Факультативные занятия это что – Факультативные занятия по математике как ведущая форма профильной дифференциации в оптимизации учебно-воспитательного процесса

Содержание

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – это… Что такое ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ?

один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации.

На Ф. з. в учебном плане общеобразоват. школы выделяются спец. часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного или неск. параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих из учащихся разных параллелей. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоят. изучение нек-рые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес Учителя могут также составлять ориг. программы, к-рые утверждаются пед. советом школы

В 80-е гг наибольшее распространение в школе получили факультативы по предметам, входящим в у ч план Среди них факультативы типа «Курс повышенного уровня», на к-рых углубленно изучается содержание уч предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания,сочетается теоретич и прак-тич подготовка учащихся Факультативы этого типа имеют также целью подготовку учащихся к продолжению образования, знакомство с системой обучения в вузах и программами вступит экзаменов «Курсы повышенного уровня» задают нек-рый стандарт углубленного изучения каждого уч предмета, способствуют повышению уровня подготовки учащихся по избранным предметам, отражению в школьном обучении достижений науки, техники и культуры

Цель прикладных факультативов – знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к совр. технике, производству К факультативам этого типа относятся, напр., «Вычислит математика», «Физ. -техн. моделирование», «Физ. основы автоматики», «Химия в сел х-ве», «Химия в пром-сти», «Основы хим. анализа», «Физиология с -х животных и зоотехника», «Основы биотехнологии».

На факультативных спецкурсах углубленно рассматриваются отд вопросы осн.курса и проблемы, выходящие за рамки уч программы «За страницами школьных учебников математики», «Основы термодинамики и молекулярной физики», «Химия высокомолекулярных соединений», «Основы генетики», «Основы экон знаний», «Тайны рус языка» и др.

Важное место среди факультативных курсов отводится факультативам по предметам, не входящим в уч. план «Мировая худож. культура», «Общая психология», «Психология учения и НОТ школьника», «Основы пед. знаний», «Основы киноискусства», «Основы театральной культуры», «Основы муз. культуры», «Худож. культура и мы»

Межпредметные факультативы имеют целью интеграцию знаний учащихся о природе и обществе Примерами таких факультативов являются курсы «Физика космоса», «Биосфера и человек», «Эволюция естеств. -науч. картины мира», «Науч. -техн. революция Общество Человек»

Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год Ф з дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творч, исследоват или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографич работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся, расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда, ответственность перед товарищами позволяют решать мн пед. задачи

Лит Кашин M II Кабардин О Ф, Факультативы – итоги и проблемы, СП, 1977, № 7, их же, Развитие системы факультативных занятий, СП, 1981, № б, Прокофьев M А, Факультативные занятия перспективы развития, СП, 1986, N» 9, Монахов В М, Орлов В А, Углубленное изучение отдельных предметов, СП, 1986, № 9 О Ф Кабардин, В А Орлов

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

pedagogicheskaya.academic.ru

Факультативные занятия – это… Что такое Факультативные занятия?


Факультативные занятия

   — один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На Ф.з. в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступеней школы. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер; учителя могут составлять оригинальные, авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом школы. Учащиеся зачисляются в группы для изучения факультативных курсов по желанию.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)

   Ч421.263

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Фазлуллин, Мухаметхан Ашрафзянович
  • Факультет

Смотреть что такое “Факультативные занятия” в других словарях:

  • ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ — один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации. На Ф. з. в учебном плане общеобразоват …   Российская педагогическая энциклопедия

  • факультативные занятия — fakultatyviosios pratybos statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laisvai pasirenkamos savarankiškos arba trenerio (mokytojo) vadovaujamos pratybos fizinėms ypatybėms visapusiškai lavinti, įgūdžiams, mokėjimams skiepyti ir tobulinti …   Sporto terminų žodynas

  • Внеурочные учебные занятия —     различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть В.у.з. непосредственно связана с уроками: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, сочинений. Другая часть связана с уроками опосредованно, это… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ — разл. виды самостоятельной уч. деятельности школьников. Часть В. у. з. непосредственно связана с уроками выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др. часть В. у. з. связана …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ХИМИЯ в школе — уч. предмет, в содержание к рого входят основы химии науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун дам. науч …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • БИОЛОГИЯ — уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы:… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Высшее образование —         совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В …   Большая советская энциклопедия

  • Языковой колледж Омейда — Связать? …   Википедия


pedagogical_dictionary.academic.ru

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ это что такое ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ: определение — Педагогика.НЭС

Факультативные занятия

занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Оцените определение:

Источник: Справочник методиста. ч. 1

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На Ф.з. в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступеней школы. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер; учителя могут составлять оригинальные, авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом школы. Учащиеся зачисляются в группы для изучения факультативных курсов по желанию. См. также Классы гибкого состава

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации.

На Ф. з. в учебном плане общеобразоват. школы выделяются спец. часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного или неск. параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих из учащихся разных параллелей. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоят. изучение нек-рые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес Учителя могут также составлять ориг. программы, к-рые утверждаются пед. советом школы

В 80-е гг наибольшее распространение в школе получили факультативы по предметам, входящим в у ч план Среди них факультативы типа «Курс повышенного уровня», на к-рых углубленно изучается содержание уч предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания,сочетается теоретич и прак-тич подготовка учащихся Факультативы этого типа имеют также целью подготовку учащихся к продолжению образования, знакомство с системой обучения в вузах и программами вступит экзаменов «Курсы повышенного уровня» задают нек-рый стандарт углубленного изучения каждого уч предмета, способствуют повышению уровня подготовки учащихся по избранным предметам, отражению в школьном обучении достижений науки, техники и культуры

Цель прикладных факультативов – знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к совр. технике, производству К факультативам этого типа относятся, напр., «Вычислит математика», «Физ. -техн. моделирование», «Физ. основы автоматики», «Химия в сел х-ве», «Химия в пром-сти», «Основы хим. анализа», «Физиология с -х животных и зоотехника», «Основы биотехнологии».

На факультативных спецкурсах углубленно рассматриваются отд вопросы осн.курса и проблемы, выходящие за рамки уч программы «За страницами школьных учебников математики», «Основы термодинамики и молекулярной физики», «Химия высокомолекулярных соединений», «Основы генетики», «Основы экон знаний», «Тайны рус языка» и др.

Важное место среди факультативных курсов отводится факультативам по предметам, не входящим в уч. план «Мировая худож. культура», «Общая психология», «Психология учения и НОТ школьника», «Основы пед. знаний», «Основы киноискусства», «Основы театральной культуры», «Основы муз. культуры», «Худож. культура и мы»

Межпредметные факультативы имеют целью интеграцию знаний учащихся о природе и обществе Примерами таких факультативов являются курсы «Физика космоса», «Биосфера и человек», «Эволюция естеств. -науч. картины мира», «Науч. -техн. революция Общество Человек»

Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год Ф з дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творч, исследоват или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографич работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся, расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда, ответственность перед товарищами позволяют решать мн пед. задачи

Лит Кашин M II Кабардин О Ф, Факультативы – итоги и проблемы, СП, 1977, № 7, их же, Развитие системы факультативных занятий, СП, 1981, № б, Прокофьев M А, Факультативные занятия перспективы развития, СП, 1986, N» 9, Монахов В М, Орлов В А, Углубленное изучение отдельных предметов, СП, 1986, № 9 О Ф Кабардин, В А Орлов

Оцените определение:

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

didacts.ru

Какие бывают факультативные предметы и почему они важны?

По мнению американского университета, в идеале, в вашей жизни (и вашем образовании) должна присутствовать не только работа в школе. Американские университеты хотят видеть у себя студентов увлекающихся и общительных. Так, американские университеты приветствуют активную жизнь студентов после того, как прозвенел звонок. Если это действительно так, то нужно как следует подумать, чем вы хотите заняться, когда не находитесь в школьном классе.

Участие в факультативных (или дополнительных) мероприятиях – это один из способов составить резюме для колледжа. Давайте поговорим о том, что такое факультативные занятия, какое преимущество они дают, и как на них попасть (или создать что-то новое для себя).

Какие факультативные занятия мне выбрать?

Вы можете указать в своем резюме любые свои занятия вне школы, начиная от участия в школьных клубах и заканчивая не относящимися к школе индивидуальными или групповыми хобби. Соответственно, имеются два вида факультативных занятий: те, которые проводятся в школе, и те, которые проводятся вне школы. Вам, вероятно, известны занятия, которые организует школа, например:

  • Спортивные секции
  • Ораторские и дискуссионные кружки
  • Шахматные клубы
  • Академические клубы (например, математический клуб, научный клуб, клуб изобразительных искусств, команда участников научных викторин)
  • Музыкальная группа, оркестр, хор (иногда данные занятия проводятся в школе в рамках курсов. Однако учитывая, сколько времени вы проводите на выступлениях и репетициях за пределами класса, они считаются к факультативным занятиям).

Вот несколько примеров того, чем вы можете заниматься вне школы:

  • Музыкальные уроки
  • Дополнительные курсы
  • Практика
  • Волонтерская работа и сбор средств

Это лишь общий перечень возможностей. Ваша школа может предлагать более или менее доступные возможности в зависимости от того, где она находится.

Почему факультативная деятельность дает преимущество?

Сейчас вы можете подумать, что мы скажем «факультативные занятия дают преимущество при подаче вступительных заявлений для колледжа». Неважно, так ли это, но давайте ненадолго забудем об этом. Ваше резюме не должно быть основной причиной, чтобы вы что-то делали. Так почему еще можно ходить на такие занятия?

Занятия, указанные в резюме вашей внешкольной деятельности, включают два важных элемента:

  • сами занятия и
  • ваши достижения на этих занятиях.

Одной из причин может быть, что в этом заключается ваш интерес (например, помощь детям, обучающимся в средней школе, в качестве репетитора). В этом случае вы не только можете получить опыт и социальные навыки в качестве стажера или волонтера, но и можете установить контакты с людьми, имеющими такие же интересы, что и вы.

Имеются в виду не только наставники или иные лица, которые могут дать рекомендации по данному вопросу. Речь идет также о друзьях.

Еще одна причина заключается в том, что вам просто интересно получить навык. Возможно, вы с детства занимаетесь фортепиано, и вам это очень нравится. А может быть, вы фотографируете и создали фото-блог или небольшое дело по продаже фотографий, представляющих художественную ценность. Вероятно, вы любите снимать видео и создали канал на YouTube. А может быть, вы ходите на дополнительные внешкольные курсы по математике, потому что в университете хотите изучать теорию чисел.

Все эти примеры, конечно же, условны, но каждый из них засчитывается как факультативная деятельность. Также учитываются любые награды, полученные вами во время занятий (например, победа на национальном конкурсе).

Что факультативные занятия могут рассказать о вас, как о личности, и как о студенте?

Можно поспорить, но наиболее важной причиной ходить на занятия и в клубы вне школы является возможность закрепить полученные навыки. Безусловно, учебные заведения ищут трудолюбивых абитуриентов. Но в долгосрочной перспективе самой главной причиной заниматься чем-либо является ваш личностный, интеллектуальный и профессиональный рост.

Работа над групповыми проектами и участие в командных спортивных соревнованиях может способствовать приобретению навыков межличностного общения и показать, что вы можете работать в коллективе. Развитие артистических навыков может не только показать, что вы можете заострить внимание  на чем-либо, но и дать преимущество при подаче профессионального резюме, если вы продаете местным компаниям свою работу или предоставляете оплачиваемые услуги.

В университете атмосфера и рабочее окружение существенно отличаются от тех, что были в средней школе. Если вы проделали большой объем работы в одной или двух областях, которые планируете изучать или продолжать изучать по личным соображениям, вы найдете, что в колледже  — легче, и в дальнейшем у вас будет более чем одна возможность строить карьеру.

Как найти дело по душе и составить резюме?

На этот вопрос есть два достаточно простых ответа. Самый легкий способ – это подумать о том, что вы хотите делать, и узнать, есть ли такие занятия в вашей школе или местности, где вы живете. А если вы не нашли того, чем хотите заниматься больше всего?

Создайте это сами!

То, чем в свободное время может заниматься любой – это обучение кодированию. Информационные технологии (ИТ) – мастерство, востребованное в каждой сфере деятельности. Планируете ли вы заниматься гуманитарными науками, искусством, наукой или бизнесом, всем нужны веб-дизайнеры и люди, знающие, как усовершенствовать цифровые технологии.

Существует множество бесплатных открытых источников в сети, которыми вы можете воспользоваться для самостоятельного обучения написанию программ. Например, движение «Час кода» объединяет по всему миру тысячи компаний, проводящих уроки программирования. Неважно, сколько вам лет, и какие у вас интересы, вы можете научиться программировать все, начиная от видеоигр до приложений смартфона.

Что касается раздела вашего резюме о достижениях, университеты, как правило, хотят знать, насколько глубоко вы исследуете выбранную вами тему. Нужны еще идеи? Ответьте на следующие вопросы:

Вы занимались в балетной студии? Участвовали в театральных или музыкальных представлениях? Выигрывали награды на национальных или региональных конкурсах, выступали в известном концертном зале? Занимаетесь ли вы каким-нибудь спортом или помогаете растить братьев или сестер? Получили черный пояс по боевым искусствам типа каратэ или тхэквондо? Вы или ваша команда завоевали какие-нибудь звания? Были избраны президентом школьной организации или назначены казначеем экологической группы?

Составление резюме о внешкольных занятиях мы обсудим позже, а сейчас не забывайте, что то, что вы делаете, имеет большое значение, равно как и то, насколько силен ваш интерес к этому увлечению.

occameducation.com

Практикум, Факультативные занятия – Педагогика Библиотека русских учебников

Предполагает самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ, применения знаний, умений и навыков

Для удобства учеников делят на группы. На практикум отводится 10-15 ч учебного времени в течение 2 -. З недель. Для его проведения составляют график, согласно которому учащиеся поочередно выполняют задания, с наблюдения, эксперименты по физике, химии, биологии. Задачи могут быть одинаковыми и разными для разных групп учащихся практикума завершают изучение больших тем курса, поэтому их проводят преимущественно на конце полугодия или рок року.

Главная цель практикума заключается в практическом применении сформированных ранее умений и навыков, обобщении и систематизации теоретических знаний, освоении элементарных методов исследовательской работы по фи изикы, химии, биологии тощ.

Проводят его в следующей последовательности: сообщение темы, цели и задачи; актуализация опорных знаний, навыков и умений учащихся; мотивирование их учебной деятельности; ознакомление учащихся с инструкцией; сут бор необходимого оборудования и материалов, выполнение работы под руководством учителя; составление учащимися отчета, обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результате.

Факультативные занятия

Эта форма организации обучения – связующая звено между уроками и внеклассными занятиями (7-9 кл) и ступень от усвоения предмета к изучению науки, средство ознакомления учащихся с методами научного исслед ния (10-12 кл.).

Учеников привлекают к факультативов на добровольных началах, согласно их желаниям, склонностей, интересов. Каждый может выбрать не более двух факультативов. По образовательными задачами существуют следующие их виды: а)) с углубленным изучением учебных предметов, б) по изучению дополнительных дисциплин в) по изучению дополнительной дисциплины с получением специальности г) межпредметные. Каждый вид в зависимости от дидактической е ты должен быть теоретическим, практическим, комбинированным соответствии с типом факультатива формируют группы, подбирают формы и методы роботботи.

Факультативные занятия проводят по специальным программам (Министерства образования и науки Украины или авторскими (подготовленными опытными учителями))

Такие занятия проводят опытные учителя школы, приглашают на них высококвалифицированных специалистов из высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, производства. Особенностями факультативе ей есть общность познавательных интересов учащихся, их позитивное отношение к изучению материала, любознательностьь.

В программе факультативов обязательно отражено современные достижения науки, техники, культуры. Поэтому они являются весомым дополнением к содержанию общеобразовательной, политехнической и трудовой подготовки школьников способствуют формированию интереса к теоретических знаний и практической деятельности. На факультативных занятиях используют различные методы обучения, но предпочтение отдается тем, что приучают учащихся к работе с нау вой и справочной литературой (подготовка рефератов по актуальным проблемам науки, обсуждение докладов и сообщений, проведения экспериментов и т.д.о).

Для повышения самостоятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно использование таких форм организации их работы:

а) вводный инструктаж преподавателя: как изучать факультатив и пользоваться программным пособием; самостоятельное овладение учеником содержания материала, выполнение всех работ с последующим итоговым контролем учи ителя

б) самостоятельно изучая после инструктажа материал факультативного курса, ученик при необходимости консультируется у учителя, а практические работы выполняет под его руководством. Изучение факультатива завершается итоговым контролем, который осуществляет учитель с помощью тестирования;

в) после инструктажа и обзорной характеристики содержания предыдущего раздела, ученик самостоятельно изучает следующий раздел курса, консультируясь при необходимости в учителя. Изучив раздел он проверяет себ бе с помощью стандартизированного контроля. Впоследствии учитель назначает ученику день тематического зачете, при составлении которого вия получает указания по изучению следующего раздела и др.. Практические работы ученик осуществляет под руководством учителя. После завершения изучения курса происходит заключительный контроль с использованием тестовтів;

г) учитель лаконично излагает материал темы, а ученик самостоятельно изучает ее, обращаясь в случае необходимости за разъяснением к учителю. После каждой темы ученик контролирует себя с помощью стандартизированного к контроля, практические занятия выполняет он под руководством учителя;

г) весь материал факультатива учитель вместе с учениками последовательно рассматривает на занятиях. Учащиеся систематически получают консультации. В процессе усвоения содержания факультативного курса учитель использует си истематичний, тематический и заключительный контролль.

Каждый из этих вариантов отличается уровнем познавательной активности ученика и вмешательство учителя в этот процесс

Уровень знаний учащихся оценивают в процессе факультативных занятий, а зачет проводят конце курса. Итоговые оценки вносят в аттестата о среднем образовании

Эффективность системы обучения значительно возрастает, если приобретенные на факультативных занятиях знания и умения учащиеся активно используют на уроках, когда осуществляется взаимосвязь задач, содержания и методов н обучения во всех организационных формах классно-урочной системы.

uchebnikirus.com

Факультатив? Факультатив… Факультатив!. Начские ясли-сад

Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

В новой образовательной ситуации, сложившейся после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», факультативные занятия в школах страны становятся основной формой дифференциации обучения.

Едиными типовыми учебными планами общеобразовательных учреждений для I-XI классов определено количество учебных часов на проведение факультативов. Однако и у руководителей школ, и у учителей возникают многочисленные вопросы по их содержанию, организации, учебно-методическому обеспечению:

– кто правомочен разрабатывать и утверждать программы факультативных занятий?

– как обеспечить преемственность изучения учебных предметов и факультативных курсов? В чём она должна заключаться?

– в чём состоит специфика факультативных занятий на разных ступенях обучения?

– какие технологии обучения наиболее приемлемы для факультативных занятий?

– как осуществлять контроль за учебной деятельностью учащихся и оценивать эффективность факультативных занятий?

– Каковы критерии их эффективности?

Факультативные занятия, как отмечено в пояснительной записке к Единым типовым учебным планам, – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями  и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

 Что такое факультативные занятия?

Направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военнно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др.

 Какие направленности факультативных занятий вы знаете? 

В соответствии с этим, а также на основе учета опыта проведения факультативных занятий можно определить ФУНКЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:

1) предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;

2) мотивирующая: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;

3) общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;

4) профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

 Каковы функции факультативных занятий?

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь при условии соблюдения руководством школы и учителями определённых управленческих и дидактических принципов. (Принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.)

 ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы. Организационная, информационная, педагогическая, психологическая и валеологическая поддержка самоопределения учащихся является важным условием оптимизации их выбора.

 ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. Школа предлагает учащимся для выбора тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

 ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ. Обучение на факультативных занятиях должно реализовываться в рамках Закона РБ «Об общем среднем образовании», Единого типового учебного плана, Устава общеобразовательного учреждения. Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм.

 ПРИНЦИП РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выбором учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

 ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ФОРМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.Школы работают в различных условиях, отличаются кадровым составом, уровнем учебно-методического обеспечения образовательного процесса, материальной базой, традициями, различными образовательными запросами учащихся и их родителей, спецификой рынка труда в данном регионе. В связи с этим факультативное обучение, в зависимости от характера индивидуальных выборов учащихся в условиях одной школы, не всегда может быть реализовано. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

 ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ. Принцип предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном ими уровне.

 ПРНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент. Процедура проектирования этого учебного плана обеспечивает повышение ответственности учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную мотивацию и субъективность в познавательной деятельности.

 ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях. При обучении на повышенном уровне педагог и учащиеся ориентируются на успешную подготовку к вступительным экзаменам в вуз. На базовом уровне, помимо обучающей функции, приоритетным является гармоническое развитие личности учащихся.

 ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ в организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т. п.

 ПРИНЦИП БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ. Проведение факультативных занятий не предполагает выставление отметок учащимся. Их высокая мотивация и ответственность обуславливаются не внешней оценкой в баллах, а индивидуальным выбором факультатива. Должна широко применяться самооценка и оценка деятельности и индивидуальных результатов учащихся, для чего необходимо применять соответствующие средства: листы самооценки, эталоны правильных ответов, рефлексию и т. п.

 ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАпредполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

 ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ДИАДЕ «УРОКИ – ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ». Для факультативов, направленных на углубление знаний учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

 Какие принципы, на ваш взгляд, свойственны только факультативам?

  Важно понимать, что следование перечисленным принципам не всегда возможно в полной мере. Это обусловлено рядом объективных факторов:

– установлением максимально допустимой недельной учебной нагрузки на учащегося;

– совместным изучением некоторых учебных предметов немотивированными и заинтересованными учащимися;

– недостаточной в ряде случаев ресурсной обеспеченностью образовательного процесса и, в частности, факультативного обучения;

– сложностями в составлении расписания факультативных занятий, вызванными занятостью учителей, недостаточностью в ряде школ классных комнат, занятиями многих учеников во второй половине дня в спортивных и музыкальных школах, центрах внешкольной работы и т. п.   

Названные трудности должны быть приняты во внимание, их важно видеть и понимать, чтобы предпринимать меры по уменьшению отрицательных образовательных эффектов.

Известно, что учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, профессиональными намерениями. Различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

 ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ  по целям

ЦЕЛЯМИ факультативных занятий могут быть:

–  подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;

– подготовка одарённых школьников к олимпиадам;

– формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;

– общекультурное развитие учащихся;

– приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

– коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

 ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию

– факультативы предметной направленности

– факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

– факультативы профориентационной направленности

 

Факультативы предметной направленности:

Развіццё маўлення

Слова о добром и прекрасном

История географических открытий

Математика после уроков

Решение логических задач

Физика в игрушках

Орфография

Подготовка к олимпиадам по химии

Пераклад тэксту

Культура маленчых паводзін

Пішам сачыненні

Обучение орфографии на основе межуровневых отношений

Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Задачи с параметром Количественные отношения в химии

Факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности применимы в основном в начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку и т. п.

«Учусь творчески мыслить», «Азбука Берегоши», «Человек в мире семейных отношений», «Основы потребительских знаний», «Энергосбережение», «Права ребенка»,  ЗОЖ, ОБЖ

 Факультативы профориентационной направленности проводятся преимущественно в V-IX классах, т.е. в  базовой школе. Их предназначение – помочь ее выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении, которое позволит сделать оптимальный выбор факультативных занятий на третьей ступени общего среднего образования. «Основы выбора профессии»

 Итак, Какие ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию?

– факультативы предметной направленности

– факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

– факультативы профориентационной направленности

Дифференциация факультативов по форме проведения обусловлена разнообразием их содержания, различием в условиях функционирования школ, квалификацией учителя. С одной стороны, на факультативных занятиях, как и на обязательных уроках, применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. С другой стороны – их содержание обусловливает необходимость широкого применения практических форм работы: тренингов, практикумов, лабораторных работ, исследований, экскурсий; образовательных проектов; ведения учениками дневников и тематических портфолио.

 ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по продолжительности

Возможно и целесообразно организовывать факультативы различной продолжительности: в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор длительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, от интереса учащихся и т.д. Например, факультативы профориентационной направленности рекомендуется делать непродолжительными.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по типу преемственности с изучением учебного предмета

Можно различать факультативы по типу преемственности с изучением учебного предмета. Преемственность может быть целевой, содержательной, а также технологической. Обучение учебному предмету в связке с факультативом может вести как один учитель, так и разные педагоги.

nacha.schools.by

Факультативные занятия. ГУО “Филатовский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа”

О некоторых организационных и методических аспектах

проведения факультативных занятий

 Факультатив – это не новая форма занятия, она давно применяется в практике работы школы. Но с отменой профильного обучения факультатив стал единственной формой внешней дифференциации образовательного процесса, ведущим направлением реализации интересов детей в условиях одноуровневого обучения 11-летней школы.

 В связи с усилением роли факультативных занятий возникает необходимость пересмотра подходов к их организации и качеству занятий.

Факультатив, как и урок, является учебным занятием,

однако он имеет свои особенности.

 Первая из них – добровольный характер посещения в соответствии с образовательными потребностями и склонностями учащихся. В старшем звене выбор учащимися факультатива чаще всего связан с планируемым продолжением обучения. В то же время учащиеся 5 – 9 классов не всегда определяются в профессиональной направленности и личностных интересах и находятся в поиске того, что им интересно и нужно. И на данном этапе важнейшую роль играет реклама факультатива. Возникает вопрос – каким образом это можно сделать? У каждого учителя свои подходы. Например, реклама факультатива может быть представлена в виде печатной продукции: материал в школьной или настенной газете в кабинете, красочный буклет, плакат-афиша. Оправдывает себя и такая форма, как открытое занятие факультатива – на него приглашаются учащиеся, для которых данный факультатив может быть организован в будущем учебном году. Заинтересовать учащихся может и яркий рассказ учителя о содержании и формах работы факультатива, его значимости для повышения качества знаний и расширения их кругозора. В любом случае (и в среднем, и в старшем звене), ученики должны получить информацию о возможности посещения тех или иных факультативных занятий. Желательно сделать это заранее, в марте – апреле, при этом учащиеся смогут сделать выбор на будущий год, а администрация – определить предварительную нагрузку педагогам.

 Добровольность посещения факультативных занятий определяет наличие высокой учебной мотивации учащихся. Однако практика показывает, что это свойственно далеко не всем ученикам. В таком случае учителю приходится постоянно работать над формированием и развитием интереса к факультативу.

 Второе отличие факультатива от урока – безотметочный способ обучения. Это оправдано: учащийся, выбравший факультатив добровольно, не нуждается в таком стимуле как отметка. Недопустимо и такое «стимулирование», при котором отметка за работу на факультативе ставится на страницу журнала, где фиксируются отметки за урок – это является нарушением многих нормативных документов. Но отсутствие отметок не означает отсутствия оценивания.

В роли оценки выступает не отметка, а словесная характеристика достижений учащихся. В виде поощрения могут выступать какие-либо знаки, придуманные учениками и учителем (жетоны, придуманная «валюта»), грамоты особо отличившимся ученикам, электронные материалы, собранные в ходе работы факультатива. Однако главный акцент должен быть сделан на формирование самооценки учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний. Для того, чтобы у учащихся сформировались эти навыки, необходимо учить их соотносить свои результаты с требованиями программ. Добриневская А.И. и Запрудский Н.И. в своей книге «Организация факультативных занятий в 11-летней школе» отмечают: «Обучение может стать безотметочным, если оно строится по следующим правилам:

 1) отметка отсутствует, но содержательная оценка обязательна;

 2) ученики пользуются ориентирами для самооценки, которые для них являются предельно понятными;

 3) самооценка ученика предшествует оценке учителя.

 Процесс оценивания учащимися собственной деятельности, своего поведения и своих образовательных продуктов имеет очень большое педагогическое значение:

 во-первых, на занятиях обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся видит свое продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность;

 во-вторых, повышается учебно-познавательная активность учащегося, что положительно сказывается на результативности образовательного процесса;

 в-третьих, учащийся овладевает навыками рефлексии – одной из ключевых компетенций современного человека».

 Формированию навыков самооценки способствует использование на факультативе таких форм работы как портфолио, презентации проектов, проведение конференций, выставок.

 Отличие факультатива от урока заключается и в дополнительных задачах, которые решаются через данный вид занятий. Факультатив  помимо удовлетворения образовательных запросов учащихся и углубления знаний, также развивает и интерес к предмету.

 Факультатив способен решить еще одну важную задачу, направленную на развитие общеучебных умений и формирование практических навыков учащихся.

 Один из важнейших принципов построения факультативных занятий – предупреждение перегрузки учащихся. С ним связано отсутствие домашнего задания на факультативе. Исключение составляют домашние задания по желанию учащихся, как правило творческого характера, но при этом недопустимы объемные задания, требующие большого времени на подготовку (составление электронных презентаций, подготовка рефератов и др.).

 При определении содержания, форм и методов работы на факультативе, важно помнить: учащийся приходит на занятие после учебного дня, порой очень сложного, и однообразный, похожий как две капли воды на урок факультатив, не способствует здоровьесбережению. В то же время занятие факультатива – это учебное занятие, и нагрузки здесь не избежать. Какой выход можно найти в данной ситуации? Ответ один – на факультативе должно быть интересно, и тогда любая информация будет восприниматься на нём легко, а само занятие – как одна из форм досуга.

      Сделать это можно разными способами. Самый простой и эффективный – отбор интересного и увлекательного содержания. В отличие от урока, где содержание очень строго регламентировано программой, отбор учебного материала на факультатив более свободный. На усмотрение учителя, мы можем уделить больше внимания отдельным аспектам, сделать акцент на отдельных вопросах, больше использовать научно-популярную литературу, художественный текст. Большие возможности для отбора содержания учебного материала предоставляет Интернет (особенно для проведения страноведческих факультативов), материалы средств массовой информации. На факультативе целесообразно использование иллюстративного материала, тем более, что фото- и видеоматериала в настоящее время достаточно.

 Развитию познавательной активности учащихся и формированию интереса к предмету способствует использование специальных методов обучения. Некоторые из них описаны в книге А.Гина «Приемы педагогической техники». В частности, повышению интереса к учебному материалу способствует постановка привлекательной цели, например, в форме отсроченной отгадки: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), решение которой находится при изучении нового материала.

       А.Гин приводит примеры использования других методов, направленных на развитие интереса к изучаемому материалу: «Удивляй» (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным), «Лови ошибку» (объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку или предлагает найти ошибку в имеющемся тексте, например, материалах СМИ), «Практичность теории» (учитель показывает практическую значимость материала для учащихся).

 На занятиях факультатива домашнее задание отсутствует, следовательно, материал максимально должен быть усвоен в ходе занятия. Наиболее полно материал усваивается в ходе практической деятельности учащихся, в частности, при построении структурно-логических схем, опорных конспектов, схематических рисунков.

         Практика показывает, что методика факультативного занятия зависит, в первую очередь, от направленности и содержания программы факультатива. Но, в любом случае, положительный эффект дает грамотное применение современных образовательных технологий.

       Важным стимулом для учащихся является создание ситуации успеха, когда учитель предлагает посильные задания, пошагово ведет ученика к результату. Обеспечить такую ситуацию можно только в том случае, если знать личностные особенности учащихся и максимально учитывать их в построении факультативного занятия.

        Таким образом, учитель имеет большой арсенал приемов и способов для развития познавательного интереса и реализации образовательных запросов учащихся через факультативные занятия. Нужно только провести их «инвентаризацию» и определить наиболее эффективные из них.

filatovo.schools.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *