Кадеты возраст – Кадет — Википедия

история создания, известные выпускники, фотографии.

В кадетских погонах начинали свой жизненный путь доблестные полководцы и адмиралы, известные ученые и писатели, композиторы и художники. Вспоминаем историю первого кадетского корпуса.

Школа для детей «служилых отцов»

Парадный вход в кадетский корпус. Фотография: histrf.ru

Дворец Меншикова на Васильевском острове. Здание кадетского корпуса. Фотография: museum.ru

Кадетский корпус. Домовая церковь. Фотография: valenik.ru

История российского кадетства начинается с одного лейпцигского парада, на котором Петр I увидел чеканящих шаг воспитанников местного кадетского корпуса. Спустя пять лет, в 1701 году, император открыл в России сначала Навигацкую школу, затем — инженерную и артиллерийскую. Но этих учебных заведений для воспитания кадров российской армии было недостаточно.

Указ о создании первого сухопутного кадетского корпуса издала императрица Анна Иоанновна в 1731 году. В нем говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет». Детей дворян, заслуженных офицеров и чиновников собрали в Меншиковский дворец на Васильевском острове (сегодня — здание Государственного Эрмитажа). Воспитанников нового учебного заведения стали называть кадетами. С французского это переводилось как «младший», а с гасконского — как «маленький капитан».

Императорская семья благоволила «маленьким капитанам» на протяжении всей истории кадетства. По приказу Елизаветы Петровны специально для Первого кадетского корпуса была освящена домовая церковь. Говорят, что императрица сама вышивала в подарок новому храму ризы для священнослужителей.

Науки военные, точные и светские

Дворянские дети попадали в кадетский корпус в пятилетнем возрасте и учились здесь пятнадцать лет — военному делу и светскому обхождению. Кроме этого, по указу Анны Иоанновны здесь изучали «науки разные: чтение и письмо, закон Божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее». Также кадеты занимались и в столярных мастерских. Считалось, что будущий офицер обязан иметь самые разные навыки.

Коренные изменения в учебном распорядке произошли, когда корпус возглавил Михаил Кутузов. Он привнес в занятия военную дисциплину, а в расписании появились уроки по тактике и военной истории. К воспитанникам Кутузов относился как к солдатам. Русский писатель Сергей Глинка — также воспитанник корпуса — вспоминал слова директора на выпускном: «Я получил и чины, и ленты, и раны; но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят — он настоящий русский солдат. Господа! Где бы вы ни были, вы всегда найдете во мне человека, искренно желающего вам счастья и который совершенно награжден за любовь к вам вашею славою, вашею честью, вашею любовью к Отечеству».

Преподавать кадетам вместо гражданских педагогов стали офицеры. Но воспитанников ожидала не только муштра. Прилежных учеников премировали походами в театр и даже в офицерские семьи — «на пироги».

Общество любителей российской словесности

Николай II в кадетском корпусе. Фотография: histrf.ru

Кадеты II возраста от 6 до 12 лет. «Урок танцев» Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса в царствование Императрицы Екатерины II. Фотография: shpl.ru

Кадеты 2-го кадетского Императора Петра Великого корпуса в Петербурге в исторических формах обмундирования в день 200-летия корпуса. Фотография: ruscadet.ru

В 1750 году директором корпуса стал князь Борис Юсупов. Он улучшил содержание кадетов, открыл при корпусе типографию, в которой печатали книги и карты, и поддерживал воспитанников, увлеченных творчеством. При кадетском корпусе появилось одно из первых в России Обществ любителей российской словесности.

Под руководством Юсупова кадеты устраивали поэтические вечера, выступая перед товарищами со стихотворениями и пьесами. На одном из таких вечеров свои первые переводы европейских классиков читал будущий фельдмаршал Александр Суворов, который сдавал при корпусе выпускные экзамены.

Кадетский любительский театр

В петербургском кадетском корпусе в середине ХVIII века появился один из первых в России любительских театров. Все началось с увлечения кадета Александра Сумарокова французской литературой. Молодой поэт любил декламировать стихи для своих товарищей, а затем стал писать пьесы на основе событий русской истории. Одну из постановок — трагедию «Хорев» — в 1750 году актеры-кадеты представили на суд самой императрицы. Алексей Геринг, бывший кадет, редактор журнала «Военная быль», вспоминал: «Для представления Императрица приказала выдать из Царской кладовой бархат, парчу, золотые ткани, драгоценные каменья и собственными руками убирала к представлению кадета, игравшего женскую роль Оснельды».

С тех пор кадетская труппа не раз выступала во дворце, в том числе с трагедией «Гамлет» в переводе Сумарокова. Позже по велению императрицы в кадетский корпус приняли лучших маленьких артистов из ярославской труппы Федора Волкова. Здесь был организован «Российский театр», а Александр Сумароков стал его директором.

«Поставщики великих людей»

Неизвестный художник. Портрет Ивана Крузенштерна. Год неизвестен. Государственный Эрмитаж

Роман Волков. Портрет князя Михаила Кутузова-Смоленского. 1-я пол. XIX в. Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»

Петр Бажанов. Портрет адмирала Федора Ушакова. 1912. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

За почти двухсотлетнюю историю кадетства в дореволюционной России было открыто сорок кадетских корпусов. Императрица Екатерина Великая утверждала, что «кадетские корпуса являются надежными поставщиками великих людей России». В разные годы постигали военные премудрости фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, писатель и составитель толкового словаря Владимир Даль, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Скрябин.

www.culture.ru

Кадетская школа – История кадетства

Кадет (фр. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин. Вот какую справку по этому вопросу дает Игорь Андрушкевич, председатель Объединения кадетов Российских кадетских корпусов в Аргентине, в своем докладе “Воспитание русской военной молодежи”, прочитанном им в Санкт-Петербурге и в Москве на XVI Общекадетском съезде в 1998 г.: “Слово кадет происходит от уменьшительного “капдет” на гасконском наречии, производного от латинского “капителлеум”, что буквально значит “маленький капитан” или “маленький глава”. Французские “кадеты”, собранные в специальные школы, и стали провозвестниками будущих кадетских корпусов в Пруссии и России.

В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов. 

Слово “кадет”, означавшее с 30-х гг. XVIII в. и в русском языке воспитанника военно-учебного заведения, не потеряло своего значения и в советское время. В трудные для Советского Союза годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-учебные заведения, которые должны были дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и последующей службы в офицерских званиях. 

Училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия “суворовские” в честь великого русского полководца генералиссимуса Суворова Александра Васильевича.

Когда в 1689 г. Петр был провозглашен императором, одной из его первоочередных задач стала забота о создании в России постоянного войска с грамотным командным составом и защите государства от внешних врагов. Петр сознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границу, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии. Создание Петром регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями. Сложившаяся к началу XVIII в. система подготовки офицерских кадров была не в состоянии снабдить армию офицерами. История деяний великого преобразователя России доказывает, что он постоянно руководствовался твердым сознанием высказанной им истины, что “учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание”. 

До Петра I в России школами, готовящими офицеров для армии, служили два гвардейских полка: Преображенский и Семеновский — для пехоты и Лейб-Регимент — для конницы. Там молодые дворяне проходили солдатскую службу и достигали сержантского чина, который позволял получить низшее офицерское звание (прапорщика или корнета) при выходе из гвардии в армию.

В 1701 г. Петр основал в Москве “Школу математических и навигацких наук” (с 1715 г. — Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус), которая, по словам самого Петра, была “нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инжинерству”. Эта школа до 1706 года состояла в ведении Оружейной палаты, а потом была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии принимались даже 20-летние; комплект учащихся был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые» деньги».

Примерно в это же время возникают специальные инженерные и артиллерийские школы. В 1712 г. в Москве создается инженерная школа на 23 ученика. В С.-Петербурге в 1719 г. также образуется инженерная школа, которая в 1723 году была объединена с переведенной в Санкт-Петербург московской школой. Что касается артиллерийских школ, то, кроме школы, существовавшей при бомбардирской роте, в 1712 году в Санкт-Петербурге была учреждена школа при артиллерийском полку. В 1721 году создается особая школа при С.-Петербургском лабораторном доме, в которой обучались состоящие уже на службе артиллеристы. В том же 1721 г. по указу Петра учреждаются гарнизонные школы для солдатских сыновей. В каждом из 50-ти пехотных гарнизонных полков было положено иметь по 50 вакансий для солдатских сыновей от 7- до 15-летнего возраста. Уже через десять лет число воспитанников гарнизонных школ возросло до 4000 человек. По указу 1744 г. в этих школах обучали “словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной науке”. По достижении 16-ти лет большинство учеников определялось на службу в армейские полки и гарнизоны. Гарнизонные школы, состоя в ведомстве военной коллегии, подчинялись местным комендантам. 
Однако все перечисленные выше военно-учебные заведения не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20-х гг. XVIII в. подготовку офицерских кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. 
Разработка проекта положения о корпусе была поручена графу Миниху. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов. 
Павел Иванович Ягужинский родился в 1683 г. в семье бедного литовского органиста, который в поисках работы приехал с семьей в Москву. В немецкой слободе Петр I повстречал Павла и был поражен большими способностями юноши. Он сделал его своим денщиком, а по существу – адъютантом. Павел Ягужинский стал одним из наиболее близких к Петру людей. Петр говорил о Ягужинском: “Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел”. Когда Петр ввел должность генерал-прокурора, на нее был назначен Павел Иванович. При Екатерине I Ягужинский был послом в Польше, а при Анне Иоанновне — послом в Берлине. Это был один из образованнейших людей своего времени. В 1735 г. Ягужинский вернулся в Россию, был назначен кабинет-министром и получил графский титул. Ягужинский умер в 1736 г.
Первоначально в июне 1731 г. в Санкт-Петербурге по указанию Миниха были открыты классы, образно названные “Рыцарской академией”. Вслед за этим последовал указ императрицы от 29 июля 1731 г. об учреждении Корпуса кадет шляхетских.
Для руководства Шляхетским корпусом кадетов учреждались должности главного директора и директора кадетского корпуса. Главный директор должен был осуществлять общее руководство кадетским корпусом и учебным процессом и обеспечивать связь корпуса с императрицей, проявлявшей к корпусу большой интерес, и Правительствующим Сенатом, имевшим непосредственное отношение к набору кадетов в корпус. В ноябре 1731г. был утвержден устав корпуса, основные черты которого заключались в следующем: все кадеты проживают вместе на территории корпуса, и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей; корпус делится на две роты сотенного состава; в комнатах кадеты размещаются по 6-7 человек, из которых один назначается старшим; из числа офицеров одни капитан с поручиком назначается дежурным на неделю, он безотлучно находится с кадетами; в корпус принимаются исключительно дворяне, обученные грамоте; учебный курс разделяется на четыре класса и в трех высших продолжается 5-6 лет; при распределении предметов по классам все пройденное в низших классах повторяется в высших; в процессе учебы кадеты руководствуются расписанием занятий на неделю; надзиратели должны воспитывать в кадетах учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками; кадетов обучают строевой подготовке, они участвуют в парадах, учатся нести караульную службу; каждую треть года в корпусе должны проводиться частные, а в конце года — публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета и других высокопоставленных государственных чиновников. 
При переводе воспитанников в старший класс и перед выпуском из корпуса общий совет из начальствующих лиц решает, в какой области лучше использовать того или иного кадета. Кадеты, успешно окончившие кадетский корпус, минуя службу в солдатах, предназначались на службу в пехотные и кавалерийские полки в звании прапорщиков или унтер-офицеров, а наиболее преуспевшие в учении кадеты могли получить звание поручика или подпоручика или приравненные к ним гражданские чины.
17 февраля 1732 г. состоялось открытие кадетского корпуса. В день открытия корпуса в строю стояло 56 воспитанников. Общая численность их корпуса была определена в 200 человек. Однако вскоре по просьбе Миниха число воспитанников было увеличено до 300. С увеличением обшей численности воспитанников в корпусе насчитывалось 223 российских кадета, 27 эстляндских, 16 лифляндских и 16 детей офицеров-иностранцев, находившихся на службе в русской армии, в возрасте от 13 до 18 лет. Корпус был разделен на три роты. Разрешение на прием в кадеты давалось Правительствующим Сенатом, графом Минихом или кабинетом министров.
Опираясь на опыт Дании и Пруссии, в программу обучения кадетского корпуса наряду со специальными военными предметами были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Преподаванию последних уделялось особое внимание. В корпусе изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия, кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, новым и древним языкам.
 В первые годы существования учебно-воспитательный процесс в корпусе налаживался с большими трудностями. В корпус принимались кадеты разного возраста, без экзаменов, большинство из них плохо знало иностранные языки или не знало их вовсе, а учебников на русском языке не было. В рапорте директора корпуса Тетау в Правительствующий Сенат от 27 августа 1737 г. говорилось, что почти четвертая часть обучавшихся в корпусе кадетов, как русских, так и иностранных, были в возрасте свыше 20 лет. Великовозрастные кадеты не знали никаких наук, и основная цель состояла в том, чтобы научить их элементарной грамоте и правилам арифметики, а также строевой подготовке, фехтованию, танцам и верховой езде, чтобы их можно было после выпуска из корпуса определить в армию.
 К моменту учреждения кадетского корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных к изучению в кадетском корпусе, учебников также не было. Программы обучения не существовало. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых кадетам для обучения. Приходилось просить военных инженеров в Нарве, Ревеле, Риге направить в кадетский корпус книги, математические инструменты, особенно циркули, различную амуницию и другие предметы, необходимые для кадетов. Опыта обучения одновременно гражданским и военным дисциплинам не было. Все приходилось делать впервые. Вот почему выстраданная в первые годы существования кадетского корпуса система обучения кадетов в дальнейшем по своему значению вышла далеко за рамки этого учебного заведения и стала служить определенным примером для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений.
В годы становления первого кадетского корпуса в России не было достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать кадетов предметам, обозначенным в учебной программе. Первые преподаватели были приняты на работу без всяких проверок, их подготовка в большинстве случаев не соответствовала необходимым критериям. В первую очередь на работу в корпус принимались учителя, имевшие жилье недалеко от кадетского корпуса. Необеспеченность преподавательского состава жильем долгие годы ограничивала круг желающих преподавать в корпусе. Впоследствии рядом с учебными корпусами одновременно закладывались жилые корпуса для офицерского и преподавательского состава.
Вместе с тем в кадетском корпусе работали и преподаватели исключительной высокой квалификации. Об уровне преподавания обязательной латыни можно судить по тому, что некоторое время ее преподавал переводчик Синода Филипп Анохин, который еще при Петре I получил задание перевести на русский язык «французскую с латинским диалектом грамматику в пользу к обучению российскому шляхетству». 
Заботой о подготовке в корпусе лиц для гражданской службы был вызван указ Правительствующего Сената от 12 августа 1740 г., которым предписывалось определить в корпусе 24 кадета для подготовки к гражданской службе и организовать обучение их юриспруденции, арифметике и другим нужным для гражданских учреждений дисциплинам. Эти кадеты освобождались от строевой подготовки и несения караульной службы.
Первоначально преподавание в корпусе велось по так называемой индивидуально-типовой системе обучения, взятой за образец из стран Запада. При этой системе ученик двенадцати или тринадцати лет изучал тот или иной раздел учебного предмета по индивидуальному плану и персональному расписанию занятий. Каждый кадет на текущий месяц получал от своего офицера-воспитателя расписание занятий с указанием, в котором часу, какой предмет и у какого преподавателя ему надлежит изучать. Устанавливался порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен был заниматься. Обычно кадет занимался одновременно двумя-тремя предметами, посещая классы по расписанию и самостоятельно изучая заданный ему материал. Преподаватель следил за тем, чтобы воспитанники не отвлекались, не мешали разговорами, смехом и хождениями. Ежемесячно преподаватели представляли директору корпуса рапорты об успеваемости. Материал на уроках объяснялся довольно редко, запоминать изучаемый материал требовалось путем зубрежки. Преподаватели, живо объяснявшие учебный материал, демонстрировавшие опыты, схемы, рисунки, были в первое время большой редкостью. Следует отметить, что с особым рвением в корпусе преподавали строевую подготовку, которая, по сути дела, являлась самой настоящей муштрой, а зачастую использовалась для “воспитания” особо нерадивых. Об этом стало известно императрице, и она, отметив, что “ежедневная военная экзерциция может вредно отразиться на прохождении наук”, повелела обучать кадетов строю не более одного дня в неделю, а вновь поступивших в корпус — не чаще двух раз в неделю.
На качестве обучения сказывалось пребывание кадетов в многочисленных командировках в посольства России, в отпусках по различным причинам. Для устройства домашних дел, свидания с престарелыми родителями отпускали на срок от 2-х до 3-х месяцев. Часто кадеты, прикидываясь больными, удлиняли свой отпуск. В таких отпусках бывало одновременно до 40-50 человек .
В основном только на занятиях “по фронту”, иначе говоря, на занятиях по строевой подготовке, собирались целиком учебные отделения. Методы обучения были несовершенными, пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. Как только кадет усваивал изучаемую им программу по какому-либо из предметов, он переходил к следующему предмету и изучал его, пока преподаватели не находили его знания достаточными. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс.
Указом императрицы от 30 марта 1737 г. было поведено подвергать кадетов экзаменам по достижении ими 12- и 16-летнего возраста. Кадеты, достигшие 16-летнего возраста, но не усвоившие в должной мере Закон Божий, арифметику и геометрию, отсылались в адмиралтейскую коллегию для определения в матросы. Этим же указом было определено, что проект правил экзаменов для кадетских корпусов должна готовить Российская академия наук. Первый генеральный экзамен в кадетском корпусе состоялся 21 сентября 1737 г. К этому экзамену учителями корпуса были представлены ведомости по предметам обучения, а кадеты расставлены по годам поступления в корпус.
Исследователи и историки, анализировавшие деятельность корпуса кадетов в первые годы его существования, пришли к выводу, что при наличии отмеченных выше серьезных недостатков в организации учебного процесса корпус не мог дать всем молодым людям, поступившим в него на учебу, полного и разностороннего общего образования. Это касалось как подготовки к службе в российской армии, так и к гражданской службе. Однако постепенно усилиями главных директоров корпуса качество обучения и воспитания было приведено в соответствие с теми высокими требованиями, которые закладывались при его создании. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с университетским образованием. Более тщательным стал отбор преподавателей и корпусных офицеров.
С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Ни один из кадетских корпусов не подвергался внедрению такого количества новаций и столь частому корректированию учебных программ, как первый кадетский корпус. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадетов, почитая это за высшее для них благо. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости. Директора корпуса назначались только с согласия императрицы или императора.
Высшим проявлением благосклонности к корпусу считалось принятие царствующей особой на себя звания шефа корпуса. Екатерина II приняла корпус в свое непосредственное ведение. С воцарением Александра I в практику вошло направление в корпус для обучения “фронту” (строевой подготовке), на летние лагерные сборы сыновей, внуков и других родственников российских императоров. При этом считалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование. Александр I поместил в ряды кадетов наследника цесаревича, а затем и других сыновей и внука. При Николае I в корпусе обучались цесаревич великий князь Александр Николаевич, великие князья Константин Николаевич (1837), Николай Николаевич (1839), Михаил Николаевич (1840). В списках корпуса было повелено числить великого князя Николая Александровича — внука императора (1843). В 1845 г. Николай I пожертвовал корпусу портреты своих предков. Император Александр II по вступлении на престол принял на себя звание шефа корпуса и повелел на погонах и эполетах роты Его Величества оставить изображение императора Николая I. В ряды кадетов влились великие князья Александр Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович.
В день 175-летия со дня открытия корпуса 17 февраля 1907 года Николай II и принял на себя звание шефа корпуса и повелел 1-ю роту именовать ротою Его Величества. В 1909 году состоялось зачисление в списки корпуса цесаревича Алексея Николаевича. В 1911 году Николай II пожаловал корпусу большой портрет наследника цесаревича в кадетской форме.
При императрице Елизавете Петровне (1747-1761) Шляхетский кадетский корпус был. переименован в Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В корпусе стало меньше муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, в корпусе создается Общество любителей российской словесности, одним из основателей которого был кадет А.П. Сумароков, и самодеятельный театр, в котором А.П. Сумароков ставил свои пьесы, а кадет Ф.Г. Волков, один из основателей русского драматического театра, получил первые навыки актерской игры. Советский исследователь деятельности А.В. Суворова Кирилл Пигарев в книге “Солдат-полководец” пишет о том, что воспитанники Сухопутного кадетского корпуса принимали непосредственное участие в выпуске журнала “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”. В августовской книжке журнала за 1755 г. помещен прозаический “Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом”, а в июльской книжке за 1756 г. другой “Разговор” — между Кортецом и Монтецумой. Первый подписан “Сочинения А.С.”, второй — “Сочинил С”. По словам автора, инициалы А.С. раскрываются: Александр Суворов. Суворов не был воспитанником кадетского корпуса, но, будучи солдатом Семеновского полка, он посещал занятия в корпусе. Значение Сухопутного корпуса в культурной жизни Петербурга к середине XVIII столетия значительно возросло. Его библиотека насчитывала до 10 тыс. томов и являлась одной из самых богатых в России. 
15 декабря 1752 г. в Санкт-Петербурге учреждается Морской кадетский корпус 
С 14 января 1701 г. — Школа математических и навигацких наук. С 15 декабря 1752 г. — Морской шляхетский кадетский корпус. С 1762 г. — Морской кадетский корпус. С 1867 г. — Морское училище. С 1891 г. — Морской кадетский корпус.
  В царствование Петра III (1761-1762) был издан подготовленный И.И. Шуваловым закон об объединении всех существовавших тогда военно-учебных заведений, включая Морской кадетский корпус, в одно расширенное заведение на 920 воспитанников, разделенных на 8 рот, с одним кавалерийским эскадроном для подготовки офицеров как для армии и артиллерии, так и для флота. Однако постановление было отменено Екатериной II сразу после того, как она в результате переворота взошла на российский престол. 
25 октября 1762 г. по указу Екатерины II (1762 — 1796) на базе Соединенной артиллерийской и инженерной школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус (с 1800 г. — 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для артиллерийских и инженерных частей. Корпус просуществовал до революции 1917 г. Последнее его наименование: “2-й кадетский императора Петра Великого корпус”. Корпус создавался по инициативе и при непосредственном участии генерал-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова,
Благодаря настойчивости П.И. Шувалова в России были созданы различные инженерные и артиллерийские школы. В 1758 г. Шувалов перевел Петербургскую артиллерийскую школу на инженерный двор, где с 1733 г. размещалась инженерная школа. Таким образом он создал Соединенную артиллерийскую и инженерную школу и принял это учебное заведение под свое командование. Непосредственным начальником школы был назначен капитан М.И. Мордвинов, бывший воспитанник Сухопутного кадетского корпуса (выпуск 1750 г.). В школе первоначально обучалось до 135 дворянских детей. От преподавателей школы Шувалов требовал высококачественного преподавания военных наук и математики. По его указанию преподаватель школы Я.П.Козельский составил руководство по преподаванию арифметики и была издана “Практическая геометрия” Назарова. П.И. Шувалов лично утверждал в должности каждого из учителей, для чего сам присутствовал на экзаменах и практических занятиях воспитанников школы. Шувалов был хорошо знаком с М.В. Ломоносовым, и совсем не исключено, что Ломоносов своими советами помогал П.И. Шувалову при составлении программы обучения будущего кадетского корпуса,
Еще в 1758 г. П.И. Шувалов представил Елизавете Петровне проект “учреждения корпуса для артиллерии и инженерства”, основная цель которого заключалась в предоставлении будущим офицерам основательного общего образования, а также теоретических и практических знаний по военной специальности. Предполагалось создать корпус из общих классов с 5-летним курсом обучения и специального офицерского класса с 2-летним курсом обучения. Однако самому П.И. Шувалову не удалось воплотить в жизнь свою идею. В начале 1762 г. он скончался. Устав спроектированного кадетского корпуса был утвержден Екатериной II. А первым директором корпуса стал М.И. Мордвинов. Функционировать корпус начал только в 1763 г., так как для организации учебного процесса не хватало педагогов (а ведь прошло уже 30 лет с момента создания Сухопутного кадетского корпуса, многие выпускники которого достигли значительных высот в военной и гражданской областях, а педагоги в России все еще были в дефиците).
С первых дней существования нового кадетского корпуса особое внимание было обращено на усиление практических занятий. В корпусе были созданы хорошая библиотека и одна из первых в России типография. Артиллерию в корпусе преподавал И.А. Вельяшев-Волынцев, автор учебника по артиллерии, который был единственным руководством для российских артиллеристов до 1816 г. Фортификацию преподавали по классическому для того времени учебнику Вобана “Об атаке и обороне крепостей”.
Идеи Екатерины II в области образования и воспитания подрастающего поколения проводил в жизнь тайный советник, затем генерал-поручик Иван Иванович Бецкий, возглавлявший Сухопутный кадетский корпус с 1766 по 1787 гг. Бецкий стал автором нового устава кадетского корпуса, который был утвержден Екатериной II 11 сентября 1766 г. С этого года корпус стал именоваться “Императорский сухопутный кадетский корпус”. Бецкий благоволил перед просвещенными деятелями, отличавшимися напористостью, ловкостью при достижении околотронных целей, и в то же время без должного уважения относился к офицерам, способным, по его мнению, лишь сражаться на поле брани.
Разработанные Бецким “твердые правила, по которым было назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное”, требовали, чтобы “воспитание в кадетском корпусе было более практическим, нежели теоретическим, а учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков”. В уставе, представленном Бецким на подпись императрице, говорилось, что воспитание в кадетском корпусе “имеет целью:
а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и
б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину”.
 “Надо взрастить младенца, — было сказано в приложении к уставу, — здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость”.
В качестве главных условий правильного, с точки зрения Бецкого, воспитания “новых людей” было принято два правила: во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом-де возрасте еще возможно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье) и, во-вторых, безотлучное пребывание в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей (опять же изоляция от вредного влияния со стороны “старой породы”). Управление корпусом должны были осуществлять генерал-директор и совет, члены которого назначались императрицей.
Приступая к преобразованию кадетского корпуса, Бецкий осуществил досрочный выпуск из корпуса воспитанников, достигших 20-летнего возраста. Была ликвидирована конная рота. Кадеты, оставшиеся в корпусе, были разбиты на три возраста: старший — от 17-ти, средний – от 14-ти до 17-ти, младший — до 14-ти лет. Два первые возраста составили четыре строевые роты, каждая под управлением капитана и двух субалтерн-офицеров, которые обязаны были денно и нощно следить за кадетами.
По новому уставу, утвержденному императрицей 11 сентября 1766 г., всего предполагалось иметь в корпусе детей пяти возрастов: от пяти до девяти лет, от 9-ти до 12-ти, от 12-ти до 15-ти, от 15-ти до 18-ти, от 18-ти до 21-го года.
Право на поступление в корпус предоставлялось не только сыновьям дворян, но и детям лиц, состоящих в штаб-офицерских чинах; преимущество при приеме предоставлялось детям из неимущих семей и тем, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При поступлении в кадетский корпус требовалась подписка о том, что они добровольно отдают своих детей в заведение не менее чем на пятнадцать лет и “даже во временные отпуски брать не будут”. 
Кадеты младшего первого возраста разделялись на десять отделений по 12 воспитанников в отделении и вверялись воспитательнице; общее руководство над первой возрастной группой поручалось женщине — управительнице возрастом. Кадеты второго возраста составляли восемь отделений по пятнадцать человек каждое; в каждом отделении был свой воспитатель, а во главе возрастной группы находился инспектор. 
В третьем возрасте в каждом из шести отделений было по 20 воспитанников. 
Каждый из двух старших возрастов подразделялся на два подразделения — военное и гражданское. Первое в каждом возрасте состояло из двух рот, которыми командовали капитаны; над воспитанниками гражданского подразделения в обоих возрастах командовал инспектор. Кадеты находились под бдительным надзором не только в спальнях и рекреационных залах, но также и в классах, ибо преподавательскому персоналу было поручено только «научание», а офицеры-воспитатели повсюду наблюдали за поведением кадетов.
По мысли И.И. Бецкого, внутренний порядок в заведении должен был способствовать тому, чтобы кадеты приучались к самостоятельному труду, уходу за собой, а игры на свежем воздухе должны были способствовать их возмужанию и выработке силы и выносливости. Для удобства перехода к новой системе с 1770 по 1773 гг. прием в корпус был временно приостановлен, а затем с 1773 г. устав корпуса стал применяться в полном объеме. 
Генрих Штрох, немец, долгие годы проведший в России и имевший широкие связи в высших кругах, в этой связи отмечал: “По поступлении кадеты зачисляются в 1-й возраст, их одевают в коричневые, вроде морских, бушлаты с синим поясом и поручают женщинам, в числе одной директриссы, десяти гувернанток и многих нянек. Через три года мальчики переводятся во 2-й возраст, где они получают форму, похожую на предшествовавшую, но синего цвета, и поручаются заботам 8 гувернеров с инспектором во главе. В этом «возрасте» кадеты уже более предоставлены самим себе. После трехлетнего пребывания они переводятся в 3-й возраст, в котором носят форму серого цвета, и попадают под надзор офицеров полевых войск. Отбыв опять трехлетний срок, они переводятся в 4-й возраст, или в так называемый “1-й военный возраст”, и надевают военную форму. В этом и в 5-м возрастах ими заведуют корпусные офицеры, которые на один чин выше, чем офицеры полевых войск. Штат корпусных офицеров состоит из одного подполковника, двух майоров, шести капитанов, двенадцати поручиков и шести прапорщиков, 65 преподавателей”. Лучшие кадеты получали при выпуске чин поручика, остальные — прапорщика или корнета. Худшие могли быть выпущены лишь унтер-офицерами. Особый порядок устанавливался для прохождения службы лицами, исключенными из корпуса за неуспеваемость. 
Всего в России в XVIII в. было основано 4 кадетских корпуса, в XIX в. 22 кадетских корпуса, и в XX в., до Первой Мировой войны, 4 кадетских корпуса. Затем, во время гражданской войны, на территории под Русской армией, под командованием генерала барона Врангеля, было основано еще 2 кадетских корпуса. Четыре кадетских корпуса эвакуировались из России с Русской армией. Первый Русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус был основан на территории братской Югославии и просуществовал до 1944 года. Это единственный случай в истории мира, что военное учреждение одной страны существовало на территории дугого государства. 
Сегодня в Зарубежной Руси еще живет около 300 кадет, в большинстве своем учившихся в русских зарубежных кадетских корпусах, хотя еще живет и некоторое количество кадет, эмигрировавших из России три четверти века тому назад. Они организованы в объединения кадет в разных странах, до сих пор играющие ведущую роль в русской эмиграции. А в России сегодня стихийно возникают новые кадетские корпуса, что само по себе подтверждает жизненность этой формы цельного образования и воспитания.

Источники:
фото
http://vzvod1778.narod2.ru/iz_istorii_kadetstva/
 
текст
http://vzvod1778.narod2.ru/iz_istorii_kadetstva/
http://ru.wikipedia.org
http://www.ruscadet.ru/history/comm/01.htm
http://www.jeducation.ru/1_2002/gurkovsky.html

kadet-sevsk.ucoz.ru

какие они — дети в форме / Новости города/ Сайт Москвы

Первый московский кадетский корпус в этом году отпразднует юбилей — 240 лет со дня основания. Кадетскую форму этой школы, видел, пожалуй, каждый житель столицы, ведь эти дети (сейчас их 1337) — постоянные участники московских праздников, парадов и концертов, шествий и фестивалей. А еще они победители и призеры многочисленных олимпиад, абитуриенты, а после и студенты ведущих вузов страны. О том, что на самом деле представляет собой кадетство и почему корпус на самом-то деле не уменьшенная модель армии, рассказал mos.ru директор Первого московского кадетского корпуса Владимир Крымский.

Профиль — кадетство

— Владимир Яковлевич, расскажите, пожалуйста, что такое Первый московский кадетский корпус?

— Московский кадетский корпус — образовательное учреждение, дающее современное кадетское воспитание. Конечно, у него есть отличия от обычной школы. Кадеты — это не школьники, они живут, учатся и воспитываются здесь. У них абсолютно другой уровень минимальных результатов. Мы, например, считаем, что кадеты не имеют права учиться на тройки. И если для всех обычных школ очень важна высшая планка, которую достигают их выпускники, то для нас очень важна низшая, стартовая, которая точно выше, чем у всех школ Москвы.

— Получается, что все-таки кадеты отличаются от обычных школьников?

— Так сказать нельзя, это обычные дети, такие же, как во всей стране. Поймите, есть гражданские школы, где основным профилем является, условно говоря, медицинский класс. Но мы же не задаем себе вопрос: а чем же дети из медицинского класса отличаются от детей не из медицинского класса? Нет. Ни в коем случае нельзя ставить вопрос, чем отличаются дети. Дети не отличаются ничем.

Школа для мотивированных детей

— Расскажите, как стать воспитанником вашего кадетского корпуса?

— Для начала на официальном сайте надо прочитать условия приема, там все расписано. Поступить сюда несложно, все у нас очень прозрачно. Все испытания проходят на базе Московского центра качества образования. Мы никаких экзаменов не устраиваем. Но в этом году мы принимаем только седьмой класс.

— Почему с седьмого класса? Возраст более подходящий?

— Это возраст, когда ребенок может сказать родителям: «Нет, я не хочу в кадетский корпус». В пятом классе он этого сказать не может, поэтому вместо мотивированных кадет в пятом классе мы получаем мотивированных родителей, а это не одно и то же. Если у ребенка есть желание, значит, он мотивирован, мы из него что-то сделаем. А если он не хочет — как бы родители ни желали, никакого толку не будет.

Воспитанием, а не маршами

— Есть ли какие-то дополнительные предметы, которые изучают ваши ребята, кроме общей школьной программы?

— Надо понимать, что такое школьная программа и что такое внеклассное время. Школьная программа одинакова во всех школах России за редким исключением: у кого-то больше математики, у кого-то больше физики, у кого-то — русского языка и так далее.

А вот что в школе происходит после обеда — вопрос другой. У нас во внеучебное время ребята занимаются робототехникой, авиамоделированием, пилотажной подготовкой на тренажерах. Много спортивных секций: самбо, плавание, дзюдо, гимнастика и так далее.

Есть один час в неделю строевой подготовки, один час в неделю огневой подготовки. Все остальные воинские предметы — это в лагере, который проходит летом и зимой.

— Это довольно сильно отличается от того образа, который складывается у людей, не знакомых с кадетством. Чаще всего кадетские корпуса представляются маленькой армией. Это не так?

— Когда о кадетских корпусах думают, будто это место, где все ходят строем, кричат «Ура!» и колют штыком, нас это обижает. На самом деле задача образовательной организации — дать знания.

Дисциплина как таковая кадетам не нужна, им нужно воспитание. Для того чтобы кадет был нормальным гражданином, он должен быть воспитан, а не просто замордован строем, командами. Вот эта позиция сегодня реализуется в корпусе. Наша задача — выпустить кадета, блестяще образованного, прекрасно воспитанного и физически совершенного.

От учителя к ученику

— Высокие результаты, которые требуют от ребят, зависят и от качества преподавания. Владимир Яковлевич, расскажите про учительский состав, что за люди у вас работают?

— Безусловно, мы предъявляем очень жесткие требования к отбору учителей, намного жестче, чем к отбору кадет. Есть учителя, которые работают в корпусе уже десятилетия, это основа нашего педагогического коллектива. Есть молодые учителя, хорошо вписавшиеся в коллектив педагогов. Мы стараемся соблюсти баланс между опытными и молодыми преподавателями.

— А как проводится конкурс на должность учителя в Первом московском кадетском корпусе?

— Они должны пройти специальное тестирование в Московском центре качества образования по своему предмету, и плюс у нас здесь несколько ступеней отбора. Как правило, на одно освободившееся место претендуют до десяти учителей. У учеников конкурс при поступлении пять — семь человек на место.

— Конкурс среди учеников тоже не маленький, почему кадетский корпус так популярен?

— Наверное, это связано с общим подъемом патриотического сознания в России. Но на самом деле причин много. Конечно, часть родителей заинтересована в том, чтобы ребенок находился в серьезной воспитательной среде. Порой родители просто перекладывают ответственность на корпус. Очень много опекаемых детей, много сирот, много ребят, оставшихся без попечения, попавших в трудные жизненные ситуации.

Работа на результат

— Задача воспитать гармоничную личность решается успешно? Есть ли у ваших учеников результаты, которыми можно гордиться?

— Мы считаем приемлемым результатом, когда наши ребята поступают на бюджетные отделения самых лучших вузов самостоятельно, за счет своих знаний. Например, у нас реализуется проект «Всем классом в МАИ» — в следующем году целый класс будет поступать в этот университет. Один класс будет поступать в Университет имени Кикотя МВД. Задача главная — даже не баллы на ЕГЭ набрать, главная задача — поступление.

Что касается олимпиад, у нас есть и победители, и призеры предметной Всероссийской олимпиады, есть победители олимпиады по профессиональному мастерству. Сейчас ждем результатов заключительного всероссийского этапа.

— А много ли учеников поступает в высшие учебные заведения, связанные армией и силовыми структурами?

— Их намного больше, чем тех, кого привлекают гражданские вузы. У нас 80 процентов поступают в строгом соответствии с профилем. Но нужно понимать, что сегодня в корпусе есть не только военный профиль. У нас есть инженерный профиль МАИ, есть социально-правовой и множество других. Нет такого, что все учатся одинаково и все идут в армию. Каждый выбирает направление, последние два года занимается по нему и поступает в соответствии с этим профилем.

Кадетское движение получило новый импульс к развитию в 2014 году, когда в столице к 70-летию Великой Победы в общеобразовательных школах было открыто 70 кадетских классов. Сейчас кадетскую форму в Москве носят более 15 тысяч детей. В активе московских кадет за прошлый учебный год 29 побед и призовых мест во всероссийских олимпиадах. 52 кадета стали лауреатами творческих конкурсов международного уровня, 292 ученика — российского уровня, 1012 человек — городского уровня. В 2017 году свыше 90 процентов выпускников кадетских классов и учреждений поступили в вузы. 65 процентов получили студенческие билеты высших учебных заведений Минобороны и других силовых министерств и ведомств России.

www.mos.ru

Персональный сайт – Из истории кадетства, продолжение (часть 2)

…са с 2-летним курсом обучения. Однако самому П.И. Шувалову не удалось воплотить в жизнь свою идею. В начале 1762 г. он скончался. Устав спроектированного кадетского корпуса был утвержден
Екатериной II
. А первым директором корпуса стал М.И. Мордвинов. Функционировать корпус начал только в 1763 г., так как для организации учебного процесса не хватало педагогов (а ведь прошло уже 30 лет с момента создания Сухопутного кадетского корпуса, многие выпускники которого достигли значительных высот в военной и гражданской областях, а педагоги в России все еще были в дефиците).
    С первых дней существования нового кадетского корпуса особое внимание было обращено на усиление практических занятий. В корпусе были созданы хорошая библиотека и одна из первых в России типография. Артиллерию в корпусе преподавал И.А. Вельяшев-Волынцев, автор учебника по артиллерии, который был единственным руководством для российских артиллеристов до 1816 г. Фортификацию преподавали по классическому для того времени учебнику Вобана “Об атаке и обороне крепостей”.
    Идеи Екатерины II в области образования и воспитания подрастающего поколения проводил в жизнь тайный советник, затем генерал-поручик
Иван Иванович Бецкий
, возглавлявший Сухопутный кадетский корпус с 1766 по 1787 гг. Бецкий стал автором нового устава кадетского корпуса, который был утвержден Екатериной II 11 сентября 1766 г. С этого года корпус стал именоваться “Императорский сухопутный кадетский корпус”. Бецкий благоволил перед просвещенными деятелями, отличавшимися напористостью, ловкостью при достижении околотронных целей, и в то же время без должного уважения относился к офицерам, способным, по его мнению, лишь сражаться на поле брани.
    Разработанные Бецким “твердые правила, по которым было назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное”, требовали, чтобы “воспитание в кадетском корпусе было более практическим, нежели теоретическим, а учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков”
. В уставе, представленном Бецким на подпись императрице, говорилось, что воспитание в кадетском корпусе “имеет целью:

а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и

б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину”.

 “Надо взрастить младенца, — было сказано в приложении к уставу, — здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость”.
    В качестве главных условий правильного, с точки зрения Бецкого, воспитания “новых людей” было принято два правила: во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом-де возрасте еще возможно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье) и, во-вторых, безотлучное пребывание в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей (опять же изоляция от вредного влияния со стороны “старой породы”). Управление корпусом должны были осуществлять генерал-директор и совет, члены которого назначались императрицей.
    Приступая к преобразованию кадетского корпуса, Бецкий осуществил досрочный выпуск из корпуса воспитанников, достигших 20-летнего возраста. Была ликвидирована конная рота. Кадеты, оставшиеся в корпусе, были разбиты на три возраста: старший — от 17-ти, средний – от 14-ти до 17-ти, младший — до 14-ти лет. Два первые возраста составили четыре строевые роты, каждая под управлением капитана и двух субалтерн-офицеров, которые обязаны были денно и нощно следить за кадетами.
    По новому уставу, утвержденному императрицей 11 сентября 1766 г., всего предполагалось иметь в корпусе детей пяти возрастов: от пяти до девяти лет, от 9-ти до 12-ти, от 12-ти до 15-ти, от 15-ти до 18-ти, от 18-ти до 21-го года.
    Право на поступление в корпус предоставлялось не только сыновьям дворян, но и детям лиц, состоящих в штаб-офицерских чинах; преимущество при приеме предоставлялось детям из неимущих семей и тем, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При поступлении в кадетский корпус требовалась подписка о том, что они добровольно отдают своих детей в заведение не менее чем на пятнадцать лет и “даже во временные отпуски брать не будут”.
    Кадеты младшего первого возраста разделялись на десять отделений по 12 воспитанников в отделении и вверялись воспитательнице; общее руководство над первой возрастной группой поручалось женщине — управительнице возрастом.     Кадеты второго возраста составляли восемь отделений по пятнадцать человек каждое; в каждом отделении был свой воспитатель, а во главе возрастной группы находился инспектор. 

В третьем возрасте в каждом из шести отделений было по 20 воспитанников. 

Каждый из двух старших возрастов подразделялся на два подразделения — военное и гражданское. Первое в каждом возрасте состояло из двух рот, которыми командовали капитаны; над воспитанниками гражданского подразделения в обоих возрастах командовал инспектор. Кадеты находились под бдительным надзором не только в спальнях и рекреационных залах, но также и в классах, ибо преподавательскому персоналу было поручено только «научание», а офицеры-воспитатели повсюду наблюдали за поведением кадетов.
    По мысли И.И. Бецкого, внутренний порядок в заведении должен был способствовать тому, чтобы кадеты приучались к самостоятельному труду, уходу за собой, а игры на свежем воздухе должны были способствовать их возмужанию и выработке силы и выносливости. Для удобства перехода к новой системе с 1770 по 1773 гг. прием в корпус был временно приостановлен, а затем с 1773 г. устав корпуса стал применяться в полном объеме.
    Генрих Штрох, немец, долгие годы проведший в России и имевший широкие связи в высших кругах, в этой связи отмечал: “По поступлении кадеты зачисляются в 1-й возраст, их одевают в коричневые, вроде морских, бушлаты с синим поясом и поручают женщинам, в числе одной директриссы, десяти гувернанток и многих нянек. Через три года мальчики переводятся во 2-й возраст, где они получают форму, похожую на предшествовавшую, но синего цвета, и поручаются заботам 8 гувернеров с инспектором во главе. В этом «возрасте» кадеты уже более предоставлены самим себе. После трехлетнего пребывания они переводятся в 3-й возраст, в котором носят форму серого цвета, и попадают под надзор офицеров полевых войск. Отбыв опять трехлетний срок, они переводятся в 4-й возраст, или в так называемый “1-й военный возраст”, и надевают военную форму. В этом и в 5-м возрастах ими заведуют корпусные офицеры, которые на один чин выше, чем офицеры полевых войск. Штат корпусных офицеров состоит из одного подполковника, двух майоров, шести капитанов, двенадцати поручиков и шести прапорщиков, 65 преподавателей”.
    Лучшие кадеты получали при выпуске чин поручика, остальные — прапорщика или корнета. Худшие могли быть выпущены лишь унтер-офицерами. Особый порядок устанавливался для прохождения службы лицами, исключенными из корпуса за неуспеваемость.
    Кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России во второй четверти XVIII в. Когда И. Бецкий предложил исключить из числа изучаемых предметов латинский язык, работавшая в корпусе комиссия во главе с графом П.В. Завадовским отклонила его предложение именно по причине уникальности этого учебного заведения, призванного готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников. Латынь была исключена из программы лишь в 1801 г. по новому положению о военно-учебных заведениях.
    В корпусе основательно было поставлено преподавание французского, английского, немецкого языков. Трехлетний курс изучения предполагал в течение первого года усвоение воспитанниками начальных навыков чтения и письма на соответствующем языке, в ходе второго — овладение грамматикой и техникой перевода, к концу третьего — умение излагать свои мысли письменно, соблюдая правила стилистики.

vzvod1778.narod.ru

Актёры сыгравшие кадетов в сериале Кадетство

Vault Boy Автор:
17 ноября 2015 18:40

Кадеетство — патриотический российский телесериал, повествующий о повседневной жизни кадетов Суворовского училища.

Тогда и сейчас

Главные герои сериала — несколько подростков — сын мэра города Максим Макаров, выходец из деревни Степан Перепечко, сын потомственного военного Илья Синицын, сын служащего Суворовского училища — Алексей Сырников, а также выходцы из семей среднего класса — Илья Сухомлин и Александр Трофимов. Также немаловажную роль сыграли: детдомовец Андрей Леваков (первый курс-сезон) и сын офицера, некогда учившийся в Московском СВУ, Кирилл Соболев. Все эти герои носят звание суворовцев.

Суворовец Максим Макаров (Макар)

Александр Головин (26 лет)

Папа — военный летчик в отставке, мама — домохозяйка и по совместительству исполняет роль Сашиного менеджера. Есть сестра Женя, учится на филфаке МГУ отделения PR.
Первый опыт съемки у актера был в клипе Найка Барзова «Три слова».
Александр родился в пятницу 13-го.
С 2010 года принимает участие в соревнованиях по шоссейно-кольцевым гонкам (ШКГ) на скутерах с напарником Алексеем Смирновым.

Суворовец Илья Сухомлин (Сухой)

Аристарх Венес (26 лет)

Свою необычную фамилию получил от отца, сына греческих эмигрантов, а имя выбрала мама. Оно означает «предводитель лучших».
Ариса — так зовут Аристарха друзья и близкие.
Аристарх учился в английской спецшколе. Занимался танцами. Учился игре на скрипке. Увлекался карате. Пытался серьёзно — на профессиональном уровне — заниматься футболом.
Папа — Виктор Венес, закончил ЯГТИ, курс народного артиста СССР, профессора С. К. Тихонова. Мама — Светлана Шибаева, закончила Ярославский Театральный институт.

Суворовец Степан Перепечко (Печка)

Павел Бессонов (24 года)

Родители всегда одобряли выбор сына, понимая, что он занимается тем, что ему нравится. Однако они постоянно говорили Павлу, что необходимо учиться и получать настоящую, серьёзную профессию. Родители обращали внимание сына на то, что нередки случаи, когда снимающиеся подростки потом остаются не у дел. Бессонов поступил в Академию труда и социальных отношений. Он хочет быть актёром, но не артистом. Хочет продолжать сниматься.

Суворовец Илья Синицын (Синица)

Борис Корчевников (33 года)

С 1990 года принимал участие в спектаклях МХАТ им. А. П. Чехова и театра-студии под руководством О. П. Табакова.
С 1993 года был ведущим и репортёром в программе для детей «Там-там новости» телеканала РТР. С 1998 года — ведущий и репортер в программе для молодежи «Башня» (РТР).
В 1998 году поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ и на факультет журналистики МГУ одновременно.
В 2003 году окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова.
В 2003 — 2005 годах в Германии и Америке сдал экзамены на знание немецкого и английского языков.
В 2004 году стал лауреатом премии Союза журналистов «Новое имя в журналистике».
С 13 мая 2013 года — ведущий ток-шоу «Прямой эфир» на телеканале «Россия-1».
Включен Украиной в санкционный список за позицию по конфликту на Востоке Украины и присоединению Крыма к России.

Суворовец Александр Трофимов (Трофим)

Артур Сопельник (24 года)

В 2008-ом году талантливый молодой человек стал студентом Щукинского училища. Он попал на курс Виктора Коршунова. В 2012-ом году он успешно окончил обучение.

Суворовец Кирилл Соболев (Соболь)

Артем Терехов (29 лет)

Занимался в Театре-студии “Контакт” при ДК “Зеленоград”.
С 2003 по 2005 г. – студент МГУ,факультет изящных искусств и ВГИКа, мастерская А.В Панина.
Студент Международного Славянского института им. Г. Р. Державина.

Суворовец Алексей Сырников

Кирилл Емельянов (24 года)

С 2010 года — артист Московского театра «Школа современной пьесы».
С 2010 года женат на актрисе Московского театра «Школа современной пьесы» Екатерине Директоренко, сыгравшей в картинах «Штрафбат», «Сыщики-5» и «Человек без пистолета».

Суворовец Андрей Леваков (Лёва)

Иван Добронравов (26 лет)

Студент Щукинского училища (курс Ю. Нифонтова).

После выхода в свет фильма Андрея Звягинцева «Возвращение», получившего пять призов Венецианского кинофестиваля, включая «Золотого льва», про героя Ивана Добронравова писали, что в этом «круглолицем упрямце обитает мужская воля». В картине Светланы Проскуриной «Перемирие» актёр создал иной образ: «У Егора — кроткие глаза отрока Варфоломея. Собой хорош, простодушен и доверчив по-детски».

В 2010 году Иван Добронравов стал лауреатом Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая мужская роль» (фильм «Перемирие»).

Отец Ивана Добронравова — Фёдор Добронравов — снимался вместе со своим сыном в сериале «Кадетство» в роли отца суворовца Перепечко. В украинском телевизионном сериале «Сваты 4» Иван Добронравов в роли милиционера задерживает Ивана Будько, которого сыграл его отец. Также Фёдор Добронравов снимался в кинофильме «Мамы» в роли отца Ивана.

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

20+ жизненных СМС

fishki.net

Учет возрастных особенностей кадетов как условие профилактики нарушений в их поведении

Разделы: Социальная педагогика, Патриотическое воспитание


Современные исследования о девиантном поведении ставят акцент не столько на вопросах его коррекции, хотя и это, безусловно, важно, сколько на профилактике отклонений в поведении. Бесспорно, лучше предотвратить, чем исправлять. И одним из самых действенных и доступных способов профилактики является знание возрастных особенностей подростков и умение эти знания использовать в учебно-воспитательном процессе.

Омский кадетский военный корпус, в котором я работаю, – это общеобразовательное учебное заведение интернатного типа. Основная его цель: подготовка несовершеннолетних к военной или иной государственной службе.

Возраст кадетов – подростковый, а значит, один из самых сложных как для самих подростков, так и для тех взрослых людей, которые с ними взаимодействуют. Но какие особенности возраста делают его таким сложным? Рассмотрим это на отдельных примерах.

Подростковый возраст – это период пубертатного (т.е. полового) созревания.

Что мы об этом знаем? Половые гормоны сказываются на настроении и поведении подростков: они, если можно так выразиться, “эротизируют” их психику (подростки фантазируют и много говорят на эротические темы, влюбляются, видят эротические сны, у них повышенная половая возбудимостьи т.п.). Это время, когда подростки приобретают свой первый опыт сексуального общения.

В этот же период формируется их половая ориентация. Следует отметить, что влечение в этом возрасте ещё недостаточно дифференцированно, т.е. не имеет четкой направленности на противоположный пол, подростки, по словам М. Кле, еще “бисексуальны”. Подростки экспериментируют с новой для них сексуальной функцией. В рамках такого экспериментирования могут наблюдаться нарушения в половом поведении от самых безобидных до таких, которые скажутся в их дальнейшей жизни.

В условиях закрытого образовательного пространства все эти особенности пубертатного развития могут быть выражены сильнее: однополый коллектив сверстников, фиксированный распорядок жизни, повышенная значимость мужественности.

Что делать? Чтобы избежать осложнений в пубертатном развитии кадетов, в распорядок дня включены обязательные систематические занятия физической культурой и спортом, многие мероприятия носят активный, подвижный характер. Физическая активность снимает физиологическое напряжение и формирует красивую, крепкую, сильную фигуру, о которой мечтает любой подросток. Параллельно с этим, большое внимание уделяется формированию духовной культуры, морально-нравственных устоев кадетов. Настоящий кадет должен быть не только будущим защитником и грамотным специалистом своего дела, но и галантным кавалером, интересным собеседником. Именно поэтому в кадетском корпусе традиционно устраивают Губернаторский кадетский балл, который проходит с особой пышностью, с фейерверком, в присутствии высоких гостей; кадеты занимаются бальными танцами, посещают уроки культуры и этики.

Резкий рост и качественные изменения в самосознании.

Что мы об этом знаем? В.С. Мухина выделила в структуре самосознания пять компонентов:

  • имя и физический облик;
  • притязания на признания;
  • половую идентификацию;
  • психологическое время личности;
  • социальное пространство личности (права и обязанности).

Если оказываются депривированными один или несколько структурных компонентов самосознания, то это может приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении, а иногда и к суицидальным по пыткам.

Телесное самовосприятие подростков-кадетов начинает выступать как одно из оснований самооценки. Именно в телесном облике, прежде всего, по их мнению, проявляются признаки взросления. Высокий рост, спортивная фигура позволяют ребятам чувствовать себя увереннее тех, у которых есть проблемы с внешностью.

Что делать? И здесь опять на помощь приходят строевая подготовка, кроссы, соревнования, спортивные секции, которые органично встроены в систему учебно- воспитательной работы.

Знаем. Но подростки притязают не только на признание своей внешности, но и факта взросления. Они хотят, чтобы их воспринимали как взрослых. В условиях семьи эти притязания реализовать довольно сложно: подросток в социальном плане зависим от родителей; кроме того, для них он всегда есть и будет ребенком, независимо от возраста, поэтому они сохраняют в отношении своего ребенка детские формы контроля. Совсем другая ситуация в условиях кадетского корпуса.

Делаем. Строгая дисциплина, начальная военная подготовка, кадетская форма одежды, офицеры-воспитатели, ротные командиры и многое другое воспринимается подростками как реалии взрослой жизни, как необходимая подготовка к профессиональной карьере.

Знаем. Подростки претендуют на увеличение их прав и пренебрегают при этом своими обязанностями. На наш взгляд, это связано с тем, что права они понимают, как возможность действовать по своему выбору (“я так хочу”), а обязанности – как нечто, навязанное извне (не зря же этимологически “обязанности” – от слова “вязать”). Таким образом, права ближе к потребностям, а значит, более осознаваемы подростками, чем обязанности. Отсюда следует, что обязанности необходимо доводить до осознания подростков.

Делаем. В кадетском корпусе существует определенный свод правил – “Кодекс чести кадета”, в котором перечислены права и обязанности. Эти обязанности понятны по своей формулировке (что немаловажно для подростков) и вполне посильны для выполнения. Например, кадет обязан закаливать себя, совершенствовать физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены; выполнять правила ношения одежды; беречь имущество кадетского корпуса и охранять его от порчи; при необходимости отлучиться из корпуса спросить разрешение у офицера-воспитателя, а после возвращения доложить ему о прибытии.

Есть обязанности, регламентирующие отношения кадета с окружающими. Например, уважать старших, заботиться о младших, уважать честь и достоинство товарищей по корпусу; соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям; и т.п.

Обратите внимания, что содержательная сторона этих обязанностей предполагает обращение к взрослому “эго” подростка и этим обеспечивается принятие подобных обязанностей. Даже само названия свода правил, прав и обязанностей кадетов называется “Кодекс чести”, что уже позволяет им идентифицировать себя с достойными героическими образами, поскольку все они, наверняка, слышали о кодексе чести русского офицера, морского офицера, кодекс чести мушкетеров, рыцарей, кодекс дворянской чести и т.п.

Знаем. Следует вспомнить, что Д.Б. Эльконин в свое время описал морально-этический “кодекс”, присущий подростковому возрастному периоду. Его основные требования: уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, доверие и верность в дружбе. Воспроизводя подобные нормы отношений, подростки относятся друг к другу в соответствии со своим чувством взрослости.

Делаем. Эти базовые для подростков понятия (уважение, равенство, верность, доверие) нашли отражение и в Кодексе чести кадетов. Например, Дорожить честью мундира кадета Омского кадетского корпуса. 

Быть честным и правдивым. Не допускать самому и удерживать товарищей от недостойных поступков.

Дружба желательна, товарищество обязательно.

Бесчестье во имя товарищества остается бесчестьем. Подчиненность не исключает взаимного товарищества. Не подводить товарища под ответ за свои поступки.

Знаем. Еще один компонент подросткового самосознания – психологическое время личности. Деятельность подростка в настоящем определяется тем, как он прогнозирует свое будущее. Если будущего нет или оно представляется как короткая, непролонгированная линия, если оно бессодержательно, плохо структурированно и малореалистично, то подростки живут сиюминутными событиями, у них может наблюдаться инфантильное отношение к жизни вообще и будущему в частности.

Делаем. Чтобы предупредить такие нежелательные явления, в учебно-воспитательный процесс кадетского корпуса включаются мероприятия, направленные на формирование временной перспективы жизни (занятия по профориентации, индивидуальные беседы о жизненных планах, посещение воинских частей, музеев и пр.), кадеты включаются в значимые для них социальные контакты (проект “Чистый Иртыш”; участие в Российском географическом обществе и т.п.), расширяется круг их интересов (есть хор, вокально-инструментальный, танцевальный ансамбли; кружок автомобильного дела, воздушно-десантной подготовки, авиамоделирования, журналистики, спортивные секции: теннис, волейбол, футбол, армейский рукопашный бой, самбо, тяжелая и легкая атлетика).

Нарушения поведения в подростковом возрасте могут возникать на фоне типичных подростковых реакций, например, реакции группирования.

Знаем. Эта реакция имеет биологические корни: известно, что у многих классов животных молодняк объединяется и держится обособленно от взрослых особей. Если у подростков наблюдается такая же реакция, значит в ней есть определенный смысл, связанный с природой выживания. Действительно, реакция группирования позволяет подростку найти свое место среди себе подобных, научиться неформально общаться. Группа для них становится стабильной предсказуемой территорией, обеспечивающей им безопасность.

Поступив в кадетский корпус, подросток попадает в большую, но незнакомую группу сверстников. И как всегда в таких случаях, наблюдаются процессы, характеризующие групповую динамику: образование внутри группы отдельных подгрупп, появление лидеров (явных и теневых), распределение и смена ролей, сплочение группы, конфликты и т.п. Это закономерные процессы развития группы, поэтому их нельзя миновать или обойти. Но они должны регулироваться усилиями психолога, педагогов, офицеров-воспитателей. Условия кадетского воспитания содержат в себе определенные трудности в этом смысле, ведь подросткам необходимо подчиняться своему ровеснику- младшему командиру (командиру класса, командиру отделения), который назначается офицером-воспитателем и командиром роты. Командиры из числа кадетов должны подчинять себе своих одноклассников, не имея никаких рычагов управления, кроме собственного авторитета. Здесь есть признаки жестко регламентированной группы: однополый состав, относительно фиксированные роли, назначенный лидер. Такие группы часто вступают в конфронтацию с другими группами, конфликтуют за лидерство и пр.

Делаем.Для положительного протекания реакции группирования и группообразования в воспитательном процессе предусмотрено деление роты на более мелкие по количеству группы (взвод). В каждом взводе примерно 20 кадетов. Интересно отметить, что 21 ± 2 – это предел функционирования группы как единого целого. При большем количестве членов группа обязательно распадется на подгруппы.

Каждый кадет – это индивидуальность. Предоставляя ему возможность показать и закрепить свою индивидуальность в группе сверстников, мы тем самым, обеспечиваем его эмоциональную привлекательность в глазах других ребят. Многие действия воспитателей направлены на подчеркивание сходства членов группы между собой. Проще всего обеспечить сходство по возрасту и внешнему обличью (все коротко подстрижены, носят одинаковую форму). Но гораздо важнее обеспечить сходство группы во взглядах, ценностях. Этому способствуют не только групповые мероприятия, но и традиции Кадетского корпуса (ежегодные военно-спортивные турниры; музыкально-эстетическое воспитание и др.). Все эти мероприятия “работают” на сплоченность группы.

Обобщая все сказанное, отметим, что мы рассмотрели лишь отдельные особенности подросткового возраста и показали, что учет возрастных особенностей учащихся Кадетского корпуса необходим для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, позволит предотвратить те или иные поведенческие нарушения.

Презентация.

3.04.2016

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *