Форма обучения в школе какие бывают – Как выбрать форму обучения 🚩 заочная дистанционная форма что выбрать 🚩 Высшее образование

Содержание

Формы обучения в школе | Самообразование

Views: 9527


Автор статьи — Дарья Хохлова

В современном мире родителям и детям предоставлен выбор из нескольких форм обучения. Помимо очной формы обучения, наиболее распространённой сегодня, есть и такие формы образования как семейное образование, самообразование, экстернат и очно-заочное обучение. Не все знают о них, не все осмеливаются перевести ребёнка на заочную или очно-заочную форму обучения. Многие относятся к ним предвзято, считая, что дети на этих формах обучения меньше учатся. На самом деле требования на аттестациях довольно сложные, и, если Вы не изучили хорошо темы, то хорошую оценку Вы за них не получите. Ниже я вкратце расскажу о разных формах обучения и приведу плюсы и минусы каждой.

Очная форма обучения

Как я уже указала выше, это форма обучения сейчас самая распространённая. Она заключается в том, ребёнок каждый день ходит в школу, и все предметы без исключения изучает в школе.

Плюсы

  1. Ребёнок, помимо родительского контроля, ещё и находится под контролем учителей, которые заставляют его учиться, выполнять задания – задача родителей, как правило, облегчается.
  2. Если у ребёнка проблемы со школьным предметом, а родители сами в предмете не разбираются и не могут помочь, то учитель может объяснить ученику непонятную тему.

Минусы

  1. Если ребёнок хорошо разбирается в школьном предмете и без помощи учителя, если он лучше большинства своих одноклассников – то хождение на этот предмет будет лишней тратой времени, т.к. при самостоятельном обучении он изучил бы преподаваемый учителем материал намного быстрее.
  2. Зачастую на очном обучении ребёнок тратит очень много времени на учёбу, и у него остаётся мало времени на занятия спортивной или творческой деятельностью.
  3. Иногда учителя не могут хорошо объяснить материал или тратят много времени на отвлечённые темы.

Итак, очная форма обучения хороша для тех, кто не может правильно организовать себя, т.е. тот, кто нуждается в контроле, который по каким-то причинам не могут полностью обеспечить родители. Также эта форма обучения необходима тем, у кого серьёзные пробелы в знании предметов, и на самостоятельное их изучение потребуется очень много сил и времени.

Семейное образование

Эта форма образования относится к заочной. Она заключается в том, что ребёнок под контролем родителей, репетиторов или самостоятельно изучает все школьные предметы, при этом в школу приходит только в конце четверти или полугодия, для того чтобы сдавать зачёты. Чтобы перейти на эту форму обучения, нужно написать об этом заявление в школу и в отдел Министерства Образования. После этого Вы договариваетесь с администрацией любой школы о сроках сдачи аттестации. Важно знать, что при семейном образовании ребёнок не входит в состав учеников школы. Если ученик не сможет пройти аттестацию (получит «2»), то школа может потребовать возвращение ребёнка на очную форму обучения.

Плюсы

  1. Родители и ребёнок могут разработать свою собственную программу обучения, которая, на их взгляд, наиболее эффективна.
  2. Освобождается время для творческой и спортивной деятельности ребёнка, лучшей подготовки к экзаменам и т.д.
  3. Ребёнок находится под более сильным контролем родителей.

Минусы

  1. Необходимо хорошо разбираться во всех предметах, поскольку не всегда родители могут помочь.
  2. Ребёнок не входит в состав учащихся школы, поэтому у школы нет стимула его «вытягивать», и требования на аттестациях могут быть достаточно жёсткими.

Таким образом, семейная форма образования может быть хороша лишь тогда, когда ребёнок хорошо разбирается во всех предметах, или когда родители хорошо знают школьные предметы и могут объяснить их ребёнку.

Самообразование

В принципе, это почти то же самое, что и семейное образование. Разница заключается в том, что при выборе самообразования учащиеся 10-11 классов могут сами написать заявление и перейти на эту форму обучения, и для этого не нужно согласие родителей.

Экстернат

Это также заочная форма обучения. Для перехода на неё, как и на другие заочные формы обучения, нужно написать заявление в школу и в отдел Министерства Образования. Для перехода на эту форму обучения нужно согласие родителей. Эта форма обучения отличается тем, что учащийся может заранее сдать некоторые или все предметы. Например, ребёнку 13 лет, то есть по возрасту он должен учиться в 7 классе. Но, сдав предметы экстерном, он может сразу перейти, например, в 8 класс или даже в 9 класс и выше.

Плюсы

  1. Освобождается время для творческой и спортивной деятельности ребёнка, лучшей подготовки к экзаменам и т.д.
  2. Если ребёнок явно обгоняет своих сверстников по знанию предметов, то он может, пройдя аттестацию, сразу перейти в следующий класс и, опять же, выиграть время.

Минусы

  1. Не так просто заранее сдавать все предметы с переходом в следующий класс, поэтому обучение экстерном может оказаться тяжёлым психологически.
  2. Не все дети способны быстро осваивать школьную программу.

Очно-заочная форма обучения

Я нахожусь на очно-заочном обучении второй год и считаю эту форму образования лучшей. Она многим отличается от заочных. Во-первых, ученик на этой форме обучения входит в состав школы. Это очень хорошо, поскольку школа заинтересована в том, чтобы у ученика были хорошие оценки. Во-вторых, ученик обязательно часть предметов изучает в школе, а часть самостоятельно, потом приходит в школу и сдаёт зачёт. Те предметы, в которых ребёнок разбирается хорошо, он изучает сам, а предметы, с которыми у него проблемы, он изучает в школе. Если в ходе обучения выяснится, что с ещё какими-то предметами ученику сложно справиться самостоятельно, то можно переписать заявление и в список предметов, изучаемых учеником в школе, добавить новые предметы.

Плюсы

  1. Поскольку ученик входит в состав школы, то школа заинтересована в том, чтобы у него были хорошие оценки.
  2. Ученик может самостоятельно изучать предметы, которые он знает хорошо, а в школе заниматься предметами, с которыми у него проблемы.
  3. Благодаря самостоятельному изучению некоторых предметов выигрывается время.

Минусы

Единственная проблема, с которой можно столкнуться – предвзятое отношение учителей к этой форме обучения. С другой стороны, если Вы хорошо знаете предмет, то какая разница, кто и что думает 🙂

Итак, в настоящее время существует несколько форм обучения. В зависимости от обстоятельств, всегда можно выбрать ту форму обучения, которая будет более удобна ребёнку и родителям. Если родители окажутся не довольны выбранной формой получения образования, они в любой момент могут перевести ребёнка на очную форму обучения. Формы обучения можно менять в

любое время, хоть каждый день 🙂

К записи прикреплены шаблоны заявлений в школу и в отдел Министерства Образования о переходе с очной формы обучения на заочную или очно-заочную.

Заявление в отдел Министерства Образования — скачать
Заявление в школу — скачать

А какую форму обучения Вы считаете лучшей и почему?

physmath.tech

Современные формы обучения в школе

Современная система образования шагнула далеко вперед: стала более компьютеризированной, интерактивной, познавательной и увлекательной, в ней появилось много интересных подходов к обучению детей, разработанных опытными педагогами и профессорами. В нашей статье вы сможете познакомиться с новыми формами школьного образовательного процесса.

Классификация современного школьного очного обучения

Обучение, проходящее в очной форме, классифицируют на следующие образовательные программы:

  • информационно-коммуникационная;
  • развитие критического мышления;
  • проектно-документационная;
  • развивающее обучение;
  • здоровьесберегающая;
  • проблемное обучение;
  • игровая;
  • модульная;
  • творческая мастерская;
  • интегрированное обучение;
  • сотрудничество;
  • уровневая дифференциация;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа;
  • фронтальная;
  • традиционная классно-урочная система.

Далее более подробно будет рассмотрен каждый из вышеперечисленных аспектов.

Информационно-коммуникационная программа

Информационно-коммуникационная программа подразумевает использование во время обучения различных современных технологий и интерактивных систем. К ним относятся:

  • стационарные компьютеры;
  • ноутбуки;
  • планшеты;
  • интерактивные доски.

При помощи данной программы занятие проходит с применением вышеперечисленных устройств. Ребенок учится работать с современной техникой, получает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем (например, при обучении в ВУЗе). Также у школьников развивается интерес к самообразованию, происходит формирование коммуникативной компетенции. Применение высоких технологий проводится с 1 класса.

существует много образовательных программ

Фронтальная программа

Фронтальная программа – очного обучения, во время которого педагог перед классом объясняет определенный материал, а затем, примерно в середине урока, дает задание по пройденной информации, предоставляя ученикам возможность самостоятельной работы. По окончании урока дети должны сдать тетради с выполненной работой для проверки на оценку. Данный метод является широко распространенным во многих российских школах и применяется с 1 класса.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа – образовательная программа с учетом личностных и психологических особенностей каждого ученика. Педагог во время урока выдает детям индивидуальные задания, подходящие под их умственные способности.

Развитие критического мышления

Критическим называют мышление, помогающее строить свои мысли таким образом, чтобы каждая услышанная информация подкреплялась не только словесными домыслами, но и доказательной базой и фактами. Детей учат мыслить критически, то есть доверять своему рассказчику после доскональной проверки его слов. Такой метод позволяет закрепить пройденный материал и помогает ребенку лучше запомнить его. Работа по данному направлению начинается с 4 класса.

Проектно-документационная программа

Проектно-документационная программа подразумевает обучение школьников на основании выполнения различных проектов, презентаций и сопроводительной документации к ним (докладов, рефератов) по заданной тематике. Данная работа обычно проводится в группах по несколько человек или в сольной форме. Школьники учатся контактировать друг с другом, выступать на публике, искать необходимую информацию и правильно преподносить свои идеи. Этот образовательный метод предназначается для детей с 5 класса.

Развивающее обучение

Развивающее обучение – это образовательная программа, на основании которой школьникам предлагается выполнение различных творческих заданий, для них организуются и проводятся разнообразные экскурсионные туры в другие города с целью наглядно-исторического изучения своей родины. Данная методика формирует у детей общее представление о мире, развивает навыки общения со сверстниками и логическое мышление. Работа по этой программе начинается с 3 класса.

Здоровьесберегающая программа

Здоровьесберегающая – направлена на изучение со школьниками основ первой медицинской помощи. Главная цель данной методики – научить детей самостоятельно принимать сложные решения, помогать другим и в том числе себе в тяжелой чрезвычайно ситуации. Данная форма обучения проводится с 7 класса.

Проблемное обучение

Проблемное обучение – это высокоинтеллектуальная форма занятия, согласно которой школьников «погружают» в определенную смоделированную проблему и предлагают им решить ее при помощи своих собственных навыков и умений. Такой метод учит детей работать слажено в коллективе, заставляет думать и понимать себя. Проблемное обучение проводится с детьми после 6 класса.

Игровая программа

Игровая программа – это развивающе-творческая форма обучения, которая проводится для школьников младших классов (с 1 по 5 класс) с целью развития у детей новых знаний и навыков, которые в силу своего возраста им тяжелого запомнить в теоретической форме. Например, в настоящее время применяется методика игровой математики или изучения алфавита. Педагоги утверждают, что такая игровая программа позволяет ученикам начальной школы легче и быстрее усваивать материал.

Модульная программа

Модульная программа подразумевает формирование у школьников способностей к самостоятельной работе и самообразованию (с некоторой помощью со стороны педагогов и родителей). Данная методика основана на развитие механизма мышления и навыков построения логической последовательности собственных действий у ребенка. Программа проводится с 7 класса.

Творческая мастерская

Творческая мастерская предоставляется возможность выражения собственных идей и мыслей при помощи карандашей, красок, фломастеров, цветной бумаги и других материалов. Это необычный и уникальный урок изобразительного искусства, который стал более свободным, интересным и развивающим. Данные занятия проводятся, начиная с 3 класса.

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение помогает совмещать на одном занятии несколько направлений из разных областей. Например, биологию и химию, русский и английский языки, рисование и труд. Во время такого необычного урока ребенок учится быстрее и более координированно воспринимать, и усваивать информацию. Данная методика применяется с 8 класса.

Программа-сотрудничества

Программа-сотрудничества подразумевает активную школьную внеклассную работу учеников с различными благотворительными организациями, младшими детьми, в том числе и дошкольниками, ветеранами ВОВ. Классный руководитель совместно с другими педагогами организует со своими учениками какой-либо план-проект, к примеру, для поздравления пожилых людей с Днем Победы, просвещения дошколят по пожарной безопасности

Кейс-технология

Это образовательный метод, в ходе которого педагог рассказывает ученикам различные истории и ситуации, случившиеся в прошлом, то есть детям предлагается «складывать полученную информацию в свой кейс» и запоминать ее. На следующем уроке учитель просит вспомнить и воспроизвести пройденный материал. Данный метод применяется как в гуманитарных науках, так и в точных. Например, для младших школьников урок математики проходит в форме увлекательных историй и рассказов, помогающих ребенку быстрее освоить новые знания. Кейс-программа проводится с 3 класса.

Уровневая дифференциация

Методика уровневой дифференциации подразумевает выделение главных и второстепенных учебных материалов. Вначале педагог объясняет ученикам основную информацию по той или иной теме, а затем – второстепенную, то есть дополнительную. Затем проводится повторение изученного с целью закрепления. Данная программа применяется с 5 класса.

Групповая работа

Групповая деятельность проводится с целью сплочения детского коллектива, а также обучения школьников умению работать со сверстниками, находить общий язык, доказывать собственное мнение и правильно преподносить идеи. Такое метод используется с 5 класса.

Классно-урочная система

Классно-урочная методика – это традиционно сложившаяся образовательная программа, согласно которой занятия проводятся в форме урока по определенному предмету на заданную тематику.

Заочное школьное обучение

Бывают такие жизненные ситуации, когда ребенок не справляется со школьной программой или же в силу состояния здоровья он не может посещать образовательное учреждение, имеет плохие отношения с педагогами или одноклассниками, из-за сильной занятости родителей или опекунов, которые не могут отводить и забирать ученика из школы, а также по причине опережения по развитию умственных способностей своих сверстников. В таких ситуациях школьника переводят на заочное обучение, которое бывает:

  • дистанционным;
  • домашним;
  • семейным;
  • экстернативным.

Дистанционный тип

Подразумевает участие школьника в учебном процессе путем подключения через сеть интернет, а также видеосвязь. Такой метод может применяться даже в случае, если ребенок находится, например, в лечебном учреждении, за пределами Российской Федерации.

Домашний тип

Педагоги приходят к ученику домой, занимаются с ним по индивидуально подобранной программе и составленному графику с учетом физиологических и умственных способностей ребенка. Разумеется, из программу исключаются такие предметы, как музыка, физическое воспитание, труд и изобразительное искусство. Учитель оставляет школьнику домашние задание, правильность которых проверяет при следующем посещении.

Семейный тип

Заключается в прохождении обязательной школьной программы учеником совместно с родителями, которые предварительно консультируются с педагогами и берут необходимые материалы и учебники для занятий. Учебные пособия доступны в школьной библиотеке.

Экстернат

Экстернат – это образовательная форма обучения, за счет которой у способных и одаренных учеников есть возможность получить аттестат об окончании 9 или 11 классов в сжатые сроки намного раньше своих сверстников. Для такого ребенка педагоги готовят отдельную программу и задания, которые он должен выполнить до экзаменов. Экзаменационные испытания проводятся на 3-4 месяца раньше, чем для остальных школьников.

Мы рассмотрели основные программы школьного обучения, позволяющие развивать у детей самостоятельность мышления, логику, терпение, умение общения и взаимодействия с одноклассниками. Каждая методика была разработана грамотными и профессиональными педагогами, психологами и методистами, поэтому их качество и положительное действие гарантировано. За счет них большинство школьников стало гораздо лучше учиться и быстрее осваивать полученный материал.

mixfacts.ru

Формы обучения в школе

Еще пару десятков лет назад про возможность дистанционного обучения даже мыслей не могло возникнуть. Все шли по протоптанной дорожке сначала в детский сад, затем в школу. Сегодня возможностей и способов обучения гораздо больше. Современные дети сильно отличаются от нескольких предыдущих поколений. Именно поэтому система образования постепенно пересматривает не только материал, который преподают в школе, но саму форму подачи этого материала.

Основные формы обучения в начальной школе

Как и ранее, активные формы обучения в школе остаются наиболее востребованными. Конечно, обучение на расстоянии все чаще становится альтернативой для деток с особенными потребностями (речь идет о разного рода заболеваниях или врожденных патологиях, в том числе и психического характера), но по возможности родители стараются выбирать очную форму обучения в школе.

  1. При фронтальном способе подачи материала весь класс работает над одной задачей, материал при этом излагает учитель в классе. В большей степени эффективность работы зависит от умения учителя заинтересовать класс и вовлечь всех в работу. Недостатком такой формы обучения в начальной школе является то, что она не учитывает индивидуальные особенности каждого ученика.
  2. При групповом обучении преподаватель управляет познавательной деятельностью нескольких учеников. Эти группы могут быть нескольких типов: весь класс делят на отдельные группы и каждой дается конкретное задание, ее могут создавать на время выполнения задания или для постоянной работы. Здесь важно учитывать одинаковые наклонности учеников при создании групп, уровень и навыки.
  3. Есть индивидуальная работа каждого ученика. В данном случае одно задание учитель выдает каждому ученику. В отдельных случаях при его составлении учитываются уровень и возможности каждого учащегося. К индивидуальным формам обучения в школе можно отнести и экстернат, но здесь важно учитывать способности ребенка , ведь нагрузка будет в два раза больше.

По сути, эти приемы используются преподавателями много лет. Разница лишь в новых способах донести материал для учеников. Нетрадиционные формы обучения в школе условно можно разделить на две группы. В первом случае основной формой остается урок, но при этом преподаватель информацию предлагает в более доступных и занимательных для детей видах: заполнение карточек или кроссвордов, рефераты или ролевые игры.

Во втором случае урок перестает носить традиционный характер. Вместо классической лекции преподаватели используют более интересные формы обучения в школе: уроки в виде конференций, круглых столов или дискуссий.

Заочная форма обучения в школе

Не так давно при словосочетании “заочная форма обучения в школе” на ум приходила только вечерняя школа. Сегодня получать образование дома или на расстоянии можно несколькими способами. Среди новых форм обучения в школе наибольшую популярность получили следующие:

  • интерактивное телевидение;
  • компьютерные телекоммуникационные сети;
  • тандем компакт-дисков и сети Интернет.

Домашняя форма обучения в школе чаще всего осуществляется по средствам электронной почты, телеконференций или через сеть Интернет. Среди остальных форм обучения в школе эта имеет ряд характерных преимуществ . К ним в первую очередь относятся обучение в удобное для ученика время, каждую часть материала он сможет учить ровно столько, сколько ему действительно необходимо.

Такие формы обучения в современной школе позволяют получать образование на любых расстояниях от школы, избежать ряда проблем социального характера. К сожалению, прогрессивные формы дистанционного обучения в школе потребуют от ученика ряда навыков работы в сети, а от родителей обеспечения определенной материальной базы.

 

womanadvice.ru

Формы обучения в школе – многообразие классификаций.

Формы обучения в школе отражают внешнюю организацию взаимодействия педагога и обучающихся и осуществляются в определенном порядке и режиме.

Передовая педагогическая практика накопила огромный арсенал организационных форм обучения. Попытки классифицировать формы обучения позволяют исследователям выделять более десяти классификаций по различным параметрам.

Так, способ получения образования предполагает несколько форм: очную, заочную, вечернюю, экстернат.

Наиболее обширной является классификация, в основе которой лежит система обучения. Различают индивидуализированные и коллективные системы обучения. Одни из них были популярны в свое время, другие стали традиционными и считаются основными.

Классно-урочная система, теоретически обоснованная Я.А.Коменским, общепризнана во всем мире и лидирует в организации школьного образования на протяжении нескольких веков. Она предполагает постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки, обучение которых происходит в соответствии с распределенным по годам и урокам учебным материалом по отдельному предмету. Уроки по школьным предметам чередуются в соответствии с расписанием.  Достоинством классно-урочной системы является четкая структура, экономичность, возможность организации учебно-воспитательного процесса  в постоянном коллективе учащихся.  Недостатками системы считаются малая индивидуализированность образования, замкнутость в определенном организационном пространтсве.

Формы обучения постоянно становились объектом экспериментов и исследований педагогов-реформаторов, которые стремились повысить эффективность классно-урочной системы.

В основе белланкастерской системы (Англия) лежит идея взаимного обучения учеников.

Мангеймская система, сложившаяся в Европе в 20 годы ХХ века, ориентировалась на дифференциацию по способностям школьников (классы формировались на основании экзаменов и сильным, средним, слабым достижениям учеников).

Батавия-план – система организации обучения, при которой с классом работали два преподавателя, распределявшие между собой фронтальную и индивидуальную работу с учениками.

В дальнейшем популярность приобретали активные формы обучения. Так, Дальтон-план (США) был направлен на активное самостоятельное освоение учащимися школьной программы по заданиям учителя, используя работу в мастерских, лабораториях.

Бригадно-лабораторное обучение в отечественной педагогике в 20 годы ХХ века до 1932 года стало своего рода модификацией Дальтон – плана.

Идеи гибкого распределения учебного времени и выбора индивидуальной формы обучения легли в снову плана Трампа (50-е годы 20 века).  Эта система включает огранизацию лекций в больших группах учащихся (100 человек, 40% учебного времени), огранизацию работы в малых группах (10-15 человек, 20% времени), индивидуальной работы учащихся в школьных кабинетах (40% времени).

В старших классах школы и в профессиональных учебных заведениях утвердилась  лекционно-семинарская система обучения.

Формы обучения в школев отечественной дидактике подразделяют на школьные (урок, факультатив, объединение дополнительного образования), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, дистанционное обучение). По количеству учащихся выделяют фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Стоит отметить современную форму обучения, получившую развитие в последние годы. Это дистанционное обучение, в основе которого используются компьютерные телекоммуникации. Процесс обучения происходит самостоятельно под руководством тьютора (педагога-наставника). По достоинству оценили новую возможность учащиеся старших классов (дистанционные курсы по отдельным предметам), дети-инвалиды. В перспективе исследователи отмечают возможность использования этой формы обучения для учащиеся сельских школ, для школьников, имеющих пробелы в знаниях по какому-либо предмету. Дистанционное обучение способствует выполнению учебной программы в полном объеме в период эпидемий или стихийных бедствий.

Формы обучения постоянно развиваются в соответствии с передовыми педагогическими концепциями и современными требованиями к школьному образованию.

fb.ru

Что такое очно-заочная форма обучения в школах и вузах, ее плюсы и минусы

Привет, ребята! Очно-заочная форма обучения еще называется вечерней. Такое образование стало популярным в Советском Союзе, когда многие днем ходили на работу, а после трудового дня отправлялись на курсы для получения средне-специального образования. Сегодня на очно-заочной форме учится около 23% студентов. Делая выбор в пользу вечернего обучения, учащийся может подстраивать учебу под рабочий график. Очно-заочная форма имеет свои плюсы:

  • можно совмещать работу и учебу;
  • посещения проходят по удобному графику;
  • учебный отпуск оплачивается;
  • такое обучение более доступно в цене;
  • студент финансово независим.

Кроме того, учащийся на очно-заочной форме может проходить практику на своем месте работы, ведь многие уже работают в сфере, по которой получают образование.

Какие еще бывают формы обучения, можно узнать из этой статьи.

Алименты до 21-летнего возраста для студентов очной формы обучения

Согласно законодательству, если совершеннолетние, то есть лица, достигшие 18-летия, в возрасте до 21 года являются студентами очной формы обучения, родители уплачивают в их пользу алименты.

Форму и порядок уплаты алиментов совершеннолетним студентам родители определяют сами. Они могут подписать соглашение о содержании своего ребенка, которому уже выполнилось 18 лет и он обучается на очной форме в системе общего среднего, послесреднего, технического, профессионального, высшего образования.

Если родители не предоставляют своим совершеннолетним детям, который обучаются на очном отделении, алименты до достижения ими 21 года, их могут взыскать через суд.

Если соглашение об уплате алиментов отсутствует, их взыскание на ребенка, получающего среднее, техническое, профессиональное, послесреднее, высшее образование по очной форме в возрасте до 21 года производят через суд в твердой денежной сумме.

Очно-заочная форма обучения в школе

При очно-заочной форме обучения в общеобразовательной школе ученика зачисляют в школу на учебный год. От очной такая форма позаимствовала очное посещение уроков. Но на занятия можно приходить реже – 2-4 раза в неделю. А от заочной здесь — более объемное домашнее задание и самостоятельное освоение материала. Можно посещать не все предметы, которые включены в школьное расписание для очных заочников. Например, часто пропускают трудовое мастерство и физкультуру. Обучающийся и его родители самостоятельно выбирают отдельные предметы. Но промежуточная аттестация проводится по всем дисциплинам. Учитываются полученные на занятиях текущие оценки, выполненные в течение учебного года контрольные работы.

Очно-заочная форма обучения в вузе

Для студентов, особенно тех, которые работают, такая форма обучения хороша тем, что занятия проходят вечером или в выходные. Вместе с таким достаточно напряженным графиком и практически ежедневной учебой очно-заочникам приходится много обучаться и самостоятельно.

Особенности очно-заочной формы обучения:

  • Занятия проводятся на базе вуза на протяжении всего учебного года, но их меньше, чем у студентов-очников;
  • Пары ставят на нерабочее время. В основном это 18-19 часов.
  • Учебный день обычно заканчивается не позже десяти вечера.
  • По договоренности с преподавательским составом занятия могут проводить и в выходные дни.
  • Домашние задания, контрольные работы и рефераты студенты делают самостоятельно на протяжении всего учебного года.

Разница между очной и заочной формы обучения

Зачеты и экзамены при обоих формах обучения направлены на контроль знаний студента по конкретной дисциплине. Но все же существует общепринятое мнение, что на заочном отделении образование не полное и менее качественное, чем у студентов-очников. Чтобы успешно обучаться на заочной форме, нужно серьезно подходить к процессу обучения, иметь высокий уровень самодисциплины. Тогда заочник сможет приблизиться к уровню знаний слушателя очного отделения.

Студенты очной формы полностью поглощены учебой и лишь на старших курсах могут трудоустраиваться (в основном после прохождения практики). А вот среди заочников, наоборот, большинство работающих, поэтому они и не могут уделять учебе максимум сил и времени.

Учебный отпуск во время обучения на очной форме

Учебный отпуск предоставляют с целью поступления, освоения учебных программ, итоговой и промежуточной аттестации, защиты дипломной или диссертационной работы. Согласно закону, перерыв на учебные цели может быть с сохранением заработка и без. От цели отпуска зависят условия его оплаты.

Учебный отпуск предоставляет на таких условиях:

  • Аккредитация вуза, в котором обучается занятый сотрудник.
  • Справка-вызов, оформленная и утвержденная строго по форме.
  • Справка из учебного заведения об успешно пройденной предыдущей сессии.

Основные достоинства очной формы обучения

  • полноценная студенческая жизнь: насыщенное обучение, свободное время с одногруппниками, внеурочные активности, возможности для самореализации, участие в праздниках, соревнованиях, слетах, конференциях, КВН и т.д.;
  • получение стипендии успешными студентами-бюджетниками;
  • возможность для иногородних проживать в общежитии за разумную плату;
  • новые знакомства, которые могут пригодиться и в самостоятельной взрослой жизни;
  • временное освобождение от прохождения службы в армии.

Основные недостатки очной формы обучения

  • К обучению и посещениям преподавательский состав относится очень серьезно, к студенту предъявляются высокие требования. Учиться приходится каждый день и при ответственном подходе к получению образования свободного времени остается мало.
  • Если вуз находится вдали от родительского дома, то выпускнику приходится быстро повзрослеть и научиться жить самостоятельной жизнью.
  • Стипендия, если ее удастся заслужить, небольшая, а на платной форме обучения совсем не предусмотрена. Поэтому жить в студенческие годы приходится экономно.
  • Из-за многоразовых пропусков и неуспеваемости из вуза могут отчислить.
  • На платном отделении оплата может быть высокой и повышаться несколько раз за время обучения.

Более подробнее об недостатков очной формы обучения читайте в этой статье.

Пособия для студентов очной формы обучения

Существенная часть государственных выплат направлена на пособия для студентов. Социальная помощь молодому поколению на время обучения представлена такими видами материальных поощрений:

  • социальная стипендия;
  • академическая стипендия;
  • выплаты сиротам;
  • материальная помощь;
  • стипендия в повышенном размере для нуждающихся учащихся;
  • именные и спецстипендии.

На этом буду закругляться. Спасибо за внимание. Удачной учебы и пока!

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить ))

lexin-blog.ru

Какие бывают формы обучения: что выбрать при поступлении

Всем доброго времени суток! После окончания школы, как правило, мы идём учиться дальше в институты, колледжа, университеты и т.д. И перед нами встаёт задача, какую форму обучения выбрать. И к выбору формы обучения в ВУЗ, следует относиться с полной ответственностью, так как от Вашего выбора будет зависеть ход Вашей жизни на ближайшие несколько лет. А для этого нам нужно знать, какие бывают формы обучения в ВУЗах и колледжах. 

Какие бывают формы обучения 

Так какие бывают формы обучения? И так 🙂 На сегодняшний день существуют четыре формы: 

  1. Дневная (очная)
  2. Очно — заочная (вечерняя)
  3. Заочная
  4. Экстернат 

Так какое обучение выбрать: очное или заочное. А теперь разберёмся с каждой в отдельности и определим минусы и плюсы. 

Дневная (очная) форма обучения 

Если Вы собираетесь пойти учиться на очную (дневную) форму обучения в ВУЗ, то будьте готовы к тому, что Вам придётся посещать учебное заведения пять — шесть раз в неделю. Обычно это утренние занятия, т.е первая смена, но может быть и исключения, когда учатся со второй. Причиной 2-ой смены может стать работа студентов, работающих с утра.

Так же выбрав очную форму, будьте готовы к большому объёму теории, к практике, контрольным и лабораторным работам, к лекциям, к семинарам. Вы имеете полное право прослушать лекцию и по задавать интересующиеся вопросы преподу, тем самым закрепите полученную информацию.

На пред последнем курсе учебы ВУЗа, Вы будете проходить практику, не посредственно уже на производстве. Практика Вам даст шанс испытать себя в будущей профессии и приобрести начальный опыт работы. 

Очная форма обучения делится на три программы: 

  • Бакалавриата — учиться четыре года
  • Специалитета — учиться пять лет 
  • Магистратура — учиться два года

Если же Вы поступили учиться в высшее учебное заведения закончив техникум, колледж и идете учиться дальше по выбранной профессии, то срок обучения может сократиться до трёх лет 

Если поступаете после девятого класса в колледж, то сокращается срок и составит от двух лет и десять месяцев и до четырёх лет и десяти месяцев. Разница будет зависеть от того, какое образования, желаете получить: базовое либо повышенное. Не могу проити мимо  🙂 Читайте статью о том, как выбрать профессию после 9 класса.

Закончив 11 классов и решили пойти учиться в колледж либо в техникум, с целью получить средне профессиональное образования. Учиться придется: по базовому и повышенному уровню от 1.10 года до 3.10 лет, смотря на который уровень претендуете. 

Преимущества (плюсы) 

  1. Для юношей это конечно же отсрочка от армии. Даётся непосредственно один раз, при достижении восемнадцатилетнего возраста.
  2. Очень весёлая студенческая жизнь! Будите принимать участия в разных мероприятиях: в конкурсах, соревнованиях и т.п
  3. Успешным студентам выплачивается хорошая стипендия, а приезжим
    общежитие. 

Недостатки (минусы)

  1. Выбирая дневную форму обучения Вы не сможете работать. Если только после учёбы, в вечернее либо ночное время. А этот вариант крайне не легок, так как совмещать одно с другим.
  2. Высокая стоимость обучения. Так, что если Вы не поступили на бюджетной основе, то будьте готовы платить за свою учебу кругленькую сумму. 

Очно — заочная форма обучения 

В вечерней форме обучения в учебном учреждении, Вы будите ходить на занятия, но в сравнении сочной, гораздо меньше часов. Выбирая такую форму, Вы будете приходить на занятия два — четыре дня неделю(обычно это будни, но могут быть и выходные), вечером.

Вечернюю учебу, студенты выбирают для того, чтобы совмещать ее с работой. Да к тому же нарабатываете опыт в работе и развиваете полезные качества специалиста.

На очно — заочной форме обучения Вы посещаете учебу на время всего года, а после сдаете зачеты и сессию. 

Очно — заочная форма обучения, тоже делится на программы: 

  • Бакалавриата — учиться — четыре года и шесть месяцев
  • Специалитета — срок учебы — от пяти лет и пяти месяцев
  • Магистратура — учиться — два года 

Если поступаете уже со средне специальным (профессиональным) образованием, то срок срезается до трёх лет 

Если поступаете, закончив школу 9 классов в колледж, то период составит от двух лет десяти месяцев — до четырёх лет десяти месяцев. Разница будет зависеть от образования: базового либо повышенного.

Закончив 11 классов и решили пойти учиться в колледж либо в техникум, с целью получить средне профессиональное образования. Учиться придется: по базовому и повышенному уровню от 1.10 года до 3.10 лет, смотря на который уровень претендуете. 

Преимущества (плюсы)

  1. Возможность совмещать учёбу с работой
  2. Закончив колледж либо ВУЗ, у Вас уже будет опыт работы и Вы сможете претендовать на вакантные места. 

Недостатки (минусы)

  1. Для юношей не дают отсрочку от армии
  2. У Вас не будет возможности и времени принимать участие в конкурсах и других мероприятиях
  3. Теряется способ получить стипендию, места, которых финансирует Государство 

Заочная форма обучения в ВУЗе и колледже 

Выбрав заочную форму обучения Вы будете посещать учёбу определённое количество часов. При чем основная часть на изучения предмета Вам отводится самостоятельно, а потом ВУЗ либо колледж, чтобы проверить Ваши знания, проводит контрольные работы и сессии. 

Заочная форма обучения включает в себя две системы: 

Модульная — обучения происходит в период всего учебного года. К примеру: Вы посещаете учебу единственный раз за всю неделю, а после сразу же сдаете зачёт. 

Классическая (начитка) — перед лекцией Вы посещаете лекции, а изучив учебный курс сдаете зачёт и экзамен

Заочная форма обучения предназначена для тех студентов, которые не имеют возможность ходить в ВУЗ или колледж, в случае — если работают.

Работающих студентов, могут вызвать на сессию. Учебное учреждения выдаёт Вам специальную справку, которую Вы отдаете своему работодателю. И Вам предоставляется учебный отпуск

А еще, заочная форма обучения даёт возможность использовать информационные технологии либо обучаться дистанционно. Для полноценной учебы, Вам понадобится персональный ПК с интернетам. Изучения проводятся в режиме онлайн. При помощи специальных программ, преподаватель читает Вам онлайн-лекции, вибинары

Для того, чтобы проверить, как Вы запомнили материал, на Ваш е-мейл либо в личный кабинет на сайт учебного заведения, отправляются контрольные и практические работы. Так же выбрав дистанционную форму, Вам откроется полный доступ к электронному каталогу книг (библиотека), а это облегчит Вам задачу на этапе учёбы

Срок обучения в колледже, с целью получить средне профессионального образования составит от трёх лет и пяти месяцев до пяти лет

Срок обучения в ВУЗе по программам:

  • Бакалавриата — от 4,5 до 5,5 лет
  • Специалитета — от 5,5 до 6 лет
  • Магистратура — от 2 -х до 2,5 лет

Заочная форма тоже имеет сокращенные сроки. Для студентов, которые закончили колледж либо техникум, и поступают на проф — обучения, либо в качестве слушателей, с целью получить 2-е высшее образования. 

Преимущества (плюсы) 

  1. Совмещаете работу и учёбу
  2. Получаете трудовой стаж 

Недостатки (минусы) 

  1. Как обычно, для юношей, отсрочка от армии не дается
  2. Очень низкий объём информации
  3. Нет стипендии
  4. Почти не принимаете участие в студенческих мероприятиях 

Экстернат 

Вы сами изучаете учебные материалы, без лекций и прочего. Далее все экзамены и зачёты сдаете экстерном, а затем Вам выдаётся документ, который подтверждает Ваш уровень квалификации

Сроки учебы определяется в соответствии с требованием государственного стандарта. Норма — двадцать дисциплин в год 

Преимущества (плюсы) экстерната

  1. Очень быстро получите образования и квалификацию 

Недостатки (минусы) экстерната

  1. Очень трудно самостоятельно изучать учебные материалы
  2. Нет не каких студенческих льгот

Но вот вроде бы и все! Надеюсь я донес до Вас целиком и полностью предоставленную информацию. Теперь Вы знаете, какие бывают формы обучения и что они из себя представляют!

Возможна Вам будет интересна и эта статья: Как оформлять лабораторную работу по всем требованиям ГОСТа 2016

Жду Ваши комментарии! Всем спасибо и пока!

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить ))

lexin-blog.ru

Формы организации обучения в современной школе.

    1. история развития форм организации обучения.

    2. классно-урочная система обучения (со).

    3. лекционно-семинарская со.

    4. урок как пед. система.

1.

Еще одним элементом дидактической системы является форма организации обучения. В философском словаре «форма» (лат.) – 1) внешнее очертание, 2) способ существования и выражение содержания, 3) устройство, структура. Все эти аспекты находят свое отражение и в дидактическом понятии формы. Форма обучения понимается как конструкция цикла обучения, реализуемая во взаимодействии педагога и обучаемого по освоению содержания. Таким образом, форма обучения – это вариант композиционного построения отрезка обучения, обозначающий внешнюю сторону организации (кто, когда, где и как обучается). Будучи внешней характеристикой дидактического процесса, форма, однако, напрямую связана с целью, содержанием, методами и средствами обучения. В основу классификации форм обучения положим следующие признаки:

  1. количество и состав обучаемых

  2. место обучения

  3. продолжительность учебной работы.

В связи с этими признаками выделяют: индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, школьные и внешкольные, классные и внеклассные. Эта классификация позволяет упорядочить формы обучения, не являясь строго научной. Выделяется еще одна классификация, в основу которой положены признаки:

  1. количество обучаемых

  2. соотношение индивидуальных и коллективных видов работы

  3. степень самостоятельности и специфика пед. руководства.

В связи с этими признаками выделяют: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

Система индивидуального обучения оформилась еще в первобытном обществе и просуществовала до начала 18 века. Суть ее заключается в передаче информации от старших к младшим. При индивидуальном обучении педагог, занимаясь с обучаемым, непосредственно или косвенно помогает ему в самостоятельном освоении материала. Индивидуальное обучение доминирует при семейном обучении. Начиная с 16 века индивидуальное обучение трансформируется индивидуально-групповое. При такой системе педагог занимается с группой детей, с каждым из которых работает по индивидуальной программе, т.е. учитель обучает 10-15 учеников разного возраста и разного уровня подготовленности, находящихся в одном помещении, но по очереди работает с ними. Данная форма обучения позволяла ученикам начинать учебный год в разное время и осваивать учебный материал разными темпами. В качестве исключения педагог организовывал всю группу для совместной работы. Уже к концу 16 века становится очевидной неэффективность индивидуально-групповой формы обучения. Более совершенной системой стала классно-урочная, описанная в начале 17 века великим чешским педагогом Яном Каменским в его книге «Великая дидактика».

2.

Классно-урочная система характеризуется следующими признаками:

  1. постоянный состав группы (классов), объединяющих приблизительно одного уровня подготовленности и возраста учащихся

  2. наличие учебных планов и программ, регламентирующих содержание образования в каждом классе

  3. строго определенное расписание занятий

  4. сочетание индивидуальных и коллективных форм работы

  5. ведущая роль учителя

  6. систематическая проверка и оценка домашних заданий

  7. основная единица занятий (урок) посвящена изучению одной темы

В последствие теория урока дорабатывалась в трудах таких известных ученых педагогов, как Ушинский (организационное строение уроков, типология уроков), Дистервег (принципы и правила обучения). Таким образом, классно-урочной системе более 420 лет. И на протяжении всего этого времени урок модифицировался по двум направлениям: 1) по количеству обучаемых, 2) по аспектам управления. В конце 19 столетия сформировалась так называемая система взаимного обучения (авторы – англ. ученый Ланкастер и священник Белль), которую еще называют белль-ланкастерская система. Суть этой системы заключается в следующем: одновременно можно было обучать до 600 учеников. Изначально под руководством учителя обучаемые получали теоретические знания, а затем под присмотром монитов (помощников) получали спец. знания и инструкции, готовились самостоятельно. В последствие отчитывались перед учителем. Такая система позволяла при малом количестве учителей обучать большее количество учеников.

В конце 19 века на базе той же классно-урочной системы появляется форма избирательного обучения, которая известна под двумя названиями: ботавская система в США и мангеймская система в Западной Европе (Германия). Сущность этой системы заключается в том, что одну часть занятий учитель проводит с классом, а вторую часть индивидуально, если учащийся в них нуждается. На индивидуальном занятии учителю могли помогать более сильные ученики. Положительным является то, что учащиеся дифференцируются на сильных, слабых и среднеуспевающих. Недостаток – учитель в своей работе ориентируется на среднего ученика. Но к 20 веку выделилась индивидуальная форма обучения, которая впервые была применена Еленой Паркхерс в американском городе Дальтон и получила название Дальтон план. Уроки отменялись. Обучаемые получали письменные задания, консультации у учителя и индивидуально должны были их выполнить. Педагог консультировал, организовывал мастерские. Получалось, что расписания не было. Опыт показал, что не все учащиеся могут обучать без педагога и поэтому дальтон план не получил широкого распространения.

В 20-е годы в СССР получила развитие модификация дальтон – бригадно-новый метод. Бригада получала задание, педагог консультировал, а затем командир следил за выполнением этих заданий. Оказалось, что не давались систематические задания, а, как правило, активисты выполняли задания, а двоечники могли «отсидеться», и за высокий результат всей бригадой получали 5. В 1932 году этот метод был запрещен.

3.

Лекционно-семинарская система зародилась с возникновением первых университетов (10-11 века), но с тех пор не претерпела никаких изменений. В рамках лекционно-семинарской системы выделяются занятия, направленные на теоретическую подготовку студентов (лекции, семинары) и формы обучения, направленные на практическую подготовку – практикумы, курсовые и дипломные работы. Лекционно-семинарская система сопровождается зачетами и экзаменами. Выделяются требования в современной лекции:

  1. гуманистическая направленность материала

  2. научность и информативность

  3. доказательность и аргументированность изложения

  4. образность примеров, фактов

  5. эмоциональное изложение материала

  6. необходимость активизировать мыследеят-ть слушателей

  7. методическая обработка материала

  8. использование технических средств обучения и различных дидактических материалов

Лекция бывает разных видов: вводная, обзорно-повторительная в конце курса или темы, обзорная систематика большого материала, информационная (ежедневная). В настоящее время предпринимаются попытки нетрадиционных форм лекций. В 60-х г.г. XX столетия была предпринята попытка модификации лекционно-семинарской системы Трампом, который предложил организацию занятий в 3 этапа:

    1. высококвалифицированный преподаватель перед большой аудиторией (100-150 человек) с использованием технических средств читает лекции. Такие занятия занимают 40 % времени.

    2. 40 % учебного времени огромная группа разбивается на группы по 20 человек, и ассистенты отрабатывают наиболее трудные и узловые моменты материала.

    3. Обучаемые самостоятельно выполняют эти задания. В американской системе этот план до сих пор широко распространен.

4.

Урок является основной формой обучения в средней школе. Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную или другую виды деят-ти обучаемых с учетом их особенностей, используя методы, средства и формы работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели изучаемым материалом. Наиболее употребляемой типологией урока является классификация по дидактической цели (автор Есипов):

  1. Урок владения новыми знаниями

  2. Урок закрепляемого материала

  3. Урок повторения

  4. Урок систематизации и обобщения нового материала

  5. Урок оценки и проверки

  6. Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач.

Структуру типичного комбинированного урока составляет:

    1. Организационный момент

    2. Проверка домашнего задания

    3. Опрос по пройденному материалу

    4. Изучение нового материала

    5. Закрепление нового материала

    6. Домашнее задание.

На уроке обязательно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Учитель руководит самостоятельной работой учащихся. Формы организации обучения сопровождаются соответственными формами контроля – контрольные работы, зачеты, экзамены.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *