Федеральный перечень учебников новый – Материал на тему: Федеральный перечень учебников с изменениями на 26 января 2016 года | скачать бесплатно

Содержание

каким будет новый Федеральный перечень учебников — РТ на русском

К осени Министерство образования готовит новый Федеральный перечень учебников, предыдущая редакция которого включала более 1250 наименований. В правительстве считают, что школьники по всей стране должны учиться по книгам, которые содержат необходимый образовательный минимум. При этом речь о едином учебнике по каждому предмету не идёт. Глава Министерства образования Ольга Васильева отмечает, что базовое содержание учебников позволит улучшить школьную систему в регионах. В преддверии начала учебного года RT узнал у экспертов, чего они ожидают от нового перечня учебников.

К осени Министерство образования России готовит Федеральный перечень учебников. Как заявляют в ведомстве, учебная литература, которая войдёт в список, должна соответствовать новым образовательным стандартам, над которыми работали 3000 специалистов из Академии наук. Кроме того, правительство внедрит более совершенную систему экспертизы пособий.

В предыдущий документ, принятый в 2014 году на три года, были включены 1252 наименования. Уже известно, что в обновлённом списке книг будет меньше.

В интервью Интерфаксу в середине августа министр образования Ольга Васильева отметила: «Свыше тысячи учебников, которые сейчас в федеральном списке, — недопустимо. Учебники могут быть и более углублённые, охватывающие и региональную историю, и их проблемы, но базовое содержание у них у всех должно быть».

Научный руководитель лицейских программ, ординарнарный профессор НИУ ВШЭ Наталья Любомирская в комментарии RT отметила, что так называемый единый учебник как раз и является «базовым», о внедрении которого говорит Минобразования.

«Единый учебник не означает, что школьники будут заниматься по какой-то одной книге. Его концепция заключается в единообразии образовательных стандартов, требований, и не более. У российских детей должны быть некие базовые знания, то есть то, что проверяется на государственных экзаменах», — подчеркнула Любомирская.

«Никто не будет изучать предмет по одному-единственному учебнику. Это абсолютно исключено. Все прекрасно осознают необходимость делать поправку на регионы и специализацию школ. Речь идёт о том, что школьники, где бы они ни проживали, должны быть подготовлены к экзаменам на определённом уровне», — сказала Любомирская.

Эксперт полагает, что инициативы Минобразования перекликаются с мировыми тенденциями. «Общемировой тренд, в русле которого движется Россия, заключается в персонализации образования. Опасения, что выбор учебников кардинально сократится, не оправданны», — заявила Любомирская.

  • РИА Новости
  • © Маша Росс

По словам министра образования Васильевой, принципиальное отличие новой системы заключается в том, что в стороне от экспертизы окажутся издатели, которые заинтересованы во включении своих пособий в единый перечень. Таким образом, власти рассчитывают проводить экспертную оценку, основанную на федеральных стандартах.

«Раньше у нас издатели сами печатали, сами заказывали экспертизу учебника, а затем заявляли его в Федеральный учебный перечень, то есть получалось «сам пишу, сам танцую, сам себе аплодирую». Больше этого не должно быть», — рассказала Васильева.  

Председатель комитета по учебной литературе и взаимодействию с системой образования Российского книжного союза Елена Низенко уверена, что базовое содержание учебников — это прежде всего качественная основа школьного образования. По её словам, идея разработки единых стандартов для пособий исходила от самих учителей и родителей, а не от чиновников. 

  • globallookpress.com
  • © Aleksandr Schemlyaev/Russian Look

Низенко говорит, что новые стандарты не ограничивают учителя, а, напротив, помогают ему. Она считает, что это освободит педагогов от необходимости перерабатывать множество книг, чтобы скомпоновать основную программу: «Это не ограничивает учителя. Хороший учитель всегда использует дополнительные источники, а хороший учебник всегда содержит отсылки к другим материалам». 

Лучше меньше, да лучше 

Как ранее отмечали в Министерстве образования, правительство сделало выбор в пользу качества, а не количества. Обновлённый и сокращённый перечень учебников — лишь часть концепции единого образовательного пространства, которая сейчас внедряется в школах по всей стране. Она гарантирует федеральные стандарты образования на всей территории России.

Финалистка конкурса «Учитель года России», завкафедрой образовательных технологий Владимирского института развития образования Ольга Морозова отмечает плюсы сокращения федерального перечня и концепции учебника, соответствующего необходимому образовательному минимуму.

«Такой учебник нужен. Это создаёт определённую связность, ясность. Появляются одинаковые возможности, например, у ребёнка, который вынужден переходить из школы в школу или переезжать из города в город в связи с работой родителей или другими причинами. Будет равный набор заданий, одинаковое погружение в тему и не будет разрыва. Это хорошая основа», — считает Морозова.

Учитель из Ульяновской области в июне этого года на прямой линии с президентом России Владимиром Путиным обратил внимание на то, что в разных регионах могут придерживаться разных образовательных программ. Глава государства отметил, что в России эта проблема стоит не так остро, как в других странах, но так или иначе это необходимо менять. 

«У нас, пожалуй, одна из немногих стран, где  <…> это единое образовательное пространство крепче, чем где‑либо в другом месте, оно крепче, чем во многих других странах, — отметил Путин. — Мы стараемся это единое пространство сохранить, хотя проблема, о которой вы сказали, безусловно, существует».

  • РИА Новости
  • © Руслан Кривобок

В Министерстве образования подчёркивают, что речь идёт исключительно о введении базовых образовательных стандартов. Таким образом, педагогические технологии и методы никак не будут затронуты.

«Я считаю, это мое глубочайшее убеждение <…>, что все школьники страны, особенно начальной школы, должны иметь базис, который одинаков от Владивостока до Калининграда, и иметь углубленные программы», — отмечала Васильева на Всероссийском съезде учителей сельских школ в начале прошлого учебного года. Министр подчеркнула, что не является противником творческих программ, но для обучения необходима основа: «Когда у ребёнка есть базис, тогда можно творить. Но когда базиса нет, творить невозможно».

Член совета по русскому языку при президенте России Роман Дощинский отметил сильные стороны инициативы Минобразования по созданию базовых образовательных стандартов и сокращению Федерального перечня учебников.

«У нас хорошие учебники, но федеральный перечень просто неподъёмен. Конечно, его нужно сокращать, нынешняя вариативность — это безумие. Для начала я бы предложил очень чётко прописать статус учебника и учебного пособия. Мне кажется, такой подход будет логичнее», — пояснил Дощинский.

Собеседник RT отметил, что единообразие «в хорошем смысле» (именно к нему стремится ведомство Ольги Васильевой) однозначно принесёт пользу.

russian.rt.com

ФПУ

Учебный предмет Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы….Начальное общее образование……..Филология…………Русский язык…………Литературное чтение…………Иностранный язык……..Физическая культура…………Физическая культура……..Технология…………Технология……..Искусство…………Изобразительное искусство…………Музыка……..Основы религиозных культур и светской этики…………Основы религиозных культур и светской этики……..Обществознание и естествознание (Окружающий мир)…………Обществознание и естествознание (Окружающий мир)……..Математика и информатика…………Математика и информатика….Среднее общее образование……..Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности…………Физическая культура (базовый уровень)…………Экология (базовый уровень)…………Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)……..Естественные науки…………Физика (базовый уровень)…………Физика (углублённый уровень)…………Химия (базовый уровень)…………Химия (углублённый уровень)…………Биология (базовый уровень)…………Биология (углублённый уровень)…………Естествознание (базовый уровень)……..Математика и информатика…………Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (базовый уровень)…………Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (углублённый уровень)…………Информатика (базовый уровень)…………Информатика (углублённый уровень)……..Общественные науки…………История (базовый уровень)…………История (углублённый уровень)…………Обществознание (базовый уровень)…………География (базовый уровень)…………География (углублённый уровень)…………Экономика (базовый уровень)…………Экономика (углублённый уровень)…………Право (базовый уровень)…………Россия в мире (базовый уровень)……..Иностранный язык…………Иностранный язык (базовый уровень)…………Иностранный язык (углублённый уровень)…………Второй иностранный язык (базовый уровень)……..Филология…………Русский язык и литература (базовый уровень)…………Русский язык и литература (углублённый уровень)….Основное общее образование……..Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности…………Физическая культура…………Основы безопасности жизнедеятельности……..Технология…………Технология……..Искусство…………Изобразительное искусство…………Музыка……..Естественнонаучные предметы…………Физика…………Биология…………Химия……..Математика и информатика…………Математика…………Алгебра…………Геометрия…………Информатика……..Общественно-научные предметы…………История России…………Всеобщая история…………Обществознание…………География……..Филология…………Русский язык…………Литература…………Иностранный язык…………Второй иностранный языкУчебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений….Начальное общее образование……..Технология…………Технология……..Обществознание и естествознание (Окружающий мир)…………Окружающий мир……..Математика и информатика…………Математика…………Информатика……..Филология…………Русский язык…………Литературное чтение….Среднее общее образование……..Курсы по выбору…………Технология…………Мировая художественная культура…………Искусство…………Астрономия…………История и культура Санкт-Петербурга……..Общественные науки…………Мировая художественная культура….Основное общее образование……..Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности…………Курсы по выбору……..Технология…………Технология……..Искусство…………Искусство……..Естественнонаучные предметы…………Естествознание…………Биология……..Основы духовно-нравственной культуры России…………Основы духовно-нравственной культуры России……..Математика и информатика…………Математика……..Общественно-научные предметы…………История……..Филология…………Русский язык…………ЧтениеУчебники, обеспечивающие учёт региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков ….Начальное общее образование……..Филология…………Родной язык…………Литературное чтение на родном языке….Основное общее образование……..Филология…………Родной язык…………Родная литература

Издатель АО «ИПК «Грозненский рабочий»Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Хакасское книжное издательство»Государственное унитарное предприятие «Национальное книжное издательство «Бичик» Республики Саха (Якутия)»Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Татарское книжное издательство»ГУП РБ БИ “Китап” имени Зайнаб БиишевойЗакрытое акционерное общество “Издательство ИКАР”Закрытое акционерное общество «Издательский дом «ФЕДОРОВ»Издательство «СМИО Пресс»Издательство «Ювента» (Общество с ограниченной ответственностью «С-инфо»)ОАО “Горно-Алтайская типография”Общество с ограниченной ответственностью «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»Общество с ограниченной ответственностью «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Академкнига/Учебник»Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Ассоциация XXI век»Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Магариф – Вакыт»Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Астрель»Общество с ограниченной ответственностью «Интеллект-Центр»Общество с ограниченной ответственностью «ИОЦ Мнемозина»Общество с ограниченной ответственностью «Образовательно-издательский центр «Академия»Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово-учебник»Общество с ограниченной ответственностью «Татармультфильм»Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА – ГРАФ»Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС»ООО «Современные образовательные технологии»Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение»

fpu.edu.ru

Федеральный перечень учебников

ВсеНачальное общее образованиеОсновное общее образованиеСреднее общее образование

А

Абрамов А.В.

Аверин М.М.

Аверьянов Ю.И.

Автономов В.С.

Агарков Ю.А.

Агаркова Н.Г.

Агафонова И.Б.

Агеносов В.В.

Агибалова Е.В.

Азнабаева Ф.Ф.

Аксёнова А.К.

Алеев В.В.

Александров А.Д.

Александрова О.М.

Александрова Э.И.

Алексашина И.Ю.

Алексеев А.И.

Алексеев С.В.

Алексей Киреев

Алимов Ш.А.

Алимпиева О.П.

Алышева Т.В.

Амиров Р.Б.

Андреев И.Л.

Андреевская Т.П.

Андрианова Т.М.

Андрюхина Т.В.

Анофриева Н.Ф.

Антропов А.П.

Анурова И.В.

Аранова С.В.

Артеменко О.И.

Архангельский А.Н.

Асылгараева Р.А.

Атанасян Л.С.

Афанасьева А.Б.

Афанасьева О.В.

Ахлебинин А.К.

Ахметзянова Г.М.

Б

Бабайцева В.В.

Бабенко В.Г.

Бабушкина Т.В.

Байкова Т.А.

Бакланова Т.И.

Барабанов В.В.

Баранов М.Т.

Баранов П.А.

Баранова К.М.

Баринова И.И.

Барышников В.Я.

Бахчиева О.А.

Башмаков М.И.

Бгажнокова И.М.

Беглов А.Л.

Белага В.В.

Белкин М.В.

Белосельская Т.В.

Белоусов Л.С.

Белявский А.В.

Беляев Д.К.

Бененсон Е.П.

Береговская Э.М.

Беркинблит М.Б.

Бетенькова Н.М.

Бим И.Л.

Бисеров В.В.

Бовыкин Д.Ю.

Богатырёв А.Н.

Богданов Н.А.

Богданова А.А.

Богданова Н.В.

Боголюбов Л.Н.

Бойкина М.В.

Бойцов М.А.

Боков П.Ю.

Бондаренко К.А.

Бордовского Г.А.

Борисов Н.С.

Бородин П.М.

Бородина А.В.

Бородина О.И.

Босова Л.Л.

Ботвинников А.Д.

Брандт М.Ю.

Братчикова Н.С.

Брехов Л.В.

Брунчукова Н.М.

Бубнова Г.И.

Буганов В.И.

Букварёва Е.Н.

Бунимович Е.А.

Бурин С.Н.

Бурмина Т.Ю.

Бурмистрова Т.В.

Бутузов В.Ф.

Бухарова Ю.А.

Буховцев Б.Б.

Быкадоров Ю.А

Быкова Н.И.

Быстрова Е.А.

В

Вагизов С.Г.

Важеевская Н.Е.

Валитова Р.Г.

Вангородский С.Н.

Ванина Э.В.

Ванюшкина Л.М.

Васильева Т.Д.

Ваулина Ю.Е.

Введенский Э.Л.

Ведюшкин В.А.

Венедиктов И.Н.

Вербицкая М.В.

Вербицкой М.В.

Верещагина И.Н.

Вернер А.Л.

Верхоломова Е.В.

Вигасин А.А.

Викторов В.П.

Виленкин Н.Я.

Виленский М.Я.

Винер И.А.

Виноградов В.Н.

Виноградова Н.Ф.

Виноградовой Н.Ф.

Виноградская Л.А.

Вирина Г.Л.

Вишнякова Е.А.

Владимирова В.Г.

Власенко В.И.

Власенков А.И.

Вовина В.Г.

Воинова А.А.

Воителева Т.М

Воителева Т.М.

Волкова П.А.

Волобуев О.В.

Ворожейкина Н.И.

Воронкова В.В.

Воронцов А.В.

Воронцов-Вельяминов Б.А.

Воскресенский О.В.

Восторгова Е.В.

Воюшина М.П.

Высоцкая Л.В.

Вышнепольский И.С.

Г

Габович Ф.Е.

Габриелян О.С.

Галактионов К.В.

Галиева Н.Г.

Галунчикова Н.Г.

Галушин В.М.

Гальскова Н.Д.

Ганелина Р.Ш.

Гара Н.Н.

Гарипова В.А.

Гарипова Л.И.

Гарифуллина М.Я.

Гарифуллина Ф.Ш.

Гаярделли М.

Гвинджилия О.В.

Гейн А.Г.

Гельфман Э.Г.

Генденштейн Л.Э.

Герасимова Т.П.

Геронимус Т.М.

Гиниятуллина Л.А.

Глаголев С.М.

Гладкий Ю.Н.

Глазков А.В.

Глазунов А.Т.

Глейзер Г.Д.

Глоцер А.В.

Голованова И.Л.

Голованова М.В.

Головин А.Н.

Головкина Т.М.

Гольцова Н.Г.

Гончаров Б.А.

Горбачева Е.Ю.

Горбачева Т.М.

Горбов С.Ф.

Горецкий В.Г.

Городецкая Н.И.

Горский В.А.

Горяева Н.А.

Граник Г.Г.

Грачёв А.В.

Грехнёва Г.М.

Грибанова Г.И.

Григорьева Е.Я.

Гринёва А.А.

Грязнова А.Г.

Гуревич А.Е.

Гуревич М.И.

Гуров Г.Е.

Гурьев С.В.

Гурьянова Ю.В.

Гусарова И.В.

Гусева А.В.

Гутник Е.М.

Д

Давыдов В.В.

Данилов А.А.

Данилов С.Б.

Данилова Г.И.

Данченко С.П.

Дейкина А.Д.

Демидова Л.Н.

Демин Р.Н.

Дик Ю.И.

Дмитриев И.С.

Дмитриева О.В.

Дмитриева Т.А.

Добромыслова Н.В.

Домогацких Е.М.

Донской Г.М.

Дорофеев Г.В.

Дорофеева Н.С.

Драгомилов А.Г.

Дроздов А.А.

Дронов В.П.

Дронова В.П.

Дубынин В.А.

Дули Д.

Душина И.В.

Дымшиц Г.М.

Е

Евдокимова А.О.

Елисеева Е.В.

Емохонова Л.Г.

Ерганжиева Л.Н.

Еремин В.В.

Еремин Е.А.

Ермолаева Л.К.

Ермолинская Е.А.

Ерохина Е.Л.

Ершова Л.В.

Ефросинина Л.А.

Ж

Желтовская Л.Я.

Жемчугова М.Б.

Жилин Д.М.

Жильцова Е.И.

Журавлёв В.П.

Журавлёва О.Н.

Журин А.А.

Журова Л.Е.

З

Загладин Н.В.

Загоровская О.В.

Закревская Е.А.

Залогова Л.А.

Залялиева А.К.

Замалетдинова З.И.

Захаров В.Б.

Захарова Е.Т.

Захарова Л.В.

Захваткина И.З.

Заяц Д.В.

Звавич Л.И.

Земляницин В.А.

Зикеев А.Г.

Зинин С.А.

Зубарева И.И.

Зыкова Т.С.

И

Иванов О.В.

Иванов С.В.

Иванова Л.Ф.

Иванова Н.В.

Иванова Н.Г.

Иванова С.В.

Иванова Т.В.

Ивашова О.А.

Ивченкова Г.Г.

Измозик B.C.

Измозик В.С.

Ильина С.Ю.

Илюхина В.А.

Исаев Д.А.

Исаева Т.А.

Исакова С.Н.

Искровская Л.В.

Истомина Н.Б.

К

Кабардин О.Ф.

Кабардина О.Ф.

Кадомцев С.Б.

Каленчук М.Л.

Калинин И.А.

Калинина О.Б.

Калинова Г.С.

Каменский А.А.

Камынина О.Е.

Канакина В.П.

Кантаровская О.З.

Капустин В.С.

Капустина Г.М.

Картушина Г.Б.

Касаткина Н.М.

Касьянов В.А.

Кац З.Г.

Кац Э.Э.

Кашеков А.Л.

Кашекова И.Э.

Кибирева Л.В.

Ким С.В.

Кирьянова М.Г.

Кирюшкин В.А.

Киселев А.Ф.

Китинов Б.У.

Клепинина З.А.

Климанов В.В.

Климанова Л.Ф.

Климанова О.А.

Климов О.Ю.

Коваль Т.В.

Ковалёва Е.А.

Кожина О.А.

Козлов В.В.

Колесникова И.Я.

Колокольцев Е.Н.

Коломыткина И.В.

Колпаков С.В.

Колягин Ю.М.

Комарова С.В.

Комарова Ю.А.

Кондрашова Н.А.

Кононова Е.В.

Конопатова Н.К.

Константинов В.М.

Константинова В.М.

Конышева Н.М.

Копцев В.П.

Копцев Е.В.

Копцева Т.А.

Копылов Ю.А.

Копылова В.В.

Корепова К.Е.

Коринская В.А.

Корнилова О.А.

Коровин В.И.

Коровина В.Я.

Королькова Е.С.

Королёва Г.Э.

Коротеева Е.И.

Корсун Р.П.

Костецкая Г.А.

Костылева С.В.

Костюкова Т.А.

Костюхина М.С.

Косулина Л.Г.

Кочурова Е.Э.

Кошкина С.Г.

Кошмина И.В.

Красильникова М.С.

Красова Г.А.

Кривченко И.В.

Криксунов Е.А.

Критская Е.Д.

Крюкова Т.Ш.

Крючкова Е.А.

Кубасова О.В.

Кубышкина Э.И.

Кудакова Е.Н.

Кудрина С.В.

Кудрявцев В.В.

Кузин В.С.

Кузин Д.В.

Кузнецов А.П.

Кузнецов М.И

Кузнецов М.И.

Кузнецова В.В.

Кузнецова Л.А.

Кузнецова Л.В.

Кузнецова М.И.

Кузнецова Н.Е.

Кузовлев В.П.

Кузьменко Н.Е.

Кузьменко Н.С.

Кузьмичева Е.П.

Кулигина А.С.

Купирова Е.А.

Кураев А.В.

Курасовская Ю.Б.

Курдюмова Т.Ф.

Курлыгина О.Е.

Кустова Г.И.

Кутьина О.Г.

Кучменко В.С.

Л

Ладнов С.Н.

Ладыженская Т.А.

Лазукова Н.Н.

Ланин Б.А.

Ланина Б.А.

Лапшина В.И.

Латчук В.Н.

Латышина Д.И.

Латюшин В.В.

Лебедев Ю.В.

Лебедева Е.В.

Лебедева И.М.

Левандовский А.А.

Левин В.А.

Леонов С.А.

Леонтьев А.В.

Летягин А.А.

Линькова А.Я.

Липкина Е.К.

Липова Е.Е.

Липсиц И.В.

Лисенко М.Р.

Лисицкая Т.С.

Литвинов И.Л.

Литвинова Т.Н.

Лифанова Т.М.

Лобжанидзе А.А.

Ломакович С.В.

Ломаченков И.А.

Ломов С.П.

ЛощилинаТ.Е.

Лутцева Е.А.

Лысова Г.Г.

Львова С.И.

Ляпцев А.В.

Лях В.И.

Ляшенко Л.М.

Лёвкин А.Н.

М

Майков А.Н.

Макарычев Ю.Н.

Макеева С.Г.

Маккинли С.

Максаковский В.П.

Малаховская О.В.

Малеева Ю.В.

Малкова Ю.В.

Малышева З.Ф.

Малышева Н.А.

Малявин С.Н.

Мамедов Н.М.

Мамонтов С.Г.

Маранин С.С.

Марков В.В.

Маркуцкая С.Э.

Мартьянов А.А.

Мартьянов Д.С.

Марьина О.Б.

Маслов А.Г.

Матвеев А.И.

Матвеев А.П.

Матвеева Е.И.

Матвеева Н.Б.

Матвеева Н.В.

Матяш Н.В.

Маш Р.Д.

Медкова Е.С.

Медяков А.С.

Мерзляк А.Г.

Меркин Г.С.

Мещерякова Л.М.

Микулина Г.Г.

Минаева С.С.

Миндрина Г.А.

Миндрул О.С.

Миндюк Н.Г.

Миракова Т.Н.

Миркин Б.М.

Мироненко С.В.

Миронов С.К.

Мисюкевич А.Н.

Митрофанов А.А.

Митюрёв С.Н.

Митюшина Л.Д.

Михайлов О.Н.

Михайловский Ф.А.

Михеева И.В.

Мишин Б.И.

Мияссарова И.Х.

Могилев А.В.

Могилева В.Н.

Мозговая Г.Г.

Молевой Г.А.

Мордкович А.Г.

Морено К.В.

Моро М.И.

Москвин Г.В.

Муравин Г.К.

Муравина О.В.

Муртазин М.Ф.

Мухаметзянова А.Г.

Мылова И.Б.

Мякишев Г.Я.

Мясникова В.С.

Н

Найденова Е.А.

Насонова И.П.

Нателаури Н.К.

Науменко Т.И.

Неклюкова Н.П.

Некрасова Т.В.

Неменская Л.А.

Нефёдова Е.А.

Нефёдова М.Г.

Нехаева О.И.

Низовцев В.А

Никитин А.Ф.

Никитина Т.И.

Никишов А.И.

Николаев И.В.

Николаев Н.П.

Николина В.В.

Никольский С.М.

Новикова Л.А.

Новицкая М.Ю.

Новошинская Н.С.

Новошинский И.И.

Носков В.В.

Нурова Н.А.

О

Обукаускайте Д.С.

Огерчук Л.Ю.

Оморокова М.И.

Оралова О.В.

Оржековский П.А.

Орлов В.А.

Островская О.В.

Остроумов И.Г.

Очинин О.П.

П

Павленко Н.И.

Павлова М.Б.

Павлова Н.В.

Пакулова В.М.

Палехова Е.С.

Панебратцев Ю.А.

Панкратова Л.П.

Панова Е.А.

Парнес Е.Я.

Парсонс Д

Парсонс Д.

Пасечник В.В.

Пастухова С.А.

Патрикеева И.Д.

Паутова А.Г.

Пахнова Т.М.

Пашкова Т.И.

Пащенко Р.В.

Певцова Е.А.

Пентин А.Ю.

Перегудова Э.Ш.

Перова М.Н.

Перышкин А.В.

Петерсон Л.Г.

Петленко Л.В.

Петров С.С.

Петрова В.И.

Петрова С.И.

Петрова Т.В.

Питерских А.С.

Плаксин М.А.

Пленков О.Ю.

Плешаков А.А.

Погадаев Г.И.

Поглазова О.Т.

Погожев В.А.

Погорелов А.В.

Погостина Е.С.

Подходова Н.С.

Полонский В.Б.

Полухина В.П.

Поляков А.В.

Поляков В.В.

Поляков К.Ю.

Полякова А.В.

Полянская Н.В.

Пономарев Г.Н.

Пономарев М.В.

Пономарев С.Ю.

Пономарева И.Н.

Понтак Л.С.

Поровская Г.А.

Поспелова М.Д.

Потапов И.В.

Потапов М.К.

Потапова Е.А.

Потоскуев Е.В.

Прасолов В.В.

Пратусевич М.Я.

Преображенский В.А.

Притыкина Т.А.

Пропирный Н.Г.

Пузанов Б.П.

Пурышева Н.С.

Пуряева Н.Н.

Пчелов Е.В.

Пятунин В.Б.

Р

Рагозина Т.М.

Радионов В.Н.

Радченко О.А.

Разумовская М.М.

Рамзаева Т.Г.

Рапацкая Л.А.

Раскулова Р.И.

Редли П.

Редькина Н.М.

Репкин В.В.

Решетников Н.Н.

Робустова В.В.

Роговцева Н.И.

Рогожкин В.А.

Ройзена И.И.

Рокотова Д.И.

Романова В.Ю

Романова В.Ю.

Рослова Л.О.

Рубцова В.В.

Рудзитис Г.Е.

Рудник С.Н.

Рудницкая В.Н.

Рудченко Т.А.

Руленкова Л.И.

Русакова О.Л.

Рыбченкова Л.М.

Рыдзе О.А.

Рыжкова Т.В.

Рытов Д.А.

С

Савельева Л.В.

Савельева Л.Е.

Савенкова Л.Г.

Савченко К.В.

Савчук Л.О.

Сагдиева Р.К.

Садыкова Э.Р.

Самкова В.А.

Самородский П.С.

Самылкина Н.Н.

Сапин М.Р.

Саплин А.И.

Саплина Е.В.

Сарычева Н.Ю.

Сасова И.А.

Сасовой И.А.

Сафиуллина Г.М.

Сафонова И.В.

Сахаров А.Н.

Сахипова З.Г.

Свиридова Т.Б.

Северинов К.М.

Сековец Л.С.

Селиванова Н.А.

Селиверстов А.В.

Селунская Н.А.

Семакин И.Г.

Семенов П.В.

Семенович Н.А.

Семёнов А.Л.

Сергеева Г.П.

Сивоглазов В.И.

Сидоренко Л.В.

Симоненко В.Д.

СимоноваЛ.В.

Симукова Я.С.

Синица Н.В.

Синявина А.А.

Синяков А.З.

Сиразиева Г.Д.

Скоробогатько А.В.

Скороспелкина Г.С.

Сладков С.А.

Смирнов А.Т.

Смирнов В.А.

Смирнов В.П.

Смирнов Д.В.

Смирнова И.М.

Смоктунович Т.Л.

Собещанская Ю.О.

Соболева О.Б.

Сокольникова Н.М.

Соловейчик М.С.

Соловцова Э.И.

Соломина Е.Н.

Сонин Н.И.

Сороко-Цюпа А.О.

Сороко-Цюпа О.С.

Сотский Н.Н.

Старшовой Т.И.

Столбов К.М.

Страут Е.К.

Стрельникова О.В.

Строганов В.И.

Студеникин М.Т.

Суворова Е.П.

Суворова С.Б.

Суматохин С.В.

Суравегина И.Т.

Сурьялайнен И.А.

Сухина Е.И.

Сухих И.Н

Сухих И.Н.

Сухова Т.С.

Сухорукова Л.Н.

Т

Таможняя Е.А.

Таранин А.Б.

Тарнопольская Р.И.

Тер-Минасова С.Г.

Теремов А.В.

Теренин В.И.

Тимченко Л.И.

Титов С.А.

Титова И.М.

Тихомирова С.А.

Тихонова Е.Т.

Тищенко А.Т.

Ткачёва М.В.

Токмакова И.П.

Толкунова С.Г.

Торочкова Т.Ю.

Трафимов С.А.

Трафимова Г.В.

Тростенцова Л.А.

Туревский И.М.

Туркина В.М.

Турова Г.А.

Тюляева Т.И.

Тюмерекова Т.Т.

У

Угринович Н.Д.

Узорова О.В.

Узунова Л.М.

Уколова В.И.

Улунян А.А.

Усачёва В.О.

Устинова Л.Ю.

Ф

Файзрахманова К.Ф.

Фатхуллова К.С.

Федоров В.Г.

Федотова О.Н.

Фельдман Ф.Г.

Фиошин М.Е.

Флегонтова У.М.

Флоренская Э.А.

Фрейтаг И.П.

Фролов М.П.

Фёдоров С.Е.

Фёдорова Н.Е.

Х

Хайдарова Р.З.

Хайруллин Р.З.

Хамраева Е.А.

Харисов Ф.Ф.

Харисова Ч.М.

Хасанова Ф.Ф.

Хасбулатов Р.И.

Хастингс Б.

Хебелер Г.

Хейфец В.Л.

Хейфец Л.С.

Хижнякова Л.С.

Хисамова Ф.М.

Хисматова Л.К.

Ходот А.Ю.

Ходот Т.Г.

Холина В.Н.

Холина С.А.

Холодная О.В.

Хомякова И.С.

Хохлова М.В.

Хренников Б.О.

Ц

Царёва Л.А.

Цветкова М.С.

Цехмистренко Т.А.

Цойнер К.Р.

Ч

Чайка В.Н.

Чалмаев В.А.

Чаругин В.М.

Чебодаева Л.И.

Чеботкова Л.В.

Чекин А.Л.

Челак Е.Н.

Челышева Т.В.

Чепайтите М.В.

Чернова Н.М

Чернова Н.М.

Чертов В.Ф.

Чеснокова Л.Д.

Чимитдоржиев В.Л.

Чистякова Н.Н.

Членов М.А.

Чудинова Е.В.

Чумакова Е.А.

Чуракова Н.А.

Ш

Шайтанов И.О.

Шакирова Г.Р.

Шалашова М.М.

Шамсутдинова Р.Р.

Шамчикова В.М.

Шапкин В.А.

Шарова И.Х.

Шарутина А.Ю.

Шарыгин И.Ф.

Шаталова С.П.

Шацких В.Н.

Шашурина А.Ю.

Швецов Г.Г.

Шевченко Л.Л.

Шевченко С.В.

ШевырёваТ.В.

Шекалов В.А.

Шемшурин А.А.

Шемшурина А.И.

Шереметьева А.М.

Шестаков В.А.

Шилин В.Д.

Шипилова Н.В.

Шишкина А.В.

Шишкова М.И.

Шишкова С.В.

Школяр Л.В.

Шмагина Т.С.

Шмелёв А.Д.

Шмелёва Е.Я.

Шолох В.П.

Шорохова О.Е.

Шпикалова Т.Я.

Шубин А.В.

Щ

Щенев В.А.

Щепилова А.В.

Щетинов Ю.А.

Э

Эк В.В.

Электов А.А.

Ю

Юдачёва Т.В.

Юдовская А.Я.

Юрьева М.В.

Я

Яворский Б.М.

Ягафарова Р.Х.

Якир М.С.

Якубовская Э.В.

Якушкина М.С.

Янушкявичене О.Л.

Ясинская Ю.С.

Яцковская Г.В.

Яшмолкина О.Н.

xn--o1aib.xn--p1ai

каким будет новый Федеральный перечень учебников

К осени Министерство образования готовит новый Федеральный перечень учебников, предыдущая редакция которого включала более 1250 наименований. В правительстве считают, что школьники по всей стране должны учиться по книгам, которые содержат необходимый образовательный минимум. При этом речь о едином учебнике по каждому предмету не идёт. Глава Министерства образования Ольга Васильева отмечает, что базовое содержание учебников позволит улучшить школьную систему в регионах. В преддверии начала учебного года RT узнал у экспертов, чего они ожидают от нового перечня учебников.

К осени Министерство образования России готовит Федеральный перечень учебников. Как заявляют в ведомстве, учебная литература, которая войдёт в список, должна соответствовать новым образовательным стандартам, над которыми работали 3000 специалистов из Академии наук. Кроме того, правительство внедрит более совершенную систему экспертизы пособий.

В предыдущий документ, принятый в 2014 году на три года, были включены 1252 наименования. Уже известно, что в обновлённом списке книг будет меньше.

В интервью Интерфаксу в середине августа министр образования Ольга Васильева отметила: «Свыше тысячи учебников, которые сейчас в федеральном списке, — недопустимо. Учебники могут быть и более углублённые, охватывающие и региональную историю, и их проблемы, но базовое содержание у них у всех должно быть».

Научный руководитель лицейских программ, ординарнарный профессор НИУ ВШЭ Наталья Любомирская в комментарии RT отметила, что так называемый единый учебник как раз и является «базовым», о внедрении которого говорит Минобразования.

«Единый учебник не означает, что школьники будут заниматься по какой-то одной книге. Его концепция заключается в единообразии образовательных стандартов, требований, и не более. У российских детей должны быть некие базовые знания, то есть то, что проверяется на государственных экзаменах», — подчеркнула Любомирская.

«Никто не будет изучать предмет по одному-единственному учебнику. Это абсолютно исключено. Все прекрасно осознают необходимость делать поправку на регионы и специализацию школ. Речь идёт о том, что школьники, где бы они ни проживали, должны быть подготовлены к экзаменам на определённом уровне», — сказала Любомирская.

Эксперт полагает, что инициативы Минобразования перекликаются с мировыми тенденциями. «Общемировой тренд, в русле которого движется Россия, заключается в персонализации образования. Опасения, что выбор учебников кардинально сократится, не оправданны», — заявила Любомирская.

  • РИА Новости
  • © Маша Росс

По словам министра образования Васильевой, принципиальное отличие новой системы заключается в том, что в стороне от экспертизы окажутся издатели, которые заинтересованы во включении своих пособий в единый перечень. Таким образом, власти рассчитывают проводить экспертную оценку, основанную на федеральных стандартах.

«Раньше у нас издатели сами печатали, сами заказывали экспертизу учебника, а затем заявляли его в Федеральный учебный перечень, то есть получалось «сам пишу, сам танцую, сам себе аплодирую». Больше этого не должно быть», — рассказала Васильева.  

Председатель комитета по учебной литературе и взаимодействию с системой образования Российского книжного союза Елена Низенко уверена, что базовое содержание учебников — это прежде всего качественная основа школьного образования. По её словам, идея разработки единых стандартов для пособий исходила от самих учителей и родителей, а не от чиновников. 

  • globallookpress.com
  • © Aleksandr Schemlyaev/Russian Look

Низенко говорит, что новые стандарты не ограничивают учителя, а, напротив, помогают ему. Она считает, что это освободит педагогов от необходимости перерабатывать множество книг, чтобы скомпоновать основную программу: «Это не ограничивает учителя. Хороший учитель всегда использует дополнительные источники, а хороший учебник всегда содержит отсылки к другим материалам». 

Лучше меньше, да лучше 

Как ранее отмечали в Министерстве образования, правительство сделало выбор в пользу качества, а не количества. Обновлённый и сокращённый перечень учебников — лишь часть концепции единого образовательного пространства, которая сейчас внедряется в школах по всей стране. Она гарантирует федеральные стандарты образования на всей территории России.

Финалистка конкурса «Учитель года России», завкафедрой образовательных технологий Владимирского института развития образования Ольга Морозова отмечает плюсы сокращения федерального перечня и концепции учебника, соответствующего необходимому образовательному минимуму.

«Такой учебник нужен. Это создаёт определённую связность, ясность. Появляются одинаковые возможности, например, у ребёнка, который вынужден переходить из школы в школу или переезжать из города в город в связи с работой родителей или другими причинами. Будет равный набор заданий, одинаковое погружение в тему и не будет разрыва. Это хорошая основа», — считает Морозова.

Учитель из Ульяновской области в июне этого года на прямой линии с президентом России Владимиром Путиным обратил внимание на то, что в разных регионах могут придерживаться разных образовательных программ. Глава государства отметил, что в России эта проблема стоит не так остро, как в других странах, но так или иначе это необходимо менять. 

«У нас, пожалуй, одна из немногих стран, где  <…> это единое образовательное пространство крепче, чем где‑либо в другом месте, оно крепче, чем во многих других странах, — отметил Путин. — Мы стараемся это единое пространство сохранить, хотя проблема, о которой вы сказали, безусловно, существует».

  • РИА Новости
  • © Руслан Кривобок

В Министерстве образования подчёркивают, что речь идёт исключительно о введении базовых образовательных стандартов. Таким образом, педагогические технологии и методы никак не будут затронуты.

«Я считаю, это мое глубочайшее убеждение <…>, что все школьники страны, особенно начальной школы, должны иметь базис, который одинаков от Владивостока до Калининграда, и иметь углубленные программы», — отмечала Васильева на Всероссийском съезде учителей сельских школ в начале прошлого учебного года. Министр подчеркнула, что не является противником творческих программ, но для обучения необходима основа: «Когда у ребёнка есть базис, тогда можно творить. Но когда базиса нет, творить невозможно».

Член совета по русскому языку при президенте России Роман Дощинский отметил сильные стороны инициативы Минобразования по созданию базовых образовательных стандартов и сокращению Федерального перечня учебников.

«У нас хорошие учебники, но федеральный перечень просто неподъёмен. Конечно, его нужно сокращать, нынешняя вариативность — это безумие. Для начала я бы предложил очень чётко прописать статус учебника и учебного пособия. Мне кажется, такой подход будет логичнее», — пояснил Дощинский.

Собеседник RT отметил, что единообразие «в хорошем смысле» (именно к нему стремится ведомство Ольги Васильевой) однозначно принесёт пользу.

pravdoryb.info

Утвержденный федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год

Вокруг перечня учебников, которые рекомендуются Министерством образования и науки России для использования в российских школах, в последнее время разворачивается слишком много скандалов. Минобрнауки говорит, что в России слишком много учебников, и необходимо принудительно сократить их список в несколько раз. В ответ на это руководителей ведомства обвиняют в подозрительном. похоже на коррупционный, интересе к этой теме. В итоге директора и учителя школ не имеют никакого представления, что их ждет в будущем учебном году, и на какой перечень учебных пособий им нужно ориентироваться сегодня. Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ — существует ли он на сегодняшний день, что происходит вокруг этого списка учебных пособий.

Минобрнауки — курс на сокращение перечня

В конце апреля 2018 года в Минобрнауки отчитались о проведенной собственными силами экспертизе 1.117 новых учебных пособий, которые претендуют на включение в федеральный перечень рекомендованных учебников на 2018-2019 учебный год. В министерстве забраковали 330 учебников (то есть, практически ровно 30%) и остались очень довольны собой.

Подобная экспертиза силами экспертов министерства была проведена впервые, прежде такие заключения делали эксперты, приглашенные самими издательствами.

По мнению действующего министра образования Ольги Васильевой, то, что экспертиза Минобрнауки отсеяла такой большой процент новых учебников, лучше всего говорит об эффективности такого подхода.

Для того, чтобы результаты экспертизы были более убедительны для общества, в Минобрнауки привели несколько вопиющих примеров того, что пишется авторами учебников. Якобы, в одном из пособий по химии автор спутал химические элементы, в учебнике по ОБЖ фотография американской военной техники была подписана как российская, а автор одного из учебных пособий по обществознанию субъективно судил о людях, болезненно следящих за собственной внешностью. Нашли в учебниках и пропаганду курения, множество опечаток и неточностей.

К большому сожалению, все подобные примеры не были подкреплены ссылками на конкретные “забракованные” учебники, поэтому проверить результаты экспертизы невозможно.

За месяц до этого, в конце марта 2018 года, та же Васильева анонсировала новый перечень учебников, который будет ориентирован на новые образовательные стандарты, принятые в России.

Критика и подозрения в адрес руководства Минобрнауки

Тема школьных учебников особенно сильно озаботила руководство Министерства образования в последние месяцы работы действующего состава правительства (напомним, что по Конституции правительство будет распущено с вступлением на очередной президентский срок избранного в марте президента). И многие полагают, что это не случайное совпадение.

Высшее руководство минобрнауки и лично министра Васильеву прямо подозревают в личном интересе в теме школьных учебников.

Якобы, министр отстаивает интересы одного конкретного издательства, выпускающего учебники. Издание учебников — это сверхдоходный бизнес, спрос на учебные пособия стабилен, тиражи их огромны. Учитывая то, что почти к каждому учебнику выпускаются дополнительные пособия по примеру рабочих тетрадей или контурных карт, эти тиражи можно смело умножить еще на два.

Многие наблюдатели полагают, что нездоровая суета вокруг темы учебников связана именно с тем, что руководство министерства накануне своей отставки (да, возможно, что все эти люди вернутся на свои посты в новом составе правительства, но это далеко не факт) делает лихорадочные шаги, которые помогут им обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь, обеспечив работой одно конкретное издательство.

Сложно утверждать, правдивы и справедливы ли эти подозрения или нет, судить не нам. Однако, действительно, отдавать экспертизу школьных учебников чиновникам — это потенциально опасная и коррупционная вещь. С одной стороны, экспертиза, которую проводит само издательство, и вправду может одобрить все, что угодно. С другой стороны, экспертиза министерства, будь у нее такой интерес, может отклонить самый лучший учебник только потому, что тот издается не тем издательством, которое нужно или руководство этого издательства, условно говоря, не занесло в нужный кабинет нужные подарки.

Представители ассоциации издателей и пользователей учебной литературы “Российский учебник” накануне выступили с официальным заявлением, которое было адресовано правительству страны и всем российским школьникам и их родителям. В этом заявлении ассоциация предупредила, что из-за той политики, что проводит Минобрнауки, на рынке учебников может сложиться монополия, что быстро приводит к низкому качеству учебников и кратному росту их стоимости — учебники могут подорожать в 2-3 раза.

Существует ли утвержденный федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год

Кто прав в сложившейся ситуации, а кто — нет, со стороны судить тяжело, если не невозможно. Понятно, что рынок школьных учебников — слишком лакомый для многих издательств, и попадание учебных пособий любого издательства в федеральный перечень гарантирует ему определенный объем заказов.

Как бы то ни было, но утвержденного перечня учебников на 2018-2019 учебный год пока нет.

Действующая редакция соответствующего приказа Минобрнауки находится в открытом доступе, например, на портале “Консультант” по этой ссылке. После того, как федеральный перечень учебников будет подвергнут изменениям, они оперативно появятся в тексте приказа на портале.

bankiclub.ru

О проекте

БД

База данных

БД ФПУ

База данных федерального перечня учебников, содержащая исходную и накопленную информацию по каждому учебнику федерального перечня, в том числе учебнику в электронной форме и ЭУ

Заказчик экспертизы

Правообладатель, лицо, обладающее правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права)

Издатели

Организации, осуществляющие издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Информационная система (ИС)

Информационная интернет-система

Информационная система федерального перечня учебников (ИС ФПУ)

Специализированная интернет-система организационно-технического сопровождения федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Личный кабинет (ЛК)

Личный кабинет – персонализированное рабочее пространство пользователя ИС ФПУ в регламентированном доступе, в котором сервисы предоставляются в соответствии с назначенными пользователю правами и статусом

Минобрнауки России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Научно-методический совет (НМС)

Научно-методический совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации

Общий доступ

Доступ к информации и сервисам ИС ФПУ, не требующий от пользователя регистрации или авторизации. Информация и сервисы в общем доступе могут быть использованы (материалы – просмотрены, скопированы) любым пользователем, включая незарегистрированных и неавторизованных.

Организация – оператор ИС ФПУ

Организация, осуществляющая эксплуатацию и администрирование ИС ФПУ

ОС

Операционная система

Открытый доступ

Доступ к общим и дополнительным информации и сервисам ИС ФПУ для всех зарегистрированных и авторизовавшихся пользователей, независимо от назначенных им прав и статусов

ОУО

Орган(ы) управления образованием

ПО

Программное обеспечение

Регламентированный доступ

Доступ к «закрытому» пространству ИС ФПУ пользователей, которым назначены такие права и строго в соответствии с этими правами. В регламентированном доступе находятся личные кабинеты пользователей, соответствующие сервисы и материалы.

Учебники

Учебники, вошедшие в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Учебные пособия

Учебные пособия, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Федеральный перечень учебников (ФПУ)

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Хранилище ЭУ

Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий фиксацию, накопление и хранение электронных учебников и учебников в электронной форме, представленных на экспертизу

Электронная форма учебника (ЭФУ)

Электронная форма учебника, то же что учебник в электронной форме – относится к учебникам федерального перечня, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253.

Электронное приложение

Структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них

Электронный учебник (ЭУ)

Электронный учебник; учебное издание, выполненное в форме мультимедийного и (или) интерактивного электронного издания, оснащенное инструментами и сервисами для организации учебной деятельности, предназначенное для воспроизведения с использованием компьютерной техники, соответствующее требованиям к учебным электронным изданиям и официально утвержденное в качестве данного вида издания

fpu.edu.ru

Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год

Общефедеральный перечень учебной литературы (ФПУ) – это список, который состоит из методических пособий, разработанных авторскими коллективами России для школьников всех возрастов. Он представлен литературой, прошедшей апробацию на специальной комиссии от Министерства образования и науки, а затем рекомендованной учителям для разработки предметных программ обучения. Глобальная модернизация данного перечня состоялась в 2016 году.

В образовательном ведомстве РФ решили кардинально поменять подходы к обучению учеников, а значит, серьезно «прошерстить» списки пособий и методических разработок, которыми в тот момент пользовались учителя. Концепция современной российской школы предусматривает, что проводить реформы по данному вопросу нужно один раз в 3 года. Именно потому 2017/2018 учебный год ознаменовался изданием принципиально нового списка рекомендованных учебников по предметам из общеобразовательной программы.

В 2018/2019 учебном году значительных модернизаций этого списка не предвидится, однако небольшие изменения все же возможны. Например, есть информация, что к 2019 году может поменяться подход в изложении обществознания. А для того, чтобы вы вступили в очередной учебный период подготовленными, мы расскажем, из каких учебников состоит сегодня список ФПУ!

В 2019 году список учебников подвергнется минимальным изменениям

Основные сведения про ФПУ 2019 года

Следует сказать, что все пособия, рекомендованные для применения в школах, должны пройти проверку на соответствие ФГОС – это общефедеральный образовательный стандарт, который был внедрен пять лет назад. В стандарте прописаны единые требования для школ, расположенных в любой точке РФ.

В этом состоит его основное отличие от западной практики, в которой каждое школьное учреждение имеет широкие права при разработке предметных программ, а учитель сам выбирает учебники для своего класса. Российские представители образовательной сферы уверены, что единый подход удобнее для учащихся, так как ученик может перейти в течение года из школы, расположенной на Дальнем Востоке, в среднее образовательное учреждение Санкт-Петербурга, и продолжить усваивать знания по тем же учебникам, что и раньше.

В 2016 году из перечня исключили десятки пособий, которые не прошли проверочную процедуру в Министерстве образования. Такое решение подверглось критике в учительских кругах – некоторые старые пособия предметники считают более качественными, чем новые, а замену полагают совершенно ненужной. Более того – после инноваций для школ массово закупаются новые книги, что требует огромных вложений из федерального бюджета. Сегодня в списках ФГОС содержится более 1300 разработок от разных авторских коллективов!

Кстати, список учебной литературы проверяют не только на наличие ошибок. Эксперты, вовлеченные в этот процесс, анализируют сразу несколько важных компонентов, в числе которых — соответствие учебника требованиям школьной программы и новым веяниям общества, а также польза с точки зрения методики преподавания. Итоговый перечень должен включать пособия, понятные и интересные для школьников всех возрастов. Такие разработки должны способствовать развитию логики, а не простому заучиванию материала.

Главное веяние последних лет – наличие электронной версии учебника, которая должна дополнять материал из книги интерактивными и мультимедийными компонентами, позволяя наглядно пояснить ту или иную тему. Кстати, по одному и тому же предмету может быть несколько рекомендованных пособий от разных авторов, так что у школ есть возможность выбрать из перечня самый интересный и эффективный учебник по мнению учителей и родителей.

Списки учебников для всех классов в 2018/2019 году

Узнайте утвержденный федеральный перечень учебников для своего класса!

Конечно, привести полный список из 1,3 тысяч наименований не представляется возможным. Тем не менее, мы предлагаем вам перечень разработок, которые рекомендованы к применению и используются в большинстве российских школ. Многие из этих учебников опубликованы издательством «Просвещение».

Методическая литература для 1 класса

Изучение предметов в первом классе проходит по таким методразработкам:

  • «Окружающий мир» в виде книги, тетрадки для ученических работ в 2-х частях и сборника с ответами для педагога. Все материалы по данному предмету были разработаны А.Плешаковым;
  • «Литературное чтение» в 2-х частях с дополнением в виде методического издания для учителя-предметника. Авторский коллектив включает Л.Климанову, Л.Виноградскую, В.Горецкого;
  • «Азбука» (2-е части) – авторский коллектив состоит из С.Макеевой и Л.Климановой;
  • «Русский язык» от С.Макеевой и Л.Климановой;
  • «Математика» в 2-х частях со сборником решений и тетрадью для работы школьников. Коллектив разработчиков включает в себя Г.Дорофееву, Т.Миракову, Т.Буку;
  • «Физическая культура» — разработка для педагога-предметника, выпущенная В.Ляхом;
  • «Музыка» — разработка, состоящая из учебника и школьной тетради. В авторском коллективе состоят Е.Критская, Г.Сергеева и Т.Шмагина;
  • «Технологии» с методпособием и тетрадкой для работы школьника. Коллектив разработчиков включил в себя Н.Богданову, Н.Роговцеву, И.Фрейгат;
  • «Изобразительное искусство» с методразработками для всех уроков. Список авторов включает Т.Ершову, Л.Шпикалову;

Методическая литература для 2 класса

Изучение предметов проходит по таким утвержденным учебникам:

  • «Русский язык» — укомплектован учебником, тетрадками для выполнения работ и сборником упражнений. Все материалы разработаны М.Кузьменко и Н.Соловейчиком;
  • «Английский язык» представлен учебником, ученическими тетрадками и методпособием с ответами. Авторами числятся И.Михеева, О.Афанасьева;
  • «Немецкий язык» — Л.Рыжова и И.Бим издали учебник, тетрадку для школьника и ответы в отдельном методическом пособии;
  • «Математика» — учебник с рабочей тетрадкой и методическими рекомендациями для педагога-предметника. Все материалы созданы Н.Истоминой;
  • «Окружающий мир» — в перечень занесены учебник, ученическая тетрадка и методические указания для педагога, разработанные В.Шилиной и О.Поглазовой;
  • «Литературное чтение» — пособия для школьника и педагога, а также тетради для подготовки допзаданий авторства О.Кубасовой;
  • «Технологии», представленные учебником, пособием для педагога и тетрадкой ученика, разработала Н.Конышева;
  • «Музыка» — методразработка для педагога-предметника и рабочая тетрадка школьника. Авторский коллектив включает О.Яшмолкину, О.Нехаеву, М.Красильникову;
  • «Физическая культура» — разработка для учителя-предметника, выпущенная В.Ляхом;
  • «Изобразительное искусство» — укомплектовано учебником для педагога и папкой с творческими заданиями для школьника. Авторский коллектив представлен Т.Копцевым, В.Копцевым.

Методическая литература для 3 класса

Изучение предметов проводится по следующим учебным разработкам:

  • «Русский язык» — учебник, дополненный школьной тетрадкой и книгой для педагога-предметника, который был разработан Р.Бурунеевым;
  • «Математика» — укомплектована учебником, тетрадкой для школьника и материалами с решенными заданиями. Все материалы созданы Л.Петерсоном;
  • «Английский язык» — укомплектован учебником, ученическими тетрадками и сборником с ответами. В разработчиках числятся И.Михеева, О.Афанасьева;
  • «Немецкий язык» — учебник, ученическая тетрадка и методразработка с ответами, которые подготовили для школьников Л.Рыжова, И.Бим;
  • «Технологии» — разработка для педагога-предметника от Е.Лутцевой, О.Куревиной;
  • «Окружающий мир» — комплект в виде учебника, издания для педагога с ответами и тетрадки для работы школьника. В авторском коллективе состоят О.Раутиан, О.Вахрушева, А.Бурский;
  • «Литературное чтение» — учебник для школьников и методиздание для учителя, разработанные Р.Бунеевым и Е.Бунеевой;
  • «Изобразительное искусство» — укомплектовано учебным пособием для педагога и тетрадкой для выполнения творческих заданий. Коллектив включает Е.Ковалевскую, А.Куревину;
  • «Физическая культура» — разработка для педагога-предметника, выпущенные В.Ляхом;
  • «Музыка» — методпособие для педагога по музыке и школьная тетрадка. Авторами выступили Л.Школяр, В.Усачева.

Методическая литература для 4 класса

Изучение предметов рекомендовано по следующим учебным изданиям:

  • «Русский язык» — укомплектован учебником и методизданием для педагога по предмету авторства Т.Поляковой;
  • «Математика» — укомплектована учебником с дополнениями в виде школьной тетрадки и сборника решений и ответов. Авторский коллектив представлен И.Аргинской, Е.Бененсоном, Л.Итиной;
  • «Основы светской этики» — учебная разработка дополнена школьной тетрадкой и методразработкой с правильными ответами. Автором данных материалов стала А.Шемшурина;
  • «Английский язык» — данный предмет укомплектован учебником, тетрадкой школьника и сборником с ответами на задания. Автор — М.Биболетова;
  • «Немецкий язык» — учебник, школьная тетрадка и сборник ответов, которые издали Л.Рыжова, И.Бим;
  • «Окружающий мир» — комплект из учебника, методического издания с ответами и тетрадки для ученических работ. Авторский коллектив представлен О.Раутианом, О.Вахрушевой, А.Бурским;
  • «Изобразительное искусство» — пособие для педагога и тетрадка для творческих заданий авторства Е.Ковалевской, А.Куревиной;
  • «Физическая культура» — разработка для педагога-предметника, выпущенная В.Ляхом;
  • «Музыка» — методпособие для педагога по музыке и тетрадка школьника, созданные Л.Школяром, В.Усачевой;
  • «Технологии» — учебник, дополненный методпособием для педагога по технологии. Авторами числятся Н.Цирулик, С.Хлебникова;
  • «Литературное чтение» — учебная разработка, дополненная тетрадкой школьника и пособием с ответами на задания. Материалы подготовила В.Свиридова;
  • «Основы православной культуры» — методразработка для учителя, созданная А.Кураевым.

Методическая литература для 5 класса

Изучение предметов проходит по таким учебным пособиям:

  • «Русский язык» — укомплектован учебником для школьника и методизданием для предметника. Авторский коллектив представлен М.Барановым, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой;
  • «Английский язык» — изданы учебник, тетрадка для школьника и сборник ответов на домашние работы. Авторский коллектив включает О.Афанасьеву, И.Михееву, К.Баранову;
  • «Немецкий язык» — набор материалов, который состоит из учебника, школьной тетрадки и издания с ответами к домашним работам. Авторы — Л.Рыжова, И.Бим;
  • «История Древнего мира и Всеобщая история» — школьный учебник и сборник ответов для педагога. Авторский коллектив включает А.Вигасина, Г.Годер, И.Свенцицкую;
  • «Математика» — комплект, представленный учебником, тетрадкой для школьника и разработкой с ответами на домашние работы. Материалы подготовлены Н.Виленкиным, В.Жоховым, А.Чесноковым, С.Шварцбурд;
  • «География» — был издан учебник, а также ученическая тетрадка и сборник заданий для домашней подготовки авторства А.Плешакова, Е.Домогацких, Э.Введенского;
  • «Физическая культура» — пособие для педагога, выпущенное творческим коллективом в составе М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой;
  • «Литература» — учебник, дополненный методической разработкой с заданиями на дом. Материалы подготовлены В.Коровиной, В.Журавлевым;
  • «Музыка» — данный предмет представлен методической разработкой для педагога, тетрадкой для школьника и сборником с дополнительными заданиями. Авторы — Т.Науменко, В.Алеева.

Методическая литература для 6 класса

Изучение предметов проходит по таким учебным разработкам:

  • «Русский язык» — укомплектован пособием для школьника и методизданием для педагога. Авторский коллектив представлен М.Барановым, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой;
  • «Математика» — методкомплект, состоящий из учебника, школьной тетрадки и ответов на задания. Разработкой материалов занимались Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд;
  • «Английский язык» — были изданы учебник, классная тетрадка и пособие для педагога с ответами на задания на дом. Авторский коллектив включает О.Афанасьеву, И.Михееву, К.Баранову;
  • «Немецкий язык» — для шестиклассников были созданы учебник, тетрадка для школьника и сборник ответов к домашним работам. Авторами стали Л.Рыжова, И.Бим;
  • «Музыка» укомплектована методической разработкой для педагога, ученической тетрадкой и заданиями творческого характера авторства Т.Науменко, В.Алеевой;
  • «Физическая культура» — пособие для педагога-предметника, выпущенное творческим коллективом в составе М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой;
  • «География» — были изданы учебник, тетрадка для классных работ и 2 части сборника с заданиями. Все материалы по данному предмету — авторская разработка Е.Домогацких, Н.Алексеевского;
  • «История России» — укомплектована учебником, школьной тетрадкой и пособием, содержащим задания на дом и ответы к ним. Минобразования рекомендует пользоваться разработками А.Даниловой, Л.Косулиной;
  • «История Средних веков и Всеобщая история» — учебник дополнен тетрадкой для школьника и пособием с домашними заданиями. Авторский коллектив состоит из Е.Агибаловой и Г.Донского;
  • «Обществознание» — укомплектовано учебником, тетрадкой и сборником домашних работ с ответами. Рекомендовано пособие, изданное Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой;
  • «Биология» — учебное издание дополнено ученическими тетрадками и методической разработкой для педагога, в которой представлены варианты готовых заданий. Минобразования рекомендует в качестве автора В.Пасечника;
  • «Литература» — учебник, дополненный методичкой с заданиями для проработки дома и в классе. Материалы были подготовлены В.Коровиной, В.Полухиной.

Методическая литература для 7 класса

Министерство рекомендует изучать предметы по следующим методическим разработкам:

  • «Русский язык» — укомплектован учебником для школьника и методическим изданием для педагога. Авторский коллектив представлен М.Барановым, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой;
  • «История России» — укомплектована учебником, тетрадкой школьника и пособием, содержащим задания на дом и ответы к ним. Минобразования рекомендует пользоваться материалами А.Даниловой, Л.Косулиной;
  • «Английский язык» — учебник, дополненный тетрадкой для работы дома и в классе, а также сборником домашних работ с ответами. Автор — М.Биболетова;
  • «Немецкий язык» — учебник, тетрадка и сборник ответов к домашним работам авторства Л.Рыжовой, И.Бим;
  • «Обществознание» — укомплектовано учебником, тетрадкой и сборником домашних работ с ответами авторства Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой;
  • «География» — были изданы учебник, школьная тетрадка и 2 части сборника с заданиями. Авторская разработка Е.Домогацких, Н.Алексеевского;
  • «Физическая культура» — учебное пособие для педагога-предметника, принадлежащее перу М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой;
  • «Музыка» — укомплектована методической разработкой для педагога, тетрадкой для школьника и сборником заданий. Авторы — Т.Науменко, В.Алеева;
  • «Литература» — учебник, дополненный методразработкой с заданиями на дом авторства В.Коровиной, В.Журавлёва;
  • «История Нового времени и Всеобщая история» — комплект представлен учебником, ученической тетрадкой в двух частях и сборником готовых заданий на дом. Авторский коллектив состоит из А.Юдовской, П.Баранова, Л.Ванюшкиной;
  • «Геометрия» — учебник с тетрадкой для школьника и сборником подробных решений авторства Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева;
  • «Алгебра» — учебник, тетрадка ученических заданий и готовые ответы с ходом решения. Материалы подготовлены Ю.Макарычевым, Н.Миндю, К.Нешковым;
  • «Биология» — учебник, методическое пособие для педагога и тетрадь для ученикам, созданные В.Латюшкиным, В.Шапкиным;
  • «Физика» — учебник, дополненный рабочей тетрадью и сборником задач. Минобразования рекомендует ориентироваться на издание авторства А.Перышкина.

Методическая литература для 8 класса

Изучать предметы рекомендуется по следующим разработкам:

  • «История России» — укомплектована учебником, ученической тетрадкой и пособием, содержащим задания на дом и ответы к ним. Минобразования рекомендует пользоваться разработками А.Даниловой, Л.Косулиной;
  • «История Нового времени (1800-1900 гг.) и Всеобщая история» — комплект представлен учебником, тетрадкой для школьника и сборником готовых заданий на дом. Материалы разработаны А.Юдовской, П.Барановым, Л.Ванюшкиной;
  • «Алгебра» — укомплектована учебником, тетрадкой для работы учеников и решенными заданиями. Учебник и дополнительные материалы созданы Ю.Макарычевым, Н.Миндю, К.Нешковым;
  • «Геометрия» — учебник со школьной тетрадкой и сборником подробных решений авторства Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева;
  • «Физика» — укомплектована учебником, рабочей тетрадью и сборником задач от А.Перышкина и Е.Гутника;
  • «Английский язык» — учебник, дополненный тетрадкой и сборником домашних работ с ответами. Минобразования рекомендует М.Биболетову;
  • «Немецкий язык» — учебник, дополненный методразработкой для педагога и тетрадками с заданиями, создан И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой;
  • «География» — учебник, ученическая тетрадка и сборник с заданиями на дом с ответами, написанные Е.Домогацких, Н.Алексеевским;
  • «Литература» — учебник, дополненный методразработкой для домашней подготовки. Образовательное ведомство рекомендует в качестве авторов В.Коровину, В.Коровина, В.Журавлёва;
  • «Обществознание» — укомплектовано учебником, тетрадкой и сборником домашних работ с ответами. В числе авторов — Н.Виноградова, Н.Городецкая, Л.Иванова;
  • «Музыка» — укомплектована методразработкой для педагога, тетрадкой для школьника и сборником заданий авторства Т.Науменко, В.Алеевой;
  • «Физическая культура» — разработка для педагога-предметника, выпущенная В.Ляхом;
  • «Русский язык» — укомплектован учебником для школьника и методичкой для педагога. Авторский коллектив представлен Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой, А.Дейкиной;
  • «Биология» — комплект, включающий методразработки для учителя, тетрадки для школьника и учебник. Авторский коллектив состоит из Д.Колесова, Р.Маша, И.Беляева;
  • «Химия» — учебник дополнен рабочей тетрадкой и разработкой с ходом решений. Минобразования включило в перечень разработку, выполненную О.Габриеляном;
  • «Информатика» — учебник, к которому также разработаны тетрадь и пособие с заданиями на дом. Авторами стали И.Семакин, С.Русаков, Л.Шестакова;
  • «Основы безопасности жизнедеятельности» — к учебнику прилагается тетрадка и методическое пособие для педагога. В авторском коллективе состоят А.Смирнов, Б.Хренников.

Методическая литература для 9 класса

Для изучения предметов рекомендованы такие учебные материалы:

  • «История России» — укомплектована учебником, тетрадкой для школьника и пособием, содержащим задания на дом и ответы к ним. Минобразования рекомендует пользоваться материалами А.Даниловой, Л.Косулиной;
  • «Русский язык» — укомплектован учебником для школьника и методизданием для педагога. Авторский коллектив представлен Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой, А.Дейкиной;
  • «Алгебра» — одобренный Министерством комплект включает в себя учебник, школьную тетрадку и готовые задания. Материалы подготовлены Ю.Макарычевым, Н.Миндю, К.Нешковым;
  • «Геометрия» — учебник с ученической тетрадкой и сборником подробных решений авторства Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева;
  • «Английский язык» — учебник, дополненный тетрадкой для школьника и сборником домашних работ с ответами. Минобразования рекомендует в качестве автора М.Биболетову;
  • «География» — изданы учебник, ученическая тетрадка и сборник с заданиями на дом с ответами. Аавторская разработка Е.Домогацких, Н.Алексеевского;
  • «Химия» — учебник дополнен рабочей тетрадкой и сборником с подробными решениями. Минобразования включило в перечень разработку, подготовленную к печати О.Габриеляном;
  • «Физика» — укомплектована учебником, тетрадью для школьника и сборником задач. Профильное ведомство считает, что нужно ориентироваться на разработку А.Перышкина и Е.Гутника;
  • «Литература» — учебник, дополненный методичкой с заданиями на дом авторства В.Коровиной, В.Журавлёва, В.Коровина;
  • «Информатика» — учебник, к которому прилагается тетрадка для школьника. Авторами стали И.Семакин, С.Русаков, Л.Залогова;
  • «Физическая культура» — разработка для педагога-предметника, созданная В.Ляхом;
  • «Новейшая история» — учебник с тетрадками для школьников аворства О.Сороко-Цюпы, А.Сороко-Цюпы;
  • «Немецкий язык» — учебник, дополненный методразработкой для педагога и тетрадками с заданиями, разработанный И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой;
  • «Основы безопасности жизнедеятельности» — к учебнику прилагается тетрадка и методическое пособие для учителя. В авторском коллективе числятся А.Смирнов, Б.Хренников;
  • «Биология» — комплект включает в себя сборник-решебник, тетрадку для школьников и учебник. Авторский коллектив состоит из А.Каменского, Е.Криксунова, В.Пасечника;
  • «Обществознание» — укомплектовано учебной разработкой, тетрадкой и сборником домашних работ с ответами. В числе авторов — Н.Виноградова, Н.Городецкая, Л.Иванова.

Методическая литература для 10 класса

При изучении предметов рекомендуют использовать следующие методические разработки:

  • «История и Всеобщая история» — в учебнике собраны материалы для изучения предмета на базовом и профильном уровне. В качестве дополнения идет методразработка для педагога. Учебник и методичка созданы В.Уколовой, А.Ревякиным;
  • «Алгебра» — учебник с базовой и профильной частями. Коллектив авторов представлен А.Мордковичем, П.Семеновым;
  • «История России» — учебник в двух частях с базовым и продвинутым уровнем, а также методические разработки для педагога. Минобразования рекомендует в качестве авторов Н.Борисова, А.Левандовского;
  • «Русский язык и литература» — учебник и методразработки к урокам авторства Ю.Лебедева;
  • «Геометрия» — учебник для базовой и профильной подготовки с тетрадкой заданий и сборником подробных решений. Разработка авторства Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева;
  • «Физика» — учебник с заданиями для базовой и профильной подготовки, а также тетрадка и сборник-решебник. Коллектив авторов включает Г.Мякишева, Б.Буховцева, Н.Сотского;
  • «Английский язык» — учебная разработка с заданиями обычной и повышенной сложности. В списке авторов указаны фамилии О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой;
  • «Немецкий язык» — учебник дополнен методразработкой для педагога и тетрадями с заданиями. Материалы подготовлены И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой;
  • «География» — были изданы учебник, тетрадка и сборник с заданиями на дом авторства Е.Домогацких, Н.Алексеевского;
  • «Биология» — учебник, дополненный методическими материалами и ученическими тетрадками. Авторский коллектив представлен В.Сивоглазовым, И.Агафоновой, Е.Захаровой;
  • «Химия» — учебник дополнен рабочей тетрадкой и методичкой с ходом решений. Минобразования включило в перечень разработку, созданную О.Габриеляном;
  • «Обществознание» — укомплектовано учебником, тетрадкой и сборником домашних работ с ответами. В числе авторов — Н.Виноградова, Н.Городецкая, Л.Иванова;
  • «Информатика» — базовый учебник со школьными тетрадками авторства И.Семакина, Е.Хеннера, Т.Шеиной;
  • «Основы безопасности жизнедеятельности» — к учебнику прилагается тетрадка и методическое пособие для педагога. В авторском коллективе состоят А.Смирнов, Б.Хренников;
  • «Физическая культура» — разработка для педагога-предметника, подготовленная В.Ляхом.

Методическая литература для 11 класса

Изучение предметов проходит по таким методразработкам:

  • «Русский язык и литература» — учебник и материалы для педагога. Авторами выступили А.Власенкова, Л.Рыбченкова;
  • «История России» — учебник, дополненный тетрадкой и методразработками в помощь педагогу. В списке авторов фигурируют фамилии А.Левандовского, Ю.Щетинова, С.Мироненко;
  • «Всеобщая история» — учебник с материалами базового и профильного характера. В число разработчиков вошли А.Улунян, Е.Сергеев;
  • «Алгебра и начало математического анализа» — учебник с базовыми и профильными материалами для подготовки к ЕГЭ. Минобразования рекомендует в качестве авторов А.Мордковича, П.Семенова;
  • «Геометрия» — учебник для базовой и профильной подготовки с тетрадкой и сборником подробных решений. В списке авторов — фамилии Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева;
  • «Физика» — учебник с заданиями для базовой и профильной подготовки, а также тетрадка и решебник авторства Г.Мякишева, Б.Буховцева, Н.Сотского;
  • «Английский язык» — учебная разработка с заданиями обычной и повышенной сложности авторства О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой;
  • «Немецкий язык» — учебник дополнен методразработкой для педагога и тетрадями с заданиями. Материалы подготовлены И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой;
  • «География» — учебник, тетрадка и сборник с заданиями и ответами на них в 2-х частях. Авторская разработка Е.Домогацких, Н.Алексеевского;
  • «Биология» — учебник, дополненный методичкой и тетрадкой для школьников. Авторский коллектив представлен В.Сивоглазовым, И.Агафоновой, Е.Захаровой;
  • «Химия» — учебник, рабочая тетрадка и решебник авторства О.Габриеляна;
  • «Информатика» — базовый учебник с ученической тетрадкой. Авторство принадлежит И.Семакину, Е.Хеннеру, Т.Шеиной;
  • «Основы безопасности жизнедеятельности» — к учебнику также положена тетрадка для школьника и методпособие для педагога. В авторском коллективе состоят А.Смирнов, Б.Хренников;
  • «Физическая культура» — разработка для педагога, выпущенная В.Ляхом;
  • «Обществознание» — укомплектовано учебником, тетрадкой и сборником домашних работ с ответами. В числе авторов — Н.Виноградова, Н.Городецкая, Л.Иванова.

study2019.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *