Качества которыми должен обладать педагог – Статья на тему: Профессионально значимые качества, которыми должен обладать современный учитель | скачать бесплатно

Содержание

6 качеств, которыми должен обладать учитель

Учителей, в отличие от школ или программ, гораздо сложнее оценивать едиными стандартами или подводить к общему знаменателю. Любой хороший педагог в первую очередь должен быть яркой и незаурядной личностью. И все же выделить общие черты, которые делают учителей любимыми и позволяют им запомниться на всю жизнь, наверное, можно. «Мел» постарался сделать это с помощью цитат из наших манифестов об образовании.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Уметь разжигать интерес к познанию

Сергей Белоголовцев,

Актер, телеведущий

Если давать ребенку заниматься только любимым делом, к которому он расположен, отпадет любая необходимость его заставлять. Он копошится со своими делами, а учитель очень осторожно и последовательно убирает страх и принуждение, заменяя их любовью. Звучит красиво, но в реальности это очень сложный и долгий процесс, требующий терпения и идеальной дозировки.


2. Уметь правильно сформулировать вопрос

Михаил Козырев,

Теле- и радиоведущий

Еще у нас в школе был очень сильный корпус преподавателей русского языка и литературы. Это были яркие и мощные женщины, которые в наше время наверняка бы стали литературными критиками, успешными авторами или редакторами. Удивительно, но они акцентировали наше внимание на внеклассной программе по литературе едва ли не больше, чем непосредственно на учебной. Они формулировали вопросы невероятно актуальные даже для сегодняшнего дня. Мы могли по-настоящему рубиться на уроке и даже после этого, идя домой, например, спорить о том, что правильнее было в пьесе Горького «На дне».


3. Быть интересным человеком и давать интересные задания

Саша Филипенко,

Писатель, журналист, преподаватель СПбГУ

Мы пишем колонки, интервью, рассказы. Все, что угодно, все, что только захотят мои студенты, потому что это единственный способ их увлечь. Я твердо убежден, что именно так — не тактически, но стратегически — должны действовать преподаватели в школах. Школьников не обмануть. Вы либо интересны им, либо нет. К тому же литература — это волшебство, и ставить его на поток — дело странное.


4. Стараться понимать учеников

Евгений Дзичковский,

Журналист

Индивидуальный подход, как и счастье — это когда тебя понимают. Причем работает поначалу в одну сторону: от учителя к ученику. Ребенок может не понимать взрослого в силу недостатка опыта и знаний. Его вообще-то для того и учат, чтобы этот недостаток восполнить. Но за понимание себя ребенок простит учителю, как и родителю, многое. Очень многое.


5. Уметь разглядеть талант

Александр Шмурнов,

Спортивный комментатор

Ни один учитель в старой школе не разглядел, не захотел распознать в нем ничего «культурного». Только шпыняли за «балаганы на уроке», за неумение сосредоточиться. Новый историк, молодой учитель, для которого этот класс — первый в жизни, за каких-то два-три месяца понял про нашего сына гораздо больше, чем все прежние учителя вместе взятые. Когда Ваня получил первую пятерку по истории, в тетради рядом с оценкой стояло размашистое красное: «Ура!»


6. Не быть банальным и не забывать про чувство юмора

Михаил Казиник,

Музыкант

Это принцип отстранения. Как только учитель приходит на урок и говорит: «Великий русский писатель Достоевский», внимание у детей ослабляется — лучше почитать какой-нибудь детектив. Мысль о том, что Достоевский — великий, должна родиться в конце урока у самих детей.

Еще одно условие — чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают их детям — устраивают перезагрузку.

mel.fm

Какими качествами должен обладать идеальный педагог?

Какими качествами должен обладать идеальный педагог?

  • Во-первых, педагог должен любить детей, дети должны тянуться к педагогу. В последнее время я начинаю ставить на одно из первых мест – спокойствие и терпение. Конечно, можно понять, что человек работает в школе 20+ лет (зачастую), но кричать на детей смысла нет. Можно сказать, что без крика дети ничего не понимают, но тут уж от воспитания зависит. Кричать на уроках – бессмысленно, меня удручает, что учителя позволяют себе и крики, и оскорбления, и даже рукоприкладство. Хотя нападать на учителей с моей стороны несправедливо, ведь и ученики соотвествущие. Но у хорошего учителя ученики ведут себя уважительно. Потом, учитель должен знать свой предмет и за грани предмета. Это ужасно, когда учитель ведет весь урок, не отрываясь от методички. Сама сталкивалась с подобным, женщина вела урок с книгой quot;история в схемах и таблицахquot;. Учитель должен быть, добрым, отзывчивам, заинтересованным в обучении. Немало и равнодушным педагогов, которые ориентируются на основную массу, а одаренных детей предпочитают не замечать. Есть учителя, которые слишком много времени отводят на воспитательные моменты, на укоряющие речи, мол, кем вы станете. Урок – есть урок, на нем нужно учиться, а не болтать половину, а потом жаловаться, что не успели. И, подводя итог, хоть я сказала и не все, учитель – это талант и призвание, не стоит идти преподавать только потому,что больше поступать некуда было.

  • Как тут верно отметили, необходима любовь к детям.

    Помимо любви, нужно уважительно относиться к детям, видеть в них зарождающиеся личности и помогать им определиться. Нужно грамотно себя преподнести ученикам, вести себя достойно – таким образом заслужить и уважение своих подопечных.

    Иметь большой, огромный запас терпения. Это, пожалуй, самое сложное, так как людям свойственно злиться, переживать. И учитель, безусловно, не является исключением.

  • Педагог и педагогика.. чувствуется связь. Еще бы, ведь именно педагогика учит человека быть педагогом.

    А кто такой педагог? Прежде всего, мы вспоминаем учителей. Студенты подумают о преподавателях, ведь педагог это тот человек, который нам доносит какую-либо информацию. Отчасти это так и есть, НО педагог, это, прежде всего, человек, который умеет не только правильно преподнести ту или иную информацию, но и найти к каждому особый подход, знает и понимает в чем заключается проблема того или иного человека.

    Все это и является педагогикой. Она тесно связана и с другими науками. Как видно из ранее написанного, в педагогике есть элементы психологии. Действительно, это не только наука… это особый вид искусства. Не каждый может понять, с какой стороны подойти к человеку. Возможно, эта черта рождается вместе с человеком, а кто-то может е приобрести на протяжении всей жизни.

    Педагог, по-моему, должен обладать следующими качествами:терпение, уважение, знание своего предмета, добродушие, отзывчивость, спокойствие и самое главное, он должен любить себя и тех, кого учит

  • Педагог, в первую очередь, должен любить людей, вообще, и детей, в частности. Без любви к детям хорошим педагогом не стать. На втором месте стоит профессионализм. Педагог должен быть хорошо вооружен необходимыми знаниями, как своего предмета, так и методик преподавания, психологии межличностных отношений и быть эрудированным во многих сферах жизни. Педагог должен быть интересной личностью, пользоваться уважением и любовью окружающих. Для этого не надо стоять на месте, надо всегда идти вперед к новым знаниям, новым целям и победам.

  • Для педагога очень важно любить свое дело. Потому что если он будет только уставать и раздражаться на работе, плохо будет всем. Еще неплохо бы иметь много-много терпения и любви к ближнему. Потому что некоторых учеников просто невозможно выносить:) И, как выяснилось в процессе общения с коллегами, интеллект и хорошее образование – обязательны!

  • Быть воспитателем – это для педагога главное.

    Знания своего предмета, если это учитель – само собой разумеющееся. Но одни знания не превращают человека в педагога.

    Он должен быть авторитетом, суметь своим поведением, умением найти подход и даже поставить на место вызывать уважение.

    Это должен быть энтузиаст своего дела, который искренне сопереживает проблемам ребенка и пытается своими методами помочь ему стать полноценным человеком. Не абстрактно любить детей, а именно помогать в их воспитании с любовью.

    Можно много еще писать, но это основные моменты.

  • Я думаю, что самое главное – любить детей и тот предмет, который педагог преподает, иначе не получится ничего хорошего, когда все будет из-под палки. Любовь к детям, тактичность, вежливость, умение контролировать свои эмоции, индивидуальный подход к детям, авторитет, умение интересно преподносить материал. Что-то, на мой взгляд, дано уже (про таких говорят quot;Учитель от богаquot;), а над чем-то приходиться работать.

  • info-4all.ru

    Качества хорошего педагога. Компетенции, которые потребуются

    Всем, кто заинтересован стать учителем, важно определиться, каковы качества хорошего педагога.

    Каждый представитель этой профессии обладает собственным набором профессиональных компетенций. Не каждый удостаивается награды, например, «Лучший учитель года».

    Эта статья – попытка описать базовые качества, обладая которыми, учитель может подняться к вершинам профессии.

    Содержание статьи

    Хороший педагог должен иметь страсть к преподаванию

    Страсть к преподаванию – одно из базовых качеств хорошего учителя. Одни учителя только изображают любовь к процессу преподавания, другие отдают этому всю силу. Ученики или студенты безошибочно определяют учителя, который имеет настоящую страсть к преподаванию и живет своей профессией.

    Любовь к детям входит в базовые качества хорошего педагога

    Вряд ли вы сможете работать в современной школе, если не испытываете любовь к детям.

    Большинство учителей могут любить предметы, которые они преподают, но не способны проявлять любовь к детям. В результате на уроках начинают использовать такие методы, как страх и запугивание, чтобы управлять своими классами. Такой подход является полной противоположностью мотивации в работе, основанной на любви к детям, чтобы выявлять лучших, проявлять о них заботу, стимулировать к получению знаний тех, кто пока не испытывает к этому интереса.

    Хороший учитель любит всех учеников

    Хороший педагог любит всех своих учеников

    Относиться ко всем ученикам с одинаковой любовью очень важно. Важно не иметь в классе или студенческой группе особенных любимчиков, чтобы не портить отношения с остальными учениками.

    Если учитель любит химию или физику, которые преподает, это хорошо, но когда он начинает выделять только тех учеников, которым также интересен этот предмет, но перестает замечать остальных, эффективность его работы падает. Никакая страсть к преподавательству в таком случае не поможет. Учителю лучше потратить время и придумать лучшие способы, чтобы передать свою любовь к предмету, который он ведет, всем своим ученикам.

    Понимание роли школы также входит в качества хорошего педагога

    Школа – это больше, чем количество классов и число учеников в каждом из них. Школа для учителя – это место, где он проводит большую часть своей жизни.

    Школа – это место для роста преподавателя, развития личности, возможность обрести радость и гармонию, благодаря выбранной когда-то профессии.

    Преподавание и обучение происходит не только в четырех стенах классной комнаты. В студенческом кафе, школьной столовой, на спортивной площадке – процесс передачи знаний ученикам больше, чем рассказ на уроке материала и выдача домашних заданий.

    Хороший педагог учит своих учеников не только навыкам сдачи ЕГЭ, но и взаимодействию с другими людьми, правильному отношению к жизни.

    Хороший учитель всегда готов к изменениям

    Хороший учитель всегда следит за происходящим вокруг. Он сам чутко реагирует на изменения и готов менять своих учеников через изменения. Человек, желающий достичь вершин в этой профессии, всегда должен быть готов к взаимодействию с учениками, которые воспринимают любые изменения быстрее его. Хороший учитель умеет правильно реагировать на происходящее.

    Организаторские навыки тоже входят в базовые качества хорошего учителя

    Умение учителя правильно планировать и распределять собственное время, организовать процесс обучения своих учеников делает его работу проще и позволяет найти лучшие способы для передачи знаний ученикам.

    Учитель всегда ищет совершенство

    Хороший педагог всегда в поисках совершенства

    Даже проработав в школе много лет, учитель должен помнить о том, что всегда есть пусть к достижению совершенства. Этот процесс беспрерывен и бесконечен.

    Многие учителя, достигшие успеха на профессиональном поприще, признаются, что вся их жизнь является постоянным уроком для них самих. Они каждый день ищут наиболее эффективные способы обучения и взаимодействия со своими учениками. Хороший учитель не боится проблем, а готов искать способы для их решения.

    Педагогу требуется смелость, чтобы пережить тяжелые дни

    В жизни каждого учителя возникают периоды, когда слишком тяжело переживать разочарования, связанные с учениками и преподавательской деятельностью. Слабонервные готовы бросить и бросают свою работу, когда наступает такой момент.

    Хороший учитель всегда помнит, что трудные времена не длятся вечно, а лучшие – впереди. Найти в себе силы встать и пойти на работу в самый тяжелый день – отличный навык, без которого немыслимы качества хорошего педагога.

    Хороший учитель должен иметь много смирения

    Бывают моменты, когда учитель забывает, что все, что он делает, он делает не для себя, а для своих учеников. Раздутое эго может разрушить карьеру учителя, превратив процесс обучения в соревнование между преподавателем и учениками.

    Хороший учитель всегда помнит, что обучение – это взаимный процесс. Всегда можно узнать что-то новое от своих учеников. Учитель не всегда должен стремиться к тому, чтобы за ним осталось последнее слово и не пытаться убедить учеников, что знает ответы на все вопросы.

    Смирение — важное качество хорошего учителя

    Хороший учитель всегда имеет четкие цели

    Умение планировать и ставить цели – это тоже качества хорошего педагога.

    Учитель должен не только писать планы предстоящих ближайших уроков, но и ставить глобальные цели: чего он хочет добиться от своих учеников, как он сам собирается расти в профессиональном плане. Ставить цели мало. Важно их достигать. Этим хороший педагог и отличается от обычного педагога.

    Залог эффективного обучения – использование современных инструментов

    Хороший учитель постоянно совершенствует свои профессиональные навыки. Он осваивает как новые методы преподавания, так и технические средства, которые позволят ему передавать знания ученикам более эффективно.

    Мультимедиа технологии, презентации Power Point, интерактивная доска, умение рассказывать увлекательные истории, индивидуальная работа с учениками, работа в группе – вот лишь немногий набор навыков хорошего учителя, который стремится достичь успеха в своей профессии и стать действительно интересным для своих учащихся.

    Сергей Васильев, Онлайн журнал Finemagazin.ru

     

    finemagazin.ru

    Профессиональные качества современного педагога

    Профессиональные качества современного педагога

    Содержание

    Введение

    Профессиональные качества современного педагога

    Коплекс профессионально-педагогических качеств учителя литературы

    Творческие способности и эмоционально-коммуникативные качества учителя-филогога

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    На современном этапе развития российский социум характеризуется признанием значимости творческого потенциала и ценности гуманитарного просвещения. Задачи, стоящие перед отечественной системой образования, имеют комплексный характер, что формирует совокупность особых требований для их реализации.

    Литературное образование в школе непосредственно связано с проблемами совершенствования содержательной части обучения и требует переориентации на дальнейшую гуманизацию образовательного процесса и процесса формирования личности учащегося.

    Актуальность темы реферата обусловлена тем, что необходимое изменение характера образования и актуальные ориентации требуют от филолога активной эстетической позиции и деятельности, всестороннего развития коммуникативной компетентности, поскольку для достижения педагогических целей в условиях стремительно меняющегося общества, учителю мало владеть лишь навыками научного познания.

    Объект исследования составляет профессиональная деятельность учителя литературы.

    Предметом исследования выступает совокупность профессиональных качеств учителя литературы.

    Цель работы – изучение качеств преподавательской деятельности учителя литературы, что диктует осуществление частных задач:

    охарактеризовать профессиональные качества современного педагога;

    рассмотреть специфику профессионально-педагогической культуры учителя литературы;

    выявить значение творческих способностей и эмоционально-коммуникативных качеств в работе учителя-филолога;

    сформулировать основные выводы и заключение.

    Теоретической основой реферата стали научные исследования и учебно-методические работы таких авторов, как Бодалев А. А., Гоноболин Н. Ф., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.В., Левитов Н. Д., Маркова А. К. и др.

    Профессиональные качества современного педагога

    В педагогической литературе сосуществуют термины «модель учителя», «требования к учителю» и «модель учителя». По существу, они охватывают равную совокупность вопросов, но подход авторов в каждом случае имеет особый гносеологический характер.

    Термин «модель учителя», как мысленно созданный образ оригинала идеального профессионала, применяется в рамках исследования различных аспектов педагогической профессии. «Модель» по определению подразумевает не все качества объекта, а лишь существенные. Поэтому в практической деятельности использование данного термина весьма ограничено.

    Термины «требования к учителю» и «качества педагога» [5, с. 235; 9, с. 64; 11, с. 34] используется многими педагогами и психологами. Необходимо иметь в виду, что многие процессы в педагогике проявляют себя исключительно как тенденции, и это затрудняет формулировку некоторых понятий и терминов. Существование зависимости между совокупностью качеств педагога и закономерностями педагогики выражается в социальных функциях учителя и в специфике его деятельности. Если эти функции и особенности определены верно по научным принципам, то и «качества педагога» будут выявлены не субъективным образом, а на объективной основе.

    Многочисленные исследователи проблематики педагогического процесса достаточно подробно изучают и анализируют структуру деятельности педагога, его особенности и свойства. В этих работах прослеживается ряд общих принципов и моментов.

    Прежде всего, авторы выделяют педагогические способности, умения и навыки, выводимые из различных видов профессиональной деятельности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико-оценочные и некоторые иные умения и способности [1, с. 14].

    Общим является признание взаимосвязанности разных видов педагогической деятельности, в которой способности и умения представляют собой целостную структурированную систему. Личностная характеристика учителя доминирует по отношению к его профессиональной характеристике.

    Ф. Н. Гоноболин выделяет следующие способности, значимые в профессиональной деятельности учителя:

    способность понимать учащегося;

    способность доступно излагать учебный материал;

    способность повышать заинтересованность учеников;

    способности организатора;

    педагогический такт;

    умение предвидеть результаты своей работы [5, с. 237].

    К группе педагогических способностей относят также:

    педагогические наблюдательность и воображение;

    требовательность характера;

    ясность, простоту и убедительность речи.

    Данные способности дают возможность учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность.

    Педагогическое воображение имеет особое значение для конструктивной деятельности, реализуясь в «проектировании» будущего уровня знаний ученика, его характера, привычек и умении заранее определять подходящие методики. Педагогическое воображение обеспечивает развивающее воспитание и обучение.

    Педагогический такт выражается в коммуникативной сфере педагогической деятельности и представляет собой способность к выстраиванию верных отношений с учениками, родителями, коллегами, определяет чувство меры, позволяющее предупредить формирование конфликтных ситуаций [3, с. 82].

    Н. Д. Левитов в качестве главных педагогических способностей называет:

    способность передавать детям знания в интересной и лаконичной форме;

    понимание ученика, основанное на наблюдательности;

    творческий и самостоятельный склад мышления;

    находчивость, точная и быстрая ориентировка;

    способности организатора для регулирования своей работы и формирования ученического коллектива [10, с. 411].

    В. А. Крутецкий сформулировал общие определения основных педагогических способностей [8, с. 294].

    Дидактические способности позволяют учителю передавать учебный материал в доступной, понятной для детей форме, формировать интерес к предмету, активизировать самостоятельную мысль ученика.

    Персептивные способности – это способность воспринимать внутренний мир воспитанника и ученика, это психологическая наблюдательность, основанная на тонком понимании личности и психических состояний учащегося.

    Речевые способности составляют умение учителя ясно выражать мысли и чувства.

    Организаторские способности предполагают умение сплотить и вдохновить ученический коллектив и рациональным образом вести собственную работу.

    Авторитарные способности подразумевают непосредственное эмоционально-волевое влияние на учеников и умение учителя заслужить у них авторитет.

    Коммуникативные способности формируют формы и содержание общения с детьми, помогают выработать правильный подход к ученику, основанный на целесообразных взаимоотношениях и педагогическом такте.

    Педагогическое воображение – это прогностические способности, выражающиеся в умении предвидеть последствия своих действий на процесс воспитательного проектирования личности ученика, понимание перспектив развития определенных качеств учащегося.

    Особое значение имеет для учителя имеет способность к распределению внимания между несколькими направлениями деятельности [8, с. 296-299].

    Таким образом, в современной научной педагогической литературе выделяется следующие личностные и профессиональные способности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико-оценочные и пр., представляющие собой целостную структурированную систему. В комплексе можно выделить две группы способностей – личностные и имеющие профессиональную специфику, причем первые, по мнению ученых, играют ведущую роль в отношении последних.

    педагог литература профессиональный филолог

    Комплекс профессионально-педагогических качеств учителя литературы

    Феномен профессионально-педагогической культуры предоставляет возможность исследовать учебный процесс в контексте технологий, ценностей и направлений творческой личностной реализации учителя литературы. Для филолога культура выступает, как механизм передачи социального опыта, и выражает, с одной стороны, содержание его профессиональной деятельности, с другой – представляет собой инструмент, позволяющий учителю принимать участие в создании, обновлении и трансляции культуры [6, с. 12].

    На основе изучения теоретического материала, мы выделили профессионально значимые качества учителя литературы.

    Прежде всего, это наличие общего понятия о культуре, ее общественном значении, составных частях и особенностях функционирования в различные периоды истории. В связи с общим понятием важно осмысление связи образования и культуры, культуры и литературы, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры и практическое умение применять эти знания в педагогической деятельности и общении, направленных на трансляцию художественно-духовных ценностей на уроке литературы.

    Учителю-филологу важно иметь представление о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, как единство индивидуального и общего, в котором выражается слитность истины художественного образа с правдой эпохи, отражаемой в художественном произведении. Культурный контекст составляет необходимое и обязательное условие понимания сущности художественного образа.

    При осмыслении школьной программы и разработке собственной педагогической концепции, определяющей характер изучения творческого наследия писателей и анализа конкретного литературного произведения, для учителя важно умение ориентироваться и применять знания о связи культуры и художественного образа.

    В комплекс основных качеств учителя-филолога, входит его способность проводить многоаспектный анализ литературного текста в единстве идейного, нравственно-эстетического и языкового уровней, на основе которого формируется собственная педагогическая концепция интерпретации художественного произведения на уроке литературы.

    С этим сочетается умение анализировать конкретное произведение в историко-функциональном аспекте, ориентируясь на учеников как субъектов общения и деятельности, со свободным высказыванием ими собственных оценок и мнений, что важно для личностного самоопределения и осваивания ведущей позиции в диалоге.

    Важным компонентом профессионально-педагогической культуры учителя литературы является способность понимать способы воплощения национального в литературном произведении, осознавать бытие человека в органическом единстве с историей, духовным космосом и традициями народа, знать истоки и архетипы национального менталитета и национального характера, воспринимать язык литературного текста как носитель национальной культуры.

    Значимым умением для учителя литературы является способность сочетать собственно литературное развитие учеников с развитием их эстетических способностей, на основе использования на уроках приемов анализа художественного произведения.

    Эти профессиональные качества и способности учителя обусловлены спецификой предмета литературы и соотносятся с освоением эстетических способов общения, с формированием ценностных ориентаций учащихся.

    Как показывает педагогическая практика, особую и наибольшую трудность в условиях реформирования современной школы для учителя-филолога представляет освоение и реализация инновационных принципов, идей и установок, которые содержат создающиеся сегодня учебные комплексы по литературе.

    Отбор и характер изложения материала в современных учебниках по литературе осуществляется с первоочередным вниманием к художественной, эстетической и культурной значимости произведения. Это снижает проблемно-тематическую ограниченность и заданность, позволяя учителю вести по-настоящему интересное для учащихся изучение классики и современной литературы. Учителя литературы не сковывают жесткие идеологические ограничения, и он может использовать в педагогической практике сложные литературоведческие понятия – «положительный герой», «идеал» – наполненные новым содержание: положительный герой сегодня – это не просто смелый и решительный человек, отстаивающий классовые интересы, но человек ищущий и сомневающийся, с обостренным чувством собственного достоинства и признающий право на такое чувство за другим человеком. Понятие «идеал» составляют высшие общечеловеческие ценности – Добро, Красота, Истина, признание прав личности права на жизнь, счастье и свободу.

    Иным образом в учебниках поданы и сведения теории литературы. Прежде связь теоретических знаний с анализом художественного текста лишь декларировалась, и все внимание уделялось только освоению учащимися терминов и определений. Сегодня система теоретических понятий отбор литературного материала учебного пособия.

    Эти принципы воплощают идею всесторонней гуманизации образования, связи образовательных возможностей с личностным выбором, формирование простора для самореализации и раскрытия творческого потенциала личности.

    Инновационная и культурологическая специфика современных учебных комплексов требует значительного повышения профессиональной квалификации учителя литературы, которое выражается в возникновении положительной мотивации в процессе освоения тем и проблем, в сформированности комплексного методологического подхода к урокам литературы, в выработке собственной педагогической концепции обучения, в подлинном обогащении знаний и совершенствовании своих профессиональных умений и навыков, в расширении круга ценностных ориентаций, в рефлексии и привнесении творческого начала в решение каждой педагогической задачи [6, с. 14].

    Таким образом, профессионально значимые качества учителя литературы предполагают наличие общего понятия о культуре, ее общественном значении, составных частях и особенностях функционирования, представления о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, осмысления школьной программы и разработки собственной педагогической концепции, способности проводить многоаспектный анализ литературного текста в единстве идейного, нравственно-эстетического и языкового уровней, умения анализировать конкретное произведение в историко-функциональном аспекте, ориентируясь на учеников как субъектов общения и деятельности, со свободным высказыванием ими собственных оценок и мнений, способности понимать способы воплощения национального в литературном произведении, осознавать бытие человека в органическом единстве с историей, духовным космосом и традициями народа, знать истоки и архетипы национального менталитета и национального характера. Эти профессиональные качества и способности учителя обусловлены спецификой предмета литературы и соотносятся с освоением эстетических способов общения, с формированием ценностных ориентаций учащихся.

    Творческие способности и эмоционально-коммуникативные качества учителя-филогога

    Современная педагогическая наука делает акцент на правомерности и эффективности роли учителя – соучастника «образовательных событий», в которых осуществляется концентрация личного эстетического и культурного опыта учеников. В этом контексте формируется сложная в педагогическом отношении задача, стоящая перед учителем и предполагающая организацию на уроке совместной работы учителя и учащихся, в процессе которой будут осваиваться новые способы нестандартного решения образовательных и культурных задач.

    В ходе урока учитель литературы должен создать условия, позволяющие воссоздать целостную картину мира и бытия, для «погружения» учащихся в различные ситуации, требующие проявления определенных умений и качеств, обусловленных развитием культурно-эстетического опыта ученика. Литературное образование в отечественной школе сегодня связано с задачами и проблемами совершенствования содержания процесса обучения, его гуманизацией и развитием личности учащегося.

    Главной целью литературного образования в школе становится формирование основ художественного восприятия, а не передача научной информации о литературном контенте. При этом важны два аспекта: учитель должен обладать способностью представлять ученикам художественный текст как произведение искусства, но не как иллюстративный документ какого-либо исторического событиям или дидактическое обоснование житейского нравоучения и уметь развивать у школьников потребность в художественных впечатлениях.

    Для решения педагогических задач в рамках предполагающейся стратегии требуются значительные изменения в деятельности учителя в организации урока литературы и школьного литературного образования. Ядром такого урока становится совокупность собственных прочтений и интерпретаций, составляющих эстетически-коммуникативное событие – глубокое осмысление художественного текста в процессе творческого создания собственного представления о нем.

    Педагогическая цель деятельности учителя литературы в этих условиях состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции [12, с. 9].

    Влияние учителя литературы на рост культурного опыта учеников эффективно при постоянном совершенствовании профессиональных навыков. Эффективность всей организации образовательного содержания урока обеспечивается умением педагога к многомерному видению и глубокому проникновению в личностные особенности участников организованного на уроке диалога, его способности мыслить нестандартно, излагать мысли выразительно и доступно, отвечать на вопросы учеников точно и определенно, слушать понимающе и доброжелательно, создавая устойчивый психологический контакт. Педагогу важно обрести особое творческое состояние и развивать свои способности в организации открытого и свободного диалога на уроке литературы, на основе совершенствования своего чувства естественности, непринужденности публичного выступления.

    Личность педагога и весь его творческий потенциал являются основой эффективной организации урока литературы. В педагогической деятельности, более, чем в любой другой профессии, значительную роль играют личностные качества. Педагогическое творчество, представляющее собой феномен особого рода, при всей своей специфике имеет немало общего с профессиональной деятельностью ученого, артиста, писателя, способствуя взаимообогащению на основе творческого сотрудничества обучаемого и обучающего. Осознание учителем уровня своего мастерства в сопоставлении с идеальными моделями, задает ориентиры для установления параметров профессионального совершенствования. Источниками развития личного профессионального самосознания выступают три взаимосвязанных компонента: знание о себе как о специалисте, эмоциональное отношение к себе как педагогу-профессионалу и оценка себя как специалиста. Необходимыми условиями совершенствования педагогического самосознания являются готовность учителя к совершенствованию деятельности, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества, позитивная мотивация педагогического труда.

    Эстетическая деятельность учителя литературы является синтезированной совокупностью практических умений и теоретических знаний, направленной на решение учебно-воспитательных задач в нестандартных обстоятельствах нестандартизированными педагогическими подходами, создающими условия для полной реализации творческих возможностей каждого ученика. Коммуникативная культура учителя составляет важнейший компонент этой эстетической деятельности.

    Профессиональная специфика эстетической деятельности учителя литературы обусловлена множеством субъективных и объективных факторов, как внутренних, так и внешних. Условия, в которые формируется и реализуется педагог, не зависят от личных предпочтений и мотивов, он не может по собственному желанию изменить социально-психологический климат и характер профессиональных отношений с другими педагогами, поменять свой социальный статус или особенности своей семейной жизни. К субъективным факторам можно отнести стремления личности, направленные на понимание, оценку и корректировку своего взаимодействия с окружающим миром. Внутреннюю сферу формирования профессиональной деятельности составляют переживания личности, эмоции и чувства, интуиция и познавательные ресурсы. К внешней относятся профессиональное взаимодействие с другими людьми в пределах определенного вида деятельности. Возможна и своеобразная «миграция» фактора из внешней сферы во внутреннюю: умение услышать собеседника закладывается в рамках семейного воспитания или сформироваться в процессе профессиональной подготовки, но может и появиться как результат самосовершенствования.

    Как показывают исследования [1; 3; 12],эмоциональная сфера учителя литературы является главным источником факторов, влияющих на взаимодействие с учениками; последние придают особое значение именно личностным качествам учителя – чуткости, тактичности, справедливости, объективности и пр. Ученики в процессе личностного формирования, проецируют эти качества на себя.

    Эмоциональная сфера учителя определяет специфическое состояние его психологической готовности к уроку [10]. Особое значение для учеников имеют характерные признаки, свидетельствующие о настроении учителя. Эмоции являются действенным средством воспитания и влияния на учеников, без них, вне эмоционального фона, невозможно освоение и закрепление знаний и навыков. [2]. Важное место в совокупности эмоциональных проявлений педагога занимают его удовлетворенность процессом и результатами педагогической деятельности [9], противостояние авторитарности собственного профессионального и личностного поведения, приводящей к игнорированию уникальности личности ученика и способствующей проявлению феномена «эмоционального выгорания». Определяющим фактором в процессе формирования и совершенствования эстетической составляющей педагогической деятельности является осознанное использование учителем своего жизненного и профессионального опыта, т.е. выраженная способность к саморегуляции [1, с. 14-15].

    Таким образом, главной целью литературного образования в школе становится формирование основ художественного восприятия, а не передача научной информации о литературном контенте. При этом важны два аспекта: учитель должен обладать способностью представлять ученикам художественный текст как произведение искусства, но не как иллюстративный документ какого-либо исторического событиям или дидактическое обоснование житейского нравоучения и уметь развивать у школьников потребность в художественных впечатлениях. Педагогическая цель деятельности учителя литературы состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции. Необходимыми условиями совершенствования педагогического самосознания являются готовность учителя к совершенствованию деятельности, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества, позитивная мотивация педагогического труда. Эмоциональная сфера учителя литературы является главным источником факторов, влияющих на взаимодействие с учениками; последние придают особое значение именно личностным качествам учителя – чуткости, тактичности, справедливости, объективности и пр. Ученики в процессе личностного формирования, проецируют эти качества на себя.

    Заключение

    В данной работе на основе теоретического исследования научно-исследовательских публикаций, посвященных профессиональным качествам учителя литературы, изучены основные аспекты этого вопроса.

    Основные научные результаты исследования можно сформулировать следующим образом.

    В современной научной педагогической литературе выделяется следующие личностные и профессиональные способности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико-оценочные и пр., представляющие собой целостную структурированную систему. В комплексе можно выделить две группы способностей – личностные и имеющие профессиональную специфику, причем первые, по мнению ученых, играют ведущую роль в отношении последних.

    Профессионально значимые качества учителя литературы предполагают наличие общего понятия о культуре, ее общественном значении, составных частях и особенностях функционирования, представления о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, осмысления школьной программы и разработки собственной педагогической концепции, способности проводить многоаспектный анализ литературного текста в единстве идейного, нравственно-эстетического и языкового уровней, умения анализировать конкретное произведение в историко-функциональном аспекте, ориентируясь на учеников как субъектов общения и деятельности, со свободным высказыванием ими собственных оценок и мнений, способности понимать способы воплощения национального в литературном произведении, осознавать бытие человека в органическом единстве с историей, духовным космосом и традициями народа, знать истоки и архетипы национального менталитета и национального характера. Эти профессиональные качества и способности учителя обусловлены спецификой предмета литературы и соотносятся с освоением эстетических способов общения, с формированием ценностных ориентаций учащихся.

    Главной целью литературного образования в школе становится формирование основ художественного восприятия, а не передача научной информации о литературном контенте. При этом важны два аспекта: учитель должен обладать способностью представлять ученикам художественный текст как произведение искусства, но не как иллюстративный документ какого-либо исторического событиям или дидактическое обоснование житейского нравоучения и уметь развивать у школьников потребность в художественных впечатлениях. Педагогическая цель деятельности учителя литературы состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции. Необходимыми условиями совершенствования педагогического самосознания являются готовность учителя к совершенствованию деятельности, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества, позитивная мотивация педагогического труда.

    Эмоциональная сфера учителя литературы является главным источником факторов, влияющих на взаимодействие с учениками; последние придают особое значение именно личностным качествам учителя – чуткости, тактичности, справедливости, объективности и пр. Ученики в процессе личностного формирования, проецируют эти качества на себя.

    Список использованной литературы

    . Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы// Автореф. дисс. кандидата псих. наук. Казань, 2001. – 23 с.

    . Бодалев А. А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.

    . Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика, №10,2003. – С. 72-94

    . Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования / Под ред. Г.М. Гогоберидзе. М.: Наука, 2003. – 183 с.

    . Гоноболин Н. Ф. Психологический анализ педагогических способностей.- В кн.: Способности и интересы. М., 1962. – С. 230-242

    . Кириллина И. И. Влияние личности учителя-словесника на формирование и развитие интереса учащихся к литературе как учебному предмету//Автореф. канд. пед. наук. – Л., 1984. – 16 с.

    . Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002. – №6. – С.11-40.

    . Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976

    . Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967

    . Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М 1960

    . Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5

    . Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. канд. пед. наук. Ростов-на-Д, 1996. – 17 с.


    diplomba.ru

    Личностные качества педагога

    Министерство образования Российской Федерации

    Российский государственный профессионально-педагогический университет

    Кафедра социальной и прикладной психологии

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине «Психология профессионального образования»

    на тему: «Личностные качества педагога»

    Выполнил: Студентка гр. ЗПИ-215

    Викторова

    Проверил:

    Екатеринбург 2004

    СОДЕРЖАНИЕ: стр.

    1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3

    3. Профессиональная компетентность. ……………………………………….5

    4. Педагогическая центрация. …………………………………………………6

    5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7

    6. Заключение. …………………………………………………………………15

    7. Список литературы. …………………………………………………………17

    Введение.

    Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое – это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

    Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

    Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

    Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

    В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

    Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.

    Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Педагогическое самосознание включает образ – «Я»: идеальный и реальный, и постоянное соотнесение как процесс приближение к идеальному объекту педагогической деятельности.

    Требования к личностным качествам педагога.

    Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

    Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

    Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого – руководителя лаборатории различны.

    Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

    • способность делать учебный материал доступным;

    • творчество в работе;

    • педагогически-волевое влияние на учащихся;

    • способность организовать коллектив учащихся;

    • интерес и любовь к детям;

    • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

    • педагогический такт;

    • способность связать учебный предмет с жизнью;

    • наблюдательность;

    • педагогическая требовательность.

    Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает – это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

    Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
    Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

    Профессиональная компетентность.

    Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

    Что же включает в себя понятие “профессиональная компетентность”? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность – это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
    Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

    Педагогическая центрация.

    Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
    Центрация – это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:

    • конформная – центрация на интересах, мнениях коллег;

    • эгоцентрическая – центрация на интересах, потребностях своего Я

    • гуманистическая – центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

    • центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

    • центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

    mirznanii.com

    Какими качествами должен обладать учитель

    Какими качествами должен обладать учитель. На самом деле, нельзя назвать строгие критерии или манеру поведения в классе, чтобы ученики воспринимали учителя так, как он хочет. У каждого профессионального педагога свой подход к детям и манера поведения, чтобы добиться продуктивной работы и дать детям все необходимые знания. Мы составили небольшой перечень профессиональных качеств, которыми должны обладать учитель, чтобы дети воспринимали его серьезно и хотели изучать предмет.

     

    Во-первых, не старайтесь наладить общение с детьми, будто вы друзья. Учитель должен сразу разграничить отношения с учениками, что он педагог, а дети, это ученики, но сделать это нужно так, чтобы сохранить доверительные отношения с детьми. Дети должны уважать своего учителя, страх и уважение, два совершенно разных понятия. Уважение достигается путем правильного общения и системы оценок, не выучил урок, получил двойку, подготовил домашнее задание, получил пятерку. Если дети почувствуют, что вы можете ставить хорошие оценки за плохо сделанную работу, то они сядут вам на шею, а ели будут вас бояться, потому что у вас завышенные критерии, то будут часто прогуливать ваш предмет. Какими качествами должен обладать учитель, чтобы заслужить доверие учеников. Тут в дело вступает психология. Если вы видите, что ребенок плохо подготовился, или неважно себя чувствует, то поговорите с ним. Семьи бывают разные, и если ребенок из неблагополучной семьи, то он должен знать, что в школе есть учитель, с которым он может поговорить.

     

    Какими качествами должен обладать учитель начальных классов?

     

    Вы помните свою первую учительницу, конечно, помните, ведь этот человек стал для вас проводником в мир знаний и второй мамой, о которой вы всегда вспоминаете с теплотой. Если вы хотите стать учителем начальных классов, то должны понимать, что работа с маленькими детьми, безумно сложная, особенно если их 20-30 в одном помещении. Самое главное, что необходимо сделать учителю, это найти подход к каждому ученику, с кем-то нужно ласково общаться, а с кем-то говорить строго, чтобы ребенок стал воспринимать учебу.

     

    Учитель начальных классов должен заложить в сознание детей, самые главные аспекты. Например, что учеба, это не тяжелый труд, а познавательный и веселый процесс. Попробуйте построить свое общение с детьми в игровой форме, тогда, маленькие ученики смогут довериться своему педагогу и начнут воспринимать всю информацию.

    podolsk50.ru

    Обычные Качества, которыми должен обладать Истинный Учитель


    ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 21Следующая ⇒

    1.Первое качество, которым должен обладать Учитель – это Благословление Линии преемственности, то есть он является одним из Учителей обладающий Благословлением Линии Преемственности.

    Начиная со всех Богов, начиная с Кунту Зампо, существует Линия Преемственности Учителей и вот Истинный ее Учитель находиться в этой Линии Преемственности, то есть он обладает этим Благословлением, которое идет от Всеблагого и через всю Линию Преемственности.

    2.Также Истинный Учитель должен знать любые Учения, любые Наставления, имеется в виду что все Учение делиться на так называемые разделы – сутру, тантру и дзогчен. Естественно Учитель должен ориентироваться и знать все эти Наставления: сутру, и Тантру, и Дзогчен.

    3.Истинный Учитель должен обладать следующим качеством: его слова не должны расходиться со смыслом сказанного, то есть, он мало того что должен Правильно преподносить Наставления, Правильно произносить слова, то есть в форме слов Правильно передавать Учение, он должен хорошо и правильно понимать и осознавать все эти Наставления.

    Часто бывает, Учитель дает Наставления, но при этом не понимает смысла этих Наставлений и наоборот есть Учителя, которые хорошо понимают смысл, но словами выразить его не могут. Поэтому в Истинном Учителе все эти два качества присутствуют.

    4.Истинный Учитель может Правильными словами донести правильный смысл, который он сам постиг.

    Относительно методов Просветления, которые указаны в Коренных Текстах, не должно быть никаких расхождений, то есть Учитель должен говорить то, что указано в Коренных Текстах. Его Наставления никак не должны расходиться по смыслу по теме с Наставлениями, которые рассказывают о Путях Просветления, записанных в Текстах.

     

    5.Истинный Учитель должен с равными чувствами, то есть равностно относиться ко всем существам и ко всем ученикам. Нет такого что он проявляет больше сострадания к одним, меньше к другим, либо считает что ученики белее высокие, эти менее опытные, менее знающие. Истинный учитель проявляет ко всем одинаковое равностное отношение.

    6.Истинный Учитель должен прилагать большие усилия ради живых существ, помощи другим существам.Каким образом?Не проявлять какой-либо лени в передачи Наставлений.

    Если к нему приходят за Наставлениями, он должен обязательно их давать, нет такого чтобы он откладывал, либо не стремился к тому чтобы передать Наставления, все время откладывая передачу наставления на потом.

    В любой момент когда его не попросят он должен давать Наставления. Это были Шесть известных признаков качеств Истинного Учителя

    Учитель должен обладать всеми этими перечисленными качествами, если хотя бы одного из перечисленных качеств нет, то этого Учителя нельзя назвать Истинным. Были перечислены шесть обычных качеств Учителя, теперь будут перечислены необычные качества, которыми должен обладать Истинный Учитель, их также шесть.

    1.Он должен постигнуть естественное состояние ума.

    2.Он должен обладать хорошим опытом и усердием в медитативной практике, то есть чтобы не встречалось такого учителя: когда-то в молодости он много медитировал, постигнул это естественное состояние, природу ума и все, он больше не медитирует, не занимается больше медитативной практикой.

    3. Истинный Учитель, постигнув Природу Ума должен постоянно заниматься практикой, постоянно заниматься медитацией.

    4.Все его действия должны соответствовать Учению. Это не должны быть какие-то мирские действия, мирской образ жизни, все должно соответствовать Учению.

    5.У Истинного Учителя всегда должно быть Намерение обрести Плод окончательного Просветления и вплоть до Просветления проявлять Намерение соблюдать три изложенные ранее принципа, соответствовать Воззрению, Пути – медитации и Поведению.

    Эти три вещи он должен бережно сохранять и следовать им вплоть до обретения Окончательного Просветления.

    6.Учитель должен испытывать великое отвращение к сансаре, даже если он испытывает малое отвращение: он испытывает радость от делаемых ему подношений, ему нравиться то, что ему делают красивые хорошие подарки – это отклонение от качеств Истинного Учителя. Истинный Учитель должен испытывать Великое отвращение к сансаре.

    Всеми перечисленными необычными качествами должен обладать Истинный Учитель. Это очень важно.

    Три Особых качества, которыми должен обладать Истинный Учитель.

    1.Он должен быть способным возможности доносить смысл Устных Наставлений до сознания Ученика. Все, что бы ни сказал Учитель, Учитель должен обладать такой силой, что его Наставления глубоко проникают в сознание Ученика.

    Есть много Учителей, которые говорят много-много красивых слов, много-много наставлений, но до учеников эта информация не доходит и у них не задерживаются и не остаются в сознании эти наставления.

    У истинного Учителя Речь обладает таким качеством что оно доносит до сознания Ученика смысл этих Наставлений.

    2.Истинный Учитель должен обладать такой силой Благословления, которое способно устранять препятствия ученику.

    Например: ученик заболел, Истинный Учитель может силой своего Благословления излечить этого ученика.

    4.Истинный Учитель должен обладать Великим Состраданием, Великим намерением достичьпросветление, ради помощи всем живым существам.

    Истинный Учитель должен обладать Великой Боддхичиттой и действительно относиться равностно ко всем живым существам, подобно тому, как мать относиться к своим детям. Хорошая мать не выделяет среди своих детей лучших и худших, они для нее все важны и ко всем она относится равностно и всех любит одинаково. Точно также и Учитель подобно Матери относиться к своим ученикам с таким же терпением, состраданием и помощью, как и ко всем живым существам.

    Истинный Учитель должен обладать всеми выше перечисленным 15 качествами – 6 обычных, 6 необычных и три особых качества. Если мы обнаруживаем такого Учителя, который обладает всеми пятнадцатью выше перечисленными качествами, то мы можем быть абсолютно уверены в том, что Учитель, которого мы встретили, является Истинным, Неделимым, Недвойственным Совершенным Просветленным Существом, который проявляет свою активность направленную на помощь живым существам.

    Если каких-то качеств не достает, не хватает, то этот учитель не может считаться Настоящим, и мы не можем его воспринимать как Неделимым, Недвойственным Совершенным просветленным Существом.

     

    Вопросы :Каждый кто хочет стать Просветленным, он должен получить Устные Наставления от Учителя. А как стал Просветленным Будда Тонпа Шенраб?

    Ответ: Тонпа Шенраб также просил Наставления.

    Была такая история о том, что Тонпа Шенраб сначала переродился в Адских Мирах и там ипытал сострадание к одному из существ, находившемуся рядом. После этого он поднялся в более высокие Миры. Потом, будучи в одном из Миров получил Наставления, которые позволили ему стать Просветленным Существом.

    История Тонпа Шенраба началась с того что он был очень, очень бедным человеком и для подношения Мандала он использовал обыкновенный камень, иногда берут золотые, деревянные, медные Мандала и используют их как опору для визуализации. У Тонпа Шенраба ничего не было и он брал обыкновенный камень и делал подношение в качестве Мандала в использовании визуализации. Делал эти подношения Предыдущему Будде, который был до него. Преподносит Мандала в образе камня и подносил подношение развития Бодхичитты, относительно развития намерения обрести Просветление ради помощи всем живым существам. Сделав подобные подношения, он попросил Наставления, как развивать практику Бодхичитты, как правильно молить и после этого, когда умер, он переродился в Адах. После перерождения в Аду, опираясь на эти Наставления, которые получил по развитию Боддхичитты. Рядом с ним в одной упряжке при выполнении одной работы было какое-то существо. Тонпа Шенраб испытал к нему сострадание, испытал бодхичитту по отношению к нему, решил всю ношу взять на себя, дав ему отдохнуть, на что надсмотрщик в Адских Мирах сказал Шерабу: «У нас в Аду такие правила – каждый сам искупает свою негативную карму, пока ое не исчерпает себя, поэтому не следует брать на себя неблагую карму другого существа на себя и убил его камнем». Так Тонпа Шенраб ушел в более Высокие Сферы.Это самое начало истории Пути Просветления Тонпа Шенраба.

    Вопрос: Наличие какого-то количества учеников у Учителя может создавать препятствия для реализации Учителя.

    Ответ: Правильнее, скорее всего здесь нужно разделять на два вида учителей. Если учитель имеет большое количество учеников и при этом стремиться к славе, известности, обретению каких-то благ, не занимаясь практикой, то это станет большим препятствием для него. Большое количество учеников, большое количество благ, большое стремление к уважению – станет большим препятствием для него. Если учитель постоянно занимается практикой, постоянно следует наставлениям. Сам занимается медитативной практикой, то большое количество учеников не будет для него препятствием.

    Уточнения :Если учитель дает какие-то Наставления множеству учеников, но в Дзогчен согласно самай из-за большого количества учеников по разным причинам не практикуют или у них не хватает времени на практику, то получается что они нарушают свои самайя?

    Ответ: Не все однозначно, ситуации могут быть различные.

    В первую очередь подобные действия – несоблюдение взятых на себя обязательств касается учеников, ведь препятствия будут для них.

    Но если ученики совершают очень не благие действия, крайне не благие действия, то это может возможно отразиться и на самом учителе.

     

    Вопрос: По Равностному отношению учителя к ученикам, глубинное равностное отношение у каждого может проявляться по разному. Есть истории в Дзен – одного ученика учитель угощает чаем, другого бьет палкой, при этом сохраняя равностное отношение. Что такое равностное отношение, в чем суть и смысл?

    Ответ: В этом нет никакой проблемы от того что учитель может одного ученика ударить из-за того что тот плохо медитирует, с целью придать ему усердие в медитации. Другому за усердие предложить чая.Здесь нет ничего противоречащего, он одинаково к ним относиться и у него к ним равностное отношение.

    Можно и так ответить: если ученик совершает не благие действия и его есть за что ударить – вот Учитель его и ударил. Это все в порядке, но если ученик ничего подобного не совершал, а учитель его просто так ударил, то у нас могут родиться сомнения,это не есть равностное отношение. Это уже како-то предвзятое отношение.

    Вопрос: Если учителей несколько и они – учителя друг с другом не могут «ужиться». У них ревность по отношению друг к другу. Они разных школ. Можно ли считать таких учителей своими?

    Ответ: У Дремпа Намка было 108 Учителей, поэтому допускается иметь несколько разных Учителей. Ученик должен сам выбирать, опираясь на Наставления, что полезно ему, а от учителей, которые предвзято относятся друг к другу надо бежать и искать настоящего Учителя, обладающего всеми 15 качествами.

     

    Вопрос: Когда Учитель дает Наставления – это для него как акт медитации? Медитирует ли он в процессе передачи Учения?

    Ответ: Медитация – это пребывание в естественном состоянии природы ума. Это практика Великого Совершенства. Учитель – Арта Лама говорит: «Что иногда – да, это медитация, иногда – нет. Не буду врать, что я постоянно нахожусь в природе ума, иногда это есть, иногда нет».


    Рекомендуемые страницы:

    lektsia.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *