Фгос 2018 начальная школа – новые стандарты для школы» из рубрики «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, ФГОС, новый стандарт»

Содержание

Новый образовательный стандарт (ФГОС) будет принят к концу года: основные требования

Обновленный стандарт начального общего образования предложен Министерством просвещения и обозначены сроки его принятия и введения в средних образовательных учреждениях. Министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для школы планируется принять к концу года. Какие основные направления и изменения предлагаются в новом ФГОС для школ? Скачать документы – Приказ и ФГОС.

“Двадцать первого марта 2018 года состоялся совет Минобрнауки, по итогам которого было принято решение рекомендовать ФГОС по начальному образованию, что касается общего — его доработать. В настоящее время доработка практически завершена. Мы уверены, что к концу этого года стандарты по общему образованию будут приняты”, — сказала Васильева на всероссийском совещании с региональными министрами образования, которое проходит 5-6 июля в Сочи.

Ранее объединение учителей литературы “Гильдия словесников” в открытом письме выступило с критикой нового образовательного стандарта по литературе, который разрабатывает Минобрнауки. По мнению учителей-словесников, он лишает школу вариативности построения программ, а также излишне перегружает школьников.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для школы планируется принять к концу года.

“Двадцать первого марта 2018 года состоялся совет Минобрнауки, по итогам которого было принято решение рекомендовать ФГОС по начальному образованию, что касается общего — его доработать. В настоящее время доработка практически завершена. Мы уверены, что к концу этого года стандарты по общему образованию будут приняты”, — сказала Васильева на всероссийском совещании с региональными министрами образования, которое проходит 5-6 июля в Сочи.

Ранее объединение учителей литературы “Гильдия словесников” в открытом письме выступило с критикой нового образовательного стандарта по литературе, который разрабатывает Минобрнауки. По мнению учителей-словесников, он лишает школу вариативности построения программ, а также излишне перегружает школьников. 

Проект Приказа Министерства образования и науки РФ “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции” (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017)

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (новая редакция) (скачать) 

Основные требования ФГОС 2018-2019 гг

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре такой программы, в том числе требования к соотношению ее частей и их объему, а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;

  • к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Проект содержит не предусмотренные действующим стандартом предметные результаты освоения и содержание всех учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура, математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики), распределенные по годам обучения.

Кроме того, в соответствии с проектом при получении начального общего образования осуществляется в том числе:

  • гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;

  • освоение российских традиционных ценностей, нравственных норм и правил поведения; приобщение и культурному наследию России, духовно-нравственным ценностям российского народа;

  • трудовое, экологическое, физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни обучающихся;

  • развитие познавательных интересов, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной деятельности.

Предполагаемая дата начала действия нового стандарта – 1 сентября 2018 года.

Подписывайтесь на каналы “Informatio.ru” в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

Что ждать школьникам от введения новых образовательных стандартов

08:5322.03.2018

(обновлено: 13:30 24.07.2018)

3068105

Совет Минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) на заседании в среду рекомендовал доработать проект единого образовательного стандарта для начальной и средней школы, предложения по его совершенствованию будут приниматься до 28 марта.

“До 28 числа я прошу членов совета и всех желающих направить свои предложения по доработке стандартов начальной школы и по доработке стандартов основной школы”, — подвел итоги заседания совета Минобрнауки по ФГОС глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. По некоторым предметам общественная дискуссия продолжается. Между тем РИА Новости продолжает выяснять, что ждет российских школьников и учителей-предметников с введением новых образовательных стандартов.      

Обществознание: курс на гражданское становление личности

Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии “Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов”, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 27 городского округа Мытищи Ирина Богоявленская полагает, что новизна обновленного содержания учебного предмета “обществознание” состоит в том, что документ представляет “некую редакцию самих целей обществоведческого образования в России в условиях модернизации”.

“Документ повышает значимость гражданского становления личности”, — отметила она, пояснив, что в новом стандарте достаточно много тем отведено основам правоведческих и политологических знаний. “Осмысленный фокус на изучении российского государства и системы российского права дает возможность выпускнику становиться грамотным человеком и активным гражданином российского общества”, — полагает педагог.

Совет Минобрнауки отправил проект единого школьного стандарта на доработкуКроме того, по ее мнению, новый документ одновременно направлен на усиление практической направленности обучения и изучение основ финансовой грамотности учащихся.

В целом, по мнению Ирины Богоявленской, ФГОС закладывает образец, задает требования к уровню подготовки выпускников, создает единство образовательного пространства в государстве. “В условиях глобализации современного общества мобильность населения очень высока, и зачастую несовпадение учебных программ оборачивается проблемами для школьника, препятствием для его успешности”, — отметила она, добавив, что стандарт позволяет защитить обучающегося от перегрузок, а также является профессиональной защитой педагогического работника.

Физика: школьникам “вернут” природные явления

Учитель физики ГБОУ города Москвы “Школа № 1293” Михаил Бражников был одним из экспертов проекта новой редакции ФГОС по физике (7-9 классы). “Одно из конкретных предложений, возникших не только у меня, но и у многих моих коллег, касалось включения в курс по физике умения объяснять природные явления, которые непосредственно окружают школьников”, — рассказал он, подчеркнув, что данное предложение было учтено в новой редакции документа. Согласно документу, каждый крупный тематический раздел заканчивается  рассмотрением технических устройств и природных явлений.

По мнению учителя, это повышает естественнонаучную грамотность школьников. “Для нас важно, чтобы ученик к 15 годам примерно понимал, как текут ручьи, как возникает радуга, как образуются ветры. У современного ребенка, живущего в мире интернета, должна оставаться связь с живой природой”, — отметил он.

Эксперт: новый ФГОС не ущемляет учителя в выборе форм и методов обученияПо мнению Михаила Бражникова, содержание образования — само ядро изучения предмета — изменилось мало, но в документе более четко прописаны и расширены предметные результаты, а также усилен акцент на экспериментальных навыках учащихся, умении наблюдать, самостоятельно ставить опыты, объяснять. 

Еще одной новацией документа он считает включение в рассмотрение цифровых приборов. “Большая проблема в методике преподавания современной физики связана с тем, что техника стремительно переходит от аналоговых приборов к цифровым. Между тем в некоторых издаваемых до сих пор учебниках пишут, что измерительный прибор всегда имеет шкалу”, —пояснил учитель. В новой редакции документа, по его словам, этот вопрос нашел отражение: например, термометр изучается не только жидкостный, а гигрометр (прибор, измеряющий влажность) — традиционный волосяной (волосной), но и цифровые приборы и датчики.

ria.ru

Фгос для начальной школы

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с изменением основной деятельности. Именно здесь должны быть сформированы у школьника основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, начинает становиться основы гражданской идентичности и мировоззрения. Для помощи в этом в правительстве приняты и действуют федеральные государственные образовательные стандарты первого уровня общего образования – начального (1 – 4 кл.). Они призваны обеспечить  государственные гарантии уровня и качества образования каждого ребенка на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Стандарты для малышей

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и, помимо прочего, учитывает также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данномуровне образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения, устанавливает сроки обучения: четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок обучения может быть увеличен, но  не более чем на два года.

При этом, начальное общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Форма обучения

Форма получения начального общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения начального общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (см. ч. 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации».

Стандарт также, помимо прочего,  устанавливает единые требования к основной образовательной программе начального общего образования и к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Чему учить самых маленьких?

08 апреля 2015 года решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию при Минорбнауки России одобрена Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее – ПООП НОО), которая определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при полученииначального общего образования. При разработке учтены материалы, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет.

На основе ПООП НОО разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, с учётом типа этой организации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. При этом разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет организации,  попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно­общественный характер управления образовательной организацией.

Стандарт предусматривает обучение ребенка 6-11 лет филологии (русский язык. родной язык, литературное чтение, литературное чтение на родном языке, иностранный язык в части приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей), математике и информатике (использованию начальных математических знаний, овладению основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, записи и выполнению алгоритмов, приобретению начального опыта применения математических знаний для решения учебных задач, умению выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умению действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, приобретению первоначальных представлений о компьютерной грамотности), обществознанию и естествознанию (обучение пониманию особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, уважительному отношению к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе и современной жизни, осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, освоению доступных способов изучения природы и общества, развитие у ребенка  навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире), основам религиозных культур и светской этики (обучение пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, осознанию ценности человеческой жизни, формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России), искусству (изобразительное искусство и музыка), технологии (получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, приобретение навыков самообслуживания; обучение овладению технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности), физической культуре.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

 

ФГОС на индивидуализацию

Ученики, родители, администрация школы, муниципалитеты могут принимать решения, как учить в каждой конкретной школе и в каждом конкретном классе. Плохо это или нет? Скорее это хорошо, поскольку XXI век — это век индивидуализации, и чем дальше, тем больше — в этом моя гипотеза — мы должны будем индивидуализировать и обучение, и различные услуги, которые человеку оказываются, и всё, что окружает человека. В этом смысле, мне кажется, мы сделали путём введения этих стандартов (ФГОСов)  большой шаг вперёд. Я знаю, что есть много разных мнений, в том числе полярных, разных вопросов, недовольства, претензий, точек зрения. Могу сказать следующее. Стандарты вводятся с 2020 года, а до этого времени отдельные школы или даже отдельные регионы могут их вводить, но не обязаны. Мы будем поддерживать эти эксперименты с единственной целью: апробировать стандарты и посмотреть, как реально они работают» – из интервью радиостанции «Эхо Москвы» министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова в июле 2012 года.

Стандарты войдут в жизнь детей с ограниченными возможностями

Жизнь не стоит на месте.  Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 утвержден и вводится в действие с 1 сентября 2016 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования указанного Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. АООП НОО обучающихся  разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

 

Редакция «УчисьУчись.рф»

xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai

ФГОС начального общего образования

Процесс преобразования отечественной системы образования продолжается на фоне глубокого анализа и повсеместного внедрения ФГОС начального образования — Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (далее — ФГОС НОО), представленного 6 октября 2009 года. Ввиду того, что первичные учебные умения ребенка закладываются именно в период обучения в начальной школе, данная инициатива нацелена на:

  • обеспечение целостного развития детей, процесс обучения и воспитания которых должен происходить с учетом индивидуальных интеллектуальных возможностей и показателей здоровья;
  • привитие школьникам элементарной образовательной культуры поведения, формирование коммуникативных навыков и способности активно взаимодействовать с социумом;
  • развитие творческих способностей, готовности переосмыслять полученную информацию и применять знания на практике. 

Скачать книгу «Образовательный процесс – ФГОС»
Скачать бесплатно в .pdf

ФГОС НОО для начальной школы: теоретико-методологическая основа

Долгие годы российская система начального и общего образования, базировавшаяся на советских педагогических приемах оставалась одно из наиболее эффективных в мире, но в последние годы ситуация изменилась, что обусловило необходимость внедрения ФГОС для начальной школы — комплекса требований, регламентирующих порядок и условия реализации образовательных программ в младших классах. Предпосылки внедрения образовательных стандартов нового поколения возникли ввиду нивелирования ценности информации на фоне активного развития технологий.

В условиях стремительно меняющейся реальности сами по себе знания из отдельных предметных областях не позволяют влиять на локальный и общемировой прогресс — главной ценностью становится способность интерпретировать и творчески переосмысливать полученную информацию, что можно обеспечить в ходе учебно-воспитательного комплекса. Таким образом, первичные задачи начального образования — научить детей письму, счету и чтению — остаются актуальными, но на первый план выходит стратегическая цель по формированию успешной учебной деятельности ребенка — совокупности учебных мотивов, познавательного интереса, способности формулировать срочные и перспективные образовательные цели и готовности решать их через достижение мелких задач, осуществлять контроль достигнутого и корректировать свои усилия, что в конечном итоге способствует успешной профессиональной и личностной самореализации. 

с комментариями экспертов

Утверждение комплекса ФГОС призвано обеспечить:

  1. Единство образовательного пространства страны, дифференцированное ввиду многолетней традиции разделения учебно-воспитательных векторов для детей с разными возможностями здоровья.
  2. Преемственность программных требований, обусловленную последовательным формированием универсальных учебных действий в ходе знакомства детьми с различными предметными областями на всех образовательных уровнях. 

Для обеспечения эффективности функционирования стандартизации в образовании необходимо понимать, для кого необходимы учебные стандарты, в том числе и применимо к начальной школе. Выделим пять основных адресатов ФГОС начального общего образования  — к их числу относятся:

  1. Педагоги, обязанные подчинять профессиональную деятельность ориентирам государственной образовательной политики, обеспечивая высокий уровень обучения подрастающего поколения — будущего России.
  2. Школьные администраторы всех уровней — ФГОС необходим для разработки и реализации адекватных механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля учебно-воспитательного процесса с учетом региональных особенностей.
  3. Учащиеся. Реализация новой образовательной стратегии способствует обеспечению конституционного права на получение базового образования независимо от национальности, вероисповедания, материального статуса, возможностей здоровья и гарантирует возможность успешной профессиональной самореализации в будущем.
  4. Родители школьников, которые при условии знакомства с базовой документацией могут составить адекватное представление об ориентирах современной образовательной системы и принять взвешенное решение о необходимости дополнения полезного досуга ребенка с учетом своих способностей и возможностей.

С точки зрения теоретико-методологических основ ФГОС НОО включает три вида требований, обязательных для выполнения:

  1. Требования к структуре основных образовательных программ, в т.ч. к их объему и показателю соотношения частей (обязательной и формируемой непосредственно участниками образовательных отношений с учетом региональной специфики).
  2. Требования к условиям реализации образовательного минимума — показателям финансовой, материально-технической, кадровой обеспеченности начальной школы, без которых невозможна реализация актуальных нормативных требований.
  3. Требования к результатам освоения младшеклассниками предметного минимума, в том числе к уровню сформированности надпредметных компетенций.

Значимым отличием ФГОС начального общего образования от нормативов, регламентирующим порядок обучения и воспитания детей ранее, является строгий учет возрастных и индивидуальных показателей развития, что во многом повторяет методологию личностно-ориентированного подхода (внедрение которого, к слову сказать, не позволило достичь ожидаемых результатов), но вместе с тем позволяет педагогам эффективно работать с группой учащихся, гарантируя одновременность реализации различных образовательных маршрутов за счет дифференциации учебных заданий. Модульно-компетентностный подход, положенный в основу образовательных стандартов второго поколения, гарантирует возможность обеспечения самоценности начальной ступени образования на фоне формирования у вчерашних дошкольников базы практический умений и навыков, позволяющий в дальнейшем накапливать успешный учебный опыт и переходить от решения простых заданий к более сложным.

Еще один немаловажный фактор ФГОС, обусловивший переоборудование комплекса начального образования на всех уровня — обеспечения равноценных учебно-воспитательных условий для всех детей без исключения, в том числе малышей с ограниченными возможностями здоровья. Успешность инклюзии базируется на способности младших школьников активно взаимодействовать друг с другом, интуитивно преодолевая условности, что способствует последовательному обмену учебным и жизненным опытом, формированию коммуникативных навыков и умения вести себя в различных социальных ситуациях, как следствие — создает безграничные возможности для воспитания независимо мыслящих граждан, готовых стремиться к самореализации при любых социально-экономических условиях и обеспечивать такие возможности для остальных членов общества.

Обновленные стандарты обучения в начальной школе предусматривают реализацию системы объективного оценивания образовательных достижений детей. Широко используемый нормативный подход, в основу которого положена идея сравнения учебных навыков и умений детей с показателями, которые по большей части вызывали вопросы школьников и их родителей, препятствовала пониманию образовательных достижений учащихся по конкретным разделам программы, не позволяла отследить индивидуальную динамику успеха, как следствие — создать положительную мотивацию.

Согласно ФГОС НОО, оценивание должно стать естественным процессом, не вызывающим повышенного эмоционального дискомфорта за счет повсеместного внедрения контролирующей функции и осознания учащимися механизмов корректировки низких результатов. На смену нормативам приходит критериальная система выставления оценок с прозрачными показателями, особенности которых должны быть доступными для понимания детям и представителям семей. За идеальный образовательный результат берется достижение учебной цели, а оценивание производится с учетом личного образовательного успеха ребенка. Немаловажен и сам факт вовлечения младших школьников в контрольно-оценочную деятельность, что способствует осознанию ребенком уровня своих достижений, а также возможность выработки критериев для выставления баллов педагогами на местах, совместно с учащимися.

Документы, регламентирующие внедрение ФГОС в начальных классах

Реформирование образовательного пространства, сложившегося за многие годы, требует реализации комплекса мер на всех уровнях функционирования школы. Основой реализуемых изменений становятся документы, определяющие переход на ФГОС в начальных классах — нормативные акты федерального, муниципального и регионального значения, регламентирующие порядок организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменения образовательных реалий.

Документация по введению ФГОС в начальной школе
Уровень распространенности Перечень и содержание
Федеральный уровень
  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 27.12.2012 г. «Об образовании» (с учетом актуальных изменений), закрепляющий сущность ФГОС, системы образования и общих требований к ней, уровни образовательных программ и порядок их реализации.
  2. Приказ Минобрнауки № 373 от 6.10.2009 г., закрепляющий введение ФГОС НОО.
  3. Постановление Главного санитарного врача РФ № 18 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», определяющих требования к эпидемиологическим условиям организации учебно-воспитательного процесса.
  4. Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24.12.2010, представляющий перечень рекомендуемых учебников для ОУ.
  5. Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 г., в котором представлен список методических сборников, регламентирующих организацию внеурочной активности младших школьников.
Региональный и муниципальный уровень
  1. Планы-графики перехода на ФГОС НОО, а также касательно нормативно-правового, методического, экономического сопровождения данного процесса.
  2. Рекомендации по подготовке ОУ к переходу на образовательные стандарты второго поколения.
  3. Результаты мониторинговых исследований, проводимых с целью контроля внедрения ФГОС НОО, с указаниями о порядке корректировки отдельных показателей образовательного процесса.
Локальный уровень (документы ОУ)

С целью выполнения предписаний по переходу на новый ФГОС для начальной школы предусмотрена подготовка и утверждение приказов, постановлений, уведомлений, регламентирующих нормативно-правовое, финансово-экономическое, организационное, кадровое, информационное, материально-техническое обеспечение внедрения Стандарта.

Дополнительно для учителей младших классов подготавливаются и предоставляются для ознакомления под роспись должностные инструкции и руководства по организации внеурочной досуговой активности детей.

Список документации ФГОС НОО, представленный в таблице, является ориентировочным. Для руководителей школ, представителей региональных и муниципальных властей с целью выполнения заданий государственной политики в сфере реформирования образования важно учитывать критерии готовности образовательного учреждения, и в соответствии с данными проведенного мониторинга осуществлять доработку локальной документации, которая должна обеспечивать возможность реального, а не формального соблюдения новых образовательных норм. К показателям готовности ОУ для внедрения ФГОС в начальных классах относятся следующие показатели учебно-воспитательного и управленческого процесса:

  1. Проведена разработка и утверждение основной образовательной программы для начальной школы.
  2. Нормативная база первичного школьного звена приведена в соответствие с актуальными требованиями, а именно утверждены цели и задачи образовательного процесса, режим проведения уроков в младших классах, обеспечены источники финансирования и материально-техническое обеспечение.
  3. Должностные инструкции и тарифно-квалификационные характеристики учителей начальной школы приведены в соответствие нормам ФГОС НОО.
  4. Утвержден список учебников и методических пособий, используемых для обучения младших школьников.
  5. Утверждены локальные акты, закрепляющие порядок оплаты труда педагогов начальных классов на основе начисления к базовому окладу компенсационных и стимулирующих выплат, а также заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам.
  6. Разработана и готова к реализации оптимальная модель организации учебно-воспитательного процесса, предусматривающая возможность реализации внеурочной досуговой активности младших школьников, например, посредством заключения договоров о сотрудничестве с организациями дополнительного образования.
  7. Спроектирован план методического, консультационного и психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающий максимальный комфорт перехода на образовательные стандарты нового поколения.
  8. Выполнен план повышения квалификации учителей начальной школы.

Требования ФГОС начального общего образования к результатам освоения образовательной программы

Специфика организации педагогического процесса, проявляющаяся в значительном разбросе учебных возможностей детей и нестабильности их внимания, долгое время обуславливала сложности ввиду необходимости достижения установленных критериев успешности, которые должны быть достигнуты всеми выпускниками начальной школы (умения читать, писать, считать). Вместе с тем строгая направленность на затачивание определенных навыков лишала учителей возможности учитывать индивидуальные векторы развития малышей, учитывать их способность к экспериментаторству, поиску нестандартных решений и проявлению творческой активности. В противовес нормативному подходу требования ФГОС начального общего образования нацелены на формирование у детей комплекса компетенций, достижение которых возможно в рамках реализации индивидуальных учебно-воспитательных маршрутов.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения младшими школьниками основной образовательной программы:

  1. Личностным, основанным на сформированности положительной мотивации к познанию мира и обучению, наличие выраженной индивидуально-личностной позиции и социально-коммуникативных компетенций, высокого уровня гражданственности и готовности к дальнейшему саморазвитию.
  2. Метапредметным, в основу которых положена идея о высокой значимости универсальных учебных действий (УУД) — комплексных компетенций, обеспечивающих возможность переноса положительного образовательного опыта в рамках одной предметной области и понимания базовых межпредметных связей.
  3. Предметным, освоенным в ходе изучения различных научно-прикладных областей (знание понятий, пути их преобразования и применения).
Требования ФГОС НОО к результатам освоения образовательной программы младшими школьниками
Тип результатов Комплекс целевых компетенций учащихся начальной школы
Личностные
  1. Сформированность первичных основ гражданской самоидентификации, чувства гордости за Отечество, наличие начальных знаний о российском народе и культуре, своей национальной и этнической принадлежности, понимание значимости гуманистических и демократических ценностей.
  2. Осознание целостной картины мира в многообразии природных условий, народов и культур.
  3. Проявление уважительного отношения к культуре и национальным особенностям других народов.
  4. Овладение первичными навыками адаптации в условиях стремительно меняющейся действительности.
  5. Сформированность первичных навыков самостоятельности, способности нести ответственность за свои поступки, осознание значимости социальной справедливости, нравственных норм, сохранения личной свободы.
  6. Принятие социальной роли обучающегося, формирование положительной мотивации на процесс познания мира и личностных установок обучения с учетом требований ФГОС для начальной школы.
  7. Наличие эстетических потребностей и чувств.
  8. Проявление эмоциональности, нравственной отзывчивости, дружелюбия, способности сопереживать чувствам других.
  9. Владение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в ходе решения учебных и повседневных задач, способность избегать конфликтов и разрешать спорные ситуации.
  10. Поддержание установки на ведение безопасного образа жизни, готовность к физическому и творческому труду, бережному отношению к природным, материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
  1. Способность определять учебные цели и задачи, сохранять их на протяжении всего периода осуществления образовательной деятельности до момента фиксации результатов.
  2. Освоение способов решения заданий экспериментального, поискового и творческого характера.
  3. Определять стратегию достижения учебных задач с применением наиболее эффективных способов действия, контролировать результаты предпринимаемых усилий для коррекции интеллектуальной активности.
  4. Способность анализировать причины успеха/неуспеха, конструктивно действовать в условиях, когда достижение поставленных целей затруднено рядом проблем. Использование знаково-символьных моделей для схематического изображения изучаемых предметов, объектов и явлений.
  5. Активное применение коммуникативных способностей, информационных средств для решения познавательных задач.
  6. Способность к ведению поисковой деятельности для обогащения системы знаний, готовность к сбору, систематизации, анализу, интерпретации и презентации информации с соблюдением нормы этики.
  7. Сформированность навыков смыслового чтения и построения логичных, содержательных высказываний в устной и письменной форме.
  8. Владение базовыми действиями сравнения, анализа данных, поиска следственно-причинных связей и аналогий.
  9. Готовность вести диалог с осознанием различных точек зрения, а также аргументировано и корректно отстаивать свою позицию.
  10. Овладение первичными сведениями о сущности предметов, объектов, явлений в рамках предметного содержание, осознание базовых межпредметных связей.
Предметные

Требования ФГОС для начальной школы выделяют значимость результатов освоения образовательного минимума по каждой из предметных областей:

  1. Русский язык. Формирование первичного понимания того, что язык является главным идентификатором национальной культуры и самосознания, положительных установок к овладению средствами устной и письменной речи. Знание базовых представлений о нормах русского языка, способность решения несложных коммуникативных задач, выполнение простых учебных действий с языковыми единицами.
  2. Литературное чтение. Понимание значимости чтения, понимание специфики различных текстов, формирование навыков их восприятия и интерпретации, сформированность читательской компетентности на уровне, необходимом для решения образовательных задач (чтение вслух и про себя, способность актуализации внимания на отдельных деталях).
  3. Иностранный язык. Демонстрация первоначальных навыков общения (в устной и письменной форме) с носителями иностранного языка, проявление толерантности в общении.
  4. Математика и информатика. Сформированность первоначальных математических знаний, навыков компьютерной грамотности, знание базовых приемов логического и абстрактного мышления, способность решения конкретных учебно-прикладных задач, базирующихся на выполнении простых арифметических действий, знании закономерностей построения геометрических фигур.
  5. Окружающий мир (общество-, естествознание). Сформированность уважительного отношение к своей семье, народу, природе и историко-культурным ценностям Родины, понимание роли России в мировой истории, освоение навыков установления причинно-следственных связей в природе и обществе.
  6. Основы духовно-нравственной культуры народов РФ. Знакомство с базовыми нормами нравственности, светской и религиозной морали, значение веры в жизни людей, осознание важности человеческой жизни.
  7. Искусство (изобразительное, музыкальное). Сформированность первичных представлений о роли искусства в жизни и современной культуре, овладение практическими навыками в восприятии и интерпретации произведений искусства, овладение элементарными навыками рисования и музыкальной деятельности.
  8. Технология. Наличие первичных знаний о ценности предметно-преобразующего труда и его нравственной значимости, сформированность навыков самообслуживания, знание правил техники безопасности при взаимодействии с различными материалами, готовность к решению несложных конструкторских, художественных и творческих задач — индивидуально и в коллективе.
  9. Физическая культура. Осознание важности физической активности и ее влияния на психолого-эмоциональное состояние человека, соблюдение принципов здоровьесбережения при организации образовательной деятельности, реализация систематического контроля за собственным самочувствием и основными показателями развития физических качеств — координации движений, силе, скорости, выносливости.

ФГОС начального школьного образования: требования к структуре образовательной программы

Содержание учебно-воспитательного процесса согласно ФГОС начального школьного образования определяются требованиями к структуре и содержанию образовательной программы, которая в соответствии с новыми требованиями государственной политики содержит обязательную и изменяемую (участниками образовательного процесса) часть, соотношение которых допускается в границах 80 % к 20 %. Структурно образовательная программа для младших школьников должна включать такие элементы:

  1. Пояснительную записку, раскрывающую стратегические педагогические цели и задачи, конкретизированные в соответствии с нормами ФГОС, методические принципы и подходы, выбранные с учетом возраста учащихся и региональных особенностей, общую характеристику программного содержания.
  2. Перечень планируемых результатов освоения младшими школьниками программного содержания с обязательной конкретизацией личностых, метапредметных и предметных критериев.
  3. Учебный план начального общего образования, составленный с учетом норм разрешенной интеллектуальной нагрузки, содержание предметных областей и внеурочной деятельности. В учебном плане должно быть заложено время, которое может быть использовано для увеличение аудиторной нагрузки по отдельным предметам или для организации содержательно досуговой активности учащихся, реализуемой в рамках внеурочной деятельности.
  4. Программу формирования УУД — общеучебных умений, сформированность которых обуславливает возможность переноса компетенций на незнакомые области познания. Все виды УДД, будь то личностные, регулятивные, познавательные или коммуникативные, рассматриваются в контексте содержания определенных учебных дисциплин.
  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов, содержащие (помимо пояснительной записки и общей характеристики) описание ценностных ориентиров, ожидаемых результатов обучения, данные тематического планирования и перечень необходимого материально-технического оснащения.
  6. Программа духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы, базирующаяся на основных воспитательных задачах и национальных педагогических традициях, а именно предусматривающая приобщение детей к культурным и общечеловеческим ценностям посредством решения локальных учебных задач, а также формирование активной жизненной позиции.
  7. Программа формирования культуры безопасного и здорового образа жизни (основанная на популяризации здорового питания, оптимального режима двигательной активности, профилактике вредных привычек).
  8. Программа коррекционной работы, предусматривающая выявление особых образовательных потребностей младших школьников с ОВЗ, оказание психолого-педагогической поддержки, созданий оптимальных условий обучения для детей с отклонениями показателей здоровья.
  9. Система оценивания результатов освоения учащимися начальной школы образовательного минимума, основанная на критериально-индивидуализированном подходе.

Показатели реализации ФГОС в начальной школе

Внедрение новых стандартов обучения детей затронуло не только содержания учебно-воспитательной деятельности, но и сказалось на условиях организации образовательного процесса, которые также должны подчинены стандарту ФГОС начальной школы. Достижение высоких личностных, метапредметных и предметных результатов учебной работы возможно только в условиях открытой, доступной и привлекательной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению психофизиологического здоровья младших школьников, развитию их коммуникативных способностей.

Так, шестилетний ребенок свои потребности реализует через активную игру, в движении он осваивает новые виды деятельности и навыки. Поэтому образовательная среда должна быть насыщена ресурсами, побуждающими первоклассника к игровой деятельности и позволяющими решать по ходу игры образовательные задачи. Например, классный кабинет, помимо традиционного учебного пространства, в обязательном порядке должен иметь и игровую зону. Учебное пространство должно быть оснащено оборудованием — цифровым и дидактическим, необходимым для организации различных видов образовательной деятельности.

Требования к реализации ФГОС НОО в начальной школе затрагивает целый ряд условий, к числу которых относятся следующие показатели:

  1. Кадровые — укомплектованность начальной школы педагогическими сотрудниками необходимого уровня квалификации и опытными управленцами, обеспечение условий для непрерывного профессионального развития учителей.
  2. Финансовые, которые должны соответствовать объему расходов, необходимых для реализации образовательного минимума согласно утвержденным программным документам.
  3. Материально-технические, обеспечивающие соблюдение образцовых санитарно-гигиенических, санитарно-бытовых условий, норма пожарной безопасности и требований охраны труда, а также гарантирующие возможность доступа детей с ОВЗ к объектам учебной инфраструктуры.
  4. Информационно-образовательные, необходимые для осуществления планирования учебно-воспитательной работы, размещения и сохранения дидактических и наглядных материалов, обеспечения доступа младших школьников к информационным ресурсам, фиксации хода образовательного процесса с обеспечением доступа школьников и их родителей к программному содержанию и показателям успешности его освоения.
  5. Учебно-методические, способствующие сохранению высоких показателей оснащенности обучения (учебниками, пособиями, в том числе представленными в электронном виде) и материалами, регламентирующими параметры качества обеспечения образовательной работы.

www.menobr.ru

Грядет образовательная революция? Анонс новых ФГОС основного образования

Недавно на заседании Совета Минобрнауки рассматривался новый ФГОС. По завершению голосования предложенный проект начального общего образования был принят без изменений, а основного отправлен на доработку с последующим рассмотрением. Попробуем разобраться, что конкретно пытаются изменить и как это улучшит уровень образования школьников.

Наряду с разработкой и совершенствованием различных учебных проектов, Министерство образования не оставляет без внимания приказ президента о создании единого образовательного пространства. Именно поэтому сегодня ведется активное обсуждение новых Госстандартов, которые предполагают внесение ряда изменений в программу среднего образования.

Недавно на заседании Совета Минобрнауки рассматривался новый ФГОС. По завершению голосования предложенный проект начального общего образования был принят без изменений, а основного отправлен на доработку с последующим рассмотрением. Попробуем разобраться, что конкретно пытаются изменить и как это улучшит уровень образования школьников.

Единое учебное пространство

Минобрнауки вплотную подошло к проблеме, которую давно следовало решить. Представьте обычную бытовую ситуацию: семья с детьми школьного возраста переезжает на постоянное место жительства в другой регион страны, и, естественно, возникает вопрос о переводе детей в другую школу.

В такой ситуации ребенку предстоит столкнуться с массой трудностей: начиная от психологической нагрузки, связанной с переходом в новый коллектив, заканчивая различием базовых учебных программах в регионах и федеральных округах. Все это может стать серьезным препятствием для полноценного обучения. Новый ФГОС призван решить как минимум проблему, связанную с разными учебными программами путем создания единого образовательного пространства.

Отметим, что новые образовательные стандарты вызвали большой интерес со стороны родителей, которые встретили революционные изменения с одобрением. Кроме того, проект обсуждался на высоком профессиональном уровне, при участии специалистов академии наук, академии образования, Московского педагогического госуниверситета, института педагогических измерений. В обсуждении новых образовательных стандартов принимали участие даже школьники – победители региональных олимпиад в России. Поэтому в них учтены абсолютно все мнения о том, какими должны быть единые требования к базовому уровню образования.

Остается добавить, что в общей концепции новых ФГОС сохраняется структура и требования к базовым принципам школьных программ. Акцент в новых стандартах делается на создание единого и обязательного минимума по всем предметам. К единому знаменателю вскоре будут приведены учебники, синхронизированы учебные программы и система оценивания.

Но, как подчеркнула министр образования О. Васильева, такие требования не запрещают расширять и дополнять знания в обучающем процессе, ни ученикам, ни учителям, что четко прописано уже в других образовательных проектах, с привлечением внеклассных и внешкольных занятий.

Таким образом, если ребенку предстоит сменить школу и переехать в другой город, то ему не придется “догонять” программу – единые требования, предусмотренные новыми стандартами, направлены на приведение базового образования к общему знаменателю.

Программа средней школы – на доработке!

Что касается внесения изменений в требования к программе средней школы, то здесь не обошлось без противоречий: не только педагогических, но даже идеологических.

Если изменения в программе по предметам, связанным с базовыми знаниями точных и естественных наук, уже давно не вызывают споров из-за постоянного увеличения учебной нагрузки, то не все так просто со стандартами в программах гуманитарного направления.

Литература и история – предметы, которые не подвержены стремительному развитию в связи с ростом технического прогресса, как химия, математика, физика или биология. Но именно изменения, связанные с расширением базовых знаний по литературе, вызвали сопротивление некоторых учителей-словесников, которые считают, что 235 произведений за 5 лет обучения – непомерная нагрузка для детей.

Они утверждают, что, например, дополнение школьной программы изучением творчества Державина, учителя и наставника А.С. Пушкина – лишняя учебная нагрузка, что бард Окуджава, рассказавший в своих песнях и стихах о поколениях двадцатого века не достоин изучения в школе. При этом критически настроенные словесники не видят ничего плохого в изучении “творений” В. Пелевина или Л. Улицкой, с их откровенными экспериментами, развращающими сознание детей.

В споры о базовых предметах и моральных ценностях, которые формирует литература и история в школе, также вступили некоторые прозападные “реформаторы”, считающие, в том числе, что обучение в школе должно делиться по кастовому принципу, на простое и сложное. О. Васильева дала достойный отпор сторонникам “дебилизации русских детей”.

Она подчеркнула, что основой нового проекта являются абсолютные ценности:

  • Русская и общечеловеческая культура;
  • Связь языка литературы с духовно-нравственным ростом и интеллектуальным развитием личности;
  • Формирование чувства причастности к национальным свершениям и традициям через изучение исторического и литературного наследия, воспитание любви и патриотизма на примерах литературных героев.

Слова “русская культура” в новых требованиях повторяются неоднократно. Это признак того, что школа вновь активно включается в воспитательный процесс, от которого среднее образование самоустранилось после распада СССР и стало забывать об истории лучших традиций советской школы. Васильева подчеркнула, что новый ФГОС – стратегия национальной безопасности государства, разработанная Министерством образования и науки по поручению В.Путина.

Пока стандарты для средней школы отправлены на доработку, но, как подчеркивает ректор Санкт-Петербургского Госуниверситета Николай Кропачев, в целом они признаны лучшими за последние годы.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

С 1 сентября 2018 года ожидается переход на новый ФГОС начального общего образования

10.04.2018

Уважаемые коллеги! С 1 сентября 2018 года ожидается переход на новый ФГОС начального общего образования.

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре такой программы, в том числе требования к соотношению ее частей и их объему, а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;

  • к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Проект содержит не предусмотренные действующим стандартом предметные результаты освоения и содержание всех учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура, математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики), распределенные по годам обучения.

Кроме того, в соответствии с проектом, при получении начального общего образования осуществляется, в том числе:

  • гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;

  • освоение российских традиционных ценностей, нравственных норм и правил поведения; приобщение к культурному наследию России, духовно-нравственным ценностям российского народа;

  • трудовое, экологическое, физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни обучающихся;

  • развитие познавательных интересов, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной деятельности. 

ПРОЕКТ нового ФГОС начального общего образования …>>


НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

  1. Пожалуйста оцените услуги оказанные институтом …>>
  2. Внесите предложения по расширению перечня электронных услуг …>>
  3. Оставить отзыв о работе специалистов и структурных подразделений ГАУ ДПО СОИРО …>>

Возврат к списку

www.dpo-smolensk.ru

Образовательные стандарты ФГОС НОО и ФГОС ООО

Образовательные стандарты ФГОС НОО и ФГОС ООО

 С 1 сентября 2011 года школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (ФГОС НОО).

 С 1 сентября 2015 года школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (ФГОС ООО)

 Примерная основная образовательная программа начального общего образования одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию(протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и внесена в реестр примерных основных общеобразовательных программ. Номер примерной основной образовательной программы начального общего образования в реестре – 1 (www.fgosreestr.ru).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования на 2018-2019 уч. год (ФГОС НОО).

1. Целевой раздел (скачать)

2. Содержательный раздел (скачать)

3. Организацтонный раздел (скачать)

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы», определяющим порядок поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО), в 2014-2015 учебном году завершился переход на ФГОС НОО в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего образования.

Основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 уч. год (ФГОС ООО)

1. Целевой раздел (скачать)

2. Содержательный раздел (скачать)

3. Организационый раздел (скачать)

Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию(протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и внесена в реестр примерных основных общеобразовательных программ. Номер примерной основной образовательной программы основного общего образования в реестре – 2 (www.fgosreestr.ru). 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

 

 Учебный план начального общего образования на 2018-2019 учебный год. ФГОС НОО.

 Учебный план основного общего образования на 2018-2019 учебый год . ФГОС ООО

Формы промежуточной аттестации начального общего образования на 2018-2019 учебный   год.  ФГОС НОО.

Формы промежуточной аттестации основного общего образования на 2017-2018 учебный год. ФГОС ООО. 

План внеурочной деятельности. 1 классы. 2018-2019 учебный год. 

План внеурочной деятельности. 2классы. 2018-2019 учебный год. 

План внеурочной деятельности. 3 классы. 2018-2019 учебный год.

План внеурочной деятельности. 4 классы. 2018-2019учебный год.

План внеурочной деятельности. 5 классы. 2017-2018 учебный год.

План внеурочной деятельности. 6 классы. 2017-2018 учебный год.

План внеурочной деятельности. 7 классы. 2017-2018 учебный год.

lgov-sosh4.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *