняя

 

 

дистанционное

связь между студентом, с одной

 

 

обучение

стороны, и преподавателем,

 

 

 

образовательным заведением,

 

 

 

учебными материалами – с другой.

 

 

 

Распространение интернета,

 

 

 

высокоскоростных линий связи,

 

 

 

современного аппаратного и

 

 

 

программного обеспечения,

 

 

 

проведение аудио-,видео-,

 

 

 

телеконференций, форумов,

 

 

 

электронных бесед и др.

 

 

 

 

В этих условиях электронное обучение следует рассматривать не как технологию, а уже как парадигму, на которой кристаллизируются новые знания. Сегодня постепенно переосмысливается роль информационных технологий в образовании (табл. 2).

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

Этапы развития электронного обучения

Этапы

Годы

Название

Характеристика

Потребности этапа

 

 

этапа

этапа

 

 

 

 

 

 

1 этап

1990

Электронное

1. Активное

1. Развитие

 

 

обучение

использование

педагогического дизайна

 

 

 

презентаций

(целенаправленного

 

 

 

(преимущественно в

проектирования учебных

 

 

 

формате PowerPoint).

курсов).

 

 

 

2. Программы

2. Введение

 

 

 

тестирования (для

технологических

 

 

 

локальных сетей,

стандартов для

 

 

 

позднее – для

обеспечения возможности

 

 

 

удаленного

использования

 

 

 

тестирования по сети

разработанных

 

 

 

интернет).

электронных

 

 

 

3. Разработка

образовательных ресурсов

 

 

 

электронных

в разных средах.

 

 

 

учебников

 

 

 

 

 

 

2 этап

1998

Активизация

1. Обучение

Разработка подходов к

 

 

корпоратив-

сотрудников

оценке качества и

 

 

ного

компаний

эффективности

 

 

обучения

непосредственно на

электронного обучения

 

 

 

рабочих местах.

 

 

 

 

2. Электронные

 

 

 

 

образовательные

 

 

 

 

курсы.

 

 

 

 

3. Портфолио

 

 

 

 

компетенций

 

 

 

 

сотрудников.

 

 

 

 

4. Электронные

 

 

 

 

средства обучения.

 

 

 

 

5. Модели управления

 

 

 

 

электронным

 

 

 

 

обучением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончание таблицы 2

 

 

 

 

 

3 этап

2002–

Электронное

1. Появление

Совершенствование

 

2010

обучение как

программных систем,

систем, обеспечивающих

 

 

парадигма

обеспечивающих

комплексное решение

 

 

 

комплексное решение

задач электронного

 

 

 

задач электронного

обучения: системы

 

 

 

обучения.

управления содержанием

 

 

 

2. Электронное

(контентом) обучения,

 

 

 

обучение внедрятся в

тестирования, управления

 

 

 

традиционные

знаниями.

 

 

 

университеты в самых

Совершенствование

 

 

 

различных

методики проведения

 

 

 

организационных

МООС, мобильного

 

 

 

формах: как

обучения, сетевого

 

 

 

поддержка

обучения, смешанного

 

 

 

традиционного очного

обучения.

 

 

 

и заочного обучения

Исследования научно-

 

 

 

 

методических (в том числе

 

 

 

 

дидактических) основ

 

 

 

 

электронного обучения,

 

 

 

 

формирования и

 

 

 

 

использования

 

 

 

 

информационно-

 

 

 

 

образовательной среды

 

 

 

 

 

4 этап

2010

Индустрия

1. Индустрия создания

Обеспечение

 

 

электронного

образовательного

взаимодействия между

 

 

обучения

контента.

различными

 

 

 

2. Индустрия по про-

направлениями индустрии

 

 

 

изводству электрон-

электронного обучения

 

 

 

ного оборудования

 

 

 

 

для образовательных

 

 

 

 

целей.

 

 

 

 

3. Индустрия провай-

 

 

 

 

динга, хостинга.

 

 

 

 

4. Сети виртуальных

 

 

 

 

структур и

 

 

 

 

коммуникаций

 

 

 

 

 

 

«Исследования в области образовательных технологий охватывают проблемы обучения, познания, использования информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ), а также проблемы общественных наук. Всем, кто работает в данной сфере, необходимо обладать знаниями в области как психолого-педагогическихнаук, так иинформационно-технологическихнаук. Общие задачи, стоящие перед научным сообществом, заключаются в том, чтобы развивать инновационные подходы к применению современных ИКТ, что поможет сделать образование непрерывным (в течение всей жизни), личностноориентированным, всесторонним, гибким и продуктивным» [4]. Электронное обучение предполагает обязательное применение баз данных и информационнотелекоммуникационных сетей и ставит во главу угла создание и использование в процессе обучения электроннойинформационно-образовательнойсреды, через которую будет осуществляться взаимодействие с преподавателем.

Определение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) дано в Законе РФ «Об образовании» [1]: под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применениеминформационно-телекоммуникационныхсетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работ [1]. Что же включает это понятие? Автор разделяет точку зрения Л.И. Долинера [5]. Рассмотрим составляющие этого понятия:

1.«Дистанционные» – свидетельствуют об обучении на расстоянии.

2.Образовательные технологии – технологии, которые отвечают определенным требованиям результативности, таким как диагностичность описания цели, воспроизводимость педагогического процесса, воспроизводимость педагогических результатов.

3.«Реализуемые в основном с применением…», т.е. реализация дистанционных образовательных технологий может быть не только

с использованием электронного обучения, но и с применением других (в том числе и традиционных) средств и методов.

Итак, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это (см. рис.):

Рис. Определение ДОТ

Дистанционные образовательные технологии не требуют обязательного формирования информационно-образовательнойсреды, и взаимодействие преподавателя с обучающимися может происходить посредством телерадиовещания, пересылки материалов по почте и других технологий.

Таким образом, электронное обучение, появившись как вариант дистанционного обучения, трансформировалось из категории технологий в категорию новой образовательной парадигмы. Электронное обучение требует создания и использования в процессе обучения электронной информационнообразовательной среды, через которую будет осуществляться взаимодействие с преподавателем. Дистанционные образовательные технологии могут

осуществляться без обязательного создания и использования информационнообразовательной среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

2.ГОСТ 52653-2006«Информационно-коммуникационныетехнологии в образовании. Термины и определения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://atomprof.spb.ru/de/docs/GOST_52653-2006_Terminy_.pdf.

3.Рекомендации парламентских слушаний на тему «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», 19 мая 2014 года г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.komitet8.km.duma.gov.ru.

4.Гребенюк И.И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России [Электронный ресурс] / И.И. Гребенюк, Н.В. Голубцов, В.А. Кожин [и др.]. – Пенза: «Академия Естествознания», 2012. – Режим доступа http://www.rae.ru/monographs/143-4715.

5.Долинер, Л.И. Дистанционное обучение как ключевой тренд современного образования: материалы конференции ИКТО-Екатеринбург-2014[Электронный ресурс] / Л.И. Долинер. – Ррежим доступа:http://webconf.irro.ru/index.php/stati/sovremennye-tekhnologii-elektronnogo-obucheniya/item/11-distantsionnoe-obuchenie-kak-klyuchevoj-trend-sovremennogo-obrazovaniya.

6.Казанская, О.В. Информационные образовательные технологии.От

дистанционного

обучения к электронному [Электронный ресурс] /

О.В. Казанская

// Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации

«Сибирский открытый университет» Информационные технологии в образовании. № 1 март 2009. – Режим доступа: http://bit.edu.nstu.ru/archive/issue-1-2009/ot_distantsionnogo_obucheniya_k_elektronno_212.

7.Муромцев, А.Н. Электронное обучение как форма дистанционного образования [Электронный ресурс] / А.Н. Муромцев. – Режим доступа: http://sibac.info/10678.

8.Соловов, А.В. Электронное обучение новая технология или новая

парадигма? [Электронный ресурс] / А.В. Соловов // Высшее образование в России. № 11. 2006.. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-novaya-tehnologiya-ili-novaya-paradigma.

9.Черная, Е.А. Понятия дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в Великобритании [Электронный ресурс] / Е.А. Черная // Вектор науки ТГУ. № 1(4), 2011. – Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media60299/46_Chernaj.pdf.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *