Иня село – Иня село, Алтайский край подробная спутниковая карта онлайн Яндекс Гугл с городами, деревнями, маршрутами и дорогами 2018

Село Иня


Село Иня Онгудайского района Республики Алтай, расположенное на 703 км. Чуйского тракта.

Топонимика: В переводе с алтайского “ийин” – плечо, с хакасского “нин” -рукав, речка.

Мосты. Этом месте Чуйский тракт возвращается на правый берег Катуни. В данный момент действует железобетонный мост, построенному в 1970 г. по проекту В.А. Осипова Бийским мостопоездом № 203 взамен старого висячего моста, расположенного справа, чуть выше по течению.

У въезда в село стоит памятник Ленину: маленькая скульптура вождя революции установлена на довольно большом постаменте, наклоненном вперёд, напоминающем знаменитую конструктивистскую «Башню Татлина».


Два моста, село ИняИстория. В архивных документах Иня упоминается как назначенное под переселенческий поселок Карасу, “где проживает инородец 6-й дючины Василий Казанцев из Катанды и кочует вокруг него несколько семей калмыков. Есть часовня. Пахотные земли расположены по реке Ине, вверх от устья Кара-су. Всеми этими землями обоюдно пользуются инороды, проживающие в заселке, и кочующие кругом алтайцы. Русских здесь никогда не было”.

Официально датой образования села считается 1900 г. В 1903 г. построен третий паром через Катунь. Раньше на Иню выходил вьючный тракт, который пролегал от переправы Кор-Кечу правой стороной Катуни через Сальджарский перевал и спускался к р. Иня, позже действовала паромная переправа.

История с. Иня неотделима от истории Чуйского тракта. Именно строительство дороги послужило главной причиной возникновения села. После Гражданской войны по Чуйскому тракту перегоняли скот из Монголии. В с. Иня был открыт пункт “Скотоимпорт”, где были организованы ночлег, питание, баня, ветеринарная служба. Основное строительство на Ине началось в 1930 г.

В 1931 г. в Ине создана школа шоферов, первый набор составил 100 человек. С. Иня своим видом в то время напоминало маленький городок. В 1934 г. в селе открылась библиотека. Настоящее здание больницы построено в 1935 г. Во время войны в Ине был госпиталь, куда привозили раненых с фронтов. Здание, в котором находится сейчас школа, построено также в 1935 г.

По уровню жизни, культуры это село было самым цивилизованным не только в этом районе, но, пожалуй, и во всей области.


В 1936 г. был поставлен первый в Горно-Алтайской автономной области памятник В.И. Ленину. В том же году построен клуб, который по величине и красоте не уступал любому Дворцу культуры. Войдя в клуб, люди раздевались в гардеробной и обязательно меняли обувь. Стоял большой бильярдный стол, звучали духовой и оркестр народных инструментов. В зрительном зале с балконом стояли мягкие и красивые театральные кресла. Были оборудованы гримерная и костюмерная комнаты, перед сценой – оркестровая яма и суфлерная, на потолке вмонтированы цирковые кольца и канаты. Приезжали постоянно артисты, местные жители ставили пьесы и устраивали концерты.

В 1962 г. в с. Иня передислоцировался из с. Сростки ДСР № 1 с целью расширения и реконструкции Чуйского тракта. Были в поселке общая баня, пекарня с русской печью, столовая, почта, детский сад.

В 1967 г. образовался совхоз “Ининский”, с основным направлением шерстно-мясным. Позже на базе Ининского совхоза был организован филиал Ставропольского научно-исследовательского института пухового козоводства. Совхоз начал заниматься элитным козоводством.

На 2010  г. в селе проживали 800 чел. В Ине есть АЗС, магазины, кафе.

Археология. Перед селом, на северо-западной ее окраине, слева от тракта расположен археологический памятник – могильник Иня-1. Представляет собой задернованные каменные курганы в диаметре от 3 до 30 м, балбалы, изваяния, стелы, а также большое количество прямоугольных оградок. Объекты предположительно относятся к ран-нескифской эпохе, пазырыкскому периоду и Средневековью. Чуть дальше справа от дороги – могильник Иня-2, включающий 52 задернованных кургана в диаметре от 2 до 20 м. Большинство объектов предположительно относится к пазырыкской эпохе.

putevoditel-altai.ru

Иня – Алтай Туристский. Туристический портал

Села Республики Алтай
Подробности

Иня — село в Онгудайского района Республики Алтай, расположенное на 703 км Чуйского тракта.

 Онгудайский район Карта

Туристский район: Средняя Катунь

Топонимика: В переводе с алтайского “ийин” – плечо, с хакасского “нин” -рукав, речка.

Мосты

Этом месте Чуйский тракт возвращается на правый берег Катуни. В данный момент действует железобетонный мост, построенный в 1970 г. по проекту В.А. Осипова Бийским мостопоездом № 203 взамен старого висячего моста, расположенного справа, чуть выше по течению.

У въезда в село стоит памятник Ленину: маленькая скульптура вождя революции установлена на довольно большом постаменте, наклоненном вперёд, напоминающем знаменитую конструктивистскую «Башню Татлина».

Подробнее читай Подвесной мост через р. Катунь у с. Иня

История

В архивных документах Иня упоминается как назначенное под переселенческий поселок Карасу, “где проживает инородец 6-й дючины Василий Казанцев из Катанды и кочует вокруг него несколько семей калмыков. Есть часовня. Пахотные земли расположены по реке Ине, вверх от устья Кара-су. Всеми этими землями обоюдно пользуются инороды, проживающие в заселке, и кочующие кругом алтайцы. Русских здесь никогда не было”.

Официально датой образования села считается 1900 г.

В 1903 г. построен третий паром через Катунь. Раньше на Иню выходил вьючный тракт, который пролегал от переправы Кор-Кечу правой стороной Катуни через Сальджарский перевал и спускался к р. Иня, позже действовала паромная переправа.

с. Иня неотделима от истории Чуйского тракта. Именно строительство дороги послужило главной причиной возникновения села.

После Гражданской войны по Чуйскому тракту перегоняли скот из Монголии. В с. Иня был открыт пункт “Скотоимпорт”, где были организованы ночлег, питание, баня, ветеринарная служба.

Основное строительство на Ине началось в 1930 г.

В 1931 г. в Ине создана школа шоферов, первый набор составил 100 человек. С. Иня своим видом в то время напоминало маленький городок.

В 1934 г. в селе открылась библиотека.

Настоящее здание больницы построено в 1935 г. Во время войны в Ине был госпиталь, куда привозили раненых с фронтов.

Здание, в котором находится сейчас школа, построено также в 1935 г.

По уровню жизни, культуры это село было самым цивилизованным не только в этом районе, но, пожалуй, и во всей области.

В 1936 г. был поставлен первый в Горно-Алтайской автономной области памятник В.И. Ленину. В том же году построен клуб, который по величине и красоте не уступал любому Дворцу культуры. Войдя в клуб, люди раздевались в гардеробной и обязательно меняли обувь. Стоял большой бильярдный стол, звучали духовой и оркестр народных инструментов. В зрительном зале с балконом стояли мягкие и красивые театральные кресла. Были оборудованы гримерная и костюмерная комнаты, перед сценой – оркестровая яма и суфлерная, на потолке вмонтированы цирковые кольца и канаты. Приезжали постоянно артисты, местные жители ставили пьесы и устраивали концерты.

В 1962 г. в с. Иня передислоцировался из с. Сростки ДСР № 1 с целью расширения и реконструкции Чуйского тракта. Были в поселке общая баня, пекарня с русской печью, столовая, почта, детский сад.

В 1967 г. образовался совхоз “Ининский”, с основным направлением шерстно-мясным. Позже на базе Ининского совхоза был организован филиал Ставропольского научно-исследовательского института пухового козоводства. Совхоз начал заниматься элитным козоводством.

На 2010  г. в селе проживали 800 чел.

В Ине есть АЗС, магазины, кафе.

Археология

Перед селом, на северо-западной ее окраине, слева от тракта расположен археологический памятник – могильник Иня-1. Представляет собой задернованные каменные курганы в диаметре от 3 до 30 м, балбалы, изваяния, стелы, а также большое количество прямоугольных оградок. Объекты предположительно относятся к раннескифской эпохе, пазырыкскому периоду и Средневековью. Чуть дальше справа от дороги – могильник Иня-2, включающий 52 задернованных кургана в диаметре от 2 до 20 м. Большинство объектов предположительно относится к пазырыкской эпохе.

www.vtourisme.com

Иня – Наш Алтай

Село Иня расположено на 703 км Чуйского тракта. Оно было образовано в 1900 году, хотя и раньше здесь было алтайское поселение, а по окрестностям бродили кочевники-калмыки. Чтобы въехать в село, нужно переехать реку. Сейчас действует железобетонный мост, а до его постройки все пользовались подвесным, расположенным справа от нового. В свое время он был уникальным в плане своей конструкции, и сейчас является историко-культурным памятником РФ. Слева возвышается памятник Ленину, установленный на спиральный постамент.

Село образовалось в качестве перевалочного пункта, где отдыхали торговцы, которые везли товар в Китай и Монголию, и проживали ученые, исследующие древние памятники культуры, которых здесь множество. Рядом с селом есть археологические памятники Иня-1 и Иня-2. О том, что здесь с давних пор селились люди, говорят всевозможные курганы, стелы, каменные оградки и балбалы. Иннские стелы входили в ритуальный комплекс в конце каменного века. Профессор В.В. Сапожников исследовал местные земли в конце 19 века, и первым измерил Белуху – самую высокую гору в Сибири. Он советовал в Ине пользоваться услугами проводников и брать лошадей.

В начале 20 века, после официального образования села, жители продолжили работать извозчиками, проводниками и на почтовых пересылках. Этому способствовало строительство колесной дороги от превала Чике-Таман до Кош-Агача. В 1903 году через речку организовали переправу на паромах. После гражданской войны через село гнали крупный и мелкий рогатый скот из Монголии, сделали ветеринарный пункт.

Расцвет села Иня пришелся на 30-е годы. В это время тут была образована автобаза, стали обучать шоферов. Здесь отдыхали те шоферы, которые везли товары из Монголии. Развитая инфраструктура включала в себя большое общежитие, больницу, школу, библиотеку, клуб с мягкими креслами. В нем выступали как местные, так и приезжие артисты и циркачи.

Подвесной мост, построенный в 1936 году, сильно облегчил движение и переправу через Катунь. После строительства нового моста в 1970 году старый мост не стали разрушать.

В конце 60-х годов здесь был создан совхоз Иннский, который специализировался на разведении элитных пород коз.

В самом селе есть гостиница, магазины, многоотраслевое хозяйство «25 октября», на его въезде можно заправиться на АЗС. Если проехать дальше, то будет видно место слияния двух рек – Ини и Катуни и живописные Катунские террасы.

nashaltay.ru

Две достопримечательности села Иня (Республика Алтай, Россия)

Спустившись с перевала Чике-Таман, мы вскоре подъезжаем к селу Иня. Село Иня (от алтайского «ийын»-«плечо»), расположенное ныне на 703-м километре Чуйского тракта, было образовано в 1900 году. Это село было некогда одним из самых процветающих в этих местах, но в последнее время постепенно это процветание сходило на нет.

Село находится на правом берегу реки Катунь. В селе в Катунь впадает речушка Иня, стекающая с хребта Салджар. Горы в районе села невысокие (1000 – 1500 метров) и почти безлесые.

При въезде в село, проезжая мост через Катунь, трудно не заметить старый подвесной мост.
Строительство этого моста было связано со строительством Чуйского тракта. Мост был построен за один год(!) и введен в эксплуатацию в 1936 году, как водилось тогда, силами заключённых.

Цаплинский мост.

Это в своём роде уникальное сооружение, поскольку это первый в мире(!) висячий двухкабельный вантовый мост. Только немного позднее подобные мосты начали строить в США.

Ининский мост нередко называют “цаплинским”, так как он был построен по проекту талантливого русского инженера С.А. Цаплина, который не только проектировал мост, но и был главным инженером и начальником строительства.

Общая длина моста — 142 метров, средний речной пролет — 100 метров. Мост — деревянный, с железобетонными пилонами высотой 21 метров, во время испытания выдержал нагрузку из 6 автомобилей ЗИС, нагруженных до 6 — 8 тонн каждый (итого — не менее 36 тонн).


Мост эксплуатировался до 1970 года, до того времени, когда был введен в строй новый железобетонный мост через Катунь.

Старое и новое — вполне уживаются!

Ининский мост с 1994 года является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия РФ.

Спустившись с новой трассы к мосту, мы с грустью констатировали, что этот административный акт мало помог Цаплинскому мосту, который постепенно разрушается, во всяком случае его деревянный настил. Хозяйского отношения здесь не видно.

Участок старой дороги.

Теперь два слова о другой достопримечательности села Иня.
Историки считают, что с этих мест, в древности, купеческие караваны с товаром уходили дальше в Монголию и Китай. В окрестностях села много наскальных рисунков, оленных камней, каменных изваяний, курганов.

В частности, сразу за селом, в нескольких десятках метров справа от дороги, расположены каменные стелы. Их трудно не заметить: две из них обладают внушительными габаритами, больше двух метров высотой над землей и примерно столько же – под землей! Одна — несколько меньше.

Ининские стелы.

Ученые не пришли к единому мнению по поводу того, для чего могли использоваться эти стелы, однако скорее всего это была ограда для древнетюрского кладбища или поминального комплекса. Подтверждает такую догадку и то, что вблизи от каменных стел расположен раскопанный курган.

Загадочными эти глыбы считаются потому, что стоят они в чистом поле, вдали от гор. Никаких камней нет рядом и в помине! Нет материалов для строительства каменного кургана, нет глыб для изготовления стел. Откуда древние народы, обитавшие на Алтае, могли привезти эти глыбы и что использовали для их транспортировки? Пока ответа на эти вопросы не найдено.

Кстати, все эти стелы украшены символическим изображениями человеческих лиц, каждое из которых обращено на северную сторону. Эти фигуры стоят уже не одну тысячу лет, оберегая чей-то покой…

turbina.ru

Иня (Республика Алтай) – это… Что такое Иня (Республика Алтай)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Иня.

Иня — село в центральной части Республики Алтай, на территории Онгудайского района. Население — 2252 чел.

Физико-географическая характеристика

Село Иня

Иня расположена на правом берегу Катуни в месте впадения в неё одноимённой реки Иня, стекающей с хребта Салджар. В окрестностях Ини имеются почти безлесые невысокие горы (1000—1500 м). Через село проходит федеральная трасса М-52 «Чуйский тракт», а ближайшие населённые пункты: Малая Иня — на востоке и Малый Яломан — на севере.

Экономика и социальная сфера

Основа экономики населённого пункта — многоотраслевое хозяйство «25 Октября», которое занимается рыболовством, оленеводством, охотпромыселом, молочным животноводством и полеводством. Также здесь есть автобаза, гостиница, магазин продуктов и больница.

Достопримечательности

Близ села имеется большое количество курганов и безкурганных захоронений. В полукилометре от села на юг находятся известный археологический памятник — Ининские стелы. Две из них — высотой более 2 метров, а две — чуть меньше. По мнению археологов они использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится курган. Здесь же ранее стояло ещё одно каменное изваяние, относящееся к энеолитической эпохе. Его верхняя часть была отбита уже в наше время и сейчас находится в Краеведческом музее Горно-Алтайска.

Более современной достопримечательностью является Ининский подвесной мост. Построенный в 1936 году он стал первым двухцепным висячим мостом в мире.

Памятник Ленину у въезда в село Иня

У въезда в село стоит памятник Ленину: маленькая скульптура вождя революции установлена на довольно большом постаменте, наклоненном вперёд, напоминающем знаменитую конструктивистскую «Башню Татлина».

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Иня (село) – Алтай-Атлас

Село Иня Онгудайского района Республики Алтай, расположенное на 703 км. Чуйского тракта.

Топонимика: В переводе с алтайского “ийин” – плечо, с хакасского “нин” -рукав, речка.

Мосты. Этом месте Чуйский тракт возвращается на правый берег Катуни. В данный момент действует железобетонный мост, построенному в 1970 г. по проекту В.А. Осипова Бийским мостопоездом № 203 взамен старого висячего моста, расположенного справа, чуть выше по течению.

У въезда в село стоит памятник Ленину: маленькая скульптура вождя революции установлена на довольно большом постаменте, наклоненном вперёд, напоминающем знаменитую конструктивистскую «Башню Татлина».

История. В архивных документах Иня упоминается как назначенное под переселенческий поселок Карасу, “где проживает инородец 6-й дючины Василий Казанцев из Катанды и кочует вокруг него несколько семей калмыков. Есть часовня. Пахотные земли расположены по реке Ине, вверх от устья Кара-су. Всеми этими землями обоюдно пользуются инороды, проживающие в заселке, и кочующие кругом алтайцы. Русских здесь никогда не было”.

Официально датой образования села считается 1900 г. В 1903 г. построен третий паром через Катунь. Раньше на Иню выходил вьючный тракт, который пролегал от переправы Кор-Кечу правой стороной Катуни через Сальджарский перевал и спускался к р. Иня, позже действовала паромная переправа.

История с. Иня неотделима от истории Чуйского тракта. Именно строительство дороги послужило главной причиной возникновения села. После Гражданской войны по Чуйскому тракту перегоняли скот из Монголии. В с. Иня был открыт пункт “Скотоимпорт”, где были организованы ночлег, питание, баня, ветеринарная служба. Основное строительство на Ине началось в 1930 г.

В 1931 г. в Ине создана школа шоферов, первый набор составил 100 человек. С. Иня своим видом в то время напоминало маленький городок. В 1934 г. в селе открылась библиотека. Настоящее здание больницы построено в 1935 г. Во время войны в Ине был госпиталь, куда привозили раненых с фронтов. Здание, в котором находится сейчас школа, построено также в 1935 г.

По уровню жизни, культуры это село было самым цивилизованным не только в этом районе, но, пожалуй, и во всей области. В 1936 г. был поставлен первый в Горно-Алтайской автономной области памятник В.И. Ленину. В том же году построен клуб, который по величине и красоте не уступал любому Дворцу культуры. Войдя в клуб, люди раздевались в гардеробной и обязательно меняли обувь. Стоял большой бильярдный стол, звучали духовой и оркестр народных инструментов. В зрительном зале с балконом стояли мягкие и красивые театральные кресла. Были оборудованы гримерная и костюмерная комнаты, перед сценой – оркестровая яма и суфлерная, на потолке вмонтированы цирковые кольца и канаты. Приезжали постоянно артисты, местные жители ставили пьесы и устраивали концерты.

В 1962 г. в с. Иня передислоцировался из с. Сростки ДСР № 1 с целью расширения и реконструкции Чуйского тракта. Были в поселке общая баня, пекарня с русской печью, столовая, почта, детский сад.

В 1967 г. образовался совхоз “Ининский”, с основным направлением шерстно-мясным. Позже на базе Ининского совхоза был организован филиал Ставропольского научно-исследовательского института пухового козоводства. Совхоз начал заниматься элитным козоводством.

На 2010 г. в селе проживали 800 чел. В Ине есть АЗС, магазины, кафе.

Археология. Перед селом, на северо-западной ее окраине, слева от тракта расположен археологический памятник – могильник Иня-1. Представляет собой задернованные каменные курганы в диаметре от 3 до 30 м, балбалы, изваяния, стелы, а также большое количество прямоугольных оградок. Объекты предположительно относятся к ран-нескифской эпохе, пазырыкскому периоду и Средневековью. Чуть дальше справа от дороги – могильник Иня-2, включающий 52 задернованных кургана в диаметре от 2 до 20 м. Большинство объектов предположительно относится к пазырыкской эпохе.

atlas.dcsr.ru

Иня

680км трассы – М 52 село Купчегень. База лесхоза «Кор-Кечу». Бом – «Кор-Кечу»-«гибельная переправа».

Порог Ильгумень – алт.«большая река». У порога проходит кубок России по рафтингу –«Ак-Талай-Маргаан» – алт.«вызов белой воды». Соревнования проводятся на рафтах одного типа – “Timе-trial sport”. Этап “Параллельный спринт”- участвуют одновременно группе экипажей. Выбывают экипажи, проигравшие заезд, победители заездов стартуют в следующих группах – вплоть до определения победителя. Этап “Слалом” – короткая трасса с воротами. Количество попыток для всех классов судов – две. Результат экипажа определяется суммой времени прохождения дистанции и штрафных очков. Победитель определяется по результату в лучшей попытке. Этап “Длинная гонка”. Старт групповой выше порога «Турбинный», финиш у моста через р. Катунь на село Инегень. Выбор стартовой позиции согласно промежуточному рейтингу, результат определяется временем прохождения дистанции.Этап «Супермарафон». Старт групповой выше порога «Турбинный». Финиш ниже порога «Б. Ильгуменский». Кубок Катуни проводится с целью выявления сильнейших команд по рафтингу, популяризации и дальнейшего развития в России водных видов спорта.

Окружающие виды после Чике-Тамана изменились радикально. До этого преобладали леса , местами сменяющиеся лугами и речками. После перевала природа стала более суровой. Горы, плоскогорья, склоны, все это поросшее травой,курганы. Но вот деревьев там полное отсутствие.Открывается потрясающий вид на Катунь, к которой снова вырывается Чуйский тракт. Дорога подходит к Катуни,  теперь «бомы» следуют один за другим и один круче другого. Бомы- Уркош, Кынырар, Айры-Таш, Яломан. Бомы –высокие, отвесные утёсы, обрывающиеся к руслу реки. На этих бомах в гражданскую войну держала оборону от Красной Армии так называеая Кара-Корумская управа.Постойте на краю практически вертикальной стены ущелья, любуясь неповторимым цветом Катуни, поднимитесь по крутому склону высоко над дорогой к скалам и песчаным осыпям. Катунские речные террасы

Катунские речные террасы широко представлены и прекрасно выражены вдоль р. Катунь от устья р.Б.Яломан до устья р. Чуя. Это классические надпойменные террасы, отражающие многостадийную эволюцию речной системы Горного Алтая. Высота наиболее древних террас над современным уровнем воды Катуни доходит до 200м (район устья р. Чуи). Развитии речных долин и, по- видимому отражает режим катастрофических паводков.

Яломан – удивительно живописное место, по-алтайски «узкий шнур с белыми лентами». Само название- свидетельство алтайских природных культов, освящавших особые места. Яломанское городище – наиболее известное тюркское поселение – было раскопано в устье реки Большой Яломан. В Горном Алтае поселения тюрков располагались в основном на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что в случае военной опасности позволяло отойти в соседнюю долину. Когда-то здесь был значительный и большой город тюрков. Сейчас у его стен стартуют экстремальные сплавы по Средней Катуни да останавливаются на привал туристы.

706км трассы – М 52. Иня (по-алтайски «плечо, на плече»)И вот уже снова Чуйский тракт переходит на правобережье Катуни. У села  виден первый в мире двухцепный лиственничный подвесной мост, спроектированный в 1936 году выпускником московского автодорожного института С.А.Цаплиным. Цаплин не только автор этого проекта. Он же руководил людьми, воплощавшими его проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. Это был первый двух цепной висячий мост в мире. Только немного позднее такие мосты были построены в США.В 1970 г. у села Иня был построен железобетонный мост через реку Катунь вместо старого подвесного моста, за проектирование и строительство которого авторам и строителям была присуждена премия Совета Министров СССР. Село Иня находится на правом берегу реки Катунь. В селе в Катунь впадает речушка Иня, стекающая с хребта Салджар. У въезда в село стоит памятник Ленину: маленькая скульптура вождя революции установлена большом постаменте, Ленин “повернулся” спиной к проезжающим.Это село было некогда одним из самых процветающих, но в последнее время постепенно это процветание сходило на нет. Вокруг села масса курганов.

Ининские стелы. В километре от села на юг справа от дороги – знаменитые Ининские стелы, вертикально врытые в землю длинные камни – мегалитические сооружения загадочной культовой природы. Ининский канал – русло древнего суваха (канала): он пересекает всю долину Катуни по искусственно насыпному ложу.

Инигень, село ( Эниген,Иниген) – по-алтайски «наклониться, нагнуться». От села сначала авто, а затем пеше-конная тропа на Тюнгур. Скала «Бичикту кая»- «скала с письменами». “Бичик” (уйгурск. средневек.) – письмо.

 

dmitriev-anatoly2010.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *