Финансовая грамотность в школе рф – Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования :: Повышение финансовой грамотности

Содержание

Минфин предложил изучать финграмотность на уроках литературы и истории — Российская газета

Минфин хочет сделать основы финансовой грамотности обязательным элементом таких предметов, как математика, история, литература, право в школах и вузах. Учить детей попробуют на ошибках таких героев, как Раскольников и Чичиков.

Об этом "Российской газете" сообщил директор проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" Андрей Бокарев, также возглавляющий в министерстве департамент международных финансовых отношений.

По его словам, проект продлили до конца 2020 года, а сейчас идет работа над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры будут охватывать половину страны.

Андрей Андреевич, в каком формате сейчас преподают в школах основы финансовой грамотности? Это факультатив или обязательный предмет?

Андрей Бокарев: Есть несколько подходов. Первый - вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому мы выбрали два других варианта.

Федеральный закон об образовании позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить основы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, город вправе это решить сами.

Помимо девяти регионов, где у нас проект идет на протяжении нескольких лет (Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская и Волгоградская области. - Прим. ред.), ряд других субъектов Федерации и школ используют наши наработки и методические материалы и внедряют преподавание основ финансовой грамотности по своему усмотрению.

85 процентов школьников копят деньги, больше 70 - делают покупки в Интернете

Мы работаем над тем, чтобы отдельные аспекты, связанные с финграмотностью, включили в обязательные к преподаванию курсы в школе. В первую очередь, это математика, обществознание, основы экономики, география, история, ОБЖ и литература.

Кстати, в начале апреля в рамках недели финграмотности для детей и молодежи на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоится конференция "Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев". Школьники 7-11-го классов представят результаты исследований на основе, например, "Мертвых душ" Н. Гоголя, "Преступления и наказания" Ф. Достоевского и других писателей.

Когда элементы основ финансовой грамотности в школах и вузах станут обязательными?

Андрей Бокарев: Работа идет по нескольким направлениям с точки зрения расширения или уточнения федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, в области обществознания. Это означает, что теперь уже во всех учебных пособиях, которые станут по этому предмету выпускать, будет присутствовать аспект финансовой грамотности.

В дисциплине "право" есть раздел "гражданское право", и мы предлагаем, например, в рамках этой темы рассматривать аспекты, связанные с заключением договоров между кредитором и заемщиком, или с защитой прав потребителей финансовых услуг. Здесь мы ведем работу с Банком России и даем предложения минобрнауки.

Проект минфина и Всемирного банка заканчивается в 2019 году, но до 2023 года действует национальная стратегия в этой области. Для школ, желающих участвовать в проекте, что-то изменится?

Андрей Бокарев: Сейчас мы работаем над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры охватят половину страны (более 40 регионов). Кроме того, мы стали активно использовать возможности и практику постоянных участников проекта, чтобы они делились опытом с другими регионами. Например, в Томской области есть региональный центр финансовой грамотности, который предоставляет возможность обучения представителям соседних регионов. К ним приезжают коллеги, чтобы каждый раз не обращаться в Москву. То есть, по сути, мы переходим на упрощенную схему работы.

Также мы приняли решение продлить проект до конца 2020 года для того, чтобы обеспечить максимально широкое распространение уже созданных в его рамках продуктов и материалов по всей стране.

Недавно при поддержке минфина для взрослого населения были сняты видеоролики о финансовых услугах на примере работы девушки в банке. Причем авторы касались не только темы защиты прав потребителей финансовых услуг, но и банальной порядочности, воспитания. Планируете снимать ролики для школьников?

Андрей Бокарев: Мы над этим работаем. Очевидно, что такая форма подачи очень востребована. Мы снимаем не только видео, но и делаем инфографику, а в этом году запустили "Азбуку финансовой грамотности" со "Смешариками". Регионы и все учебные заведения имеют возможность использовать эти материалы на семинарах, фестивалях. В случае проявления заинтересованности мы стараемся оказать техподдержку в организации мероприятий.

По вашему мнению, насколько сегодня смышленое подрастающее поколение?

Андрей Бокарев: Исследования демонстрируют, что школьники по всему миру становятся все более активными пользователями финансовых услуг. Если говорить о России, то 85 процентов подростков копят деньги из разных источников, больше 70 процентов делают покупки через Интернет, каждый второй оформлял страховой полис на разные случаи. Цифры говорят сами за себя.

Начиная с 2012 года мы участвуем в оценках, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Сейчас методология предусматривает оценку уровня знаний 15-летних школьников мира. В 2015 году мы поднялись на четвертое место с десятого в 2012-м. Позади остались, например, Австралия, Нидерланды. За это время можно говорить о существенном прогрессе российских школьников. Причем важно обратить внимание, что исследование ОЭСР применительно к России проводилось в 42 регионах, то есть оно репрезентативно.

Немалую роль в повышении уровня финансовой грамотности наших школьников сыграли мероприятия минфина. К следующему году число подготовленных педагогов, получивших сертификаты методических центров на обучение школьников, достигнет 30 тысяч по стране, включая учителей сельских школ. Это в два раза больше, чем в начале этого года. Правда, сюда входит часть тех преподавателей, которые пройдут повышение квалификации заново.

Родители могут проверить сертификаты на подлинность? Где гарантия, что тот, кто учит ребенка, сам разбирается в предмете?

Андрей Бокарев: Конечно, сертификат можно проверить. Все преподаватели, кто официально проходит эти курсы обучения, получают сертификат установленного образца, который подтверждает, что они прослушали определенный курс. Кроме того, существует система тестирования оценки знания, поэтому ситуация, когда на выходе будет стоять галочка за участие и присутствие, исключена. Только в случае успешной сдачи теста педагог получает сертификат.

Совет

Как обучить ребенка финансовой грамоте

Андрей Бокарев: Начните включать ребенка в обсуждение семейных вопросов в части финансов, спрашивать его мнение. К сожалению, более чем 70 процентов российских семей, имеющих детей до 16 лет, о финансах с детьми вообще не говорят. Безусловно, это не значит, что мы должны детально, до малейших подробностей обсуждать с детьми бюджет семьи, но они должны быть причастны к этой теме, понимать, что у них тоже есть право голоса и они могут высказать пожелания. Это позволит им лучше понимать объем семейного бюджета, уровень доходов, что на данном этапе семья себе может позволить, а что - нет. В этом случае снижается риск, что ребенок будет просить от родителей больше, чем они могут себе позволить.

Все-таки стоит предоставить ребенку возможность принимать самостоятельные решения по распоряжению деньгами. Пусть это будут небольшие суммы - карманные деньги, которые выдают на завтраки или еще какие-то цели, но у него должна быть возможность самому попытаться принять финансовое решение. Всегда можно и нужно иметь возможность помочь советом, но если ребенок будет понимать, что он сам выбрал игрушку или книгу, то через такие шаги начнет воспитывать в себе соответствующее отношение к деньгам. Можно вместе спланировать покупку, потом проанализировать ее с ребенком, ответив на вопросы: "насколько тебе это было нужно", "какие задачи ты решил, купив эту вещь", "действительно ли это то, что ты хотел". Если у ребенка проявляется интерес к финансам, то его лучше поддерживать, чтобы дать возможность узнать что-то новое. Сейчас, с учетом тех продуктов, которые созданы в рамках проекта минфина, с учетом того, что большинство из них в открытом доступе, можно просто дать ребенку что-то прочитать, посмотреть образовательные мультфильмы и так далее. И самое главное - надо начинать с себя. Подавайте собственному ребенку пример путем ответственного финансового поведения. Если он будет видеть, что родители уделяют этому аспекту внимание, обсуждают в семье бюджет, принимают взвешенные решения и так далее, то, естественно, ребенок будет воспринимать это как пример для подражания, и такая модель поведения будет постепенно формироваться и у него.

Анонс

C 9 по 22 апреля пройдет IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, в ее рамках запланировано более 30 тысяч мероприятий, в которых могут принять участие все желающие, в том числе взрослые. Узнать, где они пройдут в вашем регионе, можно на сайте вашифинансы.рф.

rg.ru

Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности: модуль "Собственный бизнес" :: Повышение финансовой грамотности

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Бизнес – это один из важнейших базовых элементов рыночной экономики. Для России, не имеющей такой длительной истории развития бизнеса, как, например, в Западной Европе, США, сегодня очень важно развивать сложившиеся бизнесы и создавать условия для появления новых. Особое место в структуре бизнеса имеет малый бизнес. Такой бизнес часто возникает как ответ на нерешённые проблемы в конкретном районе, городе, посёлке. Он аккумулирует энергию инициативных самостоятельных членов общества, создавая тем самым новый (или уже известный, но необходимый именно в этом месте) продукт или оказывая важную услугу. Создание малых бизнес-предприятий отчасти решает проблему безработицы, увеличивает объём производимых товаров и услуг и в целом развивает экономику страны.

В современной России количество малых и средних предприятий бизнеса значительно меньше (по отношению ко всему населению), чем в развитых и в некоторых развивающихся странах. Одной из причин медленного развития малого и среднего бизнеса является финансово-экономическая и юридическая безграмотность части населения страны, потенциально способной заниматься собственным бизнесом. Между тем, как показывают специальные психологические и педагогические исследования, многие умения, необходимые для создания и управления бизнесом, лучше всего формируются именно в возрасте 15—18 лет. В первую очередь речь идёт о самоопределении обучающихся, о том, чтобы в учебной (а лучше всего в игровой) форме они приобрели опыт самостоятельного ведения дел, могли брать на себя ответственность, научились оценивать риски, разрабатывать альтернативы решения проблем, познакомились с основными видами деятельности бизнесмена. В ходе учебной деятельности, организованной в форме моделирования простейших бизнес-ситуаций, у обучающихся формируется мотивация к дальнейшему изучению этой сферы деятельности, и тогда выбор своей будущей профессии они делают осознанно. Обучающиеся, которые, попробовав создавать свой бизнес в ходе учебной деятельности, поняли, что такое занятие не для них, тоже получат определённый важный результат. В частности, многие из бывших учеников будут работать наёмными работниками, в том числе и на разнообразных предприятиях бизнеса. Для них тоже немаловажным является понимание того, как именно устроен бизнес, что в этом бизнесе зависит от их труда.

Вместе с тем в ходе изучения данного модуля у обучающихся формируются многие метапредметные умения (заявленные во ФГОС для 10—11 классов), необходимые для жизни любого члена современного быстро меняющегося общества.

Особое место в изучении модуля отводится интерактивным формам обучения и проектной деятельности обучающихся, развивающих их инициативу, активность, ответственность, целеустремлённость.

Финансовая грамотность: учебная программа. Модуль «Собственный бизнес» (10 – 11 классы, СПО)

В программе описаны цели, особенности и планируемые результаты обучения по модулю «Собственный бизнес». Представлен тематический план, раскрыто содержание дидактических единиц по всем темам курса.

Учебная программа (PDF, 942 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии рассказывается о возможностях, трудностях и основных правилах создания и ведения собственного бизнеса. Раскрываются источники средств, которые могут быть использованы для запуска предпринимательского проекта, правила выбора профиля бизнеса, квалифицированной оценки его возможных финансовых результатов и многие другие вопросы. Пособие написано лёгким, хорошо понятным обучающимся языком и может использоваться не только в учебном процессе, но и при подготовке проектов.

Материалы для учащихся (PDF, 21.22 Мб)

 

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии подробно раскрываются все темы учебного курса. Привлечение большого дополнительного понятийного и фактографического материала по проблеме создания и развития собственного бизнеса в условиях экономики России обеспечивает преподавателю возможность хорошо подготовиться к занятиям. Особое место занимают материалы для организации контроля знаний обучающихся.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.97 Мб)

 

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии содержатся материалы по каждой теме курса, с которой обучающиеся будут знакомиться на занятиях. Ознакомление с этими материалами даст возможность родителям квалифицированно отвечать на вопросы своих детей по проблемам предпринимательства, а также оказывать им помощь при подготовке проектов, которые будут заданы для домашней работы, разработке концепции собственного бизнеса.

Материалы для родителей (PDF, 464 Кб)

 

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Модуль «Собственный бизнес»

Задания КИМов позволяют проверить как предметные, так и метапредметные знания и умения обучающихся. Предложено несколько типов заданий: тесты, требующие краткого ответа, задания с выбором нескольких ответов, практические задачи, темы эссе и проектов. Количество заданий намного превышает то, которое может использоваться на занятии. Это даёт возможность учителю выбрать задания, в максимальной степени отвечающие поставленным целям.

Контрольные измерительные материалы (PDF, 1.75 Мб)

xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai

Уроки финансовой грамотности станут обязательными во всех школах России — Российская газета

Центробанк России добился того, что в школах с 1 сентября 2016 года введут урок по финансовой грамотности. Скоро школьников научат вести семейный бюджет и формировать сбережения вне зависимости от ситуации в экономике.

С этого учебного года в нескольких регионах также стартовали пилотные программы для школ в рамках Проекта минфина "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Кто, как и чему будет учить детей, "Российской газете" рассказала координатор Проекта ведомства Анна Зеленцова.

Анна Владимировна, это будет еще один школьный предмет - как история, например?

Анна Зеленцова: Речь идет пока скорее не об отдельном обязательном предмете финграмотности, а о том, что в следующем году в рамках предмета "обществознание" появятся практические знания и умения, направленные на то, чтобы грамотно управлять своими финансами, защититься от финансовых мошенников.

Финграмотность уже признана в мире таким же необходимым жизненным умением в XXI веке, как чтение и письмо. Но сейчас на уроках больше рассказывают о макроэкономике, причем знания часто теоретические. Нашим школам и вузам в принципе присуща некая теоретизация знаний. В обновленной программе речь пойдет о практических навыках управления личными финансами. Преподавать такие уроки обществознания будут в 5-9-м классах.

В 30 школах пяти пилотных регионов, участвующих в проекте, уже в этом сентябре начались занятия по финансовой грамотности. Опрос детей и педагогов показал, что абсолютное большинство выступает за введение элементов финансовой грамотности в школах.

Какие регионы первыми приняли участие в этой программе?

Анна Зеленцова: Алтайский и Краснодарский края, Архангельская, Волгоградская и Калининградская области. В программе участвуют школы, колледжи, детские дома и интернаты. Для каждого класса подготовлен учебно-методический комплект, куда входят пособия для учащихся и методические рекомендации для учителей, материалы для родителей.

Для России это в новинку. Вы исследовали международный опыт?

Анна Зеленцова: Безусловно, изучили. Например, бразильский опыт, где в обучение школьников вовлекали родителей, оказался одним из самых успешных в мире. Как итог - повысился уровень финансовой грамотности и у детей, и у родителей.

Мы проводили социсследование, и оказалось, что те дети, которые в семье не вовлечены в ведение семейного бюджета, не знают, сколько семья тратит на ежедневные покупки, откуда вообще берутся средства. Их уровень финансовой грамотности в целом ниже. А у тех, кто вовлечен в составление семейного бюджета, уровень гораздо выше, чем у сверстников. Поэтому роль семьи нельзя недооценивать.

У нас пройдут встречи с родителями, будем выяснять, каково их отношение к предмету. С одной стороны, семья всегда заботится о том, чтобы ребенок получил лучшие знания, с другой - она озабочена загруженностью школьников. Наша задача - найти баланс, чтобы не привести к перегрузке учеников.

В других странах это отдельный предмет?

Анна Зеленцова: Учебные планы переполнены во многих странах, и зачастую финансовую грамотность вводят в школьное образование не как отдельный предмет, а насыщая ею другие обязательные предметы. А Великобритания, например, в прошлом году впервые ввела в школах обязательный для изучения предмет, который касается финграмотности. На это ушло почти 15 лет.

Мы сейчас тестируем разные варианты, чтобы найти наиболее эффективный для нашей страны. Думаю, мы сможем сделать это быстрее, но все же это сложная задача, которую нужно решать постепенно, так как необходима подготовка и повышение квалификации педагогов. Будем разрабатывать спецпрограммы повышения квалификации учителей.

Кто будет преподавать школьникам - банкиры, страховщики или учителя, прошедшие специальную подготовку?

Анна Зеленцова: Экспериментальные занятия будут вести профессиональные учителя. На них ложится ответственность дать рекомендации, что подходит детям этого возраста, а что - нет. Им также нужно будет учитывать пожелания родителей. Поэтому эти учителя получат особый статус - учителя-экспериментатора.

Школьников готовили к таким изменениям в учебе, они уже знакомы с понятием "финансовая грамотность"?

Анна Зеленцова: В некоторых школах не первый год проходят Дни финансовой грамотности, в которых часто участвуют профессионалы. Здесь самое главное - не смешивать обучение с рекламой каких-либо продуктов. Финграмотность в школах должна быть свободна от маркетинга.

В марте прошла Всероссийская неделя финграмотности для детей и молодежи, в ней приняли участие многие регионы. Финансисты, открывшие двери своих учреждений, провели экскурсии, показали, как правильно пользоваться банкоматами и избежать мошенничества в Интернете.

В вузах в прошлом учебном году тоже прошли первые пилотные проекты. Какие результаты показали студенты? Программа помогла им стать ответственнее?

Анна Зеленцова: Мы получили результаты из восьми вузов, а всего в программе участвовали 15. Оставшиеся семь продолжат обучение в этом семестре уже с использованием цифровой образовательной игры. Курс оценили практически все регионы - от Архангельска до Алтая.

Результаты хорошие. Преподаватели проводили тестирование перед началом курса и после. Осведомленность студентов в системе страхования вкладов выросла вдвое. Если 35 процентов студентов знали о том, что такая система в принципе существует, каково пороговое значение страхования депозитов, то сейчас об этом знают уже 70 процентов. Менее половины - 45 процентов - могли определить хоть какие-то признаки финансовых пирамид, сейчас - почти 89 процентов.

Чтобы студенты не теряли сноровку, курсы должны и дальше продолжаться. Студенты же попросили немного изменить курс для гуманитариев и техпрофиля. Первые хотят меньше математики, вторые - больше. Будем работать над гибкостью курса для разных факультетов.

Чтобы разнообразить обучение и сделать его более практическим, была создана цифровая игра "Мой план". Там моделируется ситуация: молодой человек приезжает в другой город, ему нужно снять квартиру и начать жить самостоятельно. Далее по уровням - окончание вуза, образование семьи, работа... Везде встречаются финансовые ситуации. Эта игра студентам очень понравилась, и они попросили ее доработать - дать возможность сохранять итоги по каждому уровню, то есть составить памятку, на что обратить внимание, плюс важные советы.

Смогут ли наши школьники и студенты так повысить уровень своей финансовой грамотности, чтобы обогнать Шанхай, который сегодня лидирует?

Анна Зеленцова: Очень на это надеюсь. Но, если говорить про Шанхай, то это специфический анклав, где огромное количество людей заняты в финансовом секторе. Там крайне высокий уровень финграмотности населения.

Если говорить о проблемах молодежи, то она сильно подвержена влиянию агрессивной рекламы: быстрые кредиты, легкие деньги... Им важно объяснять, что эти деньги - заемные, их придется отдавать, причем куда в большем объеме.

Сейчас программа в вузах пошла дальше: ее открыли не только для бакалавров, но и для магистров, чтобы они на углубленном уровне учились управлять личными финансами, а также изучили возможности создания своего малого бизнеса.

Понимаете, чтобы добиться среди молодежи высоких результатов в отношении финансовой грамотности, нужны объединенные усилия на общегосударственном уровне, уровне системы образования, семьи, финансового сектора. Поэтому минфин и начал разработку Национальной стратегии финансовой грамотности, которая поможет объединить разрозненные усилия и координировать их.

Сейчас более чем в 50 странах мира подобный план уже принят или разрабатывается. Стратегия необходима, чтобы у монетарных властей и общества были единые представления о приоритетах в области повышения финграмотности и защиты прав потребителей. Минфин создал рабочую группу, в нее вошли представители минобрнауки, ЦБ, Роспотребнадзора, также планируется привлечь другие ведомства.

Кризис подтолкнул россиян к тому, чтобы узнать больше о финансах и экономике?

Анна Зеленцова: И да, и нет. Взрослое население в стране по-прежнему не ведет учет расходов и доходов, даже когда цены на продукты растут или сокращаются доходы. Не растут сбережения.

Сейчас мы сравниваем ситуацию с прошлым кризисом - и уже ясно, что доля граждан, которые не задумываются о сбережениях, увеличилась с 17 процентов в 2009 году до 30 процентов в 2015-м. Это тревожный знак.

Есть объективные факторы, которые вызывают такое поведение, но важно объяснить людям, что подобная тактика лишает их финансовой подушки безопасности - в случае потери работы или экономических изменений в семье они никак не застрахованы.

Как россияне смотрят на свою финансовую грамотность - наверняка думают, что их уровень не так уж низок?

Анна Зеленцова: Что-то рассказывают по телевизору, пишут в СМИ - и у людей в кризис происходит обманчивый рост самооценки. В то же время привычки в отношении личных финансов не меняются. Хотя люди начинают ответственнее подходить к выбору финансовых продуктов и сравнивают условия.

rg.ru

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БОЛЬШЕ НУЖНЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧЕМ ДЕТЯМ

На днях ВЦИОМ опубликовал результаты опроса россиян о новых предметах в школьной программе. 44% считают, что в школе должен преподаваться предмет «Основы финансовой грамотности». 63% сказали «да» основам военной подготовки, 73% - изучению правил дорожного движения, а 75% - обучению навыкам общения в реальной жизни.

На днях ВЦИОМ опубликовал результаты опроса россиян о новых предметах в школьной программе. 44% считают, что в школе должен преподаваться предмет «Основы финансовой грамотности». 63% сказали «да» основам военной подготовки, 73% - изучению правил дорожного движения, а 75% - обучению навыкам общения в реальной жизни.

Можно подумать, что родители считают финансовую грамотность своих детей чем-то менее важным, чем изучение правил дорожного движения.

Напротив, некоторые полагают, что их дети-школьники знают об этом даже больше их.

ДАЮ СОВЕТЫ МАМЕ

В России сложилась уникальная ситуация: 15-летние подростки демонстрируют более высокую финансовую грамотность, чем их родители (участвовавшие в различных тестированиях для взрослых).

Этот удивительный факт уже дважды подтверждался Международным сравнительным исследованием PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), которое проводится среди 15-летних и проверяет, умеют ли они правильно применять полученные в школе знания.

По определению организаторов исследования PISA, финансовая грамотность заключается в «знании и понимании финансовых понятий и финансовых рисков, а также в навыках, мотивации и уверенности, необходимых для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях».

До определенной поры интерес к финансовой грамотности детей проявлялся в Европе лишь эпизодически. Все изменилось, когда банки с удивлением обнаружили, что у детей и подростков тоже есть личные деньги.

Сегодня открываются детские счета, авторизуемые родителями, разрабатываются детские интерфейсы интернет-банков. Благодаря «детскому пакету» банковских услуг родители могут установить для ребенка определенный лимит расходов на каждый день. В некоторых странах для школьников создаются специальные вклады, чтобы они учились самостоятельно управлять своими финансами.

По данным Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (ФМЦ НИУ ВШЭ), около 18% подростков не имеют базовых финансовых знаний. Но это – немного.

Впервые финансовая грамотность 15-летних впервые была протестирована исследованием PISA в 2012 году, а затем - в 2015-м.

В России тестирование выглядело так: более тысячи учеников разных школ и ПТУ из 42 регионов России приходили на урок и получали буклеты с заданиями, разделенными по пяти уровням сложности.

Например: что выгоднее – покупать помидоры в розницу или оптом? Когда оправдана покупка 10 килограммов оптом? И кстати: какой кредит лучше взять соседке Алле Петровне– под 10 % или под 15% годовых?

Для задачи с помидорами подросткам хватало здравого смысла, зато для выбора варианта кредитования был необходим личный опыт или знания из курса математики.

Но с задачами они справились. И не только!

Уровень финансовой грамотности наших школьников в 2015 году превысил среднее значение международной шкалы PISA (500 баллов) и составил 512 баллов. Для сравнения: в 2012 году российские подростки набрали 486 балла. Такого роста за три года не было ни у одной страны-участницы исследования.

В 2012 году за нашими школьниками было 10 место в рейтинге 18 стран-участниц PISA по финансовой грамотности, а в 2015 году они поднялись на 4 место среди 15 стран-участниц.

Выше - только Китай, Бельгия и Канада. На одной позиции - Нидерланды. За Россией - Австралия, США, Польша, Италия, Испания…

Ну а первую строку, как всегда, с большим отрывом занимает Шанхай (Китай), в котором 42% 15-летних подростков продемонстрировали оптимальный уровень финансовой грамотности.

ЧТО НЕОБЫЧНОГО В ФИНАНСОВОМ ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ РОССИИ?

Российские школьники ведут себя в этой сфере так же, как их сверстники в странах ОЭСР?

Нет, немножко иначе.

Несколько отличий:

- Уровень финансовой грамотности наших подростков на 40-43 балла выше, если хотя бы один из родителей в семье имеет высшее образование. Похожий результат достигается и в том случае, если профессия родителей связана с квалифицированным трудом.

- Финансовая грамотность среди 15-летних юношей на 1 балл, а математическая грамотность – на 13 баллов выше, чем у девушек. Зато читательская грамотность на 30 баллов выше у девушек.

Девушки лучше решают простые задачи, юноши – сложные. Эксперты предполагают, что для решения простых задач в области финансовой грамотности важно подключить компетенцию чтения. А она лучше развита у девушек.

Юноши успешно решают сложные финансовые задачи, которые требуют навыков вычисления.

- Две трети российских подростков продемонстрировали на PISA-2012 такие достижения в области финансовой грамотности, которых от них никто не ожидал (учитывая их невысокие результаты по математике и чтению). В других странах, как подтвердила Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, такая зависимость существует. Ведь если подросток помнит курс школьной математики, он быстрее схватывает условия задачи по кредитованию или налогообложению.

В России не наблюдается зависимости между успехами в математике и умением выбрать более выгодный вариант кредита.

Корреляция финансовой грамотности с грамотностью в других предметах у российских школьников оказалась самой слабой, всего 0, 67%. В других странах этот показатель достигает 0,9%.

И ВСЕ-ТАКИ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕГКО ОБМАНУТЬ

В России, как и в большинстве стран ОЭСР, более 80% подростков реально подрабатывают или даже работают в 15 лет. Но даже самые простые банковские операции (за исключением снятия денег с карты) остаются для них тайной за семью печатями.

Эксперты отмечают, что только 45% взрослых и 23% 15-летних россиян имеют счета в банках и пользуются банковскими картами. По этому показателю Россия занимала в 2012 году предпоследнее место в рейтинге 18 стран-участниц PISA-2012, опередив лишь Колумбию.

Российские школьники оказались сообразительными и могут справиться со многими финансовыми задачами. Но они были поставлены в тупик вопросами из области «Деньги и операции с ними» (на них ответили, в итоге, только 46% участников исследования).

Например, как изучать банковские выписки с индивидуальных счетов и понять, какие операции были проведены банком? Как обеспечить безопасность при покупке товаров в интернет-магазине? Сложными оказались даже такие задания: что выгоднее - купить велосипед или взять его в аренду?

Участники исследования PISAв России в 2012 и 2015 годах хуже своих сверстников из США, Австралии, Новой Зеландии, Китая, Колумбии, стран Западной и Восточной Европы) знакомы с механизмами кредитования и налогообложения.

«- Когда речь идет о предмете, который вообще не преподается в школе, то благодаря смекалистости наших ребят мы выглядим неплохо на фоне других стран, - отметила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Всеволодовна Абанкина. - Да, у нас есть специальные разделы по финансовой грамотности в курсе обществоведения. Более того: в ЕГЭ включены вопросы по финансовой грамотности, на которые даже профессионал затруднится ответить. Вызубривание в школе знаний из высокой финансово-экономической теории не поможет подросткам занимать более высокие места в исследовании PISA. Мы слишком увлеклись информационно-предметной насыщенностью, тренировкой сложных, но неприменимых к жизни задач».

Скоро уроки по банковскому делу и фондовым рынкам будут доступны всем россиянам – как школьникам, так и их родителям.

В сентябре премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы. Она основана на сотрудничестве Минфина России, Банка России, региональных властей, бизнес-сообщества и, конечно же, педагогов.

Сейчас в нашей стране реализуется сразу несколько проектов посвященных финансовой грамотности. И самый крупный из них ведет Минфин и НИУ Высшая школа экономики, где создан «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ). Региональные методические центры по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (РМЦ) готовят учителей финансовой грамотности в 15 субъектах РФ. В 2018 году их к ним прибавятся еще тридцать регионов.

КСТАТИ, О СТАРТАПАХ

И конечно же, в России развиваются стартапы, направленные на повышение финансовой грамотности детей.

В 2015 году на международном Конкурсе инноваций в образовании (КиВО), проводимом НИУ Высшая школа экономики и Агентством стратегических инициатив, получила второй приз разработка мобильного приложения «Junior Balance». Его создали сотрудники Архангельского областного Института открытого образования Владлена Романова и Николай Кряжев. Мобильное приложение закрывает лакуну, которую выявили исследования PISA: неумение детей работать с банковскими картами и личными финансами.

Сотрудники ИОО из Архангельска придумали два мобильных приложения, которые объединяют игровые технологии и измерения индивидуального прогресса школьника.

Одно приложение - для ребенка, другое – для родителей. С его помощью можно пополнять детский банковский счет, устанавливать денежный лимит на определенный период времени и контролировать расходы (каждая покупка должна получить подтверждение взрослых через SMS). Более того: с помощью приложений можно будет превращать в реальные доходы учебные или внеклассные достижения детей.

Пилотная версия приложений может появиться в смартфонах уже в будущем году.

Автор: Светлана Кириллова

Написать автору

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Финансовая грамотность в России


Минфин в России создал программу, направленную на всеобщее повышение финансовой грамотности населения. Побудило к такому решению проведенное исследование, которое показало, что российским людям эта программа очень нужна.

Содержание статьи:

По данным исследования выяснилось, что более 60 % граждан страны предпочитают не прибегать к любым финансовым услугам государства. И считают их слишком запутанными, сложными для понимания. Причем выбор любой из услуг ставит среднего россиянина в полный тупик.

Создание программы повышения финансовой грамотности

Люди, как оказалось, не интересуются и не изучают и тем более не анализируют рынок. Прибегая к советам банковских служащих, которые оказались рядом по-случайности. К тому же они обладают ничтожными знаниями в области страхования вкладов. О софинансировании вообще почти никто ничего сказать не может толком.

Программа реализуется уже достаточно долго и имеет небольшие сдвиги в повышении грамотности населения. Но большинство потребителей все же, не спешит расставаться со своими деньгами.
Вот тут-то и возникает вопрос, какая же малограмотность превалирует: финансовая или все-таки потребительская? Вопрос сложный, но попытаемся разобраться. Для начала нужно отдавать себе отчет в том, что эффективность проводимой программы не может быть быстродействующей и оказать мгновенное влияние на людей.

Можно ли справиться с нехваткой денег?

Это первое, второе то, что поведение населения зависит не только от самой программы, а и от других не менее важных критериев. Например, уровень получаемого дохода населения, психологическая готовность к переменам в денежных вопросах, доступность денежных инструментов для всех.

Не секрет ведь, что население наше бедное. Об этом свидетельствуют кредитные просрочки, измеряемые не одной сотней миллиардов. Все твердят лишь о безграмотности населения. Однако на деле она является лишь следствием безграмотности потребительской.

Как можно полноценно обучить человека вести правильно бюджет, если он не в состоянии жить по средствам. Сколь высоки бы ни были доходы, россиянина ему все равно хватать не будет. Наши люди не умеют укрощать свой аппетит в приобретении вещей и бытовых удобств. И это притом, что телевидение ежедневно прокручивает массу рекламных роликов побуждающих взять кредит и тем самым совершить еще одну покупку.

Но надо учитывать и то, что денежные услуги – это долгосрочные отношения участников рынка, а это может означать одно, ущерб от безграмотности финансовой выше, чем от потребительской.

Получается, чтобы решить проблему потребительскую, нужно сначала решить финансовую безграмотность. Хотя на этой почве возникает много споров у специалистов в экономических вопросах.

Нацеленность программы на молодь

Говорить легко, но между теоретическими знаниями и практическими навыками все-таки различие существенное. Заставить в принудительном порядке население тоже нельзя. Выходит тупик, повышать свою безграмотность в финансовом плане станут те, кто решит, что им это нужно.

Поэтому основные надежды возлагаются больше всего на молодое поколение, еще только начинающее жить и хоть немного заинтересованное в своем благосостоянии. В отличие от взрослого населения, привыкшего к тому, что, не работая заработать деньги никак нельзя, молодое поколение считает иначе. И даже наоборот стремиться получить доход умственными усилиями и некими познаниями в финансовой или другой сфере.

Почти все студенты вузов прекрасно знают, что положив, к примеру, сумму в банк на депозитный счет, через год можно получить ту же сумму да еще и процентами.

Основы финансовой грамотности в школах

Старики на такие действия не соглашаются, считая что деньги в банке “сгорят”, как в 90-е годы со сберегательных счетов. Таким образом, наиболее весомая нагрузка на повышение грамотности была направлена именно на все российские учебные заведения. Начиная со школ, техникумов и кончая университетами и академиями.

В школах уже с 6 лет объясняют ребенку основы управления личными средствами, что к совершеннолетию даст свои плода. То есть такой ребенок вырастет уже более менее опытным человеком в мире экономики. Сможет полноценно содержать свой семейный бюджет и научить собственных детей.

Подводя итоги, хочется заметить, что “финансовая грамотность в России” заработает, скорее всего, полноценно лет через 20.Тогда и можно будет делать выводы, насколько эффективны были принятые сегодня правительством меры и как они повлияли на ход повышения уровня знаний в сфере управления деньгами.

Ну а сейчас главной задачей становиться всеобщая поддержка программы и планомерный контроль за ее выполнением на всех уровнях внедрения. И конечно периодический мониторинг эффективности может дать свои плоды в плане допущения каких-либо ошибок и неточностей в проведении мероприятий

coolbusinessideas.info

ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы :: Повышение финансовой грамотности

23 сентября 2016

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Значимость финансовой грамотности в современном обществе исключительно велика. Нередки случаи, когда взрослые люди, получив, казалось бы, хорошее образование, не умеют разумно спланировать семейный бюджет, оценить свои финансовые перспективы, берут кредиты и не могут их вернуть, под воздействием мошенников вкладывают деньги в сомнительные проекты, становятся жертвами финансовых пирамид. Одна из ключевых причин — в недостатке финансовых знаний, умений и навыков, которые человек должен приобретать уже в школьном возрасте.

Обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности, в российских школах нет — некоторые ее элементы дети изучают в рамках обществознания и экономики. Однако предмет «Основы финансовой грамотности» школы могут вводить в качестве факультативов, курсов по выбору или в рамках внеурочной деятельности, на которую новые образовательные стандарты предусматривают до 10 часов в неделю.

Что за проект?

Подготовку методистов и учителей для преподавания финансовой грамотности в Вышке ведет «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ) в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Помимо Москвы, в проекте участвуют 14 регионов России, от Калининграда до Хабаровска, там создаются региональные центры. Реализовать проект планируютв течение двух лет, обучив за это время 12,5 тысяч учителей.

Педагоги Москвы находятся в особом положении, так как имеют возможность повысить квалификацию по вопросам преподавания финансовой грамотности непосредственно в Вышке, в корпусе на Шаболовке, на факультете экономических наук. Университет заключил соглашение с Департаментом образования Москвы о совместной работе по повышению финансовой грамотности школьников — более 50 директоров московских школ встречались недавно с научным руководителем проекта, профессором Департамента финансов ВШЭ Николаем Берзоном. В ближайшие дни (предположительно, 6 октября) он также планирует рассказать о проекте на селекторном совещании главы московского образования Исаака Калины. Всего за время проекта планируется обучить 1,5 тыс. столичных педагогов.

Учителя каких предметов могут пойти на курсы?

«Всех, — отвечает Николай Берзон. — Мы готовы обучать учителей даже таких далеких от финансовой проблематики предметов, как технология и физкультура. Но если учитель ведет непрофильный предмет, то есть не экономику и не обществознание, то сначала он должен пройти адаптационный курс, рассчитанный на 24 часа, и только потом — базовый 72-часовой курс финансовой грамотности».

Сам же базовый курс состоит из двух частей. Первая часть изучается дистанционно: авторы проекта записали 6 видеокурсов по различным разделам финансовой грамотности — «Управление личными финансами», «Фондовый рынок», «Банковские услуги и отношения людей с банками» и другие. Все они размещены на портале ВШЭ в открытом доступе, на их освоение отводится 36 учебных часов, после этого проходят очные занятия — лекции, семинары, дискуссии, деловые игры. На них также отводится 36 часов, занятия ведут профессора факультета экономических наук ВШЭ, а также специалисты по педагогике и методике из ВШЭ и Московского городского педагогического университета.

Занятия по методике не менее важны, чем собственно по финансам, считает Николай Берзон, ведь учитель может вести курс и в начальной, и в старшей школе, то есть нужно владеть разными подходами к детской аудитории, понимать психологические и возрастные особенности восприятия материала. Учебно-методические комплексы, изданные в рамках проекта Минфина и Всемирного банка, рассчитаны на разные возрастные группы — 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы. Учебные пособия прошли экспертизу в Российской академии образования и были апробированы учителями в пяти регионах.

Чем полезны курсы?

Во-первых, для любого учителя любое свидетельство о повышении квалификации, тем более выданное ведущим вузом, — хорошее подтверждение профессиональной компетентности, в том числе при прохождении аттестации на первую или высшую квалификационную категорию. Все педагоги с определенной периодичностью проходят повышение квалификации, и курсы по финансовой грамотности засчитываются точно так же, как многие другие.

Во-вторых, учитель улучшит собственную финансовую грамотность.

И, в третьих, он повысит свою востребованность в собственном образовательном учреждении и в целом на рынке труда. Возможность преподавания дополнительных курсов - это дополнительный заработок в рамках привычных профессиональных обязанностей. А учителям некоторых предметов, даже если они не будут вести специальный курс финансовой грамотности, знания все равно пригодятся в педагогической работе, и это не только обществоведы и учителя экономики, но и, например, математики, которых смогут давать на своих уроках задачи на финансовые темы.

График проведения занятий до конца 2016 года размещен здесь, за этот период планируется подготовить 240 человек. Желающие пройти обучение должны предварительно зарегистрироваться.

xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai

Финансовая грамотность в школе

Екатерина Лавренова

Финансовая грамотность в школе

Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi в январе-феврале 2018 года, говорят о том, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере, и в этом вопросе 38% респондентов возлагают ответственность на государственные образовательные учреждения. И вот уже в новом учебном году школьники будут изучать финансовую грамотность в новом качестве - как элемент обязательных предметов: обществознания, литературы, права, математики. В рамках Проекта были разработаны образовательные программы и учебные материалы для школы, и уже в этом учебном году регионы получат порядка 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов.

Екатерина Лавренова, эксперт по образовательным программам Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности рассказала порталу "ИНМФО", как финансовая грамотность будет встроена в учебные программы современных школьников.

- Кто будет преподавать в школах финансовую грамотность на постоянной основе – откуда придут кадры, кто и где будет их готовить?

- В рамках Проекта Минфина России на базе ведущих российских вузов — НИУ «Высшая школа экономики», экономического факультета МГУ и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации — созданы методические центры для обучения учителей школ, преподавателей вузов, консультантов-методистов с региональной сетью по всей стране.

Благодаря Проекту к настоящему времени подготовлено около 19 000 преподавателей по финансовой грамотности — это действующие учителя, преподаватели вузов и СПО, студенты педагогических специальностей. До конца 2019 года обучение в области финансовой грамотности пройдут более 38 000 педагогов.


- Как новые практики повышения финансовой грамотности будут встраиваться в уже работающие давно и стабильно программы по этим предметам и предусмотрены какие-то курсы по переподготовке педагогов по этим предметам с акцентом на элементы финансовой грамотности?

- К внедрению в систему школьного образования тематики финансовой грамотности есть несколько подходов. Первый — вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта.


Екатерина Лавренова проводит открытый урок по финансовой грамотности с представителями Всемирного банка в московской школе в январе 2018 года 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, муниципалитет вправе решить это сами. Для этого есть учебно-методический потенциал: создано 17 комплектов по финансовой грамотности для разных возрастов. Кроме того, в России проводится большая работа по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. По предмету «обществознание» такая работа уже проведена, поэтому УМК (учебно-методические комплексы) будут актуальны для всех школьников 8–9 классов и учителей обществознания. Помимо обществознания, специальные тематические модули подготовлены для таких школьных предметов, как: экономика, право, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), английский язык, география и математика. Готовятся к выходу модули для истории и информатики.

В ходе Проекта разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс. В 2018–2019 гг. в регионах будет распространен уникальный тираж — более 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов по финансовой грамотности.

Эти материалы доступны для свободного скачивания на официальном сайте Минфина России. Каждый учебно-методический комплекс включает в себя дополнительные образовательные программы, материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей и информационно-публицистические материалы для родителей. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей действуют на базе федеральных и региональных методических центров.

Елена Мальцева

Источник: ИНМФО

xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о