Фармация специальность это – Провизор будущего: кто он? Перечень фармспециальностей нужно пересмотреть | Здравоохранение | Общество

Содержание

Специальность «Фармация» – Національний фармацевтичний університет (НФаУ)

Декан фармацевтического факультета специальности «Фармация» — доктор фармацевтических наук, профессор Вишневская Лилия Ивановна: «Гиппократ в свое время сказал, что «Медицина» – это лучшая из специальностей», а мне хотелось бы перефразировать, что лучшая из специальностей – это «Фармация», так как врач не может помочь больному без лекарственных средств.

«Фармация» — от греч. Pharmakeia – научно-практическая отрасль, которая занимается вопросами поиска, получения, исследования, применения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств, а сегодня это ещё и «лакомый кусочек бизнеса».

ПРОВИЗОР от лат. — рrovisor – аптечный работник, который заранее заботится, предвидит и помогает.

Фармацевтическая отрасль – это тысячи аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков. Такая мощная индустрия постоянно нуждается в кадрах, прежде всего молодых, способных освоить новейшие технологии современной фармации.

Лучшие кадры в области «Фармации» готовит лидер фармацевтического образования – Национальный фармацевтический университет (НФаУ), имеющий более чем 350 летнюю историю подготовки фармацевтов на дневной и заочной формах обучения, 5 лет обучаются выпускники школ, 4 года, кто имеет диплом младшего специалиста и 2 года, бакалавры.

После обучения выпускники получают дипломы провизора (специалист) или магистра фармации (магистр).

Выпускники могут занимать должности провизора, провизора-токсиколога, провизора-аналитика, заведующего аптекой, заведующего аптечным складом, заведующего аптечной базой, заведующего отделом, заведующего лабораторией, химика-аналитика, научного сотрудника фармацевтической отрасли.

После окончания вуза выпускники могут работать в аптеках, на аптечных складах, фармацевтических производственных предприятиях, фармацевтических фирмах, таможенных службах, научно-исследовательских учреждениях, контрольно-аналитических, научных и судебно-медицинских экспертных лабораториях.

Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов, уметь составлять контракты и договора. При работе с зарубежными партнёрами требуется знание иностранного языка, выучить который можно в НФаУ, а также освоить такие специализации как: исследование фармацевтического рынка, технология ветеринарных препаратов, использование лекарственных препаратов в клинической практике, производство готовых лекарственных средств (ГЛС) на основе биотехнологии, производство и применение косметических препаратов, контроль качества лекарственных средств, контроль качества продуктов питания и пищевых добавок, лекарственные растения и фитотерапия, малосерийное производство ГЛС, организация и регулирование деятельности производств фармации, производство в фармации, разработка лекарственных средств, технология гомеопатических лекарственных средств, химико-токсикологический анализ, качество стандартизации и сертификации.

Прежде хотелось бы уточнить: фармацевт – это специалист в области фармации со средним образованием, а провизор – специалист, получивший высшее фармацевтическое образование. На сегодня в аптечной сети с высшим образованием работают 35 % специалистов, а в фармацевтической промышленности – до 10 %. Эти цифры говорят сами за себя.

Нет простых профессий. В каждой профессии есть свои нюансы, свои прелести, свои трудности, свои проблемы… А профессия фармацевта – это еще и колоссальная ответственность. Именно от работы фармацевта зависит здоровье и благополучие нации. Сегодня фармацевт и провизор, помимо обладания навыками профессии, обязательно должен знать и современные технологии продаж, и основные принципы маркетинга, и многое другое.

Работа провизора предъявляет к человеку, овладевшему этой профессией, многочисленные требования, которые, например, согласно определению Ванкуверской комиссии «Роль фармацевта в системе здравоохранения» (1997 г.) предполагают наличие специальных знаний, особого отношения к делу, навыков и поведения. Эти качества суммированы в определении «Фармацевт — семь звезд»:

• фармацевт, предоставляющий уход за пациентом, — он должен воспринимать свою практику как часть действий всей системы здравоохранения и часть работы других фармацевтов; предоставляемые им услуги должны быть высокого качества;

• фармацевт, принимающий решения, — в частности, способный оценить, проанализировать и правильно определить курс действий;

• фармацевт — связующее звено между врачом и пациентом; он должен быть знающим и уверенным в себе во время общения с другими профессионалами здравоохранения и обществом, которое требует навыков не только вербального, но и невербального, письменного характера;

• фармацевт — лидер, что предполагает, в том числе, сочувствие и понимание других, а так- же способность принимать решения, эффективно общаться и управлять;

• фармацевт — это менеджер; он должен уметь эффективно управлять человеческими, физическими и финансовыми ресурсами, информацией, а также положительно воспринимать руководство со стороны других;

• фармацевт, постоянно обретающий знания, то есть принципы и желание постоянного и неустанного обучения на протяжении всей жизни;
• фармацевт — учитель, обязанный помогать в обучении и подготовке будущих фармацевтов, а также обучаться.

Самые ключевые понятия в профессии фармацевта – это понимание и внимание к посетителю. У хорошего фармацевта постепенно складывается своя клиентская база, именно она – «знак качества» его работы.

Каждому из нас приходится посещать аптеки, и туда мы идем не только за лекарствами, но и за косметическими средствами и сопутствующими товарами. Аптечная отрасль развивается стремительно быстро, и поэтому фармацевты и провизоры всегда были и всегда будут востребованными.

Сегодня фармацевт в аптеке – это и медик, и биолог, и химик,  и психолог, и первая скорая помощь… Согласно статистике люди среднего возраста и молодежь обращаются к врачам только в самых крайних случаях, а чаще они идут за консультацией именно в аптеку к провизору. Конечно, провизор (фармацевт) не имеет права проводить диагностику или выписывать рецепты, но обязан уметь дать грамотный совет. А  прежде чем давать советы, провизор-фармацевт должен сам хорошо знать препараты, их возможные побочные действия, противопоказания, уметь правильно и квалифицированно подобрать замену, объяснить, когда и как применять тот или иной препарат.

При создании лекарств необходима хорошая память, предметно – действенное мышление, высокий уровень концентрации внимания, развитое чувство ответственности. А разработка новых препаратов требует склонности к исследовательской работе. Провизор-фармацевт должен знать физико-химические свойства лекарственных средств, технологии, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье, обязательно знать латынь.

Учитывая колоссальный научный потенциал  и богатую сырьевую базу Украины, одной из приоритетных задач развития нашего государства является создание лекарственных средств отечественного производства.

На сегодняшний день профессия – провизора востребованная и престижная на современном рынке труда. Они уверены в том, что всегда найдут работу. Наши выпускники – это будущие специалисты, от квалификации которых зависит здоровье нации.

А студенты нашего факультета – это гордость украинской фармации! Более 400 студентов 1-5 курсов активно работают в студенческих научных обществах на 48 кафедрах нашего ВУЗа, с блеском выступают на Межвузовских научно-практических конференциях студентов и молодых ученых и международного уровня, в том числе, и защищают свои первые научные труды, получают Грамоты за призовые места. Это —  Хохлова Наталья, которая получила Грамоту МОЗ Украины за лучшую научную студенческую работу, Лыткин Дмитрий, Шаравара Николай, Змысля Мария, Тимофеев Максим, Цывунин Вадим, Минакова Дарья, Комиссаренко Николай, Березенцева Ирина, Борисенко Людмила, Лега Дмитрий, Наконечная Ирина, Андрощук Евгения, Бурый Алексей, Баранков Влад, Дмитренко Сергей, Алексеенко Алексей, Колодезная Татьяна, Калинина Юлия, Коноваленко Илона, Краснощек Андрей, Ловкайтес Анна, Игнатенко Мария… (жаль, что не хватит места перечислить всех наших замечательных студентов!).

Из года в год отличники учебы награждаются стипендиями Президента Украины – Губанова Н.С., Куц О.М., Здорик А.А., Белозёрова О.В., Баранская О.М., Гусарова В.И., Троцько Д.С., Хохлова Е.А., Куликовская К.Ю., Лега Д.А., Цивунин В.В., Наконечная И.Ю.; Верховной Рады Украины – Сапегина Н.Л., Василин В.Ю., Солоха О.А., Андрощук Е.О., Сентяй В.О., Комарицкий И.Л.; Кабинета Министров

– Булыга Л.А., стипендия им. Н.А. Валяшко – Мишнева Е.Д., Зарудко И.Н.; стипендия им. А.С. Масельского  –  Наконечная И.Ю. и др. …

Наши студенты – победители Всеукраинской и Международной олимпиады по «Фармации» в 2010 году — Булыга Лидия, Комарицкий Игорь,  Сентяй Валерия, Наконечная Ирина, Цивунин Вадим…

Польша, Словения, Болгария, Прибалтика, Германия, Россия, Иордания … – страны, откуда наши студенты приезжают победителями и призерами научных конференций.

Хотелось бы выразить благодарность Директору частной фирмы «ГАММА55» Пегусовой И.О., которая дает нам такую возможность — поощрить стипендиями студентов контрактной формы обучения за высокий уровень знаний по профильным дисциплинам, за активную жизненную позицию и участие в жизни Университета. Именно в аптеках сети «ГАММА 55» они получают свой первый провизорский опыт.

Наши студенты успевают не только учиться, но и активно участвовать и быть победителями в спортивной жизни страны: неоднократная чемпионка Украины, бронзовый призер по плаванью в параолимпийской сборной  — Тимофеева Мария — студентка 4 курса, выпускник  Колосов Александр — бронзовый призер Европы, серебряный призер Украины по биатлону.

Студенты фармацевтического факультета являются участниками и победителями конкурсов «Молодежный лидер года» в номинациях «Поэт года» — Саранский Андрей, Назарко Антон, как авторы поэтических сборников и песен.

О наших студентах можно еще рассказывать и рассказывать… Это именно те будущие аптечные работники которые заранее заботятся, предвидят, помогают. Это те люди, которые будут двигать, развивать и украшать нашу Фармацию. Это те, кому не страшно будет доверить здоровье нации.

nuph.edu.ua

«фармация» (специалитет): обучение профессия и кем работать

Профессия Провизор | провизор специальность | что делает провизор? Работа в аптеке

Профессия Провизор

Профессия Провизор – это намного больше, чем фармацевт. Это ответственная работа по хранению и продаже лекарственных средств. Специалист по профессии провизор – это специалист с высшим медицинским образованием. Младшие коллеги по цеху, занимающиеся похожей, но с меньшей ответственностью деятельностью и средним профессиональным образованием называются фармацевтами.

Чем занимается провизор?

Специальность провизора многогранна. Работая в сфере производства, провизор точно знает не только кому и сколько вешать в граммах, но и что. Из чего состоит препарат, какие компоненты в нем содержатся, как правильно их совместить и о многом другом знает провизор. Профессия провизора-фармацевта – еще одно из направлений деятельности данной специальности.

Имея высшее образование, данный специалист может также быть клиническим провизором – работать при клинике, госпитальным – госпитале, заниматься исследованиями и многими другим. Отличные перспективы у специальности провизор открываются людям с опытом.

Сразу после получения высшего образования можно устроиться на работу медицинским представителем одной из фармацевтических компаний, а также работать продакт-менеджером, выполняя функцию сопровождения коммерческого лекарственного препарата при фирме и даже работать маркетологом, занимаясь продвижением, изучением цен, рынка и спроса на медицинские товары в целом.

Впрочем, можно и никуда не торопиться и пойти работать фармацевтом в аптеку. В отличие от фармацевта, профессия провизора позволяет выпускнику иметь богатый выбор вакансий и направлений деятельности.

Обучение специальности Провизор

Обучение специальности провизор осуществляется при вузе. Несмотря на то, что пройти обучение на провизора можно по специальности Фармация в высшем учебном заведении, путать специальность провизора и фармацевта не следует. Первый получит высшее образование, а второй только среднее профессиональное.

Конечно же, обучение на провизора в вузе открывает более широкие перспективы на рынке труда, но и накладывает на выпускника обязательства по регулярному повышению квалификации. При поступлении на обучение профессии провизора в вуз сдаются биология (или физика), химия и русский язык.

По России результаты ЕГЭ готовы принять десятки вузов. В Москве обучение на провизора можно пройти, например, в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, Московском государственном университете имени М.В.

Ломоносова, Российском государственном медицинском университете, Российском университете дружбы народов и во многих других.

Где может работать провизор?

По определению, провизор может работать в любой организации, связанной с производством, отпуском или исследованием лекарственных препаратов. Сюда можно отнести больницы, аптеки и крупные фармацевтические компании. Большинство провизоров связывают свою жизнь с аптеками.

В этом случае, в отличие от фармацевта, стать заведующим аптекой для провизора вполне реально. Большие карьерные возможности открываются перед провизорами в фармацевтических компаниях. Можно не просто исследовать, но и создать свой препарат, вакцину или БАД. Все это для работы провизором вполне реально.

Но есть еще две сферы, где талантливые провизоры могут себя проявить – маркетинг и продажи. В первом случае можно заниматься исследованием рынка, изучать конкурентов и бороться за лучшие показатели по продажам, а во втором – активно продвигать товар на рынок.

Как правило, провизоры в фармацевтических компаниях получают очень хорошие деньги и никогда не жалеют о выбранном направлении работы.

Плюсы и минусы профессии провизора

Взвешивая на весах плюсы и минусы работы по профессии провизор, учтите плюсы:

  • Отличные карьерные перспективы выпускника по специальности провизор — это реально.
  • Хорошая зарплата возможна уже сразу после окончания вуза.
  • Возможна работа в международных компаниях и крупных фармацевтических представительствах.

Не забудьте о минусах:

  • Профессия провизора требует высокого уровня знаний, ошибки здесь недопустимы.
  • Работа провизором требует идеальную точность и ответственность за здоровье людей.
  • Требуется регулярно повышать свою квалификацию, постоянно учиться, отслеживать новшества медицины.
  • Иногда приходится несколько лет работать в аптеках на должности фармацевта, не имея возможности без опыта устроиться на хорошую работу.

Выбирая обучение по профессии провизора, вы имеете возможность решать, кем работать, но для начала остается одно — усердно учиться.

Источник: https://medcollege5.ru/provizor.html

Специалист с сертификатом «Управление и экономика фармации»

Разъяснение по вопросу возможности работы специалистов, имеющих сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» на различных должностях в аптечных организациях.

В положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г.

№ 1081, одним из лицензионных требований является: «наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения — высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста».

Понятно, что речь идет о стаже работы по специальности «Фармация», получив практический опыт будущий руководитель получает дополнительное профессиональное образование по специальности «Управление и экономика фармации» и начинает управлять фармацевтической деятельностью и в Положении говорится о наличии «сертификата», а не «сертификатов».  

Данная правовая норма в явном виде предполагает, что руководитель аптечной организации, отвечающий указанным квалификационным требованиям, вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, т.е. обязан уметь работать на любой должности, предусмотренной для специалиста с фармацевтическим образованием.

Один из возможных путей решения проблемы — руководитель аптекой может включить реализацию и отпуск лекарственных препаратов в свою функционально-должностную инструкцию (ФДИ), и на этом основании подменять своего сотрудника, когда тот отсутствует.

Прямого указания о том, что специалист в области управления должен / может совершать такие действия, как отпуск лекарственных препаратов и фармацевтическое консультирование, в профессиональном стандарте «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» действительно нет. Но в то же время многие трудовые функции, действия и умения, прописанные в ПС «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» – например, организация деятельности персонала, мониторинг, анализ деятельности организации, управление качеством,  организация информационной и консультационной помощи для населения и медицинских работников и др. — невозможно осуществлять, если у руководителя нет представления о трудовых процессах на различных должностях специалистов с  фармацевтическим образованием

В соответствии с утвержденным Приказом Минздрава РФ от 08.10.2015 г.

№ 707н «Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» для занятия должности «заведующий аптекой» специалист должен иметь высшее образование — специалитет по специальности «Фармация» и подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности «Управление и экономика фармации».

Так же приказом № 707н установлена возможность профессиональной переподготовки по специальности «Управление и экономика фармации» руководителей аптечных организаций для занятия должности руководителя.

Приказом Минздрава РФ от 15.06.2017 г. № 328н введена специальность «Фармация», в соответствии с которой специалисты, имеющие высшее образование – специалитет по специальности «Фармация» могут занимать должности провизора и провизора-технолога. Их трудовые функции изложены в ПС «Провизор», утвержденном приказом Минтруда № 91н.

Таким образом, наличие высшего образования — специалитета по специальности «Фармация» дает возможность работы на должностях провизора и провизора-технолога.

Для руководителя фармацевтической  организации необходимо иметь подготовку в интернатуре или ординатуре  по специальности «Управление и экономика фармации», если же сотрудник хочет заниматься контролем качества лекарственных препаратов, изготовленных в аптечных организациях, ему необходимо иметь подготовку  в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». 

Исполнительная дирекция Союза «НФП»

Источник: http://nacpharmpalata.ru/news/specialist-s-sertifikatom-upravl

Специальность фармация, Про

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Химия — профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология — по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза

Любой человек не представляет, как можно вылечиться от болезни самостоятельно без квалифицированной помощи. Но речь идет не только о врачебной консультации. После осмотра специалист назначает лечение. А в большинстве случаев оно включает в себя прием специальных лекарственных препаратов. Ими занимается специальность 33.05.01 «Фармация».

Работа по этому направлению невозможна без большой любви к химии. Поскольку деятельность предполагает оперирование многими химическими формулами и понятиями.

Фармация – это не только изготовление лекарств. Она охватывает исследовательскую нишу, так как необходимо изучение эффективности действующих препаратов, разработка новых.

Частью работы может быть консультация населения по вопросам выбора лекарств.

Чтобы воспитать квалифицированные кадры, на курсе преподают многочисленные профильные и смежные дисциплины, а также обучают студентов практическим умениям. Для поступления в любой из вузов Москвы по данному направлению необходимо быть подкованным в химии – этот экзамен является профильным.

Какие еще предметы сдают абитуриенты:

Так как фармация невозможна без знакомства с мировым опытом в лекарственной сфере, многие учебные заведения назначают дополнительный экзамен по иностранному языку.

Эта специальность не является простой: она требует особого склада ума, чтобы профессионал умело применял на практике полученные знания и умения. Но она очень интересная, где бы ни нашел себя впоследствии выпускник специалитета.

Есть возможность работать с лекарственными препаратами, занимаясь непосредственно их изготовлением, изучением эффективности, контролем качества.

Если есть талант к работе с публикой, можно предоставлять консультационные услуги, помогая посетителям аптек выбирать лекарства.

Это популярное направление есть в таких учебных заведениях:

  • Первый Московский государственный университет имени Сеченова;
  • Московский государственный университет имени Ломоносова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Московский медицинский университет «РЕАВИЗ».

При выборе очного отделения, студент освоит программу за пять лет. Заочная, смешанная и вечерняя форма обучения означают увеличение срока на год.

Каждый будущий специалист во время учебы знакомится с такими предметами:

  • химия: токсикологические и фармацевтические аспекты;
  • товароведение в медицине и фармации;
  • фармацевтическая информатика;
  • фармация: экономика и управление;
  • биотехнология;
  • фармакология;
  • фармакогнозия.

Во время обучения предстоит освоение следующих умений:

  • производство препаратов;
  • разработка новых лекарств;
  • заготовка и сушка природного лекарственного сырья;
  • продажа лекарств и других товаров из сферы фармации;
  • реализация препаратов оптом с организацией их транспортировки;
  • поиск способов оптимизации существующих лекарств;
  • осуществление инспекционных проверок;
  • контроль качества лекарств;
  • осуществление фармацевтического анализа;
  • консультации населения;
  • методическое руководство;
  • реализация маркетинговых исследований;
  • управление персоналом;
  • учет реализуемых товаров и поступающих денежных средств.

Эта сфера является одной из перспективнейших. Чем больше развивается медицина, тем значимее становятся наработки фармации. Свое влияние оказывает и улучшение качества жизни: население больше оказывает внимания своему здоровью, интересуясь лекарствами не только с целью лечения, но и ради профилактики.

Специалисты работают при фармацевтических предприятиях, занимаясь оптовыми поставками препаратов, выполнением маркетинговых исследований. Они нужны в аптеках, где реализовывают товар и оказывают консультационную помощь. Нужны такие профессионалы в исследовательских центрах.

Кем работает выпускник специалитета:

Это высокооплачиваемая работа. Минимальными являются ставки для обычных сотрудников аптек: здесь зарплата стартует от 20 тысяч. На фармацевтическом производстве можно зарабатывать до 60 тыс. Исследователи получают в пределах 50-100 тыс.

Чтобы расширить свои перспективы, стоит продолжить учебу в интернатуре. Это является обязательным требованием, если выпускник хочет выбирать любые пути в дальнейшем развитии. Для научной самореализации можно выбирать магистратуру. Она же открывает перспективы для тех, кто видит себя преподавателем.

Но магистерская программа полезна и в том случае, если в дальнейшем профессионал будет работать в практической сфере. Ее освоение означает, что работодатель будет заинтересован в компетентном сотруднике. Так как учеба означает изучение иностранных языков, это открывает перспективы трудоустройства за границей.

http://edunews.ru/entrants/okso/medical/farmaciya-specialitet.html

Источник: http://vekoff.ru/bolezni-i-lechenie/meditsinskie-znaniya/32300-spetsialnost-farmatsiya-pro

studentsnews.ru

Провизор будущего: кто он? Перечень фармспециальностей нужно пересмотреть | Здравоохранение | Общество

Беседуем с заведующей кафедрой управления и экономики фармации и фармацевтической технологии НижГМА, председателем Нижегородской ассоциации фармацевтов, членом-корреспондентом РАЕН Светланой Кононовой.

От образования к профессии

Елена Смирнова, «ЛекОбоз»: — Светлана Владимировна, обсуждение федерального государственного стандарта высшего образования по специальности «фармация» продолжается больше года. Что мешает быстро внедрить стандарты?

Светлана Кононова: —  Основные проблемы были связаны с разницей в подходах профессионального и образовательного сообщества. К счастью, сейчас достигнуто взаимопонимание и никаких препятствий для внедрения стандартов я не вижу. Вопросы, конечно, будут, и это нормально для любого новшества. Большой плюс вижу в том, что образовательный стандарт максимально приближен к профессиональному. Радует, что новый документ позволил привести к общему знаменателю и подготовку в вузе, и аккредитацию.

— Где ждут выпускников, получивших специалитет по фармации?

—  Подготовка современного провизора в первую очередь заточена под требования аптек. По сути, мы выпускаем грамотных первостольников, хотя, с моей точки зрения, название «первостольник» не носит объективного характера, гораздо корректнее термин «провизор-консультант». Нигде — ни в профессиональных, ни в образовательных стандартах — нет понятия «провизор-консультант». Но всё же именно в консультировании заключается основная работа хорошего первостольника.

— Студенты, обучающиеся по этой специальности, в своих мечтах видят себя не столько за первым столом, сколько в кресле заведующего аптекой.

—  Чтобы стать заведующим, необходимо получить соответствующую специализацию, то есть закончить ординатуру. А это ещё два года платного обучения.

— Получается, что после окончания вуза выпускнику выгоднее всего искать должность медицинского представителя?

—  По нашим данным, около 45% студентов трудоустраиваются в фармацевтические компании. Но сейчас в связи с политикой импортозамещения попасть на работу в зарубежные фирмы становится сложнее.

Кадровые парадоксы производства

— Как отразился курс на импортозамещение в фармацевтической отрасли на востребованности ваших выпускников?

— В нашем регионе только два крупных фармацевтических производства, так что сильного кадрового спроса не возникло. У нас налажено взаимодействие с этими предприятиями, и они выбирают себе кадры у нас. Но речь идёт о двоих-троих выпускниках в год. Вероятно, в регионах, где созданы фармацевтические кластеры, ситуация может быть иной. Но я не думаю, что провизоры, только что получившие диплом в рамках специалитета, будут самыми желанными кандидатами на производственные должности.

— Представители производства всё время жалуются на кадровый голод. Прочему же они не ждут провизоров?

—  У производства своя специфика, там нужны в первую очередь технические специалисты, инженеры, технологи. На предприятия, в том числе и фармацевтические, охотно берут выпускников университетов, химических и политехнических вузов. Чтобы работать с современным оборудованием, необходимо разбираться в его устройстве. Наш выпускник может подготовить расчёты по изготовлению лекарственных препаратов, провести контроль качества, то есть выполнить свои провизорские функции. Однако осуществлять контроль за отладкой производственной линии он не может, это дело инженеров.

— Но ведь есть же специальность «провизор-технолог». Их тоже не ждут на производстве?

—  Провизор-технолог, которого мы готовим, владеет методами изготовления лекарств в условиях аптеки, а не фармацевтического завода. Это ещё раз подтверждает проблему с перечнем специальностей. Однако число аптек, имеющих производственные отделы, сейчас становится всё меньше. Чтобы освоить производственную технологию, провизору необходимо получить соответствующую специализацию в ординатуре или магистратуре по стандарту «промышленная фармация». При этом важно понимать, что обучать специалистов следует на том оборудовании, которое реально используется на заводах. Нужно ли говорить, что это весьма затратное удовольствие, которое могут себе позволить единицы вузов. Конечно, важно расширять взаимодействие с фармацевтическими предприятиями, понимать их потребности и готовить работников целенаправленно.

Бакалавр, специалист, ординатор, магистр

— Насколько я понимаю, образовательные стандарты вводятся для специалитета. А как обстоят дела с магистратурой и бакалавриатом?

—  По магистратуре разработаны стандарты для производственных специальностей. По управлению пока магистерского стандарта нет, но есть профессиональный стандарт ординатуры, который может быть легко трансформирован под магистратуру. Что касается бакалавриата, то пока для него требования не разработаны.

— Какой вы видите идеальную систему образования для специалистов фармацевтической отрасли?

—  Я всегда выступала и выступаю за систему сквозного профессионального образования, обеспечивающую преемственность учебного процесса. Программы обучения должны быть взаимосвязаны, чтобы выпускник колледжа имел право поступить сразу на второй-третий курс вуза. Или, в соответствии с современными тенденциями, внедрить бакалавриат. При этом важно понимать разницу в профессиональной подготовке бакалавра, специалиста и магистра. Считаю, что на руководящие должности бакалавры претендовать не могут. Хотя на практике среди заведующих аптеками немало лиц без высшего профессионального образования. Такого быть не должно. Что касается ординатуры, то мне представляется целесообразным сократить её срок с двух дет до одного, сейчас эта тема широко обсуждается в профессиональном сообществе.

Да здравствует профессионализм!

— Вы упомянули, что главное место работы провизора — за первым столом. Но ту же работу выполняют и выпускники колледжей со средним образованием. В чём тогда смысл получения высшего фармацевтического образования?

—  Если мы идём по пути цивилизованного развития, то должны понимать, какую роль играет провизор в процессе оказания лекарственной помощи населению. В Европе и США в аптеках за первым столом работают провизоры, а фармацевты выполняют вспомогательные функции: участвуют в приёмке и разборе товара, обеспечивают правильные условия хранения лекарственных препаратов, занимаются выкладкой и т. д. Поэтому я говорю о том, что необходимо ввести новую специальность — «провизор-консультант», подготовив для этого соответствующие профессиональные и образовательные стандарты. Вопрос назрел, потому что пора наводить порядок в работе аптек, а не ссылаться на недостаток специалистов. Их никогда не будет хватать, если под прикрытием развития конкуренции в нашей стране продолжится неуёмный рост аптечных организаций. Население видит, что эта «конкуренция» не ведёт к снижению цен, а аптеки называет «аптечными точками» по аналогии с торговыми точками. Более того, люди считают, что если аптек становится всё больше, то это весьма прибыльное дело и провизоры жируют за счёт больных. Такое положение наносит ущерб престижу фармацевтической профессии.

— Существует масса нормативных документов, регулирующих работу аптек. Почему же вы говорите, что пора наводить порядок?

—  Я не устаю повторять: главная беда фармацевтического рынка в том, что в аптеках работают непрофессионалы. Выявить подобных сотрудников при проверках крайне затруднительно, документацию у нас вести научились. Но при таком несоразмерно огромном количестве аптек просто не хватит работников с профильным образованием. Я регулярно посещаю аптеки и вижу чудовищно низкий уровень профессионализма. Зачастую первостольники не в состоянии ответить на простейшие вопросы по лекарственным препаратам, не говоря уже о БАД, лечебной косметике и средствах по уходу за больными. Грамотный специалист обязан владеть исчерпывающей информацией, а не предлагать посетителю самостоятельно почитать инструкцию.

— Какие пути исправления ситуации вы видите?

—  Национальная фармацевтическая палата предложила вести реестр специалистов с фармацевтическим образованием. Считаю эту инициативу очень полезной и своевременной. Реестр станет важным шагом на пути к цивилизованному фармацевтическому рынку.

Мировые тренды таковы, что роль профессионализма постоянно повышается, современная конкуренция основывается на качестве, а не на демпинге. В российской фармации назрела необходимость усиления позиции профессионалов, как это происходит во многих странах. Провизор будущего — это компетентный специалист, способный оказать квалифицированную консультативную помощь, знающий тонкости действия лекарственных препаратов и парафармацевтической продукции, а также владеющий основами производственной технологии.

www.aif.ru

Специальность Фармация

Описание специальности

Среди всех профессий современности фармацевтическая профессия по праву считается одной из самых привлекательных и перспективных. Рост населения мира, увеличение продолжительности жизни, а также повышение благосостояния людей приводит в итоге к тому, что ежегодные расходы здравоохранения стремительно растут. Значительная часть этих расходов приходится на лекарства, которые изобретают, исследуют, производят и продают люди, выбравшие для себя фармацевтическую профессию.

Ежегодно мировой рынок лекарств растет на 9-10% в год и в 2010 году превысил 825 млрд. долларов. Несмотря на общее падение рынка труда в период кризиса, потребность в фармспециалистах осталась неизменной и почти на 50% превышает потребность в специалистах других профессий. Роль фармацевтического бизнеса в экономике многих стран в последние десятилетия сравнима с торговлей нефтью и другими полезными ископаемыми.

Сегодня в мире насчитывается более 35 тысяч различных лекарственных средств природного и синтетического происхождения, каждое из которых должно соответствовать главным требованиям – быть безопасным, эффективным и доступным для населения. Умение ориентироваться в этом интересном, сложном и жизненно важном мире лекарств дает профессия провизора, которую получают выпускники, обучающиеся по специальности фармация.

В настоящее время Беларусь переживает эпоху возрождения фармацевтической и биотехнологической области экономики. Образуются новые компании, зарубежные инновационные компании всерьез начинают производственную деятельность в Республике Беларусь, научно-исследовательская деятельность снова широко востребована и результаты исследований внедряются в промышленном масштабе. Все это, в конечном итоге, служит великой цели – улучшению системы здравоохранения и обеспечению населения высококачественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами.

Уникальность фармацевтического образования состоит в том, что оно сочетает знания химических, медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин со знаниями по организации фармацевтического бизнеса, работы аптек, менеджмента и маркетинга, управления фармацевтической службой и фармацевтическим производством, психологии и педагогики, фармацевтической этики и деонтологии. Особое место в подготовке провизора имеют фармакология и фармакотерапия, которые формируют знания и навыки фармацевтической помощи пациенту, поскольку провизор является первым, а иногда единственным консультантом больного по особенностям применения и побочного действия лекарств.

Теоретической основой фармации являются химические дисциплины (общая и неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, физическая и коллоидная химия) и дисциплины медико-биологического профиля (биология, фармацевтическая ботаника, нормальная физиология, патология, микробиология, биохимия, фармакология). Именно они формируют общенаучный профессиональный фундамент, который в дальнейшем позволит выпускникам фармацевтического факультета работать: 

  • в аптечных учреждениях
  • на фармацевтических предприятиях
  • в аналитических, биохимических и судебно-медицинских лабораториях
  • в представительствах зарубежных фармацевтических компаниий
  • в оптовых фармацевтических организациях
  • в высших и средних специальных учебных заведениях
  • в центрах экологии и охраны природы

Присваиваемая квалификация (высшее образование)

Врач – профессиональная квалификация специалиста. 

Присваиваемая квалификация (среднее специальное образование)

Фармацевт – профессиональная квалификация специалиста.

Занимаемые должности

  • Врач
  • Фармацевт

Вузы, где есть эта специальность

Ссузы, где есть эта специальность

budny.by

Фармация (33.05.01) специалитет

Описание

Учебная программа специалитета по специальности «Фармация» состоит в основном из химических дисциплин и специальных предметов. К первым можно отнести общую и органическую химию, фармацевтическую химию и токсикологическую химию. Ко вторым – клиническую фармакологию, управление фармацией, биотехнологию, фармацевтическую информатику, фармацевтическое товароведение, фармацевтическую технологию, фармакогнозию.В процессе обучения студенты проходят и ряд практик в клиниках и на кафедрах ВУЗа, в научных организациях, фармацевтических фирмах, в аптеках и центрах биотической медицины. За годы учебы молодые люди научатся:

  • разрабатывать новые лекарства и их регистрировать,
  • организовывать заготовку лекарственного природного сырья,
  • производить лекарства с использованием современных технологий,
  • реализовывать фармацевтические товары,
  • проводить консультации по вопросам использования лекарственных средств,
  • управлять персоналом фармацевтических аптек, сети аптек и оптового фармацевтического склада,
  • проводить фармацевтический анализ лекарств, БАДов и фармацевтических изделий,
  • проводить маркетинговые исследования фармацевтических товаров.

Кем работать

Специалисты с дипломом «Фармация» могут заниматься фармацевтической деятельностью лишь под контролем более опытного провизора. Окончив интернатуру по профилю или пройдя профессиональную переподготовку, провизорской деятельностью могут заниматься самостоятельно. Молодые специалисты могут изготавливать лекарства непосредственно в аптеках по рецепту, консультировать покупателей, контролировать качество лекарственных препаратов, заниматься поставкой лекарств и медицинской техники и проводить маркетинговые исследования медицинских препаратов. Кроме как фармацевтами, выпускники могут трудоустроиться логистами, лаборантами химического анализа, криминалистами-исследователями, маркетологами, медицинскими представителями.

Где обучаться:

vuz.edunetwork.ru

Фармацевтика – это что такое?

Фармацевтика – это отрасль промышленности, в задачу которой входит массовое производство стандартизированных лекарственных средств. Она является историческим продолжением фармации. Между двумя понятиями и методами получения лекарств есть существенная разница.

Фармация и фармацевтика: в чем различия?

Фармация известна с древних времен, когда стали изготавливаться первые лекарственные средства. На сегодняшний день фармация – это научная дисциплина, в сферу деятельности которой входит создание лекарственных препаратов, изучение их надежности, исследования в области синтеза и производства лекарств, изучение механизма действия препаратов на человека и многое другое. Также предметом изучения является поиск и тестирование природных лечебных средств. Фармацевтика же – это промышленное производство лекарств, следующий этап развития фармации для удовлетворения нужд массового потребителя.

Фармацевтика как часть фармации появилась в 19 веке, когда стало понятно, что давно известный способ изготовления лекарств не может обеспечить массового потребителя, а полученные препараты носят кустарный характер изготовления. Следствием индивидуального изготовления лекарств были частые осложнения у пациентов, каждый специалист – “фармацевт” – имел собственный рецепт того или иного препарата, отсутствовала общая рецептура и стандартизация лекарств.

С 19 века стартовала эра стандартизации и появления аптечных сетей, движение началось в США, после понимания выгодности создания медицинского рынка. Лекарственные средства начали производиться в массовом порядке после появления первых масштабных предприятий. Таким образом, фармацевтика – это технологическое производство лекарств со всеми сопутствующими интересами высокотехнологичной отрасли.

Чем занимается фармацевтика

В современном мире фармацевтика – это область знания и практической деятельности в интересах промышленного, массового и экономически совершенного производства лекарственных средств и субстанций. Она изучает все аспекты массового производства препаратов. В её компетенции:

  • Изучение эффективности лекарственных средств и их воздействия на организм человека.
  • Изучение химических составляющих лекарственных препаратов (дозирование, концентрация и пр.).
  • Виды лекарственных форм, способы их введения в производство и реализацию.
  • Физические состояния лекарственных веществ (размер, форма и т. д.).
  • Технология массового производства, машины и аппараты для промышленности, оборудование производственных линий.
  • Вспомогательные вещества лекарственных препаратов, их влияние на конечный продукт и организм человека.

Развитие фармацевтики

Фармацевтическая промышленность возникла во второй половине 19 века. В этот период появились первые аптеки, где препараты не составлялись, а только продавались. В реализацию попадали патентованные средства. Пионерами промышленного производства лекарств были две компании: предприятие Бома производило нашатырь, а Пеллетье – хинин. Их примеру последовали владельцы розничных аптек, на базе которых впоследствии выросли крупные производства.

Когда предприимчивые аптекари поняли, что фармацевтика – это очень прибыльно, они стали строить собственные предприятия. В 1827 году аптекарь Мерк начал выпускать лекарства на основе природных ингредиентов (морфин, хинин и пр.), что в дальнейшем привело его к созданию крупной компании. Основой множества известных фармацевтических марок стала обычная аптека, например “Шеринг” (Германия) или “Парк-Девис” (США).

Фармацевтика и химия

Не только деятельностью аптек ограничивалась эта отрасль. Фармацевтика напрямую связана с химической промышленностью. Химические отходы производства послужили стартом для нескольких компаний, например, такой как “Байер”. Государственная политика патентирования названий лекарственных средств также способствовала развитию отрасли.

Любой производитель мог придумать собственное название лекарству и продавать его под своей торговой маркой, что не мешало остальным реализовывать такой же товар под другими названиями. Удачная рекламная и маркетинговая кампании сделали препарат «Аспирин» в 24 раза дороже ацетилсалициловой кислоты, которой он, по сути, и являлся.

Развернувшаяся война между Пруссией и Австрией в 1866 году стимулировала производство фармацевтики. Последовавшие военные конфликты в Европе также послужили толчком к бурному росту крупных производств патентованных лекарственных препаратов. До Первой мировой войны лидером фармацевтической промышленности была Германия, ее доля на рынке составляла 20 % от всего оборота медикаментов. Позднее лидерство перешло к компаниям из США.

Российская фармацевтика

Фармацевтика в России начала свое развитие с монастырей, где все страждущие получали не только духовную пищу, но и помощь в излечении недугов, многочисленные советы врачевателей. В 1091 году на Руси была учреждена первая больница, инициатором был переяславский священник Ефрем. Летописи сохранили имена многих монастырских врачевателей, а некоторые из них удостоились многовекового почитания, например, Пимен Постник и Димиан Целебник.

Монголо-татарское нашествие и несколько столетий рабства пресекли развитие науки во многих областях, медицина практически прекратила свое существование. Интерес к ней возродился в царской семье в 1547 году, когда ко двору из Европы привезли нескольких специалистов.

Первая аптека появилась в Москве при царе Иване Грозном, в обязанности сотрудников входило обслуживание монаршей семьи. Она стала основой для создания Аптекарской палаты. Достоверных данных о первой аптеке не сохранилось. Считается, что располагалась она напротив Чудова монастыря в Кремле. Все работы были строго регламентированы, используемые ингредиенты учитывались в специальной книге, изготовленные лекарства снабжались надписью, в которой указывалось содержание и количество каждой составляющей и имя аптекаря, создавшего микстуру. Книга хранилась у начальника Аптекарской палаты вместе со всеми медикаментами.

Петровские реформы

В 1654 году была открыта школа по подготовке врачей и провизоров. Общедоступная аптека появилась в Москве в 1672 году, а находилась она недалеко от Красной площади, ей дали название Новой, чтобы не путать с Царской. Прогресс и в эту область принес главный реформатор России – Петр I. В 1701 году, согласно его указу, в Белокаменной были открыты восемь таких лавок. Самая крупная и передовая аптека того времени расположилась на Мясницкой улице в 1706 году. В задачу этого учреждения входил не только отпуск лекарств широкому кругу покупателей, но и снабжение медикаментами армейских частей.

В 1714 году Петр Великий провел очередную реформу медицины и переименовал Аптекарскую палату в Медицинскую канцелярию. Новое учреждение занималось контролем военно-медицинского дела, регулированием работы аптекарей. В середине 18 века в столице было учреждено 14 аптек, появились они и во многих крупных городах.

Достижения российских фармацевтов

Отечественная фармацевтика внесла весомый вклад в мировую науку. Самые яркие открытия совершились в Медико-хирургической академии (Петербург). На базе учебного заведения профессор О. В. Забелин организовал лабораторию, где проводились фармакологические эксперименты. Благодаря деятельности А. А. Соколовского такие дисциплины, как фармакология и фармацевтика изучались в Московском университете. Вклад в разработку лекарств и препаратов внесли многие ученые, работавшие на рубеже 19-20 веков.

Продукция фармацевтики в советский период выпускалась лишь после длительного периода тестирования, подтверждения эффективности и безопасности ее применения. В стране была создана сеть лабораторий и крупных предприятий по синтезу сложных лекарственных средств. Выпускаемые препараты отличались высоким качеством. В настоящее время российская фармацевтика полностью соответствует мировым стандартам отрасли. Работающая сеть лабораторий и производств продолжает разработки по созданию новых лекарств, проводятся эксперименты и исследования.

Российские фармацевтические фабрики выпускают продукцию, востребованную на отечественном и зарубежном рынке. Пятерка крупнейших фармпредприятий РФ выглядит так:

  • “АстраЗенека”.
  • ЗАО “Вертекс”.
  • STADA CIS.
  • “Микроген”.
  • АО “Гриндекс”.

Профессия “фармацевт”

Фармацевтика – это наука и отрасль производства, требующая квалифицированных кадров. Медицинские учебные заведения готовят специалистов двух профессий – фармацевт и провизор. Фармацевт – это младший медицинский персонал, специальность получают в колледжах, обучение длится 4 года. Профессию провизора осваивают в вузах на протяжении 7 лет (6 лет обучения +1 год интернатуры).

Базу знаний фармацевты получают по четырем основным направлениям. После выпуска специалисты данной области работают в аптеках, на аптечных складах, в лабораториях, профильных НИИ. Фармацевтика привлекает студентов большими возможностями и динамичностью. Специалист должен не только отпускать лекарственные препараты, но дать совет по альтернативному выбору. Кроме того, освоенная база знаний позволяет понимать, как составляются лекарства, каково их действие и противопоказания.

Кем может работать сотрудник предприятия, направление деятельности которого – фармацевтика? Лекарство от какого-либо заболевания производится с учетом и соблюдением строгих технологий и правил. Для фармацевта есть работа на любом участке предприятия. Направления работы такого специалиста:

  • Фармацевт-продавец – работает в розничной сети аптек. В сферу обязанностей входит общение с покупателями, ведение учетной документации, изготовление лекарств по рецепту, корректное хранение медикаментов, пополнение складских запасов.
  • Фармацевт-исследователь трудится в лабораториях. Задачами исследователя являются: изучение течения заболеваний, процессов излечения, поведение бактерий, вирусов, микрофлоры и т. д. Самые внимательные специалисты получают доступ к работе с опасными видами вирусов (СПИД, Эбола и т. д.) для разработки вакцин против этих заболеваний.
  • Фармацевты-дистрибуторы востребованы в фармацевтических компаниях, занимающихся реализацией собственных лекарств или являющихся представителями крупных корпораций.

Фармацевтика – это синтез науки и производства. Медицинскими препаратами серийного выпуска пользуются почти все. Разумный подход к потреблению лекарственных препаратов способствует сохранению здоровья и излечению от многих заболеваний.

fb.ru

обучение, профессия и кем работать

Степень: Исследователь. Преподаватель-исследователь

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Чтобы поступить, нужно иметь высшее медицинское образование.

Фармация – это важнейшая отрасль не только медицины в целом, но и ее военной области. Вопрос обеспечения лекарственными средствами воинских частей, лечебных и медицинских учреждений этого профиля – серьезный и требующий детального изучения. От того, насколько эффективно он решен, зависит боеспособность армии. Изучением научных аспектов этой сферы занимается специальность 33.07.01 «Фармация».

Вооруженные силы нуждаются в своевременном снабжении медицинскими препаратами, оборудованием. Здесь важно просчитывать экономические аспекты, руководствуясь рациональным посылом. Как таковая военная фармация зародилась еще в 17 веке. Тогда был издан отдельный приказ, оговаривающий условия медицинского и лекарственного обеспечения армии. За годы существования направления были созданы значительные наработки, которыми руководствуются специалисты сегодня. Но перед отраслью встают новые задачи вместе со стремительным развитием технологий и появлением острых насущных проблем.

Условия поступления

Это направление предполагает обучение студентов навыкам, которые понадобятся им для плодотворной работы на исследовательской ниве либо в сфере преподавания.

Чтобы поступить в адъюнктуру, нужно иметь высшее медицинское образование. Прием протекает на конкурсной основе. Поэтому предстоит узнать, какие предметы сдают абитуриенты.

Будущая профессия

Таких специалистов вузы Москвы и России в целом выпускают для полноценной исследовательской деятельности. В их компетенции находится изучение лекарственных препаратов, их эффективность и безопасность для человека. Работа ориентирована на совершенствование медицинского обеспечения вооруженных сил. Также обучение предполагает знакомство с основами педагогики, чтобы впоследствии выпускник мог заниматься преподаванием. От студента требуется особый склад ума со склонностью к анализу, обобщению и умению делать выводы на основе исследования.

Куда поступать

Адъюнктуру по направлению можно пройти в Военно-медицинской академии имени Кирова.

Срок обучения

Государственные стандарты предполагают освоение программы за три года.

Приобретаемые навыки

Будущий исследователь во время учебы овладевает такими важными умениями:

  • организация и проведение исследования;
  • участие в работе исследовательских коллективов;
  • преподавание в высших учебных заведениях.

Преимущества обучения в докторантуре

Имея талант к научной деятельности, можно продолжать свое развитие в профессиональном плане, поступив в докторантуру. Такая степень имеет больший вес, а специалист может стать полноправным сотрудником исследовательского центра, института этого профиля.

edunews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *