История появления школ – “Когда и почему появились школы? Родители семья не может научить ребенка всем знаниям, которые требует современное общество Школа Хорошо оснащенные школы.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

История появления первых школ. | История

Первые школы появились достаточно  давно. Первые школы были незаменимым атрибутом развития человеческой цивилизации. Древнейшая цивилизация — Древний Египет, то именно здесь появились первые школы древнего мира.

Школьная традиция в древнем Египте  формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться в  древнем Египте могли не все, а только благородные  юноши. Это прежде всего дети фараона,  жрецов и высокопоставленных чиновников. Школьной формы  ещё не появилось.Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, именно на нём они делали записи и пометки. При поступлении в школу  и её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время.  Очень важным атрибутом обучения в Египте являлось посвящение  в  религиозные мистерии школьников. Вероятно в первую очередь в школе обучали только им, особенно на раннем этапе. Об этом многие учёные утверждают в связи с тем, что все школы в древнем Египте находились при храмах.

Затем от древнего Египта перенесёмся в древний Восток — города Междуречья (Тигра и Евфрата). По данным учёных в каждом городе  Междуречья существовали школы, находились в своём большинстве  при храмах.  По-шумерски школа переводилась как «эдубба» – «дом табличек». Основное предназначение школы в Шумерском царстве — подготовка писцов. В процессе обучения в школе письму использовались в Шумере  глиняные таблички,  писали на которых ученики заостренной палочкой. По данным археологов,  школы были небольшими, обучалось письму в них около  20–30 учеников с одним учителем.  Учитель в таких школах создавал нужные таблички с текстом, дети их переписывали и учили наизусть, так происходило обучение письму. В крупных «эдуббах» (больших школах) было несколько учителей, дети в таких школах обучались также счёту и рисованию.

Школьной формы в Шумере не было, но дети одевались  как будущие писцы. Школьники всегда носили с собой несколько табличек и палочку, по этим атрибутам их всегда можно было отличить. К I тысячелетию до н. э. в Шумере складывается некий идеал образования, он включает в себя владение письмом на хорошем уровне, умение  составления документов, музыка и пение,  знание обрядов магии, основных сведений из биологии и географии, математические вычисления.

Из Египта и Междуречья школа как институт обучения детей переходит и в Грецию. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в  V в. до н.э. среди свободных греков  не было неграмотных людей. В это же время в Греции обучение полностью переходит в школы, ранее оно происходило дома.

Первая известная школа  была создана  в древней Греции известным на весь мир  философом и ученым Пифагором. Она и была названа в его честь  – Пифагорейская школа.  Пифагор в юношеские годы много путешествовал  по миру в поисках  знаний, он  проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс  в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции.

vladhistory.com

Когда и как появились первые школы

24.04.2017 15:41 3543

 

Когда и как появились первые школы.

 

Школа имеет для человека очень большое значение, потому что именно в школьные годы мы получаем большинство знаний, которые используем потом на протяжении всей жизни.


Когда же появились первые в истории человечества школы и какими они тогда были? Для ответа на этот вопрос нам с вами нужно заглянуть в историю.


Первые упоминания о школах связаны с историей Древнего Востока, а точнее с народом называемым шумерами. О его существовании обществу стало известно лишь в  XIX (19) веке. К тому времени шумеры как народ уже давным-давно исчезли. 


Жил этот высококультурный для своего времени народ в низовьях таких рек, как Тигр и Евфрат. Шумеры знали и умели очень многое из того, что известно современному человеку - они пряли, занимались ткачеством, выковывали различные орудия труда из меди и бронзы, а также знали гончарное искусство и много чего еще. 


Еще за 3 тысячи лет до нашей эры, шумерский народ уже имел свою собственную письменность. Кроме того, им были знакомы основные правила алгебры - более сложного раздела математики.


Более того, у шумеров имелись даже школы, которые тогда назывались «домами табличек», потому что их ученики для занятий использовали глиняные таблички- на них писали, по ним читали и вообще учились. Скорее всего, именно эти учебные заведения и можно назвать самыми первыми школами в истории человечества.


Руководил такой школой уммиа, это примерно как сейчас директор. У него также было несколько подручных: учителя, помощник наставника - именовавшийся «старшим братом», а также человек, обязанностью которого было следить за дисциплиной. А надо сказать,что порядки в шумерскихшколах были очень строгие.


По названию самой школы, ее учеников называли «дети дома табличек». Отучившись, они получали должность писца.


Во времена Средневековья (период примерно с 5-го по 15-16 век нашей эры), самыми первыми учебными заведениями являлись 
школы находящиеся при монастырях и церковных приходах.


Посещать такую школу имели возможность только дети из богатых семей, поскольку обучение в них было платным. Все занятия здесь проводились на латинском языке. Детей обучали чтению, письму, простейшему счету, а также основам христианской религии и церковному пению. 


С XI (11) века стали появляться первые светские учебные заведения.То есть такие, в которых главным было изучение различных наук, а не только предметов связанных с религией.


В средневековой школе обучение делилась на два уровня, которые назывались ступенями. Во время обучения на первой ступени (она называлась тривиум) учащиеся изучали грамматику, риторику и логику.


В том случае, если учащийся добивался успехов в обучении, он переходил на следующую ступень (квадривиум), где преподавались арифметика, геометрия, астрономию, а также музыка. Полный курс обучения длился немного больше, чем в современной школе - от 12 до 13 лет.


А спустя еще два столетия самые крупные в Европе церковные и светские школы начали превращать в университеты. 

 

Что касается возникновения школ в Древней Руси, то они здесь появились еще до татаро-монгольского нашествия. Еще в 988 году от Рождества Христова, после принятия Киевской Руси христианства, Великий киевский князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть опять же знатных и богатых. 


Брат князя, Ярослав Мудрый оснавалв Великом Новгороде школу для детей старост ( государственных служащих) и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном, то есть на старославянском языке.Ученики постигали науку чтения, письма, а также обучались основам христианской религии и счету (простейшим правилам математики). 


Существовали в Древней Руси и так называемые школы высшего типа.Это что-то вроде теперешних университетов. В них учащихся готовили к различной государственной и церковной деятельности. 


Помимо богословия в таких школах изучались философия, риторика, грамматика, а кроме того, учеников знакомили с научными трудами по истории, географии и естественным наукам.


В те далекие времена образование ценилось очень высоко. И в связи с этим в 1551 году было принято решение, о том, чтобы в доме каждого священика были созданы частные школы, для обучения детей грамоте. 


Как и в Европе, на Руси такие школы открывали при монастырях и церковных приходах. Преподавали в них конечно же священники, служившие в этих самых приходах и монастырях.


Но иногда учебные заведения содержали и светские люди.В этом случае учителями в них служили так называемые особые «мастера грамоты», которые получили образование за границей. 


Классы в таких школах были разнобойные, то есть в них могли одновременно учиться дети разных возрастов и разного уровня знаний - кто-то из них только начинал учить буквы, другие уже умели бегло читать, третьи и вовсе учились писать. Кроме изучения чтения и письма также преподавались нотная грамота и пение. 


Как и в Древней Греции, Египте и Риме, непременной частью обучения, в средневековой Руси, считались розги. Применялись они, как тогда говорилось , "для пущего усердия".

 

Получив в такой частной школе начальное образование, дети могли затем пополнять свои знания только читая книги, так как первое в России высшее учебное заведение,которым стала Славяно-греко-латинская академия, было открыто только в 1687 году.

 

В годы правления Петра Великого (с 1689 - по 1725) создание школ стало делом государственным. В одном из составленных царем планов было записано следующее: «Академии, школы, есть дело очень нужное для обучения народа». 


Традиция начинать учебный год именно первого сентября тоже уходит своими корнями в среднивековье. А все началось с того, что день 1 сентября в 1492 году был объвлен великим князем Иваном III первым днем нового года (Новолетием) и официальным церковно государственным праздником. 


Однако, стоит отметить, что тогда еще далеко не все учебные заведения начинали учебный год именно в этот день. Так было потому, что Российские гимназии подчинялись государству и строго соблюдали предписаные правила. В то время как частные учебные заведения начинали обучение тогда, когда это было удобно их содержателям.


С течением времени система образования менялась и школы естественно тоже. Теперь они такие, какими их знаете вы друзья. 


yznavaika.ru

История Школы В Мире

 

Вся история воспитания и обучения ведет свой отсчет с начала развития цивилизации на нашей планете. Практически во всех древних цивилизациях начало обучению и появлению школ дало возникновение письменности. Становление системы образования  можно рассмотреть на примере истории школы в древнем Египте. Еще в период  Древнего царства при дворце фараона стали появляться первые школы. Они создавались для обучения строителей, архитекторов, врачей и чиновников, к обучению подходили очень серьезно и, как правило, простые люди туда не попадали.

С дальнейшим развитием государства история возникновения школ получила свое продолжение, появились школы при храмах. Здесь обучали письму, эта профессия в те времена пользовалась большим спросом. Позднее при крупных государственных учреждениях появились школы, где в основном обучали мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Основные предметы для обучения были грамота, письмо и счет. Для письма ученики использовали тонкую тростниковую палочку и черную краску, а новую строку начинали красной краской. Отсюда происходит название «красная строка». Свою тренировку в письме дети производили на полированных пластинах известняка, так как писать на папирусе было слишком дорого. Пластинки делали разграфленными в линейку или в клетку в зависимости от предмета обучения. История школы до сих пор сохранила тетради в линейку и в клетку.

Если ученик уже в совершенстве овладевал навыками письма, то ему разрешалось писать на небольшом свитке папируса. Для написания специально подбирались тексты, содержание которых помогало дальнейшему обучению будущих специалистов (это были наставления, гимны и религиозные тексты). История развития школы в древнем Египте говорит о том, что в те времена большое внимание уделялось созданию библиотек, в них собирались и хранились древние тексты. При археологических раскопках находили тетради с решением разных практических задач, например расчет количества рабочих для строительных работ, определение необходимой площади посевов и другие. Будущим чиновникам в Египте давали задания по заучиванию религиозных текстов, на более высоких ступенях образования усиленно изучались практические науки.

История школы в Египте свидетельствует о том, что кроме основных предметов, ученики занимались плаванием, гимнастическими упражнениями, изучали хорошие манеры. Высшая знать отдавала своих детей в военные школы. Ученики в школах при храмах изучали астрономию и медицину, но особое внимание уделялось религиозному образованию. Подобный путь развития, как показывает история возникновения школ, прошло обучение и в других древних цивилизациях. Есть много фактов, свидетельствующих о занятиях с учениками в Вавилонской цивилизации, в древней Индии и Китае, а также в цивилизации индейцев майя и у ацтеков.

Продолжила свое развитие история школы уже в древнем Риме и Греции. Тогда школа совсем не напоминала современную. К учителю приходил один единственный ученик, и не было никаких школьных зданий. В дальнейшем греческие философы и ораторы стали брать на обучение уже по несколько учеников, чтобы читать им лекции о различных умных вещах. Кстати, слово «школа» переводится с греческого языка, как «досуг». Интересно, не правда ли?  Всем известный философ Платон создал свою небольшую школу, которую назвал академией. Так с течением времени проходила история школы и она, наконец, стала такой, какой мы ее сейчас знаем. В древней Руси слово «школа» стало употребляться, начиная с XIV века, хотя уже в XI веке существовала школа при дворце князя Владимира в Киеве, а в 1030 году Ярослав Мудрый основал школу в Новгороде. В систему образования включались античные семь свободных искусств: три основных (грамматика, диалектика и риторика) и вспомогательные (арифметика и геометрия, астрономия и музыка). Сначала преподавание вели византийские, а затем уже отечественные ученые.

 

fb.ru

школа в разные исторические времена и ее функции в обществе

 

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения 

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии. 

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Влияние родителей на самооценку подростка: повышение и понижение самооценки
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДоступность школы: обязательное обучение и школа в информационном обществе

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Как школа стала школой: история создания единых стандартов образования

Все привыкли, что существуют утверждённые министерством образования программы, обязательные списки книг и конкретные темы, которые нужно пройти в каждом классе. Но единый образовательный стандарт появился по историческим меркам относительно недавно. Егор Сенников рассказывает, кто придумал стандарты и когда они появились в школе.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Разные учебные заведения с начальным образованием существовали и в Древней Руси, и в Средние века: школы грамоты, церковно-приходские и духовные школы, епархиальные училища. Нас больше интересует развитие школьного образования уже в Новое время — именно тогда появилась единообразная система начального и среднего школьного образования.

Первые опыты массового образования: от цифирных школ до гимназий

Петр I уделял много внимания созданию образовательных учреждений. Но образование скорее было дополнением к бурно развивавшимся армии и флоту. Так, например, в 1714 году был издан указ о создании цифирных школах при архиерейских домах и монастырях. В этих школах должны были учить грамоте и арифметике. А подчинялись эти школы Адмиралтейств-коллегии (отдельной коллегии по делам образования Петр не создал).

При Петре I был издан указ о создании цифирных школ / Фото: Wikimedia Commons

Несмотря на то что проект потенциально мог стать успешным, у всей этой системы были серьёзные недостатки. Цифирные школы не были популярны у населения — не только из-за принудительной учёбы, но и потому что многие посадские люди хотели, чтобы их дети изучали ремесло и торговлю, а не арифметику. Разным был и уровень образования в этих школах, потому что учителей, которых присылали из Академии морской гвардии, различались по уровню подготовки. Наконец, цифирные школы проигрывали по популярности среди духовенства: священники старались отдавать детей в духовные школы. А духовенство в те времена было одной из самых образованных групп населения в Российской империи. В конце 1720-х годов цифирные школы стали закрываться. Адмиралтейство хотело избавиться от них, но Святейший Синод не захотел объединения цифирных школ с духовными. В конце концов, система цифирных школ была отменена в 1744 году.

Здание Санкт-Петербургского адмиралтейства, где располагалась Адмиралтейств-коллегия, контролирующая цифирные школы / Фото: Wikimedia Commons

Тогда же в XVIII веке заложили фундамент будущей системы образовательных учреждений — гимназий. Первая гимназия была открыта в Москве в 1701 году пастором Эрнстом Глюком. Но после его смерти в 1705 году она быстро потеряла актуальность и была закрыта уже в 1715 году. Следующая гимназия открылась почти десять лет спустя, в 1726 году, известная Академическая гимназия при Академии наук. Первый её инспектор и организатор Готлиб Байер пытался привести программу в гимназии в соответствии с теми уставами и программами, которые были распространены в германских гимназиях того времени. В написанном позднее уставе, кроме латинского языка, было предписано преподавать греческий язык, римскую поэзию, риторику и логику. Но развиваться академии было непросто: сказывался и недостаток учеников, и дефицит преподавателей, которые могли учить на русском языке. Академическая гимназия просуществовала до начала XIX века.

Здание гимназии, открытой Эрнстом Глюком

В середине XVIII века были открыты две новых гимназии: сначала Московская (1755 год), затем Казанская (1758 год). Московская гимназия находилась при Московском университете и была поделена на два отделения — для дворян и для разночинцев. Образовательная программа ориентировалась на европейские (прежде всего германские) стандарты гимназического образования, в неё входили предметы тривиума и квадривиума: грамматика, риторика, красноречие, арифметика, геометрия, география, философия и иностранные языки. Студенты учились либо за свой счёт, либо за казённый.

Здание Первой Казанской мужская гимназия / Фото: Wikimedia Commons

Школьная реформа Екатерины II: от хаоса к порядку и системе

В XVIII веке система школьного образования была разрозненной. Существовали разные типы образовательных учреждений (военные, духовные, светские), которые сильно отличались друг от друга и программами, и качеством учеников и преподавателей. Стандарты образования уже появлялись, но до создания единой системы было далеко.

Изменения в образовательной системе Российской империи произошли во время правления Екатерины II / Фото: Wikimedia Commons

Серьёзные перемены произошли в 1780-х годах, когда Екатерина начала школьную реформу. В те годы появилась Комиссия об учреждении народных училищ, которая спустя 20 лет стала частью новоучрежденного Министерства народного просвещения. В результате реформы учредили главные народные училища с четырьмя классами (в столице каждой губернии) и малые народные училища с двумя классами (в уездных городах или в больших губернских, где одного главного училища было недостаточно). На учёбу брали детей всех сословий кроме крепостных крестьян. Образование было бесплатным, а малоимущим даже за казённый счёт выдавались учебники и тетради.

Самое важное — в новой системе были единообразные образовательные планы, утверждённые для училищ. Подчинялись училища одному институту — приказу общественного призрения, который следил за преподаванием и за тем, чтобы система оставалось целой и спокойной.

Земская школа в Вятской губернии, которая относилась к начальным народным училищам, 1890-е годы / Фото: Wikimedia Commons

Идеологом реформы образования была императрица Екатерина II и Иван Иванович Бецкой, но конкретную форму ей придал иностранный специалист — Федор (Теодор) Иванович Янкович, серб по происхождению. О нём Екатерина узнала от австрийского императора Иосифа II, с которым встретилась в Могилёве в 1780 году. До этого Янкович успешно провёл школьную реформу в Австрийской империи и за это получил дворянство. В России Фёдор Иванович руководил системой образования до начала XIX века и вышел в отставку уже при Александре I. Благодаря ему в России к концу XVIII века удалось сформировать целую сеть учебных заведений, в которую входило примерно 550 училищ с 60-70 тысячами учеников ежегодно.

Фёдор Иванович Янкович / Фото: Wikimedia Commons

Первый чёткий образовательный план и единый список учебников

Система не стояла на месте. Уже в самом начале царствования Александра I начались новые школьные реформы. В 1820 году появилось Министерство народного просвещения, власть которого расширилась и на высшие учебные заведения, и на Академию Наук. С 1803 года главные народные училища стали преобразовываться в гимназии. Руководил этим процессом Николай Иванович Фусс, русский математик (по рождению швейцарец), который ориентировался на французские лицеи и делал упор на классическое образование: гуманитарные науки были в приоритете, в отличие о точных и естественных. Составленный им образовательный план выглядел так:

«А. Математика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — алгебра, геометрия и плоская тригонометрия; II кл. — окончание чистой математики и начало прикладной, и III кл. — прикладная матем. и опытная физика).

Б. История, география и статистика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — древняя история и география, мифология и древности; II кл. — история и география новые и в частности история и география отечественные; III кл. — общая статистика и IV кл. — статистика Российской империи).

В. Философия, изящные науки и политическая экономия — один старший учитель, 20 ур. (I кл. — логика и всеобщая грамматика, II кл. — психология и нравоучение; III кл. — эстетика и риторика, и IV кл. — право естественное, право народное и политическая экономия).

Г. Естественная история, технология и коммерческие науки — один старший учитель, 16 ур. (III кл. — естественная история, приноровлённая к сельскому и лесному хозяйству, и IV кл. — естественная история в более широких размерах, технология и наука о торговле).

Д. Латинский язык — 16 ур. (I кл. — грамматика, II кл. — чтение более лёгких прозаических писателей и III кл. — поэтов; во II кл. 1 час посвящался на переводы с русского яз. на латинский, а в III кл. — на обучение «в составлении лат. стихов»).

Е. Языки: немецкий и французский — по 16 ур. во всех 4-х кл. (I кл. — грамматика, II кл. — переводы с языков, III кл. — объяснение прозаических писателей и переводы на отечественный яз. и IV кл. — чтение поэтов и стихотворство).

Ж. Рисование — 4 ур. Обязательных уроков в каждом классе было 32.

Г. Могли также, если позволяли средства, «иметь учителей танцования, музыки и гимнастики», и «с позволения высшего начальства умножить число учебных предметов и учителей».

Тогда же был создан единый лист учебных пособий. К 1805 году специальный комитет во главе с тем же Фуссом, а также учёным-естествоиспытателем Николаем Озерецковским и астрономом Степаном Румовским подготовил список учебников, рекомендованных для обучения гимназистов. Созданная при Александре I система гимназий стала основой образования на целый век: большинство русских математиков, химиков, инженеров, писателей, филологов, литературоведов XIX века окончили эти гимназии.

Николай Иванович Фусс

Следующую школьную реформу провели при Александре II: ей занимались министр народного просвещения Дмитрий Толстой и националист и медиамагнат Михаил Катков. С помощью реформы они хотели бороться с распространением революционного и нигилистического духа и собирались добиться с помощью корректирования гимназической программе. Толстой добился введения в учебные программы больших объёмов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы в реальные училища. Таким образом, русский классицизм в образовании стремился к созданию очень дисциплинированных, глубоко образованных людей, но достаточно сухих и искушённых в точных науках.

Дмитрий Толстой и Михаил Катков / Фото: Wikimedia Commons

Земские школы как основа массового образования

На стандартизацию школьного образования особенно сильно повлияли земские школы. Они появились после земской реформы 1864 года, когда появились земства — институты местного самоуправления. Земства финансировали земства, а образование было одной из самых важных проблем, которые решали земства (и самой большой статьёй их расходов).

В земских школах учились три года (в начале XX века стали появляться и четырёхлетние земские школы), чаще всего дети от 8 до 12 лет. Согласно Положению 1874 года, в обязательной программе были чтение, письмо, первые четыре действия арифметики и Закон Божий (при этом последний занимал небольшое место от общего объёма программы).

Урок в земской школе / Фото: Wikimedia Commons

Позднее программа обучения в земских школах расширялась, в неё вошли простейшие курсы по истории, географии и природоведению. Вообще, по качеству образования земские школы довольно сильно отличались друг от друга: разный уровень финансирования земств сказывался и на уровне грамотности в разных регионах даже одной и той же губернии. Однако именно эту систему земских школ в начале XX века правительство стало рассматривать как базис для создания всеобщего образования во всероссийских масштабах. Это повлияло на рост финансирования школ и количества земских училищ: с 38 тысяч в 1903 году до 80 тысяч в 1915 году.

Похвальный лист земской школы, 1905 год / Фото: Wikimedia Commons

Несмотря на то что в Российской империи смогли достичь успехов в создании высококачественной системы образования, сама эта система оставалась ограниченной из-за недостаточного охвата населения. По данным переписи 1897 года, лишь около 20% населения империи были грамотными. И хотя следующие 20 лет количество грамотных возрастало, их было намного меньше, чем в большинстве европейских стран.

Всеобщая грамотность и обязательное среднее образование

Задачу о создании массового и стандартного школьного образования решали уже после революции 1917 года. Советская власть считала одной из своих главных задач в образовании — борьбу с безграмотностью. Координирование этой борьбы было возложено на Государственную комиссию по народному просвещению, председателем которой стал Луначарский. Но не стоит думать, что все изменилось в один час, сразу после издания первых декретов. Во-первых, в системе начального школьного образования продолжали работать те же люди, что и до революции (профессия народного учителя в земской школе была одной из самых массовых и до революции, равно и как самой массовой интеллигентной профессией). Во-вторых, процесс создания единой школы шёл туго. В-третьих, было немало заимствовано из дореволюционного опыта, в том числе некоторые учебные пособия.

Первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский / Фото: Wikimedia Commons

На 1920-е годы пришлось много реформ и экспериментов в образовании. И о создании стандарта советской школы в то время говорить не приходится. Шли затяжные баталии о будущем школы, сравнивались разные подходы, выбрасывались из школьного предмета целые курсы (например, с 1923 по 1932 годы не преподавали историю) и практиковались абсолютно разные методы преподавания в школе.

Несмотря на то что «Декрет о Единой трудовой школе», который отменял все ранее существовавшие типы учебных заведений, был опубликован ещё в октябре 1918 года, по-настоящему единообразным преподаванием не было. Главными реформаторами школьной системы была Надежда Крупская, вдова Ленина, и педагог и психолог Павел Блонский. Только после окончания бурных 1920-х, после прекращения хаотической внутрипартийной борьбы и эпохи разнообразных экспериментов, в СССР начал формироваться единый образовательный стандарт. Власти поняли, что эксперименты 1920-х оказались не очень эффективными. Базовым институтом начального и среднего школьного образования стала семилетняя школа. Хотя и сохранялась градация: школа первой ступени (4 года) и второй ступени (9 лет обучения). Школа понималась не как исключительно образовательное учреждение, но и как инструмент идеологической обработки молодёжи. Школа должна была стать не только учителем, но и агитатором, прививать любовь к труду и трудовой дисциплине.

Конец экспериментов

К 1933 году были окончательно сформированы единые программы и написаны учебники по математике, физике, химии, зоологии, географии, истории, обществоведению, литературе. Конспекты и черновики этих учебников обсуждали на Политбюро, а Сталин лично вносил правки в пособия. 1930-е годы стали периодом жёсткой регламентации и введения новых правил работы в советской школе — именно в те годы окончательно закрепился тот тип урока, который существует и по сей день — с ведущей ролью учителя, чёткими правилами и методиками преподавания.

Созданная тогда система с небольшими изменениями просуществовала до конца 1980-х. В 1940-х годах, во время Великой Отечественной войны, были приняты важные дополнительные правила, касающиеся школ, — об учёбе с 7 лет, о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, о выпускных экзаменах по окончании начальной и средней школы, о награждении золотыми и серебряными медалями за успешное окончание школы. После войны было принято стратегическое решение об увеличении срока обучения в школе с 7 лет до 8.

Свидетельство Министерства Просвещения РСФСР об окончании семилетки, 1947 год / Фото: Wikimedia Commons

Тот же курс продолжался в 1960-1970-х годах: всё больше было 10-летних школ, а государство взяло курс на обеспечение всеобщего среднего образования — положение об этом было даже включено в советскую Конституцию 1977 года, которая прямо гарантировало право советского гражданина на него. Там же было закреплено право на бесплатное образование любого уровня — это было важно, ведь, например, с 1940 по 1956 год школьное и высшее образование было платным. Тогда же, в середине 1970-х, стал увеличиваться объём точных и естественных наук в образовательном стандарте.

В середине 1980-х была попытка профессионализировать школы: школа становилась 11-летней, обучение начиналось с 6 лет, 10 и 11 класс должны были быть посвящены профессиональному трудовому образованию по самым массовым профессиям конкретного региона. Но такая система просуществовала недолго и уже к концу 1980-х признана нецелесообразной.

Современные стандарты образования

Распад Советского Союза, с одной стороны, сильно либерализировал сферу школьного образования, с другой стороны — внёс долю хаоса в ту систему, которая сложилась в советское время. У этого процесса были и положительные, и отрицательные стороны.

Конечно, 1990-е были временем образовательных экспериментов и создания совершенно разного типа школ, но при этом вновь начался поиск удобного и полного образовательного стандарта. Несмотря на то что образовательные стандарты разрабатывались и существовали ещё с начала 90-х годов, только в 2009 году появились стандарты нового поколения — федеральные государственные (ФГОС).

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения появились в 2009 году / Фото: mos.ru

Школа — это очень живое явление, которое постоянно находится в движении и поиске лучшего способа передачи знания и воспитания новых поколений. За последние 300 лет российская школа прошла большой путь в направлении стандартизации и систематизации образования, добившись многих успехов. Но процесс улучшения качества образования и внедрения новых эффективных методик не закончен и не закончится, наверное, никогда.

mel.fm

Как появились школы — История России

Привычное явление для большинства стран мира – система школьного образования. Сами системы могут разниться, но, так или иначе, базовое образование перестало быть диковинным, как это можно было наблюдать в некоторых европейских странах еще в начале прошлого столетия.

Первые школы

Существует теория, согласно которой первые школы в истории человечества появились не ради обучения, а для того, чтобы занять стариков и детей – две категории населения, которые были обузой для трудоспособного населения. Одним из подтверждений этого может служить значение греческого слова «схоле», от которого произошло слово «школа», имеющееся в несколько измененной форме во многих языках. «Схоле» значило «заниматься чем-то во время досуга, проводить свободное время, быть праздным».

Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах.

В Древней Греции образованность и всестороннее развитие ценились сами по себе. Мальчика, достигшего семилетнего возраста, забирал от матери отец на свое и педагога-раба попечение (др. греч. «педагог» – «ведущий/сопровождающий ребенка»). Кстати, в древнегреческих школах уже было первое подобие школьной формы. Продолжить обучение юноши 16–18 лет могли в свободных гимнасиях, а также в школах риторов и философов. Девочек мама учила ведению домашнего хозяйства, но на этом обучение женского пола не заканчивалось. Образованная древнегреческая девушка должна была быть знакома с литературой, уметь петь и танцевать (для участия в ритуальных праздниках).

Допетровская эпоха

В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах XI–XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию (то есть семь свободных искусств, восходящих к самой античности). Школы не только выполняли функции учебных заведений, но были настоящими центрами культуры. В них переводили труды иностранных авторов, переписывали рукописи. Монголо-татарское нашествие привело к упадку уровня образования, а центрами образования стали монастыри, то есть образование из преимущественно светского превратилось в основном в духовное.

Определенный подъем уровня образования стал наблюдаться со становлением и укреплением Московского государства. Для элементарного функционирования государственного аппарата требовались грамотные люди. А после Смуты образование было необходимым инструментом в политической и идеологической борьбе. Тогда, в XVII веке, были открыты Киево-Могилянская коллегия и по ее образцу – московская Славяно-греко-латинская академия. С середины того же столетия в Москве начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ и позволявшие получить светское и богословское образование. Кстати, в допетровскую эпоху образование не носило сословного характера.

Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

Стандартизация

Петр I создал систему профессионального образования в России, а с 1714 года обязал детей всех сословий, кроме крестьян, получать образование. Правда, при Петре внимание образованию уделялось в связи с развитием армии и флота, да и сами цифирные школы, подчинявшиеся Адмиралтейств-коллегии, популярностью у населения не пользовались, так что их отменили в 1744 году. В целом школьная система образования в России XVIII века была разрозненной. Образовательные учреждения отличались по типам, программам, качеству подготовки учеников. 

При Екатерине II, активно изучавшей опыт стран Западной Европы, впервые в России стала внедряться классно-урочная система, началась стандартизация образовательного процесса. Первый четкий образовательный план и единый список учебников появились в XIX веке. В начале XIX века были также введены три типа школ: приходские и уездные училища, а также гимназии (или губернские училища). В школах первых двух типов могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным. В приходских школах давалось начальное образование: чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах изучение этих дисциплин проходило углубленно, добавлялись грамматика с географией, арифметика с геометрией, история с физикой и технологией.

В.Е. Маковский. В сельской школе

При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества.

Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате земской реформы 1864 года. В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.

 

Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского

Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны. 

Большевики после революции пытались решить проблему образования. К 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).

histrf.ru

Школа прошлых времен – история общего образования | history-thema.com История

Передача знаний от старшего поколения к младшему – характерная черта человеческого общества, двигающая научный и технический прогресс. Во все времена, во всех культурах взрослое поколение, прежде чем выпустить в жизнь подрастающее, подготавливало и подготавливает его, снабжая необходимыми сведениями и навыками, закрепляя в нем способствующие адаптации к традиционному укладу жизни привычки. Как правило, большинство нужных сведений о повседневности представлений о поведении в окружающей среде и обществе люди всегда получали от своих родителей. Но по мере усложнения общественных отношений, развития технического уровня жизни увеличивалась необходимость и в более сложных навыках и умениях. Здесь у родителей детей, обычно занятых обеспечением семьи, могло не хватать времени на их обучение, а когда в человеческом обществе появились разнообразные профессии, и дети нередко занимались иным делом, нежели их родители, те вообще не могли им передать никакого специального знания. Поэтому в общинах стали появляться люди, специально занимающиеся обучением подрастающего поколения. Сначала это были, конечно, самые старшие члены общества, у которых уже не хватало сил самим заниматься хозяйством, и они избирали себе посильное, но не менее ответственное занятие. А среднее поколение, пока его дети учились жизненным премудростям у стариков, могло больше заниматься производительным трудом, что благополучно сказывалось на состоянии всей общины.

Появление и развитие института государства поставило общество перед необходимостью воспитывать людей, обладающих навыками, необходимыми для управления тем: умением читать и писать, разбираться в законах и объединяющих общество вопросах (религии, идеологии). Эти же знания были нужны жителям, часто перемещающимся по стране, например, торговцам. Тогда знающие, опытные люди стали за взимаемую с сограждан определенную плату собирать – обычно при своем доме, их детей и обучать нужным наукам. Так и появились первые в истории человечества школы. Конечно, очень долго – практически до Нового Времени, в школу ходило меньшинство детей, в основном из семей общественной элиты. Крестьяне – большинство населения всех стран древности и Средневековья, жили все так же простым производственным трудом, почти все жизненные навыки получали от своих родителей, с детства помогая тем по хозяйству, и были вполне удовлетворены, если на три близлежащие деревни имелся один грамотный человек. Школа крестьянам, как правило, была просто не нужна.

Тем не менее, обучение в школах раньше, даже с сегодняшних научно-технических высот кажущееся примитивным и подчас наивным, в далекую старину открывало перед человеком большие жизненные перспективы. Уже грамотность, с помощью которой можно было изучать законы и путешествовать в поисках лучшей доли на большие расстояния, высоко ценилась в обществе. Грамотные люди становились государственными чиновниками, могли дальше учиться на жрецов и священников, что обеспечивало верный кусок хлеба; грамотность и умение считать деньги и товар были абсолютно необходимы купцам. И даже в сельской местности грамотного человека звали всюду, где нужно было прочесть пришедшую от властей бумагу, поэтому он был исключительно уважаем, его ценили, ему помогали, его берегли.

Среди изображений настенной росписи и посуды Вавилона и Древнего Египта, Древних Китая и Индии часто встречаются картинки, где показаны школьные занятия. Перед взрослым человеком – надо полагать, учителем, сидят дети и все как один пишут что-то на папирусе (Египет) или глиняных табличках (Вавилон). Известны и расшифрованные древневосточные тексты с описанием школьной жизни.

О школах античности в связи с повышением общего культурного уровня греко-римского мира мы знаем больше. Многие греческие города-полисы, в том числе древние Афины и Спарта, общее образование детей граждан сделали обязательным. Население города-государства было невелико в сравнении с населением целой страны, поэтому греки считали, что каждый гражданин должен уметь управлять своим государством. А значит, все должны были быть грамотными и обладать нужными знаниями. В древнеримском государстве обучение в школе тоже было доступно для детей из самых разных семей – и аристократических, и сельских. Римляне очень ценили науку, наравне с совершенством воинского искусства обеспечивавшую им господство в Европе, Западной Азии и Северной Африке. В школах Греции и Рима ученики, помимо освоения грамоты, овладевали литературными знаниями, умением сочинять и декламировать стихи, сведениями об истории (естественно, окутанными мифическими представлениями), выполняли гимнастические упражнения. Обучаясь грамоте и счету, древнегреческие школьники писали острым стержнем – стилем, на натертых воском дощечках. Судя по реплике из одной греческой пьесы, дощечки покрывали воском, готовя к письму, родители учеников. В древнеримских школах делался перерыв в занятиях в самое жаркое время лета — когда солнце проходило через созвездие Малого Пса, по-латински называемое Canicula — «собачка» (отсюда: «каникулы»).

В Средневековье человеческое общество имело более сложную структуру в сравнении с античным. Оно четко разделилось на сословия – группы людей, из поколения в поколении занимающихся одной деятельностью, отчего различающиеся по своему правовому статусу и внутренним традициям. Основной производящей силой было крестьянство, торговля и, соответственно, экономическая жизнь страны находилась в руках купечества, государством управляло дворянство, а идеологическими вопросами, объединяющими нацию, ведало духовенство. Важной прослойкой общества были также бюргеры – городские жители, изготовлявшие различные предметы обихода, а также оружие. С таким разделением общества произошло и разделение специализации школ. Дети из определенного сословия обычно посещали и школу своего сословия. В большинстве стран средневекового мира сельские школы были редким явлением. Бывало, что феодалы, нуждавшиеся в грамотных служащих, содержали школы для своих крестьян. В сельских школах никаких глубоких знаний не давали: детей учили читать, писать, пользоваться четырьмя арифметическими действиями – и для крестьянина достаточно. В странах исламского мира детей сельской местности обучали также основам религиозного знания, а начальные школы (куттабы) при мечетях были достаточно распространены как в городе, так и в деревне, поскольку того требовал религиозный закон. В городах средневековой Европы с XIII в. стали появляться бюргерские школы, к XV в. распространившиеся во всех странах. Там дети обучались не только грамоте и счету, но и  составлению деловых бумаг, мерам и весам, ценности различных монет. Этого требовал городской уклад жизни. Учиться дети бюргеров начинали с 6 – 7 лет. Вместе обучались мальчики и девочки. Родители сами смотрели, когда их ребенок достигнет нужного уровня образования и, посчитав, что он уже овладел достаточными знаниями, просто забирали его из школы. Учебу городские дети Средневековья совмещали с помощью родителям в лавках и мастерских.

Самый перспективный уровень образования в средние века давали религиозные школы. В Европе это были церковные и монастырские школы, в мусульманских странах – медресе. Помимо грамоты, арифметики и углубленных религиозных знаний, в них в соответствии с дошедшей от античных времен традицией преподавались такие науки как логика, риторика, философия, история, география. Сегодня может показаться, что в старинном образе изложения этих наук (например, в Европе школьников учили, что земля – это «блин, плавающий в воде», а центр ее – это гора Голгофа в Иерусалиме) нет никакого смысла, однако в действительности в условиях средневековой жизни, когда подавляющее большинство людей было глухо замкнуто в своей сословной среде, изучение библейских и коранических рассказов, изречений известных философов способствовало развитию широты мышления и кругозора. Как бы средневековая церковь ни боролась с рационализмом, именно из церковных учебных заведений вышли многие ученые и философы эпохи Возрождения, положившие начало раскрепощению человеческого мышления и, как следствие, усилению научного прогресса. Очень важную роль в мировом прогрессе имело преподавание во всех церковных школах Европы латинского языка, в медресе исламских стран – арабского, заимствования из которых обогатили языки самых разных народов мира.

В религиозных школах учились только мальчики, так как они готовили будущую государственную элиту, а женщины в средние века не занимали государственных или церковных должностей. В европейских церковных школах дети сначала зазубривали на слух молитвы и псалмы, а затем, когда их обучали письму, эти же молитвы и псалмы они учились разбирать на книге. Осваивали письмо дети сначала, как в античности, на натертых воском дощечках, затем учились писать гусиным пером на пергаменте – тонкой телячьей коже. На все это уходило несколько лет, после чего следовало заучивание таблицы умножения, изучение церковных догм. Процесс обучения был очень тяжелым, и многие выпускники европейских церковных школ становились просто приходскими священниками, кое-как умевшими разбирать основные религиозные тексты. В самых элитных школах – при епископских кафедрах, изучали весьма сложные по тому времени науки (например, искусство логически опровергать доводы противников католической церкви), а весь процесс обучения мог занять свыше десяти лет. Обязательно изучалась астрономия, так как с ее помощью вычислялось время наступления церковных праздников. Согласно представлениям того времени, небесные светила вращаются вокруг земли. Однако именно в Средневековье было рассчитано, что один солнечный год равен не ровно тремстам шестидесяти пяти дням, а потому, чтобы впоследствии не сбиться со счета времени, каждые четыре года необходимо добавлять к нему еще один день. И в 1582 г. римский папа Григорий XIII ввел более точный, действующий теперь в большинстве стран мира (хотя в православной России старое летоисчисление действовало вплоть до революции) Григорианский календарь.

В исламском мире, где вся повседневная жизнь, включая государственную, тесно связана с религиозными догмами, выпускники медресе являлись не только богословами, но и фактически квалифицированными юристами, поэтому имели все шансы занять серьезную государственную должность.

Во всех средневековых школах занятия начинались с утра. В начальных, где объем учебного материала был невелик, они длились недолго, и после уроков дети расходились помогать родителям по хозяйству. В религиозных занятия могли идти целый день. Учебный распорядок в разных школах мог быть разным. Какие-то школы работали каждый день, какие-то – только раз – два в неделю. В начальных школах мог быть всего один учитель. Только в XVII в. чешский педагог Ян Амос Коменский разработал действующую сегодня по всему миру классно-урочную систему образования. В школах, организованных по его образцу, учебный процесс в течение дня разделялся на отдельные уроки, каждый из которых был посвящен определенной дисциплине.

Средневековые школы Европы были отделены от государства, так как учреждались либо общинами (бюргерские), либо феодалами (сельские), либо церковью. Поэтому государство обычно не контролировало условия обучения в них. Нередко там не соблюдалось санитарных норм (как, впрочем, в европейской повседневности вообще), учащиеся из отдаленных местностей жили впроголодь.

В Новое Время в связи с бурно развивающимся экономическим и техническим прогрессом число школ увеличилось, их специфическое разделение усилилось. Появлялись специальные школы для детей моряков, солдат, ремесленные школы. Теперь и в Европе светские школы все чаще стало учреждать государство, которому требовалось все больше грамотных, образованных людей. В школах широко стало распространяться обучение естественным наукам, практическим знаниям, формирование у учащихся умения рационально мыслить, не опираясь на устоявшиеся веками представления. В мусульманских странах, где оставалось сильным влияние религии, до XX в. по-прежнему наибольшие перспективы в жизни давало образование, полученное в медресе. В странах Европы, в том числе в России, значение церковных школ неуклонно падало. Самый высокий уровень среднего образования давали гимназии и лицеи. В этих элитных школах преподавались естественные и точные науки, классические языки (греческий и латинский), литература и история, проводились гимнастические занятия. Гимназии и лицеи, представлявшие собой совмещение педагогических достижений Европы своего времени и античного мира, во многом напоминали современные школы. Обыкновенно их ученики даже должны были носить определенную форму одежды. Однако учебный процесс в них был особенно тяжел из-за большого объема учебного материала, оставшейся от Средневековья зубрежки и часто жесткой дисциплины, отражавшей милитаристский дух буржуазной Европы. В Новое Время распространяются экзамены, проводившиеся в средних учебных заведениях не только для выпускников, но и для учащихся, просто окончивших очередной курс обучения. Обучение в гимназии, например, требовало от семьи ученика больших материальных затрат, а сложность образовательного процесса часто была непосильной для детской психики (в то время профессиональных психологов, участвовавших в организации учебного процесса, еще не существовало). Поэтому отсев из гимназий был высок, многие гимназисты «проваливались» на экзаменах, и получалось, что родительские деньги и несколько лет тяжелого физического и умственного напряжения ученика пропадали впустую. Не случайно современники отмечали, что в России XIX в. дни школьных экзаменов превращались едва ли не в общенациональное горе, и даже государству порой приходилось принимать меры, чтобы сдержать произвол школьных учителей.

Дисциплина в прошлом – от времен древневосточных цивилизаций до начала XX в., во всех школах была достаточно суровой, что отражало саму трудность человеческого бытия в прошлые века. Школы воспитывали безоговорочное подчинение младших старшим, свойственное патриархальному быту и являвшееся в древности и Средневековье подчас залогом самого выживания в эпоху частых войн, голода, эпидемий. До XIX в. и в Европе, и в Америке, и в странах Востока во всех школах одним из основных средств поддержания дисциплины были телесные наказания. Они воспринимались как естественная и неотъемлемая часть школьного быта, считались обществом, в том числе родителями учеников всех сословий, необходимостью. В каких-то школах их применяли умеренно и лишь как последнее средство привлечь детей к порядку, в каких-то – жестоко и по всякому поводу, но использовали везде. В повествующей о школьной жизни одной вавилонской табличке упоминается «человек с бамбуком» — вероятно, помощник учителя, поддерживающий дисциплину во время занятий. На древнегреческом рисунке, изображающем школьную комнату, виден висящий на стене хлыст, сделанный, по-видимому, из хвоста коровы. Все основатели педагогической мысли Средневековья, в том числе такие известные исторические личности как аль-Газали в исламском мире, Томас Мор в Англии, Сильвестр в России и сам Ян Коменский были убеждены в необходимости применения физических наказаний к ученикам. Розги, а также кожаные плети и «дисциплины» — тонкая металлическая цепь, обернутая кожей, были фактически символом европейской средневековой школы. Только с распространением идей Просвещения высшее общество Европы начинает пересматривать свое отношение к телесным наказаниям в школах, считая, что они подавляют волю ребенка и препятствуют свободному развитию и духовному совершенствованию человеческой личности. Кроме того, злоупотребления ими в некоторых школах конца Средневековья и Нового Времени, часто стали приводить к несчастным случаям. Поэтому c XIX в. все больше европейских стран запрещает телесные наказания в школах, а в XX в. почти по всей Европе и многих бывших колониях европейских стран они уходят в прошлое. В Великобритании они были полностью отменены только в 2003 г., в школах многих стран Азии и Африки (в том числе в Японии и ряде исламских стран) распространены до сих пор.

Европейская и американская школа конца XIX – начала XX в. – это уже школа современного типа с преподаванием имеющих практическое значение наук, без увлеченности классическими языками и отвлеченной философией. Сословный строй разрушается, изжив себя в новых, экономически активных условиях. Распространяется бесплатное общее образование для детей всех слоев населения, одинаково доступное для мальчиков и девочек, которые все чаще обучаются вместе. Преподавание религиозных знаний сохраняется лишь в школах, учрежденных церковью и монастырями. Светские школы открываются и получившими европейское образование просветителями в странах Азии, Африки, Латинской Америки – колониях европейских держав, где они тоже постепенно вытесняют традиционные и церковные. Под влиянием европейского просвещения куттабы исламского мира тоже заменяются на организованные по европейскому образцу начальные и средние школы, а медресе выпускают лишь носителей общего религиозного знания. В мусульманских странах, где после освобождения от колониальной зависимости установились светские режимы, светские школы так же, как и в Европе, вытесняют религиозные. В странах же, где по-прежнему исламский строй является основой государственности, в школах, устроенных по современному общему типу, продолжают преподавать наравне с точными, естественными и гуманитарными науками и религиозные знания.

Еще по теме: — Детство в разные эпохи истории человечества (ч. 1)

Детство в разные эпохи истории человечества (ч. 2)

                          — Страны и ученики  – начался учебный год

12 483

history-thema.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *