Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни
Библиографическое описание:
Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. С. 52-54. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3082/ (дата обращения: 05.11.2018).
Каждый человек, только появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача-помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т.д.[1,с.3]
Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной по возможности с основными разновидностями этих свойств.
В планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. От элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности. В раннем детстве усвоение знаний, равно как информирование умений, должно происходить систематически. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми второго и третьего года жизни проводится один раз в неделю. Большой интервал между занятиями не желателен. Необходимо также закрепить полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. При повторном проведении занятие не должно быть полностью идентично первоначальному варианту: простое копирование может привести к механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей.
Особый такт необходимо проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не должна превращаться в дополнительные занятия.[1,с.4] Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть дидактическим материалом.
Эстетическая сторона занятия по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством дидактического материала.
Особое внимание хочу уделить известному пособию Золтана Дьенеша – «Блоки Дьенеша».
Что такое «Логические блоки Дьенеша»?
Золтан Дьенеш
– известный венгерский педагог. Основатель игрового подхода к
развитию детей «Новая математика», идея которого
заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных
логических игр.
Блоки Дьенеша специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Этот набор предназначен для детей от двух – трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями “большой – маленький”, “толстый – тонкий”, “такой же”, “не такой”.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития. Для занятий с блоками Дьенеша можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами.
Использовать блоки можно в процессе организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в разные режимные моменты, в том числе и во время занятий.
Вот один из вариантов организации непосредственно образовательной деятельности с детьми третьего года жизни с использованием блоков Дьенеша.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в I младшей группе «Наш друг квадрат» по реализации задач образовательной области «Познание»
Программные задачи:
Закрепить в речи названия основных цветов (красный, синий, желтый), тренировать внимательность.
Закрепить знания детей о геометрической форме квадрат. Учить распознавать формы квадрата в окружающей обстановке.
Классифицировать предметы по признаку величины «большой», «маленький».
Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, глазомер.
Развивать мышление, координацию движений.
Демонстрационный материал. Большой квадрат синего цвета, дорожки из геометрических фигур синего и желтого цвета.
Раздаточный материал. Блоки Дьенеша (наборы по количеству детей), карточки из альбома «Маленькие логики», строительный материал (кубики) красного, синего и желтого цвета.
Ход деятельности:
Воспитатель. Ребята сегодня к нам в детский сад пришел гость. Подойдем к столу и поздороваемся с ним.
Дети подходят к столу и садятся на стулья.
Воспитатель. Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться я рад
А зовут меня квадрат.
Воспитатель. Здравствуй, квадрат. Ребята, вы помните, он уже приходил к нам в гости. Квадрат, а почему ты сегодня такой грустный? Посмотрите, у него даже слезки текут.
Квадрат. Мои братья маленькие квадраты не могут найти свои домики. А они жили в таких красивых башенках.
Воспитатель. А где же твои братья квадраты.
Квадрат. Да вот же они тихонько сидят коробочке и грустят. Помогите, пожалуйста.
Воспитатель. Ребята, поможем квадратам найти домики? (поможем).
Воспитатель. Возьмите каждый по одному квадрату. Квадраты у нас разноцветные. Алина, какого цвета твой квадрат (опрос детей).
Воспитатель. Ну а сейчас нам пора отправляться искать домики наших друзей квадратов. Для того чтобы найти их, мы должны пройти по дорожке из больших синих квадратов.
Воспитатель. Покажите мне эту дорожку.
Дети показывают.
Воспитатель. Из каких геометрических фигур выложена дорожка? (из квадратов)
Воспитатель. Правильно, из квадратов. А какого цвета квадраты? (синего цвета).
Воспитатель. Правильно, квадраты синего цвета.
Воспитатель. А какие они: большие или маленькие?
(большие, синие квадраты).
Дети вместе с воспитателем под музыкальное сопровождение идут по дорожке из больших синих квадратов и подходят к столу, на котором лежат карточки и наборы «Блоков Дьенеша». Садятся за стол.
Воспитатель. Посмотрите на столе у нас лежат карточки, на которых тоже нарисованы дорожки. Дорожки не простые, все окошки в них пустые. Чтобы мы прошли по этой дорожке нужно правильно закрыть окошки.
Воспитатель. Окошки у нас квадратной формы.
Дети повторите, какой формы окошки? (квадратной формы).
Воспитатель. Окошки у нас разного цвета: синего, желтого, красного. Какого цвета окошки?
Воспитатель. А еще квадраты разные по размеру: большие и маленькие.
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим на фигуры, которые лежат перед вами. Какой квадрат у Гриши большой или маленький? А у Алины квадрат, какой по размеру?
Воспитатель: А теперь выложите свои фигуры на дорожки, закройте пустые окошки.
Работа с блоками.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы справились с заданием. Но где же наши башенки?
Воспитатель. Ой, что это?
Воспитатель обращает внимание на коробки с кубиками.
Дети переходят к другим столам и становятся вокруг них.
Воспитатель. Наверное, домики квадратов сломались. Давайте построим для наших друзей новые башенки.
Воспитатель. Для синих квадратов построим синие башенки, для красных – красные, для желтых – желтые.
Воспитатель. Полина, какого цвета твой квадрат?
(красного).Воспитатель. Правильно красного цвета. Построй для своего квадрата башенку красного цвета.
– Мила у тебя синий квадрат. Значит, башенку какого цвета будешь строить ты? (синего цвета).
Дети строят башни их кубиков.
Воспитатель. Какого цвета получилась башенка у Алины, а у Гриши?
Воспитатель. Ура, башенки готовы! Вот и квадрат теперь улыбается. Вы молодцы, ребята, помогли квадрату.
Литература:
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей. Москва, «Просвещение», 1996 г.
Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики», Санкт- Петербург «Корвет».
moluch.ru
Методика Дьенеша для раннего развития детей
Каждая из них имеет свои плюсы, но сегодня речь пойдет об одной из них – это замечательная система Дьенеша венгерского педагога, влюбленного в математику и постаравшегося поделиться своим увлечением с большим числом людей. Многие считают этот предмет скучным и трудным, между тем, математика учит человека логическому мышлению, умению абстрагировать и классифицировать, заниматься анализом и синтезом.
Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры
Система Дьенеша наглядно демонстрирует, что даже малыши, при правильном подходе, быстро учатся анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Разумеется, обучение должно происходить в форме игры, которая совмещает и развлечение, и обучение.
Игры, в которых используются блоки Дьенеша, помогают задействовать весь практически неисчерпаемый творческий потенциал ребенка, развивают его речь, стимулируя к построению сложных предложений с использованием союзов и смысловых и формообразующих частиц.
Логические блоки Дьенеша учат самого маленького человечка обозначать различные свойства предмета, видеть разницу и классифицировать ряд объектов по внешним признакам, выделять главные свойства и т. д. По мере усложнения игры происходит переход к основам информатики, в простой форме идет обучение таким понятиям, как кодирование, алгоритмы, логические операции и умозаключения.
Блоки Дьенеша – кубики и фигурки помогают родителям в виде увлекательной игры совершенствовать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Педагогическая диагностика подтвердила, что система Дьенеша дает возможность в игровой форме освоить математические понятия от простых к более сложным, и развить важные для малышей психологические процессы.
Методика Дьенеша – изучение математики в шесть этапов
В зависимости от возраста ребенка, методика Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов изучения математики – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.
- На первой стадии познание математики происходит в виде свободной игры – она заключается в том, что ребенку предлагается задание, которое он решает, перебирая все варианты, т. е. методом проб и ошибок находится правильное решение. Игры на этом этапе немного хаотичны, нет никаких правил, происходит ознакомительный период – малыш изучает фигурки и кубики, привыкает к тому, что они совершенно разные.
- Постепенно игры становятся сложнее, и на этом этапе начинается непосредственно обучение. Малышу предлагается проводить анализ – сравнить кубики и фигурки по форме, размеру, толщине или форме. Вводятся правила игры, и объясняется, что их нужно соблюдать. На этом этапе ребенок начинает понимать, что, не зная правил, невозможно выиграть.
- На третьем этапе игры малыш продолжает сравнивать объекты в соответствии с присущими им свойствами. Малыш начинает понимать, что с одними и теми же правилами игры могут использовать различные предметы, для этого одна задача обыгрывается на различных кубиках и фигурках, и ребенок учиться абстрагироваться от предметов, т. е. видеть общую цель.
- Четвертый этап учит понимать смысл чисел. Игры должны опираться на визуальное восприятие – таблицы, карточки, диаграммы и т. д.
- Этот этап можно назвать символическим, ребенка в виде игры подводят к пониманию того, что к одному и тому же результату могут приводить разные серии шагов.
- Заключительная и самая длительная стадия, в ходе которой ребенок учится понимать язык символов. Правила и описания игры усложняются, вводятся понятия теоремы – требующей доказательства, и аксиомы – не требующей доказательства.
Многие взрослые пугаются и считают, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает.
Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные математические задачи.
Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны
Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине. К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм. Самое главное — не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.
Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме — собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.
Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.
Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.
Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.
Как видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.
Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца».
Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.
www.e-motherhood.ru
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
в работе с детьми дошкольного возраста
Бочкова Вера Семьяновна
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры: логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому с первой младшей группы (с 2-х лет) я начала знакомить малышей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».
На первом этапе (первая младшая группа) дети познакомились с игровым материалом «Удивляйка». Это рамки с вкладышами, разработанные З. Дьенешем. Использование данного материала в работе с детьми позволило мне решить следующие задачи:
– сформировать умение различать предметы по величине;
– развить умение формировать группы однородных предметов;
– сформировать умения различать предметы по форме.
Следующим этапом было знакомство с блоками Дьенеша.
В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свой). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные.
Наряду с блоками Дьенеша, в систему игровых упражнений для развития элементарных математических представлений включаются и другие методики – палочки Кюизенера и логические кубики.
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним ещё в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала и не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют ещё и ряд других областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение. К цветным палочкам также разработаны альбомы в соответствии с возрастом. Наряду с логическими блоками и палочками использую в работе с детьми пособие «Сложи узор», состоящее из логических кубиков. Кубики на схемах нарисованы в масштабе 1:1, что является необходимым условием для работы с детьми младшего дошкольного возраста и позволяет ребенку моделировать изображение методом наложения.
Альбом учит дифференцировать и сравнивать предметы по размеру (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ.
В процессе игры дети тренируют навыки счета, конструктивные способности, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику и речь.
Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
ext.spb.ru
Увлекательные блоки Дьенеша | ЧДОУ ЦРР Соликамскбумпром
06.07.2017
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
В. А. Сухомлинский
Можно ли сделать математику для малышей понятной и увлекательной? Золтан Дьенеш — уникальный ученый, впервые смог создать совершенно простую, но в то же время яркую, интересную игру — блоки Дьенеша, которые умещаются в небольшой коробке. Открыв коробку, мы увидим круги, квадраты, треугольники и прямоугольники, которые отличаются по цвету и размеру. К блокам предложено несколько красочных альбомов с заданиями. Вариантов игр с блоками огромное множество. Эта игра является незаменимым помощником в освоении детьми элементарных математических представлений. Она помогает закреплять знания цвета, формы, размера. Отлично способствует развитию внимания, памяти, воображения.
Пособие представляет большой интерес даже для маленьких деток. В наших детских садах в блоки Дьенеша начинают играть уже с детьми от 1,5 лет.
Малыши их с удовольствием ощупывают, перекладывают, складывают друг на друга. Дети угощают свои игрушки «печеньем» (фигурами): для кукол круглое печенье, а для Зайчика – красное. Мышка любит большое печенье, а Котенок – только тонкое.
Любят ребята строить «паровозик», где вагончики чередуются по цвету: желтый, красный, желтый или форме: круглый, прямоугольный, круглый. А как захватывает, когда достаешь на ощупь фигурки из мешочка по заданному признаку: только большие или только круглые!
Накладывая цветные блоки на изображения из альбомов, дети испытывают радость, наблюдая за тем, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы. Забавные фигурки получаются у ребят: мишки, кошки, собачки, елочки, бусы и т.д.
На протяжении учебного года воспитатели групп раннего возраста работали в творческой группе «Использование учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» в работе с детьми раннего возраста». Педагоги раннего возраста – творческие люди! Они придумали совместно с воспитанниками свои изображения из блоков и сфотографировали их для дальнейшей работы. У них получились различные рыбки, фотоаппарат и даже детская коляска.
Если вы по прежнему считаете математику скучной и неинтересной наукой – наверняка вы еще не знакомы с развивающими блоками!
Материал подготовила Евгения Александровна Ряпосова, воспитатель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №25
detsad-solbum.ru
Блоки Дьенеша для развития способностей детей
На современном рынке представлены самые различные логические игры для детей, которые сориентированы на ту или иную возрастную категорию. Как свидетельствуют многочисленные родительские отзывы в сети, наиболее полярными сегодня являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Такие игры можно купить в любом торговом центре, заказать в интернет-магазине или изготовить своими руками.
Набор фигур, рождающий познание
Что представляют собой блоки Дьенеша? Выдающийся венгерский педагог, психолог и математик, разработчик логических игр для детей стал автором ряда методик, способствующих развитию у малышей и детей постарше умений и навыков классификации и анализа информации. Игры с блоками Дьенеша, которые чаще называют кубиками, развивают память, внимание, мышление. Блоки состоят из 48 фигур. Ни одна из них не похожа на другую. Блоки Дьенеша бывают объемными и плоскостными. Вторые очень легко изготовить своими руками.
Для развития способностей детей
Золтан Дьенеш не просто создал набор геометрических фигур, а подобрал их так, чтобы они различались по форме, цвету, размеру и толщине. Специалисты называют его блоки потрясающим полем, где возможно воспроизводить игровые действия различной степени сложности. Психологи рассматривают игры с блоками как один из методов сближения взрослых и детей, способствующих развитию взаимопонимания. Без абстрагирования, анализа свойств предметов, их классификации и обобщения ребенку невозможно познавать окружающий мир. Кубики или блоки Дьенеша помогают маленькому человеку решать данную задачу, развивая свои способности к логическому осмыслению и действиям.
Логические блоки принято классифицировать по степени их сложности и предназначению для детской аудитории. Кубики Дьенеша разделяют по свойствам включенных в них фигур, каждая из которых обладает определенными качествами. Блоки Дьенеша для самых маленьких, используемые на первом этапе занятий по этой методике, обладают одним общим качеством, на втором — двумя, на третьем — тремя. В результате логические кубики, которые все же правильнее называть блоками, способствуют усложнению логических игр, посредством которых ребенок учится не только различать, классифицировать, но и моделировать новые фигуры. Блоками Дьенеша широко пользуются родители, педагоги и психологи в разных странах мира. В России на сегодняшний день красочные фигуры являются одними из наиболее популярных игр, применяемых в развитии дошкольников.
Уникальность разработки венгерского ученого состоит в том, что блоками Дьенеша и палочками Кюизенера можно воспользоваться, когда ребенку есть два года и он еще не обладает навыками чтения, счета, письма. «Удивляйка», «Маленькие логики» являются наиболее популярными играми с блоками Дьенеша для самых маленьких первооткрывателей мира, чей возраст от 2 до 3 лет. Игра «Маленькие логики-2» с блоками Дьенеша предназначена для детей от 3 до 4 лет. Логические игры «Поиск затонувшего клада», «В стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» и другие адресованы мальчикам и девочкам в возрасте от 5 до 8 лет и включают в себя фигуры, обладающие четырьмя общими отличительными признаками. С каждым годом сложность заданий увеличивается, но и удовольствие от познавательных, увлекательных логических игр у ребенка растет, стимулируя его к дальнейшему познанию мира.
Разноцветный веселый счет
У блоков Дьенеша и палочек Кюизенера — бельгийского учителя начальной школы, оставившего человечеству ряд уникальных дидактических разработок, есть одна особенность: развивая память, логику и мышление, они приучают ребенка к самостоятельному познанию мира. Изобретение Кюизенера представляет собой разноцветные палочки, которые отличаются друг от друга по цвету и длине. Палочки Кюизенера часто называют числами в цвете. И это действительно так. Гениальный бельгийский педагог Джордж Кюизенер смог найти механизм, как связать в сознании ребенка длину, число и цвет, научив его считать, логически мыслить при помощи разноцветных полочек.
Чем длиннее в наборе полочка, тем большее число она обозначает. Палочки Кюизенера можно встретить в простых и более сложных наборах, они отличаются друг от друга по количеству предметов. Палочки каждого цвета обладают своей длиной. «Цветовые семьи палочек» помогают ребенку освоить не просто азы счета, но и соотношение чисел по их величине. В упрощенном наборе насчитывается, как правило, 116 предметов. Палочки Кюизенера предназначены для достаточно широкой детской аудитории. Мальчики и девочки в возрасте от 3 до 7 лет с их помощью могут научиться разграничивать математические понятия, делить число на составляющие его части, освоить сложение, вычитание, умножение, деление и приблизиться к пониманию абстрактных величин.
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера стали универсальным пособием для дошкольников. Если с фигурками Дьенеша первые занятия можно начинать с двухлетними малышами, то последователи бельгийского педагога предлагают вести игры и занятия с детьми в возрасте от одного года, так как разноцветные палочки помогают малышу знакомиться с цветами, размером, развивают у него фантазию, воображение, мелкую моторику, пространственное ориентирование. На первом этапе занятий с ребенком палочкам отводится роль сугубо игрового материала, постепенно у него развивается способность к конструированию, стремление комбинировать цвета и предметы, отличая их друг от друга. Только затем приходит время обучения счету.
На втором этапе палочки Кюизенера выполняют роль математического пособия, дети узнают о законах мира чисел, знакомятся с первыми математическими терминами и дробными числами. Каждое занятие с палочками Кюизенера специалисты советуют родителям проводить, играя наравне с ребенком, включаясь в процесс познания мира чисел и математических величин.
О физиках и лириках
Общепринято разделять людей на математиков и гуманитариев. Игры Дьенеша и Кюизенера разрушают многие привычные стереотипы. Раньше было принято считать, что, когда у человека лучше развито полушарие, определяющее математические или гуманитарные способности, изменить что-то в его восприятии мира уже нельзя. Выдвигались концепции раздельного обучения лириков и физиков счету и простейшим математическим действиям. Разработки польского и бельгийского педагогов стали новым словом в универсализации методов обучения, каждый из которых направлен на персональный подход к каждому ребенку.
Интеллектуальное развитие подрастающего поколения является сегодня задачей №1 во всем мире. Занимаясь по двум данным методикам, совершенствуется не только ребенок, но и взрослый, помогающий ему осваивать окружающий мир. Многие специалисты советуют вести занятия с детьми по методикам Дьенеша и Кюизенера одновременно, так как они не противоречат друг другу и легко совмещаются. Одним из подтверждений тому является хорошо известный многим родителям и педагогам дидактический материал «Вместе весело играть». Разве не чудо, что посредством игры с разноцветными палочками и блоками маленький и большой человек учатся главному в жизни — взаимопониманию?
moyasna.ru
Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
И. Кант.
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность верно улавливать причинно – следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического математического мышления – залог будущей успешности наших детей. Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.
Автор этой технологии Золтан Дьенеш – это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. Использование данной технологии позволяет решить следующие задачи:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины.
- Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации).
- Способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
- Развивать представление о множестве, операции над множеством, пространственные представления.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.
Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Это комплект из 48 геометрических фигур: четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), трех цветов, двух размеров, двух видов толщины.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами
Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель.
Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование информации, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя логические блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Целесообразно начать систематическую работу с использованием логических блоков со второй младшей группы. Прежде чем начать работу с детьми нужно установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Примерно ориентируясь на уровне развития ребенка предложить ему одну – две игры. Если он не справляется, предлагаем предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игру следующей группы. Переводить ребенка к последующим играм можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих игр. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры, то интерес к заданиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности:
- на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности;
- в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости;
- в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях;
В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
Дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша
Дидактическая игра |
Возрастная группа |
Задачи. |
Игровые действия |
1. «Бабочки»
|
2 младшая
|
Закреплять знания о геометрических фигуры, цветах. |
Дети работают на схеме, приемом наложения на схему. |
Средняя
|
Развивать логическое мышление, конструктивные способности. |
Дети работают по схеме, составляя изображение на горизонтальной поверхности. |
|
Старшая
|
Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов, учить сравнивать и обобщать. |
Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам.
|
|
Подготовительная
|
Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов, включая знак отрицания некоторого свойства. |
Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания. |
|
2.«Разложи фрукты»
|
2 младшая
|
Закреплять знания о геометрических фигуры, цветах. |
Дети раскладывают «волшебные фрукты» (логические блоки) по обручам: раскладывают фигуры по цвету и форме; |
Средняя
|
Развивать логическое мышление, упражнять в классификации блоков по цвету и форме,
|
Дети находят область пересечения двух обручей и раскладывают фигуры по двум признакам (цвету и форме) |
|
Старшая
|
Учить выделять пересекающиеся подмножества, выделять общую часть множества, упражнять в классификации блоков по двум признакам, учитывая область пересечения. |
Дети находят область пересечения трёх обручей и раскладывают фигуры по трем признакам (цвету и форме, размеру), учитывая область пересечения
|
|
Подготовительная
|
Учить выделять пересекающиеся подмножества трех множеств, выделять их общие части, упражнять в классификации блоков по трем признакам, учитывая область пересечения |
Дети находят область пересечения трёх обручей и раскладывают фигуры по трем признакам (цвету и форме, размеру), учитывая область пересечения. |
|
3.«Дворец принцессы»
|
2 младшая
|
Закреплять геометрические фигуры, цвета. |
Злой волшебник заколдовал дворец принцессы и чтобы ей помочь надо схеме построить дворец: дети работают на схеме, приемом наложения на схему. |
Средняя
|
Развивать логическое мышление, конструктивные способности. |
дети работают по схеме, составляя дворец на горизонтальной поверхности; |
|
Старшая
|
Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов по трем признакам, учить сравнивать и обобщать. |
дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам;
|
|
Подготовительная
|
Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов по 4 признакам, включая знак отрицания некоторого свойства |
дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания.
|
|
4.«Рассели жильцов»
|
2 младшая
|
Закреплять геометрические фигуры, цвета. |
Дети работают на схеме, приемом наложения на схему. |
Средняя
|
Развивать логическое мышление, упражнять в классификации.
|
Дети работают на схеме, выполняя словесное указание воспитателя (на первом этаже красные треугольники, на втором – синие квадраты, на третьем – желтые круги). |
|
Старшая
|
Упражнять в классификации и обобщении геометрических фигур по трем признакам. |
Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам.
|
|
Подготовительная
|
Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое внимание. Упражнять в классификации и обобщении геометрических фигур по четырем признакам. |
Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания.
|
|
5.«Магазин»
|
2 младшая
|
Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах. |
Дети, получая блок «деньги», ищут товар, на котором есть «ценник» с такой же фигурой по двум признакам. |
Средняя
|
Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов по трем признакам. |
Дети, получая блок, ищут товар, на котором есть «ценник» с такой же фигурой (включается третий признак – размер). |
|
Старшая
|
Учить сравнивать и обобщать. Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов, по четырем признакам. |
Дети, получая блок- «деньги», ищут товар, на котором есть «ценник» с его кодовым обозначением (включается четвертый признак – толщина). |
|
Подготовительная
|
Учить сравнивать и обобщать. Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов включая знак «не». |
Дети, получая блок «деньги» ищут товар, на котором есть «ценник» с его кодовым обозначением со знаком «не» |
Логические блоки можно использовать при организации сюжетно-ролевых игр. Например, в игре «Магазин» деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками; в игре «Почта» адрес на письме обозначается блоками, адрес на домике кодовыми карточками; в играх «Путешествие», «Цирк», «Театр» билеты обозначаются блоками, места кодовыми карточками.
Таким образом, анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций.
Конспект НОД по познавательному развитию
«Путешествие в сказку «Снежная королева»
Задачи: Учить выделять пересекающиеся подмножества, выделять общую часть множества. Формировать умение работать с алгоритмами при выполнении практических действий, читать кодовое обозначение, раскодировать блоки, классифицировать геометрические фигуры по одному признаку, объединять блоки по двум признакам.
Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, свободное общение со взрослыми и сверстниками, все компоненты устной речи, расширять словарь, упражнять в подборе подходящих, близких по смыслу прилагательных, развивать пантомимические навыки детей.
Воспитывать доброжелательность, сплочённость детского коллектива, интерес к художественной литературе.
Материал: интерактивная доска, блоки Дьенеша на каждого ребёнка, два обруча: синий, красный; схемы: «Дворец», «Цветок» на каждого ребёнка; игрушка «сердце», две корзины, музыкальные проихведения.
Предварительная работа. Чтение сказки «Снежная королева».
Ход
Воспитатель. Ребята, я очень рада вас видеть, давайте посмотрим друг на друг и улыбнёмся, подарим радость друг другу.
Вы любите сказки? Я хочу пригласить вас совершить путешествие в сказку. Но в какую сказку вы узнаете, когда отгадаете загадку.
На санях, как ветер мчится,
К ней опасно прислониться
Лишь дотронься – заморозит,
В царство снежное увозит.
Злые чары в ход пускает –
Сердце в льдинку превращает.
Кто это? /Снежная королева/.
Воспитатель. Ребята, вы знаете сказку о Снежной королеве? /Ответы детей/. О чём рассказывается в этой сказке? /Ответы детей/. В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы попал в сердце Кая, и оно заледенело, мальчик стал злым. Снежная королева унесла его в свой дворец. А Герда отправилась на поиски своего друга, потому что очень любила его.
Воспитатель. В какое время года появилась Снежная королева? / Зимой /. Почему именно зимой, а не в другое время года? /Ответы детей/. А какое время года сейчас? /Зима/. Почему вы решили, что сейчас зима? /Ответы детей/. Потому метёт метель, холодно, снежно, морозно, день короткий, ночь длинная. А как вы думаете, Снежная Королева может сейчас за нами наблюдать. /Ответы детей/.
Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь Герде найти Кая. /Ответы детей/. Давайте закроем глаза и представим, что мы вместе с Гердой отправились на поиски Кая. /Дети закрывают глаза/.
Воспитатель. Вот мы шли, шли и дошли до дворца, где живут Принц и Принцесса. И кого мы встретили у дворца? /Ответы детей/. Придворного ворона.
Придворный ворон сказал, что Принц и есть Кай и обещал представить Герду Принцу в том случае, если мы выполним задание с волшебными блоками. Слушайте задание: «Нужно расставить волшебные блоки по двум разноцветным обручам». Посмотрите на обручи и скажите, какого они цвета и как они расположены? /Ответы детей/. Обручи красного и синего цвета, расположены рядом друг с другом. Посмотрите на блоки, какие они? /Ответы детей/. Разные. А чем они отличаются? /Ответы детей/. По признаку цвета и по признаку формы.
Воспитатель. В красный обруч нужно положить красные блоки, в синий обруч – круглые. /Дети делятся на две подгруппы и выполняют задание/. По какому признаку объединены блоки в красном обруче, а в синем? /Ответы детей/. В красном обруче по признаку цвета, а в синем по признаку формы. Молодцы, ребята. А теперь соберем блоки в корзинки. /Дети собирают блоки в две корзины: в одну – красные блоки, в другую – круглые и садятся на стульчики/.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на обручи и скажите, какой они формы. /Круглой/. Как вы думаете, можно ли из двух фигур одинаковой формы получить новую фигуру? /Ответы детей/. Я вам покажу, как из двух фигур круглой формы получить новую фигуру.
Воспитатель. Посмотрите на экран. Что вы видите? /Ответы детей/. Две окружности, которые расположены рядом друг с другом.
Я перемещаю один круг и располагаю его поверх другого. Что у нас получилось? /Ответы детей/. Два круга пересеклись («встретились»), и образовалась новая фигура.
Ребята, часть, где круги пересеклись, («встретились»), называется «область пересечения». Какая фигура образовалась в результате пересечения двух окружностей? /Овал/. Где расположен овал? /Посередине/.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам взять обручи, показать на них область пересечения. /Дети выполняют задание/. Покажите, где расположена область пересечения. /Дети показывают область пересечения/. В области пересечения мы размещаем блоки, которые объединяют признаки тех блоков, которые расположены в красном и синем обруче.
Давайте вспомним, какие блоки мы располагали в красном и синем обруче, по какому признаку их объединяли. /Ответы детей/. В красный обруч располагали красные блоки, в синий обруч – круглые. В красном обруче объединены блоки по признаку цвета, а в синем по признаку формы. /Дети рассматривают блоки в корзинках, в одной – красные блоки, в другой – круглые/
Воспитатель. Как вы думаете, какие блоки мы можем разместить в области пересечения, если в красном обруче расположены красные блоки, а в синем обруче – круглые. /Ответы детей/. В области пересечения расположим блоки, объединённые по двум признакам: цвет и форма. Это – красные блоки круглой формы. / Дети выполняют задание/.
Молодцы, ребята, мы справились с заданием, которое нам задал Придворный ворон. Но Принц оказался не Каем. И Герда отправилась дальше.
Воспитатель. На своем трудном пути Герда попала к разбойникам. Какие были разбойники? /Злые/. Среди разбойников была девочка – дочка атаманши. Какой была дочка атаманши? /Ответы детей/. Она казалась злой, но на самом деле она была добрая. У девочки жили звери, и она за ними ухаживала. Какие звери жили у девочки? /Северный олень, лиса, зайцы/. Давайте изобразим зверей, которые жили у дочки атаманши.
Физкультминутка «Изобрази животное». Звучат музыкальные произведения, характеризующие животных. Дети идут по кругу и движениями, жестами, мимикой изображают важного северного оленя, хитрую лису и трусливых зайцев.
Воспитатель. Наконец-то мы с Гердой добрались до дворца Снежной королевы, но из-за сильной вьюги мы не можем его увидеть. У меня есть изображение дворца, но оно закодировано знаками, чтобы раскодировать его, нам нужно расшифровать все знаки. Вы знаете, как раскодировать знаки? /Дети объясняют, какими знаками закодирован дворец/.
Теперь мы знаем, из каких блоков состоит дворец Снежной королевы, и можем построить его. Предлагаю построить дворец из блоков по схеме. /Дети выполняют задание/.
/После того, как дети выполнили задание, на экране появляется изображение дворца Снежной королевы. Дети рассматривают дворец.
Воспитатель. Наконец Герда уставшая, изможденная добралась до дворца, каким она увидела дворец? /Ответы детей/. Холодный, мрачный, неприступный, злой. Мы нашли Кая, но он злой, у него холодный взгляд. Почему он такой злой? /Ответы детей/. Кай злой, потому что у него ледяное сердце.
Ребята, представьте, что у вас в руках льдинка. Что вы чувствуете? /Холод/. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы льдинка растаяла? /Ответы детей/. Нужно льдинку зажать в тёплых ладонях и она растает. Но у Кая не просто льдинка, а ледяное сердце. А как можно растопить ледяное сердце? /Ответы детей/. Тёплыми, ласковыми, нежными словами.
Ребят скажем Каю теплые, нежные, ласковые слова и его сердце растает. /Дети передают по кругу игрушку «сердце» и называют тёплые, ласковые, нежные слова/. Сердце Кая растаяло от ваших тёплых слов, и он стал добрым мальчиком. Кай и Герда обнялись друг с другом, давайте мы тоже обнимемся друг с другом. Они вернулись домой.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего? Что было сложным для вас? /Ответы детей/. Вместе мы справились со всеми трудностями. Молодцы! Я сейчас раздам вам схемы, на которых закодированы цветы. Когда вы раскодируете схемы, вы увидите, какие красивые цветы росли у Кая и Герды. До свиданья!
Схема «Дворец Снежной королевы»
Литература:
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
- Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
- М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
- З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
- Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.
moluch.ru
БЛОКИ ДЬЕНЕША ОПЫТ РАБОТЫ.docx – Блоки Дьенеша как универсальное средство …
подвижные ( предметное ориентирование, обозначение домиков и дорожек, игры –
эстафеты;
сюжетноролевые игры. В игре «Магазин» деньги обозначаются блоками, а цены на
товар кодовыми карточками, аналогично в игре «Поезд».
Практически все варианты игр с логическими блоками возможно использовать в
работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Поскольку
логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно
целесообразно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста. С блоками
Дьенеша я работаю второй год со 2ой младшей группы.
Во время знакомства детей с логическими блоками, чтобы облегчить восприятие
предложенной игры пользовалась термином «фигура». Предоставила детям
возможность самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в различных
видах деятельности, в игре дети в игре свободно манипулировали фигурами. В ходе
самостоятельных манипуляций с блоками детям становилось понятным, что фигуры
имеют различную форму, цвет, величину и толщину. Работу по формированию
познавательных способностей начинала со знакомства с цветом, затем с формой. И,
соответственно, предлагала детям игры и упражнения на развитие умения оперировать
одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному
свойству). Использовала игровые моменты, например, угостим зайку желтыми
конфетами, а лисичку синими, положив в одну корзинку круглое печенье, а в другую
треугольное. Так как дети в процессе выполнения задания обсуждают его и общаются
со мной и друг с другом, то удается решать такую важную задачу, как речевое
развитие. Дети должны не только правильно выполнить задание, но и доказать, почему
именно так, а не иначе нужно сделать.
Придерживаясь принципа систематичности и последовательности усвоения знаний,
старалась, чтобы переход от одних знаний к другим был последовательным, от
простых знаний к более сложным, для этого задания в играх упрощала или усложняла.
Начиная со второй младшей группы, для занятий с логическими блоками я
использовала специальные альбомы. Накладывая разнообразные фигуры на альбом,
дети учились соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами.
В средней группе, когда я замечала, что у детей получается оперировать сразу двумя
свойствами, предлагала игры на развитие умения оперировать сразу тремя, а затем и
четырьмя свойствами. При этом в одном и том же упражнении меняла степень
сложности задания с учетом умственных возможности детей. Например, детям нужно
построить дорожку для Красной Шапочки, чтобы она не повстречалась с волком. Один
ребенок строил дорожку, оперируя одним свойством: рядом не должно быть блоков
одинаковой формы, другой двумя свойствами: нет одинаковых по форме и цвету,
третий одновременно тремя: чтобы рядом не было блоков одинаковых по цвету,
размеру и форме.
Начиная со средней группы, в дополнение к логическим блокам, использую карточки,
на которых условно обозначены свойства блоков – цвет, форма, размер и толщина.
Цвет обозначен цветовым пятном – красным, синим, желтым; величина – силуэтом
znanio.ru