Где учат на дефектолога – Специальное (дефектологическое) образование (44.03.03) в вузах Москвы 2018. Специальность Специальное (дефектологическое) образование в вузах Москвы

Содержание

Специальное (дефектологическое) образование. Дефектолог: где и кем работает

В высших учебных заведениях поступающим предлагается широкий перечень направлений подготовки. Одна из специальностей, которую можно увидеть в некоторых университетах, академиях и институтах, – это «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, отучившиеся на этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. В каких вузах предлагается это направление подготовки? Кем работают выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?

Дефектологическое образование: сущность направления

Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Ее оказывают подготовленные педагоги-дефектологи. Такую профессию получают люди после завершения обучения в вузах по направлению «Дефектологическое образование».

Во время учебы каждый студент изучает немало дисциплин. В их число входит и «Педагогика», и «Психология», и «Медико-биологические основы дефектологии», и «Клиника интеллектуальных нарушений», и т. д. В результате освоения программы человек может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:

  • корректировать нарушения развития;
  • разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы;
  • изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями;
  • давать рекомендации лицам с ограниченными возможностями, членам их семей.

Профили специального (дефектологического) образования

Поступая на направление «Дефектологическое образование», абитуриенты, как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от вуза. К примеру, поступающим на бакалавриат могут предлагаться следующие профили:

  • «Специальная психология»;
  • «Логопедия»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Олигофренопедагогика».

Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» создана магистратура. Программы подготовки встречаются следующие:

  • «Инклюзивное образование»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Логопедия (образование лиц, имеющих нарушение речи)»;
  • «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».

Актуальность специальности в современном мире

Университеты, академии и институты, имеющие специальность «Дефектологическое образование», приглашают студентов на обучение. Члены приемных комиссий, преподаватели говорят об ее актуальности, ведь в настоящее время является довольно острой проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 9–11 % лиц из числа детской популяции нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Помощь также необходима некоторым взрослым.

Люди, отучившиеся на направлении «Дефектологическое специальное образование», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, относящимися как к психологической сфере, так и к физической. Направления работы специалистов нацелены на лиц с приобретенными и врожденными нарушениями зрения, слуха, патологиями речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.

Наличие необходимых личностных качеств

Направление подготовки «Дефектологическое образование» интересное, но оно подходит далеко не всем людям. При выборе этой специальности следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Этот специалист должен быть:

  • инициативным;
  • энергичным;
  • доброжелательным;
  • тактичным;
  • уверенным в успешных результатах своей деятельности, применяемой коррекционной программы.

Будущий специалист должен быть оптимистично настроен. Оптимизм у уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к субъекту, имеющему ограниченные возможности, к обществу, в которое будут включаться воспитанники, к самому себе.

Получение образования в РНУ

Практически в каждом городе есть вуз, в котором имеется направление «Дефектологическое образование». В Москве их функционирует несколько. Одно из учебных заведений – Российский новый университет (РНУ). Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991 года.

«Дефектологическое образование» в университете предлагает факультет психологии и педагогики. При поступлении каждому абитуриенту предоставляется возможность выбрать наиболее удобную для себя форму обучения. На дневном отделении занятия проводятся 5 дней в неделю. Пары начинаются в вузе в 9 часов. На заочной форме в Российском новом университете студенты самостоятельно осваивают образовательную программу. Занятия в вузе проводятся 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.

Обучение в МПСУ

Из числа вузов, осуществляющих подготовку педагогов-дефектологов, можно еще привести в пример Московский психолого-социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация тоже является автономным некоммерческим учреждением. Свою деятельность вуз ведет с 1995 года.

Московский психолого-социальный университет, называвшийся ранее институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ. Среди них имеется «Дефектологическое образование» на бакалавриате. Предлагается очная, очно-заочная и заочная форма обучения. Магистерские программы для этого направления в вузе не предусмотрены.

Будущее выпускников

Людям, отучившимся по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» в вузах и получившим дипломы, можно работать в различных организациях:

  • в образовательных учреждениях всех видов и уровней;
  • в специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях;
  • в центрах по оказанию психолого-медико-педагогической и социальной помощи населению;
  • в учреждениях социальной защиты;
  • в благотворительных и общественных организациях по работе с людьми, которые имеют ограниченные возможности.

Выпускников в будущем ждет нелегкая работа. Им при работе с конкретным человеком нужно будет оказать помощь не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. В квалифицированной помощи нуждается и он, и его родители, близкие родственники, ведь семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Сущность оказания помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, обучения, социализации и интеграции ребенка в общество. Таким образом, работа будет трудной, но при этом интересной, поэтому специальность «Дефектологическое (специальное) образование» заслуживает внимания.

fb.ru

что за специальность, где учиться :: SYL.ru

Дефектолог-логопед – высококвалифицированный специалист, работающий с особенными детьми. Как сходятся во мнении все коллеги таких профессионалов, работа их сложнее, чем у большинства преподавателей. Приходится взаимодействовать с самыми разными детьми, имеющими вегетативные, функциональные нарушения. Задача логопеда – отработать способность говорить с малышами, которых не обучили этому базовому для человека навыку в период, когда это положено по возрасту.

Современность и образование

Требования нашей повседневности таковы, что приходится все больше времени взаимодействовать с машинами. Это имеет ряд положительных аспектов, но не обошлось и без минусов: все шире поле для работы дефектологов-логопедов. Многие детишки, прекрасно обращаясь с техникой, с трудом осваивают навыки речи, страдают логопатией и косноязычием. Это приводит к социальным проблемам и сложностям взаимодействия, как следствие, внутренним психологическим проблемам. Ребенок становится замкнутым, необщительным, неуверенным в собственных силах, боящимся расширять кругозор. Такое чадо редко позволяет себе любопытство и освоение нового, но часто ощущает себя несчастным.

Так складывается, что многие современные дети учатся жить, проводя время перед экранами телевизоров, и потом стараются копировать поведение и манеру речи актеров, героев сериала. Родители же, слишком занятые работой, просто не имеют возможности контролировать этот процесс.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому – говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное – на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей. Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам.

Как помочь?

Дефектолог-логопед располагает специфическими знаниями и подходами, позволяющими ему успешно взаимодействовать с особенными детишками. Такой специалист практикует неординарные относительно общепринятых в педагогической практике подходы. Его основная задача – помочь ребенку включиться в образовательный процесс. Для этого необходимо присмотреться к индивидуальным особенностям конкретного чада, понять, каковы причины проблем, какая помощь нужна.

Опытный дефектолог – логопед и психолог, как говорится, «в одном флаконе». Такой специалист должен уметь создать дружеские отношения с ребенком, организовать атмосферу во время занятий, найти точки соприкосновения с обучаемым, вступить с ним в тесный контакт. Профессионалы этой категории работают с детьми дошкольной, школьной возрастных групп. Для этого нужно уметь пользоваться разными программами, выбирая оптимальную для конкретного случая.

В рамках рабочего процесс логопед-дефектолог (и психолог по совместимости) учит ребенка писать, читать, формирует правильное произношение, интенсивно работает для устранения сложностей сенсорики, применяя индивидуальные программы.

Нужно ли мне это?

Детский логопед-дефектолог многим родителям кажется непонятным специалистом, помощь которого их детям точно не нужна – вдруг окружающие подумают, будто бы чадо отстает в развитии! Как говорят профессионалы, такой подход некорректен. Не нужно бояться дефектолога, стесняться, если нужна помощь квалифицированного специалиста. Самостоятельно обыватель вряд ли сможет обучить ребенка, у которого проблемы с речью и чтением, поскольку нет доступа к специфическим методикам, которые используют в своей работе логопеды – а этому обучаются в вузах не один год.

Плохое чтение исключает грамотность ребенка в будущем. Неграмотность, косность языка не позволяют человеку полноценно мыслить. Обучение речи – задача сложная, а работа требует немалого времени. Детский логопед-дефектолог кропотливо трудится над всеми сложностями, свойственными конкретному случаю, но за неделю или две занятий с новым специалистом малыш не научится всему словно бы по мановению волшебной палочки – на это рассчитывать не стоит, курс будет длительным.

Проблемы и реальность

В последние годы широта поля работы логопеда-дефектолога увеличивается и за счет повышения количества детей, страдающих разнообразными нарушениями, отклонениями, обусловленными особенностями психики, физиологии. Помощь специалиста нужна при ДЦП, нарушениях зрения, слуха, при недостатках языковой культуры и распаде познавательной деятельности.

Не все понимают, насколько велика разница между логопедом и дефектологом. Эти два понятия сходны, поэтому нередко их объединяют в одно. Нужно лишь помнить, что дефектология – это наука, призванная педагогическими методиками корректировать поведение пациента, имеющего определенные недостатки в развитии. Для этого применяют восстановительные подходы, образовательные методы.

Логопедия – это одна из ветвей дефектологии наравне с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой. Учитель дефектолог-логопед – специалист, применяющий методы дефектологии для исправления патологий, связанных с речевой культурой. Среди дефектологов есть также сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги. Все они – узкоспециализированные профессионалы, способные справиться с конкретной проблемой, присущей ребенку.

В чем заключается работа?

Врач логопед-дефектолог поможет, если у ребенка выявлены языковые несовершенства. Обратиться к такому профессионалу можно через специализированное учреждение. Иногда логопеды состоят в штате массовых образовательных учреждений, но это скорее исключение, нежели правило. Логопед-дефектолог поможет, если обратиться за помощью в центр коррекции, развивающий кружок, а также в частную практику.

Перед началом работы с логопедом ребенка нужно показать комиссии психологов и врачей. Здесь поставят диагноз, оценят, в чем причины отклонений. Логопед, имея на руках заключение, определяет особенности случая и инструментарий, который поможет в конкретном варианте.

Многие привыкли думать, что профессия “логопед-дефектолог” – это специализация, направленная на коррекцию произношения ребенком звуков. На самом деле это представление очень упрощенное. Основная задача логопеда – усовершенствовать речь пациента, сформировать способность говорить связно, накопить словарную базу, наработать фонематический слух, освоить грамматику и начать правильно произносить слова. Логопед обучает искусству словоизменения. Правильные и регулярные занятия помогают исключить письменные нарушения, улучшить память и активизировать мышление, стимулировать мелкую моторику и восприятие пространства.

С чем работать?

Специальность “логопед-дефектолог” есть в ряде вузов нашей страны, и для многих абитуриентов она кажется привлекательной, поскольку в будущем вряд ли возникнут сложности с трудоустройством. Прежде чем поступать на такое направление, нужно ознакомиться с обязанностями дефектолога, чтобы в будущем не разочароваться.

Во многом функции зависят от конкретного рабочего места, универсальной должностной инструкции не существует, но можно сформулировать круг работы в общих чертах. К логопеду обращаются, когда отклонения ребенка таковы, что справиться с ними в рамках общеобразовательной программы невозможно. Дефектолог помогает при отклонениях со зрением, слухом, интеллектом.

Специалист работает над формированием сенсорных навыков, учитывая индивидуальные нарушения, а также прививает гигиенические стандарты, учит играть и показывает приемы игр – при наличии особенностей в развитии нередко игровые способности находятся у малышей ниже среднего уровня. Через речь ребенок получает возможность расширить кругозор и ознакомиться с миром вокруг, а через письмо – анализировать. Говорить и писать ребенка учат, давая представление о звуках, их последовательностях.

А нужен ли мне?

Отзывы о логопедах-дефектологах различны. Некоторые родители, чьи детки нуждались в такой специализированной помощи, признают, что специалист хорошо помог. Указывают, что в рамках работы ребенок получил общие представления о предметах, пространстве вокруг себя, научился взаимодействовать с ними. Другие отмечают, что продолжительный курс улучшил моторику, координацию движений, а само чадо стало более склонно к творческой работе.

Отмечается, что профессионалы особенное внимание уделяют наработке познавательных навыков, благодаря чему ребенок лучше запоминает, повышается способность концентрировать внимание, активизируется мыслительная активность. Для этого используют разные методы и подходы.

Есть и иные отзывы о логопедах-дефектологах. Некоторые говорят, что работа с такими специалистами безрезультатна, а обучение ребенка обошлось в большие деньги и стало лишь источником у чада неуверенности в себе. Как правило, такое возможно при неудачном выборе специалиста. Чтобы не получить неприятный опыт, следует сперва изучить независимые отклики о работе разных специалистов в своем районе, лишь после этого отдавать чадо в ДОУ.

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя – лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо – работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано. Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие – нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста – только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога – вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Хочу стать профессионалом!

Чтобы получить соответствующую квалификацию, знания и навыки, необходимо выбрать место, где учиться. Логопед-дефектолог – специализация, на которую обучают в нескольких учебных заведениях нашей страны. Во многом качество будущего специалиста зависит от учреждения, в котором человек получает образование. Так, традиционно считаются престижными расположенные в центральном регионе вузы, но количество мест ограничено, поэтому учиться здесь может далеко не каждый. Преимущественно на логопедов готовят в педагогических университетах.

Планируя получить образование, можно поступить в Уральский ГПУ или Ленинградский имени Пушкина. Обучение логопедов-дефектологов практикуется в Магнитогорском, Челябинском, Тюменском и Курганском госуниверситетах. Можно поступить в Ивановский ГУ, Первый медуниверситета имени Павлова в Санкт-Петербурге или РГПУ имени Герцена. Учатся на логопеда-дефектолога в вузах в Москве – в Институте психоанализа, МГППУ, Городском педуниверситете, Педагогическом госуниверситете.

Особенности обучения

На специальность “логопед-дефектолог” поступить можно уже после школы. Право обучения по такой специальности имеют учебные заведения, располагающие дефектологической кафедрой. Здесь учат не только узкопрофильным дисциплинам, но и общей детской психологии, педагогике, а также объясняют, как необходимо взаимодействовать с детишками, которым присущи отклонения развития. Дефектолог в процессе обучения получает медицинские знания об устройстве речевого аппарата, органов зрения и слуха.

Уже выпустившихся по разным педагогическим, медицинским специальностям лиц нередко интересует, есть ли возможность получить квалификацию логопеда-дефектолога, пройдя коррекционное ускоренное образование, непродолжительную курсовую программу. В настоящее время такое невозможно. Дефектологов готовят только в институтах, университетах. Можно поступить на второе высшее образование. В этом случае программа обучения займет не более трех лет.

Общее представление

Дефектология – научное направление, посвященное законам, особенностям развития детей, имеющих психические, физические отклонения, несовершенства. Наука занимается особенностями не только образования, но и воспитания такой аудитории. Специалисты, трудящиеся с детишками, призваны развить малыша, помочь ему адаптироваться в социуме, быту, учебе, получить профессию и реализовать себя в иных областях жизни.

Кроме широкопрофильного логопеда, призванного помогать при разнообразных речевых нарушениях, существуют сурдопедагоги. Такие специалисты работают с детьми, имеющими слуховые проблемы. Контингент самый разный – от тех, кто просто плохо слышит, до полностью глухих. При необходимости обучения ребенка, имеющего отклонения, отставание в развитии интеллекта, поможет олигофренопедагог. При зрительных недостатках на помощь придет тифлопедагог.

На первичном приеме специалист обследует ребенка, определяет особенности нарушений, разговаривает с родителями и уточняет обстоятельства, в которых отклонение сформировалось и развилось. По мере надобности дефектолог может посоветовать пройти дополнительные обследования, сдать анализы. Затем специалист проанализирует полученную информацию.

Дефектолог-логопед: какой он?

Считается, что стать хорошим специалистом может высокоинтеллектуальный и целеустремленный человек с развитой интуицией. В этой области работы необходимо быть наблюдательным и коммуникативным, психически и эмоционально стабильным. Для дефектолога-логопеда важна чувствительность, способность к сопереживанию, отзывчивость и тактичность. Эта работа подходит терпеливым и человеколюбивым людям, общительным, обладающим хорошей памятью. Чтобы овладеть всеми профессиональными навыками, необходимо иметь повышенные способности к коммуникации. Для логопеда важно говорить четко и внятно, быть стойким к стрессам и обладеть сильными нервами. Немаловажная личная особенность – хорошо поставленный голос.

Чтобы справиться со своими задачами, логопед-дефектолог должен уметь диагностировать состояние ребенка, обучать его, учитывая индивидуальные отклонения, помогать ребенку развиваться. Важный навык – методики вступления в контакт с обучаемыми вне зависимости от их возраста. Логопед-дефектолог должен быть ответственным, доброжелательным. Невозможно представить себе успешного в этой области человека, если ему не присущ высокий уровень ответственности. Кроме представлений из педагогики и медицины, дефектолог нуждается в психологической подготовке, знании механизмов корректировок отклонений. Необходимо уметь оценить картину в целом, определять возможности коррекции отдельных нарушений, предсказывать развитие ребенка с учетом вносимых в его психику и навыки изменений.

После получения высшего образования найти рабочее место можно в образовательных учреждениях для дошкольной и школьной возрастной группы. Также есть специализированные центры коррекции – частные, государственные.

В некоторой степени близкими к рассматриваемой профессии считаются психолог, учитель и воспитатель.

www.syl.ru

это кто и чем занимается? Дефектолог для детей :: SYL.ru

Дефектолог – это специалист, который помогает детям, имеющим психические и физические недостатки, адаптироваться в обществе. Данную профессию можно отнести к группе педагогов, деятельность которых связана с психологией, социологией и медициной.

Особенности специальности

Профессия «дефектолог» – отдельная специальность, не связанная с логопедами, которые занимаются коррекцией речи здоровых школьников. Дефектология предполагает работу с детьми, страдающими от задержек речевого развития, болезней центральной нервной системы. Далее мы расскажем об этом подробнее.

Условная классификация

Согласно классификации, дефектолог – это специалист, который занимается научной работой, либо является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют некоторые направления дефектологии, определяющие сферы деятельности педагога:

  1. Логопед – изучает проблемы речевого развития, занимается их исправлением.
  2. Сурдопедагог и тифлопедагог – работают с людьми, имеющими проблемы со слуховым и зрительным аппаратом.
  3. Амблиолог – работает с пациентами, обладающими нарушениями зрения, а также со слепыми детьми.
  4. Олигофренопедагог и ортопедагог – занимаются с ребятами, которые имеют проблемы умственного развития, а также опорно-двигательного аппарата, соответственно.

Учитель-дефектолог, который работает с любым из направлений, указанных выше, связан не только с коррекцией поведения, но и адаптацией пациентов в обществе, их обучением, воспитанием, реабилитацией. Такой специалист обязан любить и понимать своих воспитанников, иначе он не сможет трудиться в данной области.

Специфика деятельности

Учитель-дефектолог должен развивать навыки, которые позволят ребенку найти в будущем свое место в обществе, адаптироваться в социуме.

Дефектологи постоянно контактируют с ребятами, их родителями, ведут научную деятельность, консультируются с коллегами, связанными с медициной, социологией, педагогикой. Они помогают своим маленьким и взрослым воспитанникам найти в мире свое место.

Основные обязанности

Дефектолог в школе выполняет определенные функции:

  • осматривает пациентов, оценивает их состояние, уровень развития;
  • работает с медицинскими картами пациентов;
  • выбирает определенные методические материалы, составляет индивидуальные программы, учитывая особенности детей;
  • проводит работу, направленную на коррекцию недостатков в поведении и развитии воспитанников;
  • занимается регулярными обследованиями, корректировкой индивидуальной программы по полученным результатам обследования;
  • ведет работу с родителями детей, педагогами.

Такой сотрудник изучает увлечения, склонности детей, помогает им выбирать профессию, адаптироваться в обществе.

Дефектолог для детей постоянно в своей работе применяет современные методики, занимается научной деятельностью.

Преимущества и недостатки профессии

Отметим некоторые отличительные черты данной специальности. Начнем с ее положительных характеристик:

  1. Дефектолог – это человек, который оказывает реальную помощь детям и подросткам.
  2. В профессии существует отличная перспектива карьерного роста, совмещения практики с научной деятельностью.
  3. Такие специалисты востребованы на рынке труда, они получают полный социальный пакет, государственные гарантии.

Минусы же таковы:

  • Консультация дефектолога предполагает постоянное общение с разными людьми, по-разному реагирующими на методы его деятельности.
  • В процессе общения с детьми появляются сложности, к тому же, постоянно имеются серьезные психоэмоциональные нагрузки.
  • Дефектолог – это специалист, труд которого не слишком высоко оплачивается.
  • Также среди минусов можно отметить существенное количество должностных обязанностей, постоянную зависимость от родителей, врачей, педагогов, курирующих ребенка.

Личностные качества

Для того чтобы рекомендации дефектолога были услышаны и выполнены, он должен обладать определенными качествами:

  • терпением;
  • любовью к подрастающему поколению;
  • ответственностью;
  • строгостью;
  • уравновешенностью;
  • терпением;
  • объективностью;
  • лидерскими качествами;
  • внимательностью;
  • креативностью.

Каждый день коррекционные педагоги сталкиваются с грустью и радостью, конфликтными ситуациями, поэтому они должны всегда сохранять выдержку, внутреннее спокойствие, гармонию.

Настоящий профессионал обязан быть миролюбивым, доброжелательным, увлеченным своей профессией человеком, готовым всегда прийти на помощь больным детям.

Как получить профессию

В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.

Место работы

Работать дипломированные специалисты могут в различных частных и государственных образовательных заведениях:

  • в школах-интернатах;
  • детских центрах;
  • в санаториях;
  • в специализированных школьных учреждениях;
  • в медицинских центрах.

Во многих государственных школах есть кабинет дефектолога, оборудованный специальной компьютерной техникой, укомплектованный методическими пособиями.

Опытные дефектологи ведут и частную практику, работая с одним ребенком или группой воспитанников. Востребованы коррекционные педагоги в тех учреждениях, которые специализируются на лечении, обучении, социализации школьников и подростков.

Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать такой специалист, выделим владение коррекционно-педагогическими методиками. Сложно представить себе дипломированного дефектолога, не имеющего базовых психологических и медицинских знаний.

Что входит в область знаний дефектолога

Дефектология является наукой о психофизиологических особенностях развития ребенка с физическими и психическими недостатками, а также о закономерностях их обучения и воспитания.

Именно поэтому коррекционный педагог – это широкое понятие. В качестве дефектологов выступают педагоги, которые специализируются на работе с детьми, обладающими различными отклонениями в развитии. В своей работе они применяют разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.

Коррекция предполагает исправление проблем, которые не предполагают серьезных изменений. Компенсация утраченного либо нарушенного анализатора, функции, осуществляется за счет сохраненного качества.

Помимо педагогических дисциплин, будущие специалисты-дефектологи обязательно изучают некоторые медицинские предметы, патопсихологию, специальную и общую педагогику. Они не являются дипломированными врачами, но могут работать в разных реабилитационных медицинских центрах, поселениях для взрослых инвалидов.

Сначала необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта. Для этого специалистом проводится диагностика психических высших функций, оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. В зависимости от полученной специализации, дефектолог делает акцент на зрении, слухе, интеллектуальном развитии, восприятии.

После завершения диагностики, он определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия на пациента.

В зависимости от возраста и особенностей человека, дефектолог подбирает условия воспитания, обучения. После консультации с другими специалистами, подбираются конкретные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Пациент проходит дополнительное обследование у специалистов: психиатра, невролога, ортопеда, ортодонта, окулиста, ортопеда. Работу дефектолог выстраивает с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого человека, ориентируется он на степень выраженности дефекта. В последние годы термин «дефектолог» используется редко, его подменяют словосочетанием «социальный педагог». На самом деле это абсолютно разные понятия, которые нельзя совмещать в одно определение.

Например, в обычной общеобразовательной школе нет дефектолога-сурдопедагога, работающего со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми. Такие специалисты – это узкая профессия, они трудятся в коррекционных школах-интернатах. От профессионализма таких сотрудников, любви и сострадания их к больным детям, зависит возможность успешной социализации инвалидов, частичная коррекция определенных умений и навыков, а также приобретение новых коммуникативных качеств, позволяющих общаться со здоровыми людьми.

www.syl.ru

что за специальность, где учиться

Дефектолог-логопед – высококвалифицированный специалист, работающий с особенными детьми. Как сходятся во мнении все коллеги таких профессионалов, работа их сложнее, чем у большинства преподавателей. Приходится взаимодействовать с самыми разными детьми, имеющими вегетативные, функциональные нарушения. Задача логопеда – отработать способность говорить с малышами, которых не обучили этому базовому для человека навыку в период, когда это положено по возрасту.

Современность и образование

Требования нашей повседневности таковы, что приходится все больше времени взаимодействовать с машинами. Это имеет ряд положительных аспектов, но не обошлось и без минусов: все шире поле для работы дефектологов-логопедов. Многие детишки, прекрасно обращаясь с техникой, с трудом осваивают навыки речи, страдают логопатией и косноязычием. Это приводит к социальным проблемам и сложностям взаимодействия, как следствие, внутренним психологическим проблемам. Ребенок становится замкнутым, необщительным, неуверенным в собственных силах, боящимся расширять кругозор. Такое чадо редко позволяет себе любопытство и освоение нового, но часто ощущает себя несчастным.

Так складывается, что многие современные дети учатся жить, проводя время перед экранами телевизоров, и потом стараются копировать поведение и манеру речи актеров, героев сериала. Родители же, слишком занятые работой, просто не имеют возможности контролировать этот процесс.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому – говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное – на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей. Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам.

Как помочь?

Дефектолог-логопед располагает специфическими знаниями и подходами, позволяющими ему успешно взаимодействовать с особенными детишками. Такой специалист практикует неординарные относительно общепринятых в педагогической практике подходы. Его основная задача – помочь ребенку включиться в образовательный процесс. Для этого необходимо присмотреться к индивидуальным особенностям конкретного чада, понять, каковы причины проблем, какая помощь нужна.

Опытный дефектолог – логопед и психолог, как говорится, «в одном флаконе». Такой специалист должен уметь создать дружеские отношения с ребенком, организовать атмосферу во время занятий, найти точки соприкосновения с обучаемым, вступить с ним в тесный контакт. Профессионалы этой категории работают с детьми дошкольной, школьной возрастных групп. Для этого нужно уметь пользоваться разными программами, выбирая оптимальную для конкретного случая.

В рамках рабочего процесс логопед-дефектолог (и психолог по совместимости) учит ребенка писать, читать, формирует правильное произношение, интенсивно работает для устранения сложностей сенсорики, применяя индивидуальные программы.

Нужно ли мне это?

Детский логопед-дефектолог многим родителям кажется непонятным специалистом, помощь которого их детям точно не нужна – вдруг окружающие подумают, будто бы чадо отстает в развитии! Как говорят профессионалы, такой подход некорректен. Не нужно бояться дефектолога, стесняться, если нужна помощь квалифицированного специалиста. Самостоятельно обыватель вряд ли сможет обучить ребенка, у которого проблемы с речью и чтением, поскольку нет доступа к специфическим методикам, которые используют в своей работе логопеды – а этому обучаются в вузах не один год.

Плохое чтение исключает грамотность ребенка в будущем. Неграмотность, косность языка не позволяют человеку полноценно мыслить. Обучение речи – задача сложная, а работа требует немалого времени. Детский логопед-дефектолог кропотливо трудится над всеми сложностями, свойственными конкретному случаю, но за неделю или две занятий с новым специалистом малыш не научится всему словно бы по мановению волшебной палочки – на это рассчитывать не стоит, курс будет длительным.

Проблемы и реальность

В последние годы широта поля работы логопеда-дефектолога увеличивается и за счет повышения количества детей, страдающих разнообразными нарушениями, отклонениями, обусловленными особенностями психики, физиологии. Помощь специалиста нужна при ДЦП, нарушениях зрения, слуха, при недостатках языковой культуры и распаде познавательной деятельности.

Не все понимают, насколько велика разница между логопедом и дефектологом. Эти два понятия сходны, поэтому нередко их объединяют в одно. Нужно лишь помнить, что дефектология – это наука, призванная педагогическими методиками корректировать поведение пациента, имеющего определенные недостатки в развитии. Для этого применяют восстановительные подходы, образовательные методы.

Логопедия – это одна из ветвей дефектологии наравне с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой. Учитель дефектолог-логопед – специалист, применяющий методы дефектологии для исправления патологий, связанных с речевой культурой. Среди дефектологов есть также сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги. Все они – узкоспециализированные профессионалы, способные справиться с конкретной проблемой, присущей ребенку.

В чем заключается работа?

Врач логопед-дефектолог поможет, если у ребенка выявлены языковые несовершенства. Обратиться к такому профессионалу можно через специализированное учреждение. Иногда логопеды состоят в штате массовых образовательных учреждений, но это скорее исключение, нежели правило. Логопед-дефектолог поможет, если обратиться за помощью в центр коррекции, развивающий кружок, а также в частную практику.

Перед началом работы с логопедом ребенка нужно показать комиссии психологов и врачей. Здесь поставят диагноз, оценят, в чем причины отклонений. Логопед, имея на руках заключение, определяет особенности случая и инструментарий, который поможет в конкретном варианте.

Многие привыкли думать, что профессия “логопед-дефектолог” – это специализация, направленная на коррекцию произношения ребенком звуков. На самом деле это представление очень упрощенное. Основная задача логопеда – усовершенствовать речь пациента, сформировать способность говорить связно, накопить словарную базу, наработать фонематический слух, освоить грамматику и начать правильно произносить слова. Логопед обучает искусству словоизменения. Правильные и регулярные занятия помогают исключить письменные нарушения, улучшить память и активизировать мышление, стимулировать мелкую моторику и восприятие пространства.

С чем работать?

Специальность “логопед-дефектолог” есть в ряде вузов нашей страны, и для многих абитуриентов она кажется привлекательной, поскольку в будущем вряд ли возникнут сложности с трудоустройством. Прежде чем поступать на такое направление, нужно ознакомиться с обязанностями дефектолога, чтобы в будущем не разочароваться.

Во многом функции зависят от конкретного рабочего места, универсальной должностной инструкции не существует, но можно сформулировать круг работы в общих чертах. К логопеду обращаются, когда отклонения ребенка таковы, что справиться с ними в рамках общеобразовательной программы невозможно. Дефектолог помогает при отклонениях со зрением, слухом, интеллектом.

Специалист работает над формированием сенсорных навыков, учитывая индивидуальные нарушения, а также прививает гигиенические стандарты, учит играть и показывает приемы игр – при наличии особенностей в развитии нередко игровые способности находятся у малышей ниже среднего уровня. Через речь ребенок получает возможность расширить кругозор и ознакомиться с миром вокруг, а через письмо – анализировать. Говорить и писать ребенка учат, давая представление о звуках, их последовательностях.

А нужен ли мне?

Отзывы о логопедах-дефектологах различны. Некоторые родители, чьи детки нуждались в такой специализированной помощи, признают, что специалист хорошо помог. Указывают, что в рамках работы ребенок получил общие представления о предметах, пространстве вокруг себя, научился взаимодействовать с ними. Другие отмечают, что продолжительный курс улучшил моторику, координацию движений, а само чадо стало более склонно к творческой работе.

Отмечается, что профессионалы особенное внимание уделяют наработке познавательных навыков, благодаря чему ребенок лучше запоминает, повышается способность концентрировать внимание, активизируется мыслительная активность. Для этого используют разные методы и подходы.

Есть и иные отзывы о логопедах-дефектологах. Некоторые говорят, что работа с такими специалистами безрезультатна, а обучение ребенка обошлось в большие деньги и стало лишь источником у чада неуверенности в себе. Как правило, такое возможно при неудачном выборе специалиста. Чтобы не получить неприятный опыт, следует сперва изучить независимые отклики о работе разных специалистов в своем районе, лишь после этого отдавать чадо в ДОУ.

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя – лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо – работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано. Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие – нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста – только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога – вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Хочу стать профессионалом!

Чтобы получить соответствующую квалификацию, знания и навыки, необходимо выбрать место, где учиться. Логопед-дефектолог – специализация, на которую обучают в нескольких учебных заведениях нашей страны. Во многом качество будущего специалиста зависит от учреждения, в котором человек получает образование. Так, традиционно считаются престижными расположенные в центральном регионе вузы, но количество мест ограничено, поэтому учиться здесь может далеко не каждый. Преимущественно на логопедов готовят в педагогических университетах.

Планируя получить образование, можно поступить в Уральский ГПУ или Ленинградский имени Пушкина. Обучение логопедов-дефектологов практикуется в Магнитогорском, Челябинском, Тюменском и Курганском госуниверситетах. Можно поступить в Ивановский ГУ, Первый медуниверситета имени Павлова в Санкт-Петербурге или РГПУ имени Герцена. Учатся на логопеда-дефектолога в вузах в Москве – в Институте психоанализа, МГППУ, Городском педуниверситете, Педагогическом госуниверситете.

Особенности обучения

На специальность “логопед-дефектолог” поступить можно уже после школы. Право обучения по такой специальности имеют учебные заведения, располагающие дефектологической кафедрой. Здесь учат не только узкопрофильным дисциплинам, но и общей детской психологии, педагогике, а также объясняют, как необходимо взаимодействовать с детишками, которым присущи отклонения развития. Дефектолог в процессе обучения получает медицинские знания об устройстве речевого аппарата, органов зрения и слуха.

Уже выпустившихся по разным педагогическим, медицинским специальностям лиц нередко интересует, есть ли возможность получить квалификацию логопеда-дефектолога, пройдя коррекционное ускоренное образование, непродолжительную курсовую программу. В настоящее время такое невозможно. Дефектологов готовят только в институтах, университетах. Можно поступить на второе высшее образование. В этом случае программа обучения займет не более трех лет.

Общее представление

Дефектология – научное направление, посвященное законам, особенностям развития детей, имеющих психические, физические отклонения, несовершенства. Наука занимается особенностями не только образования, но и воспитания такой аудитории. Специалисты, трудящиеся с детишками, призваны развить малыша, помочь ему адаптироваться в социуме, быту, учебе, получить профессию и реализовать себя в иных областях жизни.

Кроме широкопрофильного логопеда, призванного помогать при разнообразных речевых нарушениях, существуют сурдопедагоги. Такие специалисты работают с детьми, имеющими слуховые проблемы. Контингент самый разный – от тех, кто просто плохо слышит, до полностью глухих. При необходимости обучения ребенка, имеющего отклонения, отставание в развитии интеллекта, поможет олигофренопедагог. При зрительных недостатках на помощь придет тифлопедагог.

На первичном приеме специалист обследует ребенка, определяет особенности нарушений, разговаривает с родителями и уточняет обстоятельства, в которых отклонение сформировалось и развилось. По мере надобности дефектолог может посоветовать пройти дополнительные обследования, сдать анализы. Затем специалист проанализирует полученную информацию.

Дефектолог-логопед: какой он?

Считается, что стать хорошим специалистом может высокоинтеллектуальный и целеустремленный человек с развитой интуицией. В этой области работы необходимо быть наблюдательным и коммуникативным, психически и эмоционально стабильным. Для дефектолога-логопеда важна чувствительность, способность к сопереживанию, отзывчивость и тактичность. Эта работа подходит терпеливым и человеколюбивым людям, общительным, обладающим хорошей памятью. Чтобы овладеть всеми профессиональными навыками, необходимо иметь повышенные способности к коммуникации. Для логопеда важно говорить четко и внятно, быть стойким к стрессам и обладеть сильными нервами. Немаловажная личная особенность – хорошо поставленный голос.

Чтобы справиться со своими задачами, логопед-дефектолог должен уметь диагностировать состояние ребенка, обучать его, учитывая индивидуальные отклонения, помогать ребенку развиваться. Важный навык – методики вступления в контакт с обучаемыми вне зависимости от их возраста. Логопед-дефектолог должен быть ответственным, доброжелательным. Невозможно представить себе успешного в этой области человека, если ему не присущ высокий уровень ответственности. Кроме представлений из педагогики и медицины, дефектолог нуждается в психологической подготовке, знании механизмов корректировок отклонений. Необходимо уметь оценить картину в целом, определять возможности коррекции отдельных нарушений, предсказывать развитие ребенка с учетом вносимых в его психику и навыки изменений.

После получения высшего образования найти рабочее место можно в образовательных учреждениях для дошкольной и школьной возрастной группы. Также есть специализированные центры коррекции – частные, государственные.

В некоторой степени близкими к рассматриваемой профессии считаются психолог, учитель и воспитатель.

www.nastroy.net

это кто и чем занимается? Дефектолог для детей

Дефектолог – это специалист, который помогает детям, имеющим психические и физические недостатки, адаптироваться в обществе. Данную профессию можно отнести к группе педагогов, деятельность которых связана с психологией, социологией и медициной.

Особенности специальности

Профессия «дефектолог» – отдельная специальность, не связанная с логопедами, которые занимаются коррекцией речи здоровых школьников. Дефектология предполагает работу с детьми, страдающими от задержек речевого развития, болезней центральной нервной системы. Далее мы расскажем об этом подробнее.

Условная классификация

Согласно классификации, дефектолог – это специалист, который занимается научной работой, либо является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют некоторые направления дефектологии, определяющие сферы деятельности педагога:

  1. Логопед – изучает проблемы речевого развития, занимается их исправлением.
  2. Сурдопедагог и тифлопедагог – работают с людьми, имеющими проблемы со слуховым и зрительным аппаратом.
  3. Амблиолог – работает с пациентами, обладающими нарушениями зрения, а также со слепыми детьми.
  4. Олигофренопедагог и ортопедагог – занимаются с ребятами, которые имеют проблемы умственного развития, а также опорно-двигательного аппарата, соответственно.

Учитель-дефектолог, который работает с любым из направлений, указанных выше, связан не только с коррекцией поведения, но и адаптацией пациентов в обществе, их обучением, воспитанием, реабилитацией. Такой специалист обязан любить и понимать своих воспитанников, иначе он не сможет трудиться в данной области.

Специфика деятельности

Учитель-дефектолог должен развивать навыки, которые позволят ребенку найти в будущем свое место в обществе, адаптироваться в социуме.

Дефектологи постоянно контактируют с ребятами, их родителями, ведут научную деятельность, консультируются с коллегами, связанными с медициной, социологией, педагогикой. Они помогают своим маленьким и взрослым воспитанникам найти в мире свое место.

Основные обязанности

Дефектолог в школе выполняет определенные функции:

  • осматривает пациентов, оценивает их состояние, уровень развития;
  • работает с медицинскими картами пациентов;
  • выбирает определенные методические материалы, составляет индивидуальные программы, учитывая особенности детей;
  • проводит работу, направленную на коррекцию недостатков в поведении и развитии воспитанников;
  • занимается регулярными обследованиями, корректировкой индивидуальной программы по полученным результатам обследования;
  • ведет работу с родителями детей, педагогами.

Такой сотрудник изучает увлечения, склонности детей, помогает им выбирать профессию, адаптироваться в обществе.

Дефектолог для детей постоянно в своей работе применяет современные методики, занимается научной деятельностью.

Преимущества и недостатки профессии

Отметим некоторые отличительные черты данной специальности. Начнем с ее положительных характеристик:

  1. Дефектолог – это человек, который оказывает реальную помощь детям и подросткам.
  2. В профессии существует отличная перспектива карьерного роста, совмещения практики с научной деятельностью.
  3. Такие специалисты востребованы на рынке труда, они получают полный социальный пакет, государственные гарантии.

Минусы же таковы:

  • Консультация дефектолога предполагает постоянное общение с разными людьми, по-разному реагирующими на методы его деятельности.
  • В процессе общения с детьми появляются сложности, к тому же, постоянно имеются серьезные психоэмоциональные нагрузки.
  • Дефектолог – это специалист, труд которого не слишком высоко оплачивается.
  • Также среди минусов можно отметить существенное количество должностных обязанностей, постоянную зависимость от родителей, врачей, педагогов, курирующих ребенка.

Личностные качества

Для того чтобы рекомендации дефектолога были услышаны и выполнены, он должен обладать определенными качествами:

  • терпением;
  • любовью к подрастающему поколению;
  • ответственностью;
  • строгостью;
  • уравновешенностью;
  • терпением;
  • объективностью;
  • лидерскими качествами;
  • внимательностью;
  • креативностью.

Каждый день коррекционные педагоги сталкиваются с грустью и радостью, конфликтными ситуациями, поэтому они должны всегда сохранять выдержку, внутреннее спокойствие, гармонию.

Настоящий профессионал обязан быть миролюбивым, доброжелательным, увлеченным своей профессией человеком, готовым всегда прийти на помощь больным детям.

Как получить профессию

В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.

Место работы

Работать дипломированные специалисты могут в различных частных и государственных образовательных заведениях:

  • в школах-интернатах;
  • детских центрах;
  • в санаториях;
  • в специализированных школьных учреждениях;
  • в медицинских центрах.

Во многих государственных школах есть кабинет дефектолога, оборудованный специальной компьютерной техникой, укомплектованный методическими пособиями.

Опытные дефектологи ведут и частную практику, работая с одним ребенком или группой воспитанников. Востребованы коррекционные педагоги в тех учреждениях, которые специализируются на лечении, обучении, социализации школьников и подростков.

Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать такой специалист, выделим владение коррекционно-педагогическими методиками. Сложно представить себе дипломированного дефектолога, не имеющего базовых психологических и медицинских знаний.

Что входит в область знаний дефектолога

Дефектология является наукой о психофизиологических особенностях развития ребенка с физическими и психическими недостатками, а также о закономерностях их обучения и воспитания.

Именно поэтому коррекционный педагог – это широкое понятие. В качестве дефектологов выступают педагоги, которые специализируются на работе с детьми, обладающими различными отклонениями в развитии. В своей работе они применяют разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.

Коррекция предполагает исправление проблем, которые не предполагают серьезных изменений. Компенсация утраченного либо нарушенного анализатора, функции, осуществляется за счет сохраненного качества.

Помимо педагогических дисциплин, будущие специалисты-дефектологи обязательно изучают некоторые медицинские предметы, патопсихологию, специальную и общую педагогику. Они не являются дипломированными врачами, но могут работать в разных реабилитационных медицинских центрах, поселениях для взрослых инвалидов.

Сначала необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта. Для этого специалистом проводится диагностика психических высших функций, оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. В зависимости от полученной специализации, дефектолог делает акцент на зрении, слухе, интеллектуальном развитии, восприятии.

После завершения диагностики, он определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия на пациента.

В зависимости от возраста и особенностей человека, дефектолог подбирает условия воспитания, обучения. После консультации с другими специалистами, подбираются конкретные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Пациент проходит дополнительное обследование у специалистов: психиатра, невролога, ортопеда, ортодонта, окулиста, ортопеда. Работу дефектолог выстраивает с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого человека, ориентируется он на степень выраженности дефекта. В последние годы термин «дефектолог» используется редко, его подменяют словосочетанием «социальный педагог». На самом деле это абсолютно разные понятия, которые нельзя совмещать в одно определение.

Например, в обычной общеобразовательной школе нет дефектолога-сурдопедагога, работающего со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми. Такие специалисты – это узкая профессия, они трудятся в коррекционных школах-интернатах. От профессионализма таких сотрудников, любви и сострадания их к больным детям, зависит возможность успешной социализации инвалидов, частичная коррекция определенных умений и навыков, а также приобретение новых коммуникативных качеств, позволяющих общаться со здоровыми людьми.

www.nastroy.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *