Где в москве учиться на психиатра – Кафедра детской психиатрии и психотерапии » Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО)

Содержание

где учиться, зарплата, необходимые качества

Психиатр (от греч. psyche – душа; iatréeia – лечение) — врач, специализирующийся на диагностике и лечении психических расстройств.

Оплата труда

Рабочее место

Психиатры работают в психиатрических клиниках, в должности психоневролога при поликлиниках, в научно-практических центрах. Таким центром является  Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского. Чтобы вести частную практику, врач-психиатр должен помимо сертификата специалиста получить специальную лицензию.

Важные качества

Честность по отношению к пациентам и сочувствие к ним также важны в этой профессии, как хорошая память и острый ум.

Знания и навыки

Помимо общемедицинских познаний психиатр должен знать современные методы обследования и лечения больных, их реабилитации и предупреждения обострений. Также необходимо хладнокровие и умение  видеть в пациенте, даже самом неприятном и буйном, не врага, а проявление болезни.

Особенности профессии

У слов «психическое расстройство» или «психическая болезнь» есть разговорные синонимы: сумасшествие, помешательство, умопомешательство, безумие и, наконец, душевная болезнь. Уже из самих названий видна суть этих недугов. Все они связаны с расстройством чувств и сознания.

Психиатрия – это часть неврологии. В круг её интересов входят нарушения состояния нервной системы, которые отражаются на поведении человека, его эмоциональной жизни, восприятии реальности, памяти, мышлении, речи и пр.

Психиатрия изучает причины, проявления психических заболеваний, их течение. Разрабатывает способы лечения и предупреждения. Врач-психиатр опирается на данные нейрофизиологии. Однако сами по себе нервные болезни не входят в число психических расстройств, если они не отражаются на психических функциях.

К психическим расстройствам относят и шизофрению, и различные мании, и болезнь Альцгеймера и пр. недуги, связанные с органическими нарушениями работы мозга. А также состояния, которыми занимается так называемая малая, пограничная психиатрия: неврозы, реактивные психозы и другие обратимые состояния, которые являются реакцией на какие-то события жизни.

Например, реактивный психоз, который проявляется как бред, помрачение сознания, может оказаться реакцией на пережитую бомбёжку, нападение медведя в лесу, атаку террористов и т.п. Это состояние можно полностью преодолеть, потому что нет серьёзных повреждений в мозговых структурах. Хотя одно и то же событие может одного человека ввергнуть в психоз, а другой переживёт его, сохранив здравый рассудок. Почему? Многое зависит от особенностей организма, темперамента человека. И от наличия дополнительных факторов: возраста, перенесённых черепно-мозговых травм, отравления и т.д. Всё это учитывает врач, когда обследует больного.

Пограничная психиатрия занимается и психопатией, которая представляет собой дисгармоничный склад личности, доставляющий много бед и окружающим, и самому больному. Помимо пограничной психиатрии, существуют другие направления работы: судебная психиатрия (проводит экспертизы на вменяемость/невменяемость людей, обвиняемых в преступлениях), детская психиатрия, геронтопсихиатрия (занимается отклонениями старческого возраста), наркология (занимается проблемы алкоголизма и наркомании) и др.

Человек с психическими отклонениями личности может не испытывать физических страданий. Тогда почему ему нужна медицинская помощь? Дело в том, что эти отклонения выталкивают человека из социума. Они не дают ему не только работать, но и просто жить. Например, человек с манией преследования пребывает в состоянии постоянной паники. Он чувствует себя в опасности и каждую минуту готов к обороне.

Зыбкая граница

По данным специалистов, у 2–5% людей наблюдаются настоящие психозы. А всего психическими болезнями и пограничными состояниями страдают до 15% населения. Правда, граница между нормой и нарушением иногда не так очевидна, как хотелось бы. С развитием науки многие состояния, которые раньше считались расстройствами, теперь приняты как вариант нормы и наоборот. Все изменения фиксируются в Международной классификации болезней, которая периодически пересматривается. Например, социофобия – боязнь социальной деятельности. Она может выражаться в страхе публичных выступлений, но может доходить и до полной неспособности к общению с людьми. Она очень часто встречается: от 3 до 13 % населения страдают ею на каком-то этапе своей жизни. В США, по данным исследователей, это третья по распространенности психологическая проблема. До 1995 года её считали обычной застенчивостью. Но последствия у такой «застенчивости» могут быть очень тяжёлыми. Социофобия мешает человеку в карьере, в личной жизни. И порой приводит к самоубийствам. Поэтому она и была включена в число психических расстройств.

Всё это лечится?

Психиатр, обследуя больного, беседует с ним, его окружением, наблюдает за его поведением в клинике, назначает аппаратные исследования работы мозга и т.д. В постановке диагноза психиатру помогает патопсихолог. С помощью специальных методик психолог выявляет особенностей личности, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы, мышления. Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение: лекарства, психотерапевтические сеансы. К слову, только у психиатра есть право назначать медикаменты для лечения психических расстройств.

Психотерапия – это немедикаментозное воздействие на больного (например, с помощью гипноза). Для её проведения привлекают психотерапевта. Но психотерапевтом может быть и сам психиатр, прошедший специальную подготовку.

При лечении хронического психического заболевания (например, шизофрении) успехом можно считать достижение ремиссии. Если речь идёт о пограничных состояниях, можно рассчитывать на полное восстановление психического здоровья.

История

Профессия врач-психиатр сравнительно молода, хотя как медицинское направление имеет давние корни. Первым описал психические отклонения Гиппократ (ок. 460–377 гг. до н. э.). Он объяснял их с помощью гуморальной теории происхождения болезней. Позже теорию Гиппократа развил Клавдий Гален из Пергама (129–199 гг. н. э.). Он исследовал влияние эмоциональных состояний на физическое состояние. В Средние века Авиценна предположил, что психические заболевания связаны с физическими нарушениями в мозге. Парацельс (1493–1541гг.) предположил связь паралича с травмой черепа, а кретинизм с дисфункцией щитовидной железы. Ввёл различие между физическими и психологическими болезнями, а также понятие личности (individual personality). В 1803 г. немецкий врач Иоганн Кристиан ввёл термин «психиатрия».

Надо сказать, что на протяжении столетий психически больные люди не получали нормальной помощи. В Средние века католическая церковь считала сумасшедших грешниками, которые продали свои души дьяволу. В  XV—XVIII вв. в ходу были казни психически больных. Над  «бесноватыми»  грубо издевались. В Европе XV века был такой способ избавиться от умалишённых: их сажали на корабль и отправляли одних в плавание. Разумеется, такой «корабль дураков» был обречён.

Инквизиция, сыгравшая зловещую роль в истории Европы, много злодеяний совершила и в отношении умалишённых. В «Молоте ведьм» — трактате доминиканских монахов (1487 г.) — перечислялись садистические способы истребления ведьм. Ещё в XVIII веке помешавшихся держали в тюрьмах. А в Англии буйных показывали за плату зевакам в знаменитом лондонском Бедламе (психиатрической больнице святой Марии Вифлеемской). Многие пациенты были прикованы к стенам цепями, спали они на соломе в одиночных сумрачных камерах. Несчастных избивали, и их вопли привлекали публику. О том, как в XIX веке всё-таки лечили душевно больных, можно прочесть в «Записках сумасшедшего» Гоголя, в самом конце повести.

С другой стороны понятие безумия трактовалось очень уж широко. Например, до конца XIX века к безумию приравнивалось любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Безумием объяснялись даже приступы эпилепсии (о чём свидетельствует название романа «Идиот», героем которого является страдающий эпилепсией князь Мышкин).

На рубеже XIX и XX вв. в науке о душевных расстройствах существовало множество теорий, среди которых особое место занимали два направления: психоанализ и позитивистский подход.

Школа психоанализа (Зигмунд Фрейд) основывалась на теории  бессознательного. Бессознательное – вместилище запретных желаний, вытесняемых сознанием.  Школа позитивистской медицины предлагала опираться только на проверяемые методы: эксперимент и наблюдение. Умственные расстройства она объясняла разрушением мозговой ткани. При этом излечение она признавала невозможным, и психиатрическая лечебница была местом, где за больными только следили и не давали буянить.

Но со временем возобладал подход, основанный на уважении к личности больного и желании его понять, а не навязать ему «правильное», «здравое» отношение к реальности. Немецкий философ, психолог и психиатр Карл Теодор Ясперс в 1909–1915 для постановки диагноза начал проводить подробные беседы (интервью) с пациентами. А  Юджин Минковски для выявления причины использовал структурный анализ нарушения. Генри Элленберг ввёл реконструирование внутреннего мира больного.

Это можно считать началом современного этапа психиатрии.

Психиатрия не сразу отказалась от калечащих методов. В XX веке использовали лоботомию, лечение электрошоком. (см. фильм “Полёт над гнездом кукушки”). А в нашем отечестве существовала также и карательная психиатрия: неугодному властям гражданину могли поставить психиатрический диагноз (например, «вялотекущая шизофрения») и долгие годы «лечить» в больнице. Этот метод в СССР применялся в 1970–80-е гг. в связи и с политическими, и с религиозными убеждениями. Но это уже проблема не медицины, а медиков и их нравственного здоровья.

www.profguide.ru

обучение профессии, курсы психотерапии зависимостей

Что заставляет людей, задающихся вопросом о профессиональной деятельности, сделать свой выбор в пользу психотерапии? Как показывает практика, наиболее часто подобное желание формируется у испытавших душевные страдания, у тех, кто желает глубже понять себя и других. Но прежде чем говорить о том, как стать психотерапевтом, рассмотрим, что подразумевает это понятие.Профессия психотерапевта подразумевает диагностирование и последующую терапию психических расстройств, при этом в лечении не задействуются фармацевтические препараты. Впрочем, в некоторых случаях психотерапия может являться не самостоятельным, а дополнительным методом, усиливающим эффект ранее назначенного медикаментозного лечения.

Терапевтом нельзя стать просто так — для этого надо выучиться

Особенности профессии

На сегодняшний день современная психотерапия насчитывает свыше 400 методов воздействия, включая гипноз, простую релаксацию, психогимнастику. При этом данную область медицины разделяют на немедицинскую, медицинскую. В первом случае лечение осуществляет психолог, во втором – психотерапевт, при этом в обоих случаях задействованы психологические технологии. Однако в чем тогда отличие между двумя специалистами?

Дело в том, что обучение психотерапии подразумевает последующую работу с людьми, подверженными психическим патологиям, и требует обязательного получения медицинского образования. На плечи психолога возлагается решение душевных проблем и в данном случае медицинское образование не является обязательным. Также следует заметить, что профессия, о которой идет речь, находится далеко за рамками одной лишь медицины, поскольку в ней немалое место отведено гуманитарной составляющей.

Прежде чем думать, как стать психотерапевтом, какие шаги предпринять для получения этого звания следует понимать – данная наука не является простой совокупностью технологий, поскольку предполагает создание эмоциональной связи между пострадавшим и врачом. Только сопереживание позволяет создать требуемый настрой, что подразумевает включение в лечебный процесс личностно.

Также следует понимать, что входит в обязанности специалиста и предъявляемые к нему требования:

  • психотерапевт проводит прием пациентов и их консультирование;
  • определяет первичные диагнозы;
  • проводит групповую, индивидуальную либо семейную терапию;
  • при этом необходимо наличие высшего медицинского образования, специальность «Психотерапия»;
  • требуется действующий сертификат;
  • для предоставления качественных услуг необходим опыт работы.

Психотерапия зависимостей

Современная психотерапия предоставляет огромное количество методов, для лечения пострадавшего может использоваться гипноз, поведенческие тренировки, аутотренинги, личностно-ориентированный либо рациональный методы. Существуют и иные методы воздействия, каждый из которых подбирается специалистом индивидуально. Но какая бы совокупность методик не использовалась, успех достигается лишь в случае полного доверия пациентом врачу. При этом все взаимосвязано – доверие начинает укрепляться при положительных результатах, которые дает лечение.

Аутотренинги активно используются, как один из методов психотерапии

Психотерапия зависимостей может включать все эти методы. Специалист, занимающийся пациентами с алкогольной, наркологической, игровой и прочими зависимостями волен выбирать требуемый подход, опираясь на собственное мировоззрение, свой характер и интересы, представления о данном разделе науки, однако чаще всего применяется:

  • нейролингвистическое программирование;
  • гештальт-терапия;
  • техники, психосинтеза;
  • эриксоновский гипноз;
  • психоанализ и прочие.

Основная задача при этом – после завершения детоксикации воздействовать на пациента таким образом, чтобы он изменил собственный взгляд на окружающую действительность, принял тот факт, что в обществе необходимо жить полноценной жизнью. Зачастую пациенты задаются вопросом – если существует возможность кодирования и подавление болезненной тяги одним уколом, к чему проводить психотерапию зависимости? Между тем, любая зависимость является системным нарушением, поражающим:

  • физический;
  • духовный;
  • социальный;
  • психологический аспекты жизни.

Нарушения взаимосвязаны, они поддерживают и укрепляют друг друга, формируя обратную связь. Наблюдается ухудшение качества жизни, возникновение социальных проблем – потеря работы и близких людей. Развивается депрессия и тревожность, усиливается болезненное влечение к запретному источнику. Зависимости могут развиваться на протяжении долгих лет, соответственно далеко не всегда удается решить проблему в течение одного приема.

В любой зависимости действуют самоподдерживающие механизмы, что делает необходимостью проведение многоаспектной работы для устранения проблемы.

Обучение психотерапии зависимости

Многие институты Психологии и Психотерапии предлагают изучить психотерапию зависимостей. Обучение может проводиться для психологов, консультантов, социальных работников – всех, кто задумывается о профессиональном росте и желает эффективно работать с зависимостями. Курсы психотерапии подобного рода состоят из специальных программ, состоящих из нескольких циклов.

Информационные блоки сочетаются с интерактивными способами обучения, поскольку именно такой подход в соответствии со статистикой является наиболее эффективной возможностью предоставления навыков, знаний. Курсы проводят сертифицированные практикующие терапевты, разработанные программы включают все аспекты, необходимые для последующей успешной работы со всякого рода зависимостями:

  1. Диагностику патологий, рассмотрение причин и течения заболеваний.
  2. Особенности поведения зависимого, особенности взаимодействия с ним.
  3. Воздействие психогенных факторов на развитие зависимости.
  4. Построение контакта и построение мотивации на излечение.
  5. Способы построение взаимодействия с семьей пациента, роль близких в клинической картине патологии, в выздоровлении.
  6. Рассмотрение имеющихся моделей терапии зависимостей, построение реабилитационного процесса.
  7. Командное взаимодействие, стандарты этики, групповые процессы.
  8. Формы групповой деятельности.
  9. Методы и техники, чаще всего применяемые при терапии зависимостей. Чаще всего рассматривают техники юнгианского подхода, психодраму и арт-терапию, имеющиеся возможности и возможные ограничения при работе с пациентами.

Хороший терапевт должен уметь работать с группами

Возможность дистанционного обучения

Достаточно часто возникает вопрос относительно того, возможно ли проводить обучение психотерапии дистанционно и где учат на психотерапевта. Ответ в данном случае положительный, многие престижные учреждения, обладающие соответствующими сертификатами, реализуют полноценное обучение, предоставляя по окончании Диплом о профессиональной подготовке. Как правило, для эффективного проведения обучения требуется соблюдение определенных технических требований. В частности, необходимо наличие определенного оборудования:

  • Персонального компьютера определенной конфигурации.
  • Выделенной Интернет-линия.
  • Наушников, микрофона и веб-камеры для возможности проведения видеоконференций.
  • Дисплея с определенным разрешением.
  • Определенной операционной системы.
  • Интернет браузера со стабильной работой.
  • Установленной программы Skype и AdobeFlashPlayer.

Предлагаемая схема обучения включает базовые курсы по выбранной методике, состоящие из семестров с определенным количеством академических часов. В процессе обучения студентам предоставляются видеоматериалы, доступ к которым обеспечивается круглосуточно. В определенное время проводятся семинары с практическими упражнениями, разбор вызывающих затруднения мест в лекционных материалах.

В процессе обучения за дополнительную плату слушатели могут получить возможность посещения международных конференций, лекций признанных аналитиков, практических семинаров вне проводимого курса. В конце обучения выпускниками предоставляется Выпускная квалифицированная работа. Имеются и определенные требования к поступающим – это наличие высшего образования и предварительное онлайн собеседование со специалистами по дистанционному обучению.

Где обучают и какие шаги следует предпринять

Теперь поговорим о том, как выучиться на психотерапевта. Также следует выяснить, где учиться на психотерапевта. Эти два вопроса взаимосвязаны, ответ на них вполне понятен – для получения профессии специалиста-психотерапевта необходимо поступление в медицинский ВУЗ по специальности «Лечебное дело» и его окончание, после чего проводится послевузовская подготовка по рассматриваемой специальности. Что касается того, какие предметы нужно сдавать на психотерапевта, то обычно вступительные экзамены в медицинский университет предполагают родной язык, химию, в обязательном порядке биологию, после чего проводится специализация по психиатрии.

В случае, когда настрой достаточно серьезен, первым шагом становится получение звания бакалавра в сфере психологии. Впрочем, в аспирантуру проводят прием тех, кто имеет степень бакалавра в иных областях при условии наличия определенных наработок. В частности, речь идет о тех, кто получил образование в сфере социологии, образования и здравоохранения.

Тем, кто хочет выучиться на психотерапевта, необходимо поступить в ВУЗ на специальность «Лечебное дело»

Длительность обучения, предварительная подготовка для получения определенной степени могут быть различными, после выбора образовательных программ, которые будут соответствовать интересам и потребностям, необходимо обговорить возможные варианты со специалистами. Хорошим подходом будет предварительная подготовка вопросов относительно конкретных требований к обучению.

Вам будет интересно почитать:

psycholekar.ru

Кафедра психиатрии » Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО)

ФИО
Ученая степень
Ученое звание
Должность
ТИГАНОВ Александр Сергеевич
доктор медицинских наук
профессор,
академик РАН
заведующий кафедрой
Преподаваемые дисциплины: Психиатрия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психиатрия.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:

Сертификат специалиста по специальности “Психиатрия”, 31.05.2017 г., ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Общий стаж работы: с 1954 г.,
Стаж работы:

по специальности с 01.09. 1959 г.

педагогический с 01.09. 1959 г.


Автор более 200 научных публикаций, Заслуженный деятель науки РФ (2006). Директор Научного центра психического здоровья РАН с 1993 г. по 2015 г., член президиума Общества психиатров и наркологов России, заведующий кафедрой психиатрии Российской медицинской академии постдипломного образования, эксперт Всемирной организации здравоохранения по проблемам психического здоровья и последипломного образования. Главный редактор журнала «Психиатрия», член редколлегии «Журнала неврологии и психиатрии им. Корсакова», «Русского медицинского журнала». Является главным специалистом Медицинского центра Управления делами Президента РФ, награжден орденом Почета (2001), медалями. Под руководством А.С. Тиганова проводятся широкие клинико-биологические исследования этиологии, патогенеза, психопатологии и клиники таких важных с позиций теоретической медицины и практического здравоохранения заболеваний, как шизофрения, аффективные заболевания, психосоматические расстройства, различные виды слабоумия, часто влекущие за собой серьезное нарушение социально-трудовой адаптации пациентов, в том числе у детей и лиц пожилого возраста. Полученные в ходе исследований новые результаты активно внедряются в психиатрическую и общесоматическую практику и позволяют повысить качество жизни пациентов и уровень их социально-трудовой адаптации.
ПАНТЕЛЕЕВА Галина Петровна
доктор медицинских наук
профессор
профессор
Преподаваемые дисциплины: Психиатрия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психиатрия.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:

Сертификат специалиста по специальности “Психиатрия”, 12.11.2015, ФГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России.

Общий стаж работы: с 1959 г.,
Стаж работы:

– по специальности с 01.09. 1964 г.

– педагогический с 01.09. 1964 г.


Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАН, консультант, автор более 240 научных работ.
Сфера научных интересов – аффективные заболевания, психофармакология.
СЕЛЕЗНЁВА Наталья Дмитриевна
доктор медицинских наук
профессор
профессор
Преподаваемые дисциплины: Психиатрия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психиатрия.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:

Сертификат специалиста по специальности “Психиатрия”, 22.06.2016, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.

Общий стаж работы: с 1980 г.,
Стаж работы:

– по специальности с 01.09. 1983 г.

– педагогический с 01.09. 2008 г.


Врач-психиатр высшей категории.
Ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАН, автор более 200 научных работ.
Направление научной деятельности – геронтопсихиатрия, болезнь Альцгеймера и ассоциированные с ней расстройства.
ПЛАТОНОВА Тамара Петровна
кандидат медицинских наук
доцент
доцент
Преподаваемые дисциплины: Психиатрия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психиатрия.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:

Сертификат специалиста по специальности “Психиатрия”, 10.03.2017, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Общий стаж работы: с 1961 г.,
Стаж работы:

– по специальности с 01.09. 1966 г.

– педагогический с 01.09. 1966 г.


Заведующая учебной частью кафедры, заслуженный работник Высшей школы РФ, врач-психиатр высшей категории.
Научные интересы – шизофрения, лечение психических заболеваний.
БАРАНОВ Петр Александрович
кандидат медицинских наук
доцент
доцент
Преподаваемые дисциплины: Психиатрия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психиатрия.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:

Сертификат специалиста по специальности ПСИХИАТРИЯ, 03.06.2015, ФГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России.

Постоянно действующий семинар «Современные аспекты клинической, экспертной и социальной проблем подростково-юношеской психиатрии» (72 ак. часа), 2015 г.,ФГБНУ «Научный центр психического здоровья».

Актуальные вопросы психиатрии. (72 ак. часа), 2014 г., ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России.

Преподавание медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования (72 ак. часа), 2013 г., ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России;

Общий стаж работы: с 1986 г.,
Стаж работы:

– по специальности с 01.09. 1989 г.

– педагогический с 01.09. 1989 г.


Врач-психиатр высшей категории.
АЛЕКСЕЕВА Анна Григорьевна
кандидат медицинских наук

ассистент
Преподаваемые дисциплины: Психиатрия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психиатрия.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:

Сертификат специалиста по специальности ПСИХИАТРИЯ, 03.06.2015, ФГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России.

Общий стаж работы: с 2012 г.,
Стаж работы:

– по специальности с 01.09. 2015 г.

– педагогический с 01.09. 2015 г.

АНДРИЕНКО Евгения Владимировна


ассистент
Преподаваемые дисциплины: Психиатрия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Психиатрия.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:

Сертификат специалиста по специальности “Психиатрия”, 09.03.2015, ФГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России.

Актуальные вопросы психиатрии. (72 ак. часа), 2014 г., ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России;

Общий стаж работы: с 1995 г.,
Стаж работы:

– по специальности с 01.09. 1998 г.

– педагогический с 01.09. 2012 г.

rmapo.ru

Ответы@Mail.Ru: Как стать психиатром?

Если Вы решили связать свою жизнь с психологией или стать психологом, врачом психотерапевтом, психиатром, наркологом – давайте сначала разберемся не только в том, чем отличаются эти профессии, но и в отличиях вузовской подготовки этих специалистов. Тем более что за последние пару десятилетий в России в области высшего образования произошли существенные изменения. Итак:

Чем отличается профессиональная подготовка врача от подготовки психолога?

Конечно, студенты-медики учат химию, биологию или анатомию гораздо серьезнее, чем студенты-психологи. Врачи про лекарства знают много, а психологи, грубо говоря, ничего. Но кроме разницы в предметах есть и еще несколько моментов, которые полезно знать будущим «душеведам».

Частный или государственный?

Врачей не учат в частных вузах, медицинский институт (или факультет) может быть только государственным. Психологов готовят как в государственных, так и в негосударственных вузах на соответствующих факультетах. При этом и в медицинском, и в психологическом государственном вузе можно учиться на договорной основе.

Срок обучения?

На дневном отделении срок обучения психолога-специалиста – 5 лет, психолога-бакалавра – 4 года (и, по желанию, 2 года магистратуры).

Врачей учат 6 лет (плюс интернатура и/или ординатура).

Дневное, вечернее, заочное?

Психологов могут учить на всех отделениях, есть ли на факультете вечернее или заочное обучение – зависит от вуза. А вот заочного обучения врачей не бывает в принципе.

Военный или гражданский?

Вопрос касается только врачей. Хотя военные психологи, несомненно, существуют, отдельной специальности и квалификации «Военный психолог» нет.

Чем отличается подготовка военного врача от гражданского? В первую очередь тем, что все время обучения будущий военный врач является военнослужащим – курсантом.

Некоторое время назад военными врачами, в принципе, могли стать и юноши, и девушки. По непроверенным данным, сейчас – только юноши. Список вузов, куда принимают девушек, регулярно меняется, точную информацию вы можете получить в военкомате.

И, наконец, гражданским врачом можно стать в военном вузе, а военным медиком – в гражданском, если в вузе есть соответствующие факультеты.

Бакалавр, специалист, магистр?

Этот вопрос актуален только для психологов.

Бакалавр – первая ступень высшего профессионального образования. Срок обучения на дневном отделении – 4 года. Квалификации бакалавра достаточно для ведения профессиональной деятельности (собственно работы психологом). Но недостаточно для поступления в аспирантуру или преподавания в вузе. По окончании бакалавриата можно поступить, например, в магистратуру. Или, что реже, «доучиваться» до специалиста – перспективы зависят от конкретного вуза.

«Дипломированных специалистов» учат на дневном отделении 5 лет. В программу входит как общепрофессиональная подготовка, так и обучение по выбранной специализации. Получив диплом, можно и преподавать в высшей школе, и поступать в аспирантуру.

Магистратура. В магистратуру может поступать как бакалавр, так и специалист. Причем бакалавром именно психологии быть необязательно, достаточно иметь необходимые для поступления знания, сдать вступительные экзамены и пройти по конкурсу. На дневном отделении в магистратуре учатся 2 года. Магистры проходят углубленную подготовку по выбранной специализации.

Вам вручили диплом – что дальше?

Психологом вы можете работать сразу же по окончании вуза. Диплом – достаточное основание для работы в организации или ведения частной практики.

Чтобы иметь право лечить больных, врач поле получения диплома должен отучиться год в интернатуре или/и два года в ординатуре.

Как стать психиатром или психотерапевтом? Интернатура или ординатура?

Психиатром или психотерапевтом может стать выпускник лечебного факультета (врач-лечебник). Врачом психиатром и врачом психиатром-наркологом можно стать и в интернатуре, и в ординатуре. Квалификация врача-психотерапевта присваивается только по окончании ординатуры.

otvet.mail.ru

«Если ваш ребенок захотел стать психиатром, покажите его психиатру» — Медицинский портал «МЕД-инфо»

О том, что такое психиатрия сегодня и почему нужно хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка в психиатрию, МЕД-инфо рассказывает Николай Александрович Горшков, врач психиатр-нарколог высшей квалификационной категории, заместитель главного врача Ивановского областного наркологического диспансера, психолог, педагог-психолог, работающий в гештальт-подходе.

— Психиатр — это сегодня звучит гордо? И как было раньше?
— Вспоминаются далекие 80-е годы. 1-й, 2-й, 3-й и, наконец, 4-й курс мединститута. Мне предстоит пройти цикл психиатрии. Еще в школьные годы меня интересовало все, что связано с человеческой психикой, ее деятельностью и возможностью управлять этой деятельностью. Сейчас я понимаю, что такой интерес в этом возрасте всегда связан с дефицитом: дефицит смелости заставляет искать способ ее найти, дефицит общительности заставляет искать книжки про то, как знакомиться и общаться с девушками, дефицит красноречия — читать литературу по риторике… Все это то, чем занимается, конечно, не психиатрия, а психология. Интереса к психиатрии нельзя ожидать даже у студентов медицинского института — дисциплина эта не очень распространенная, и, если ты не сын папы-психиатра, то вряд ли тебе доступно понимание того, что происходит в психиатрических больницах и кабинетах врача-психиатра. Поэтому к началу цикла я пришел не без ощущения некой таинственности предстоящего: папы-психиатра у меня не было.

Советская психиатрическая профессура являлась образцом интеллигентности в лучшем понимании этого слова. Не являясь выдающимся ученым, наш профессор ярко демонстрировал свою принадлежность к особой врачебной касте — к психиатрии. Необыкновенный тихий хрипловатый голос, классические для 40-х годов усики, мягкие манеры отличали Митрофана Ивановича Воробьева, который много лет руководил студенческой кафедрой.

Короткий цикл пролетел незаметно, не придав осознания принадлежности к психиатрии. Студенческий кружок тоже не добавил ничего нового. Максимальное проникновение духом психиатрии произошло только во время годичного обучения в интернатуре непосредственно в психиатрической больнице.

Более тесное взаимодействие с врачами, заведующими отделениями и с САМИМ (почти недосягаемым для интерна) главным врачом, стремительно повысило не только интерес к профессии, но и дало ощущение принадлежности к своеобразной элите медицинского мира, которой не напрасно медицинское сообщество считало психиатров.

«Острые возбужденные больные будут всегда, а врачей, желающих работать где-то далеко за городом „в психушке“, все меньше и меньше».

Советское государство подчеркивало это превосходство большими на те времена надбавками к зарплате и огромным оплачиваемым отпуском, положенным психиатрам по закону.

— Неплохой стимул.
— Но не только меркантильные факторы имели значение: практически все врачи, с кем приходилось контактировать в тот период, проявляли удивительно глубокие знания своей профессии, далеко превосходящие рамки учебных программ и объемы студенческих учебников. Редкие больницы могли похвастаться наличием своей собственной и немаленькой библиотеки. Многие опытные врачи в свои молодые годы учились непосредственно у светил советской психиатрической науки в Ленинграде или Москве, принеся с собой дух высшей психиатрической советской школы на свое рабочее место. Уникальность ситуации заключалась в том, что в отличие от сотен врачей-хирургов или терапевтов, врачи-психиатры, которых можно было почти всех перечислить по памяти, проходили профессиональное последипломное усовершенствование не на своем привычном месте в провинциальной больнице, а в ведущих учебных центрах страны на кафедрах, руководители и преподаватели которых, по сути, являлись основателями советской психиатрической школы.

К сожалению, этот период характеризовался серьезными расхождениями с нашими западными коллегами, которые, по сути, изолировали отечественную психиатрию по идеологическим и политическим соображениям. Только спустя десятилетия, в обучающие программы начали вплетаться наряду с отечественными известные западные психиатрические школы. Но и это придавало своеобразие психиатрии: само понятие «психиатрическая школа» — Московская школа, Питерская школа — совершенно нехарактерно для множества других медицинских наук. Человеческая психика позволяет самые разнообразные теоретические подходы, что существует, в общем, и до сих пор: течения, направления и психиатрические школы неистребимы как понятие, несмотря на проводимую в медицине всеобщую стандартизацию в угоду экономическим соображениям.

Увы, экономические же соображения фактически низвели статус врача-психиатра до обыденного уровня, а остервенелые нападки журналистов на «врачей-убийц» и «репрессивную советскую психиатрию» окончательно добили престиж профессии врача-психиатра. Признаюсь: за все советские времена не видел лично и не слышал ни об одном конкретном здоровом диссиденте, которого бы насильно держали в нашей больнице. Диссидентствующих психически больных, на самом деле, не мало и тогда, и теперь. Результаты не заставили себя ждать: труд в психиатрических больницах тяжелейший, условия работы опасны вполне осязаемо — при всех успехах психиатрической науки, острые возбужденные больные будут всегда, а врачей, желающих работать где-то далеко за городом «в психушке», все меньше и меньше.

«Признаюсь: за все советские времена не видел лично и не слышал ни об одном конкретном здоровом диссиденте, которого бы насильно держали в нашей больнице».

Но для меня эта профессия навсегда останется на высоте престижа среди всех других медицинских специальностей, несмотря на все болезненные проблемы, которые она переживает. Таков запас полученных в юности прекрасных впечатлений от замечательных врачей по профессии психиатр.

— Как человеку правильно выбрать психиатра, на что обратить внимание при выборе?
— Сложно говорить о выборе психиатра. Можно много рассуждать о выборе парикмахера, магазина продуктов, терапевта, психолога, массажиста, спортзала… Выбор психиатра в нашей стране ограничен: в подавляющем большинстве российских городов психиатр — это врач, работающий в государственной психиатрической больнице, в диспансере, в кабинете психиатра районной больницы вообще в единственном числе. То, что психиатр отождествляется с «психушкой» — это объективная реальность: других психиатров почти нет. Еще есть психиатры, которые работают во всех специализированных интернатах для психически больных, а эти врачи жестко ассоциированы с понятием «богадельня». Я сейчас не хотел бы разбираться с этими унизительными для учреждений кличками: я считаю эти названия обычной реакцией человека на непонятное и потому тревожное для него место. В гештальте эта защитная реакция называется обесценивание.

Врачи-психиатры в негосударственных медицинских центрах обычно занимаются зарабатыванием этим центрам денег путем участия в обязательных профилактических осмотрах населения. Таких врачей довольно много ввиду высокой потребности, часть из них одновременно является и врачом государственной больницы.

И, наконец, есть частные психиатры, ведущие прием страждущих… Они, увы, часто вынуждены следовать за жизненными реалиями и выполнять задачи, поставленные медицинским маркетингом, поэтому называют себя наркологами и ведут прием наркологических больных, называют себя психологами и принимают пограничных пациентов либо проходят дополнительное обучение и становятся психотерапевтами, не переставая при этом быть психиатрами.

Получается, что человек, действительно заинтересованный в консультации психиатра, оказывается в затруднительном положении: идти добровольно в «психушку», где работают наиболее грамотные и опытные врачи, фактически запрещает дикое общественное мнение, а выбирать среди частников особенно и некого. «Везет» тем регионам, где есть высшие медицинские учебные заведения. Останется лишь найти профессора, доцента или преподавателя кафедры психиатрии, чтобы получить качественную консультацию.

«Человек, действительно заинтересованный в консультации психиатра, оказывается в затруднительном положении: идти добровольно в „психушку“, где работают наиболее грамотные и опытные врачи, фактически запрещает дикое общественное мнение, а выбирать среди частников особенно и некого».

Пожалуй, в этой сфере наиболее ярко работает правило: чем больше человек подвержен влиянию общественного мнения, чем более внушаемый и ведомый, тем меньше у него шансов получить реальную качественную и эффективную психиатрическую помощь: первым делом такой человек угодит в «лапы» экстрасенса, мага или иного кудесника, можно даже не гадать.

— Так, а что делать человеку?
— На мой взгляд, алгоритм действий в случае психических расстройств должен быть прямо противоположным: если вы чувствуете неладное, даже если это «банальная» бессонница, тревога, лишнее возбуждение или тоска и депрессия, то первым шагом должна быть консультация врача-психиатра, который скажет, имеется ли в данном случае состояние, которое требует медикаментозных назначений, назовет диагноз и даст рекомендации. Поверьте: загруженность обычного психиатра не дает ему никакой возможности заниматься гипердиагностикой и брать на себя «лишних» больных, которых можно не брать и не лечить таблетками. Поэтому обычно психиатр в случае пограничных расстройств, неврозов, дает только общие рекомендации, крайне редко делает назначения лекарств, но назначения грамотные и аккуратные. После этого можно делать десятки других шагов (искать психотерапевта, психолога, проходить процедуры у магов и так далее), фактически психиатр дает добро на такую практику, если не опасается за состояние пациента.

— Ребенок захотел стать психиатром. Что бы вы посоветовали?
— Если это происходит в России и этот ребенок не из семьи психиатров, то прежде всего его надо показать врачу-психиатру. Я уже говорил об общественном мнении: это мнение не делает профессию психиатра желаемой. Да, ситуация дикая, если смотреть на это с точки зрения общественности западных стран: психиатр, имеющий медицинское образование, — одна из самых уважаемых профессий на Западе. Но российские дети об этом ничего не знают и не имеют возможности узнать даже от своих родителей, которые далеки от психиатрии. Даже мнение дипломированных медиков не очень отличается от мнения общей людской массы.

— Ваш совет родителям.
— Родители обычно воспитывают детей собственным примером. Самое лучшее, что они могут сделать, — это быть здоровыми и счастливыми.

Фото из личного архива Н. А. Горшкова

med-info.ru

описание, где учиться, необходимые качества

Патопсихолог – специалист по психологическому исследованию психических функций, личностных и эмоциональных особенностей психически больных людей.

Патопсихолог специалист по психологическому исследованию психических функций, личностных и эмоциональных особенностей психически больных людей.

Особенности профессии

Патопсихология – практическая отрасль клинической психологии, изучающая психические функции, а также эмоциональные и личностные особенности людей с целью помощи психиатру в постановке точного психиатрического диагноза.

Патопсихолог – это профессиональный психолог, который хорошо знает психопатологию различных форм психических заболеваний и  владеет методиками патопсихологического исследования.
С помощью этих методик патопсихолог выявляет особенности личности пациента, его мышления, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы. Эти исследования проводятся, когда нужно уточнить диагноз, оценить эффективность лечения и т.д. Психиатр, обследуя больного, беседует с ним, наблюдает за его поведением. Но если нужно, он назначает психологическое обследование.

Сам патопсихолог врачом не является, у него психологическое образование. Поэтому самостоятельно клинической диагностикой он не занимается. Не занимается он и лечением. Но методики, которыми патопсихолог владеет, дополняют методы врача-психиатра, помогают лучше понять характер дефекта при том или ином психическом расстройстве. У психолога нет права на торопливые суждения, сделанные на основании одного теста или эксперимента. Он обязательно перепроверяет свои выводы.
С помощью психологических экспериментов, патопсихолог может разграничить схожие между собой заболевания. Скажем, болезнь Пика и болезнь Альцгеймера трудно отличить друг от друга с помощью наблюдений, но и беседу с такими пациентами иногда провести невозможно. И тогда психолог проводит специальные эксперименты, которые и указывают, какие именно нарушения происходят в мозгу у больного. 

При любом лечении приходится постоянно отслеживать состояние пациента в динамике. Психолог занимается и этим тоже.
Патопсихологи участвуют в проведении различных психиатрических экспертиз и пр. Разрабатывают новые методики диагностики, исследуют психические заболевания, которые ещё недостаточно изучены – с точки зрения психололгической.


Рабочее место

Патопсихологи работают в психиатрических клиниках, научно-практических центрах (Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и др.)
 

Важные качества

Профессия патопсихолога предполагает научный склад ума, способность к анализу, внимательность к деталям, проницательность, наблюдательность, знание человеческих типов, отсутствие наивности при способности вчувствоваться в мир пациента. А также хорошую профессиональную и гуманитарную эрудицию, готовность постоянно наращивать свои знания. 
Поверхностность и торопливость, а также равнодушие к людям в этой профессии абсолютно недопустимы. Эти качества означают профессиональную непригодность.

Знания и навыки

Патопсихологу необходимо знать нейрофизиологию, природу и клинические проявления психических заболеваний. Владеть психологическими методиками обследования пациентов. А при работе с детьми – знать особенности возрастного развития.

Где учат

Профессию патопсихолога можно получить, окончив факультет психологии по специальности «Клиническая психология» со специализацией в патопсихологии.
Также дипломированный психолог другого направления может пройти послевузовскую соответствующую переподготовку.
 

www.profguide.ru

В каких вузах Москвы можно получить профессию детского психолога?

Детский психолог обучение в Москве: вузы, колледжи.

Данная специализация является довольно узкой, далеко не все педагогические вузы и колледжи проводят обучение на детского психолога.
Получить такое образование можно в следующих высших и средне специальных учебных заведениях города Москвы:

1) Московский городской психолого-педагогический университет, сокращенно МГППУ.
Кафедра дошкольной педагогики и психологии. Кафедра Детской и Семейной Психотерапии
Кафедры отвечают за подготовку специалистов по нескольким специальностям, связанным с дошкольной и школьной психологией, а также и коррекцией. Узнать более подробную информацию можно на сайте вуза по ссылке: .
Полезная информация для поступающих в вуз: .
Для сведения: также в вузе работает кафедра детской и семейной психотерапии.

Координаты приемной комиссии МГППУ:
Адрес: 127051, Москва, улица Сретенка, дом 29, аудитория 111.
Телефон: 8 (495) 632-98-66.

2) Российская медицинская академия последипломного образования. Кафедра детской психологии и психиатрии.
Заведующий кафедрой
Доктор медицинских наук, профессор
Шевченко Юрий Степанович.
Телефон: 9 (495) 954-13-14.
Контакты:
Адрес: 119334 Москва, 5-й Донской пpоспект, дом 21а, Детская психиатрическая больница №6.
Телефон: +7 (495) 954-13-14.
Сайт: .

3) Российский государственный гуманитарный университет. Кафедра педагогической психологии. Сайт: .
Контакты
Телефон кафедры: 8 (495) 250-65-29.
Адрес: 125047, г. Москва, станция метро “Новослободская”, улица Чаянова, дом 15, второй корпус, аудитория № 705.

4) Факультет дошкольной психологии и педагогики имеется в Московском Государственном педагогическом университете.
Адрес: Госпитальный вал, дом 4.
Телефон: 8 (499)-787-04-85; 8 (499)-787-06-20
Проезд: станция метро «Семеновская», станция метро «Авиамоторная», трамваи 32, 43, 46 до остановки «Ухтомская улица».

Формы обучения
Очное отделение, бесплатное и платное обучение:
Дошкольная педагогика и психология, срок обучения 3 года (на базе педколледжей), квалификация – преподаватель дошкольной педагогики и психологии;
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Иностранный язык (английский язык), срок обучения 5 лет, квалификация – преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель иностранного языка;

Подробнее об обучении можно узнать на сайте вуза по адресу: .

www.moscow-faq.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *